Упражнения на развитие интеллектуальных способностей. Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта. Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития. Приведены логические задачи, вопросы на развитие логики. Упражнение-разминка в процедуре группового тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться. Процедура группового психологического тренинга. Участникам на короткое время показывается таблица с 25 буквами, далее по памяти следует составить слова из этих букв. Процедура группового психологического тренинга. Участники находят аналогии в несвязанных вещах. Упражнение направлено на развитие остроумия и вообще интеллекта. Упражнение поможет раскрыть интеллектуальные способности, актуализировать скрытый потенциал и развить остроумие. Выработка умения и привычки сравнивать между собой разного рода объекты, явления. Упражнение позволит несколько развить интеллект за счёт увеличения предметной силы мысли. Упражнение предназначено для индивидуального использования. Оно поможет научиться составлять словесный портрет, быстро запоминать внешний вид других людей, их характерные особенности. Развивает зрительную память. Совсем не просто думать без мата. Но надо, если есть желание повысить свой интеллект. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на раскрытие интеллектуальных способностей. Процедура группового психологического тренинга. Участники запоминают различные позы. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают иероглифы, записывают ими свои мысли. Процедура группового психологического тренинга. Участники ищут лишнее четырехзначное число. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие наблюдательности и зрительной памяти. Упражнение поможет повысить свой интеллектуальный уровень за счёт развития комбинаторных способностей. Никогда не помешает посмотреть на мир глазами дурака: с одной стороны это повысит ваше уважение к собственному интеллекту, к своим достижениям на интеллектуальном поприще, а с другой стороны - может способствовать расширению вашего мировоззрения, нахождению новых, полезных истин в самых разнообразных областях знания! Процедура группового психологического тренинга. Участники тренируются в абстрагировании-конкретизации. Упражнение по развитию наблюдательности, умения быстро оценивать личные качества других людей. Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта. Процедура группового психологического тренинга. Участники стараются запомнить алгоритм выполнения действий с числами. Процедура группового психологического тренинга. Участники предлагают множество интерпретаций одной и той же истории. Небольшое упражнение поможет весьма эффективно развить гибкость мышления. Упражнение поможет развить интеллектуальные способности через раскрытие аналитических способностей. Упражнение развивает наблюдательность, интеллектуальные способности. Процедура группового психологического тренинга. Может использоваться как в тренингах интеллекта, так и в качестве интеллектуальной разминки иных тренингов. Участники подбирают рифмы. Упражнение поможет развить наблюдательность, умение разбираться в людях, понимать их проблемы. Процедура группового психологического тренинга. Каждый участник получает секретную инструкцию о том, как себя вести; другие должны догадаться. Упражнение направлено на развитие наблюдательности. Известное упражнение, направленное на развитие интеллектуальной гибкости. Процедура группового психологического тренинга. Участники разгадывают анаграммы: перепутаны не только буквы, но и слова. Процедура группового психологического тренинга. Упражнение направлено на раскрытие интеллектуальных способностей, развитие умения разбираться в людях. Процедура группового психологического тренинга, направленного на развитие интеллектуальных способностей. Развивает способность мыслить логично, рассудительно. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают себе суперсилу. Упражнение направлено на развитие беглости мышления. Процедура группового интеллектуального тренинга. Участники выводят разные забавные выводы из заданной аксиомы, что "все относительно". Процедура группового или индивидуального интеллектуального тренинга. Участники наводят порядок в словах пословиц. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – кто придумает наиболее длинный хиатус (череда гласных букв в осмысленном предложении). Процедура группового психологического тренинга. Участники представляют себя шахматными фигурами. Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие интеллектуальных способностей. Хорошо подходит для раскрепощения группы, знакомства участников между собой (для начала тренинга). Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2-3 команды, коллективно считают в уме. Интеллектуальное раскрепощение. Упражнения, направленные на развитие памяти через расширение объёма памяти, освоение специальных приёмов запоминания и припоминания. Несколько упражнение на развитие памяти у подросктов. Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания. Развитие воображения, фантазии. Развитие аналитико-комбинаторных способностей. Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными образами. Один из способов развития воображения - с помощью поэзии. Изменение привычных временных связей. Изменение привычных пространственных связей. Изменение привычных связей общности. Несколько игр на развитие зрительной памяти. Основное в развитие наглядно-образного мышления - научить создавать новые образы, раскрепостить фантазию. Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития навыков скорочтения. Несколько игр на развитие тактильной памяти. Несколько словесных игр. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Упражнения, направленные на развитие качественного восприятия. Развитие вербального интеллекта. Освоение мнемотехнического приема. Развитие внимания и памяти в процессе группового тренинга. Упражнение предназначено для развития памяти, вербального интеллекта. Развитие интеллекта в групповом тренинге. Развитие вербальной беглости. Формирование умения оперировать словами, точно выражать мысли. Вербальная беглость. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие понятийного мышления. Развитие ассоциативного мышления. Развитие интуитивного восприятия вероятности событий, тактических способностей. Развитие вербального интеллекта: восстановление порядка слов в пословицах. Развитие концентрации внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие понятийного мышления. Развитие логического мышления. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают словесное описание монстра. Развитие концентрации внимания, воображения. Развитие вербального интеллекта, воображения. Развитие вербальной беглости. Нужно произвести обобщение и ограничение понятий. Развитие понятийного мышления. Развитие вербальной беглости. Развитие критичности мышления, внимания, чувства языка. Развитие понятийного мышления. Развитие внимания, чувства языка. Развитие внимания. Развитие воображения. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Интеллектуальное раскрепощение. Развитие логического мышления. Формирование установки на всесторонний анализ ситуации. Задание дисциплинирует и углубляет мышление. Развитие вербальной беглости.

