Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Подготовили: Кремлякова О.Ю, Кутор Н.С

леся гоге
Презентация «Палочки Кюизенера»

Палочки

Кюизенера

как средство развития

математических способностей

у детей дошкольного возраста

Бельгийский педагог и математик Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки , которые еще называют «числа в цвете» , цветными палочками , цветными числами, цветными линеечками

Для детей 3-9 лет

Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек , 10 разных цветов и разной длины. Наименьшая палочка имеет длину 1 см ., и является кубиком. Цифры от 1до 10, знаки действий, знаки отношений.

В состав комплекта входят :

белая - число 1 - 25 штук,

розовая - число 2 - 20 штук,

голубая – число 3 - 16 штук,

красная – число 4 - 12 штук,

жёлтая – число 5 - 10 штук,

фиолетовая – число 6 - 9 штук,

чёрная – число 7 - 8 штук,

бордовая – число 8 - 7 штук,

синяя – число 9 - 5 штук,

оранжевая – число 10 - 4 штук

Эти палочки представляют следующие классы чисел :

Класс белых чисел образует число один. Он представлен белыми палочками .

Класс красных чисел – числа кратные двум (2, 4, 8) . Это палочки розового (2, красного (4, бордового (8) цветов.

Класс синих чисел – числа, кратные трём (3, 6, 9) . Это палочки голубого (3, фиолетового (6, синего (9) цветов.

Класс жёлтых чисел – числа кратные пяти (5, 10) . Он представлен палочками жёлтого (5) и оранжевого (10) цвета.

Класс чёрных чисел образует число семь. Это палочки чёрного цвета .

Используются «цветные числа» и в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета. Они больше по размеру (длина белой полоски 2 см, с ними легче манипулировать в процессе игры.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес у детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.

Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки КЮИЗЕНЕРА :

1) Палочки -один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным. 2) Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т. д.) ребенок получает, играя. 3) Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. 4) Благодаря палочкам , развивается логическое мышление. 5) Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований. 6) Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях и в школе. 7) Этот материал также можно использовать с целью коррекции. 8) Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться. 9) Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи. 10) Этот материал может быть использован в диагностических целях.

Этапы обучения в ДОУНа первом этапе (работа с детьми 2-4 лет) палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками , создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма. На втором этапе (работа с детьми 4-7 лет) палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий, количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте, арифметических действий…

Игровые упражнения с палочками Кюизенера :

1. «Цветные коврики» . Цель : Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.

2. «Играем с цветом» . Цель : Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

3. «Измерение с помощью палочки-мерки » . Цель : Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.

4. «Дополни» . Цель : учить сравнивать рядом стоящие числа.

5. «Подбери цифру» . Цель : умение соотносить количество предметов с цифрой.

6. «Цветные числа» . Цель : закрепить счет в пределах 10.

7. «По порядку становись» . Цель : упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.

8. «Кто где живет» . Цель : умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.

9. «Составь число» . Цель : знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

10. «Больше - меньше» . Цель : приучать употреблять в речи не цвет палочки , а число, которое оно обозначает.

11. «Найди дом для палочки » . Цель : совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.

12. «Конструирование цифр» . Цель : развивать умение изображать цифру разными способами.

Ожидаемый результат

Использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в учебно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений, повышает интерес детей к занятиям математикой, а также способствует развитию умственных способностей дошкольников.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Палочки-игралочки»

.

Масликова Ольга. Воспитатель группы детей с РАС. Игра может быть использована для детей от 4 до 6 лет. Я долго думала какую ещё развивающую.

Пособие предназначено для детей от 2 лет. "Весёлые палочки" – детская игра, которая не только позволяет с интересом провести время, но и.

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике.

Информация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39» Информация для родителей. «Как.




Игра одна из самых эффективных методик обучения детей. Существует огромное количество методик и педагогических разработок для развития логического мышления и интеллекта ребенка. Часто в основе таких методик лежит игра. Именно во время игры ребенок сам включается в процесс познания и с легкостью усваивает новое.


Для развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер () разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа». Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.


В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает. Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия.


Цветные палочки позволяют решать следующие задачи: Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету); Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов); Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда; Освоение прямого и обратного счета; Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших); Усвоить отношения между числами (больше- меньше на..) Познакомить со свойствами геометрических фигур; Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.); Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.


