Суть работы руководителя. Вот характерные черты эффективного руководителя

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский Государственный Технический Университет им. П.О. Сухого»

на тему: «Эффективный руководитель»

Гомель 2013

Введение

Работа руководителя и его эффективность является одним из ключевых моментов, влияющих на эффективность деятельности всего предприятия.

Эффективность руководителя обусловлена не «талантом» и уж точно не «гениальными способностями» человека. Эффективный руководитель использует практические методики, которым можно и нужно обучиться. То, что люди вообще способны управлять другими людьми, пока никем не доказано. Но всегда можно управлять самим собой. Руководители, которые не умеют управлять собой для повышения эффективности своей деятельности, не смогут эффективно управлять своими коллегами и подчиненными. Управление в значительной мере осуществляется на собственном примере. Эффективность работы индивида все больше зависит от его умения эффективно работать в организации, на руководящем посту. Руководитель в коллективе - это ключевая фигура. Сущность работы руководителя состоит в её эффективности. Чем бы ни занимался руководитель, от него требуется, прежде всего, правильное и качественное выполнение задач, которые зависят от его способностей. Но для того чтобы стать эффективным руководителем, необходимо освоить новые правила игры. Обстановка в бизнесе сегодня меняется, причём с поистине беспрецедентной скоростью. Изменилась и работа руководителя. Времена, когда он выполнял роль диктатора, и когда существовала чёткая граница между руководителем и подчинёнными, давно прошли. Командно- контрольный метод управления уже не вписывается в современную структуру бизнеса. Современная схема взаимоотношений построена на партнёрстве между руководителем и персоналом. Основная задача менеджмента состоит сегодня в том, чтобы брать на себя ответственность и принимать решения. Для этого руководителю необходимо прислушиваться к своей интуиции и правильно определить приоритеты и, а затем активно действовать.

Успешный руководитель должен располагать полной информацией о своём предприятии, о продукции и услугах; людях, занятых на предприятии; о конкурентах. Он должен владеть управленческими процессами и умело распоряжаться человеческими ресурсами. Быть мастером на все руки. Одинаково хорошо разбираться и в кадрах, и в бухгалтерии, и в маркетинге, и в производственных процессах. Он должен всё видеть и всё слышать и постоянно совершенствоваться.

Руководство становится эффективным лишь тогда, когда у руководителя сложилось убеждение, что главное в производстве - это люди. Все действия руководителя должны быть пронизаны верой, что люди представляют собой наивысшую ценность и способность мотивировать и нацеливать их на работу - важнейшая составная часть эффективного руководителя.

менеджмент эффективный руководитель

1. Качества эффективного руководителя

Хорошего руководителя отличает высокий уровень психической деятельности, так как руководитель воздействует на людей, их ум, и чувства. Сильная, доминирующая, креативная, уверенная в себе личность непременное условие профессионального успеха руководителя. Формирование в себе качеств сильной личности является одним из обязательных условий работы руководителя над собой.

Руководитель с осознанием своих сильных и слабых сторон, с преодолением стереотипов мышления, которые мешают строить эффективные отношения с персоналом, блокируют возможности для творческого, профессионального и собственного развития, должен начать работу над собой. Основные качества, которыми должен обладать эффективный руководитель:

Наличие воли, твёрдая воля в мягких формах, исключающих подавление, принуждение

Способность убеждать, воздействовать на ум людей, внушать, владеть приёмами суггестии

Толерантность к недостаткам, умение видеть главное в человеке.

Объективное отношение без предвзятости и субъективных оценок.

Наблюдательность

Устойчивость взглядов

Умение запоминать и удерживать в памяти необходимые события, факты, лица

Оптимизм

Умение управлять эмоциями, сдержанность.

Психологическая избирательность как способность наиболее полно и глубоко отражать психологию людей, быстро реагировать на их психологические особенности, интерес к общению с людьми, к их делам и поступкам, склонность к психологическому анализу поведения, поступков подчинённых и своих собственных, способностью мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека, сопереживание, эмпатия.

Наличие практического ума, умение распределять обязанности с учётом индивидуальных способностей, быстрая ориентировка в ситуации, среди людей, постоянный учёт настроения коллектива, способность учитывать особенности взаимоотношений в коллективе, выступать их регулятором.

Психологический такт- умение быстро найти нужный тон, форму общения, чуткость, простота общения, естественность поведения.

Умение слушать, доходчиво говорить.

Порядочность, независимость, общительность.

Необходимость контроля со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями и поиск средств эмоциональной разрядки. Руководителя постоянно окружают люди, и независимо от статуса, настроения, личного расположения, со всеми должны быть ровные, деловые отношения. Эмоциональная неуравновешенность может снизить уверенность человека в своих силах со всеми негативными последствиями.

Креативность является одним из ведущих параметров в структуре организационной направленности руководителя и характеризует связь организаторской направленности со способностями.

2. Типичные ошибки руководителей

Любой руководитель совершает множество управленческих и элементарных ошибок:

2.1. ПЕРЕНОС РЕШЕНИЯ НА ЗАВТРА ИЛИ НА НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ СРОК. Для устранения данной ошибки руководства необходимо:

письменная формулировка ближайших задач;

Обсуждение проблемы с ближайшими сотрудниками;

Установление жестких сроков решения проблемы;

Разделение задачи на части и их поэтапное решение;

Выделение компонента вызывающего напряжение и преодоление его.

2.2 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ НАПОЛОВИНУ. С точки зрения организации и в целях сохранения собственной нервной системы, гораздо полезнее ограничиваться окончательным решением только нескольких проблем, чем начинать множество дел одновременно. Для устранения данной ошибки необходимо заниматься только теми делами, которые руководитель может решать сегодня. Если задача слишком объёмная и сложная, то её следует разделить на части, чтобы ежедневно можно было бы решать целиком одну из них.

2.3 СТРЕМЛЕНИЕ ВСЁ ДЕЛАТЬ СРАЗУ. Переходить к решению новой задачи можно только тогда, когда предыдущая задача уже решена или получено ясное представление о характере её решения, и кто будет её решать.Задача руководителя заключается в том, чтобы создать условия для эффективного функционирования системы, а не принимать участие во всех деталях или в ликвидации каждого сбоя в работе.

2.4. СТРЕМЛЕНИЕ ВСЁ СДЕЛАТЬ САМОМУ. Дело руководителя - управлять, а не производить. Для эффективной деятельности, руководитель, обязан заниматься только теми задачами, которые никто кроме него решить не может.

2.5 УБЕЖДЕНИЕ, ЧТО РУКОВОДИТЕЛЬ ЗНАЕТ ВСЁ ЛУЧШЕ ВСЕХ

2.6 НЕУМЕНИЕ РАЗГРАНИЧИВАТЬ ПОЛНОМОЧИЯ. Отсутствие чёткого разграничения функций подчинённых - это основная проблема любой организации. Для избежания неприятностей необходимо чётко определить круг обязанностей каждого сотрудника, создать понятные должностные обязанности.

2.7. СВАЛИВАНИЕ ВИНЫ НА ДРУГИХ.

3. Функции руководителя

1 Планирование.

Руководитель отвечает за планирование. Он принимает решения относительно последовательности и сроков действий в будущем. Для этого необходимо собрать информацию и на её основе разработать перечень возможных альтернативных вариантов развития. Затем требуется выбрать одну из этих альтернатив, которая и будет искомым решением. После этого необходимо определить средства, с помощью которых она может быть реализована.

По мере продвижения вверх по иерархической лестнице горизонты планирования будут расширяться. Менеджеры нижнего звена планируют, не больше чем на год вперёд, занимаясь при этом обеспечением повседневных операций и процессов. Менеджеры среднего звена планируют обычно на период от одного года до пяти лет, а руководители высшего звена на пять - двадцать лет вперёд.

В наше время планирование приобретает особую важность. С целью приобретения конкурентности все организационные моменты сжимаются по времени. Каждому приходится двигаться и работать быстрее.

Чтобы умело планировать сегодня, необходимо понимать, что это безостановочный процесс. Он осуществляется не один раз в год в ходе планово-отчётной компании. Планы создаются регулярно и пересматриваются на каждом управленческом уровне, что требует напряжённой мыслительной деятельности.

