Высота атомной подводной лодки. Самые большие подводные лодки

XIX век ознаменовался рядом научно-фантастических предсказаний. Одним из таких, казалось, невероятным, проектом была подводная лодка «Наутилус», придуманная писателем Жюлем Верном. К тому моменту существовала лишь одна цельнометаллическая субмарина, с которой запускались ракеты – подводная лодка российского учёного Шильдера.
Однако уже вскоре технический прогресс всех стран был вынужден изготавливать подобные корабли в связи с нагрянувшими военными действиями. Во время Гражданской войны в США при помощи субмарины был потоплен первый корабль. Уже в Первую Мировую войну подводным флотом обладали все ведущие страны. Субмарины были признаны как эффективное орудие для ведения боевых действий.
С тех пор многое изменилось: субмарины стали выпускаться разных размеров, от самых небольших до гигантских, с собственными атомными реакторами на борту. Подводные лодки используют не только в военных целях, но и в мирных – в качестве исследовательских баз.

10. Астьют (Эстьют)

Субмарины класса «Астьют» эксплуатируются флотом Великобритании. На 2014 год эти подлодки являлись самыми передовыми из спроектированных в Англии. К 2018 году было завершено строительство 3 таких лодок, и ещё 4 готовятся к спуску на воду. В 2012 году испытания этих субмарин завершились успешно, и «Астьюты» продемонстрировали свою способность к эффективному запуску двух «Томагавков» одновременно, для успешного поражения цели.
Имена подлодок этого класса – Эстьют, Эмбуш, Артфул (на данный момент действующие), Одейшес, Ансон, Агамемнон (заложены и ожидают завершения) и Аякс (подписан контракт на выпуск).
Длина этих лодок достигает 97 м в длину, глубина погружения – 300 м, водоизмещение – 7 800 т. «Астьют» оснащён 6 ТА по 480 мм, ракетами типов «Томагавк» и «Гарпун» и дополнительными ТА калибром 533 мм.

9.

«Seawolf» — американский ответ советским крейсерам «Щука-Б» во время Холодной войны. Изначально было запланировано строительство двенадцати таких субмарин, однако, до 1998 года было запущено всего 3, после чего проект утратил свою актуальность.
Протяжённость корпуса «Сивулфа» — 107,6 м. Предельная глубина погружения – 600 м. Скорость движения лодок этого класса составляет 18 узлов. Надводное водоизмещение – 10 500 т, подводное – 12 200 т. Вооружение на этих кораблях включает в себя 8 ТА 660 мм, торпеды и ракеты типа «Томагавк».

8. Кондор

«Кондор» является первой из гигантских субмарин на вооружении российского флота. К 2018 году на вооружении нашей армии стоят два крейсера «Кондор», длина каждого из которых составляет 110,5 м.
Корпус «Кондоров» выполнен из титанового сплава, который гораздо легче и прочнее стандартных металлов, что позволяет кораблю погружаться на большие глубины, в сравнении с предшественницами, и делать это гораздо незаметнее для вражеской разведывательной аппаратуры.
Действуют два представителя этого типа подлодок: «Зубатка» и «Окунь». В будущем планируется модернизация обоих кораблей на ЦС «Звёздочка». Это означает полный ремонт и отладку систем субмарин, а также установку новейших навигационных систем и комплекса крылатых ракет «Калибр».
Предельная глубина погружения «Кондора» — 600 м. Подлодки этого класса могут развивать скорость до 35 узлов под водой. Водоизмещение –10 400 т. Вооружение «Кондора» состоит из 6 ТА 533 мм, торпед и крылатых ракет типа «Гранат», а также 8 переносных зенитных ракетных комплексов «Игла» и «Игла-1».

7.

Несмотря на то, что «Щука-Б» несколько уступает «Кондору» в длине (111,7 м), она несколько «грузнее», имея свыше 13 метров в ширину. «Щука-Б» — советская разработка, одна из крупнейших атомных подводных лодок на момент своего выпуска. В отличие от собранных позднее «Кондоров», «Щука» имеет стальной корпус.
Проект 971 существовал с 1983 по 2001 год, перейдя в юрисдикцию Российской Федерации. За период своего выпуска проект претерпел несколько пересмотров и внесённых изменений. В результате модификации «Щуки» получили названия «Нерпа», «Гепард» и другие, а на западе их называют «Improved Akula».
К 2018 году осталось 4 действующие субмарины этого класса. На их вооружении стоит по 4 ТА 650 мм и 2 – по 533 мм, ракетные комплексы Калибр-ПЛ и «Стрела-ЗМ». Предельная глубина погружения «Щуки» — 600 м, водоизмещение 12 700 т.

