Социальное взаимодействие и его условия. Общение как взаимодействие

Социальное взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, обмена действиями между двумя и более акторами.

Социальное взаимодействие является одним из ключевых поня­тий в социологической теории, потому что все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия.

Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных акторов. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других - «ответ на вызов».

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по. себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иными словами, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на раз­ных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Исследование проблем социального взаимодействия всегда на­ходилось в центре внимания ведущих социологов мира. Значительный вклад в развитие теории социального действия и социального взаимодействия внесли М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и др.

М. Вебер считает, что источником социального действия и взаи­модействия людей (индивидов, групп) являются их потребности, интересы и ценности. В ходе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Потому для социаль­ных действий характерными являются такие качества, как осознанность, рациональность и ориентированность на других. По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие - это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению.

При этом «каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания) таким образом постоянно растет».

Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале 60-х гг. XX в. концепции социального обмена. Он считает, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Дж. Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Однако между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как, кроме экономической и иной выгоды, действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов, например желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат или напротив - желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение. Дальнейшее развитие и интерпретацию теория социального взаимодействия получила в трудах Т. Парсонса. По его мнению, социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Социальные системы предстают как «открытые», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена.

Другим научным направлением в исследовании социального взаимодействия является символический интеракционализм (от англ. interaction - взаимодействие). Наиболее известным представителем этого направления является Дж. Г. Мид (1863- 1931). По его мнению, во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация. Например, такой незначительный жест (действие), как подмигивание в одной ситуации может расцениваться как заигрывание или ухаживание, в другой - как поддержка, одобрение и т. д. Люди, как правило, не реагируют автоматически на воздействия извне. Прежде чем сделать это, они разгадывают значение действия, т. е. наделяют его определенным символом. Одинаковая интерпретация действий-символов способствует успешному взаимодействию.

Н. Смелзер считает, что символический интеракционализм дает более реалистическое представление о социальном взаимодействии, чем теория обмена. «Сущность символического интеракционализма состоит в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них».

Еще по теме Социальное взаимодействие:

  1. 76. Модель взаимодействия экономических и социальных переменных Г. Мюрдаля.
  2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  3. 1. Социальная природа конфликтного взаимодействия в мировой политике и международных отношениях
  4. 1.2.1. Взаимодействие Центр – регион. Механизм взаимодействия. Противоречия
  5. 3. Проблема социальной ориентации экономики. Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности

Формы социальных взаимодействий

Понятие социальных связей, их виды

Очевидно, что человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности.

Центральной идеей социологического реализма Э. Дюркгейма, ко­торой было, по существу, посвящено все его научное творчество, высту­пает идея общественной солидарности - вопрос о том, каков характер тех связей, которые объединяют, притягивают людей друг к другу. Стремление любого человека к контактам с другими людьми обусловлено базовыми потребностями человека . К ним относятся: половая (размножения); групповой самозащиты; общения с себе подобными; интеллектуальной деятельности; чувственно-эмоциональных переживаний. Вне контактов удовлетворение этих потребностей невозможно.

В течение всей жизни человек связан с другими людьми посредством социальных связей, которые проявляются в различных видах и формах.

Социальные взаимосвязи между членами общества или социальной группы крайне разнообразны. В процессе общения с другими людьми человек постоянно отбирает из большого количества разнообразных связей именно те, которые он считает нужным усиливать и развивать. В связи с этим каждый индивид проходит несколько этапов в освоении социальных связей, прежде чем достигает состояния социальных отношений.

Кроме того, именно социальные связи являются основой группообразующих процессов , первым шагом в образовании социальных групп (Рис. 1).

Рис.1. Виды социальных связей

Итак, рассмотрим основные виды социальных связей:

Социальные контакты. Самым простым видом связей следует признать социальные контакты. Эти контакты являются максимально простыми, элементарными связями между отдельными индивидами.

Первым шагом в построении социальных связей являются пространственные контакты. Они отражают ориентацию людей в социальном пространстве, при которой индивиды представляют себе, где находятся другие люди и сколько их. Они могут предполагать наличие других людей или видеть их. Уже предположение о наличии некоторого количества других людей может изменять поведение индивидов в обществе. Отметим, что при пространственном контакте индивид не может выделить из общего количества окружающих его людей никаких отдельных обособленных объектов. Он оценивает окружающих людей как некоторое целое.

Выделение из пространственного окружения некоторых особенных объектов может происходить только при контакте заинтересованности. При таком контакте индивид выделяет из своего социального окружения определенного индивида или социальную группу, на которую он обращает свое внимание, которых он может использовать для углубления социальных связей.

Последним видом контактов являются контакты обмена. В ходе таких контактов происходит кратковременный обмен ценностями между отдельными индивидами. Я.Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен. Примером такого контакта может служить покупка газеты, когда покупатель, не обращая внимания на продавца, отдает деньги и получает газету.

Каждый раз, когда индивид начинает общение с другими людьми, он обязательно должен пройти все эти три вида контактов, для того чтобы перейти к более сложным социальным связям.

Более сложный вид социальных связей – это социальное действие . Его значение обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Впервые в социологию понятие «социальное действие» было введено и научно обосновано Максом Вебером.

В понимании М. Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности: во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей.

Социальные действия - это определенная система по­ступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп.

Любое социальное действие представляет из себя сис­тему, в которой можно выделить следующие элементы:

ü субъект действия, воздействующий индивид или об­щность людей;

ü объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

ü средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое измене­ние;

ü результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

Следует различать два следующих понятия: «поведе­ние» и «действие». Если поведение - это ответная реак­ция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или на­меренным, осознанным), то действие - это только неко­торые виды поведения.

Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями или социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие - это систематически ус­тойчивое выполнение каких-то действий, которые на­правлены на партнера для того, чтобы вызвать определен­ную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, кото­рая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего.

Наиболее детально социальное взаимодействие изучил П. Сорокин. По его мнению, отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной «социальной клетки» или простейшего социального явления.

В своей работе «Системы социологии» он отметил: «…индивид как индивид – никоим образом не может считаться микрокосмосом социального макрокосмоса. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить того, что называется «обществом», ни того, что носит название «общественных явлений»… Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере два». Однако чтобы два и более индивидов можно было бы рассматривать как элемент общества, необходимо, чтобы они вступали во взаимодействие между собою.

Условиями возникновения любых социальных взаимодействий Сорокин называет:

ü наличие двух или более индивидов , обуславливающих поведение и переживания друг друга;



ü совершение ими каких-то действий , влияющих на взаимные переживания и поступки;

ü наличие проводников , передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга (например речевых сигналов или различных материальных носителей).

Социальные связи человека представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. В процессе этих взаимодействий могут складываться социальные отношения.

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (формальными и неформальными).

