Программы кфх. Дополнительные отрасли хозяйствования

В целях эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется комплекс мер государственной поддержки, включающий финансовую и организационную помощь. Так, с 1 января 2014 г. упрощен порядок предоставления земельных участков для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Заявления могут быть поданы главами фермерских хозяйств или фермерскими хозяйствами, зарегистрированными в качестве юридических лиц, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления либо в создаваемые в настоящее время многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг .

Важное значение имеет и надлежащее правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, которое должно четко определять особенности их правового положения, обеспечивать интересы членов хозяйства и самого хозяйства как участника хозяйственного оборота.

Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств устанавливаются Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) (п. 5 ст. 23, ст. 86.1, 257-259), Федеральным законом от 11 июня 2003 г. No 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другими нормативными актами.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. No302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» § 2 гл. 4 дополнен подпараграфом 3.1, содержащим ст. 86.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Данная норма предусматривает возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, являющееся юридическим лицом, представляет собой добровольное объединение граждан, соединяющих имущественные вклады для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии.

Оно может образовано на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства гражданами, ведущими совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица.

Анализируя это новое положение, целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. Законодатель располагает ст. 86.1, именуемую «Крестьянское (фермерское) хозяйство», в разделе «Юридические лица». В то же время о крестьянском (фермерском) хозяйстве речь идет и в других статьях ГК РФ (п. 5 ст. 23, ст. 257–259). Однако в указанных нормах регламентируется деятельность крестьянских (фермерских) хозяйствах без образования юридического лица. На наш взгляд, в связи с этим целесообразно в п. 5 ст. 23ГК РФ сформулировать положение о возможности создания крестьянского (фермерского) хозяйства с образованием юридического лица, указав на соответствующие нормы, предусматривающие деятельность таких фермерских хозяйств.

2. Давая определение крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, законодатель подчеркивает, что это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Следует заметить, что в зарубежном законодательстве (Канады, Германии Польши, Китая) также распространены семейные сельскохозяйственные производства .

В действующем российском законодательстве применительно к крестьянскому (фермерскому) хозяйству – юридическому лицу о наличии между членами хозяйства родства и (или) свойства не упоминается. В то же время содержащаяся в п. 1 ст. 86 ГК РФ отсылка к ст. 23 ГК РФ и далее к Закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве не позволяет безоговорочно сделать такой вывод. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. No74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более

чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет. И только в качестве исключения членами фермерского хозяйства могут быть граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Однако максимальное количество таких граждан не может превышать 5 чел.

В разделе «Юридические лица» ГК РФ нормы ст. 86.1 расположены между хозяйственными товариществами и обществами. Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство следует рассматривать как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица. Вместе с тем правовое регулирование рассматриваемого юридического лица содержит отдельные положения, предусмотренные для хозяйственных товариществ и обществ. Так, для гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается запрет на участие в других крестьянских (фермерских) хозяйствах, так же как и для полных товарищей в хозяйственных товариществах. Члены хозяйства несут субсидиарную ответственность по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства, как и участники общества с дополнительной ответственностью, но без указания на возможность ее ограничения в соотношении со стоимостью долей участников общества.

С введением в действие ст. 86.1 ГК РФ возникает вопрос о ее соотношении с ранее установленными положениями ст. 259 ГК РФ, согласно которой члены крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства могут создать хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

В этом случае хозяйственное товарищество или производственный кооператив как юридические лица обладают правом собственности на имущество, переданное им в качестве вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное и приобретенное в процессе его деятельности. При этом вкладами участников являются их доли в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Таким образом, при отсутствии разграничения между нормами ст. 86.1 и ст. 259 ГК РФ возможно создание членами крестьянского (фермерского) хозяйства юридического лица в форме хозяйственного товарищества, производственного кооператива, а также крестьянского (фермерского) хозяйства – юридического лица. В сложившейся ситуации не ясно, каким образом и по каким основаниям может осуществляться выбор соответствующей организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В РФ действует целый ряд программ, направленных на поддержку и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств:

Целевая программа Минсельхоза России «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы»;

Целевая программа Минэкономразвития России «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая КФХ»;

Общепредпринимательские программы поддержки начинающих;

Областные и муниципальные программы развития крестьянско-фермерских хозяйств.

