Получить лицензию на розничную торговлю алкоголем. Порядок получения лицензии

Во многих странах производство и оборот алкоголя облагается дополнительными платежами и сборами, Россия - не исключение. Чтобы реализовывать алкогольную продукцию, в большинстве случаев потребуется получить лицензию на алкоголь, уплатив за это существенную госпошлину.

Алкогольных лицензий существует несколько видов, и каждая из них дает право на определённую деятельность: производство, оборот, закупку, поставку, транспортировку алкоголя. А с 31.03.2017 года, кроме того, придётся получать отдельную лицензию для продажи алкогольной продукции в общепите.

Производство и оборот алкоголя без лицензии наказывается административными штрафами:

  • юридические лица - на сумму от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией готовой продукции, сырья и используемых оборудования и транспорта (ст. 14.17 КоАП РФ);
  • индивидуальные предприниматели - на сумму от 100 000 до 200 000 рублей с обязательной алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.17.1 КоАП РФ).

Если же доказанный ущерб превысил 1,5 млн рублей, то возможно и привлечение к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ

Требования к заявителю для получения лицензии на алкоголь

Алкогольной признаётся продукция уже с содержанием 0,5% этилового спирта, но получать лицензию не требуется на производство и ; алкоголя, применяемого в фармакологии; виноградного сусла, произведённого сельхозпроизводителями.

Требования для выдачи алкогольной лицензии приводятся в законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ:

  • Организационно-правовая форма - только юридическое лицо. С 2015 года лицензия также выдаётся ИП-сельхозпроизводителям, которые реализуют вина и шампанское собственного производства.
  • Наличие торговой площади и складских помещений в стационарном недвижимом объекте общей площадью не менее 50 кв. м. в городах и не менее 25 кв. м. в сельских поселениях.
  • Кассовый аппарат, если осуществляется розничная продажа за наличный расчёт.

Важно: выбирая помещение для розничной продажи алкогольной продукции, учитывайте, что оно должно находиться на расстоянии более 100 метров от детских, образовательных и медицинских учреждений, спортивных и культурных объектов. На рынках, вокзалах, в аэропортах торговля алкоголем в розницу разрешена только в предприятиях общепита.

Сколько стоит лицензия на алкоголь

Стоимость лицензии на алкоголь зависит от вида деятельности и категории торговли (оптовая или розничная). Под стоимостью алкогольной лицензии понимают размер государственной пошлины за её выдачу, который указан в статье 333.33 НК РФ. Некоторые виды лицензий на алкогольную продукцию и их стоимость мы привели в таблице, полный перечень приводится в Налоговом кодексе.

Вид деятельности

Стоимость, рублей

Производство, хранение и поставки

произведенной алкогольной продукции, кроме вина

Производство, хранение и поставки произведённых вина и шампанского

Производство, хранение и поставки вина и шампанского, произведённых сельхозпроизводителями (крестьянско-фермерские хозяйства и ИП)

Закупка, хранение и поставки алкогольной продукции (оптовая торговля)

Розничная продажа алкогольной продукции

65 000 (за один год)

Документы для получения лицензии на алкоголь

Полный и подробный перечень документов для разных видов алкогольных лицензий приводится в Административном регламенте , утверждённом приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335.

Минимальный пакет документов включает в себя:

  • заявление о выдаче лицензии (прил. № 2 к Административному регламенту)
  • нотариально заверенные копии учредительных документов организации (если копии не заверены, то с предъявлением оригиналов);
  • копии свидетельств о госрегистрации заявителя и постановке на налоговый учёт, заверенные ИФНС, выдавшей оригиналы;
  • копия платёжного документа об оплате госпошлины за выдачу лицензии;
  • документы, подтверждающие наличие у заявителя уставного капитала необходимого размера (справка банка, решение общего собрания участников ООО и акт оценки имущества при внесении в УК неденежных средств, документ о внесении дополнительных вкладов и др.)
  • заключения МЧС и Росприроднадзора о соответствии помещений экологическим требованиям и пожарной безопасности;
  • документы, подтверждающие наличие в собственности или в аренде производственных и складских помещений (в случае аренды срок в договоре обязательно должен быть указан не менее одного года, бессрочный договор будет основанием для отказа).

