Минусы профессии пилота гражданской авиации. Какие плюсы и минусы у профессии гражданского пилота? Автопилотом управляет пилот

26-летняя Индия Алликс (India Allix) из города Уэстерем, графство Кент, работает вторым пилотом в авиакомпании дальних перевозок Thomas Cook. Недавно девушка задокументировала, как проходит ее обычный день. Она, к примеру, успевает провести заполненный пассажирами самолет Airbus A330 мимо грозы на высоте 12 с половиной километров.

Индия подробно рассказывает, с чего начинается ее день, как она готовится к полету, и показывает все ключевые моменты работы, включая взлет, обращение к пассажирам, маневрирование, чтобы не попасть в разбушевавшийся ураган, и мягкую посадку после 11 часов и 30 минут в воздухе.

(Всего 26 фото)

Если у Индии дневной или вечерний рейс, то она любит с утра кататься на лошади. На фото девушка с Фредди, своим конем.

16:30, три часа до рейса. Индия прощается с Тиной. Эту собаку она спасла, когда работала в Польше. Пока Индия на работе, за любимицей присматривают бабушка и дедушка или отец Индии.

Пилоты обязаны прибыть в аэропорт за полтора часа до вылета. В аэропорту (на фото лондонский Гатвик) команда сразу же отправляется в комнату для предполетного инструктажа, и начинается брифинг.

Пилоты распечатывают план полета и вместе изучают его. Проверяют прогноз погоды. На фотографии Индия, второй пилот, слева ее отец - капитан Чарльз Алликс и еще один капитан авиалиний Thomas Cook.

Как и у пилотов, у бортпроводников тоже проходит инструктаж. Команда проговаривает различные этапы полета, главный бортпроводник распределяет задачи. Каждый член экипажа должен ответить на ряд вопросов по безопасности.

Пилоты и другие члены экипажа поднимаются на борт самолета (на фотографии Airbus A330) за 50 минут до вылета и начинают проверку. В нее входит осмотр в целях безопасности, проверка оборудования на предмет отсутствия каких-либо технических причин, которые могут помешать полету. Для пилотов также существует карта контрольных проверок.

Пилоты проверяют самолет и снаружи. Они оценивают общее состояние судна - нет ли вмятин, царапин, не течет ли масло, не заблокированы ли трубы. Во время проверки пилоты выставляют на щитке управления топливной системой необходимое количество топлива для полета. Для рейса до Кейптауна потребуется 80 тонн.

Индия делает расчеты по скорости взлета. Для этого вводятся данные о погоде (ветер, температура, давление), состояние взлетной полосы, вес пассажиров, багажа и топлива. Большую часть информации предоставляют наземные операторы обслуживающей компании.

Взлет. Индия получает полный контроль. Капитан самолета продолжает следить за всем на тот случай, если потребуется отмена вылета из соображений безопасности.

Обращение к пассажирам. В ночные рейсы его делают примерно через 40 минут после взлета, как только самолет выровнен и находится на нужной высоте. Индия объясняет пассажирам маршрут, по которому они будут лететь в Кейптаун, приблизительное время прибытия, погоду и ожидается ли турбулентность во время полета.

Во время таких долгих перелетов, как до Кейптауна, у всех пилотов есть трехчасовой перерыв на отдых. Они могут расслабиться в специальных креслах.

Индия связывается с авиационно-диспетчерской службой. Пилотов информируют о том, на какую частоту нужно переключиться, об ориентирах маршрута и об изменении направления в случае надвигающейся непогоды.

За полтора часа до прилета в Кейптаун.

Вид из окна кабины на высоте 12 с половиной километров. У пилотов есть радар, чтобы отслеживать зоны непогоды. Во время брифинга перед вылетом они тщательно изучают метеорологическую карту и обычно знают, откуда ждать грозы.

Снижение скорости перед посадкой. Обычно скорость при посадке - 155 миль в час (250 километров в час).

Снижение.

Гора Столовая.

Подлетая к Кейптауну.

Высота 243 метра, автопилот отключают на 300 метрах. Но даже если автопилот работает, пилотам все равно приходится говорить ему, что и когда делать. В большинстве случаев посадку совершают вручную пилоты, но иногда, например в условиях тумана, это может сделать автопилот.

Скорость - 250 километров в час.

