Кит-объектив: что это и "с чем его едят"? Что можно сделать с китовым объективом.

В этом статье речь идет исключительно о любительской съемке. Расшифровка основных спецтерминов, применяемых в статье:

  • Полтинник - объектив с фокусным расстоянием 50 мм, "нормальный" объектив.
  • Кит, китовый объектив (от английского kit (комплект) - объектив, идущий в комплекте с фотоаппаратом, как правило, с диапазоном фокусных расстояний 18-55 мм.
  • Фикс - объектив с фиксированным фокусным расстоянием, без зума.
  • Зум-объектив - объектив с переменным фокусным расстоянием, с зумом.
  • Кроп - зеркалка с матрицей размером 23*17 мм (все любительские зеркалки и большинство полупрофессиональных)
  • Полный кадр - зеркалка с матрицей размером 36*24 мм (профессиональные аппараты и "топовые" полупрофессиональные)
  • Средний формат - фотоаппарат с размером кадра 6*6 см (плюс-минус)

Мне часто задают вопрос - не лучше ли отказаться от покупки китового объектива в пользу светосильного фикса? Обычно в качестве фикса к зеркалкам предлагают купить "полтинник" - светосильный объектив с фокусным расстоянием 50 мм.

Два мифа, которые активно подогревают желание купить «полтинник»

1. Кто-то вычитал в каких-то умных книгах по фотографии, что с "полтинником" можно снимать все, ну, или почти все. Все это замечательно, но обратите внимание, каким аппаратом снимает мастер, написавший эту книгу? Вполне возможно, что они использовали пленочную технику или полнокадровую цифровую, на которой "полтинник" имеет более широкий угол охвата, чем у любительских цифровых зеркалок. Для камер с кропом 1.5 и больше, "полтинник" превращается в объектив для средних планов преимущественно с вертикальной компоновкой кадра. К примеру, портреты по пояс.

2. Китовый объектив очень плохой, на него даже смотреть не стоит. Обычно такого мнение навязывают свадебные и fashion-фотографы (у меня одного сложилось мнение, что среди них градус пафоса часто зашкаливает?) Естественно, коммерческая съемка предъявляет повышенные требования к качеству получаемых фотографий, но с их отношением к китовому объективу в применении к любительской съемке я не согласен. Китовый объектив с запасом обеспечивает тот базовый уровень качества и возможностей, которые необходимы для любительской съемки - могу это сказать с полной уверенностью, ибо сам снимал китовым Canon 18-55 мм без малого 6 лет. С тех пор китовые объективы многократно улучшались и совершенствовались, сегодня это весьма резкие стекла!

Оба мифа развенчаны и теперь мы можем подойти к выбору объектива более объективно (простите за каламбур:) Попробуем разложить мысли по полочкам, а еще лучше - свести их в таблицу. Из нее станет ясно - стоит ли отказываться от китового объектива в пользу "полтинника".

