Какие налоги платит нко в году. Отдельные моменты организации налогообложения в ассоциациях и союзах, как некоммерческих организациях

Довольно часто перед организациями, не ведущими коммерческую деятельность, возникают вопросы, какую систему налогообложения они имеют право применять. Допустим, разрешается ли АНО (автономной некоммерческой организации) применять упрощенную систему налогообложения, если организация оказывает платные услуги в области образования (курсы повышения квалификации инженерно-технических работников и руководителей предприятий). Можно ли не включать полученные доходы в налогооблагаемую базу.

Согласно НК РФ АНО имеет право применять УСН и добровольный переход ее на упрощенную систему налогообложения производится в соответствии с главой 26.2. Организации, занимающиеся отдельными видами деятельности и при наличии определенных условий, предусмотренных в статье 346.12 п. 2.1 и п.3 Налогового кодекса не имеют права применять упрощенную систему налогообложения.

В статье 346.12 пункт 3 подпункт 14 Налогового кодекса указано, что если учредителями организации являются другие предприятия и их доля составляет больше 25%, то данная организация не может работать по упрощенной системе налогообложения. Данное требование не касается некоммерческих предприятий, а, следовательно, и АНО, которые согласно статье 2 пункт 3 закона «О некоммерческих организациях» за № 7-ФЗ от 12.01.96 года являются некоммерческими. Об этом же говорится в письме ФНС РФ за № 22-0-10/) от 28.12.04 года и в постановлении Президиума ВАС России за № 3114/04 от 12 октября 2004 года.

В Налоговом кодексе отсутствуют условия, которые не запрещают АНО работать по УСН. В связи с этим, если автономная некоммерческая организация выполнит требования, предусмотренные в статье 346.12 п.2.1 и п.3 Налогового кодекса, то в соответствии с порядком, установленным статьей 346.13 кодекса, она может работать по УСН.

Статья 346.13 пункт 1 НК РФ гласит, что, если организация собирается работать по УСН, то ей нужно передать в налоговую инспекцию, в которой она состоит на налоговом учете, заявление в срок с 1.10 по 30.11 года, предшествующего году, с которого она собирается применять УСН. Форма заявления утверждена приказом Федеральной Налоговой Службы РФ за № ММВ-7-3/ от 13.04.10 года.

При создании организации заявление о применении упрощенной системы налогообложения можно подать в налоговый орган в течение 5 дней с даты, когда предприятие было поставлено на учет в налоговом органе (дата в свидетельстве ИНН). Данное условие указано в письме МФ РФ за № 03-11-06/2/92 от 19 мая 2009 года и в статье 346.13 пункт 2 НК России. В момент регистрации нового предприятия вместе с пакетом документов для его регистрации можно подать и заявление. При этом в соответствии с письмом МНС РФ за № 09-0-10/2190 от 27 мая 2004 года сведения об ИНН, КПП, ОГРН в заявлении не приводятся.

Относительно платных услуг в области образования и повышения квалификации специалистов и руководства предприятий и исключения полученных доходов из облагаемой базы по единому налогу, следует отметить, что доходы, которые получает АНО от оказания услуг в данной области, подлежат обложению единым налогом.

В соответствии со статьей 46 п.1 Федерального Закона РФ «Об образовании» за № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований». Если все полученные организацией доходы расходуются на нужды самой организации (а также и на зарплату), для дальнейшего развития процесса обучения в ней, то такая деятельность в соответствии со ст. 46 п.2 данного Закона не считается предпринимательской.

Организации, работающие на упрощенной системе налогообложения, согласно статье 346.15 пункт 1 НК России при расчете налоговой базы по единому налогу, должны учитывать доходы от реализации услуг и внереализационные доходы. Определение состава таких доходов производится в соответствии со статьями 249, 250 НК России. Доходы, полученные в соответствии со статьей 251 НК РФ, не включаются в налоговую базу по единому налогу.

В статье 249 Налогового Кодекса указано, что налогом на прибыль облагается доход от реализации или выручка от реализации товаров, работ, услуг.

В соответствии со статьей 39 Налогового Кодекса под реализацией товаров, работ и услуг понимается передача права собственности на них за определенную плату от одного лица другому лицу.

В пункте 3 статьи 39 перечислены операции, которые нельзя считать реализацией товаров, работ и услуг. В данном пункте платные услуги в области образования не указаны.

Дополнительно к этому статья 251 НК России, в которой перечислены все виды доходов некоммерческих предприятий, которые не облагаются налогом на прибыль, не предусматривает доходы от оказания платных образовательных услуг.

Исходя из этого, при оказании некоммерческой организацией платных услуг в области образования, доход, полученный от реализации таких услуг, считается доходом организации и включается в налоговую базу для исчисления единого налога (статья 249 Налогового Кодекса).

Плательщиками налога на прибыль признаны некоммерческие организации, применяющие обычную систему налогообложения и оказывающие платные образовательные услуги (письма МФ РФ за № 03-03-06/4/63 от 24.06.10 года, за № 03-03-04/1/701 от 19.10.06 года, письмо УФНС РФ по г. Москве за № 20-12/81131 от 13.09.06 года).

Работники налоговых служб и Министерства Финансов объясняют, что средства, которые получают предприятия и автономные некоммерческие организации, за оказанные платные образовательные услуги и израсходованные на дальнейшее ведение этой деятельности, считаются их доходами и в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса подлежат обложению налогом на прибыль. Исходя из этого, некоммерческие организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, доходы, полученные за оказанные ими платные услуги в области образования, обязаны включать их в налоговую базу, облагаемую единым налогом.

Посмотрим, каков порядок распределения налога на добавленную стоимость на прямые и косвенные расходы, какая сумма НДС примется к вычету, если некоммерческое предприятие, помимо основной деятельности, занималось коммерческой, и нужно ли в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость заполнять раздел VII.

В статье 143 Налогового Кодекса указано, что плательщиками налога на добавленную стоимость являются и некоммерческие предприятия и организации (в дальнейшем НКО).

Согласно главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ на некоммерческую организацию, неважно, занимается она коммерческой деятельностью или нет, распространяется обязанность по уплате НДС и право на освобождение от уплаты этого налога.

