Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Презентацию на тему "Классицизм" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Слайд 2
Классицизм – стиль в искусстве XVII – начала XIX вв. Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Особенности: - обращение к античной культуре как к образцу; - декларирование идеи совершенного общества; - преимущество долга перед чувством; - возвеличивание разума и рациональности; - подчинение человека государственной системе.
Слайд 3
Концепцией стиля классицизм в архитектуре является рациональность, конструктивность, материальность, выделяющиеся с помощью ясных ритмов и мягких пластичных сочетаний. Законы красоты определяются средствами разума. В архитектуре это средства математики и геометрии. Приходит полное убеждение в непpexoдящей ценности античного искусства, в том, что все законы красоты уже найдены и для того, чтобы понять эти законы, к античной архитектуре.
Широко используются античные ордер и орнаментика. Творческое заимствование форм, композиций и образцов искусства античного мира возвращает в архитектуру колонный портик, являющийся доминирующей композиционной частью здания. Завершают фасад с двух сторон выступы-ризалиты или маленькие портики. Такой прием не только подчеркивает величие и доминанту главного портика, но и помогает восприятию здания как пластического целого, утверждающего себя в окружающем пространстве.
Жак-Жермен Суфло Пантеон. 1790 г. Париж
Архитектура
Слайд 4
Замечательным памятником этого стиля во Франции является ансамбль королевского дворца в Версале. Он строился в несколько приемов, начиная с первой половины XVII в., а свое завершение он получил в 1679 г. Архитектор Мансар придал дворцу строгий, торжественный вид.
Отличающийся особой ясностью, симметрией и конструктивностью план Версаля включает в себя протяженный главный дворец; два парадных двора; одноэтажный дворец Большой Трианон; три расходящихся лучами от главного дворца проспекта; аллеи; бассейны; каналы; фонтаны. Центром всей архитектурной планировки Версаля служит королевский дворец. Анфилады роскошных парадных залов ведут в апартаменты короля или королевы.
Продуманный до мельчайших тонкостей, рационально устроенный ансамбль является образцом идеального государства, построенного по законам разума и гармонии.
Слайд 5
От дворца спускаются вниз террасы Версальского парка, удаляются к Большому каналу аллеи. План парка строг и геометричен, широкие пространства легко обозреваются. В основе композиции лежат прямые линии, правильные плоскости газонов и водоемов. Полное подчинение природы воле и разуму человека, отраженное в планировке парка, полностью соответствует концепции классицизма: не все в природе красиво, а только то, что закономерно, неизменно, устойчиво.
Фонтаны, скульптурные группы, рельефные композиции довершают украшение этого самого замечательного французского, так называемого «регулярного», парка, послужившего образцом садово-паркового искусства для всей Европы
Слайд 6
Образцом зрелого французского классицизма XVII в. является Лувр - королевский дворец в Париже. Раскинувшийся на 173 м в длину, украшенный на уровне двух этажей массивной колоннадой и выступающими в середине и по углам фасада ризалитами в виде классических портиков, он производит впечатление мощи и сурового величия, выражая идею незыблемости закона и порядка.
Слайд 7
В середине XVIII в. классицизм во Франции переживает свое второе рождение. Всплеск повышенного интереса к древности подкрепляется открытием замечательных памятников художественной культуры во время раскопок некогда засыпанных при извержении вулкана древних городов Помпеи и Геркуланума. Ярким представителем «нового» классицизма в архитектуре является Жак-Анжи Габриэль.
Высокие колонны коринфского ордера, поставленные на цоколь, объединяют два этажа. Здание имеет плоскую крышу, заканчивающуюся балюстрадой. Строгая гармония и простота соединяются в нем с ощущением спокойного достоинства.
Его взгляды на классицизм нашли выражение в Малом Трианоне - загородном дворце французского короля в Версале, напоминающем, скорее, небольшой особняк.
Слайд 8
Прямоугольная в плане площадь связана с городом лучами трех аллей. С двух сторон ее окружают зеленые массивы садов Тюильри и Елисейских полей, с третьей - река. Замыкают ансамбль два здания, крыльями охватившие площадь с четвертой стороны.
Новые градостроительные задачи, выдвинутые временем, также находят воплощение в творчестве Габриэля. Спланированная им площадь Согласия представляет собой торжество единого, четко организованного пространства городской среды.
