Отчет по практике финансовое планирование на предприятии ооо "фортуна". Тема: Отчет о практике Финансовое планирование на предприятии

✎ «Практический курс видеоуроков поможет вам за несколько часов освоить инструменты программы и приступить к практическому планированию – к разработке и подготовке бизнес-планов.

Научитесь самостоятельно готовить бизнес-планы. Планируйте свой бизнес сами!
Желаем вам успехов!»

Команда «Стратегик-Лайн» .

Практика финансового планирования

На кого рассчитаны курсы

Есть две категории пользователей, назовем их условно: «финансовые» и «нефинансовые» менеджеры. Для «финансовых» менеджеров материалы, представленные здесь, в значительной степени, должны быть достаточно понятны.

Для «финансовых» менеджеров . Как правило, многочисленные ссылки на формулы, приведенные в статьях по финансовой математике, финансовому моделированию, невозможно применить на практике. Причин может быть несколько. Например, при расчете модифицированной внутренней нормы рентабельности (MIRR) начальные инвестиции, как правило, учитываются на начало проекта. Но в жизни так не бывает. При расчете чистого денежного потока (Net Cash Flow, NCF), должна учитываться дисконтированная потребность в инвестициях, то есть, на разных стадиях проекта. И возможно, пока вы доберетесь до деталей, вы потеряете много времени. Здесь же используются реальные формулы, только те, которые «работают» и применимы на практике.

Для «нефинансовых» менеджеров . Этот проект создавался с расчетом на тех предпринимателей, которые занимаются повседневной работой, и у которых не было времени осваивать науку финансового планирования. Этот видеокурс поможет вам в короткие сроки научиться самостоятельно создавать бизнес-планы. Шаг за шагом, вместе, мы разберемся во всех секретах планирования, и вы сможете создавать бизнес-планы сами, практически любой сложности.

Финансовое планирование сегодня

Практика финансового планирования – это создание финансовых моделей проектов на основе генерируемых денежных потоков.

В соответствии с сегодняшними требованиями, процесс создания финансовых моделей должен быть оптимизирован и выполнятся в максимально кротчайшие сроки, в зависимости от целей пользователя – от 2 дней до 4 недель.

Ключевыми целями финансового планирования является:

  1. Создание бизнес-планов для инвесторов и кредиторов, а также – для партнеров или для внутреннего использования.
  2. Планирование и оценка рисков, влияющих на стоимость и интегральные показатели проекта – финансовых рисков, рисков, связанных с увеличением стоимости проекта, инфляционных и других.
  3. Создание презентаций для финансовых и прочих руководителей.
  4. Подбор схем финансирования проекта и оптимизация структуры капитала.
  5. Своевременная корректировка планов, улучшение качества управления.

Практический курс уроков по финансовому планированию

#1 Budget-Plan Express . В этом уроке – основные отличия и особенности программы. Лицензии, установка и регистрация. Обзор интерфейсов. Сотрудничество и партнерство.

#2 Budget-Plan Express . В этом уроке - стандартные интерфейсы и инструменты программы. Содержание и структура планов.

#3 Budget-Plan Express . В этом уроке – подготовка к планированию. Подготовка данных и начальные настройки проекта.

#4 Budget-Plan Express . В этом уроке – операционное планирование. Планирование продаж, поступления денег и дебиторской задолженности. Методики и секреты практики планирования.

#5 Budget-Plan Express . В этом уроке – операционное планирование. Планирование переменных (прямых) фиксированных (постоянных) затрат.

#6 Budget-Plan Express . В этом уроке – операционное планирование. Планирование затрат на этапы производства (работа с диаграммой Гантта).

☛ Следующие видеоуроки находятся в процессе подготовки. Для получения информации о размещении материалов на данной странице, оставьте .

#7 Budget-Plan Express . В этом уроке – финансовые отчеты. Отчет по продуктам. Отчет о прибылях и убытках. Отчет о движении денежных средств и бухгалтерский баланс.


#8 Budget-Plan Express . В этом уроке – финансовое планирование.


#9 Budget-Plan Express . В этом уроке – инвестиционное планирование.


#10 Budget-Plan Express . В этом уроке – анализ и подготовка отчетов.


#11 Budget-Plan Express . В этом уроке – практическое планирование. Пример бизнес-плана строительного проекта.


