Социальные роли в деловом общении. Социальные стереотипы и их роль в деловом общении

отчет по практике

1.1 Сущность системы управления качеством образования

Вопросы качества образования на любом его уровне всегда были и остаются в центре внимания научных исследований и практики управления образованием.

Образование как система - это множество образовательных заведений, отличающихся самыми различными характеристиками, прежде всего, по уровню и профессиональному направлению. Но, это не просто совокупность образовательных объектов, компонентов, явлений, процессов, а взаимосвязь и взаимодействие, при которых система образования приобретает новые качества: гибкость, динамичность, вариативность, стабильность, прогностич-ность, преемственность, демократичность.

В настоящее время российская система образования представлена в следующем виде:

Дошкольное образование;

Начальное образование (начальная школа);

Неполное среднее образование;

Полное среднее образование или производственно-техническое образование;

Высшее образование.

Сейчас в России всеобщее 11-летнее школьное образование.

За последние годы разнообразие типов и видов школ на базовом уровне образования значительно увеличилось. Все школы отвечают за освоение базовых программ, аттестат, получаемый выпускником, признается во всех регионах России. Возможности ранней специализации предоставляются гимназиями и лицеями.

Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии.

Имея общие черты с гимназиями, лицеи, однако, принципиально отличаются от них тем, что взаимодействуют с вузами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности.

Для реализации системы управления качеством образования в муниципалитете определенны несколько блоков приоритетов, а именно дошкольное и начальное образование, обеспечение обязательного основного общего образования, обеспечение сохранения здоровья детей, научно-методическое обеспечение оценки качества образования, информационно аналитическая деятельность, наличие необходимой нормативной базы функционирования учреждений.

Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Управление качеством подготовки специалистов является комплексным процессом, включающим выбор показателей качества, содержания, форм, методов и средств обучения, организационных, технических и других аспектов управления с использованием международных стандартов ИСО серии 9000 и методов всеобщего управления качеством (TQM), которые положены в основу моделей европейской и российской премий в области качества.

Необходимо отметить, что международные стандарты семейства ИСО-9000 описывают элементы, которые должна включать система качества, а не способы их внедрения конкретной организацией.

Эффективное управление в каждой системе начинается с компетентности высшего звена. Именно руководство высшего звена обязано исходить из стратегии, что вуз способен на большее, по сравнению с прошлым. В организационной структуре вуза могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством.

Система качества образования в вузе должна гарантировать обеспечение требований к выпускникам вуза в соответствии с государственными образовательными стандартами за счет создания необходимых условий. Обеспечение и управление качеством подготовки студентов следует построить так, чтобы отклонения от требований предупреждались заранее, а не исправлялись после того, как были обнаружены. На рынке образовательных услуг должна быть закреплена репутация вуза как надежного поставщика высококачественных специалистов с минимальным риском для тех предприятий, которые можно считать заказчиками.

Цель вуза при создании системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 - обеспечить выполнение следующих аспектов качества:

Качество, обусловленное определением спроса на продукцию;

Качество, обусловленное проектированием продукции;

Качество, обусловленное соответствием продукции проекту;

Качество, обусловленное кадровым обеспечением;

Качество, обусловленное материально-техническим обеспечением;

Качество, обусловленное финансовым обеспечением.

Ключевыми целями вуза в области качества являются следующие:

Достичь, поддерживать и стремиться к постоянному улучшению качества своей работы по всем направлениям деятельности с целью удовлетворения всех установленных и ожидаемых требований потребителей и других заинтересованных лиц;

Обеспечивать уверенность ректорату и всем сотрудникам в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются и что качество постоянно улучшается;

Гарантировать потребителям и другим заинтересованным лицам, что требования к качеству всех работ достигаются или будут достигнуты в поставляемой продукции и предоставляемых услугах.

Управление качеством базируется на документации, в которой описываются (документируются) все процессы (процедуры), а также действия участников процессов для достижения требуемого уровня качества.

По современной версии стандарта ИСО-9000 система качества трактуется как система менеджмента качества, которая состоит из трех подсистем: система управления качеством, система обеспечения качеством и система подтверждения качества.

Начинать необходимо с обеспечения качества подготовки специалистов. Документация для управления обеспечением качества имеется в каждом вузе, так как это, прежде всего, технологическая документация (образовательные программы), регламентирующая положения о структурных подразделениях и положения осуществления различных функций, а также планы и программы качества, планы внутренних проверок, планы работы и т.д.

К документации системы управления качеством относятся: политика руководства в области качества, руководства по качеству по направлениям деятельности, стандарты вуза, методические инструкции по направлениям деятельности и ряд других.

К системе подтверждения качества необходимо отнести: регулярные самооценки по определенным критериям; опросы сотрудников, студентов выпускников, потребителей; определение уровня освоения студентами учебных дисциплин; государственная аттестация выпускников.

И конечно, система управления качеством будет эффективной, если все участники образовательного процесса будут объединены единой целью по достижению высокого уровня подготовки специалистов.

При разработке системы качества необходимо создать методики для точного определения требований к выполнению работ по следующим направлениям деятельности вуза: образовательной; научной; информационной; административно-хозяйственной; социальной; финансовой.

В сентябре 2003г. на Берлинской конференции Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Основная цель Болонского процесса - создать единую общеевропейскую систему образования, отвечающую требованиям обеспечения экономического потенциала объединенной Европы. Основные признаки единого образовательного пространства:

Качество высшего образования, включающее качество содержания, фундаментальность, универсализацию и условия реализации образовательных программ, а также уровень профессиональной подготовленности выпускников;

Мобильность обучающихся, преподавателей, исследователей в едином образовательном пространстве и свободное перемещение с трудоустройством выпускников на рынке труда;

Многообразие и гибкость содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом традиций, автономии и академических свобод вузов Европы;

Открытость и доступность образования, обеспечиваемые мобильностью, взаимным открытием филиалов вузов в различных странах и введением технологий и организационных структур дистанционного обучения.

Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:

Введение двухуровневого обучения;

Введение кредитной системы;

Контроль качества образования;

Расширение мобильности;

Обеспечение трудоустройства выпускников;

Обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Однако мероприятия, связанные с реализацией этих предложений, вызывают противоречивые оценки. Необходим анализ путей и средств оптимальной интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство.

Среди задач Болонского процесса основной для России считается переход на двухуровневую систему. Введение двухуровневой системы предусматривает первую ступень - бакалавр, вторую ступень - магистр, но в России введение двухуровневой системы столкнулось с серьезными проблемами.

Переход на двухступенчатую систему высшего профессионального образования требует перелицензирования всех высших учебных заведений, выработки новых критериев реализации бакалаврских и магистерских программ, расчета конкретной стоимости подготовки бакалавров и магистров по различным направлениям подготовки, организации реального конкурсного отбора на магистерскую подготовку с предоставлением равных прав выпускникам других вузов, определения необходимого объема подготовки магистров.

России необходимы преобразования, но в силу внутренних причин концентрация финансовых средств для этого, крайне затруднена. Включение в Болонский процесс помогло сосредоточить внимание на проблемах укрепления позиций российской системы образования в мире. Создание структуры образования, совместимой со структурами образования европейских стран, позволяет выстроить в России систему образования, более понятную для иностранных граждан.

При этом цели Болонского процесса не в полной мере отвечают общемировым тенденциям, поэтому нельзя сводить к нему все реформы. Россия должна иметь свою национальную образовательную политику и параллельно с участием в Болонском процессе формировать свою специфическую систему образования, исходя из внутренних потребностей и ориентируясь на мировые тенденции.

Болонский процесс является хорошим попутчиком, обеспечивающим решение тактических задач, стоящих перед российским образованием.

Новые подходы и методы единого общеевропейского образовательного пространства базируются на формировании общего понимания содержания квалификаций и структур степеней выпускников - специалистов и включают в себя следующие приоритетные направления работы высших учебных заведений:

Определение общих и специальных компетенций выпускников первого и второго циклов обучения (бакалавр, магистр);

Гармонизация учебных планов с точки зрения структуры программ и методов обучения;

Определение специальных компетенций выпускников;

Разработка методологии анализа общих элементов и специальных областей подготовки специалистов.

Студентам участие нашей страны в Болонском процессе дало признание дипломов полученных за рубежом, на территории государств, подписавших Болонскую декларацию. Из этого следует, что у выпускников российских вузов появились реальные шансы трудоустроиться за рубежом по специальности. Так же способствовало упрощению поездок российских студентов на учебу в Европу. Появилась возможность дистанционно обучаться в зарубежных вузах.

Развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Включение российского образования в общеевропейский Болонский процесс позволило добиться конкурентоспособного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг.

Основная цель построения системы качества в вузе - это обеспечение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, выход на международные рынки образовательных услуг за счет высокого качества учебного процесса, качества подготовки специалистов. Это также необходимо с точки зрения гармонизации образования в рамках Болонского процесса, где одним из ключевых моментов является внедрение единых механизмов обеспечения качества.

Механизмы и способы повышения качества - это проблема по большей мере внутривузовская, поэтому, дальнейшая работа в этом направлении остается вузу.

Менеджмент качества образования - это вся система управления вузом сквозь призму утверждения нового качества системы, процесса, результата образования, нацеленная на соответствие потребностям потребителей, достижениям науки, на формирование способности соответствовать новым вызовам. Менеджмент качества образования предполагает такой подход в управлении вузом, когда во главу угла ставятся качественные показатели всех сторон деятельности учебного заведения, используются инновационные и мотивационные методы управления.

Менеджмент качества образования в вузе - это эффективное управление образовательной организацией с опорой на научные достижения, рыночные механизмы, энтузиазм и творческие способности всех субъектов образования, их сотрудничество и партнерство, новые информационные технологии, направленные на обеспечение условий, процесса, результатов такого обучения, воспитания и развития студентов, которые сформируют у них свойства, позволяющие им успешно трудиться в материальном и духовном производстве, жить в динамично изменяющемся мире, активно и творчески проявлять себя в освоении новых знаний и навыков, соответствовать требованиям и вызовам будущего социального времени, в котором нынешним студентам предстоит жить.

Эффективный менеджмент базируется на сложившейся системе элементов управления. Управление качеством образования - это особое управление, организованное и направленное на достижение определенных, заранее спрогнозированных результатов образования, причем цели (результаты) должны быть спрогнозированы в зоне потенциального развития студента (выпускника) вуза.

Основным инструментом оценки выпускников в настоящее время являются их оценки в дипломе. Однако необходимо четкое взаимодействие с потребителями, которые и должны давать оценку выпускникам. Не все потребители хотят, чтобы выпускник вуза был способен творчески мыслить, решать нестандартные задачи, имел компьютерную подготовку, умел общаться, обладал определенным культурным уровнем, знал иностранные языки. Некоторым вполне достаточно традиционных знаний и текущих навыков.

Таким образом, отрицательные моменты в системе оценки качества образования в настоящее время следующие:

Отсутствует четкая терминология, то есть однозначное определение «качество образования»;

Соответственно отсутствуют цель и задачи оценки качества образования;

Показатели, оценивающие качество образования несистемны, разрозненны (в зависимости от разработчика), отсутствует их количественная оценка;

Показатели в рассмотренных методиках не учитывают один из главнейших факторов - комплексные требования работодателей и необходимости знаний и умений для будущего общества, не только на сегодняшний и ближайшие годы;

Не учитывается способность студентов к самостоятельной работе (принятию решений, инновационным подходам, обработке необходимой литературы и выбору оптимального решения);

В рассмотренных методиках, если и рассчитывается какой-либо определенный показатель, то отдельно, то есть отсутствует комплексная оценка специалистов.