На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.












Вопросы: Как вы считаете, в каких образовательных областях можно использовать палочки Кюизенера? Приведите примеры. Какие знания, умения, навыки приобретает ребенок в процессе игры и занятий с палочками Кюизенера? Развитию каких мыслительных операций способствуют игры с данным развивающим пособием? Какие этапы проходит ребенок при знакомстве с цветными палочками? Расскажите об авторе данной методики. Назовите воспитательные задачи, которые реализуются через игры и упражнения с «цветными дорожками».


Литература: 1.«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В.П. Новикова,Л.И.Тихонова. 2. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Венгер Л.А., Дьяченко О.М. 3. «Волшебные дорожки (для самых маленьких 2-х,3- х лет) альбом- игра. Автор Б.Б. Финкельштейн 4. «Посудная лавка» (игры с цветными палочками Кюизенера для детей 5- 7 лет).Автор Б.Б. Финкельштейн. 5.«Математика до школы». Автор А. А. Смоленцева, О.В. Пустовойт.

МБДОУ « Детский сад « Вишенка» с. Красное»

Симферопольский район

Презентация опыта

педагога

Геращенко Н.Ю.

«Развитие логико - математических способностей с помощью палочек Кюизенера»

2016 учебный год

    Вступление.________________________3 стр.

    Актуальность.______________________4 стр.

    Цели и задачи.______________________7 стр.

    Этапы проведения работы.____________9 стр.

    Результативность.___________________14 стр.

    Работа с родителями_________________14 стр.

    Итог.______________________________15 стр.

    Приложения:

    Конспекты занятий

    Перспективный план дидактических игр по работе с палочками

Кюизенера для старшего дошкольного возраста.

    Игры с детьми 3-6 лет.

    Мастер- класс для родителей « Палочки Кюизенера» или

« Цветные числа».

    Мастер- класс для педагогов «Цветные числа» Кюизенера в

детском саду.

    Программа кружка «Счётные палочки Кюизенера»

«Научные понятия человеком не усваиваются и не заучиваются, а складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»

Л.С. Выготский

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные:

    приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

    формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

    формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений (УУД);

    овладение математической терминологией;

    развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Естественно, что основой познания и предпосылками формирования элементарных математических представлений является сенсорное развитие. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики

(Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного образования.

Актуальность

Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом позволило мне сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной работы мне необходимо было многофункциональное развивающее дидактическое средство, которое позволит «через руки», в доступной детям форме подвести к пониманию различных абстрактных математических понятий, которое способно реализоваться в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Деятельность с математическим пособием, основанная на активном обдумывании, поиске способов действий, способствует общему интеллектуальному развитию детей, развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

К тому же сегодня на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, эффективность которой основана на чутком отношении к ребенку и его развитию и на определении степени его самостоятельности. Поэтому палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход обретают все большее значение.

В основу образовательной деятельности положены след принципы:

Принцип развивающего образования - деятельностно-ориентированное обучение;

Принцип необходимости и достаточности решения поставленных задач только на необходимом и достаточном материале;

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и спецификой образовательных областей.

На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры и упражнения с палочками Кюизенера.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности, умение добывать знания, умение определять свое незнание, это высокий уровень психических процессов: воображения, мышления, связной речи и др., особенно важных для деятельности учения, и достичь этого можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.

Исходя из вышесказанного, цель работы заключается в создании условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

    формирование познавательной мотивации обучения;

    формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

    развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

    развитие вариативного и образного мышления, фантазии, творческого воображения;

    развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.

Деятельность с математическим пособием «палочки Кюизенера» будут способствовать развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, если:

При отборе и структурировании содержания материала, разработке форм его предъявления руководствоваться принципом ориентации на общее развитие ребёнка;

Обеспечивать создание положительных эмоций и ситуаций успеха каждому ребенку при ознакомлении с материалом;

Реализовывать деятельностный подход на основе проблемного обучения и развивающих игр.

С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования»). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину».

С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры.

Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

Этапы проведения работы:

1 этап. Диагностический

Изучение научно-методической литературы по данной теме.

Диагностика уровня математического развития детей в соответствии с программой «От рождения до школы» с целью выявления проблем, затруднений и их коррекции, поиска путей организации помощи и новых развивающих воздействий.

