Какие проверки может проводить гит. Готовимся к проверке ГИТ: чек-лист для кадровика

Проверок, утвержденным непосредственно Рострудом для территориальных подразделений.

Отметим, что в соответствии со статьей 26.1 , с 01.01.2016 по 31.12.2018 ГИТ не проводила плановые инспекции в отношении малого бизнеса, за исключением предприятий, занимающихся:

  • здравоохранением и медициной;
  • образованием;
  • социалкой;
  • теплоснабжением;
  • обеспечением электроэнергией.

Для всех остальных работодателей действовал мораторий на проверки инспекции по труду в 2018 году. Если возникали основания для внеплановых мероприятий, информация и дата посещения также указывались в плане ГИТ. Но о таких проверках становится известно позже, а саму организацию должны уведомить о приходе контролеров не позднее чем за сутки до их визита.

Однако с 2019 года правила надзора за работодателями меняются. Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на плановые проверки малого бизнеса, но в этот раз он не касается проверок, организованных Рострудом, поскольку это ведомство перешло на риск-ориентированный подход и проводит контрольные мероприятия по проверочным листам и с учетом категории риска работодателя. Так что любая компания и ИП, независимо от того, имеет она статус субъекта малого предпринимательства или нет, может попасть в план проверок.

План проверок ГИТ на 2019 год СПб

План проверок ГИТ на 2019 год Москва

Что делать, если к вам пришли

Основанием для проведения любой инспекции является приказ руководителя инспекции. Проверка ГИТ в 2019 году — не исключение.

Поэтому прежде всего при посещении проверяющими вашего офиса вам должны предъявить служебные удостоверения и нормативный документ, в котором указано основание для проведения инспекции.

Кроме того, плановый аудит ГИТ должен в обязательном порядке быть согласован с органами прокуратуры.

Перечень всех возможных оснований указан в статье 360 ТК РФ , в том числе:

  • жалобы бывших и действующих сотрудников;
  • требования прокурора и ряд других.

Обращаем ваше внимание, что инспекторы могут потребовать сведения, которые относятся исключительно к предмету их проверки. Требовать что-либо свыше они не имеют право — прямой запрет прописан в статье 15 указанного .

Журнал проверок

Такой журнал должен быть в каждой компании. Для чего он нужен и как его заполнять, можно прочитать в статье .

Отметим, что все контролеры должны в нем расписываться.

Что проверяет ГИТ при плановой проверке

Наиболее часто проверяют и запрашивают:

  • документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных и охраны труда;
  • , сменности;
  • медицинские книжки.

Однако есть нюанс: требовать бумаги, которые не имеют отношения к предмету исследования, а также изымать оригиналы документов инспекторы не имеют права. Кроме того, существуют сроки, которые проверяющие не могут нарушить. При нарушении сроков результаты ревизии могут быть признаны недействительными.

Например, время, отведенное на плановую или внеплановую инспекцию, не может превышать двадцать рабочих дней, причем в этот срок входит составление акта по результатам инспекции.

Для малого бизнеса общее время инспекции за календарный год не может превышать:

  • 50 часов — для малого предприятия;
  • 15 часов — для микропредприятия;
  • 15 часов — для индивидуальных предпринимателей.

Обратите также внимание, что в этом году инспекторы труда должны будут пользоваться проверочными листами. Ознакомиться с ними можно заранее, а также проконтролировать, чтобы все было в порядке. Скачать чек-листы можно на сайте Роструда .

Оформление результатов

По окончании инспекционных мероприятий проверяющими составляется акт. Он оформляется в двух экземплярах и должен быть составлен непосредственно после окончания инспектирования. Что именно законодательство вложило в термин «непосредственно», никто не знает, но этот документ нужно требовать от проверяющих сразу же после окончания всех мероприятий и, если он предоставлен не будет, обращаться с жалобой в саму ГИТ и прокуратуру.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Каждый год ответственные специалисты и руководители многих предприятий ждут этого события. И вот, наконец, государственная инспекция труда опубликовала планы проведения проверок по субъектам РФ на 2017 год. Кто-то, не обнаружив себя в списках, вздохнул с облегчением, но кому-то в этом году предстоит пережить это не слишком радостное событие.