Основной программой поддержки фермерского хозяйства является Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением

Основные цели Программы: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной

активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Для достижения вышеперечисленных целей важную роль играет стимулирование граждан к объединению в крестьянские (фермерские) хозяйства для ведения совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, чему должны способствовать следующие направления государственной экономической политики:

1.Повышение эффективности государственной поддержки финансового

благосостояния сельского хозяйства. Согласно Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной

стабильности в 2015 году государство выделяет дополнительные средства из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства в размере 50 млрд. рублей из 2,3 трлн. рублей, заложенных в антикризисный план, что представляется недостаточным в условиях экономического эмбарго и тенденции к импортозамещению . Также необходимо установить эффективный контроль расходования выделенных средств, при этом финансы должны быть направлены не только на поддержание существующих государственных объектов сельского хозяйства, но и быть доступными для развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. Поддержание системы кредитования и субсидирования крестьянских (фермерских) хозяйств в целях обеспечения доступности краткосрочных и

долгосрочных кредитов.

3. Совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и эффективности устранения безосновательного завышения цен на рынке. В настоящее время Генпрокуратура России проводит масштабные проверки по выявлению причин роста цен на социально значимые продукты, а также комплекс мер, направленных на борьбу с недобросовестными предпринимателями, поставщиками и торговцами. При дальнейшем обострении ситуации на рынке Правительству

Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. No 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует воспользоваться своим правом на госрегулирование цен на социально-значимые товары.

4. Создание условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения и создании крестьянских (фермерских)

хозяйств, содействие в социальном обустройстве членов крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских поселениях.

5. Стимулирование развития совместной организации труда в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

6. Развитие инфраструктуры рынков, необходимых для реализации товаров крестьянским (фермерским) хозяйством.

7. Освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском хозяйстве, пищевой промышленности: рост плодородия и урожайности, расширение территорий для посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем, ускоренное развитие животноводства.

8. Формирование общего продовольственного рынка в рамках таможенного союза государств – членов Евразийского экономического сообщества с привлечением ресурсов и возможностей крестьянских (фермерских) хозяйств.

9. Совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

Особое внимание необходимо уделять осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, безработицы и обеспечение приоритетной поддержкой наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации собственного крестьянского

(фермерского) хозяйства, особенно в условиях притока граждан Украины из мест ведения боевых действий.

Следует отметить, реализация вышеперечисленных мер должна способствовать развитию сельскохозяйственного сектора экономики государства, появлению благоприятных условий для создания объединений граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства (крестьянских (фермерских) хозяйств), обеспечению импортозамещения и, как следствие, продовольственной независимости и национальной безопасности Российской Федерации .

В целом в субъектах Российской Федерации отмечается формальный подход к осуществлению государственной поддержки фермеров, не учитывающий, в том числе актуальность, экономическую и социальную значимость такой поддержки.

Информационно-разъяснительная работа с муниципальными образованиями и КФХ, проводимая органами управления АПК субъектов Российской Федерации, является недостаточно эффективной.

Для активизации работы по оказанию государственной поддержки фермеров предлагает провести в субъектах Российской Федерации следующие мероприятия:

1) обеспечить совместно с региональными отделениями Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее – АККОР) доведение информации о реализуемых мерах государственной поддержки до каждого главы КФХ;

2) пересмотреть порядки расходных обязательств с целью снятия барьеров по оформлению и получению субсидий на возмещение части затрат КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

3) создать возможности консультативной поддержки фермеров на муниципальном уровне.

При этом важно не только поддерживать крестьянско-фермерские хозяйства, но и обеспечивать эффективность их функционирования.

Исследование крестьянских и фермерских хозяйств показало, что основными факторами, определяющими эффективность труда в них, являются размер хозяйства, структура производства, цены на произведенную продукцию, затраты на ее производство, распределение прибыли, наличие или отсутствие государственной поддержки, производительность труда.

Основной проблемой, определяющей положение и перспективы крестьянских и фермерских хозяйств, является неурегулированность цен на продукцию, их независимость от производителя и низкий уровень, не позволяющий добиться минимального уровня рентабельности для самофинансирования и расширенного воспроизводства.

