Фцпро официальный. Федеральная целевая программа

Концепция развития образования на 2016-2020 годы была утверждена Правительством РФ и подписана Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р). Необходимость её создания обоснована окончанием срока действия предыдущей государственной программы образования, рассчитанной на 2011- 2015 годы. Настоящий документ, официально называемый «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы», определяет цели и задачи, направления и мероприятия, средства и этапы реализации перспективной программы развития Российского образования на всех уровнях, исходя из требований концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основные цели и задачи новой Концепции Образования

Главной целью предлагаемой программы является возможность для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентноспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе.

Достижение названной цели возможно через постепенное решение задач, которые позволяют выпускникам совершенствоваться с точки зрения получения профессиональных навыков в различных ОО.

Также делается упор на развитие компетентностей педагогов и руководителей. Они должны освоить программы и методики работы с детьми разного уровня обучения, имеющими ОВЗ и национальную идентичность.

Данная концепция предлагает распространять опыт научной, практической и творческой деятельности. Это необходимо, чтобы своевременно выявлять и поддерживать одарённых детей, позволять им самосовершенствоваться и достигать определённого личностного роста. В числе приоритетных задач называется необходимость создания инфраструктуры, позволяющей на высоком уровне реализовывать программу образования.

Направления реализации

В представленной концепции проанализирован опыт и результаты внедрения программы образования 2011-2015 гг и предлагаются пути реализации новой. Ведущим направлением деятельности называется повышение конкурентной способности выпускника российской системы образования на национальном и мировом уровне.

Не менее важно проводить обновление кадрового потенциала педагогов и административного корпуса, создавать условия для реализации индивидуальной траектории развития ученика, делать упор на социальную ориентированность мероприятий, доступных для участия в них любого ребёнка, том числе имеющего ОВЗ, улучшать материально-техническую базу ОО.

Одним их существенных направлений в реализации программы является решение вопроса об оценке качества образования. С этой целью должны быть сформированы национальная и региональная системы независимого мониторинга ОО всех уровней. Предполагается, что участники образовательной деятельности и независимые эксперты разработают новые инструменты и процедуры для исследования качества образования на разных ступенях, в том числе и профессиональной.

Основополагающим подходом называется проектно-целевой подход. Он призван использовать механизмы реализации проектов на конкурсной основе. Благодаря этому станет возможным достижение более высокого уровня мотивации и ответственности всех участников проектной деятельности.

Мероприятия реализации

Разработчики новой программы образования предлагают проводить её реализацию посредством проведения традиционных мероприятий и комплексных проектов, направленных на:

  • внедрение современных образовательных программ, обновлённой структуры ВУЗов и проведение модернизации системы заочного обучения;
  • отслеживание результатов трудоустройства и самоопределения выпускников ОО;
  • переход на заключение эффективного контракта с педагогами и руководителями ОО;
  • совершенствование системы мониторинга и оценки качества образования посредством независимого контроля;
  • привлечение потенциальных работодателей для участия в осуществлении государственного и частного партнёрства в системе профессионального и высшего образования.

Этапы реализации

Разработчик ФЦП образования на 2016-2020 гг – Министерство Образования и науки РФ — предлагает 2 варианта её реализации. Однако наиболее эффективным считает следующий (см. таблицу):

Данный вариант реализации программы кажется авторам предпочтительнее, поскольку позволяет более масштабно действовать при распространении опыта модернизации образования, который был получен в истекшем периоде и зарекомендовал себя с положительной стороны.

Финансовое обеспечение

В новой концепции развития образования предлагается использовать различные источники финансирования ОО. Большую часть расходов должен взять на себя федеральный бюджет. Участие в финансовом обеспечении примут муниципальные и внебюджетные организации, в том числе частные компании, заинтересованные в приобретении высококвалифицированных кадров для своих предприятий.

В данном видео подробно рассматривается Концепция развития образования в России на 2016–2020 годы .


Возможно, вас также заинтересует, какие входят в ЕГЭ 2016 года.

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

В 2015 году Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы завершается. На смену ей приходит новая — Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы (далее — Программа), Концепция которой утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р. Государственными заказчиками Программы выступают Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор).