Если на начальном этапе допускается неформальное планирование, то на более поздних этапах все усилия по планированию должны быть формализованы. По мере поступления новой информации месячные планы должны адаптироваться к меняющейся обстановке. Гибкое планирование- это то, что необходимо сегодня

2.Организация.

Организационные вопросы - одна из важнейших функций руководителя. Она включает принятие решений о распределении обязанностей.

На высших руководящих должностях организационные функции значительно шире, и приходится принимать больше решений об общей структуре компании. На более низких уровнях организационные функции сводятся, в основном, к распределению конкретных задач и к объединению сотрудников в группы для их выполнения. Быстрые технологические изменения оказывают большое влияние на организацию. По мере появления новых технологических решений изменяются функциональные обязанности на отдельных рабочих местах, поэтому сотрудников приходится регулярно перегруппировать. Эти новшества меняют всю структуру организации. Возникают подвижные структуры, формируемые совместно со стратегическими партнёрами. За счёт этого достигается большая гибкость и приспосабливаемость к требованиям рынка. Все успехи руководителя зависят от умений использовать имеющиеся ресурсы. Набирая и обучая новых сотрудников, выполняются организационные функции.

3 Контроль.

Эту функцию часто понимают неправильно, особенно вновь назначенные руководители. Контроль относится к производственным процессам и не имеет ничего общего с мелочным надзором за подчинёнными. Контроль строится на сравнении - это сравнение процессов, происходящих в действительности, с запланированными процессами.

Контроль должен начинаться с понимания всеми работниками сути запланированных процессов. Важно, чтобы все работники чётко осознавали, какой вклад они вносят в достижение намеченной цели.

Ответственность за контроль несут руководители всех уровней, но объём контролируемых операций увеличивается по мере продвижения вверх по иерархической лестнице. Руководители высшего звена, сосредоточены на процессах, происходящих в масштабах всей компании - достижение корпоративных стратегических целей или переориентация компании на новые рыночные ниши. На более низких управленческих уровнях отслеживаются повседневные задачи.

Эффективный контроль подразумевает, что за всем проследить невозможно. Здесь особое значение приобретает правило 80/20, где 80 % успеха зависит от 20% всей деятельности. Именно эти 20% и нужно контролировать.

В ходе контроля руководитель устанавливает приемлемый допуск отклонений.

4.Лидерство.

Лидерство - это суть руководства. Лидерство осуществляется руководителями всех уровней. Руководители высшего звена несут более высокую ответственность, задавая тон работе всей компании. Менеджер любого звена обязан подавать подчинённым хороший пример, но руководители высшего звена играют ключевую роль. Лидерство предполагает также большой объём воспитательной работы. Поскольку в последнее время превалируют методы работы в команде, то это неизбежно затрагивает руководителей любого уровня.

Основу лидерских функций составляет мотивация подчинённых. Руководитель должен мотивировать своих сотрудников вносить вклад в общее дело компании.

Руководители, которым роль лидера сложна, руководят отстающими организациями, а их сотрудники выполняют лишь минимум требуемой от них работы. Руководители, которые успешно справляются с ролью лидера, руководят ведущими подразделениями, укомплектованными блестящими специалистами, которые осознают свою роль в общей организации процесса и добиваются поставленных задач.

Роль лидера в коллективе предполагает умение чётко объяснить сотрудникам, что от них ожидается. Для этого необходимо выбрать оптимальный канал коммуникации и убедиться в том, что подчинённые всё правильно поняли.

Все эти четыре функции свойственны каждому уровню менеджмента. Однако в зависимости от обстоятельств или при переходе на другую должность основной акцент делается на какую-то одну из них. Чтобы стать эффективным руководителем, нужно уметь хорошо выполнять каждую из этих функций.

4. Три вида эффективной деятельности руководителя

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - это соотношение результатов деятельности организации или предприятия и затрат на их достижение.

СОЦИАЛЬНАЯ - соотношение социальных результатов деятельности организации или предприятия и затрат на их достижение.

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - соотношение экономических и социальных результатов и затрат на их достижение.

Основным показателем эффективности труда руководителя как организатора и воспитателя являются результаты труда коллектива в целом и каждого члена в отдельности. Они измеряются различными производственно- экономическими показателями, на которые оказывают влияние технические, экономические и организационные решения. При характеристике эффективности работы руководителя нельзя ограничиваться только производственно-экономическими показателями труда. Необходимо учитывать также социально-психологические факторы, такие как комплекс показателей жизнедеятельности коллектива. К социально- психологическим показателям, характеризующим деятельность руководителя относятся: совпадение формального и неформального лидера, психологическая совместимость коллектива и психологический климат.

Эффективная деятельность руководителя зависит от его способностей(свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности) .

Умение обеспечить положительную самоорганизацию управленческой системы. Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своём подразделении. Сильный руководитель подбирает сильных подчинённых, слабый слабых. Вред от слабого руководителя большой: во-первых это малоэффективная деятельность, во-вторых это отрицательная самоорганизация.

Каждого руководителя можно оценивать по его деловым, профессиональным качествам.

Хороший руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности своих подчинённых, стараясь не привлекать к решению сложных, важных вопросов и задач слабых подчинённых.

Так как люди являются наиболее важным организационным ресурсом, то руководитель обязан основную часть своего времени уделять именно управлению людьми. Руководители являются важнейшими инструментами претворения в жизни методов управления, то недостаточное внимание с их стороны к этому трансформируются в низкое качество управления персоналом.

В процессе изменения старого механизма управления и формирование нового совершается качественный переворот в силе управления. Рождаются новые, непривычные ситуации, нуждающиеся в неординарных и результативных методах воздействия. В руководстве организации нужны хорошо подготовленные руководители.

5. Процесс руководства

Деятельность руководителя как элемент системы управления строится на основе требований, вытекающих из объективных законов общественного развития, и участия в создании морально- психологического климата в коллективе, как деятельность по определению основных целей каких-либо социальных систем, а также путей их достижения, стратегии развития. В организации, на предприятии руководство выражается в деятельности, направленной на обеспечение целенаправленного, упорядоченного функционирования людей в группах.

Процесс руководства состоит из совокупности взаимодействий руководителя с подчинёнными, где руководитель осуществляет постановку целей, контроль и корректировку деятельности по её достижению, а подчинённые обеспечивают исполнение самой деятельности. Дифференцирование не имеет условный характер, так как на практике все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимно переплетены:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ - предписание работы, координация индивидуальных действий, надзор за исполнением.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ - определение целей и выбор методов их достижения, планирование и прогнозирование.

ЭКСПОРТНО- КОНСУЛЬТАТИВНАЯ,

КОММУНИКАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ,

ФУНКЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ГРУППЫ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ,

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ,

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ,

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ.

Специалист может сделать работу лучше остальных, поэтому его и считают специалистом. Часто став руководителем, специалист продолжает выполнять работу сам, вместо того чтобы организовать работу сотрудников. Основная задача руководителя организовать сотрудников так, чтобы работа качественно и по возможности быстро была выполнена. Важнейший момент работы эффективности работы руководителя- это то, что работа должна быть выполнена не руководителем, а именно сотрудниками. Если какой-то человек может добиться от кого-либо выполнения работы, то его можно считать руководителем, и если работа выполнена полностью и с минимальными затратами времени и других ресурсов, то это отличный руководитель. А если те, кто выполнял работу, даже не подозревали, что ими кто-то руководит и не испытывали никакого дискомфорта от контроля, то значит в этой области работал гений руководства.

Руководитель сам не должен участвовать в выполнении работы, а контролирует её выполнение со стороны. Так он видит всю картину действий целиком, и может вовремя устранить возникшие препятствия и заторы, или улучшить технологию выполнения работы. Когда компания становится большой, один руководитель не может с прежней эффективностью уделять своё внимание всем процессам. Тогда у руководителя появляются заместители, которые являются такими же руководителями, но охватывают более узкую, часто специализированную область деятельности: заместители по производству, заместители по организационным вопросам.