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл. Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Причиной того, что подчас сходные взаимодействия отличаются друг от друга по содержанию являются ценности. Ценность в данном контексте можно определить как целевое желательное событие. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Если один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в их приобретении, то в этом случае возможен лишь один тип отношений - независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие.

Например случай когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем и царь.

В системе отношений можно выделить следующие элементы:

ü субъекты связи - два индивида, две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

ü связующее их звено, которым может быть какой-ни­будь предмет, интерес, общая ценность, создающие осно­ву отношения;

ü определенная система обязанностей и долженствова­ний или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Среди всего разнообразия социальных отношений существуют такие, которые присутствуют во всех остальных отношениях и являются их основой. Это, прежде всего, отношения социальной зависимости и власти.

Например, если рассматривать отношения любви, то очевидно, что любовь двух людей друг к другу предполагает взаимные обязательства и зависимость одного человека от мотивов и действий другого. То же можно сказать о дружбе, уважении, управлении и руководстве, где отношения зависимости и власти наиболее очевидны.

Формы социальных взаимодействий

Социальные взаимодействия в обществеможно рассматривать с точки зрения способов достижения желаемых ценностей . Здесь мы имеем дело с такими категориями, как кооперация, конкуренция и конфликт. Первые два понятия детально разработаны американскими социологами Робертом Парком и Эрнстом Берджесом.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "co " - "вместе" и "operari " - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация, прежде всего, связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии (социальном альтруизме). Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, желания или нежелания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, как правило, в обоюдной пользе.

Конкуренция (от лат. concurrere – бежать вместе)- это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов).

Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы.

Конфликт. Анализ конфликтов (от лат. conflictus - столкновение) полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей , набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности Абрахам Маслоу (1908 – 1970) подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности ; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции ; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребность в творчестве).

Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями. Следовательно, все социальные взаимодействия человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.

"Социология конфликта" была разработана Рэндаллом Коллинзом как обобщающая теория. В отличии от К. Маркса и Р. Дарендорфа, которые основное внимание сконцентрировали на макротеории конфликта, Коллинз сосредоточил внимание на повседневных взаимодействиях. С его точки зрения, конфликт - это единственный центральный процесс социальной жизни. Коллинз перенес свой анализ стратификации (как явления, порождающего конфликт) на отношения между полами и возрастными группами.

Он встал на позицию, согласно которой семья - это арена конфликта полов, в котором мужчины выходят победителями, а женщины подавляются мужчинами и подвергаются различным видам несправедливого обращения. Коллинз обратился к рассмотрению ресурсов, которыми обладают различные возрастные группы.

Так, старшее поколение владеет разнообразными ресурсами, в том числе опытом, влиянием, силой и способностью удовлетворять физические потребности молодых. В противоположность этому, один из немногочисленных ресурсов молодежи - физическая привлекательность. Это означает, что взрослые, как правило, главенствуют над юными. Однако по мере взросления человек приобретает больше ресурсов и более способен сопротивляться, в результате чего усиливается конфликт поколений.

С точки зрения конфликта Коллинз рассматривал и формальные организации. Он считал их сетями межличностных влияний и аренами конфликтующих интересов.

Социальное рождается во взаимодействии индивидов. Но чтобы взаимодействовать, индивиды должны прежде всего действовать, что и является основанием для концентрации внимания социологов на социальном действии. Кроме того, в некоторых социологических парадигмах социальные действия рассматриваются как то, без чего общество существовать не может, как то, что, собственно, и составляет суть общества.

Наиболее распространенным, хрестоматийным является определение социального действия, данное Максом Вебером: «социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» .

Наиболее важными характеристиками социального действия являются осмысленность и ориентация на других людей, что позволяет отличать его от другого вида действий, например, физических.

Социальное действие включает следующее: 1) действующее лицо (актор); 2) мотивацию действия; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) лицо, на которое направленно действие; 6) результат действия.

М. Вебер дал классификацию социальных действий. Он выделил следующие их типы:

  • 1) целерациональные действия - действия по достижению определенной цели, результата;
  • 2) ценностно-рациональные действия - действия, основанные на вере в какую-либо нравственную, религиозную, эстетическую ценность;
  • 3) аффективные - действия, совершаемые под влиянием эмоций;
  • 4) традиционные - действия, основанные на реальной привычке.

В соответствии с точкой зрения М. Вебера аффективные и традиционные действия лежат на границе или даже за границей осознанного поведения, поэтому они не являются в полной мере социальными действиями. Сам М. Вебер рассматривает приводимые им типы социальных действий как идеальные типы, т.е. как нечто служащее для описания реальных действий. В действительности же любое действие - это смешанное действие, где могут присутствовать все четыре типа.

Следует обратить внимание на то, что социальное действие редко встречается в единичном, обособленном виде. Оно обычно вызывает ответную реакцию других индивидов, что приводит к социальному взаимодействию (интеракции) как обмену социальными действиями.

Социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием действий других субъектов.

Питирим Сорокин определил три условия возникновения любого социального взаимодействия:

  • 1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;
  • 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;
  • 3) наличие проводников (например, речевые сигналы), передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

К этим условиям в современной социологии обычно добавляется наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разнообразие взаимодействий. В этом многообразии можно выделить несколько групп.

По сферам (где индивиды обладают определенным статусом и выполняют определенные роли):

  • профессиональное взаимодействие;
  • семейно-родственное;
  • демографическое (взаимодействие между полами и возрастными группами);
  • политическое;
  • религиозное и т.д.

По формам:

  • кооперация - сотрудничество индивидов ради решения общих задач. Кооперация возникает, когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда;
  • конкуренция - это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (собственность, престиж, власть, покупатель, популярность, место работы и т.п.);
  • конфликт - столкновение взаимодействующих субъектов. Иногда конфликт рассматривают как наиболее острую форму конкурентного взаимодействия.

Социальные взаимодействия порождают социальные связи между индивидами (или группами). Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь возникает в условиях не единичности, но множественности фактов взаимодействия индивидов.

Социальные взаимодействия и социальные связи ведут к возникновению социальных отношений. Социальные отношения - это устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами, которые нормативно определены исходя из занимаемых индивидами (группами) социальных позиций и исполняемых ими социальных ролей.

  • Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602.

Понятие "социальное взаимодействие" означает процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникаций своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции. Социальное взаимодействие представляется процессом взаимно обусловленного влияния социальных субъектов друг на друга. Г.В. Осипов утверждает, что категория "взаимодействие" выражает характер и отношения между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, и различающихся по социальным позициям: статусам и ролям. Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Сущность

Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей - б кторов (индивидуальных или групповых) и ведет себя сообразно этой социальной ситуации.

Как известно, особенности строения любой сложной системы, каков бы ни был характер ее происхождения, зависят не только от того, какие элементы входят в ее состав, но и от того, каким образом они между собою соединены, связаны, какое влияние они оказывают друг на друга. По существу, именно характер связи между элементами задает и целостность системы, и то возникновение эмерджентных свойств, которое является самым характерным ее свойством как единого целого. Это справедливо для любых систем - и для достаточно простых, элементарных, и для максимально сложных из известных нам систем - социальных.

