Социальное поведение и его мотивы. Мотивация социального поведения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

  • Введение
  • Понятие мотива и мотивации
  • Мотивация как фактор успеха
  • Компоненты мотивации
  • Иерархия мотивов
  • Зависимость уровня мотивации
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

Целью данной работы является исследование мотива и мотивации социального поведения и деятельности личности.

Актуальность работы обусловлена тем, что только поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации наших детей; руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников; а получив представление о том что же такое мотивация и каковы наш истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области психологии.

Понятие мотива и мотивации

Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. .

Например, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы:

1. самореализация;

2. познавательный интерес;

3. самоутверждение;

4. материальные стимулы (денежное вознаграждение);

5. социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу);

6. идентификация с кумиром.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека. Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей "здесь и теперь") мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).

Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.

Актуально (в некоторый конкретный промежуток времени) мотивация достижения студента (например, в процессе выполнения им теста) зависит не только от его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (указаний и установок экспериментатора, предыдущего влияния других людей).

Мотивация спортсмена (актуальная мотивация достижения во время соревнования) зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (установок тренера, турнирной ситуации, ожиданий со стороны других людей, командного "духа" и т.п.).

Определенный мотив (или даже совокупность мотивов) однозначно не определяют мотивацию деятельности. Необходимо учитывать вклад факторов конкретной ситуации. Например, чрезмерная сложность учебной деятельности, отсутствие нормального взаимодействия с учителем или руководителем приводят к снижению не только мотивации, но и эффективности деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности.

Мотивация как фактор успеха

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать .

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в деятельности.

Высокомотивированный студент много читает дополнительной литературы и лучше учится; мотивированный спортсмен настойчиво тренируется и больше "выкладывается" на соревнованиях; работник с высоким уровнем мотивации настойчиво и с интересом работает и часто достигает значительных успехов в деятельности.

Мотивация - это один из важнейших факторов (как и способности, знания, навыки), который обеспечивает успех в деятельности. Сравним динамику развития двух студентов с одинаковым уровнем академической подготовки и с одинаковым интеллектом. Молодые люди отличаются друг от друга только по уровню мотивации. Один из них является высокомотивированным: у него развит интерес к содержанию деятельности, ему интересно учиться, он стремится стать высококвалифицированным специалистом и пытается быть одним из первых в группе. Вследствие высокой мотивации этот студент добросовестно (и с интересом) учится и достигает успехов в учебе.

социальное поведение мотивация мотив

Другой студент (с низким уровнем мотивации учебной деятельности) учится без особого интереса, он безразличен к собственным успехам и к своему статусу в группе, не стремится самоутвердиться и т.п. В результате он не достигает высоких успехов в деятельности.

Часто менее способный, но более замотивированный ученик (спортсмен, работник) достигает больших успехов, чем его одаренный товарищ (коллега). Это и не удивительно, поскольку человек с высоким уровнем мотивации больше работает.

Таким образом, мотивация - важный фактор, который обеспечивает успех в деятельности.

Компоненты мотивации

Смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности (например, проявление физической и интеллектуальной активности). Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации .

Данный компонент приобретает особое значение в игре. Ведь мотив игры заключен в самом его процессе, а не в результате (например, когда ребенок играет, то мотив - сам процесс игры, а не желание что-нибудь создать, т.е. содержание самой деятельности). Не выиграть, а играть - такова общая формула мотивации игры.

Результативный компонент также представлен в играх. Вот почему есть основания утверждать, что процессуальный и результативный компонент мотивации тесно связаны.

И в процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий - это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Полимотивированность деятельности

Как известно, любая деятельность является полимотивированной, т.е. побуждается не одним мотивом, а несколькими, иногда даже многими мотивами. Полимотивированность деятельности предопределяется тем, что действия человека определяются отношением к предметному миру, к людям, к обществу, к самому себе. Трудовая деятельность, например, общественно мотивирована, но она побуждается и многими другими экстенсивными (внешними) и интенсивными (процессуально - содержательными) мотивами. Так, забота о своей собаке может отвечать мотиву "любви к животным" и вместе с тем - мотиву воспитания детей, охраны квартиры, необходимости осуществлять полезные для здоровья прогулки.

Относительно феномена полимотивации А. Маслов утверждал, что любое поведение проявляет тенденцию к детерминации несколькими или даже всеми базовыми потребностями одновременно, а не одной. Привлечение как можно большего числа потребностей (актуализация большего числа побуждающих факторов) повышает общий уровень мотивации деятельности.

Не только одна и та же потребность может воплощаться в различных объектах, но в одном и том же объекте могут воплощаться (опредмечиваться) разнообразные потребности. Например, оценка как мотив учебы может воплощать в себе и потребность в одобрении учителя, и потребность соответствовать уровню собственной самооценки, и стремление завоевать авторитет друзей.

Достаточно полная схема соотношения различных мотивов в побуждении сложных видов деятельности была предложена Б. Додоновым. Согласно данной схеме, деятельность побуждается следующей группой мотивов:

· удовольствие от самого процесса деятельности;

· прямой результат деятельности (созданный продукт, усвоенные знания и т.п.);

· вознаграждение за деятельность (плата, повышение в должности, слава);

· избежание санкций (наказания), которые угрожали бы в случае уклонения от деятельности или недобросовестного выполнения.

Каждый из этих мотивов может вносить различный вклад в общую мотивацию деятельности, причем как позитивный, так и негативный.

