День бизнеса в лагере самые прибыльные работы. Бизнес-лагерь

Путешественник Матвей Шпаро сделал из своего увлечения успешный бизнес: туристический лагерь в Карелии принимает за сезон примерно 1500 детей, которые приносят ему выручку 60 млн руб.

Идея открыть​ собственный детский лагерь пришла в г​олову Матвею Шпаро 15 лет назад — после того как он побывал в детском лагере в США. Первоначальные инвестиции в $30 тыс. предоставил Kodak, а с развитием помогло имя отца — знаменитого путешественника. За летний сезон лагерь «Большое приключение» в Карелии зарабатывает около 60 млн руб., а чистая прибыль составляет 3-4 млн руб.

Первое приключение

Матвей Шпаро не скрывает, что рос хулиганом: в 18 лет бросил МГИМО, проучившись месяц. Отец Матвея, известный путешественник Дмитрий Шпаро, первым в мире добравшийся до Северного полюса на лыжах, в 1993 году решил в воспитательных целях взять сына в экспедицию на снегоходах по Чукотке и Аляске (предстояло пройти 3 тыс. км). Вернувшись, Матвей снова поступил в вуз. Параллельно с учебой он стал преподавать азы туризма в географической школе клуба «Приключение», основанного отцом в 1989 году. В 2000 году по обмену поехал вместе с группой детей в туристический американский лагерь на границе США и Канады. Спортивная, учебная программы, система логистики, уровень подготовки детей в лагере поразили Матвея. Вернувшись из трехнедельного путешествия, он решил построить лагерь такого же уровня в России.

Так появилась идея создать детский туристический лагерь «Большое приключение» на территории Карелии. Первым шагом на пути к запуску стало письмо Шпаро к главе республики Сергею Катанандову с просьбой разрешить организацию палаточного лагеря на лесной поляне площадью 12 га. После его одобрения Шпаро прошел комиссию в составе сотрудников республиканских Роспотребнадзора, МЧС и МВД, которые обсуждали с создателями лагеря требования по обеспечению безопасности детей. Взаимодействие с государством — нелегкий труд, признается Шпаро. Договориться о приемлемых условиях аренды, получить официальное разрешение на работу довольно сложно. «Мне в этом смысле повезло: отцовский 30-летний опыт развития детского туризма принес клубу «Приключение» прочную репутацию, — признает Матвей. — Дважды у меня была возможность докладывать о работе лагеря президенту. Вряд ли какой-то начинающий бизнесмен может похвастаться такой поддержкой».

Получив согласие госорганов, Шпаро стали закупать палатки, спальники и другую необходимую экипировку. Со стартовым капиталом помог Kodak, который в 1990-х активно спонсировал программы клуба «Приключение». В преддверии 100-летия своей работы в России Kodak объявил экологический конкурс, выделив фонду $30 тыс. (на тот момент около 950 тыс. руб.) на его проведение. Соревнование проводилось между школьниками всей страны, которые должны были представить на суд жюри собственные экологические проекты. Из 80 команд отобрали 10, которые в качестве приза получили поездку в новый туристический лагерь. «Сейчас открытие лагеря такого уровня обойдется в 6-7 млн руб.», — думает Матвей. По его словам, за 15 лет вложения в инфраструктуру лагеря превысили 10 млн руб.


«Большое приключение» в Карелии

950 тыс. руб. составили стартовые вложения в лагерь в 2000 году

12 га — территория лагеря

10 млн руб. ушло на строительство инфраструктуры лагеря за 15 лет

1400-1600 детей приезжают в лагерь ежегодно

33-50 тыс. руб. — составляет стоимость путевки в зависимости от срока

60 млн руб. — выручка лагеря за летний сезон

40-60 тыс. руб. составляет зарплата инструктора за месяц работы

450 руб. тратится на питание одного ребенка в день

Источник: данные компании

Экономика лагеря

В первый год «Большое приключение» приняло 100 детей от 8 до 17 лет. В 2001 году приехали 168 детей, в 2002-м — 700. Каждый последующий год количество желающих попасть в лагерь увеличивалось, пока в 2008 году не достигло 2300 человек. «Мы поняли, что эта цифра может расти и дальше, но тогда будет страдать качество, и ограничили количество путевок. В каком-то смысле помог кризис 2008-го: многие желающие отсеялись сами», — объясняет Шпаро. Сейчас число желающих попасть в лагерь — 1400-1600 детей за летний сезон (июнь—август). Стоимость путевки в Карелию колеблется от 33 тыс. до 50 тыс. руб. и зависит как от срока, так и от маршрута путешествия. Транспортные расходы (проезд на поезде и автобусе туда и обратно стоит около 8,7 тыс. руб.) оплачиваются родителями отдельно. Общая выручка «Большого приключения» за одно лето составляет около 60 млн руб., прибыль — 3-4 млн руб., говорит Шпаро. По данным «Контур.Фокус», выручка благотворительного оздоровительного фонда «Клуб «Приключение», который организует лагерь, составила в 2013 году 51,2 млн руб., чистая прибыль — 223 тыс. руб.


«Большое приключение» получает и госконтракты (например, на 17,2 млн руб. в 2014 году, преимущественно с правительством Москвы): в лагерь отправляют учеников коррекционных школ и подростков, проходящих профилактику девиантного поведения. «Мы воспринимаем такие группы не как возможность заработать, а как нашу социальную ответственность, — говорит Шпаро. — В походных условиях абсолютно все дети — и из неблагополучных семей, и из семей банкиров — оказываются в одном социальном положении. Это помогает им взглянуть на собственную жизнь под другим углом».

Основные затраты «Приключения» приходятся на оплату труда инструкторов, психологов, тренеров и медперсонала (всего около 70 человек) и на питание детей. В день на питание одного ребенка заложено около 450 руб. (с учетом труда шести поваров). Зарплата сотрудника лагеря в Карелии — 40-60 тыс. руб. в месяц (с налогами). Кроме основных затрат существует много мелких статей, которые в итоге составляют внушительную сумму. «Только на солярку за один сезон мы можем потратить около 3 млн руб.», — говорит Шпаро.

Еще 2,1 млн руб. лагерь тратит на ежегодное обучение тренеров. Их отбор — одна из основных трудностей в работе лагеря, рассказывает Матвей: «Большое приключение» не может обеспечить молодым людям круглогодичную занятость, поэтому они находят постоянные места работы и на площадки не возвращаются. Каждый год на роль инструкторов претендуют 70 молодых людей и девушек. Все они проходят через 360 часов занятий, разбитых на 3 этапа. В течение 10 дней под руководством уже опытных сотрудников будущие инструкторы слушают курс теории, сдают экзамены и спортивные нормативы на подмосковной базе лагеря. «Например, подтянуться 10-12 раз должны уметь и парни, и девушки. Во-первых, если в походе произойдет несчастный случай, нести пострадавшего ребенка придется именно инструктору. А, во-вторых, в каждой смене есть такой шкет, который пытается взять вожатого «на слабо». Если взрослый не может переплыть озеро или отжаться, он потеряет уважение и управлять группой будет намного сложнее», — объясняет создатель «Большого приключения». На первом этапе обучения отсеиваются около 20 человек. Оставшиеся 50 в конце апреля отправляются в поход на катамаранах. После этого отсеиваются еще около 20 претендентов. Оставшиеся 30 человек в течение полутора месяцев работают в базовом лагере под контролем других инструкторов, и только после этого получают разрешение на самостоятельную работу с детьми. Оплату труда преподавателей и расходы на питание будущих инструкторов берет на себя лагерь.