#12 Budget-Plan Express . В этом уроке – практическое планирование. Пример бизнес-плана производства твердого сыра.

☛ Если хотите получать информацию о размещении материалов на данной странице, оставьте .

Когда мы смотрим на ценники в магазинах или интернете, выбирая тот или иной товар, иногда, у нас возникает вопрос, а почему то или иное изделие стоит дороже или дешевле, чем похожий аналог?

Интеллектуальная собственность - неоднозначная и сложно контролируемая материя, украсть ее может зачастую любой желающий, и, если у вас нет соответственно оформленных на нее прав.

Инвестиции от 5 000 000 руб.

Для владельцев бизнеса сложно примириться, что их доходы зависят от чьего-либо поведения. Проще поверить, что стоит изобрести "лучшее", и к магазину никогда не зарастет тропа покупателей.

Родственниками открывается большая часть новых видов бизнеса. Открывая семейный бизнес, появляется много трудностей. И на стадии запуска эти опасности особенно остры. Но как их избежать?

Как сказал Уильям Уэллс: «Магазин – это место встречи покупателя, товара и денег». И для того, чтобы эта встреча прошла успешно, необходимо обеспечить максимально благоприятные условия.

Инвестиции от 180 000 руб.

Оборудование для соляных комнат под ключ от производителя (компания "Аэромед")

Мобильный комплект для соляной пещеры на базе аппарата «ГалоВита» с набором аксессуаров. Идеально подходит для проведения сеансов галогигиены на территории ваших клиентов.

Мы не случайно выбрали столь «оптимистичный» подзаголовок. Сегодня речь в нашей статье пойдет о безопасности офисной среды - места, где многие из нас проводят большую часть своей жизни.

Долой лицемерные стратегии поиска взаимовыгодного компромисса! Вам нужно все, сразу и на лучших для вас условиях! Это единственный закон настоящего бизнеса.

Разговор у нас сегодня пойдет о настоящих деньгах, точнее об универсальном законе создания мегасостояний – принципе сложных процентов.

«Многие разорились из-за того, что старались купить на грош дешевле», – сказал Б. Франклин. Мы же перефразируем утверждение политика и уточним: «Многие разорились, стараясь ПРОДАТЬ на грош дешевле».

Инвестиции от 700 000 руб.

Бизнес под брендом международной риэлторской компании. Автоматизированные бизнес-процессы, преференции от крупных федеральных банков-партнеров, собственная CRM-система.

На нашем сайте уже много говорилось о специфике предпринимательского мышления и давалось множество практических советов начинающим бизнесменам. И все же этот материал нам хочется отметить особо.

Франчайзинговое соглашение - договор равноправных партнеров. И если при заключении договора обратить внимание на определенные положения соглашения, то это поможет избежать многих подводных камней.

Продолжаем публикацию перевода статей известных западных бизнес-консультантов. На этот раз представляем вашему вниманию перевод статьи Гая Кавасаки «Вперед за золотом»

Вы знаете, уважаемые читатели, все-таки русский предприниматель - прежде всего созидатель! Это я Вам точно говорю. Не верите? У меня есть факты, много фактов, и пусть они не покажутся Вам забавными.

Инвестиции от 1 500 000 руб.

Советская Аптека – это аптеки формата «у дома» в низком ценовом сегменте площадью от 40 кв.м., привлекающие удобным расположением и широким ассортиментом лекарств от 30 000 наименований.

В любом ВУЗе в процессе обучения студентам необходимо проходить практику с целью закрепления полученных теоретических знаний и получения практических навыков работы. За весь период обучения проходят ознакомительную (учебную), и преддипломную практики. Окончание прохождения практики требует написания отчета, который сопровождается дневником и характеристикой с места прохождения практики. Чтобы написать отчет по практике самостоятельно, необходимо знать особенности каждого вида практики.

Учебная или ознакомительная практика становится первым испытанием для студентов. Ее проходят на 1 или 2 курсе. Целью является закрепление общетеоретических знаний, полученных в процессе учебы, а также получение общих представлений о выбранной специальности. Во время практики студентам дают возможность ознакомиться с работой предприятия путем чтения лекций и проведения экскурсий, а также посмотреть работу сотрудников выбранной вами специализации.

Производственная практика проходит на 3-4 курсе и является следующим шагом в освоении профессии. Практикантам дают возможность изучить работу предприятия изнутри под присмотром куратора, изучить и проанализировать документацию, собрать материалы.