На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования являются:

Формирование современной системы непрерывного профессионального образования;

Повышение качества профессионального образования;

Обеспечение доступности качественного общего образования;

Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Это обеспечит дальнейшую реализацию задач в модернизации российского образования, решение стоящих перед системой образования проблем.

Развитие системы непрерывного образования позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики. Одновременно появятся возможности для выравнивания доступа к качественному образованию на всех уровнях образовательной системы.

Повышение качества профессионального образования в современных условиях возможно только на основе активизации инновационных процессов в данной сфере, обеспечения интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Это снимет проблему замкнутости системы образования, откроет ее внешним воздействиям, приведет к постоянному обновлению содержания образования и технологий обучения.

Обеспечение доступности качественного общего образования в первую очередь должно быть направлено на выравнивание стартовых возможностей получения общего образования. Это позволит снизить социальную дифференциацию, заложить необходимую основу для повышения качества образования, социальной, территориальной и образовательной мобильности детей и молодежи.

Повышение инвестиционной привлекательности системы образования позволит решить проблему дефицита квалифицированных кадров в системе образования, повысить ее управленческий потенциал, обеспечить развитие ресурсной базы, а также внедрение новых технологий в образовательный процесс.

Для обеспечения качества на всех уровнях образования необходимо создание адекватной законодательной, организационной, методической и материальной базы.

Осмысление вузовской деятельности и вышеперечисленных проблем с позиции критериев Международных стандартов позволяет:

Разработать современную нормативную и рабочую документацию по всем направлениям деятельности;

Исключить дублирование процедур;

Создать систему контроля на основе планов по качеству;

Повысить эффективность организационной структуры;

Четко распределить полномочия и ответственность всех уровней руководства;

Четко сформулировать цели и выделить ключевые процессы;

Более эффективно распоряжаться ресурсами.

И самое главное - внедрение системы управления в вузе на основе качества позволяет вовлечь весь коллектив, в том числе и студентов, в обеспечение высоких результатов в учебной и научной деятельности.

Таким образом, управление качеством образования является активным способом воздействия на качество образования в целом, а также образовательного учреждения.

Анализ урока как вида управленческой деятельности администрации школы

Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства...

Использования системы внутришкольного контроля для эффективного управления качеством образования в образовательном учреждении

В связи с возрастанием требований к качеству образования как общемировой тенденции, на что ориентирует Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. и положения Болонской декларации...

Муниципальное образование Увельского района Челябинской области

Главной целью образования является гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны. Образование вооружает человека знаниями о природе, обществе, себе самом, учит...

Основные направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Внутришкольный контроль - одна из общих функций систем внутришкольного управления. В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Цель внутришкольного контроля...

Основы моделирования системы управления качеством услуг логопеда в образовательной организации

Проблема управления качеством образования -- одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя. Рассматривая проблемы качества образования, мы опираемся на ряд базовых понятий: качество, обеспечение качества...

Педагогический контроль как элемент управления качеством образования в современной школе

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования...

Управление качеством образования

№ Наименование нормативного документа, его выходные данные Вопросы, рассматриваемые в документе, связанные с управлением качества образования в ДОУ 1 2 3 1 2. ПОСТАНОВЛЕНИЕПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИот 12 сентября 2008 г...

Управление качеством образования

качество образование дошкольное программа Проблемой управления качеством образовательных услуг ДОУ и дошкольного образования в целом занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И...

На сегодняшний день многие страны мира (Россия не исключение) сформировали основные направления политики по поводу оценки образования. Они приступили к созданию определенных стандартов, которые целесообразно применять в процессе разработки образовательных программ. Таким образом, эти нормы послужили основным инструментом для определения целевых направлений образования и формирования образовательного пространства.

Понятие качества

В данной статье полноценно рассматривается понятие качества образования, его сущность и основополагающие особенности. Для начала необходимо определить, что же означает понятие качества в общем смысле этого слова. Качество образования - это что такое?

Наиболее яркой трактовкой данного термина является определение качества как совокупности ряда свойств, характеристик, признаков продукции, определенных категорий товаров, услуг, материалов или же работ, которые в полной мере служат обусловливающим фактором в отношении их способности к удовлетворению потребностей и запросов общества и соответствия собственному назначению, а также предъявляемым требованиям. Рассмотренная мера соответствия формируется на основе конкретных стандартов, контрактов или же договоров. Важно отметить, что создание этой меры может происходить и в тесной взаимосвязи с запросами населения или же конкретных его сегментов. Каким же образом соотнести данное понятие с образовательной категорией?

Качество образования

Качество образования - это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности. Важно отметить, что рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования. Среди таковых основными являются следующие:

  • Содержание образовательного процесса.
  • Методика, разработанная в отношении норм обучения.
  • Формы обучения.
  • Материально-техническая база.
  • Состав кадровой структуры.

Абсолютное и относительное понятие качества

Важно отметить, что понятию качества (качество образования - это очень важный показатель ) нередко приписывают разнообразные, как правило, противоречивые значения. Дело том, что анализ может проводиться как в абсолютном, так и в относительном порядке. Таким образом, абсолютное понятие подразумевает демонстрацию превосходства и определенного статуса, что, естественно, благотворно влияет на имидж того или иного учебного заведения.

Относительное понятие не воспринимает качество как атрибут образовательной услуги и может рассматриваться в двух аспектах: как соответствие определенному государственному стандарту или же как соответствие предпочтениям потребителей услуги. Следует дополнить, что первый аспект отображает точку зрения производителя, а второй - взаимоувязан с потребительскими взглядами. Однако зачастую мнение производителя не равнозначно мнению потребителя, поэтому принято рассмотрение вопроса качества образования тем или иным образовательным учреждением с двух сторон.

