Полароид история бренда. История компании Polaroid


Наверное, каждый человек, который родился во второй половине 20 века, помнит фотоаппараты Polaroid. На протяжении десятилетий данные приспособления пользовались огромной популярностью за рубежом, а в 80–90 годы они покорили сердца тысяч отечественных потребителей. Успех такой фототехники объясняет множество причин: вполне доступная цена, удобное управление, высокое качество фотографий. Но, несомненно, главным козырем всех моделей Полароида было то, что фотографии не нужно было проявлять отдельно. Картинка проступала сама по истечении определенного отрезка времени.

Шли годы, на рынке появлялись новые устройства. В 21 веке большую популярность обрели цифровые фотоаппараты, позволявшие хранить фото в электронном виде. Своими камерами стали оснащаться мобильные телефоны, причем качество модулей постоянно растёт. Но несмотря на это, Полароиды, считающиеся, по сути, пережитком прошлого, по-прежнему успешно продаются на рынке. Их продолжает покупать большое количество людей. Кто-то приобретает Polaroid, чтобы испытать чувство ностальгии по тому времени, когда нужно было дорожить каждым кадром. Для кого-то такие фотоаппараты просто являются экзотической диковинкой или приветом из прошлого столетия. А кто-то даже применяет данные устройства в профессиональных целях (создаёт фотопейзажи или необычные портреты). Хотя Полароиды, в большинстве своём, устроены достаточно просто, некоторые нюансы все-таки есть. Знание этих нюансов позволит человеку купить именно ту модель фотоаппарата, которая сможет удовлетворить его запросы. Именно об этом мы поговорим в данном обзоре. Мы рассмотрим самые популярные модели Polaroid фотоаппаратов с мгновенной печатью, особенности их выбора, специфику, узнаем, на что в принципе стоит обращать внимание при покупке.

Классические модели камер Polaroid

Сразу стоит сказать, что те модели устройств, которые будут упомянуты ниже, уже не выпускаются компанией Polaroid. Тем не менее, их можно найти на рынке. Сразу нужно приготовиться к тому, что цена классических Полароидов не будет уступать стоимости новых моделей (а иногда даже будет превосходить их по ценовому показателю). Это вполне оправдано, ведь некоторые классические машины тоже стоят дороже современных спорт-каров. Здесь может идти наценка за возраст устройства. Кроме того, не нужно забывать о состоянии фотоаппарата.

Камеры Polaroid из серии Land


Данные фотоаппараты являются самыми первыми творениями компании Polaroid. Они серийно производились в 1960-е и 1970-е годы. Такие устройства имели особую технологию, отличавшую их от последующих моделей. В более продвинутых камерах фотографии сами выезжали одна за другой. Здесь же каждый снимок надо доставать вручную. Процесс проявки начинается только после изъятия. Крайне важно правильно рассчитывать время нахождения снимка в аппарате. Если передержать снимок, он получится слишком тёмным, а если недодержать - чрезмерно светлым. Обычно, такие фотоаппараты идут вместе с инструкцией, подробно разъясняющей, как происходит правильная проявка. Среди главных технических характеристик можно выделить следующие моменты:
  1. Для работы аппарат использует пленки Fujifilm FP-100C или же FP-3000B. Данные пленки производятся по сей день, поэтому их можно найти без проблем.
  2. Проявка снимка может занимать разное время - от 10 секунд до 3 минут. Длительность появления картинки зависит от сложности самой фотографии.
  3. Модели из серии Land позволяют владельцу создавать необычные фото - человек может сделать несколько кадров на одном снимке. Таким образом, получится мультиэкспозиция. Создавать мультиэкспозицию относительно просто: надо сделать 2–3 снимка, а только потом достать будущую фотографию.
  4. Несмотря на то, что это первый опыт инженеров Полароид, их творение способно хорошо передавать цвета. Итоговая картинка получается вполне насыщенной. Кроме того, внешне она выглядит достаточно объемно.
Поскольку аппарат имеет такое необычное устройство, к нему придется привыкать какое-то время. Только после полного освоения всех его возможностей у вас будут получаться действительно красивые фото.

Камеры Polaroid из серии SX-70


Это уже более продвинутые модели, которые активно выпускались в 70-е и 80-е годы. Сегодня плёнку для таких устройств производит нидерландская компания Impossible Project. Любопытным является факт того, что голландский изготовитель не покупал технологию Полароида. Она была воссоздана голландскими умельцами самостоятельно. Поскольку Impossible Project является молодой компанией, работающей без консультаций оригинального бренда, производимые пленки имеют свои изъяны. Но их мы рассмотрим чуть ниже.

Итак, Polaroid фотоаппаратам с мгновенной печатью серии SX-70 присущи такие особенности:

  1. Модели работают на пленках Impossible SX-70 (есть варианты для цветной и чёрно-белой печати).
  2. Такие фотоаппараты оснащены качественной стеклянной оптикой, позволяющей делать макросъёмку с расстояния в 30–50 см. Есть специальные кнопки для ручной настройки модели. Как и в предыдущем случае, понадобится потратить некоторое время, чтобы освоить все возможности устройства. После этого вы сможете делать объёмные и детализированные фото.
  3. Камеры данной серии могут различаться между собой. Например, у одних может быть функция автоматической фокусировки, а у других нет. Зачастую, представители семейства SX-70 оснащаются встроенной вспышкой.
  4. Цветопередача - один из основных минусов серии SX-70 (хотя, для кого как). Дело в том, что снимки не будут иметь высокую цветовую насыщенность. Тем, кто хочет получать современное качество, данный фотоаппарат не подойдет. А вот любители съемок в ретро стиле будут от него в восторге.
  5. Длительность проявки - это как раз тот изъян, который связан с работой Impossible Project. То ли отсутствие опыта, то ли неточное воссоздание технологии привело к тому, что для появления картинки на черно-белых фото требуется 7 минут, а на цветных - полчаса.

Камеры Polaroid 600-й серии


В своё время именно эти модели были наиболее популярными среди отечественных потребителей. Практически каждая семья 90-х имела у себя такой фотоаппарат. Давайте же рассмотрим его ключевые особенности:
  1. Для работы используется плёнка марки Impossible 600 (здесь также есть варианты для черно-белой и цветной съёмки).
  2. Одним из главных козырей 600-х Полароидов считается простота настройки. На камерах можно подстраивать яркость будущего снимка, а также активировать портретный режим. Из-за такой лёгкой эксплуатации данные модели являются идеальным вариантом для начинающих любителей моментографии.
  3. Полароиды 600-й серии делают фотографии довольно объёмными. Цветопередача не идеальна. Высокой насыщенности ждать не нужно, зато чёткость картинки будет более чем приемлемой.
  4. Используемая пленка обладает высокой светочувствительностью, поэтому фото лучше делать при умеренном внешнем освещении. Крайне не рекомендуется проводить съемку прямо напротив солнца (даже вечером во время заката). В противном случае картинка получится слишком светлой. Кроме того, может быть перенасыщение жёлтыми либо красными тонами.
  5. Описываемые камеры оборудованы вспышкой. Благодаря ей можно делать памятные фотографии ночью (даже при полном отсутствии внешнего света).
  6. Длительность проявления такая же, как и у предыдущей серии. Чёрно-белые картинки проступают за 7 минут; цветным требуется полчаса.
  7. Модели 600-й серии могут иметь два варианта конструкции. В одном случае фотоаппарат может раскладываться, в другом - камера будет представлять собой моноблок.

Широкоформатные камеры Polaroid


Эти устройства также являются популярными представителями 90-х. К широкоформатным моделям относится 2 категории камер: Image и Spectra. Им характерны следующие особенности:
  1. Для работы используется цветная или чёрно-белая пленка Impossible Image/Spectra.
  2. Обе категории камер данного класса оснащаются широкоугольным объективом. Этот объектив позволяет охватывать солидную площадь (примерно на 25 % больше, чем в 600-х Полароидах). Как следствие, аппарат выдает фото немалых размеров (10х12 см).
  3. Время проявки стандартное для пленок от Impossible Project: 7 минут (черно-белые снимки) или 30 минут (цветные).
  4. Функциональность - это то, что делает каждую камеру широкоформатной серии уникальной. Так, есть модели, оснащенные только одной функцией (например, понижением или увеличением яркости). Есть устройства, позволяющие менять яркость, включать и отключать вспышку, устанавливать таймер для съёмки, активизировать функцию автоматической фокусировки и так далее. Помимо эксплуатационных возможностей, аппараты Image и Spectra могут сильно отличаться дизайном. Некоторые модели даже оснащаются приятным бонусом в виде цифрового дисплея.
Такие устройства можно рекомендовать опытным почитателям моментографии. С их помощью получится создать снимки, которые не будут сильно уступать по качеству многим цифровым аналогам.

Современные модели Polaroid

Вот мы и добрались до последних творений знаменитой американской компании. Конечно, новые камеры отличаются от классических устройств, описанных выше. Но тем не менее, они сохранили в себе большинство качеств, за которые люди любят фотоаппараты Полароид.