Хорошие руководители, к сожалению, встречаются редко. Эффективность любого руководителя может сойти на нет, если завалить его рутинной работой. Решая большое количество текущих проблем, руководитель перестаёт уделять внимание вопросам компании, и в это время компания остаётся без управления. Один из способов разгрузить руководителя - это предоставить ему персонального помощника. В обязанности помощника входят: Знание структуры всей компании и всех сотрудников и руководителей. Умение найти в компании правильного человека для выполнения необходимой работы. Умение быстро обрабатывать, распределять и передавать информацию. Умение поддерживать порядок на своём рабочем месте и на рабочем месте руководителя, в том числе порядок в информации и документации. Способность определять важность поступающей информации и ограждать руководителя от неважной и ненужной информации. Способность представлять интересы руководителя при его отсутствии на встречах с клиентами или сотрудниками. Способность контролировать выполнение приказов и распоряжений руководителя, добиваться их выполнения.

6. Стиль руководства

Стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. По этому различают индивидуальный и общий стили руководства. Индивидуальный стиль рассматривается как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Особенности личности руководителя включают субъективное начало, субъективный элемент стиля:

Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью;

Специфику психического склада руководителя - его темперамент и характер;

Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации; неповторимые личные качества, определяющие управленческий почерк;

Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей;

Уровень профессиональных знаний, интеллекта, культуры, определяющих характер поведения.

Субъективные факторы зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются под влиянием окружающей среды. Объективный стиль руководителя диктуется сознательной целью, определяющей способ и характер его действий:

Спецификой систем, целей, задач, структуры;

Закономерностями управления;

Функциональным назначением сферы конкретной деятельности;

Особенностями руководимого коллектива- структурой, уровнем подготовки, характером взаимоотношений, социально - психологическими чертами исполнителей;

Уровнем практики управления;

Способами и приёмами управления, используемыми руководством;

Поиск правильного пути руководства представляет собой сферу приложения усилий множества людей. Происходящие изменения в современном, техническо-интенсивном, прогрессивном, информационном мире заставляют пересматривать нормы и ценности руководства людьми в организациях и предприятиях. Проблема стиля руководства - это тема потенциала взаимодействия людей, включённых в совместную деятельность. Стиль выступает в качестве психологической системы и согласованности с совокупностью деятельности руководителя с внешней средой.

Стиль руководства - это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчинёнными. Это способ, которым руководитель управляет подчинёнными, и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения (устойчивое и инвариантное).

Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчинёнными зависит от личных качеств подчинённых и требований со стороны внешней среды. Если у подчинённых наблюдается большая потребность в самоуважении и принадлежности, то стиль поддержки (ориентированный на человеческие отношения) будет самым подходящим. Если же у подчинённого существует потребность в автономии и самовыражении, он предпочитает инструментальный (ориентированный на задачу) стиль.

7. Основные стили управления

Существует множество подходов к определению эффективного стиля руководства. Наиболее полный и адекватный анализ стиля руководства может быть построен на основе трёхфакторной модели (М. Биркенбиль, Ф.Е. Фидлер):

C ПОЗИЦИИ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ.

Согласно личностной теории лидерства, лучшие руководители обладают определённым набором общих для всех личных качеств, и если эти качества выявлены, то люди могут научиться воспитать их в себе и тем самым становятся эффективными руководителями. К таким личностным качествам относятся: образованность, честность, уровень интеллекта, инициативность, высокая степень уверенности в себе, впечатляющая внешность и т.д.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД.

Эффективность определяется не личными качествами, а манерой поведения по отношению к подчинённым.

1. Минимальной степенью, до которой руководитель делегирует своим подчинённым свои полномочия, стремлением достичь целей любой ценой не оказывая никакого или минимумом доверия сотрудникам.

2. Определяется стремлением достичь целей путём создания деловой, доверительной обстановки в коллективе.

СИТУАЦИОННЫЙ.

Эффективность определяется по типу организации: ценности, традиции организации, размер рабочего подразделения, географическое месторасположение, наличие филиалов, степень внутренней и внешней стабильности организации, секретность деятельности и др.

Групповой эффективностью: опыт совместного функционирования группы, общность и единое понимание целей, совместимость членов группы,уверенность членов группы в том, что они способны решать проблемы.

Эффективность определяется и характером решения проблем: трудность, нестандартность, срочность, требований.

ПОДХОД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА.

Если руководитель каждый день оказывает большое внимание на поведение подчинённых, то подчинённые так же влияют на то, как ведут себя руководители. Эффективность данного похода в том, что каждая из сторон получает выгоду. Руководитель помогает подчинённым получить желаемое вознаграждение, направляя их к цели организации. Подчиненные, хорошо выполняя работу и выставляя руководителя в выгодном свете, помогают ему обрести статус привилегий, который связан с властью, влиянием, престижем.

СТИЛИ РУКОВОДСТВА К.ЛЕВИНА.

Индивидуальный набор ролей конкретного руководителя с особенностями исполнения их характеризует определённый стиль руководства.

К. Левин предложил разделить системы воздействия одного человека на группу людей на:

Это жесткие, централизованные приёмы управления, пересечения инициативы, единоличные решения основных и мелких вопросов в жизни коллектива. Руководители авторитарного стиля сосредотачивают всю власть в своих руках и не поощряют формирование отношений между подчинёнными. Сознательно ограничивают контакты с подчинёнными и между подчинёнными.

Такой руководитель догматичен, жаждет подчинения своей воле, не терпит возражений, не прислушивается к чужому мнению, часто вмешивается в работу подчинённых и жестко контролирует их действия. Критику не выносит, не признаёт своих ошибок, но любит покритиковать других.

Основным механизмом административного воздействия при авторитарном стиле является внушение, а формой воздействия- приказ, распоряжение.

Автократ работает много, заставляет работать других, в том числе внерабочее время.

Наиболее эффективен в экстремальных условиях, при лимите времени и на больших предприятиях. При данных обстоятельствах управление должно быть наиболее централизованным и однонаправленным.

Ориентация на формальные способы воздействия приводит к тому, что среди подчинённых нарастает напряжение, конфликтность.

Главным недостатком является отсутствие уважения к своим подчинённым.

Автократ может оказывать и психологическое давление на своих подчинённых, которое проявляется в виде угроз.

Отсутствие структурированных отношений приводит к тому, что часто подчинённые не знают цели, которая известна только руководителю, и деятельность таких руководителей носит неосмысленный, имитационный характер.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.

Это распределение функций и ответственности, самостоятельности между членами группы. Основными принципами демократического стиля являются коллегиальность и поощрение инициативы. Руководитель, практикующий демократический стиль, ориентирован на убеждение как основной механизм воздействия, а в качестве основной формы воздействия используются групповые процедуры (собрания, совещания).

Руководитель- демократ во всей своей деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать всё остальное. Он старается часто советоваться и прислушиваться к мнению своих подчинённых. Никогда не подчёркивает своего превосходства, разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности.

В психологической литературе данный стиль является идеальной формой управления.

Наиболее эффективен в тех ситуациях, когда деятельность осуществляется в стандартных условиях, поэтому возможно принимать алгоритмы обсуждения и группового принятия решения.

НЕДОСТАТКИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Не смотря на коллегиальность, основные решения принимаются на высшем уровне управления, а сотрудники выступают в роли совещательного органа.

Ориентация на демократические процедуры приводит руководителя к убеждению о том, что сами эти процедуры и обеспечивают правильность принимаемых решений и их эффективность. При данном стиле управления порядок принятия решения всегда главенствует над задачей и содержанием обсуждаемой проблемы.

В нестандартных условиях, из-за отсутствия времени этот стиль является неэффективным.

АРХАИЧНЫЙ, ЛИБЕРАЛЬНЫЙ, ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ, НОМИНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ.

Это несмешивающийся стиль, предоставление работникам работать без видимого управления, уход руководителя от исполнения управленческих ролей. Основным механизмом воздействия является выживание. Такой руководитель не принимает на себя никакой ответственности, никак не влияет на процесс распределения функций среди подчинённых, предоставляя им полную самостоятельность в принятии решений и в определении форм их исполнения.

Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативности и постоянным ожиданием указаний сверху. Руководитель-либерал не любит брать на себя ответственность за решения, и за последствия, когда они неблагоприятны Они осторожны в делах, решениях. Отличаются неуверенностью в своей компетентности, в своём положении, непоследовательностью в действиях. Они легко поддаются влиянию окружающих, склонны уступать обстоятельствам. Во взаимоотношениях с подчинёнными выступают в роли посредника, вежливы, доброжелательны, помогают в решении проблем.