Если НКО за счет средств, полученных от оказания образовательных услуг (целевых), покупает товары, материалы, которые в дальнейшем будут использованы для выполнения этой же (уставной) деятельности, не являющейся выручкой от реализации товаров, работ или услуг, то сумму налога на добавленную стоимость, которая была уплачена поставщикам, к вычету принять нельзя. Этот НДС учитывается в стоимости товаров, материалов, услуг (статья 170 пункт 2 подпункт 1 НК России). В книге покупок полученная от поставщика счет-фактура не отражается, но должна быть зарегистрирована в журнале счетов-фактур полученных.

Если же некоммерческая организация ведет коммерческую деятельность, то налоговая база по налогу на добавленную стоимость должна быть сформирована в обычном порядке. Доходы, полученные от реализации таких товаров, работ и услуг включаются в выручку от реализации. Налог на добавленную стоимость, который был уплачен поставщикам товаров, работ и услуг, если они будут применены для ведения коммерческой деятельности, можно отнести на расчеты с бюджетом, при условии, что будут соблюдены следующие требования ст. 171 и ст. 172 Налогового Кодекса:

  • постановка товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ), услуг производилась на основании первичных бухгалтерских документов;
  • ТМЦ и услуги приобретались для ведения коммерческой деятельности, подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость;
  • имеется счет-фактура поставщика, оформленный в соответствии с требованиями налогового законодательства.

В НК РФ не предусмотрено условие о применении вычета в зависимости от того, за счет каких средств производилась оплата поставщику за ТМЦ и услуги (постановление Президиума ВАС России за № 3266/07 от 04.09.07 года).

В связи с этим, мы считаем, что некоммерческие организации могут отнести на расчеты с бюджетом налог на добавленную стоимость по ТМЦ и услугам, которые были куплены за счет целевых взносов учредителей для применения этих активов в предпринимательской деятельности (письмо МФ РФ за № 03-03-04/4/194 от 28.12.06 года).

Порядок ведения раздельного учета

Если ТМЦ и услуги были приобретены для их применения в операциях, подлежащих обложению НДС и необлагаемых операциях, то некоммерческие организации в соответствии с письмом УФНС РФ по г. Москве за № 19-11/12142 от 09.02.07 года должны организовать раздельный учет таких операций и налога на добавленную стоимость по этим операциям.

В учетной политике предприятия для целей налогообложения должно быть предусмотрено, каким образом ведется раздельный учет (письмо УФНС РФ по г. Москве за № 24-11/68949 от 20.10.04 года).

Необходимо учесть, что если известно фактическое применение ТМЦ, работ и услуг для операций, подлежащих обложению или необлагаемых НДС, то НДС по ним нужно учитывать согласно статье 170 НК РФ (пункт 4, второй или третий абзац):

  • относится на стоимость ТМЦ, работ и услуг, если они приобретены для выполнения операций, не облагаемых НДС (статья 170 пункт 2 НК РФ);
  • относится на расчеты с бюджетом (принимается к вычету), если их приобретение связано с выполнением операций, облагаемых налогом (статья 172 НК РФ).

Если поступившие на предприятие ТМЦ, работы и услуги используются для выполнения операций, как подлежащих обложению НДС, так и не облагаемых им, то отнести эти затраты на конкретную деятельность и распределить (как и «входной» НДС, относящийся к этим затратам) в правильной пропорции на облагаемую и необлагаемую НДС деятельность очень сложно. Если быть точными, то невозможно распределить, какая часть налога может быть учтена в стоимости основных средств и нематериальных активов, и сколько можно отнести на расчеты с бюджетом. Чаще всего проблемы появляются, когда нужно распределить налог на добавленную стоимость по тем ТМЦ, работам и услугам, которые учитываются в составе общехозяйственных расходов (канцелярские товары, аренда помещений, справочные системы «Гарант» и т.д.).

Согласно статьи 170 пункт 4 НК РФ в подобной ситуации НДС необходимо распределять исходя из пропорции: определить долю стоимости отгруженных товаров, работ и услуг облагаемых НДС (или освобожденных от налога) в общей стоимости отгруженных в данном налоговом периоде товаров, работ и услуг.

Если выразиться иначе, это значит, что в расчете учитывается вся выручка от реализации товаров, работ и услуг, как не облагаемых, так и облагаемых НДС.

При расчете не обращают внимания, на каком из счетов бухгалтерского учета отражены доходы. Это может быть счет 90 «Продажи» и счет 91 «Прочие доходы и расходы» (письмо МФ РФ за № 03-06-01-04/133 от 10.03.05 года). При составлении пропорции не учитывается, была ли передача права собственности совершена на безвозмездной или возмездной основе.

В письмах МФ РФ за № 03-07-11/237 от 26.06.08 года, за № 03-07-11/232 от 20.06.08 года, письме ФНС России за № ШС-6-3/) от 24.06.08 года указано, что при расчете пропорции нужно брать сведения текущего налогового периода. При расчете НДС, налоговый период согласно статье 163 Налогового Кодекса - квартал, поэтому при расчете пропорции и НДС нужно брать данные за текущий квартал. С этой точкой зрения согласны налоговые службы и Министерство Финансов России (письмо ФНС РФ за № 3-1-11/150 от 01.07.08 года).

Чтобы данные при расчете пропорции были сопоставимы, стоимость отгруженных за текущий налоговый период товаров, работ и услуг, подлежащих обложению НДС, необходимо включать в расчет без НДС (письмо МФ РФ за № 03-07-11/208 от 18.08.09 года)

Конкретных указаний по ведению раздельного учета не существует, поэтому способ ведения бухгалтерского учета НДС по поступившим ТМЦ, работам и услугам нужно разработать и учесть в учетной политике организации работникам бухгалтерии предприятия.

Можно предусмотреть дополнительные субсчета к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям»:

  • 19/1 «НДС по операциям, облагаемым НДС»»
  • 19/2 «НДС по операциям, не облагаемым НДС»;
  • 19/3 «НДС по облагаемым и необлагаемым операциям».

Суммы налога, учтенные в течение квартала на субсчете 19/3 «НДС по облагаемым и необлагаемым операциям», в конце квартала распределяются пропорционально той доле, которую составляет стоимость отгруженных товаров, работ и услуг, облагаемых НДС, в общей стоимости всех отгруженных за данный налоговый период товаров, работ и услуг.