Polaroid Pic 300

Данная модель прекрасно подходит для повседневной съёмки, для создания памятных фото во время походов, вечеринок или при посещении каких-нибудь знаковых мероприятий. Фотоаппараты Pic 300 обладают компактными габаритами, они имеют приятную округлую форму. Эргономичность таких устройств находится на высоком уровне. Pic 300 легко помещается в руке, благодаря чему его можно носить на короткие расстояния без чехла или шнурка.

Polaroid фотоаппарат с мгновенной печатью делает небольшие фото (8,6х5,4 см - размер всей карточки; 6,2х4,6 см - размер самого изображения), однако их качество компенсирует данный минус. Картинки получаются четкими. Цветопередача практически идеальна. Для съёмок в темноте предусмотрена автоматическая вспышка. Можно выбирать один из 4-х режимов съёмки. Работу устройства обеспечивают 4 пальчиковые батарейки. На выбор потенциального владельца предоставляется 4 варианта расцветки: чёрный, красный, голубой либо фиолетовый.

Для создания снимков необходимо покупать специальные кассеты. Каждая кассета позволяет сделать 10 фотографий. Как правило, их реализуют парами в одной упаковке, чтобы у человека сразу был запас на 20 снимков.

Фотоаппараты Polaroid Z340 и Z2300


Эти модели будут рассмотрены вместе, так как их объединяет один важный аспект - они обе являются первыми цифровыми камерами, поддерживающими функцию мгновенной печати. Иными словами, картинка не будет проявляться прямо на глазах владельца. Всё будет происходить так:
  • пользователь делает снимок;
  • обрабатывает изображение (для этого данные фотоаппараты оснащаются дисплеями и вспомогательными функциями);
  • выставляет количество копий для печати;
  • активирует печать.
То есть, пользователь будет получать уже готовое изображение (как при печати с компьютера). Весь процесс создания фото занимает чуть больше минуты (непосредственно на печать требуется 45 секунд). В таких устройствах тоже используется пленка: марка M340 для Полароида Z340 и марка M230 для камер Z2300.

Размеры фотокарточек довольно компактны. Так, Z340 выдает фото 7,6х10,2 см, а Z2300 - 5,4х7,6 см. В обоих случаях картинки будут насыщенными и чёткими.

Широкий перечень функций - это еще один момент, объединяющий рассматриваемые камеры. Помимо основных возможностей (например, регулировки яркости), Z340 и Z2300 могут поддерживать наложение нескольких фильтров на картинку, оформление рамки вокруг изображения и так далее.

Особенности выбора фотоаппарата Полароид?


Итак, мы подробно рассмотрели классические и современные версии фотокамер под брендом Polaroid, которые можно найти на рынке. Во многом покупка того или иного устройства будет зависеть от ваших предпочтений и материальных возможностей. Но чтобы вы точно потратили деньги не зря, рекомендуем опираться на следующие советы:
  1. Определитесь с целью будущего применения. Зная, для чего вам нужен фотоаппарат, вы подберете себе наиболее подходящую модель. Если хочется испытать чувство ностальгии, можно взять любую камеру из старой серии. Если вам нужны качественные фото в стиле ретро, обращайте внимание на камеры из серии SX-70. Для профессиональных нужд лучше отдавать предпочтение современным моделям.
  2. Грамотно оценивайте свои навыки. Если вы вовсе незнакомы с тем, как устроены Полароиды, 600-я серия будет вам в самый раз. Более опытным пользователям можно ориентироваться на многофункциональные модели.
  3. Всегда проверяйте внешнее состояние камер. На корпусе не должно быть серьезных повреждений (трещин, вмятин). Если фотоаппарат оснащён дисплеем, его надо проверить на наличие битых пикселей. Но самое пристальное внимание необходимо уделять объективу. Сразу отказывайтесь от покупки, если на данном элементе есть царапины или прочие физические дефекты.
Поскольку сегодня львиная доля серьёзных покупок осуществляется через интернет, заранее проверить работоспособность и общее состояние камеры невозможно. Поэтому надо подбирать магазины с наиболее безопасными условиями для покупателя (есть возможность оплаты наложенным платежом, предусмотрен возврат или обмен товара).

Стоимость фотоаппаратов Polaroid


Цена фотоаппаратов Polaroid в России начинается от 2 990 рублей. Модели средней ценовой категории стоят в районе 5–10 тысяч. За наиболее функциональные устройства (как современные, так и классические) придётся заплатить 16–17 тысяч рублей.

Ну что же, вот мы и разобрались в особенностях выбора Polaroid фотоаппаратов с мгновенной печатью. Как видно, этот процесс не является очень сложным. Главное знать, для чего вам понадобится такое устройство. Все остальные моменты (дизайн, набор функций, габариты, цвет) зависят исключительно от ваших личных желаний и материальных возможностей.

Эдвин Лэнд (1909-1991), всемирно известный и, вероятно, самый плодовитый изобретатель XX столетия. Ко времени ухода на пенсию в 1982 г. он имел 537 патентов США на свои изобретения, патентовавшиеся и в других странах. В истории изобретательства только Томасу Эдисону удалось получить большее число патентов. Наиболее известные изобретения Лэнда относятся к области приборов и технологий, основанных на явлении поляризации света. Само это явление упоминалось в научной литературе с 1812 г., но Лэнд был пионером его технологической реализации. На изобретениях Лэнда основана фотокамера «Polaroid» и осуществляемый в ней технологический процесс моментального получения черно-белых и цветных изображений на фотобумаге. Хотя преимущественной областью интересов Лэнда была оптика и различные направления ее технического приложения (кино, техника связи, медицина и др.), диапазон его изобретательского творчества необычайно широк и захватывает химию и технологию изготовления разнообразных материалов.

Лэнд был не только одним из крупнейших изобретателей нашего времени, но и энергичным предпринимателем. Основав в середине 30-х годов фирму «Полароид», он на протяжении 40 лет был председателем совета акционеров, президентом и главным инженером этой фирмы. Ютившаяся в гараже в Кембридже фирма к началу 1980-х выросла в корпорацию с капиталом 1400 миллионов долларов. Он был одним из первых промышленников, осознавших значение научного задела для успешного развития промышленной корпорации. В 1980 г. Лэнд основал некоммерческую исследовательскую организацию – Роулэндский институт науки, подарив ему несколько миллионов долларов. Расставшись с фирмой «Полароид», он ушел в этот институт научным сотрудником. Институт недавно прославился тем, что в нем были разработаны приборы и технологии лазерной микроскопии, дающей возможность манипулировать одноклеточными организмами.

Как изобретатель и эксперт, возглавивший при президенте Д. Эйзенхауэре секретный комитет по разведке, Лэнд внес значительный вклад в разработку разведывательных спутников, которые с 1960 г. стали регулярно поставлять на Землю картинки с орбиты.

Любопытны следующие подробности. Лэнд не имел диплома о высшем образовании. Он сначала учился в Норвичской академии (штат Коннектикут), а впоследствии дважды поступал в Гарвардский университет, но в 1932 г. оставил его всего за один семестр до окончания полного курса. Уже на студенческой скамье он проявил себя как блестящий студент, способный к научно-исследовательской работе. Тогда же он глубоко заинтересовался поляризацией света, создал свое первое изобретение – линзу для автомобильных фар, предотвращающую слепящее воздействие на встречных водителей. Эти линзы и стала выпускать основанная им в 1932 г. маленькая фирма «Лэнд - Вилрайт Лабораториз», совладельцем которой стал Вилрайт из Гарвардского университета. После ее ликвидации в 1937 г. Лэнд основал «Полароид». Термин «полароид» был впервые придуман в 1934 г. профессором, у которого училась жена Лэнда, и это название было дано легкополяризующемуся материалу, выпускавшемуся «Лэнд - Вилрайт Лабораториз».

Задачу создания фотоаппарата, моментально выдающего фотокарточку, подсказала Лэнду в 1943 г. его трехлетняя дочурка, спросившая во время прогулки, почему он не может дать ей снимок, который только что сделал. Впоследствии Лэнд писал, что во время этой прогулки он на протяжении часа усиленно продумывал эту задачу и нашел принципиальное решение, относящееся к взаимодействию трех основных компонентов процесса и фотокамеры. Однако для доведения изобретательского замысла до практической реализации потребовались годы целеустремленной работы. В 1947 г. он продемонстрировал опытный образец, а С 1948 г. началось промышленное производство. К середине 1960-х примерно половина американских семей имела в собственности фотоаппарат «Полароид». Система цветной моментальной фотографии была разработана в фирме «Полароид» в 1959 г., но на рынок эта система вышла лишь в 1963-м.