Низкий уровень цен реализации влечет за собой ряд других проблем деятельности хозяйств, среди которых:

Отсутствие новой техники и невозможность ее купить;

Недостаточные объемы элитных семян, удобрений, поголовья племенных животных;

Нехватка помещений и оборудования для хранения урожая и, часто, необходимой инфраструктуры (фермер не может ее построить из-за отсутствия денег);

Низкое качество рабочей силы из-за невозможности установить достойный уровень заработной платы и пр.

В Российской Федерации существует механизм закупочных интервенций, регулируемый Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" . Его суть заключается в закупке сельскохозяйственной продукции государством при снижении цен ниже минимальных расчетных. В ходе проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время механизм закупочных интервенций не приводит к стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции для фермерских и крестьянских хозяйств.

Результаты наблюдений и исследований позволили из всех вариантов развития крестьянских и фермерских хозяйств выбрать два альтернативных, являющихся наиболее перспективными:

    Сохранение и усиление уже сложившейся тенденции выбывания слабых и укрупнения оставшихся хозяйств, которые самостоятельно решают проблемы сбыта произведенной продукции в рамках собственного видения и возможностей, и пользуются ресурсами, предоставляемыми государственными программами и банками.

    Разработка мер по совершенствованию уже существующих программ государственной поддержки крестьянских и фермерских хозяйств, которые помогут не только сохранить, но и повысить их количество путем повышения привлекательности сельскохозяйственного труда.

Финансовая поддержка фермеров сегодня является одной из приоритетных задач государства, особенно в условиях нынешнего кризиса. Именно с этой целью сельхозпроизводителям предлагаются различные целевые субсидии, которые можно потратить и на открытие своего дела в области сельского хозяйства, и на модернизацию или расширение уже действующего хозяйства. Субсидии фермерам в 2015 году выделяются на федеральном и региональном уровне.

Поддержка фермеров в условиях действия санкций

Антироссийские санкции затронули сельскохозяйственных производителей, возможно, в первую очередь. Фермеры терпят убытки, теряют налаженные каналы сбыта продукции. О развитии бизнеса в таких условиях говорить не приходится. Но все же с целью поддержки производителей Правительством была выделена субсидия для фермеров в сумме 3,375 миллиарда рублей.

Какие субсидии можно получить сегодня от государства фермеру-новичку или малому сельхозпредприятию? Распределение помощи таково:

  • семейные животноводческие фермы получат в общем 1,425 млрд рублей госпомощи;
  • фермерские хозяйства, оформляя землю в собственность, получат порядка 50 миллионов рублей;
  • на бытовое обустройство начинающим фермерам-предпринимателям государство выделит 1,9 млрд рублей.

В 2015 году финансирование получат 83 региона (в 2014 - 77), в том числе Крым. Все полученные субсидии фермеры вправе потратить на такие цели:

  • увеличение поголовья скота;
  • покупка оборудования, материалов;
  • приобретение посадочного материала, удобрения, корма;
  • покупка участков для ведения на них сельхозбизнеса и другое.

Субсидии будут распространяться по регионам неравномерно. В первую очередь суммы будут выделены тем регионам, которые наиболее пострадали от санкций, самых неразвитых и нуждающихся в поддержке. Так, наибольшие субсидии будут у Дагестана (260 миллионов на регион) и Ставропольского края (свыше 300 миллионов).

Субсидия начинающим фермерам в 2015 году выделяется в рамках федеральной программы госпомощи. Однако для получения таких средств необходимо соблюсти определенные условия:

  • зарегистрироваться в качестве ООО, ИП;
  • иметь стартовый капитал (собственные средства) в сумме не меньшей, чем 100 тысяч рублей;
  • составить грамотный, продуманный бизнес-план, который устроит комиссию по выдаче субсидий.

Выделяемые средства имеют строго целевое назначение. Контроль над их расходом будет осуществляться на всех этапах. Так, если субсидия на развитие сельского хозяйства выделяется начинающему фермеру, то тратить деньги госпомощи он вправе только согласно бизнес-плану, им же и разработанного. По окончании определенного времени - квартала, года - комиссия проверит, куда «ушли» средства. В случае если найдутся нарушения, субсидию придется вернуть государству.

