Искусство быть оптимистом: как научиться чувствовать себя счастливым? Упражнения для улучшения телесной чувствительности. Что даст принцип «Живи в настоящем»

Йога начинается с осознавания тела: его положения в пространстве, расслабления или напряжения мышц, дыхания. С осознанности начинается контроль над внутренними процессами, телесными и психическими. Осознавание тела важно для выполнения таких сложных практик, как пранаяма, бандхи и мудры.

Концентрация на телесных ощущениях – это простейшая медитация, упражняясь в ней, адепт учится произвольно управлять своим вниманием, переключая его с мышления на восприятие тела. Это переключение позволяет снизить тревожность, снять мышечные зажимы и глубоко расслабиться.

Наконец, осознание тела открывает двери во внутренний мир, т.к. эмоции и желания тесно связаны с телом и проявляются через него. Плохой контакт с телом всегда сопряжен с трудностями в понимании собственных эмоций.

Однако, большинство людей плохо чувствует тело. Я постоянно сталкиваюсь с этим на занятиях. Такие люди плохо понимают, что значит напрячь или расслабить какую-то часть тела, затрудняются ответить, комфортно им или нет, не чувствуют собственной усталости или перевозбуждения. Несколько примеров:

Девушка 27 лет, среди жалоб – частые головные боли. Через несколько занятий начала чувствовать, что все время ходит с поднятыми плечами и напряженной воротниковой зоной. Начала специально расслаблять и опускать плечи. Головные боли прошли.

Мужчина 35 лет, напряженно работает. Через месяц занятий сделал открытие: оказывается, у него уже давно болит поясница. Как давно? Он не знает, но по крайней мере год. Начали работать с поясницей, через пару месяцев боль стала проходить.

Женщина 48 лет, жалуется на лишний вес. Около полугода посещала занятия, прежде чем осознала: часто ест не когда голодна, а когда хочет успокоиться и получить позитивные эмоции. Еда для нее – форма самозащиты. Начала отслеживать свои чувства и учиться по-другому добиваться желаемого. Вес потихоньку пошел вниз.

Таких случаев – масса. Хочется спросить: дорогие, где же вы были все эти годы, если не чувствовали очевидного? Кто жил в вашем теле вместо вас?

Почему мы не чувствуем тела?

Чувствовать тело – врожденная способность. Даже месячный малыш подает сигнал о том, что он голоден, или устал, или у него болит живот. Но с возрастом мы утрачиваем эту способность. Почему?

  1. «Мне холодно, надень шапку!» Наши ощущения – это неважно. Мама лучше знает, когда мы хотим есть, когда – спать, когда замерзли или устали. Наши желания игнорируются. Лучше не чувствовать ничего, чтобы не сталкиваться с разочарованием. Мы и не чувствуем.
  2. Цель оправдывает средства. Мы напряженно работаем, чтобы добиться успеха, а тело саботирует процесс. Оно болеет и устает, у него есть потребности. Вот лентяй и предатель! Слава богу – есть анальгетики и стимуляторы. Можно оставаться в строю. Пока не вынесут вперед ногами.
  3. Чувствовать тело страшно и больно. Между ребер кольнуло – это сердце? Я умру? Желудок болит третий день – наверняка язва! Нет уж, лучше не знать! А еще ужасно болит спина, невозможно ничем заниматься. Лучше этого не чувствовать.
  4. Тело – кладбище подавленных эмоций. Эмоции и желания проявляются через тело. Если человек боится собственных чувств и не справляется с ними – он начинает их подавлять. Вместе с чувствами подавляются и ощущения тела.

К чему приводит нарушение контакта с телом?

  1. Мы не осознаем свои чувства. Это приводит к проблемам во взаимоотношениях. Такой человек не может выразить эмоции и понять другого, неспособен на близость, а иногда оказывается охвачен такой бурей чувств, что теряет над собой контроль.
  2. Бесчувственное тело – это напряженное тело . Эмоциональные проблемы приводят к мышечным зажимам. Движения становятся скованными, поза – ригидной. Напряжение тела провоцирует рост тревожности 1 .
  3. Мы перестаем получать удовольствие. Переживание удовольствия происходит через тело. Теряя связь с ним, мы оказываемся в мире фальшивых елочных игрушек. Тех самых, что красивые, яркие, блестят, но… Не радуют.
  4. Мы не осознаем потребности тела. Хочу ли я есть или пить? Или я просто расстроен? А может быть, я устал и мне нужно отдохнуть? Не удовлетворяя потребности тела, мы провоцируем развитие болезней.
  5. Мы пропускаем начало болезни. Тело сигнализирует о болезни упадком сил, тревожностью, плохим настроением. Пропустишь их – столкнешься с развернутой картиной болезни. Это затратно, чревато осложнениями, а иногда смертельно опасно.
  6. Мы не осознаем самих себя. Восприятие тела является основой для осознания собственного «Я». Человек не понимает, кто он, каков он, не может сформировать устойчивую самооценку. По сути, теряет самого себя.
  7. Мы не понимаем, чего хотим. Не только в простых вещах, например, что хочется съесть на ужин. Но и глобально – от жизни в целом. Теряя желания, человек утрачивает жизненные ориентиры. Дрейфует по течению, как корабль-призрак, команда которого давно мертва…

Как научиться чувствовать свое тело?