Критерий Китовый 18-55 мм Фикс 50 мм f/1.8 Комментарий
Сюжеты на кропе Пейзаж
Интерьер
Архитектура
Репортаж
Уличное фото
Любительский портрет (с размытием фона "для галочки")
Портрет с претензией на художественность, воздушность и "волшебство". Это достигается малой глубиной резкости, в этом плане "полтинник" хорош - с ним можно размыть фон практически "в ноль". Китовый объектив позволяет снимать как минимум 90% повседневных сюжетов. Полтинник - преимущественно для портретной съемки. Но с ней он справляется намного лучше "кита".
Сюжеты на полном кадре - Уличное фото
Портрет в обстановке
Репортаж (не всегда)
Пейзаж (не всегда)
Полтинник намного лучше проявит себя на полном кадре - гораздо универсальнее, чем на кропе. Подтверждено собственным опытом.
Четкость картинки Хорошая на f/8 Отличная на f/2.8 Полтинник дает более четкую и контрастную картинку, но и кит на f/8 тоже вполне конкурентоспособен. При f/3.5 разница будет хорошо заметна (в пользу полтинника), на f/8 она будет намного меньше.
Четкость на открытой диафрагме Любой объектив на открытой диафрагме "подмыливает" картинку, особенно по краям. Все это усугубляется хроматическими аберрациями. На открытой диафрагме у обоих объективов картинка очень мягкая, особенно по углам. Но имейте в виду, что для "кита" открытой считается диафрагма f/5.6 (на 50 мм), а у "полтинника" - f/1.8, На f/5.6 "полтинник" бритвенно резок (см. предыдущий пункт)
Цветопередача Средняя Хорошая Полтинник дает более яркую, контрастную и "воздушную" картинку. Все-таки, фиксы тем хороши, что их оптическая схема "заточена" под одно фокусное расстояния. У зумов с этим сложнее, особенно у бюджетных. То что "полтинник" дает сразу на выходе из камеры, с "китовым" объективом возможно придется вытягивать в Фотошопе.
Съемка в тесном помещении Возможна благодаря наличию широкого угла (18 мм), но только со вспышкой, так как светосила мала Небольшой угол обзора очень ограничивает возможности съемки в тесном помещении. Но большая светосила позволяет во многих случаях обходиться без вспышки, это плюс! Под тесным помещением подразумевается обычная комната среднего размера. Китовый объектив позволит показать интерьер помещения, полтинник позволит снимать только головы.
Постановочная съемка в полутемном помещении без вспышки Только со штатива Возможна на открытой диафрагме (с малой глубиной резкости) Большая светосила дает полтиннику ощутимое преимущество. Обратная сторона медали - резкости на заднем плане не будет. Для интерьерной съемки "полтинник" с большой ГРИП не подходит. "Кит" в этом плане предпочтительнее.
Репортажная съемка в полутемном помещении без вспышки Невозможна вообще, либо возможна на сверхвысоком ISO со всеми вытекающими... Возможна, если помещение большое и вы в нем единственный фотограф, который может свободно по нему перемещаться. Чтобы уместить в кадр все нужное часто приходится далеко отходить. Если есть другие фотографы с широкоугольными объективами, они будут вам попадать в кадр - им нет нужды отходить далеко. Преимущество полтинника весьма условно. Теоретически такая съемка возможна, но на практике такие идеальные условия бывают далеко не всегда.
Репортажная съемка со вспышкой Возможна. Диапазон фокусных расстояний экономит время и силы - не нужно бегать, достаточно крутить зум. Возможна, но придется много бегать (как и в предыдущем пункте) Лучше снять с чуть худшим качеством, чем не снять никак. Китовый объектив однозначно удобнее в этом случае!

Примеры фотографий

Полтинник в качестве штатного объектива, на мой взгляд, оправдан только в том случае, если аппарат целенаправленно покупается для портретной съемки (хотя, в этом случае стоит рассмотреть объектив с фокусным расстоянием 85 мм). "Полтинник" на полный кадре - совсем другое дело. На большой матрице объектив 50 мм гораздо более универсален.

По своему опыту скажу, что с удовольствием использую объектив Canon EF 50mm f/1.8 с полнокадровым Canon EOS 5D как при домашней съемке, так и при выездных съемках. Даже несмотря на то, что этот объектив любительский, он позволяет получать замечательные по детализации фотографии при пейзажной съемке, и хорошо размывает задний план там, если это нужно. Чтобы увидеть отличия между на кропом и полным кадром на ФР 50 мм, посмотрите рисунки ниже. Оригинальная фотография сделана полнокадровым аппаратом. На них рамкой помечены те варианты кадрирования, которые возможны при съемке с того же расстояния с кропом 1.6.

Широкоугольные фиксы как альтернатива китовому объективу

В первой части статьи речь шла исключительно о зеркалках. У беззеркалок, которые сейчас активно вторгаются в любительскую нишу, ситуация несколько иная. В замену "полтиннику" в младшем ценовом сегменте есть широкоугольные фиксы - у Sony NEX это 16 мм (24 мм в пересчете на пленочный аналог), у Canon EOS M - 22 мм (эквивалентен, соответственно, 35 мм объективу). Широкоугольник 16 мм у Sony хорош для пейзажной, интерьерной съемки, но портретная съемка при помощи него в принципе невозможна - с таким широким углом придется очень близко приближаться к лицу модели, что неизбежно вызовет искажение пропорций лица.

