Определение и особенности понятия инновация. Как работает инновационный процесс

В мировой экономической литературе термин «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п.

В литературе насчитывается множество определений. Например, выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Различные ученые (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э.Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И.Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация – это такой общественно-технико-экономический процесс, который через использование практическое идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий. Если инновация ориентирована на экономическую выгоду, то ее появление на рынке может принести добавочный доход. И Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений (1911г.):

1.Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного

обеспечения производства (купля-продажа).

2.Внедрение продукции с новыми свойствами.

3.Использование нового сырья.

4.Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5.Появление новых рынков сбыта.

Позднее (1930г.), он ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Иногда инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах (руководство Фраскати). Положения руководства Фраскати периодически уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях. Последняя редакция Руководства Фраскати принята в 1993 году.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам . Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций .

Из сказанного следует, что инновацию нужно рассматривать непрерывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента:

- «материализацию» инновации в новые виды продукции, средства и предметы труда, технологию и организацию производства;

- «коммерциализацию», превращающих их в источник дохода.

На практике понятия «новшество», «новация», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между ними есть различия.

Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией .

Следовательно, инновации должны:

Обладать новизной;

Удовлетворять рыночному спросу;

Приносить прибыль производителю.

Потребители нуждаются не в новом продукте, а в решениях, предлагающем новые выгоды. Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает следующим четырем критериям.

1.Важность . Новый продукт или услуга должны представлять такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые. Например, разработка новых наручных часов, на которые дается столетняя гарантия точности, возможно и является выдающимся техническим решением, но оценят ли потребители предложенную выгоду как важную?

2.Уникальность . Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают теми же преимуществами, что и новинка, она вряд ли получит высокую оценку.

3.Устойчивость . Новый продукт может представлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика».

4.Ликвидность . Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компания должна разработать эффективную систему распределения.

Его фантазии, творческого мышления, направленные на качественное изменение технологических процессов и продуктов, обладающих в последствие новыми уникальными свойствами.

Процесс получения инноваций можно описать следующей схемой:Затраты на осуществление интеллектуальной деятельности – разработка новых идей – внедрение в сферу деятельности – результат качественной . Последнее звено в схеме может выступать в роли прибыли, лидерства, приоритета, улучшения качества, креативности, превосходности, то есть всем тем, что является по сравнению с прежним состоянием продукта или технологии.

Инновационные продукты и технологии подлежат частичной или полной охране результатов интеллектуальной деятельности, может быть обеспечен патент на данную инновацию. Уровень качества выпускаемой инновационной продукции или инновационных технологических процессов может отвечать мировым стандартам и даже превышать их. Путем внедрения инноваций достигается экономическая эффективность в результате потребления улучшенных продуктов и использования новых технологий.

Видео по теме

Обратите внимание

Следует помнить, что инновация является не простым нововведением, а только таким, которое в результате его внедрения влечет за собой ощутимый эффект от пользования данным продуктом.
Не путайте процесс нововведения и процесс изобретения. Оба эти понятия соотносят с инновацией, однако изобретение зачастую является результатом исследования, а нововведение является продолжением изобретения и завершается внедрением в практику.

Инновационное управление представляет собой совокупность взаимосвязанных знаний, действий и решений по современному менеджменту, которая призвана формировать и развивать инновационно-технический прогресс.

Формирование понятия инновационного управления

Основные принципы научного подхода к управлению были сформулированы еще в первой половине ХХ века. Это, во-первых, наличие программы действий. Во-вторых, материальная и социальная организация. В-третьих, это распорядительство. Администрация должна превосходно знать свой персонал, подробно знакомиться с договорами, заключающимися между организацией и рабочим, регулярно осматривать предприятие, совещаться с главными сотрудниками по важнейшим вопросам. Четвертый принцип – координирование, обеспечивающее согласование действий всех структур организации.

Функционирование инновационного менеджмента

Одной из ключевых частей инновационного управления является так называемое прогнозирование, которое представляет собой научно обоснованную характеристику возможного положения дел и предлагает различные пути развития того или иного объекта. Самым сложным в деле научного прогноза является определение возможных затрат и прогнозирование качества. С прогнозом напрямую связана другая функция инновационного менеджмента – планирование. Результатом его должно стать определение целей какой-либо деятельности, методов работы и сроков. Последние определяются однозначно. Важным в планировании является выделение приоритетных задач, иерархии. План должен быть сбалансированным и вариативным.

За формирование устройства той или иной деятельности отвечает организация. Эта функция призвана обеспечивать нормальную работу объекта – следить за наличием необходимого количества персонала, оборудования, денежных средств, выполнением санитарных условий и т.д. С организацией связан учет времени, затрат, каких-либо особенностей системы управления. В современном мире учет зачастую автоматизирован и сам по себе периодически контролируется извне.