Лесной маркетинг

Все родители, желающие отправить детей впервые в «Большое приключение», проходят собеседование, поэтому 90% продаж лагерь Шпаро осуществляет напрямую. При личном общении с родителями Шпаро использует нестандартные маркетинговые приемы: «Первое, о чем я спрашиваю, — знаете ли вы разницу между комарами и мошками? Чаще всего, не знают. Комар просто кусает, а мошка выкусывает кусочек кожи. Ребенок будет спать не на мягкой кровати, а в палатке, времени для гаджетов не остается, да и заряжать их негде. Если после этого родители все еще слушают меня, я приступаю к рассказу о прелестях приключения, которое ждет ребенка в лагере», — говорит Шпаро.

Шпаро говорит, что условия в лагере хорошие, но спартанские. «Так сложилось исторически: сначала у нас просто не было средств, а потом мы превратили это в плюс. Развили концепцию «другого отдыха» — без горячей ванны по вечерам, шведского стола и дискотек». Каждый вечер в лагере проходят посиделки у костра с обязательными разговорами о смысле жизни, а испытания, пройденные за время похода, заставляют детей вести себя по-другому в общении с родителями и друзьями, утверждает Шпаро. «Природа творит чудеса даже с «компьютерными» детьми. Мы подсчитали: 92% родителей говорят, что после возвращения из лагеря их ребенок меняется к лучшему», — говорит Матвей.


Кроме привычных городских удобств в лагере отсутствует понятия «смена»: логистика лагеря повторяет модель, заимствованную Шпаро у американского лагеря. Каждый день летнего сезона (июнь—август) из Москвы отправляется 2-3 группы по 10 человек. Когда они прибывают на стоянку базового лагеря, оттуда в поход отправляются предыдущие 2-3 группы, место освобождается. Таким образом, одновременно в базовом лагере находятся не больше 140 человек. Также у детей нет свободного времени (каждая минута чем-то занята) и отбоя. «Костры тушатся в 22:00, после этого ребенок волен хоть всю ночь сидеть у палатки в темноте, если ему хочется. Но в 8 утра он уже должен доедать свою порцию каши. Есть, кстати, мы тоже никого не заставляем — проспав пару завтраков, дети волшебным образом начинают сами раньше ложиться и раньше вставать», — улыбается Шпаро.

По оценкам основателя, 40% детей, побывавших на одной из площадок, приезжают в лагерь во второй раз. Маркетинговой находкой прошлого сезона стали «письма счастья» родителям. Инструктор за время похода должен отметить что-то хорошее в поведении каждого ребенка, запомнить это и после завершения смены отправить письмо родителям. По словам Шпаро, такой простой, на первый взгляд, ход вызвал бурю эмоций: «Нам постоянно приходят отзывы о том, как приятно слышать что-то хорошее о своем ребенке, особенно если преподаватели в школе не балуют его частыми похвалами», — говорит Матвей. Затраты на эту затею оказались ощутимыми: не все 70 инструкторов безупречно грамотны, поэтому к расходам на конверты и марки прибавился оклад человека, проверяющего орфографию и пунктуацию в «письмах счастья».

Спартанская Карелия

Программы в лагере различаются в зависимости от возраста ребенка (приехать могут дети от 8 лет и даже вполне взрослые юноши и девушки в возрасте до 23 лет), от сложности маршрута (1-3-й категории по туристской классификации), от длительности путешествия (14, 21, 28 дней) и от содержания приключения. Работает около десяти различных программ: сплав по карельским рекам на катамаранах, велосипедные и комбинированные походы, путешествия через горы к морю. Большой популярностью пользуются походы с хаски, которых в лагере 60, — собаки этой породы считаются одними из самых дружелюбных.

Инструкторы, двое на каждую группу из 10 ребят, водят детей по 30 маршрутам. Все они согласовываются с МЧС и паспортируются, но предсказать, как пройдет тот или иной день похода, невозможно. Роль играют не только погодные условия, но и уровень физической подготовки детей в каждой группе. «Если инструктор видит, что дети готовы к подвигам физически и морально, группа может пройти часть водного маршрута против течения. Если вожатый видит, что ребята устали, маршрут можно сократить», — объясняет Шпаро.

Первые три дня путешествия дети остаются в базовом лагере, где проходят инструктаж и тренировки перед походом. Чтобы получить разрешение на долгосрочное путешествие, они должны выдержать тренировочный однодневный поход неподалеку от территории лагеря. Там инструкторы тестируют возможности каждого ребенка и проверяют, на что способна группа в целом. На пятый день дети отправляются в основное путешествие, которое длится 7, 14 или 21 день. После возвращения группа отдыхает, устраивает прощальные выступления, получает сертификаты о прохождении похода. Каждому ребенку присваивается звание туриста (если поход был первым) или категория более высокого уровня.

Идея: организовать один из дней в жизни лагеря, на котором дети смогут проявить свои творческие способности.
Если вы хотите провести интересный день во время пребывания детей в лагере, то проведите день по сценарию для детей в лагерь «Бизнес-день».

· За день до проведения дня по сценарию для детей в лагерь «Бизнес-день» проведите опрос среди детей. Вы должны узнать, что могут делать дети. Например, кто-то любит делать поделки из бумаги, кто-то любит делать прически, кто-то делать маникюр.

· Исходя из проведенного опроса, составляется список рабочих профессий. К этому списку добавляются и другие, не названные детьми, профессии и стили работы. Следует добавить телохранителей, «крышу», бандитов. Приведу краткий список того, чем могут заниматься дети в бизнес день: парикмахер, специалист по маникюру, телохранитель, «крыша», бандит, уборщик, дизайнер, врач, учитель, продавец, милиционер.

· Утром, когда будет проведен бизнес-день, вывешивается список того, кем могут работать дети. Около каждой работы стоит количество человек, которые могут работать на этой специальности. Для того чтобы распределить работу между детьми, проводится аукцион. Перед аукционом каждому ребенку выдается одинаковое количество игрушечных денег. Кто больше даст за предложенный вариант работы, тот и получает эту работу. Для того, чтобы выкупить все места можно объединяться в группы или брать игрушечные деньги в кредит у тех, кто уже купил себе место.

· После того, как все профессии будут выкуплены, начинается рабочий день. Все дети обустраивают свое рабочее место, делают вывески и режим работы. Вожатые в этот день становятся смотрителями, которые будут следить за порядком среди работников. Наравне с ними работают милиционеры, такая работа предлагалась в списке. Милиционерам в конце рабочего дня после их отчета вожатые дадут зарплату.

· Те, кто купил работу телохранителем, ищут себе работодателя сами. Они найти того, кто им будет платить за то, что они охраняют их от бандитов. За работу им платить работодатель. Такой же работой занимается «крыша», но таким работникам не обязательно все время находится около работодателя. Они рядом с вывеской нанимателя вешают свою вывеску и бандиты не имеют права брать деньги с того, у кого висит табличка «крыши». Но платить «крыше» приходится раз в 5 больше, чем телохранителям.