Canon EF-M 22 мм более интересен в качестве штатника - и по углу зрения и по светосиле. Но для портретной съемки он также не подходит. Отдавая предпочтение фиксу вместо китового зума вы, возможно добровольно, возможно, по незнанию, жертвуете универсальностью вашей системы. Купив "полтинник", вы очень скоро поймете, что вам не хватает широкого угла. Купив фикс-широкоугольник, вы через некоторое время, наоборот, начнете присматриваться к умеренным телеобъективам, особенно если любите снимать портреты.

Конечно есть вариант - собрать коллекцию светосильных фиксов - от широкоугольника до телеобъектива, но это, скорее удел профессионалов и очень увлеченных любителей. Во-первых, оперативность при съемке будет просто никакой - менять объективы гораздо дольше, чем повернуть кольцо зума. Во вторых - общий вес этого комплекта оптики будет составлять несколько килограмм. В-третьих, вопрос стоимости. Профессионалы, зарабатывающие фотографией не скупятся на хорошую технику - для них это средство производства, которое окупается. Но вопрос практичности приобретения набора фиксов для любительской съемки остается риторическим.

Вывод

Китовый объектив - это универсальный по фокусным расстояниям и вполне неплохой по оптическим характеристикам объектив, который вам дается к фотоаппарату почти задаром. Я всегда утверждал и буду утверждать - если вы покупаете свой первый аппарат со сменной оптикой, вам нужно брать его с китовым зум-объективом 18-55 мм или с "продвинутым" китом 18-105 (Nikon), 18-135 (Canon).

"Полтинник" вы можете докупить отдельно в том случае, если действительно почувствуете в этом необходимость, например, в вас проснется фотограф-портретист. То же самое касается широкоугольных фиксов. Они, по идее, лишь светосильное дополнение штатного зум-объектива.

Очень много вопросов про то, как лучше покупать камеру в составе Kit’а или отдельно объектив и тушку. Давайте проясним некоторые аспекты самого понятия Kit, и того, что в него вкладывают производители, а что продавцы. А уже на основе этой информации можно будет сделать вывод, что и в каких случаях лучше покупать. Кстати, хотя в заголовке и написано Canon, эта статья вполне верна и для других производителей, просто примеры будут именно из техники Canon.

Давайте сначала разберемся, что же такое kit. Надеюсь, что все читатели в курсе, что зеркальная камера состоит из тушки или body и объектива. Так вот, в переводе с английского «Kit» значит «набор» или «комплект».

Фирменный комплект, который выпускает сам производитель, состоит из камеры и объектива, в некоторых случаях из камеры и двух объективов. Дальше мы поговорим о них подробнее, но суть этих комплектов в том, чтобы покупатель мог сразу «из коробки» начать фотографировать, что при покупке одной тушки естественно невозможно. Количество моделей объективов, которые можно встретить в фирменных китах, ограничено, поэтому, например под кратким определением «я купил себе Canon 550D Kit» обычно понимается одноименная тушка и объектив 18-55, хотя, как вы увидите ниже может быть и другая оптика. Такие наборы продаются в одной общей коробке (пример вна заглавной фотографии) и цена обычно ниже, чем при покупке камеры и объектива по отдельности.

Продавцы же под словом «Kit» подразумевают набор из абсолютно любой тушки и любого объектива, зачастую даже не фирменного, а стороннего производителя. Например у нас, часто можно встретить киты с объективами производства Sigma. Кроме этого бывает, что продавец включает в такой набор еще и дополнительные аксессуары в виде карт памяти, сумок, иногда вспышек и т.п., правда это скорее типично для западных магазинов, у нас подобные наборы называются спецпредложениями. Естественно, что в этом случае все «детали» продаются в разных коробочках, при этом цена обычно равна стоимости всех составляющих по отдельности или на них дается некоторая скидка «за опт», но определяемая не производителем, а самим продавцом.