Заполнение налоговой декларации

МФ РФ приказом № 104н от 15.10.09 года утвердило «Порядок заполнения налоговой декларации по НДС», согласно которому раздел 7 нужно заполнять лишь при наличии подобных операций. Название операций указано в наименовании этого раздела и перечислено в пункте 44.3 данного Порядка.

В приложении № 1 к Порядку перечислены названия операций и их коды, которые нужно отражать в налоговой декларации.

Следовательно, если предприятие осуществляет нижеуказанные операции, то раздел 7 следует заполнять:

  • операции, не облагаемые НДС (освобожденные от уплаты налога) в соответствии со статьей 149 НК РФ;
  • операции, которые в соответствии со статьей 146 п.2 НК РФ не признаются объектом налогообложения;
  • операции, связанные с реализацией товаров, работ и услуг, местом реализации которых не является территория России согласно ст. 147, ст. 148 НК РФ;
  • Rating 4.50 (24 Votes)

Налогообложение некоммерческих организаций

Налогообложение некоммерческих организаций

Практика деятельности некоммерческих организаций заставляет их постоянно задумываться над вопросами налогообложения. Таким организациям приходится выяснять, какие системы налогообложения им доступны, какие типы налогов подлежат уплате в федеральный, региональный и местный бюджеты, как вести учет доходов и расходов. Система налогообложения некоммерческих организаций подразумевает соблюдение множества нюансов, разобраться в которых порой бывает очень трудно.

Какие особенности имеют бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций

Многие сообщества, которые занимаются общественной деятельностью, проходят процедуру регистрации в виде некоммерческой организации (НКО). В качестве таких объединений могут выступать различные фонды, общества, религиозные организации и пр.

Большинство организаций используют такой способ регистрации по прямому назначению, то есть для осуществления социально значимой деятельности на благо общества. Для других, недобросовестных организаций, регистрация в качестве НКО становится способом ухода от налогов благодаря льготным налоговым схемам. Для пресечения таких случаев создан Федеральный закон №7-ФЗ и другие специальные нормы, регулирующие эти виды деятельности. В законодательстве прописано, как статус НКО влияет на систему налогообложения.

Независимо от целей, с которыми была зарегистрирована организация, она будет являться полноценным участником налоговых взаимоотношений, ведь в законе прописаны четкие механизмы налогообложения некоммерческих организаций. Однако стоит отметить, что некоммерческие организации не играют существенной роли в финансовой системе государства.

Некоммерческие организации делятся на три типа:

    Негосударственные (общественные), которые финансируются из своей прибыли.

    Государственные (муниципальные), которые финансируются из соответствующих бюджетов.

    Автономные .

Налоговый кодекс РФ гласит, что любые некоммерческие организации должны точно так же предоставлять налоговые декларации с включением всех расчетов по налогам и сборам в федеральный, региональный и местный бюджеты.

Также НКО должны вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность на общих основаниях, прописанных в российском законодательстве.

В бухгалтерской отчетности НКО , необходимой для налаживания системы налогообложения некоммерческой организации, должны содержаться сведения об уставной и коммерческой работе. НКО могут сами разрабатывать и принимать формы бухотчетности на основе образцов, представленных Российским министерством финансов.

Если НКО не ведет предпринимательскую деятельность, соответственно, сведения об этом отсутствуют, организация может отказаться от предоставления следующих документов строгой отчетности:

    Отчета о корректировке капитала (форма №3);

    Отчета о движении финансов (форма №4);

    Приложения к бухбалансу (форма №5);

    Пояснительной записки.

Организации, получающие бюджетное финансирование, также обязаны предоставлять сведения об использовании этих средств. Их вносят в форму, утвержденную Минфином РФ, и включают в общую бухгалтерскую отчетность. Подача бухотчетности сопровождается письмом, в котором указываются сведения обо всех документах, включенных в ее состав.

Особенности налогообложения некоммерческих организаций по федеральным налогам

НДС и налог на прибыль

Эти два типа налогов чаще всего подлежат уплате при налогообложении некоммерческой организации. При их взимании в обязательном порядке учитываются льготы, обусловленные спецификой работы некоммерческих организаций. Эта специфика заключается в следующем:

    Извлечение прибыли не является приоритетной задачей НКО (в соответствии с Гражданским кодексом РФ). А на предоставление некоторых видов услуг некоммерческие организации должны получать лицензию;

    НКО вынуждены предоставлять юридическим и физическим лицам определенные услуги на возмездной основе или осуществлять иную деятельность, приносящую доход, чтобы обеспечивать свою основную деятельность. При этом НКО официально не регистрируются как предприниматели.

Эти две особенности оказывают существенное влияние на то, как НКО отчитываются о своих доходах. Перечень типов прибыли, которая может не включаться в список налогообложения некоммерческой организации при использовании доходов по назначению, определяется приказом Минфина РФ. Чтобы получить такие льготы, должны быть выполнены определенные условия, которые также прописаны в законодательстве.

В первую очередь, необходимо начать вести раздельный учет любых целевых поступлений и использовать их только в соответствии с тем, на каких условиях они получаются. По окончании финансового периода НКО обязана предоставить в налоговый орган отчетность об использовании доходов.

Кроме того, должны учитываться не только целевые поступления, но и прочие доходы. Их можно условно разделить на два вида:

    Реализационные доходы, получаемые по итогам предоставления услуг и выполнения работ;

    Внереализационные доходы, получаемые из прочих источников, не связанных с работой НКО (пени и штрафы за неуплату членских взносов, прибыль от собственности, сдаваемой в наем, и пр.).

Несоблюдение любого из этих условий может привести к полной потере любых льгот.

Все перечисленные виды доходов, которые делают работу выгодной, подлежат обязательному налогообложению некоммерческой организации (в соответствии с гл. 25 НК РФ). Налогооблагаемая база - это разница между размерами полученных доходов (без НДС и акцизов) и расходов, обоснованных экономическими параметрами и подтвержденных документами. К таким расходам относятся:

    Расходы на оплату труда работников;

    Материальные расходы;

    Амортизационные начисления;

    Прочие расходы.