Преддипломная практика является заключительным этапом обучения. На основе полученной на предприятии информации, необходимо будет . Отчет по преддипломной практике часто является второй главой диплома и представляет собой анализ работы предприятия.

Отчет о работе предприятия должен соответствовать требованиям программы практики вашего ВУЗа (Смотрите также: ), как правило, он содержит:

— календарный план;

— дневник;

— характеристику с места прохождения практики

— введение;

— основную часть;

— заключение;

— список литературы;

— приложения

Титульный лист оформляется по образцу из методических указаний. Титульный лист содержит данные о названии ВУЗа, типе практики (учебная, ознакомительная, производственная, преддипломная), теме практики, специальности, учащемся, руководителе, месте и годе написания.

Образец титульного листа

Календарный план оформляется в виде таблицы, содержит данные о виде, сроках и месте исполняемых вами работ на предприятии. Иногда входит в дневник.

Пример календарного плана отчета по практике

Дневник практики – схож с календарным планом. Дневник является основным документом, наравне с отчетом, по которому учащийся отчитывается о выполнении программы практики.

Практикант каждый день отмечает, что он делал или изучал сегодня. Оформляет все в виде таблицы.

Пример заполнения дневника практики

Характеристика с места прохождения производственной, учебной или дипломной практики должна отражать данные о знаниях, навыках и умениях практиканта. Об уровне его профессиональной подготовки, личных качествах, а также о работе и поручениях, которые выполнял студент во время посещения предприятия. И, конечно, рекомендуемая оценка.

Характеристику студенту должен получить от своего руководителя и приложить к отчету. Но на практике руководитель перекладывает эту обязанность на студента.

Образец характеристики с места прохождения практики

Образец содержания отчета по практике

Введение содержит:

  • сведения о месте прохождения практики;
  • ее цели и задачи, которые указаны в методических указаниях;
  • объект и предмет исследования;
  • оценку современного состояния исследуемой темы;
  • может содержать предполагаемые результаты прохождения практики.

Пример введения

Основная часть делится на главы. Содержит теоретическую и практическую части. В практической части описывается структура и деятельность предприятия. Проводится анализ. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия или учреждения. Приводятся все расчеты, графики и таблицы.

Заключение пишется на основе изученного материала. Содержит ответы на поставленные во введении задачи. Включает все полученные в основной части выводы. Можно включить оценку собственной работе и дать рекомендации по улучшению деятельности предприятия.

Образец заключения отчета по практике

Список литературы содержит все используемые при написании работы источники, в том числе указанные в . согласно методическим указаниям или ГОСТ. В него можно включить названия документов, полученных с предприятия, а также нормативную литературу, интернет-источники.

Приложения включают любые данные, на которые можно сослаться при написании работы, в тексте работы. Это может быть отчетность, организационная структура предприятия, выписки из законодательства, анкеты, чертежи, схемы, таблицы. Все, документы, которые вы нашли на предприятии и которые пригодились для написания отчетной работы.

Писать отчет по практике самостоятельно очень интересно и познавательно. Но если у вас возникли трудности с написанием или у вас не получилось пройти практику на предприятии, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам и получить квалифицированную консультацию.

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Т. П. Тихомирова

ПРАКТИКУМ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Учебное пособие 2-е издание, переработанное и дополненное

Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию

в качестве учебного пособия для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение

(экономика и управление)

Екатеринбург

УДК 005.51(075.8) ББК У291.23я73-1 Т46

Тихомирова, Т. П.

Т46 Практикум по планированию на предприятии: учебное пособие / Т. П. Тихомирова. 2-е изд. перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 136 с.

ISBN 978-5-8050-0500-9

Учебное пособие содержит тесты для контроля знаний по планированию на предприятии, задачи для приобретения навыков практических расчетов, пояснения по вопросам теории, методические указания, решение типовых задач, пример разработки текущего плана предприятия и библиографический список.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (экономика и управление) и может быть использовано при подготовке бакалавров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент».

УДК 005.51(075.8) ББК У291.23я73-1

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Н. Ю. Власова (ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»); доктор экономических наук, профессор А. Г. Мокроносов (ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»)

Предисловие.........................................................................................................

Введение...............................................................................................................

Тема 1. Планирование производства и реализации продукции.....................

1.1. Пояснения и методические указания.....................................................