Важной функцией инновационного менеджмента является мотивационная деятельность, которая поддерживает людей и побуждает работать эффективнее. Средств для мотивации может быть много, от материальных до моральных. Следить за выполнением и поддержанием этой функции должны менеджеры. Ключевым процессом в управлении является контроль. Это перманентный процесс, следящий за общим прогрессом работ.

Одно из самых главных направлений контролирующей деятельности – качество выполнения работ. За обработку результатов планирования, учета и контроля отвечает анализ. В результате многоступенчатого разложения и сопоставления различных показателей создается отчетливая картина проделанной работы и корректируется будущая работа.

Инновация

Иннова́ция , нововведение (англ. innovation ) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы .

Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Общее определение инноваций

Инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни , удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация - это такой процесс или результат процесса, в котором:

  • используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности ; и/или
  • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
  • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
  • достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение », обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).

В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение - или использует что-то уже существующее новым образом - для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

Виды инноваций

  • Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
  • Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
  • Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
  • Организационные - совершенствование системы менеджмента .
  • Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Эффективность инновационной деятельности

В современных условиях, правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность, например Германия на научные исследования и разработки направила около 2,7 % ВВП , США - 2,8 %, Япония - около 3,5 %, страны с переходной экономикой тратят значительно меньше: Белоруссия - 0,74 % ВВП, Россия - 1,04 % . Однако в условиях кризиса мировой экономики, на первый план выходит задача насколько эффективно предприятия, и научные коллективы использую вложенные средства. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности . Для данных целей в странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций» (European Innovation Scoreboard - EIS) . Так же в 2007 году на основе метода были рассчитаны показатели технической эффективности для ряда стран Европейского союза. На основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4 группы:

На основе метода анализа среды функционирования был проведён анализ конкурентоспособности белорусской экономики и влияние инновационной деятельности на данный показатель. В данном исследовании автор использует 43 страны, 3 входных параметра (наукоёмкость ВВП, количество учёных на один миллион человек, затраты на образование в % от ВВП), а так же 3 исходящих переменных (количество национальных заявок на выдачу патентов, высокотехнологичный экспорт в % от промышленного экспорта, экспорт ИКТ в % от всего экспорта). Полученные результаты наглядно показывают, что наилучшие показатели преобразования затрат в результаты инновационной деятельности у таких стран как США, Япония, Южная Корея, Германия, в тоже время Республика Беларусь, Российская Федерация и другие страны с переходной экономикой используют средства неэффективно.

См. также

  • P2M - Японская методология управления инновационными проектами и программами

Примечания

Литература

  • Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. - № 2(60). - С.162-164.
  • Питер Друкер . Бизнес и инновации. - М .: Вильямс, 2007. - 432 с. - ISBN 0-88730-618-7
  • Кирьяков А. Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект). - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.
  • Орлов А. И., Орлова Л. А.Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. - 2002. - № 12. - С. 3-26.
  • Тычинский А. В.

Слово «инновация» позаимствовано с английского языка. У британцев innovation - изменение, нововведение. Мы также подразумеваем под ним определённые реформы, направленные на совершенствование рабочего процесса в той или иной сфере деятельности.

Характеристика понятия

Инновация - это принципиально новое решение или свежая идея в области технологий, а также техники управления и организации труда. Основана на использовании передового опыта и современных достижениях науки. Цель - повысить качество продукции, сделать производство максимально эффективным. Другими словами, инновация - это внедрение в работу передовых решений, которые помогают не только улучшить процесс, но и достичь желанных результатов.

Часто рассматривается с точки зрения функциональности. То есть инновации делают тот или иной сектор бизнеса конкурентоспособным, он быстро реагирует на различные изменения и ценовые колебания на рынке и в соответствии с ними корректирует свою работу. В успешных организациях инновации - не случайность, а продукт грамотного управления структурой. Инновация обязана решать возникшую проблему и приносить желанный результат. И этого достигают не только с помощью новых технологий, но также при использовании принципиально свежих стратегий, бизнес-планов и так далее.

Международный стандарт

В соответствии с международным стандартом инновация - конечный результат новаторской деятельности, воплотившийся в виде усовершенствованного технологического процесса или продукта, который был внедрён на рынок. Её девиз: «иное и новое». Он характеризует это понятие как многоликое и разнонаправленное. Области инноваций - это все секторы экономики. Например, в сфере услуг - это новшество в самой услуге, её потреблении, предоставлении и производстве, а также в поведении персонала.