Их подчинённые располагают большой свободой действий, и пользуются этим по своему усмотрению, сами ставят задачи, сами выбирают способы их решений. В результате перспективы выполнения работы оказываются в большой зависимости от интересов и настроения самих работников.

Является самым пагубным из всех стилей.

Данный стиль не смотря на все недостатки, может оказаться достаточно эффективным, особенно при высококвалифицированном персонале.

Все эти три стиля практикуются, несмотря на негативные эффекты, несмотря на недостатки стилей управления, каждый из них наиболее эффективен в определённых условиях.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД. (Т. Коню).

Современные исследования стремятся как можно точнее представить в своих моделях особенности поведения руководителя в процессе разрешения организационных задач.

Японский теоретик Т. Коню построил четырёх стилевую модель поведения руководителя высшего звена, где каждый стиль содержит соответствующие менеджерские качества.

НОВАТОРСКО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Это энергичный новатор и одновременно хороший организатор. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: преданность фирме, энергичность, новаторство, чуткость к новой информации и идеям, способность принимать быстрое решение, обеспечивать хорошую интеграцию. Данный стиль отличается чёткостью в формировании целей и установок, готовностью учитывать мнение других, терпимость к неудачам. Решения принимаются в процессе взаимодействия различных уровней управления, многие цели, идеи генерируются в результате простого накопления информации и проекты объединяются во всеобъемлющем плане - планомерное принятие решений.

НОВАТОРСКО - ИНТУИТИВНЫЙ.

Способный к нововведениям, энергичный и авторитарный руководитель. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: эгоистичность, энергичность, новаторство, чуткость к новым возможностям благодаря интуиции, идеи на основе интуиции. Данный руководитель тяготеет к быстрым решениям без достаточного учёта ресурсов. Решения принимаются в процессе обобщения частных предложений, предпринимательским методом принятия решений.

КОНСЕРВАТИВНО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

Это теоретик, стремящийся к с совершенству, но без риска. Данный тип является: теоретически последовательным, идеалистическим, принципиальным, субоптимизирующим, постепенным. Без достаточно- необходимой информации никогда не принимает решения.

РУКОВОДСТВО, СОСРЕДОТОЧЕННОЕ НА РАБОТЕ И ЧЕЛОВЕКЕ.

Система оценки стиля руководителя, основанная на теориях „Х” и „У” Мак Грегора предполагает, что руководитель неизбежно будет ориентирован либо на работу, либо на человека.

Главной задачей руководителя сосредоточенного на человеке, являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении производительности труда, путём совершенствования человеческих отношений, через взаимопомощь работникам. Ориентация данного стиля вызывает доброе отношение персонала к руководителю, удовлетворение от работы и желание выполнять работу с наивысшей эффективностью. Высокая степень удовлетворённости снижает текучесть кадров, но не всегда увеличивает производительность труда. Стили поведения руководителей влияет на удовлетворённость подчинённых, если более высокая производительность вознаграждается. Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчинёнными зависит от личных качеств подчинённых и требований со стороны внешней среды. Если у подчинённых наблюдается большая потребность в самоуважении и принадлежности, то стиль поддержки (ориентированный на человеческие отношения) будет самым подходящим.

При кризисной ситуации низкий уровень потребностей работников не приводит к росту удовлетворённости, так как вызывает растерянность и другие негативные эмоции у коллектива.

Руководитель сосредоточенный на работе, ориентирован на задачу. Он заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждения для повышения производительности труда. Преимущество данной системы в том, что в ней действия и принятия решений происходят быстро. В данном стиле используются: строгий контроль за работой подчинённых и единство целей. Также этот стиль применяется в случаях, не требующих творческой работы. Если же у подчинённого существует потребность в автономии и самовыражении, он предпочитает инструментальный (ориентированный на задачу) стиль.

1. Эффективные управляющие должны знать, на что они расходуют свое время. Умение контролировать свое время является важнейшим элементом производительной работы.

2. Эффективные управляющие должны концентрироваться на достижения, выходящие за рамки своих организаций. Им следует быть нацеленными не на выполнение работы как таковой, а на конечный результат. Хороший управляющий, прежде чем приступить к выполнению того или иного задания, задает себе вопрос: «Каких результатов я должен достичь?» Сам процесс работы и ее методы отходят для него на второй план.

3. Эффективные управляющие должны строить свою деятельность на сильных качествах, как собственных, так и руководителей, коллег и подчиненных, а также обязаны отыскивать положительные моменты в конкретных ситуациях.

4. Эффективные управляющие концентрируют свое внимание на нескольких важнейших участках, в которых исполнение поставленных заданий принесет наиболее ощутимые результаты. Они должны научиться устанавливать приоритетные направления работ и не отклоняться от них.

5. Наконец, эффективные управляющие должны принимать эффективные решения. А это, прежде всего, вопрос системности, то есть процесс выполнения задания должен проходить в нужной последовательности. Следует помнить, что эффективное решение - это всегда суждение, основанное, скорее, на «несовпадении мнений», чем на «согласованности по фактам». Чрезмерная поспешность ведет к принятию неверных решений. Решений должно быть немного, но все они должны быть фундаментальными. В принятии решений нужно руководствоваться верной стратегией, а не сиюминутными тактическими соображениями.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Модель "идеального руководителя". Менеджер и лидер: два типа личности. Взаимосвязь психологических качеств и акцентуаций личности руководителя со стилем руководства. Значение коммуникативной компетентности руководителя. Типичные управленческие ошибки.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Теоретические основы эффективного руководства предприятием. Роль и функции руководителя. Необходимые личные качества и формирование стратегии руководства коллективом. Обзор стилей руководства. Состав кадров управления и функции руководителя ЗАО "Лювена".

    курсовая работа , добавлен 12.05.2013

    Суть понятия "руководитель". Личностные качества руководителя, влияющие на его успешность. Психологический портрет эффективного руководителя. Психологические закономерности экономического поведения различных руководителей. Основные стили руководства.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Теории отношения руководителя к персоналу. Управленческие роли (по Г. Минтцбергу). Стили руководства. Авторитарный, демократический, либеральный, технократический и бюрократический, ситуативный стиль руководства. Власть и авторитет руководителя.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2008

    Подходы к изучению личности руководителя, основные принципы составления его психологического портрета согласно теориям менеджмента. Характеристика ряда качеств, которые требуются для его профессионального успеха. Классификация стилей руководства.

    презентация , добавлен 26.07.2015

    Классификация стилей руководства подчиненными. Характеристика руководителя с эффективным индивидуальным стилем руководства, его формирование. Психологическая подготовленность руководителя и его воздействие на подчиненных. Тесты для руководителя.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2009

    Работа руководителя. Формальное и неформальное лидерство. Ситуационная теория. Позитивная направленность лидера. Устранение негативного лидера. Управленческие роли. Решетка менеджмента. Стили управления и их характеристика. Деловые качества персонала.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2008

    Критерии классификации качеств современного руководителя (личные, профессиональные, организаторские или деловые качества). Организаторские и управленческие способности руководителя, структура его основных способностей на примере МОУ СОШ № 2 п. Добринка.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2015

    Планирование деловой карьеры. Деятельность менеджера как руководителя коллектива. Стиль руководства и эффективность управления. Личностные качества руководителя в системе управления в ООО "Плюс Гарантия Курск". Совершенствование личности руководителя.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2012

    Основные условия успешной деятельности организации, роль руководителя как лидера в системе формальных отношений. Функции и характеристики эффективного управления: принципы системного руководства; специфика требований и средств в зависимости от уровня.

Общайтесь эффективно и уважительно. Начните с уточнения ожиданий от отдела или сферы, в которой вы работаете. Что ваша группа должна сделать для организации?

  • Слушайте внимательно. Открытость для других идей и проблем поможет вам понять ситуацию и принять оптимальные решения. Выделение времени и места для того, чтобы послушать сотрудников – это важная составляющая эффективной коммуникации. Когда вы уделяете работникам пристальное внимание, они уважают вас и готовы выслушать ваши рекомендации. Если же строго отдавать приказы, не слушая, то это может подорвать преданность и энтузиазм сотрудников.
  • Говорите кратко и ясно. Избегайте нотаций или директив путем словесных сообщений. Думайте о наиболее важных сообщениях, которые вы хотите передать, и сообщайте их очно или по телефону. Выложите мысли в сообщениях электронной почты, чтобы убедиться, что они являются четкими, краткими и понятными.