По форме проведения диагностики - педагогический мониторинг.

Отбор и структурирование содержательного материала: игры и упражнения.

Разработка перспективного плана, нацеленного на развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера.

Подбор, разработка и изготовление дидактического материала (схемы, инструкции, образцы), игровых интегрированных занятий.

Оборудование уголка занимательной математики с учётом присутствия дидактического материала и пособия.

2 этап. Практический.

Реализация перспективного плана в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей:

подгрупповая работа с демонстрационным материалом;

индивидуальная работа с детьми;

фронтальная форма организации работы с детьми;

самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;

сюжетно - ролевые игры с математическим содержанием.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других видах деятельности (не учебных). Поэтому построение образовательного процесса основывалось на адекватных возрасту формах работы с детьми – игровых.

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма.

На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

Фабула организации непосредственно образовательного процесса соответствовала структуре учебно-познавательной деятельности: мотивационно-ориентировочный, поисковый, практический и рефлексивно-оценочный этапы. Дети оказывались в проблемных ситуациях, в ситуациях противоречия, где проблема определяла цель работы. Таким образом, при психологическом комфорте создавался дискомфорт содержательный.

Помимо использования развивающих видов деятельности на практическом этапе, видоизменялись и сами этапы: в каждом виде деятельности я старалась увеличить долю самостоятельности детей, снимая тем самым элемент навязывания и поддерживая внутреннюю мотивацию. В совместной деятельности с детьми я старалась сохранять наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Так в образовательный процесс вносился личностный акцент.

Формулировка заданий предполагала выполнение действий детей на основе самостоятельного речевого планирования с опорой на наводящие вопросы (каждому ребенку в индивидуальном порядке предлагалось рассказать, что и как он будет делать). Это помогало детям осмыслить действия (осознать существенные элементы различных видов деятельности, их назначения), ориентировало не столько на результат (полученные знания), сколько на способы его достижения. Таким образом, в образовательный процесс вносился системно-деятельный акцент.

При проведении игр, организации практической и творческой деятельности детей, в конспекты занятий систематично включались упражнения, направленные на становление важнейших универсальных учебных действий (УУД), которые соответствуют определенным направлениям развития детей: речевые умения и способности, связанные с регулятивными, коммуникативными, коммуникативно-личностными и рефлексивными функциями речи; умения, связанные с выполнением знаково-символических действий и выполнением действий во внутреннем умственном плане, а также простые логические умения и способности. Освоение детьми каждого умения было организовано в несколько этапов.

Более подробно я хотела бы остановиться на работе по формированию обобщенных учебных умений, связанных с регулятивными функциями речи. Одно из них – умение работать по инструкции. Формирование умения работать по инструкции тесно связано со становлением у детей внутреннего плана умственных действий. Как мы раньше понимали это умение – «задать» ребенку отдельные действия, оценить их и скорректировать. Вместо того, чтобы вместе с ребенком рассмотреть суть предстоящей деятельности, спланировать её, сформулировать инструкцию, научить отслеживать соответствие ей хода и результатов работы. Освоение детьми этого навыка может быть организовано в несколько этапов в доминанте от простого к сложному. Для детей до 5 лет инструкция составляется из 1-3 простых действий, каждое действие четко выделяется, обращается внимание на необходимость соблюдения инструкции.

Далее вниманию детей предлагаются инструкции из 2-5 действий. Работа с детьми проводилась со знакомым материалом, использовались наглядные подсказки, ориентиры последовательности и качества действий, которые постепенно заменяют контроль со стороны воспитателя (конструирование по образцу в соответствии с сюжетом занятия. Дети работают в парах: собирают одно из изображений. Даем инструкцию: обменяйтесь работами, найдите на карточках образец, проверьте правильность выполнения задания).

Следующий этап не предполагает рост числа действий: в инструкцию вводятся вариативные задания (если…, то…) и задания для самопроверки (инструкция: сколько грибочков на полянке, сосчитай; выбери палочку, соответствующую количеству грибочков; если на полянке больше 5 грибочков, поставь палочку слева; если меньше – справа).

В дальнейшей работе детям не дается четкой инструкции, их задача выделить необходимую последовательность действий из описания предстоящей работы. Работа основывается на умении читать схематические изображения, находить соответствие числа и цвета (инструкция: посмотрите внимательно на рисунок и составьте инструкцию для выполнения работы, сверьте с изображением).

