Ветеринарно санитарные мероприятия содержания крс. Рекомендации по ветеринарно-санитарным и технологическим мероприятиям на малых и средних фермах крупного рогатого скота

Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек.

Успех же педагогической деятельности, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые предают определенную окраску, стиль действиям и поступкам учителя.

Мы рассмотрим лишь основные составные компоненты авторитета учителя. Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты.

Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии.

Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Особое внимание уделяется педагогам творческих дисциплин: музыкантам, художникам и хореографам. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Именно творческая личность может заинтересовать и увлечь в мир искусства. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

Любить детей - это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.

Заслуженный учитель И.О. Тихомиров говорит, что в педагогической профессии самым сложным является умение найти путь к детскому сердцу. "Без этого нельзя ни учить, ни воспитывать. Учитель, равнодушно относящийся к ученикам, - нелепость… Не кричите на своих воспитанников, не оскорбляйте их. Щадите детское самолюбие. Ранить его легко, но как глубоки бывают следы этих ран и как тяжелы последствия!"

Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Всё это укрепляет авторитет учителя.

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей, улавливают творческую яркость педагога и стремятся ему подражать в этом. Школьники любят аккуратность в костюме, подтянутость и культуру в поведении. От их внимательного взора ничего не ускользает, от внутреннего наполнения, т.е. настроения до внешнего вида.

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом - мастером он сделается только тогда, когда научится говорить "иди сюда" с пятнадцатью - двадцатью оттенками.

Так же одним из немаловажных качеств является и личный пример в творческой жизни учебного заведения. Если педагог проявляет всяческую активность в концертной деятельности, будь то исполнитель солист или артист оркестра преподавателей, участник вокального ансамбля, или даже ведущий мероприятий, учащиеся с огромным интересом будут посещать эти концерты и захотят сами в них участвовать. Это касается не только детей, которые "живут" сценой и любят на ней находиться, но и тех, которые очень застенчивы и скромны.

Педагогический оптимизм - необходимое качество хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого профессионала с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью во всем - в выполнении домашних заданий, в отзывчивости, в соблюдении правил поведения на уроке и вне урока.

Нельзя не остановиться на вопросе о " любимых" и " нелюбимых" учениках. Существует точка зрения, что наличие у учителя "любимчиков" в классе снижает его авторитет, якобы к любимому ученику учитель относится снисходительно, не предъявляет строгих требований. Учителю нельзя отказать в праве иметь любимых учеников "А раз любишь - ничего не прощай, требуй больше". Недаром Макаренко А.С. писал, что уважение к личности воспитанника и требовательность к нему являются одними из основных принципов в работе учителя и воспитателя. Все дело должно состоять в том, чтобы учитель в самом плохом ученике мог найти положительные черты и, опираясь на них, сумел полюбить его и перевоспитать. А это возможно только тогда, когда учитель будет хорошо знать своих учеников, знать положительные и отрицательные черты характера каждого, в отношении с ними проявлять чуткость, отзывчивость, требовательность и справедливость. Так же в музыкальных школах выделяют более одаренных учеников и вундеркиндов. Многие думают, что к ним должен быть особый подход, но я считаю, что к каждому ребенку необходим особый, индивидуальный подход, и тогда в каждом можно зажечь огонек желания овладеть тем, в чем он еще не профессионал, научиться тому о чем он даже и подумать не мог.

Хотелось бы привести пример деятельности учителя музыкально-теоретических дисциплин. Предмет сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связан с психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле внимания преподавателя-сольфеджиста. Еще полвека назад А. Островский в своих «Очерках» сформулировал принципиально важные условия успешной работы сольфеджиста: «Педагогическое мастерство необходимо для преподавания сольфеджио (…) ввиду непрерывной обязанности возбудить у учащихся интерес к занятиям. Интерес к занятиям, разумеется, составляет благоприятные условия по любому предмету. Никогда не удавалось еще добиться значительных результатов там, где царила скука и формальное прохождение предмета. При этом надо обеспечить верную направленность всего процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые, практически действенные навыки…». Вопрос о педагогическом творчестве является очень злободневным. Не секрет, что успехи учеников в изучении музыки во многом зависят от мастерства педагога. Многоплановость, широкий кругозор, владение педагогической техникой – все должно быть в арсенале преподавателя сольфеджио.

Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать разнообразные знания, используемые на уроках сольфеджио. При этом преподаватель-сольфеджист должен уметь создать на уроке творческую атмосферу, при которой учащиеся должны быть не пассивными «объектами» в деятельности преподавателя, а его партнерами. Это проявляется в создании ситуации «совместного» постижения той или иной истины, правила, закона в музыке.

Создание творческой атмосферы – это также насущная необходимость в работе преподавателя сольфеджио. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия, правила и законы музыкальной науки. Необходимо помнить о контроле учителя за своим поведением на уроке. Это контакт учителя с классом, манера общения с учениками, речь, её грамотность, эмоциональность, умение перестроиться на ходу, а также способность к дифференцированному обучению учащихся.

Бесспорно, важнейшим принципом проведения уроков сольфеджио для младших школьников является их увлекательность, в основе которой связь музыки с жизнью. Именно этот принцип оказывается своего рода антиподом формалистической подаче программного материала. Занятия тогда проходят в атмосфере эмоциональной теплоты, сердечности, духовности, взаимного доверия учителя и учеников, ощущающих себя причастными к творчеству в процессе «погружения» в сферу музыки. Ученики должны на уроке жить, жить в музыкальных образах, переживать и эмоционально откликаться на все перипетии урока. Преодоление «затеоретизированности» на уроке должно стать для преподавателя правилом.

Обучение неразрывно связано с воспитанием, а эффективность обучения учащихся определяется не тем, что преподаватель пытался дать ученикам, а тем, что они усвоили во время учебного процесса.

«Жизнь – прежде всего, творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить, можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…» (Д.С. Лихачёв)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(выступление на школьном методическом объединении)

Учитель: Игольченко С.Н.

Новомосковск, 2009

«Жизнь – прежде всего, творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить, можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…» (Д.С. Лихачёв)

В современной европейской культуре престиж творчества весьма велик. Само слово «творчество» входит в десятку наиболее употребляемых слов в психологии, философии, социологии, даже политологии. Но, скажем, в восточной культуре, картина другая, и в такой, казалось бы, процветающей стране, как Япония, вовсе нет культа творчества, как в США. Главное для японского школьника, а потом для японского инженера – усвоить, научиться выполнять что-либо наилучшим образом. И вся система образования в Японии направлена на серьёзное образование детей. По данным ЮНЕСКО, Япония даёт своим детям образование, едва ли не лучшее в мире. А вот открытий в Японии появляется не так много. Одна из первых по технологии стран, она по количеству Нобелевских лауреатов в области науки находится на одном уровне с Венгрией.