Предлагаемая к реализации Программа содержит ряд комплексных задач, которые выступают как цементирующие основы для скрепления уровней и видов образования в единое целостное здание современного конкурентоспособного образования, выступающего основой формирования личности, человеческого капитала как важнейшего фактора поступательного развития российского общества, государства и экономики.

При этом целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Достижение поставленной цели предполагается за счёт реализации следующих задач:

  • создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;
  • развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования, в том числе за счёт выполнения комплекса мер по использованию ранее разработанных и внедрённых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
  • реализация мер популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодёжи;
  • создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики;
  • формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

В Программе применяется среднесрочный 5-летний период планирования деятельности, как наиболее эффективный. При этом предполагается 2 этапа реализации Программы: 2016 -2017 годы — первый этап, 2018 — 2020 годы — второй этап. Цель и задачи Программы будут достигнуты при завершении второго этапа.

Контроль и организацию комплексного мониторинга хода реализации Программы осуществляет Министерство образования и науки РФ. В целях привлечения общественности к управлению Программой создается научно-координационный совет, в состав которого войдут учёные и специалисты, представители предпринимательского сообщества, общественных (в том числе молодежных) объединений, а также представители органов исполнительной власти. Промежуточные отчеты и годовые доклады о ходе реализации Программы должны быть доступными для населения.

Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий.

В частности, для обеспечения развития современных механизмов, содержания и технологий общего образования предусматриваются следующие мероприятия.

Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • поддержка региональных программ развития дошкольного образования, родительского просвещения;
  • внедрение новых ФГОС ДО;
  • создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования (ДО);
  • повышение квалификации по новым образовательным программам 95 процентов педагогических работников и управленцев ДО.

За пятилетие доля регионально-муниципальных систем дошкольного образования, в которых созданы условия и механизмы для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, должна возрасти с 7 до 100%.

Повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • реализация пилотных проектов по повышению качества образования;
  • модернизация нормативно-методической базы;
  • распространение на все регионы лучших практик работы.

Ожидается, что доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы проекты по повышению качества образования в таких общеобразовательных организациях, за 5 лет должна возрасти с 4 до 60%.

Создание сети школ , реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов. В рамках данного мероприятия предусматриваются:

  • создание не менее 200 инновационных школ;
  • отработка и готовность к распространению модели использования в школах новых технологий обучения и воспитания;
  • поддержка региональных программ модернизации сети (формирование эффективных сетей) общеобразовательных организаций;
  • создание не менее 30 национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий.

Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС путём разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • реализация положений Концепции развития математического образования в РФ;
  • создание и реализация Концепции модернизации образования, обновление содержания образования в сфере русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии;
  • создание сетевых методических объединений учителей по предметным областям математики, русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии.

Обеспечение роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • внедрение во всех регионах оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками;
  • реализация нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей;
  • реализация пилотных проектов привлечения и закрепления в школах лучших выпускников вузов и талантливых педагогов, выделение и распространение лучших практик.

Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, за 5 лет должна увеличиться с 30 до 43%.

Привлечение организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • обеспечение ежегодного проведения сезонных школ, всероссийских конкурсов для талантливых детей вузами и организациями среднего профессионального образования;
  • обеспечение функционирования национальных заочных школ для мотивированных школьников.

Популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности , выявления талантливой молодежи. Предусматривается реализовать следующие мероприятия:

  • развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта;
  • реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику;
  • совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей;
  • разработка и реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.

Предполагается, что в результате реализации мероприятий будут сформированы новое содержание общего (включая дошкольное) образования и технологии обучения по общеобразовательным программам, а также оказана методическая и инновационная поддержка развитию образовательных систем дошкольного образования.

Планируется создание национально — региональной системы независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях, обеспечение создания новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества), в т. ч. и в общем образовании. При этом предусматривается ряд мероприятий:

  • реализация пилотных проектов создания региональных систем оценки качества на всех уровнях общего образования (включая дошкольное);
  • создание национального мониторинга образовательных достижений, позволяющего оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в 3 периодах обучения;
  • модернизация процедур и механизмов единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации;
  • формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях;
  • создание открытых систем данных для формирования пользовательских рейтингов.

При этом доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, в общем количестве субъектов Российской Федерации должна увеличиться с 10 до 100%, а доля региональных систем образования, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты (на основе международных) в целях проведения внутрирегионального и межрегионального анализа и оценки качества образования — с 1 до 20%.