Есть все основания предполагать, что число мотивов, которые активизируются и побуждают к деятельности, определяют общий уровень мотивации. Вместе с тем, как это продемонстрировал Б. Додонов в своей схеме, большое значение имеет вклад каждого отдельного мотива в общий уровень мотивации.

Иерархия мотивов

К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образовывают мотивационный комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются). Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов .

Мотив проявляется с различной силой в зависимости от конкретных обстоятельств жизни, влияния других людей, временных факторов и т.п. Поэтому и иерархия мотивов, невзирая на относительную стабильность, не является абсолютно устойчивым психическим образованием. "Вес" (побудительная сила) отдельных мотивов время от времени может меняться под влиянием различных социальных и психологических факторов.

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими мотивами.

Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияют на активность человека и часто вообще не проявляются. А. Леонтьев называет их потенциальными мотивами, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с учителем у школьника социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, школьника в раннем возрасте побуждают к учебе требования взрослых и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняется (соответственно меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию.

Например, после беседы с учителем (или тренером) ребенок раскрывает для себя интересный и привлекательный мир науки (или спорта) и увлекается им. Вследствие этого побуждающая сила познавательного мотива приобретает большее значение. Раньше интерес к содержанию деятельности в иерархии мотивов занимал незначительное место, а после разговора со взрослым произошла мотивационная перестройка, изменилось влияние отдельных мотивов, что вызвало и изменения в иерархии мотивов. Аналогичным образом могут повлиять прочитанная книга, разговор с другом, переживание вследствие конфликта с окружающими и т.п.

Невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов. Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными (в течение определенного промежутка времени). Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая - зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее. Таким образом, невзирая на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания также утверждать о ее относительной стабильности.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда вам необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.

Зависимость уровня мотивации

Как уже упоминалось, деятельность, как правило, побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминирует деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Много зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов, вместе взятых. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

· от количества мотивов, которые побуждают деятельность;

· от актуализации ситуативных факторов;

· от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Опираясь на указанную закономерность, учитель, тренер или менеджер, стремясь усилить мотивацию своих учеников (подчиненных), должен работать в трех направлениях:

1. задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;

2. увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;

3. актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Например, Сергей начал изучать психологию исключительно из необходимости сдать экзамен. Позже преподавателю удалось привлечь несколько других мотивов (самоутверждение, самореализация, интерес к психологии), что существенно повысило общий уровень мотивации учебы

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда вам необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы.

Заключение

В ходе выполнения данной работы исследованы мотив и мотивация социального поведения и деятельности личности. В заключение сделаем основные выводы.

Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать

Любая деятельность является полимотивированной, т.е. побуждается не одним мотивом, а несколькими, иногда даже многими мотивами. Полимотивированность деятельности предопределяется тем, что действия человека определяются отношением к предметному миру, к людям, к обществу, к самому себе. Трудовая деятельность, например, общественно мотивирована, но она побуждается и многими другими экстенсивными (внешними) и интенсивными (процессуально - содержательными) мотивами.

К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образовывают мотивационный комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются). Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов.

Чем больше мотивов детерминирует деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Таким образом, определенную во введении цель работы можно считать достигнутой в полном объеме.

Список литературы

1. Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник Московского университета. № 4, 2008.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2009.

3. Бодалев А.А. Мотивация и личность. Сборник научных трудов. - М., 2007.

4. Виллиам С. Гриффис. Понимание и применение исследований в области мотивации. - М, 2008.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1998.

6. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М., 2006.

7. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин/ - М., 2006.

8. Хакхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теория мотивации потребностей Маслоу. Потребности достижения, соучастия и властвования в теории Мак-Клелланда. Особенности формирования стереотипов и их роль в регуляции поведения личности. Механизмы формирования мотивов, основные условия их развития.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Зарождение и развитие знаний о теории деятельности человека. Зарубежные и отечественные теории о поведении человека. Личность и ее структура. Мотивация профессиональной педагогической деятельности. Диагностика мотивационной сферы личности подростков.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2010

    История и современное состояние проблемы мотивации личности в психологии. Факторы, условия и средства формирования мотивационной сферы личности. Диспозиционная и ситуационная мотивации. Проблемы мотивационной сферы личности современного студента.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2013

    Сущность и отличительные черты направленности личности и мотивации деятельности. Характеристика форм направленности личности в порядке их иерархии. Мотивация как совокупность причин, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    История изучения активности человека и животных. Активность как одна из проблем психологии мотивации. Изучение мотивации и мотивов человека. Методы изучения мотивации и мотивов. Потребности в понимании поведения человека. Восприятие окружающего мира.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Понятия мотивации и мотива. Количество и качество потребностей. Мотивационные образования, диспозиции, потребности и цели как основные составляющие мотивационной сферы человека. Ценностно-смысловое измерение существования личности, ее внутренний мир.

    реферат , добавлен 30.05.2008

    Побудительные механизмы активности человека. Исторический экскурс в историю изучения детерминации активности человека. Иерархия потребностей. Направленность и мотивы деятельности личности. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Структура мотивационной сферы личности. Психологическая сущность мотива достижения успеха и мотива избегания неудач. Анализ внешних и внутренних мотивационных факторов. Три формы внушения: сильное уговаривание, давление и эмоционально-волевое воздействие.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015

    Характеристика структуры личности. Понятие и сущность направленности личности - совокупности устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, достижение жизненных целей.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Формирование мотивационно-потребностной сферы личности. Взаимосвязь удовлетворённости трудом и мотивации. Социальные, личностные ценности. Иерархия потребностей, диагностика степени удовлетворения основных потребностей. Изучение мотивации успеха студента.