Куда обращаться за получением лицензии

Лицензию на алкоголь выдаёт Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (другое название - Росалкогольрегулирование). На территории РФ действуют 9 межрегиональных управлений, контакты которых опубликованы на сайте РАР.

Необязательно подавать документы только в центральные офисы межрегиональных управлений, на местах эти функции выполняют и другие государственные органы.

Например, в Москве это Департамент торговли и услуг города Москвы; в Нижнем Новгороде - Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородский области; в Новосибирске - Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. Кроме того, оформлением розничных алкогольных лицензий занимаются и некоторые МФЦ.

Чтобы узнать ближайший к вам адрес подачи документов, обратитесь в экономический отдел местной администрации или свяжитесь с межрегиональным управлением вашего федерального округа.

Подать документы для получения алкогольной лицензии можно лично, почтой или в электронном виде. В течение 15 дней проводится экспертиза документов, и если всё в порядке, то проводится выездная проверка по месту деятельности на соответствие лицензионным требованиям и условиям. О времени проведения проверки лицензиату сообщают не менее, чем за 24 часа. По итогам составляется акт, на основании которого выносится решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии.

Срок принятия решения о выдачи лицензии на алкоголь или об отказе в этом не должен превышать 30 дней, но в случае, когда документы требуют дополнительной экспертизы, срок может быть продлён до 60 дней.

Важно: с 2016 года участники алкогольного рынка (производители, оптовые и розничные продавцы) обязаны подключаться к системе контроля за оборотом алкоголя - .

Продление лицензии на алкоголь

Большинство лицензий выдается бессрочно, но для алкогольной лицензии установлен срок не более пяти лет, поэтому после окончания срока её действия надо пройти процедуру продления. Учитывая высокий размер госпошлины, для розничной торговли алкоголем сделано исключение - можно оплатить действие лицензии только на один год. Получение розничной алкогольной лицензии на год не так затратно (65 000 рублей вместо 325 000 рублей на 5 лет), но продлевать ее придётся ежегодно.

Независимо от срока действия алкогольной лицензии, обратиться за продлением надо не раньше 90 и не позднее 30 дней до его окончания. Процедура продления лицензии такая же, как и при её первоначальном получении, но пакет документов будет другой:

  • заявление о продлении лицензии (прил. № 6 к Административному регламенту);
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины на следующий срок действия лицензии.

Кроме того, Росалкогольрегулирование направляет в налоговую инспекцию, где заявитель стоит на учёте, запрос об отсутствии задолженности по налогам, сборам, штрафам. При наличии долгов перед бюджетом в продлении лицензии откажут.

После экспертизы документов назначается выездная проверка для подтверждения соответствия лицензионным требованиям. В 30-дневный срок выносится решение о продлении или об отказе в продлении алкогольной лицензии.

Отказ в выдаче лицензии на алкоголь

В выдаче лицензии на алкоголь могут отказать, и самое неприятное, что госпошлина при этом не возвращается. Хорошо, если речь идет о минимальной сумме в 65 000 рублей за один год действия розничной алкогольной лицензии, а если это 800 000 или 9 500 000 рублей?

Минфин о причинах невозврата уплаченной суммы отвечает шаблонно: «Порядок возврата госпошлины, установленный п. 1 ст. 333.40 НК РФ, не содержит такого основания для возврата, как отказ в выдаче или продлении срока действия лицензии» (например, в письме от 17.06.2015 № 03-05-06-03/34929).

Вопрос о законности невозврата госпошлины при отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя рассматривался в Конституционном суде, который посчитал, что нарушения прав налогоплательщика в этом случае не выявлено. При этом двое судей высказали особое мнение, в котором достаточно эмоционально расценили такое решение как формально правильное, но по сути издевательское (интересующиеся могут изучить текст Постановления КС от 23.05.2013 № 11-П, которое есть в свободном доступе).