Давайте разберемся, с какими ощущениями тела вы в принципе можете столкнуться. Есть три вида телесной чувствительности:

Поверхностная чувствительность (экстероцепция)

Ощущения, идущие от кожи: прикосновение, давление, растяжение, тепло, холод, боль . Вместе они обеспечивают всю гамму тактильного восприятия.

В йоге вы испытываете тактильные ощущения при соприкосновении тела с ковриком, давлении одних частей тела на другие, растяжении кожи, согревании или охлаждении различных частей тела (ладоней, стоп, лица и т.д.)

Чувствительность внутренних органов (интероцепция)

Эти ощущения чаще не сознаются, но участвуют в регуляции жизнедеятельности, вызывая ощущение голода, насыщения, жажды. Среди тех, что вы можете почувствовать сознательно - ощущения дыхания, сердцебиения, наполненности желудка и т.д. Этот вид ощущений тесно связан с эмоциями. Так, ощущения от сердца связаны с чувствами тревоги и страха 2 , от печени – с развитием ипохондрии 3 .

В йоге мы имеем дело с ощущениями этого рода в дыхательных практиках (да и просто при наблюдении за дыханием), ощущении биения сердца и пульса, практике бандх и мудр.

Глубокая чувствительность (проприоцепция)

Также ее называют «мышечным чувством», это сигналы от мышц, сухожилий, фасций и суставов. Проприоцепция - чувство тела в широком смысле: положения и движения конечностей и корпуса, тяжести, равновесия, напряжения и расслабления мышц, вибрации, а также общего тонуса : степени напряжения или расслабления, бодрости или утомления.

Это древний вид телесной чувствительности. Его сигналы слабо дифференцированы, плохо осознаются, смутны и с трудом поддаются описанию.

С глубинной чувствительностью также слиты базальные эмоции: комфорт/дискомфорт, удовольствие/неудовольствие, агрессия, тревога, интерес, отвращение . Здесь формируется телесный контакт между матерью и ребенком, закладывая основу для межличностного общения в целом 4 .

Глубокая чувствительность – это осознание собственной телесности, она формирует образ тела и тесно связана с целостным восприятием собственного «Я».

Нарушение глубокой чувствительности образует различные дистонии (гиперактивность или вялость). Возникают также трудности с удержанием равновесия. Причем, нарушение телесной устойчивости сопряжено с нарушением устойчивости эмоциональной.

Человек слабо дифференцирует собственные эмоции, степень комфорта или дискомфорта, усталость. Он подвержен переменам настроения и часто не может справиться с переживаниями.

Возникают проблемы в установлении близких отношений и во взаимодействии с социумом. Неустойчивость самовосприятия. Человек не понимает, кто он, какой он, в разных ситуациях воспринимает себя по-разному.

Именно с этим видом чувствительности в первую очередь имеет дело хатха-йога. Вы учитесь осознавать положение тела и его частей в пространстве, напрягать одни мышцы и расслаблять другие, удерживать равновесие и т.д., развивая глубокую чувствительность на базовом уровне.

Следующий уровень – осознание границы комфорта, степени усталости и общего тонуса в практике йоги. В какой момент упражнение перестает быть комфортным для вас? Когда вы устаете? Как в целом вы ощущаете себя: бодрым или вялым, напряженным или расслабленным?

И завершающий уровень этого развития – формирование целостного восприятия тела, когда в асанах вы начинаете чувствовать не отдельную часть, а все тело одновременно, со всеми процессами, происходящими в нем.

Тем самым, развитие глубокой чувствительности в йоге способствует формированию целостного образа самого себя, улучшению телесной и эмоциональной осознанности на уровне комфорт/дискомфорт, удовольствие/неудовольствие, бодрость/усталость и т.д.

Основной результат и показатель этого развития – целостность, согласованность и стабильность всех процессов (телесных и психических).

Упражнения для улучшения телесной чувствительности

Итак, переходим к самому важному. Как развить в телесную чувствительность? Вот ряд правил:

  1. Направляйте внимание на тело. Каждую секунду вашей практики йоги. Если вы отметили, что увлеклись мыслями и забыли о теле, вновь верните внимание к телу.
  2. Занимайтесь с закрытыми глазами. Зрение отнимает много внимания, вы никогда не будете хорошо чувствовать тело с открытыми глазами. Если возникают сложности с равновесием – допустимо первое время опираться на стену.
  3. Проще осознать движение, чем неподвижность . Включите в практику мягкие динамические упражнения. Выполняйте асаны медленно, стараясь почувствовать, какие ощущения возникают при входе и при выходе из асаны.
  4. Расслабление легче почувствовать после напряжения . Чередуйте усилие и расслабление, стараясь почувствовать разницу между этими состояниями.
  5. Проще всего почувствовать работу мышц на фоне общего расслабления , поэтому начинайте с элементарных упражнений лежа на спине или животе.
  6. Выполняйте больше балансовых поз , особенно с закрытыми глазами. Они хорошо развивают телесную чувствительность и формируют образ тела.

Рассмотрим несколько упражнений, направленных на развитие телесной чувствительности.