В статье 41 Налогового кодекса РФ закреплено, что доходом может являться только экономическая выгода, получаемая НКО в натуральном или денежном эквиваленте. Таким образом, поступления, не принесшие НКО выгоды, налогами не облагаются (речь идет, к примеру, о транзитных платежах).

Документально подтвержденными могут считаться лишь те затраты, которые оформлены документально (договоры, авансовые отчеты и т.д.). Под экономически обоснованными подразумеваются траты, произведенные в соответствии с нормативами и правовыми актами, установленными в организации (командировочные, нормы расходования ГСМ и т.д.). Стоит отметить, что любые расходы могут производиться только в рамках той деятельности, которая имеет своей целью извлечение прибыли.

Налогообложение некоммерческих организаций, которые продают определенные товары или предоставляют какие-либо услуги, должно в обязательном порядке включать в себя НДС. Однако некоторые виды деятельности от этого налога могут освобождаться. Обратите внимание, что от НДС освобождаются именно определенные виды деятельности, а не организация в целом.

Чтобы познакомиться со списком услуг, по которым предусматриваются налоговые льготы, загляните в Налоговый кодекс РФ (глава 21, посвященная НДС). Коротко говоря, от налога на добавленную стоимость освобождаются все виды работ, которые считаются социально значимыми (например, присмотр за инвалидами и пенсионерами в муниципальных и государственных учреждениях социальной защиты населения). При этом на основе одной лишь социальной значимости работ НКО может и не получить льгот. В перечень дополнительных требований также входят:

    Наличие лицензии на право заниматься определенной деятельностью;

    Соответствие предоставляемой услуги определенным требованиям, например, по срокам или месту предоставления.

Помимо двух главных налогов, которые обязаны уплачивать все организации, существует огромное количество мелких налогов и сборов, о которых также не следует забывать.

Государственная пошлина

Государственная пошлина также является сбором, уплачиваемым в федеральный бюджет. При налогообложении некоммерческих организаций они уплачивают ее в случаях совершения юридически значимых действий: обращения в судебные инстанции для разрешения споров по финансово-хозяйственным вопросам. От уплаты государственной пошлины могут освобождаться как некоммерческие организации в целом, так и отдельные виды их деятельности.

В частности, от госпошлины освобождаются:

    Государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные ведомства, существующие за счет федерального бюджета. Обратите внимание, что организации, финансируемые из региональных и местных бюджетов, от уплаты государственной пошлины не освобождаются;

    Государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные объекты, где хранятся культурные ценности (они могут не уплачивать пошлину за вывоз этих ценностей);

    Общественные организации инвалидов — они полностью освобождаются от пошлин по любым нотариальным действиям, обращениям в суды различных уровней;

    Специализированные учебно-воспитательные заведения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением — они могут не платить за исполнительные надписи о взыскании с родителей задолженности по уплате средств на содержание их детей в таких заведениях;

    Государственные и муниципальные ведомства — они освобождаются от уплаты пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимость в органах регистрации РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

Таможенная пошлина

Ставка таможенной пошлины одинакова для всех, она не изменяется в зависимости от юридического и организационного статуса лица, перевозящего товары через таможню, типа сделки и иных критериев.

От таможенной пошлины освобождаются товары, а не юрлица. К числу освобожденных относятся:

    Товары, которые ввозятся в Россию или вывозятся из нее в качестве безвозмездной помощи и на благотворительные цели государств, правительств, международных организаций (в том числе оказание технического содействия);

    Гуманитарная помощь, ввозимая в Россию или вывозимая из нее, для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

    Учебные пособия для детсадов, школ, иных образовательных, а также лечебных заведений;

    Газеты, журналы, книги и иная печатная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой.

Налогообложение некоммерческих организаций по региональным налогам

Налог на имущество

Предоставлять отчетность по этому виду налога должны все организации - даже те, которые имеют право на льготу. Заявлять об этом праве необходимо одновременно с представлением налоговых деклараций. Чтобы подсчитать среднегодовую цену собственности, необходимо знать ее остаточную стоимость - она служит основанием для расчетов. Остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества - это разность между его изначальной ценой и амортизацией, которая начисляется ежемесячно. Такой порядок расчета применяется на единых основаниях как в коммерческом, так и в некоммерческом секторе (в том числе, в бюджетных организациях). В соответствии с налоговым кодексом РФ, ставка налога на имущество устанавливается в объеме 2,2%. Власти регионов могут ее снижать, поскольку весь объем собранного налога зачисляется именно в региональный бюджет субъекта РФ.

НКО можно разделить на три группы, каждая из которых имеет собственные системы налогообложения некоммерческих организаций в части уплаты налога на имущество.

В первую группу входят НКО, которые наделены федеральным законодательством безусловным правом на льготы на неопределенный срок. К этой категории относятся государственные научные организации; религиозные общества и объединения, обслуживающие имущество для религиозной работы (к примеру, культовые строения); организации, владеющие на разном праве памятниками истории и культуры всероссийского значения; ведомства уголовно-исполнительной сферы.

Ко второй группе относятся НКО, которые имеют условные льготы по налогу на имущество. Они освобождаются от его уплаты при определенных обстоятельствах. В эту категорию входят общества инвалидов, численность членов с ограниченными возможностями в которых составляет не менее 80%; общества, в штате которых состоит не меньше половины инвалидов.

Третья группа НКО состоит из некоммерческих партнерств и АНО (автономных некоммерческих организаций), автономных государственных и муниципальных ведомств, различных фондов (за исключением общественных). Эта группа лишена прав на льготы по налогу на имущество.

Региональные властные структуры могут не только снижать ставки налога на имущество, но и увеличивать список организаций, которые имеют право претендовать на такие льготы.

Транспортный налог

Система налогообложения некоммерческих организаций предусматривает уплату НКО транспортного налога в общем порядке. Такие организации обязаны уплачивать взносы за любые зарегистрированные транспортные средства, находящиеся в их собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении (речь идет об автомобилях, водных и воздушных судах, снегоходах и пр.).

Земельный налог

Земельный налог - это один из видов местного налога. Уплачивать его обязаны любые некоммерческие организации, которые имеют землю в собственности, бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении. Земля в бессрочное пользование отдается предприятиям государственной и муниципальной собственности, казенным ведомствам, органам госвласти и местного самоуправления.