Затем ребенок дает четкую инструкцию товарищам. Также здесь используются различные приемы формирования навыка: выполнение заданий воспитателя, наблюдение за деятельностью товарищей, передача инструкции взрослого другим детям, составление инструкции по рисунку. Дети любят делиться опытом и адресатами таких инструкций-помогалок являются их родители.

На умении работать по инструкции формируются другие ОУУ (общеучебные умения).

В организации образовательного процесса прослеживалась интеграция данного направления с другими направлениями развития ребенка и образовательными областями по выбору содержательного аспекта и видам деятельности: по ФГОС

Познавательно-речевое

Художественно-эстетическое

Социально-личностное

Физическое

3 этап. Мониторинг результативности математического развития детей

Подвести итоги;

Сделать выводы;

Определить перспективу.

Для проверки эффективности методов, приемов, форм и содержания образовательного процесса была проведена сравнительная диагностика. Данные, полученные в результате сравнительного анализа, отражены в сравнительной таблице.

Данные диагностики позволяют сделать вывод о положительной динамике предматематического развития детей, интеллектуального роста, формирования познавательной мотивации и становления интегративных качеств. Это подтверждает эффективность запланированной деятельности и созданных для нее условий и свидетельствует о результативности проведенной работы.

Результативность опыта:

В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей с помощью палочек Кюизенера видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования за два года, которые определили следующие результаты:

Обследование на начальном этапе

Обследование на заключительном этапе

Примечание

(положительность результата)

Увеличилось количество детей на 16%

Уменьшилось количество детей на 14%

Уменьшилось на 4%

Работа с родителями. Организация работы консультационного пункта для родителей по реализации задач математического образования дошкольников дома с помощью палочек Кюизенера. Работа с родителями была направлена на создание взаимоорганизованного образовательного процесса:

    организация консультационной картотеки методических рекомендаций, включающей раздаточный материал (карточки-задания) для работы с детьми дома;

    разработка констатирующей и итоговой анкеты для родителей;

    оформление папок-передвижек, информационного стенда;

    индивидуальное консультирование.

В перспективе целесообразно продолжить дальнейшую разработку в следующих направлениях:

    Организовать освоение интегративных навыков и формирование предпосылок учебной деятельности в несколько этапов в соответствии возрасту детей посредством систематичного использования упражнений, направленных на становление конкретных навыков.

    Систематизировать дидактические игры для воспитанников разных возрастных групп, с разным уровнем усвоения программного материала (для реализации эффективного дифференцированного подхода).

    Разработать цикл мероприятий для родителей воспитанников

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство".

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. Этапы обучения

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Цветная алгебра –палочки Кюизенера» Составитель: Петухова Светлана Александровна, воспитатель первой категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29»

Палочки Кюизенера

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. http://www.youtube.com/watch?v=Hm5Jq1QFQ0I Для детей 3-7 лет

Задачи: Формировать понятие числовой последовательности, состава числа. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности. Развивать умение работать в коллективе.

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. В состав комплекта входят: белая - число 1 - 25 штук, розовая - число 2 - 20 штук, голубая – число 3 - 16 штук, красная – число 4 - 12 штук, жёлтая – число 5 - 10 штук, фиолетовая – число 6 - 9 штук, чёрная – число 7 - 8 штук, бордовая – число 8 - 7 штук, синяя – число 9 - 5 штук, оранжевая – число 10 - 4 штук.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство". В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Методическое обеспечение Раздаточный материал Альбом для детей 2-3 лет Альбом для детей 3-5 лет

Методическое обеспечение Карточки для детей 5-8 лет Альбом для детей 5-8- лет

Этапы обучения На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Основные дидактические задачи Способы реализации с помощью палочек Кьюизенера (возможные варианты мотивации) Сенсорное восприятие цвета и размера Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики*. Сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме. Умение видеть закономерность, глазомер. Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т.п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой, «Сколько лет брату?» и т.п.

Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: >,

Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение. Различные задания по расположению палочек относительно друг друга, кодирование карт, схем и т.п. Игры КВН. Разгадывание кроссвордов. Задавание вопросов друг другу. Создание своих сюжетов. Развитие творческих способностей, самостоятельности. Придумывание рассказов, сказок. Примеры: расставь палочки так чтобы белая была между красной и синей, а рядом с синей, жёлтая. По аналогии другие задания дети задают друг другу. Придуманный сюжет - как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т.п. Поезд из 3-х вагонов: розового, жёлтого и голубого цвета, при этом голубой в середине, а розовый не первый. В какой последовательности сцепить вагоны? Сколько пассажиров едет всего в поезде? Ответ на последний вопрос дают, приложив оранжевую полоску ко всем вагонам. * - Множество вариантов заданий различной степени сложности и мотивации.

Рекомендации к использованию Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру. http://px-pict.com/4/4.html Дети строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине. Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите ее! (Скажите какую)». Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной". Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет". Освоение комплекта. 2. Построение лестницы. 3. Освоение отношений по длине, высоте, массе, объёму.

Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же" Возможны различные варианты. Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т.д. Составление узоров. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?« Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено. 5. Развитие у детей количественных представлений. 4. Составление ковриков. составление узоров.

В 3-4 года воспитатель предлагает найти палочку "1", уточняет, какого она цвета, предлагает положить перед собой, затем палочку "2" и положить ее под белую палочку так, чтобы получилась ступенька. - А теперь найдите "З", Какого цвета палочка "З"? Положите голубую палочку "3" под розовую. Давайте посчитаем, сколько же ступенек получилось? Поставьте пальчик на белую палочку (кубик) и вместе считаем, каждый раз переставляя пальчик. - Сколько же ступенек в лесенке? Три. - Давайте проверим, не ошиблись ли мы? Дети снова считают. Порядковый счет осваивается детьми трех-четырех лет одновременно с количественным. Поэтому дальнейший ход рассуждений и действий следующий: - Которая по счету белая палочка? (Если считать сверху вниз). - Первая. А которая по порядку розовая палочка? - Вторая. А голубая - третья. Давайте теперь вместе посчитаем по порядку сверху вниз. Поставьте пальчик на верхнюю палочку "один" и считаем: первая, вторая, третья. Пальчик шагает по ступенькам и считает. Давайте еще раз посчитаем. А теперь посчитаем в обратном порядке: снизу вверх. Поставьте пальчик на нижнюю ступеньку, он будет "шагать" по ступенькам и считать. Считаем: третья, вторая, первая. Постепенно числовая лесенка увеличивается и соответственно в ходе игровых упражнений детьми осваивается количественный и порядковый счет.

Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, (независимо от возраста) им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к называнию смежных чисел. Их спрашивают: "Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?". Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять палочкой "1", переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при этом: "К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три" и т. д. Упражнениям придается игровой характер (игра "Поезд"). Упражнения Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел. 6. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.

Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется. Упражнения разнообразятся. Освоив состав чисел, действия сложения и вычитания на цветных палочках, они начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет). 7. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел). Упражнения. - Возьмите палочку "З", разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки).- Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? Ответ: трем или одному целому. Если мы снова под палочку "3" положим 3 белых палочки, то получим опять число три. - Чему же равно 3/3 части? - А что больше: 1/3 часть или 2/3 части? После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Упражнения проводятся на всех числах, части целого дети показывают или кладут их на ладонь руки.

Методика: взять палочку -"1" только один раз и положить перед собой на столе. -Если мы палочку "1" взяли только один раз, сколько же получилось? -А если взять не один раз, а два раза, один и еще один, так сколько же получится, если один взять два раза? (Два). Какой палочкой проверим ответ? (Розовой). - Возьмите "1" три раза. Сколько получилось? Проверьте ответ. Затем дети осваивают правила умножения числа два, замечают, что по мере увеличения числа, на которое умножается число два увеличивается ответ тоже на два. Ответ в случае перехода через десяток дети составляют из имеющихся в наличии палочек. Для освоения действия деления можно предложить детям игру. Взять палочку "8" и разделить ее так, чтобы у каждого получилось по два; по четыре. Играют трое детей и делают палочку "9", чтобы каждый получил по "три". 8. Умножение при помощи палочек (осваивается детьми 6-7 лет).

Примеры использования лесенка тарелка

заяц жираф

медведь страус

грузовик самовар

домик с крылечком верблюд

цветок Елена Прекрасная


Проект:

Подготовила:

Воспитатель: Донцова Л.Н


  • Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
  • Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.