Комплексный показатель

Мониторинг качества образования говорит о том, что анализируемый показатель наделен комплексным характером. В соответствии с данным фактом целесообразным будет перечистить основные его аспекты:

  • Взаимосвязь цели обучения и результата.
  • Обеспечение абсолютного удовлетворения общества теми или иными образовательными услугами.
  • Достойный уровень знаний и навыков; благотворное развитие личности - умственное, нравственное и, конечно же, физическое.
  • Обеспечение всех условий для здоровой самооценки личности, ее самоуправления, а также самоаттестации.
  • Формирование разнообразных сред культурного характера для образования в плане политкультуры, духовного обогащения и, конечно же, готовности человека полноценно жить в современном обществе и так далее.

Понятие мониторинга

В соответствии с вышеприведенными аспектами можно определить как систему беспрерывного сбора информации по поводу наиболее значимых его свойств, последующую ее качественную обработку, анализ и, конечно же, интерпретацию, которая необходима для обеспечения области образования и общества в целом достоверными, полными и прошедшими классификацию по уровням применения сведениями о соответствии процессов, а также результатов образовательной деятельности определенным нормативам, об актуальных изменениях и соответствующих прогнозах. Главной целью формирования системы мониторинга является повышение качества образовательных услуг.

Управление качеством образования через мониторинг имеет ряд преимуществ и недостатков, но в целях устранения вторых необходимо лишь обеспечить все условия эффективного проведения данного мероприятия. Основными среди них являются следующие:

  • Применение системного подхода.
  • Сбор количественных и качественных методов в одну совокупность.
  • Грамотная интерпретация информации, полученной в результате проведения мониторинга.
  • Использование исключительно качественных инструментов.
  • Помощь со стороны управленческих органов в методическом и, конечно же, материальном плане.

Мониторинг как основное условие качества образования и его виды

Важно отметить, что в основу классификации мониторинга могут быть положены различные факторы: цели его проведения, ключевые функции, сфера использования информации и другие. Наиболее популярным является разделение видов мониторинга в соответствии с выполняемыми им функциями. Таким образом, качество образования (это важнейшая составляющая социальной сферы) регулируется посредством мониторинга следующих видов:

  • Информационный мониторинг.
  • Диагностический мониторинг.
  • Сравнительный мониторинг.
  • Прогностический мониторинг.

Важно отметить, что предполагает использование представленных видов мониторинга в чистом виде достаточно редко. Таким образом, сегодня популярным стало такое мероприятие, как проведение комплексного мониторинга, который грамотно сочетает все перечисленные выше элементы.

Управление качеством образования

Рассмотренное выше понятие мониторинга напрямую связано с управлением качеством образования, под которым следует понимать некую систему как стратегических, так и оперативных решений (а затем - действий), осуществление которой происходит планомерным образом. Она направлена на полноценное обеспечение, существенное улучшение, строгий контроль, а также грамотную оценку качества образовательных процессов или услуг.

Важно отметить, что практически в каждой стране (Россия не исключение) беспрерывно функционирует , обеспечивающий и контролирующий выполнение вышеприведенных операций. Данный субъект образовательного процесса занимается и дополнительными вопросами, среди которых, например, планирование учебного процесса и сопутствующая этому оценка факторов, снижающих качество образования. Среди таких факторов можно выделить некоторые дефекты внутреннего или внешнего характера.

Качество образования и школа

На сегодняшний день качество образования в школе определяется следующими факторами:

  • Математизация образовательных процессов.
  • Создание исторического самосознания.
  • Беспрерывное обучение родному языку и истории государства.
  • Воспитание личности как патриота своей страны (в соответствии с национальной культурой и языком).
  • Формирование настоящего защитника Отечества (для парней).
  • Воспитание абсолютного уважения к труду, ведь непосредственно труд является основным условием роста личности в творческом плане.
  • Установка на гармоничное развитие человека в отношении творчества.
  • Улучшение качества профессионального образования.

Качество образования и вуз

В системе современного высшего образования основными показателями безупречного его качества являются:

  • Абсолютное соответствие структуры учебных программ требованиям заказчиков, которыми могут выступать, к примеру, государство, бизнес или личность, а также укорененным стандартам образования.
  • Высокая степень удовлетворенности заинтересованных сторон (к примеру, работодателей или учащихся) качеством образования.
  • Высокая степень удовлетворенности своей деятельностью сотрудников того или иного высшего учебного заведения.
  • Благотворное влияние на общество, повышение уровня культуры в общем смысле этого слова.

Пути повышения качества образования

Сегодня - важнейшая задача, ведь именно от продуктивности ее выполнения зависит благополучие той или иной страны. Таким образом, наиболее значимыми условиями ее достижения служат следующие пункты:

  • Активизация образовательных стандартов государства, а также базисного плана процесса обучения.
  • Оптимизация различных типов нагрузки учащихся (психологической, физической и, конечно же, учебной).
  • В случае необходимости обеспечение обучения по индивидуальной программе.
  • Развитие дистанционной системы образования.
  • Поддержка школ для одаренных личностей со стороны государства.
  • Формирование государственной системы в отношении оценки качества образовательного процесса.
  • Значительное усиление роли дисциплин, которые могут обеспечить социализацию обучающихся и так далее.

В Муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе пространство качества образования определяется достижением уровня образованности, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, формированием у каждого обучающегося опыта индивидуальных достижений, реализации своих способностей для успешного профессионального и жизненного самоопределения.