ВВЕДЕНИЕ

Термин мотивация имеет два взаимосвязанных, но несколько различных значения: общее (широкое) и специальное (узкое). В общем, широком значении мотивация обозначает самостоятельную, сравнительно новую (возникла в 30-годы XX в.) область научных, психологических исследований, имеющих дело с психологическим объяснением поведения человека и животных, с выявлением его истоков, факторов, определяющих целенаправленность и активность поведения. Специальное, узкое значение термина «мотивация» относится к причинам и факторам, управляющим поведением отдельно взятого человека, то есть к тому, что инициирует, направляет и поддерживает поведение данного человека в данной ситуации на определенном уровне активности.

То есть широкая трактовка этого термина предполагает включение в число мотивационных факторов всех без исключения психологических особенностей человека, так как они в той или иной степени участвуют в регуляции и управлении его поведением. Все другие психологические свойства человека, кроме мотивации, принимают участие лишь в регуляции поведения, но не служат его началом или энергетическим источником. Мотивация - это в первую очередь представление о психологических, энергетических первоисточниках поведения. При этом те же факторы, которые являются энергетическими источниками поведения, обеспечивают его регулирование на определенном уровне активности.


ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ АКТИВНОСТЬ

Источником активности личности являются различные потребности. В потребностях зависимость от конкретных условий существования личности выступает своей активной стороной как система мотивов. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности - это желания. Их человек может сформулировать, для их реализации он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути.

Все наши поступки также мотивируются внутренне в соответствии с нашими врожденными особенностями. Нас больше привлекает деятельность, которая развивает у нас чувство компетентность. Доказательством тому служит факт, что лучших результатов добиваются те, кто сам организовал свою работу и сам следит за тем, чтобы она была хорошо выполнена.

Выбор наших ближайших действий направляют поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели для нас важнее, тем с большей силой они ориентируют наш выбор. При этом стимулом для наших действий служат не столько сами цели, сколько намерение их достигнуть.

Будучи существом, наделенным сознанием, человек сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, через которые он характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией Маслоу. На главный вопрос его теории - что такое самоактуализация? - А. Маслоу отвечает следующим образом: Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание. Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые как6правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому Существование для самоактуализирующейся личности предстает, как процесс постоянного выбора. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ, от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед.


МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Наше поведение является результатом взаимодействия между происходящим в наших головах и событиями окружающего мира, между нашим ощущением себя и нашим социальным окружением. Как общественные создания, мы приспосабливаем свой мир и свои действия к окружению. В различной степени мы являемся самомониторами, мы обращаем внимание на наше поведение и регулируем его, чтобы произвести желаемой впечатление. На примере ложной скромности, когда люди принижают себя, превозносят будущих конкурентов или публично хвалят друг друга, хотя в глубине души оставляют первенство за собой, объясняется тактика регулирования впечатлений. Посредством саморазрушающегося поведения, чтобы защитить самоуважение, люди порой создают себе препятствия, находя оправдание неудачам.

Источником же активности личности являются различные потребности. В потребностях зависимость от конкретных условий существования личности выступает своей активной стороной как система мотивов. Мотивы - это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности.

Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить - случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности. Личность как социальный феномен является продуктом исторического развития общества, носителем социальных свойств человека. Личность может пониматься как конкретный индивид, достигший определенного уровня развития, и как научная абстракция, используемая для понимания и объяснения социальных свойств человека. Целостность, стабильность личностной структуры конкретного человека определяется многими факторами, среди которых важное место занимают образ жизни человека, социальные ситуации, поэтому изучение конкретного человека, процесса становления его личности, - это всегда анализ, предполагающий целостное биографическое исследование жизненного пути человека, его творчества и того влияния, который он оказывал на ход событий и других людей. Социально-психологический аспект рассмотрения личности знаменуется понятием социального потенциала человека, критерием этого потенциала является мера содействия развитию духовных сил и способностей других людей.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Стимуляция и побуждение связаны с понятием мотива и мотивации. Представления о мотивации возникают при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа зачем, почему, для какой цели, ради чего, какой смысл Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Во втором случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают внешние условия и обстоятельства его деятельности. Социальное поведение человека следует рассматривать как результат непрерывного взаимодействия его позиций с ситуацией. В любом случае мотивационный источник человеческого поведения ученые усматривают исключительно в разуме, сознании, воле человека. Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, была предложена Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие уровни потребностей: физиологические, в безопасности, в принадлежности, и любви, уважении, самоактуализации.

Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. Это - мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность, определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний. Кроме них, личностно характеризуют человека потребность в общении, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям и агрессивность. Это - наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям.


ВИДЫ МОТИВОВ

Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить - случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Осознанные мотивы - интересы, убеждения, стремления.

Интересы - это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знаний. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

По цели - непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта.

По широте - у некоторых людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других распределяются между многими объектами. Гармоническое развитие личности предполагает широту, а не узость интересов. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов. Содержательные интересы располагаются в двух-трех не связанных друг с другом областях деятельности.

По устойчивости - устойчивый интерес - одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

Интересы - это важная сторона мотивации деятельности личности. Но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением.

Стремления - это мотивы поведения, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результаты специально организованной деятельности. В связи с тем, что выраженная в виде стремления потребность не получает удовлетворения через специально организованную деятельность, эта категория мотивов способна поддерживать активность личности в течение длительного времени.

Все мотивы, о которых шла речь - осознанные, то есть человек, у которого они возникают, отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей.