Как бы то ни было, но вернуть пошлину из бюджета в случае невыдачи алкогольной лицензии не удастся, поэтому советуем изучить причины отказа, приведённые в Административном регламенте:

  • отсутствие некоторых обязательных документов или их несоответствие установленной форме или содержанию;
  • исправления, приписки, зачёркнутые слова, несоответствие данных в документах;
  • копии не заверены в установленном порядке;
  • нарушен срок подачи документов;
  • подача заявления от заявителя об отказе о предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии.

За получение лицензии на производство алкогольной продукции требуется платить госпошлину. Если по каким-либо причинам в выдаче соответствующего документа будет отказано, сумму госпошлины не возвращают. В статье будет дан ответ на вопрос о том, как можно получить лицензию. Также будет рассмотрено, с какими проблемами может столкнуться организация.

В каких случаях требуется разрешение

Деятельность, которая связана с производством или оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, подлежит обязательному лицензированию. Это установлено в Федеральном законе от №171. Итак, лицензия на производство алкогольной продукции дает права на осуществление следующих действий:

  • Процесс производства, хранения и поставок произведенного спирта и денатурата.
  • Производство, хранение и сбыт спиртосодержащей продукции.
  • Хранение алкогольной пищевой продукции и этилового спирта.
  • Выполнение закупок спиртосодержащей продукции.
  • Производство, хранение и поставки спиртосодержащих непищевых продуктов.
  • Проведение розничной продажи алкогольных товаров.

Для чего требуется лицензия от Росалкогольрегулирования? На этот вопрос ответ дается ниже.

Продукция, подлежащая лицензированию

Важно отметить, что лицензированию подлежит производство абсолютно каждого типа поставляемой продукции, которая перечислена в Федеральном законе №171, а именно:

  • Этиловый спирт.
  • Денатурат.
  • Спиртосодержащие товары.
  • Питьевой этиловый спирт.
  • Спиртосодержащая пищевая продукция.
  • Вино и водка.
  • Спиртосодержащая непищевая продукция.
  • Денатурированные товары.
  • Алкогольные товары.
  • Спиртные напитки.
  • Виноматериалы.

Требования

Ко всем предприятиям в рамках получения лицензии предъявляются определенные требования.

К примеру, они могут затрагивать величину уставного капитала или организационное оборудование. Особое внимание уделяют отсутствию какой-либо задолженности, связанной с уплатой налогов или сборов. Таких недоработок по оплате не должно быть ни в момент получения разрешения, ни во время производства товаров. Если имеется налоговая задолженность, то лицензию на производство алкогольной продукции могут аннулировать.

Сбор документов

Согласно Федеральному закону №171, требуется представить следующие документы:

  • Заявление на выдачу лицензии. В этом документе необходимо указать сведения об организации, а также обо всех ее обособленных подразделениях (филиалах). В заявлении перечисляются виды деятельности и указывается срок, на который требуется лицензия.
  • Копии учредительной документации, а также бумаг о государственной регистрации юридического лица. Эти копии в обязательном порядке должны быть заверены у нотариуса. Если этого не сделать, то потребуется к копиям приложить оригиналы.
  • Копия документа, который подтверждает постановку предприятия на учет в налоговый орган.
  • Копия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за оказанное лицензирование.
  • Заключение от органов власти, которое будет подтверждать то, что производственные и складские помещения в полной мере соответствуют санитарным и эпидемиологическим, а также противопожарным и экологическим требованиям.
  • Документ, который подтверждает техническую компетентность лаборатории химического контроля производства спирта и алкогольной продукции. Является правомочным и дубликат договора о проведении соответствующего контроля.
  • Копии сертификатов, подтверждающих соответствие базового технологического оборудования.
  • Документ, который будет подтверждать размер оплаченного уставного капитала.

При этом стоит подчеркнуть, что какие-либо другие документы лицензирующий орган требовать не должен.

Оплата государственной пошлины

Лицензию на производство алкогольной продукции выдают на срок, который указывается организацией, но общая продолжительность данного документа не может составлять более пяти лет. Размер государственной пошлины чаще всего составляет пятьсот тысяч рублей. При этом важно подчеркнуть, что за лицензирование производства, хранения и поставок произведенного денатурированного и этилового спирта придется выплатить шесть миллионов рублей. Данный размер госпошлины устанавливается за получение лицензии на производство, хранение и оптовый сбыт (поставки) любых алкогольных товаров. Только вино не входит в этот список.