Для любящего родителя его малыш – самый смышленый. Да, ум – это врожденная способность человека, и уровень его развития в первые годы зависит от наследственности. Но даже если геном не сыграл в плюс к ожиданиям мамы или папы получить маленького гения, вы можете его вырастить.

Итак, вы решили разобраться, как развить интеллектуальные способности ребенка, вырастить дочь или сына умным, талантливым, еще более успешным, чем вы. Переложить ответственность уже в 4-6 лет на воспитателей или репетиторов можно, но лучше заниматься вместе.

Родителям в помощь мы разработали платформу ЛогикЛайк.
Сейчас просто создайте профиль для ребенка , и мы вам напомним, подскажем, с чего начать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

На этом этапе нужно «успеть» развить общие интеллектуальные способности – аналитические, логические, дедуктивные. А дальше, с переходом ребенка на новый уровень, освоенные навыки мышления станут базой для достижения высоких результатов в новых более сложных тренировках и упражнениях.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи. Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект реализуется через ряд способностей, которые нужно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не тот, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал, не столь простой для восприятия человека, загруженного десятками разноплановых ежедневных задач. 🙂

Вы можете с легкостью сделать занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Среди самых эффективных заданий и упражнений для развития ума и интеллекта дошкольника:

  1. . Пока ребенок с мамой размышляют над ответом (хорошо, если сын или дочка привыкнет проговаривать логику собственных рассуждений), отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  2. Логические задачи ( , ). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
  3. – простейший вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

Также на данном этапе стоит прививать детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса. Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Развитие интеллектуальных способностей школьников

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – ).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из получаемых массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо осознать:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьником возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) сформирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать свои интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером или в другом относительно пассивном варианте, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные , задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Образовательный сайт ЛогикЛайк включает более 2500 занимательных развивающих заданий для детей. Регистрируйтесь и покажите это ребёнку.

Такие упражнения - отличная тренировка навыка размышлять, рассуждать. Эффективны для развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте также и те упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (см. подробнее выше про загадки на логику, задачи и интеллектуальные игры).

Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:

  • задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
  • шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
  • различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать?

По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

Средняя школа и подростковый возраст

С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения. Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:

  • различные олимпиады (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
  • развлекательные состязания по решению логических задач;
  • семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
  • совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
  • отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.

Подаем пример: как развить интеллект у взрослого

То же касается и мамы с папой. Да, ответ на вопрос, можно ли развить интеллект у взрослых после 40 лет, – однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.

Как действовать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?

  1. Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
    — отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
    — осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
    — даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя.
  2. Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи, играйте в шахматы, разгадывайте загадки, увлеките их головоломками и ребусами, особенно математическими.
  3. Читайте побольше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.

Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка параллельно?

Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.

Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта… Возможно, онлайн-сервис, созданный для воспитания маленьких и взрослых умников?

Возьмите на себя ответственность за организацию как любых семейных оффлайн-активностей, так совместных занятий в онлайн-режиме:

  • заниматься можно и на планшете, но лучше за домашним компьютером или ноутбуком;
  • назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
  • начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
  • во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.

Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием, приятно проводя время вместе с родными: с пользой для души и ума.

Мы подготовили специальный комплекс для формирования логического фундамента мышления

  • 2500 заданий, 15 категорий, 5 уровней сложности.
  • Видео-уроки и блоки с теорией.
  • Подсказки и пояснения экспертов.

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.


Цель курса: развитие и совершенствование социального интеллекта руководителя.
Задачи курса:
    Обучение умениям и навыков установления контактов.
    Обучение этике делового взаимодействия.
    Обучение методам прогнозирования реакции людей в заданных обстоятельствах.
    Обучение методам для развития дальновидности в отношениях с клиентами.
    Помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию.
    Помочь участникам максимально развить организаторские способности.
    Помочь участникам в анализе и выборе путей решения социальных проблем.
Категория участников и состав группы: руководители среднего звена (их средний возраст – 40 лет; опыт прохождения психологических тренингов, скорее всего, отсутствует); примерное количество участников – 12-15 человек.
Место проведения: зал для проведения тренингов – большое свободное помещение.
Тренинг рассчитан на 1 рабочий день, продолжительностью 8 часов.

Знакомство, предоставление общей информации по теме тренинга, принятие правил тренинга (20-25 минут).
Социальный интеллект - способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе.
Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности.
Особую актуальность проблема социального интеллекта и повышения уровня его развития приобретает у руководителей- профессионалов, осуществляющих руководство людьми и коллективом. Уровень развития социального интеллекта руководителя во многом определяет особенности взаимодействия человека в группе и формирования коллектива (команды). По мнению многих исследователей от личности руководителя во многом зависит принятие успешных управленческих решений, эффективность управления, успех деятельности организации.
Термин "социальный интеллект" впервые использовал в психологии Э. Торндайк в 1920 году. Он понимал социальный интеллект как способность понимать людей, действовать или поступать мудро в отношении других. Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект как специфическую познавательную способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми и считал социальный интеллект видом общего интеллекта, не определив отношения между ним и другими видами интеллекта. Основная функция социального интеллекта у него - прогнозирование поведения.
Г. Оллпорт полагал, что социальный интеллект - это "социальный дар, необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. Для того, чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания".
В данном определении социальный интеллект рассматривается как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в умении прогнозировать поведение другого человека.
У Дж. Гилфорда в его концепции социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.
Сформировавшийся социальный интеллект выступает показательной характеристикой конкретной цивилизации, конкретного типа культуры и в этом качестве может быть охарактеризован как субъективный фактор исторических процессов применительно к коллективному субъекту истории.
Среди основных функций социального интеллекта необходимо выделить:

