Что такое менеджмент простыми словами. Каковы функции и методы менеджмента? Данный термин можно понимать, как

Менеджмент организации - это создание бизнес-модели предприятия и максимально ею. Основной задачей менеджмента является формирование таких условий на предприятии, которые бы позволяли получать максимально возможную прибыль.

Для этого осуществляется целый комплекс мер. Таких, как рациональная внедрение инновационных технологий, эффективное использование кадрового состава, минимизация затрат, автоматизация процессов учета и управления и многое другое.

Менеджмент организации - это сложный и многоуровневый процесс. В связи с этим выделились отдельные его виды. К основным из них можно отнести: стратегический, финансовый, производственный (операционный), инновационный, маркетинговый и кадровый.

Менеджмент включает в себя несколько основных функций. организация, контроль, регулирование и мотивация.

Планирование является стартовой площадкой для развития предприятия. Ведь оно определяет миссию, в виде количественных и качественных показателей. назначает долгосрочные задачи организации, а бюджетное - текущие. В дальнейшем на основе планов осуществляются контроль и регулирование деятельности. Функция организации в менеджменте направлена на формирование структуры предприятия и обеспечение его всеми необходимыми ресурсами. Функция мотивации сконцентрирована на создании определенной системы поощрения труда персонала, которая материально и морально стимулирует кадровый состав выполнять производственные задачи и добиваться поставленных целей. Важны также: развитие их творческого потенциала, формирование целостной команды. Контроль включает в себя три аспекта. Первый - это определение целей и сроков выполнения задач, второй - сравнение достигнутых результатов, а третий - корректировка действий и планов.

Сформированные стратегические, бюджетные и другие планы являются своего рода стандартами, на основе отклонений показателей выполнения которых, осуществляется контроль. Функция координации обеспечивает согласованность действий всех структурных звеньев предприятия.

Наиболее сложные процессы, которые включает в себя менеджмент организации, - это принятие решений. Существует ряд методов, которые позволяют эффективно осуществлять этот процесс. К ним относятся: системный анализ, моделирование процессов управления, экспертный анализ, генерация идей («мозговой штурм»).

Эффективность менеджмента организации зависит от соблюдения ее принципов, которые заключаются в целостности управления, иерархической упорядоченности, целевой направленности, комбинации централизации и децентрализации, оптимизации и научной обоснованности управления и демократизации.

Менеджмент организации - это целостная система управления ресурсами, финансами, персоналом, информацией, затратами, производственными процессами и еще целым рядом аспектов с целью получения прибыли и обеспечения развития предприятия.

Слово «менеджмент» можно встретить сегодня не только в специализированных изданиях по экономике и управлению. Оно прочно вошло в лексикон самых обычных людей.

Насколько правильно его используют в различных ситуациях, каким бывает менеджмент в различных сферах деятельности – эти и другие вопросы мы рассмотрим в нижеследующей статье.

Как нетрудно догадаться, слово «менеджмент» (management) пришло к нам из английского языка, где оно имеет значение «руководство, управление, администрация».

В примерно таком же значении это слово используется и в русском языке: менеджмент – это принципы и методы организации производственного, коммерческого или любого другого процесса, а также люди, объединенные некой структурой и осуществляющие управление предприятием или организацией.

Людям, не имеющим опыта управления даже двумя-тремя подчиненными, нередко бывает непонятно, для чего вообще нужен менеджмент и зачем этому искусству приходится длительное время учиться. Казалось бы, что тут сложного: твои подчиненные работают, а ты только ходишь и указываешь, что им нужно сделать.

Но для того, чтобы дать правильное указание, нужно разбираться в сути происходящих процессов. То есть, управление должно быть эффективным, иначе оно теряет смысл и вместо пользы приносит только вред. Менеджер в своей работе опирается на знание принципов менеджмента и на свое понимание текущей ситуации. От его решений зависит успех того дела, которым он руководит.

Простейший пример. Из некоего склада нужно вынести определенные товары и погрузить их в кузов грузового автомобиля, причем время погрузки ограничено. Грамотный менеджер распорядится вынести товары заранее и сложить на погрузочной площадке в определенном порядке: наиболее массивные и прочные – ближе, мелкие и хрупкие – дальше. Когда приедет грузовик, рабочие быстро сложат товары в кузов в том порядке, как они сложены на площадке.

Говоря о менеджменте организации, обычно понимают совокупность принципов и способов, в соответствии с которыми происходит управление организацией, а также людей, которые осуществляют управление: руководителя, начальников отделов и направлений, менеджеров низшего звена.

Даже самая маленькая организация, состоящая из двух-трех человек, нуждается в управлении. В любом деле, которое выполняется несколькими людьми, должен быть начальник (менеджер) и подчиненный. Начальник определяет цели деятельности и способы, которыми они достигаются, подчиненный выполняет решения начальника. Это не значит, что начальник должен только отдавать команды, но если команд не будет, дело рано или поздно придет в упадок.