1.2. Тесты........................................................................................................

1.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

1.4. Задачи для самостоятельной работы....................................................

Тема 2. Планирование производительности труда и численности пер-

сонала предприятия...........................................................................................

2.1. Пояснения и методические указания...................................................

2.2. Тесты........................................................................................................

2.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

2.4. Задачи для самостоятельного решения................................................

Тема 3. Планирование заработной платы персонала предприятия..............

3.1. Пояснения и методические указания...................................................

3.2. Тесты........................................................................................................

3.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

3.4. Задачи для самостоятельного решения................................................

Тема 4. Планирование потребности предприятия в производственных

ресурсах..............................................................................................................

4.1. Пояснения и методические указания...................................................

4.2. Тесты........................................................................................................

4.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

4.4. Задачи для самостоятельного решения................................................

Тема 5. Планирование себестоимости продукции (работ, услуг)................

5.1. Пояснения и методические указания...................................................

5.2. Тесты........................................................................................................

5.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

5.4. Задачи для самостоятельного решения................................................

Тема 6. Планирование прибыли и рентабельности.......................................

6.1. Пояснения и методические указания...................................................

6.2. Тесты........................................................................................................

6.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

6.4. Задачи для самостоятельного решения................................................

Тема 7. Финансовое планирование..................................................................

7.1. Пояснения и методические указания...................................................

7.2. Тесты........................................................................................................

7.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

7.4. Задачи для самостоятельного решения..............................................

Заключение......................................................................................................

Библиографический список............................................................................

Приложение 1. Ответы к тестам...................................................................

Приложение 2. Ответы к задачам для самостоятельного решения...........

Приложение 3. Пример разработки годового плана предприятия (ис-

ходные данные условные)..............................................................................

Предисловие

В условиях современной рыночной экономики любое предприятие может добиться значительных успехов, если будет активно применять планирование. Объективная необходимость планирования на предприятии обусловлена потребностью постоянного обоснования целей, осмысления результатов деятельности, принятия оптимальных решений. Чем реальнее план развития предприятия, тем значительнее результаты его деятельности.

Планирование – это важнейшая функция управления производством и его роль, как показывает практика хозяйствования отечественных предприятий, возрастает с развитием рыночных экономических отношений.

Планирование на предприятии является одной из базовых дисциплин в подготовке бакалавров. По этой дисциплине публикуется много учебной литературы. Она различна по содержанию, структуре, объему и назначению. Регулярно переиздаются учебники М. И. Бухалкова, В. А. Горемыкина, А. И. Ильина, Л. А. Одинцовой. В последние годы появились учебные издания других авторов, в частности И. Д. Котлярова, Е. Н. Симунина, Л. В. Стрелковой. Практически в каждом учебном пособии или учебнике приводятся примеры решения плановых задач по соответствующим вопросам, но они не имеют системного характера, не дают полного и логически взаимосвязанного представления о тех плановых расчетах, которые необходимо выполнять в процессе планирования на предприятии. Учебные пособия для практических занятий и самостоятельной работы студентов на сегодняшний день не издаются.

Публикация предлагаемой работы позволит в некоторой мере восполнить этот пробел.

Практикум по планированию представляет собой второе издание учебного пособия, переработанное и дополненное с учетом изменений в экономике и в практике планирования деятельности предприятий и в соответствии с современными требованиями к подготовке выпускников высшей школы – бакалавров.

Введение

Профессиональная деятельность в области экономики и управления требует комплекса специальных знаний и навыков, квалифицированного подхода к решению экономических проблем. В процессе изучения дисциплины «Планирование на предприятии» происходит системное формирование квалифицированного специалиста, способного участвовать в создании предприятия и управлении им, объективно оценивать различные производ- ственно-хозяйственные ситуации с экономических позиций и принимать рациональные решения.

Предлагаемое пособие предназначено для практических занятий и самостоятельной работы, разработано в дополнение к учебникам и учебным пособиям, выпускаемым центральными и вузовскими издательствами.

Цель работы – закрепить необходимые профессиональные знания в области планирования, обучить студентов подходам и методам решения практических задач, привить навыки выполнения плановых расчетов и обоснования принятых решений, выработать умение использовать свои знания как в реальных условиях деятельности предприятий, так и в сфере профессионального обучения.