Не все, что изобретал и внедрял Лэнд, было коммерчески успешным. Фирма «Полароид» понесла большие убытки в результате отсутствия сбыта технически успешных разработок в области технологии и систем моментального кино. Убытки от одной из таких разработок - «Полавидения», вытесненного с рынка в 1979 г.,- составили более 68 млн. долл. Лэнд был вынужден оставить один за другим свои руководящие посты и в 1982 году уйти из созданной и прославленной им фирмы. Однако это его не сломило.
В заключение - несколько штрихов, характеризующих Лэнда как личность. Все, его знавшие, отмечают, что общение с ним сразу же ощущалось как встреча с незаурядным умом. Но он умел держаться так, что собеседник зачастую ощущал себя равным ему, ибо Лэнд обладал даром быстро понять человека, мысленно встать на его местр, видеть обсуждаемую проблему его глазами. Одно из правил поведения, которому следовал Лэнд в своей деятельности,- никогда не принимай как непреложное то, что все знают и во что все верят. У него была способность быстро вникать в суть любого предмета, точно ставить проникающие проблему вопросы и нередко схватывать новый предмет иначе и глубже, нежели признанные специалисты. Он умел зажигать людей идеями, и не раз случалось, что на общих собраниях акционеров он ослеплял их сообщениями о новых изобретениях, иногда преждевременно. Он сам работал необычайно упорно и был требовательным, жестким руководителем, иногда слишком жестким. Он был упрям, невосприимчив к критике и твердо проводил свою линию, даже если она вела к финансовым катастрофам. Он был в большей мере увлечен научной и технической стороной дела. Его многочисленные афоризмы получили название «лэндиз-мов». Вот один из них: «Не делай того, что может сделать кто-нибудь другой».

В редакционной статье газеты «Бостон Глоб» о нем сказано: «Эдвин Лэнд принадлежал к блистательной группе ученых, новаторов, разработчиков и хозяйственников, которые превращали идеи в реальность, чтобы обогатить нашу культуру и экономику одновременно. Очевидным наследием Эдвина Лэнда может быть его камера и корпорация, которая ее делает. Но его величайшим вкладом была яркая демонстрация того, как переплавить воображение, образование, науку и индустрию в насущную человеческую деятельность».

Всем известно, что Polaroid — это снимок, готовый через несколько минут после нажатия кнопки фотоаппарата. Но, с другой стороны, он обладает и ещё одной крайне значимой особенностью: каждый полароидный снимок уникален, его нельзя повторить. Разница между ним и обычной фотографией — как между рисунком и гравюрой. Полароид фиксирует мимолётную реальность всего лишь один раз, поэтому он вызывает некоторые импрессионистические порывы — мгновенно запечатлеть момент, сразу же получить результат и понять, что за секунды всё уже изменилось.

Still Life Blue Guitar David Hockney

По общепринятой легенде, идея фотоаппарата, выдающего моментальные снимки, пришла как-то в голову одной трёхлетней девочке, которая захотела увидеть снимок сразу после того, как ее сфотографировали, и стала спрашивать, почему это невозможно. Вероятно, многим детям приходил на ум подобный вопрос, но не у всех отцом был гений Эдвин Лэнд, который давно занимался проблемой поляризации света, основал компанию Polaroid и разрабатывал не только линзы для фотоаппаратов и оптику солнцезащитных очков, но и устройства для воздушной разведки и самонаводящихся снарядов. Идея у Лэнда появилась почти сразу же, но на её реализацию ушло около трёх лет.

Cássio Vasconcellos

В 1947 году Эдвин Лэнд представил первую модель аппарата моментальной фотографии, где плёнка после экспозиции прокатывалась между специальными валиками, с помощью которых на неё наносились реактивы для проявки и закрепления изображения: таким образом, она уже была готова для печати. Изобретение было удобным и легким в обращении. Новый фотоаппарат Land 95 уже на следующий год вышел в продажу по цене 89,75 долларов, то есть с ориентацией на потребителей среднего класса.

Стоит заметить, что Эдвин Лэнд всё-таки хотел вывести полароид из рамок бытового обращения. Он отлично понимал, что имидж значит многое, и совсем не лишним будет вписать свое детище в историю искусства, поэтому он всячески агитировал знаменитых фотографов пользоваться своим изобретением, помогал им устраивать выставки, скупал работы. С конца 1950-х начинает постепенно формироваться знаменитая Polaroid Photography Collection. Уникальное собрание снимков, которые, как уже говорилось, существовали только в единственном экземпляре.


David Levinthal

Первым на призыв Лэнда откликнулся пейзажист Ансель Адамс, он тестировал возможности фотоаппарата и впоследствии помогал в формировании коллекции. Были куплены произведения Эдварда Вестона, Поля Странда и т. д. Также коллекцию полароидов начал собирать нью-йоркский МоМА. Это сыграло свою роль в установлении статуса полароида. Далее собрания могли формироваться уже и из малоизвестных, новых имен.


David Levinthal

Стоит сказать, что одной из особенностей полароидной фотографии и является тот факт, что по ней трудно определить, профессиональный фотограф ее сделал, начинающий или просто любитель. Полароид не студийная фотография. Она интимная и оттого всегда какая-то тёплая и близкая. Она зависит лишь от взгляда, света и одного нажатия кнопки.


Joyce Tenneson

Первые чёрно-белые полароиды из-за плотности карточки и уже забытого, трепетного отношения к новинке напоминают старые дагерротипы. Отсюда возникает и винтажная стилистика, например, как у Карла Бадена. Конечно, со временем это чувство проходит, и полароид становится ценен именно своей динамичностью и импрессионистической способностью выхватывать кусочки жизни.


Joyce Tenneson

Что касается цветных полароидов, которые появляются с начала 1960-х вместе с пленкой Policolor, то, конечно, интересной является их цветопередача (особенно узнаваема Time Zero Film). Популярность полароидных снимков даже формирует особый стереотипный образ 1960-х годов: кажется, что все тогда было особенно ярким и тёплым.


Joyce Tenneson

В 1970-е годы начинается фаза технических и эстетических экспериментов. Из снимков складывают полотна, их царапают или исписывают поверхность полароида, как бы споря с его прошлым статусом необратимости и самодостаточности. Позднее открывается возможность перенесения изображения с карточки на другие материалы. При этом были возможны особые эффекты фактуры и объема, как, например, у рыбок Сержио Торнаги.

Полароид даже до сих пор считается чем-то стильным и модным. Работа с ним носит некий соревновательный характер: фотоаппарат распространён и доступен, условия у всех равны, а при этом хочется получить оригинальный результат. Полароид активно использовали Энди Уорхол, Хельмут Ньютон, Роберт Мэпплторп, мастер ню Люсьен Клергю. Существуют портреты Сальвадора Дали работы знаменитого Филиппа Халсмана. Самые известные коллажи принадлежат Дэвиду Хокни, который умело играет с дроблением пространства на ровные полароидные квадратики, создавая при этом удивительную многослойную реальность.


Devil"s Backbone II Anna Tomczak

Благодаря своей точной геометричной форме некоторые модели полароидных карточек порождают идеи супрематической абстракции, как у Брела Бруно, фотографирующего, в частности, различные части автобусов. Классикой полароидных снимков являются, конечно, сюжетные «домашние» сценки, как, например работы Барбары Хичкок, ставшей впоследствии директором Polaroid Collection.


Equus Anna Tomczak

Наверное, всеми существующими моментальными фотографиями можно было бы покрыть половину земного шара. Ведь полароид, несмотря на банкротство выпускающей компании, популярен и по сей день, и именно не новый аппарат, а старый — чем старее, тем интереснее, поскольку всё это отлично вписывается в ностальгическую моду на винтаж и в общий постмодернистский дискурс как особо значимый бренд прошлого.

Говорят, за 50 лет существования Polaroid этими фотоаппаратами было сделано около пяти миллиардов моментальных снимков. На каждом из них отображены маленькие истории из жизни обычных людей из разных точек света. В том числе - из России. Появившийся в нашей стране в конце 80-х начале 90-х годов XX века "Полароид" казался настоящим чудом инженерной мысли. Как работало это необычное устройство? Отчего полароидные снимки пользовались такой популярностью? Об этом и многом другом из истории знаменитого фотоаппарата - в материале "РГ".

Чудо американской техники

Первое, что, несомненно, привлекало в фотоаппарате - это дизайн. К его разработке были привлечены первоклассные специалисты. По тем временам, такой внешний вид воспринимался как что-то из фантастической книжки, что-то сродни технике будущего. И хотя по сравнению с современными устройствами "Полароид" выглядит громоздким и неуклюжим, любители ретро по-прежнему испытывают к нему теплые чувства.

Простота в обращении - основное преимущество "Полароида". В нижней части корпуса камеры находилась откидная крышка для загрузки кассеты. После закрывания крышки автоматически включался электропривод, и через щель в крышке извлекалась защита кассеты от засветки. Алгоритм таков: берешь кассету, открываешь защитную крышку аппарата (ее еще называют "мордой"), вставляешь кассету защитной картонкой вверх, защелкиваешь крышку, нажимаешь кнопку и все - фотоаппарат готов к работе. Никакой возни с заправкой пленки. Кроме того, не нужно настраивать и подбирать параметры под освещенность.