Надеюсь теперь стало более-менее понятно, что же такое Kit на самом деле. Для чего это сделано? Допустим вы покупаете свою первую камеру. Ваше основное, на первых парах, требование к ней — чтобы снимала, а без объектива в комплекте это невозможно. При этом, если вы никогда не снимали на зеркалку, определится какой объектив вам нужен довольно непросто и производитель обычно добавляет в комплект недорогой объектив, как в случае с EF-S 18-55 или например EF-S 18-135, как наиболее универсальный. Кстати, китовый объектив для полнокадровой 5D — это оптика элитной серии L — EF 24-105.

Теперь представим себе обратную ситуацию — у вас уже есть зеркалка и несколько объективов, которые вас полностью устраивают и вы планируете перейти на более новую модель. В этом случае вам уже не нужен объектив, который входит в kit, достаточно взять только body.

Тут нужно сделать оговорку: и оптика и сами камеры, вне зависимости от того, в каком виде вы их покупаете, абсолютно одинаковые. Где-то я читал, что вроде бы в комплекте, камера и объектив подгоняются друг под друга (юстируются), но официального подтверждения этому не нашел.

UPD. Звонил в службу поддержки пользователей техники Canon, действительно, китовые наборы предварительно юстируются. При покупке отдельно, во время всего срока гарантии, можно отюстировать тушку и объектив в сервисном центре бесплатно неограниченное число раз.

Какие же наборы предлагает нам производитель? Я собрал списком киты, которые нашел на сайте официального интернет-магазина Canon в Америке и еще несколько, которых нет у них, но встречаются у нас (выделены жирным):

  • EOS 1000D EF-S 18-55IS Kit;
  • EOS 1100D EF-S 18-55mm IS II Kit;
  • EOS 500D EF-S 18-55mm IS Kit;
  • EOS 500D EF-S 18-135mm IS Kit;
  • EOS 500D EF-S 18-200mm IS Kit;
  • EOS 550D EF-S 18-55IS Kit;
  • EOS 550D EF-S 18-135IS Kit;
  • EOS 600D ES-S 18-55mm IS II Kit;
  • EOS 600D EF-S 18-135IS Kit;
  • EOS 50D EF 28-135IS Kit;
  • EOS 50D EF-S 17-85IS kit;
  • EOS 60D EF-S 17-85IS kit;
  • EOS 60D EF-S 18-135IS Kit;
  • EOS 60D EF-S 18-200IS Kit;
  • EOS 7D EF-S 15-85 IS USM kit;
  • EOS 7D EF 28-135IS Kit;
  • EOS 7D EF-S 18-135IS Kit;
  • EOS 5D Mark II EF 24-105IS Kit;
  • EOS 5D Mark II EF 24-70+70-200 2.8 IS Kit;
  • EOS 5D Mark II EF 24-70 Kit;
  • EOS 5D Mark II EF 50 1.4 Kit;
  • EOS 5D Mark II EF 50 1.8 II Kit.

Возможно есть еще какие-то фирменные комплекты, если найдете, пишите в комментариях, список обновлю, но на данный момент это все.

Казалось бы, как здорово, можно купить комплект, сразу готовый к съемке, да еще и сэкономить! Однако не стоит забывать, что дешевая оптика, особенно 18-55, дает довольно посредственные результаты и вы на себе, вернее на своих снимках, ощутите все возможные . Кроме этого, если вы планируете переходить на полный кадр, то вы не сможете использовать на новой камере. Поэтому моя рекомендация остается прежней, я не советую покупать китовые наборы (за исключением 18-135).

Китовый объектив можно приобрести как отдельно, так и в комплекте с тушкой. Об этом мы говорили ранее . Обычно встречаются два вида китовых объективов. Сегодня мы постараемся разобраться с вопросом: какой зум взять, 18-55 или 18-135 (18-105)?