«Руление после посадки до полной остановки занимает где-то три минуты, и это быстро. Если на руление требуется больше времени, то мы выключаем один двигатель, чтобы экономить топливо и соответствовать экологическим требованиям», - рассказывает Индия.

Как только посадка завершена, пилоты включают табличку для пассажиров, что ремни можно расстегнуть. Продолжительность полета - 11 часов 30 минут.

Индия рядом с самолетом, у которого два турбовентиляторных двухконтурных двигателя Rolls-Royce Trent 700.

«Я начинала летать на самолетах Airbus A320. Когда пошла работать в Thomas Cook, летала на A321 на короткие расстояния. Потом прошла обучение и стала летать на A330 на дальние рейсы. Сейчас я берусь и за короткие, и за длительные полеты. Это идеально мне подходит, плюс не нужно надолго покидать домашних любимцев».

Индия со своим отцом, капитаном самолета Чарльзом Алликсом. «Рейс на Кейптаун - мой первый дальний рейс с папой. До этого я семь раз летала с другим капитаном. Нам нравится летать вместе. Мы всегда ведем себя профессионально, так, как будто мы и не родственники. Хотя, в отличие от других капитанов, папа любит комментировать, сколько раз я поправляю макияж во время полета».

Индия и другие пилоты должны были оставаться в Кейптауне четыре дня. У них было полно времени, чтобы отдохнуть, и они с удовольствием исследовали горы, побывали в заповеднике для леопардов и в местном винограднике.

Индия проверяет один из двигателей перед вылетом обратно в Лондон.

Множество молодых людей, как парней, так и девушек, мечтают о том, чтобы научиться летать. Управление самолетом - одна из самых распространенных фантазий. Но стоит ли делать детскую мечту своей профессией?

Разумеется, стать пилотом нелегко. Если речь идет о коммерческих авиарейсах (а именно это имеют ввиду, когда говорят о профессии пилота), то отбор тут достаточно строгий. Оно и понятно, ведь в руках пилота жизни множества людей, даже в том случае, если управляет он грузовым судном.

Основные требования

Во-первых, пилот должен быть полностью физически здоров. Способность переносить различного рода перегрузки, отсутствие даже намека на любые заболевания и общая физическая развитость - самые главные требования.

Во-вторых, человек, претендующий на звание пилота, должен быть психически крепок. Возникновение любых критических ситуаций может закончиться катастрофой при потере самоконтроля со стороны пилота. Психологическое истощение может привести и к ошибкам, которые, в свою очередь, приведут к подобным ситуациям.

В-третьих, абитуриент должен быть достаточно умен, быть всесторонне развит, обладать хорошей памятью и незаурядным вниманием. Не смотря на обилие цифровых, компьютерных помощников в современных самолетах, пилот должен уметь управлять воздушным судном и по старинке, самостоятельно высчитывая маршрут, ведь любая система может дать сбой.

Профессия пилота имеет ряд неоспоримых преимуществ. Многие из них явные и общеизвестные, другие наоборот.

Основные преимущества данной профессии.

  • Вы много путешествуете. Имеете возможность повидать разные страны и города.
  • У вас крайне ответственная работа, пилотов уважают за их труд.
  • Как правило, зарплата достаточно высокая.
  • Неплохие социальные надбавки.
  • Осуществление детской мечты.

Однако, у каждой профессии есть и целый ряд недостатков! Профессия пилота не исключение.

  • На вас лежит огромная ответственность.
  • Вы не можете позволить себе расслабится и загулять. Практически сухой закон (впрочем, это скорее преимущество).
  • Длительное обучение и сложный отбор. Конкурентов довольно много, устроится на хорошее место не всегда легко.
  • Постоянное отсутствие дома, что негативно сказывается на семейной жизни.
  • Постоянная смена часовых поясов, сбитый ритм а значит подверженность стрессам и усталости, которые являются основными врагами пилота.

Как-то у Ричарда Бренсона, основателя Virgin Airlines, спросили:
- Вы все время экономите на всем. Что дальше – вы посадите в кабину одного пилота вместо двух?
- Дальше мы вообще уберем из кабины пилотов.


