Япония запустила к мкс грузовой корабль с прототипом космического лифта. Маск отправил «Теслу» на Falcon Heavy на миллионы лет в космос

Самым ярким объектом в ночном небе над Землей теперь является первая в мире искусственная звезда, которая, по мнению астрологов, больше похожа на «дискошар», чем на звезду. Рассказываем, в чем смысл этой так называемой «звезды человечества» и как нам на нее полюбоваться.

«Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно», — говорил классик. Нужно оказалось новозеландской частной компании Rocket Lab. Новая Зеландия, как вы понимаете, далеко не космическая держава, поэтому пока другие страны планируют колонизацию Марса, новозеландцы довольствуются достижениями совершенно иного масштаба.

Так, 21 января Rocket Lab запустила в космос ракету Electron, которая впервые в истории страны вывела на орбиту Земли три исследовательских спутника. Новозеландцы праздновали это событие, как серьезный национальный научный прорыв, хотя вряд ли можно считать прорывом ракету, созданную на 3D-принтере.

Но главную новость представители Rocket Lab озвучили только на днях: оказывается, помимо исследовательских спутников на орбиту был выведен еще один объект. Ему новозеландцы дали громкое имя «звезда человечества», и теперь именно он является самым ярким объектом в звездном небе над Землей.

«Звезда человечества» размером всего чуть больше метра в диаметре и представляет собой сферу, покрытую множеством светоотражающих треугольников. За такую внешность астрономы в сети окрестили объект «дискошаром».

Чем опасны искусственные «звезды»

Создатели искусственной «звезды» считают свое творение символом покорения космоса и человеческого величия. Астрономы же уверены в обратном - это не что иное, как способ пропиариться.

«Возможно, было бы мило сделать это в конце 1950-х годов, когда спутник был чем-то новым в нашем сознании, когда было подлинное чувство удивления (и беспокойства) о будущей космической эре. Но в 2018 году мне кажется, что это еще одно вторжение в мою личную вселенную. Большинство из нас не подумало бы, что это мило, если бы я направил свет стробоскопа на белого медведя или украсил слоганом моей компании вершину Эвереста», — прокомментировал «Звезду человечества» главный современный популяризатор астрономии, директор Колумбийского университета Калеб Шарф.

Кроме того, по мнению ученых, столь яркий и бесполезный объект только навредит науке. Излишний свет, излучаемый такими спутниками портит фотографии, сделанные из космоса, мешая исследованиям ученых. Если частные компании продолжат запускать на орбиту такие сомнительные спутники, то у астрономов возникнут большие проблемы.

А частные компании будут это делать, и первый в этом списке, конечно, миллиардер Илон Маск. Он уже давно запланировал сделать то, в чем его так нагло опередили новозеландцы - в этом году на орбиту будет отправлен огромный зеркальный шар работы скульптора Тревора Паглина. Объект уже готов и ждет загрузки на борт одной из ракет Falcon 9.

Как посмотреть на «Звезду человечества»

Чтобы полюбоваться первой рукотворной «звездой», вам не понадобятся ни телескоп, ни какие-либо другие астрономические приспособления. Объект можно увидеть невооруженным глазом, причем видно его будет из любой точки планеты.

Узнать «Звезду человечества» будет нетрудно - это яркий огонек, движущийся с большой скоростью и похожий на «падающую звезду». Вот только от метеора или «падающей звезды» его отличает то, что он постоянно мерцает.


Фото: thehumanitystar.com

Увидеть объект над собой можно каждые полтора часа - именно столько требуется спутнику, чтобы по орбите сделать круг вокруг Земли. Проследить, где конкретно в настоящее время пролетает объект, можно на его официальном сайте .

Кстати, если и впрямь хотите посмотреть на самую яркую «звезду», лучше не затягивать - кружиться по орбите она будет недолго. По расчетам создателей, срок «работы» объекта составит девять месяцев, после чего он сгорит в атмосфере.

Хорошо известно, что Советский Союз первым запустил в космос спутник, живое существо и человека. В течение космической гонки, СССР, по мере возможности, стремился обогнать и перегнать Америку.