Само понятие "эмерджентных свойств" было сформулировано Т.Парсонсом (1937) в его анализе социальных систем. При этом он имел в виду три связанных между собою условия. Во-первых, социальные системы обладают структурой, которая возникает не сама по себе, а именно из процессов социального взаимодействия. Во-вторых, эти эмерджентные свойства не могут быть редуцированы (сведены) к простой сумме биологических или психологических характеристик социальных деятелей: например, особенности той или иной культуры невозможно объяснить, соотнося ее с биологическими качествами людей - носителей этой культуры. В-третьих, значение любого социального действия невозможно понять изолированно от социального контекста той социальной системы, в рамках которой оно проявляется.

Пожалуй, наиболее скрупулезно и детально рассматривает проблемы социального взаимодействия Питирим Сорокин, посвящая им значительную часть первого тома своей "Системы социологии". Давайте попытаемся вслед за классиком российской и американской социологии разобраться с элементарными понятиями этого важнейшего социального процесса, связывающего множество разрозненных людей в единое целое - общество и, более того, превращающее чисто биологических особей в людей - т.е. в разумные, мыслящие и, главное, социальные существа.

Точно так же, как в свое время Конт, Сорокин твердо уверен, что отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной "социальной клетки" или простейшего социального явления:

" ...индивид как индивид - никоим образом не может считаться микрокосмом социального макрокосма. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить ни того, что называется " обществом", ни того, что носит название " общественных явлений" ... Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере, два".

Однако чтобы два и более индивида составляли нечто единое целое, что могло бы рассматриваться как общество (или его элемент), одного только наличия их недостаточно. Необходимо также, чтобы они вступали во взаимодействие между собою, т.е. обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия. Что же такое взаимодействие с точки зрения социолога? Определение, которое дает Сорокин этому понятию, достаточно обширно и претендует на то, чтобы объять почти необъятное, т.е. все возможные варианты:

"Явление взаимодействия людей дано тогда, когда: а) психические переживания или b) внешние акты, либо с) либо то и другое одного (одних) людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов".

Это определение, пожалуй, действительно универсально, потому что включает в себя и случаи непосредственных, прямых контактов людей между собою, и варианты опосредованного взаимодействия. В этом нетрудно убедиться, рассмотрев самые разнообразные примеры, встречающиеся в повседневной жизни каждого из нас.

Если кто-то (случайно или намеренно) наступил Вам на ногу в переполненном автобусе (внешний акт), и это вызвало у Вас негодование (психическое переживание) и возмущенное восклицание (внешний акт), то это значит, что между вами произошло взаимодействие.

И если Вы являетесь искренним поклонником творчества Майкла Джексона, то каждое появление его на экране телевизора в очередном клипе (а запись этого клипа, вероятно, потребовала от певца совершить немало внешних актов и ощутить множество психических переживаний) вызовет у Вас бурю эмоций (психические переживания), а может быть, Вы вскочите с дивана и начнете подпевать и "подтанцовывать" (совершая тем самым внешние акты). При этом мы имеем дело уже не с прямым, а с опосредованным взаимодействием: Майкл Джексон, разумеется, не может наблюдать вашу реакцию на запись его песни и танца, однако вряд ли приходится сомневаться, что именно на такой отклик миллионов своих поклонников он и рассчитывал, планируя и осуществляя свои физические действия (внешние акты). Так что здесь мы тоже имеем дело с взаимодействием.

Чиновники налогового ведомства, разрабатывающие новый фискальный проект, депутаты Государственной Думы, обсуждающие этот проект, вносящие в него поправки, а затем голосующие за принятие соответствующего закона, Президент, подписывающий указ о введении нового закона в действие, множество предпринимателей и потребителей, на чьи доходы окажет влияние этот закон, - все они находятся в сложно переплетенном процессе взаимодействия друг с другом, а главное - с нами. Бесспорно, что здесь имеет место очень серьезное влияние и внешних актов, и психических переживаний одних людей на психические переживания и внешние акты других людей, хотя в большинстве случаев они могут видеть друг друга, в лучшем случае, на экране телевизора.

Важно отметить такой момент. Взаимодействие всегда вызывает какие-то физические изменения в нашем биологическом организме. Мы можем осязать рукопожатие; щеки "вспыхивают" при взгляде на любимого человека (сосуды под кожей расширяются и испытывают прилив крови); опытный боец при приближении к нему опасного противника может сохранять "каменное" выражение лица, однако в кровь его уже впрыскивается адреналин, готовя мышцы к молниеносной атаке; слушая аудиозапись любимого Вами популярного певца, Вы испытываете эмоциональное возбуждение и т.п.

Каковы же основные условия возникновения любого социального взаимодействия? П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три таких условия (или, как он именует их, "элемента"):

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; 3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга. Мы, в свою очередь, могли бы добавить сюда и четвертое условие, которое Сорокин не упоминает: 4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Введение

3. Социальные контакты

4. Социальные действия

9. Социальная среда

9.2 Функции формирующей среды

10. Список литературы

1. Введение

Социальное взаимодействие - систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые нацелены на партнера, для вызова ответной реакции с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего. То есть, если говорить иначе, социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений.

Социальное взаимодействие является одним из основных объектов исследования в социологии. Социальное взаимодействие обусловлено непосредственными контактами между людьми. Это процесс, в рамках которого индивиды оказывают влияние на поступки и образ мыслей друг друга.

Социальное взаимодействие осуществляется в социальных ситуациях. Любые контакты индивидов, какой бы личный характер они не носили, в широком понимании -- социальны, т. к. результаты контактов индивидов не безразличны для состояния общества в целом; собственно, этими результатами и определяется в большей степени его, общества, состояние.

Взаимодействие -- это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот. Цель этих действий -- каким-либо образом повлиять на поведение другой стороны, которая в свою очередь отвечает тем же, иначе это не было бы взаимодействием. Взаимодействие -- это реальное содержание жизни группы, основа всех групповых явлений и процессов. Взаимодействие между индивидами -- это один из способов проявления функционирования общества, результат этих взаимодействий -- общество.

В данной работе рассмотрены различные трактовки и классификации социальных взаимодействий, дана собственная многофакторная классификация. Они соотнесены с понятием формирующая среда и конформизм, как наиболее значимыми механизмами социализации, как процесса социального становления личности человека. Понятие формирующей среды выводится из основных принципов современной психологии и обоснована необходимость его дальнейшего учета в объяснении феноменов воспитания и самовоспитания. Выделены основные функции формирующей среды.

Еще древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности, реализующей различные общественные отношения (производства, потребления, распределения, обмена и другие). В течение всей своей жизни он связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий.