Создайте расписание регулярных встреч с сотрудниками. Почитайте работников, выделяя для них время ежедневно или еженедельно. Спросите их о проектах, над которыми они работают, во время этих встреч, и как вы можете помочь им в их воплощении. Посвятите регулярные встречи для выслушивания обид и поражений сотрудников. Используйте встречи для обсуждения успехов команды и для мозгового штурма для решения новых проблем.

Отдавайте должное своим подчиненным. Оценивайте работу, которая дает желаемый результат.

Сосредоточьтесь на сильных сторонах своих сотрудников. Обратите внимание на уникальные таланты и способности каждого работника и используйте эти силы в пользу проекта или компании. Например, работник может быть отличным секретарем, но медленным наборщиком текста. Найдите возможности для применения его навыков.

Помогите усовершенствовать их слабые стороны. Частью эффективного управления является оказание помощи сотрудникам в превращении их недостатков в достоинства. Первый шаг - это определение области, которая нуждается в улучшении. А уже от этого следует отталкиваться и совершенствовать свой отдел.

  • Не обращайте излишнее внимание на недостатки. Чрезмерное внимание к слабым сторонам сотрудника может привести к унынию и низкой трудовой дисциплине.
  • Ищите решение проблемы. Конфликты часто возникают в производстве и могут появиться между работниками, между сотрудником и руководителем, или между работником и клиентом. Найти эффективный способ решения таких проблем означает сосредоточиться на обдумывании фактов и творчески подойти к решению. Сконцентрируйтесь не на эмоциях и поиске виноватого. Думайте о том, какие действия необходимы для оказания помощи сотрудникам, которые помогут вернуть душевное равновесие и возобновить работоспособность.

    Будьте устойчивыми. Когда дела идут плохо, избегайте взаимных обвинений. Вместо этого сосредоточьтесь на активном продвижении вперед, при этом извлекая урок из неудачи, ошибки или проблемы.

  • Создайте систему документации для оптимизации процессов. Создайте систему для экономии рабочего времени сотрудников на выполнение задач, и/или для устранения ошибок. Создайте документы, которые определяют обязанности сотрудника и ответственность за определенные задачи.

    • Создайте расписание учебных занятий для сотрудников. Делайте инвестиции в развитие вашего персонала. Разрабатывайте руководства по обучению в целях оказания помощи сотрудникам с учетом специфики решаемых задач.
    • Автоматизируйте простые задачи. Это поможет сотрудникам сосредоточиться на более продуктивных и интересных проектах.
  • Источник: компания «Bizmanualz». Организация имеет членство в американской организации (American Society for Quality, - ред.), ставящей своей задачей продвижение современных методов качества в мире. Автор исходного материала на английском языке – Габриэле Вивиано.

    Настоящие лидеры – не те, кто ходит по офису из года в год и только на словах ведет организацию к изменениям. Реальные лидеры обладают рядом качеств и лидерских характеристик, которые побуждают нас следовать за ними. Неважно, сознательно ли мы сочувствуем лидерам или признаем их руководство подсознательно, . Так что же делает лидера? Давайте попробуем разобраться.

    1. Философия

    Лидеры способны транслировать привлекательное видение будущего, что увлекает людей и делает из них команду. Те руководители, у которых нет философии – не могут быть всеобщими лидерами. Таких руководителей называют менеджерами.

    1. Наличие стратегии

    Настоящий лидер характеризуется тем, что знает, как использовать активы организации для реализации видения будущего, о котором мы тут говорим.

    1. Компетентность

    Лидеры понимают дело, которым руководят. Им известен рынок и они знают своего клиента. Эти знания помогают им выработать философию и стратегию, которые основаны на знании, а не на предположениях.

    1. Восприимчивость

    Восприимчив к деталям. Сопоставляя одни детали с другими, он может разработать эффективную стратегию. Лидер обращает внимание на «мелочи» и настолько объективно судит о них, что в его руках теоретические планы, хорошо выглядевшие на бумаге, не разбиваются о шероховатости реальной практики, когда планы обретают плоть и кровь.

    1. Лидер должен уметь донести свою мысль

    Лидеру требуется не только разработать стратегию, но и донести ее, чтобы реализовать свою философию. Он должен уметь произносить речи, мотивировать группу на движение к результату, к своему видению будущего. Лидер вовлекает персонал и через это добивается результата.

    1. Искренность

    Чтобы вести других человек должен сам искренне верить в свою философию и стратегию. Никто не захочет следовать за лицемерным лидером.

    1. Напористость

    Лидер преодолевает множество затруднений и возражений, пытаясь повести за собой людей. Отстаивание своей позиции требует верности своей цели.

    1. Вести примером

    Лидерство подразумевает приверженность делу. Эффективный лидер ведет людей примером, и первый бросается реализовывать стратегию, которую он наметил.

    1. Отсутствие косности и приспособляемость

    Постоянное улучшение так же необходимо лидерам, как и процессам. Хороший лидер сам готов изменяться и приспосабливаться, чтобы побудить к тому других.

    1. Решительность

    Способность принимать решения – это то, что отличает лидера. Решения, которые он принимает, могут не всегда нравиться, но лидер все равно делает свое дело и организация двигается вперед.

    Откуда берутся все эти качества в человеке?

    Существуют ли волшебные инновационные способы приобрести лидерские качества? Из каждого можно подготовить менеджера, но лидер сделан из другого теста. Что мы имеем в виду? Не то, чтобы лидерами рождались – нет. Им можно стать, просто не существует понятной системы воспроизводства , раз полученных одним человеком в другой личности. Нет рецепта с ингредиентами, из которых складывается лидер. Пожалуй, ближе всего к производству лидеров подошли военные училища, которые, вряд ли кто-нибудь с этим поспорит, добились в этом некоторого успеха. Они целенаправленно воспитывают и пестуют в курсантах дисциплину, самопожертвование и верность долгу, несокрушимую трудовую этику. В ходе подготовки лейтмотивом служат нотации о планировании, о том, что готовиться нужно к худшему, надеясь на лучшее. Но даже у военных нет ничего похожего на единую технологию гарантированного воспитания лидера. В истории можно припомнить огромное число примеров выдающихся лидеров, которые никогда не служили в армии.

    Что насчет лидерства в кризисе?

    Представьте себя исполнительным директором крепости, которая находится в осаде. Можно сдаться или сражаться. Отступление не выход, так как вы окружены. Все выглядит так, что в любом случае хорошего исхода дела для вашей группы не будет. Состояние вашей компании не всегда можно передать метафорой осады, но иногда это так. В такой ситуации вам нужно продемонстрировать высочайший класс лидерства.

    10 качеств лидера в кризисной ситуации

    1. Не будьте боссом в плохом смысле этого слова. Если вы не будете близки к своим сотрудникам, если вы не будете демонстрировать людям лидерство, то кто захочет за вами последовать?
    2. Стойте на своих принципах. Существует удобный способ решать проблемы и существует правильный способ. Если вы уверены в себе, в своих людях и в своей продукции, то делайте правильно.
    3. Поддерживайте моральное состояние коллектива. Не бывает ничего невыполнимого, продемонстрируйте веру в свои убеждения сотрудникам.
    4. Будьте гибкими в вопросе делегирования полномочий и ответственности. Если вы видите, что определенные люди пользуются авторитетом у других сотрудников – не бойтесь опираться на них, давать им ответственность и полномочия. Не замыкайтесь на раз сложившейся иерархии.
    5. Определите свои возможности. Теперь, когда у вас стало гораздо больше людей, которым вы можете доверить что-либо, заново определите свои возможности в этой связи.
    6. Оценка возможностей. Реалистично оценивайте свои ресурсы, силы и слабые стороны.
    7. Планируйте наперед. Создавайте планы и на случай благоприятного развития событий, и на случай неудач.
    8. Рассказывайте о возможностях. Рассказывайте о возможных путях выбора курса компании всем сотрудникам и объясняйте, почему вы предпочитаете одну альтернативу и отвергаете другую.
    9. Предоставляйте сотрудникам выбор. Всегда предоставляйте возможность людям быть с вами или идти в другую сторону. Если вы втянете в свой сценарий развития событий тех, кто этого не хочет, такие люди будут тянуть вас назад.
    10. Следуйте плану. ОК, у вас есть отличный план, теперь осталось его придерживаться. Помните, каждый может стать лидером. Кризисные ситуации показывают, кто лидер, а кто – нет.

    Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

    Наверное, редко встретишь человека, который бы похвально отзывался о своем руководителе или директоре предприятия, и главная претензия во многих случаях – это недостаточная компетентность. В идеале, прежде, чем стать руководителем или, тем более, директором предприятия, человек должен поработать на нем и пройти весь путь с самого начала. Таких руководителей много, и можно сказать, что, как правило, это эффективные менеджеры, которые четко представляют себе весь технологический процесс и знают, что требовать от своих подчиненных. В этом случае директор хорошо представляет себе, что входит в круг обязанностей человека, занимающего ту или иную должность, каков его уровень ответственности и что от него можно требовать в рамках этой должности.
    Умение руководить заключается в умении подобрать команду профессионалов и обеспечить каждому возможность реализовать свои профессиональные навыки по максимуму.

    Опыт работы в данной сфере, карьерная , начавшаяся с низших ступеней, впоследствии значительно облегчают взаимопонимание между директором . В этом случае профессионализм руководителя не вызывает сомнений, авторитет его высок и распоряжения выполняются максимально точно, чего вряд ли можно достичь только лишь демонстрацией своих властных полномочий. Такой руководитель умеет четко формулировать проблемы, ставить перед каждым конкретные задачи, определять реальные сроки их выполнения, предупреждать о возможных ошибках и, конечно, правильно мотивировать. Все это в комплексе делает распоряжения эффективными, как и всю работу предприятия или подразделения в целом. Это касается любого предприятия, вне зависимости от того, чем оно занимается: производством, техосмотром или торговой деятельностью.

    Наилучшим образом специалист исполняет то, что считает нужным. Грамотный подход – доверять профессионалам, оставляя за собой право контролировать и направлять.

    Что должен уметь делать эффективный руководитель

    Ошибкой было бы считать, что руководитель должен уметь делать то, его подчиненные. Это как раз совершенно не надо, ведь если он действительно , он найдет грамотного специалиста, полностью соответствующего той должности, которую он будет занимать. Чтобы стать таким специалистом, человек учится и приобретает опыт. На производстве, где заняты профессионалы, имеющие разные специальности, директор, даже если бы захотел, не сумел бы сравниться с ними в мастерстве, да это и не требуется. Директору достаточно иметь представление, что должен выполнять специалист, что от него требуется «на выходе», а также уметь оценить качество его работы.

    Для многих начинающих управленцев наиболее актуальной становится проблема того, как стать хорошим и эффективным руководителем, повысив, тем самым рейтинг своего отдела или предприятия. Психологи, коучеры и опытные лидеры дают самые различные рекомендации, но чаще всего некоторые проблемы настолько индивидуальны, что управленец просто теряется и не знает, каким советом или методом воспользоваться.

    На самом деле, для того чтобы действительно эффективно руководить командой, необходимо обладать значительными знаниями в области психологии и уметь воспринимать коллектив не как однородную массу подчиненных, а как группу людей, в которой каждый имеет свои личностные особенности и индивидуальные взгляды.

    Бывают ситуации, когда руководитель находится на своей должности уже довольно длительный период. Но при этом все равно не может правильно стимулировать команду, эффективность работы снижается и он утрачивает веру в себя, как в лидера. В такой ситуации довольно сложно будет продолжать руководить подчиненными, ведь, в первую очередь, управленец должен подавать пример, поддерживать желание работать и быть уверенным в успехе своего дела.

    Как уже было сказано, методик предлагается огромное количество и все они совершенно различны, основываются на принципах научных исследований, на опыте и ошибках других руководителей и на психологических приемах и инструментах. Далее рассмотрим девять основных принципов, которым советуют следовать эксперты, для того чтобы .

    Принцип №1.

    Следует взглянуть на себя, как на руководителя коллектива, глазами подчиненных, и проанализировать, в чем ваша политика управления правильная, а где есть проблемные моменты.

    Для того, чтобы добиться успехов на управляющей должности, необходимо на подсознательном уровне ощущать себя на лидирующей позиции в коллективе, ведь то, как мы относимся к себе, зачастую формирует и отношение окружающих к нам. Прежде, чем начинать руководить группой людей, оцените ваше отношение к должности управленца. Допустим, многим людям проще эффективно и продуктивно работать, когда им указывают направление деятельности, а не когда это направление необходимо самостоятельно найти не только для себя, но и для подчиненных. Некоторые особенности характера могут дать человеку возможность быть лучшим среди исполнителей, но худшим, как руководитель.

    То нельзя считать отрицательным качеством, скорее, просто особенностью психологического склада индивида. Например, есть люди, которые отлично справляются с творческой деятельностью, но вот расчеты и проектирование им никак не удается. Такая же ситуация и здесь: человек отлично выполнит поставленную задачу, но сам сформулировать необходимый план действий не может.

    Исполнительные сотрудники также востребованы в работе компаний, как и профессиональные управленцы. Скорее возникает перебор желающих занять управляющую должность, чем просто выполнят поставленные задачи. Поэтому, если лидерские навыки руководителя у вас отсутствуют, это не признак того, что возникнуть проблемы с достижением успехов в карьере.

    Единственной проблемой является то, что насколько бы хорошо вы не выполняли свои обязанности подчиненного, уровень оплаты труда все равно будет ниже, чем у руководителя, пусть и не профессионального. В принципе, стремление к лидерству присутствует практически у каждого человека, но проявляется оно у всех в разных формах и количестве. Одним достаточно быть лидером в дружбе с коллегой, а другим хочется возглавить компанию.

    Предлагаем вашему вниманию небольшой психологический тест, который позволит выявить уровень вашего стремления к занятию лидерской позиции. Когда будете отвечать на вопросы, делайте это, не обдумывая результат, и основываясь на своих первичных импульсах. Не старайтесь оценить, как ваш ответ повлияет на окончательный результат, и если вы будете действовать честно, то узнаете, какие у вас шансы стать хорошим руководителем.

    Психологический тест на оценку лидерского потенциала.

    Как часто окружающие соглашаются с вашими идеями и воплощают их в жизнь:

    1. Довольно часто;
    2. Бывает, но иногда;
    3. В редких случаях;

    Итак, вы получили очень важное задание, и все коллеги ждут, когда вы его выполните. Ваши ощущения:

    1. Это не вызывает у меня напряжения;
    2. Иногда я чувствую себя неуютно и ощущаю дискомфорт;
    3. Такая ситуация заставляет меня сильно напрягаться;

    Представим, что вы выполняете какое-либо командное задание, в котором каждый коллега взаимодействует с другими. Для вас имеет значение, насколько сплочен коллектив:

    1. Считаю, что для достижения поставленной цели коллектив должен быт сплоченным;
    2. Хорошо, если в коллективе присутствует сплоченность, но от нее не сильно зависит конечный результат;
    3. Для эффективного решения задачи необходимо, чтобы каждый сотрудник работал со всей самоотдачей, фактор сплоченности не имеет никакого значения;

    В ситуации, когда вам следует доказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение, для вас это:

    1. Настоящее удовольствие – вы владеете даром убеждения ивам приятно наблюдать, как люди принимают вашу сторону в диалоге;
    2. Часто встречающая часть дискуссии, которой вы по возможности стараетесь избегать, только если это не является действительно важным – убедить человека в том, что вы правы;
    3. Бессмысленно. Вы не любите убеждать кого-либо – пусть каждый имеет свое собственное мнение, для вас это не имеет никакого значения.

    Итак, отвечая на вопросы, вы заметили баллы, которыми пронумерованы варианты ответов. Сложите сумму номеров выбранных вами вариантов и оцените свои лидерские качества.

    Количество баллов 4, 5, или 6. У вас есть все шансы стать эффективным руководителем, ведь управление – это одна из ваших основных целей. У вас очень развиты организационные способности, вы умеете мотивировать окружающих к достижению поставленных задач, а также легко находите контакт с людьми и умеете найти индивидуальный подход к каждому человеку. Если ваш результат теста – 4, 5 или 6 баллов - лидерские способности очень развиты и у вас есть все шансы достигнуть высших ступеней карьерной лестницы.