· Теперь о бандитах. Они могут ходить по всему лагерю и собирать деньги с тех, у кого нет ни телохранителя, ни крыши. Если они хотят собрать деньги у того, кого охраняют, то они должны сразиться с охраной. Для сражения и выявления победителя можно провести конкурс «Бои без правил», в котором представитель охраны и представитель бандитов встают на стулья и пытаются «сбросить» противника подушкой. Если побеждает представитель бандитов, то тот, из-за кого велся бой, должен заплатить бандитам.

· Остальные согласно сценарию для детей в лагерь «Бизнес-день» занимаются своими обязанностями: уборщики убирают, дизайнеры делают дизайны комнат, рисуют новые дизайны одежды, продавцы что-то делают (например, оригами) и продают, врачи заботятся о здоровье окружающих. Все, кто работает, получает за свою работу деньги от посетителей. Как показывает практика, у девочек спросом пользуются услуги парикмахера и специалиста по маникюру, у мальчиков спросом пользуются спортзалы и скалолазание .

· После ужина вожатые собирают всех ребят в одном месте. Подводятся итоги кто и сколько смог заработать за прошедший день. Тому, кто больше всех заработал, вручается грамота «Самому лучшему бизнесмену» и сладкий приз.

· Далее проводится аукцион, на котором дети смогут потратить заработанные деньги. На аукцион можно выставлять сладкие призы, сувениры и вожатых (они должны будут весь следующий день быть не со своим отрядом, а с отрядом, который его купит). Дети очень любят покупать вожатых с других отрядов и отстаивать своих вожатых.

· После аукциона устройте для детей дискотеку. На дискотеке можно провести зажигательные и веселые конкурсы, которые вы можете подобрать в разделе «Игры и конкурсы».

Детский лагерь – это не только солнце, вода и чистый воздух. Организация, которая так называется, должна обеспечивать отдых детей, их оздоровление, а также ‒ осуществлять массу других функций.

В последнее время детские лагеря заинтересовали многих предпринимателей, ведь при умелом подходе такой бизнес может быть очень прибыльным и перспективным. Однако не стоит обольщаться: если вы всерьез думаете и планируете, как открыть лагерь для детей, то вас впереди ждет очень много работы.

Особенности, разновидности и этапы создания бизнеса

Главными целями, которые ставят перед собой детские лагеря, являются:

  • укрепить здоровье и обеспечить профилактику заболеваний, повышая иммунитет, занимаясь физической культурой, спортом и туризмом;
  • сформировать у детей навыки здорового образа жизни;
  • развивать творческий потенциал детей;
  • способствовать умственному, физическому, социальному и духовному их развитию;
  • учить деток поведению в коллективе, общению с природой.

Это только некоторые постулаты, на которых базируются уставы детских лагерей. Как видите, все не так просто, но согласитесь, что все эти мероприятия невероятно важны, ведь они несут огромную пользу для здоровья, отдыха и всестороннего развития детей.

Как правило, такие учреждения и организации располагаются где-нибудь за городом, подальше от суеты и шума. Они в основном предлагают свои программы в течение летних месяцев, однако есть лагеря, функционирующие и в другие сезоны, и даже работающие круглый год.

Существует несколько видов лагерей, которые отличаются спецификой работы.

  1. Оздоровительная или санаторная база отдыха, где присутствуют стационарные постройки (столовые, жилые корпусы, душевые и т. д.). Их база – это медицинские центры или другие учреждения медицинского типа. Туда отправляют, как правило, детей, у которых могут быть какие-нибудь проблемы со здоровьем, или тех, чьи родители просто хотят, чтобы ребенок оздоровился.
  2. Летняя школа или обучающий лагерь. Такие учреждения работают на базах школ или организаций дополнительного образования. В этом виде есть несколько форм. К примеру, лагерь для детей, которые не успевают за общеобразовательной школьной программой, либо специализированный лагерь (то есть, с узкой математической, психологической, языковой направленностью), либо детский лагерь для подготовки младших детей к школе, а старшеклассников ‒ к экзаменам.
  3. Учреждения спортивного типа. В них основной целью ставится спортивное развитие воспитанников: речь может идти об узконаправленных лагерях (уклон в конкретный вид спорта) или об общей физической подготовке детей. Как разновидность, тут может быть и «туристический» лагерь, где все будут жить в палаточных городках для большего сближения с природой.
  4. Лагерь на выходные. Эта идея не слишком популярна у нас пока. Суть сводится к тому, что дети передаются под опеку лагеря с вечера пятницы до вечера воскресенья. Им должно быть обеспечено качественное питание, медицинское обслуживание и развлекательная или обучающая программа.
  5. «Трудовые» лагеря – тоже более популярны в западных странах. В них едут в основном подростки, которым инструкторы предлагают выполнять различную несложную работу (собирают ягоды, плоды, помогают фермерам и т. д.). Трудовая деятельность, как правило, имеет место только в первой половине дня, а после обеда дети могут отдохнуть. Труд, несомненно, оплачивается.

Основные этапы создания лагеря

Чтобы создать детский лагерь, необходимо подойти к его организации очень серьезно и ответственно. Не замахивайтесь сразу на очень большой проект (даже при наличии ресурсов), ведь если у вас совершенно нет опыта в этом деле, в лучшем случае ‒ вы просто потеряете вложения. Постепенно ищите единомышленников, нарабатывайте совместный опыт проведения лагерей, организовывайте команду, и только тогда пробуйте потихоньку расширять свои горизонты.

В любом случае, в начале пути вас ждет очень много работы.

  1. Определитесь с видом и формой будущего лагеря. Спланируйте, каким он будет, что вы хотите, чтобы дети узнали, достигли, сумели после посещения вашего учреждения? Какими тематиками вы будете наполнять лагерь, как собираетесь создавать атмосферу, чем мотивировать и т. д. Это очень ответственный этап работы, потому что от ваших решений зависит вся дальнейшая деятельность.
  2. Исходя из предыдущего пункта, найдите место или помещения под лагерь. Уладьте все юридические вопросы – и касаемо открытия лагеря в принципе, и касаемо оформления базы, помещения или земли. Получите необходимые разрешения и лицензии.
  3. Займитесь ремонтом, оборудованием и оснащением лагеря. Закупите все, что необходимо для приема первой смены детей.
  4. Наймите сотрудников.
  5. Дайте знать об открытии лагеря заблаговременно (до начала сезона).

Несмотря на то, что лагерь открывается, как правило, только на теплое или летнее время, вам будет хватать работы и на осень, и на зиму, и на раннюю весну.

Нормативно-правовая база и юридическое оформление организации

Сфера отдыха и оздоровления детей, а также любая система, которая имеет к ней отношение, регламентируется целым рядом различных ведомств, служб и структур. Ежегодно меняются или дополняются федеральные целевые программы, постановления и распоряжения, поэтому вам придется очень внимательно следить за этим, чтобы документация лагеря всегда была в порядке.