Первое место по числу научных открытий мирового уровня занимает США. И не только за счёт «ввоза мозгов», но и благодаря необыкновенному престижу творчества. Уже много лет вся система образования в США организуется, прежде всего, по этому критерию.

Наша страна в вопросах отношения к творчеству переживала и взлёты, и падения.

Как научить ребёнка мыслить творчески? Как привить любовь к умственному усилию, преодолению трудностей, проблем? Как сохранить любознательность и дать ей возможность прорасти в высокую чувствительность к проблемам, умение видеть и творчески решать их? Вновь и вновь эти вопросы волнуют учителей, родителей, психологов.

Трудно представить себе такой процесс обучения, при котором учителю не пришлось бы обращаться с вопросами к ученику, а ученикам к учителю. Не случайно поэтому именно педагогам принадлежат наиболее яркие и точные оценки самой способности человека к постоянным вопросам. Так, немецкий педагог Р. Пенциг отмечал, что, научившись спрашивать, ребёнок делает почти такой же шаг вперёд в своём умственном развитии, какой он делает, научившись ходить.

Вопросы детей – яркий показатель их познавательной потребности и любознательности, который позволяет нам судить о представлении ребёнка об окружающем мире, глубже понять словесное мышление ребёнка. Дело в том, что каждом вопросе наряду с неизвестным, незнанием содержится и определённое знание, исходная предпосылка.

Да, диалог на уроке – это хорошо, это необходимо. Но этого ещё недостаточно. Если ученику постоянно отводится роль «ответчика» в диалоге, то ни к какой творческой активности это не приведёт, и вопросы у детей будут возникать всё реже и реже. Если мы организуем диалог, в котором и ребёнок и взрослый могут быть его инициаторами, обращаться друг к другу с вопросами, но оставляем за собой право отрицательно оценивать ребёнка по его вопросам (пусть даже без отметки в журнале, как, например: «Сразу видно, что не читал, такой глупый вопрос задаёшь»), то и в этом случае успеха не будет. Проявления познавательной активности ребёнка не должны оцениваться отрицательно.

Особенно всё выше сказанное относится к детям в подростковом возрасте. Подростки очень чувствительны к отрицательным оценкам, и именно в этом возрасте формируются мотивационно-личностные барьеры, которые приводят к тому, что школьники избегают задавать вопросы, задать «глупый» или «детский» вопрос.

Сохранение и развитие творческой активности в этом возрасте возможны при обращении к подлинно диалоговым формам обучения. Организация дискуссий, проблемного диалога, затрагивающего познавательные интересы подростков, позволяет в значительной мере избежать снижения интереса к учению. Конечно, это требует не только мастерства педагога, но и определённого пересмотра учебных программ. Тем не менее, обращение учителя «лицом» к познавательным запросам обучающихся, знание их потребностей и стремлений, позволит существенно улучшить условия обучения, открыть дорогу для преобразования исследовательской активности в творческую.

Одной из острых проблем современной школы является формирование познавательной активности школьников. Зачастую приходится наблюдать, как обучающиеся, переходя из класса в класс, утрачивают первоначальный интерес к обучению, у них возникает неуверенность в своих способностях и возможностях, теряется вера в свои силы и успех. Причины этого явления могут быть разными. Они кроются в слабости сложившейся методики, в несовершенстве применяемых методов и средств обучения, в системе оценивания результатов школьников и т.п. Причиной может явиться характер межличностных отношений, которые складываются между учителем и классом в целом, учителем и обучающимися, самими обучающимися.

Учитель в жизни школьника занимает особое место. Важное значение ребёнок придаёт не только отметкам, которые выставляет учитель. Существенное значение имеют также характеристики учителя, интонации, которыми сопровождаются похвала или порицание. В высказываниях учителя ребёнок улавливает его позицию и оценку, и в соответствии с этим оценивает события, взаимоотношения людей, своих одноклассников, самого себя. Оценка со стороны учителя формирует такие качества, как самоуважение, уверенность в себе или, наоборот, неверие в свои силы и возможности.

Эксперименты показывают, что негативное воздействие на ребёнка оказывает отсутствие какой бы то ни было оценки со стороны учителя. Эта ситуация воспринимается ребёнком, как проявление к нему избирательного отрицательного отношения, пренебрежения, игнорирования. Даже отрицательная по форме оценка даёт положительные результаты, если она носит мотивированный, индивидуально направленный характер.

В процессе обучения в школе учителя нередко прибегают к сравнению одного ребёнка с другим. При этом достижения и неудачи становятся известны всем остальным. Подкрепляемое оценками учителя, происходит сравнение детей между собой. Постоянное подчёркивание недостатков одних и достоинств других порождает чувство превосходства у одной группы детей над другими, снижение активности у части детей, зависть, недоброжелательство.

Педагогическая практика свидетельствует, что наиболее благоприятная атмосфера создаётся в том классе, в котором сравниваются дети, обладающие приблизительно одинаковыми способностями. Сравнение здесь не принижает ребёнка, а, наоборот, обнаруживает перед ним его возможности. («Если захочешь, то выполнишь работу очень хорошо, ты безусловно в состоянии это сделать»). В таком классе, где никого особенно не захваливают и никого не принижают, дети не испытывают неуверенности, разочарования, отношения между учениками наиболее дружелюбны.

Одним из путей формирования творческих межличностных отношений между учителем и классом, учителем и учеником, является создание атмосферы сотрудничества, когда интересы и усилия обучающихся и учителя в решении познавательных задач объединяются, между ними устанавливаются деловые межличностные отношения.

Учителя используют разные приёмы установления таких отношений. Один из них – обращение за советом и помощью к ученикам. Существует мнение, что учитель не должен обращаться за помощью к обучающимся, говорить, что он чего-то «не знает». При этом ссылаются на подрыв авторитета учителя. Однако опыт многих педагогов показывает, что такие опасения не обоснованы.

Пример: учитель записывает на доске довольно сложную для ребят задачу. Диалог с классом строится следующим образом (здесь очень важно умение педагога убедить ребят, что ему без их помощи трудно обойтись): «Мне очень хочется, чтобы вы помогли мне решить эту задачу. Дело в том, что я где-то допускаю ошибку или что-то не учитываю. Я пытаюсь решить её, но не получается. Помогите мне разобраться, а потом мы продолжим урок». Учитель внимательно выслушивает советы ребят, задаёт им вопросы, опровергает некоторые предложения: «Я так пробовала решить, но не получилось». В ходе диалога с классом сам учитель размышляет над этим вслух и подводит обучающихся к пониманию его «ошибки» в подходе, в неточности своих рассуждений. В результате учитель уже вместе с ребятами «находит» решение задачи, показывает им своё понимание «ошибки» и выражает благодарность за помощь.

Итак, дискуссии на уроке очень важны и нужны. С одной стороны, это позволяет развивать логическое мышление, с другой – обучает детей вести себя корректно по отношению к оппонентам, критически, самостоятельно мыслить, овладевать умением отстаивать свою точку зрения, убеждения, считаться с мнением другого, вставать на его точку зрения, пополнять свои знания знаниями друг друга.