В пространство качества образования входят все участники образовательного процесса. Ведущую роль в системе управления качеством образования играют педагоги. Саморазвитие педагога, его профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая компетентности и педагогическая культура выступают одними из критериев и показателей качества образования. Сама идея такого понимания пространства качества образования позволяет нашей школе адаптироваться к изменениям в обществе, сохраняя свои ценности и вступая в процесс инновационного развития. В этой связи в коллективе должно быть понимание новых тенденций качества образования, а именно:

  • 1. Изменение содержания понятия качества образования: в системе рыночных отношений качество образования рассматривается с позиций его соответствия запросам потребителей (обучающихся, родителей, государства и общества).
  • 2. Расширение представлений об образовательных достижениях: не только и не столько достижениях по отдельным предметам, но и метапредметных ключевых компетентностях, удовлетворенности образованием, степени участия в образовательном процессе.
  • 3. Использование мониторинга как инструмента оценки качества образования.
  • 4. Управление качеством образования как необходимой составляющей образовательной системы.

Эффективное соотношение стратегии и тактики в обеспечении качества образования удерживается органами управления школой: директором школы и его заместителями, Попечительским советом, педагогическим и методическим советами, органом самоуправления школьников.

Цели и задачи системы управления качеством образования

Целью управления качеством образования в МБОУ «СОШ» является обеспечение такого уровня подготовки учащихся, который позволяет самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, содействует мобильности, динамизму, конструктивности их деятельности, межкультурному взаимодействию.

Данная цель достигается решением следующих задач:

  • - включиться в обновление содержания общего образования через поэтапное введение новых федеральных государственных стандартов общего образования;
  • - расширить формы и сферы внеклассной работы и дополнительного образования;
  • - отработать модульное мобильное повышение квалификации педагогов;
  • - обеспечить открытость образовательной системы школы через внешнее регулярное и оперативное освещение опыта работы школы в печатных и электронных изданиях.

Условия эффективности системы управления качеством образования в МБОУ СОШ

Анализ современных направлений развития качества образования позволил выделить ряд условий для его обеспечения. Данные условия выступают как единство научно-методического, организационного, управленческого, кадрового, информационного компонентов. На наш взгляд, это непосредственно связано с системным подходом к управлению качеством образования.

Условия обеспечения качества образования в МБОУ СОШ

Условия

научно-методические

Разработка модели управления качеством образования. Понимание в коллективе «пространства качества образования», «системы управления качеством образования», «критериев и показателей качества образования».

Рассмотрение образовательных достижений в широком смысле, в том числе за рамками традиционных.

Разработка Концепции и Программы развития школы

Широкомасштабное включение в проектно-аналитическую деятельность всех участников образовательного процесса, разработка форм написания самоанализа управленческой и педагогической деятельности.

организационные

Сосредоточение ресурсов школы на обеспечении таких образовательных услуг, которые реально необходимы или востребованы потребителем.

Расширение функциональных обязанностей педагогических работников

Обеспечение качества образования как меры приближения к запросам потребителей и их удовлетворенности этим качеством. Проведение мониторинга качества образования на основе многофакторного анализа.

Организация сетевого взаимодействия с базовой школой, другими общеобразовательными и профессиональными учреждениями

управленческие

Опора на системный, деятельностный, ресурсный, рефлективный подходы и ориентация на использование показателя «удовлетворенность потребителя» для принятия управленческих решений.

Включение в управленческий процесс всех участников образовательной системы школы.

Предпочтение проектным методам управления.

Кадровые

Осуществление повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов и руководителей.

Организация модульного повышения квалификации педагогов.

Разработка программы по привлечению молодых специалистов

информационные

Расширение направлений социального партнерства школы.

Участие коллектива школы в муниципальных, региональных и Всероссийских проектах, мероприятиях и акциях, конкурсах, образовательных программах, фестивалях, выставках, конференциях.

5. Кадровое обеспечение системы управления качеством образования

Всего учителей (чел.)

Имеют звание, награды

Ученая степень

Заслуженный учитель РФ

Отличник просвещения РФ, Почетный работник образования

Имеют высшее образование

Аттесто-вано (чел.)

Прошли курсы повышения квалификации

Молодые специалисты

Методологической основой разработки модели управления качеством образования в школе явились труды А.М. Моисеева, О.М. Моисеевой, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Л.А. Церникель, И.К Шалаева, Т.И. Шамовой, Второй методологической составляющей модели управления качеством образования в МБОУ СОШ стали Концепция развития школы, материалы аттестации педагогов, аккредитации школы, ежегодный план образовательной деятельности школы, самоанализ управленческой и педагогической деятельности, решения методического, педагогического советов, материалы заседаний МО, результаты мониторинга качества образования в школе, участия коллектива школы в образовательных конкурсах и проектах. Анализ стратегических документов, текущих управленческих документов и локальных актов школы помог соотнести во времени исходные цели, задачи направлений деятельности школы с полученными результатами.

Третьей составляющей методологии управления качеством образования является единство языка профессионального общения в коллективе.

Организационная структура модели управления качеством образования в школе относится к типу линейно-функциональных. В работе модели участвуют индивидуальные и коллективные субъекты, между которым распределены полномочия и ответственность через взаимодействие структурных подразделений, нахождение параметров качества образования, мониторинг среды по этим параметрам, анализ результатов мониторинга, формулирование выводов как перспектив деятельности, описание всех составляющих элементов для осмысления и практического использования.

Технология и методики оценки качества образования

Контроль качества образования не может быть обеспечен в достаточной мере приказами, инструкциями и отдельными мероприятиями. В школе обеспечивается мониторинг качества образования через взаимодействие педагогического, методического, административного советов и методических объединений учителей.