Более того, вы будете проходить плановые регулярные проверки перед открытием каждого сезона и принятием новой смены. В зависимости от того, какую деятельность будет вести ваш лагерь, какие предоставлять услуги, в какой период он станет функционировать, вам понадобятся различные документы:

  • лицензия, подтверждающая, что вы имеете право вести воспитательную деятельность;
  • документы, подтверждающие ваше право управлять теми или иными зданиями и землей (договор купли-продажи или аренды с учредителем);
  • акт приема лагеря всеми службами;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора и СЭС;
  • акты о том, что были проведенны дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные мероприятия (далее понадобится заключить договоры на регулярное их проведение);
  • договор с местным органом здравоохранения на подтверждение оказания различных медицинских услуг вашим воспитанникам;
  • составленный план или программа производственного контроля;
  • Роспотребнадзор должен также утвердить всю документацию вашей столовой и даже примерное меню (не забудьте про сертификаты продуктов и т. д.);
  • заключите договоры с различными службами на оказание целого спектра услуг: поставка продуктов,вывоз мусора и других отходов, осуществление охраны территории лагеря и т. д.;
  • составьте собственные книги приказов, которые будут касаться вашей основной деятельности, движения детей, плюс ‒ правила внутреннего распорядка в лагере, должностные инструкции для персонала, штатное расписание, различные графики (режим дня, смены, дежурства, техника безопасности) и журналы;
  • все сотрудники вашего учреждения должны будут иметь действующие медицинские книжки и проходить регулярные профосмотры, гигиенические обучения. Более того, необходимо вести медицинскую документацию (справки на каждого ребенка, данные, истории болезни и т. д.);
  • финансово-бухгалтерские документы тоже потребуют строгой отчетности и внимания;
  • санитарно-техническое и технологическое оборудование должно быть зафиксировано в планах-схемах помещения и заверено всеми службами;
  • набирая персонал и составляя команду, вам понадобится заводить личные карточки на всех сотрудников, где будут указывать их основные данные, квалификационные характеристики и прочее (это касается педагогического, медицинского, технического и другого персонала);
  • если к вам едут дети, у которых есть какие-нибудь льготы, то каждый случай должны изучать органы социальной защиты, а у вас в наличии при приеме ребенка должны быть все справки о получении этого пособия и другие официальные документы, которые могут его подтвердить;
  • путевки на оздоровительное учреждение (с приложением реестра);
  • с родителями каждого приезжающего ребенка вы должны заключать договор об оказании услуг, а также иметь в наличии их заявления на имя директора оздоровительного учреждения.

Помимо этого, вы должны зарегистрировать или , выбрать форму налогообложения, изготовить печать.

Также лучше заранее ознакомьтесь с некоторыми главными документами, которые четко регламентируют деятельность детских лагерей: «СанПиН 2.4.4.1204-03» (для стационарных учреждений) и «СанПиН 2.4.4.2605-10» (для палаточных). К примеру, для детей, возрастом 6-9 лет, максимальная численность группы будет составлять 25 человек, также как и для подростков 15-18 лет. А вот для ребят 10-14 лет – максимально допустимое число ‒ 30 человек в группе. В зависимости от возраста, детей можно или нельзя привлекать к каким-нибудь видам работы или другой деятельности. Также строго регламентируется меню, условия приема детей и прочие детали.

Максимальной будет смена, продолжительностью три недели. Перерыв между сменами не может быть меньше 2 дней. Ребенок может питаться в лагере 2, 3 или 4 раза в день, в зависимости от того, сколько он там пребывает.

Поиск правильного места

Он тоже зависит от того, какой вид лагеря вы выбрали. Если говорить об оздоровительной или санаторной базе отдыха, то вам понадобится огромная территория, на которой будут размещены корпуса с номерами, столовая, медицинские корпуса и другие учреждения. Разумеется, что отстроить все это с нуля – практически нереально, ведь тогда, чтобы открыть лагерь для детей, вам понадобятся очень большие вложения, которые окупятся через десяток лет.

Именно поэтому многие лагеря практикуют постоянные передвижения по стране. То есть, организаторы не строят и не покупают собственную базу отдыха, а арендуют домики или этажи каких-нибудь пансионатов. Основываясь на базе того или иного учреждения, вы можете предлагать каждый раз новые программы для детей: готовить первоклассников к школе, заниматься интенсивом какого-нибудь иностранного языка или проводить различные специализированные тренинги для детей.

Впрочем, учитывайте, что все здания обязательно должны соответствовать всем нормам и требований, а также быть оснащены канализацией, исправными водостоками, хорошей системой вентиляции и водоснабжения. Рекомендовано, чтобы высота зданий не превышала двух этажей, а в каждом корпусе был оборудован медпункт. Ежедневно должна проводиться влажная уборка помещений, уборка территории и вывоз мусора. Постельные принадлежности меняются не реже, чем раз в неделю.

Если на территории лагеря расположен водоём (море, озеро, речка), то его берега должны быть пологими, то есть, в месте доступа детей не может быть ни ям, ни обрывов. Перед заездом или началом купального сезона вам придется проводить анализ состава воды, плюс ‒ потом регулярно повторять эту процедуру. Максимальная глубина открытого водоёма не может составлять более 0,7-1,3 м.

Оборудование и оснащение лагеря

Перечень всего необходимого будет у каждого свой, так как он зависит от массы различных индивидуальных факторов. Если вы нацелились на палаточный лагерь, тогда приготовьтесь закупать палатки, тенты, посуду, репшнуры, всевозможные инструменты и другое, необходимое в походах, снаряжение. Если вы организовываете какие-нибудь спортивные или другие мастерские, то понадобится инвентарь для них, исходя из конкретной специфики и т. д.

Очень важный момент – организация питания детей. Вы можете осуществлять ее в собственной столовой лагеря или подписать договор с местным кафе, предварительно подготовив все необходимые разрешительные документы. В палаточном лагере готовят на газовых плитах или на костре.

Территория лагеря должна быть благоустроена и ограждена по всему периметру. Спальные корпуса должны отапливаться, а комнаты для детей ‒ обустроены и обставлены всем необходимым: кровати, шкафы для одежды, столы, стулья, полки, тумбочки. Если нет водоёма, придется позаботиться о наличии бассейна. Также необходимо обеспечить все основные условия: комнаты личной гигиены, туалеты, душевые, прачечная и сушка одежды, медпункт и т. д.

К столовой, пищеблоку и другим помещениям тоже немало требований, которые придется неукоснительно выполнять. Помните, что вы несете ответственность за жизнь, здоровье и безопасность каждого ребенка в вашем лагере.

Каждой сезон потребуются дополнительные расходы на обновление оборудования и снаряжения, благоустройство территории, капитальный или косметический ремонт.

Персонал и организация работы

Сотрудники лагеря – это люди, которым родители доверяют своих детей, поэтому очень внимательно отнеситесь к их подбору. Коллектив вожатых должен стать вашей командой, ведь вам необходимы не просто помощники, а единомышленники.

Конечно, чтобы сформировать настоящую команду, понадобится время ‒ возможно, даже не один и не два сезона. Но если вы хотите воспитывать в детях доверие, уважение, ответственность, взаимопомощь и другие положительные качества, то вам и вашим сотрудникам придется, в первую очередь, проявить их в себе.

Вожатыми могут быть волонтеры, студенты педагогических ВУЗов или специалисты, уже их закончившие. Лучше стремиться к постоянному штату сотрудников, которые бы постепенно становились профессионалами своего дела, принимая участие в различных образовательных программах, набираясь опыта, разрабатывая собственные нововведения.