По вопросам общего образования в Программу предлагается включить мероприятия и комплексные проекты по:

  • мониторингу трудоустройства выпускников образовательных организаций;
  • сопровождению их профессиональной карьеры и процесса их дальнейшего непрерывного образования (включая дополнительное профессиональное образование и неформальное образование взрослых);
  • переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками.

В Концепции отмечено, что решение поставленных в Программе задач будет реализовано через улучшение материально-технической базы образовательных организаций.

Особое внимание в Программе уделяется вопросу сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а также самих образовательных организаций. При реализации данного вопроса возрастает роль создания и развития социально-профессиональных сетей, в которых будет осуществляться обмен опытом и выдвижение образовательных инициатив на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также отдельных образовательных организаций. Вопрос сетевого взаимодействия для системы образования впервые был обозначен в Федеральном законе ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (статья 15).

В документе указаны основные риски по реализации Программы :

  1. Неэффективное использование финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование;
  2. Сокращение ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае потребуется реструктуризировать Программу, разработать и реализовать механизмы приостановки уже начатых изменений.
  3. Неэффективное управление Программой (риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы; риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы).

Отмечается, что одним из важнейших факторов снижения рисков является своевременная разъяснительная работа среди населения, его информирование о целях, задачах и ходе реализации Программы. Необходимы проведение социологических измерений и работа по формированию позитивного общественного мнения, вовлечение работодателей, родителей, средств массовой информации и иных заинтересованных групп в управление системой образования.

Предполагается, что реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.

Утвердить прилагаемое субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в части мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества".

Распределение
субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в части мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества"
(утв. Правительства РФ от 28 апреля 2016 г. N 799-р)

Наименование субъекта Российской Федерации Размер субсидии (тыс. рублей)
Республика Алтай 2549
Республика Бурятия 10237
Республика Дагестан 30256
Республика Ингушетия 4659
Кабардино-Балкарская Республика 8386
Республика Калмыкия 3128
Карачаево-Черкесская Республика 3747
Республика Саха (Якутия) 13316
Республика Северная Осетия - Алания 7404
Республика Тыва 5526
Республика Хакасия 4267
Чувашская Республика 11298
Алтайский край 20897
Забайкальский край 10752
Камчатский край 2602
Красноярский край 18282
Приморский край 13568
Ставропольский край 21688
Хабаровский край 8965
Амурская область 6038
Архангельская область 9935
Волгоградская область 16417
Вологодская область 7766
Калужская область 5142
Костромская область 5215
Магаданская область 1334
Ростовская область 28094
Тверская область 8204
Еврейская автономная область 1328
Всего 291000

Обзор документа

Регионам из федерального бюджета в рамках ФЦП развития образования на 2016-2020 гг. предоставляются субсидии на развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества. Приводится распределение средств на 2016 г.

Субсидии предусмотрены 29 регионам. Общая сумма средств - 291 млн руб.

Основные положения Концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от г р Начальник Управления образования администрации Каслинского муниципального района И.А. Пряхина


Миссия Программы: эффективное и результативное использование финансовых ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации. Цель Программы: обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала.


Задачи: развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования популяризации среди детей и молодежи научно- образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи предполагается предоставление опций и создание условий для личностного развития детей и молодежи.


Проектно-целевой подход в котором могут быть реализованы комплексные проекты, на уровне образовательных организаций, муниципалитетов, регионов, апробацию этих моделей и их распространение на все образовательные организации, муниципалитеты и регионы. Основной механизм формирования и реализации Программы


Программа строится на базе сформированных инфраструктурных, организационных и методических результатов и эффектов, достигнутых в годах, и развивает их в интересах общества. Цель и задачи Программы, соответствуют Концепции долгосрочного социально- экономического развития и государственной программе. Обоснование выбора основного механизма реализации Программы:


Этапы реализации Программы. Первый этап годы. В ходе этого этапа необходимо обеспечить гибкое и эффективное обновление и корректировку внедряемых моделей и проводимых мероприятий с учетом произошедших изменений законодательства Российской Федерации и складывающейся правоприменительной практики, а также завершение строительства незавершенных объектов, начатого в рамках Программы на годы. Второй этап (годы) будет создана новая модель и структура образовательных организаций в системе высшего образования и среднего профессионального образования, получат широкое распространение новые образовательные программы магистратуры и аспирантуры и технологии их реализации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение нового содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения детей и молодежи в социальную практику. Приобретут новое качественное состояние модели и инструменты оценки качества образования и образовательных результатов. Будет обеспечено эффективное управление реализованными в рамках Программы мероприятиями по развитию системы образования. Будут реализованы инвестиционные проекты по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, научной, физкультурно-спортивной, административной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры.