На протяжении времени пользования субсидией обязательно стоит сохранять чеки, договоры на поставку, накладные и квитанции о приобретении оборудования, материалов и иного. Кроме трат, комиссия рассматривает эффективность использования помощи от государства: достигнуты ли цели и задачи, поставленные в бизнес-плане, повысилась ли доходность и рентабельность предприятия?

Как получить субсидию?

Предприятие-претендент должно соответствовать определенным критериям, перед тем как получить субсидии фермерам:

  • Получить субсидии на поддержку бизнеса могут начинающие фермеры или состоявшееся предприятие, нуждающееся в развитии.
  • К начинающим фермерам причисляют россиян со средним или высшим образованием, зарегистрированных как ИП и/или являющихся главой КФХ, имеющий опыт в сельхозобласти. Для КФХ действуют дополнительные требования: проживание в местности, где ведется сельское хозяйство в течение минимум одного года, подача заявки один раз за время деятельности хозяйства.
  • Если речь идет об ИП, то он должен пройти регистрацию за три года или более до подачи заявки и уже реализовать продукцию сельского хозяйства минимум на 30 тысяч рублей.
  • Кроме КХФ и ИП, в подпрограмме по выделению субсидии могут участвовать сельхозкооперативы, микропредприятия, личные подсобные хозяйства.

Признаками начинающего хозяйства (малого предприятия) можно считать:

  • численность сотрудников для малых предприятий - не более 100 человек, для микропредприятий - максимум 15 человек;
  • участие юрлиц в составе предприятия не превышает 25% от общего размера капитала;
  • выручка без учета НДС не выше значений, которые устанавливаются для малых предприятий государством в начале каждого года.

Если бизнес держится на плаву более трех лет, субсидия может быть выделена на развитие (расширение) хозяйства. В этом случае субсидия выделяется на такие цели:

  • возмещение затрат по взятым ранее кредитам;
  • оплата процентов.

Кредиты выделяются на различные цели. Предельная сумма кредита для фермеров - 40 миллионов рублей. Срок - максимум 8 лет. Чем дольше существует предприятие, тем на большую сумму кредита оно может рассчитывать. Для получения кредита также необходимо соответствовать условиям: регистрация ИП или ООО, российское гражданство, численность сотрудников и так далее.

Кредиты для сельхозпроизводителей под 25-30%, которые сегодня предлагают банки, практически неподъемные для начинающего фермера или небольшого КФХ. Именно система субсидирования призвана обеспечить кредитование аграриев России при ставке 10-15%. Только такая ставка по кредитам будет под силу аграриям, и то далеко не всем.

Действительность современного рынка сельской продукции не может пока обойтись без государственной поддержки. Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства в РФ, когда происходит «извне» давление на аграрную безопасность России, этим вопросом задаются многие начинающие бизнесмены.

Финансовая поддержка аграрного бизнеса всегда является приоритетным направлением в решении государственных задач. Существует много целевых региональных программ субсидирования фермерского бизнеса, а также происходит субсидирование на федеральном уровне сельских хозяйств с целью развития деятельности. Рассмотрим, как это происходит доступным языком для начинающих бизнесменов.

Правительством России в реалиях современной обстановки проработаны инструменты помощи сельскому хозяйству. Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, начинающим бизнесменам? Сейчас создалась уникальная возможность в развитии собственного хозяйства с поддержкой государством, только в этом году выделено больше 3 миллиардов рублей на поддержание фермерских хозяйств.

Распределяется государственная помощь по следующим параметрам, это :

    На фермы семейного вида с направлением деятельности животноводство, могут получить до 1,5 миллиарда рублей.

    Сельские хозяйства, которые оформляют в собственность землю, могут рассчитывать на 50-60 миллионов рублей.

    Начинающим фермерам для обустройства вида деятельности государство готово помочь на 2 миллиарда рублей.

В 2018 году помощь оказывается более чем в 80 регионах страны, а также в Крыму. Фермер может потратить государственную помощь для решения задач, а именно :

    развитие фермы, увеличение поголовья;

    для приобретения нужного оборудования, которое необходимо в развитии хозяйства;

    покупка посадочного материала, кормов для скотины, удобрений;

    для приобретения земельных наделов с целью видения на них сельскохозяйственной деятельности.