Ставка земельного налога составляет полтора процента от кадастровой стоимости земли. Полностью освобождены от его уплаты органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; общества инвалидов, являющиеся единственными собственниками земли, численность людей с ограниченными возможностями в которых составляет не меньше 80%; религиозные объединения.

Бюджетные организации, занимающиеся культурой и спортом, искусством, кинематографией, образованием, здравоохранением в соответствии с федеральным законодательством не имеют права на льготы по земельному налогу. Скидки им могут дать только местные органы власти.

Упрощенная система налогообложения некоммерческих организаций

Использование упрощенной системы налогообложения некоммерческой организации избавит ее от:

    Налога на прибыль;

    Налога на имущество;

    Налога на добавленную стоимость (НДС).

Однако организация должна будет уплачивать единый налог, который взимается при использовании упрощенки:

    При выборе типа налогообложения «Доходы» — 6% с любых поступлений, которые признаются доходом в соответствии с НК РФ;

    При избрании объекта налогообложения «Доходы минус расходы» — 15% от разности между доходами и расходами или 1% — минимальный налог при отсутствии такой разницы (расходы полностью равны доходам либо превышают их).

Не забывайте, что целевые поступления, которые НКО получают и используют по назначению (согласно ч. 2 ст. 251 НК РФ), этим налогом не облагаются. При этом организация должна учитывать доходы и расходы по отдельности по всем полученным целевым поступлениям.

Гранты, целевые субсидии, пожертвования, членские взносы и взносы учредителей налогом не облагаются.

При использовании упрощенки руководитель фирмы может самостоятельно вести бухучет (то есть НКО может работать и без главбуха или специализированной аутсорсинг-компании, предоставляющей такие услуги в соответствии с законом «О бухгалтерском учете»).

Ранее упрощенная система налогообложения некоммерческих организаций имела и другие плюсы - сниженную ставку налога на зарплату сотрудников, отсутствие бухучета. Именно ради этого компании и переходили на упрощенку. Однако сейчас эти нормы исключены из Налогового кодекса РФ, поэтому никаких льгот, кроме описанных выше, УСН не предусматривает.

Можно сделать вывод, что использование УСН будет выгодным в следующих случаях:

    Если НКО продает товары, выполняет работы и предоставляет услуги на территории РФ (в том числе социальные или платные услуги своим участникам и пр.);

    Если НКО имеет в собственности имущество, которое учитывается на балансе фирмы в качестве основных средств. Речь идет о собственности, которая будет использоваться дольше 12 месяцев и стоит дороже 40 тысяч рублей - это помещения, автомобили, офисная техника и пр. Более подробные сведения о налогооблагаемом имуществе вы можете найти в соответствующей статье НК РФ.

Как перейти на упрощенное налогообложение некоммерческих организаций

Некоммерческая организация может перейти на упрощенную систему налогообложения, если:

    Ее доходы по итогам девяти месяцев работы не превышают 45 миллионов рублей (рассчитываются за год, в котором фирма подаёт заявление на переход к УСН);

    Средняя численность сотрудников фирмы не превышает ста человек (за отчетный период);

    У фирмы нет филиалов;

    Остаточная цена активов не превышает 100 миллионов рублей;

    Фирма не производит подакцизную продукцию.

Переход к упрощенной системе налогообложения некоммерческих организаций осуществляется с 1 января следующего года. Уведомить налоговый орган необходимо до 31 декабря года текущего. В уведомлении необходимо указать выбранный объект налогообложения, остаточную цену основных средств и объем доходов к 1 октября текущего года (то есть года, предваряющего тот, в котором будет осуществляться переход). Новые организации могут перейти к УСН не позже чем через месяц после даты постановки на учет в налоговой службе.

Таким образом, НКО, которые финансируются в рамках соцпроектов (грантов или субсидий), а также из членских взносов и пожертвований, при этом не имея в собственности дорогого имущества (дороже 40 тысяч рублей) со сроком использования больше года, не будут чувствовать на себе принципиальных различий между обычной и упрощенной системой налогообложения некоммерческих организаций.

Как только фирма получает в распоряжение какой-либо объект налогообложения некоммерческой организации (к примеру, в рамках соцпроекта покупает автомобиль или ноутбук, стоимость которого превышает 40 тысяч рублей), она должна заплатить по нему соответствующий налог до момента перехода к УСН (то есть до 1 января следующего года).

Впрочем, крупные покупки обычно планируются предприятиями загодя, поэтому НКО может рассчитать, когда приобретение такого имущества будет наиболее выгодным (к примеру, можно подать уведомление о переходе к УСН до 31 декабря текущего года, а совершить сделку уже после 1 января следующего года).

Таким образом, некоммерческая организация может не спешить переходить к УСН, пока в этом не появится острой необходимости. При этом использование УСН также не требует существенных расходов, а документооборот при ней увеличивается незначительно: всего на один документ, сдаваемый раз в год, - декларацию по единому налогу, выплачиваемому из-за перехода к УСН.

Если компания практически не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность (а большинство только что открывшихся НКО даже не заводят себе расчетный счет, а осуществляют все расходы из личных средств, которые не подлежат оформлению), УСН можно и не внедрять - это позволит немного сократить временные затраты на подготовку и сдачу нулевой отчетности.

Если компания планирует осуществлять мероприятия по собственному развитию, следует начать применение упрощенной системы сразу же, чтобы в дальнейшем не корректировать график продаж и организацию новых типов деятельности под сроки перехода к УСН.

Автономная некоммерческая организация: налогообложение по УСН и ЕНВД

Первым делом давайте узнаем, какие именно организации называются автономными. Это те фирмы, которые основаны на общественных началах и служат целям науки, культуры, спорта, здравоохранения и пр. Такая организация может быть создана как юридическими, так и физическими лицами. Доля каждого учредителя в общем капитале организации не должна превышать одну четверть. Каждый акционер передает свою собственность автономной некоммерческой организации безвозвратно. При этом учредитель не отвечает за потери организации, а сама АНО не расплачивается по обязательствам учредителей.