Особое внимание в практикуме уделено вопросам планирования производства и сбыта продукции, численности персонала, производительности и оплаты труда, себестоимости продукции, финансовых результатов, а также экономического обоснования и оценки качества планирования.

Структура и содержание практикума соответствуют рабочей программе курса «Планирование на предприятии» и методике разработки годового плана предприятия. Он содержит учебный материал по основным темам курса, библиографический список и приложения. Каждая тема включает в себя пояснения и методические указания, тесты для контроля знаний, типовые задачи с решениями, задачи для самостоятельного решения. Подбор задач призван не только закрепить знания основ теоретического курса, но и подготовить студентов к практической деятельности. В приложении приведены ответы на тесты и задачи, представлен пример разработки годового плана предприятия.

Для успешного усвоения учебного материала рекомендуется использовать практикум в следующей логической последовательности.

1. Повторение теоретического материала по каждой теме.

2. Проверка уровня усвоения теоретического материала (тестирование). Ответы даны в прил. 1.

3. Решение типовых задач как закрепление теоретических знаний

и ознакомление с практикой плановых расчетов.

4. Самостоятельное решение задач – закрепление практических навыков и методики расчета плановых показателей. Ответы к задачам приведены в прил. 2.

Представленные в практикуме материалы адаптированы к требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС 2010) и направлены на реализацию требований к компетенциям, знаниям и навыкам, обусловленным подготовкой бакалавров профессионального обучения и экономики.

Освоение учебного материала в последовательности, предложенной в практикуме, составляет основу формирования общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС 2010.

Материалы пособия могут быть использованы студентами для подготовки к практическим занятиям, при выполнении курсовых и контрольных работ, а также для самостоятельной работы по приобретению навыков плановых расчетов и освоению методики планирования.

Практикум может быть использован при изучении дисциплины «Планирование на предприятии» другими категориями обучающихся в высшей школе и работниками предприятий.

Работа содержит плановые и расчетные табличные формы, которые традиционно применяются на практике .

Тема 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

1.1. Пояснения и методические указания

Ключевые слова: план сбыта продукции, объем продаж, выручка от реализации, план производства продукции, товарный выпуск, товарная продукция, производственная мощность предприятия.

Планирование деятельности предприятия в рыночных условиях начинается с оценки реального экономического состояния предприятия, с планирования сбыта продукции, хотя реализация продукции является завершающим этапом деятельности предприятия.

Цель планирования сбыта продукции заключается в том, чтобы своевременно предложить покупателю товары или услуги в таком ассортименте и объеме, который удовлетворил бы его потребности и соответствовал бы профилю производственной деятельности предприятия.

План сбыта продукции содержит номенклатуру и ассортимент продукции, объем продаж по каждому виду продукции в натуральных единицах, цены предприятия (планово-расчетные), стоимость продаж (выручка от реализации).

Ассортимент продукции уточняется на основе анализа конъюнктуры рынков сбыта соответствующих товаров и конкуренции на них.

Объем продаж каждого вида продукции устанавливают исходя из оценки реальной емкости рынка и производственных возможностей предприятия и определяют по формуле

ОП = ТВ + ОНП – ОКП ,

где ОП – объем продаж каждого вида продукции в планируемом периоде (месяц, квартал, год), нат. ед.; ТВ – объем производства продукции (товарный выпуск) в планируемом периоде, нат. ед.;

ОНП , ОКП – остатки нереализованной продукции каждого вида на складе соответственно на начало и конец планируемого года, нат. ед.

Если предприятие планирует всю изготавливаемую продукцию реализовать покупателям, не создавая запасов на складе готовой продукции, то

Обобщающим показателем планирования сбыта продукции является стоимость продаж (выручка от реализации), для определения величины которого используется два метода:

1. Метод прямого счета

Выручка от реализации продукции ВР, производимой и реализуемой по договорам, определяется по формуле

ВР = ∑ Ц ОП,

где Ц – планово-расчетная цена реализации единицы каждого вида продукции без НДС, р.; ОП – объем продаж каждого вида продукции, нат. ед.

2. Расчетный метод (коэффициентный)

Если продукция отгружена потребителю, то независимо от того, оплачена она или нет, выручка от реализации определяется по формуле

ВР = ТП + ОГПНП – ОГПКП ,

ВР – планируемый объем выручки от реализации продукции (работ,

услуг), тыс. р. (без НДС);

ТП – стоимость товарной продукции по плану, тыс. р.;

ОГПНП , ОГПКП – остатки (запасы) готовой продукции на складе

предприятия соответственно на начало и конец планируемого перио-

да, тыс. р.