Госпошлина за получение лицензии для розничной продажи алкогольной продукции обойдется соискателю в сорок тысяч рублей за каждый год ее действия. Размер государственной пошлины за переоформление полностью соответствует сумме, установленной для получения соответствующего вида документа. Правда, в том случае, если лицензию переоформляют в результате реорганизации предприятия (в рамках слияния), то государственная пошлина будет составлять всего две тысячи рублей. Важным условием при этом является то, что у каждой организации, которая принимает участие в слиянии, на момент регистрации правопреемника должна быть лицензия на один и тот же тип деятельности.

Если организация меняет наименование либо свое местонахождение, которое указано в разрешении, то переоформление соответствующего документа тоже обойдется в две тысячи рублей.

Как получить лицензию на производство алкогольной продукции, важно выяснить заранее.

Учет расходов на оплату государственной пошлины

Сумму госпошлины во время расчета налога на прибыль учитывают в составе прочих расходов, согласно статье №264 Налогового кодекса. Прежде чиновники требовали, чтобы подобные расходы списывали в течение всего периода действия лицензии. Согласно статье №272 Налогового кодекса, требуется равномерное списание расходов, что предусматривает получение доходов за временной промежуток, составляющий более одного отчетного периода. Это не подразумевает поэтапной сдачи товаров.

Позже чиновники поменяли свою позицию и пришли к выводу, что все расходы по выдаче лицензии на производство алкогольной продукции следует учитывать единовременно. По их мнению, требования статьи №272 о равномерном списании трат следует применять только строго в рамках гражданско-правовых соглашений. Очевидным является то, что выдача лицензий осуществляется за рамками договорных отношений. Поэтому списывать траты на получение лицензий в течение всего периода их действия не следует.

Данный подход подтверждает арбитражная практика. Правда, если учитывать то, что суммы государственной пошлины на лицензию на производство алкоголя весьма существенны, лучше будет уточнять порядок учета, обратившись в свою налоговую инспекцию.

В ряде случаев организация имеет право требовать возврат госпошлины. Ситуации, в рамках которых подобное возможно, приводятся в статье №333 Налогового кодекса. Итак, в том случае, если предприятие оплатило пошлину за лицензию на производство и оборот алкогольной продукции, а лицензирующий орган, в свою очередь, отказал в предоставлении требуемого документа, то перечисленная сумма не возвращается. При этом ее можно засчитать в счет суммы пошлины, которая подлежит уплате за выполнение аналогичного действия. Другими словами, зачет можно сделать лишь в отношении суммы госпошлины, которая была уплачена в размере, превышающем значение, установленное главой №25 в Налоговом кодексе.

Важно отметить, что расходы, связанные с уплатой госпошлины на получение лицензии, можно учесть в тратах при расчетах налога на прибыль. Подобные разъяснения даются чиновниками. Правда, прежде они предлагали списание таких расходов равномерно в течение всего периода действия лицензий. О том, каким именно порядком будет лучше воспользоваться, следует уточнять в налоговой инспекции.

Кто может посодействовать в получении лицензии на производство алкогольной продукции?

Помощь посредников

Итак, чтобы осуществлять легальное производство алкогольных товаров на территории нашей страны, необходимо получить специальное разрешение, которое выдается согласно российскому законодательству. Получение данного документа является достаточно сложной процедурой, так как административным регламентом предъявляются достаточно жесткие требования и условия для производства. Алкогольная лицензия довольно дорого стоит.

Подобное положение имеет отношение не только к технологическому оборудованию и производственным помещениям, а также складам готовой продукции, в которых производится алкоголь. Речь идет обо всех документах, которые необходимо правильно оформить и передать на рассмотрение в адрес контролирующих органов, в чью компетенцию входит выдача лицензий на производство алкогольных товаров.