Слайд 9
Окончательное завершение композиция площади получает в период ампира, т.е. зрелого классицизма, благодаря постройке церкви Мадлен (архитектор Пьер Виньон, 1806 г.).
Классицизм в своей последней стадии приобретает массивные, грузные формы. Большие плоскости стен противопоставляются декоративным элементам отделки. В церкви Мадлен мы вновь видим монументальные формы античного периптера.
Слайд 10
Слайд 11
Обращение к идеалам античного искусства вносит новое в понимание образа идеального человека, а также ясность, простоту, соразмерность в его одежду. Первоначально парижские модники и модницы старались точно копировать античные одежды. Мужчины носили короткую тунику, доходившую до колен и схваченную на талии поясом, поверх туники надевали плащ, также носили сандалии с завязанными вокруг ноги лентами. Женщины надевали длинную, разрезанную по бокам легкую тунику, перехваченную под грудью поясом и красиво задрапированную. Всем своим обликом женщина должна была напоминать мраморную скульптуру. Вот почему одежды носили исключительно белые. В моду в большом количестве вошла пудра, которой модницы покрывали не только лицо, но и шею, грудь, спину, руки.
Жак-Луи Давид Портрет г-жи Вернинак. 1977 г.
Слайд 12
По мере развития стиля костюм перестает быть точным воспроизведением античного. Необходимость приспособиться к климату Западной Европы потребовала возвращения рукавов и глухого ворота. Длинные платья шьют из одноцветной, чаще белой ткани с вышивкой по нижнему краю несколько укороченной юбки. Прямой покрой придает платью цилиндрическую форму, зато теперь оно украшается многочисленными бантами и оборками. Характерны также очень высокая талия и охватывающий шею пышный воротник. В мужской моде античные традиции теперь не проявляют себя, но принципы классицизма - рационализм, строгость, функциональность и деловитость - присущи и мужской одежде этого периода в полной мере.
Слайд 13
Удобная и многообразная мебель восходит к образцам Древней Греции и Рима. По сравнению с мебелью предыдущего стиля она проста и спокойна, имеет торжественный и холодный вид. В силуэте мебели преобладают прямые линии, пропорции выразительны и гармоничны. Лаконичный декор восходит к античным орнаментальным мотивам: листья аканта, меандр, дубовые и лавровые гирлянды, ножки покрываются каннелюрами.
Прочная тяжеловесность форм подчеркивается сужающимися книзу ножками в виде тонких колонок, сверху украшенных капителью. Подлокотники кресел также имеют прямую форму и опираются на волюты с аканфовым листом. Особой тонкостью линий и мягкостью очертаний отличается мебель для сидения.
Слайд 14
Художникам и скульпторам классицизма интересен не конкретный, наполненный индивидуальным своеобразием характер человека, а типический, обобщенный образ. Непременными условиями произведений живописи и скульптуры, так же как и архитектуры, остаются симметрия, гармония, настроение приподнятости. Основными сюжетами являются мифологические сцены. Внимание художников сосредоточивается на выдающихся личностях истории и идеальных мифологических героях. Мастера реалистического направления, развивающегося в рамках классицизма, наблюдают исполненную противоречий повседневную жизнь.
Живопись и скульптура
Слайд 15
Никола Пуссен (1594 - 1бб5 гг.), являющийся законодателем живописи данного стиля, с необычайной силой чувства изображает сцены античной мифологии, древней истории, сюжеты из Библии. На их примере художник раскрывает возможности воспитания и самосовершенствования человека современности. Его произведения полны гражданственности и высокого морального порыва. Как и положено живописи классицизма, эти произведения несут в себе идею величавого спокойствия, возвышенной уравновешенности, присутствия духа.
Аркадские пастухи. 1638-1639.
Вдохновленный искусством Античности и Ренессанса, художник изображает идеального героя, не теряющего в любых испытаниях самообладания, веры в себя, готовности к подвигу.
Слайд 16
Клод Лоррен (настоящее имя Клод Желле) - художник, который сумел открыть новую страницу в жанре идиллического пейзажа. При всей типичности применяемых композиционных приемов, свойственных пейзажной живописи классицизма, художнику удалось как бы вдохнуть новую жизнь в старую классицистическую схему, что привело к обновлению жанра в XIX в. Лоррену удалось создать картины, наполненные удивительным живописным обаянием, в которых при некоторой театральности, свойственной произведениям классицизма, ощущается живое дыхание природы, воздушной среды.
Пейзаж с нимфой Эгерией которая оплакивает Нуму Помпилия. 1669 г
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
к уроку МХК в 11 классе Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района Юсова Ирина Викторовна
Основные черты архитектуры классицизма «Сказочный сон» Версаля Ампир
Греческая ордерная система Строгая симметрия Чёткая соразмерность частей композиции и их подчиненность общему замыслу Простые и ясные формы Спокойная гармония пропорций Прямые линии Ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета Простота и благородство отделки Практичность и целесообразность
Версаль – сказочный сон, поражающий своим великолепием фасадов и блеском декоративного убранства интерьеров. Он стал зримым воплощением парадно-официальной архитектуры классицизма, выразившим идею рационально устро -енной модели мира. «Сказочный сон»
Историческая справка Старейшая деревня Иль-де-Франс Версаль упоминается в исторических документах уже с XI века. Это даже и не деревня, а очень скромная деревушка, приютившаяся у холма. Таких вокруг столицы было разбросано много. Версаль пересекала дорога, ведущая из Нормандии а Париж, до которого отсюда было 18 км. Деревня вошла в историю в конце XVI века, когда в здешнем замке в 1570 году остановился по пути на встречу с Екатериной Медичи Генрих IV – будущий король Франции. Уже став королем, именно сюда он приезжал охотиться.
Людовик XIII В 1606 году на своей первой охоте в Версале был сын Генриха IV, будущий король Людовик XIII, которому нравилось уединяться здесь с несколькими близкими друзьями. В этих местах он захотел поставить скромный охотничий домик, где можно было бы с большими удобствами обставить недолгие часы своих развлечений
Судьба Малого замка В 1624 году король купил болотистую землю, окруженную полями. На месте будущего дворца тогда возвышалась только ветряная мельница. Вскоре началось спешное строительство, но возводившийся замок был настолько мал и скромен, что в нем не были даже предусмотрены комнаты для королевы-матери и для королевы-жены. После смерти Людовика XIII замок долгое время пустовал: Людовику XIV, наследнику и будущему королю, было всего 5 лет Но в 1661 году, как только новый король провозгласил «Государство – это я», начался «век Людовика Великого».
Людовик XIV Осознав себя королем, Людовик XIV тотчас же стал мечтать о собственном дворце. После долгих раздумий и сомнений выбор короля пал на замок Венсен, но вдруг неожиданно ему король предпочел Версаль с его небольшим охотничьим домиком. Замок Людовика XIII не был унич- тожен, Людовик-сын решил, что Малый замок строители должны сохранить в неприкосновенности. Людовик XIV часто наведывался в Версаль, где забывал о своем королевском сане и резвился как ребенок.
Зодчие Версаля Среди архитекторов королевства был объявлен конкурс на лучший проект обновления маленького охотничьего замка. Вскоре архитектором Версаля был назначен Л.Лево, и вообще Людовик XIV (за свой счет) нанял Лево – «первого архитектора короля», Ш.Лебрена – «первого живописца короля» и А.Ленотра – «первого королевского садовника». Вскоре эта творческая группа приступила к работе. В создании архитектурного облика Версаля участвовали зодчие: - Луи Лево (1612-1670) - Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708) - Андре Ленотр (1613-1700)
Средоточие – дворец, к которому ведут 3 сходящихся лучами подъездных проспектов Фасад представлен 3 этажами
Изобилие скульптурных украшений Богатый декор в виде позолоченной лепки и резьбы Множество зеркал Изысканная мебель Мраморная плитка с чёткими геометрическими рисунками Бронзовые люстры Зеркальная галерея Парк
Зеркальная галерея
Зеркальная галерея Самое парадное помещение Большого Версальского дворца – это Зеркальная галерея. В этом зале отмечались дни рождения короля, совершались бракосочетания, устраивались балы, здесь принимали иностранных послов. Зеркальную галерею называют чудом Версаля. Вид этого салона просто захватывает дух: галерея ошеломляет сразу и размерами, и колоритом, расточительной роскошью убранства, а в погожие солнечные дни – переизбытком света и воздуха. При украшении Зеркальной галереи расчет сознательно был сделан на то, чтобы именно ошеломить роскошью и великолепием. Зеркальная галерея - это не просто зал. Это огромный проспект, длина которого 73 метра, а ширина – 10,5 метра.
Интерьер спальни
Регулярные (французские) парки подчиняли природу воле и замыслу художника Версальский парк поражает четкостью и рациональной организацией пространства, его рисунок точно выверен архитектором (А. Ленотром) с помощью циркуля и линейки
Версаль – это богатство Франции, которое со временем все возрастает. Этим сокровищем Франция гордится, оно составляет ее славу. В 1830 году версальский ансамбль был превращен в Национальный музей Франции, а наш век причислил его к феноменам мировой художественной культуры.
Ампир Ампир, или "Стиль империи" (франц. Empire - империя от лат. imperium - командование, власть) - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в.
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и даже Древнего Египта, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии[ Вандомская колонна. Париж
Спасибо за внимание!
Использованные ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EC%EF%E8%F0 http://arkhi.net/?p=31 http://genaistoriya.ucoz.ru/load/mirovaja_khudozhestvennaja_kultura_11_klass/klassicizm_v_arkhitekture_zapadnoj_evropy/5-1-0-207 http://moruss.ucoz.ru/load/mkhk/prezentacii/klassicizm_v_arkhitekture_zapadnoj_evropy/20-1-0-102 http://www.myshared.ru/slide/86247/
Характерные черты архитектуры классицизма.ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ
КЛАССИЦИЗМА.
Ориентация на лучшие достижения античной культуры –
греческую ордерную систему, строгую симметрию, чёткую
соразмерность частей и их подчиненность общему
замыслу.
Господство простых и ясных форм.
Спокойная гармония пропорций.
Предпочтение прямым линиям.
Ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета.
Простота и благородство отделки.
Практичность и целесообразность.
ШЕДЕВРЫ КЛАССИЦИЗМА В
АРХИТЕКТУРЕ РОССИИ.
Василий
Иванович
Баженов.
Пашков дом. 1784
– 1788 гг. Москва.
Василий Иванович Баженов.
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БАЖЕНОВ.Дворцовопарковый
ансамбль в
Царицыно.
1775 – 1785
гг. Москва.
Дворцовый ансамбль в Царицыно.
ДВОРЦОВЫЙ АНСАМБЛЬ ВЦАРИЦЫНО.
Василий Иванович Баженов.
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧБАЖЕНОВ.
1737 – 1799 гг., закончил Академию
художеств в Санкт-Петербурге и
продолжил образование в Италии и
Франции. Всю жизнь мечтал
возводить сооружения «к славе
великой империи, к чести своего
века, к беспримерной памяти
будущих времён, ко украшению
столичного града, к утехе и
удовольствию своего народа».
Шедевры классицизма в архитектуре России.
ШЕДЕВРЫ КЛАССИЦИЗМА ВАРХИТЕКТУРЕ РОССИИ.
Матвей
Фёдорович
Казаков.
Здание сената в
Московском Кремле.
1783.
Матвей Фёдорович Казаков.
МАТВЕЙ ФЁДОРОВИЧ КАЗАКОВ.Петровский
дворец. 1775
– 1782 гг.
Москва.
Петровский дворец.
ПЕТРОВСКИЙ ДВОРЕЦ.Матвей Фёдорович Казаков.
МАТВЕЙ ФЁДОРОВИЧКАЗАКОВ.
(1738 – 1812 гг.) Получил
образование в Петербургской
Академии художеств. В своём
творчестве ориентировался на
русские архитектурные
традиции. В его
произведениях классические
мотивы сочетаются с
традиционными
древнерусскими.
Карл Иванович Росси.
КАРЛ ИВАНОВИЧ РОССИ.1775 – 1849 гг., сын
итальянской балерины,
приехавшей в Россию в
80-е годы 18 века. В
1816 г. – главный
архитектор при дворе
Александра 1. Построил в
Санкт-Петербурге
Михайловский дворец,
здания министерства и
арку главного штаба на
дворцовой площади.
Шедевры классицизма в архитектуре России.
ШЕДЕВРЫ КЛАССИЦИЗМА ВАРХИТЕКТУРЕ РОССИИ.
Карл Росси.
Александринский
театр. 1828 –
1832 гг. СанктПетегбург.
Карл Росси.
КАРЛ РОССИ.Михайловский
дворец. СанктПетербург
Огюст Рикар де Монферран.
ОГЮСТ РИКАР ДЕ МОНФЕРРАН.1786 – 1858 гг., русский
архитектор, по
происхождению француз. С
1816 г. работал в России.
Построил Александровскую
колонну (1830 – 1634) в
Санкт-Петербурге.
Шедевры классицизма в архитектуре России.
ШЕДЕВРЫ КЛАССИЦИЗМА ВАРХИТЕКТУРЕ РОССИИ.
Огюст
Монферран
Исаакиевский
собор. 1818 –
1830 гг. СанктПетербург.
МХК, 11 класс
Урок № 7
Классицизм
Д.З.: Глава 7, ?? (с.72-73), тв. задания (с.73-75)
© А.И. Колмаков
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img1.jpg)
ЦЕЛИ УРОКА
- Познакомить учащихся с характерными чертами архитектуры классицизма и сформировать представление о парадно-официальной архитектуре Версаля;
- Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение;
- Воспитывать культуру восприятия произведений искусства.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img2.jpg)
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- зодчий;
- архитектура классицизма;
- Луи Лево;
- Жуль Ардуэн-Мансар;
- Андре Ленотр;
- Большой дворец Версаля;
- Шарль Лебрен;
- Зеркальная галерея;
- гобелен;
- пейзажные парки;
- ампир;
- неоклассицизм;
- церковь Святой Женевьевы
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img3.jpg)
Проверка знаний учащихся
1 . Какова эстетическая программа искусства классицизма? В чём выразились связь и различия между искусством классицизма и барокко?
2 . Каким образцам Античности и Ренессанса следовало искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и почему ему пришлось отказаться?
3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его особенности отвечали вкусам и настроениям своего времени? Почему в нём не нашлось места для выражения гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном искусстве?
4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли
5*. На каких идеях просветительства базировался сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля классицизма?
Универсальные учебные действия
- обобщать и систематизировать знания описывать и анализировать готовить заочную экскурсию проводить сравнительный анализ
- обобщать и систематизировать знания о путях развития и художественных принципах архитектуры классицизма;
- проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений классицизма и барокко;
- описывать и анализировать памятники архитектуры классицизма в единстве формы и содержания;
- разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях классицизма;
- оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории западноевропейского искусства;
- перечислять характерные особенности индивидуального авторского стиля;
- рассказывать о выдающихся западноевропейских деятелях архитектуры эпохи классицизма;
- высказывать собственные аргументированные суждения о художественных достоинствах конкретных произведений архитектуры эпохи классицизма;
- выявлять исторические предпосылки возникновения стиля ампир в западноевропейском искусстве;
- готовить заочную экскурсию по Версалю (архитектурным ансамблям Парижа);
- проводить сравнительный анализ оформления интерьеров Фонтенбло и Зеркальной галереи Версаля;
- устанавливать ассоциативные связи между произведениями архитектуры классицизма и их живописной интерпретацией в творчестве А. Н. Бенуа
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img5.jpg)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- «Сказочный сон» Версаля.
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет классицизм в архитектуре Западной Европы?
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img6.jpg)
подвопросы
- «Сказочный сон» Версаля. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа дворцового ансамбля. Версаль как зримое воплощение парадно-официальной архитектуры классицизма.
- Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Начало работ по перепланировке Парижа. Неоклассицизм - новый этап развития классицизма и его распространение в странах Европы. Характерные черты стиля ампир (на примере известных памятников архитектуры)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img7.jpg)
К вопросу о классицизме
в архитектуре Западной Европы
. . . Оставим итальянцам
Пустую мишуру с её фальшивым глянцем.
Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,
Придётся одолеть преграды и пути,
Намеченной тропы придерживаться строго:
Порой у разума всего одна дорога...
Обдумать надо смысл и лишь потом писать!
Н. Буало. Поэтическое искусство (Перевод Э. Л. Линецкой)
Так поучал своих современников один из главных идеологов
классицизма поэт Никола Буало (1636-1711). Строгие правила
классицизма воплотились в трагедиях Корнеля и Расина, комедиях Мольера и сатирах Лафонтена, музыке Люлли и живописи Пуссена, архитектуре и убранстве дворцов и ансамблей Парижа...
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img8.jpg)
К вопросу о классицизме
в архитектуре Западной Европы
Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях архитектуры, ориентированных на основные достижения античной культуры - ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей композиции и их подчинённость общему замыслу .
«Строгий стиль» архитектуры классицизма , казалось, призван был наглядно воплотить его идеальную формулу «благородной простоты и спокойного величия».
В архитектурных сооружениях классицизма господствовал и простые и ясные формы, спокойная гармония пропорций . Предпочтение отдавалось прямым линиям, ненавязчивом у декору, повторяющему очертания предмета . Во всём сказывались простота и благородство отделки, практичность и целесообразность .
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img9.jpg)
К вопросу о классицизме
в архитектуре Западной Европы
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img10.jpg)
«Сказочный сон»
Версаля.
Марк Твен, посетивший Версаль в середине XIX в., писал:
«Я ругал Людовика XIV, потратившего на Версаль 200 миллионов долларов, когда людям не хватало на хлеб, но теперь я его простил. Это необыкновенно красиво! Ты смотришь, пялишь глаза и пытаешься понять, что ты на земле, а не в садах Эдема. И ты почти готов поверить, что это обман, только сказочный сон».
Действительно, «сказочный сон» Версаля и сегодня поражает
масштабами регулярной планировки, пышным великолепием фасадов и блеском декоративного убранства интерьеров.
Дворец и парк Версаля. Общий
вид. 1666-1680 гг.
Сто гектаров земли в чрезвычайно короткое время (1666-1680) были превращены в райский уголок, предназначенный для французской аристократии.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img11.jpg)
«Сказочный сон»
Версаля.
Луи Лево
Жюль Ардуэн-Мансар
В создании архитектурного облика Версаля
участвовали зодчие Луи Лево (1612-1670),
Жюль Ардуэн-Мансар (1646- 1708) и Андре Ленотр
(1613-1700). В течение ряда лет они многое
перестраивали и изменяли в его архитектуре, так
что в настоящее время он представляет собой сложный сплав нескольких архитектурных стилей, сохраняющих
характерные черты классицизма.
Андре Ленотр
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img12.jpg)
«Сказочный сон»
Версаля.
г. Версаль
Большой дворец
Первый оформлен рустом по образцу итальянских дворцов-палаццо эпохи
Возрождения. На втором , парадном, находятся высокие
арочные окна, между которыми располагаются ионические колонны и пилястры. Венчающий здание ярус сообщает облику дворца монументальность: он укорочен и завершается скульптурными
группам. Ритм окон, пилястр и колонн на фасаде подчёркивает
его классическую строгость и великолепие.
Занимает господствующее положение над местностью. Фасад (почти 500 м) разделён на центральную часть и два боковых крыла - ризалит а, придающих ему особую торжественность. 3 этажа.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img13.jpg)
«Сказочный сон»
Версаля.
Интерьеры Версальского Большого дворца
Интерьеры Большого дворца оформлены в барочном стиле: они изобилуют скульптурными украшениями, богатым декор ом в виде позолоченной лепнины и резьбы, множеством зеркал и изысканной мебелью. Стены и потолки покрыты цветными
мраморными плитами с чёткими геометрическими рисунками: квадратами, прямоугольниками и кругами. Живописные
панно и гобелены на мифологические темы прославляют короля
Людовика XIV.
Массивные бронзовые люстры с позолотой довершают
впечатление богатства и роскоши.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img14.jpg)
«Сказочный сон»
Версаля.
Версальский дворец
Залы дворца (их около 700 ) образуют бесконечные анфилады и предназначены для церемониальных шествий, проведения пышных празднеств и балов-маскарадов. В самом большом парадном зале дворца - Зеркальной галерее (длина 73 м ) - наглядно продемонстрированы поиски новых пространственных и световых эффектов. Окнам на одной стороне зала соответствовали зеркала на другой. При солнечном или искусственном освещении четыреста зеркал создавали исключительный пространственный эффект, передавая волшебную игру отражений.
Зеркальная галерея
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img15.jpg)
«Сказочный сон»
Версаля.
Версальский парк
В вазах (их было
около 150 тыс. ) стояли живые цветы, которые меняли таким
образом, чтобы Версаль был в постоянном цвету в любое время
год а.
Поражали своей парадной пышностью декоративные композиции Шарля Лебрена (1619-1690) в Версале и Лувре. Провозглашённый им «метод изображения страстей», предполагавший помпезное восхваление высокопоставленных особ, принёс художнику головокружительный успех. В 1662 г. он стал первым живописцем короля, а затем директором королевской мануфактуры гобелен ов (вытканных вручную ковров-картин, или шпалер ) и руководителем всех декоративных работ в Версальском дворце.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img16.jpg)
«Сказочный сон»
Версаля.
Бассей н Латоны.
Фонтаны Версальского
дворца. 1689 г.
Ни плясок, ни малины сладкой,
Ленотр и Жан Люлли
В садах и танцах беспорядка
Стерпеть бы не могли.
Застыли тисы, точно в трансе,
Равняли строй кусты,
И приседали в реверансе
Заученном цветы.
В. Гюго
(Перевод Э.Л. Липецкой)
Н.М. Карамзин (1766-1826), посетивший Версаль в 1790 г., рассказал о своих впечатлениях в «Письмах русского путешественника»: «Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и живописцу нельзя изобразить кистию! Пойдём в сады, творение Ленотра, которого смелый гений везде сажал на трон гордое Искусство, а смиренную Натуру, как бедную невольницу, повергал к ногам его... Итак, не ищите Природы в садах Версальских; но здесь на всяком шагу Искусство пленяет взоры...»
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img17.jpg)
Архитектурные
ансамбли
Парижа. Ампир.
Площадь Согласия.
После окончания основных строительных работ в Версале, на рубеже XVII-XVIII вв., Ленотр развернул активную деятельность по перепланировке Парижа. Он осуществил разбивку парк а Тюильри , чётко фиксируя центральную ось на продолжении продольной оси Луврского ансамбля. После Ленотра был окончательно перестроен Лувр, создана площадь Согласия .
Большая ось Парижа давала совершенно иную трактовку города отвечавшую требованиям величия, грандиозности и парадности. Композиция открытых городских пространств, система архитектурно оформленных улиц и площадей стали определяющим фактором планировки Парижа.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img18.jpg)
Архитектурные
ансамбли
Парижа. Ампир.
Вторая половин XVIII в. и первая треть XIX в. во Франции знаменуют новый этап развития классицизма - неоклассицизм - и его распространение в странах Европы.
После Французской революции и Отечественной войны 1812 г. в градостроении появляются новые приоритеты, созвучные духу своего времени.
Наиболее яркое выражение они нашли в ампир е. Для него были характерны следующие черты: парадный пафос императорского величия, монументальность, обращение к искусству
императорского Рима и Древнего Египта, использование атрибутов римской военной истории в качестве основных декоративных мотивов .
Площадь Бастилии.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img19.jpg)
Архитектурные
ансамбли
Парижа. Ампир.
Стиль ампир стал олицетворением политического могущества и военной славы Наполеона, послужил своеобразным проявлением его культа. Новая идеология вполне отвечала политическим интересам и художественным вкусам нового времени. Повсюду создавались крупные архитектурные ансамбли открытых
площадей, широких улиц и проспектов, возводились мосты, монументы и общественные здания, демонстрировавшие императорское величие и силу власти.
Версаль, Большой дворец
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img20.jpg)
Архитектурные
ансамбли
Парижа. Ампир.
Церковь Святой Женевьевы , возведённая Ж.Ж. Суффло , стала Пантеон ом - местом упокоения великих людей Франции.
Один из самых эффектных монументов того времени - колонна
Великой армии на Вандомской площади . Уподобленная древнеримской колонне Траяна, она должна была, по замыслу архитекторов Ж. Гондуэна и Ж. Б. Лепера , выразить дух Новой империи и жажду величия Наполеона.
Ж. Ж. Суффло. Церковь Святой Женевьевы (Пантеон). 1758-1790 гг. Париж
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img21.jpg)
Архитектурные
ансамбли
Парижа. Ампир.
Вандомская
площадь.
Париж
Декор дворцов был нередко перегружен военной атрибутикой. Доминирующими мотивами стали контрастные сочетания цветов, элементы римского и египетского орнаментов:
орлы, грифоны, урны, венки, факелы, гротески. Наиболее ярко стиль ампир проявился в интерьерах императорских резиденций Лувра и Мальмезона.