Чаще всего учредители автономных некоммерческих организаций задают вопросы о возможности применения упрощенной системы налогообложения некоммерческих организаций или налога на вмененный доход. Обе эти системы могут применяться в автономной общественной организации.

Как уже отмечалось выше, существует два вида уплаты налогов по УСН . Они отличаются друг от друга процентной ставкой. Так для вида «Доходы» она равна 6%, а для вида «Доходы - Расходы» - 15%. Следует точно рассчитать, какая экономическая составляющая будет облагаться большими ставками в вашей конкретной ситуации. Так в первом случае налог рассчитывают только от прибыли. Во втором проценты исчисляют от разницы между прибылью и затратами.

Чтобы проиллюстрировать методику вычислений, рассмотрим схему действия различных видов упрощенного налога на примере. Общественная организация «ВВВ» в течение определенного налогового периода получила прибыль в размере 485 тысяч руб. При этом на достижение целей она потратила 415 тысяч.

Для начала выполним расчеты по системе «Доходы». Для этого нужно перемножить прибыль организации и процентную ставку:

485 тысяч руб. * 6% = 29,1 тысяч руб.

Теперь рассчитаем налогообложение по типу «Доходы - Расходы». Для этого нам нужно вычесть из прибыли расходы и умножить полученный результат на процентную ставку:

(485 тысяч руб. - 415 тысяч руб.) * 15% = 10,5 тысяч руб.

В этой ситуации становится понятно, какую систему налогообложения некоммерческой организации следует выбрать. Не забывайте, что этот выбор индивидуален для каждой отдельно взятой компании. Он находится в строгой зависимости от сферы деятельности фирмы. Далеко не всегда система, подошедшая одной организации, будет выгодной и для другой, пусть даже аналогичной. Поэтому, прежде чем выбирать тип упрощенки, выполните простые подсчеты. Они сделают работу фирмы более экономичной.

Теперь подсчитаем ЕНВД . Для его вычисления возьмем специальную формулу:

ЕНВД = Б * П * К * КК * 15%.

Б - базовая доходность компании - уровень дохода, который устанавливается государством для каждого вида деятельности в отдельности.

П - физический показатель - число, установленное для каждого вида работ в отдельности в зависимости от числа сотрудников, рабочей территории и т.д.

КД - коэффициент дефляции, который устанавливается государством каждый год и учитывает целый спектр показателей.

КК - корректирующий коэффициент, предусмотренный органами местного самоуправления. Устанавливается для каждого региона с учетом его особенностей.

Налогообложение некоммерческих организаций: как часто нужно сдавать отчетность

Система налогообложения некоммерческих организаций предусматривает своевременную сдачу отчетности по всем видам уплачиваемых сборов. Для каждого из них предусмотрены свои сроки подачи деклараций, они прописаны в различных главах НК РФ.

Чаще всего календари подачи декларации составляются на каждый год, в них указываются виды отчетов и сроки их подачи. Такие календари содержатся в правовых базах.

Для примера рассмотрим сроки представления нескольких главных типов налоговых деклараций:

    Единый (упрощенный) налоговый отчет. Подается налогоплательщиками, деятельность которых не приводит к движению денежных средств на их счетах в банках или в кассе, не имеющими объектов налогообложения по соответствующим налогам (20.01, 20.04, 20.07, 20.10).

    Некоммерческие организации (НКО) не ставят в качестве главной цели своей деятельности получение прибыли. Они создаются для достижения социальных, благотворительных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в других целях, направленных на достижение общественных благ. Большинство НКО имеют право заниматься предпринимательской деятельностью , но при этом доходы, полученные от нее, они обязаны направлять на осуществление своей уставной деятельности.

    До введения главы 25 Налогового кодекса РФ в отношении НКО действовал принцип исключения их из числа налогоплательщиков. В настоящее время эти организации являются плательщиками налога на прибыль , но из объекта налогообложения исключают отдельные операции, касающиеся их деятельности. Рассмотрим порядок налогообложения, а также обозначим те проблемы, которые возникают при исчислении налогов у некоммерческих организаций.

    Налог на прибыль организаций

    НКО ведут свою уставную деятельность за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений. Основная особенность этих средств заключается в том, что средства целевого финансирования направляются на строго определенные проекты (мероприятия), а целевые поступления - на ведение уставной деятельности некоммерческих организаций.

    В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится полученное НКО и использованное ею по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - или федеральными законами, имущество в виде:

    Бюджетные учреждения

    В целях налогообложения прибыли доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав , и внереализационные доходы . Доходы бюджетного учреждения от оказания платных услуг первоначально направляются на покрытие расходов, связанных с ведением деятельности, направленной на получение дохода, и уплату налогов в соответствии с налоговым законодательством. Оставшаяся после налогообложения часть прибыли полностью зачисляется в доход соответствующего бюджета и доводится до учреждения в качестве бюджетного финансирования .

    Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль организаций не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

    Бюджетные учреждения ограничены в свободе распоряжения доходами от предпринимательской деятельности. Так, средства, полученные бюджетными учреждениями от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности , в части, оставшейся после уплаты налога, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов. А доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, признаются доходами бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 42 Бюджетного кодекса РФ).

    В сметах доходов и расходов бюджетного учреждения может быть предусмотрено два варианта финансирования расходов по оплате коммунальных услуг , услуг связи , транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств.

    Первый вариант - финансирование за счет двух источников, и тогда в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Однако в этой сумме для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах , полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и др.).

    Пример 1. На предстоящий год в смете бюджетного учреждения, финансируемого за счет средств федерального бюджета , предусмотрены следующие источники финансирования:

    Бюджетные средства -руб.;

    Доходы от предпринимательской деятельности руб.;

    Внереализационные доходы -руб.;

    Расходы на оплату коммунальные услуг, связь, транспортные расходы, ремонт основных средств - руб.

    Чтобы определить сумму расходов, уменьшающих доходы от предпринимательской деятельности, нужно рассчитать долю доходов от этой деятельности в общей сумме поступлений. Она составит 16,67%руб. :руб. х 100%). Значит, в целях налогообложения можно принять общехозяйственные расходы на суммуруб. (руб. х 16,67%). Остальные расходы в сумме руб. будут покрываться за счет бюджетного финансирования.

    Второй вариант - в сметах бюджетного учреждения не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств. Указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой деятельности.