Polaroid имеет систему одноступенчатой фотографии с использованием принципа диффузного переноса для непосредственного воспроизведения на фоточувствительной поверхности изображения, записанного на линзе фотоаппарата. Иными словами, фоточувствительная поверхность одновременно выступает и как пленка, и как фотография.

Кассета рассчитана на получение 8-10 цветных фотографий с размером кадра 78 на 79 миллиметров. Лабораторная обработка снимкам не нужна: проявление начиналось сразу после экспонирования в фотоаппарате и заканчивалось на свету, через несколько минут после извлечения снимка из аппарата. Фотография на материале Polaroid выглядела как цветное позитивное изображение между тонкими гибкими пластмассовыми листами, заключенное в рамку из тонкого картона.

Основатель компании Polaroid и изобретатель чуда моментальной фотографии, доктор Эдвин Лэнд из Коннектикута изначально оснастил свое устройство черно-белой пленкой. В следующие годы он занимался усовершенствованием камеры, и в 1963 году появилась цветная пленка.

Именно эти фотоаппараты были распространены в СССР. Именно цветное фото на фоне засилья черно-белых снимков и пресловутой сепии из фотосалонов помогло "Полароиду" завоевать популярность среди советских и российских граждан.

Как Эдвин Лэнд изобрел "Полароид"

Polaroid Corporation появилась на свет в предвоенном 1937 году. Команда Эдвина Лэнда разрабатывала военную оптику: приборы ночного видения, перископы, бинокли. Кроме того, Лэнд получил многомиллионный правительственный заказ на разработку системы управления снарядов, самонаводящихся на инфракрасное излучение.

По легенде заняться разработкой уникального фотоаппарата Эдвина Лэнда вынудил случай и… собственная дочь. Однажды изобретатель, будучи в отпуске, сфотографировал дочурку, после чего подвергся "допросу с пристрастием": девочка спрашивала, почему не может сразу же получить снимок. Все попытки отца-изобретателя объяснить сложность процесса получения фото, ребенок отвергал как неубедительные. Идея упала на благодатную почву, и Лэнд задумался над тем, как воплотить мечту ребенка в жизнь. На разработку концепции моментальной печати у ученого ушло не более часа, на создание собственно фотокамеры - три года.

Первоначально было произведено 60 камер. Они попали на прилавки бостонского супермаркета перед рождеством 1949 года. Маркетологи Polaroid ожидали, что фотоаппараты и пленка могут залежаться на складах: товар был покупателям в новинку, проанализировать, насколько высоким будет на него спрос, было сложно. Однако, уже за первый же день продаж и фотоаппараты, и всю пленку смели с прилавков. В 1949 году Лэнд продал "Полароидов" на 9 миллионов долларов.

Картридж - дело тонкое

Фотоматериал для "Полароида" состоит из нескольких слоев: защитный слой, чувствительный слой, слой проявителя - всего больше десяти. Когда фотограф нажимает на кнопку спуска, карточка экспонируется, протягивается через роликовый механизм, где на нее попадает щелочной раствор, который и запускает процесс проявки. Заканчивается проявка уже на свету. При этом на весь процесс уходит не более полутора минут.

Изобретатель пришел к этому решению методом проб и ошибок и в своих воспоминаниях писал: "Придумывая что-то, важно не бояться потерпеть неудачу. Ученые делают великие открытия лишь потому, что выдвигают гипотезы и проводят эксперименты. Неудача следует за неудачей, но они не отступают, пока не добиваются тех результатов, которые им нужны".

Любителям ретро-техники нужно помнить, что полароидный снимок - уникален, переделать его нельзя. Есть несколько особенностей, обусловленных самой технологией кассеты, которые нужно учитывать.

Если фотография получилась желтой, это означает, что кадр был засвечен, и тому есть несколько возможных причин. Снимок не убрали в темноту: важно не забывать, что фотографии очень чувствительны к свету, когда они только выходят из аппарата. Нужно сразу на 2-3 минуты убрать их в темноту (хотя бы - в карман или в сумку). До финального состояния фотография может допроявляться еще около суток. Желтизна может появиться, если снимать при очень ярком свете: слепящее солнце на снегу, например.

Если фотография получилась темной, значит естественного освещения недостаточно для получения яркого снимка. Поскольку первые "Полароиды" не оборудованы вспышкой, выход один: снимать в хорошо освещенном помещении. При этом нельзя подходить близко к объекту съемки: кадр может получиться нерезким.

Очень распространенная ошибка - эффект размытия на части снимка, похожий на подтек. Любители ретро-съемки говорят, что проблема "потекшей" пленки чаще встречается у современных кассет. "В кассете могут быть от 2 до 5 размытых кадров. А могут быть и все. Это нормально. В этом вся суть Polaroid. Размытия могут быть как сверху, так и снизу. Старайтесь поместить лица, предметы, которые хотите сфотографировать, ближе к центру кадра", - советуют фотолюбители.

Кстати, когда снимок вылезает из фотоаппарата, его не стоит касаться до тех пор, пока он не появится полностью: иначе можно повлиять на распределение эмульсии и увеличить эффект размытости.

Бывает, что на фотографии появляются полосы. Как правило, они частично или даже полностью исчезают через сутки, после того, как пленка допроявится.

Еще пара советов тем, кто решится достать свой "Полароид" с антресолей, чтобы сделать фантастические мгновенные фотокарточки в ретро стиле. Эксперты настоятельно рекомендуют чистить ролики, через которые проходит кадр, после каждой кассеты. Картриджи советуют хранить в холодильник, и ни в коем случае не подвергать воздействию прямых солнечных лучей.

Популярность и упадок

Фотолюбители в Советском Союзе всегда были особой кастой. Чтобы постичь мудреную науку фотографирования, нужно было для начала раздобыть дефицитные материалы - сам аппарат, пленку, проявитель и закрепитель. Сложность техники была такова, что случайный человек не мог заниматься фотографией - этому учились, для получения качественных снимков требовались определенные условия, умение обращаться с капризной фотопленкой, умение нарезать фотобумагу, правильно подобрать пропорции и развести химикалии. Целое таинство! Если во дворе жил фотолюбитель, счастливая детвора, да и взрослые, обзаводились парой-тройкой снимков, которые потом годами хранились в семейных архивах. В городах работали и фотоателье, куда приходили нарядные семьи, чтобы запечатлеть свои лица для потомков. В глубинке не было и этого.… И вот на фоне элитарности фотографии появился Polaroid, доступный многим по цене (отчасти и потому, что производился на местных заводах по лицензии американской компании) и не требующий особых навыков в обращении. Щелчок затвора - и снимок готов! Это казалось чудом.

К сожалению, при весьма демократичной цене самого фотоаппарата, цена кассет кусалась. Два десятка их были сопоставимы со стоимостью самого Polaroid. При этом кассеты были одноразовыми. Оставляло желать лучшего и качество снимков. При кажущемся преимуществе - возможность моментально получить готовую фотографию - размер изображения сводил на нет шансы сделать, скажем, групповой снимок, на котором можно было бы разглядеть лица без увеличительного стекла. Моментальный кадр нельзя было исправить, переснять или отредактировать, что тоже нравилось не всем.

Размеры самого аппарата были немаленькими, что создавало дополнительные удобства для пользователей. В то время как другие бренды шли по пути уменьшения техники, "Полароид" оставался громоздкой коробкой из-за того, что вмещал в себя кассету сразу с проявителем.

Еще один недостаток полароидных карточек выявился со временем: оказалось, что снимки недолговечны и через несколько лет начинали мутнеть, выгорать на солнце.

Леди Гага вам в помощь

Однако, "Полароид" не сдается. Несмотря на объявленное банкротство, компания всерьез взялась за работу по возрождению интереса к моментальной фотографии. В2010 году компания сделала неожиданный шаг и наняла в качестве креативного директора скандальную певицу Lady Gaga. В январе 2011 года публике было представлено первое детище этого странного союза - новый модельный ряд Polaroid.

Этот так называемый привет из прошлого выглядит почти как классический "Полароид", разве что корпус стал существенно компактнее, на деле же новый продукт по сети своей - цифровой фотоаппарат со встроенным принтером. "Под брендом Polaroid в настоящий момент, помимо фотоаппарата Z340E, выпускается мобильный принтер Polaroid GL10, подключаемый к любому смартфону, фотоаппарату или компьютеру через USB или Bluetooth. И еще две камеры: небольшая компактная Polaroid PoGo™ Instant Digital Camera (по форме такая же, как обычные цифровые мыльницы) и Polaroid 300 Classic Instant Camera (самая недорогая из этой линейки, в пластичном цветном корпусе)", - передает портал Zoom.cnews.

Эдвин Герберт Лэнд (1930-е годы).