К неосознанным мотивам относятся установки, влечения, гипнотические внушения, фрустрационные состояния.

Установки - это неосознанная готовность воспринимать окружающее (события, людей) под определенным углом зрения и реагировать заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Установки могут быть положительными и отрицательными, в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку или явлению. Такие отрицательные, предвзято закрепившиеся взгляды (все люди - эгоисты, все торговые работники - нечестные люди и т. д.) могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления \может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок.

Влечение - недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение - это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т.е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения - могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы извне. А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.

Фрустрационные состояния - возникают в результате фрустраций и могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая человека к неадекватным реакциям. Фрустрированность человека выступает как мощный неосознанный фактор, она наблюдается, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия к достижению цели, т. е. человек не может удовлетворить какую-либо свою потребность.


МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также локус контроля, самооценку, уровень притязаний. Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности. Исходя из которых, человек объясняет свое поведение и ответственность. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств, недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности, которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые отношения. Антиподом этому мотиву служит мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым. Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь другим людям, антипод эгоизм - стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности. Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный и имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к цели или к решению задачи.


ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

1.6.1 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Основоположником психоаналитической традиции был, как известно, З.Фрейд. Одним из центральных положений его теории является убеждение, что любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами. Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты – физические потребности организма. Индивид стремится снизить напряжение до минимального уровня. И в этом плане концепция Фрейда сходна с бихевиористской точкой зрения – тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения.

Но и есть существенные отличия. Индивид стремится вернуться в некоторое исходное состояние (которое было нарушено рождением и последующим развитием) вплоть до небытия. Основными инстинктами. По мнению Фрейда, являются инстинкты жизни и смерти. Инстинкт жизни может принимать две основные формы – воспроизведение себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни индивида (обычные физиологические потребности). Следует отметить, что инстинкт жизни первого типа (половая потребность) играет в концепции Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти является противоположностью инстинкта жизни и выражается в таких, например, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение.

На первый взгляд, предположение о существовании инстинкта смерти выглядит, по меньшей мере, странным. Однако необходимо иметь в виду, что для философских воззрений Фрейда был характерен психический дуализм – подчеркивание борьбы и противостояния двух противоположных начал. Динамика этой борьбы собственно и является основой развития и функционирования, как отдельного индивида, так и общества в целом. Все во вселенной стремится к неизбежному распаду. Исчезновению, и жизнь как способ организации. Объединения есть только тот краткий промежуток времени, когда индивид одерживает победу над этим распадом. Но даже в течение этого краткого промежутка времени индивида увлекает за собой инстинкт смерти. Инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос) идут рука об руку – любовь соседствует с ненавистью питание с обжорством, любовь к себе с самоистреблением и саморазрушение.

1.6.2 ГУММАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Гуманистическая традиция в психологии является своего рода антиподом психоаналитических воззрений. Но, как всякие противоположности, психоанализ и гуманистическая доктрина имеют много общих черт.

Философской основой гуманистической психологии является экзистенционализм. Декларирующий самоценность индивида в противовес стремительно нараставшей с начала двадцатого столетия стандартизации цивилизованного общества, призывающий принимать вещи такими, какие они есть, требующий разрешить индивиду самому определять свой путь, отрицающий возможность аналитического, рационального познания человеческой сущности. Теоретические построения психологов, представителей гуманистического направления. Самым непосредственным образом перекликаются с перечисленными положениями экзистенционализма. Г.Олпорт, например, считал, для исследования личности нужны принципиально иные, отличные от традиционных, методы. По его мнению, нормальный взрослый человек функционально автономен. Независим от нужд тела, в основном сознателен, высокоиндивидуален, а не находится во власти вечных, неизменных инстинктов и бессознательного, как полагали психоаналитики.

По мнению К.Роджерса, нормальная личность открыта опыту, ее не нужно контролировать, управлять ею. Нужно просто наблюдать личность и участвовать в происходящих в ней процессах. Человек, в свою очередь, должен доверять своим чувствам, прислушиваться к ним.

Маслоу полагает, что все мотивы инстинктоподобны, имеют врожденный характер. Однако актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня. Удовлетворение нижележащих потребностей является необходимым условием перехода на следующий уровень. Механизм движения вверх по лестнице мотивов несколько напоминает процесс шлюзования при движении вверх по течению - пока степень удовлетворения на предыдущем уровне не достигнет необходимого значения, переход на более высокий уровень невозможен. Как утверждает Маслоу, человек стремится подняться все выше и выше по лестнице мотивов. И это стремление в основном определяет его поведение. Однако в случае конфликта - когда неудовлетворенными оказываются потребности разных уровней – побеждает низшая потребность.

1.6.3 КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Основным тезисом авторов когнитивных теорий было убеждение, что поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Знание не является простой совокупностью сведений, знания – это не бесстрастная информация. Представления человека о мире программируют. Проектируют будущее поведение. И то, что человек делает и как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.

Когнитивные теории мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее время, берут свое начало от широко известных работ Л. Фестингера. Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или несколькими когнициями. Когниция – это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановит внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге – к изменению поведения. Рассмотрим два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса. Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащему оценочному отношению человека к чему-либо. Если человек добровольно соглашается сделать что-либо. Несколько несоответствующее его убеждениям, мнению. И если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (например, вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению. Если, например, человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последние изменятся в сторону понижения нравственности.

1.6.4 ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Среди мотивов личности значительное место занимают мотивы достижения успеха и мотивы избегания неудачи. Мотив достижения успеха – это потребность добиваться успехов в разных видах деятельности. Рассматривается как устойчивая черта личности. Мотив избегания неудачи – более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результат его деятельности оценивается другими людьми.

