МАДОУ детский сад № 210 Проект «Экологическая тропа» группа «Гномики»
Воспитатели:
Баникевич О.В.
Попова Е.В.
Ожидаемый результат Сформированные знания о живой и неживой природе. Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе. Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях. Способы оценки: наблюдение, беседы, анализ продуктов творчества детей. Сроки реализации: 3 года: 2014-2017 годы. План – карта Экологической тропы (Расположена на участке группы) (
- Цветник.
- Деревья.
- Город мастеров.
- Пеньки.
- Птичий городок.
5. Игры, беседы (Если бы ты был цветком).
6. Составление рассказов о цветах,
сочинение стихов, загадок.
7. Словесные игры (описывать
растения, части растения).
8. Пальчиковые игры («Наши алые цветы»
«Цветы»).
1. Поливка клумбы.
2. Посадка рассады цветов.
3. Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени и т. п.).
4. Сбор семян.
9. Наблюдение за поведением растений и насекомых (в разное время суток и по характеру погоды).
СТАНЦИЯ 2: «деревья» Объекты для наблюдений: береза, рябина, ель. 1. Рассматривание и наблюдение за деревом в разные времена года. 2. Забота человека о деревьях. 3. Использование луп для наблюдений. 4. Проведение исследований (измерение высоты, толщины). 5. Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений. 6. Связь с животными. 7. Беседы (о хвойных и лиственных деревьях и т. п.). СТАНЦИЯ 3: «Город мастеров»
1. Закрепление знания об объектах живой и неживой природы (беседы, наблюдения и т. п.) .
2. Чтение художественной литературы.
3. Творческая мастерская (лепка, рисование, аппликация и т.п.).
4. Исследовательская деятельность (песок, вода, глина,снег и т. п.).
5. Проведение опытов и экспериментов (песок, вода, глины, снег и т. п.).
6. Коллекционная работа (гербарии,
зарисовки и т.п.).
7. Коллективный труд.
8. Настольные, дидактические игры («Выложи цветы», «Наш сад» и т. п.).
СТАНЦИЯ 4: «Пеньки» 1. Естественное старение дерева. 2. Рассматривание мха и древесных грибов. 3. Связь с животными и насекомыми. 4. Использование луп для наблюдений. 5. Создание условий для второй жизни старых вещей. 6. Исследовательская деятельность (годовые кольца и т. п.)
7. Подвижные игры и хороводные игры («Цветы и ветер»,«Растения» и т. п.).
8. Беседы.
9. Чтение, загадки.
СТАНЦИЯ 5: «Птичий городок» Объекты для наблюдений: кормушки и скворечники на участке. 1. Наблюдение за птицами (строение, зимующие и перелётные, и т.п.). 2. Слушание голосов птиц; слушание писка птенцов. 3. Рассматривание домика для птиц. 4. Выработка правил поведения. 5. Формирование первичных ценностных представлений. 6. Загадки, стихи, песенки. 7. Выявить экологические связи птиц с растениями и животными. Для эффективной работы, необходимо дополнить паспорта всех точек тропинки, в которых нужно отразить рекомендации по организации работы с детьми с данным природным объектом, его биологические характеристики, место произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей; у лекарственных растений указать их целебные свойства, у живых объектов – особенности питания и ухода. Дополнить загадки, стихи, сказки, пальчиковые гимнастики, игры о каждом из природных объектов.Методические материалы
спасибо за внимание
"Экологическая тропа» МДОУ д\с «Лесная сказка»
Воспитатель Богатко Н. М .
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img1.jpg)
Актуальность проекта.
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img2.jpg)
Цель создания тропы :
расширение сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы .
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img3.jpg)
Задачи:
- Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
- Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
- Развивать умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между объектами природы .
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img4.jpg)
Тип проекта
Участники проекта .
Дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, методисты, родители.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img5.jpg)
Цель проекта .
Создание условий для формирования у детей экологической культуры.
Задачи проекта .
- Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
- Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды
- Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.
- Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img6.jpg)
Гипотеза реализации проекта.
Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
Ожидаемые результаты .
Дети:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе. Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях. Содействовать развитию представлений о растительном мире.
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
- Содействовать развитию представлений о растительном мире.
Родители.
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально - познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Педагоги:
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления. Презентация проекта на методическом объединении Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
- Презентация проекта на методическом объединении
- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img8.jpg)
Этапы реализации проекта
1. этап. Подготовительный: постановка цели и задач, выбор маршрута,
Определение объектов и методов для исследования.
2. этап. Собственно – исследовательский. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3. этап. Обобщающий.
а) диагностирование уровня экологического развития детей;
б) просмотр презентаций детских исследовательских работ.
в) обобщение уровня обогащения предметно – развивающей среды
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img9.jpg)
Подготовительный этап реализации проекта.
Цель: 1. Изучить особенности окружающего
природного окружения.
2. Сформулировать цели и задачи проекта
3. Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников.
4. Разработка перспективного плана мероприятий экологического содержания
- Обследование объектов природного окружения ДОУ
2. Обработка консультативно-методической литературы
по проблеме экологического воспитания детей
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img10.jpg)
Обследование природных объектов ДОУ, составление
карты и паспорта экологической тропы
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img11.jpg)
Маршрут экологической тропы
Хвойные деревья
Детский сад
«Лесная сказка»
«Зелёная аптека»
Птичий город
Белые колокольчики.