В 1883 году в России после восшествия на престол Александра III начались преследования евреев. Именно тогда вся семья Лэнда: дедушка Авраам Соломонович, бабушка Элла, дяди Сэм и Луис и его отец Гарри - эмигрировали из Одессы в Америку. Предприимчивый дед начал собственный бизнес по скупке и переработке металлолома. 7 мая 1909 года в Бриджпорте (штат Коннектикут) у Гарри Лэнда и его жены Матхи Голдфаген родился сын - будущий всемирно известный изобретатель, которого назвали Эдвином. В семье мальчика звали Дином (Din), поскольку младшая сестра Хелен не могла выговорить полное имя Эдвина. Это короткое прозвище осталось с Лэндом на всю жизнь - так называли его и друзья, и партнеры по бизнесу. С юных лет Эдвин много экспериментировал со светом, калейдоскопами и стереоскопами и часто бегал в местную библиотеку, чтобы поглазеть на установленный там телескоп. А как-то раз в порыве любознательности разобрал на детали отцовский фонограф, за что и был выпорот строгим родителем. В тринадцать лет родители отправили Эдвина на летние каникулы в лагерь неподалеку от Нориджа (штат Коннектикут). Там он увидел эксперимент-демонстрацию разложения светового луча на спектральный пучок с помощью стеклянной пирамидки из исландского шпата. Это событие сильно повлияло и определило дальнейшую сферу интересов Лэнда. В этом возрасте Эдвин впервые прочитал учебник по оптической физике знаменитого учёного Роберта Уильямса Вуда (Robert Williams Wood), и эта книга на долгие годы заменила ему Библию. В школе Эдвин особое предпочтение отдавал естественным наукам. После окончания школы родители мальчика оплатили обучение в Гарвардском университете. Однако, спустя несколько месяцев, Лэнд неожиданно бросил университет. Ему казалось, что учеба в Гарварде только сковывает его научную инициативу; Лэнд чувствовал, что уже готов делать открытия - причем точно знал, в какой именно области. Направление исследований подсказала сама жизнь. Однажды ночью, когда Эдвину было тринадцать, его разбудил страшный шум. Это было столкновение автомобиля и фермерского фургона. Став взрослым, Лэнд много размышлял об этом случае: как сделать фары мощными, но чтобы при этом их свет не слепил водителей встречных автомобилей? Было принято решение: изготовить поляризующие фильтры, с помощью которых можно было бы "приглушать" яркий свет. Проблема была в материале. После ряда экспериментов Лэнд остановился на пластике, который в результате соответствующей обработки приобрел необходимые свойства. Так Эдвин Лэнд изобрел поляризующие линзы для автомобильных фар, которые освещали дорогу, не ослепляя встречные машины. В 1929 году, доведя изобретение до ума и получив свой первый патент, Эдвин Лэнд триумфально вернулся в Гарвардский университет. Результаты его работы настолько впечатлили Теодора Лаймана (Theodore Lyman), руководителя кафедры физики, что он выделил перспективному студенту отдельную лабораторию для исследований. А в 1932 году Лэнд самостоятельно вёл семинары по поляризации света - небывалая честь для человека, который даже не получил еще диплома. Однако, вопреки уговорам коллег, Лэнд не стал замахиваться на научную степень, а попытался реализовать свой второй талант предпринимателя. Скооперировавшись с преподавателем физики Джорджем Уилрайтом, он основал компанию Land-Wheelwright. Ее задачей было коммерческое продвижение изобретения, которым к тому времени заинтересовались исследовательские лаборатории таких гигантов, как General Motors, General Electric и Eastman Kodak. Что же касается учёных степеней, то в 1957 году Гарвард всё-таки сделал Лэнда почетным доктором. В 1930-е годы началось и сотрудничество Эдвина Лэнда с юристом Дональдом Брауном, которое продолжалось более 40 лет. Коньком Брауна считалось патентное право, благодаря чему все идеи Лэнда были окружены несокрушимой стеной патентов, исключавших возможность любого копирования изобретений. В 1934 году Kodak стала первым клиентом новой компании, решившим использовать поляризаторы Лэнда в качестве фильтров для фотоаппаратов. В следующем году American Optical Company купила лицензию у Land-Wheelwright на производство солнцезащитных очков. Эдвин Лэнд всегда проявлял творческий подход при продвижении своих изобретений. Будучи сторонником персональных презентаций, для продажи своих поляризационных светофильтров Лэнд снял отель для встречи с топ-менеджерам из American Optical Company, поставил на подоконник аквариум с золотой рыбкой, а когда пришли гости, вручил каждому по поляризационной пластине. Трюк состоял в том, что в солнечный день из-за бликов золотая рыбка внутри аквариума была не видна, а с помощью поляризационной пластины топ-менеджеры смогли ее сразу увидеть. Впечатлённые гости сразу согласились инвестировать в эту идею. Уже в конце 1930-х годов была продана первая пара очков. В 1937 году на вырученные деньги Лэнд смог преобразовать свою компанию в корпорацию Polaroid. Термин polaroid впервые использовал профессор Кларенс Кеннеди в 1934 году, когда он рассказывал о работах Лэнда по поиску материала, поляризующего свет. Лэнду это слово сперва страшно не понравилось. Сам он хотел назвать придуманный им материал эпиболлиполом (epibollipol, от греческих слов «плоский» и «поляризатор»). Но коллеги Лэнда убедили его, что легкопроизносимое слово polaroid подходит для его изобретения лучше. Первоначально компания Polaroid фотоаппаратами не занималась, выпуская солнцезащитные очки, поляризационные стекла различного назначения для приборов гражданского назначения и военной техники. Спрос возрастал, и вскоре продукция Polaroid пересекла границы Европы и Азии. 1939 год ознаменовал новый этап развития молодой компании. Polaroid получила от американского правительства $7 млн. на разработку самонаводящихся снарядов. Работа на оборону продолжалась и в годы второй мировой войны. Polaroid наладила производство приборов ночного видения, перископов, биноклей, устройств для воздушной разведки и другой подобной техники. В 1944 году все военные летчики получили новые очки Polaroid. Линзы этих очков, похожие на большое ветровое стекло, были выполнены из небьющегося пластика. Они обеспечивали отличную видимость и защищали глаза летчиков от переохлаждения и вспышек огня. В 1944 году Лэнд проводил отпуск вместе с трехлетней дочкой Дженнифер в Санта-Фе, где на прогулках они много фотографировали. И как-то раз девочка спросила отца, почему она не может сразу посмотреть на готовую фотографию. Уже через час Эдвин Лэнд в общих чертах сформулировал концепцию моментальной фотографии.

На воплощение идеи в жизнь ушло около трех лет. Работа по поиску нового фотоматериала, который позволял получить фотографию за несколько десятков секунд, продвигалась медленно и чем-то напоминала поиски подходящего материала для ламповой нити накаливания Эдисоном. Сам Эдисон говорил об этом так: "Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают". Лэнд позже тоже вспоминал тот период поисков: "Придумывая что-то, важно не бойтесь потерпеть неудачу. Ученые делают великие открытия лишь потому, что выдвигают гипотезы и проводят эксперименты. Неудача следует за неудачей, но они не отступают, пока не добиваются тех результатов, которые им нужны". Он добился того, что фоточувствительная поверхность выступала и как пленка, и как фотография. В феврале 1947 года Лэнд продемонстрировал прототип нового фотоаппарата на собрании американского оптического общества. Суть изобретения состояла в следующем: после экспозиции пленка прокатывалась между специальными валиками, с помощью которых на нее наносились реактивы для проявки и закрепления изображения. Из фотоаппарата она извлекалась уже готовой для печати. Особое внимание изобретатель всегда уделял удобству использования придуманного им приспособления. Говорят, что перед тем как запустить очередную модель фотоаппарата в производство, он приносил ее домой и показывал жене и детям - дабы удостовериться, что даже домохозяйки смогут самостоятельно зарядить пленку или кассету и сделать нормальный снимок. В 1948 году было запущено производство фотоаппаратов Polaroid Land 95, которые сразу после съёмки выдавали готовый снимок. Дополнительно компания выпускала и специальные кассеты к ним. Кассета содержала фотографический материал или комбинацию из фотографических материалов и реактивов, дающих в результате позитивный снимок на бумажной основе. Снимок, сделанный первыми фотоаппаратами Polaroid, обходился недешево - 1 доллар. По тем временам это очень приличные деньги, например, классический гамбургер стоил в разы дешевле. И хотя время дешевых снимков еще не пришло, но воплощение в жизнь идеи мгновенной фотографии принесло компании, которую с тех пор прозвали "фабрикой изобретений", огромную популярность. Впервые модель Land 95 появилась в продаже 26 ноября 1948 года в бостонском универмаге Jordan March. Стоила она $89,75. Лэнд сознательно не стал превышать рубеж в $100. Основной потребительской группой Лэнд считал средний класс, который после войны охотно тратил деньги на развлечения и на товары такого рода.