6.

Одна из немногих стран Европы, имеющих на вооружении гигантские субмарины – Франция. Подлодки класса «Триумфан» строились в период с 1989 по 2009 годы. На воду было спущено 4 из запланированных 6 единиц.
Длина каждой составляет 138 метров. Предельная глубина погружения – более 400 м. Оснащение – четыре торпедных аппарата 533 мм, 10 торпед, 8 крылатых ракет типа Exocet SM39. Водоизмещение – 14 300 т.

5.

Четыре субмарины класса «Вэнгард» стоят на вооружении Британского флота. Это атомные гиганты длиной почти 150 метров, строительство которых началось в девяностые годы прошлого столетия.
Борт «Вэнгардов» оснащён четырьмя ТА калибра 533 мм, шестнадцатью ракетами Trident II D5 и торпедами. Предельная глубина погружения – 400 м. Соответствие надводного и подводного водоизмещения – 15 100 и 15 900 т.

4. Дельта

«Дельта» — не отдельный класс, а собирательное название серии атомных субмарин, разработанных в СССР. В «Дельту» вошли подлодки серий «Кальмар», «Дельфин», «Мурена» и «Мурена-М».
Самая совершенная из модификаций «Дельты» — «Дельфин» имеет длину 167,4 м. Было построено 7 «Дельфинов», 5 из которых до сих пор находятся на вооружении российского подводного флота.
«Дельта» оснащена 4 ТА 533 мм, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и до 8 зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Игла-1». Предельная глубина погружения – до 650 метров. Надводное водоизмещение – 11 700 т, подводное – 18 200 т.

3.

«Огайо» — самые крупные подлодки, стоящие на вооружении США. На сегодняшний день они активно патрулируют границы страны, проводя под водой до 60% времени. При этом подлодки этой серии довольно старые – первая из них была спущена на воду в 1081 году. Длина ядерного гиганта «Огайо» составляет 170,7 м.
«Огайо» за счёт своих огромных размеров способна перевозить больше 20 ракет типа Трайдент II и свыше 150 ракет типа «Томагавк». Для запуска снарядов на «Огайо» предусмотрены 4 ТА 533 мм. Водоизмещение Огайо составляет 18 800 т.

2.

«Борей» несколько уступает «Огайо» в протяжённости корпуса (170 м), зато почти на метр шире, за счёт чего имеет большее водоизмещение. Это российская подводная лодка, являющаяся одной из самых передовых разработок в мире. До 2027 года Россия планирует запуск 14 кораблей этого типа. Планируется, что «Борей» заменит «Дельты» и «Акулы», речь о которых пойдёт дальше.
«Борей» может развивать скорость движения до 29 узлов. Водоизмещение «Борея» — 24 000 т. Оснащение субмарины – 6 ТА 533 мм, 6 средств гидроакустического противодействия калибра 324 мм, торпеды, крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр», а также 16 ПУ комплекса «Булава». «Борей» поистине можно назвать смертоносным.

1. Проект 941 «Акула»

Крупнейшая из существующих субмарин – отечественная «Акула», известная на Западе как «Тайфун». «Акулы» были разработаны в ходе Холодной войны для противодействия американской угрозе. Длина этого стального ядерного хищника – 172,8 м. Надводное водоизмещение – свыше 23 000 т., подводное – 48 000 т. Стратегическое назначение проекта заключалось в длительной «засаде» за полярным кругом, откуда по плану должны были быть запущены баллистические ракеты по вражеским берегам.
«Акулы» были построены для длительного автономного плавания. В высоту эти корабли сравнимы с современными девятиэтажными домами. Внутри каждого крейсера из Проекта 941 располагались пять жилых блоков, в которых экипаж имел доступ к тренажёрным залам, бассейнам и даже настоящей бане. Обстановка и меблировка помещений больше походили на роскошную гостиницу, чем на военный объект. Даже дверные проёмы в помещениях подводных гигантов были полноразмерными, в отличие от большинства других подводных лодок.
Всего было построено шесть кораблей из серии Проекта 941. К сожалению, просуществовали они недолго – менее чем через 10 лет они были списаны из-за высоких расходов на их содержание. На данный момент на плаву остаётся лишь одна модифицированная субмарина из этой серии – «Дмитрий Донской». Она служит для испытания баллистических ракет типа «Булава».