Если продукция отгружена и оплачена потребителем, то выручка от

реализации рассчитывается по формуле

ВР = ТП + ОГПНП – ОГПКП + ОНП – ОКП ,

ОНП , ОКП – остатки отгруженной, но неоплаченной

потребителем

продукции соответственно на начало и конец планируемого года.

Остатки готовой нереализованной продукции учитывают по производственной себестоимости. Чтобы включить их в расчет выручки от реализации, необходимо определить их величину в отпускных ценах предприятия. Для этого используются коэффициенты пересчета КП , которые определяются как отношение объема продаж (реализации) продукции в оптовых ценах предприятия ВРЦ к объему продаж (реализации) этой продукции по производственной себестоимости ВРС :

КП =

ВРЦ

ВРС

При этом для определения коэффициента пересчета на начало планируемого года принимаются данные IV квартала отчетного года, а для определения коэффициента пересчета на конец планируемого года – данные IV квартала планируемого года.

Размер остатков готовой продукции на складе нормируется предприятием и устанавливается в виде нормы запаса остатков готовой продукции в днях.

Чтобы определить размер остатков готовой продукции в натуральных единицах на складе предприятия, можно применить следующую формулу:

где ОГП – остатки готовой продукции на складе на начало или конец планируемого периода, нат. ед.; ТВ – объем производства (товарный выпуск) продукции по плану, нат. ед.;

Тn – продолжительность планируемого периода, дни (год – 360 дней, квартал – 90, месяц – 30); НЗ – норма запаса (остатка) готовой продукции на складе, дн.

Остатки готовой продукции ОГП на складе учитываются по производственной себестоимости и рассчитываются по каждому виду продукции как произведение производственной себестоимости единицы

Привет! Сегодня расскажу вам о моих отношениях (иначе это никак не назовешь) с тетрадью «Планирование. Простые практики для управления временем и наведения порядка в делах» и о том, что из этого вышло.

Для тех, кто не знает, лирическое отступление: буквально неделю назад в МИФе вышли первые книги-тетради серии «Простые практики» - «Планирование» и «Уверенность в себе» . Есть два типа книг: «почитать и подумать» и «почитать и поделать». Вот эти как раз относятся ко второй категории: минимум текста и размышлений автора, а вот тестов, заданий и упражнений, разделенных по уровню сложности - его показывают звездочки, - хватает с лихвой. Автор, Кордула Нуссбаум, - немецкий эксперт по самоорганизации. Это одна из вещей, которая меня подкупила: кому, как не немцам - педантичным, пунктуальным, ответственным, - знать толк в организации времени. Кто-то, возможно, скажет, что это стереотип, но, вспоминаю университетские занятия по этнопсихологии, я бы сказала, что это национально-психологические особенности и менталитет. Впрочем, вернемся к теме.

Первым делом мне захотелось начать с управления временем: задач, интересных и разных, бывает немало, да и я перфекционист - хочется «быстрее, сильнее, выше», так что новые приемчики не помешают. У меня даже не хватило терпения подождать, пока книгу напечатают в типографии: распечатала ее на листах А4 и углубилась в занятия.

Как все успевать и жить полной жизнью

Тайм-менеджмент - дело нужное. Многие из нас живут в бешеном темпе, а когда умеешь ловко жонглировать делами и вовремя брать паузу для «перезарядки батарей», жить становится легче и проще. Собственно говоря, эту цель и преследует автор «Простых практик» - хочет научить читателей , собой и, как следствие, жизнью. Интересно, что прямо на первых страница Кордула Нуссбаум расставляет все точки над i.

«И тебе, и мне понятно, что термин „управление временем“ не корректен. Мы не можем управлять временем. Секунды, минуты и часы проходят, хотим мы того или нет. А сделать на самом деле мы можем только одно: изменить свое отношение к себе и нашим задачам, тем самым создавая свободное пространство для того, что для нас важно».

Книга начинается с теста «Для чего нужен тайм-менеджмент?» Да-да, некоторым счастливым людям он не нужен 🙂 Когда начинаешь описывать, куда денешь уйму свободного времени (это одно из первых заданий), поднимается настроение, а с ним - мотивация продолжать.