Теперь немного подробнее о том, как можно развивать логическое мышление на уроках физики.

1. Физика, изучая наиболее общие законы природы, является главной наукой о природе. Но физика – это и наука нашей повседневности. И поэтому практически каждую тему в любом классе можно начинать с вопроса: «А где мы встречаемся с этим явлением в жизни? Нужно нам то, о чём мы собираемся говорить сегодня или это только теория?»

Конечно, если ребёнок будет знать, что сегодня на уроке он получит ответ на вопрос, который его давно интересует, он будет слушать более внимательно и вдумчиво. А на следующий день он уже сам посмотрит, какая будет изучаться тема, и подготовит свои вопросы.

2. Не секрет, что сейчас дети стали меньше читать, и их словарный запас не такой большой, как хотелось бы. Поэтому на уроках физики я стараюсь приводить примеры из литературных произведений, так или иначе связанных с законами физики. Особенно интересно бывает разбираться с физическими ошибками, которые частенько встречаются в таких произведениях. Ребятам нравятся такие экскурсии в литературу, и временами уже и от них можно услышать вопрос: «А вот я читал… Почему?» То, что читал, уже само по себе ценно, а если сможет объяснить прочитанное с физической точки зрения – просто отлично.

3. Конечно, важнейшим элементом процесса обучения физике является эксперимент. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание обучающихся, способствует развитию творческих способностей. Не зря говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А Ломоносов писал: «Опыт важнее тысячи мнений, рождённых воображением».

Под экспериментом понимаются и демонстрации, проводимые учителем, и фронтальные опыты, и лабораторные работы. Конечно, ребята больше всего любят лабораторные работы и именно потому, что здесь есть возможности для творчества. Очень часто ребята, сделав необходимые измерения и всё оформив, продолжают возиться с приборами, например, измеряют массу своих ручек, меняют угол наклонной плоскости и измеряют время скатывания шарика, ставят вместо одной собирающей линзы две и пытаются понять, какое изображение при этом получается и т.д. Такое творчество можно только приветствовать.

Фронтальные опыты – тоже довольно интересный вид работы. Под ними понимается вид эксперимента, при котором все обучающиеся одновременно в процессе изучения материала на уроке под руководством учителя проводят кратковременные наблюдения, опыты, часто сопровождаемые измерениями, и на основании полученных данных делают выводы. Например, они «выводят» условие равновесия на рычаге, закон Архимеда, закон Ома, законы последовательного и параллельного соединения проводников и т.д.

4. И, конечно, развитию творческих способностей обучающихся весьма способствует разнообразие учебного процесса.

Приведу виды и примеры уроков, которые я проводила.

а) урок, построенный на инициативе обучающихся:

11 класс – «Изобретение радио», «История открытия рентгеновских лучей».

б) урок-диспут:

7 класс – «Трение – вредное или полезное явление?»

«Инерция – друг или враг?»

9 класс – «Нужно ли развивать атомную энергетику?»

11 класс – «Свет – волна или поток частиц?»

в) урок-игра:

провожу, в основном, в 7, 8 классах

г) урок-конференция:

«Физика в твоей будущей профессии»
«Физика и жизнь на Земле»

И вновь возвращаюсь к тому, что проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором находится ребёнок в школе. Творчески активны учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать сомнения, не соглашаться с учителем и, как результат, они зачастую психологически отвергаются учителями и сверстниками.

Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребёнка может быть подавлено.

Поддержка и развитие творческой активности обучающихся могут осуществляться разными путями. Одни приёмы и методы будут пригодны для одних детей, другие – для других. Учитель должен быть свободен в выборе пути для развития творческой активности своих учеников.

Учитель поддерживает и улучшает самооценку каждого ученика в проявлении творчества. Показывает обучающимся, что оригинальность является важной чертой творчества. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ребёнка рассматривает, скорее, как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх обучающихся делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявить творческую активность даже при неудаче.

Поощрение творческой активности может осуществляться путём отступления от жёсткого плана урока, когда большинство обучающихся проявили интерес к какой-то проблеме или вопросу.

Учитель сам может ставить вопросы, стимулирующие творческое мышление, используя так называемые «открытые» вопросы, на которые можно найти несколько ответов. Вопросы с одним правильным ответом необходимы для выявления знания фактов, но они не стимулируют творческую активность.

Атмосфера в классе должна обеспечивать свободу выражения, вопросы и взаимодействие обучающихся. Необходимо планирование учебных ситуаций, вопросов, дискуссий, когда дети знают, что их участие приветствуется и ценится.

Важным моментом является умение выслушать другого. Сопоставление различных точек зрения позволяет обучающимся развивать свою творческую активность в условиях позитивного познавательного конфликта.


Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык.

С первых шагов своей педагогической деятельности я задалась целью организации научно-исследовательской работы в ученическом коллективе. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создать условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов? Несомненно, что эти вопросы требуют постоянного поиска решений.

Преимущества научно-исследовательской работы известны давно и широко используются в методике преподавания иностранного языка.

Я полагаю, что отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Ведь для подростков характерны, во-первых, повышенная интеллектуальная активность, а во-вторых, стремление к самообразованию. А являясь личностно-ориентированным видом работы, исследовательская деятельность обеспечивает благоприятные условия самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят и предполагает повышение познавательной и творческой активности, что, в свою очередь, обусловлено стремлением школьников проявлять инициативу, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.

Многим педагогам знакома федеральная целевая программа «Одаренные дети», которая стала основой рабочей концепции одаренности. Насколько известно, целью последней было обобщение результатов исследования и опыта работы с одаренными детьми, что позволило бы разрабатывать методы выявления одаренности и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей.

Размышляя над этим вопросом, я позволила себе пофилософствовать и у меня возникла ассоциация понятия «одаренность» с едва появившимся ростком, который нужно лелеять, не дать зачахнуть и потускнеть.

Таким же образом нужно помогать ребенку освоить свой дар, проявить заботу об одаренных детях, так как я считаю, что их интеллектуальные и творческие достижения имеют уже социальную значимость.

Если обратиться к стандартам общего образования по иностранному языку, то можно заметить, что среди сфер общения учащихся не выделяется исследовательская и научно-познавательная сфера. И с этим я позволю себе не согласиться.

Я убеждена, что организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. С моей точки зрения, общение с учеными может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести опыт творческого и социального взаимодействия.

Из собственного опыта я знаю, что не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранного языка или к исследовательской деятельности. И то и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что является проблемой для одаренных детей. Вовлекая таких детей в творческую и исследовательскую деятельность, особый акцент я сделала на формировании и развитии у них способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность.