Схема мониторинга качества образования в МБОУ «СОШ» состоит из нескольких ступеней. Первая ступень включает поиск значимых параметров изучаемых объектов или явлений. Обсуждение параметров проводится на уровне семинаров методических объединений учителей. На второй ступени определяются ведущие характеристики и критерии распределения единиц параметра. В третью ступень входит определение связей между параметрами. Взаимозависимые связи между значимыми параметрами системы являются одним из серьезных условий единства образовательного процесса. Третья ступень включает в себя определение оценочных зависимостей между параметрами. Четвертая ступень мониторинга позволяет определить динамику образовательного процесса. Временной диапазон при достаточном наборе параметров может дать возможность прогнозирования развития школы за любой отрезок времени, если нет значительных скачков во времени.

Показатели и критерии системы оценки качества образования

Критериями оценки качества образования в школе являются:

  • -сформированность предметных компетенций и общеучебных навыков обучающихся;
  • -удовлетворенность участников образовательного процесса образовательными условиями, процессом и результатами;
  • -личностное развитие обучающихся;
  • -внедрение инновационных образовательных программ и технологий;
  • -высокая мотивация подогов на достижение новых качественных результатов.

Для оценки качества образования учитываются внешние и внутренние показатели. К внешним относятся признание образовательных результатов школы по итогам их внешнего предъявления. К внутренним показателям мы относим стиль отношений в детско-взрослом коллективе, новаторство педагогов и уровень самостоятельности учащихся, квалификацию педколлектива как команды единомышленников, достижения учащихся.

Наряду с общепринятыми показателями качества образования в числе других показателей нами понимается и качество отношений всех участников образовательного процесса. Профессиональное взаимодействие в педколлективе и личностные отношения в детском коллективе становятся главными условиями формирования и развития метапредметных навыков с одной стороны и педагогического успеха с другой. Целенаправленное определение показателей и критериев оценки качества образования в школе обеспечивает стабильность в работе по управлению качеством образования.

Финансово-экономическое обеспечение системы управления качеством образования

Система управления качеством образования в школе подкрепляется введением в практику новых финансово-экономических механизмов: переход на новую систему оплаты труда и принятие Положения о распределении стимулирующей части ФОТ позволяют усилить материальную заинтересованность работников школы в повышении качества образовательного процесса, в развитии творческой активности, инициативы и мотивации в области инновационной деятельности, современных образовательных технологий, что обеспечит достижение высоких результатов.

Практическая значимость разработанной модели

Данная модель управления качеством образования апробируется и внедряется в МБОУ СОШ. Результаты апробации обеспечивают всем участникам образовательного процесса в школе высокий уровень функциональной, информативной и методологической грамотности, что является основой повышения качества образования, успешной социализации обучающихся и дальнейшего развития школы.

Планирование и анализ

При подготовке анализа работы школы по направлению “Образовательный процесс” прежде всего нами изучается реальное состояние качества образования в школе, затем выявляется то, что не соответствует нормативным требованиям и перспективам завтрашнего дня. Особое внимание уделяется конкретным результатам деятельности. На основании собранной информации заместитель директора осуществляет педагогический анализ в области образовательного процесса, который помогает определить цели и задачи дальнейшей управленческой деятельности

Таким образом, используется следующий алгоритм педагогического анализа :

  • · изучение состояния, тенденций и развития школы;
  • · объективная оценка результатов образовательного процесса;
  • · выработка рекомендаций по упорядочению деятельности или переводу образовательного процесса в более качественное состояние, подготовка планирования.

Нами подготовлена нормативно-организационная документация, определяющая функционирование и развитие образовательного учреждения, которая разработана в соответствии действующим законодательством.

На мой взгляд, системность и упорядоченность в организации управленческой деятельности достигнута за счет:

  • · оптимальности структуры школы;
  • · четкости распределения функциональных обязанностей;
  • · своевременности выполнения запланированного;
  • · анализа эффективности принятых и выполненных решений;
  • · замкнутости управленческого цикла.

Планирование работы в образовательном учреждении

Планирование работы зависит от управления конечными результатами деятельности педагогического коллектива в школе. Таким образом, складывается контур управленческого цикла.

“Исходя из практики работы, стало ясно, что сегодня необходимо осознать, что управление на основе традиционных методов позволяет лишь констатировать те или иные количественные показатели, не выходя на глубину анализа протекающих образовательных процессов. Поэтому использование методов управления, основанных на диагностике - необходимое условие повышения эффективности управления.

Создавая модель школьного мониторинга, нам было важно определить основные цели и задачи, направления критериев диагностики и разработать показатель каждого направления, продумать информационные потоки и диагностический инструментарий по сбору и обобщению диагностических материалов, характеризующих образовательный процесс.

Этой цели служит программа управления качеством образования школы (СОКО), утвержденная методическим советом МБОУ “СОШ” .

В организации данного вида инспектирования необходимо ориентироваться на основные блоки внутреннего и внешнего мониторинга: “Образовательная среда ОУ”, “Ученик”, “Учитель”, “Образовательный процесс”.

Система мониторинга включает следующие элементы:

  • · разработаны информационные потоки для проведения мониторинговых наблюдений;
  • · результаты мониторинга являются материалом для аналитических документов школы;
  • · результаты мониторинга обсуждаются на заседаниях педсовета и совещаниях учителей;
  • · принимаются решения по коррекции учебного процесса на основе информации, предоставленной в процессе мониторинга;
  • · создание информационного банка деятельности школы (по ступеням, по предметам, среди выпускников 4, 9, 11 классов, по учителям).

Для оформления результатов мониторинга использую возможности технической базы школы и технологии информационного обеспечения образовательного процесса.

Вывод: организованный в учреждении педагогический мониторинг состояния и динамики качественных и количественных изменений основных объектов внутришкольного контроля, использование контрольно-измерительных диагностик, направленных на выявление уровня и динамики развития школьников, способствовали переводу процесса управления качеством образования на диагностическую основу.