Направленность и содержание мероприятий Программы Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения: обеспечение поддержки региональных программ развития дошкольного образования, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования; создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования; обеспечение реализации в каждом регионе программ поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми; повышение 95 процентов педагогических работников и управленцев системы дошкольного образования квалификации по новым образовательным программам.


Повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов; реализация пилотных проектов по повышению качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях; модернизация нормативно-методической базы работы в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях; распространение на все регионы лучших практик работы в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.


Создание сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов: создание сети инновационных школ (не менее 200); отработка и готовность к распространению модели использования в школах новых технологий обучения и воспитания; поддержка региональных программ модернизации сети (формирования эффективных сетей) общеобразовательных организаций; создание национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий (не менее 30).


Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом путем разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений: реализация положений, предусмотренных Концепцией развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р; создание и реализация концепции модернизации образования, обновление содержания образования в сфере русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии; создание сетевых методических объединений учителей по предметным областям математики, русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии.


Обеспечение роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ: внедрение во всех регионах оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей; реализация во всех регионах нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей; реализация пилотных проектов привлечения и закрепления в школах лучших выпускников вузов и талантливых педагогов, выделение и распространение лучших практик.


Реализация концепции развития дополнительного образования детей на региональном уровне путем конкурсной поддержки регионов и распространения лучшей практики: создание условий для реализации концепции дополнительного образования детей; разработка и реализация региональных программ модернизации дополнительного образования детей; выделение и распространение лучших практик реализации региональных программ дополнительного образования детей; выделение и распространение лучших практик организации образовательного процесса в системе общего образования, моделей реализации программ дополнительного образования на базе организаций общего образования (включая практики и модели для детей с ограниченными возможностями здоровья); обеспечение функционирования системы мониторинга дополнительного образования.


Привлечение организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад: обеспечение ежегодного проведения сезонных школ для талантливых детей и молодежи вузами и организациями среднего профессионального образования; обеспечение ежегодного проведения всероссийских конкурсов для талантливых детей вузами и организациями среднего профессионального образования; обеспечение функционирования национальных заочных школ для мотивированных школьников.


Реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно- образовательной и творческой деятельности, выявления талантливой молодежи: развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно- технического творчества молодежи и распространения их опыта; реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику; совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей; разработка и реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.


Развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта: создание механизмов стимулирования молодежного творчества, профессионального и личностного развития; разработка во всех регионах региональных программ поддержки научно-технического творчества молодежи; создание и обеспечение деятельности модельных центров научно- технического и инновационного творчества молодежи.


Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов: развитие национально-региональной системы оценки качества общего образования путем реализации пилотных региональных проектов и создания национальных механизмов оценки качества; развитие системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании путем поддержки независимой аккредитации и оценки качества образовательных программ; включение России в международные исследования качества образования; экспертно-аналитическое, информационное, правовое, методическое и научное сопровождение программных мероприятий в области развития образования; поддержка инноваций в области развития и модернизации образования


Развитие национально-региональной системы оценки качества общего образования: реализация пилотных проектов создания региональных систем оценки качества на всех уровнях общего образования (включая дошкольное); обеспечение подготовки не менее 2000 специалистов по оценке качества общего образования и оценочным материалам; создание национального мониторинга образовательных достижений, позволяющего оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в 3 периодах обучения; создание национальных фондов сертифицированных оценочных средств; модернизация процедур и механизмов единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации; обеспечение функционирования системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях; создание открытых систем данных для формирования пользовательских рейтингов.