«Да что там сложного, включил автопилот – и спи». Это любимый аргумент диванной гвардии в разговорах об авиации, после которого неизбежно следует глубокое умозаключение «непонятно, за что им такие деньги платят». А может, и правда полет на самолете такая простая штука, что нет никакого смысла проходить долгое и сложное обучение на пилота самолета , досконально разбираться, как летает самолет , постоянно подтверждать квалификацию, учить английский и трястись от страха накануне ВЛЭК, раз уж кабина современного авиалайнера оборудована волшебной кнопкой «автопилот»?

Автопилотом управляет пилот

Дл начала придется осознать, что волшебной кнопки нет. Вместо нее – целая панель датчиков, тумблеров, переключателей, лампочек и километры проводов, соединяющих все это хозяйство с узлами и агрегатами самолета. Без участия человека они таки останутся стеклом, пластиком и металлом. Поэтому управляет автопилотом пилот. Как бы странно это не звучало.

Но прежде чем нажать заветную кнопку, нужно как минимум рассчитать количество топлива с учетом числа пассажиров, груза, погоды, возможности уйти на запасной аэродром «если что», узнать, где вообще есть такие аэродромы на всем протяжении полета, и постоянно держать их в голове, убедиться в работоспособности всех систем, запросить у диспетчера разрешение на руление (а в загруженных международных аэропортах на рулежках пробки порой похлеще городских), докатиться до полосы, еще раз все перепроверить, взлететь, держа в голове необходимость в любой момент немедленно прекратить взлет, набрать высоту и только после этого, заняв эшелон, может быть, перевести управление самолетом в автоматический режим. Это, если погода идеальна и нет необходимости обходить грозовые облака, что бывает довольно редко.

«Полет на самолете в автоматическом режиме» в данном случае будет означать, что пилот выставил определенные значения скорости и высоты. Если условия поменяются, и высоту необходимо будет сменить, автопилот об этом сам не узнает. Мало того, современный автопилот имеет несколько режимов работы, и разные команды пилота не должны противоречить друг другу. Можно, например, задать высоту 10000 футов, но включить режим снижения, и самолет послушно полетит вниз. Он, конечно, будет истошно верещать и пищать, но сам ничего не предпримет, потому что набор лампочек, кнопочек и проводов не знает, как летает самолет .

При грамотном обращении автопилот существенно облегчает жизнь экипажа, беря на себя рутинную часть работы, но высокую зарплаты летчики получают точно не за это. Это все равно, что обижаться на журналистов, что они пишут тексты на компьютере, а не гусиным пером.

Про гусиные перья или почему пилот самолета будет всегда необходим

В книге советского писателя и летчика-истребителя Анатолия Маркуши есть замечательная сцена. Девушка пеняет своему молодому человеку, что он выбрал неправильную профессию, так как пилоты скоро станут не нужны.

Это было более полувека назад. Телевидение, к слову, грозившееся «убить» театр и кино, изобрели позже автопилота, а искусство Мельпомены все живет и живет. Что уж говорить про такую тонкую материю как полет на самолете.

Первый автопилот был разработан американской корпорацией Sperry Corporation аж в 1912 году. А в 30-е годы уже многие пассажирские лайнеры оборудовались системами, позволяющими автоматически удерживать курс и выравнивать крен относительно земли.
В 1947 году Douglas C-54 ВВС США перелетел через Атлантику в полностью автоматическом режиме, включая взлет и посадку.

Как ни странно, но если в других сферах техническое совершенство способствует прогрессу, в авиации пока все наоборот. Чем сложнее, больше, комфортнее и «умнее» самолет, тем меньше шансов, что когда-нибудь он полетит сам. Чем технологичней начинка, тем выше вероятность отказа каждой ее составляющей, а чем больше такой начинки, тем больше возможных комбинаций отказов, просчитать которые не в состоянии ни один компьютер.

Вот почему грамотный пилот самолета, обученный пилотированию «на руках», последовательно прошедший все этапы подготовки – от маленькой Цессны до авиалайнера – будет востребованы всегда.

«Взлет опасен, полет прекрасен, посадка трудна»

Это еще Михаил Громов – тот самый, который в 1937 году в компании с Юмашевым совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – США - говорил. Даже далекие от авиации люди, не осознавая толком, как летает самолет , понимают, что просто так с высоты 10 тысяч метров он не упадет. Чаще всего авиакатастрофы случаются на взлете и посадке. То есть той части полета, справляться с которой автопилот пока не очень умеет.