Однако, как говориться, «предупрежден - значит, вооружен». И зная, что в текущем году вашему предприятию предстоит принимать в своих стенах инспекторов ГИС, вы можете должным образом подготовиться к встрече.

С чего стоит начать – конечно, с изучения законодательства. Причем, помимо ответов на вопросы, которые госинспектор может задать вам, есть смысл подготовить еще и свои вопросы к проверяющим. Ранее, мы уже писали об этом в статье Консультант по охране труда. Выпуск №18 - Чего ждать от проверки государственной инспекции труда?

Прежде всего, важно понимать, что деятельность госинспекторов строго регламентирована законом. К основным нормативным актам, ограничивающим полномочия ревизоров относятся Трудовой кодекс РФ (его отдельны положения), Федеральный закон N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , а также Женевская Конвенция № 81 Международной организацией труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» , принятая 11.07.1947. Кроме того, существует Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. N 354н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" .

Сегодня мы приведем наиболее интересные положения Федерального закона N 294-ФЗ, знание которых может оказаться особенно полезным для специалистов по охране труда:

В июле 2016 года в данный закон введено новое положение, которое предусматривает возможность использования проверяющими в ходе плановой проверки проверочных листов (списков контрольных вопросов). Причем данный список может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, или ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения законодателя (п.11 ст.9) – это должно быть отражено в приказе о проверке.

В п. 12 ст.9 сдержится четкое указание на обязательность заблаговременного уведомления организации или ИП о предстоящей проверке. Срок, установленный законом, составляет 3 рабочих дня. Причем, в соответствии с последними изменениями такое уведомление может поступить в организацию даже на официальный адрес электронной почты.

В соответствии со ст.13 ФЗ N 294 допустимый срок проведения одной проверки не может превышать 20 рабочих дней (в исключительных случаях он может быть продлен еще на 20 дней). Причем для малых предприятий общий срок проведения плановых выездных проверок и существенно меньше и не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Этой же статьей предусмотрено формирование единого реестра проверок. Ответственным оператором ведения которого назначена Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Проверить, предстоит ли вашей организации в этом году принимать у себя проверяющих, можно по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/ .

Любая проверка организации должна проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа (ст.14). Причем данный приказ должен содержать исчерпывающую информацию о самой проверке. В частности, в нем должны быть указаны цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки, перечень документов, которые проверяемая организация обязана предоставить в ходе проверки, а также реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов) и многое другое.

По результатам проверки должен быть составлен акт в двух экземплярах, один из которых – ваш. (ст.16).

Ну и, наконец, самое интересное – если проверка была проведена с грубыми нарушениями со стороны проверяющих, то ее результаты подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (ст.20). К таким нарушениям, например, может быть отнесено требование документов, не относящихся к предмету проверки или превышение установленных сроков проведения проверок, а также не предоставление приказа или акта, упомянутых выше по тексту.

Также к предстоящей проверке можно подготовиться при помощи сервиса «Электронный инспектор», о котором мы недавно писали в одной из наших статей «Удобный сервис от Роструда ».

Предприятия, имеющие на своем балансе опасные производственные объекты, могут стать объектом внимания Ростехнадзора. Планы проверок данной организации также доступны для ознакомления заранее. Действия Ростехнадзора при проверке помимо указанных выше федеральных законов тоже регулируются соответствующими административными регламентами, многие из которых доступны на сайте данной организации. Проверка соблюдения требований законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов регулируется приказом Ростехнадзора от 12.02.2016 N 48 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах ".