Базовое развитие чувствительности

  1. Лягте на спину, в шавасану. Закройте глаза. Сожмите руки в кулаки, зафиксируйте на 3-5 секунд, затем полностью расслабьте и также зафиксируйте на 3-5 секунд. Повторите этот цикл 5-10 раз. Сосредотачивайтесь на ощущениях в ладонях. Какие ощущения сопровождают напряжение, а какие - расслабление? В чем разница между этими состояниями? Старайтесь уловить малейшие нюансы ощущений.
  2. Поднимите правую руку от пола, зафиксируйте на 3-5 секунд, затем опустите и полностью расслабьте. Как меняются при этом ощущения тела? Где вы чувствуете напряжение? В чем разница в ощущениях от расслабленной и напряженной руки? Удается ли вам лучше расслаблять руку после напряжения? Повторите то же самое с левой рукой, правой ногой, левой ногой и головой. Есть ли разница в ощущениях между правой и левой рукой, правой и левой ногой?

Осознание усталости и границы комфорта

  1. Вы по-прежнему лежите на спине с закрытыми глазами. Слегка поднимите голову от пола, подложите руки под затылок, придерживая голову и расслабляя шею. Лицо обращено вверх. Сосредоточьтесь на ощущении напряжения в передней стороне тела. Где именно оно возникает? Как ощущается? Наблюдайте, как ощущения меняются со временем, нарастает усталость. Как именно ощущается усталость? В какой момент поза перестает быть удобной, и что именно вы при этом чувствуете? Постарайтесь поймать момент перехода от комфорта к дискомфорту. Вернитесь в исходное положение и расслабьтесь. Как именно вы чувствуете расслабление? Изменились ли ощущения от тела после выполнения упражнения? Повторите упражнение 2-3 раза.
  2. Перевернитесь на живот. Поднимите прямую правую ногу от пола. Старайтесь держать расслабленными плечи и левую ногу. Почувствуйте напряжение в правой ноге и пояснице. Наблюдайте, как ощущение нарастает. В какой момент появляется усталость и как она ощущается? Когда поза становится неприятной? Поймайте момент перехода от комфорта к дискомфорту, затем расслабьтесь. Как ощущается расслабление мышц правой ноги и поясницы? В чем разница между напряжением и расслаблением? Повторите упражнение с каждой ногой по 2-3 раза.

Развитие целостного восприятия тела

  1. Встаньте прямо на обе ноги. Закройте глаза. Попробуйте осторожно оторвать одну стопу от пола. Получается ли удерживать равновесие с закрытыми глазами? Повторите с другой ногой.
  2. Вернитесь в исходную позу. Положите одну руку на макушку. Сосредоточьтесь на ощущениях в подошвах ног, почувствуйте, как стопы давят на пол. Теперь почувствуйте давление ладони на макушку головы. Переносите внимание с макушки на стопы и обратно, пока не получится почувствовать их одновременно. Затем попробуйте почувствовать все тело между этими крайними точками – стопами и макушкой. Распределите внимание равномерно по всему объему тела.
  3. Продолжайте удерживать внимание на ощущении тела в целом. Качнитесь несколько раз с носков на пятки и обратно. Почувствуйте, как меняются ощущения при отклонении от центра, нарастает напряжение. Затем качнитесь несколько раз вправо-влево, также наблюдая за ощущениями. Теперь раскачивайтесь по кругу, наблюдая за изменениями ощущений. Постепенно уменьшайте амплитуду движения, пока не вернетесь в центр – точку с минимальным напряжением, где тело словно застывает в невесомости. Удерживайте внимание на теле.
  4. Продолжая удерживать внимание на теле с закрытыми глазами, медленно перенесите вес на правую ногу, стараясь не терять ощущения невесомости. Когда поймаете баланс, медленно оторвите левую стопу от пола, зависнув на правой ноге. Осознавайте тело. Легче ли удерживать равновесие, чем в первый раз? Сохраняйте положение, пока не почувствуете усталость, затем опустите левую стопу на пол. Повторите то же самое на другую ногу.

_______________________

1 Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение.

2 Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина.

3 Черниговский В. Н. Интероцепторы.

4 Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. Уровень тонической регуляции, как основа формирования психики ребенка.

Чувствовать себя чувствовать/почувствовать себя 1. Испытывать те или иные физические ощущения (о состоянии здоровья). С сущ. со знач. лица: больной, раненый, отец… чувствует себя как? хорошо, превосходно, здоровым, больным, разбитым…

Чувствую себя неважно, только когда поднимаюсь на гору или на лестницу. (А. Чехов.)

Я чувствую себя очень окрепшим физически… (А. Блок.)

События последних месяцев дали себя знать, я чувствовал себя как бы избитым… (М. Булгаков.)

2. Испытывать те или иные психические ощущения (о моральном состоянии). С сущ. со знач. лица: студент, артист… чувствует себя как? спокойно, уверенно, человеком, виноватым, счастливым, не в духе.

Я всегда буду благодарить Бога за то настоящее счастье, которое испытываю благодаря вам – чувствовать себя лучше, и выше, и честнее. (Л. Толстой.)

Я шел с нею рядом, стараясь идти в ногу и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стесненным. (М. Булгаков.)

В наступившие спокойные дни Блок чувствовал себя настолько хорошо, что смог опять приняться за работу. (С. Алянский.)