    гносеологическую (познавательную) - здесь социальный интеллект выступает в качестве инструмента познания реальности, как природной, так и социальной;
    аккумулятивную - реализуемую в механизмах социальной памяти;
    коммуникативную - это одна из важнейших функций социального интеллекта, обеспечивающая взаимопонимание как внутри коллективного интеллекта, так и между "мыслительными коллективами";
    управленческую - в этой ипостаси социальный интеллект выступает в качестве важнейшего компонента механизма социального управления;
    регулятивно-координирующую - посредством этой функции осуществляется регуляция и координация усилий социальных групп и коллективов в процессе достижения целей (в том числе координация интегральных мыслительных процессов): экономических, политических, социальных и др.;
    нормативно-ценностную - посредством этой функции реализуется представление социальным группам (и индивидам) социально значимых норм и ценностей, с которыми соотносится их деятельность;
    прогностическую - цель этой функции эффективное социальное прогнозирование и предвидение;
    эвристическую - ее реализация обеспечивает внедрение инноваций в жизнь общества;
    проблемно-конструктивную - в этом случае социальный интеллект представляется как средство анализа и выбора путей решения социальных проблем;
    социально-рефлексивную (идентификационную) , посредством которой реализуется саморефлексия конкретной социальной общности, ее самоидентификация, рациональное понимание (интеллектуальное освоение) ее интересов;
    функцию рационализации , задача которой - выявление (и отделение друг от друга) рационального и иррационального в сознании, деятельности, обществе, окружающей среде и др. на основе типа рациональности, характерного для данной социальной общности.
    функцию социального наследования , обеспечивающую интеллектуальную преемственность в духовной жизни поколений.
Правила тренинга :
Умейте слушать друг друга – это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
Говорите по существу – иногда участники отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: «Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не могли бы вы пояснить, что имеется в виду?»
Проявляйте уважение – открытость в высказываниях появляется лишь тогда, когда участники усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей. Соблюдению безопасности содействует следование правилам: не критикуй, не осуждай, не перебивай; обратная связь должна даваться только в доброжелательной манере.
Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности) – все участники должны собираться до установленного времени.
Конфиденциальность – то, что происходит на занятии, остается между участниками.
Правило «стоп» - если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».
Каждый говорит от себя, от своего имени – высказывания должны выражаться в персонифицированной форме. Стоит говорить не «Все считают, что…», а «Я считаю, что…» и т.п.
    Упражнения, направленные на знакомство участников, сплочение группы и снятие напряжения
    «Снежный ком» : 10 мин, обр. связь 10 мин.
Цель упражнения: знакомство участников друг с другом.
Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже представился до него, последним называет свое имя.

    «Три вопроса» : 20-25 мин, обр. связь 15 мин.
Оборудование: листы чистой бумаги и ручки.
Этап 1. Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Выбирайте из круга наиболее интересного для вас человека. Подумайте, что вы хотели бы о нем узнать. Напишите для него три вопроса. Постарайтесь, чтобы они были яркими и интересными».
Этап 2. Инструкция: «Есть предположение, что на эти вопросы будет интересно ответить и их авторам. Представьтесь, ориентируясь на них как на план рассказа».
Обратная связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»
    «Звезда»: 10-15 мин, обр. связь 15 мин.
Этап 1. Группа делится на пары, и в течении 10-15 минут внутри пар происходит общение, направленное на узнавание друг друга.
Этап 2. По истечении времени все участники собираются в общий круг и представляют своих напарников как «звезд», акцентируя внимание на самых ярких положительных качествах.
Обратная связь строится вокруг вопросов: «Что чувствовал, когда тебя представляли?», «Какие испытывал трудности в процессе выполнения упражнения?».
    "Приветствие на сегодняшний день": 15 мин, обр. связь 20 мин.
Оборудование: ручной мяч.
Участники, сидя в общем кругу, высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.
Обратная связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»
    «Наши качества»: 15-20 мин, обр. связь 15 мин.
Оборудование: ручной мяч.
Участники сидят в общем кругу и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий называет качество (положительное или отрицательное) того, к кому летит мяч. Ловящий бросает его следующему, если он согласен с тем, что это качество ему присуще, или возвращает его обратно, если не знает у себя такого качества.
Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Кому чаще всего бросали мяч и почему?», «Какие качества называли чаще: положительные или отрицательные?», «С чем связаны случаи возврата мяча?», «Узнали о себе и других что-нибудь новое?».
    «Общий рассказ»: 10-15 минут, обр.связь 15 минут.
Участники сидят в общем кругу. Им дается инструкция: «Сейчас мы будем сочинять историю. Одну на всех. Для этого один из участников начнет рассказ и передаст эстафету сидящему рядом. Каждый имеет право на одну фразу. Будет здорово, если вы станете реагировать быстро и спонтанно. Но если какому-то участнику потребуется время на разбег, не торопите его и не спешите подсказывать идеи».
Игра может продолжаться не один круг, а заканчивается она на заторе мыслей или логическом завершении истории.
Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Вам понравился получившийся рассказ?», «Можно ли сказать, что он про нашу группу?», «Кто из участников определял основные повороты сюжета?», «Как оцениваете свой вклад в создание истории (и в развитие группы?)».
    «Пусть встанут те…»: 10 минут, обр. связь 10 минут.
Участники сидят в общем кругу. Тренер убирает свой стул и, стоя, дает инструкцию: «Сейчас я скажу: «пусть встанут те…» и добавлю какой-нибудь признак (кому нравится тренинг, кто любит себя, у кого красивые глаза и т.д.). Те из вас, к кому это имеет отношение, должны быстро встать и перебежать на новое место. Поскольку я тоже попытаюсь сесть на чей-то стул, одному из вас места не хватит. Он то и будет следующим ведущим. Итак, пусть…»
Обратная связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»