Государственная помощь на территории РФ распространяется по мере необходимости, иными словами регионам которые больше ощутили воздействие от внешнего давления, выделяются большие суммы субсидий. В 2018 году Ставропольский край и Дагестан получат наибольшую помощь.

Начинающий предприниматель в организации фермерского хозяйства получает помощь по федеральной программе, когда он соблюдает требуемые условия, это :

    деятельность должна быть зарегистрирована как ИП или «ООО»;

    наличие собственного финансирования не меньше 100 000 рублей;

    иметь оправданный бизнес план, который четко показывает рентабельность фермы и может комиссию убедить о выдаче субсидии.

Полученные деньги можно тратить только по целевому предназначению. Расход средств сельскохозяйственным предприятием осуществляется на всех этапах, по бизнес плану. В установленный интервал времени комиссия по выдаче субсидий проверят правильное расходование денег. Обнаружение фактов не целевого применения средств, означает возврат предпринимателем субсидий государству.

В период использования субсидий, фермеру надо всегда сохранять документы, подтверждающие правильно потраченные деньги, это могут быть: чеки, накладные о покупке материалов, договора поставок кормов, квитанции на покупку оборудования, другие подтверждающие документы.

Кроме правильности потраченных средств, комиссией рассматривается вопрос эффективности их использования, это: решены с помощью гос. помощи нужные задачи, достигнуты ли цели по бизнес плану фермера, насколько поднялась рентабельность хозяйства.

Как влияют региональные власти на выделение субсидий

Получение субсидий для фермерских хозяйств в регионах происходит по-разному, так как учитываются приоритеты направления деятельности региона. Начинающий фермер может претендовать в своем регионе на получение субсидий при предъявлении полного набора нужных документов: заявление, бизнес-план, который показывает рентабельность деятельности. Субсидии распределяются через ЦЗН, где указываются приоритетные направления, а также подтверждающие на момент получения помощи статус безработного.

Консультантами маркетологами был прозондирован вопрос оказания помощи фермерскому хозяйству по государственной программе в разных регионах. Влияние чиновников на решение о выделении субсидий большое, по мнению специалистов, главное это войти к ним в доверие, так как они считают почти каждого начинающего фермера «проходимцем», который желает взять деньги у государства и затем «раствориться».

По мнению специалистов больше шансов на получение субсидий у тех, кто уже занимается сельскохозяйственной деятельностью. Комиссия может выехать на указанный адрес и рассмотреть фермерское хозяйство с последующей проверкой на правильное использование денег.

Каждый регион России оказывает помощь тем хозяйствам, которые ведут деятельность по безопасности продовольственной программы региона. Для примера можно остановиться на молочной продукции, когда региону надо 2 тысячи тонн молока для обеспечения потребностей, а фермер желает заниматься не молочной породой поголовья, а мясной, увеличивать количество поставок мяса. Естественно, чиновники в регионе не дадут разрешения на получение субсидии, так как собственная продовольственная безопасность важнее.

Сегодня как никогда сельское хозяйство нуждается в государственной помощи. Не секрет что многие территории для ведения сельских работ приходит в негодность, уменьшается престиж работы на земле, получение ожидаемой прибыли становится сложным вопросом из-за сложности реализации урожая.

Государством в лице назначенных чиновников понимается важность решения сельскохозяйственных вопросов, для этого созданы программы, которые должны исправить создавшуюся ситуацию. Сейчас выделяются гранты и помощь для работы на земле.

Какие приоритеты в государственной помощи

Субсидии фермерским хозяйствам в этом и последующих годах выдаются на основании программы государственной помощи, в которой запланировано развитие сельского хозяйства, спланирован рынок сбыта продукции.

Каждая программа правительства имеет приоритеты, которые решают собственные задачи, это :

    Экономическая область деятельности ─ должна решить вопрос рентабельности фермерских хозяйств.

    Институциональная область ─ увеличение кооперации среди сельских хозяйств, развитие комплексов продовольствия, создание сельскохозяйственного кластера.

Для этих целей есть разные инструменты оказания помощи, это :

    выдача региональными властями субсидий фермерским хозяйствам;

    целевые гранты по регионам;

    конкурсные программы;

    консультационная помощь.

Ежегодные программы могут дополняться, видоизменяться по мере необходимости потребностей региональных властей. В начале года она появляется в разработке, затем учитываются местные нужды, и только к весне она может быть доступна для ознакомления.