План проверок Ростехнадзора на 2017 - скачать

Планы проведения плановых проверок государственными инспекциями труда по субъектам РФ:

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Северо-Западный федеральный округ

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

Новгородская область

Псковская область

Республика Карелия

Южный федеральный округ

Астраханская область

Волгоградская область

Краснодарский край

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Ростовская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Республика Северная Осетия – Алания

Ставропольский край

Чеченская Республика

Приволжский федеральный округ

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Самарская область

Саратовская область

Удмуртская Республика

Ульяновская область

План проверок на 2018 год трудовая инспекция каждого из регионов РФ традиционно утвердила в конце 2017 года. Рассмотрим особенности проверочных мероприятий, проводимых трудовой инспекцией, для 2018 года.

Регулирование в сфере труда: от Минтруда до трудинспекции

Законодательство о труде охватывает очень широкий спектр вопросов (оформление приема на работу и увольнения, установление времени отдыха, организация, охрана и дисциплина труда, труд в особых условиях или для особых категорий работников, ответственность сторон, особенности проведения расчетов и определения сроков). И это требует не только урегулирования отдельных моментов, возникающих в процессе его применения, но и обновления (если в этом возникает необходимость) действующих норм, а также систематического контроля за соблюдением установленных правил.

Органом, осуществляющим законодательные разработки в сфере труда, является Минтруд России (Министерство труда и социальной защиты РФ), и вопросы труда — не единственные, находящиеся в его ведении. В структуру Минтруда входит исполнительный орган, деятельность которого ориентирована исключительно на реализацию законодательства о труде и на связанные с ним темы (обеспечение занятости, социальную поддержку незащищенных слоев населения, вопросы трудовой миграции, решение коллективных трудовых споров). Это Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

В регионах Роструд действует через свои территориальные подразделения — трудовые инспекции, осуществляя не только общее руководство их деятельностью, но и обеспечивая для них взаимодействие с другими органами власти всех уровней и с общественными объединениями. Таким образом, непосредственную работу с работодателями в каждом из субъектов РФ ведут трудинспекции. И они же планируют свою работу, составляя в отношении главной своей задачи (контроля) планы работы на каждый очередной календарный год.

Говоря о таком плане, не совсем верно называть его, например, «планом проверок Минтруда на 2018 год», поскольку Минтруд сам такие проверки не проводит. Правильнее будет использовать определения «план проверок Роструда на 2018 год» или «план проверок трудовой инспекции на 2018 год».

На каком основании и что контролирует Роструд?

Базовые вопросы контроля за соблюдением трудового законодательства включены отдельной главой в ТК РФ (гл. 57). Именно здесь указано, что этот процесс осуществляется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на это, и его территориальными подразделениями (ст. 354 ТК РФ).

Проверке подлежат вопросы, связанные:

  • с соблюдением трудовых прав работников;
  • созданием безопасных условий труда;
  • возникновением случаев производственного травматизма;
  • социальным обеспечением работников;
  • проведением аттестации рабочих мест.

Для этого госинспекторам предоставлены следующие права (ст. 357 ТК РФ):

  • беспрепятственного посещения территории работодателей в любое время суток;
  • запроса необходимых документов, пояснений и информации;
  • изъятия образцов для анализа с оформлением акта об этом;
  • самостоятельного проведения расследования несчастных случаев или участия в таких расследованиях;
  • выдачи обязательных для исполнения предписаний:
    • об устранении выявленных нарушений;
    • о привлечении виновных лиц к ответственности вплоть до отстранения их от работы;
    • приостановлении деятельности небезопасных производств вплоть до направления в суд требований об их ликвидации;
    • запрете применения не соответствующих требованиям средств индивидуальной защиты;
  • административного наказания виновных и передачи материалов по ним в правоохранительные органы и в суд.

При этом проверяющие инспекторы должны неукоснительно соблюдать законодательство, не допускать ущемления прав работодателей и не разглашать ставшие им известными сведения, составляющие тайну любого из существующих уровней.