Одержавший решающую победу во Второй мировой войне, Советский Союз сделал многое для изучения и освоения космоса. Больше того - он стал первым среди всех: в этом вопросе СССР опередил даже сверхдержаву США. Официальное начало практическому освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда СССР успешно вывел на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, а уже через три с половиной года после его запуска, 12 апреля 1961 года, СССР запустил в космос и первого живого человека. Исторически вышло так, что Советский Союз удерживал первенство в освоении космического пространства ровно 13 лет - с 1957 года по 1969 год. КМ.RU предлагает свой выбор десятки самых важных достижений за этот срок.

1-я удача (первая межконтинентальная баллистическая ракета).

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) Королёв, Келдыш и Тихонравов обратились к правительству СССР с предложением о выведении в космос при помощи ракеты искусственного спутника Земли. Правительство поддержало эту инициативу, после чего в 1957 году под руководством Королёва была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в этом же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли. И хотя Королев пытался запустить в космос свои первые жидкостные ракеты еще в 30-е годы, все же первой из стран, еще в 1940-х годах приступивших к работам по созданию межконтинентальных баллистических ракет, стала нацистская Германия. По иронии судьбы, межконтинентальная ракета создавалась для удара по восточному побережью США. Но у человека - свои плана, а у истории - свои. Этим ракетам не удалось упасть на США, зато навсегда удалось унести человеческий прогресс в реальное космическое пространство.

2-я удача (первый искусственный спутник Земли).

4 октября 1957 г. запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1». Второй страной, заимевшей искусственный спутник, стали США - это случилось 1 февраля 1958 года («Эксплорер-1»). Следующие страны - Великобритания, Канада и Италия запустили свои первые спутники в 1962-1964 годах (правда на американских ракетоносителях). Третьей страной, независимо выведшей первый спутник, стала Франция - 26 ноября 1965 года («Астерикс»). Позже на своих ракетах-носителях первые спутники запустили Япония (1970), Китай (1970) и Израиль (1988). Первые искусственные спутники Земли многих стран были разработаны и закуплены в СССР, США и Китае.

3-я удача (первое животное-космонавт).

3 ноября 1957 г. запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник-2», впервые выведший в космос живое существо, - собаку Лайку. «Спутник-2» представлял собой конической формы капсулу 4-метровой высоты, с диаметром основания 2 метра, содержал несколько отсеков для научной аппаратуры, радиопередатчик, систему телеметрии, программный модуль, систему регенерации и контроля температуры кабины. Собака размещалась в отдельном опечатанном отсеке. Так вышло, что эксперимент с Лайкой получился очень коротким: из-за большой площади контейнер быстро перегрелся, и собака погибла уже на первых витках вокруг Земли.

4-я удача (первый искусственный спутник Солнца).

4 января 1959 г. - станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца. Ракета-носитель «Восток-Л» вывела на траекторию полёта к Луне аппарат «Луна-1». Это была траектория сближения, без использования старта с орбиты. Этим запуск по сути был успешно выполнен эксперимент по созданию искусственной кометы, а также впервые при помощи бортового магнитометра был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли.

5-я удача (первый аппарат на Луне).

14 сентября 1959 г. - станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР. Данный аппарат не имел собственной двигательной установки. Из научного оборудования на нём были установлены сцинтилляционные счётчики, счётчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов. Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра.

6-я удача (первый человек в космосе).

12 апреля 1961 г. был совершён первый полёт человека в космос на корабле «Восток-1». На орбите Юрий Гагарин смог провести самые простые эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он обнаружил, что тот моментально начал уплывать вверх. До его полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в панике не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему необходимо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. В момент приземления после катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что первый космонавт чуть не задохнулся. Второй опасностью для Гагарина могло стать попадание на парашюте в ледяную воду Волги (шел апрель месяц). Но Юрию помогла отличная предполётная подготовка - управляя стропами, он приземлился в 2 км от берега. Этот успешный эксперимент обессмертил имя Гагарина навсегда.

7-я удача (первый человек в открытом космосе).

18 марта 1965 г. совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2». Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал примерно 30 литров кислорода в минуту при общем запасе в 1666 литров, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что весьма затруднило Леонову возвращение на «Восход-2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду, а вне корабля - 12 минут 9 секунд. По итогам первого выхода был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.

8-я удача (первый «мост» между двумя планетами).