Необходимо отметить. Что прямой корреляции между деятельностью и силой мотива достижения успехов и избегания неудач психологами не обнаружено, ибо кроме силы и характера мотива достижения успехов. Результаты деятельности зависят от сложности решаемых задач. От достижений любых неудач в прошлом, и от иных причин. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи с мотивацией достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило. Ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Важное значение имеет соотношение результатов деятельности и тревожности. Психологическими исследованиями установлено, что деятельность человека в ситуации, порождающей тревожность, непосредственно зависит не от наличия или отсутствия личностной тревожности. Эффективности принятых для ее снижения контрмер и точности когнитивной оценки ситуации.

У людей, прежде всего с ярко выраженной личностной тревожностью. Возможно возникновение чувства беспомощности. Оно возникает чаще всего. Когда многочисленные прошлые неудачи ассоциируются в сознании индивида с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной и эффективной деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие попытки и прилагать усилия к выполнению деятельности. В этих случаях наряду со снижением мотивации обычно ощущается нехватка знаний и эмоционально-положительной стимуляции деятельности.


1.7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На поведение человека влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних. Мотивация - это те причины и факторы, которые управляют поведением человека, которые побуждают его к тому или иному действию или, напротив, бездействию. К внутренним мотивационным силам относятся физиологические процессы, происходящие в организме человека и связанные с его органическими потребностями, а также психологические свойства, состояния, процессы человека и их динамика. К внешним мотивационным силам можно отнести обстановку, людей, окружающих данного человека, разного рода внешние воздействия, оказываемые на него. Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. В основе мотивационных процессов лежат потребности человека. Мотивационный компонент -- это ядро, важнейшая часть психики, включающая систему мотивов в ее определенном построении. Логика ее развития состоит в удовлетворении потребностей различного уровня.

Существуют следующие виды потребностей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования.


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОПРОСНИК ЭЛЕРСА

Инструкция: “Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его”.

1. Смелый бдительный предприимчивый
2. Кроткий робкий упрямый
3. Осторожный решительный пессимистичный
4. Непостоянный бесцеремонный внимательный
5. Неумный трусливый недумающий
6. Ловкий бойкий предусмотрительный
7. Хладнокровный колеблющийся удалой
8. Стремительный легкомысленный боязливый
9. Незадумывающийся жеманный непредусмотрительный
10. Оптимистичный добросовестный чуткий
11. Меланхоличный сомневающийся неустойчивый
12. Трусливый небрежный взволнованный
13. Опрометчивый тихий боязливый
14. Внимательный неблагоразумный смелый
15. Рассудительный быстрый мужественный
16. Предприимчивый осторожный предусмотрительный
17. Взволнованный рассеянный робкий
18. Малодушный неосторожный бесцеремонный
19. Пугливый нерешительный нервный
20. Исполнительный преданный авантюрный
21. Предусмотрительный бойкий отчаянный
22. Укрощенный безразличный небрежный
23. Осторожный беззаботный терпеливый
24. Разумный заботливый храбрый
25. Предвидящий неустрашимый добросовестный
26. Поспешный пугливый беззаботный
27. Рассеянный опрометчивый пессимистичный
28. Осмотрительный рассудительный предприимчивый
29. Тихий неорганизованный боязливый
30. Оптимистичный бдительный беззаботный

КЛЮЧ

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – “бдительный”). Другие выборы баллов не получают.

Ключ подсчета:

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Анализ результата. Результат анализируется вместе с тестами “Мотивация к успеху” и “Готовность к риску”.

Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

Степени предполагаемого риска;

Преобладающей мотивации;

Опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

ПОВЕДЕНИЕ, ЦЕЛИ, ПОТРЕБНОСТИ.

В психологии поведение человека делят на социальное и индивидуальное.

Индивидуальным называют поведение не связанное с его положением в обществе.

Социальным называют поведение в социуме, обществе, среди людей. Особую разновидность социального поведения составляет социально-культурное поведение, которое зависит от культуры, правовых, этических и моральных норм места проживания.

Правовые нормы - это общие законы места обитания, нарушение которых ведет к суду и мерам наказания.

Моральные нормы - это правила, которым в данном социуме следуют, и нарушение которых ведет к осуждению людей.

Этические нормы - это правила, которые принятые в данной культурной среде.

Все эти правила накладывают отпечаток на психику и поведение человека с момента рождения и могут меняться с изменением среды обитания или положением в обществе.

Мотивацией называют психологическое объяснение поведения человека. Выявление истоков, причин и факторов управляющих, инициирующих, направляющих и поддерживающих его поведение в данной ситуации. Мотивация служит его началом, источником.

Мотивационные силы могут быть внутренними и внешними. К внутренним можно отнести физиологические процессы, связанные с органическими потребностями, психологические свойства и состояния. К внешним относятся люди, обстановка, обстоятельства и прочее. Например, человек голоден и это оказывает влияние на его поведение. Человеку не хватает кислорода. Человеку пришла в голову мысль, и он спешит ее реализовать. И т.д. Начав действовать, человек сталкивается с внешними обстоятельствами, помогающими или препятствующими в его действии. Тогда в зависимости от характера человек пойдет напролом, откажется от действия или, обдумав, изменит способ достижения цели. Если человек обнаружит, что достигнутый результат не соответствует ожидаемому, то в зависимости от характера, он или прекратит свои действия, или скорректирует их, или примет совершенно новое решение.

