Презентация по светской этике на тему "Добро и зло" (4 класс). Урок по основам светской этики "добро и зло" Светская этика тема добро и зло



  • Н ечто дурное, вредное.
  • Беда, несчастье, неприятность.
  • Досада, злость.

  • Нечто положительное, хорошее, полезное, противополож -ное злу.
  • Имущество, вещи.



  • Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… . Другой волк представляет добро – любовь, мир, надежду, истину, доброту, верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.





Основные понятия:

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Совершать добрые поступки сознательно, бескорыстно, а не с расчетом на выгоду.

Зло - противоположность добра. Нечто дурное, вредное.







Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: – Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит. – А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая. А третья молчит. – Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки. – Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.


Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.



ДОБРО БЕЗ УМА

Древняя китайская история

  • Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил: - Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?»



Вопросы и задания:

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред? Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?


Золотые правила доброго человека

  • Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
  • Будь добрым к людям!
  • Учись добру у добрых.
  • Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
  • Не причиняя зла, добрей становишься.

Самостоятельная работа

  • Как творят добрые дела?
  • а) бескорыстно и сознательно;
  • б) чтобы избежать наказания;
  • в) в надежде на похвалу;
  • г) в надежде на вознаграждение.

  • Что считается добрым поступком?
  • а) опоздать на неинтересную встречу;
  • б) дать списать домашнее задание;
  • в) забыть о неприятной просьбе;
  • г) помочь соседу по парте разобрать задачу.

  • 3) Укажите поступки, которые одобряет общество.
  • а) унижение;
  • б) обман;
  • в) насилие;
  • г) взаимопомощь.

  • 4) Что является последствием злых дел?
  • а) дружба;
  • б) вражда;
  • в) радость;
  • г) мирное сосуществование.

  • 5) Знания о добре и зле помогают людям
  • а) жить в мире;
  • б) проявлять заботу о близких;
  • в) дружить;
  • г) все ответы верны.

Предложи свой вариант «расшифровки» слов

Д____________ З ____________

О____________ Л ____________

Б____________ О ____________


Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Примечания к презентации: информация для учителя

Материал, который учитель должен знать и уметь объяснить детям (к уроку «Добро и зло»)

К слайду 2:

    Притча о добром самарянине (Евангелие от Луки, глава 10 стих 29-37).

К слайду 3:

    Напомнить детям информацию о телефонах службы спасения и скорой помощи – в целях собственной безопасности - вызови специалистов

К слайду 7:

    Птица Феникс - символ вечности: возрождается из пепла, библейский символ

    Цитата из Нового Завета ( Первое послание к Коринфянам, глава 13 стих 4-7)

    Растолковать детям значения слов: долготерпение, милосердие, превозноситься, бесчинство, сорадоваться, истина, покрывает (перекрывает), не перестаёт (вечна), пророчества, языки (народы, национальности), упраздниться.

К слайду 10:

    Кратко упомянуть о мудрости индейцев

Слайд 2

Один человек шёл из одного города в другой и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один человек шел тою дорогою и, увидев его, чужого и избитого, прошёл мимо. Также и другой, быв на том месте, подошёл, посмотрел на чужака и прошёл мимо. Некто, проезжая мимо, и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, дал содержателю гостиницы денег и сказал ему: «Позаботься о нём; и если придётся потратить более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Слайд 3

Отсутствие добра – есть равнодушие. Можно ли равнодушие считать злом? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 4

Счастье – «с частью», вместе. Когда мы делимся с окружающими своей радостью, она в нас и в них умножается. Когда мы делимся с окружающими своим горем, оно разделяется на маленькие частички и становится не таким великим и болезненным. Дружба – отношения между людьми, помогающие нам вместе преумножать добро.

Слайд 5

Д руж ба – здоровы е взаим оотнош ения м еж ду лю дьм и  По природе своей человек создан быть добрым и гармоничным. Но зло всегда стремится разрушить мир и добро. Поэтому нам приходится беречь свой духовный и душевный мир от негативных качеств, убивающих в человеке человека.  Какие качества необходимы нам для сохранения крепкой дружбы?