2. Типы социальных взаимодействий

С.С. Фролов выделяет несколько типов социальных воздействий. Он говорит о социальных контактах, как “типе мимолетных кратковременных связей”, социальных действиях, ориентированных на другого человека и соотносимых с его поведением, и социальных отношениях, как устойчивых социальных связях, “которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующими поведением взаимодействующих индивидов” .

3. Социальные контакты

Социальные контакты подразделяются на пространственные контакты, контакты заинтересованности и контакты обмена. Пространственные контакты могут быть предполагаемыми (терминология Н.Н. Обозова) равно опосредованными (терминология Я. Щепаньского), когда поведение человека меняется в результате предположения о наличии в определенном месте, например в соседней комнате, на улице, в учебном заведении, на бирже труда и т. п., других людей. Другой вид пространственных контактов - контакты визуальные, где присутствие другого (других) непосредственно наблюдается субъектом и их “молчаливое присутствие” оказывает влияние на его поведение.

Психологическая сущность контактов заинтересованности состоит в выборе или предпочтении субъектом какого-либо лица, группы, социальной общности или объекта, отвечающих актуальным потребностям индивида. Контакт может порождаться обоюдным или односторонним интересом и вызывать весь разнообразный спектр эмоций от восторга, восхищения до полного неприятия, чувства гадливости и отвращения. Интерес выступает здесь в качестве побуждения к какому-либо действию (перцептивному, коммуникативному и т. п.), связанному с удовлетворением потребности, актуализировавшейся в силу появления объекта интереса в поле восприятия субъекта.

При осуществлении контактов обмена люди обмениваются сведениями, материальными или духовными ценностями, но не стремятся оказать влияние на поведение друг друга.

4. Социальные действия

В отличие от контактов социальные действия совершаются не просто в определенных условиях, а с учетом ситуации их реализации. Как указывает С.С. Фролов, “ ситуация входит в систему социального действия через ориентацию индивида” . Социальные действия всегда сознательны и целенаправленны. Порождая ответные реакции тех, на кого они направлены, они превращаются во взаимодействия. При этом субъекты взаимодействия руководствуются взаимными ожиданиями, проистекающими из оценки статуса, роли, и социального положения друг друга и существующих групповых, институциональных или общественных норм поведения. Через систему межличностных взаимодействий люди стремятся изменить установки или поведение друг друга.

Действия индивидов в социально типичных ситуациях принято называть ролями. Дж. Морено в работе “Кто должен выжить?” описывает три типа ролей :

психосоматические, связанные с общекультурными способами удовлетворения биологических потребностей;

психодраматические, связанные с актуализацией поведенческих паттернов, отвечающих требованиям социального окружения;

социальные, связанные с ожиданиями в адрес того или иного индивида со стороны других людей или социальных групп.

Т. Парсонс в книге “Социальные системы” опирается на несколько иной концептуальный подход и выделяет типы ролей в зависимости от степени включенности в него самого субъекта. Так предписанные роли отвечают социальным ожиданиям, исходящим из статуса индивида в группе. Субъективные роли опираются на собственную интерпретацию ее содержания субъектом действия. А проигрываемые роли отражают взаимные ожидания и оценки взаимодействующих субъектов. Таким образом, степень вовлеченности (включенности) самого субъекта постепенно повышается от предписанных ролей к ролям проигрываемым.

Р. Линтон отмечал, что принятие роли относится к внутренней интерпретации ожиданий, связанных с системой позиций, а реализация роли в системе социальных взаимодействий к осуществлению этих ожиданий через активность человеческого Я .

Иногда социальные взаимодействия могут принять форму конфликта. Конфликтное взаимодействие всегда характеризуется противоборством сторон в их стремлении достичь той же (единой для обеих сторон) цели - обладать предметом конфликта, который не может быть поделен между участниками.

5. Теории социального взаимодействия

В зарубежной социальной психологии существует несколько теорий, объясняющих процессы социального взаимодействия . Это и теория обмена Дж. Хоуманса, и символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера, и теория управления впечатлениями Э. Гоффмана. Первая выделяет в качестве цели и стимула к взаимодействию стремление уравновесить вознаграждения и затраты. Причем, чем больше одно и меньше другое, тем чаще человек будет стремиться повторять данное действие. Однако насыщение потребности будет вести к снижению социальной активности субъекта. Хоуманс, тем самым, опирается на идеи Скиннера, применяя их к анализу процессов социального взаимодействия.

Авторы теории символического интеракционизма обращают внимание на то, что каждый человек приспосабливает свое поведение к действиям другого (других) индивидов. Поэтому оказывать влияние, воздействовать на нас могут не только поступки, но и намерения окружающих нас людей. Понимание (интерпретация) намерений и поступков осуществляется на основе использования сходных символов, усвоенных человеком в ходе социализации. С точки зрения Г. Блумера взаимодействие - это не обмен действиями, а непрерывный диалог, поскольку взаимодействие происходит тогда, когда действие еще не совершено, но намерения субъекта уже осознаны, проинтерпретированы человеком и вызвали у него соответствующие состояния, стремления и ответные реакции. Данная теория дополняет бихевиоральный подход когнитивным, принимая в расчет те процессы, которые происходят в сознании взаимодействующих индивидов.

Дальнейшее развитие этих идей с выходом на практику управления дает концепция управления впечатлениями Э. Гоффмана. Он считает, что создать о себе благоприятное впечатление, а также оказать необходимое воздействие, например, устрашить или успокоить, можно путем оказания влияния на понимание ситуации другими людьми. Такое взаимодействие есть своеобразная драматизация или, пользуясь термином А.Б. Добровича, “контакт масок”.

6. Влияние социального взаимодействия на человека

Приведенный выше обзор показывает, что и социальные контакты, и социальные действия (информирование, контроль, оценка, интерпретация, принуждение и т. д.), и их непрерывная цепочка, называемая взаимодействием, и социальные отношения (зависимости и власти, влечения и близости, социальной неприязни и др.) оказывают на человека дискретное или массированное социальное воздействие.

Всякое воздействие оказывает трансформирующее влияние на человека. Степень податливости трансформирующим влияниям социальных воздействий определяется свойством конформности индивида. Само это свойство является производным от целого ряда факторов. К важнейшим из них относятся:

уровень интеллектуального развития человека,

его компетентность,

уверенность в себе,

положение в группе,

степень идентификации с ней,

возраст индивида,

сила воздействия ситуации,

сложность решаемой в ней задачи,

размер группы,

единомыслие и сплоченность ее членов,

публичность-анонимность ответа,

отсутствие предварительных заявлений.

Все эти факторы можно подразделить на личностные (1-6) и ситуационные (7-13). Таким образом, мера влияния социального окружения на индивида зависит от ряда его личностных особенностей и характеристик ситуации, в которой данное воздействие имело место.