«Березовая роща»
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img12.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img13.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img14.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img15.jpg)
«Клумбы» и «Белые колокольчики »
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img16.jpg)
Мы сформулировали «Правила поведения на экологической тропе»
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img17.jpg)
Собственно – исследовательский этап :
Цель: 1. Описание экскурсионных объектов на маршрутах экологической тропы.
2. Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа».
- Экскурсия в берёзовую рощу.
- Целевая прогулка «Разведка весенних примет»
- Познавательная образовательная деятельность «Зелёная Аптека или Лекарственные растения», «Лесной теремок».
- Трудовой десант «Огород на окне».
« Зеленые друзья в нашей группе»
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img18.jpg)
Формы работы с детьми
- Экологические беседы
- Наблюдения в природе
- Целевые прогулки
- Решение экологических ситуативных задач
- Трудовой десант
- Зелёная аптека
- Экологические развлечения
- Экологические сказки
- Экологические конкурсы
- Исследовательская деятельность
- Чтение художественной литературы
- Творческая художественная деятельность.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img19.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img20.jpg)
Различные формы работы с детьми в группе.
познавательное занятие "Теремок" (по сказке В. Бианки)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img21.jpg)
Праздники и инсценировки
Инсценирование сказки
«Лесной теремок».
«На дубе том….».
«День Земли»
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img22.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img23.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img24.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img25.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img26.jpg)
Рисование по теме «Лесной теремок»
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img27.jpg)
Обобщающий этап:
Цель : Презентация проекта
- Создание альбома детьми вместе с родителями
«Экологическая тропа в д\саду «Лесная сказка»».
2. Праздник «День Земли»
3. Презентация проекта «Экологическая тропа»
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img28.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img29.jpg)
Один человек оставляет в лесу след; два человека – тропу,
тысяча человек - пустыню .
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img30.jpg)
Давайте будем любить природу!!!
Она просит от нас помощи!!!
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/05/05/s_590c6c8d14543/img31.jpg)
Спасибо за внимание !
Орловский региональный центр Федерации Интернет Образования
Дошкольное образование
Ильинская И.Н.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img1.jpg)
Тема урока
Экологическая тропа в детском саду.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img2.jpg)
План урока
2. Создание экологической тропы на территории детского сада и в естественных природных условиях.
3. Организация работы с детьми на экологической тропе.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img3.jpg)
1. Значение экологической тропы в детском саду.
УЧЕБНАЯ ТРОПА – специально оборудованный и тщательно изученный маршрут в местах, где окружающая живая природа позволяет экскурсоводам передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для воспитания экологического и природоохранного мышления.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img4.jpg)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА - м аршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую
природоохранную и ист орическую ценность, на к ото ром экскурсанты (студенты, туристы и т. п.) получают устную и письменную информацию (аншлаги, стенды, таблички т. п.) об этих объектах. Для удобства тропы могут быть оборудованы настилами, мостиками, указателями и пр. Создание э. тропы (учебных троп природы) направлено на решение задач: экологич еское обучение и воспитание, отдых посетителей, охрана природы в прилегающей зоне. Часто Э. т. прокладывают по терр итории нац. парков, заказников.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img5.jpg)
Типы экологических тропинок:
- на территории дошкольного учреждения;
- в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img6.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img7.jpg)
Работа на экологической тропе способствует:
- познавательному развитию ребенка (созданы условия для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы и т.д.);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира и т.д.);
- оздоровлению ребенка (грамотное оформление, озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования, ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом и т.д.)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img8.jpg)
2. Этапы создания и оформления тропинки
- Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков или рисунков-символов);
- Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать детям задания и приглашать их в гости;
- Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
- Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;
- Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img9.jpg)
Объекты экологической тропы на территории детского сада
- Все то, что уже имеется на территории детского сада:
деревья, травы, кустарники, муравейник, цветник, сад, огород, участок с лекарственными растениями, участок с луговыми растениями, занесенными в Красную книгу, хозяйственная постройка с домашними животными и др.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img10.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img11.jpg)
Устройство цветников
Цветники – есть композиционные решения сочетаний цветочных растений друг с другом. В одной комбинации – они могут быть ярким акцентом на открытом солнечном участке, при другом подборе растений – становятся нежным дополнением в тени раскидистых деревьев и кустарников.
Цветники могут быть составлены из однолетних цветочных растений (однолетников) и травянистых многолетников (многолетников). И у тех и у других есть ряд преимуществ и недостатков.
Однолетники , обладая яркими, насыщенными красками и довольно продолжительным временем цветения (с июня по октябрь) нуждаются в ежегодной замене, т.к.весь их жизненный цикл рассчитан на один вегетационный период.
Многолетники , наоборот, произрастают на одном месте несколько лет, прекрасно переносят зимний период, но никогда не дадут такой плотной яркости, да и срок цветения каждого вида от 3 дней до 2-4 недель.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img12.jpg)
Варианты
оформления
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img13.jpg)
Овощные и плодово-ягодные культуры
в детском саду
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img14.jpg)
Объекты экологической тропы
в естественных условиях
Различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на которых зимой можно встретить следы животных и др.
реферат-эк.тропа
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img15.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img16.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img17.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img18.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img19.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe1181c4b59/img20.jpg)
Cлайд 1
МБДОУ № 11 «Йолдыз» Экологическая тропа в детском саду Выполнила: Хафаева Лейсан УльфатовнаCлайд 2
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/40/39563/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/40/39563/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/40/39563/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/40/39563/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/40/39563/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/40/39563/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/40/39563/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/40/39563/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/40/39563/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/40/39563/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/40/39563/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/40/39563/389/img12.jpg)