В масштабе нашей гимназии существует целая система работы по осуществлению исследовательской деятельности. В качестве примера приведу лишь отдельные моменты. Работа с одаренными детьми, стремящимися совершенствовать свои знания в области иностранного языка, начинается с создания научного общества учащихся. Ребятам предлагается план занятий научного общества, который корректируется предложениями учащихся. Это дает возможность выявить интересы и склонности детей к поисковой деятельности. Вместе с учащимися выбирается темп научно-исследовательской работы, уясняется сущность научной проблемы, даются рекомендации по подбору литературы и структуре работы. В течение нескольких занятий формируется четкое представление об изучаемой проблеме, собственная точка зрения, обсуждается и рассматривается индивидуальная концепция.

Руководителем научно-исследовательской работы учащегося может быть как учитель - предметник, так и ученый, занимающийся исследованиями в области, интересующей ребенка, и ведущий в гимназии спецкурс или кружок. А в начале второго полугодия учащиеся отчитываются о результатах проделанной работы.

Процедура защиты исследования моделирует ситуацию, когда ученик вынужден высказать свою точку зрения по определенной проблеме, аргументировать ее, затем выслушать мнение оппонентов по данному вопросу, согласиться или не согласиться с ними, объяснив свою позицию, отвечать на вопросы.

Во время презентации и обсуждения работы создается атмосфера творческого поиска, возникает ощущение радости открытия.

В гимназии № 147 г. Омска, где я работаю учителем английского языка, реализуется программа предпрофильного и профильного обучения. В связи с необходимостью введения элективных курсов мною была разработана программа «Художественная литература Англии», которая согласована с кафедрой лингвистического образования института развития образования Омской области, имеет рецензию кандидата филологических наук, доцента кафедры английского языка факультета иностранных языков Омского государственного педагогического университета Палий А.А. и рекомендована для использования в профильных и общеобразовательных классах средней школы. Основной целью курса является развитие внутреннего мира учащегося, становление его как творческой личности.

Практическая цель курса заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умение читать, осмысливать и интерпретировать английские художественные произведения различных литературных жанров, адаптированные с учетом уровня владения учащимися английским языком.

Научно-исследовательская деятельность школьников органично вписалась в канву этого элективного курса. С 2000 года мои учащиеся ежегодно становятся лауреатами городских и региональных научно - практических конференций школьников. Научно-исследовательские

работы учащихся посвящены творчеству великих английских и американских авторов.

Под моим руководством учащиеся проводят лингвистические исследования, в которых раскрывается выдающийся стилистический талант писателей. В качестве исследования выбираются такие стилистические проблемы, которым уделяется большое внимание в литературоведении. Тематика работ следующая: «Роль графических средств выразительности в создании остросюжетного детективного повествования (на материале романа А. Кристи «Десять негритят»)», «Функции словесного художественного портрета в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», «Функции сильных позиций в романе М. Твена«Приключения Тома Сойера», «Особенности речи подростка в романе М. Твена «Приключения Гекльберри Финна» (тезисы работы напечатаны в сборнике материалов муниципальной конференции обучающихся МОУ «Шаги в науку - 2006»), «Анализ кинематических речений в романе Гарриет Бичер Стоу «Хижина дяди Тома»," Роль несобственно-прямой речи в раскрытии характера главной героини в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение.

Благодаря целенаправленной работе в этом направлении, учащиеся нашей гимназии неоднократно становились лауреатами городских, региональных и всероссийских научно-практических конференций обучающихся по английскому языку.

Из вышесказанного я могу сделать вывод, что в развитии познавательного интереса школьников, их творческой активности мне помогают методы, приемы и средства, которые я использую в руководстве научно-исследовательской деятельностью учащихся.

Литература:

1.Возрастная психология. Мухина В.С., 1999.

2.ФГОС основного общего образования, 2010

3.Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2002.

« Вы хотите, чтобы ваши дети были способными

И талантливыми? Тогда помогите им сделать

Первые шаги по ступенькам творчества,

Но… не опоздайте и, помогая … думайте сами.»

Б.П.Никитин.

Введение.

Начальное общее образование – первая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.

Таким образом, учителя начальной школы получили чётко сформулированные требования и обоснованный социальный заказ. Современному обществу нужны люди образованные, нравственные, творческие, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Соответственно, педагоги среднего и старшего звена школы ждут у себя учащихся, которые умеют самостоятельно добывать и применять новые знания из разных источников, творчески подходят к решению проблем и не боятся трудностей.

Чтобы ребёнок стал именно таким, важна роль первого учителя, который сам должен быть человеком творческим, постоянно ищущим новые подходы в обучении и желающий воспитать в каждом ребенке самостоятельную личность, творческую, коммуникабельную, умеющую вступать в дискуссию, самосовершенствоваться и умеющую находить эффективные способы решения проблем.

Рефлексия опыта основана на работе по УМК «ГАРМОНИЯ».

Глава 1.

1.1.Что такое креативные способности человека?

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Оно возникает на основе практической деятельности и из чувственного познания.

В психологии мыслительной деятельности выделяют различные её виды – наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлечённое мышление.

Однако названными тремя видами не ограничивается многообразие форм мыслительной деятельности. Человеческое мышление может быть и творческим. Творческими, или креативными, способностями называют особый тип интеллектуальных способностей, проявляющийся в использовании данной в задаче информации разными способами и в быстром темпе. Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Иначе можно сказать, что творчество-это внутренняя активность человека.

Благодаря креативным способностям становятся возможными творческие достижения личности.

К творческим достижениям ребёнка можно отнести всё, что ранее он никогда не делал: сочинения, рисунки, поделки, исследовательские работы и многое другое.

1.2.Значение творчества в жизни ребёнка.

Итак, мы выяснили, творчество – это внутренняя активность человека, связанная с особенностями характера, интересами, способностями личности. Творчество ребёнка- это рождение в его внутреннем мире желания созидать, сочинять, творить новое.

Когда ребёнок создаёт то, чего ранее никогда не делал, у него рождаются новые эмоции. Его чувства приобретают новые оттенки. Дети, в отличие от взрослых, способны не бояться «трудностей» в созидании нового. Младшие школьники искренне стараются проявить себя в творческой деятельности: любят сочинять, драматизировать, выступать на сцене, участвовать в концертах, конкурсах, викторинах, выставках, олимпиадах, придумывать что-то. Возраст младших школьников считается сензетивным, тоесть наиболее благоприятным для развития творческих способностей.

Творческая деятельность способствует развитию в младших школьниках и высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание, что влияет на освоение системой знаний, умений и навыков, получаемых на уроках.

Наконец, важно то, что ребёнок, справившись с заданием творческого характера, становится успешным. Он осознаёт свою значимость и старается каждый раз более, глубоко, выполнять творческое задание, искать новые способы работы в процессе создания чего-то нового. Исходя из этого, можно утверждать, что в ребёнке развивается и эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру.

Любопытство, желание создавать - целенаправленно ведёт ученика к реальному осуществлению его замысла. Интерес к поставленной творческой задаче расширяет жизненный опыт ребёнка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует и развивает различные его способности, а это также является одной из поставленных целей государственного стандарта начального образования.

