Социальные последствия промышленной революции конспект. Социальные последствия промышленного переворота

§ 47. Промышленный переворот и его последствия

Начало промышленного переворота .

В конце XVIII в. в промышленном производстве ряда стран Западной Европы, в которых пионером выступала Великобритания, начался переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабричной системе производства.

Этот переход называется промышленный переворот или промышленная революция.

Промышленный переворот имел важные последствия для жизни всего общества, но прежде всего перемены коснулись экономики.

Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретений в области механики. В текстильной промышлен­ности широко использовались прялки «Дженни» (изобрете­ние Дж. Харгвиса; 1765 г.), в 1779 г. Сэмюэл Кромптон усовершенствовал ткацкий процесс введением мюль-машин, позволявших получать более тонкую и прочную нить, чем раньше. В 1785 г. в Англии был запатентован первый меха­нический ткацкий станок Эдмунда Картрайта, а спустя шестнадцать лет открылась первая механическая ткацкая фабрика - промышленное предприятие, основанное на ма­шинном производстве.

Острая конкуренция предпринимателей требовала посто­янного внедрения на производстве новейших достижений на­уки и техники.

В 1765 г. англичанин Джеймс Уатт построил свою па­ровую машину. Для работы паровых машин нужен был уголь, поэтому его добыча резко возросла. Увеличение потребности в металле привело к усовершенствованию металлургии.

В Англии с 40-х гг. XVIII в. стали использовать тигель­ную плавку для производства литой стали. Кричный передел чугуна был заменен более производительным пудлигованием. В 1856 г. англичанин Генри Бессемер нашел способ проду­вания воздуха через горячий чугун с целью выгорания из него излишнего кислорода и превращения его в сталь. Тогда же француз Пьер-Эмиль Мартен создал специальную печь для переработки чугуна в сталь путем окислительной плавки (мартеновский способ).

В Англии быстро росла протяженность железных дорог. В 1825 г. активно занимавшийся строительством паровозов Джордж Стефенсон провел первый пассажирский состав по маршруту Дарлингтон-Стоктон. В 1830 г. рельсовый путь связал Манчестер с Ливерпулем. А к 1850 г. страна покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км. Железнодорожная лихорадка способствовала быстрому раз­витию металлургии, машиностроения, паровозо - и вагоно­строения.

Зарождение индустриального общества.

Начавшаяся в Ве­ликобритании промышленная революция позже распростра­нилась на другие страны Старого и Нового Света.

Промышленная революция создала условия, породив­шие индустриальное общество.

Процесс модернизации не только сопровождался измене­ниями в экономике, но и менял мировоззрение людей.

B идеале индустриальное общество основано на идеях свободы, равенства и независимости: предприниматели не зависят от власти государства, покупатели и продав­цы равны, каждый член общества свободен в своих дей­ствиях.

Наиболее быстрое развитие индустриальное общество по­лучило в Великобритании. Здесь еще во второй половине XVII в. была провозглашена свобода промыслов, таким образом, складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции.

Образование слоя наемных рабочих и создание внут­реннего рынка (т. е. сферы товарного обмена внутри стра­ны; в покупке изделий промышленности нуждались все больше людей) в Англии сочеталось с бурным процессом так на­зываемого первоначального накопления капитала.

Капитал - это деньги или иная собственность, при­носящие доход.

Возникает и промышленный пролетариат - люди, работающие на фабриках. Труд на фабриках был очень тя­желым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, а зарплата была низкой. Изобретение новых машин вело к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих. Оно выра­жалось в поломке машин и орудий труда (луддизм). По ан­глийским законам порча машин каралась смертью.

B первой половине XIX в. промышленный переворот в Великобритании завершился. Почти до конца XIX в. Англия оставалась «мастерской мира».

Экономическое развитие Великобритании и Франции в пер­вой половине XIX в.

Несмотря на успехи, английская эконо­мика испытывала и немалые сложности. В XIX в. Великобри­тания вошла в состоянии крайнего напряжения сил, вызван­ного непрерывными войнами с Францией. Введенная Наполео­ном континентальная блокада, т. е. запрет государствам Ев­ропы осуществлять торговлю с Англией, резко подняла цены на продовольствие, что вызвало в стране «голодные бунты».