Однако конформизм не является единственно возможной ответной реакцией на социальное воздействие. Конформные изменения встречаются наряду с такими ответными реакциями как сопротивление, изменение отношения к себе, субъекту воздействия или происходящему. Предвидеть форму ответной реакции, степень ее выраженности и направленность означает возможность управления процессами социализации.

Осуществить это на деле трудно, практически не возможно, поскольку социальные воздействия не являются согласованными, в них используются различные средства, а применение их в конкретных ситуациях имеет различные последствия, как для использующего их субъекта, так и для лица, на которое они направлены. Даже управление процессом воспитания представляется делом весьма и весьма трудным. А процесс социализации, к тому же, во многом является стихийным. Поэтому в сходных социальных обстоятельствах наблюдаются не просто различные формы поведения людей, но формируются различные типы личностей, происходит выбор индивидуально-своеобразного жизненного пути каждым человеком.

Социальная действительность дает нам огромное число примеров социальных воздействий продуцируемых людьми. Описать их все не представляется возможным. Поэтому ограничимся их многофакторной классификацией.

Может быть выделено множество видов социальных воздействий в зависимости от цели, содержания, направления социальных воздействий, субъектов их осуществляющих, выбора средств воздействия и их формы, адресности, степени эффективности и количества воздействий.

7. Виды социальных воздействий

В зависимости от цели социальные воздействия бывают программирующими, стимулирующими, предупреждающими, активизирующими и тормозящими. Программирующие воздействия задают систему мотивов или последовательность действий индивида, стимулирующие - расширяют систему мотивации, побуждают человека к принятию или смене системы установок и отношений. Предупреждающие воздействия представляют собой барьеры и ограничения к совершению определенных нежелательных действий, выполнению деятельности, которая опасна для субъекта или его окружения. Активизирующие воздействия направлены на повышение эффективности деятельности, увеличение ее скорости, производительности, они подталкивают человека к совершению определенных действий. Тормозящие же, напротив, вводят систему запретов на какие-то формы поведения, совершение каких-либо действий, включая перцептивные, интеллектуальные, эмоционально-выразительные и т. п. В ответ на оказанные воздействия человек или группа людей могут подчиняться давлению, то есть поступать конформно или противостоять им, проявляя нонконформность и независимость. Поэтому в графе “Реакция субъекта” каждому виду социальных воздействий соответствуют как минимум две полярные реакции - конформная и нонконформная или автономная. Иногда к ним добавляются когнитивные и эмоциональные реакции.

В зависимости от содержания социальные воздействия подразделяются на социализирующие, воспитательные, образовательные и ориентирующие. Социализирующие воздействия несут в себе информацию о принятых в данной общности установках и нормах поведения, эмоциональных и прочих реакциях на их соблюдение и нарушение, распространенных предрассудка и предубеждениях. Воспитывающие социальные воздействия оказывают влияние на интересы, ценностные ориентации, идеалы и личностные смыслы поступков человека, путем их структурирования, пополнения, развития или дискредитации. Образовательные воздействия способствуют передаче общественного опыта, накопленного в области науки, техники, искусства, культуры и религии. Наконец, в эту же группу включены ориентирующие социальные воздействия. Они побуждают человека к интернализации принятой в обществе или группе системы знаков, символов и социальных ориентиров.

По направленности воздействий можно выделить прямые, оказываемые непосредственного на самого субъекта, и косвенные. К ним относятся воздействия на социальное окружение индивида и условия его деятельности. Последний вид предполагает большой диапазон изменения экономических, социально-психологических, эргономических условий, а также степени трудности деятельности, ее разнообразия, напряженности, ответственности индивида за полученные результаты. Следует отметить, что на косвенные воздействия человек, как правило, реагирует изменением отношения или эмоционального состояния. Возможны изменения и функционального состояния, например появление утомления, монотонии и т.п.

В качестве субъектов воздействия могут выступать как отдельно взятые индивиды, так и различные социальные общности, и общество в целом в лице средств массовой коммуникации. Поэтому, взяв за основание классификации субъектов воздействия, нами были вычленены индивидуальные, групповые, институциональные и общественные или сетевые, исходящие от средств массовой коммуникации, социальные воздействия. В ответ на воздействие средств печати, радио, телевидения, мировых компьютерных систем человек может не просто принимать или отвергать какую-либо информацию, но усваивать установки, изменять уже имеющиеся, а в случае противоречивости полученной информации реагировать сомнением и пассивностью, то есть снижением степени социальной активности.

На основании выделения средств воздействия социальные воздействия можно классифицировать на четыре вида - убеждающие, внушающие, принуждающие и обучающие. Убеждающие воздействия апеллируют к разуму субъектов, внушающие к эмоциям и чувствам, инстинктам и врожденным мотивам поведения. Принуждающие или давление прибегают к использованию различных манипулятивных приемов (шантажу, угрозам, посулам, обещаниям, подаркам, комплиментам), способных вызвать желаемый вид поведения индивида, а также уговоров, ссылок на существующее мнение, положение и т.п. Обучающие воздействия предоставляют в пользование субъекта определенную информацию, которая может пригодиться ему в данный момент или в будущем. Последние в качестве ответной реакции имеют не просто различную степень присвоения социального опыта, но и развитие способностей, сущностных черт человека.

Самую многочисленную группу видов социальных воздействий составляет классификация, в основу которой выделение различных форм воздействия. Так социальные воздействия могут принимать форму социального контроля и оценки, интерпретации поведения, чувств, качеств другого индивида, инструктирования, просьб, приказов, угроз, шантажа и т.д. Если социальные воздействия включены в контекст социального взаимодействия, то они принимают форму позитивного или негативного подкрепления. В этом случае вероятность получения парадоксальной обратной реакции очень низка, практически приближается к нулю, то есть в ответ на позитивное подкрепление мы получаем усиление реакции, а в ответ на негативное - ее угашение. В исследованиях необихевиаристов это было многократно подтверждено в лабораторных экспериментах на животных и полевых экспериментах на детях . Правда однократного подкрепления порой бывает недостаточно и требуются систематические подкрепления для получения нужной ответной реакции.

Еще одним основанием для классификации является адресность воздействий. В зависимости от адресата воздействия могут апеллировать к разуму, чувствам, прошлому опыту, моральному сознанию индивида или направляться его подсознанию.

Степень эффективности воздействий задает непрерывную шкалу их изменений. В приведенной классификации зафиксированы лишь два дискретных полярных вида социальных воздействия - это эффективные и неэффективные. Первые в качестве ответной реакции имеют поведение или состояния, соответствующие ожиданиям других людей, являющихся субъектами воздействия, вторые - напротив, предполагают ответные реакции несоответствующие ожиданиям.

Наконец, по количеству воздействий выделено три вида. К ним относятся одиночные, способные вызвать практически любые ответные реакции в диапазоне от абсолютно конформных до полностью нонконформных, автономных. Второй вид - множественные воздействия, повышающие вероятность получения ожидаемых реакций; и третий - массированные, способные привести к появлению аффективных эмоциональных состояний, например, растерянности, паники, ступора и т. п.