Творческая деятельность развивает и эстетическое чувство ребёнка, что важно, на мой, взгляд, именно в настоящее время.

Необходимо сказать и о желании детей делиться своими открытиями, ведь это является развитием желания вступать в диалог с другими людьми, доверять им то, что значимо, что волнует его душу и занимает мысли, это развитие коммуникабельности, которое является необходимостью в современном мире.

Богатая работа воображения, что обязательно в творческой деятельности, часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм. Особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта – образ желаемого будущего. Ребёнок мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах он строит желаемую программу своих действий, поступков, пристрастий, раскрывая в ней основной жизненный смысл. Тема мечты становится реально значимой, необходимой для исследования, для детского творчества. В мечте заложено активное начало для развития личности ребёнка.

Изучив литературу, узнав природу детского творчества, его значение для наших учеников, можно сделать вывод о том, что данный процесс необходимо и нужно развивать. Наиболее сензетивным для развития творческих способностей, как мы уже выяснили, является период обучения в начальной школе, и именно учитель начальных классов должен стать для ребёнка путеводителем в мире творческой деятельности.

1.3.Учебный процесс – среда для развития креативности учащихся.

Учебный процесс – это процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретённого опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретённые. В современной школе, ребёнок в учебном процессе выступает как субъект учения, общения, организации, сотрудничающий с учителем. Это и есть личностно-ориентированное обучение, которое, на мой взгляд, и является средой для развития креативности учащихся. Именно в учебном процессе педагог должен, во-первых, сделать ставку на полноценное формирование и развитие творческих способностей учащихся, поскольку именно творческая деятельность позволяет ребёнку занять позицию активного участника процесса обучения, даёт возможность реализовать собственные жизненные замыслы.

От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что также стимулирует развитие его творческого потенциала. Учитель должен организовать такую учебную и внеучебную деятельность, при которой учение превращается в творчество, исследовательскую деятельность ребенка. При этом педагогу следует внимательно и чутко относится ко всем проявлениям творческой активности детей; стремиться помогать каждому ребёнку, понять самого себя; всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи, отмечать и поддерживать оригинальные мысли и действия ребёнка.

1.4. Трудности, возникающие на пути творчества.

Первый шаг в этом деле, как и во многих других, - самый трудный. Возникает множество проблем и трудностей. Причиной трудностей может послужить небольшой жизненный опыт ребенка, недоразвитие внимания и воображения. Ещё одна причина, не умения творчески подходить к решению учебной задачи, обусловлена тем, что не каждый ребёнок, пришедший в школу, открыт и доверяет педагогу.

Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), стараюсь, прежде всего, наладить доверительный, доброжелательный контакт с учащимися. Далее пытаюсь вводить в уроки такие формы работы, которые бы не только развивали мышление и воображение, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому.

На объяснение первых заданий уходит много времени, в результате надо сделать так, чтобы многим учащимся захотелось попробовать свои силы в творчестве. Для этого важно уметь учитывать интересы, склонности и способности детей.

После первых выполненных учащимися заданий, идет следующий шаг – это демонстрация достижений. Здесь, главное одобрить успехи и в тактичной форме обратить внимание на то, что не получилось, тоесть объективно оценить работу. Отличные результаты не так часты, но редкие светлые минуты помогают преодолевать рутину повседневности педагогического труда.

Глава 2.

Развитие креативности младших школьников в учебном процессе: рефлексия педагогического опыта работы по умк «Гармония».

В настоящее время учителю дана замечательная возможность сориентироваться в разнообразии школьных программ и выбрать именно те учебники, методические комплекты, с помощью которых на его взгляд, можно максимально приблизиться к реализации данных стандартом требований.

Одним из таких умк является умк «Гармония», по которому в нашей школе начали работать в 2002 году.

Такие методы обучения как: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, метод познавательных игр - являются методами, на которые авторы программы рекомендуют учителям сделать акцент при обучении детей.

Данный комплект призван обеспечить выполнение основных целей стандарта, и является замечательной средой для развития креативности учащихся в учебном процессе.

Для начала остановимся на уроках литературного чтения (автор учебников О.В. Кубасова), на которых желание автора программы привить интерес, потребность к чтению проходит именно через задания творческого характера.

Итак, 2 класс, изучаемое произведение В.Авдеенко « Маленькая Баба Яга». Начало урока идёт через прогнозирование, предвосхищение школьниками содержания изучаемого произведения, что вообще является особенностью учебников Кубасовой. В ходе работы над сказкой учащиеся получают задание: « Придумать или вспомнить любую сказку, в которую можно отправить главную героиню истории для перевоспитания». Такое задание заинтересовывает детей и заставляет проявить как фантазию, сообразительность так и умение показать, применить свои знания, вспомнить, сориентироваться в ранее изученных произведениях.

Вот один из результатов творчества учащихся: «… Я бы отправил девочку, маленькую Бабу Ягу в сказку о Золотой Рыбке (А.С.Пушкин), к бабушке и дедушке. У бабушки с дедушкой не было детей. Дедушка постоянно работал, а бабушка сидела дома одна, поэтому стала злой. Бабушка, увидев внучку, обрадуется и станет доброй. Девочка Яга будет помогать бабушке и дедушке по хозяйству, а вредить ей будет некогда». Не менее интересный вариант предлагает другой ребёнок: «…Позвонили

Хрюшка и Каркуша в сказочное бюро добрых услуг. Прилетели Гуси-Лебеди. Посадили гуси Бабу – Ягу на крылья и унесли к бабуле Ягуле…»

Ещё одно задание творческого характера, которое вызвало интерес учащихся и заставило открыть энциклопедии, прочесть другие книги о природе, задание по произведению М.Пришвина «Ёж». Главный герой этой истории не мог понять, чем он полезен окружающим. Дети получают задание: написать письмо главному герою, и рассказать какую – же пользу он приносит. Вот какими получились письма: «Здравствуй Ежик! Я хочу рассказать, чем ты полезен. Ты, Ёжик, животное ночное. Ты ешь рыбу, жуков, уничтожаешь вредных личинок и насекомых. Ты являешься санитаром леса…» или « …Я прочитал в книге, какую пользу ты приносишь окружающей среде. Ты очищаешь лес от падали. Уничтожая саранчу, ты спасаешь урожай и посевы. Съедая других вредных насекомых, спасаешь деревья от гибели. Тебя не зря называют «зверь - собирала». Спасибо тебе, Ёжик!»