Победа над Наполеоном в 1815 г. ликвидировала блокаду, но породила новые проблемы. Из армии и флота были уво­лены до полумиллиона человек. Правительство сократило за­казы промышленным предприятиям. В Британию стало по­ступать дешевое европейское зерно. Падение цен сеяло пани­ку. В качестве регулирующей меры были приняты «хлебные законы», фактически запрещающие ввоз хлеба в страну. В ре­зультате цены на хлеб неимоверно выросли.

И все же положительные результаты промышленного пе­реворота перевешивали последствия неблагоприятных фак­торов.

Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. в целом шло успешно. За короткий период промышленность Франции выросла более чем на 50 %. Развитию экономики способствовали приток денег и ценностей из завоеванных На­полеоном стран, протекционистская политика и выгодные внешнеторговые сделки. Однако долгие войны, а затем и со­крушительное поражение Франции нанесли серьезный удар по ее экономике. Правда, от последствий неблагоприятных факторов удалось оправиться довольно быстро. В период ре­ставрации Бурбонов (1процесс замены ручного труда машинным успешно продолжался. С 1825 по 1847 г. объем промышленного производства увеличился на две тре­ти. Быстро развивался ряд новых отраслей, прежде всего хи­мическая промышленность.

Общие особенности экономического развития во второй половине XIX в. Во второй половине XIX в. в экономике пе­редовых стран Европы происходили дальнейшие перемены. Они связаны с зарождением монополий.

Монополии - это крупные хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления повышенных цен и извлечения повышенных прибылей.

Усиление роли монополий было вызвано прогрессом в тех­нике, повлекшим за собой усложнение производственного процесса. Для осуществления последнего требовалось все больше капитала, так как все дороже становились машины и сырье. Поэтому предприниматели начали объединяться.

Ускорению этого объединения способствовали экономиче­ские кризисы, или кризисы перепроизводства . Механизм возникновения кризисов был таков: внедрение новой техни­ки вело к сокращению работников; оказавшиеся без работы люди переставали покупать товары; а это, в свою очередь, вело к падению производства. Первый такой кризис произо­шел в Англии в 1825 г. Вскоре выяснилось, что кризисы на­зревают через примерно равное число лет. В 1858 г. разра­зился первый мировой экономический кризис. Во время кри­зисов многие предприятия закрывались, предприниматели разорялись, а объединению предпринимателей было проще преодолеть последствия кризисов.

Важнейшей стороной развития монополий стала новая роль банков в экономике. Промышленные компании нала­живали с банками прочные связи для получения долгосрочных ссуд , открытия кредита . Во второй половине XIX в. уско­рился процесс сращивания производства и капитала. Суще­ствовали монополии следующих типов: картель , синдикат, трест, концерн.

Картель - это объединение самостоятельных пред­приятий, основанное на временном соглашении между ними с целью установления контроля над сбытом опре­деленного товара, повышения цен на этот товар и обес­печения монопольно высокой прибыли.

Картель может предусматривать установление обязатель­ных для всех участников объединения цен на товары, раз­граничение районов сбыта, определение общего объема производства или сбыта и доли в них каждого участника.

Синдикат представляет собой объединение самостоятельных предприятий какой-либо отрасли, основанное на соглашении о совместном сбыте товаров.

Синдикат создается с целью обеспечения монопольного господства на рынке, установления монопольных цен и по­лучения наивысшей прибыли. Участники такого объедине­ния подчиняют своему контролю мелкие предприятия и расширяют свое влияние на внутренних и внешних рын­ках.

Трест - это такая форма организации, когда объеди­няющиеся предприятия теряют свою самостоятельность и подчиняются единому управлению.

Владельцы вошедших в трест предприятий лишаются пра­ва непосредственно распоряжаться ими.

Высшей формой монополий являются концерны - объединения предприятий, банков и торговых фирм на основе общей финансовой зависимости от определенной
группы капиталистов.

Нередко концерны объединялись в финансовые группы, или финансовые дома (например, дома Морганов, Рокфел­леров в США).

После мирового экономического кризиса 1873 г. процесс развития картелей ускорился, однако они быстро распада­лись. Тем не менее к концу XIX столетия картели стали одной из основ европейской экономики. К началу XX в. число кон­цернов и трестов в США увеличилось со 185 до 250.

Роль государства в экономике.