Учебный фразеологический словарь. - М.: АСТ . Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский . 1997 .

Смотреть что такое "чувствовать себя" в других словарях:

    Чувствовать себя - ЧУВСТВОВАТЬ, твую, твуешь; анный; несов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    чувствовать себя не в своей тарелке - см. тарелка … Словарь многих выражений

    Чувствовать себя не в своей тарелке - смущаться, испытывать неловкость, застенчивость. ФСВЧиЭ … Термины психологии

    перестававший чувствовать себя уверенным - прил., кол во синонимов: 1 терявший почву под ногами (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ЧУВСТВОВАТЬ - чувствую, чувствуешь, несов. (к почувствовать). 1. что. Испытывать какое н. чувство (см. чувство в 4 и 5 знач.). Чувствовать голод. Чувствовать тепло. Чувствовать любовь. Чувствовать злобу. «Стрижин чувствовал непреодолимое желание выпить.» Чехов … Толковый словарь Ушакова

    ЧУВСТВОВАТЬ - ЧУВСТВОВАТЬ, твую, твуешь; анный; несовер., что. 1. Испытывать какое н. чувство (в 1, 3 и 4 знач.), ощущать. Ч. голод. Ч. на себе чей н. взгляд. Ч. волнение. Ч. свою ответственность. 2. Уметь воспринимать, понимать. Ч. музыку. Ч. живопись. … … Толковый словарь Ожегова

    ЧУВСТВОВАТЬ - что, ощущать, чуть, чуять собою, слышать, осязать, познавать телесными, плотскими способностями, средствами. | Познавать нравственно, внутренно, понимать, сознавать духовно, отзываясь на это впечатленьями. Обмерший чувствовал все, что около него… … Толковый словарь Даля

    чувствовать - Чувствовать себя как и кем чем иметь, испытывать те или иные ощущения (физические или психические). Чувствовал себя не в духе и нездорово. Чехов. Как вы себя чувствуете? (вопрос о состоянии здоровья) … Фразеологический словарь русского языка

    чувствовать - глаг., нсв., употр. наиб. часто Морфология: я чувствую, ты чувствуешь, он/она/оно чувствует, мы чувствуем, вы чувствуете, они чувствуют, чувствуй, чувствуйте, чувствовал, чувствовала, чувствовало, чувствовали, чувствующий, чувствуемый,… … Толковый словарь Дмитриева

    чувствовать - [у/ств], ствую, ствуешь, нсв.; почу/вствовать, сов. 1) (что) Испытывать какое л. физическое ощущение, состояние и т. п. Чувствовать боль. Чувствовать страх. Чувствовать усталость. Чувствовать жажду. Рассказывали, что император Николай,… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • В лучшем виде. 30 историй людей, которые доказали, что после пятидесяти можно не только выглядеть отлично, но и чувствовать себя намного увереннее, чем когда-либо в жизни , Яковлев В.. О чем эта книга: Почему-то считается, что быть красивым можно только в молодости, а после пятидесяти наступает время «нельзя»: нельзя стильно одеваться, нельзя ощущать свою привлекательность…

Удовлетворенность жизнью и субъективное ощущение счастья – категории, которые, казалось бы, не всегда зависят от нас: люди порой преувеличивают значение своих неудач, считая, что им сейчас не везет или у них наступила черная полоса. Между тем есть много простых способов почувствовать себя более счастливым, чем минуту назад. Это не просто общие слова: механизмы, которые в них задействованы, раскрыты и описаны в исследованиях, проведенных психологами.

Отправьте письмо благодарности

Благодарность – чувство, позволяющее наслаждаться тем, что мы имеем: если у нас есть то, за что можно быть признательным другим людям, значит, жизнь уже не беспросветна. Отправьте послание (эсэмэс, электронное письмо или любое другое сообщение) близкому человеку, перечислив все, за что можете сказать ему спасибо: тому, в кого влюблены, – за счастливые минуты, проведенные вместе, а если вы замужем – за умных детей и долгие годы счастливого брака, своим родителям – за то, что они научили вас верить в себя, друзьям – за их поддержку.

Исследование, проведенное учеными Университета Кента (США)*, установило, что всего одного письма в неделю достаточно для того, чтобы чувствовать себя более счастливыми и удовлетворенными жизнью. Эксперимент, в котором приняли участие 219 человек, показал, что письма благодарности также снижают выраженность симптомов депрессии.

В книге «Спасибо!» («Thanks!»)** профессор психологии Университета Калифорнии (США) Роберт Эммонс даже измерил долю счастья, которую сообщает нам выражение благодарности другим людям – люди, которые часто испытывают эту эмоцию, чувствуют себя в среднем на 25% счастливее, чем все другие. Такой результат профессор получил, анализируя субъективные ощущения от жизни у контрольной группы добровольцев, которые еженедельно (в течение 10 недель) составляли записки с упоминанием того, за что признательны другим людям.

Вспомните 3 хорошие вещи, которые случились сегодня

Даже если вы считаете, что всего добились сами и вам не за что быть благодарным окружающим, вы можете ощутить прилив счастья, сказав «спасибо» случаю или судьбе. Потратьте несколько минут на то, чтобы вспомнить 3 хорошие вещи, которые случились с вами сегодня.