Самые стандартные дешевые объективы имеют фокусное расстояние 18-55mm. Они есть у всех систем: Nikon, Canon, Sony, Pentax . Объективы 18-55 имеют всего лишь 3-кратный зум . Для тех, кто переходит на зеркальный фотоаппарат с мыльницы, это может стать серьезным ударом. Так что, если вы хотите 5 или даже 7-кратный зум, то вам стоит посмотреть в сторону таких китовых объективов, как Nikon 18-105mm, Nikon 18-140mm, Canon 18-135mm STM и других аналогичных объективов в зависимости от бренда, которым вы пользуетесь. Конечно, такие объективы дороже. В первую очередь именно из-за универсальности , то есть большего диапазона фокусных расстояний. Не ждите, что картинка с них будет лучше – не будет.

Ограничения китовых объективов 18-55 очевидны – снимать лицевые портреты ими не стоит из-за искажений, удаленные объекты на 55mm тоже снять достаточно сложно. Объективы с крайними фокусными, вроде 105, 135 или 140 миллиметров позволяют вести съемку удаленных объектов. В качестве тревел-зума , единственного объектива в путешествии, объективы с более широким диапазоном фокусных расстояний будут более удобны. Однако, что интересно – обычно объективы 18-55mm имеют меньшую дистанцию фокусировки, что выгодно с точки зрения макросъемки .

Для тех, кто немного путается в многообразии китовых объективов, давайте проясним ситуацию. Ниже указываю полные аббревиатуры современных китовых объективов.

  • Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM – самый современный объектив Canon (о котором недавно мы рассказывали в видеообзоре). В отличие от предшественника в нем установлен мотор STM, помогающий при съемке видео. Этот мотор будет работать на современных кроп-камерах Canon (100D, 650D, 700D, 70D). На остальных будет также без проблем работать, просто без плавной фокусировки в видео.
  • Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM – также объектив для камер «Кэнон». Аналог предыдущего стекла с более широким диапазоном фокусных расстояний.
  • Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR II DX Zoom-Nikkor – последняя версия китового объектива 18-55 от Nikon.
  • Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR Nikkor – аналог предыдущего объектива с более широким диапазоном фокусных расстояний.
  • Nikon 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR DX AF-S – по сути это обновленный 18-105. Он новее, и диапазон фокусных ещё шире. Но и дороже, ввиду чего я всё-таки указал выше объектив 18-105mm, который мало чем отличается от этого, но обойдется вам дешевле.
  • Sony DT 18-55mm f/3.5-5.6 SAM II – опять же, самый современный объектив 18-55 для Sony.
  • Sony DT 18-135mm f/3.5-5.6 SAM – соответственно последняя версия китового объектива от сони в диапазоне 18-135.
  • Pentax SMC DA 18-55mm f/3.5-5.6 WR – у «Пентакса» два объектива 18-55mm, которые сейчас являются актуальными. Выбрать, на мой взгляд, лучше данную модель, так как она является водонепроницаемой.
  • Pentax SMC DA 18-135mm f/3.5-5.6 ED AL DC WR – аналог предыдущего, также всепогодный. Как и в случае с предыдущими брендами отличается диапазоном фокусным. К тому же, пожалуй, это самый дорогой объектив 18-135 на рынке. Остается только посочувствовать владельцам камер Pentax.

Итак, не хочу усложнять простую мысль и писать что-то ещё. Если вам достаточно 3-кратного зума, берите 18-55mm. Бонусом вы получите немного лучшее макро. Если вам нужен максимально универсальный объектив за минимальные деньги, если вам нужен объектив для путешествий в том числе, то стоит смотреть в сторону объективов 18-105mm, 18-135mm или 18-140mm. Актуальные объективы на сегодняшний день для разных зеркальных систем представлены выше. На этом сегодня всё. Делайте правильный выбор!