Расчет оказался верным: камеры имели огромный успех на рынке. Уже в следующем году "поляроидов" продали на $9 млн. с лишним, а в 1950 году был куплен миллионный ролик пленки. Купить Polaroid можно было без труда, его продавали чуть ли не "на каждом углу". Изобретение Эдвина Лэнда во многом изменило стиль вечеринок, свадеб и прочих торжеств в Америке. Теперь каждый гость мог унести с празднества собственный набор снимков - вместо того чтобы неделями, а то и месяцами дожидаться, когда хозяева пришлют ему фото.

В 1958 году Polaroid открыла первые зарубежные представительства в Канаде и Западной Германии, потом филиалы компании появились в Великобритании, Франции, Италии, Японии, а в 1989 году - даже в изолированном железным занавесом СССР. В 1963 году компания выпустила первый фотоаппарат, который даёт возможность получать сразу цветные снимки. Исследование по созданию системы цветной фотопечати началось одновременно с началом продаж самых первых камер, которые выдавали моментальные черно-белые снимки, и только спустя почти 15 лет сотрудникам Polaroid удалось добиться успеха. Вышедшая в 1965 году камера Polaroid Swinger обозначила следующий виток популярности мгновенной фотографии. Поскольку фотоаппарат Polaroid Swinger стоил всего 20 долларов, то быстро стал самым коммерчески успешным продуктом компании. К середине 1960-х примерно половина американских семей пользовалась фотоаппаратами Polaroid.

Polaroid 20 (Swinger) (1965)

В 1968 году японская компания Mikami разработала задник для получения мгновенной фотографии Speed Magny 100 для первой зеркальной камеры Nikon серии F. Длинный оптический путь "съедал" около 5 ступеней света, поэтому выдержка 1/250s соответствовала 1/8s. Конструкция Speed Magny полностью заменяла стандартную заднюю крышку камеры. В устройстве применялся стандартный формат Polaroid 8,5 х 10.8 см. , в том числе 669, 665 P / N и 679. Были разработаны аналогичные устройства практически для всех популярных марок, таких как Hasselblad, Mamiya и другие. Задники для мгновенной фотографии Speed Magny прекратили выпускать в начале восьмидесятых.

Через десять лет в 1978 году уже сама компания Polaroid совместно с японской Mamiya наладила выпуск модели Polaroid 600 SE, разработанной на базе модели Mamiya Press. Камеру среднего формата 6х9 Mamiya Press имела конструкцию, основанную на модульном принципе: сменными был не только объектив, но и задник. Один из вариантов корпуса, оснащённый задником для мгновенной фотографии, продавался на рынке под маркой Polaroid.

Изобретение мгновенной фотографии Эдвин Лэнд старался сделать частью современного искусства. Он убеждал известных фотографов своего времени пользоваться камерами Polaroid. Самый известный любитель моментальной фотографии был знаменитый Энди Уорхол. Правда, благодаря Уорхолу "полароидные" снимки приобрели скорее скандальную известность - одним из хобби Уорхола, который считался настоящим "наркоманом" Polaroid, было фотографировать в стиле "ню" приходивших к нему гостей. Музей современного искусства в Нью-Йорке начал собирать и выставлять знаменитую коллекцию фотографий Polaroid Photography Collection, в которой на настоящий момент насчитывается около 20 тыс. работ. После того как мгновенная фотография стала доступной с финансовой точки зрения, все силы были брошены на автоматизацию процесса. Настоящий прорыв произошел в 1972 году. Миру была представлена камера Polaroid SX-70 Land Camera, первая полностью "моторизованная" модель. В предыдущих фотоаппаратах Polaroid фотограф должен был самостоятельно удалять слой негатива с фотографии. Теперь же весь процесс получения изображения протекал автоматически: после нажатия спуска фотография выезжала из фотоаппарата и в течение нескольких минут полностью проявлялась. Первая презентация SX-70 состоялась 25 апреля 1972 года на ежегодном собрании акционеров компании Polaroid. Эдвин Лэнд вышел на сцену и, закурив трубку, начал свое выступление со слов: "После сегодняшнего дня фотография больше никогда не будет как прежде."

В 1972 году Лэнд с фотоаппаратом в руках был снят на обложку журнала Life, в номере которого была статья посвящённая выходу новой камеры Polaroid SX-70. Статья называлась:"Instant Karma: Edwin Land and His ‘Magic …", что означает: "Мгновенная карма: Эдвин Лэнд и его магия...". В июне того же года на обложке другого популярнейшего журнала - Time. В номере в разделе "Маркетинг" была статья "Polaroid"s Big Gamble on Small Cameras", что можно перевести как "Большая игра Polaroid на рынке маленьких камер". Рекламировать камеру компания пригласила популярного актера сэра Лоуренса Оливье. Это был его первая и последняя рекламная кампания. Модель ожидал оглушительный успех, на который моментально отреагировала и Уолл-стрит: акции корпорации за год выросли в 90 раз, что позволило Polaroid войти в Nifty Fifty - рейтинг 50-ти самых привлекательных для инвесторов компаний. В 1970-е Polaroid стала одной из самых успешных компаний в мире.

С тех пор число моделей становилось все больше, цена на них и расходные материалы - все ниже. В 70-е - 80-е годы Polaroid стал действительно "народным" фотоаппаратом, о котором с ностальгией вспоминает вся Америка и большая часть мира. Модель стала эпохальной, спровоцировав очередной бум увлечения фотографией. Сам Лэнд так комментировал работу над созданием Polaroid SX-70: «Моей главной задачей было создание камеры, которая стала бы частью вас, которая бы всегда была с вами». Самой известной моделью семейства SX-70, разработанной в 1977 году, стала камера 1000 OneStep, в конструкции которой впервые появилась фирменная правая кнопка. Построенная на технологии SX-70 и используя тот же формат плёнки, камера воплощала новую стратегию сокращения расходов. Инженеры компании стремились разработать массовый товаров, а не футуристический чудо. Фотоаппарат OneStep использовал объектив с фиксированным фокусом, что заставляло фотографа вести съёмку с расстояния четырёх шагов. Вместо прежней отделки корпуса натуральной кожей был использован пластик с весёлой радужной полосой. Дизайн серии стал легендарным и лёг в основу представления образа Polaroid. У истоков формирования фирменного стиля стоял дизайнер Paul Giambarba, который появился в команде Polaroid в 1958 году для разработки нового визуального бренда. Необходимо было отделить продукцию компании Polaroid от заполонивших торговые прилавки товаров от Kodak. Одно из условий, выдвинутых Эдвином Лэндом, это присутствие доминирующего белого цвета. Так был разработан простой, красивый и уникальный визуальный язык.

Supercolor 1000 / Polatronic 1 (1977).

В апреле 1976 года компания Eastman Kodak попытались обойти патентные запреты и представила свою первую мгновенную камеру Kodak EK4. Это был аварийно завершённый проект, частично вызванный страхом компании Kodak. Успех камер серии SX-70 был настолько оглушительным, что это действительно могло определить будущее фотографии. Спустя два года вышла автоматическая версия - Kodak EK6. Камеры Kodak имели вертикально ориентированный корпус со сложным оптическим путём, использовавшим систему внутренних зеркал. Затем появилась версия Kodak EK 100, имевшая немного другой дизайн корпуса. Серия выпускалась и под другим названием Colorburst. Камеры серий PLEASER и HANDLE имели более простую конструкцию: теперь будущий снимок располагался в фокальной плоскости. Выход конкурента на рынок мгновенной фотографии, который практически единолично создал Polaroid, положил конец безмятежным отношениям между компаниями. Компания Kodak была намного больше, чем Polaroid. В распоряжении гиганта были сосредоточены неограниченные ресурсы. Но камеры Kodak были неуклюжими, непривлекательными и тяжелыми. Камеры Polaroid весили почти вдвое меньше и обладали смелым дизайном и новаторскими техническими решениями. Лэнд не стеснялся признавать, что патентная стена, выстроенная юристами вокруг его изобретений, сделала Polaroid монополией. Это право на монополию Polaroid в течение многих лет успешно отстаивала в тяжбах с разнообразными плагиаторами. Так Эдвин Лэнд принял вызов и через шесть дней после анонса компанией Kodak о выходе своей камеры для мгновенной фотографии подал иск о нарушении патентных прав, отреагировав очередным афоризмом: "Единственное, что сохраняет нам жизнь - наша исключительность. А единственное, что защищает нашу исключительность, - патенты". К тому времени, Kodak уже подала в суд на Polaroid о нарушении антимонопольного законодательства. Потребовалось пять лет, пока иск Polaroid против Kodak дошёл до суда. Спустя четыре года был вынесен вердикт, который установил, что Kodak нарушила семь патентов Polaroid. Компания Kodak была вынуждена прекратить производство своих фотоаппаратов для мгновенной фотографии. Так же был наложен запрет на выпуск плёнок для уже проданных камер Kodak. В июле 1991 года, через четыре месяца после смерти Лэнда, компания Kodak выплатила компании Polaroid $ 925 миллионов в качестве возмещения ущерба - рекордную сумму по такого рода искам. Эксперты оценивали возможный размер компенсации от $2 млрд. до 16 млрд.