Сначала вы будете искать крупные события – нет, дальний родственник не завещал мне миллион; нет, меня не повысили по службе... А потом вспомните, что утром вышли на улицу в плохом настроении – но увидели, что светит солнце, и улыбнулись. И коллега, который вас до этого не замечал, вдруг улыбнулся вам и впервые поздоровался. А еще, вернувшись домой, вы успели прямо к началу новой серии любимого сериала. Этот способ вырабатывает привычку ценить небольшие радости, незаметно перестраивая отношение к жизни.

Исследование, проведенное в 2005 году основоположником позитивной психологии Мартином Селигманом***, показало, что это упражнение дает длительный (до полугода) положительный эффект. Прибегнуть к этому способу тем легче, что он не так давно превратился в популярный в соцсетях флэшмоб.

Потратьте деньги на другого человека

Приятно, когда ваши финансовые проблемы неожиданно решили другие люди. Однако если вы сами решили потратиться на кого-то другого, это может принести вам еще больше счастья.

В рамках эксперимента, проведенного в 2008 году командой американских психологов****, добровольцам выдали небольшие суммы денег – от 5 по 20 долларов, предложив их использовать по своему усмотрению: потратить на себя, купить что-то для других людей или пожертвовать на благотворительность. Было установлено, что ощущения у «бессребреников», потративших свои деньги на других, оказались намного лучше, чем у «эгоистов», избравших адресатами благодеяния себя любимых.

Подавая старушке в метро или платя за завтрак коллеги в столовой, вы преподносите несколько «даров» собственной психике – начинаете относиться лучше к окружающим людям, повышаете уверенность в своих силах и ощущаете более тесные связи с обществом.

Проявления щедрости (зачастую даже избыточные) фигурируют во множестве ритуалов, отмеченных этнологами у различных народов мира, – вспомним праздник потлач у североамериканских индейцев, когда вождь племени и его гости стараются перещеголять друг друга в богатстве вручаемых друг другу подарков.

Отдайтесь мечтам

Может быть, воздушные замки и пустое времяпрепровождение, но если вы думаете о вполне реальных возможностях, это еще один способ почувствовать себя счастливее.

Перефразировав Гиппократа, можно было бы сказать: мы – это то, чего мы ожидаем. Серия из 5 экспериментов, проведенных в 2007 году учеными Университета Колорадо в Боулдере*****, показала: в размышлениях о событиях, которые могут произойти в будущем, люди испытывают почти столь же сильные эмоции, как если бы они происходили прямо сейчас.

Эти эмоции, например, гораздо сильнее, чем ощущения, возникающие у человека при воспоминаниях о событиях прошлого – даже очень радостных или, наоборот, весьма печальных. Мечтая о визите к друзьям, участии в празднике или поездке в страну, где мы давно хотели побывать, мы незаметно программируем себя на позитивное восприятие своей жизни – и чем детальнее наши мечты, чем больше в них убедительных визуальных образов, тем полнее возникающее ощущение счастья.

Еще острее радость от жизни у тех, кто строит планы вместе с друзьями, – в исследовании даже приблизительно оценивался денежный эквивалент этой возможности: чтобы получить то же количество счастья, которое вы приобретаете в процессе регулярного обсуждения планов на будущее с друзьями, требуется зарабатывать в год дополнительные 130 тысяч долларов – почти 6 млн рублей. Квартиру купить можно.

Займитесь делом, в котором вы хороши

Этот способ лучше других спасает от ощущения рутины. Вы давно не слышали похвалы от окружающих относительно своих профессиональных умений? Неудивительно, если вы не считаете то, чем занимаетесь, делом своей жизни. Вспомните занятие, где вы действительно талантливы, – может быть, вы пишете удивительные стихи, умело забрасываете трехочковые в баскетбольную корзину или умеете разговаривать с пожилыми людьми.

Хобби – не просто приятный способ провести время. Это возможность обрести уверенность в себе и удовлетворенность от жизни, как доказывает исследование, проведенное в 2002 году: занятие любимым делом не только позволяет снять стресс и избавиться от усталости, но и является важным фактором, который влияет на наше восприятие того, насколько наше существование соответствует тем идеальным критериям, которые мы для себя задаем.

*S . Toepfer, K. Cichy, P. Peters «Letters of Gratitude: Further Evidence for Author Benefits», Journal of Happiness Studies, 2012.

** R. Emmons «Thanks!: How the New Science of Gratitude Can Make You Happier». Houghton Mifflin Harcourt, 2007.

*** М. Seligman et al. «Positive Psychology Progress: Empirical Validation of Interventions». American Psychologist, 2005.

**** E. Dunn et al. «Spending Money on Others Promotes Happiness». Science, 2008.

***** L. Van Boven, L. Ashworth «Looking forward, looking back: Anticipation is more evocative than retrospection». Journal of Experimental Psychology: General, 2007.

****** S. Sonnentag «Job characteristics and off-job activities as predictors of need for recovery, well-being, and fatigue». Journal of Applied Psychology, 2006.

И будет казаться, что жизнь даже очень наполнена эмоциями – общение, расслабление, умиротворение, желание и восторг. Но стоит только исчезнуть объекту зависимости, и наступает мучительная жажда во всех смыслах, неудовлетворенность, тоска, которую снова тянет «заткнуть» чем-то другим.