    Подобный порядок учета общехозяйственных расходов бюджетного учреждения указан в п. 3 ст. 321.1 НК РФ. Следует отметить, что перечень распределяемых расходов является закрытым, т. е. все другие расходы не подлежат распределению между источниками финансирования. Но Минфин России в письме от 01.01.01 г. N /4/72 счел данный порядок применимым и в отношении земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество организаций при условии, что предпринимательская деятельность ведется с использованием всего имущества. По мнению автора, этот вопрос является спорным, так как бюджетное учреждение имуществом наделяется на праве оперативного управления , а следовательно, и расходы по содержанию предоставленного имущества должны покрываться собственником за счет бюджетных ассигнований.

    Бюджетное учреждение может приобретать основные средства за счет предпринимательской деятельности и использовать их в ней. Может ли оно в этом случае их амортизировать в целях исчисления налога на прибыль организаций? В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ такая возможность у бюджетного учреждения имеется, но как быть, если приобретенные основные средства за счет доходов от предпринимательской деятельности используются в обоих видах деятельности ?

    По этому поводу никаких разъяснений финансовое ведомство не давало. Существует только письмо Минфина России от 3 октября 2003 г. N /3/74 по вопросу начисления амортизации в отношении основных средств, приобретенных за счет целевого финансирования и используемых в предпринимательской деятельности. В письме говорится, что налоговым законодательством не предусмотрено распределение сумм начисленной амортизации между уставной и коммерческой деятельностью НКО в случае приобретения основных средств за счет целевых поступлений.

    Так как данный вопрос не урегулирован налоговым законодательством, то во избежание налоговых рисков не следует начислять амортизацию основных средств, если они одновременно используются в уставной и предпринимательской деятельности независимо от источника их приобретения.

    При реализации имущества, не являющегося амортизируемым, в целях налогообложения прибыли необходимо учитывать положения подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ. Согласно данной норме при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг , продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией. Расходы же, учитываемые в целях налогообложения прибыли, должны отвечать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

    Таким образом, если основное средство эксплуатировалось в уставной деятельности, не направленной на получение дохода, то убытки от реализации средства не соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и поэтому не учитываются в целях налогообложения прибыли (см. письмо Минфина России от 01.01.01 г. N /4/68). По мнению УФНС России по г. Москве (письмо от 01.01.01 г. N 20-12/037687), при реализации данного имущества НКО вправе уменьшить доходы от таких операций только на сумму расходов, непосредственно связанных с реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

    Автономные учреждения

    Среди некоммерческих организаций появилась новая форма - автономное учреждение, которое создается для выполнения работ , оказания услуг, необходимых для реализации полномочий соответствующих государственных или муниципальных органов в пределах их компетенции в сферах, указанных в п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях*(1). В отличие от бюджетного учреждения, имущественная ответственность которого ограничена находящимися в его распоряжении денежными средствами , автономное учреждение отвечает по обязательствам не только денежными средствами, но и любым другим закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом, за исключением движимого и недвижимого, указанного в п. 4 ст. 2 названного Закона. Собственник имущества (учредитель) автономного учреждения не вправе претендовать на получение дохода от деятельности такого учреждения и от использования его имущества, поскольку указанные доходы поступают в распоряжение учреждения.

    Автономное учреждение, так же как и бюджетное, сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования, но, не являясь бюджетополучателем, перестает быть бюджетным, оставаясь в статусе НКО. Значит, положения ст. 321.1 НК РФ, например обязанность вести в целях исчисления налога на прибыль раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников, на автономные учреждения не распространяются.

    К необлагаемым доходам автономного учреждения относятся поступления в виде финансового обеспечения задания учредителя. Это будут субсидии:

    На возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам;

    Возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества ;

    Уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки .

    Для некоммерческих организаций к необлагаемым доходам в виде целевых поступлений ст. 251 НК РФ относит вступительные, членские, паевые взносы , пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые поступают товариществу от собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу от их членов.

    Чтобы указанные суммы не облагались налогом, к ним предъявляются следующие требования:

    Членские взносы, их размер и периодичность уплаты должны быть предусмотрены уставом организации. Они могут быть направлены на содержание аппарата управления , но не на оказание услуг в пользу отдельных членов организации;

    Пожертвования можно делать только гражданам, лечебным воспитательным, учебным, научным учреждениям, фондам, музеям, общественным и религиозным организациям , государству и муниципалитетам. НКО, не перечисленные в ст. 582 Гражданского кодекса РФ (ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, коллегии адвокатов, автономные некоммерческие организации, профсоюзные организации), не вправе получать пожертвования.

    В отношении отчислений на формирование резерва на проведение ремонта следует отметить, что в ст. 324 НК РФ описан порядок формирования такого резерва коммерческими организациями. Так, налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых в учетной политике для целей налогообложения.

    Однако следует учесть, что встречаются ситуации, когда НКО не имеет в собственности основных средств, а обязана ремонтировать, например, общее имущество членов товарищества собственников жилья.

    Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода. Но если НКО не ведет предпринимательскую деятельность, то и расходов, в счет которых надо списывать отчисления в резерв, у нее нет.

    Кроме того, по смыслу ст. 324 НК РФ средства, поступающие на ремонт не от членов НКО, облагаются налогом на прибыль. Значит, средства, полученные на ремонт многоквартирного дома не от членов ТСЖ, а от жильцов, живущих в этом доме и не являющихся членами ТСЖ, будут включены в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Согласитесь, что такая норма противоречит природе данных поступлений, так как они являются целевыми независимо от того, перечислил их член ТСЖ или лицо, не являющееся таковым.

    Не облагается налогом на прибыль организаций имущество, переходящее НКО по завещанию в порядке наследования, суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов , бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на ведение уставной деятельности таких организаций, а также средства и иное имущество, которые получены на благотворительность.

    Учреждение может быть не только государственным, но и частным, поэтому использованные по целевому назначению поступления от собственников учреждения не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

    Некоммерческие организации могут формировать целевой капитал, что регламентируется Федеральным законом от 01.01.01 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". В соответствии с данным Законом целевой капитал НКО представляет собой сформированную за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть ее имущества, переданную НКО в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности данной организации. В связи с этим не подлежат налогообложению не только денежные средства, полученные НКО на формирование целевого капитала, но и средства, полученные НКО - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал.