Эти люди обязательно должны уметь ладить с детьми, организовывать их во всех мероприятиях жизни лагеря, нести ответственность, соблюдать все необходимые меры безопасности, знать, как себя вести в экстренных ситуациях. Помимо этого, как уже говорилось, сотрудники должны вовремя проходить медицинские осмотры, делать прививки, сдавать инструктивно-методические семинары по подготовке к работе и проходить аттестацию.

Также вам понадобятся специалисты различных профилей: учителя, преподаватели, спортивные тренеры, инструкторы. Каждый лагерь должен иметь в штате воспитателей высшего звена (с профильным образованием) и медиков.

Не забудьте и о техническом и прочем персонале: водители, повара, работники кухни и столовой, уборщицы, завхоз, бухгалтер. Если понадобится, будете нанимать людей и в административный штат, в качестве своих помощников (заниматься рекламой, связями с общественностью, обучать инструкторов и т. д.).

Какую выбрать программу?

Многие лагеря и сегодня продолжают работать по тем же программам, которые были разработаны и учреждены во время Советского Союза. Это не значит, что они плохие, однако консерватизм заключается в том, что ни один праздник, ни одно мероприятие в течение всех этих лет не меняет своих сценариев. То есть, возможно, даже сегодняшние родители ваших воспитанников когда-то участвовали в таких же конкурсах и говорили слово в слово тот же текст на выступлениях.

Нужен немного другой подход: к примеру, учитывать особенности детей и т. д. Тогда вожатые будут иметь возможность вносить хотя бы небольшие изменения и дополнения по ходу, даже если вы разрабатывали свои программы на базе консервативных.

Однако наибольшим спросом среди родителей и детей сейчас пользуются, так называемые, инновационные программы. Над ними трудится целый штат воспитателей, учителей, инструкторов, чтобы с каждым годом что-то менять и дорабатывать, добиваясь совершенства: если дети какое-то введение не принимают, его исключают, а пробуют другие игры, занятия или развлечения.

Разумеется, в этом и прелесть частного лагеря перед государственным – у вас есть свобода действий, и вы можете вовсю задействовать свой творческий потенциал.

Учитывайте, что кроме игр или обучающих занятий, нужно будет проводить различные выезды, экскурсии, организовывать праздники и другие мероприятия.

Реклама

Чтобы ваш лагерь не пустовал, понадобится привлекать внимание потенциальных клиентов всеми возможными способами. Некоторые лагеря заключают договоры на рекламу непосредственно с различными детскими учреждениями, их сотрудники ездят сами, встречаются с родителями и детьми, показывают презентации и т. д.

Со временем сработает «сарафанное радио», и родители будут бронировать места в вашем лагере для детей задолго до начала заезда.

Выводы

Задавшись вопросом, выгодно ли открыть лагерь для детей, попробуйте подсчитать возможные расходы и срок окупаемости этого проекта. Судите сами: первоначальные вложения могут составить около миллиона долларов и больше, в зависимости от масштаба вашей идеи. После вам придется постоянно вкладывать деньги на содержание лагеря.

Стоимость путевок необходимо рассчитывать так, чтобы не менее 40% уходило вам в прибыль. Если вы тесно сотрудничаете с туристическое компанией (очень часто сами турагентства открывают лагеря), то наценка может быть больше, также приличная наценка в узкоспециализированных лагерях. Разумеется, тогда будет повышаться и ваша рентабельность. На обычный же лагерь рентабельность оценивается всего в 4-7%.

Чтобы проект окупился, потребуется несколько лет. Далее, если все пойдет удачно, вы сможете за одну смену зарабатывать до 300 000 долларов.

* В расчетах используются средние данные по России

Наверное, каждый из нас хотя бы раз за свои детские годы побывал в летнем лагере. Такие лагеря не потеряли свою популярность и в наши дни. Более того, детские лагеря стали для многих предпринимателей прибыльным, хотя и непростым бизнесом. Детский лагерь представляет собой специальную программу для отдыха и полезного времяпрепровождения для детей и подростков, которая реализуется обычно в течение летних месяцев.

Главная цель большинства лагерей – образовательное и культурное развитие. Существует несколько основных видов лагерей для детей. Детские оздоровительные лагеря располагаются, как правило, за пределами города. Это может быть как стандартная база отдыха (со стационарными постройками – жилыми корпусами, столовыми, душевыми и т. д.), так и палаточный городок (вариант туристского лагеря).

Второй и, пожалуй, самый распространенный вид летнего лагеря – это школьный лагерь дневного пребывания, который располагается на базе школ и учреждений дополнительного образования. По своей форме и назначению они напоминают детские сады, хотя и предназначены для детей старшего возраста. Такие лагеря работают только в дневное время (с утра до вечера или с утра и до обеда). В течение дня дети могут посещать различные кружки или спортивные секции, гуляют на площадке у школы под присмотром педагогов или ездят на различные экскурсии.

Документы, регламентирующие деятельность летних детских лагерей

Если вы собираетесь открывать лагерь одного из вышеперечисленных типов, то ознакомьтесь с двумя основными документами, которые регламентируют их деятельность: «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003 года» (для стационарных лагерей) и «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул СанПиН 2.4.4.2605-10».

Согласно санитарным требованиям для работы детских туристических лагерей и учреждений с дневным пребыванием детей в период каникул, отряды для детей младшего школьного возраста должны состоять максимум из 25 человек, старших детей – до 30 человек, а одна смена не может продолжаться менее 21 дня. При этом кормят отдыхающих в зависимости от времени их пребывания в дневном лагере – два или три раза. Документы регламентируют почти все нюансы, включая запреты на глазунью и окрошку в детском меню и требования к весу одной порции фруктов (который должен составлять не менее 100 граммов).

Не менее подробно прописаны указания для лагерей и во втором документе «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул», который касается работы учреждений для детей от 12 лет, путешествующих с палатками или живущих в них на территории базы. Так, например, принимать детей в такой лагерь можно лишь при температуре ночью не ниже 15 градусов, а днем – не выше 30 градусов (что во многих регионах просто невозможно соблюсти). Там же прописаны все детали организации детского туристического отдыха вплоть до состава снаряжения (палатка, костровый набор, аптечка, гитара и фонарь).

Основные виды детских летних лагерей

Лагерь санаторного типа располагается на базе медицинских центров или школ, которые находятся рядом с поликлиниками и другими медицинскими учреждениями. Главное назначение такого лагеря – не столько отдых и развлечения, сколько общее оздоровление пребывающих в нем детей и профилактика различных заболеваний. Как и в любом другом лагере, здесь тоже есть свой врач. Отличие в том, что этот медработник при приеме ребенка тщательно осматривает его, изучает выписки из медицинской карты и справки от участкового педиатра или профильного специалиста, если ребенок стоит на учете у такового (например, невролог, отоларинголог и т. д.), и составляет для каждого поступившего в лагерь индивидуальную программу оздоровления.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Обучающие лагеря также называют летними школами. Они бывают трех основных видов: для детей, которые не успевают по обычной школьной программе (для отстающих), специализированные (психологические, языковые, математические, исторические и т. д.) и подготовительные (для старшеклассников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ и/или определяются с выбором своей будущей специальности и высшего учебного заведения). Занятия в обучающих лагерях могут проходить в виде небольшого количества уроков (обычно не более трех) или же, вообще, в виде игр, викторин и конкурсов. Кроме собственно обучения здесь также предусмотрены различные культурно-развлекательные программы.