В России завершается строительство самой большой атомной подводной лодки в мире.
Разработана она была в КБ «Рубин-Север» — северодвинском филиале питерского ЦКБ «Рубин». И ракет на этой лодке не будет... возможно будет торпеда))) западные аналитики считают, что эта лодка и торпеда с искусственным интеллектом и ядерным зарядом на 100-мегатонн станут таким же прорывом, как и Армата...

«Белгород» называют самой большой большой исследовательской атомной подводной лодкой, являющейся носителем обитаемых и необитаемых подводных аппаратов. Официально её заказчиком является Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны России.

Рекорд будет установлен по длине лодки. Самой длинной ПЛА в мире является «Акула» проекта 941, чья длина 172,5 м. У «Белгорода» почти на 12 метров больше — 184.
«Белгород» — это лодка по обновленному проекту«Антей» (проект подводных лодок с крылатыми ракетами 949А). Таким образом, «Белгород» даже может войти в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире.

Предполагается, что «Белгород» будет заниматься изучением дна российского арктического шельфа, искать на больших глубинах полезные ископаемые, а также прокладывать подводные коммуникации. В частности, при помощи глубоководных аппаратов на морском дне будут устанавливаться атомные подводные модули, предназначенные для зарядки необитаемых подводных аппаратов. Субмарина обеспечит развертывание глобальной системы контроля подводной обстановки, которую военные строят на дне арктических морей. Но не только)))

Весь этот функционал представители ВМФ перечисляют с непременными оговорками: «по некоторым данным», «есть основания предположить», «вероятно»... Проистекает это из-за того, что «Белгород», а также еще одна строящаяся в Северодвинске субмарина проекта 09851 «Хабаровск», являются самыми засекреченными лодками ВМФ России. И Главное управление глубоководных исследований имеет к ним спорное отношения. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что на торжественной закладке этих двух лодок не присутствовал ни один представитель ГУГИ.

Возможно кроме своих гражданских функций, эти лодки станут носителями стратегической беспилотной торпеды с ядерным реактором в качестве силовой установки, с уникальной дальностью, искусственным интеллектом и 100-мегатонным боезарядом. Эта торпеда получила название «Статус-6».

Обозреватель Washington Free Beacon Билл Герц не так давно опубликовал статью со ссылкой на высказывание источника в американских спецслужбах, в которой говорится о том, что российские моряки провели успешное испытание «беспилотной атомной подводной лодки, способной нести многомегатонный ядерный заряд». В испытаниях принимала участие подводная лодка специального назначения Б-90 «Саров». Герц называет это оружие революционным, поскольку конструкторы США и других технологически развитых стран мира к этой идее еще и не подступались.

Благодаря прекрасным характеристикам по скорости хода, малозаметности и глубинности, «Статус-6» обладает повышенной способностью преодолевать противолодочную оборону США с дальностью хода 10 000 км и глубиной хода (погружения) 1000 метров.

Даже в случае его обнаружения гидроакустической противолодочной системой SOSSUS, которая контролирует побережье США на предмет подводного вторжения, НПА с легкостью уйдет от любой торпеды НАТО на максимальной скорости. К тому же, обладая интеллектом, «Статус-6» способен совершать сложное маневрирование.
Самая быстроходная американская торпеда Mark 54 имеет скорость 74 км/ч, то есть по минимальным прикидкам меньше на 26 км/ч. Самая глубоководная европейская торпеда MU90 Hard Kill, пущенная вдогон, на максимальной скорости в 90 км/ч способна пройти не более 10 км.