    Все иные поступления НКО, не вошедшие в список необлагаемых в соответствии со ст. 251 НК РФ, подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль. Так, если вернуться к ТСЖ, то средства, перечисляемые ТСЖ его членами в виде платы за коммунальные услуги, являются его доходами, но одновременно можно признать в том же размере и расходы в виде средств, перечисляемых коммунальным службам.

    НКО может разместить временно свободные целевые средства на депозитных счетах, вложить их в краткосрочные ценные бумаги. Возникнет ли в этом случае внереализационный доход? Минфин России в письме от 01.01.01 г. N /4/17 высказал мнение в пользу НКО: "Поскольку при размещении на депозитных счетах в учреждениях банков и в ценных бумагах свободных остатков средств, полученных в виде добровольных имущественных взносов, целевого финансирования и целевых поступлений, конечные цели их использования не могут быть определены, то указанные операции некоммерческих организаций следует рассматривать как формы сохранения, а не расходования денежных средств".

    Таким образом, сам факт перечисления временно свободных целевых средств, например, на депозитный счет не образует внереализационный доход, но доходы, полученные от такого размещения, кроме доходов от целевого капитала, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Такие доходы не могут быть уменьшены на произведенные расходы, если указанная деятельность по временному размещению средств не является предпринимательской деятельностью НКО.

    В соответствии со ст. 251 НК РФ в случае использования средств целевого финансирования не по назначению, НКО должна уплатить в бюджет налог на прибыль. Поэтому важным условием освобождения целевых поступлений от обложения налогом на прибыль является организация раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

    Налог на добавленную стоимость

    Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации, и исключений для некоммерческих организаций в Кодексе не сделано. Получаемые НКО целевые средства не связаны с реализацией работ, выполнением услуг, поэтому целевые и членские взносы, пожертвования, гранты, бюджетные ассигнования и т. п. не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость .

    Для отдельных НКО предусмотрено освобождение от НДС совершаемых ими операций. Так, в соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования , указанным в лицензии) или воспитательного процесса. В силу подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые учреждениями культуры и искусства, в том числе реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности .

    НДС, уплаченный при приобретении имущества, услуг НКО, учитывается в стоимости этого имущества (услуг). Если имущество и приобретаемые работы и услуги некоммерческие организации используют как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях, то суммы налога принимаются к вычету либо учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС или освобожденных от налогообложения. Способ отражения "входного" НДС организация определяет сама в учетной политике в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ. При отсутствии раздельного учета НКО теряет право на налоговый вычет "входного" НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в рамках коммерческой деятельности и использованным в операциях, облагаемых НДС.

    При реализации имущества НКО налог на добавленную стоимость рассчитывается со всей суммы продажи. Но если у НКО имеется счет поставщика на приобретение этого имущества, где указан НДС, учитываемый в составе стоимости имущества , налог рассчитывается с разницы между продажной ценой с НДС и покупной ценой с НДС, что соответствует требованиям п. 4 ст. 164 НК РФ.

    Одним из самостоятельных объектов обложения НДС является выполнение строительно-монтажных работ (СМР) собственными силами. Если, например, НКО по совершаемым ею операциям освобождена от уплаты НДС, то при строительстве хозяйственным способом на СМР, выполненные собственными силами, следует начислять НДС последним числом каждого налогового периода. Если возникает налоговая база по НДС, можно ли применить налоговые вычеты?

    В отношении выполнения СМР для собственного потребления вычеты условно можно разделить на три вида - в размере сумм налога:

    Предъявленных налогоплательщику подрядными организациями при осуществлении ими капитального строительства (абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ);

    Предъявленных налогоплательщику по товарам, работам, услугам, приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ (абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ);

    Исчисленных налогоплательщиком самостоятельно со стоимости СМР, выполненных для собственного потребления (абз. 3 п. 6 ст. 171 НК РФ).

    Следует иметь в виду, что в отношении первых двух видов вычетов никаких ограничений в НК РФ нет. Это значит, что НКО при выполнении СМР по строительству за счет целевых средств объекта, предназначенного для уставной деятельности, имеет право при уплате НДС в бюджет на налоговый вычет по НДС в составе счета подрядчика и в составе счетов за материалы, услуги, связанные со строительством.

    В отношении третьего вида вычетов следует отметить, что, если имущество не предназначено для совершения операций, облагаемых налогом, и если стоимость имущества не подлежит включению в расходы (в том числе через амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций, вычет применить нельзя. НДС, начисленный со стоимости СМР для собственного потребления, будет включен в первоначальную стоимость строящегося объекта.

    ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

    *(1) Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

    Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.

    Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.

    Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права

    Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».

    Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

    Тип НКО и порядок налогообложения

    Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

    • муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
    • общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
    • автономные — финансируют себя сами.

    ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.

    Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

    Общие правила налогообложения НКО

    Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

    • прибыль не составляет их основную цель;
    • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
    • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

    Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

    1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
    2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

    Особые правила взимания налога на прибыль

    Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться . Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

    1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
    2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
      • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
      • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

    Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

    СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

    Специфика обложения некоммерческих структур НДС

    Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты , если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:

    • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
    • работа в центрах соцзащиты;
    • занятия с детьми в бесплатных кружках;
    • врачебные услуги частных медиков;
    • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
    • благотворительные культурные мероприятия и др.

    Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

    • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
    • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
    • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

    В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

    Другие федеральные налоги для НКО

    Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

    1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
      • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
      • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
      • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
      • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
    2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.

    Региональное налогообложение НКО

    Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.

    Налог на имущество

    Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

    Для НКО разных типов порядок взыскания и льгот на него отличается:

    1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
      • организации религиозного характера и обслуживающие их;
      • научные госструктуры;
      • уголовно-исполнительные ведомства;
      • организации-собственники культурных и исторических памятников.
    2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
    3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

    Налог на землю

    Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

    • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
    • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
    • религиозные структуры.

    К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

    Транспортный налог

    Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.

    Общий режим или УСН

    НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики ограничиваются единым налогом, не оплачивая:

    • налог на прибыль;
    • налог на имущество;

    Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).

    ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.