Главными составляющими и определяющими побудительными силами поведения являются мотивы и потребности. И потребность, и мотив являются внутренними регуляторами поведения.

Потребность может быть или не быть мотивом поведения, может оказывать и не оказывать влияние на поведение в данный момент, мотив же всегда является актуальным побудительным фактором поведения в данный момент времени.

МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ. Мотивом поведения называют то, что в данный момент времени побуждает человека действовать определенным образом(побуждения), делает его активность целенаправленной. Это то, что на самом деле лежит в основе поведения, направляет, поддерживает и регулирует деятельность человека, направленную на удовлетворение его потребности.

В отличии от мотива и мотивации существует еще мотивировка, т.е. объяснение поведения самим человеком и окружающими его людьми. Совпадение мотива и мотивировки происходит при четком осознании человеком подлинных мотивов своего или чужого поведения. Не совпадение - когда человек скрывает или не осознает этого. Как правило, мы задумываемся над поступком после его совершения, а это говорит о неосознанности совершаемого. Но необходимость объяснить и оправдать свой поступок себе и другим возникает почти всегда. Объяснение поведения, которое дает человек и которое кажется ему правильным, почти всегда неверно.

Установлено, что люди, готовые брать на себя ответственность за происходящее, чаще всего предлагают мотивировки внутреннего характера. Эти люди активно стремятся к достижению успеха в жизни.

Люди, не берущие на себя ответственность, предпочитают мотивировки внешнего свойства. Эти люди в основном озабочены тем, что бы избежать неудач.

В действительности не может быть только внутренних или только внешних мотивов, так как любое поведение регулируется как изнутри, так и извне. Но доминирующим может быть или первое, или второе.

Всякое поведение является полимотивированным.

Рассмотрим традиционную группировку мотивов поведения.

Биологические и социальные.

Врожденные (генетическое) и приобретенные.

Сознательные и бессознательные.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Это стремление привести в соответствие поведение и свои убеждения, взгляды.

Это стремление соответствовать ожиданиям окружающих.

Это стремление оказать соответствующее воздействие на окружающих.

Это желание сделать что-то определенное.

Это желание быть как все, не выделяться. Или наоборот.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Мотивация достижения успеха. Это совокупность факторов влияющих на стремление к успеху. Это люди с нормальной и завышенной самооценкой. Один из факторов - потребность в достижении успеха. Это воспитуемо.

Мотивация избежания неудач. Основной фактор - потребность избежать неудач. Обычно люди с заниженной и нормальной самооценкой.

Мотив власти. Стремление к власти и контролю над людьми, происходящими событиями. Что лежит в основе?

Мотивация агрессивного поведения - биологическая и социальная. В мозгу существует цент агрессивности, отвечающий за уровень агрессивности.

Альтруизм. Это альтернатива агрессивности.

Беспомощность. Одна причина - обстоятельства, другая - индивидуальные особенности.

Преобладание мотива избежания неудач над мотивом достижения успеха.

Низкая самооценка и пониженный уровень притязаний.

Повышенная тревожность и неуверенность в себе.

Отсутствие сильного желания выйти из ситуации.

Частые неудачи в прошлом.

ЦЕЛИ, ИНТЕРЕСЫ, СТИМУЛЫ. Целью называется конечный результат действия, вызванного мотивом и направленного на удовлетворение определенной потребности. В одном действии может быть несколько целей. Для осознанного действия человек должен знать цель, но и понимать, какую роль играет каждое действие. В отличии от мотивов, цель человеком осознается почти всегда. Мотив - начало действия, цель конечный результат.

Интересом называется мотив познавательного характера. Имея интерес к чему-либо, человек стремится получить знание об этом.

Стимулом называется то, что извне оказывает влияние на поведение человека в дополнение к его основной потребности или мотиву, которые управляют поведением. Стимулы, как и мотивы, могут быть внутренними и внешними. Внутренние стимулы усиливают внутреннюю мотивацию. Например, осознание того, что в результате одной деятельности можно удовлетворить несколько потребностей. Например, человек делает работу в присутствии свидетелей, и это является стимулом для старательного ее выполнения. Иногда внешним дополнительным стимулом является награда.

ПОТРЕБНОСТЬ. Потребностью называют состояние нужды человека в чем-либо, что как ему кажется, необходимо для нормального психологического и физического развития и существования в обществе. Рассмотрим основные группы потребностей.

Органические. Связаны с самосохранением и продолжением рода.

Материальные. Удовлетворяются с помощью предметов, созданных трудом человека.

Социальные. Связаны с образом жизни и положением человека в обществе.

Творческие. Потребность в творческом подходе к деятельности.

Развития и самосовершенствования.

Потребности формируются частично генетически, но в основном средой обитания.

У каждого человека, как и у общества в целом, есть иерархия потребностей - упорядоченность их по степени значимости. Этот порядок формируется человеком самостоятельно и может меняться на протяжении всей его жизни много раз в зависимости от места обитания и уровня развития. Самая главная потребность обычно связана с целью и смыслом жизни человека.


Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить - случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Осознанные мотивы - интересы, убеждения, стремления.

Интересы - это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знаний. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

По цели - непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта.

По широте - у некоторых людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других распределяются между многими объектами. Гармоническое развитие личности предполагает широту, а не узость интересов. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов. Содержательные интересы располагаются в двух-трех не связанных с друг другом областях деятельности.

По устойчивости - устойчивый интерес - одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

Интересы - это важная сторона мотивации деятельности личности. но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением.