Хороший профессионал в своем деле далеко не всегда является хорошим менеджером – вот почему многие частные предприниматели отлично справляются с работой, пока бизнес не требует расширения, но при выходе на качественно новый уровень либо терпят неудачу, либо вынуждены нанимать профессионального менеджера. Крупное предприятие без менеджмента обойтись не может в любом случае.

Одно из направлений менеджмента обязательно должно заниматься качеством производимой продукции либо оказываемых услуг. Менеджмент качества – это система методов и организация персонала, направленная на поддержание определенного уровня качества деятельности предприятия и на повышение этого уровня. Он включает мероприятия по контролю, планированию и улучшению качества.

Сегодня в мире действует несколько систем менеджмента качества, наиболее известной из которых является система стандартов ISO, постоянно развивающаяся и улучшающаяся. Она представляет собой строго регламентированную деятельность, требующую соответствия определенных показателей работы как организации в целом, так и каждого ее подразделения.

Пройдя сертификацию по ISO, предприятие получает возможность выйти на новый уровень сотрудничества с местными и зарубежными партнерами.

Очень важной частью управления любой компанией является ее финансовый менеджмент – грамотное управление финансовыми ресурсами с целью их эффективного использования и приумножения.


Финансовый менеджмент не является функцией бухгалтерии – его деятельность заключается в стратегическом управлении финансами, а не в организации учета и соблюдении налоговой дисциплины. Финансовый директор, как правило, отвечает за прибыльность компании, оперируя активами предприятиями на основе имеющейся финансовой информации.

Профессиональный финансовый менеджмент – основа успеха любого коммерческого предприятия.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд,

интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации. Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике

управления. Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

Методологические основы менеджмента .

Общими основами методологии менеджмента являются 1) диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; 2) абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются:

- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде; выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления): изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, определение тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;

- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;

- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;

- социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.,

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

Основные понятия менеджмента .

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы

путем рациональной организации производственного процесса, эффективного

использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность

обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента: оценка состояния объекта управления; определение конкретных целей развития организации и их приоритетности; разработка стратегии развития организации; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; распределение и координация полномочий и ответственности; совершенствование структуры организации; определение очередности и последовательности принятия решений; выработка системы мероприятий по времени; подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда; установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления (то, на что направлено управление) является организация –

группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей . Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом управления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры,

весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е.сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления . Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его

иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда. Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

Задачи менеджмента определяют его функции. Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности.

4 основные функции управления : планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, выделяют еще две функции, назвав их связующими процессами, протекающими непрерывно в организации и связывающие все виды управленческой деятельности: это коммуникация и принятие решений.

Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств,

разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации.

Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.

Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради

достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы,

корректировка планов, норм, решений.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем

установления рациональных связей между ними.

Принятие решений – выбор из множества альтернатив.

Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные

с решением определенных задач управления. По признаку объекта управления различаютобщий и функциональный менеджмент. Общий заключается в управлении деятельностью организации в целом, функциональный связан с управлением определенными сферами деятельности организации: управление персоналом, финансовый, производственный, инновационный, международный менеджмент и т.д. В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента.

По признаку содержания управления различают стратегический и оперативный

менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организации.

Принципы эффективного менеджмента - общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К принципамменеджмента относятся:

- целостность управления – комплексный взгляд на деятельность организации в целом, рассмотрение организации как целостной социально-экономической системы;

- иерархическая упорядоченность управленческих процессов в организации и принцип единоначалия;

- целевая направленность менеджмента - ориентация подчиненных на достижение целей организации;

- научная обоснованность и оптимизация управления – использование научных методов при принятии управленческих решений, поиск наилучших способов достижения целей;

- сочетание централизации и децентрализации управления – рациональное разделение управленческого труда на основе делегирования полномочий и определения ответственности менеджеров;

- демократизация – продуктивное сотрудничество объектов и субъектов управления, использование всего спектра методов стимулирования труда.

Управление (Peter F. Drucker) - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

УПРАВЛЕНИЕ (Мескон, Альберт, Хедоури) - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ

Все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции. Но это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и неруководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена.

В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Высшие руководители координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т.е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления.

Количество уровней управления может быть различным. Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся структура.

Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации:

  • руководители низового звена,
  • руководители среднего звена,
  • руководители высшего звена.

Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако, название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Например: в некоторых компаниях продавцов называют региональными или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.

Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом:

  • технический уровень – соответствует уровню низового звена,
  • уровень – соответствует уровню среднего звена,
  • институционный уровень – соответствует уровню высшего звена.

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА

Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). МЛАДШИЕ НАЧАЛЬНИКИ в основном осуществляют за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена. Большинство руководителей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на одного задания, равнялось 48 секундам. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий.

РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), сбытом по региону или по стране и директор филиала.

Характер работы руководителя среднего звена значительно варьируется от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Во многих организациях руководители среднего звена являются органичной частью процесса принятия решений. Они определяют проблемы, начинают обсуждения, рекомендуют действия, разрабатывают новаторские творческие предложения.

Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они ловят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев.

РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей – с министрами, а в университете – с ректорами.

Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность. Поскольку продолжает действовать, и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 - 80 часов для него не редкость.