За ходом этой патентной войны с особым интересом следили в японской компании FujiFilm, поскольку против них тоже был выдвинут судебный иск. Камера FujiFilm Fotorama во многом копировала конструктив Kodak, и имела тот же форм-фактор. В японской компании понимали, что Polaroid не станет продавать лицензию. В итоге было достигнуто соглашения по обмену технологиями: Polaroid начал производить VHS кассеты и Floppy диски, используя многолетние разработки в области магнитных носителей японского концерна, а FujiFilm получила возможность дальше развивать технологию мгновенной фотографии под собственным брендом. По условиям соглашения продукция FujiFilm была представлена только на азиатском рынке и в отдельных странах вроде Канады и Австралии, а самые большие рынки США и Европы по условиям договора были для них закрыты на срок действия патента Polaroid. В 1998 году патент Polaroid на территории CША истек и FujiFilm представила свою новую линейку фотоаппаратов мгновенной фотографии Instax. После прекращения монополии на рынке моментальной фотографии, акции американской компании упали на 44%. До банкротства Polaroid оставалось 3 года.

В 1978 году Polaroid совместно с японской компанией Mamiya выпустил модель Polaroid 600 SE. Такое сотрудничество было выгодным обеим сторонам: японская Mamiya не претендовала на рынок мгновенной фотографии, а Polaroid обозначил своё присутствие в сегменте профессиональной фотографии.

SX-70 Time-Zero Model 2 (1978).

Polaroid One Step 600 (1983). Polaroid Spirit 600 (1988).

С 1977 по 1979 год Polaroid выпускала и обращаемую киноплёнку Polavision формата Super 8, а c 1983 года 35-мм обращаемую фотоплёнку Polachrome. Во второй половине 1980-х вышла новое семейство фотоаппаратов одноступенного фотопроцесса - Polaroid Impulse. Линейку представляли три модели, отличавшиеся только фокусировкой (наводкой на резкость). Модель Polaroid Impulse был оснащён жестко встроенным объективом, сфокусированным на гиперфокальное расстояние от 1,2 метра до "бесконечности". В моделе Polaroid Impulse Portrait была предусмотрена возможность изменить минимальную дистанцию фокусировки от 0,6 до 1,2 м. При выдвижении насадочной линзы в поле зрения видоискателя появлялась рамка с видимым овалом. В этот овал при визировании наблюдалось лицо человека. Надпись Portrait наносилась не на каждый корпус фотоаппарата, но отличительным признаком было наличие клавиши выдвижения насадочной линзы. Фотоаппарат Polaroid Impulse Autofocus (Polaroid Impulse AF) был оснащён автофокусировкой. После предварительного нажатия на спусковую кнопку происходила фокусировка, о чем сигнализировал световой и звуковой сигналы, после чего, нажав кнопку до конца, можно было сделать резкий фотоснимок. В СССР пик популярности моментальной фотографии пришелся на 1980-1990-е годы. Было налажено производство камер Polaroid на заводе "Светозар". Выпускались модели Polaroid 635 CL и Polaroid 636 Closeup с размером кадра 78 х 79 мм. Затвор имел тип центрального. Непросветленный объектив(14,6/109) был изготовлен из оптической пластмассы. Фокусировка была настроена на гиперфокальное расстояние. Экспозамер - автоматический. Встроенная вспышка находилась на поворотном кронштейне. Видоискатель параллаксный, оптический. Материал корпуса - ударопрочная пластмасса. Зарядка фотовспышки осуществлялась после перемещения из транспортного положения в рабочее. О готовности к работе фотокамеры свидетельствовал горящий светло-зеленый светодиод. Без полной зарядки фотовспышки не срабатывал фотографический затвор. Автоматический счетчик кадров показывал количество оставшихся снимков. Для фотографий форматом пошире 9.2 x 7.3 см. существовала довольно редкая в СССР, но всё равно достаточно известная модель - Polaroid Impulse, выполненная не в виде привычной "раскладушки", а в едином корпусе с выскакивающей вспышкой.

Polaroid Impulse Portrait (1988).

В 1983 году на японский рынок вышла камера Konica Instant Press, которая через год стала продаваться за пределами Японии. Это была первая удачная копия модели Polaroid 195. Камера Konica Instant Press обеспечивала достойное профессиональное качество и имела неплохой коммерческий успех. Камера была оснащена задником моментальной фотографии. Формат используемой плёнки был стандартом Polaroid CB103, который обеспечивал размер снимка 3 ¼ × 4 ¼ ". На камеру был установлен превосходный объектив Hexanon 110mm f/4.0, затвор Copal отрабатывал от 1 секунды до 1/500, а также Т-и В, настройка экспозиции осуществлялась только в ручном режиме. Минимальное расстояние до объекта съёмки 0,6м. Это гораздо ближе, чем профессиональные модели Polaroid (180, 190, 195), у которых этот показатель был равен 1,3м. Также ближе, чем Fuji FOTORAMA FP-1 - 0.8м. Эргономичная конструкция Konica Instant Press образца середины 20-го века позволяет складываться объективу в прочный корпус.

В конце 1970-х компания Polaroid попыталась совершить очередной прорыв, выпустив на рынок систему Polavision - устройство для создания моментальных фильмов. Комплект Polavision включал камеру, картридж мгновенного киноролика, и экран настольный просмотра. Результатом работы Polavision были немые фильмы длинной две минуты сорок секунд. Систему Polavision ожидал провал. Ещё каких-нибудь десять лет назад это было бы чудо. Но в то время технология видеозаписи на магнитных носителях оказалась перспективнее и интереснее для массового потребителя, поскольку обеспечивали возможности фиксации звука, а длинна ролика не имела ограничений. Polaroid понесла значительные убытки и была вынуждена признать свое поражение в этом сегменте рынка. Эдвин Лэнд, которому исполнилось 68 лет через пару недель после презентации Polavision, страстно верил в новую технологию и надеялся повторить успех модели SX-70. Он остро воспринял свое поражение и не сопротивлялся своей отставке с поста президента Polaroid. Лэнд управлял компанией в соответствии со своими принципами. Он не признавал слияний, которые в конце XX века стали одними из способов остаться на рынке в условиях развития новых технологий, считал, что инвестировать надо только заработанные деньги, а не заемные, ни в грош не ставил маркетинговые исследования и мало верил в маркетинг и рекламу. Стиль управления был основан на колоссальном авторитете изобретателя. Уйдя в отставку, Лэнд наблюдал за своим детищем без всякого умиления. Дизайн фотоаппаратов претерпел, как может показаться на первый взгляд, небольшие изменения - исчезла надпись "Land camera". Это был знак огромного неуважения к создателю Polaroid, который разочаровавшись в новом руководстве компании, продал все принадлежавшие ему акции и даже отказался присутствовать на праздновании 50-летнего юбилея Polaroid в 1987 году. Он так никогда и не вернулся в Polaroid. В 1980 году он основал некоммерческий исследовательский институт науки "Роулэнд" (The Rowland Institute for Science), где и стал работать после увольнения научным сотрудником. 1 марта 1991 года в возрасте 81 года Эдвин Герберт Лэнд ушел из жизни.

Широко известная в 80-90-е годы компания Polaroid не смогла найти своё место на фотографическом рынке в новый век цифровых технологий. У компании был свой взгляд на будущее цифровой фотографии. По мнению компании потребитель желал получить сразу готовую фотографию, поэтому разработчики сосредоточились на совершенствовании процесса печати, а не на разработке самих цифровых камер. Это заблуждение было основано на том факте, что большую часть своей прибыли компания получала от продажи плёнок для моментальной фотографии, а не камер. Исходя из этого, к 1989 году 42 процента бюджета исследований и разработки приходилось на долю технологии печати фотографии. Правда, еще один раз компании Polaroid все же удалось выстрелить - в 1999 году было продано почти 10 млн. экземпляров цифрового фотоаппарата I-Zone. Но в следующем году продажи резко упали, компания закончила год с убытками, накопились долги. Чтобы расплатиться, компании пришлось брать кредит за кредитом, но догнать конкурентов и принять участие в разделе рынка цифровой фотографии ей так и не удалось.

К 2000 году компания более не могла выдерживать конкуренцию с участниками рынка цифровой фототехники. Новое руководство Polaroid, много лет следуя принципу "мы не занимаемся электроникой", отказывалась инвестировать в развитие цифровых технологий. Свою роль сыграли и набиравшие популярность лаборатории экспресс-печати, лавинный рост которых наблюдался на рынке фотоуслуг во всём мире. Локомотивом повсеместного распространения экспресс-печати был все тот же Kodak - бывший партнер, а потом заклятый враг. Преимущества моментальной фотографии начали постепенно сходить на нет. В фотолаборатории автоматической проявление негативной фотоплёнки и печати фотографий фотолюбитель мог напечатать свои снимки за час - потеря по времени уже не была такой существенной. Отпечатки получались более дешевыми, качественными и долговечными.