Этапы обучения в дошкольных организациях:

  • На первом этапе(2-4 г) палочки используются как игровой материал.Дети играют с ними как с обычными кубиками,палочками, создают различные конфигурации.Их привлекают размер, цвет, форма.
  • На втором этапе(4-7л) палочки выступают уже как пособие для маленьких математиков, дети учатся

математическим понятиям, колличественному и порядковому счету,сравнивают по длине и высоте

арифметическим действиям.


Проект: «Волшебные палочки Кюизенера»

  • Тип проекта: познавательно- творческий проект
  • Срок проекта : краткосрочный. С 13.11 по 05.12.17г
  • Участники проекта :

дети средней группы, педагоги, родители


Цель проекта : Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования палочек Кюизенера.

Задачи проекта : Задачи проекта:

  • 1. Заинтересовать детей новой игрой «Цветные счётные палочки».
  • 2. Повысить у дошкольников интерес к математике.
  • 3. Научить использовать игры с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности. Развитие дружеских отношений сотрудничества.
  • 4. Развивать пространственное мышление воображение при разработке собственных идей при работе по схеме.
  • 5. Закреплять правила обращения с палочками.
  • 6. Использовать палочки в коррекционной работе, в изодеятельности
  • 7. Воспитывать усидчивость, внимание, выдержку.

  • Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения.
  • Особо значимым для периода математического развития дошкольников было признание развивающих и обучающих игр с использованием цветных счётных палочек Х. Кюизенера - бельгийского математика.
  • Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эфективность. Используя палочки Х. Кюизенера, реализуется один из важнейших принципов дидактики - наглядность. Игры-занятия с этим материалом позволяют ребёнку овладеть способами действий необходимых для возникновения у детей математических представлений
  • Игры-занятия с палочками Кюизенера важны для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычеслениями, помогают в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Дети: Развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение логико - математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнения, упорядочивание, группировка, классификация)

  • Совершенствование навыков количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета.
  • Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.
  • Развитие логического мышления, памяти, внимания.
  • Воспитания самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.

Педагоги:

  • осуществляют инновационную деятельность; реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.
  • систематизация знаний детей о палочках Х. Кюизенера

Родители: обогащение знаний о палочках Х. Кюизенера


Методы исследования:

  • - беседы,
  • - наблюдение;
  • - поисковая работа (из различных источников информации) ;
  • - экспериментирование.

Продукт проекта:

  • Деятельность детей
  • Создание альбома «Умные задания» с использованием палочек Кюизенера.

План по реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и задач.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Подбор иллюстраций по проекту «Волшебные палочки Кюизенера»
  • Создание предметно пространственной развивающей среды
  • Изготовление палочек Кюизенера

2. Основной этап: Проведение совместной деятельности педагога с детьми. Знакомимся с палочками Кюизенера.



п робуем выложить лесенку, пирамиду





Развиваем мышление, воображение Самостоятельная деятельность детей




3. Работа с родителями:

1.Консультация для родителей:

  • «Как работать с палочками Кюизенера
  • « Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера » ,
  • «Обучение счёту с помощью палочек Кюизенера » .
  • 2.Беседа: «Разноцветные палочки . Играем в детском саду и дома» .
  • 3. Анкета для родителей «Нужна ли математика Вашему ребенку

  • 1.Составление презентации проекта. «Волшебные палочки Кюизенера»
  • 2.Создание альбома «Умные задания».

  • После проведенной работы и родители, и дети пришли к выводу о том, что игрой можно пополнить обьём знаний в интеллектуальном развитии , дети показали качественные новые результаты в развитии , возможности ребенка в плане овладения тем, что может овладеть с помощью взрослого, в сотрудничестве, что дети достаточно в полном объёме владеют счетом, достаточно развита способность видеть , открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимость, умение «конструировать» оперировать предметы , знаки, символы.
  • Полученные результаты подтвердили значимость проведенной работы и эффективность проекта .

  • 1. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) . Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  • 2. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб.: «Издательство «Детство-пресс» , 2015.
  • 3. Смоленцева А. А Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб.: «Детство-пресс» , 2006.
  • 4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб, 1996.
  • 5. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. – СПб, 2002.
  • 6. Т. А. Новомлынская. Игры с палочками Кюизенера/г. Армавир
  • 7. Интернет ресурсы