Каким критериям должно соответствовать сельское предпринимательство

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда не знаешь, подходит ли твое хозяйство под критерии? Важно, по мнению специалистов, понимать, ваше хозяйство считается начинающим мероприятием по работе на земле, оно соответствует условиям микропредприятия?

Рассмотрим правовой аспект этого вопроса :

    фермером в России может быть любой гражданин страны не пенсионного возраста;

    у него должно быть среднее специальное или высшее образования сельскохозяйственного направления;

    человек может пройти специальные курсы обучения работе на ферме;

    иметь собственный длительный опыт работы в сельском хозяйстве;

    иметь статус ИП или «ООО».

НКХ (начинающее крестьянское хозяйство) должно быть в соответствии с требованиями к малым предприятиям, которые отражаются в статье №4 ФЗ, где говорится о развитии этого вида бизнеса и предпринимательской деятельности в РФ.

Основные параметры соответствия НКХ требованиям, это :

    доля участия сторонних лиц в предпринимательской деятельности малых сельских предприятий не должна быть больше 25%;

    численность наемных работников не должна превышать за год 100 человек, для малых фермерских хозяйств и не больше 15 человек для НКХ, как микропредприятия, когда получаемая прибыль не больше предельных значений установленных правительством.

В программах государственной помощи могут принимать хозяйство соответствующее условию :

    регистрация деятельности до подачи заявления на помощь от государства не меньше трех лет;

    реализация готовой продукции не меньше 30 тысяч рублей каждый год.

К таким хозяйствам относятся: подсобное крестьянское хозяйство, которое может перерегистрироваться в КФХ. Его руководитель должен иметь гражданство России, жить в селе того региона где ожидает получить субсидии. Каждый регион РФ имеет собственные комиссии, которые рассматривают право на получение государственной помощи начинающему фермеру. Комиссия обычно состоит из следующих представителей:

    органы управления АПК (агропромышленный комплекс) региона;

    члены АККОР (ассоциация крестьянских хозяйств и кооперативов России) в регионе.

Представленная комиссия в целях поддержки работающих хозяйств ежегодно проводят конкурсы на получение государственной помощи.

Получение субсидий на развитие сельского хозяйства включают: гранты, конкурсы, специальные программы. Для начинающих предпринимателей, работающих на земле, есть интересная подпрограмма, это «Оказание помощи малым формам хозяйствования». Другими словами МФХ ─ крестьянские хозяйства, ИП ведущие деятельность на земле, подсобные сельские хозяйства, кооперативы ведущие деятельность в сельском хозяйстве, микропредприятия работающие с производством сельской продукции.

Программой проводится поддержка предпринимателей производящих сельскую продукцию, для этой цели выделяются :

    гранты на организацию крестьянского или фермерского хозяйства;

    оплата с помощью государства банковских инвестиций;

    безвозмездная помощь начинающим фермерам в обустройстве хозяйства;

    частичная оплата лизинговых соглашений на приобретение техники для работы на земле, для развития хозяйства оборудование и покупка новых пород скота;

    проведение конкурсов в нише фермерских хозяйств с денежным вознаграждением;

    помощь в развитии семейных ферм по разведению поголовья скотины.

Получение грантов

Оказание безвозмездной денежной помощи в организации крестьянского хозяйства ─ организация фермы:

    проведение комплекса мероприятий по модернизации;

    улучшение качества жизни за счет подключения к центральным инженерным сетям;

    разработка перспективных проектов развития, и смет для реализации;

    строительство объектов сельскохозяйственного значения.

Начинающий предприниматель сельскохозяйственной деятельности (фермер) может получить безвозмездную помощь (грант) от государства только единожды для: организации своего хозяйства, расширение имеющегося фермерского предприятия. После проведения всех действий бизнесмен представляет отчет о трате денег полученных по гранту.

Каждый год региональные власти устраивают конкурс на получение безвозмездной помощи. До конца января должны быть опубликованы в местной печати условия этого конкурса. Хозяйства, имеющие желание принять участие в конкурсе подают заявление в соответствующую государственную комиссию. Количество участников определяет лимит региональной помощи сельскому хозяйству.