Стратегия использования «Статуса-6» может быть различной. Аппарат может выступать и как ударное оружие, и как оружие гарантированного сдерживания. Во втором случае НПА может прийти в точку назначения и залечь на дно, дожидаясь сигнала на подрыв боевой части. Сигнал может подаваться по сверхдлинноволновому каналу, поскольку только сверхдлинные волны проникают в толщу воды. Получается оружие сдерживания, готовое сработать мгновенно. Без затрачивания времени на подлет и «подплыв». А это значит, все равно как близко от границ России находятся ядерные силы соперника, наш ядерный заряд уже доставлен к потенциальному агрессору, осталось его только подорвать. Так что давайте лучше дружить. И жить, не тужить...)))

Основные источники: svpressa.ru/war21/ , vpk-news.ru , 42.tut.by и др. интернет.

Самая большая русская субмарина «Акула» относится к классу тяжелых подводных ракетных крейсеров стратегического назначения. Дата начала работы над ее проектом — декабрь 1972 года.

Первая «Акула» была построена в СССР на «Севмаше» (г. Северодвинск) и спущена на воду 23 сентября 1980 года. С 1981 по 1989 года была введена в строй серия из шести лодок такого типа. Местом их базирования стала акватория бухты Нерпичья на Северном флоте.

Конструкционная специфика корпуса

АПЛ «Акула» проекта 941 имеет весьма легкий общий корпус, внутри которого находятся 5 обитаемых прочных корпусов. Два из них имеют максимальные размеры и являются основными, они расположены по принципу катамарана, в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Столь характерная компоновка определена крупногабаритными размерами боекомплекта.

Оба основных прочных корпуса соединен между собою тремя переходами и разделены на 8 отсеков:

  • реакторный и турбинные отсеки общей длиной 30 м;
  • три носовых отсека длиной 54 м;
  • три прилегающих к главному командному пункту (ГКП) длиной 31 метр.

Остальные три прочных корпуса — это:

  • надежно изолированный носовой корпус торпедного отсека;
  • корпус для размещения ГКП и радиотехнического оборудования;
  • кормовой переходной корпус общей длиной 30 метров.

Отсек главного командного пункта, торпедный отсек, основные корпуса выполнены из титанового сплава, а легкий корпус изготовлен из стали с последующим противогидроакустическим покрытием.

Разработчики субмарины (ЦКБМТ «Рубин») впервые применили в ее компоновке оригинальную схему расположения ракетных шахт. Они находятся впереди рубки в передней части субмарины, между двумя основными главными корпусами.

Силовая установка

Большая силовая энергетическая установка 3-го поколения имеет блочную конструкцию, состоящую из двух эшелонов, расположенных независимо по правому и левому бортам. Каждый блок включает в себя:

  • водно-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт на тепловых нейтронах ОК-650ВВ. Реакторы этого типа оснащены: импульсной аппаратурой контроля за их состоянием, системой безбатарейного расхолаживания (ББР) в случае отключения электропитания;
  • турбину мощностью 50000 л. с;
  • движитель в виде гребного вала с 7-лопастным винтом, диаметр которого равен 5,55 метра, скорость вращения 230 об/мин. Для снижения шума винты установлены в специальные фенестроны (кольцевые обтекатели);
  • четыре паротурбинные энергетические атомные установки БПТУ 514 мощностью 3200 кВт.

Резервные средства движения

  1. Два дизель-генератора типа АСДГ-800 по 800 кВт.
  2. Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея.
  3. Два резервных электродвигателя мощностью 260 кВт.
  4. Подруливающие устройства с поворотными гребными винтами для маневрирования в зажатом положении. Они укомплектованы электрическими двигателями по 750 кВт.

Основное вооружение «Акулы»

Базисное оружие «Акулы» проекта 941 состоит из:

  • баллистического ракетного комплекса Д-19, снаряженного 20 твердотопливными трехступенчатыми межконтинентальными ракетами класса Р-39 «Вариант» (РСМ 52 морского базирования. Дальность стрельбы — 8500 км, боевой элемент разделяющийся с 10 боеголовками по 100 килотонн каждая;
  • ракетного комплекса Д-19У с 20-ю баллистическими ракетами Р-39УТТХ «Барк» межконтинентальной дальности с амортизационной ракетно-стартовой системой. Боевая дальность до 10000 км, имеется уникальная система прохождения через лед.

Старт всего ракетного боекомплекта проекта «Акула» может осуществляться из сухой шахты как в подводном (на глубине не более 55 метров), так и в надводном положении.