Принципы установления периодичности проверок

Процедура контроля, проводимого трудинспекцией, регулируется Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. Этот документ предписывает осуществлять плановые и внеплановые проверки, проводя их документарным и (или) выездным способом.

Необходимость во внеплановых проверках возникает в ситуациях:

  • истечения срока, отведенного предписанием на устранение выявленных нарушений;
  • поступления в инспекцию жалоб на допускаемые работодателем правонарушения;
  • возникновения распоряжения вышестоящего органа.

Плановые проверки проводятся с периодичностью 1 раз в несколько лет (от 2 до 6). Определяется эта периодичность категорией риска, которой оценивается каждый из работодателей. Периодичность в зависимости от категории риска такая:

  • 2 года — высокий риск;
  • 3 года — значительный риск;
  • 5 лет — средний риск;
  • 6 лет — умеренный риск.

На эту периодичность и ориентируются ежегодно составляемые планы проверочных мероприятий. В конце 2017 года трудинспекциями утверждены планы проверок на 2018 год.

Критерии отнесения работодателя к той или иной категории приведены в приложении к Положению о гоструднадзоре, утвержденному постановлением Правительства РФ № 875.

Перечни работодателей, относимых к категории высокого риска, можно найти на сайте Роструда в разбивке по регионам. Они составляются заблаговременно (не позднее чем за полгода до планового года проведения проверки) и позволяют работодателю принять меры к снижению категории риска. Но для того, чтобы это повлияло на уже присвоенную категорию, в Гострудинспекцию придется подать соответствующее заявление.

Что нового в проверках инспекций труда в 2018 году?

С 01.01.2018 текст Положения о гоструднадзоре, утвержденного постановлением Правительства № 875, обновлен постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080.

В части процедуры проведения проверок изменения свелись к следующему: проводя плановые проверки, инспекторы обязаны использовать для сбора сведений о соблюдении законодательства о труде утвержденный перечень контрольных вопросов. Эти вопросы касаются наиболее значимых моментов, отражающих соблюдение норм трудового права. Кругом этих вопросов должен ограничиваться предмет плановой проверки.

В период с января по июнь 2018 года применение таких перечней обязательно при проведении проверок работодателей, отнесенных к категории умеренного риска, а с 01.07.2018 они применяются при проверках всех работодателей (п. 2 постановления Правительства № 1080).

Формы проверочных листов, отражающих перечень вопросов для каждого из предметов плановой проверки (общее их количество — 107), приведены в приложениях к приказу Роструда от 10.11.2017 № 655.

Где найти план проверок Роструда на 2018 год?

Где можно ознакомиться с планом проверок трудовой инспекции труда на 2018 год? Он доступен для просмотра на сайте Роструда .

С главной страницы, выбрав иконку «Инспекции труда», переходим к выбору нужного региона. Выбор осуществляется либо через отметку соответствующей территории на карте РФ, либо введением названия населенного пункта в строке поиска. А уже на странице выбранного субъекта РФ в меню предлагаемых для просмотра страниц ищем слова «План проверок». На посвященной им странице среди планов нужно найти относящийся к 2018 году.

План может быть единым для субъекта РФ либо разбитым по видам проверяемых работодателей или отдельным территориям региона. Но в любом случае он будет составлен по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489. Форма предполагает отражение в ней:

  • сведений о проверяемом лице (название, адрес, коды);
  • данных о проверке (цель, основание, сроки, форма проведения);
  • последствий проверки, проведенной в отношении субъекта малого предпринимательства (административное наказание, приостановление или аннулирование действия лицензии);
  • информации о присвоении категории риска.

Утвержденного плана проверок на 2018 год трудовая инспекция будет придерживаться, проводя контрольные мероприятия. Но план может корректироваться, и тогда сведения о внесенных в него изменениях тоже появятся на сайте Роструда на странице соответствующего региона, посвященной плану.