2. Упражнение, направленное на формирование адекватных реакций в различных ситуациях: проигрывание ситуации безоценочных высказываний. 20-25минут, обр. связь 15 минут.
Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный тип ответов. Для каждого участника используется только одна ситуация. Ситуации можно предложить следующие:

    Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
    Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
    Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
    Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые на ваш взгляд, вопросы.
    Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
    Друг просит одолжить вас ему какую-то дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Каким типом ответа вам проще всего было пользоваться в заданной ситуации, каким тяжелее?», «Что вы при этом испытывали?», «Какой тип ответа может считаться наиболее эффективным в заданной ситуации?».

3. Упражнение, направленное на умение организовать деловую дискуссию, развитие умений и навыков активного слушания, развитие умения высказывать сущность своей аргументации – « поменяйся ролями»: 20-25 минут, обр связь 20 минут.
Этап 1. Выбирается тема для дискуссии, значимая в данной группе. Участники делятся на две микрогруппы, занимающие противоположные позиции по выбранному вопросу. Начинается дискуссия.
Этап 2. На высшей точке накала ведущий просит участников поменять свои позиции на противоположные. Дискуссия продолжается.
Возможные темы для дискуссии:

    Манипуляция другими – за и против.
    Ложь во спасение.
    Все, что с нами случается, происходит не с нами, а для нас.
    Деньги – залог счастливой жизни.
    Альтруизм – сила или слабость.
    Любовь к себе и эгоизм.
Обратная связь, строится на обсуждении следующих вопросов: «Удалось ли прийти к согласию?», «Изменилась ли ваша модель поведения в споре во второй части игры?», «Насколько подобные паттерны характерны для вас в реальной жизни?», «Эффективны ли они?», «Как изменилась атмосфера в группе?».

4. Упражнение на выработку навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию – «Если бы…, я стал бы…»: 20 минут, обратная связь 15 минут.
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине…». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «…я стал бы требовать жалобную книгу».
Целесообразно проводить это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.
Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них, могут повторяться.
Обратная связь, строится на обсуждении следующих вопросов: «Как часто подобные ситуации встречаются в вашей реальной жизни?», «Какими способами вы выходите из них?», «Что вы при этом чувствуете?», «Узнали ли вы более эффективные способы выхода из конфликтной ситуации?», «Будете ли вы применять их в реальной жизни?».

5. Упражнение на развитие ассертивного поведения (под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него) – «Техника вежливого отказа»: 15 минут, обратная связь 15 минут.
Участники разбиваются на пары. Один в паре – рекламный агент, цель которого – навязать какой либо товар. Другой – его потенциальный клиент, в задачу которого входит не позволить собой манипулировать и не выйти за рамки вежливой интеллигентности.
Обратная связь строится на обсуждении особенностей ассертивного поведения.

Перерыв 20 минут.

6. Упражнение на развитие наблюдательности – «Сыщики»: 5 минут, обратная связь 15 минут.
Все участники группы вовлекаются в какую–либо деятельность, которая организована так, что бы каждый был чем-то занят. У каждого есть карточка с индивидуальным заданием, в рамках которой участник может импровизировать. При этом каждый должен выбрать себе объект для незаметного наблюдения. В процессе выполнения деятельности каждый участник выполняет три задания: 1) внимательно, но незаметно следит за тем, что делает выбранный им объект, 2) пытается понять, кто следит за ним, 3)определяет, за кем следит его объект.
Обратная связь строится на обсуждении по вопросам: «Каждый участник удовлетворен ли тем, как выполнил задачу?», «Что было легче, что труднее, что помогло и что мешало в работе?».