Самая большая атомная подлодка России имеет на вооружении шесть торпедных аппаратов (ТА) калибром 533 мм, оснащенных устройствами быстрого заряжания и специальной системой подготовки ТА типа «Гринда». Полный боекомплект состоит из 22 торпед класса «Шквал » (типы САЭТ-60М, СЭТ-65, УСЭТ-80), а также ракет комплексов «Вьюга» и «Водопад». Используют шеститорпедные ТА для стрельбы ракето-торпедами, торпедами и для установки минных полей-заграждений.

Противовоздушная оборона осуществляется ПЗРК (8 единиц) типа Игла-1. Полный боекомплект — 48 зенитных управляемых ракет (ЗУР).

Радиоэлектронное оборудование

На борту подводной субмарины типа «Акула» проекта 941 имеются несколько комплексов с высокоточным оборудованием различного класса.

  1. Боевая информационно-управляющая система типа «Омнибус» служит для: сбора, обработки и отображения информации, расчета эффективности применения того или иного вооружения, целенаправления технических и огневых средств, навигационных и боевых расчетов;
  2. Гидроакустическое оборудование ГАК «Скат-3» МГК-540 состоит из:
    • ГАК «Скат-КС» МГК-500 с 4 антеннами и возможностью одновременного сопровождения 12 целей;
    • гидроакустической станции (ГАС) миноискания «Арфа-М» МГ-519;
    • ГАС измерения кавитации «Винт» МГ-512;
    • ГАС измерения скорости звука «Шкерт» ГИСЗ МГ-553;
    • Эхоледомера «Север» МГ-518.
  3. Радиолокационный комплекс «Радиан» РЛК МРКП-58 со станцией радио-технической разведки МРП-21А.
  4. Навигационный комплекс имеет:
    • спутниковый комплекс «Симфония»;
    • НК класса «Тобол»;
    • навигационный обнаружитель круговой и разводной НОК-1 и НОР-1.

Подлодка оснащена специальными средствами связи, выдвижными перископами, антенными системами.

ТТХ подводного крейсера «Акула»

Основные размеры: наибольшая длина — 173,1 м, ширина — 23,3 м, осадка по кильватеру — 11,2-11,5 м.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения:

  • полное надводное водоизмещение при скорости 12/13 узлов — 29500 тонн,
  • полное подводное при скорости 25/27 узлов — 49800 тонн.

Глубины погружения:

  • предельная — 500 м,
  • рабочая — 380 м.

Автономность плавания — около полугода. Общая численность экипажа — 163 человека, офицерский и мичманский состав 52/83 соответственно.

Общая масса снаряженного подводного ракетоносца — 50000 тонн.

Самая большая в мире подлодка «Акула» 941 имеет развитое крестообразное оперение кормы и горизонтальные рули (передний убирающийся), размещенные за винтами. Благодаря блочной системе размещения узлов и механизмов, а также резинокордной двухкаскадной пневматической амортизации, атомная субмарина имеет невысокие показатели шума и улучшенную виброизоляцию всех агрегатов.

Видео о подводной лодке Акула (Тайфун)

Стратегическая ракетная подлодка класса «Акула» имеет не только солидные размеры, но и высокий запас прочности и плавучести, что позволяет ей выполнять маневры с проламыванием льда толщиной до 2,5 м. За счет достаточного усовершенствования гидроакустического и навигационного вооружения атомная субмарина может применяться в самых высоких широтах вплоть до Арктики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Тихие, почти беззвучные, они таятся в глубинах моря. Они могут проводить многие месяцы под водой. При этом они достаточно сильны, чтобы уничтожить немалую часть планеты. Вот самые большие подлодки в истории.

Подводные лодки класса «Акула», Советский Союз/Россия, 48 тысяч тонн

Самые большие подводные суда, когда-либо построенные человеком — это атомные подводные лодки класса «Акула» (Typhoon по классификации НАТО).

Их длина составляла 175 метров, а ширина была чрезвычайно большой. Подлодки этого класса весят вдвое больше следующих за ними по размеру.

Подводные лодки Typhoon известны как Проект 941 «Акула». Проект разрабатывался в Советском Союзе в 1970-1980-е годы.