Вообще говоря, между управлением временем и управление собой не такая уж большая разница. Автор учит не только базовым вещам - составлению списков, планированию времени и борьбе с прокрастинацией, но и предлагает подумать о себе как о личности. Например, можно пройти тест на стресс и составить карту стресса, отказаться от ложных убеждений, найти вдохновляющие и любимые дела, узнать, что тобой движет, и даже представить, как будешь праздновать свое 80-летие (смотреть сквозь очень полезно, хоть и страшно).

Мой личный ТОП-3 заданий по управлению временем

Выбрала три задания, которые мне понравились больше всего: оказались суперполезными, удивили и вызвали радость и теплые чувства (ведь положительные эмоции - тоже польза, только другого толка. Все, что делает нас счастливее, то полезно). Вперед, и энергию!

Ложные убеждения, на выход!

Часто мы перегружаем себя обязательствами из-за наших глубоких убеждений. Они могут выражаться в форме глубоко укоренившихся в сознании высказываний, в непреложность которых мы привыкли верить. Эти фразы настолько глубоко въедаются в сознание, что временами они управляют нашей жизнью, а не мы. Вот один из примеров. Тот, кто верит в справедливость выражения «Оставаться на месте - значит откатываться назад», вынужден постоянно пребывать в движении и начинать что-то новое. Проблема в том, что от этого мы испытываем переутомление.

Запишите фразы, которые вам часто приходилось слышать в детстве (и не только), а потом оцените, полезны ли для вас эти убеждения. Нет? Распрощайтесь с ними и отправьте куда-нибудь в безлюдную пустыню. Или запустите на орбиту. Или еще куда-нибудь. А лучше выпишите им разрешение на выезд на специальном бланке. Чтоб уж наверняка.

Все птички разные

Про жаворонков, сов и панд (это новая категория людей - вечно невысыпающихся, с темными кругами под глазами) слышали все. Примерно определить, к какой категории относишься, легко. А вот как узнать точно? Кордула Нуссбаум советует вспомнить: а) во сколько вы просыпаетесь в середине-конце отпуска, когда уже хорошенько отдохнули, б) в какое время вы ложитесь спать, если наутро не нужно никуда идти.

Покопайтесь в своей памяти - так вы найдете время, когда бываете наиболее продуктивны.

Что тобой движет. Упражнение для поиска мотивов и вдохновения

Внимательно и без спешки прочитайте слова внутри круга. Подумайте, какие из них вызывают в вас положительные эмоции и улыбку? От чего вам становится теплее? Оставьте в круге эти слова. А какие из них не находят положительного отклика или даже отталкивают? Зачеркните слова, которые мало вам подходят.

А теперь выберите 7 самых-самых-самых понятий и оцените их по шкале от 1 до 6: насколько на самом деле важен для вас тот или иной мотив. Вы можете применять его уже сейчас? А потом запишите, что конкретно вы можете сделать, чтобы руководствоваться этим мотивом в ближайшие недели и месяцы.

Сейчас я примерно на полпути и уже сделала для себя полезные выводы. Стала составлять разные списки - надо все время пробовать, чтобы понять, что вам подходит больше, - решила перекроить свой день в соответствии с биоритмами (выделить самое продуктивное время для крупных задач, требующих сосредоточения), разобраться со своими «надо» и «хочу», нашла дополнительные мотивы и энергетические ресурсы. Каждый день практикую и полное отключение мыслей: всего по 10 минут, но это хорошо восстанавливает. Впрочем, расскажу об этом как-нибудь потом.

Еще одна важная вещь напоследок. Вам может показаться, что это слишком легкие или знакомые всем упражнения. Но фокус в том, что знать мало - надо делать.

Только так можно сделать жизнь лучше. Пусть маленькими шажками. Потому что сила - в скромных поступках и решениях.

Как сказал легендарный тренер «Манчестер Юнайтед» : «Если вы способны собрать команду из одиннадцати одаренных парней, которые в течение всего сезона сосредоточены только на тренировках, тщательно соблюдают диету и ведут здоровый образ жизни, хорошо высыпаются и приходят на тренировки вовремя, то вы уже на полпути к завоеванию трофея. Остается только удивляться, почему многим клубам так и не удается этого сделать».

И правда, если все так просто, чего бы это ни касалось - управления временем, счастья, любимой работы, гармонии с собой и миром, - то почему мы этого не делаем? Стоит задуматься.