Да, уже давно созданы системы, способные поднимать и сажать самолет в полностью автоматическом режиме, но надо понимать, что такие самолеты требуют практически лабораторных условий. Во-первых, идеальная погода – ветер не более 10 м/с, никакого дождя, льда, снега или грозы. Во-вторых, аэропорт, оборудованный так называемой ILS (Instrumental Landing System) – системой автоматического захода на посадку.

Грубо говоря, это совокупность маяков и датчиков, с помощью которой полет на самолете может осуществляться буквально вслепую. Позволить себе такое оборудование могут только очень крупные международные хабы в развитых странах. С другой стороны, в развитые страны обычно очень много желающих прилететь, а чем больше в воздухе самолетов в единицу времени, тем выше вероятность сбоя системы ILS из-за перегруженного всевозможными радиоволнами и датчиками пространства. Замкнутый круг.
Тем не менее, разговоры о том, что скоро автоматика вытеснит из кабины живых пилотов, не умолкают.

5 причин, почему в обозримом будущем этого точно не произойдет

- Отсутствие необходимой инфраструктуры. Посадка на автопилоте при нулевой горизонтальной и вертикальной видимости (например, в плотный туман) разрешается только в аэропортах, сертифицированных по III категории ИКАО. Сертификация эта не то чтобы сложно реализуемая технически, но очень дорогая. Вкладывать такие деньги в полтора километра бетонки, построенные еще английскими колонизаторами (либо розовощекими строителями коммунизма, в зависимости от географии) экономически не выгодно. А экономика в современной авиации решает если не все, то многое.

Радиообмен. На протяжении всего маршрута борт сопровождают авиадиспетчеры на земле. А земля большая и разная. Принято считать, что универсальным языком в авиации считается английский, но любой пилот с опытом международных полетов скажет, что в каждой стране он свой. Классикой жанра в этом плане считается «китайский английский», разобрать который с непривычки практически невозможно. Машина с подобным точно не справится, а вот человек умеет приспосабливаться ко всему.

Интуиция умноженная на опыт. Авиастроители в комплект к самолету всегда прилагают руководство по эксплуатации и карты действий в аварийных ситуациях. Так вот, двойные (тройные и т.д.) отказы в них не предусмотрены. Точнее предусмотрены, но с формулировкой «экипаж сам определяет последовательность действий, исходя из своего опыта, знаний и сложившейся обстановки». У автопилота своих знаний нет, а компьютер, который мог бы просчитать все комбинации ситуаций, если и возможен в теории, то в жизни будет весить как три самолета.

Дороговизна. Та же кофеварка, что в магазине «Все для дома» стоит сотню долларов, на борту бизнес-джета будет стоить тысяч десять. Не потому что «крутизна дороже денег», а потому что она обязана соответствовать международным требованиям безопасности для бортового оборудования. Что уж говорить про оборудование, которое отвечает за жизнь пассажиров? Тарифы на авиабилеты при этом будут такими, что гражданская авиация потеряет вообще весь смысл своего существования.

Психология пассажиров. Это самое простое и самое сложное одновременно. Много найдется в мире людей, готовых отдать свои кровные за полет на самолете без пилота? Особенно, если билет этот стоит дороже, чем экспедиция на МКС?

Мечтать приятно, а фантазировать легко. Возможно, когда-нибудь человечество и достигнет такого расцвета, что воспитает искусственный интеллект и построит совершенную ILS-инфраструктуру в самых отдаленных уголках Земли. А пока у нас даже газ с канализацией не везде есть, качественно подготовленный пилот самолета , обучение которого проходило в приближенных к земным реалиях условиях – с живыми примерами, в разных погодных условиях, с необходимостью мгновенно принимать решения головой, а не автопилотом, работу всегда найдет. По крайне мере на ближайшие 100-200 лет.

| Евгения Васильева | 4719

Первыми летчиками в нынешнем смысле слова можно назвать братьев Райт, совершивших полет на самолете «Флайер – 1» в 1903 году после не одного года испытаний и расчетов.

Люди мечтали летать с давних времен. Древнегреческие мифы о полетах людей, русские народные сказки, истории о полетах тибетских монахов – все это свидетельствует о неисчерпаемом интересе человека к теме самостоятельного полета.