Итоги

Необходимость проверки соблюдения работодателем требований трудового законодательства заложена в текст основного документа о труде — ТК РФ. Проводятся такие мероприятия трудовыми инспекциями, представляющими собой территориальные подразделения Роструда. Проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Периодичность проведения плановых проверок зависит от категории риска, присвоенной работодателю. С 01.01.2018 предмет проводимой плановой проверки ограничивается кругом утвержденного перечня вопросов, относящихся к определенной теме контрольного мероприятия.

План проверок на 2018 год трудовыми инспекциями уже сформирован и опубликован. Где ознакомиться с этим планом, по каким принципам он был создан, можно ли в него попасть в течение года? На эти и другие важные вопросы о плане проверок ГИТ читатель найдет ответы в нашем материале.

Нормативная база формирования плана проверок ГИТ

При подготовке планов контрольных мероприятий территориальные органы Роструда обязаны руководствоваться следующими нормативными актами:

  1. Законом «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ).
  2. Правилами подготовки надзорными органами ежегодных планов проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (далее — Правила подготовки планов).
  3. Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875) (далее — Положение о ФГН по труду).
  4. Административным регламентом исполнения Рострудом функции по надзору за соблюдением трудового законодательства (утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н) (далее — Административный регламент).
  5. Методическими рекомендациями по планированию ГИТ в субъектах РФ контрольных мероприятий (утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455) (далее — Методические рекомендации).

Как работодателю узнать, включен ли он в план проверок Роструда на 2018 год?

По закону информация о плановых контрольных мероприятиях должна находиться в открытом доступе. Узнать о предстоящем контроле со стороны ГИТ работодатели могут 2 способами.

Во-первых, график проверок трудовой инспекции на 2018 год должен быть опубликован на ее региональных интернет-порталах в срок до 01.12.2017. Это требование ч. 5 ст. 9 Закона 294-ФЗ и п. 40 Административного регламента. Как правило, план размещен в виде файла в формате Еxcel.

Во-вторых, сведения о плановых проверках со стороны всех надзорных органов включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 Закона 294-ФЗ). Он готовится Генеральной прокуратурой РФ. Узнать, запланированы ли в отношении конкретного работодателя проверки трудовой инспекции на 2018 год (а также проверки других органов), можно с помощью специального сервиса на сайте ведомства. Чтобы им воспользоваться, достаточно ввести хотя бы ИНН или ОГРН/ОГРНИП предприятия.

Отметим, что заранее узнать можно лишь календарный месяц проведения проверки и ее срок, а не конкретную дату начала. О датах начала и окончания контроля работодатель узнает при получении копии приказа ГИТ о проведении проверки, которая должна быть ему вручена не менее чем за 3 рабочих дня до контрольных мероприятий (ч. 12 ст. 9 Закона 294-ФЗ).

Новые принципы подготовки плана проверок ГИТ в 2018 году

При формировании плановых проверок на 2018 год трудовые инспекции руководствовались так называемым риск-ориентированным подходом (ст. 8.1 Закона 294-ФЗ). Он означает, что всем хозяйствующим субъектам присваивается:

  • класс опасности (зависит от тяжести возможных негативных последствий от несоблюдения обязательных требований закона);
  • категория риска (зависит как от тяжести последствий несоблюдения вышеуказанных требований, так и от вероятности их несоблюдения предприятием).

Отнесение предприятия к категории риска или классу опасности в общем виде регулируется Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Но применительно к каждому направлению государственного надзора имеются свои критерии присвоения того или иного класса/категории. В сфере надзора за соблюдением трудового законодательства работодателям присваиваются категории риска (п. 17 Положения о ФГН по труду).

Формула определения категории риска работодателя установлена в приложении № 1 к Положению о ФГН по труду. Она напрямую зависит от показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (к таковым относятся жизнь и здоровье работников, своевременная выплата зарплаты и т. д.).

Этот показатель фиксированный и определен в зависимости от сферы деятельности предприятия в приложении № 2 к Положению о ФГН по труду. Так, наиболее высокая категория риска будет у предприятий сферы добычи полезных ископаемых.