1 марта 1966 г. 960 кг станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету. «Венера-3» летела в паре с «Венерой-2». Им не удалось передать данные о самой планете, однако были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве в год спокойного Солнца. Большой объем траекторных измерений представил собой большую ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов. Были изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, а также космические радиоизлучения и микрометеоры. Станция «Венера-3» стала первым космическим аппаратом, достигшим поверхности другой планеты.

9-я удача (первый эксперимент с живыми растениями и существами).

15 сентября 1968 г. первое возвращение космического аппарата («Зонд-5») на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии. «Зонды 1-8» - серия космических аппаратов, запускавшихся в СССР с 1964 по 1970 годы. Программа пилотируемых полётов была свёрнута в связи с проигрышем США так называемой «лунной гонки». Аппараты «Зонд» (а также ряд других под названием «Космос») по советской программе облёта Луны в ходе «лунной гонки» производили отработку техники полётов к Луне с возвращением на Землю после баллистического облёта естественного спутника Земли. Самый последний аппарат в этой серии успешно облетел Луну, сфотографировал Луну и Землю, а также отработал вариант приземления со стороны северного полушария.

10-я удача (первые на Марсе). 27 ноября 1971 г. станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса.

Вывод на траекторию полёта к Марсу был произведен с промежуточной орбиты искусственного спутника земли последней ступенью ракеты-носителя. Масса аппарата «Марс-2» составляла 4650 килограммов. В орбитальном отсеке аппарата находилась научная аппаратура, предназначенная для измерений в межпланетном пространстве, а также для изучения окрестностей Марса и самой планеты с орбиты искусственного спутника. Спускаемый аппарат «Марс-2» слишком резко вошел в марсианскую атмосферу, из-за чего не успел затормозить на этапе аэродинамического спуска. Аппарат, пройдя сквозь атмосферу планеты, разбился о поверхность Марса в Долине Нанеди в Земле Ксанфа (4°с.ш.; 47°з.д.), впервые в истории достигнув поверхности Марса. На борту «Марса-2» был закреплен вымпел Советского Союза.

Начиная с 1969-71 годов США рьяно подхватывают эстафету освоения космического пространства человеком и делают ряд немаловажных, однако все-таки не столь эпохальных шагов для истории космонавтики.
Первой серьезной акцией главных конкурентов СССР становится первая высадка человека на Луну в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11», доставившей на Землю и первые пробы лунного грунта, однако так ли это на самом деле, читайте на нашем фронт-проекте «Американцы никогда не летали на Луну!»
Несмотря на то, что СССР продолжал активно осваивать космос и в 1970-х (первый искусственный спутник Венеры в 1975 году и др.), уже начиная с 1981 года и, увы, по сей день лидерство в космонавтике удерживают США. И все же история, похоже, не стоит на месте - с 2000-х годов в космическую гонку активно вступили Китай, Индия и Япония. И, возможно, уже скоро по причине мощного экономического роста первенство в космонавтике перейдет в руки посткоммунистического Китая.

Японский миллиардер, фанат искусства и будущий космо-турист. Рассказываем, кого Илон Маск запустит к спутнику Земли и на чем полетит счастливчик

Юсаку Маезава. Наверное, вам это имя незнакомо - он не слишком популярен за пределами своей родины (по крайней мере, не был, пока не выкупил космический турполет у Маска), но в Японии известен как довольно нетипичный бизнесмен, увлеченный искусством и уверен, что оно может способствовать "миру во всем мире".

Во время пресс-конференции в корпоративном офисе компании SpaceX в городе Готорн, Калифорния, стало известно, что он станет первым клиентом SpaceX в качестве космо-туриста вокруг нашего спутника.

Полет планируют (примерно) в 2023 году на ракете SpaceX BFR, которая до сих пор находится на стадии разработки и оценивается примерно в 5 миллиардов долларов. Миллиардер уже внес “значительный” аванс за путешествие, но точная сумма не раскрывается. Интересно, что предприниматель сам пришел с предложением путешествия к Илону Маску.

“Он очень смелый человек, если решился на это”, - сказал глава SpaceX, предупредив также о рисках предстоящего полета, - "Это опасно. Это вам не прогулка по парку. Это потребует определенной подготовки. Это даже не полет на самолете - всегда есть шанс, что что-то пойдет не так".