Пилот – это человек, управляющий самолетом, вертолетом или космическим кораблем, то есть любым аппаратом летательного назначения. Многие дети в детстве мечтают стать настоящими летчиками, однако для освоения этой профессии необходимо обладать рядом данных, без наличия которых стать профессиональным пилотом просто невозможно.

Обычно в состав экипажа входит два пилота, и каждый из них должен знать совершенно все об устройстве воздушного аппарата, изучить маршрут и особенности трассы, уметь ориентироваться в приборах, проверить наличие и готовность к полету всего экипажа и также правильно оформлять всю необходимую документацию.

Личные качества пилота

Профессия пилота очень ответственна. От умений, знаний и способностей такого специалиста зависит не только его жизнь, но зачастую и жизни множества других людей. Итак, какие же качества принципиальны для пилота?

Психологическая стойкость;

Умение принимать быстрые и нестандартные решения;

Высокая концентрация;

Способность быстро переключать внимание;

Усидчивость;

Храбрость;

Готовность к постоянному обучению;

Превосходное здоровье.

Пилот – профессия не творческая. Она совершенно не подходит людям глубоко эмоциональным, неуверенным в себе, медлительным или людям с нестабильной психикой.

Работа пилота. Плюсы и минусы профессии

Как известно, пилот управляет летательным аппаратом. Однако суть работы пилота не завершается только на этом. Помимо основного вида деятельности – непосредственного полета, пилот выполняет массу иных заданий перед и по окончанию полета. Профессия пилота по праву считается одной из наиболее сложных в техническом плане, потому что летчик должен постоянно контролировать множество измерительных приборов, ориентироваться в их показаниях и иметь способность принимать быстрые решения.

Профессия пилота имеет ряд преимуществ. Среди основных можно выделить следующие:

Высокий уровень оплаты труда;

Социальная защищенность;

Быстрый выход на пенсию;

Возможность путешествовать.

Наряду с плюсами, профессия летчика имеет и ряд довольно существенных недостатков:

Редкое пребывание дома;

Огромное эмоциональное напряжение в работе;

Опасность для жизни и здоровья.

Профессия летчик. Карьера, заработная плата

Социальная значимость профессии летчика довольно высока. Именно благодаря этим специалистам есть возможность доставлять грузы или перевозить население на дальние расстояния, осуществлять необходимые военные действия, спасательные и поисковые работы.

В зависимости от видов управляемой летательной техники, пилотов разделяют на несколько видов. Бывают военные и гражданские летчики, пилоты самолетов и вертолетов, гонщики и космонавты, которые также относятся к этой профессии.

У пилота существует возможность выбрать задачу и направление, в котором он хочет построить свою карьеру. Так, гражданские летчики могут начать работу с частных компаний или управлять личным самолетом известного человека, военные – с охраны границы стран, разведывательных работ. При этом судьба пилота практически гарантирована любому выпускнику соответствующего учебного заведения. Естественно, в крупные компании и на выполнение важных заданий молодого летчика вряд ли примут. Предварительно ему необходимо налетать часы и заработать опыт в маленьких организациях. По истечении нескольких лет можно задуматься о должности первого пилота либо помощника командира в крупных компаниях.

Зарплата пилота довольно высока. Одна зависит от квалификации, места работы летчика, уровня его занятости (часы полета) и типа управляемого аппарата.

В самом начале карьеры летчик без проблем может устроиться на работу с уровнем зарплаты в 30 тысяч рублей. Впоследствии можно добиться уровня зарплаты от 230 до 250 тысяч рублей. Это возможно при выработке необходимого «налета». Так, пилоты известной компании «Аэрофлот» в 2015 году зарабатывали более 250 тысяч рублей ежемесячно при выработке в восемьдесят пять часов.

Где учиться на пилота?

В Российской Федерации профессию пилота можно получить летных училищах или некоторых высших учебных заведениях:

Вы можете учиться на пилота в любом из вышеназванных заведений, выбрав при этом одну из предлагаемых специальностей. Помните, пилот – это не профессия, это призвание. И если вы твердо уверены в выбранной профессии, то легкого взлета вам, и мягкой посадки.