    Упражнение на развитие умений интерпретировать выразительные эмоции – «Прочитай эмоцию»: 5 минут, обратная связь 15 минут.
Перед участниками выкладываются фотографии, на которых изображены лица в разном эмоциональном состоянии. Все участники разбиваются на пары, рассматривают фотографии и пишут на листах: 1) какие эмоции изображены, 2) какие эмоции, по их мнению, видят их напарники, 3) какие слова подходят к данным выражениям лиц. Затем участники меняются своими листами.
При обратной связи обсуждаются способы чтения выразительных движений и влияние стереотипов на способность рефлексивного рассуждения за других.
    Упражнение на приобретение навыков прочтения невербального языка – «Угадай смысл диалога»: 7-10 минут, обратная связь 15 минут.
Участники просматривают отрывки из фильма без звука. После этого они пытаются угадать смысл диалога по выражению лиц, позам жестам.
Обратная связь: обсуждается анализ ситуации.
    Упражнение на приобретение навыков прочтения невербального языка – «Эстафета»: 5-7 минут, обратная связь 10 минут.
Играющие образуют круг и закрывают глаза. Один из игроков задумывает какое-нибудь чувство, после чего открывает глаза и передает соседу свои чувства через телесные проявления. Следующий игрок пытается понять, что ему было передано, и отдает это чувство дальше по кругу, но уже своим способом выражения.
Обратная связь: обсуждается анализ ситуации и чувства участников.
    Упражнение на усиление чувствования связи между эмоциями и их невербальным проявлением – «Чего на свете не бывает»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Участники разбиваются по парам и общаются, используя позы, жесты, мимику, не свойственные им в обычной жизни.
Обратная связь: обсуждение чувств участников.
    Упражнение на выработку умения более точно выражать свое эмоциональное состояние – «Изобрази эмоцию»: 10 минут, обратная связь 10 минут.
Участники пишут на листах названия каких-либо чувств. Листы собираются, перемешиваются и раздаются снова. Каждый участник должен с помощью мимики, пантомимики и через вокализацию, но без слов изобразить то чувство, название которого написано на его листе. Остальные пытаются отгадать, что было изображено.
При обсуждении обратной связи разбираются вопросы: «Что помогло в работе над упражнением?», «Что препятствовало его выполнению?».
    – «Прошлое, настоящее и будущее»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Участники распределяются по парам. Один в паре сначала внимательно разглядывает партнера, всматривается, изучает, ловит впечатления, возникающие при этом; затем сообщает партнеру свои догадки и предположения по поводу того, каким этот человек был в детстве, каков он сегодня вне работы и каким он желает быть через 10 лет. После чего участники меняются ролями.
Обратная связь: обсуждаются вопросы достижения цели.
    Упражнение на повышении способности к интуиции – «Кто как поведет себя»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Все участники сидят в кругу, один – выходит. Затем выбирается человек из сидящих и на него составляется характеристика в заданных условиях (например, в трамвае ему наступили на ногу). Ушедший возвращается и пытается отгадать, что это за человек.
Обратная связь строится на обсуждении по вопросам: «Что облегчило задачу?», «Что ее осложнило?».
    Упражнение на развитие интуиции – «Мои портрет»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои представления о том, каким его видят окружающие люди. В случае расхождения группа поправляет его.
Обратная связь: обсуждаются способы, которые помогали выполнить задачу, и аспекты, которые мешали достижению цели.
    Упражнение на повышение чувствительности, развитие интуиции – «Пространство»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Один из участников отворачивается и закрывает глаза. Остальные становятся за его спиной и на том расстоянии, которое соответствует степени их близости к этому человеку. Основной игрок должен почувствовать, где кто стоит.
Обратная связь: обсуждение чувств и мыслей участников.

Перерыв 15 минут.

Список использованной литературы:

    Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008.
    Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
    Практикум по социально-психологическому тренингу. Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.
    и т.д.................

«Сенсорный и интеллектуальный тренинг

«Академия смышленых ребят»

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования авторский коллектив программы «Детство» пересмотрел и переработал программу в соответствии со стандартом. В программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики.

Специально организованная деятельность воспитателя и детей по программе «Детство» происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности . В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

«Культурная практика» - это стихийное и обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми и сверстниками. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры , логические упражнения, занимательные задачи.

В нашем ДОУ в подготовительных группах регулярно проводится сенсорный и интеллектуальный тренинг в рамках проекта « Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий» реализуемого с сентября 2014 года на базе нашего детского сада. Мы назвали этот тренинг «Академия смышленых ребят». Планируется всегда во второй половине дня, один раз в неделю.

Проводятся тренинги в виде командной игры, которая активизирует у дошколят познавательные процессы, сообразительность, эрудицию, мышление и выносливость. Дети, перемещаясь по точкам, выполняют самые разнообразные задания. Задания подбираются так, чтобы они были интересными, подходящими под выбранный сюжет и не требующими каких-то специальных знаний и умений от самих дошкольников. В конце года дети получают дипломы об окончании «Академии смышленых ребят».

Игровые комплексы, имеющие различную направленность, выполняют стимулирующую, развивающую функции и проводятся в форме тренингов. Каждый вид тренингов ориентирован, с одной стороны, на развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение, мышление), с другой стороны – на развитие конкретных психических функций (сенсомоторный, интеллектуальный, мнемонический, психомоторный тренинги).

Сенсомоторный тренинг способствует развитию и стимулированию активности таких психических процессов, как восприятие и воображение. Результатом является:

Повышение уровня сформированности сенсорных умений, аналитико-синтетической деятельности

Овладение системой перцептивных действий (сравнение, различение, соотнесение, расчленение) в процессе восприятия таких понятий, как пространство, время, движение

Формирование навыков восприятия формы, величины, взаимного расположения предметов, обобщенные ориентировочные действия, глазомер

Стимулировать основные виды чувствительности (зрительную, слуховую, осязательную, кинестетическую, тактильную)

Развитие творческого воображения, коммуникативных способностей

Результативность сенсомоторного тренинга заключается в том, что приобретенные умения и навыки ребенок сможет использовать на практике в различных видах деятельности в повседневной жизни. Комплекс игр составляется таким образом, чтобы в него входили дидактические игры манипулятивно-инструментального характера (отработка навыков), использовались проблемные ситуации творческого характера в процессе лепки, конструирования. Тренинг может иметь сюжетный характер или состоять из нескольких самостоятельных частей.