Несмотря на это, Илон пообещал обдумать вариант совместного путешествия: ракета SpaceX пролетит в 200 километрах от Луны и вернется на Землю.

"Вы должны понимать, что это он выбрал нас, и мы очень этим гордимся. Он очень смелый человек, и, видимо, наиболее к этому мотивирован", - отметил Маск, отвечая на вопрос японского журналиста, что вкратце звучало примерно как "почему именно японец?"

На пресс-конференции Маезава взял микрофон, и в течение 15 минут рассказал не только о том, что такой полет является его мечтой, но и о планах выхватить на BFR более одного места: предприниматель собирается взять с собой художников и представителей творческих профессий, чтобы вдохновить их на новые свершения.

"Луна с детства вдохновляла меня, поэтому я не мог упустить шанс увидеть ее вблизи", - сказал Юсаку, -" В то же время, я не хотел бы быть одиноким в этом путешествии. Я хотел бы разделить этот опыт с как можно большим количеством людей".

По его словам, в компании будут режиссер, художник, танцор, писатель, музыкант, модный дизайнер, скульптор, фотограф и архитектор. Все эти люди присоединятся к Маедзави в полете, который продлится около недели.

По возвращению они создадут выставку своих “лунных разработок”, чтобы отметить полет. Этот проект предприниматель назвал #dearMoon. "Луна всегда вдохновляла человечество. Ради этого этот проект", - сказал Маезава.

Предприниматель не назвал конкретных имен, однако обратился к аудитории: “Если вы услышите это от меня, скажите “да” и примите мое приглашение. Пожалуйста, не говорите "нет"!”.

Так кто же такой Юсаку, как он заработал деньги на лунные путешествия и на чем он полетит?

Знакомьтесь, Юсаку Маезава

Юсаку Маезава является 18-м самым богатым человеком в Японии и руководителем корпорации “Start Today ”, которая стоит 12 миллиардов долларов. Его личное состояние же оценивают в 2,7 миллиарда долларов, сообщает Forbes .

При этом Юсаку не является “мажором” и богатым наследником: он родился в небольшом городке Камагая в 1975 году, в обычной семье бухгалтера и домохозяйки. Учась в школе, он основал собственный музыкальный коллектив Switch Style.

После школы юноша поступил в университет, выехав за своей девушкой в США. “Я смотрел на эти мрачные лица разных людей и понимал, что никогда не хочу быть похожим на них ", - рассказал предприниматель в одном из интервью.

В Америке парень начал свою коллекцию CD-дисков и пластинок с песнями любимых исполнителей. Впоследствии хобби переросло в идею для бизнеса: в 1995 году Маезава вернулся в Японию и основал фирму по импорту в Азию музыкальных CD-дисков через службы доставки.

Бизнес развивался, и довольно быстро перерос в направление с импортом DVD. В 1998 году компания получила название “Start Today”, в 2000 она перешла на онлайн-платформу (чтобы сэкономить средства), а сейчас включает несколько компаний, которые занимаются веб-разработками и, в частности, веб-магазин одежды Zozotown, который считается самым масштабным в Японии.

Zozotown продает продукты 6300 компаний, а сейчас постепенно меняет правила игры, вводя функцию индивидуального заказа на пошив. И обычным меркам все не ограничится: для такого заказа клиентам отправят специальные костюмы, которые проведут идеальные замеры тела при помощи смартфона пользователя.

На разработку потратили 7 лет и миллионы долларов, но Маезава ожидает, что это приведет к росту его бизнеса на 400 процентов и оценке компании в 46 миллиардов долларов в ближайшие 10 лет. Сейчас в подчинении Маезави всего более 900 сотрудников.

Фанат искусства и благотворитель

Юсака - человек, который готов выложить десятки миллионов на развитие прекрасного. Так, в 2016 году на выставке в Нью-Йорке он закупился произведениями искусства на 98 миллионов долларов.

Среди других, в своей коллекции он добавил картину “Без названия” за 57 миллионов неоэкспрессиониста с США Жана-Мишеля Баскии, работу Кристофера Вула за14 миллионов долларов и портрет Винсента ван Гога румынского автора Адриана Гене за 2,6 миллиона долларов. Впоследствии эти картины направились в его Фонд современного искусства в Токио.