Частота проведения проверок Роструда в 2018 году

Ранее периодичность планового контроля ГИТ определялась по общей норме ч. 2 ст. 9 Закона 294-ФЗ — не более 1 раза в 3 года. Теперь она зависит от категории риска работодателя (п. 20 Положения о ФГН по труду):

  • высокий — раз в 2 года;
  • значительный — раз в 3 года;
  • средний — раз в 5 лет;
  • умеренный — раз в 6 лет;
  • низкий — проверки не проводятся.

Основанием для включения предприятия в план проверок является истечение указанного срока со дня (ч. 8 ст. 9 Закона 294-ФЗ, п. 35 Административного регламента):

  • регистрации предприятия;
  • проведения последней плановой проверки;
  • начала деятельности, о которой обязательно должен уведомляться Роструд (в соответствии с п. 5.1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584, к такой деятельности относится уход с обеспечением проживания и социальные услуги без обеспечения проживания).

Указанный перечень оснований является исчерпывающим. Проведение проверки без основания влечет недействительность ее результатов (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ).

Сроки проведения плановых проверок трудовой инспекции

Согласно ст. 13 Закона 294-ФЗ максимальный срок как выездных, так и документарных плановых проверок — 20 рабочих дней. В отношении выездного контроля следующих субъектов установлены ограничения:

  • малое предприятие — не более 50 часов в год;
  • микропредприятие — не более 15 часов в год.

Документарные проверки этих субъектов проводятся без указанных ограничений.

Выездную проверку могут продлить еще на 20 рабочих дней (или 50 и 15 часов соответственно) в исключительных случаях. Речь идет о необходимости проведения длительных экспертиз, расследований и т. д. Документарные проверки не продлеваются.

В отношении обозначенных выше субъектов малого бизнеса проверки могут быть приостановлены на срок не более 10 рабочих дней и лишь при необходимости получения документов в порядке межведомственного взаимодействия.

Если проверяется предприятие, имеющее обособленные подразделения в нескольких регионах, сроки проверки устанавливаются индивидуально для каждого из таковых. Но совокупная продолжительность проверок не может быть более 60 рабочих дней.

Напомним, что до конца 2018 года субъекты малого бизнеса освобождены от проверок Роструда (ст. 26.1 Закона 294-ФЗ). Исключение составляют предприятия:

  • для которых законом предусмотрены специальные сроки контроля (в сфере теплоснабжения, здравоохранения, энергетики и т. д. — ч. 9 ст. 9 Закона 294-ФЗ);
  • которые по результатам проверок, проведенных за предыдущие 3 года, были привлечены к ответственности за грубое нарушение закона либо понесли такие виды наказания, как дисквалификация, приостановление деятельности, отзыв или приостановление лицензии.

Может ли быть изменен график проверок ГИТ на 2018 год?

Далеко не все предприятия, срок очередного контроля которых подошел, попадают в план проверок. Но если проверку так и не запланировали, включить предприятие в течение года в него не могут.

Перечень случаев, в которых план подвергается корректировке, исчерпывающий и установлен в п. 7 Правил подготовки планов и п. 41 Административного регламента. Проверку могут исключить из плана, если невозможно ее провести ввиду:

  • ликвидации организации, прекращения деятельности ИП;
  • обстоятельств непреодолимой силы.

Прочие изменения могут вноситься по таким причинам, как:

  • изменения места нахождения или адреса организации/предпринимателя;
  • смена наименования организации, Ф.И.О. предпринимателя;
  • реорганизация юридического лица.

Эти изменения не влекут исключение проверки из плана или сдвиг сроков.

Субъекты малого бизнеса, считающие, что их включили в план проверок необоснованно (в нарушение ст. 26.1 Закона 294-ФЗ), вправе подать заявление об исключении себя из плана проверок. Положительный результат рассмотрения заявления — основание для исключения соответствующей проверки из плана.