Спортивные лагеря предназначены не столько для отдыха и развлечений (хотя и без этого не обходится), сколько для физического развития детей. Такие лагеря бывают двух видов – специализированные (на базе определенных секций и спортивных школ) или общие (на базе обычных школ с программой общей физической подготовки). Кроме программы с упором на спортивные мероприятия, такие лагеря отличаются от обычных тем, что детей при зачислении в них делят по отрядам не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки. Лагери актива, которые образовываются на базе определенной зарегистрированной детской организации, многие относят к пережиткам советского прошлого. Хотя они встречаются и до сих пор, но распространены намного меньше, нежели спортивные лагеря. Часто они образовываются на базе загородного лагеря и могут быть как полнофункциональными, так и на одну лагерную смену.

Кроме того, среди других видов лагерей стоит также упомянуть и семейный лагерь , хотя он и не носит коммерческого характера и не может стать основой для собственного бизнеса. Такой лагерь организуют обычно несколько семей или общин по интересам, по территориальному признаку, по возрастам детей и т. д. Все расходы по организации отдыха, питания и развлечений детей берут на себя их родители.

Лагерь выходного дня работает с вечера пятницы до вечера воскресенья. Основная программа начинается, как правило, с утра субботы и продолжается до вечера воскресенья. Там предполагается та же программа развлечений и отдыха для детей, что и в обычном лагере, но в сокращенном варианте. Питание и медицинское обслуживание также не отличается от других вариантов лагерей. Выезды лагерей выходного дня могут быть приурочены к каким-либо праздникам, причем далеко не всегда они выпадают на теплое время года (например, они могут устраиваться на новогодние каникулы). Такие лагеря встречаются довольно редко.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Трудовые лагеря предназначены для подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Как понятно из названия, пребывание в таком лагере предполагает не только отдых и развлечения, но и определенную трудовую деятельность (обычно в первой половине дня и строго не более четырех часов в сутки). Как правило, до обеда дети работают (например, собирают ягоды, кукурузу, бахчевые, яблок и т. д.), а после обеда отдыхают и развлекаются. По итогам своей работы они получают небольшую заработную плату (ежедневно или в конце смены), которая идет обычно на частичное покрытие оплаты путевки в лагерь. Сам же лагерь заключает договоры с различными организациями, которые нуждаются в сезонных работниках.

Профильные лагеря похожи на образовательные и оздоровительные одновременно. Они имеют определенную направленность и создаются на базе различных секций и досуговых центров. Зачастую они даже не представляют собой автономные лагеря, а существуют в виде отдельных групп, которые организованно выезжают на отдых. Встречаются профильные лагеря для юных техников, экологов, краеведов, журналистов, математиков, спасателей, моряков, волонтеров. Как правило, они выступают в роли летних профильных школ по различным видам детского творчества и пр.
Кроме этой классификации, детские лагеря подразделяются по времени деятельности (круглогодичные и сезонные) и по месту организации отдыха (стационарные, палаточные, выездные).

Безусловно, наибольшим спросом пользуются традиционные лагеря на морском побережье. Единственный государственный лагерь, на котором практически не отразились проблемы бюджетных учреждений, склоки, скандалы и борьба за землю, - это легендарный «Артек». Остальные же либо уже закрылись, либо, как утверждают эксперты, в скором времени разделят эту печальную участь. Однако родители не перестанут отправлять своих детей на море на длительное время, чтобы те могли отдохнуть вдали от душных и пыльных городов.

Поэтому специалисты не сомневаются, что будущее – за частными детскими лагерями спортивного и образовательного типа, где дети могут не только отдохнуть, но и укрепить свои здоровья, развить уже существующие и освоить новые навыки. Спрос на путевки в детские лагеря от спортивных клубов и лингвистических школ только возрастает с каждым годом.

Собственные оздоровительные лагеря для детей начинают открывать и крупные туристические агентства. Одна смена продолжительностью 16 дней приносит владельцам лагеря до $620 тысяч! Впрочем, средний доход такого лагеря оценивается в сумму около $300 тысяч, что тоже не так плохо.

Инвестиции в открытие детского летнего лагеря

Впрочем, и здесь есть свои подводные камни. Если вы планируете открывать такой лагерь, то придется найти инвесторов, так как для организации собственного дела вам потребуется от 500 тысяч до 1 миллиона долларов. В эту внушительную сумму входит и стоимость земли, и расходы на строительства корпусов, и заработная плата обслуживающего персонала, и обеспечение безопасности отдыхающих. При этом рентабельность этого бизнеса в начале и середине 2000-х годов составляла 7 %, а сейчас она сократилась до 4 %. Это связано с тем, что в лагерях старого типа основное внимание уделялось контролю над детьми, а новые лагеря предлагают отдыхающим относительно свободный режим.

Готовые идеи для вашего бизнеса

С детьми работают не студенты-вожатые, а квалифицированные педагоги, психологи и даже диетологи (если речь идет об оздоровительном лагере). В случае если лагерь принадлежит туристической компании, рентабельность этого бизнеса окажется существенно выше, так как турагентство может устанавливать собственную наценку на путевки, которая иногда достигает 40 %! Если же лагерь имеет собственную специализацию (например, лингвистическую), то наценка может доходить и до 70 %! Хотя, в большинстве случаев, туристическим компаниям выгоднее не открывать свой лагерь в России, а сотрудничать с зарубежными лагерями. При той же наценке стоимость путевки на отдых в зарубежном лагере может оказаться существенно ниже стоимости аналогичной путевки на тот же срок в лагере в Краснодарском крае.

Большинство современных лагерей предлагают, как и обычные гостиницы, три вида размещения – стандартное, улучшенное и элитное. Разница – в корпусах, где живут отдыхающие. В первом случае предполагается размещение от шести до восьми человек в больших комнатах. Туалеты, как правило, общие на этаже, а банно-прачечный комплекс располагается на улице. При улучшенном размещении в комнате живут не более пяти человек со всеми удобствами на этаже, а при элитном – по 2-3 человека в комнате со всеми удобствами тут же в «номере».

Согласно нормам, питание в лагере должно быть четырехразовым (включая завтрак, обед, полдник, ужин). Иногда предполагается и второй ужин. Питание может быть организовано в виде шведского или же порционного стола. Первый вариант был принят по примеру иностранных гостиниц, второй вариант считается традиционным и более оправданным, так как позволяет обеспечить сбалансированное меню и отвечает всем стандартам.

Подбор вожатых детского летнего лагеря

Особенного внимания заслуживает вопрос подбора коллектива вожатых. В большинстве случаев лагеря заключают договоры с различными педагогическими училищами и принимают на смены студентов-практикантов, которым работу в лагере засчитывают за практику. Реже в качестве вожатых работают члены студенческих организаций при различных вузах, для которых работа с детьми в лагере – это хобби. В большинстве случаев это увлеченные люди, умеющие ладить с детьми. У таких групп (которые называют педотрядами) обычно есть собственные сайты, через которые с ними связывается руководство лагеря, подбирающее вожатых на грядущий сезон.

До недавнего времени редкие лагеря имели постоянный штат работников. Однако теперь по мере распространения частных лагерей эта форма работы становится все более распространенной. Работники подбираются столь же тщательно, как и в любой частный развивающий центр. Вожатые, работающие в лагере, принимают участие в образовательных семинарах и являются профессионалами в своем деле.