Аналогичное задание, только связанное с развитием умения сочувствовать, сопереживать, относиться к окружающим терпимо, было дано по произведению, изучаемому в 3 классе: Б.Заходер «Серая Звёздочка». В этом задании школьники получили возможность самостоятельно выбрать того героя, которому можно написать письмо. В письме дети высказывали свою точку зрения о поступках, совершенных выбранным героем. Вот некоторые письма детей: «Здравствуй, глупый мальчишка! Отчего ты такой злой? Зачем ты обижаешь лягушку? Лягушки не ядовитые и даже приносят пользу растениям – поедают вредителей цветов. Пожалуйста, не обижай жабу!». А это письмо было написано главной героине истории: « Привет, Серая Звездочка! Не надо плакать. Я понимаю, что тебе обидно, ведь мальчишка обзывает тебя. Но, ведь дело не в красоте, а в твоей душе! Прислушайся к своему сердцу, оно подскажет, что тебе делать…»

Для данной программы по литературному чтению, характерно и то, что автор позволяет учителю что-то исключать из предложенных вопросов и заданий над изучаемым произведением, чем-то дополнять и изменять их, руководствуясь своим литературным вкусом и пониманием методики. Учебник же рекомендуется брать за основу для освоения образовательного стандарта по чтению, что весьма важно для дальнейшего образования младших школьников.

В связи с этим, учитель получает возможность проявить свою инициативу, своё творчество для того, чтобы увлечь детей данным предметом. Например, неотъемлемой частью уроков литературного чтения в первом и втором классах стало разгадывание кроссвордов по изученному произведению или разделу. Причём кроссворды обычно носят поучительный характер, например, разгадав кроссворд по произведению В.Голявкина «В шкафу», дети узнают, какая черта характера подвела мальчика. Закрепляя раздел о сказках, и разгадав кроссворд, дети читают получившееся слово: «Молодец», что повышает самооценку ребёнка и придаёт веру в свои силы. А в третьем и четвёртом классах дети сами по желанию могут придумывать свои кроссворды.

Вошло в практику наших уроков и создание книжек по изученному разделу. Изучив в 3 классе раздел «Снег летает и сверкает…», дети получили возможность придумать стихи, рассказы и загадки о зиме, оформив данный материал именно в книжки-самоделки. Вот что получилось:

«Пошёл я на прогулку,

А там снежок идёт.

Снежинка на руку упала и

И потерялась вдруг»

Или:

« Мы нарядили ёлку

Зажгли на ней огни.

И дружно возле ёлки

Сфотографировались мы» а вот ещё один вариант:

«… На санках можно покататься

И на коньках побегать по реке,

В снежки сыграть с друзьями…

Все игры эти только, при

Матушке-Зиме!» и другие.

Раздел «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Обобщающий урок также закончился данным заданием, и учащиеся получили возможность фантазировать, искать, вспоминать любимые пословицы, стихи о семье; писать сочинения о своих родителях, рисовать рисунки.

Изучив сказку Г.Цыферова «Как цыпленок впервые сочинил сказку», у детей в очередной раз появляется выбор творческого задания. Заключается это в самостоятельном придумывании сказки для цыплёнка или изображение иллюстрации к сказке, которую придумал сам Цыплёнок. Кто-то рисовал, были и сочинённые сказки. Вот, пожалуй, самое весёлое и интересное произведение ребёнка: «Сказка обо мне и акуле. Нырнул я как-то в море и встретил там акулу. Она меня увидела, сморщила брови и поплыла за мной! Я напугался и запрятался в караловых кустиках. Акула проплыла мимо, а у меня только коленки задрожали! Я не знал, что она хитрая – развернулась и подплыла ко мне с другой стороны. Открыла свой страшный рот, как щёлкнет зубами и заохала: «Ох, ох, помогите!» Я смотрю, у неё зуб больной! Как дам по больному зубу - он и выпал! Так, акула радостная домой уплыла». Ещё одно задание творческого характера можно предложить детям, изучая итальянскую сказку « Дары феи Кренского озера». Сама сказка оказалась трудной для анализа и вообще для восприятия детьми, и на работу с ней отводилось несколько уроков. Чтобы разнообразить учебный процесс, школьники получили задание изобразить фею прямо на уроке и написать те свои желания, которые они загадали бы фее при встрече. Таким образом, на уроке литературного чтения, кроме развития креативных способностей я узнала ценностные направленности моих подопечных. Традиционное иллюстрирование прочитанных произведений также является любимым элементом уроков литературного чтения.

Кроме заданий, которые отражены в данном реферате, множество другой работы предлагается учебниками Кубасовой. Впрочем, все эти задания творческого характера, давно используют учителя начальных классов. К таким заданиям относится и чтение по ролям, и инсценирование отрывков прочитанных произведений; пересказы от лица героев сказок, рассказов; придумывание продолжения прочитанной на уроке истории; рассуждения учащихся на тему «как-бы я поступил, будучи на месте героя рассказа»; чтение названия произведения и придумывание своего названия; конкурсное чтение стихотворений и многие другие задания.

Анализируя работу по программе Кубасовой. Не могу не отметить такие положительные результаты, как: осознанное, глубокое понимание читаемого детьми текста, умение ребят определять тему и главную мысль не только на уроках литературного чтения, но и других школьных предметов, что не маловажно для последующего обучения. Развитие фантазии, творческих способностей детей, интереса к учению; воспитание нравственных чувств.

Составной частью умк «Гармония» являются и учебники, рабочие тетради по математике, автор Истомина. Бесценную помощь в решении вопроса развития креативности учащихся оказывают они.

К примеру, свою роль играют задания повышенной трудности, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение. Данные задания можно найти в рабочих тетрадях, причём эти задания носят дифференцированный характер.

Среди задач особую трудность, но и интерес у учеников вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволяет каждому школьнику проявить себя и предложить свой, отличный от других вариантов решения – ответ. Рассмотрим одну из задач в сборнике «Учимся решать задачи», для 3 класса. Содержание задачи: «На ремонт двух помещений израсходовали 6 банок краски, по 3 кг в каждой. На первое помещение ушло 2 банки. Сколько килограммов краски осталось на ремонт второго помещения?» Со временем задание можно усложнить и предложить не просто решить задачу своим способом, а выбрать цепочку действий, ведущую наиболее быстро и экономично к ожидаемому результату. Возможно, одни школьники решат задачу так:1) 3*6= 18(кг)

2) 3*2=6(кг)

3) 18-6=12(кг).

А вот другие дети, рассуждают более рационально: 1) 6-2=4(б)

2) 3*4=12(кг).

Автор программы предлагает обсудить оба способа решения задачи, чем мы и занимаемся на уроке, выбирая наиболее быстрый способ. Аналогичные задания можно встретить не только в сборнике задач, а и в рабочих тетрадях по математике, в учебниках.

Изучение темы «Порядок выполнения действий в выражениях» мне захотелось закончить нетрадиционным заданием, которое заключалось вот в чём: «Представьте, дети, что вы – математическое выражение 5* (9-6)+14:2.К вам приехал журналист и хочет взять у вас интервью. Что вы можете о себе ему рассказать?» Интересные и неожиданные работы получились у детей, к примеру, эта: «…Меня зовут математическое выражение 5*(9-6)+14:2.