Самостоятельно пройти все необходимые этапы лицензирования весьма сложно. По этой причине многие отечественные предприниматели вынуждены обращаться за помощью к тем или иным посредникам. Это связано с тем, что для получения лицензии для производства спиртных напитков требуется обладать большим опытом, практическими навыками и определенными связями. Знакомства с нужными людьми позволяют в кратчайшие сроки устранять любые возможные ошибки, способные возникать практически у любого руководителя алкогольного предприятия или склада, где хранятся спиртосодержащие товары. Разумеется, от профессионализма и уровня подготовки посредника напрямую зависит то, насколько быстро, а главное, качественно пройдет процесс получения лицензии.

Таким образом, в столь непростой сфере деятельности, как производство алкогольных товаров, у предпринимателей всегда есть выбор: разобраться самостоятельно или обратиться за помощью к посредникам.

Итак, как получить лицензию на производство алкоголя?

Получение разрешения

До получения данного разрешения юридическим лицам следует уточнить, на какие сроки его выдают. Как уже отмечалось выше, согласно общим правилам, период действия данного разрешения не может превышать пяти лет. Так гласят правила, закрепленные в законодательстве. Но этот срок действия имеет отношение к тем юридическим лицам, которые занимаются производством, продажей и хранением спирта и алкогольной продукции. Имеется в виду деятельность не только для нужд населения, но и для промышленных организаций.

Срок действия разрешения, которое выдается только на реализацию алкогольных товаров (без их производства), составляет всего два года. Такая лицензия требуется различным магазинам, занимающимся реализацией соответствующей продукции. Таким образом, любое юридическое лицо сможет получить лицензию, срок действия которой будет неограниченным.

Выяснив информацию о сроках действия лицензий, следует коснуться вопроса, можно ли его сократить, в случаях выявления каких-либо нарушений со стороны юридических лиц. Этот вопрос волнует многих. С уверенностью можно заявить, что в том случае, если у предприятия, оформившего соответствующую лицензию, будут обнаружены какие-либо нарушения деятельности, то период действия документа не будет уменьшен. В этом случае ее просто аннулируют. Вся информация заносится в реестр лицензий на производство алкогольной продукции.

Аннулирование разрешения может повлечь за собой целый ряд негативных моментов. Прежде всего, на юридическое лицо наложат штрафные санкции, которые составят приличные денежные суммы. Кроме того, организацию могут внести в черный список на неопределенный период времени, а это повлечет за собой отказ в выдаче разрешительных документов. Сделать это могут не навсегда, но на значительный период времени, что будет зависеть от ситуации.

Этапы открытия лицензии

Виды деятельности, занятие которыми требует получения лицензии, были указаны выше. Теперь разберемся в том, что следует сделать для того, чтобы открыть лицензию. Выполняется это поэтапно:

  • Прежде всего, предпринимателю требуется создать юридическое лицо, которое будет обладать определенным уставным капиталом. Важно учитывать, что требования к данному капиталу предъявляются достаточно жесткие. Для производства такого товара, как питьевой спирт, капитал должен составлять приблизительно девяносто миллионов рублей. Для изготовления не питьевой алкогольной продукции достаточно иметь фонд в восемьдесят миллионов рублей. Без выполнения указанных требований никакого разрешения не выдадут.
  • Следующим шагом является создание специальных лабораторий, которые будут заняты контролем качества. В том случае, если у предпринимателя нет на это средств, из ситуации можно выйти. К примеру, для этого можно найти такие лаборатории на стороне и заключить с ними соответствующие соглашения, в которых следует отразить, что данные предприятия будут постоянно осуществлять контроль производственного процесса и следить за качеством выпускаемых товаров.
  • Следующим шагом должна стать проверка и тестирование оборудования, посредством которого будут производиться алкогольные товары. Любое оборудование обязательно должно соответствовать принятым технологическим стандартам, кроме того, оно должно пройти соответствующую сертификацию. На отечественном рынке имеется много оборудования, но далеко не все оно отвечает необходимым требованиям, так как не все представители предприятий, связанных с производством техники, спешат пройти ее осмотр.
  • Одним из главных вопросов, интересующих проверяющие органы, являются санитарные условия помещений, в которых производится продукция. Также проверяющие имеют право поинтересоваться квалификацией сотрудников и соблюдением техники безопасности на рабочих местах. Об этом моменте следует позаботиться заранее, так как малейшая оплошность может привести к отказу в выдаче лицензии.
  • Когда все вышеперечисленное будет готово, можно приступить к сбору соответствующей документации. Для этого потребуется Устав предприятия, в котором будет отражен соответствующий вид деятельности. Также понадобятся выписка из налогового органа по месту учета предприятия, информация о размерах уставного фонда и другие документы.

Продление лицензии на производство алкогольной продукции

Чтобы данная процедура прошла как можно быстрее, многие организации обращаются к опытным юристам, на чье имя выдается нотариальная доверенность. Такие посредники, зная все тонкости, достаточно быстро оформляют требуемые документы. После того как вся документация будет собрана, понадобится произвести оплату госпошлины. Далее на предприятие обязательно приедет представитель из государственного органа с целью проверки соответствия поданных документов. Если все будет сделано правильно, разрешение непременно выдадут.

Теперь мы знаем, как получить лицензию на производство алкогольной продукции.

Электронные услуги

Полное название услуги

Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой:

    Юридические лица

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Государственная пошлина - 65000.0 руб.

    Уплачивается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, которая составляет 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии.

  • Перечень необходимых сведений:

    Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Запрос оформляется согласно приложению 1 к Административному регламенту. При подаче запроса в электронной форме с использованием Портала запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.

    Документ, удостоверяющий личность руководителя юридического лица или его представителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    Представляется в подлиннике в случае личного обращения при подаче запроса и документов. В случае подачи запроса представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

    Копии учредительных документов (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются копии с предъявлением оригинала или нотариально заверенные копии.

    Документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в размере, установленном Правительством Москвы (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    За исключением предприятий общественного питания.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений площадью не менее 50 квадратных метров в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции, в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Требования о наличии отдельных складских помещений не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости). Указанные документы представляются за исключением случаев, установленных пунктами 2.5.1.1.2.1.5 и 2.5.1.1.2.1.6 Административного регламента предоставления услуги.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на указанных транспортных средствах.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции при оказании услуг общественного питания на оптовых и розничных рынках и в нестационарных торговых объектах (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие у заявителя в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).
  • Сроки предоставления услуги

    30 календарных дней

    Основания для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрены.

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции (Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      Лицензия выдается лично заявителю или его уполномоченному представителю в форме документа на бумажном носителе при предъявлении подлинника документа, удостоверяющего личность руководителя юридического лица или его представителя. В случае получения лицензии представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя. Должностное лицо, ответственное за выдачу (направление) документов: 1. Сообщает заявителю или уполномоченному им представителю о готовности документов способом, указанным в запросе, и (или) через "личный кабинет" заявителя на Портале. 2. Проверяет полномочия лица, получающего готовые документы лично. 3. Передает заявителю или его представителю лицензию, передает (направляет) решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги.

    • Решение о предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      В случае если заявитель не явился за получением конечного результата предоставления государственной услуги, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги направляется заявителю по почте.

    Происходит:

    • Внесение сведений о конечном результате предоставления государственной услуги в Базовый регистр и Сводный реестр (Новая запись в регистрах, кадастрах, реестрах)
  • Формы получения

    Через законного представителя

    На WEB сайте

  • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    Порядок обжалования

    Решение лицензирующего органа может быть обжаловано в лицензирующий орган и (или) в суд.

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих

    1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

    2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП.

    3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

    3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

    3.2. Требования от заявителя:

    3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

    3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

    3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

    3.4. Отказа заявителю:

    3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, направляются в Правительство Москвы и рассматриваются заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.

    5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

    5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

    5.2. Почтовым отправлением.

    5.3. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    5.4. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    6. Жалоба должна содержать:

    6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

    6.3. Наименование, сведения о месте нахождения заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

    6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

    6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

    6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    6.7. Требования заявителя.

    6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

    6.9. Дату составления жалобы.

    7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

    Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

    8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

    9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

    9.1. Отказа в приеме документов.

    9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

    10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

    11. Решение должно содержать:

    11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

    11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

    11.3. Наименование и сведения о месте нахождения заявителя.

    11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

    11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

    11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

    11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

    11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

    11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

    11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

    11.11. Порядок обжалования решения.

    11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

    12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

    13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

    13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

    13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

    13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

    13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

    14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

    14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

    14.4. Наличия:

    14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

    14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

    15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

    15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

    15.2. Если текст жалобы (его часть), почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

    15.3. Если в жалобе не указаны наименование заявителя или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

    15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

    16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

    17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

    20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

    20.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

    20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

    21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    2. Несоответствие заявителя требованиям статей 2, 8, 11, 16, 19, 20, 25,26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
    Перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги, установленный является исчерпывающим.

    Основания для отказа в приеме документов

    Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для получения государственной услуги, являются:

    1.1. Представленные запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным Регламентом.
    1.2. Представленные документы утратили силу.
    1.3. Заявителем представлен неполный комплект документов, указанных в Административном Регламенте в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.
    1.4. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
    1.5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги.
    1.6. Запроси иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при направлении запроса в электронной форме с использованием Портала являются:
    2.1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.
    2.2. Наличие противоречивых сведений в интерактивном запросе и приложенных к нему документах.

    Лицензия на реализацию алкоголя дает право ресторанам и барам, кафе и магазинам продавать алкогольные напитки. Если вы начинаете бизнес, который предполагает торговлю спиртосодержащими напитками, советуем вам озаботиться оформлением разрешительного документа заранее. Процесс получения лицензии небыстрый, поэтому, если вы не успеете собрать все бумаги к открытию вашего магазина или предприятия общепита, заниматься продажей алкоголя на законных основаниях вы не сможете. Давайте разберемся, какие документы на получение лицензии на алкоголь нужно подготовить и как происходит процедура оформления.

    Общие положения о лицензировании

    Планируя получить алкогольную лицензию, ознакомьтесь с регулирующими данный процесс нормативными документами. Это ФЗ №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. и соответствующее местное законодательство. Лицензирование розничной торговли алкоголем находится в ведении субъектов федерации, которые имеют собственные лицензирующие органы и самостоятельно определяют требования к соискателям и перечень необходимых документов.

    Розничная торговля слабым алкоголем или напитками с крепостью выше 15%, на вынос или для употребления на месте – это все разные виды деятельности, каждый из которых требует оформления отдельной лицензии. Например, магазину, продающему и крепкую, и слабоалкогольную продукцию, необходимо получение лицензии на продажу алкоголя для употребления вне торгового помещения.

    Получить розничную лицензию может только юрлицо (не ИП), необходимо иметь это в виду, регистрируя свое предприятие. Лицензия оформляется на срок до 5 лет с возможностью продления и оплатой госпошлины за каждый год действия документа в размере 40 тыс. рублей.

    Условия получения лицензии на алкоголь

    Для оформления лицензии организация должна удовлетворять следующим требованиям:

    • уставной капитал магазина от 500 тыс. руб.;
    • уставной капитал предприятий общепита от 10 тыс. руб.;
    • стационарное помещение, приобретенное в собственность или долгосрочную аренду, зарегистрированную минюстом;
    • площадь помещения от 50 кв.м, обеспечение санитарной и противопожарной безопасности;
    • организация технических средств охраны в торговом зале и на складах, установка сейфов;
    • наличие зарегистрированного налоговиками кассового аппарата;
    • нахождение магазина вне учреждений образования, медицины, культуры и спорта и прилегающих к ним территорий;
    • нахождение торговых точек по торговле крепкими алкогольными напитками на вынос вне объектов общественного транспорта, военного назначения, мест большого скопления народа;
    • для предприятий общепита, реализующих алкоголь для потребления на месте, расстояние до вышеперечисленных объектов – не менее 25 метров.

    Предельные расстояния от алкогольных магазинов или кафе до различных учреждений социального назначения и мест скопления населения в каждом муниципальном образовании или округе определяются самостоятельно на усмотрение местных властей, поэтому данные требования необходимо уточнять по месту нахождения вашего предприятия.