Как происходит погашение процентных ставок с помощью государства

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда банковский кредит оплачивается по процентам государственной помощью ─ покупка новых пород скотины, приобретение новых машин для работы на земле (трактора, комбайны, другая техника), увеличение оборотных средств фермерского хозяйства.

Начинающий фермер по законам РФ может взять кредит на сумму около 5 миллионов рублей, сроком возврата через 15 лет, а льготный временной интервал составляет 5 лет с момента получения финансирования. Крестьянские хозяйства могут получить субсидии для погашения процентов банковских инвестиций, для этого надо подать заявление в комиссию и принять участие в отборе. Победители конкурсных отборов, их количество зависит от регионального финансирования программы помощи.

Улучшение быта на ферме

Целью этой субсидии является выдача разовой денежной помощи начинающим фермерам для строительства бытовых условий жизни на сельскохозяйственном предприятии (ферма). Предприниматель может направить полученное денежное пособие на покупку мебели в дом, на строительство подсобных помещений, на нужды обустройства фермы.

За счет этих средств нельзя :

    покупать недвижимость;

    приобретать квартиры на рынке недвижимости б/у.

Этот вид помощи предполагает строительство фермерского дома в сельской местности. В каждом регионе России есть свои условия на получение этой помощи от государства, о них надо узнавать в соответствующих комиссиях.

Компенсации государством по лизингу для фермеров

Этот вид помощи сельскому хозяйству рассчитан на открытие возможности приобретения оборудования и техники для сельскохозяйственного предприятия по лизингу. Если предприниматель, только открывший собственную ферму, берет в лизинг технику или скотину, то первый взнос может оплатить государство на сумму пятнадцатой части от всех затрат.

Этот вид помощи фермер может получить по заявлению, поданному в комиссию в регионе деятельности, вид заявления имеет установленный формат. С учетом количества поданных заявлений выявляются победители, которые могут получить денежную помощь, которую затем передают в компании по лизингу оборудования и технике.

Лучший фермер

На конкурсной основе проводится отбор победителей в конкурсе «Лучший фермер региона». Кроме предоставления денежного вознаграждения в задачу этого мероприятия входит передача сельскохозяйственного опыта начинающим фермерам. Этот вид помощи проводится каждый год, начало этого мероприятия с 2012 года.

Семейные фермы

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда есть желание организовать семейную ферму? Программой помощи от государства преследуется задача ─ оказать нужное воздействие в развитии животноводства, его стимуляции за счет семейных ферм. Этот вид помощи может компенсировать начальные траты на предпринимательскую деятельность по производству молочных или мясных ферм в размере 60 процентов.

Обычно специалисты советуют остальные 40 процентов покрыть следующим образом :

    десять процентов из своих средств;

    тридцать процентов банковскими инвестициями.

Заявление на получение этого вида помощи рассматривается региональной комиссией. Когда определено право хозяйству на получение помощи, фермер должен делать постоянные, систематические отчеты о затраченных целевых средствах и требуемых субсидий. В этой программе четко прописано, что фермерское хозяйство подключается к инженерным сетям за счет средств региона, а также должен быть организован властями сбыт производимой продукции.

Помощь в расширении фермерской деятельности

─ а именно работающей фермы? Поддержка работающих производителей сельской продукции государством производится на условии, когда стаж фермерской деятельности от трех лет. Предусматривается помощь в погашении процентной ставки по банковскому кредиту.

Для получения субсидии на развитие и погашения процентной ставки на 100 процентов, могут претендовать :

    кооперативы сельскохозяйственной продукции (вид заготовительной деятельности, снабженческие функции, реализация продукции, обработка сырья и его переработка);

    крестьянские хозяйства;

    индивидуальные предприниматели, работающие на производстве сельскохозяйственной продукции;

    граждане РФ, имеющие подсобное хозяйство.

Этот вид субсидии может быть выдан для разных целей и на разные сроки, сумма наибольшего кредитования ─ сорок миллионов руб. выделяемых на 8 лет. Решение принимается в зависимости от поставленных целей и от юридической формы заявителя.

Государственная помощь работает в каждом регионе страны, она обуславливается лимитами развития региона. Министерство С/Х и развития помощи предпринимателям, большую часть функций переложило на региональные бюджеты. Постоянно работает консультативная помощь предпринимателям.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:

Открытие современных фермерских хозяйств является альтернативным вариантом уже существующим крупномасштабным коллективным хозяйствам в вопросах поставок в города сельскохозяйственной продукции.