    Количество баллов 7, 8 или 9. На подсознательном уровне вы не представляете себя на управляющей должности, хотя это вполне можно изменить, проанализировав причины скрытого желания избежать руководства. Необходимо заняться формированием лидерских качеств, ведь способности руководить есть у каждого, просто у некоторых они совершенно не развиты. Переоцените свое восприятие трудового процесса: вполне вероятно, что вы предпочитаете самостоятельно выполнять работу, так как уверены в себе, а вот другим людям не доверяете и опасаетесь, что они могут совершить серьезную ошибку.

    Для того, чтобы стимулировать себя к развитию способностей лидера, представьте сколько новых возможностей у вас появится на должности управленца. Эффективность работы подчиненных во многом зависит от того, как их направляет руководитель, поэтому если вы правильно построите политику управления, то и сомневаться в подчиненных не придется.

    Количество баллов 10, 11 или 12. Данный результат теста указывает на то, что вы в принципе не хотите занимать руководящую должность. Вас напрягают рабочие моменты, когда следует брать ответственность за деятельность других людей на себя, ведь проще выполнить все самостоятельно. Формировать задачи, решать, что должны делать другие – все это кажется вам сложным и неинтересным. Что ж, если вам действительно не хочется продвигаться дальше по карьерной лестнице и вас устраивает роль подчиненного – значит, вы относитесь к категории хороших исполнителей.

    Однако если все же иногда вы представляете себя управленцем и надеетесь, что когда-нибудь вас заметят и повысят до руководителя, то следует направить все силы на развитие лидерских способностей. Возможно, вы просто очень боитесь, что не справитесь, поэтому и убедили себя, что ваша роль – исполнитель. Тренируйте свои лидерские навыки, и, вполне вероятно, через некоторое время вы станете отличным управленцем.

    Принцип №2.

    Необходимо ознакомиться с теми качествами характера и умениями, которые понадобятся вам для того, чтобы добиться успехов в управлении.

    На самом деле человек способен научится любым способностям, главное поставить себе цель, прилагать усилия и выделять достаточно времени на развитие своих умений. Даже, если у вас и не ярко выражены черты управленца, их также можно в себе сформировать. Просто, если одни начинают командовать и управлять людьми со школьных лет, то другим придется научиться многим нюансам управления и способам влияния на группы индивидов.

    Конечно же, стать хорошим руководителем с нуля невозможно. Необходимо подготовить себя к мысли о том, что теперь вы ответственны не только за свою работу, но и за работу других сотрудников. А для того, чтобы не попасть в неприятности по вине их недочетов и ошибок, следует четко разработать стратегию управления, поставить свой авторитет, изучить личностные качества подчиненных и найти рычаги влияния на каждого из них.

    Настоящий управленец осваивает множество различных навыков и умений, прежде чем заступить на ответственную должность. Какие же основные умения вам понадобятся, рассмотрим ниже.

    1. Научитесь быстро находить первопричину проблем, а саму задачу, с которой вы столкнулись, разделать на небольшие элементы.

    Если вы являетесь управляющим, то наверняка будете сталкиваться с регулярными проблемными ситуациями, как масштабными, так и с мелкими недочетами. Именно от скорости ваших действий и принятия решений зависит то, насколько качественно и слаженно будут работать подчиненные.

    Зачастую, когда возникает сложная проблемная ситуация, практически все сотрудники компании обсуждают ее на совещании, предлагая различные способы решения задачи. В силу того, что подразделения по-разному смотрят на проблему, каждое со стороны своего отдела, очень трудно достигнуть компромисса, так как варианты выхода из ситуации предлагаются противоположенные. Сотрудники начинают конфликтовать, спорить, тем самым не стараясь разобраться в мнениях друг друга, что затягивает процесс поиска решения.

    Именно в такой момент, человек, который является руководителем и признанным лидером, должен взять ситуацию в свои руки и остановить разгорающийся конфликт. Отличным предложением будет расформировать одну сложную задачу на несколько частей, что может повлиять на направление дискуссии, направив ее в другую область.
    На самом деле любая проблема поддается расформировке, насколько бы сложной она не казалась, а поэтапное решение всегда облегчает процесс поиска выхода из основной ситуации.

    Допустим, организация не успевает выполнить заказ. Разделяем проблему на части: почему так происходит? – в компании недостаток оборудования. Почему возник недостаток? – рост объема заказов и отсутствие средств на новую технику. Если поток заказчиков растет, следовательно, прибыль тоже скоро вырастет, значит можно взять необходимое оборудование в кредит.

    Таким образом, большая проблема: угроза невыполнения заказа в срок, была разделена на части: отсутствие оборудования, отсутствие средств, не взяли оборудование в кредит. Значит для того, чтобы решить основную задачу, необходимо обратиться к дилеру, занимающегося оборудованием и узнать условия кредитования. Параллельно поинтересоваться банковскими правилами выдачи кредита в денежной форме. Выбрать наиболее выгодный вариант, приобрести необходимое оборудование и выполнить заказ. Если сроки минимальны, можно нанять временных сотрудников для того, чтобы организовать работу в несколько смен.

    2. Научитесь принимать четкие и быстрые решения.

    Для того, чтобы добиться успехов в карьере, научиться быстро ориентироваться в ситуации и принимать важные решения просто необходимо. Причем, это умение понадобится вам не только на руководящей должности, но и в самом начале пути, ведь с принятием решений сталкивается и менеджер, и охранник, и начальник отдела. Однако учитывая, что руководитель – это человек, который задает направление работы всего коллектива, ему необходимо относиться к принятию решений с максимальной ответственностью.

    Если командой руководит человек, который в сложной ситуации умеет быстро взвесить все за и против и принять четко сформулированное, конкретное решение, то эта команда всегда будет работать эффективно и достигать успехов в своей области деятельности. Не затягивайте с решением вопроса, но и не решайте проблемы не задумываясь, набегу – это может принести серьезные неприятности для всего вашего отдела.

    Из этого следует, что принимая решения, руководитель должен ориентироваться на два основных действия: взвесить все за и против, и не затягивать со сроками. Для того, чтобы успешно принять решение, необходимо найти баланс между этими двумя элементами. Здесь стоит обратить внимание на особенности своего характера. Если по природе вы – теоретик, то наверняка изучите проблему со всех сторон, найдете массу информации, проанализируете все плюсы и минусы, но вот окончательного решения от вас придется ждать очень долго.

    Такая особенность личности вряд ли даст вам возможность эффективно руководить коллективом. Ведь на всех совещаниях, собраниях и обсуждениях именно вам необходимо направлять и корректировать диалог. Если вы начнет вместе с подчиненными вести долгие дискуссии, обсуждая случаи из практики, советы экспертов и знакомых, на протяжении длительного времени, конечного решения вы так и не примете. Когда руководитель видит, что возникает конфликт мнений, или разговор идет по кругу, именно он должен выдать своё решение в сложившейся ситуации. В крайнем случае, совещание можно отложить на некоторое время, но ни в коем случае не мяться, сомневаться и выказывать неуверенность в своем мнении.

    Таким образом, вы только вызовете непонимание среди сотрудников, а ваша неуверенность передастся им, снижая эффективность работы и целеустремленность.

    3. Научитесь управлять проектами и процессом работ.

    В зависимости от того, руководителем какого звена вы являетесь, регулируется и сложность поставленных задач. Чем больше человек в подчинении, тем больше мелких задач, проектов и нюансов, которым следует уделить внимание. Часто управленец, особенно начинающий, теряется в проблемах, путается и не знает к чему приступить в первую очередь. Это нарушает структуру работы всего отдела или организации в целом.

    Для того, чтобы стать эффективным руководителем, необходимо научиться формировать иерархическую структуру задач, которые следует выполнить, от дел первой необходимости, до второстепенных моментов. Можно разделять задачи на комплексы, каждый из которых воспринимать как отдельный проект. На каждый проект, состоящий из нескольких заданий, необходимо выделить определенные временные рамки, ресурсную поддержку и способы контроля этапов его выполнения. Важно также правильно распределять свое время, выделяя на выполнение каждого комплекса задач определенный срок.

    Принцип №3.

    Для того чтобы подняться по карьерной лестнице, не следует ждать толчка со стороны, стремитесь самостоятельно строить и формировать свое будущее в компании.