Тренинг Общая дидактическая цель: развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности, творческого воображения.

1. «Назови как можно больше»

Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности, зрительной чувствительности.

Детям предлагают назвать как можно больше предметов, которые находятся в комнате. (разной формы: треугольной, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной. Назови как можно больше тяжелых и легких, узких и широких, длинных и коротких предметов. Назови как можно больше предметов красного цвета (любого другого).

2. «Волшебный мешочек»

Цель: формирование навыков обследования формы и величины, развитие тактильной чувствительности.

Дети должны определить, какие предметы лежат в мешочке, не заглядывая в него, а только ощупывая их пальцами.

3. «Выложи фигуру»

Цель: развитие действия соотнесения, расчленения, аналитико-синтетической деятельности.

Психолог предлагает детям рассмотреть образец (рис. 4), выделить в нем составные части, сложить из палочек или зарисовать.

4. «Найди отличия» (прил., рис.38.)

Цель: развитие произвольного внимания и перцептивных действий (идентификация, различение).

Психолог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки и найти в них как можно больше отличий. Вместе с детьми он обыгрывает рисунки. Например, «Бременские музыканты», «Два друга-музыканта», «Цирковые артисты».

5. «На что это похоже»

Детям раздают карточки с изображением темных силуэтов предметов Нужно определить, на что они похожи. Дети могут переворачивать карточки.

6. «Составим все вместе»

Цель: формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности, целостности восприятия.

Дети коллективно складывают сюжетные картинки из кубиков.

«Обведи и раскрась»

Цель: развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.

Детям раздают контурные изображения животных или трафареты. Нужно по контуру обвести животное, затем дорисовать и закрасить. Упражнение может быть выполнено коллективно на одном большом листе. Если упражнение выполняется коллективно, можно предложить детям составить рассказ, сочинить сказку.

Танграм»

Цель: развитие воображения, перцептивных действий расчленения, соотнесения.

В продолжение темы детям предлагают составить «корабль» из геометрических фигур. Образцом является их силуэтное изображение. Если детям трудно, можно дать контурное изображение предмета.

Психомоторный тренинг направлен на

Развитие координации и соразмерности движений кисти руки, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации

Развитие пространственной ориентации, внимания, памяти

Комплекс игр и заданий состоит из трех компонентов:

Упражнения манипулятивного тренировочного характера:

Пальчиковая гимнастика и другие (перекладывание, нанизывание, растягивание, сжимание, раскатывание, наматывание, разматывание, вязание)

Упражнения, связанные с элементами графики, письма (штриховка, обведение, зрительные диктанты, зарисовка простых элементов письма: точек, палочек, кружочков, волнистых линий и др.)

Упражнения, связанные с традиционными видами деятельности (рисование, аппликация , лепка), но используемые как часть тренинга и имеющие развивающий характер)

Тренинг 1. Общая дидактическая цель: развитие моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.

1. Пальчиковая гимнастика

Психолог предлагает детям размять пальцы:

а) пальцы здороваются (пальцы правой руки поочередно соприкасаются с пальцами левой, при этом нужно говорить: «Здравствуй, пальчик!»);

б) пальцы сжимаются в «замок» и поочередно выпрямляются;

в) «Гуси» (большой, указательный и средний пальцы сжимаются в щепоть, остальные прижимаются к ладони. «Гусь» правой руки сильно пощипывает пальцы левой руки и «шипит»).

2. «Разгладим платочки»

Цель: развитие координации кисти руки и мелкой моторики пальцев.

Каждый ребенок должен в два-три приема сложить по диагонали квадратный лист бумаги.

3. «Узор из палочек»

Детям предлагают сложить из спичек заборчик, лестницу, колодец, рельсы и т. д.

4. «Составь квадрат»

Цель: развитие зрительно-моторной координации кисти руки.

Каждому ребенку дают пакетик с частями разрезанного квадрата, который нужно сложить по образцу.

5. Обвести и заштриховать фигурку какого-нибудь животного.

Дорисовать рисунок.

6. «Кто больше завяжет узелков?»

7. «Разложи на ощупь»

Каждому ребенку раздают мелкие геометрические фигуры и по две тарелочки. Нужно с завязанными глазами разложить фигурки по тарелочкам. Дети стараются сделать это как можно быстрее; начинают и заканчивают по сигналу психолога.

8. «Нанизывание пуговиц»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев.

Каждому ребенку дают леску с закрепленной на конце пуговицей и тарелочку с пуговицами. Задание заключается в том, чтобы как можно скорее нанизать их на леску (чем больше, тем лучше).

9. «Штриховка»

Цель: развитие гибкости кистей рук, умения регулировать нажим карандаша, ручки.

Чтобы научиться красиво писать, рука и пальцы должны быть ловкими, гибкими, послушными. Дети выполняют упражнения, которые способствуют этому. Например, нужно в одном направлении заштриховать воздушный шар .

1. Штрих, когда ручка чуть касается бумаги, - «воздушный шар». Здесь нужно показать детям, как необходимо держать ручку, чтобы штрихи были легкими, в одном направлении, не выходили за пределы контура.

2. Штрих с усилением нажима - «забор».

3. Короткий и длинный штрих - «червячок», «гусеница».