Экспертно-аналитическое, информационное, правовое, методическое и научное сопровождение программных мероприятий в области развития образования: осуществление экспертно-аналитического, экспертно-организационного и мониторингового сопровождения реализации мероприятий Программы; осуществление информационного и информационно-методического сопровождения хода реализации Программы; осуществление комплексного научно-практического и научно-методологического сопровождения научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в рамках Программы; оказание методической поддержки субъектам Российской Федерации в части разработки и реализации региональных государственных программ в сфере образования; обеспечение экспертно-аналитического сопровождения использования субсидий в рамках реализации мероприятий Программы; модернизация и внедрение информационно-коммуникационных инструментов и технологических механизмов комплексного управления Программой; обеспечение проведения регулярного анализа зарубежного опыта в разработке и реализации государственных и региональных программ развития образования, разработка механизмов его адаптации и учета в рамках реализации Программы, а также программ развития образования субъектов Российской Федерации, формируемых и реализуемых в годах; экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации системы образования в рамках Программы.


Cинергетические социально-экономические эффекты реализации мероприятий Программы: повышение конкурентоспособности российского образования, качества человеческого капитала, обеспечение потребностей развивающейся экономики в квалифицированных кадрах и повышение эффективности их использования; повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств в сфере образования путем реализации комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности; внедрение и распространение новых моделей образовательных организаций, технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней, обновление моделей и механизмов управления образованием; совершенствование механизмов и инструментов вовлечения молодежи в активную социально значимую деятельность, направленную на становление личности детей и профессиональную самореализацию молодежи; достижение нового качественного состояния всех элементов системы оценки качества образования и образовательных результатов.


При формировании проектов Программы используются механизмы, обеспечивающие: управление, предусматривающее обеспечение достижения результатов реализации Программы, измеряемых на основе системы целевых показателей; целевой подход, предусматривающий решение задач Программы, направленных на системные изменения в сфере образования; комплексный подход, предусматривающий аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, получение результатов, апробацию и внедрение результатов, нормативно-правовое, а также кадровое, информационное и материально-техническое обеспечение. Одним из основных механизмов формирования проектов Программы является механизм обратной связи, обеспечивающий широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке проектов Программы, а также к ее реализации и оценке результатов реализации Программы.


Целевые показатели (индикаторы) Программы Развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования: Доля регионально-муниципальных систем дошкольного образования, в которых созданы условия и механизмы для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, в общем количестве регионально-муниципальных систем дошкольного образования Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей Доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы проекты по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве региональных систем общего образования Количество субъектов Российской Федерации, в которых реализуются региональные программы модернизации дополнительного образования детей


Реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно- образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи Доля детей и молодежи, охваченных новыми программами непрерывного образования и воспитания в период их отдыха и оздоровления, в общей численности детей и молодежи Доля субъектов Российской Федерации, в которых разработаны и реализуются региональные программы поддержки научно- технического творчества молодежи и успешно действуют центры научно-технического творчества детей и молодежи, в общем количестве субъектов Российской Федерации Доля образовательных организаций, в которых разработаны и внедрены модели и механизмы развития спортивной и физкультурной инфраструктуры, в общем количестве образовательных организаций


Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов Доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, в общем количестве субъектов Российской Федерации Доля региональных систем образования, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты (на основе международных) в целях проведения внутрирегионального и межрегионального анализа и оценки качества образования, в общем количестве региональных систем образования



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

развития образования на 2016 - 2020 годы

Цель : создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачи: распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании; развитие современных механизмов и технологий общего образования; реализация мер по развитию научнообразовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов; доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций; доля образовательных организаций высшего образования, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, в общем количестве образовательных организаций высшего образования; доля учителей, освоивших методику препода­вания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет реализована в 2016 - 2020 годах в 2 этапа.

Первый этап - 2016 - 2017 годы.

В результате реализации этого этапа будут апробированы и внедрены модели и комплексы мер, начатые в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.

Второй этап - 2018 - 2020 годы.

В результате выполнения второго этапа произойдут принципиальные изменения структуры образовательных организаций в системе высшего образования и среднего профессионального образования и будут внедрены в практику новые механизмы их функционирования, ориентированные на перспективные среднесрочные и долгосрочные прогнозы социального и экономического развития Российской Федерации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение новых содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения учащихся и студентов в социальную практику. Будет эффективно функционировать общероссийская независимая система оценки качества образования и образовательных результатов.