Кроме прочих организационных вопросов, желательно еще в самом начале планирования обдумать, какую программу ваш лагерь сможет предложить отдыхающим. Условно все программы делятся на консервативные, обычные и инновационные. Консервативные программы разрабатываются на много лет вперед, праздники и все мероприятия проходят по тем же сценариям, что и полвека назад, с той лишь разницей, что из них убираются идеологические моменты. Обычные программы, по сути, основываются на консервативных, но вожатым разрешается немного изменять их, что добавляет немного разнообразия.

Наконец, инновационные программы предполагают постоянные изменения и доработки. Из них убирается то, что было детям из предыдущих смен не так интересно, и вводятся новые игры и развлечения. Благодаря такому подходу отдых в каждой смене одного и того же лагеря оказывается непохожим на другие. Государственные лагеря и лагеря без собственного штата работников не могут позволить себе внедрение таких программ, поэтому они становятся конкурентным преимуществом лагерей коммерческих. Разработкой инновационных программ могут заниматься не только специалисты, но и сами вожатые (особенно если у них есть опыт работы в сфере ивент-бизнеса, организации детских праздников и проведении общественных мероприятий).

По понятным причинам разработка таких программ и, главное, их внедрение требует немалых средств, времени и сил, но, с другой стороны, их использование повышает «ценность» лагеря в глазах родителей. Например, к инновационным можно причислить научно-приключенческие программы (одна из таких реализуется в оздоровительном лагере санаторного типа на Черноморском побережье). На территории такого лагеря расположены площадка для игры в пейнтбол, парк экстремальных развлечений, скалодром, тиры для стрельбы из луков и арбалетов, современные спортивные комплексы, теннисный корт и даже аудитория и лаборатории для научно-естественных дисциплин.

Разумеется, не каждый предприниматель может замахнуться на открытие полноценного детского лагеря на берегу моря. Его организация требует огромного капитала, связей, сил и времени. При относительно низкой рентабельности и при столь больших расходах сроки окупаемости такого проекта исчисляются не одним десятком лет. Поэтому наибольшее распространение получили специализированные летние лагеря.

Особенности открытия специализированного детского лагеря

Они не покупают и не строят собственные базы отдыха, а арендуют домики на уже работающих базах и этажи в пансионатах. При этом месторасположение такого лагеря может постоянно меняться: один год он сотрудничает с одной базой, а на следующий выбирает другого партнера. Такие лагеря представляют собой летние школы, которые используют нестандартные инновационные подходы к обучению детей. Они могут основываться и на базе уже существующих учреждений, что определяет их специфику: курсов (например, иностранного языка), студий развития (к примеру, подготовка будущих первоклашек к школе) или даже психологических центров (расширенный вариант тренингов для детей).

Сюда же можно отнести и спортивные лагеря, но, как показывает практика, современные родители охотнее платят за обучение ребенка летом, а не за активный отдых и физическое развитие. При таком формате работы (на базе функционирующих учреждений) затраты на организацию лагеря будут невелики, и работать они могут не только летом, но и в периоды школьных каникул, что позволит сократить сроки окупаемости.

Летние лагеря такого типа также называют развивающими площадками. Они набирают небольшое количество групп (например, две – для дошкольников и учеников начальных классов). В группах для детей помладше готовят к школе, а для детей школьного возраста предлагаются программы по обучению иностранным языкам и «подтягиванию» по основным школьным предметам. Кроме занятий, предусматриваются также прогулки, экскурсии и проведение различных игр. Специализированные лагеря могут предполагать только дневное пребывание детей (вечером их забирают родители) или при наличии условий – круглосуточное в будние дни (на выходные дети отправляются домой).

При расчете окупаемости такого лагеря учитывайте, что хотя бы 40 % от стоимости каждой путевки должно уходить в прибыль. Обычно выше этот показатель не бывает, иначе это идет в ущерб качеству отдыха или же снижает доступность стоимости путевки для родителей.

186 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 32185 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Савиных Виктор

проект профильной программы «Учимся бизнесу» призван помочь подросткам познакомиться с механизмами и законами мира экономики, создания собственного дела, узнать свои способности, попробовать себя в нелегкой, но такой важной роли предпринимателя. Цель:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»

пст. Комсомольск – на – Печоре Троицко – Печорский район Республика Коми

ПРОЕКТ

летнего лагеря труда и отдыха

«УЧИМСЯ БИЗНЕСУ»

Руководитель Савиных

Ольга Сергеевна,

заместитель директора

по воспитательной работе

пст. Комсомольск – на – Печоре, 2008 г.

Цель, задачи: 4

Основные принципы программы 5

Основная часть 6

Программа проекта 6

Финансовое обеспечение (бюджет ЛТО): 13

Комментарий к бюджету: 14

Ожидаемые результаты проекта. 16

Заключение. 17

Список литературы: 18

Введение

Анализ социально – педагогических условий.

Ежегодно в МОУ “СОШ” пст. Комсомольск – на – Печоре организуется летний трудовой лагерь для подростков от 14 до 18 лет. В первой половине дня подростки выполняют трудовые дела по благоустройству школы и поселка. Во второй половине дня в лагере проводятся спортивные и познавательные мероприятия, творческие конкурсы.

Над программой летнего трудового лагеря ежегодно в январе – феврале работает творческая группа, в составе которой учителя и учащиеся 8 и 10 классов. Я проанализировал программы летнего труда и отдыха подростков за последние три года и отметил, что все программы имеют гражданско-патриотическую направленность. Сегодня очевидна потребность в новых формах организации труда и отдыха подростков. Я решил предложить проект профильной программы «Учимся бизнесу», т.к. 2009 году в нашей школе сложились благоприятные условия для создания и проведения такого лагеря труда и отдыха. В распоряжении летнего трудового лагеря имеется компьютерный класс, спортивная площадка, на которой находятся футбольное, баскетбольное, волейбольное поля, цифровой фотоаппарат, Интернет.

Обоснование актуальности и значимости программы.

Во-первых, я считаю, что в современном мире сложившиеся экономические условия требуют от каждого человека определенных экономических знаний, без которых сегодня не прожить никому. В течение года в 8 – 11 классах нашей школе проводятся уроки экономики, но недостаточно формируются практические умения и навыки.

Во-вторых, в связи с определенными трудностями устройства на работу после окончания учебного заведения, молодым людям необходимо задуматься об организации собственного дела. Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности в сфере бизнеса, необходимо помочь им сегодня сформировать знания, умения и навыки предпринимательской деятельности.

Выявленная проблема будет частично решена, если в школе в летнее время организовать лагерь труда и отдыха «Учимся бизнесу». Мой проект призван помочь подросткам познакомиться с механизмами и законами мира экономики, создания собственного дела, узнать свои способности, попробовать себя в нелегкой, но такой важной роли предпринимателя.

Цель: Профессиональная ориентация на выбор будущей профессии, на создание собственного дела.

Основные задачи:

Для педагогов:

1. Познакомить подростков с основами предпринимательской деятельности.

2. Помочь подросткам узнать свои способности и возможности в сфере частного предпринимательства.

3. Создание условий для практического применения знаний.

4. Привлечь общественные структуры, организации, частных предпринимателей к деятельности лагеря труда и отдыха.

Для подростков:

1. Дополнить свои экономические знания, полученные в течение учебного года.