Набравшие популярность цифровые фотоаппараты окончательно вытеснили с рынка моментальные камера Polaroid. От прежней компании осталось, разве что, одно название - "Polaroid". В течении предыдущих трёх лет акции компании упали с почти $ 50 за акцию до 28 центов. В октябре 2001 года, набрав слишком большое количество кредитов, компания Polaroid объявил о своем первом банкротстве. После этого большая часть бизнеса Polaroid была продана компании Imaging Corporation, принадлежавшей Bank One. В 2003 году компания вышла на рынок бытовой электроники и начала выпускать портативные DVD-плееры и LCD-телевизоры. В 2004 году совместно с американской компанией Foveon, первоначально известной под названием "Foveonics", объявили о выпуске цифровой компакт-камеры x530. Производство новинки было размещено на заводе гонконгской компании World Wide Licenses Ltd. (подразделением The Character Group PLC). Вышедшая под торговой маркой Polaroid камера была оснащена 4,5 Мп сенсором Foveon X3. До этого матрицы Foveon в любительских аппаратах не встречались, фигурируя лишь в составе D-SLR аппаратов Sigma SD9/SD10 одноимённой японской корпорации. Кстати, с 11 ноября 2008 года 100 % акций компании Foveon принадлежат Sigma Corporation. В апреле 2005 года компания Petters Group Worldwide приобрела Polaroid за 426 миллионов долларов у фирмы Imaging Corporation. А 19 декабря 2008 года компания Polaroid во второй раз объявила о своём банкротстве, прибегнув к 11-й статье закона США. В самой компании утверждали, что банкротство носит технический характер и Polaroid продолжит работать, а 11-я статья позволит компании провести финансовую реструктуризацию. ФБР вела следствие в отношении генерального директора Тома Петтерса (Tom Petters), который обвинялся в мошенничестве на сумму в $ 2 млрд. К самой Polaroid следствие не имело никаких претензий. Виновником проблем компании Polaroid федеральные власти считали не финансовый кризис, а её собственного владельца. Бывшего главу американской компании Polaroid Тома Петтерса жюри присяжных признало виновным по 20 эпизодам обвинения, включающих в себя мошенничество, преступный сговор и отмывание денег. По словам прокурора, Петтерс виновен в организации мошеннических схем, позволивших ему украсть $3,5 миллиарда. В начале 2008 года было объявлено о прекращении производства плёнок для мгновенной фотографии. На упаковке кассет Polaroid была размещена наклейка с предупреждением потребителей, что в настоящее время производство прекращено. Сами камеры перестали выпускать еще в 2007 году: были остановлены конвейеры на заводах компании в США, Мексике и Нидерландах. В том же году книга «The Polaroid Book» впервые представила собранную коллекцию снимков широкому кругу зрителей. Кроме того, издание стало единственным подробным техническим справочником, содержащим обзор всех когда-либо выпущенных камер Polaroid. Книга продавалась в оригинальной фирменной светозащитной упаковке, в которой продавались кассеты Polaroid.

Книга "The Polaroid Book" (2008). Упаковка книги "The Polaroid Book".

Компания прекратила свое существования, но бренд не умер. Новым владельцем Polaroid стал фонд непрямых инвестиций "Patriarch Partners". Несмотря на проблемы и неудачи, сопровождающие Polaroid долгие годы, новый владелец компании смотрит в будущее с оптимизмом. Фонд "Patriarch Partners" планирует полностью возродить бренд и продолжить выпуск уже цифровых новинок. В январе 2009 года на выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show 2009 компания сделала попытку возродить интерес к моментальной фотографии в эпоху цифровых технологий, представив цифровой фотоаппарат "Polaroid PoGo Instant Digital Camera". Отличительная особенность этой модели - встроенный в неё цветной принтер. В последние годы глобальные корпорации, в особенности крупные IT-компании, начинают жить по законам шоу-бизнеса. Сотрудничество со звездами кино и популярными музыкальными исполнителями позволяет приковывая к своей деятельности внимание все большего количества публики. Певица Леди Гага стала креативным директором особой линии фотокамер Polaroid. Генеральный директор компании «Polaroid» Джеми Солтер сообщил о том, что они остановили выбор на знаменитой певице, так как у Леди Гага есть великолепный креативный талант, с помощью которого звезда сможет вдохнуть новую страсть в марку фотоаппаратов. В 2011 году всё на той же выставке Consumer Electronics Show певица Леди Гага в качестве креативного директора Polaroid представила сразу три новых продукта: солнцезащитные очки со встроенной камерой и двумя 1,4-дюймовыми OLED-дисплеями, мобильный принтер GL10, а также обновленный фотоаппарат Polaroid Grey Label GL30.

Polaroid GL10 (2011).

В 2012 году компания Polaroid выпустила на рынок новые моментальные фотокамеры - Polaroid Z340 и Polaroid PIC300, а также упомянутый выше карманный принтер Polaroid GL10. Приняв новый формат, Polaroid не потерял своей изюминки: моментальные фотографии стали более качественные, камеры спроектированы с учётом самых последних технических новинок, а дизайн по-прежнему выделяет продукцию компании среди конкурентов. Появилась возможность предварительно отредактировать понравившийся снимок: использовать фильтр, наложить рамку, надпись и т.д. Новая технология быстрой печати ZINK позволяет получить готовый снимок гораздо быстрее, по сравнению с традиционной фотографией Polaroid. В том же 2012 году представлен Polaroid SC1630 Android HD Smart Camera - фотоаппарат на Android. Устройство оснащено 16-мегапиксельным сенсором и трехкратным оптическим зумом. Скорость затвора - 1/1400, максимальное значение ISO - 3200. Имеется поддержка геотегов, система стабилизации изображения и возможность записи видео в формате 720p.

Популярность моментальной фотографии по-прежнему велика, несмотря на стремительное развитие цифровых технологий. Предпринимается множество попыток возродить моментальную фотографию. В 2000 году американский производитель задников для мгновенной фотографии компания NPC выпустила камеру NPC 195, которая являлась копией Polaroid 195. На камеру был установлен тот же объектив - Tominon 114mm f/4.5 и затвор Copal 0, работающий в диапазоне от 1/500 до 1 секунды. В Японии камера продавалась под брендом Polaroid. Основная продукция компании это задние крышки NPC Proback, в которых использовалась волоконно-оптическая пластина для передачи изображения с 35-мм камеры на мгновенную пленку Polaroid (на одной плёнке могли разместиться два снимка). Крышки NPC Proback изготавливались всех известных форматов для установки на камеры большинства фирм производителей.

В 2009 году один из закрывшихся заводов, располагающийся в Голландии в городе Энсхеде, на котором производили кассеты, был выкуплен группой бывших сотрудников-энтузиастов, которые в одиночку решили продолжать это дело. Они основали собственную компанию с названием The Impossible Project и уже через несколько месяцев производство кассет для моментальной фотографии было возобновлено, но уже по новой собственной технологии. Кассеты производились с учетом полной совместимости с камерами старого образца. Чтобы все поклонники Polaroid могли запечатлевать мгновения как и прежде. Энтузиасты совместно с инженерами, потерявшими тогда работу, не раз пытались восстановить производство расходных материалов, но постоянно сталкивались с отсутствием тех или иных химических веществ. Новая разновидность расходных материалов пока сможет обеспечить ретро-качество, по эффекту похожее на то, чего удавалось добиться довоенным фотографам с помощью хлорида серебра.

Impossible Project Black & White Film. Impossible Project Instant Film. FUJI FP-1 Professional (1995).

В 2013 году Polaroid представила новое приложение Polamatic. Новое приложение позволяет редактировать фотоснимки и обмениваться ими. При желании можно стилизовать фотографии под снимки со знаменитого Polaroid - в приложение входит в том числе и знаменитая фирменная "белая рамка". Также Polamatic позволяет отправлять фото по электронной почте, выкладывать их в соцсети - такие как Facebook, Twitter, Instagram и Flickr. В 2014 году разработан прототип, получивший название Instagram Socialmatic Camera. Концепт-камера располагает двумя объективами, один из которых предназначен для обычной съемки, а второй для трехмерных фильтров. Кроме того, у камеры есть приложение, с помощью которого она может стать вебкамерой, и приложение для захвата и распознавания QR кодов. Socialmatic будет работать под управлением операционной системы Android. Только что сделанную фотографию можно будет обработать на своей Instagram Socialmatic Camera точно так же, как с помощью Instagram на мобильном телефоне. После обработки, можно сразу запостить результат на Facebook. Разница в том что Instagram Socialmatic Camera оснащена лучшей оптикой, чем оптика мобильного телефона.

Подушка "фотоаппарат Polaroid".

Легендарный дизайн - весёлая радужная полоса на белом фоне, лёг в основу представления образа компании Polaroid, которая до сих пор ассоциируется с чем-то необычным, модным и креативным.

Составные части товарного знака. Логотип Polaroid Electronic Imaging. Новый логотип Grey Label "G Pixel".