Основные результаты реализации Программы: сформирована сеть вузов, включая многопрофильные университеты, ориентирующиеся на ключевые отрасли региональных экономик, реализующие в том числе программы магистратуры и аспирантуры, ведущие активную исследовательскую и инновационную работу; внедрены новые федеральные образовательные стандарты высшего образования и среднего профессионального образования; запущены 200 программ дополнительного профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации; приняты современные программы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального и высшего образования; созданы в субъектах Российской Федерации ресурсные учебно-методические центры (не менее 30 центров во всех федеральных округах) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ведущих профессиональных образовательных организаций; создана в субъектах Российской Федерации инфраструктура психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет; сформированы инструменты и ресурсы поддержки конкретных инноваций по реализации стандартов, принятых в системе общего образования для не менее чем 500 школ; обеспечена консультационная, экспертная и правовая поддержка реализации концепции школьного филологического образования, школьного географического образования, школьного технологического образования, школьного образования в сфере иностранных языков, внедрен историко-культурный стандарт; реализована комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций; проведены всероссийские конкурсы "Учитель года", "Воспитатель года", "Директор школы", "Заведующий детским садом"; обеспечена подготовка кадров, работающих в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; внедрены образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети- инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья); сформирован банк лучших дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети- инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации); создана сеть региональных ресурсных центров для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, в том числе в сфере научно­технического творчества, робототехники; обеспечено внедрение профессиональных стандартов для педагога дополнительного образования, руководителя организации дополнительного образования; разработан банк инновационных программ подготовки и повышения квалификации педагогов и руководителей в системе дополнительного образования для использования субъектами Российской Федерации;

разработаны и реализованы программы развития компетенций учащихся и студентов в принятии решений, затрагивающих их интересы, в работе в органах самоуправления и коллегиального управления образовательных организаций и внедрены на постоянной основе в организации летнего и каникулярного отдыха и оздоровления детей; внедрены современные модели выявления, психолого-педагогического сопровождения талантливых детей; создана единая система интеллектуальных и творческих состязаний, способствующая выявлению и сопровождению одаренных учащихся и студентов; обновлены и созданы новые методики работы с одаренными детьми; внедрены современные технологии выявления талантливых учащихся и студентов.

    Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Важно продолжить уже начатые преобразования, призванные обеспечить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной, социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитию образования, связанному с мировой и отечественной фундаментальной наукой, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности.

Реализация Программы будет происходить в условиях серьезных вызовов. К первому вызову следует отнести кризисные явления в экономике Российской Федерации, которые будут приходиться на период реализации Программы. Структурные и институциональные изменения экономики страны являются не только сопровождающими обстоятельствами реализации задач развития образования, но и формируют новые вызовы, задают новые цели. Реализация Программы должна предусматривать вариативность сценариев развития социально­экономической ситуации в стране и сохранить в приоритете долгосрочные цели.

Еще одним серьезным вызовом, в условиях которого будет осуществляться Программа, станет новый этап технологического развития глобальной экономики. Этот этап будет характеризоваться наращиванием экономиками различных стран финансовых вложений в такие области, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, фотоника. Высокими темпами уже обновляются и будут продолжать обновляться технологии в образовании.

В связи с этим в рамках Программы должны быть решены задачи, связанные с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий на всех уровнях образования - профессиональном (включая высшее), общем и дополнительном, а также достижением качественно нового уровня развития молодежной политики, повышением доступности программ социализации учащихся и студентов для успешного их вовлечения в социальную практику.

Программа будет осуществляться в условиях реализации в полном объеме Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"..

    Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения

Целью Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач:

задача 1 "Создание и распространение структурных и

технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании";

задача 2 "Развитие современных механизмов и технологий общего образования";

задача 3 "Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей";

задача 4 "Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики";

задача 5 "Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов".

Реализация задачи 1 обеспечит модернизацию образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса в образовании через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий, а также технологий проектного обучения. Не менее важным условием эффективного решения поставленной задачи станет успешная реализация мероприятий, направленных на развитие современной инфраструктуры образования, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача 2 предусматривает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Важным элементом данной задачи станет поддержка инноваций в сфере образования по актуальным проблемам, в том числе в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Будет обеспечена реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации, а также концепций развития других предметных областей.