Приведенная классификация не претендует на универсальность. Однако она является многофакторной и позволяет составить достаточно полное представление о разнообразии возможных видов социальных воздействий, их группах и унифицировать ответные реакции на них. Если субъект принимает воздействие, то ответная реакция будет конформной вне зависимости от ее конкретного содержания. Это может быть изменение поведения, изменение установки, принятие решения, интериоризация социального опыта и т. д. Если воздействие не принимается или оказывается малоэффективным, то ответная реакция будет несоответствующей ожиданиям или нонконформной. Она будет продуцирована мотивами, интересами, убеждениями самого субъекта, его планами, установками, переживаниями. Сказанное не означает, что субъект не реагирует на социальное воздействие, хотя это может показаться стороннему наблюдателю или тому, кто воздействует на человека. Реакция в любом случае есть, просто она имеет иную направленность.

8. Ответная реакция на социальные воздействия

Объяснение существующего разнообразия ответных реакций может быть дано через введение понятия формирующая среда. При этом термин “формирующая” понимается в смысле детерминирующая ответные реакции, состояние и поступки индивида в системе социального взаимодействия. Мы рассматриваем формирующую среду в качестве одного их важнейших механизмов социального становления личности. Другим таким механизмом является конформизм.

Конформизм, как специфическая ответная реакция на социальные воздействия, является многоаспектным и разноуровневым психологическим феноменом. Анализ литературных данных позволяет выделить четыре вида конформизма (таблица 1). Мы обозначили эти виды следующим образом: личностный, личностно-интеракицоннный, ситуационный и групповой виды. Каждый из них детерминирован определенным набором факторов. Изменение направленности или величины (степени выраженности) фактора влияет и на выраженность конформизма. Факторы могут взаимодействовать друг с другом, что также ведет к изменению картины поведения человека и варьированию динамики его конформности.

Таблица 1

Классификация видов конформизма

Виды конформизма

Факторы детерминации

Личностный

степень внушаемости личности

уровень тревожности личности

самооценка личности

степень компетентности личности

уровень интеллектуального развития личности

Личностно-интеракционный

возраст лица, оказывающего воздействие

разница степени компетентности взаимодействующих лиц

характер межличностного взаимодействия

эмоциональные отношения между субъектами взаимодействия

стремление к лидерству взаимодействующих лиц

Ситуационный

значимость ситуации

новизна ситуации

угрожающий характер ситуации

конфиденциальность ситуации

Групповой

сплоченность и единодушие членов группы

численность группы

характер деятельности членов группы

возможность осуществления социального контроля и негативного подкрепления в отношении членов группы

характер коммуникации членов группы

Как видно из таблицы 1 личностный конформизм или конформность личности обусловлен каким-либо одним из перечисленных или несколькими качествами личности и представляет собой податливость человека социальным воздействиям другого лица, группы или общественному мнению. Более высокие показатели внушаемости и тревожности положительно взаимосвязаны с конформностью, тогда как высокие показатели самооценки, компетентности и уровня интеллектуального развития человека находятся в обратной зависимости с этим его качеством.

Личностно-интеракционный вид конформизма возникает при взаимодействии субъектов, когда активными оказываются обе стороны, обменивающиеся социальными воздействиями. При этом авторитетность лица, оказывающего влияние, его превосходство в возрасте и уровне компетентности, повышает вероятность конформных реакций у его партнера. Характер межличностного взаимодействия и межличностных отношений могут повышать степень конформности как одно, так и другого взаимодействующего лица. Высокий социальный статус, значимая роль усиливают социальные воздействия и повышают вероятность конформных реакций у партнера. Положительные эмоциональные отношения между субъектами также положительно коррелируют с вероятностью присоединения одного из них к другому, тогда как отрицательные - скорее приведут к актуализации автономных тенденций и снижению процента конформных реакций. Исключение составляет только страх, который объединяет людей. Стремление к лидерству одного из партнеров усиливает конформизм другого. Взаимное стремление к лидерству, и его следствие конфронтация партнеров резко повышают вероятность появления нонконформных реакций у взаимодействующих сторон.

Ситуационный конформизм будет проявляться у отдельной личности и целой группы под влиянием факторов значимости, новизны, угрожающего характера и степени конфиденциальности ситуации. При этом зависимость везде будет прямой.

Групповой конформизм присущ личности или одной группе лиц в отношении другой, а также меньшинству в отношении большинства. Увеличивать вероятность конформных реакций будут высокая сплоченность группы и возможность осуществления ею социального контроля и негативного подкрепления (наказания) своих членов. Численность группы, характер деятельности и коммуникации связаны с уровнем конформизма более сложной зависимостью. Но групповой конформизм действует лишь в рамках членства, то есть этот вид конформизма проявляется у личности лишь в том случае, если она является или считает себя членом данной группы, а также у группы в отношении других групп, если они связаны совместной деятельностью или входят в состав единой социальной общности. Таким образом, групповой конформизм характеризует процессы социального взаимодействия.

9. Социальная среда

Сложность социального реагирования субъектов, будь то личности или целые группы, опять наводит на мысль о присутствии некоего компонента, который выступает в роли медиатора между ними, то есть субъектами и воздействиями социальной среды. Этот медиатор, по нашему мнению есть ни что иное, как формирующая среда. Появляется она в момент взаимодействия вне зависимости от того, кто является инициатором этого взаимодействия человек с его актуальными потребностями или среда с ее нормами, требованиями и предписаниями. Формирующая среда будет определять характер ответной реакции в системе социального взаимодействия.

Термин социальная среда является междисциплинарным. Его широко используют представители таких научных дисциплин как детская и возрастная психология, к нему прибегают специалисты по педагогической и социальной психологии, педагогике, а также философы, социологи, представители общественных и естественных наук, например, социальной географии, этнологии и другие. За счет этого происходит обогащение данного понятия, оно приобретает структурный и системный характер. В социальной среде выделяют микросоциальный и макросоциальный уровни. К числу компонентов, входящих в состав макросоциального уровня, причисляются и природные компоненты экосистем. Наконец, можно говорить и о планетарном уровне или ноосфере. Последнее есть ни что иное, как включенность человека в жизнь всей планеты, подразумевающая возможность оказания отдельным индивидом таких воздействий, которые будут иметь планетарный резонанс.

В рамках психологических дисциплин воздействия среды наиболее тщательно изучены представителями бихевиоризма, необихевиоризма и концепции социального научения . Научающе-бихевиоральный подход, развитый и поддержанный Б. Скиннером, провозглашает определяющую роль среды, как в детерминации поведения животных, так и социальных форм поведения людей. По его мнению, у животных преобладает респондентное поведение, осуществляемое по типу ответных реакций на определенные стимулы, а у людей - оперантное. Здесь уже предвидение, предвосхищение, знание будущего результата детерминирует и управляет ответными реакциями человека.