    9 -6 =3 – мне 9 лет, в 6 лет я пошёл в школу, я учусь в 3 классе.

    5 * 3 =15 я получаю 5 -ки, бывают и 3- ки, всего во второй четверти я получил 15 оценок.

    14 :2 = 7 – я плохо знаю таблицу умножения на 7 , но я выучу!7 *2 =14.

    15 +7 =22 на день рождения мне подарили 7 книг, а 15 уже было! Теперь в моей библиотеке 22 книги. До свидания». Ещё один вариант: «Меня зовут математическое выражение 5*(9-6)+14:2=22.Журналист берёт у меня интервью. Я ему рассказываю, что у меня есть друзья: умножение, деление, сложение, вычитание. Во мне 4 действия.1) 9-6=3, 2) 14:2=7, 3) 5*3=15 и 4) 15+7=22.Изучают меня в 3 классе». Одновременно дети смогли повторить правила о порядке выполнения действий в выражениях интересным, необычным способом, проявив свои индивидуальные способности.

Сложная для запоминания, но необходимая в математике тема «Табличные случаи умножения». Чтобы ученикам легче запоминалась таблица умножения, даю задание: «Выполните рисунок, с помощью которого можно запомнить тот или иной случай умножения». По рисункам могу судить о том, понял ли ребёнок смысл действия умножения и тем, кто не понял, вновь, индивидуально помогаю разобраться в теме. Заканчиваю тему на внеклассном занятии «Знатоки таблицы умножения», к которому ребята должны придумать советы «Как быстрее и лучше выучить таблицу умножения». Вот некоторые варианты советов: «Хочешь, если ты на 5 математику узнать, сядь дружок ты в уголок, возьми тетрадь наоборот. Там есть табличка одна, ты должен знать её как «а». Учи её, пока тебе не будет сниться она во сне!» или «Надо часто повторять, надо много умножать, постоянно писать. Мы таблицу учим, учим, и быть может, 5 получим!» А вот какой вывод придумала одна ученица: «Жаль, что не всегда со мной таблицы эти под рукой. Не с собой же их таскать?! Надо, что-то предпринять! Мы совет дадим простой: их запомни и не ной!»

Кроме описанных заданий, взяв в руки учебник и тетради Истоминой, можно лично убедиться в том, что данный комплект развивает пытливость ума, мышление, внимание и, конечно же, творческие способности учащихся.

Использование уроков русского языка для развития творческости в детях начальной школы, также предусмотрено авторами программы по русскому языку, в умк «Гармония» авторы: Соловейчик, Кузьменко. Многие задания из учебников несут в себе огромный эмоциональный заряд, решают не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Подробнее хочется остановиться на тех заданиях, которые могут стать для любого учителя интересной находкой, а для учащихся замечательной возможностью проявить свои творческие способности.

Педагоги, работающие в начальном звене школы, знают, что словарные слова трудно запоминаются детям и поэтому в них часты ошибки. Детям легче запомнится непроверяемая буква, если они получат задание: «Выполните рисунок к слову, чтобы запомнить его правописание».

Изучив очередную тему по русскому языку, для закрепления, предлагаю детям составить кроссворд по изученному материалу. Ошибки в кроссвордах не редкость, так как мы только учимся выполнять данный вид работы, но результат на лицо: школьники повторяют в очередной раз пройденное, закрепляют знания и умения и одновременно делают это не путём зазубривания, а путём закрепления умений работать с книгой, задавать вопросы и отвечать на них и путём развития творческих способностей.

Ещё один вариант закрепления изученного материала по русскому языку. Тема урока: «Части речи». Задание: «Представьте, что вы попали в страну «Части Речи», что или кого вы там встретили? По желанию – нарисуйте эту страну». Вот отрывок из работы, которая получилась у одного моего ученика: « Я попал в страну, которая называется Части Речи. Увидел я в этой стране 2 города: город Самостоятельный и город Служебный. В Самостоятельном городе есть улицы: Существительная, Прилагательная, Числительная, Глагольная, Улица Местоимений. Захотелось мне побывать и в городе Служебном. В этом городе я познакомился с человечками, у которых смешные имена: Союзики, Предлоги и Частицы….»

Изучая тему части слова, в учебнике можно найти такое задание: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, но что бы в его названии было два корня, приставка - по - и др. аналогичные варианты.

Развивать речевой навык помогают такие задания, как: «Напиши письмо учителю». Дети с удовольствием пишут письма, а мне, конечно, приходится искать время для написания ответов.

Данные задания не редкость для многих учителей начальной школы, но в этом комплекте на развитие креативности учащихся сделан особый акцент.

В процессе изучения такого предмета как «окружающий мир», школьники добывают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать роль человека в мире; начинают осознавать, что мир красив, многообразен, един, изменчив; приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду; приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.

Творческие тетради (так мы с учащимися называем рабочие тетради по предмету) интересны своими заданиями, практическими, исследовательскими работами для школьников. Подробнее остановлюсь на заданиях исследовательского характера. Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматривается как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребенка. Зная это, автор программы О.В.Поглазова предоставляет возможность учащимся проявить свои способности в исследовательской деятельности, а чтобы дети смогли это сделать, в тетрадях и учебниках даются консультации, целые планы действий, направленные на развитие исследовательских умений. Результаты данного вида творчества можно наблюдать как на уроках, так и на научно-практических конференциях «Шаг в науку», для учащихся начальной школы, которые стали устраивать для детей в районе.

В развитии креативности учащихся заметное место занимает предмет, традиционно именуемый в школе трудовым обучением. Автор учебника «Технология» в данном комплекте, Н.М..Конышева- доктор педагогических наук, профессор. Особенностью данного курса является то, что система учебных заданий сориентирована на активную работу ученика как целостной личности. Это достигается заданиями, на самостоятельную разработку вариантов поделок, а также задания построены на основе проектной художественно-конструкторской деятельностью.

Итак, одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов, приёмов, форм организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребёнка в процессе усвоения знаний, умений и навыков в частности, развитие креативности учащихся, самостоятельной их деятельности.

Заключение.

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – несомненно, будет возрастать и дальше по мере совершенствования социально- экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в которых каждый учебный предмет будет выполнять развивающую функцию. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, «модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей».

Именно на тезисе активности детей, развития его творческости, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифференциации и интеграции, преемственности и непрерывности.

Развитие креативности учащихся в учебном процессе и есть то направление, при котором ребенок останется активным, творческим и свободно мыслящим человеком. УМК «Гармония», как и все существующие сегодня в начальной школе учебно-методические комплекты учитывают данный фактор.

Список литературы:

    Гамезо М. В. «Возрастная и педагогическая психология» - Педагогическое общество России, Москва, 2010.

    Казанская В.Г « Личность ученика и учителя в начальной школе», Каро, Санкт-Петербург, 2011.

    Матвеева Е.И, «Литературное чтение - учим младших школьников» - Эксмо, Москва, 2010.