В рамках задачи 2 будут осуществлены меры по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе обеспечено сопровождение внедрения профессиональных стандартов педагога и руководителя, апробированы современные модели педагогического лидерства, эффективного преподавания, профессиональных сообществ обучающихся.

Задача 3 направлена на создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни.

В рамках задачи 3 будет реализован комплекс мер, направленных как на поддержку институтов дополнительного образования детей, так и на распространение успешного опыта реализации современных востребованных образовательных программ дополнительного образования. Будет обеспечено совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей.

В рамках задачи 4 предполагается создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания обучающихся, обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся и их участия в территориально - распределенных сетевых образовательных программах, социальную ориентированность мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных субъектах Российской Федерации.

В рамках задачи 5 будут осуществлены мероприятия по развитию независимой системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании, в том числе посредством создания новых механизмов системы оценки качества функционирования образовательных организаций. При решении указанной задачи будет обеспечено формирование качественно нового отношения обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и к получаемым по его итогам компетенциям, процедурам и механизмам их измерения и оценки.

В рамках Программы в этой связи будет создана национально - региональная система независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях. Под национально-региональной системой независимого мониторинга и оценки качества образования нужно понимать систему внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда, государства и непосредственно самой системы образования. Предполагается обеспечить создание новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества образования) как в общем, так и в профессиональном образовании, а также развитие контрольно-надзорных механизмов на всех уровнях образования.

    Мероприятия Программы и комплексные проекты, обеспечивающие реализацию задач Программы

Решение задач Программы обеспечивается путем реализации системы соответствующих мероприятий и комплексных проектов:

Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов;

Развитие механизмов вовлеченности родителей в образование, общественного участия в управлении образованием;

комплексный проект "Создание в субъектах Российской Федерации инфраструктуры психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет".

будет обеспечена поддержка региональных программ развития дошкольного образования, внедрены новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования;

будут созданы условия для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования.

Будет реализован комплексный проект "Создание национального инкубатора образовательных инноваций в системе общего образования".

будет реализован новый профессиональный стандарт педагога; будут разработаны, апробированы и внедрены профессиональные стандарты педагога-психолога, учителя-дефектолога; профессиональный стандарт руководителя дошкольной и (или) общеобразовательной организации;

будут усовершенствованы профессиональные конкурсы для педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций, в том числе обновлены всероссийские конкурсы "Учитель года", "Воспитатель года", "Директор школы", "Заведующий детским садом";

будет реализован комплексный проект "Российский родительский университет", в рамках проекта на конкурсной основе будут поддержаны проекты по проведению информационно-просветительской и образовательной работы с родителями, направленной на:

информирование родителей о их правах и обязанностях в сфере образования, возможностях реализации запросов на получение качественного дошкольного, общего и дополнительного образования;

формирование компетенций родителей в развитии и воспитании детей, получение ими знаний основ детской психологии.

Предусмотрено также реализация мероприятий: "Создание механизмов вовлечения учащихся и студентов в активную социальную практику, привлечения обучающихся образовательных организаций в принятие решений, затрагивающих их интересы"; "Создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся и студентов".

Будут реализованы модели сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, промышленных предприятий и бизнес-структур, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники;

будут разработаны и внедрены во всех регионах современные модели организации отдыха и оздоровления детей, дополнительного образования детей в каникулярный период;

будут разработаны и внедрены современные стандарты, методики и программы охраны и укрепления здоровья детей в образовательном процессе, формирования здорового образа жизни.

Будет реализован комплексный проект "Развитие общенациональной системы выявления и развития молодых талантов", направленный на развитие интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятий для учащихся и студентов.

Федеральную поддержку на конкурсной основе получат всероссийские и межрегиональные мероприятия, охватывающие значительную аудиторию, имеющие успешный опыт реализации и механизмы информационной поддержки, а также способствующие интеллектуальному и творческому развитию учащихся и студентов, формированию у них новых навыков и компетенций.

В результате реализации мероприятия:

будут внедрены современные модели выявления, психолого­педагогического сопровождения талантливых детей;

будет обеспечено ежегодное проведение Всероссийской олимпиады школьников по 24 общеобразовательным предметам;

будет обеспечено ежегодное проведение учебно-тренировочных сборов по подготовке сборных команд Российской Федерации к участию в 8 международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

В рамках задачи "Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов" предусмотрена реализация следующих мероприятий:

развитие технологического обеспечения процедур оценки качества образования;

сформировано единое информационное поле для информационного сопровождения процедур оценки качества образования.