В первой половине XIX в. государственное вмешательство в экономику резко сократи­лось. Банкиры, владельцы промышленных предприятий на­стойчиво отстаивали свободу предпринимательства. По их мнению, роль государства, помимо защиты внешних интере­сов, следовало ограничить созданием и поддержанием усло­вий, благоприятствующих развитию хозяйственной жизни страны (развитие путей сообщения, средств связи, обеспечение устойчивости денежного обращения и т. п.).

Однако во второй половине XIX в. возросла роль государства в управлении колониями, а войны содействовали получению страной-победительницей огромных военных контрибуций . Го­сударственное вмешательство в экономическую жизнь заклю­чалось также во введении фабричного законодательства (огра­ничение рабочего дня, страхование рабочих и т. д.).

Наиболее сильное влияние государства на экономику было в Германии. Здесь происходило огосударствление железных дорог, была введена табачная монополия.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое влияние имел промышленный переворот на развитие ев­ропейских стран? Что такое фабрика, модернизация, индустри­альное общество?

2. Охарактеризуйте основные черты экономического развития ве­дущих стран Западной Европы в первой половине XIX в.

3. Какие перемены происходили в экономике развитых стран во второй половине XIX в.? Что такое монополии и почему они возникали? Чем отличались различные типы монополистиче­ских объединений? Составьте сравнительную таблицу.

4. Какова была роль государства в экономике ведущих стран в XIX в.?

5. Используя дополнительные материалы, напишите историческое эссе по истории экономического развития одной из стран в XIX в. (по выбору).

Документ

Из романа Чарлза Диккенса «Лавка древностей». 1841 г.

По обеим сторонам дороги и до затянутого мглой горизонта фабрич­ные трубы, теснившиеся одна к другой в том удручающем однообразии, которое так пугает нас в тяжелых снах, извергали в небо клубы смрадно­го дыма, затемняли божий свет и отравляли воздух этих печальных мест. Справа и слева, еле прикрытые сбитыми наспех досками или полусгнив­шим навесом, какие-то странные машины вертелись и корчились среди куч золы, будто живые существа под пыткой, лязгали цепями, сотрясали землю своими судорогами и время от времени пронзительно вскрикива­ли, словно не стерпев муки. Кое-где попадались закопченные, вросшие в землю лачуги - без крыш, с выбитыми стеклами, подпертые со всех сто­рон досками с соседних развалин и все-таки служившие людям жильем. Мужчины, женщины и дети, жалкие, одетые в отрепья, работали около машин, подкидывали уголь в их топки, просили милостыню на дороге или же хмуро озирались по сторонам, стоя на пороге своих жилищ, лишенных даже дверей. А за лачугами снова появлялись машины, не уступавшие яростью дикому зверю, и снова начинался скрежет и вихрь движения, а впереди нескончаемой вереницей высились кирпичные трубы, которые все так же изрыгали черный дым, губя все живое, заслоняя солнце и плот­ной темной тучей окутывая этот кромешный ад.

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

Каковы были последствия промышленного переворота для ра­бочих?

Было ли, на ваш взгляд, подобное положение рабочих неизбеж­ным?

Промышленная революция являлась стремительным развитием технологий в Новое время и переходом от ручного труда к машинному. Вследствие технологических инноваций значительным преобразованиям подвергались социальная, политическая, экономическая конъюнктуры Европы и всего мира. Вместе с тем промышленная революция - это вовсе не одномоментный процесс. Ее длительность традиционно

растягивают от второй половины XIII века до начала XX. А ряд ученых придерживается и вовсе точки зрения, что этот процесс не заканчивается и по сей день, свидетельством чего является все ускоряющийся темп развития технологий в наше время, когда многие новинки устаревают в течение нескольких лет.

Промышленная революция в Англии

Традиционно именно эту страну называют родоначальником технологического переворота в Новое время. Уже в 1760-80-х годах здесь были достигнуты революционные изменения в ряде важнейших областей тяжелой и легкой промышленности. Например, изобретение прядильного станка и распространение его по всему острову привели к тому, что Англия стала крупнейшим поставщиком тканей для европейских и американских рынков. Создание парового двигателя дало возможность строительства кораблей нового типа - более быстрых и более эргономичных, что утвердило господство англичан на море. Эпохальные

изменения произошли и в наземном транспорте. Так, появившиеся железные дороги опутали сетью все государство уже к середине XIX века и стали новым словом в возможности сообщения между отдаленными регионами страны - была облегчена и ускорена перевозка товаров, людей, животных. Открыты совершенно новые возможности! Важные изменения претерпела и тяжелая промышленность. Так, появление фрезерного станка и ряда других подобных изобретений существенно стимулировало развитие машиностроения. Значительно улучшилось качество самого металла за счет того, что теперь при его выплавке использовался не каменный уголь в качестве топливного материала, а кокс. Это позволило Англии отказаться от экспортного металла, покрыв свои возрастающие нужды, а освободившиеся средства направить в другие отрасли.