Инновация не всегда бывает технической. Часто это интересная идея: застёжки «молния», шариковые авторучки, кольца-открывалки на банках и так далее. Свойства, присущие каждому нововведению: экономическая обоснованность, производственная применимость, соответствие запросам потребителя и, конечно, свежесть и новизна. Отвечая этим требованиям, нововведение преображает экономику и является ценностью для общества. Основываясь на этом, все государства разделены на четыре группы: инновационные лидеры, последователи, страны с умеренным новаторством и отстающие в этом плане державы.

Основные виды инноваций

Если проанализировать сущность реформ, можно их поделить на следующие группы:

  1. Сфера приложения: общественно-политические, экономические, научно-технические, образовательные, идеологические, экологические, социально-культурные.
  2. Место внедрения в экономической системе фирмы или предприятия: финансовые, ценовые, рекламные, маркетинговые, организационные, психологические, логистические, кадровые, информационные, технологические и производственные.
  3. Степень радикальности: революционные, базисные, прирастающие, псевдоинновации.
  4. Характер удовлетворения потребностей: развивающие существующие, создающие новые.
  5. Предмет приложения: продукт, процесс, среда, сервис, рынок.
  6. Глубина изменений: регенерация основных свойств, адаптация, регулировка количества, новый вариант.

Эти виды инноваций имеют чётко выраженную функциональность - они работают только в том секторе, для которого были разработаны.

Другая классификация

Она больше описывает не суть реформы, а степень её действия, направление. Такая классификация инноваций выглядит следующим образом:

  • По причинам формирования - кардинальные, стратегические и адаптивные.
  • По степени распространения - подходящие для одной отрасли или для нескольких сфер.
  • По роли в производстве - случайные, дополнительные и основные.
  • По степени и силе влияния на систему предприятия - фундаментальные, многомерные, линейные, точечные, пространственные, структурные, плоскостные, архитектурные, надсистемные и системные.
  • По механизму проявления - копирующие, открывающие, изобретающие, вдохновляющие, стимулирующие, бенчмаркинговые.
  • По степени связи с наукой - взаимозависимые, нисходящие и восходящие.

Эта классификация инноваций достаточно условная, так как все формы и виды реформ тесно связаны между собой. Поэтому часто рубежи между разными видами размыты: одно нововведение можно отнести как к одному типу, так и к другому.

Возникновение инноваций

Как они появляются? Кто или что стоит у истоков новаторских идей? Если включить логику, то ответить на вопрос не так уж сложно. Только подумайте: инновация - это продукт, в котором нуждается общество. Поэтому исходной точкой для её возникновения является потребность рынка, спрос на определённый вид услуг, товаров. Такие инновации имеют эволюционный характер, так как постоянно подстраиваются под нужды общества, совершенствуются, чтоб принести больше пользы, быть максимально продуктивными. Возьмём, к примеру, молоко: внедрённые изменения призваны сделать его более вкусным, питательным, красиво упакованным и относительно недорогим.

Инновации также возникают благодаря интеллектуальному труду человека, его изобретениям. Люди постоянно экспериментируют, творят, развивают мышление. И как результат, вводят в экономику современные инновации. Обычно это продукт, который ещё не представлен на рынке или несовершенен. Например, лекарство от рака или аппарат, способный ликвидировать озоновые дыры.

Немного о конкуренции

Она также является тем двигателем, который толкает человеческие умы на генерирование новых идей. В гонке за передовыми позициями на рынке, предприниматели изобретают новые и необычные методы ведения бизнеса, которые выгодно выделяют их на фоне других коллег. Конкуренция приводит к тому, что качество продуктов улучшается. В свою очередь роль лидера требует новаторского подхода к делу, сутью которого и становится поиск эффективных решений: происходит развитие инноваций и соперничество между лучшими из них.

Конкуренция - это ситуация, которая создаёт благоприятные условия для поиска креативных решений. Она стимулирует к совершенствованию процесса, продукта, товара, услуги. А конкурентные преимущества становятся результатом реализации инноваций того же самого предпринимательства, так как именно оно является двигателем прогресса. Что касается преодоления кризиса и выхода на путь развития, то эту проблему можно решить с помощью качественных преобразований во всех секторах хозяйства, полной «перезагрузки» методов и форм работы, изменения структуры экономики.

Что общего между реформами?

В нашем мире всё тесно взаимосвязано: изменение в одном звене неизменно ведёт к трансформации соседней ячейки и цепочки в целом. Поэтому все инновации являются системными. При этом отличаются они только степенью воздействия на процесс, что напрямую зависит от разных факторов и условий. Одна инновация может работать только на локальном уровне, провоцируя незначительные изменения. Другая же вызовет цепную реакцию, за которой последуют кардинальные реформы целого сектора.