Если вы хотите безопасно (и законно) управлять самолетом, вам необходимо получить летное свидетельство пилота. Но если вы думаете, что однажды окажетесь в чрезвычайной ситуации, или вам просто любопытно, как все работает, умение управлять самолетом может оказаться очень кстати. Эта задача не из простых, а полное руководство займет несколько сотен страниц. Эта статья поможет вам понять, с чем вы столкнетесь во время первых тренировочных полетов.

Шаги

Знакомство с системой управления

    Осмотрите самолет, прежде чем подняться на борт. До взлета важно провести осмотр самолета. Это визуальная оценка самолета, которая позволяет убедиться, что все детали судна находятся в рабочем состоянии. Инструктор выдаст вам список действий, которые вам нужно будет совершать как во время полета, так и до его начала. Крайне важно следовать этим правилам. Ниже мы приводим основные правила осмотра самолета до начала полета.

    • Проверьте контрольные поверхности. Уберите контрольные замки. Убедитесь, что элероны, закрылки и руль направления двигаются плавно, что им ничего не мешает.
    • Осмотрите бензобаки и резервуары с маслом. Проверьте, чтобы они были заполнены до нужного уровня. Для измерения уровня топлива вам понадобится топливомерный щуп. Для измерения уровня масла в моторном отсеке есть масломерный щуп.
    • Проверьте топливо на наличие загрязняющих веществ. Для этого небольшое количество топлива помещают в специальный стеклянный контейнер и смотрят на наличие в образце воды или грязи. Инструктор покажет вам, как это сделать.
    • Заполните бланки по допустимому весу на борту и по распределению нагрузки в самолете. Это позволит не допустить перегрузки самолета. Опять-таки, инструктор объяснит вам, как это сделать.
    • Проверьте корпус самолета на наличие сколов, трещин и прочих повреждений. Повреждения, особенно на лопастях пропеллеров, могут повлиять на поведение самолета в воздухе. До взлета всегда проверяйте состояние пропеллеров и воздухозаборных устройств. Приближайтесь к пропеллерам с осторожностью. Если в проводке самолета есть повреждения, пропеллер может самопроизвольно начать вращаться, что приведет к серьезной или даже смертельной травме.
    • Проверьте аварийные запасы. Конечно, думать об этом не хочется, однако нужно всегда учитывать возможность аварии. Проверьте запасы еды, воды, аптечку, а также наличие рации, фонарика и батареек. Вам также может понадобиться оружие и стандартные запчасти для ремонта.
  1. Найдите штурвал. Когда вы займете свое место в кресле пилота, вы увидите перед собой сложную панель управления, однако вам будет проще разбираться в ней, когда вы поймете, за что отвечает каждое из устройств. Прямо перед вами будет находиться длинный рычаг, напоминающий руль. Это штурвал.

    • Штурвал выполняет ту же роль, что и руль в машине - он задает положение носа самолета (вверх и вниз) и наклон крыльев. Попробуйте подержаться за штурвал. Нажмите на него от себя, затем потяните к себе, поводите влево и вправо. Не тяните за него слишком сильно – достаточно небольших движений.
  2. Найдите газ и устройство управления горючей смесью. Обычно эти кнопки находятся между сидениями в кабине пилота. Кнопка газа черная, а кнопка управления горючей смесью обычно красная. В гражданской авиации эти инструменты управления обычно выполнены в виде обычных кнопок.

    • Впуск топлива управляется кнопкой газа, а за управление горючей смесью отвечает вторая кнопка.
  3. Найдите инструменты управления полетом. В большинстве самолетов их шесть, и они расположены в два ряда горизонтально. Эти инструменты показывают высоту над уровнем морем, пространственное положение воздушного судна, курс и скорость (как набора высоты, так и снижения).