Разработанная система мониторинга за успеваемостью обучающихся в школе должна подтверждаться положительной динамикой или стабилизацией результатов образовательного процесса по ступеням и предметам на протяжении последних трех лет с тенденцией к росту качественных показателей на выпуске учащихся (4, 9,11 классы).

В то же время нельзя утверждать, что в школе уже сложилась полная модель управления качеством образования (СОКО). В связи, с тем, что мы находимся лишь на пути ее формирования и оформления в единое целое, следует выделить проблему управления качеством образования.

“Согласно Закону РФ “Об образовании” (ст.32) образовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за качество образования своих выпускников.

Поскольку различного типа школы ставят перед собой различные задачи, то можно сказать, что определение критериев и показателей качества образования является актуальной проблемой для каждого типа учреждения.

В настоящее время в программных документах школы сформулированы цели достижения высокого качества и результатов образовательного процесса (Устав школы, программа развития, миссия школы, модель выпускника, где изложены базовые компетенции и др.) ряд учителей и (с каждым годом их процент растет) выдвигают цели достижения качества образования в числе приоритетных, в школе внедряются технологии, обеспечивающие высокое качество образования. В школе осуществляются меры материального и социального стимулирования по отношению к данным педагогам. В течение последних трех лет предпринимаются меры по распространению идеи повышения качества образования: проведены тематические педсоветы, проводятся семинары и совещания по вопросам управления качества образования. Критерии и показатели качества и результативности обучения должны быть, главными при принятии любого управленческого решения, проведения любых изменений функционирования и развития образовательной системы школы.

Все показатели качества образования, на мой взгляд, можно объединить в следующие группы:

  • · качество основных условий образовательного процесса;
  • · качество реализации образовательного процесса (качество процесса образования);
  • · качество результатов образовательного процесса (качество знаний, качество интеллектуального развития и мотивации к образованию, способности к творчеству.

Решая проблемы совершенствования управления качеством образования в дальнейшей практике, особое внимание уделить :

  • · внедрению в образовательный процесс современных педагогических технологий;
  • · повышению профессиональной компетентности и творческо-инновационного потенциала педагогов, принимающих идеи управления качеством образования;
  • · эффективному использованию информационных, методических, кадровых, материально-финансовых ресурсов”.

Деятельность по преодолению учебной неуспешности

“Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться в работе заместителя директора по учебно-воспитательной работе, является наличие неуспевающих обучающихся, которыми не усвоен государственный образовательный стандарт на соответствующем этапе обучения в школе. Преобладают следующие причины неуспеваемости:

  • · пробелы в знаниях, умениях, применении ЗУН на практике;
  • · пробелы в интеллектуальном развитии, педагогическая запущенность;
  • · пробелы в навыках учебного труда (неумение учиться)
  • · пропуски занятий без уважительной причины
  • · неблагополучие в семье, отсутствие контроля со стороны родителей.

Как мы видим, неуспеваемость имеет серьезные “корни” и чтобы с нею бороться, необходима серьезная кропотливая работа по выявлению и своевремен...

Тема: “Совершенствование модели образовательного учреждения, реализующего программы профильного (углубленного) изучения предметов естественно-математического и информационно-технологического направления на основе компетентностного подхода к обучению и воспитанию” позволяет школе обеспечить:

  • · Достижение эффективности и высокого качества образования и воспитания за счет обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов и компетентностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся.
  • · Создание механизма для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности.
  • · Совершенствование оптимальных моделей профильной подготовки обучающихся 10-11 классов по предметам естественно-математического цикла и информационно-технологического цикла, в том числе с использованием сетевых и дистанционных форм обучения.
  • · Формирование устойчивой модели предпрофильной подготовки обучающихся и углубленного изучения математики (начиная с 7 класса) на основе оптимального сочетания качественного уровня общего образования с широким спектром дополнительного образования, в том числе с использованием сетевых и дистанционных форм обучения.

Структурная модель образовательного процесса в МБОУ “СОШ”:

Информатизация образовательного процесса - эффективный инструмент, своеобразный “фундамент” для других видов инновационной деятельности.

При организации образовательного процесса на основе внедрения информационных технологий на уроке необходимо придерживаться следующих методических правил:

  • · информационные технологии в образовании являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, повышение его эффективности;
  • · новейшие информационные технологии оптимально интегрируются в традиционную систему с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки применения ИКТ в сочетании с другими педагогическими технологиями.

Использование компьютера в работе заместителя директора помогает:

  • · вести управление по результатам деятельности;
  • · принимать эффективные управленческие решения;
  • · четко видеть динамику происходящих в школе изменений;
  • · объективно оценивать деятельность педагогических работников;
  • · повысить уровень организации управленческого труда;
  • · создать объективную систему мониторинга качества учебного процесса.

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:«Мониторинг и управление качеством образования»

Работу выполнила

Студентка 4 курса:

Барышникова Алена Олеговна


Магнитогорск,

Введение………………………………………………………………………… …3

Глава I. ……………………………………………………………………………...7

Теоретические основы управления качеством образования в условиях

введения в школе старшей ступени профильного обучения

§ 1.1. Понятие качества образования……………………………………………..7

§ 1.2. Современные подходы к управлению качеством образования………….15

§ 1.3. Профильное обучение в условиях новой школы. ………………………..24

Заключение…………………………………………………………………………28

Библиография………………………………………………………………………30

Введение

В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий.

В современном понимании качество образования - это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.
Чрезвычайная актуализация проблемы качества образования связана также с

развитием в последние десятилетия так называемой «философии всеобщего

качества». В рамках этой философии происходит переосмысление традиционного понятия качества как степени соответствия какому-либо стандарту, в

нашем случае образовательному, то есть, в какой степени потребители удовлетворены предоставляемыми образовательными услугами.
В контексте этого подхода качество образования в школе XXI в. определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает.