4. Косой штрих - «ежик», «лепестки цветка».

10. «Рисунок с завязанными глазами»

Цель: расслабление, создание хорошего настроения у детей.

К доске выходят несколько детей и одновременно начинают рисовать геометрическую фигуру, например, треугольник. Затем то же рисуют другие дети.

11. «Рисование по клеточкам» (прил., рис.41.)

Дети рассматривают рисунки. Психолог говорит, что зверей, животных, человечков можно рисовать по клеточкам. Это несложно, нужно только внимательно рассмотреть рисунок и сосчитать клеточки. Дети самостоятельно выполняют задание.

12«Учусь писать»

Детям дают задание нарисовать на листке в клеточку как можно больше огурцов или яблок так, чтобы они не касались друг друга. Дети сами определяют победителя и считают, у кого больше огурцов на «грядке» или яблок на «яблоне».

13. «Пластилиновый рисунок»

На картоне нужно нарисовать какой-нибудь предмет или образ, а затем оформить его пластилином разного цвета.

Паутинка для паучка»

На листе бумаги дети ручкой рисуют паутину, дождик.

. «Кто больше завяжет узелков?»

На куске веревки (мягкой проволоки) дети за определенное время должны завязать как можно больше узелков, а затем, поменявшись с соседом и закрыв глаза, на ощупь сосчитать их.

Мнемонический тренинг - это комплекс игровых упражнений, которые в большей степени ориентированы на развитие у детей различных видов памяти (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная, эмоциональная), а также процессов запоминания и воспроизведения на основе мыслительных действий и операций.

Научить детей использовать рациональные приёмы запоминания (сравнение, группировка, классификация, функциональные, ассоциативные, образные связи по сходству, смежности)

В связи с этим предлагаемый тренинг необходим для развития образной (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной, эмоциональной) и словесно-логической памяти для того, чтобы дети научились использовать рациональные приемы запоминания (сравнение, группировка, классификация, функциональные, ассоциативные, образные связи по сходству, смежности). Такие тренинги полезны всем детям, в особенности тем, у которых есть показания для коррекции выявленных симптомов.

Тренинг Общая дидактическая цель: развитие устойчивости внимания, двигательной памяти, опосредствованной зрительной памяти, рациональных приемов запоминания.

1. «Сделай так же»

Цель: развитие двигательной памяти.

Дети внимательно следят за движениями педагога, запоминают очередность (например, два хлопка, три подскока, круговое движение руками, покачивание головой), а затем воспроизводят последовательность действий.

2. «Запоминание картинок»

Цель: развитие образной памяти на основе приема запоминания по функциональным связям.

Детям предлагают запомнить слова, используя картинки («Врач», «Повар», «Машинист», «Строитель», «Ребенок»). Опорные слова: «скорая помощь», «кастрюля», «поезд», «дом», «юла». Психолог называет опорные слова и просит их запомнить. Затем показывает картинки, а дети подбирают к ним слова. Затем психолог убирает картинки. Детям необходимо назвать все десять слов.

3. “Что изменилось в расположении фигур”

Цель: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти.

Дети рассматривают на наборном полотне расположение геометрических фигур разного цвета, запоминают увиденное и закрывают глаза. Педагог меняет фигуры местами. Детям нужно восстановить порядок расположения фигур.

4. «Запоминание слов»

Цель: развитие опосредствованной памяти с использованием смысловых связей.

Дети должны воспроизвести парные слова. Слова для запоминания: «удочка», «кошка», «курица», «рыбка», «яйцо», «мед», «пчела», «молоко».

5. «Запомни, что нарисовано, и сложи сам»

Цель: развитие образной памяти, произвольного внимания.

Психолог показывает картинку, дети должны запомнить узор и составить его из палочек (рис. 2). Для начала дети составляют узор из пяти палочек, затем увеличивают их количество.

6. Предложить вспомнить слова и картинки из приведенных выше игровых упражнений.

Цель: стимулирование долговременной памяти.

5. «Пиктограмма»

Цель: развитие образной памяти, обучение приему запоминания (шифровка).

Психолог объясняет детям, что такое код, шифр (код в подъезде, сейфе , азбука Морзе, шифр в военной игре, разведке и т. д.), и говорит: «Сегодня мы тоже будем учиться шифровать, кодировать. Представьте себе, что вы разведчики и вам нужно зашифровать важное секретное сообщение. Используем для этого словосочетание «дождливая погода». Вы должны запомнить его в виде символа, например, косых коротких черточек или капелек. Слушайте слова, запоминайте и «шифруйте»: веселый праздник, ракета, салют, детский сад, огород, зоопарк. По окончании игры можно предложить детям назвать слова, глядя на рисунки, а также обсудить, как зашифровано одно и то же слово у каждого из детей.

Интеллектуальный тренинг - это игровой комплекс, включающий логически структурированные игровые упражнения и задания. Основной его целью является стимулирование познавательной активности, развитие мыслительных действий и операций у детей с различным уровнем умственных способностей, а также развитие устойчивости внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, воображения.

Интеллектуальные игры следует использовать в порядке возрастания сложности. Они должны быть тематически связаны друг с другом; количество игр в тренинге колеблется от 5 до 8 и зависит от уровня психического развития детей , входящих в группу.