Промышленная революция в Европе

Вскоре бурные темпы технологического развития перекинулись и на континент, дав Германии, Франции, Нидерландам, России собственные заводы тяжелой и легкой промышленности. Вместе с тем этот процесс в разных странах не происходил одновременно. Например, во Франции и Бельгии промышленный переворот начался сразу же вслед за Англией, уже в конце XIII века, а вот в Германию и Россию он добрался лишь в 1830-1840-е годы. Впрочем, это не означало обязательное аутсайдерство. Германия, будучи еще в середине века отстающей страной, к 1900 году смогла значительно нарастить свой технологический и военный потенциал, а в начале XX века с запозданием включиться в перераздел сфер влияния в других частях света (тот факт, что на колонии были разделены уже фактически все мировые территории и привел к силовому решению вопроса - Первой мировой войне).

Влияние на общество

Промышленная революция не ограничилась изменениями только в технологической части. Она неизбежно влекла за собой социальные, политические и экономические последствия, порождая новые классы общества (рабочих, буржуазию), ускоряя рост городов (урбанизацию). Усложнение общественных процессов вело к рождению новых политических и социально-экономических доктрин и движений, которые вскоре произвели взрыв в настроениях народных масс.

Помимо технической и экономической сторон промышленный переворот имел реальную сторону, которая выражалась в превращении пролетариата и буржуазии в основные классы капиталистического общества. Темпы формирования буржуазии, степень ее влияния на общественную жизнь, на разрушение феодальных отношений не были одинаковыми в различных странах. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положение в экономической жизни. Ее численность в середине XIX в. составляла 8,1% в общей численности населения. По мере развития капитализма и усиления конкурентной борьбы происходили глубокие изменения в расстановке сил внутри класса буржуазии. Мелкая и средняя буржуазия периодически разорялась. Решающую роль начала играть крупная буржуазия, к которой относятся крупные фабриканты и заводчики, торговцы и банкиры. Торгово-промышленная буржуазия стремилась к более кардинальным государственным преобразованиям.

Пролетариат из массы трудящихся стал выделяться в XVIII в. С созданием капитализмом ус-ловий для превращения формального подчинения труда капиталу в реальное рабочие начинают формироваться в самостоятельный общественный класс, класс, лишенный собственности на сред-ства производства. Источником его существования является продажа рабочей силы. Первым от-рядом фабрично-заводского рабочего класса были рабочие-текстильщики. Численность рабочих с ростом производства постоянно увеличивалась. В середине XIX в. в мире насчитывалось 10 млн. рабочих, из них в Англии – 4,1 млн. (1851), во Франции – 2,5 млн. (1848), США – 1,4 млн. (1850), в Германии – 0,9 млн. (1850). К 70-м гг. в трех крупнейших промышленно развитых странах (Анг-лия, Франция и США) численность индустриальных рабочих – ядра рабочего класса – составляла 12-13 млн., а вместе с рабочими, занятыми в сельском хозяйстве, – 20 млн. Из общего числа рабо-чих почти половина приходилась на Англию. К концу XIX в. по численности рабочего класса пер-вое место заняли США, где насчитывалось 10,4 млн. промышленных рабочих.

Рабочий класс претерпел не только количественные, но и качественные изменения. Повыша-лась доля фабрично-заводских рабочих, занятых в производстве средств производства. В 70 80-х гг. XIX в. самым многочисленным отрядом промышленных рабочих были рабочие текстильной промышленности. Но к началу XX в. положение изменилось: машиностроители, металлурги, же-лезнодорожники стали наиболее многочисленным отрядом рабочего класса.