Маезава рядом с картиной Жана-Мишеля Баския, которую он купил за 110 миллионов долларов

До 2001 года предприниматель профессионально занимался музыкой: его группа Switch Style подписала рекордный контракт с BMG Japan, а затем выпустила три альбома. Однако после выпуска последнего Маезава вышел из группы, чтобы сосредоточиться на управлении компанией.

Юсаку известен и благотворительностью: он пожертвовал миллион долларов на восстановление игрового стадиона в своей родной префектуре Тиба, а в 2003 году он договорился с 40 брендами одежды о создании “антивоенных” футболок против боевых действий в Ираке. Заработанные с продаж 53 тысячи долларов предприниматель перевел на благотворительность.

Также мужчина всерьез обеспокоен распространенным в Японии явлением “смерть от переутруждения”, когда люди фактически изнуряют себя работой до смерти. Чтобы избежать таких явлений в Start Today предприниматель установил в компании 6-часовой рабочий день. Юсаку отметил, что так у работников будет больше времени на себя, семью и хобби.

Билет до Луны

Сколько точно заплатил (и, возможно, еще доплатит) Маезава за полет к луне, доподлинно не известно, однако очевидно это достаточная сумма для выкупа около 6-8 мест на корабле.

"Он платит очень много денег. Мы не будем рассказывать, сколько, но это большая сумма, которая поможет разработке корабля и первой ступени ракеты. В конце система BFR создана, чтобы отправить кого угодно на орбиту, Луну, Марс, и он помогает обычным гражданам получить возможность когда-нибудь путешествовать на другие планеты", - ответил Маск на вопрос о деньгах.

Сообщение, распространенный (@yusaku2020) 17 Сен 2018 г. в 10:04 PDT

Ходили некоторые слухи о стоимости 1 билета в 35 миллионов долларов, но их никто не подтвердил.

Big Falcon Rocket

или Big Fucking

Как отметил Маск на презентации, сама суть создания компании SpaceX – ускорить становление человечества как космической цивилизации, развитие ракетных технологий до той фазы, когда человечество сможет стать мультипланетным видом.

По его словам, в конце концов с планетой - по вине человека или нет, что-то таки произойдет. И в интересах человечества не ждать этого, а расселяться по как можно большему количеству небесных тел.

“Речь идет именно о мультипланетарности, а не о том, чтобы просто заселить одну планету в каком-то другом месте. Чтобы жизнь была и на Марсе, и на Луне, и на спутниках Юпитера - по всей Солнечной системе, чтобы, наконец, мы могли заселить что-то и за ее пределами”, - сказал предприниматель.

То что же это за ракета, BFR?

В буквальном переводе “Ракета большого сокола” после введения ее в эксплуатацию станет самой мощной разработкой SpaceX.

BFR все еще находится на стадии разработки и тестирования. В высоту она будет где-то с 35-этажный дом (118 метров в высоту), будет иметь две части - ракета-носитель и космический корабль, который выйдет на орбиту, и сможет перевозить не менее 100 тонн полезной нагрузки (для сравнения, Falcon Heavy способна доставить на орбиту Марса максимум 16,8 т груза).

Как ракета-носитель, так и корабль оснащены собственными двигателями и посадочными ножками, а значит, приземляться на поверхность планеты они должны отдельно друг от друга (аналогично тому, как сейчас это делают ракеты Falcon 9).

Корабль, вероятно, сможет вместить около 100 пассажиров, но первый рейс до Луны ограничится кругом где-то в 12 человек. Маск отметил, что отправлять к Луне сразу 100 человек было бы "не слишком разумно".

“Вообще, это 100 тонн прямо к Марсу, при условии дозаправки на орбите. Ракета сконструирована именно таким образом, чтобы доставить 100 тонн нагрузки прямо на поверхность Марса. ”, - сказал Маск.

Он также добавил, что при условии производства топлива на Марсе, оттуда можно будет долететь до пояса астероидов, оттуда до спутников Юпитера. “Таким образом, прыгая по планетах и других небесных телах, можно будет добраться до края нашей Солнечной системы”, - добавил предприниматель.

По словам Маска, BFR должна стать межпланетной транспортной системой, которая позволит добраться в любую точку Солнечной системы, если только мы наладим производство топлива на протяжении всего пути.