    На самом деле, никто не заинтересован в успехе человека так, как он сам. Поэтому не стоит тратить время на ожидание предложений со стороны начальника отдела или руководителя попробовать себя не новой должности, пройти тренинги или обучится дополнительным навыкам. У руководителей есть много других вопросов, которые ему необходимо решать, кроме карьерного роста подчиненных. В некоторых компаниях ведется специализированная мотивационная политика, которая включает в себя регулярное обучение персонала, курсы повышения квалификации или посещение семинаров и конференций, но все же лучше рассчитывать на себя.

    Руководитель выполнил свою задачу – он указал вам, что вам необходимо делать на должности и за что нести ответственность, помог освоить непонятные нюансы, после этого он рассчитывает получать результаты от вашей работы и контролировать качество ее выполнения.

    Многие руководители в принципе не стремятся повысить подчиненных, так как это чревато для них новыми проблемными моментами, например, поиском сотрудников на освободившуюся должность, а это в свою очередь собеседования, неуверенность в уровне профессионализма, обучение и прочее.

    Главный враг продвижения по службе – пассивность сотрудника. Проявляйте активность, старайтесь выделиться и показать, что вы сможете стать эффективным руководителем для компании.

    Принцип №4.

    При формировании своей репутации в компании, опирайтесь на свои таланты и сильные стороны.

    Конечно же, любому человеку намного проще культивировать в себе те способности, которые в них заложены. Допустим при поиске работы, человеку, который был отличником по математике и любил точные науки, намного лучше искать вакансию бухгалтера или сметчика. Если же с детства у человека предрасположенность к гуманитарным наукам, языкам и литературе, то вероятнее всего, он будет комфортно чувствовать себя на должности преподавателя или переводчика. В противоположенном случае, когда, например, ребенка после школы, направляют на факультет физики при том, что он склонен к рисованию и дизайну, вряд ли он достигнет успехов в обучении.

    Конечно же, человека можно научить практически всему, но вот вряд ли сотруднику, который увлечен модой и продажей одежды, будет легко стать руководителем предприятия по производству строительных материалов. Это займет много времени на обучение, привыкание и адаптацию в новой среде бизнеса, да и вряд ли будет вызывать такую же заинтересованность, как и у профессионального строителя или архитектора.

    Для того, чтобы выбрать свою нишу, в которой вы сможете достигнуть максимальных успехов, контролируйте свою деятельность. Возможно, вам прекрасно удавалось продавать товары или вы легко находите контакт с детьми – тогда вам можно претендовать на должность начальника продаж или директора учебного заведения.

    Принцип №5.

    Вы должны сами для себя выделить то, к чему стремитесь, не ориентируясь на кого-либо другого.

    Лидер – это человек, которого всегда уважают в коллективе, к нему прислушиваются, а его мнение часто становится мнением всей команды. Причем для этого ему не надо становиться руководителем – просто он обладает даром убеждения, уверенностью в себе, и прочими качествами, которые стимулируют людей следовать за ним.

    Для того, чтобы получить , необходимо иметь четкую жизненную позицию, собственные цели и стремления, а также постоянно приближаться к ним, выполняя задачи и преодолевая преграды.

    Определите для себя, какую должность вы хотели бы получить и за какой срок, а также для чего вам это нужно: у вас материальный стимул, вы стремитесь признания от окружающих или просто хотите руководить людьми.

    Лидер никогда не позволяет себе поддаваться влиянию и действовать так, как ему того советуют, указывают. Помните, что вы живете свою жизнь, которую никто планировать и расписывать не имеет права, только вы сами. Поэтому выстройте свои цели в последовательность, задайте временные рамки, которые отводите себе на достижение каждой из них, и уверенно идите вперед.

    Принцип №6.

    Изучайте успешных людей и их путь к успеху.
    Итак, у вас есть определенные цели, вы выбрали наиболее близкую для вас сферу деятельности и примерно сориентировали свои дальнейшие действия. После этого, следует сравнить ваш план действий и стратегию достижения успеха тех людей, которые в интересуемой вас области достигли больших высот.

    Если вы задались вопросом, как стать хорошим и эффективным руководителем, то проанализируйте круг вашего общения, ваших знакомых, возможно. у кого-то есть опыт достижения идентичной цели. Наилучший способ – это встреча с таким человеком. Наверняка, он не откажется рассказать о своих успехах и о том, какие трудности вставали на пути и как он их преодолевал, ведь большинство людей гордятся своими успехами. Не следует использовать встречу, как способ решить возникшие у вас проблемы в работе с помощью знакомого, вряд ли человек захочет встретиться с вами еще раз, если поймет, что вы просто хотите воспользоваться им для выполнения своей работы.

    Если у вас нет контактов с теми, кто мог бы посодействовать вам в развитии навыков, то выберите человека, с которым вы не знакомы, но который имеет хороший опыт работы на нужной вам должности. Здесь можно использовать простое наблюдение. Постарайтесь анализировать его деятельность, запоминать особенности его поведения в рабочей среде, выделите личностные качества, которые помогли ему достигнуть успеха, и развивайте их в себе.

    Для того чтобы корректировать свою работу и получать необходимую помощь в сложной ситуации, можно воспользоваться и литературными источниками, только нужно подобрать наиболее подходящий и хорошо изложенный материал.

    О том, как стать хорошим руководителем, на интернет сайтах написано очень много статей, интервью и советов, на самых различных языках, так что здесь тоже всегда можно найти подсказку, не отходя от рабочего места.

    Принцип №7.

    Если вы хотите добиться успеха в карьере, то не старайтесь не оставаться в тени и не держаться незамеченным, будьте инициативны.

    Составьте для себя примерную последовательность действий, которые будете совершать для того, чтобы достигать поставленных задач. Если вы считаете, что недостаточно владеете информацией в той или иной отрасли, не стоит ожидать, когда ваш отдел отправят на повышение квалификации. Самостоятельно найдите нужные курсы, пройдите обучение и получите сертификат – это прибавит вам уверенности в себе. Главное, никогда не останавливайтесь на достигнутом, ставьте себе все новые цели и стремитесь к ним.

    Не имеет значения, претендуете ли вы на звание руководителя на своей работе сейчас, или планируете перейти на такую должность в другую компанию – инициативность должна проявляться в любом случае.

    Также следует учитывать факт, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Многие люди, будучи инициативны, сталкиваются с ошибками, которые совершают непроизвольно, что приводит к спаду активности, они закрываются в себе и больше стараются не принимать важных решений. В таком случае, для всех коллег и для руководства сотрудник ассоциируется с его ошибкой и отношение к нему формируется соответствующее. А вот если вы признаете, что были не правы, возьметесь за другую задачу или начнете заново решать ту, в которой ошиблись, то покажете себя как сотрудника, желающего научиться, исправить свою ошибку и принести пользу.

    Риск – неотъемлемый элемент в жизни. Возможно, вы не уверены, что всегда сможете сделать все идеально, но к этому нужно стремиться, формируя свой профессиональный уровень и ценность, как сотрудника.

    Принцип №8.

    Для того, чтобы стать эффективным руководителем, вам необходимо убедить людей в том, что за вами действительно стоит следовать, а больше всего люди тянутся к позитивным, оптимистически настроенным людям.

    Даже сталкиваясь с проблемами, необходимо поддерживать дух команды, а самому оптимистично смотреть на любые обстоятельства. Все сложные ситуации даются нам для того, чтобы мы стали опытнее, устойчивее и напористей, поэтому не стоит впадать в депрессию при малейшей проблеме. Помните, что вы являетесь примером для своих подчиненных, если вы настроены пессимистично, то и коллектив вскоре будет смотреть на ситуацию аналогично.

    Принцип №9.

    Занимайтесь тем, что получается у вас лучше всего.
    Выберите вид деятельности и станьте в нем профессионалом, изучите максимально полно. Таким образом, вы повысите вашу ценность, как сотрудника и шансы на повышение. Лучше быть профессионалом в одной деятельности, чем заниматься всем понемногу, заменяя то одного, то другого работника.

    Помните о том, что лидер – это общительный человек , за которым готов пойти коллектив, поэтому учитесь контактировать с окружающими, вести диалог, и создавать о себе приятное впечатление.

    В первую очередь, вы должны планировать продвижение по службе, а уже потом думать о рабочих моментах. Если вы хороший исполнитель, который хочет стать руководителем, делайте правильные шаги в сторону своей цели и не стойте на месте.