Положение рабочего класса вплоть до 60-70-х гг. XIX в. было крайне тяжелым. Продолжи-тельность рабочего дня составляла 14-16 часов, условия труда и быта были нечеловеческими, низ-кая заработная плата, широко использовался женский и детский труд. Например, в первой поло-вине XIX в. 50-60% занятых в английской промышленности были женщины и дети. Такова была реальность, и представленная в трудах марксистов картина положения рабочих вполне объектив-на. Провозглашенные буржуазией свобода, равенство и братство оказались лишь декларацией. Положение рабочих становилось особенно тяжелым в период экономических кризисов, охваты-вающих, как правило, всю промышленность и сельское хозяйство и влияющих на экономику многих стран. Кризисы приводят к закрытию многих предприятий, росту безработицы, падению заработной платы и жизненного уровня трудящихся. Первый экономический кризис возник в Анг-лии в 1825г.

Полное политическое бесправие, изнурительный труд, жизнь в трущобах, голод, болезни, высокая смертность вызывали недовольство и сопротивление рабочих работодателям, вели к уси-лению борьбы рабочего класса. Однако на первых порах выступления рабочих против эксплуата-ции выражались в стихийных формах голодных бунтах, поджогах предприятий, разрушении ма-шин. Борьба рабочих нарастала, поднималась на качественно новый уровень. Первые крупные вы-ступления рабочих произошли в Манчестере (Англия) в 1819 г., в Лионе (Франция) в 1831 и 1834 гг., восстание силезских ткачей (Германия) в 1844 г., чартистское движение за политические права трудящихся в 30-40 гг. в Англии.

1. Укажите социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота. Какие внутренние и внешние факторы способствовали развитию экономики?

Предпосылки:

В результате колониальной торговли были накоплены значительные капиталы, причём именно у предпринимателей;

Знать Великобритании также не считала зазорным заниматься предпринимательством;

Разбогатевшие предприниматели в Великобритании относительно легко могли войти в число дворян;

Колониальная империя стала обширным рынком сбыта товаров;

Достигло высокого уровня разделение производства сложных изделий на мелкие операции;

В условиях продолжающейся политики огораживания массы безземельных крестьян представляли подходящий рынок рабочей силы.

Таким образом, главным внешним фактором начала промышленной революции была колониальная империя Великобритании. К внутренним относится политика огораживания и особая идеология британского общества, в котором не было чёткого противопоставления дворянства и предпринимательства.

2. Какие изменения в социальной структуре и общественных отношениях происходили в английском обществе в эпоху колониальных захватов? Объясните, почему положение английских «низов» было крайне тяжелым.

Постепенно вырабатывалась особая культура правящего слоя Великобритании, для которого землевладение и предпринимательство считалось одинаково почётным делом. Человека принимали в зависимости от того, какой у него капитал, при этом не важно, каким способом этот капитал нажит (за исключением незаконных способов).

При этом продолжался процесс обезземеливания крестьян в результате политики огораживания. Лишившиеся земли люди приходили в города, где попадали в работные дома за попрошайничество. Именно из таких обездоленных людей вышли не только колонисты, но и новый для Европы того времени класс – рабочий. Однако жизнь этого беднейшего класса была незавидной. Не только тяжёлый, но и монотонный труд портил здоровье, тем более что продолжительность рабочего дня законом не ограничивалась; зато законом ограничивалось повышение зарплаты.

3. Охарактеризуйте политику правящих кругов Англии, расскажите о её политическом развитии.

После реставрации монархии в обществе наступила относительная стабильность. Король и парламент боролись порой жёстко, но только в виде политических дебатов. Ситуация изменилась со смертью не оставившего законных наследников Карла II. В правление второго сына Карла I Якова II правительство не скрывало своих прокатолических симпатий. Они стали главной причиной Славной революции, заменившей Якова II на мужа его сестры Марии – Вильгельма II Оранского. С этого времени неотъемлемой частью политики правящих кругов стало неуклонное англиканство. Католикам законодательно было запрещено занимать престол и места в палате лордов.

В результате Славной революции полномочия парламента начали во многом напоминать нынешние. Частью политической жизни стало равновесие отдельных ветвей власти, включая парламент и королевское правительство. Но сам парламент формировался не всем населением. Палата общин избиралась от определённых городов. При этом для избирателей действовал высокий имущественный ценз. В итоге парламент представлял интересы только высшего слоя общества, включая предпринимателей. В этом парламенте на весь XVIII век сохранилось политическое противоборство между вигами (представлявшими больше предпринимателей), на основе которых развились либералы и тори (представлявшими земельную аристократию), которые позже также стали называться консерваторами.

4. Назовите технические изобретения, ознаменовавшие начало промышленного переворота.