    Подласый И.П. «Педагогика- 100 вопросов, 100 ответов», Владос-Пресс, Москва, 2006.

    Тугушев Р.Х «Общая психология», Эксмо, Москва, 2006.

    Сарапулов В.А. «Дидактика: теория и практика обучения», ЗабГГПУ, Чита, 2001.

    Сборник нормативных документов (начальная школа). – Москва: Дрофа, 2010.

    Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония».- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2011.

Особенности творческого урока и роль учителя в развитии креативности школьников. Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ученика он сможет внести.

Необходимо приблизиться к творчеству, наполнить им общение. Педагог является в креативной практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем, а не летчиком- испытателем в проблемной или деструктивной ситуации. Работа педагога-мастера специфична в виду индивидуальности ее реализации и импровизированности.

Такой квалифицированный специалист видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать в креативной практике. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного выращивания и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приообретает достижение гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий. Педагог должен знать, что креативный процесс развития происходит по принципу спирали, так как прошлое и будущее располагается спирально, пронизывая и обуславливая очередной виток развития.

Но повторяемость в развитии не означает тождественность тех или иных моментов. На каждом новом витке появляются новые качества, но вместе с тем воспроизводятся и старые. Креативное развитие представляет собой систему необратимых качественных изменений личности. Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости. В процессе взаимодействия педагога и обучающегося прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, сотворческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам.

Взаимосвязь всех компонентов творческого процесса обеспечивает продуктивно-созидательный результат обучения и самовоспитания, что способствует самовыражению творческого потенциала и самоактуализации творческой индивидуальности личности. 4.3 Деонтология Педагогу важно иметь понятие о деонтологии.

Деонтология - это наука о долге, морали, обязанности и профессиональной этике.

В креативной акмеологии деонтологию можно трактовать как совокупность принципов целесообразного конгруэнтного и конструктивного поведения специалиста, а именно быть духовно богатой личностью быть творческой индивидуальностью обладать профессиональной компетентностью, личным авторитетом и имиджем владеть всем арсеналом традиционной и инновационной психолого-педагогической и специальной технологией быть творческим специалистом, эмпатийным и обаятельным в общении с партнером учеником быть способным к глубокому анализу и самоанализу, рефлексии и идентификации в процессе самоактуализации быть открытым к новому, инициативным и проницательным соблюдать этические нормы взаимоотношений при реализации конфиденциального принципа, создавая атмосферу доверия осознавать глубокий смысл профессиональной жизнедеятельности.

Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям.

Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами. Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми. критерии американской программы Astor Учитель должен 1. быть доброжелательным и чутким 2. разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы 3. иметь высокий уровень интеллектуального развития 4. иметь широкий круг интересов и умений 5. иметь помимо педагогического еще какое-либо образование 6. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей 7. иметь живой и активный характер 8. обладать чувством юмора но без склонности к сарказму 9. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию 10. иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение 11. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью 12. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Наряду с положительными принципами целесообразного поведения педагог должен в совершенстве владеть не только знаниями и умениями своей профессии, но и психологическими знаниями, и педагогическим мастерством.

Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве материала самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным? Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим я. Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства.

Недаром К.Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее. Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство.

Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных. Для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально.

Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя умение найти верный тон урока. Термин задать тон беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время. Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока может успешно решаться через формирование у учителя актерского мастерства.

В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями. Необходимо глубже осмыслить метод К.Станиславского и применять его в формировании педагогического мастерства. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике приемов, получивший название прием отождествления, то есть слияние своего Я с образом, мыслью, которую необходимо раскрыть в исполняемом произведении.

Этот прием предполагает не только большую предварительную работу знание эпохи, истории создания, художественного и мировоззренческого контекстов и т.д но и естественное органическое проживание педагогом художественного образа. Только тогда возможно истинное общение между детьми и учителем. Творить, по определению К.Станиславского, означает страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче - постижению и раскрытию художественного образа произведения.

С педагогической точки зрения в подготовке учителя важна та часть наследия К.Станиславского, которая тесно связана с искусством переживания. Переживания как органического единства интеллектуального и эмоционального в человеке. Для педагога чрезвычайно важно научиться сознательно управлять подсознательной творческой активностью своей психики, так как многие процессы в искусстве и в художественном развитии ребенка связаны с подсознанием, с интуитивным, но адекватным постижением прекрасного, вне его разложения на отдельные элементы.

Учитель должен уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево его образов. Например, речь учителя должна быть вдохновенной и архивыразительной.

При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя с аналитическими способностями. Ибо в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума. Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо? К. Станиславский Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке между учителем и учениками между детьми в коллективных формах деятельности.

Мудрость творчества заключается в том, что не надо торопить чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок. Учитель на уроке - посредник, проводник ребят в мир переживаний. Для него важны некоторые методические принципы.

Первым важнейшим методическим принципом является средство эмоционального и рационального начал в работе школьника на уроке при общей повышенной эмоциональности содержательности занятия. Вторым определяющим принципом служит сюжетно-тематическое построение всей системы уроков. Именно тематический принцип позволяет объединить в единое целое. Третьим принципом мы выделяем игровой метод обучения как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на уроке творческого типа. Четвертый принцип связан с эмоциональной драматургией, которая создает логическую и эмоциональную целостность урока.

Занятие строится как цельное, законченное произведение совместной учитель - ученики деятельности. Особое значение игровая деятельность приобретает в художественном обучении и воспитании, а для уроков творческого типа игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий. Итак, процесс активизации творчества на уроке искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности.

Комплексное освоение искусства способствует как более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию креативности. 4.4 РО Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи.

И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача А.А. Мелик Пашаев Система развивающего обучения РО, которая в построении и организации учебного процесса учитывает потребность и возможности ребенка и не отвергает детей, как неспособных к тому или иному виду деятельности, дает шанс ребенку попробовать свои силы в основных видах деятельности триада сочинение, исполнение, восприятие. Участие активное ребенка в различных видах деятельности помогает выявить и развить специальные способности, необходимые для полного восприятия деятельности.

Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в деятельности было ребенку по силам. Основой содержания начального обучения является включение учеников под руководством педагога в ведущие виды деятельности. Активное восприятие слушание материала на первый взгляд должно стоять на первом месте по значимости, так как наша задача - научить ребенка вслушиваться и понимать, но не менее важной на первом этапе является исполнительская и сочинительская деятельность. В основе построения занятий творческого типа лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни.

К определяющим принципам занятий творческого типа мы относим следующие Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.

Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности. Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности. Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.

Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. Воспитание навыков импровизации как основы ля формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру. Импровизация - первооснова художественного творчества детей. Обращение к детском творчеству как к методу воспитания - характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Способность и одаренность.Креативность, дивергентное мышление

На свет человек появляется без психологических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате их взаимодействия с действительностью и активной.. В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: