Проблемные ситуации, которые могут возникнуть при проведении тренинга. План-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему: "Горячий стул": психологический час для подростков

В работе с любой детской группой, особенно с агрессивными детьми, ведущий сталкивается с рядом трудностей.

Порицание, указание на ошибку могут вызвать смущение, огорчение, агрессию и негативное поведение детей. Похвала у одного вызывает бурную радость, и он с победоносным видом смотрит на остальных, у другого наряду с удовлетворением возникает чувство смущения. Неуспешность участника тренинга отдельные дети встречают равнодушно, а некоторые - даже со злорадством. Успешность же кого-либо из ребят может натолкнуться на безразличие одних и зависть других. Дело не в том, что ребенок не способен к сопереживанию из-за своего эгоизма. Он просто не обучен сопереживанию в новых для него условиях. Психолог должен заниматься развитием нравственных качеств у детей в группе.

Поведение участников тренинга, занятых решением конкретной задачи или оказанием поддержки, может либо способствовать развитию группы, либо затруднять его. «Зависимый» ребенок будет постоянно спрашивать совета у ведущего и участников группы, вместо того чтобы вырабатывать собственную позицию. Проявление чрезмерного напряжения ведет к трудностям в общении и к посторонним разговорам. Скрытые намерения, оборонительные реакции участников тренинга, обусловленные чувством необходимости защитить себя от беспокойства, замешательства или возможной грубости, могут противоречить общим целям коллектива. В коррекционной группе всегда существует вероятность того, что любой ее член на каком-то этапе примет на себя роль, которая будет блокировать и его собственное развитие, и развитие группы в целом. К такому поведению приводят скрытые цели индивида и его стремление к неуязвимости, что проявляется в сопротивлении коррекционному процессу и в попытках манипулировать другими. Примерами подобного поведения могут быть самоустранение от работы, критиканство, прерывание разговора, стремление к самоутверждению, внесение неуместных предложений. При проведении групповой работы следует обратить внимание на следующие особенности взаимодействия между участниками, которые могут спровоцировать появление трудностей.

Споры и ссоры являются очень важной частью межличностного общения, в связи с этим они могут присутствовать и в групповой работе. Однако учащиеся младших классов еще не владеют ни вербальными способами выражения своего несогласия, ни способами разрешения конфликтов. Ведущий может использовать споры для обучения детей конструктивным методам разрешения конфликтов. Для уменьшения агрессивности во время спора или ссоры можно применять различные психологические техники (техника мозгового штурма, релаксация).

Нарушение границ доверительных отношений - вся групповая работа основана на доверительных отношениях, в частности, на убеждении, что никто из группы за ее пределами не расскажет о том, что происходит на занятии. Без этого самораскрытие невозможно. Для тревожных и мнительных детей группа должна стать надежным местом, где все секреты под охраной. Поэтому, принимая нормы и правила поведения, необходимо обязательно уделить внимание вопросам доверия: обсудить аспекты конфиденциальности, обозначить ее границы.

Группировки - в коллективе могут возникать своеобразные содружества или группировки. Они могут оказаться полезными, если способствуют достижению общих целей. Например, взаимная поддержка двух робких, психологически зажатых участников поначалу может служить защитой от давления извне, вынуждающего их делать то, к чему они еще не готовы. Однако дружеские связи могут тормозить коммуникативные процессы в группе из-за возникающей путаницы во взаимоотношениях и боязни разгласить конфиденциальную информацию. Союзники склонны во всем соглашаться между собой, они то и дело обмениваются понимающими взглядами, вступаются друг за друга. В таких условиях открытое выражение чувств подавляется, нормы терапевтического общения не соблюдаются, а изменение и развитие личности встречает сопротивление. Те, кто не допущен в группировку, чувствуют себя в некотором роде аутсайдерами, и сплоченности группы тем самым наносится урон. Создать сплоченность, преодолеть соперничество и раскол помогают задачи, которые требуют объединения и совместной работы всех участников тренинга. Важно использовать группировки для устранения барьеров в общении между детьми, а не пытаться их расколоть.

Что же делать, если в группе все-таки возникли определенные трудности?
Таблица 4: Трудности, возникающие в ходе групповой работы, и способы их устранения

Трудности, возникающие в ходе групповой работы Причина Средства их устранения и реагирования ведущего
Смех Несоответствие предложенных упражнений возрастным особенностям или возможностям детей Замените упражнение на более сложное или более простое. Введение больших психологических игр («Кораблекрушение», «Мафия» и т.д.), дальнейший пересмотр программы
Наличие в группе демонстративного ребенка (клоуна) Обратитесь к ребенку с вопросом: «Может, ты хочешь, чтобы мы обратили на тебя внимание?»; введите игру, позволяющую детям проявить себя («Брейн-ринг», «Дикая обезьяна», «Круг внимания»); дайте ребенку поручение
Нарушение правил Правила еще не усвоены На начальном этапе проведения групповой работы (2-3 занятия) необходимо повторять и напоминать правила; размещайте памятки с указанием всех правил на видном месте; повторно обсуждайте, проговаривайте правила и нормы поведения
Дети пытаются таким образом привлечь к себе внимание Обращайтесь с вопросом: «Может, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?»; вводите штрафные санкции, разработанные детьми (например, «черную метку»); отстраняйте ребенка от выполнения упражнения; игнорируйте (если нарушения несерьезные).
Отказ от выполнения упражнения Тревожность Разрешите не выполнять упражнение (не более 1-2), при условии выполнения альтернативных заданий (побыть «Хранителем времени», «Наблюдателем» и т.д).; проведите дополнительную индивидуальную коррекционную работу; предложите упражнение на сплоченность и поддержку
Ситуация, рассматриваемая в упражнении, является для ребенка травмирующей Разрешите не выполнять упражнение при условии выполнения альтернативных заданий (побыть «Хранителем времени», «Наблюдателем» и т.д).;
Упрямство, ребенок пытается показать, что имеет власть над присутствующими Игнорируйте, но в дальнейшем проведите с ребенком индивидуальную работу; введите интересную коллективную игру; проведите индивидуальную коррекционную работу
Массовый отказ от выполнения задания, выход из группы (может быть спровоцирован одним ребенком, который повлиял на наиболее тревожных и неуверенных в себе участников) Открыто обсуждайте причины страхов и беспокойства детей; пересмотрите индивидуальные цели каждого участника, чтобы сделать их более реальными
Агрессия по отношению к другим участникам Слабость самоконтроля Введите штрафные санкции, («Скамья запасных» с выполнением упражнения «Рисунок»); упражнение «Горячий стул»; дополнительная индивидуальная коррекционная работа
Провокация Упражнение «Я-сообщение». Ролевое проигрывание ситуации: участники ролевой игры меняются местами («провакатор»-«пострадавший»), далее возможно выбрать желающих, участников ролевой игры, из зала с целью демонстрации образцов разрешения конфликта, либо неконфликтного поведения
Зависимость, постоянная просьба о помощи ведущего Тревожность, демонстративность Сделайте ребенка своим помощником; поощряйте самостоятельное выполнение упражнений; Предложите вести «дневник достижений»
В Приложение 15 приведены упражнения, которые можно использовать для предотвращения возникновения трудных ситуаций в группе.
Итак, вы ознакомились с содержанием программы и основными принципами групповой работы. В следующем разделе приводятся сценарии занятий по программе профилактики и коррекции агрессивного поведения младших школьников.


Приложение 15: Упражнения к разделу «Трудности в работе группы»

Упражнение «Брейн–ринг»
Группа делится на несколько команд. От каждой команды к ведущему подходит по человеку, и он говорит им на ухо слово, которое они должны жестами донести до своей команды. Кто быстрее. Показывать на сам предмет нельзя. Вариант: передавать слово не жестами, а рисовать или лепить из пластилина.

Упражнение «Дикая обезьяна»
Один из детей (выбирается по желанию, либо из детей, нарушающих правила работы в группе) выводится за дверь или просто подальше от места расположения общего круга, чтобы он не видел и не слышал оставшихся. Ведущий говорит остальным участникам: «Сейчас мы его (ее) разыграем. Он вернется, а мы скажем, что здесь собрание самых диких обезьян и ему нужно определить, кого же мы загадали как самую дикую. Для этого, - скажет ему ведущий, - он должен спросить: “Кто здесь самая дикая обезьяна?” Вы все должны закричать: “Я! Я!” С двух попыток он должен будет угадать, кто же эта обезьяна. А самая дикая - эта та, кто громче всех кричит и сильнее всех бьет себя кулаком в грудь. Итак, две попытки. Он будет спрашивать, а мы кричать. После двух попыток он на кого-нибудь укажет. Мы все как бы удивимся и скажем, что он угадал. Тот на кого показали как на самую дикую обезьяну, выходит. Потом мы кого-то загадаем, вроде бы по-настоящему, и когда вернется второй ведущий и начнет спрашивать «Кто здесь самая дикая обезьяна?», первый раз мы все закричим “Я! Я!”, а второй - наберем воздуха для крика, но промолчим, и… - станет ясно, кто же у нас «дикая обезьяна», – ведь тот, кто сейчас за дверью, не будет знать о нашем сговоре. Вопросы есть?» Игра протекает согласно данной инструкции. Можно в начале удалить не одного, а трех-четырех человек.

Упражнение «Личный подвиг»
Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание - подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хочешь сказать, вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку.

Упражнение «Наблюдатель», «Хранитель времени»
Во время работы группы могут возникать ситуации, когда ребенок категорически отказывается от выполнения того или иного упражнения. Задача психолога создать такие условия, при которых бы данные дети не выключались из общей работы. Им предлагается занять интересные, но пассивные должности:
«Наблюдатель» - это человек, который следит со стороны за соблюдением правил, либо упражнения, игры, либо правил поведения в группе.
«Хранитель времени» - это человек, который следит за соблюдением временных рамок определенной игры или упражнения.

Упражнение «Автомобиль»
Цель: сплочение группы
Вся группа должна построить воображаемую машину, которая должна проехать определенное расстояние по комнате. Дети выступают в роли деталей автомобиля («колеса», «дверцы», «багажника», «капота» и т.п.), из которых водящий собирает автомобиль. Водящий выбирается из участников группы. Он самостоятельно выбирает из участников «детали автомобиля» и объясняет им их роль, месторасположение и те движения, которые они должны выполнять, когда машина будет двигаться. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды, чтобы машина работала хорошо и могла передвигаться. Затем можно предложить, чтобы скорость машины несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться.

Упражнение «Рисунок»
Нарисовать портрет человека или ситуацию, которые вызывают негативные эмоции. Потом подписать рисунок корявыми буквами, порвать и выбросить.

Упражнение «Горячий стул»
«Горячий стул» это специальное место для участника, которому остальные дети из группы могут задать любой вопрос, на который ему необходимо честно ответить. Так же и сам участник, находящийся на «горячем стуле», может задавать вопросы о себе другим участникам группы и получать на них честные ответы.
Каждый из участников группы (либо участник, который нарушает правила работы в группе) по очереди садится на стул в центре круга. В это время остальные участники группы обращаются к нему: "Когда ты делаешь, говоришь то-то и то-то, или ведешь себя так-то и так-то, то у меня возникают такие-то и такие-то чувства, или, мне кажется, что это означает то-то и то-то". Участник, сидящий на «горячем стуле» должен попытаться ответить на вопросы. Либо он сам может спросить группу: «Что Вам во мне нравится, а что - нет?» Все участники по очереди отвечают на этот вопрос.

При формулировке вопросов и ответов необходимо соблюдать правило шеринга «Мы говорим о том, что чувствуем, но не даем оценки действиям другого (вместо «плохо», «хорошо» - «Я понял…»; «Меня удивило…»; «Я почувствовал…»; «Я думаю …»; «Меня разозлило…»; « Я уверен, что…»; «Мне не понравилось…», «Мне понравилось…»)

После того, как все высказались, участник, который находился на «горячем стуле», рассказывает о том, что он понял из этих обсуждений, что ему понравилось, а с чем он не согласен.

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге А.Г. Долговой

"Класс глазами каждого"

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

    Создание благоприятного психологического климата;

    Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

    Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

    Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст : школьники 1 1 - 1 4 лет.

Состав участников: 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.

Режим работы : 45 минут

Актуальность : невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

    Приветствие – 4 минуты

    Цель, задачи – 3 минут

    Разминка – 2минут

    Основная часть - 40 минут

    Рефлексия – 5 минут

    Орг. конец – 3 минуты

Ход тренингового занятия:

    Разминка – погружение – 2 минуты

    Упражнение «»Фотография нашего класса – 7 минут

    Упражнение «Если птичка, то какая » – 10 минут

    Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут

    Упражнение «Горячий стул» – 10 минут

    Упражнение «Моя проблема в общении» – 7 минут

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» - 5 минут

    Орг.конец. – 5 мин.

Структура : ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Ход занятия

1. Приветствие (2 мин).

Цель: Установление контакта с детьми.

Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга.
Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж, затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.

Правила работы в группе.

Время : 2 минуты.

Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
Список правил: ( Каждый пункт правил поясняться ведущим. )
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я –высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность
7.Правило «СТОП»
8.Конфедециональность.

2. Разминка – погружение

Время : 2 мин.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

    У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

    Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

    Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

    Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

    Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

    Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

3.Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение.На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, - подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее .

Упражнение: «Моя проблема в общении»

Время: 15-20 мин.

Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе )?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

    Что вы чувствовали?

    Если не получилось, то почему?

Упражнение «Горячий стул»

Время: 10 мин.

Цель:

Инструкция: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах

Обсуждение : первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение « Если птичка, то какая»

Время. 10-15 минут.

Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание: «Загадайте какого-то одного игрока. Однако так, чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать (в том случае, если он рядом). Используйте жесты».

Процедура проведения. Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.

Упражнение: « Фотография нашего класса»

Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

Процедура "Спасибо за приятное занятие"

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Орг. конец: Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Рефлексия:

    Какие чувства испытывали?

    Что нового узнали о себе, о группе?

    Чему научились?

    Как это пригодиться в будущем?

    Что было важным?

    Над чем вы задумались?

    Что происходило с вами?

    Что нужно развивать на будущее?

психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Горячий стул»

В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Там должны будут побывать все (по желанию). Когда первый доброволец найдётся и займёт место, тренер предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сделать комплимент, высказать благодарность, сказать о его положительных или отрицательных качествах либо сказать с кем или чем ассоциируется этот человек и т.д.

Обсуждение : первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение прислала Елена


27.02.2011
Катя
Его часто путают с "горячим стулом" гештальттерапии.
25.03.2011
Вика
Очень трудное упражнение..особенно если ты в роли сидящего на стуле!!
24.10.2011
Бэлла
Мы делали данное упражнение в универе, помимо высказываний о человеке мы задавали вопросы ему, о личном, вобще разные. Тяжело сидящему на стуле, особенно когдазадевают сокровенное. Данное упражнение помогло нам лучше узнать друг друга.
23.01.2013
Лана
В гештальт-терапии кажется "пустой стул".
17.04.2017
максим
Я сам через это прошёл вдважды. Горячий стул. Друдно сидет в округе или в группе из нескольких человек. Горячий стул хорошо погает исправиться в хорошую сторону. Можеш видеть себя глазами других людей. Но удержаться особено когда на тебя оказывают давление и влияние. Надо только набраться терпение это не для слабых нервоных

Психологический час "Горячий стул" предназначен для подростков 10 - 15-летнего возраста. Во время занятия создаются символические портреты подростков, которые затем дарятся тому, кто сидит на "горячем стуле". Будет ли стул "горячим" зависит от участников. У подростков появляется великолепная возможность узнать себя лучше, получить обратную связь от своих сверстников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Горячий стул» или Психологический портрет глазами группы

(Психологический час для подростков 5 – 9 классов)

Цель: развитие умения детей видеть достоинства в других людях, быть внимательными к окружающим.

Задачи:

  1. Развивать умения: внимательно слушать своих товарищей и благодарить за подарки.
  2. Способствовать осознанию подростками своих качеств.
  3. Оказать психологическую поддержку неуверенным в себе детям.
  4. Способствовать сплочению классного коллектива.

Время проведения: 40–45 минут.

Место проведения: обычное классное помещение.

Оборудование: для каждого участника: листы А4 (допускается использование половины листа А4), простые карандаши, фломастеры или цветные карандаши.

Возраст: 11–15 лет.

Ход занятия:

Инструкция психолога: «Мне нужен один из вас, самый смелый, «камикадзе».

(Один из учащихся, по желанию, выходит к доске, садится на стул).

«Сегодня я хочу предложить вам нарисовать портрет… (называем имя ученика). Давайте сразу откажемся от фотографической точности изображения, не будем стремиться к портретному сходству, не все из нас – художники. Более того, предлагаю вам нарисовать символический портрет, то есть попробуем определить, с чем, с каким предметом, явлением природы, фигурой, цветом, может быть, архитектурным строением ассоциируется у вас этот человек?

Нарисуйте портрет, подумайте, какие качества присущи этому человеку, почему получился именно такой образ. Запишите сбоку эти качества. Затем, когда все будут готовы, вы подарите свой портрет и прокомментируете его.

Кроме того, задание получает и тот, кто сейчас сидит на стуле: «Тебе нужно отслеживать то, что ты чувствуешь, пока ребята тебя рисуют, и то, что ты будешь чувствовать потом, когда тебе будут дарить портреты. Нужно будет внимательно выслушать каждого и поблагодарить за подарок».

(Во время выполнения задания очень часто раздается смех, что является нормальной реакцией подростков, это допустимо).

Проходит примерно 15 минут, дети начинают по одному выходить к доске, показывают всем, что получилось, и, обращаясь к «герою» по имени, комментируют свой рисунок.

Психолог следит за тем, чтобы подростки не допускали резких, грубых высказываний в адрес того, кто сидит на «горячем стуле». Говорить об отрицательных качествах можно, но в деликатной форме.

(Психолог также участвует в рисовании и дарении рисунков).

Во время оглашения результатов психолог ведет запись черт характера на отдельном листочке. Затем зачитывает наиболее часто встречающиеся качества, предполагая, что эти качества являются чертами характера сидящего на стуле.

Психолог говорит: «Я думаю, вы обратили внимание на часто повторяющиеся черты. Их подметили несколько человек, например, доброта. Скорее всего, это черта характера данного человека».

Затем наступает момент «обратной связи». «Герой» рассказывает о своих чувствах до и после.

Психолог спрашивает: «А был ли стул, на котором ты сидел, «горячим?»

Все ли качества, которыми ты обладаешь, были названы твоими одноклассниками? Может быть, есть такие качества, о которых они и не догадываются? А ты хотел бы, чтобы о них знали, назови их».

Очень важно, чтобы через эту «процедуру рисования» прошли все подростки. Сначала на стул следует приглашать среднестатусных или высокостатусных детей, а затем, где-то на 4 – 5 занятии – низкостатусных.

Обычно за 40 – 45 минут удается нарисовать портреты двух детей.

У подростков это занятие вызывает повышенный интерес. Об этом говорит стихотворение, которое сочинила Милена Г., пока дети из класса рисовали ее портрет.

На «горячем стуле» я сижу,

Я на одноклассников гляжу,

Все рисуют для меня,

Кто улыбку, кто коня,

Кто свинью, а кто игрушку,

Кто какую-нибудь зверушку.

Нотку кто-то мне рисует,

На волнах, как ветер дует,

Кто ракету, кто кота!

Вот какая красота!

Я сижу и ожидаю:

Что же нарисуют мне?

И стихи я сочиняю!

Холод дует по спине!

Какого мненья обо мне?

Волненье, светлое волненье.

Во мне царят сейчас сомненья,

Они не по моей вине!

Ведь кто-то надо мной смеется,

А кто-то любит без ума,

А для чего мне жизнь дается,

Не знаю даже я сама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для подростков-1

Психологический тренинг для подростков-2

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков "Встречают по одежке"

Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску». Помогает установить контакт, вызвать интерес друг к другу....


Цель: предоставление участникам возможности поближе познакомиться друг с другом и попрактиковаться в задавании вопросов в рамках группового контекста.

Важно, чтобы как само упражнение, так и последующее обсуждение проходили активно и каждый участник имел возможность сказать то, что он хочет.

Методика: участники выполняют следующие инструкции.
Каждый участник в течение 2 минут сидит на «горячем стуле».
Когда один из участников оказывается на «горячем стуле» (можно либо оставаться сидеть на своем месте, либо поставить «горячий стул» в центр круга), остальные получают право задавать ему любые вопросы.
Если член группы не хочет отвечать на заданный вопрос, то он может просто сказать «пропускаю».
Через две минуты участник, сидящий на «горячем стуле», предлагает занять это место другому члену группы.
Подобная процедура продолжается до тех пор, пока все члены группы не побывают на «горячем стуле».

Оценивание: делается два «круга». В ходе первого круга все участники но очереди говорят о том, что им меньше всего понравилось в данном упражнении, в ходе второго – что больше всего понравилось. Тренер также должен принять участие в процессе оценивания и решить, стоит или нет проводить обсуждение тех моментов, на которые обратили внимание участники.

Упражнение 73. Самоописание

Время выполнения: от 45 минут до 1 часа.
Цель: предоставление участникам возможности исследовать образ собственного «Я».
Число участников: от 5 до 25 человек.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти «памятки» будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.

Предоставьте слово каждому участнику, и перед тем как переходить к следующему упражнению, подождите, пока не будут проговорены все возникшие в группе мысли и чувства.

Методика: все участники разбиваются на пары. Задача одного из них состоит в том, чтобы описать себя своему партнеру, причем это описание должно быть сделано в третьем лице. Начать можно, например, так: «Джеймс Джонсон - мужчина тридцати четырех лет, который...»

Участники описывают себя таким образом 5 минут. Далее происходит обмен ролями в парах и то же самое задание выполняется еще в течение 5 минут. Затем вновь образуется общий круг, и тренер, выступая в качестве фасилитатора, проводит обсуждение данного упражнения. Тренер также может участвовать в выполнении данного упражнения в качестве одного из членов группы.

Оценивание: все участники по очереди говорят о том, чему они научились, выполняя данное упражнение, и что заберут с собой в «реальную жизнь», не связанную с жизнью группы.

Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.