Стремления - это мотивы поведения, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результаты специально организованной деятельности. В связи с тем, что выраженная в виде стремления потребность не получает удовлетворения через специально организованную деятельность, эта категория мотивов способна поддерживать активность личности в течение длительного времени.

Все мотивы, о которых шла речь - осознанные, то есть человек, у которого они возникают, отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей.

К неосознанным мотивам относятся установки, влечения, гипнотические внушения, фрустрационные состояния.

Установки - это неосознанная готовность воспринимать окружающее (события, людей) под определенным углом зрения и реагировать заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Установки могут быть положительными и отрицательными, в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку или явлению. Такие отрицательные, предвзято закрепившиеся взгляды (все люди - эгоисты, все торговые работники - нечестные люди и т. д.) могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления \может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок.


Влечение - недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение - это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая,т.е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения - могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы извне. А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.

Фрустрационные состояния - возникают в результате фрустраций могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая человека к неадекватным реакциям. Фрустрированность человека выступает как мощный неосознанный фактор, она наблюдается, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия к достижению цели, т. е. человек не может удовлетворить какую-либо свою потребность.

В общении с людьми мы сталкиваемся порой с парадоксальными, удивительными явлениями - например, по мере роста зарплаты неудовлетворенность работников ее размером, как правило, не уменьшается, а растет; среди нарушителей трудовой дисциплины процент кадровых рабочих оказывается выше, чем среди дисциплинированных рабочих; с ростом общеобразовательного уровня рабочих возрастает и текучесть кадров и т.д. Но эти явления удивительны только на первый взгляд - все они имеют причины.

Необходимо научиться понимать механизм формирования поступков людей, мотивов поведения - тогда будут понятны и причины тех или иных поступков, следовательно, можно будет находить более эффективные пути воздействия на людей, взаимодействия с ними.

Рассмотрим содержание и смысловое значение отдельных блоков цепочки взаимосвязи основных факторов, обусловливающих поступки человека: внешняя среда -» потребности -» интересы -» мотивы поведения -> решение действовать -> установка -> поступок, действие (рис. 8.1).

Внешняя среда может рассматриваться как единство объективного (природа, производство - в общем, то, что материально) и субъективного (уровень развития общества, взаимоотношений между социальными группами, общественное мнение, сознание человека и др.). Под влиянием среды формируются потребности человека, осознание которых определяет его интересы, цели, желания.

Интерес могут вызвать разные мотивы поведения личности.

Интерес может быть одним и тем же (например, материальный интерес), а мотивы его удовлетворения у разных людей могут быть совсем разными.

Формирование мотива поведения (процесс мотивации) является сложным психологическим процессом, в котором существенную роль играют происходящая в сознании человека борьба различных потенциальных мотивов, оценка значимости потребностей, способность оценить последствия своих действий и др.

Характер мотива поведения зависит как от условий производственной и общественной среды, так и от субъективных особенностей личности (сознательность, убежденность, оценка последствий действия, ответственность за действие, оценка значимости потребности по сравнению с другими потребностями и др.).

Таким образом, сознание человека является не просто проводником мотива поведения - оно само активно участвует в его формировании.

Когда то или иное действие осознается человеком как личная необходимость, мотив поведения переходит в решение действовать. Человек освобождается от прежней внутренней психологической

Рис. 8.1.

Решение действовать переходит, в свою очередь, в установку - внутреннюю непосредственную, сиюминутную готовность к действию, начало действия в сознании личности.

За установкой обязательно следует конкретное действие.

Итак, все звенья системы факторов социального поведения человека взаимосвязаны: внешняя среда порождает потребности, их осознание вызывает интересы (стремления, притязания, цели), которые, в свою очередь, инициируют определенную мотивацию, определяющую решение, затем следуют установка и, наконец, ее реализация - действие. В свою очередь, действие изменяет среду, изменяется и сама личность - и этот процесс непрерывен.

От общей схемы формирования мотивов поведения и действий личности можно перейти к более конкретной модели управления деятельностью работника в организации: стимул -> работник -» результат (рис. 8.2).

Как видно из рисунка, из фактора «среда» вычленяется направляемый на работника побудитель, т.е. один из стимулирующих факторов, который может вызвать мотивы поведения и действия работника. Понятие «работник» рассматривается как единица социальной ячейки - трудового коллектива, обладающая определенными социальными качествами, которые вызываются принадлежностью к какой-то социальной группе: социально-демографической, профессионально-квалификационной, образовательной и др.

Характер жизнедеятельности человека, его потребности и способности опосредуются на данный конкретный период - начало воздействия стимула - внутренней психологической структурой личности, которая включает в себя ряд подструктур:

  • а) направленность жизнедеятельности и сознания личности, психологическая среда, определяемая внутренней системой потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентаций, идеалами, убеждениями, моральными качествами, мировоззрением;
  • б) психологические средства: опыт, включающий знания, навыки, умения, формируемые непосредственно в процессе обучения и воспитания, трудовой деятельности, способности личности;
  • в) психические свойства: эмоции, ощущения, чувства, воля, память, характер;
  • г) физиологические, наследственные качества, например тип темперамента;
  • д) другие психологические типы личности.

Условия производственной среды можно представить в виде конкретных, поддающихся оценке факторов - организационно-технических, экономических, политических, социальных, психологи-


Рис. 8.2. Модель управления деятельностью работника в организации ческих, а также внепроизводственных, но активно связанных с условиями трудовой деятельности работника (например, продолжительность дороги на работу).