2. Активно принимать участие в деловых играх, направленных на практическое освоение умений и навыков предпринимательской деятельности

3. Узнать и оценить свои способности и возможности в сфере частного предпринимательства.

4. Научиться сотрудничать в условиях конкуренции.

5. Получить представление о составлении бизнес-плана.

Основные принципы программы

  • Гуманизма, предполагающего отношение к каждому участнику как к самоценности.
  • Демократизма, означающего воспитание подростков, способных эффективно жить и работать в условиях демократической системы отношений, основанной на взаимодействии и сотрудничестве.
  • Конкурентоспособности, предполагающей формирование личности, адаптированной к динамичной социальной мобильности, смене видов деятельности, способной находить эффективные решения в сложных условиях конкурентной борьбы.
  • Толерантности – терпимости к мнению других людей.
  • Индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает свободу в проявлении своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.
  • Вариативности, включающей многообразие форм работы, отдыха, различные варианты педагогического взаимодействия.

Программа направлена на развитие личностных качеств подростков и их просвещение посредством включения в активные виды деятельности.

Возраст участников программы: от 14 до 18 лет (учащиеся 8 и 10 классов школы). Количество участников смены – 20 человек (2 бригады). Состав бригады 10 человек.

Основная часть

Программа проекта

Этапы

Задачи

Механизм реализации содержания

Исполнители и их функции

Ожидаемый результат

Подготовительный

(январь - май)

Составление программы ЛТО

Отбор участников

Подготовка материально-технической базы.

Встреча организаторов смены.

Составление программы ЛТО на основе данного проекта

Подготовка необходимой документации, диагностического инструментария

Формирование ЛТО

Собрание участников и их родителей

Работа творческой группы. Применение проектной технологии.

Медосмотр участников

Подбор пед. кадров.

Составление договоров с частными предпринимателями.

Подготовка материально-технической базы лагеря.

Администрация школы.

Творческая группа учителей и учащихся

Наличие программы и другой необходимой документации для открытия ЛТО

Список участников

Организационный

(июнь, 1 день)

Введение в тематику отряда, знакомство с программой.

Создание настроя на активное участие в работе ЛТО и реализацию собственного потенциала.

Общее собрание участников.

Создание символики смены.

Оформление комнат для отдыха.

Формирование групп.

Выборы актива.

Выступление администрации школы. В каждой бригаде выбирается бригадир, ответственный за трудовую деятельность подростков и летописец деятельности ЛТО.

Участники, начальник, бригадиры ЛТО.

Решение организационных вопросов.

Создание комнаты отдыха.

Основной (июнь,19 дней)

Знакомство с миром профессий.

Получение знаний по экономике и предпринимательству.

Создание условий для практического применения знаний.

Диагностика способностей.

Обучающие и практические занятия по реализации программы.

Спортивные мероприятия. Формы работы: психологические тренинги, обучающие тренинги, встречи с интересными людьми, презентации.

Методы работы: рассказ, беседа, опрос, анкетирование, тематические игры, конкурсы, викторины; групповая работа; использование компьютерной техники.

Мастер-классы по профессии, беседы, видеопросмотры, тесты, деловые игры, профконсультации, экскурсия в центр профориентации, встречи с частными предпринимателями, с общественными структурами, тренинги, использование Интернета.

Взаимодействие со СМИ

Сбор и фиксирование тематического материала.

учитель экономики, частные предприниматели поселения, работники ЦЗН, руководители учреждений и организаций поселения, психолог.

Приобретение умений и навыков предпринимательской деятельности, наличие бизнес-плана. Отдых и наличие заработка.

Итоговый (июнь, 1 день)

Подвести итоги проведения ЛТО

Определить результативность

Диагностирование участников об удовлетворенности работой ЛТО

Выявление активистов

Творческий отчет ЛТО

Выставка работ участников и т.п.

Награждение лучших участников ЛТО

Освещение итогов мероприятия в СМИ

Участники, руководители ЛТО. Администрация школы

Оформление материалов работы ЛТО

План реализации программы

День

Мероприятие

Организаторы

Открытие ЛТО. Собрание: более детальное знакомство с программой ЛТО, выборы актива. Создание символики смены. Оформление комнат для отдыха.

Начальник ЛТО. Руководители бригад.

Диагностика интеллектуальных и индивидуальных особенностей, способностей к предпринимательству. Психологические игры.

Психолог

Познавательная игра «Веселая экономика».

Экономическая викторина.

Учитель экономики

Встреча с психологом «Как найти свое дело».

Психолог

Встреча с частным предпринимателем Чуфищук Е.М.: «Как организовать собственное дело». Экскурсия на частное предприятие «Тайга»

Част. предприниматель Чуфищук Е.М.

Деловая игра «Ищу работу».

Психолог

Юридические и финансовые вопросы организации собственного бизнеса.

Частный предприниматель Чуфищук Е.М.

Соревнование по футболу как способ развития воли к победе в условиях конкурентной борьбы.

Актив ЛТО. Учитель физкультуры.

«Парад профессий» (познавательная игра, составление профессиограмм).

Руководители ЛТО, психолог

«День предпринимателя» (конкурсная программа).

Руководители ЛТО

Экономическая игра.

Соревнования по стрит-болу

Учитель экономики

Учитель физкультуры

Встреча с частными предпринимателями в области торговли: Петровой Е.А., Терентьевой С. В. и др. Экскурсия в торговые точки поселения.

Частные предприниматели руководитель ЛТО

Встреча со специалистами профцентра «Рынок труда: спрос и предложение». Экскурсия в Центр занятости населения Троицко-Печорск

Начальник ЛТО

Упражнения, направленные на изучение будущей сферы деятельности, планировании успеха, деловых контактов, умении сказать «нет», принятия решений и т.п.

Психолог

Игра «Экономическая десятка»

Учитель экономики

Встреча с частными предпринимателями «Что такое бизнес-план и как его составить», «Трудности на пути частного предпринимательства».

Частный предприниматель

Тренинг деловых качеств «Предприниматель»

Психолог

Мастер – класс «Народные промыслы»

Разработка проекта бизнес-плана собственного дела.

Шайхудинова В.Д., учитель технологии

Участники ЛТО

Мастер – класс «парикмахерское дело»

Оформление проекта бизнес-плана.

Максимова З.В., парикмахер

Участники ЛТО. Учитель информатики

Защита проектов бизнес-планов.

Соревнования по волейболу.

Участники ЛТО

Учитель физкультуры

1 .Коммунальные услуги (электроэнергия, водоснабжение, вывоз бытовых отходов)

1906

1906

2.3аработная плата работников и налог

(начальник, воспитатели, работники столовой, уборщик)

62482

62482

3. Хозяйственные товары (мыло, СМС)

4.Канцелярские товары

2500

2500

5. Спортивный инвентарь (мячи: баскетбольный, футбольный, волейбольный)

2000

2000

6. Медицинская аптечка

7. Фотоуслуги (зарядное устройство к фотоаппарату, флэш-память, аккумуляторы, фотобумага)

памятьфотопленка)

2000

2000

8,. Питание детей в оздоровительном лагере труда и отдыха 72 00 *21р/д*20

30240

30240

9. Поощрительные призы (грамоты, сувениры)

4000

4000

ВСЕГО

106128

64888

41240