Изобретения:

Прядильный станок с «летучим челноком» Д. Кея 1733 года;

Новый способ выплавки чугуна с использованием каменного угля 1735 года;

Механическая прялка «Дженни» Д. Харгривса 1765 года;

Фабрика Аркрайта возле Дерби 1771 года, где механизмы приводились в движение водяным колесом;

Усовершенствованная паровая машина Дж. Уатта 1781 года.

5. Укажите последствия промышленного переворота. Какие противоречия в обществе он породил? В каких формах выражался протест рабочих против их угнетенного положения?

С одной стороны промышленный переворот увеличил мощь экономики страны и благосостояние население в целом. С другой из-за него росло число неимущих, потому что теперь уже из-за конкуренции с фабриками и заводами разорялись ремесленники, кустарные производства и даже мануфактуры. Кроме того, машинный труд требовал меньше физических усилий, потому предпринимателям выгоднее было нанимать женщин и детей, чей труд стоил дешевле. В концу XVIII века в Англии лишь от 10% до 25% рабочих составляли мужчины старше 18 лет. Последние в основной своей массе оставались безработными и оказывались социально опасным элементом.

Протест рабочих выражался в разных формах. Самой простой было разрушение станков и других промышленных машин, названный луддизмом. Другой формой стало проведение забастовок. Они требовали уже большей организации, потому проводились специально создававшимися рабочими союзами.

6. Какое значение имели промышленный переворот и модернизация общества?

Промышленный переворот не просто перестроил экономическую сферу. Кардинальные изменения начались в структуре общества. Кроме того, он серьёзно укрепил господство Европы в мире. Потому можно сказать, что промышленный переворот и модернизации сыграли ключевую роль в мировой истории.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Ещё сто лет назад было отмечено, что именно уровень науки и образования обеспечивает успешность ведения войн. Поэтому в наше неспокойное время предлагаю поговорить о соотнесенности образования уровню технологического развития.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Скажем так, образование определяется интересами технологического развития. Но в России оно понималось несколько иначе: как полноценное развитие личности, интеллектуальное, нравственное и духовное. А сейчас мы говорим об образовании ради подготовки кадров, что отсылает нас к идеям третьей или даже четвертой промышленной революции.

Это интересно, потому что феномен новой промышленной революции основан на роботизации и автоматизации производства, что вытесняет человека. Мы говорили ранее о трансгуманизме как о следствии изменений в самом человеке, в его сознании из-за современных когнитивных технологий и о том, почему это понятие внедряется в мировоззренческие системы разных стран. Термин «четвертая промышленная революция», актуализировавшийся после Давосского форума, насколько мне известно, впервые стал употребляться немецкими экономистами. Вообще это, скорее, просто одна область третьей промышленной революции, затрагивающая цифровую экономику и компьютерные технологии и говорящая о создании «виртуального человека».

В отличие от обычной, виртуальная реальность не имеет границ и рамок, поэтому и с виртуальным человеком, и с виртуальной вещью можно сделать что угодно. От производственного процесса приходится абстрагироваться, ведь феномен появления 3D-печати изменил взгляд на промышленность вообще. Хотя, на мой взгляд, имеет место и «наукообразное словоблудие», которое как инструмент влияния на общество оправдывает серьезные изменения и в социальной сфере, и в политике, и в сознании человека, ведь если ученый захочет разобраться в процессах третьей промышленной революции, то у него просто не хватит времени и творческой энергии, чтобы понять главное: к каким последствиям она привела.

Поэтому оперирование такими категориями выглядит похожим на попытку загнать сознание человека в рамки догм, как это было с марксистско-ленинским учением, чтобы прикрыть суть структурных изменений от этой революции. Среди таких изменений выделим два – в социальных отношениях между людьми и в личности человека. Промышленная революция, получается, влияет на этику, эстетику и многие другие компоненты личности человека. Более того, биологи, специализирующиеся на работе мозга, раньше социологов стали обращать внимание на явление «цифрового слабоумия». «Эффект Маугли» - в том случае, если образование ребенка происходит при компьютеризации, некоторые области его мозга не развиваются.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. В момент общения люди анализируют одновременно до семи параметров: интонацию, жесты и многое другое, и за каждый параметр отвечает определенный участок мозга. Если же дети с раннего возраста привыкают общаться «пальцем», через экран телефона, к примеру, то активно развивается только одна область мозга, а остальные начинают деградировать. Наш мозг – явление удивительное: внутривидовая разница в мозгах у людей может быть больше, чем межвидовая у животных.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Каждый человек может развиться в духовно и интеллектуально богатую личность, если создать условия для внутреннего, самостоятельного развития мозга. Как педагог могу сказать, что раньше социальные условия влияли на образование очень сильно: одни могли, скажем, платить за обучение, другие нет. Сегодня же сознательно создается человек с атрофированным мозгом, но об этом не говорят ни подросткам, ни родителям: если до 7-10 лет у ребенка не начинают работать различные области, то последствия необратимы. Это не некое следствие объективных законов развития техники, как нам пытаются представить, а сознательное влияние на человека, ведь он так или иначе остается в центре.