Занятость

Бесконечная работа, важные дела, просьбы родных и знакомых. Все это – «лучшее лекарство от горестей». Главное – бегать без остановки. Не оставаться наедине с собой. Запихивать в себя чужие смыслы и иллюзию нужности.

Но «почему-то» работа не приносит достаточного удовлетворения, да и денег не всегда приносит достаточно. А отношения почему-то никак не ладятся, да и друзья-родственники не особенно благодарят за усилия.

Ведь чтобы построить отношения, получить удовлетворение от работы, реальное тепло от родных и друзей, нужно осознавать, что вы хотите. Осознавать из глубины себя, из глубины чувств. И мочь это сформулировать.

Болезни

Что значит чувствовать ? – жить и быть. Ведь когда вы действуете как автоматы – вы просто выполняете команды. И не факт, что свои собственные. А когда вы осознаете чувства – вы точно знаете, что это – вы сами и жизнь эта – точно ваша.

Если у Вас возникли вопросы по статье « Вы можете задать их нашему дежурному психологу:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом-консультантом, то оставите свое сообщение (как только на линии появится первый свободный психолог - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

« «:

Глава 14

НАУЧИТЕСЬ СНОВА ЧУВСТВОВАТЬ

Созависимость представляет собой нарушение способности чувствовать. Созависимые люди не ощущают своих подлинных чувств. Единственные чувства, которые они позволяют себе выражать, - это те, которые иногда называют “скандальными”. Например, чувства гнева или печали, которые в сознании созависимого человека оправдываются тем, что вызваны действиями другого человека: “Она так разозлила меня” или “Он заставил меня так раскричаться”. Так как созависимым людям необходимо разряжать сдерживаемые эмоции, они вынуждены манипулировать кем-то или обвинять кого-то, чтобы дать волю своим чувствам. Такие скандальные чувства используются и для того, чтобы скрыть более глубокие и подлинные пережи-ания.

ЧТО ТАКОЕ ЧУВСТВА?
Воспитываясь в условиях культуры, которая по-прежнему в основном ориентирована на доминаторную модель, мы очень мало знаем о чувствах. Мы преувеличиваем функции нашего рационального мышления и фактически игнорируем функцию чувств. Большинство американцев даже не знают, что собой представляют их основные чувства. Карл Юнг говорил: “Функция чувств - это довод сердца, которое разум не вполне понимает” (Фон Франц и Хиллман, 1979).
Существует пять основных чувств, каждое из которых имеет много разновидностей, в зависимости от силы выраженности. Эти пять основных чувств приведены ниже.

ОСНОВНЫЕ ЧУВСТВА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Чувство Определение
1. Гнев Естественная реакция на неудовлетворение ваших желаний или потребностей. Вы можете не
позволять себе выражать чувство гнева или бояться выражать его.
2. Страх Естественная реакция на осознаваемую физическую или эмоциональную опасность. Вы можете не разрешать себе думать и чувствовать одновременно. Вы можете использовать страх для того, чтобы скрыть гнев.
3. Печаль Естественная реакция на потерю человека, вещи или взаимоотношений (реальных или вымышленных). Это важная часть отказа от того, к чему вы привязаны. Здесь также может присутствовать гнев, связанный с ощущением утраты.
4. Возбуждение Естественная реакция в ожидании чего-то хорошего. Страх и возбуждение тесно связаны
между собой. Некоторым детям не разрешают проявлять возбуждение.
5. Счастье или радость Естественная реакция удовлетворения получением желаемого или необходимого либо эффективного выполнения чего-то. Некоторые люди не знают, что можно быть эффективным и
счастливым.
Некоторые люди используют другие слова для обозначения чувств, стремясь уйти от основных чувств или оправдать поведение. Такие слова, как “расстроенный”, “виновный”, “обиженный”, “раздосадованный” или “раздраженный”, обычно скрывают гнев. Слова “смущенный”, “взволнованный”, “тревожный” или “напряженный” скрывают страх. Печаль часто выражается словами “одинокий”, “скучающий”, “опустошенный” или “подавленный”. Некоторые слова обозначают сочетание чувств. Слова “подавленный”, “несчастный” или “расстроенный” могут представлять сочетание гнева, страха и/или печали. Страдание - это обычно гнев или страх, испытываемые человеком, которому не позволено выражать эти эмоции.
Важно правильно распознавать свои основные чувства и научиться использовать их при принятии решений.
Чувства являются естественной, нормальной реакцией на ваши переживания. Они могут помочь вам сформировать ваши ценности и принять решения. Вы очень рано научились в реальной жизни искажать свои чувства.
Элизабет Кюблер-Росс выразила это следующим образом: “Мы все начинаем отлично. Вы можете заметить, что искривления начинаются в человеке тогда, когда его естественные эмоции подавляются” (Залески, 1984). Эллис Миллер (1983) пишет, что мы остаемся связанными с детством и созависимостью, потому что:
_ В раннем детстве наши чувства оскорбляют, и никто никогда не замечает наши оскорбленные чувства.
_ Затем нам говорят, чтобы мы не злились, когда нас обижают.
_ После этого нас заставляют демонстрировать признательность тем, кто нас обижает, так как у них были добрые намерения (они не хотели нас обидеть).
_ Затем нам говорят, чтобы мы забыли о случившимся.
_ И наконец, нам демонстрируют, как избавиться от накопившегося гнева с помощью насилия и оскорблений по отношению к другим людям, которые младше или слабее нас, либо говорят, чтобы мы направили свой гнев на самого себя.
Миллер (1983) добавляет: “Самой большой жестокостью по отношению к ребенку является запрещение выражать свой гнев или страдания. В противном случае он рискует утратить любовь и признательность своих родителей”. Многих детей, которые воспитывались в дисфункциональных семьях, систематически учили подавлять и сдерживать свой гнев, печаль и чувство обиды. Часто нас разубеждают в наших чувствах, учат не доверять им и полагаться только на то, что говорят о наших чувствах другие люди.
Если вы воспитывались в дисфункциональной семье, то скорее всего ваши функциональные потребности не удовлетворялись. В результате у вас было много болезненных переживаний в детстве. К тому же некому было выслушивать ваши переживания, поддерживать и воспитывать вас, соглашаться с вами и уважать вас, что заставляло вас самостоятельно справляться со своими болезненными чувствами. Для того чтобы самому иметь дело со своей эмоциональной болью, вы начали создавать защиту против переживания чувств, стараясь вытеснить их из своего сознания. Возможно, в детстве это помогало вам выжить, но в результате вы могли полностью утратить связь со своими подлинными чувствами. Без осознания своих
подлинных чувств вы потеряли полноту и богатство жизни.