Все ли инновации системные? Безусловно. Рассмотрим это на примере обычной средней школы. Допустим, министерство решило, что таблицу умножения теперь будут изучать не в третьем, а во втором классе. Это нововведение требует проведения массы других сопутствующих реформ: изменение школьной программы, печать новых учебников, корректировка системы оценивания и проведение аттестационных работ. В данном случае инновация - это отправная точка кардинальных изменений в структуре образования. Она носит системный характер, как и все другие реформы.

Суть системных инноваций

Что же это такое? Во-первых, это те решения, которые создают благоприятную почву для деятельности, стимулируют интеллектуальные и творческие способности коллектива. Часто они провоцируют внедрение инноваций другого характера - новаторские идеи и методы возникают на основе недавних нововведений, которые постепенно переходят в разряд «рутинных».

Во-вторых, системные инновации - это передовые способы оптимизировать работу, активировать её. Они должны максимально нейтрализовать существующие проблемы, которые тормозят процесс. Их цель - обнаружить и задействовать скрытые ресурсы и потенциал.

В-третьих, это реформирование фундамента предприятия, его так называемой ДНК, чтоб в глобальных масштабах повлиять на всю структуру компании, подтолкнуть все её подсистемы к развитию и постоянному совершенству. Часто они меняют модели поведения и мышления сотрудников, что приводит к улучшению качества продукта и жизни в целом.

Самое главное звено

Это, конечно, люди. Именно персонал придумывает новые модели введения бизнеса, влияет на управление инновациями. Если директор хочет сделать компанию передовой на рынке, первый его шаг должен быть направлен в кадровую сторону. Он обязан набрать мыслящую, креативную команду. Идеи и решения, сгенерированные нею, станут тем рычагом, который запустит другие реформы в секторе.

Люди - самый важный актив. Не нужно скупиться вкладывать в них капитал: они вернут прибыль, приумноженную в несколько раз. Коллектив не только делает работу, он также проявляет активность, инициативность, создаёт благоприятные условия и привлекает всевозможные доступные ресурсы. Грамотно подобранный персонал будет генерировать знания, изобретать новые методы, рисковать, идти ва-банк. Обладая возможностью анализировать настоящее и предвидеть будущее, кадры способны создать такие инновации, которые вознесут предприятие на вершину успеха. Никакие станки, роботы и машины не заменят человеческий мозг. Инвесторы доверяют свои деньги живым индивидам, обладающим волей, мудростью и лояльностью.

Пример продуктивной инновации

Основатели огромных бизнес-империй, жившие много лет назад, начинали свою деятельность, полагаясь исключительно на интуицию. В наше время, опираясь на их опыт и вооружившись знаниями про системный подход к новаторству, можно не только достичь тех же успехов, но и покорить недоступные доныне вершины.

В макроэкономическом масштабе блестящее управление инновациями продемонстрировала Япония. В 1950 году во всей стране были внедрены так называемые качества Деминга, которые стали отправной точкой известного на весь мир «японского чуда». Далее, переместившись в другие регионы, они дали старт феноменальному взлёту тихоокеанских тигров: Сингапуру, Гонконгу, Южной Корее и Тайвани. Эти страны на сегодня одни из самых высокоразвитых и передовых на мировой арене.

Таким образом, можно сделать вывод: применение системных инноваций способно даже из бедной, захудалой страны сделать по-настоящему процветающее государство. Экономика заработает и начнёт приносить дивиденды благодаря повышению качества продуктов, созданию здоровой конкуренции и правильной расстановке сил и ресурсов.

Термин « инновация » происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств) 1 .

Инновация – в широком смысле, - нововведение, преобразование в различных сферах, основанное на новых идеях, изобретениях и открытиях, рожденное, как правило, в научной деятельности. К. Роджерс: «Новшество – это идея, являющаяся новой для конкретного лица. Не имеет значения, является ли идея объективно новой». Майлс: «Специально новое, особое изменение, от которого мы ждем эффективности при реализации специализированных целей».

Активные исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30-х гг. ХХ века, И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт «инновация» и сопряженные с ним термины «инновационный процесс», «инновационный потенциал» и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук.

Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы: К. Ангеловски, Н.Р. Юсуфбековой, М.В. Кларина, О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А.В. Лоренсова, С.Д. Полякова, А.И. Пригожего и других.

Харин А.А., и Майборода В.П. выявили различные аспекты исследования проблем образования как социального института во взаимодействии с другими социальными институтами общества.