При капитализме стоимость товара складывается из основного капитала (сами средства), переменного капитала (траты на заработную плату) и прибыли. В послевоенные годы основная часть стоимости определялась именно переменным капиталом и было выгодно тратить огромные средства на содержание рабочей силы. Но норма прибыли имеет тенденцию к понижению, и, когда это произошло, возник интерес максимально сократить издержки: денационализация капитала, приватизация ресурсов и, самое главное, исключение из общей формулы стоимости содержание трудовых ресурсов, иными словами – человека из формулы надо убрать. Не только из производственного процесса, но и из сферы услуг, которая активно роботизируется. Он становится киборгом с минимальными потребностями, которые он и будет реализовывать в виртуальной реальности. У большинства развитых стран рынок базовых потребностей заполнен, а потому производитель начинает диктовать новые, искусственные, которые не свойственны нормальному человеку.

По разным подсчетам, через 40 лет от 50 до 70% работников из производства будут убраны и заменены роботами. Сейчас производится исключительно роботами 10% всех товаров, к 2025 году прогноз говорит о 40%. В зоне риска находятся не только «синие», но и «белые воротнички»: пострадают управленцы, водители автомобилей, фармацевты, страховые агенты, продавцы, коллекторы. Вне этой зоны – психологи, детективы, артисты, фотографы, социальные работники, священники. Вот почему шоу-бизнес так активно развивается – туда «размещают» вытесненных из производства и сферы услуг людей. И требования у таких людей минимальны, и духовное развитие их не интересует (лишь бы телефон был моднее), и управлять ими очень легко.

Британский ученый Гай Стэндинг, заимствовав термин у французских коллег, построил интересную концепцию о социальных изменениях. Он говорит о появлении нового класса – прекариата, основа которого – неустойчивость, нестабильность, ненадежность. За элитой, людьми с социальными гарантиями и старым пролетариатом (численность последних двух слоев общества сокращается) следует прекариат, куда входят работающие по временным договорам люди, мигранты, квалифицированная молодежь, которая не может найти работу из-за того, что полученная ими специальность не успевает подстроиться под быстро меняющиеся технологические условия. Это обеспечивает легкость радикализации прекариата: для мигрантов это исламистские или псевдо-исламистские группировки, для молодежи (особенно в Европе) – рост популярности праворадикальных движений и партий. И вместо попытки борьбы с элитой ТНК, затеявшей такой разлом в обществе, эти люди начинают решать проблемы между собой, будучи просто стравленными.

Что же происходит с человеком? Еще в 60-е годы был введен термин «человеческий капитал» - сколько средств нужно вложить в человека, чтобы он начал приносить прибыль. Сперва экономисты вкладывали в это понятие образование, воспитание и развитие профессиональных качеств, а затем расширили, добавив туда элементы потребления (питание, развлечения и т.п.) И это осталось неизменным –я говорю об отношении к человеку только как к инструменту получения прибыли при капитализме. Термин «человеческий капитал» даже употребляется во всех образовательных программах, в концепции образования нашей страны – то же отношение. Духовное развитие и прочее личностное в человеке становится ненужным, потому как увеличивает издержки в той самой формуле стоимости товара. Увы, но в этих условиях нельзя иметь другого образования кроме того, которое работает на технологичный бизнес. И это объективно, а громкие слова о патриотизме – пустой звук. Просто мы не можем говорить ученикам и студентам: «Вы будете встраиваться в общество, а потому нужны нам лишь как функция, управляемый биообъект» Для сегодняшнего студента вообще мало возможностей обсуждать какие-то темы, которые были актуальны для образования прежних времен.