На современном этапе развития общества качество образования является одной из важнейших проблем. В концепции модернизации российской школы достижение нового качества общего образования провозглашено первостепенной задачей.

Говоря о качестве образования, имеется в виду оценка того, каких результатов добиваются учителя при обучении учащихся. Однако в последнее время все чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса и условий, в которых он реализуется.

Для современного образовательного учреждения понятие «качество образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. При этом оно рассматривается как комплекс потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей по развитию личности обучаемого.

В связи с этим, становится все более осознанной и актуальной необходимость управления качеством образования на уровне школы. Управление качеством образования в школе есть процесс проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей их достижения; организации образовательного процесса и мотивации его участников на качественный труд; контроля как процесса выявления отклонений от целей и мониторинга – системы отслеживания изменений в развитии; регулирования и анализа результатов.

На повышение качества образовательного процесса направлены усилия педагогических коллективов многих образовательных учреждений. Однако существует противоречие : подобные усилия во многих случаях не приводят к ожидаемым результатам, и качество образования остается невысоким.

Результатами изысканий общеобразовательных учреждений становятся программы развития школ, инновационные технологии организации образовательного процесса, введение предпрофильного и профильного обучения и новые подходы к управлению качеством образования в образовательных учреждениях в условиях введения предпрофильного и профильного обучения.

Учитывая сказанное выше, мы определили тему дипломной работы: «Управление качеством образования в условиях введения профильного обучения в общеобразовательном учреждении ».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: «Что необходимо предпринять администрации школы для совершенствования управления качеством образования в условиях введения профильного обучения в школе старшей ступени?». Решение данной проблемы составляет цель исследования: разработать модель управления качеством образования в условиях введения профильного обучения в школе старшей ступени.

Объект исследования – система управления образовательным учреждением.

Предмет исследования – управление качеством образования в старшей школе в условиях введения профильного обучения.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи :

1. Раскрыть сущность понятия «качество образования» и определить содержание управления качеством образования в школе старшей ступени.

2. Выявить проблемы в качестве образования.

3. Определить основные направления совершенствования системы управления качеством образования в профильных классах.

4. Обосновать систему работы, обеспечивающую совершенствование управления качеством образования в условиях введения в профильных классах индивидуальных учебных планов (ИУП).

Гипотеза исследования : эффективность управления качеством образования в старшей школе повысится, если деятельность администрации школы и педагогов по управлению качеством образования будет осуществляться на основе специально разработанной программы, включающей следующие компоненты:

- верификационный , предполагающий сбор сведений о деятельности педагогов, работающих в старшей школе;

- регулятивный, направленный на выявление субъектами педагогического коллектива причин несоответствия своей деятельности требованиям программы управления качеством образования и их устранение;

- аналитический , содержанием которого является отслеживание изменений в деятельности педагогов, работающих в профильных классах; анализ и оценка эффективности их деятельности.

Базовыми для разработки проблемы являются исследования ряда авторов:

Белкина А.С., Кальней В.А., Третьякова П.И., Шишова С.Е. Крулехт М.В., Тельнюк И.В., Чернова Ю.К. и др., посвященных методологическим аспектам качества образования и способствующих выявлению сущности понятия «качество образования»;

Давыденко Т.М., Лазарева В.С., Матроса Д.Ш., Маркова В.Д., Панасюк В.П., Поташника М.М., Розова Н.К., Севрук А.И., Третьякова П.И., Тюлю Г.М., Шамовой Т.И., Шибановой Г.И., Юниной Е.А. и др., рассматривающих различные аспекты управления качеством образования;

Решение поставленных задач обеспечивалось различными методами , среди которых можно выделить следующие группы:

Теоретические – анализ литературы и результатов экспериментальных иссле­дований;

Диагностические – анкетирование, наблюдение, анализ результа­тов деятельности участников образовательного процесса,

Статистические методы обработки данных.

Этапы исследования.

Исследование осуществлялось поэтапно.

Первый этап (2009-2010 учебный год) – поисково-теоретический. На данном этапе проводился анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, была определена проблема исследования, происходил сбор и анализ эмпирических данных, полученных на констатирующем этапе, и осмысление теоретических подходов к управлению старшей школой в условиях предпрофильной подготовки и введения профильного обучения.

Второй этап (2010-2011 учебный год) – опытно-экспериментальный. Осуществляется формирующий эксперимент, в процессе которого выявляется эффективность реализации педагогической системы управления качеством образования в условиях введения профильного обучения в школе старшей ступени, проводится анализ, систематизируются и обобщаются результаты исследования.

Третий этап (2011-2012 учебный год) – описательно-итоговый. На этом этапе завершается обоснование основных положений исследования по проблеме внедрения системы управления качеством образования в школе старшей ступени в условиях введения профильного обучения, формируются окончательные

Результаты исследования :

Дополнено научное знание о теоретических основах управления качеством образования в старшей школе посредством уточнения его сущности и специфики;

Раскрыты основные показатели эффективности управления качеством образования в старшей школе, представляющие собой процессуальные и результирующие характеристики (системность, непрерывность, функциональность, надежность, продуктивность, оптимальность, адаптивность);

Разработана модель управления качеством образования в условиях введения профильного обучения в школе старшей ступени, в которой структурно и функционально объединены традиционные компоненты (организационный, научно-методический, предметно-содержательный) и инновационный компонент (информационно-коммуникационного взаимодействия).

Полученные результаты исследования могут служить теоретической базой для дальнейшей разработки проблемы совершенствования управления качеством образования в условиях введения в профильных классах индивидуальных учебных планов (ИУП). В этом состоит теоретическая значимость исследовательской работы.

Глава I. Теоретические основы управления качеством образования