будет сформирован фонд оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки качества общего образования на федеральном и региональном уровнях;

будет обеспечено функционирование системы мониторинга оценки качества общего образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

будет обеспечено развитие процедур государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования, в том числе на основании регионального опыта.

Будет обеспечено внедрение системы хронологической оценки учебных достижений обучающихся в среднем профессиональном и высшем образовании.

будет обеспечено создание единых оценочных средств для оценки образовательных достижений выпускников по программам среднего профессионального и высшего образования.

В части информационного сопровождения хода реализации Программы и формирования позитивного имиджа мероприятий Программы будет обеспечено:

проведение постоянной оценки общественного мнения в рамках реализации отдельных проектов и Программы в целом;

информационное сопровождение всего комплекса проектов и мероприятий Программы.

    Механизм реализации Программы

При формировании проектов Программы используются механизмы, обеспечивающие следующие подходы:

управление, при котором реализация Программы должна обеспечить достижение результатов, измеряемых на основе системы целевых показателей;

целевой подход, при котором решение задач Программы должно быть направлено на системные изменения в сфере образования;

комплексный подход, предусматривающий аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, получение результатов, апробацию и внедрение результатов, нормативное правовое обеспечение, а также кадровое, информационное и материально­техническое обеспечение.

Одним из основных механизмов формирования проектов Программы является механизм обратной связи, обеспечивающий широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке проектов Программы, а также к ее реализации и оценке результатов реализации Программы.

    Оценка социально-экономической эффективности Программы

Эффективность реализации Программы будет обеспечена путем внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях системы образования на основе инвестиций в научно-исследовательские проекты с последующим внедрением полученных результатов, а также путем использования принципов программно-целевого подхода.

При этом важнейшим показателем эффективности будет являться высокая степень соотношения выгоды от реализации Программы на макроэкономическом уровне (рост валового внутреннего продукта, увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте, снижение уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее и (или) среднее профессиональное образование, снижение затрат на реализацию механизмов социальной адаптации для социально уязвимых групп населения) и инвестиций в Программу.

Реализация Программы приведет к достижению следующих конечных результатов:

будет сформирована сеть опорных региональных университетов;

будут внедрены новые федеральные образовательные стандарты среднего профессионального и высшего образования;

будут проведены международные и всероссийские олимпиады (конкурсы) профессионального мастерства среди студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования и высшего образования;

будет создана инфраструктура, обеспечивающая хранение данных об образовательных достижениях граждан и работников (образовательный паспорт);

будут запущены 200 программ дополнительного профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации;

будут приняты и начнут использоваться современные программы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального и высшего образования;

будут созданы в субъектах Российской Федерации ресурсные учебно-методические центры (не менее 30 центров во всех федеральных округах) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ведущих профессиональных образовательных организаций;

будет создана в субъектах Российской Федерации инфраструктура психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми в возрасте от 0 до 3 лет (поддержка на конкурсной основе не менее 15 субъектов Российской Федерации);

будет обеспечена финансовая, консультационная, экспертная и правовая поддержка реализации концепций школьного филологического образования, школьного географического образования, школьного технологического образования, школьного образования в сфере иностранных языков, внедрен историко-культурный стандарт;

будут внедрены образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья);

будут внедрены пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования путем поддержки на конкурсной основе (не менее 20 субъектов Российской Федерации);

будет сформирован банк лучших дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации);

будут разработаны и реализованы программы развития компетенций учащихся и студентов в принятии решений, затрагивающих их интересы, работе в органах самоуправления и коллегиального управления образовательных организаций и внедрены на постоянной основе в организации летнего и каникулярного отдыха и оздоровления детей;

будут внедрены современные модели выявления и психолого­педагогического сопровождения талантливых детей;

будет создана единая система интеллектуальных и творческих состязаний, способствующая выявлению и сопровождению одаренных учащихся и студентов;

будут обновлены и созданы новые методики работы с одаренными детьми;

будут внедрены современные технологии выявления талантливых учащихся и студентов;

будет обеспечено функционирование системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.