Слайд 6

Н айди половинку 1. Друг – это одна 2. 3. 4. 5. душа, Нападает тот, Кто ничего в себе не имеет, Добро не ищет Любовь 1. у того отнимется 2. 3. 4. 5. и то, что имеет. благодарности. живущая в разных телах. долготерпит, милосердствует, не завидует… кто слаб и труслив.

Слайд 7

Л ю бовь никогда не перестаёт  Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.  Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Слайд 8

Л ю бовь и друж ба – хранители человечества  Человек – существо социальное, это значит, что для человека естественно жить в обществе, общаться и делиться с окружающими своими эмоциями и чувствами.  Близкие люди, это прежде всего: родители, родственники, друзья, знакомые, коллеги, одноклассники.  Крепче всего людей сближает общее дело.  Одинокий человек – всегда несчастен.  Одинокий человек ищет друзей, близких по духу, любимых.  Если он долго не находит таких дорогих его сердцу людей, он начинает страдать.  Поэтому мы просто обязаны дорожить своими близкими и беречь добрые отношения с ними.

Слайд 9

 Вспомните качества семьи. Что нам помогает сделать семью крепкой?  Какие качества отличают настоящих лучших друзей от простых знакомых?  Запишите в тетради качества лучших друзей.

Данный методический материал я использовала для проведения открытого мероприятия в 2013-2014-м учебном году во время кустового методического объединения Столбовского округа для учителей ОРКиСЭ в 4-м классе, который ещё не шёл по ФГОС. А также эту разработку можно использовать при проведении классных часов в начальных классах. так как тема является актуальной во все времена.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия Добро и зло»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы светской этики»

Конспект занятия по теме: «Добро и зло»

Цель: - помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла.

Задачи: - развивать у учащихся знания о категориях нравственности добро и зло;

Развивать умения слушать и слышать, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать умение работать с источниками информации

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим;

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование

    Компьютер;

    Мультимедийное оборудование;

    Презентация к уроку «Добро и зло»

    Текст рассказа В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя»;

    Карточки для работы в группе

Для достижения результата в ходе урока мною используются следующие технологии:

    обучение в сотрудничестве,

    информационно-коммуникативная технология,

    игровая технология

    здоровьесберегающая технология

Ход урока

I . Организационный момент. Эмоциональный настрой

Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Давайте мы пожелаем друг другу доброго дня и отличного настроения!

II . Постановка учебной задачи

Послушайте строчки из произведения (слайд 1)

…Крошка-сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

Что такое хорошо

и что такое плохо?

Знакомы ли вам эти строки?

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока…(слайд 2)

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

На уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

На какие вопросы будем искать ответы? (слайд 3)

    Что такое добро?

    Что такое зло?

    Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

III . Актуализация знаний

Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово доброта ? (А что же такое доброта, по вашему мнению?)

Сейчас 2 человека найдут в словаре русского языка С.И. Ожегова толкование слова «доброта».

А как вы понимаете слова французского писателя Виктора Гюго (слайд 4)

Почему доброту сравнивают с солнцем? (ответы детей)

В народе говорят: «Земля согревается солнышком, а душа - добротой» (слайд 4)

Помните, что добрым, милосердным людям легче жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми приносит радость.

IV . Открытие нового знания

1. Работа со словарём

- Итак, давайте послушаем, что такое доброта. (В словаре русского языка С.И. Ожегова даётся такое определение этому слову: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)

Ребята, а что же такое добро ? (Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,….)

Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова («Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду») (слайд 5)

В чём же проявляется зло? (унижение, предательство, оскорбление, насилие, неуважение, нетерпимость).

Что приносят злые поступки людям?

(«Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». С.И. Ожегов)

Какие поступки людей считаются добрыми?

В мире существует и добро, и зло, и надо научиться различать эти понятия.

(слайд 6,7)

2. Работа с текстом. Осеева В. «Злая мама и добрая тётя»
Чтение 1части текста детьми.

У Дашеньки были мама и тётя. Они обе любили свою девочку, но любили её по-разному. Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы.

А тётя ничего не заставляла делать: она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку гулять с подругами.

У меня злая мать и добрая тётя! - говорила подругам Дашенька.

Закончите рассказ самостоятельно.

Почему у вас получилось разное завершение рассказа? (Нужно подвести детей к пониманию, что осознание и понимание нравственных категорий требует жизненного опыта.)
Чтение концовки рассказа и обсуждение его.

Но прошли годы, прошло с ними и детство. Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди - золотые руки у Дашеньки, за что ни возьмётся, быстрей всех сделает.

Кто же это научил тебя так работать? - спросят, бывало, женщины.

Учила меня мама, спасибо ей.

А о доброй тёте Дашенька ничего не сказала.

Действительно ли мама была злой?

А как бы вы назвали это произведение?

Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро)?

Это поступки, которые помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность – взаимопонимание и взаимоуважение.

V . Оздоровительная минутка «Солнышко»

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.

Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

VI . Первичное закрепление

    Работа с пословицами. Работа в парах - Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.

    Доброе слово лечит, а злое калечит.

    Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

    Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    Добро помни, а зло забывай.

    Давайте проверим работу! (слайд 8)

2. Работа в группах

- Итак, ребята, сегодня мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Но что же такое добро и зло вы определите сами, работая в группах. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 5минут.

1 группа. - Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла. (При подготовке используйте материал учебника, собственные наблюдения, иллюстрации, план работы)

2 группа. - Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра. (При подготовке используйте материал учебника собственные наблюдения, иллюстрации, план работы)

3 группа. - Каким русским словам дает начало слово «добро»? (Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником)

4 группа. - Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.

Выступление групп.

- Мы продолжаем разговор о том, что такое добро и что такое зло. Именно на эти вопросы вы и искали ответы, выполняя разные задания. Предоставляем слово 1 группе

2 группа , пожалуйста, вам слово.

«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» (слайд 9)

- Как вы понимаете эту фразу?

- Я предлагаю продолжить наш разговор о добре, о добрых поступках, о добрых людях. Каким русским словам дает начало слово «добро»? Об этом нам расскажет 3 группа. Может быть, вы можете дополнить ответ одноклассников?

- 4 группа работала с обоими понятиями.

- Давайте еще раз прочитаем фразу, данную на слайде. Скажите, легко ли быть добрым? Не только тогда, когда тебе хорошо, а в любое время? Не только к тому, кто тебе нравится, а ко всем?

- А сейчас, ребята, попробуйте ответить на следующий вопрос: «Какой я?»

VII . Включение нового знания в систему знаний и повторение

1. Работа по определению поступков детей

Как оценить поступки детей?

Какие из следующих примеров являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение.

    Играть в футбол на газонах;

    Рисовать на стенах в школе;

    Посадить растения возле школы;

    Метко плюнуть жвачкой в товарища;

    Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин.

Как проверить, добрые мы дети или злые?

Можно рассказать о добрых делах. Совершить доброе дело. Какое доброе дело мы можем совершить? (ответы детей)

2. Игра «Сказка»

- Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру.

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы?

На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь)

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.

Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку)

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Посмотрите, чаша весов добра перевешивает чашу зла. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.

3. Чтение учащимися наизусть стихотворения.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

VI II . Рефлексия

Что нового вы узнали о добре и зле?

Что надо делать, чтобы наша планета стала добрее? (Ответы детей)

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

Почему важно бороться со злом?

Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Этот человек приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.)

Какой человек может быть добрым? (Тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других, учитывает интересы других людей.)

Какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.)

(На доске заготовка рисунка «Дерево добра», у каждого ребенка есть вырезанный из цветной бумаги лист).
- Ответьте на вопрос: Что значит быть добрым? (Каждый ребенок на своем листочке «Дерева добра» пишет ответ на вопрос и прикрепляет листочек к стволу дерева.)

Давайте делать добрые дела, помнить только хорошее, доброе. Ведь только добрый человек может быть красивым. Я желаю вам быть добрыми, красивыми, уважать и ценить друг друга.

I X . Домашнее задание

Чего на земле больше: добра или зла?

Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему?

Поговорите дома с членами семьи и друзьями о добре и зле. Попробуйте найти ответы на эти вопросы. Расскажи родителям о добром поступке своего друга.

Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню “Дорогою добра”. (Исполнение песни детьми)

Занятие окончено. Спасибо, вам, ребята, за сегодняшнюю встречу. До свидания.

(слайд 10 )

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Добро и зло»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

… Крошка-сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

Что такое хорошо

и что такое плохо?


Добро


  • Что такое добро.
  • Что такое зло.
  • Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

«Во внутреннем мире человека доброта - это солнце»

Французский писатель Виктор Гюго

«Земля согревается солнышком, а душа - добротой».


С.И.Ожегов

Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению, то, что предотвращает вражду.


Добро

Всё положительное, хорошее.

Поступок, приносящий пользу.

Всё ласковое, доброе.

Хорошее, доброе дело.

Добрый Человек

Обладающий мягким характером.

Сердечный.

Сострадательный.

Расположенный к людям.


Всё дурное, плохое, вредное .

Злое чувство, гнев, досада.

Беда, несчастье, неприятность.

Злой Человек

Недоброжелательный.

Проникнутый враждой, ненавистью.


  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Добро помни, а зло забывай.

Как вы понимаете эту фразу?

« Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо …»


Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики.

Модуль « Основы светской этики»

Разработка урока на тему:

Добро и зло

Симоненко Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 1 с.Покойного

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс под редакцией Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлёва, 2015г., толковый словарь С. И. Ожегова, цветные маркеры, пословицы, притчи, запись песни «Дорогою добра» ,маленькие сердечки на весь класс, большое сердце класса.

Список литературы:

Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики».

М., Просвещение, 2015 г.

Учебное пособие «Основы светской этики 4-5» М., Просвещение, 2015 г.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5к.-

М.: Просвещение, 2015г.

Электронное пособие к модулю «Основы светской этики».

Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека.

Задачи:

расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;

прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;

формировать потребность совершать добрые дела;

формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;

Планируемые результаты : обучающиеся должны уметь:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

ХОД УРОКА.

1. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 2

Учитель : Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись,

Тихо сели.

А теперь посмотрите друг на друга и сделайте недовольное выражение лица. Что вам приятнее видеть?

Чтобы настроение на весь урок было хорошим, давайте улыбнёмся себе, друг другу и нашим гостям.

Мир - это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

2. Актуализация знаний.

А сейчас послушайте притчу и попробуйте определить ее тему.

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.

3. Первичное усвоение учебного материала. Слайд 3

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы будем говорить об основных этических понятиях – добре и зле. Слайд 4

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло?

Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

- В каком литературном жанре мы наиболее часто сталкиваемся с победой добра над злом?

    Назовите героев народных сказок, представителей этих сил.

Придумайте на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека. Слайд 5

д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;

А сейчас мои друзья назовите однокоренные слова к слову «добро»? Слайд 6

Ребята назовите из предложенных сказок добрых и злых героев.
(“Царевна-лягушка”, “Гуси-лебеди”,“Русалочка”, “Дикие лебеди”, “Белоснежка и семь гномов”, “Финист – ясный сокол”). Слайд 7

4. Осознание и осмысление учебного материала.

1 ) Работа с понятиями добро и зло .

Так что же такое добро и зло? Попробуйте дать определения.

Как вы понимаете слово добро ? (ответы детей)

Как вы понимаете слово зло ? (ответы детей)

2) Словарная работа (исследовательская работа в группах)

А сейчас мы свами поработаем группами:

Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.(дети ищут и читают определения вслух)

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». Слайд 8

С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Слайд 9

Учитель: - Ребята, как вы думаете, всегда ли существовало зло на Земле?

Ученик: (Савелий) Добро и Зло – два вечных спутника,

Идут по жизни с нами до конца.

Как разделить их, чтоб не мучиться,

И не болела по ночам душа.

Добро – такое теплое, как солнышко,

А зло – оно холодное, как лед.

3) Творческая работа в группах. Составление кластера.

А сейчас мы повесим на доску кластер, которые вы выполняли по группам.

1 группа(девочек) составила кластер к слову добро.

2 группа(мальчиков) составила кластер к слову зло.

Проверка.

4)Беседа с учащимися по вопросам.

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

Как вы относитесь к злым людям?

5. Физкультминутка-игра.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете ладошками глаза..

Итак, начали:

1.Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ... (Кощей)

2.Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор…(Айболит)

3.В его любимой песенке поется:


А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.(кот Леопольд)

4.Она часто напевала:

«Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому я всем и каждому советую
Всё делать точно так,
Как делает старуха по кличке (Шапокляк) .

Учитель . Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова?

( Добрыми должны быть и поступки.)

Учитель : - Прочитайте слова «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» Слайд 10.

Как вы их понимаете?

6. Работа в группах «Учитесь делать добрые дела»

Учитель. Ребята, проведите границу между добром и злом,

Как вы поступите в данной ситуации?

Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание» Слайд 11.

1. Дам списать, чтоб выручить товарища.

2. Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.

Ситуация 2. « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его» Слайд 12.

1. Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга.

2. Поддержу друга.

Ситуация 3. « Приятель в компании беззастенчиво врёт» Слайд 13.

1. Скажу всем, что это неправда.

2. Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь.

Учитель : - Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

Учитель: - Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица Слайд 14.

ПОСЛОВИЦЫ

Проверка выполненной работы. Слайд 15.

Учитель: Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. Слайд 16.

    1. Помогать людям.

      Защищать слабого.

      Делиться последним с другом.

      Не завидовать.

      Прощать ошибки другим.

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Слайд 17.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ .

7. Итог урока.

Учитель : - Я уверена, что вы всегда будете стараться в любой ситуации говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям.

И помните: всё в ваших руках!

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

Почему важно бороться со злом?

Что человека делает добрым или злым? (Его поведение, мысли, поступки и т.д.)

1)Учитель: Обобщим наши знания о добре и зле. Составим коллективно синквейн со словами добро и зло . Слайд 18.

1) ДОБРО

2) душевное, сердечное

3)исцеляет, помогает, вдохновляет

4) Добро сближает людей.

5) РАДОСТЬ

    ЗЛО

    страшное, плохое

    калечит, обижает, убивает

4) Зло влечёт за собой горе и вражду.

5) ГОРЕ

Добрые слова – корни. Слайд 19

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сады – это ваши сердца.

А чтобы нам закончить наш урок на позитивной нотке, я предлагаю вам заполнить вот такое большое сердце нашего класса добрыми словами и пожеланиями друг другу, чтобы в нас долго теплился тот огонёк тепла, который дарит каждое ваше сердечко.

(На столе у вас лежат вырезанные из бумаги маленькие сердечки, на которых вы напишите добрые слова и пожелания своим одноклассникам и прикрепите их на большое сердце класса.)

8.Домашнее задание. Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь, записать их на листочке, для составления «Дерева добра».

Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.

Ребята, я желаю вам творить добро, чтобы добро вас нашло...!

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Игра «Торопись обрадовать» Слайд № 20

Учитель. Ребята, образуйте круг. Сейчас мы поиграем в игру «Торопись обрадовать»

У меня есть волшебный клубочек, и вы передаёте его из рук в руки и при этом говорите доброе слово рядом стоящему игроку.

Звучит песня «Дорогою добра» (из м/ф «Маленький Мук») (аудиозапись)

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро – это здорово.

10. Если успею… И в заключении мне хотелось бы прочитать вам еще одну притчу.

Жил мудрый старец. Люди, зная это,
И в холод, и в палящую жару
За помощью и за простым советом
Из дальних стран толпою шли к нему.

Вопросов у людей всегда так много,
Кто только гостем здесь не побывал.
Но старец, помолясь усердно Богу,
На все вопросы притчей отвечал.

И вот, когда закат земли касался,
А ночь была готова день сменить,
Из дальних странствий путник возвращался,
Спешил он с мудрецом поговорить.

Не смог тот путник отыскать ответа
На свой вопрос, куда бы ни ходил.
А поутру, встав рано до рассвета,
С надеждой у мудрейшего спросил:

"Скажи, отец, ну почему так быстро
Плохое может сердцем завладеть?
Греховные привычки или мысли
Стараются поглубже кинуть сеть.

К плохому мы нетрудно привыкаем,
И злое укрепляется быстрей,
Чем доброе, посеянное нами.
В неравной схватке зло добра сильней?

А если зло в себе хотим исправить,
Греховное на чистое сменить,
То ждать плода приходится годами,
Чтоб доброту в себе укоренить.

Чтоб грех посеять не нужна сноровка,
Он может быстро душу погубить.
А доброе нужна тут тренировка,
Нельзя иначе сердце сохранить.

Ну почему, отец, так происходит?
Должно добро быстрее всход давать.
А в жизни получается напротив…
Что ты на это можешь мне сказать?"

Подумал старец, помолился Богу,
Но притчу говорить свою не стал.
Окинул взглядом пыльную дорогу,
Нагнулся и два семечка поднял.

Одно из них с изъянами, гнилое,
Он в землю возле дома закопал,
Второе же хорошее такое
На солнце положил и так сказал:

Гнилое семя - грех, добро - другое.
Ты наблюдай, вот мой тебе совет.
Природа лгать не будет, и ты вскоре
На свой вопрос получишь сам ответ.

Неделя пролетела в ожиданье,
Не находил себе тот путник сна.
Едва дождавшись солнца утром ранним,
Пришел он посмотреть на семена.

То семя, что на солнышке лежало,
Засохло. Выдул влагу ветерок.
Гнилое же погибнуть не желало -
Из семечка проклюнулся росток.

Он с каждым днем корнями укреплялся,
Хоть и невзрачным был совсем на вид.
«Сорняк!» - все говорили. Ухмылялся.
Поскольку знал, что многим навредит.

Порою с нами тоже так бывает -
Спешим всем рассказать про добрый плод.
Его на обозренье выставляем,
От слов красивых внутренность поет.

Людские речи согревают душу,
Возводят на почетный пьедестал,
И вновь хотят услышать наши уши
Досель еще не слышанных похвал.

Хорошее в нас быстро угасает,
От счастья и похвал мы польщены.
Гордыня с хвастовством одолевают
Все доброе, чем были мы полны.

Грехи же скрыть пытаемся поглубже
И ничего о них не говорим,
Стараемся мы Богу быть послушны,
Но об изъянах в сердце мы молчим.

Грехи молчанье наше одобряют:
Их не тревожат, их не теребят.
Все глубже свои корни опускают -
Так укрепить позиции хотят.

Мой друг, хочу совет тебе дать дельный,
Да и себе, конечно, что ж скрывать:
В молитве перед Богом на коленях
Не бойся об изъянах рассказать.

О том, что много лет тебя терзает,
Излей пред Богом, голову склоня.
Отец о всех тревогах, тайнах знает,
И где бы ни был ты, хранит тебя.

А добрые дела твори в смиреньи,
Не выставляй их людям напоказ.
Имей в себе любовь, храни терпенье,
И Бог, увидев тайное, воздаст!

Тема урока «Добро и зло»

Урок № 1

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи: – формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом; – развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; – повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему: «Почему плохо быть равнодушным?», выборочное чтение, самостоятельная работа с источником информации, обсуждение и анализ ситуаций, работа в парах, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия, скромность, милосердие, честность.

Оборудование: учебник, презентация по теме, мультимедийный проектор, альбомные листы, фломастеры.

Ход урока

    Организационный момент. Прозвенел звонок. Начинается урок. Пожелайте друг другу увлекательной работы и интересных открытий.

Слайд 1 В жизни по - разному можно жить – Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете вставать – И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям.

    Слайд 2 Сообщение темы урока.

    Слайд 3 Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Рассказы на тему «Почему плохо быть равнодушным?»

    Подготовка к изучению нового материала. Если человек неравнодушный, что можно про него сказать? Какой он? (добрый, отзывчивый) Сегодня на уроке мы поговорим о добре и зле. Что можно сказать об этих словах? (антонимы) Добро и зло – две противоположности. Между ними всегда идет борьба. Узнаем, какие человеческие качества помогают быть добрым, а какие порождают зло. Слайд 4 Игра «Стань волшебником»

    Работа над понятиями добро и зло. Работа с учебником. Выборочное чтение. Стр. 12 – 13. Найти ответы на вопросы: 1. Слайд 5 – что такое добро? 2. Слайд 6 – что такое зло?