Статьи

Рано или поздно начинающий фотограф или продвинутый фотолюбитель решается на такой ответственный и важный шаг, как приобретение первой зеркальной камеры. Но в тот же миг перед ним возникает сразу несколько вопросов. Какому производителю отдать предпочтение? Обзаводиться «тушкой», а затем отдельно приобретать объектив или покупать «кит»? Стоит ли переплачивать за объективы со встроенной стабилизацией? Из этой статьи вы узнаете, что такое китовый объектив, и найдете ответы на другие интересующие вас вопросы.

Для начала каждому фотографу необходимо определиться, для чего ему нужна зеркальная камера. Если вы планируете профессионально заниматься фотографией и зарабатывать этим себе на хлеб, тогда не стоит жалеть денег на первую «зеркалку» - она довольно быстро вернет вам потраченные на ее покупку средства с лихвой. Если же фотография для вас не более чем хобби, тогда имеет смысл приобрести камеру начального (любительского) уровня - для съемки домашних праздников, поездок и путешествий во время отпуска и других значимых для вас событий техники такого класса хватит с головой. А когда вы почувствуете потребность в более продвинутой камере, то сможете перейти на следующий уровень и обзавестись профессиональным комплектом для съемки.

Далее следует определиться с выбором производителя вашей первой зеркальной фотокамеры. Здесь многое зависит от индивидуальных предпочтений, но в первую очередь стоит обратить внимание на продукцию двух японских компаний - «Nikon» и «Canon». Далее идут не менее именитые брэнды «Sony» и «Pentax», также отлично зарекомендовавшие себя на рынке профессиональной фототехники. По стоимости комплект приблизительно одного уровня (в него входит сама камера и китовый объектив) от этих производителей обойдется практически в одну и ту же сумму. Но стоит учитывать, что если вы выбираете определенный брэнд, то аксессуары производства других компаний (в первую очередь речь идет об объективах и вспышках) к нему не подойдут, так как камеры производства разных фирм имеют свои специфические разъемы и крепления. Поэтому приобретая камеру с которой идет в комплекте, не рассчитывайте на то, что им сможет воспользоваться ваш друг с камерой Nikon.

Теперь давайте разберемся, что такое «боди» и что такое «кит». Body, также часто называемая среди фотолюбителей «тушкой», - это цифровая камера, которая продается без объектива. Такой вариант покупки идеально подходит как для профессионалов, покупающих с камерой несколько объективов на свое усмотрение, так и для тех любителей, у которых уже была «зеркалка» этого производителя и от нее остались объективы.

Но для тех фотолюбителей, которые покупают свою первую камеру, идеальным вариантом является покупка «зеркалки» с припиской Kit. Эта надпись в названии означает, что, выбирая такой вариант, вы приобретаете не только «тушку», но и китовый объектив, который идет в комплекте с фотоаппаратом. Такой объектив, как правило, представляет собой недорогой вариант начального уровня, который неплохо справляется со всеми самыми популярными сюжетами - вы с одинаковым успехом сможете снимать как портреты или репортажи из повседневной жизни, так и пейзажи или макро. К примеру, любой китовый объектив Canon чаще всего представляет собой устройство с 18-55 мм, что является идеальным вариантом для решения многих задач во время любой фотосъемки.

При выборе первой зеркальной фотокамеры также следует обратить внимание на некоторые детали. Во-первых, даже с одной и той же «тушкой» в комплекте могут быть разные «штатники». В то же время, один и тот же китовый объектив может встречаться с разными камерами. Поэтому если среди ваших знакомых есть профессиональные фотографы, имеет смысл поспрашивать, не продает ли кто-нибудь из них свой старый «кит» и тем самым немного сэкономить на покупке первой зеркальной камеры.

Почти все зеркальные и беззеркальные камеры со сменной оптикой можно купить в двух вариантах – только камеру или в комплекте со стартовым объективом. В народе этот объектив также прозвали “китовым” - от английского слова kit (комплект). Более опытные фотографы скорее всего посоветуют вам взять камеру сразу с “нормальным” объективом, потому что считается, что китовый объектив не стоит вашего внимания. Однако, они уже могли забыть о том, что в свое время тоже были новичками, и китовый объектив помог им разобраться со многими параметрами, чтобы уже вдальнейшем выбрать более подходящий подходящих для творческих задач объектив. Мы расскажем вам все, что нужно знать об этой неприхотливой “китовой” оптике, чтобы вы смогли сделать самостоятельные выводы и решить для себя, в какой комплектации покупать камеру.