Yle 21.10.2016

Военно-техническая сделка Дели и Москвы

The National Interest 21.10.2016

Подлодки класса «Ясень» угрожают США

El Confidencial 30.09.2016 Первая подлодка в серии из шести штук была спущена на воду в 1980 году и принята на вооружение спустя год.

Эти морские чудовища были не только огромными, но и намного более тихими по сравнению с предшественниками. Лодки приводились в движение двумя ядерными реакторами.

Они обладали способностью уничтожить большую часть мира. В арсенал каждой входило пугающее количество баллистических ракет и ядерных боеголовок.

Члены экипажа жили на подводных лодках в относительном комфорте и могли проводить под водой до 120 дней подряд. В случае чрезвычайной ситуации, например, ядерной войны, этот период мог быть увеличен.

Когда Советский Союз распался в 1991 году, подводные лодки перешли во владение нового российского флота. В 1997 две огромных субмарины списали в утиль по финансовым причинам. Позже из эксплуатации вывели и остальные суда.

Подводные лодки класса «Борей», Россия, 24 тысячи тонн

Вторые по величине подводные лодки в мире тоже принадлежат России, и они намного современнее, чем суда класса «Акула», на замену которым они и пришли.

Эти атомные подлодки длиной 170 м оснащены баллистическими ракетами типа Р-30 «Булава».


© РИА Новости, Ильдус Гилязутдинов

Лодки класса «Борей» уже предшественников, их габариты меньше, и поэтому они дешевле в производстве. Однако первый экземпляр все равно обошелся в 770 миллиардов долларов.

Первая подлодка «Борей» вышла в море в 2009 году, а в январе 2013 года российский Тихоокеанский флот принял ее на вооружение.

Сейчас у России три подобных субмарины, но планируется закупка еще нескольких штук.

Подводный флот Путина продолжает расти.

Подводные лодки класса Ohio, США, 18750 тонн

Третий по габаритам класс подводных лодок производится в США.

В начале 1970-х американский подводный флот был признан устаревшим, и возникла необходимость в новых подводных лодках. При этом Советский Союз, заклятый враг американцев в холодной войне, улучшил средства поиска подводных судов и борьбы с ними.


© flickr.com, Submarine Group Ten

США ответили лодками класса Ohio, отличавшимися от предшественников повышенным боевым потенциалом и улучшенной скрытностью.
В настоящее время у США 18 таких подводных лодок.

В одном лодки класса Ohio превосходят российские аналоги — они могут нести на борту больше ракет, чем как «Акулы», так и «Бореи».

Дизайн рассчитан на то, чтобы подлодки могли проводить в открытом море как можно более долгое время, патрулируя океаны со своим смертоносным грузом ракет. Был принят ряд мер, чтобы укоротить необходимое им время пребывания в порту, упростить ремонт и процесс пополнения запасов.

Подводные лодки класса «Мурена», Советский Союз/Россия, 18200 тонн

Класс «Мурена» (Delta по классификации НАТО) — четвертый по размеру тип подводных лодок в мире. Эти субмарины были созданы во времена холодной войны, их задачей считались удары по американским промышленным и военным объектам, а также городам, в случае ядерной войны.

Класс Delta делится на четыре подкласса. Проект 667Б «Мурена» (Delta I) принят на вооружение в 1972 году. Всего было построено 18 таких подводных лодок, последняя выведена из эксплуатации в 1998 году. Проект 667БД «Мурена-М» (Delta II) стал модификацией «Мурены» с дополнительными ракетными отсеками. Проект 667БДР «Кальмар» (Delta III) — первые подводные лодки, способные выстреливать весь комплект баллистических ракет одним залпом, что для Советского Союза стало большим шагом вперед. Проект 667БДРМ «Дельфин» (Delta IV) отличается от предшественников бесшумностью.

Подводные лодки класса Vanguard, Великобритания, 15900 тонн

Четыре атомные подводные лодки Vanguard Королевского военно-морского флота размещены на базе Клайд в Шотландии.

Если в мире — не дай бог — разразится ядерная война, эти суда сыграют огромную роль в судьбе Великобритании.

С 1998 года на их борту размещаются лишь стратегические баллистические ракеты, одна из которых с 128 боеголовками должна находиться в море в любой момент времени. При этом у страны совсем нет тактического и авиационного ядерного оружия.
Подлодки этого класса планируется вывести из эксплуатации не раньше 2028 года.