Итоги

Сведения о проверках ГИТ на 2018 год находятся в открытом доступе, и любой работодатель может с ними ознакомиться. Нужно учитывать, что план был сформирован с учетом риск-ориентированного подхода, поэтому в него могли попасть те предприятия, которые проверку не ожидали.

Список документов, который присылает ГИТ перед проверкой, очень велик, в нем насчитывается более 70 пунктов. Их можно разделить на блоки по темам:

1. Уставные документы

2. Документы по оплате труда

3. По кадровому учету:

  • трудовые договоры и доп. соглашения;
  • и изменения к нему;
  • приказы - прием, увольнения, переводы, отпуск;
  • трудовые книжки и ;
  • локальные нормативные акты (ЛНА).

4. По охране труда (ОТ):

  • регламентирующие документы - приказы, ЛНА, должностные инструкции;
  • документы по медосмотрам, обучению;
  • и др.

5. Документы на иностранных работников.

Список может быть расширен в ходе проверки, если потребуются дополнительные сведения.

Этап 2. Наиболее важные направления

Объем проверяемых направлений работы может заставить поволноваться даже опытных специалистов. На что в перечисленном перечне обратят внимание в первую очередь? Самыми проверяемыми моментами являются:

  1. Задолженность по зарплате - наличие или отсутствие.
  2. Своевременность выплат заработной платы и отпускных, а также пособий.
  3. Наличие и содержание трудовых договоров.
  4. Наличие графика отпусков и его исполнение.
  5. Правильность оформления увольнений и расчета.
  6. Трудовые книжки - наличие и правильность оформления.
  7. и ЛНА, связанные с оплатой труда.
  8. Документы по (в случае ее проведения).
  9. Все, что связано с охраной труда. Перечень зависит от наличия/отсутствия , производственных травм и т.д.

Этап 3. Трудовые договоры

Для начала нужно убедиться, что у всех работников они есть. Затем проверить содержание договоров, а именно - наличие в них всех основных условий. Для этого обращаемся к ст. 57 ТК РФ . К основным условиям относятся:

  1. Место работы.
  2. Трудовая функция.
  3. Размер оплаты и даты выплат.
  4. Дата начала работы.
  5. Характер работы.
  6. Условия труда на рабочем месте.
  7. Компенсации и льготы при их наличии.

Если какого-то из этих пунктов нет, нужно составить дополнительные соглашения и внести недостающую информацию.

Еще один шаг на этом этапе - проверка дополнительных соглашений. Определите, какие изменения произошли за время работы сотрудников и имеются ли в наличии все доп. соглашения. Особенно важны перемены оплаты труда, должности, условий труда.

Этап 4. Штатное расписание и ЛНА

Штатное расписание должно быть в любой организации. Обычно запрашивают актуальную редакцию документа и последние изменения к нему. Проверьте, нет ли в вашем штатном «вилок» окладов и совпадает ли зарплата на одних и тех же позициях. Другими словами, по должности «менеджер» в одном и том же отделе не может быть разных окладов, так же, как и не может быть цифры «20 000 - 25 000». Также важно соответствие размеров выплат региональному минимуму зарплаты на текущий год.

Обязательные ЛНА - Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и Положение об оплате труда (премировании). ПВТР должны содержать разделы:

  1. Порядок приема, перевода и увольнения.
  2. Права и обязанности работника и работодателя.
  3. График работы, рабочее время и время отдыха.
  4. Оплата труда и поощрения.
  5. Ответственность сторон.

Положение о премировании должно быть, если премии в организации есть. Если присутствует другая система оплаты, «Положение об оплате труда» или иной ЛНА должен ответить на все вопросы проверяющих об основании выплат работникам.

Остальные ЛНА представляют интерес для ГИТ, если имеют отношение к льготам, компенсациям и другим денежным поступлениям. «Положение о командировках», например, может быть запрошено на проверку, если в вашей организации увеличены суточные выплаты. А вот «Регламент внешнего вида специалиста», «Положение о документообороте» и т.д. вряд ли удостоятся внимания проверяющих.