Первые тестовые запуски BFR с подъемом ракеты на небольшую высоту могут пройти уже до конца 2019 года, однако о четких сроках говорить рано, особенно из-за недостаточного финансирования проекта.

"Финансирование для BFR - один из ключевых вопросов", - рассказал Маск на конференции. Сейчас SpaceX направляет на ее развитие только 5% своих ресурсов.

Полная запись пресс-конференции SpaceX

"Конечно, у нас есть заказы на доставку грузов к МКС, а в следующем году мы будем отправлять туда космонавтов, у нас также разрабатывается система спутников Starlink и все частные клиенты SpaceX очень важны для развития ракеты", - отметил глава компании.

Подробнее о выше упомянутых проектах читайте в материалах : и

Но относительно любых дат предприниматель не смог дать четкой информации. " Ничего точного мы пока сказать не можем. Даже в этих предполагаемых сроках очень сомневаемся. Если бы у меня был какой-то хрустальный шар, я бы с удовольствием сказал, сколько времени это все займет".

Беспилотный грузовой космический аппарат «Конотори-7» был выведен на орбиту японской ракетой-носителем H-2B с космодрома Танэгасима. «Грузовик» доставит на МКС (Международную космическую станцию) шесть тонн груза. Помимо предметов обихода и обеспечения жизнедеятельности, а также литий-ионных батарей (одного из основных источников энергии на станции), на борту корабля находится экспериментальный прототип космического лифта.

Он представляет собой два микро-спутника объемом около одного кубического метра каждый, соединенных десятиметровым стальным тросом, по которому будет двигаться миниатюрная автономная капсула.

Конструкция будет выведена в открытый космос и станет своеобразной уменьшенной моделью амбициозного проекта, на которой будут проверены и отработаны все потенциальные проблемы создания и функционирования полномасштабного космического лифта.

По задумке, космический лифт будет выглядеть и функционировать следующим образом:

  • Один искусственный спутник будет находиться на геостационарной орбите Земли. Он станет своеобразной станцией отправки.
  • Приемная же станция может находиться на любом орбитальном космическом объекте. На втором удаленном космическом спутнике, на МКС или даже на лунной базе.
  • Скорость и траектория движения двух станций будут синхронизированы, а между ними будет натянут транспортный трос, по которому можно будет поднимать грузы или экипажи с геостационарной орбиты.

Gizmodo.co.uk

Суть и цель проекта заключаются в следующем:

  • Любой груз нужно будет доставлять традиционным путем не в пункт назначения, а всего лишь на геостационарную орбиту. Это значительно удешевит транспортировку. В перспективе, эту задачу можно будет возложить не на ракеты-носители, запуск которых весьма дорогостоящ, а на геоорбитальные многоразовые челноки.
  • За счет того, что основную часть пути до пункта назначения груз будет проделывать по транспортировочному тросу в условиях вакуума и невесомости, энергозатраты на этот процесс весьма снизятся. Грузы и экипажи можно будет отправлять чаще и больше.
  • В перспективе речь может идти даже о создании лунной или орбитальной базы с возможностью запуска кораблей непосредственно из открытого космоса. За счет отсутствия атмосферы и потери КПД на преодоление мощной земной гравитации это может ускорить процесс освоения дальнего космоса.

Впервые подобную концепцию описывал еще Константин Циолковский. Но технологически возможной она стала лишь в наши дни. Конечно, пока, это лишь эксперимент, но страны-партнеры в проекте МКС продолжают активные совместные изыскания в этом направлении.

К МКС японские космические «грузовики» запускаются раз в год — предыдущий корабль отправился к станции в декабре 2016 года. Прямую трансляцию нынешнего запуска вело Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA).

Смотрел запуск Falcon Heavy в прямом, не побоюсь этого слова, эфире. Сказать, что я впечатлён – это ничего не сказать. Конечно машина в космосе – это попса, но ведь народу нравится и даже в плане визуализации действа всё рассчитано до мелочей. А синхронный спуск двух первых ступеней – это вообще нечто за гранью фантастики. Жалко центральная часть не села на баржу. Но, как говорится, к каждой бочке в комплекте идёт своя ложка. Но есть и ещё, что меня очень поразило.