При этом роль социальных, психологических, политических факторов производственной среды, отражающих влияние общества, коллектива на личность, в настоящее время значительно усиливается в связи с повышением роли трудовых коллективов, демократизацией общества и производства.

Работник характеризуется также внешней, социальной природой - принадлежностью к различным социальным группам. Каждая группа характеризуется особенностями социального поведения. Например, по данным ряда исследований, молодежь в трудовом коллективе проявляет значительный интерес к содержанию труда, возможности самовыражения и самореализации, продвижению по работе; для пожилых рабочих особое значение имеют признание их заслуг, хорошие условия труда. Основная масса работников в настоящее время относится к типу мотивации, мотивационное ядро которых основано на высокой (в их понимании) заработной плате. Их мотивы направлены на избежание сокращения получаемых благ (сохранения их).

По утверждению Г. Форда, «только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять».

С ростом образовательного уровня людей растет уровень их притязаний к производству, культуре управления, коллективу, заработной плате, проявлению творческих возможностей в работе, возрастает чувство собственного достоинства.

Следует отметить, что женщины более чувствительны к условиям труда, в том числе к взаимоотношениям в коллективе. Уровень притязаний человека во многом зависит и от социального положения: выходцы из села менее притязательны, чем горожане.

Под «результатом» будем понимать, с одной стороны, формирование новых мотивов поведения работника, вызываемых воздействием конкретных форм и методов стимулирования труда (внутренний результат стимулирования), а с другой стороны, конкретные действия, поступки работника (внешний результат стимулирования).

Критерии оценки результата стимулирования могут быть разными, в зависимости от того, какие конкретные действия работника мы стремимся стимулировать. В качестве экономического критерия оценки эффективности стимулирования могут быть использованы показатели прибыли и производительности труда, социально-экономические критерии: состояние трудовой дисциплины и текучести кадров, социально-психологический критерий - удовлетворенность трудом как оценка работником внутреннего результата стимулирования.

Повышение в должности, а также изменение привычных условий деятельности стимулирует работника, вызывает у него желание проявить себя с лучшей стороны. Не получив возможности ощутить себя необходимым для коллектива, самостоятельности, человек разочаровывается в своей работе.

Следует помнить, что с экономической точки зрения хорошие работники являются чрезвычайно дорогим ресурсом, а следовательно, должны использоваться с максимальной эффективностью. Руководитель также обязан учитывать и моральный фактор. В связи с этим возникает вопрос: какая работа считается идеальной для подчиненных?

Такая работа должна:

  • быть целостной, т.е. приводить к определенному результату;
  • оцениваться работниками как важная;
  • давать возможность работнику принимать решения, необходимые для ее выполнения, т.е. должна быть автономия в установленных пределах либо групповая автономия;
  • обеспечивать обратную связь с руководителем, оцениваться в зависимости от эффективности труда работника;
  • приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение. Работа, отвечающая этим принципам, обеспечивает работнику

внутреннее удовлетворение - очень мощный мотивационный фактор, стимулирующий качественное выполнение работы, а также выполнение более сложной работы. Рассмотрим указанные принципы.

Целостность работы - это завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т.е. выполнение работы от начала до конца с видимым результатом. Данный принцип подразумевает определенность заданий со стороны руководителя.

Важность работы - это степень влияния выполняемой работы на жизнь или работу других людей в коллективе или во внешнем окружении. Понятие важности тесно связано с системой ценностей исполнителя. Работа может быть интересной и захватывающей, но ее исполнители могут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока не почувствуют, что их работа представляет важность и ее необходимо выполнить.

Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость работника при установлении графика выполнения работы. Если данный график разрабатывают другие люди, хорошее выполнение работы вряд ли возможно, поскольку работник не будет воспринимать работу как свою «собственность».

При отсутствии целостности невозможна и автономия, так как может нарушиться общая координация выполнения отдельных действий.

Степень автономии зависит от человека: для любого служащего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.

Обратная связь обеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой ими работы. Эффективность обратной связи зависит от целостности работы. Гораздо легче обеспечить обратную связь по результатам законченной работы, чем по результатам выполнения ее отдельных фрагментов.

Важность обратной связи очевидна: люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Руководители являются важным источником подобной обратной связи. Однако наилучшая обратная связь имеет место в том случае, когда работники сами контролируют качество собственной работы.

Руководители должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и мотивации подчиненных. Один из наиболее мощных инструментов формирования связи между результатами труда и вознаграждением - это комплексная программа оплаты и стимулирования труда. Текущая программа - это денежное вознаграждение и комплекс компенсационных и поощрительных мер. В комплексной программе должны предусматриваться дополнительные денежные вознаграждения и сотни других мер, которые могут иногда существенно усиливать и дополнять текущую программу оплаты и стимулирования труда и удовлетворять те потребности, которые не могут быть удовлетворены в соответствии с текущей программой. Немаловажную роль здесь играет то, что даже не самые эффективные, а просто показательные проекты привлекают внимание (хотя часто и необоснованно) работников.

Согласно теории Мак-Грегора любой человек, приходя на новое место работы, хотел бы проявить себя и полон интереса к своей новой деятельности. Кроме того, руководство заинтересовано в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. Однако работник может разочароваться в своей деятельности в силу следующих причин:

  • чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя;
  • отсутствие психологической и организационной поддержки;
  • недостаток необходимой информации;
  • недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;
  • отсутствие обратной связи, т.е. незнание работником результатов своего труда;
  • неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;
  • некорректность оценки подчиненного руководителем.

Эти факторы снижают чувство уверенности в себе, стабильности своего служебного положения и возможности дальнейшего продвижения.