Способы управления чувствами, присущие созависимому человеку
_ Вы кричите, когда вам нужно разозлиться.
_ Вы злитесь, для того чтобы скрыть свой страх, печаль или обиду.
_ Вы впадаете в состояние депрессии, вместо того чтобы действовать.
_ Вы действуете решительно и сдерживаете свои чувства.
_ Вы обвиняете в своих переживаниях других людей (“Ты свел меня с ума”).
_ Вы убеждены в том, что выражение определенных чувств является признаком слабости (мужчины не кричат, женщины не должны гневаться).
_ Вы позволяете чувствам других людей управлять вашими мыслями, переживаниями и действиями.
_ Вы позволяете вашим мыслям блокировать чувства или чувствам блокировать мысли.
_ Вы выражаете только оправданные чувства или “скандальные”чувства, стараясь контролировать других.
_ Вы отдаете больше власти своим чувствам, чем они того заслуживают. “Если бы я начал кричать, я бы никогда не смог остановиться” или “Если бы я разгневался, то обидел бы кого-нибудь”.
_ Вы убеждены, что чувства плохи и их следует избегать. Увлекаетесь сутью дела, чтобы избежать переживаний.

Здоровые способы управления чувствами
_ Когда вы чувствуете гнев, испуг или раздражение, скажите об этом и попросите других о том, чего вы желаете.
_ Используйте ваши чувства в качестве помощи в принятии решений.
_ Определите каждое чувство отдельно. Не используйте одно для блокировки другого.
_ Владейте вашими чувствами и возьмите на себя ответственность за ваши чувства.
_ Поймите, что вы можете думать и чувствовать одновременно, и делайте это.
_ Распознайте ваши “скандальные” чувства и не используйте их для манипулирования другими людьми.
_ Сразу выражайте ваши чувства и не накапливайте их.
_ Относитесь к вашим чувствам как к друзьям и союзникам, а не как к врагам, которых следует избегать.
_ Позволяйте себе переживать свои чувства, когда они проявляются, как можно полнее.
_ Не забывайте, что нет “плохих чувств” и для каждого из них есть важная причина.

КАК НАУЧИТЬСЯ СНОВА ЧУВСТВОВАТЬ

Средства для самостоятельной работы
_ Заведите дневник чувств. Составьте перечень чувств, которые вы пережили в течение дня. Записывайте в своем дневнике, когда вы переживаете каждое чувство, где вы его переживаете и любое выражение чувства, если оно было выражено. Если хотите, можете фиксировать только те случаи, когда вы ощущали или осознавали чувство, но не испытывали или не помните его проявления. Спустя какое-то время составьте схему вашего прогресса. Отметьте в дневнике, какие чувства вы можете распознать, но не можете выразить. Запишите определенные чувства, которые отсутствуют в вашем перечне.
_ Составьте описание разновидностей чувств, которые выражались в семье вашей матерью, отцом, братья-ми и сестрами. Какому образцу вы чаще всего следуете?
_ Составьте перечень того, что с вами происходило в детстве, по поводу чего вы испытывали чувство гнева, печали, страха, счастья или возбуждения. Рядом с каждым чувством поставьте букву В, если вы выражали гнев, печаль, страх, счастье или волнение. Отметьте, в каких ситуациях вы подавляли или сдерживали свои чувства. Наконец, сравните оба перечня и посмотрите, реагируете ли вы так же, как в детстве, или ваша ре- акция на собственные чувства изменилась.