Интересно высказывание Илона Маска, основателя компаний Space X и Tesla Motors, вошедшего в декабре 2016 в состав Форума по стратегии политики при Дональде Трампе. Он считает, что внедрением новых технологий нужно умело управлять, чтобы не было тяжелых последствий. Для этого, по его мнению, надо добиться слияния биологического мозга с цифровым. Основная проблема – пропускная способность, скорость соединения реального мозга с цифровым. По поводу социальных вопросов: «Слияние человека с машиной – это будущее, а ближайший эффект от технологий – это автономные машины. Они могут заменить водителей. Такой процесс может занять до 20 лет, будет быстрым и разрушительным. 12-15 % всех работающих людей останутся без работы, поэтому им нужно найти новые роли» В конце он планирует прийти к идее универсального базового дохода. «За автоматизацией последует лавина дешевых товаров и услуг, но нужно понять, что делать с предназначением человека и какое этот человек будет иметь значение, если оно для многих неразрывно связано с работой. Если твоя работа не нужна – какой в тебе смысл? Поэтому будущее для нас представляется серьезным испытанием»

Под минимальным базовым доходом он имеет в виду некую сумму денег, которую государство будет выплачивать всем независимо от роли человека в обществе и того, работает он или нет. На самом же деле – это попытка оправдать тотальный слом социальной политики (зачем она нужна, если и так платят?), за которой последует и упразднение этого дохода, ведь сопротивляться будет некому.

Если говорить об образовании и тех изменениях, что произошли за этот год: процессы, названные выше, только усилились, а смена руководства оказалась декоративной. Незаметно был принят и так же незаметно прошел проект «Научно-технологическая инициатива» Заговорили активно о нем в 2013 году, когда решался вопрос о том, чем мы должны ответить на санкции.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Интересно, что попытка свести человека к «функции» или «компетенции» приводит к деградации личности, ведь для того, чтобы открыть или создать что-то новое, у человека должен быть уровень базовых знаний об окружающем мире во всех сферах, и тогда, возможно, на стыке наук, произойдет открытие. Выходит, не так уж и развивает капиталистическая система.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Проект «Научно-технологическая инициатива» должен был создавать новые рынки экспорта высокотехнологичных товаров. В связи с этим были разработаны следующие направления: беспилотные летательные аппараты, сеть управления автотранспортом без водителя, распределенная система энергетики и финансов, система производства и доставки еды и воды, продление жизни и индивидуальная медицина, индивидуальная транспортная система, картографирование головного мозга и создание нового поколения «всемирной паутины». Это исключает индустриализацию и возрождение промышленности для импортозамещения.

Сегодня фактически создается новая система влияния технологических центров. Первое, что нужно выделить, говоря об этих изменениях, это появление внутри групп развитых и развивающихся стран двух подгрупп: зона технологических суперкластеров у первых и зона управляемой нестабильности у вторых. Из зоны суперкластеров выходит продукт технологии, а что берется из других? - талант, который сегодня становится основным продуктом.

На открытии «Научно-технологической инициативы» было сказано о том, что Россия должна стать генератором смыслов и культурных кодов. Также прозвучала мысль, что необходимо капитализировать таланты с детства, превращая группы ребят в компании, которые разрабатывают технологические решения. Урегулировать поведение людей предлагалось с помощью игр (на примере «Покемонов»). Экспортировать, по мнению выступавших, можно и новые методы коллективного мышления.

Кадровым резервом будущего являются нынешние первоклассники, поэтому ситуация системного сдвига в образовании должна произойти уже сейчас. Говоря об этом, на открытии программы открыто говорилось, что талантливых детей на данный момент – только 10%. Это считается «группой прорыва», а остальным «нужны психотехники»

Высшие учебные заведения тоже должны перестраиваться по определенной программе, в которой огромное внимание уделяется знанию английского языка и возможности интегрировать знания в мировой опыт.

Зимой из информационных агентств стало известно, что министр образования обратилась к Правительству с просьбой сократить финансирование небазовых вузов на 20 миллиардов. Ректоры этих вузов отнеслись к этому спокойно и не потому, что есть другие источники, а потому, что это заставило их подумать о том, как зарабатывать самим и делать прорывы в рейтингах. Это чисто американская позиция, при которой коммерческий вуз по сути является венчурной компанией, производящей и продающей. На мой взгляд, об этом проекте известно не очень хорошо, надо выводить его на обсуждение широкой общественности.