Во внутреннем ярком убранстве дворцов и общественных сооружений особенно высоко ценились торжественность и величавая помпезность
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img22.jpg)
Архитектурные
ансамбли
Парижа. Ампир.
Интерьеры
Лувра
Эпоха Наполеона Бонапарта завершилась к 1815 г., очень скоро стал и активно искоренять её идеологию и вкусы. От исчезнувшей, как сон, Империи остались произведения искусства в стиле ампир, наглядно свидетельствую-щие о её былом величии.
«Я люблю власть, но как художник... Я люблю её, чтобы извлекать из неё звуки, аккорды, гармонию».
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img23.jpg)
Особенности
классицизма
в архитектуре
Поздний классицизм – ампир - стиль в архитектуре, декоративно- прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX века в странах Европы, завершивший развитие классицизма
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img24.jpg)
Особенности
классицизма
в архитектуре
Ризалит (выступ ) - часть здания, выступающая за основную линию фасада
Боске́т (лесок, рощица)- ряд образующих стену, близко посаженных, ровно подстриженных деревьев или кустарников
гермы (четырёхгранные столбы, увенчанные головой или бюстом)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img25.jpg)
Особенности
классицизма
в архитектуре
Десюдепо́рт (верх)- живописная скульптурная или резная композиция декоративного характера, расположенная над дверью и являющаяся органичной частью интерьера
Пе́ргола (навес, пристройка)- беседка или сооружение, состоящее из поставленных друг за другом арок или парных столбов, связанных поверху между собой деревянной обрешеткой, обсаженное
вьющимися растениями вдоль дорожек парков и садов.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img26.jpg)
Особенности
классицизма
в архитектуре
Бельведе́р - круглая надстройка в виде павильона или беседки
Анфила́да (нанизывать на нить)- ряд последовательно размещенных друг за другом помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img27.jpg)
Контрольные вопросы
1. Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям? Поясните свой ответ.
2. Как градостроительные идеи классицизма XVIII в. нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, например площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с.74)?
3. В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко?
4. Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img28.jpg)
Творческая мастерская
1 . Проведите для своих одноклассников заочную экскурсию по Версалю. Для её подготовки можно использовать видеоматериалы из Интернета. Нередко сравнивают парки Версаля и Петергофа. Как вы думаете, какие основания имеются для подобных сравнений?
2 . Попробуйте сравнить образ «Идеального города» эпохи Возрождения с классицистическими ансамблями Парижа (Петербурга или его пригородов).
3. Сравните оформление внутреннего убранства (интерьеры) галереи Франциска 1 в Фонтенбло и Зеркальной галереи Версаля.
4. Познакомьтесь с картинами русского художника А. Н. Бенуа (1870-1960) из цикла «Версаль. Прогулка короля» (см. с. 74). Как в них передана общая атмосфера придворной жизни французского короля Людовика XIV? Почему их можно рассматривать как своеобразные картины-символы?
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img29.jpg)
Темы презентаций, проектов
- «Формирование классицизма во французской архитектуре XVII-XVIII вв.»;
- «Версаль как модель гармонии и красоты мира»;
- «Прогулка по Версалю: связь композиции дворца и планировки парка»;
- «Шедевры архитектуры западноевропейского классицизма»;
- «Наполеоновский ампир в архитектуре Франции»;
- «Версаль и Петергоф: опыт сравнительной характеристики»;
- «Художественные открытия в архитектурных ансамблях Парижа»;
- «Площади Парижа и развитие принципов регулярной планировки города»;
- «Ясность композиции и уравновешенность объёмов собора Дома инвалидов в Париже»;
- «Площадь Согласия - новая ступень в развитии градостроительных идей классицизма»;
- «Суровая выразительность объёмов и скупость декора церкви Святой Женевьевы (Пантеона) Ж.Ж. Суффло»;
- «Особенности классицизма в архитектуре западноевропейских стран;
- «Выдающиеся архитекторы западноевропейского классицизма».
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img30.jpg)
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/8/3/4/834bc2aa60ed0035eb7795563a31c38fbc052fa1/img31.jpg)
Литература:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
- Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
- Мороз Ирина Васильевна, http://infourok.ru/prezentaciya_po_mhk_klassicizm_v_arhitekture_zapadnoy_evropy_11_klass-163619.htm