Илон Маск сказал, что весь процесс разработки сверхтяжёлой ракеты Falcon Heavy обошёлся в 500 миллионов долларов. И вот это меня – после синхронного спуска первых ступеней – поразило больше всего. Почему?

Ну вот, например, стоимость недавно построенной «Зенит Арены» обозначали в 40-50 млрд рублей, что при курсе 1/60 составляет примерно от 660 до 800 млн долларов. Нет, я вовсе не про разворовывания бюджета и т.п. – этой темой давно и плодотворно занимаются разные граждане и я не буду покушаться на их горбушку. Я совершено про другое хочу сказать. Ну вот, например, в 2016 году выручка компании «Донстрой» составила 39,56 млрд руб., т.е. около 650–660 млн долларов. Ну или, собственный капитал компании «Роскосмос» составляет 186 млрд рублей, т.е. порядка 3 млрд долларов. Ну и т.д. Я не буду сейчас выкладывать скучный столбик цифр. Просто скажу, что 500 млн долларов – для российской экономики это не бог весть какие деньги. Ни для крупных частных компаний, ни для государственных эта цифра не является чем-то запредельным. И, например, в том же строительном бизнесе такие бюджеты какими-то запредельно высокими не являются.

У Освальде Шпенглера есть одно утверждение, одно из немногих, которое всегда вызывало во мне некий внутренний протест. Во Втором томе своей великой книги он пишет: «Человек Запада смотрит вверх, русский смотрит вдаль, на горизонт. Так что порыв того и другого в глубину следует различать в том отношении, что у первого это есть страсть порыва во все стороны в бесконечном пространстве, а у второго – самоотчуждение […] Русский астроном – ничего более противоестественного быть не может. Он просто не видит звезд; он видит один только горизонт. Вместо небесного купола он видит небесный откос. Это есть нечто, образующее где-то вдали с равниной горизонт. Коперниканская система для него смехотворна в душевном смысле, что бы там она ни значила в смысле математическом».

Как? Русские не видят звёзд? Русский астроном – это противоестественно? Нет, с этим я решительно не мог согласиться. В конце концов, а первый спутник Земли, а Гагарин? А небывалый энтузиазм – чему есть немало фото- и киносвидетельств – охвативший многих русских людей после запуска Юрия Гагарина? На таком фоне утверждение «русские не видят звёзд» кажется чем-то надуманным и притянутым за уши.

Конечно, если вдуматься, то некие потребности души нации западного и русского человека лежали в иных плоскостях. Русские двигались вширь, захватывая бескрайние пространства на Востоке. Западные люди строили готические соборы, с их тянувшимися как можно выше шпилями (русские колокольни никогда не делались особо высокими). Впрочем, западный человек тоже не пренебрегал пространством, как таковым – от первых Крестовых походов и вплоть до открытия Америки и построения мировых колониальных империй, всё это было пространственное движение. И всё же, всё же… Факт, что русские даже во времена Циалковского насмехались над ним, считая его сумасшедшим.

Собственно, космическая гонка в СССР началась только тогда, когда для коммунистов это стало а) требованием создания носителя для атомного заряда и б) соображением престижа. Что же до энтузиазма масс… Мне кажется, в этом энтузиазме было больше радости от того, что счастливая жизнь, какой её обещали коммунисты, в самом деле возможна, нежели восторг от собственно завоевания космоса.

Ну в самом деле, прошло всего 12 лет после ужасной войны, когда вся западная часть страны была превращена в груду развалин – и вот вам, страна уже запускает спутник в космос. А спустя ещё четыре года в космос отправляют человека! Значит всё идёт в нужном направлении! Значит партия и правительство не врут. Сейчас решим сложные технические задачи, а там и в бытовом плане жизнь будет налаживаться. Отсюда, мне кажется, вся эта эйфория и огромная искренняя неофициозная радость людей после запуска спутника и Гагарина. А техническая сторона, звёзды, путешествия через вселенную… Нет, безусловно, были люди, которые интересовало в первую очередь именно это. Но много ли было именно таких энтузиастов?

Я ещё не родился, когда был запущен первый спутник и первый человек. Но зато помню – я уже был пионером – стыковку советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон» 15 июля 1975 года. Какой-то особо бурной радости у людей не помню. Однако так или иначе это обсуждали все. В пионерлагере, в котором я был, для показа стыковки в прямом эфире даже – вещь неслыханная! – вынесли телевизор для общего обозрения. Но насколько я помню, людей больше воодушевлял факт демонстрации сотрудничества СССР и США. Значит – в самом деле разрядка. Значит атомной войны не будет. Значит жизнь будет лучше. Вот это в первую очередь витало в разговорах людей. А не звёзды.