Средства для психотерапии
Хороший психотерапевт может оказать вам такую же поддержку в ваших основных потребностях, как и сотрудничающий с вами партнер. Основное отличие состоит в том, что психотерапевт обладает большими навыками в оказании помощи для восстановления связи с вашими самыми глубокими чувствами. Он предоставит вам возможность выражать их в безопасной, поддерживающей обстановке.
Дыхательные упражнения являются мощным средством психотерапии. Дыхательные техники направлены на восстановление контакта с вашей глубокой обидой или печалью. Старые модели могут находиться в вашем подсознании, и дыхательные упражнения помогут вам установить связь со многими старыми чувствами и освободиться от них. Метод, который мы используем, представляет собой связанную модель дыхания. Вы вдыхаете и выдыхаете. Соедините вдох и выдох таким образом, чтобы между ними не было паузы. Представьте мысленно круг, во время вдоха одну половину круга, а с выдохом - вторую половину. Если подавляемый материал начинает освобождаться, вам необходимо просто продолжать дышать. Вы можете испытывать дрожь или пощипывание в руках и ногах и чувствовать ослабление напряжения в желудке или груди. От 45 минут до полутора часов таких дыхательных упражнений могут вызвать освобождение многих старых моделей, заключенных в вашем организме. Вы можете почувствовать эмоциональное облегчение. После сеанса вы будете чувствовать себя очень расслабленным и открытым. Упражнение можно периодически повторять по мере необходимости.

Средства для работы в группе поддержки
_ Группы поддержки полезны при работе с выражением ваших чувств. Одним из важных способов поддержать ваши чувства является ответная реакция. Упражнение, которое является полезным для этой цели, называется “бомбардировка источников силы”. Каждому человеку предоставляется две минуты для того, чтобы рассказать членам группы о своих источниках силы и ресурсах. Затем группе предоставляется три минуты, чтобы высказать этому человеку, какие его сильные стороны видят члены группы. Наилучшим образом работают группы, в состав которых входят не более шести участников.

Средства для работы с партнером
На уровне чувств можно добиться глубокого исцеления созависимых людей. Обычно для этого необходимы взаимоотношения, в которых вы можете наконец удовлетворить свои основные потребности. От ваших партнеров требуется прежде всего:
_ демонстрировать понимание и уважение к вашим потребностям и чувствам;
_ прислушиваться к вашим чувствам и воспринимать их серьезно;
_ выступать в роли зеркала, для того чтобы вы могли видеть, кем вы на самом деле являетесь;
_ чтобы вы могли учиться у них, а они у вас.
Эти качества выражаются многими способами в близких взаимоотношениях, именно они могут помочь вам завершить ваше психологическое рождение. Каждый человек думает о своих конфликтных взаимоотношениях с другим человеком. Обратитесь ко всем вашим первоначальным обвинениям по отношению к вашему партнеру, затем к обвинениям, которые они высказывали по отношению к вам, и, наконец, посмотрите, какова ответственность каждого из вас за ситуацию. Спросите себя: “Что происходило с нами, когда я мог бы действовать, но не действовал?”

Пример из практики
Синтия впервые пришла ко мне (Дженей) на сеанс психотерапии с просьбой помочь ей разрешить сексуальные проблемы во взаимоотношениях с Доном. Сначала она перестала получать удовольствие от секса, а потом вообще прекратила сексуальные отношения. Дон был расстроен и настоял, чтобы она пошла на консультацию.
С первых слов Синтии стало очевидным, что она была несколько ущемлена в своих чувствах и ощущала себя “сплавленной” с Доном. Она была полностью сосредоточена на том, чтобы “доставить удовольствие” Дону. Когда Синтия говорила, она напоминала мне заводную куклу. Движения ее тела были негибкими и как бы состоящими из отрывистых толчков. Ее взгляд был отсутствующим, глаза смотрели вдаль. Голос Синтии был монотонным, как бы искусственным, не выражающим никаких чувств. Она словно рассказывала историю о некотором дальнем знакомстве, не выражая никаких чувств, излагая только факты.
Психотерапия Синтии проходила медленно и методично. Сначала ей необходимо было научиться тому, что означают обычные чувства, затем распознавать их в самой себе. Это продолжалось несколько месяцев - интенсивное распознавание, участие в групповых встречах, обсуждение всего, что с ней происходило. Как только Синтия научилась распознавать чувства, мы начали работать с их принятием.
Синтия была склонна к необъяснимым приступам плача. Дон чувствовал себя очень некомфортно во время этих вспышек. Поэтому она научилась сдерживать себя до тех пор, пока не оставалась одна, и давала волю слезам в ванной или сидя одна в машине. Синтия научилась приберегать свою печаль к сеансу психотерапии, где я могла успокоить ее и создать ей комфортные условия.
Психотерапия продолжалась почти полтора года, она включала работу в группе поддержки и самостоятельную работу над собой, в результате Синтия научилась осознавать свои чувства. Это означало, что она могла безопасно выражать свои чувства во взаимоотношениях с Доном, и они оба начали работать над выражением своих чувств.
Такую подготовительную работу часто необходимо проделать до того, как люди с определенными дисфункциями чувств смогут начать работу с созависимостью во взаимоотношениях. Возобновление функции выражения чувств освобождает от петли созависимости. Если человек не знает, как или какие чувства выражать, он обычно не знает также, чего хочет или в чем нуждается. Люди не могут научиться просить о том, чего хотят или в чем нуждаются, до того, как действительно узнают, о чем хотят попросить.