9.1 Зависимость между воздействиями среды и поведением субъекта

Зависимость между разнообразными воздействиями среды и поведением субъекта носит вероятностный характер: оперантная реакция, подкрепляемая положительным результатом, имеет тенденцию к закреплению и повторению, а неподкрепляемая будет постепенно угасать. Именно по этой схеме происходит социальное научение.

В регуляции поведения человека, по мнению все того же Б. Скиннера, особую роль играют вторичные или условные подкрепляющие стимулы: социальное одобрение, внимание окружающих, символ могущества и власти - деньги. В ходе социализации их значение повышается.

Кроме позитивного подкрепления регулировать поведение субъектов могут “аверсивные стимулы”, это различные формы наказания и негативного подкрепления. В ряде экспериментальных работ было показано, что негативные формы поведения (детские капризы, правонарушения и другие) возникают именно в результате их влияния.

Таким образом, в ситуациях социального взаимодействия люди используют в качестве средств социального воздействия друг на друга первичные и вторичные или условные стимулы для позитивного подкрепления желаемых форм поведения и негативное подкрепление для устранения нежелательных. Они, кроме того, прибегают к использованию аверсивных стимулов, хотя в этом случае результат может быть достаточно далек от желаемого. Социальная среда и социальные воздействия, выступая в качестве непосредственных детерминант, тем не менее, не могут гарантировать обязательного появления желаемого поведения или его изменения в нужную сторону. Во взаимодействии субъекта и социальной среды вмешивается некий фактор, определяющий его результат. Его условно можно назвать предрасположенностью субъекта к изменению своего поведения в желательную для другого лица сторону.

Этот фактор не может являться чисто личностным образованием, поскольку индивид далеко не всегда действует по внутреннему побуждению, его поведение во многом обусловлено социальными воздействиями среды, хотя он всегда может предвидеть и знать чего от него хотят и ждут окружающие. Он возникает лишь в ходе субъект субъектного взаимодействия и, в определенной мере, является его отражением. Мы называем его формирующей средой. Этим термином мы обозначаем процесс и результат взаимовлияния личностных диспозиций, взаимных ожиданий, деятельностных установок участников общения или совместной групповой деятельности, приводящие к изменению в структурах личности одного, некоторого числа или всех участников, (например, изменению качеств, мотивов, установок, ценностных ориентаций, целей и смыслов деятельности) и их развитию. Эти структурные изменения в пределах той или иной ситуации выражаются в таких изменениях поведения, которые сохраняются и после прекращения взаимодействия или обмена социальными воздействиями. Иными словами, формирующая среда - это психологический феномен взаимовлияния деятельностных установок, взаимных ожиданий и личностных диспозиций взаимодействующих субъектов в условиях решения задач совместной деятельности или межличностного взаимодействия.

Благодаря наличию в структуре формирующей среды установочных и диспозиционных компонентов, она регулирует актуальное поведение человека в социуме, процессы его общения и взаимодействия с другими людьми, детерминирует его развитие, социализацию, воспитание и самовоспитание. Это происходит стихийно, непреднамеренно, во многом вне рамок сознания индивида.

Процесс актуализации различных потребностей человека заставляет его идти на контакт с другими людьми или социальной средой. При этом решается та или иная задача деятельности, взаимодействия, в ходе которых люди взаимно или односторонне оказывают воздействие друг на друга. Обмен социальными воздействиями при решении индивидуальных, групповых, деятельностных или иных задач протекает в конкретных социальных условиях, которые могут облегчать или затруднять их осуществлению, способствовать или мешать удовлетворению людьми своих потребностей. Субъекты, с которыми человек вступает в контакт, задачи и условия объединяются термином ситуация взаимодействия. Последний термин все чаще используется в психологической литературе взамен термина социальная среда. Поэтому говорят о взаимодействии человека с ситуацией, а не со средой, пусть и социальной.

Ситуации, как и формирующая среда, не существуют сам по себе, до начала взаимодействия. Они появляются, складываются лишь в ходе его, и, в этом смысле, способны выступать детерминантами поведения и социального развития человека.

Описывая взаимодействие субъекта и ситуации, следует указать на ряд принципиальных моментов .

Актуальное поведение субъекта детерминировано его разносторонним взаимодействием с ситуацией. Оно подразумевает обмен социальными воздействиями, взаимную стимуляцию и взаимное отражение на уровне обратной связи.

В процессе этого взаимодействия субъект преследует свои цели. Но, поскольку в ситуацию социального взаимодействия включены и другие индивиды, то и они, обладая свойством активности, преследуют собственные цели, иногда несовпадающие и даже противоречащие целям первого.

Личностными детерминантами поведения человека являются мотивы, диспозиции, установки, когнитивные структуры, усвоенные или присвоенные им в ходе социализации и воспитания.

Ситуационными детерминантами поведения становятся те психологические значения (смыслы), которые ситуация имеет для субъекта в соответствии с его актуальными потребностями и социальным положением в группе (обществе).

Стыкующим моментом взаимодействия субъекта и ситуации является формирующая среда, которая одновременно принадлежит индивиду и социальной среде, и включает их взаимные установки по поводу той деятельности, которая разворачивается в реальной ситуации.

Интраиндивидуальные различия в поведении человека в сходных, идентичных ситуациях объясняются развитием индивида, что ведет не только к смене личностных диспозиций, но и к изменению его отношения к ситуации в целом, то есть изменению ее личностного смысла.

Межиндивидуальные различия (различия между отдельными индивидами), в том числе и разная степень конформности участников взаимодействия объясняются различиями в их социальных позициях и установках, степени осведомленности (компетентности), оценках и личностных диспозициях.

Несовпадение, противоречивость компонентов формирующей среды, например, установок, взаимных ожиданий, личностных диспозиций и смыслов, ведет к конфликту взаимодействия или ситуационной дезадаптации участников.

Конфликт является более активной и адекватной формой ответного реагирования на возникающие противоречия, а ситуационная дезадаптация - относительно более пассивной формой, поскольку в ней изменениям подвержена только одна сторона, тогда как в первом случае обе.

Ожидания, как компоненты формирующей среды, порождают инструментальный (оперантный) тип поведения людей, ведущих к их социальному научению, являющемуся неотъемлемой частью процесса социализации.

В ходе социального взаимодействия меняется не только поведение людей, трансформации подвержены компоненты формирующей среды. Они становятся детерминантами последующего взаимодействия.

Однако не всякое изменение компонентов формирующей среды ведет к развитию личности участников социального взаимодействия. Это могут быть лишь конформные перестройки их поведения, исчезающие после того, как давление группы на личность прекращается.

Чтобы стимулировать процессы развития, воспитания, саморазвития и самовоспитания, трансформация формирующей среды должна носить интенционный характер. (Критерии интенционной трансформации формирующей среды будут описаны ниже).