    • Вверху слева: указатель воздушной скорости . Он показывает скорость судна в узлах. (Узел равен одной морской миле в час, или примерно 1,85 км/ч.)
    • Вверху посередине: указатель пространственного положения (искусственный горизонт). Он показывает пространственное положение самолета, то есть его угол наклона вверх или вниз, влево или вправо.
    • Вверху справа: альтиметр (высотомер). Он показывает высоту над уровнем моря.
    • Внизу слева: указатель поворота и скольжения . Это комбинированный инструмент, который показывает угол поворота самолета относительно вертикальной оси, угол крена и скольжения относительно продольной оси (не летит ли самолет боком).
    • Внизу посередине: указатель курса . Он показывает текущий курс судна. Этот инструмент калибруют (обычно каждые 15 минут), приводя его в соответствие с компасом. Это делается на земле или в воздухе, но только во время полета по прямой с постоянной высотой .
    • Внизу справа: указатель скорости набора высоты . Он показывает, с какой скоростью самолет набирает или сбрасывает высоту. Ноль означает, что самолет летит на постоянной высоте.
  4. Найдите инструменты управления посадкой. На многих маленьких самолетах установлены фиксированные передачи, и в этом случае рычага управления передачей для посадки не будет. Если же в вашем самолете предусмотрена возможность ручного переключения передач, соответствующий рычаг может иметь любое расположение. Как правило, это рычаг с белой рукояткой. Вы будете использовать его при взлете, посадке и при движении самолета по земле. Помимо выполнения прочих функций, этот рычаг управляет шасси, лыжами и поплавками самолета.

    Поставьте ноги на педали поворота. У вас под ногами будут педали, с помощью которых можно задавать поворот. Они прикреплены к вертикальному стабилизатору. Если вам нужно слегка повернуть налево или направо по вертикальной оси, используйте педали. Фактически педали задают поворот относительно вертикальной оси. Они также отвечают за повороты на земле (многие начинающие пилоты считают, что направление движения на земле задается штурвалом).

    Взлет

    1. Получите разрешение на взлет. Если вы находитесь в аэропорту с диспетчерской, до начала движения по земле вам нужно связаться с диспетчером. Вам дадут всю необходимую информацию, включая код приемоответчика. Запишите его, поскольку эту информацию нужно будет повторить для диспетчера, прежде чем вам дадут разрешение на взлет. Когда разрешение будет получено, начинайте движений к взлетной полосе в соответствии с инструкциями сотрудников наземной службы. Никогда не выезжайте на взлетную полосу без разрешения на взлет!

      Настройте закрылки для взлета. Как правило, они должны располагаться под углом 10 градусов. Закрылки позволяют создать подъемную силу, из-за чего они и используются при взлете.

      Проверьте работу двигателей. Перед выездом на взлетную полосу остановитесь в зоне проверки двигателей и произведите соответствующую процедуру проверки. Так вы убедитесь, что взлетать безопасно.

      • Попросите инструктора показать, как производится проверка двигателей.
    2. Сообщите диспетчеру, что вы готовы к взлету. После успешной проверки двигателей сообщите диспетчеру о готовности и ждите разрешения продолжать движение по взлетной полосе.

    3. Вдавите кнопку управления горючей смесью максимально вниз. Начните постепенно давить на кнопку газа – самолет станет разгоняться. Он захочет повернуть влево, поэтому удерживайте его в середине взлетной полосы с помощью педалей.

      • При боковом ветре вам нужно будет слегка повернуть штурвал в сторону ветра. Когда наберете скорость, постепенно верните штурвал к исходному положению.
      • Отклонение от курса (кручение вокруг по вертикальной оси) нужно контролировать с помощью педалей. Если самолет начнет кручение, используйте педали, чтобы его выровнять.
    4. Разгонитесь. Чтобы подняться в воздух, самолету нужно набрать определенную скорость. Газ должен быть выжат до конца, и тогда самолет начнет подниматься (обычно у небольших самолетов скорость взлета равняется примерно 60 узлам). Указатель воздушной скорости сообщит вам, когда вы достигнете этой скорости..

      • Когда возникнет необходимая подъемная сила, нос самолета начнет подниматься над землей. Потяните за штурвал, чтобы помочь самолету взлететь.
    5. Потяните штурвал на себя. Это позволит самолету подняться в воздух.

      • Не забывайте поддерживать скорость набора высоты и правильное положение руля направления.
      • Когда самолет поднимется на достаточную высоту и когда указатель скорости набора высоты будет показывать положительное значение (то есть самолет будет набирать высоту), верните закрылки и шасси в нейтральное положение, чтобы снизить сопротивление.

    Управление полетом

    1. Установите искусственный горизонт, или указатель пространственного положения. Он поможет вам удерживать самолет в горизонтальном положении. Если вы выйдете за нужные значения, потяните штурвал на себя, чтобы приподнять нос. Не дергайте слишком резко – здесь не нужно больших усилий.