Психолог (педагог) может использовать как коллективный способ решения заданий, так и индивидуальный. Детям предоставляется возможность договариваться о способе решения, обмениваться информацией, советоваться друг с другом. Психолог стимулирует их мыслительную деятельность, подбадривая и ненавязчиво привлекая тех, кто пока не проявляет должной активности. Такие занятия способствуют развитию творческого мышления, совершенствованию мыслительных действий и операций, речевых способностей старших дошкольников.

Предлагаемые игры, упражнения, проблемные ситуации, задания с алгоритмами активизируют речь детей, если психолог (педагог) представляет им возможность формулировать правила игры, объяснять способы решения, составлять в парной и групповой работе небольшие рассказы, истории, сказки, отгадывать загадки.

Тренинг 1. Общая дидактическая цель: развитие устойчивости внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности, воображения.

1. «Будь внимательным»

Цель: развитие произвольного внимания, сосредоточенности.

Детям предлагают небольшой текст (из газеты, книги), в котором нужно зачеркнуть, например, букву «о».

2. «Не ошибись»

Цель: развитие способности быстрого реагирования на сигнал, совершенствование понятийного аппарата.

Дети встают в круг. Психолог бросает кому-то мяч и называет слово, например, «капуста». Ребенок, возвращая мяч, должен назвать обобщающее слово - «овощи». Обращаясь к другому ребенку, психолог каждый раз называет новое слово. Возможен и другой вариант: психолог называет обобщающее понятие, а дети подбирают к нему необходимые слова.

3. «Четвертый лишний»

Цель: развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация).

Из четырех предметов нужно исключить лишний:

1) стол, стул, кровать, кукла;

2) кот, собака, корова, теленок;

3) клубника, черника, клюква, вишня ;

4) морковь, помидор, редис, свекла.

4. «Недостающая фигура» (прил., рис.20.)

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, наглядно-образного мышления.

Психолог предлагает детям рассмотреть пуговицы на своей одежде, считают их количество. Затем внимательно рассматривают рисунок, объясняют, чем различаются фигуры, похожие на пуговицы. В последнем ряду нет третьей фигуры. Дети должны отыскать ее среди шести предложенных вариантов и нарисовать, объяснить способ решения. Правильный ответ - 4.

5. «На что это похоже?»

Цель: развитие творческого воображения.

Психолог показывает карточки с рисунками (например: и т. д.) и предлагает придумать как можно больше вариантов того, на что это может быть похоже. Картинку он поворачивает в разном направлении.

В нашем ДОУ в подготовительных к школе группах регулярно проводится сенсорный и интеллектуальный тренинг в рамках проекта « Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий» реализуемого с сентября 2014 года на базе нашего детского сада. Мы назвали этот тренинг «Академия смышленых ребят». Планируется всегда во второй половине дня, один раз в неделю.

Все занятия в рамках данного тренинга объединены единым смысловым сюжетом – путешествие по стране Знаний. На протяжении нашего с детьми путешествия встречаются нам разные герои, но главными являются – Глупиус и Знайка. Глупиус мешает ребятам решать задачки, подстраивает им всякие козни, а Знайка дает задания и помогает нашим ребятам.

Во время путешествия по стране Знаний наши «будущие академики» могут очутиться и в Волшебном лесу, и на Острове загадок, и в городе Мастеров, в Подводном мире и т. д.

В своих тренингах я сочетаю игры и упражнения из вышеперечисленных мною тренингов (сенсомоторный, психомоторный и т. д.)

Алгоритм построения таких тренингов может быть следующим:

1. Ритуал приветствия

2. Графические диктанты

Выполняя задания, дети приобретали нужные графические навыки, учились ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивали зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление.

Кроме этого, нам в нашем тренинге графические диктанты помогают определить место нашего путешествия. («Ключ», «Ракета», «Рыбка» и т. д.)

3. блок игр, активизирующих мыслительные операции в сочетании с мнемоническими действиями, развивающих процессы памяти

4. Завершающим компонентом таких тренингов являются игровые упражнения продуктивного характера. («Придумать и построить разрушенный Глупиусом город», «Нарисовать друзей жителям Волшебного леса», «Построить новую ракету на Космодроме» и т. д.)

По окончании тренинга Знайка выдает детям значок того места, где они были, который они приклеивают на карту. Конечной точкой должна быть Академия смышленых ребят, где дети получают дипломы об окончании Академии.

Предполагаемый результат:

Повышение уровня познавательного развития детей;

Овладение детьми навыков сотрудничества и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в командных видах игровой деятельности;

Самостоятельная организация детьми интеллектуальных игр;

Умение детей давать объективную оценку своей деятельности и деятельности партнеров по игре, радоваться своим и общим успехам;

Активное участие родителей в делах детского сада;

Разработка системы игр, способствующих развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Я считаю, что культурные практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни. с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.

Использованная литература

1. Бурменская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, А. Г. Карабанова. М., 19

2. Готовность к школе / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.

3. Зак А. В. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-ти лет. М., 1996.

4. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.

5. Ковалева Е. Готовность ребенка к школе / Е. Ковалева, Е. Синицина. М., 2000.

6. Кушнир Н. Я. Детский сад - школа: проблемы преемственности. Мн., 2000.

7. Кушнир Н. Я. Введение в школьную жизнь / Н. Я. Кушнир, Н. Н. Максимук. Мн., 1998.

8. Кушнир Н. Я. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го лет жизни. Мозырь, 2002.

9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.

10. Тихомирова Л. В. Развитие логического мышления детей / Л. В. Тихомирова, А. В. Басов. Ярославль, 1997.