Что такое китовый объектив?

Как правило, это самый дешевый объектив в линейке у производителя. Его цена должна стремиться к минимальной, чтобы лишь незначительно повлиять на суммарную с камерой стоимость. Фотоаппарат с таким объективом – это самый доступный входной билет в мир фотографии. В недалеком пленочном прошлом роль китового играл объектив с фиксированным фокусным расстоянием, как правило около 50 мм. Сейчас же максимально распространены объективы с переменным фокусным расстоянием небольшой кратности: от умеренного теле, до широкого угла.

Какие китовые объективы бывают?

Семейство китовых объективов 18-55мм

Canon EF-S 18-55 f/3.5-5.6

Объективы 18-55 имеют самые востребованные фокусные расстояния и встречаются чаще всего на цифровых системных камерах начального и среднего ценового сегмента. Их диапозон фокусных расстояний позволяет охватить основной спектр сюжетов в любительской фотографии. Так, 18 мм уже достаточно широко, чтобы вместить в себя красивый пейзаж со сложным передним планом, 35 мм идеально подойдут для событийной или жанровой съемки, а 55 мм помогут вам сделать прекрасный поясной портрет. Однако, в некоторых случаях этой кратности зума может не хватать и тогда вам может подойти объектив большей кратности. Такие объективы тоже продаются в комплекте с камерами, и тоже являются китовыми.

Какие китовые объективы - лучшие?

Семейство китовых объективов 18-135мм

Данное семейство объективов относится уже скорее к гиперзумам (зумы кратностью более 3х). По своей сути это тоже китовый объектив, но из-за более сложной оптической схемы его итоговая стоимость выходит несколько выше и в качестве китовой оптики они прилагаются не ко всем бюджетным моделям камер производителя. С таким объективом фотоаппарат становится более универсальным, и это значительно расширяет ваши возможности. Довольно часто их предпочитают брать в путешествие, потому что отпадает необходимость покупать и носить с собой специальный телеобъектив. Дополнительные фокусные расстояния в 75 и 135 мм позволят вам не только приближать удаленные объекты, но и помогут дотянуться до центра событий, если у вас нет возможности оказаться ближе к объекту съемки. С фокусным расстоянием порядка 80-135 мм удобно сниматькрупноплановые портреты. Да и размытие фона в этом случае оказывается куда сильнее, чем при 55 мм.

Если вы только начинаете свои шаги в фотографии, то свой первый серьезный фотоаппарат вы купите именно с объективом типа 18-55 или 18-135. Но не торопитесь его сразу ставить на полку и бежать скорее в магазин за топовым стеклом стоимостью в десятки тысяч рублей, как вам могут посоветовать некоторые “более опытные” фотографы. Такие недорогие китовые зумы являются наилучшим решением, чтобы попробовать свои силы в фотографии.

Достоинства китовой оптики

Первым и главным достоинством китового объектива является то, что он вам практически ничего не будет стоить. Какой бы следующий объектив вы ни купили, получить более выгодное соотношение цены и качества вам не удастся никогда. Современные китовые объективы не проигрывают по резкости своим заметно более дорогим собратьям в таких жанрах, как пейзаж или макро, а так же в путешествиях, поскольку для съемки таких сюжетов используют закрытую диафрагму (f/5,6 - f/8). Конечно, в плане резкости они всё же уступят своим в разы более дорогим собратьям в тех случаях, когда вы ведете съемку при низком уровне освещения (например, вечером или в помещении) с открытой диарагмой. Однако, не надо верить в то, что многократная разница в цене так же многократно скажется и на качестве фотографий. Даже на открытой диафрагме (f/3,5) резкости китового объектива достаточно для печати карточек размером 20х30 см, а современные матрицы позволяют существенно поднимать уровень чувствительности, чтобы компенсировать недостаток светосилы китовой оптики и при этом не потерять в детализации.