Этап 5. График отпусков

Графики отпусков имеют небольшой срок хранения - 1 год, так что направить усилия следует на текущий и прошедший годы. Знакомить работников с графиком законом не предусмотрено, но зато предусмотрено, что работник длжен быть уведомлен о предстоящем отпуске за две недели. Сроки уведомлений инспекция проверять очень любит. Если в вашей организации принято разделять отпуск на части, это должно быть прописано в ПВТР или в Положении об отпусках. О том, что соглашение с работником о разделении отпуска достигнуто, могут свидетельствовать заявления с просьбой внести в график несколько частей отпуска.

Проверьте совпадение графика с фактическими отпусками, если знаете, что он иногда не соблюдается. В каждом случае перенесения отпуска нужно оформить заявление работника о переносе и приказ. Если в месяце несколько перенесений, приказ может быть один на все изменения.

В график нужно вписать даты фактически предоставленных отпусков и основания их переноса - заявление, приказ.

И, конечно, утвержден сам график должен быть не позднее, чем за 15 дней до начала года, на который он составлен.

Этап 6. Личные карточки и приказы

Личные карточки Т-2 должны содержать максимум запрашиваемой информации. Проверьте наличие записей о переводах, изменениях оклада и предоставляемых отпусках. Данные можно ввести как вручную, так и в печатном виде. Обязательно возьмите подписи работника в графе "Прием и переводы" напротив каждого вписанного приказа.

Приказы о приемах и увольнениях имеют срок хранения 75 лет, так что имеет смысл вести их аккуратно, независимо от проверок. Каждый приказ должен иметь под собой основания - заявление, трудовой договор, соглашение сторон и т.д. Обязательным является своевременное ознакомление с приказом работника. Недопустимо составлять документ "задним числом". Дата приема на работу должна совпадать с датой приказа или быть более поздней.

Приказы на отпуск нужно проверить на наличие и соответствие графику отпусков. Также важно взять подписи сотрудников в приказах перед отпуском, лучше за 2 недели, если у вас нет практики письменного извещения о предстоящем отпуске.

Этап 7. Охрана труда

Это направление является одним из самых проверяемых, подойти к нему нужно максимально серьезно. Независимо от специфики предприятия, в организации должны быть:

  1. Специалист по охране труда (ОТ), если в компании более 50 чел., либо лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, если численность меньше 50 чел.
  2. Документы, подтверждающие .
  3. Инструкции по охране труда.
  4. Документы по (СОУТ)

В организациях, где имеются вредные условия труда, список значительно расширяется, его дополняют также первичный и периодический инструктаж и журналы по нему, дополнительные инструкции, документы по медосмотрам.

Если СОУТ еще не проведена, но уже есть приказ о ее проведении, а также , проверяющие не будут наказывать за отсутствие спец. оценки. В обратном случае вам может грозить штраф.

В целом по охране труда стоит проверить наличие всех подписей в журналах, соответствие дат приема и инструктажа, а при обнаружении пробелов - восстановить по максимуму.

Этап 8. «Особые» сотрудники

Пристальное внимание ГИТ уделяет следующим категориям работников:

По этим работникам проверяются все составленные на них бумаги: договоры, приказы, положения о гарантиях и компенсациях. Важно проверить содержание договора по каждому такому сотруднику: есть ли там информация о сокращенном дне для инвалидов или об основаниях срочного договора у иностранца. Если день сокращен, это отражается в табеле, нужно проверить и его.

В заключение хочется напомнить, что на подготовку документов при плановой проверке дается 10 дней, так что даже за этот срок можно многое успеть. И еще - не спешите подписывать акт проверки, внимательно читайте все замечания, порой работодателям удается доказать свою правоту еще до предписаний и штрафов. В случае несогласия с результатами не спешите оплачивать штраф, вы имеете право в суде, и только после его решения будет ясно, осталось ли постановление трудовой инспекции в силе.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