Исследователи Ж. Аллак, Р. Акофф, Ю.С. Борцов, Б.С. Гершунский, Э. Дюркгейм, Э.Д. Днепров, Ю.С. Колесников, Ф. Кумбс, В.Т. Лисовский. М.Н. Руткевич, Б. Саймон, Н. Смелзер, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкин и др. посвятили много работ инновационной проблематике в связи с разработкой стандартов и содержания образования в целом.

Ряд важных аспектов инновационного развития образования раскрыт в работах И.В. Бестужева-Лады, Д.Р. Вахитова, С.Ю. Глазьева, В.С. Дудченко, В.И. Кондратьева. Н.И. Лапина. В.Я. Ляудис, А.И. Пригожина, Б. Твисс., Ю. Посталюк и др.

В конце 50-х годов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования (например, «Information et innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.).

В нашей стране происходили те же самые процессы, однако назывались они иначе. Речь шла об избирательном внедрении, распространении педагогического опыта, готовности и возможности перенять его практическими работниками, новизне предлагаемых новшеств и способах их оценки.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

    проблема изучения педагогического опыта;

    проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две группы факторов:

    объективные факторы - создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;

    субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов ХХ века, и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины "инновация в образовании" и "педагогическая инновация", употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой.

Инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).

Чем вызваны инновационные процессы в образовании? Почему они носят массовый характер и представляют одну из его ведущих стратегий.

Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.

Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.

С чем связано освоение инновационных процессов в образовании? Анализом их сущности, структуры, классификации и особенностей, изучением инновационного потенциала среды и творческого потенциала участников нововведений.

В настоящий момент главный акцент государственной политики связан с кардинальным решением проблем модернизации содержания и структуры образования. Решение проблем модернизации образования невозможно без углубления и расширения фронта научных исследований и комплексных инновационных разработок. Изучением инновацинных процессов занимается педагогическая нноватика. Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Ключевые понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновирование. Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании, ведущий к изменениям качества образования. Предмет педагогической инноватики – сама педагогическая инновация, рассмотренная на фоне конкретных педагогических условий, конкретной образовательной реальности.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную таблицу.

Таблица 1

Понятия «новация» и «инновация»

Критерии

Инновация

Масштаб целей и задач

Системный

Методологическое обеспечение

В рамках существующих теорий

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Экспериментальный (апробирование частных нововведений)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество)

Ограниченный по масштабу и времени

Целостный, продолжительный

Тип действий

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Реализация

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт

Изменение отдельных элементов в существующей системе

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Итак, новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Также следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа“. Отличия этих понятий друг от друга рассмотрим в таблице.

Таблица 2

Понятия «реформа» и «инновация»

Инновация

Изменение сроков начала обучения

Изменения во внутренней организационной деятельности школы

Увеличение финансирования

Изменения в содержании образования

Изменения в оборудовании учебных заведений

Изменения в методах обучения

Изменения в продолжительности обучения

Изменения в отношениях

«Учитель - Ученик»

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия:

Определение потребности в изменениях;

Сбор информации и анализ ситуации;

Предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

Принятие решения о внедрении (освоении);

Собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

Институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

Что же такое сегодня “инновационное образование”? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование. Так понятое образование действительно может вернуть себе свою историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп населения, целостность духовно-душевной жизни личности, а главное - целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь - детско-взрослой общности, которая, по сути, и есть субъект развивающего образования.

В соответствии с этим новым пониманием должно меняться и наше видение самой структуры сферы образования; в самом первом приближении оно начинает выступать перед нами в своих трех предметных проекциях: образовательная cреда – как социокультурное содержание образования, образовательные институты – как соорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы – как содержание Встреч и конкретные способы совместно-распределенной деятельности субъектов образования. Необходимо также обозначить и два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.

В свою очередь, такое виденье позволяет нам теперь уже в инновационном режиме осуществлять целую серию переходов в реформируемом и развивающемся образовании:

Переход от ведомственно-отраслевой организации образования к сферной - к системе культурно-образовательных процессов, задающих характер общественной жизни региона;

Переход от учебно-воспитательных учреждений и заведений, осуществляющих производство социальных функционеров, к образовательным институтам, выращивающим адекватных своей истории и своей культуре людей;

Переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию социального тренинга и административного надзора, к образовательным процессам, реализующим функцию развития родовых, возрастно-нормативных способностей, самостоятельной личности в целом.

Этот новый образ образования – развивающего, инновационного - требует пересмотра наших устоявшихся представлений о нем. Главное, что образование не есть социальный тренинг и окультуривание “сырой”, натуральной природы человека, не есть ее усовершенствование для целей социально-производственного потребления и использования на благо государства. Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.