Большинство китов имеют встроенный оптический стабилизатор. Это позволит вам получать четкие снимки в плохих световых условиях с рук, не прибегая к помощи штатива. Ещё одно из достоинств китов – минимальная дистанция фокусировки около 25 сантиметров. Пусть с такого расстояния вы и не сможете снять усики какого-нибудь мелкого жука, но попробовать себя в макрофотографии вам будет вполне по силам. Такой дистанцией фокусировки могут похвастаться далеко не все объективы. Даже если вам этого покажется мало, то к вашим услугам многочисленные удлинительные кольца и корректирующие фильтры для макросъемки.

Многие забывают о том, что китовый объектив весит всего каких-то 200-250 граммов. Вес комплекта из камеры с такой оптикой получается чуть более половины килограмма, в то время, как более профессиональная техника с профессиональной оптикой может весить как минимум вдвое, а то и втрое больше. Мало кто принимает этот факт во внимание, но когда речь заходит о продолжительных прогулках с камерой, вес начинает играть немаловажную роль. Чем меньше вес, тем вы меньше устаете и тем больше сосредотачиваетесь на фотографии.

Недостатки китовой оптики

Так, а в чём же заключатся недостатки китовых объективов? Да, за последние десять лет они сделали большой шаг вперёд: от пластиковых “заглушек для байонета” до вполне качественных универсальных объективов. Разница между нынешними и первыми поколениями китовых объективов существенная, но всё же у них имеется ряд недостатков, которые и делают их такими, какие они есть.

Первый недостаток это - качество сборки и материалов. Объектив может скрипеть и иметь небольшие люфты. Автофокус вряд ли будет бесшумным, а его скорость будет меньше, чем у более дорогих моделей. Дешевый пластик, из которого изготавливаются корпуса китовой оптики, не самый приятный материал на ощупь. Также у них отсутствует пыле- и влагозащита, поэтому эксплуатировать их в жёстких условиях довольно опасно как для самого объектива, так и фотокамеры.

Второй и основной недостаток - относительно низкая светосила. Почти у всех китов значения светосилы варьируются в диапозоне от f/3,5 на 18 мм и до f/5,6 на 55 или 135 мм. Это значительно ниже по сравнению со светосильными объективами с фиксированным фокусным расстоянием и всё равно недостаточно по сравнению с хорошими штатными зумами. Современные матрицы способны выдавать качественный результат на высоких значениях ISO, и в том случае, если вы увлекаетесь пейзажной или уличной съемкой, для вас низкая светосила не будет иметь решающего значения. Однако, с китовым объективом у вас не получится “оторвать” объект от фона, и стоит забыть про красивое размытие заднего плана. Слишком мало значение светосилы, слишком несовершенна оптическая схема.Nikon 70-300mm f/4-5.6D ED AF Zoom-Nikkor

Объективы 75-300 кладут в пару к штатному объективу 18-55. Набор из двух таких объективов перекрывает 99% всех необходимых фокусных расстояний, которые могут вам потребоваться. Это тоже очень удобное решение для старта в мире фотографии.

Подведем итоги

Пренебрегать китовым объективом не стоит. Если вам не понятны такие термины, как “светосила” и “фокусные расстояния”, то тем более стоит начинать с китового объектива. С его помощью вы сможете попробовать максимально большое количество жанров, познакомится с основными параметрами оптики и определиться с тем, что вам нужно и к чему у вас больше лежит душа. Даже когда вы начнете расширять свой парк оптики, китовый объектив может послужить вам отличным широкоугольником. Или же пушечным мясом, если предстоит съемка в тяжелых погодных условиях или велик риск повреждения оптики. Одним словом, он - ваш ключ в мир фотографии, и в него уже встроено всё необходимое для получения качественного изображения и для вашего творческого роста.