А потом люди стали как-то всё спокойнее и спокойнее относиться к космическим полётам. Диктор в программе «Время» торжественно объявлял об очередном запуске, но никто уже на следующий день в школе и на работе это не обсуждал. Так, рядовая новость. Даже имён новых космонавтов люди уже не знали. Какие-то были ещё на слуху, а какие-то уже забывались.

И вот наше время. Что мы видим? Да, есть Роскосмос, есть новый космодром «Восточный» (построенный с многочисленными финансовыми нарушениями). Есть какие-то пуски. Что-то иной раз взлетает удачно, что-то падает. Когда что-то падает – это вызывает вялое обсуждение на уровне злорадства. Когда пуски удачные – это не волнует никого. Никого.

И сама государственная космическая программа словно делается из под палки. Словно есть такое усталое понимание, что нельзя забрасывать, раз уж на это потрачено столько времени и средств. Но и особого энтузиазма нет. То есть вообще. Зато есть ощущение, что космосом в РФ продолжают заниматься только потому, что по этой статье из госбюджета можно своровать изрядное количество тенге. Но это на верхнем уровне менеджеров. А внизу? Молодёжь не идёт широкими рядами в космические разработки. Старые работники сетуют, что на заводах и в НИИ острое старение кадров. Только ли дело в том, что платят мало? Но ведь если бы эта тема очень привлекала, если бы вызывала энтузиазм, то молодые энтузиасты находились бы в массовом порядке. В конце концов – сравнение болезненное и неприятное, но тем не менее – энтузиастов лезть на юго-восток Украины за небольшие деньги, а то и вовсе без денег нашлось очень много. А космос нас уже почему-то не влечёт. И если вспомнить – сколько раздавалось в 90-е, да и сейчас восклицаний: «Да зачем нам этот космос? Зачем на это тратить такие деньги? Лучше больницы стройте!»

И вот мы видим SpaceX, Илона Маска, его проекты строительства фактически частных ракет. И если десять лет назад это казалось ребячеством и детским лепетом, то сегодня мы видим запуск тяжёлой ракеты, способной поднимать десятки тонн груза и даже – хочется в это верить – способной этот груз доставить к Марсу. И обошёлся этот проект в 500 миллионов долларов.

А в России никто даже не поставил вопрос так: а что если нам, частным порядком, замахнуться на строительство космической ракеты? Ведь экономика государства – я имею в виду объёмы денежной массы – не делают такую постановку вопросу чем-то абсолютно фантастическим. Условный «Донстрой» в принципе мог бы замахнуться на строительство космической ракеты. И не только эта компания. Я про общий принцип и про приоритеты планов. Но нет в России массового настроя на дальнейшее освоение космоса. Паны есть – в стиле обязаловки – а настроя нет. Есть только унылый Роскосмос, который космосом занимается словно раб на галере.

Да, с одной стороны, нас так воспитали. Нас так воспитали, что мол только «родные партия и правительство», раздев и разув всю страну, посадив весь народ на голодный паёк на десятилетия, могут колоссальными усилиями построить ракету и вывести её в космос. Мол, космическая ракета – это настолько дорого и трудоёмко, что только сверхдержава совокупным ударным трудом миллионов крепостных, может заниматься запуском в космос грузов. А тут – нате вам, негосударственная компания за смешные деньги отправляет к Марсу более тонны груза. Да ещё красиво оформленного груза. Обидно, понимаешь.

Видимо, есть и правота в высказывании Освальда Шпенглера. И вот я задаю самому себе вопрос: возможен ли ещё «русский космос» или небольшая горстка энтузиастов, которая ещё пытается убедить всех в его необходимости, постепенно вымрет и высвободившиеся от этой тяжкой ноши деньги будут наконец-то направлены на строительство новых больниц и детских садов? А на Марс путь летят другие? Им, типа, нужнее? А вы как считаете, должны ли в России появиться частные космические корпорации и нужна ли вообще России своя космическая промышленность?