3. Работа в парах. Скажите друг другу как можно больше добрых слов.

    Релаксация. Игра «Топай – хлопай». Если понравился поступок – хлопаем, если не понравился – топаем. 1. Мальчик возвращался из школы домой и увидел старушку. Она поставила на скамейку тяжелый пакет, села, не могла отдышаться. Мальчик помог бабушке донести пакет, хотя ему было не по пути. 2. Бабушка попросила соседского мальчика сходить в магазин за хлебом. Мальчик согласился, но сказал, чтобы его за это чем-то отблагодарили. Обсуждение этих ситуаций, вывод. (первый мальчик помогает бескорыстно, второй с выгодой для себя)

    Игра «Узнай героя». Слайды 7, 8, 9. Релаксация. Слайд 10. Слайд 11 Вместе с любимым героем поем песню «Если добрый ты…» Продолжаем отгадывать загадки. Слайды 12, 13, 14, 15, 16.

    Закрепление. 1. Обсуждение ситуаций. Слайды 17, 18, 19, 20. 2. Работа с пословицами. Слайд 21. 3. Прочитайте притчу о двух волках. Слайды 22, 23, 24, 25. Какова мораль этой притчи?

    Домашнее задание. (по выбору) Слайд 26.

    Итог урока. О чем расскажете членам своей семьи, друзьям? Какой самый главный вывод вы сделали для себя? Изобразите свои впечатления от урока символом, нарисуйте смайлик.

Урок окончен. Спасибо за работу.

Тема урока «Добро и зло»

Урок № 2

Цель: формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности.

Задачи: – развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; – воспитывать внимательность, уважение к людям; – пробудить стремление совершать добрые дела.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность, дружелюбие, вежливость.

Оборудование: учебник, рисунки с символами добра и зла, карточки, альбомные листы, фломастеры, диск с песнями «Дорогою добра», «Надо добрым быть».

Ход урока

    Организационный момент. Дети, внимание! Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем скорей урок.

Ученик: В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

    Сообщение темы урока. О чем пойдет речь на уроке? Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о добре и зле. Узнаем о том, как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

    Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Выставка рисунков «Символы добра и зла». Обсуждение работ.

Конкурс пословиц о добре и зле.

    Беседа. – Как бы вы сами определили, что такое добро, а что такое зло? – Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. – Часто ли вы сами так поступаете? – Какие поступки вы осуждаете, считаете морально злыми? Скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе. Ученик: Не стой в сторонке равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Ученица: Понять и исполнить

Желание другого –

Одно удовольствие –

Честное слово!

    Релаксация. В каждом из нас живет маленькое солнышко – доброта. Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите лучик вашей доброты. Мир – это большое зеркало. Ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам. А теперь нарисуйте солнышко и отдайте его своему другу. Вместе поем песню «Добрым быть на белом свете веселей».

    Работа со статьей учебника. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории? Работа по иллюстрациям. Что входит в современное понятие добра? Согласны ли вы, что иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершение зла. Приведите примеры.

    Работа в группах. 1 группа готовит список добрых дел, которые можно сделать дома, в классе, в природе, в транспорте, на улице. 2 группа готовит памятку «Как стать добрым». 3 группа готовит список слов, обозначающих положительные качества доброго человека. 4 группа восстанавливает высказывания. «Ни один … (злой) человек не бывает счастлив» Ювенал «Жизнь … (злых) людей полна тревог» Д. Дидро «Добро помни, а … (зло) забывай» Пословица «Не делай … (зла) , а то на зло нарвешься» Восточная мудрость «Если не хочешь знать страха, не делай … (зла ).» Кабус

    Домашнее задание (по выбору) 1. Приготовить рассказ о том, кого из окружающих тебя людей ты считаешь добрым и почему? 2. Подобрать литературные произведения, где можно оценить поступки героев с точки зрения «добра» и «зла».

    Итог. Почему знание о добре и зле так важно для людей? Послушайте песню «Дорогою добра» Какую дорогу мы выбираем? (дорогу добра)

Молодцы! Спасибо за работу на уроке.