    Порядок получения лицензии на алкоголь

    Заявителям на лицензию необходимо собрать комплект документов, утвержденный местными органами власти.

    Примерный перечень документов таков:

    Такие документы, как справка об отсутствии налоговой задолженности и разрешения санитарных органов и Госпожнадзора, подтверждение обеспечения безопасности помещений, бывшие ранее обязательными для получения розничной лицензии на алкоголь, в данный момент предоставлять не требуется. Сотрудники лицензирующего органа могут самостоятельно запросить необходимые сведения. Соблюдение же всех требований производится при выездной проверке помещения. Однако если есть возможность, такие бумаги желательно все же иметь при подаче заявления. Например, если при запросе выявляется факт задолженности перед бюджетом, следует отказ в выдаче лицензии, а уплаченная пошлина не возвращается.

    К моменту проверки необходимо подготовить копии сертификатов на алкогольную продукцию, оформить уголок потребителя (книгу жалоб, закон о защите прав потребителя, выдержки из актов, регулирующих оборот спиртосодержащих напитков).

    Экспертиза предоставленных документов и проверка организации на месте осуществляется за 30 дней с момента подачи заявления. При выявлении нарушений рассмотрение документов продлевается для устранения недочетов на срок не более 1 месяца. При несвоевременном исправлении недоработок предприятие может получить отказ в лицензии. Лицензирующий орган извещает организацию за срок в три дня об отказе или выдаче лицензии.

    Подавать заявление на продление можно за 90 дней до окончания действующей лицензии.

    Своевременное получение лицензии на торговлю алкоголем позволяет предприятию работать на законных основаниях, деятельность же без лицензии или с нарушением ее условий влечет за собой ответственность по административному, уголовному и гражданскому законодательству.

    Кому необходимо иметь лицензию

    Разрешающий документ должен быть у всех ресторанов, баров, клубов, закусочных, розничных супермаркетов, отелей, гостиниц и т.д.

    Условия , предъявляемые к лицензиату

    Для лицензированной торговли спиртосодержащими напитками у юридического лица должно быть помещение, площадь которого превышает 50 кв. метров. При этом уставной капитал для супермаркета должен составлять, как минимум, 50 тысяч рублей, для кафе или бара – 10 тысяч.

    Величина уставного капитала для небольших заведений (кафе или бары) варьируется в зависимости от региона, в котором они расположены.

    На какой срок лучше всего оформлять

    При этом размер госпошлины постоянно растет, поэтому ежегодно продевать лицензию экономически нецелесообразно.

    Стоимость лицензии на 12 месяцев составляет 65 тысяч рублей, на 5 лет – 320 тысяч.

    Требования к помещениям

    Лицензирующий орган допускает к продаже алкоголя исключительно те стационарные объекты, срок аренды которых превышает 1 год.

    Эти объекты должны располагаться на расстоянии более 50-200 метров от общеобразовательных учреждений, а также поликлиник и прочих медучреждений, спортивных объектов.

    Присоединение к ЕГАИС

    С начала прошлого года все розничные супермаркеты должны подтверждать в ЕГАИС, как закупку напитков на основе спирта, так и факт их продажи.

    Без осуществления подключения к ЕГАИС или при несоответствии вышеуказанным требованиям юридическому лицу запрещается заниматься продажей алкогольной продукции.

    Срок оформления лицензии

    Лицензию на алкоголь, как правило, оформляют за 2 месяца с момент подачи заявки. Срок, требующийся для продления действующей лицензии, – 14 рабочих дней.

    Цена лицензии складывается из госпошлины, оплаты услуг по созданию и передаче соответствующей документации в лицензирующие органы.

    Кто может получить лицензию на алкоголь?

    Лицензию оформляют на юридическое лицо на основании ФЗ171. Получить разрешающий документ имеют право:

    • ООО (общество с ограниченной ответственностью),
    • ЗАО (закрытое акционерное общество),
    • ОАО (открытое акционерное общество).

    Таким образом, у индивидуального предпринимателя нет прав на занятие данной деятельностью, поэтому получить лицензию он не может. Если ваше предприятие существует уже долгое время, то рекомендуется