      • Чтобы самолет не отклонялся от горизонта, постоянно проверяйте пространственное положение и показания альтиметра. Но помните, что слишком долго смотреть на тот или иной указатель не стоит.
    2. Выполните поворот. Это еще называется выполнением виража. Если перед вами штурвал, поверните его. Если он имеет вид рукоятки, наклоните ее влево или вправо. Чтобы не потерять управление, смотрите на указатель поворота. Этот инструмент отображает картинку маленького самолета, на которую накладывается уровень с черным шариком. Нужно, чтобы черный шарик оставался в середине – корректируйте положение самолета педалями, и тогда все ваши повороты будут плавными и аккуратными.

      • Чтобы лучше запомнить, какую педаль нажимать, представьте, что вы наступаете на шарик.
      • Элероны отвечают за угол крена. Они работают вместе с педалями поворота. При повороте скоординируйте педали с элеронами, чтобы хвост оставался позади носа. Всегда следите за высотой и воздушной скоростью.
        • При повороте штурвала влево левый элерон приподнимается, а правый опускается. При правом повороте правый элерон поднимается, а левый опускается Не слишком задумывайтесь о том, как это происходит с точки зрения механики и аэродинамики; сейчас вы знакомитесь с основами.
    3. Управляйте скоростью самолета. У каждого самолета есть настройки двигателя, оптимизированные под крейсерский режим полета. Когда наберете нужную высоту, измените настройки так, чтобы двигатель работал на 75% мощности. Скорректируйте настройки для постоянного горизонтального полета. Вы почувствуете, что все рычаги начнут двигаться более плавно. На некоторых самолетах эти настройки позволяют перевести самолет в режим, не создающий вращающего момента, при котором для удержания самолета на прямой линии не потребуется управление педалями.

      • При стопроцентной загрузке двигателя нос смещается в сторону из-за вращающего момента, создаваемого двигателем, который требует коррекции с помощью педалей, поэтому чтобы вернуть самолет в нужное положение, приходится направлять его в противоположную сторону.
      • Чтобы самолет удерживал положение в пространстве, необходимо обеспечивать необходимую скорость и подачу воздуха. Если самолет будет лететь слишком медленно или под крутым углом, он может потерять необходимое ему обтекание воздушным потоком и замереть. Это особенно опасно при взлете и посадке, однако за скоростью следует следить всегда.
      • Как и при управлении машиной, чем чаще вы выжимаете газ в пол, тем большей нагрузке это подвергает двигатель. Жмите на газ лишь в том случае, если вам надо набрать скорость, и отпускайте газ, чтобы снижаться без ускорения.
    4. Не злоупотребляйте управлением. Во время турбулентности важно не переборщить с корректировками, иначе можно случайно вынудить самолет работать на пределе возможностей, что приведет к повреждениям оборудования (в случае сильной турбулентности).

      • Другой проблемой может стать обледенение карбюратора. Вы увидите кнопку с надписью "обогрев карбюратора" ("carb heat"). Включайте обогрев на короткие промежутки времени (например, на 10 минут), особенно при высокой влажности, которая вызывает обледенение. (Это касается лишь самолетов с карбюратором.)
      • Не переключайте свое внимание на эту задачу целиком – вам нужно все время следить за всеми приборами и проверять наличие летающих объектов вблизи вашего самолета.
    5. Установите крейсерскую скорость двигателя. Когда скорость выровняется, зафиксируйте элементы управления в их текущем положении, чтобы самолет постоянно двигался с той же скоростью, а вы могли бы контролировать курс. Снизьте нагрузку на двигатель до 75%. Если вы пилотируете самолет Cessna с одним двигателем, рекомендуемая нагрузка составит 2400 оборотов в минуту.

      • Установите триммер. Триммер – это небольшое устройство на панели, которое можно перемещать в кабине. Правильная установка триммера позволяет не допустить подъема или снижения при крейсерском полете.
      • Существуют разные типы триммеров. Одни имеют форму колеса или рычага, другие – ручки, которую нужно тянуть, или качалки. Есть также триммеры в виде винта и троса. Существуют также электрические системы, управлять которыми проще всего. Настройки триммера соответствуют определенным скоростям, которых может придерживаться самолет. Обычно они зависят от веса, строения корабля, центра тяжести и веса груза и пассажиров.