Формирующая среда является ситуационным образованием, то есть она функционирует лишь в рамках конкретных ситуаций социального взаимодействия. По завершении взаимодействия ее компоненты снова становятся принадлежностью личностей участников и пребывают в потенциальном состоянии до следующего контакта индивида с другими людьми.

Интраиндивидуальные различия субъектов, обусловленные непрерывностью процессов их развития, порождают временную (процессуальную) изменчивость формирующей среды. При этом меняется ее структура, содержание компонентов, степень их согласованности.

9.2 Функции формирующей среды

В процессах социального взаимодействия формирующая среда выполняет ряд функций.

Первая функция - регуляторная. Формирующая среда осуществляет селекцию и структурирование социальных взаимодействий. За счет этого одни из них достигают цели, другие - нет, третьи искажаются. Формирующая среда является своеобразной мембраной, разделяющей субъекта и ситуацию, и одновременно объединяющую их в единое целое, посредством регуляции взаимных воздействий.

Вторая функция - детерминирующая (формирующая). Она понимается нами как возможность привнесения (детерминации) компонентами формирующей среды, включая и характеристики ситуации, таких изменений в личность участников социального взаимодействия, которые повлекут за собой появление личностных новообразований, то есть причинно обусловят развитие индивидов. При этом развитие может носить как спонтанный характер, так и управляемый со стороны самого индивида или его социального окружения. В последнем случае мы будем говорить о воспитательном влиянии формирующей среды.

Третья функция - корректирующая. Формирующая среда позволяет субъектам осуществлять конформную подстройку к ситуации и одновременно обеспечивает возможность таких изменений ситуации, которые отвечают требованиям, запросам, установкам взаимодействующих индивидов.

Четвертая функция - организующая. Формирующая среда включает параметры ситуации, отраженные сознанием индивида, в процесс регуляции человеком своего поведения и одновременно делает его участником данной ситуации, включая в процесс социального взаимодействия со средой. Поэтому можно говорить об организующем влиянии формирующей среды, как на субъекта, так и на ситуацию, которое ведет к взаимному отражению параметров друг друга.

Введение понятия формирующая среда позволяет успешно объяснить ряд социально-психологических явлений, например, явления социальной дезадаптации, феномены лидерства-ведомости и другие. Психологическая диагностика и учет ее компонентов способствует повышению эффективности управления процессами социального взаимодействия индивидов и групп людей, в частности участников образовательно-воспитательного процесса. В тоже время феномен формирующей среды является по меткому определению Х. Хекхаузена еще одним “гипотетическим конструктом”, придуманным для объяснения психологической реальности.

Введение этого понятия удовлетворяет ряду основополагающих объяснительных принципов современной психологии, а именно, принципу детерминизма, историзма, системности и деятельностного опосредования . Понятие формирующая среда отвечает принципу детерминизма, поскольку определяет причинно-следственные связи процесса взаимодействия индивида со средой. Оно не противоречит и принципу историзма или развития, который требует изучения всякого явления с точки зрения его происхождения и рассмотрения его направленности из прошлого в будущее через нынешнее актуальное состояние. Понятие формирующая среда в снятом виде фиксирует результаты предшествующей социализации, успешности-неуспешности, эффективности-неэффективности предыдущих форм и видов социального взаимодействия. Анализ ее структуры позволяет строить обоснованный прогноз дальнейшего поведения субъекта и его партнеров по социальному взаимодействию, совместной деятельности. Принцип системности требует объяснения любого явления отношениями, в которые оно вступает, взаимодействуя с другими явлениями, которые рассматриваются как элемента (компоненты) целостной системы. Введение понятия формирующая среда позволяет анализировать отношения индивида и ситуации через отношения сходства-противоположности, единства-противоречивости их качеств и компонентов и их включенности в более широкий контекст социальной жизни группы, общества в целом.

Наконец, принцип деятельностного опосредования утверждает, что сознание человека не только проявляется, но и формируется в деятельности. Выше уже отмечалось, что формирующая среда возникает лишь в условиях социального контакта, взаимодействия, совместной деятельности и общения. Таким образом, другой индивид, индивиды или группы могут оказывать влияние на развитие сознания человека, степень его социализированности. С другой стороны ожидания, ценностные ориентации, личностные смыслы и диспозиции принадлежат личности и сознанию индивида, точнее каждого из взаимодействующих лиц. Они проявляются в их поведении в той мере, в какой это позволяет ситуация взаимодействия.

10. Список литературы

1. Корнеева Е.Н. Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии. // Ярославский педагогический вестник. 1996. № 2. С.17-23.

2. Корнеева Е.Н. Понятие формирующей среды. // Развитие личности и формирование индивидуальности. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1996.

3. Матвеев А.В., Корнеева Е.Н., Болотцев Д.К. Психологические законы и закономерности. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1998.

4. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.

5. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1997.

6. Харчева В.Г. Основы социологии. - М.: Логос, 1997.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.

8. Parsons T. The social systems. Glencoe, IU, Free Press, 1951.

9. интернет сайт http://www.yspu.yar.ru

Подобные документы

    Описание генезиса социального взаимодействия, признаков социального действия и перехода к социальному взаимодействию. Основные концепции, типология и сфера, целеполагание и целеосуществление взаимодействия. Всеобщая функциональная формула действия.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Социальная деятельность и социальные группы: поведение, социальные действия, взаимодействия. Социальная стратификация. Социальное неравенство: причины, значение. Сущность, признаки, функции социальных институтов. Социальная организация и управление.

    лекция , добавлен 03.12.2007

    Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения. Микро- и макроуровень социального взаимодействия. Основные теории межличностного взаимодействия: теория обмена, символического интеракционизма, управления впечатлениями и психоаналитическая.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2009

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальные технологии, человек и социальные группы как субъекты и объекты их воздействия. Место и роль человека в концепции социальных технологий. Социальная технология как структура коммуникативных воздействий, меняющих социальные ситуации и системы.

    контрольная работа , добавлен 28.12.2011

    Общество как социальная система. Структура и формы социального взаимодействия. Институционализация и ее этапы. Виды и функции социальных институтов. Социальные общности, группы и организации. Социальная структура общества и основания ее классификации.

    реферат , добавлен 22.12.2009

    Социальная технология как структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные ситуации или социальные системы, в том числе отдельного человека как единичную социальную систему (личностный подход). Принципы конструирования социальных технологий.

    лекция , добавлен 03.12.2009

    Социальная работа - особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. Исследование сущности современного социального образования, его основных функций и проблем в нынешнем российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2012

    Понятие социальных изменений и социального процесса. Трансформация классификации социальных процессов. Критерии ранжирования процессов. Социальные реформы и революции. Социальные движения: основные подходы к изучению. Характеристика социальных движений.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Жизнь, смерть и бессмертие человека: нравственно-гуманистические аспекты. Феномен смерти: табуирование и дефиниция. Проблемы жизни и смерти. Исторические типы социальной жизни. Основные структурные элементы социальной связи. Характер социальных действий.