В этой статьи будут рассмотрены нюансы ведения подобного бизнеса.

Плюсы и минусы бизнеса

Данная деятельность как отрасль бизнеса занимает одну из ведущих позиций среди видов предпринимательской деятельности и обладает определенными перспективами в дальнейшем. Это объясняется конкретными преимуществами — они связаны с повсеместным увлечением здоровым питанием и употреблением в пищу только натуральных продуктов, что создает на них повышенный спрос среди всех групп потребителей: от мам с грудными детьми и заканчивая пенсионерами.

Неопытным предпринимателям может показаться, что открытие нового фермерского хозяйства – дело не только перспективное, но и более чем простое. Однако на практике такое мероприятие сопряжено не только с требованием наличия опыта ведения бизнеса в аналогичной сфере, но и с существенными трудностями, которые могут возникнуть на пути развития хозяйства.

Кроме этого, данный вид бизнеса связан с некоторыми рисками, которые могут возникать в процессе его развития. К ним можно отнести:

  • сезонность деятельности;
  • отсутствие либо неустойчивость спроса на продукцию;
  • высокая конкуренция;
  • снижение доходов потенциальных потребителей;
  • повышение цен на поставки сырья и материалов;
  • увеличение стоимости аренды крупной сельскохозяйственной техники.

Поэтому, для снижения вероятности возникновения перечисленных рисков, а также успешного развития бизнеса необходимо составить бизнес-план. В нем будут поэтапно запланированы мероприятия по открытию хозяйства, перечислены пути снижения рисков, а также подсчитаны и проанализированы основные экономические показатели проекта – выручка, стартовый капитал и сроки окупаемости.

Что нужно для открытия фермы?

При составлении бизнес-плана первым делом необходимо определиться с направлением развития бизнеса . Современные фермы могут функционировать в различных направлениях, среди которых наибольшей популярностью пользуются следующие отрасли:

  • Разведение домашних животных и птиц. Продуктами производства в данном случае могут быть не только мясо и субпродукты, но и шерсть, шкура, перья, яйца, молоко и прочее.
  • Выращивание сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, бахчевых и прочих).
  • Выращивание овощей и фруктов.
  • Прочие направления деятельности, включая пчеловодство, рыболовство, разведение грибов, выращивание зелени и так далее.

Большинство ферм создаются на базе уже существующих домашних хозяйств, расположенных в сельской местности. Данное обстоятельство позволяет существенно сократить размер стартовых инвестиций на обустройство фермы, так как изначально такие образования строились с учетом выбранного направления развития.

Кроме этого, многие домашние хозяйства имеют в распоряжении (в собственности либо аренде) земельные угодья, разработанные для сельскохозяйственных нужд. Вновь созданными фермами такие земли могут использоваться для выращивания сельскохозяйственных культур либо для обустройства пастбищ под выпас домашнего скота.

При создании фермерского хозяйства его необходимо зарегистрировать, для чего должна быть выбрана организационно-правовая форма.

Чаще всего ею избирается крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) . Ее особенностями является отсутствие необходимости образования юридического лица, а также возможность включения в состав фермы всех членов семьи. При этом необходимо избрать главу фермерского хозяйства, которым может стать любой человек из состава семьи, достигший совершеннолетия.

Далее необходимо решить вопросы налогообложения, для чего КФХ должно быть поставлено на учет в налоговых органах. Следует знать, что фермерскими хозяйствами уплачивается единый сельскохозяйственный налог .

Индивидуальный предприниматель – глава КФХ должен быть зарегистрирован в Пенсионном фонде, а также получить письмо из Росстата о присвоении кодов статистики. Кроме этого, фермерское хозяйство должно иметь собственный расчетный счет, открытый в выбранном банке.

Для открытия фермы необходимо наличие стартового капитала. При этом часть средств может быть взята на заемной основе в банке. Для этого необходимо предоставить грамотно составленный бизнес-план с прозрачным отслеживанием финансовых потоков. Желательно обращаться в банки либо частные кредитно-финансовые учреждения, ориентированные на выдачу кредитов именно организациям сельскохозяйственного типа, так как прочие банки попросту могут не разобраться в особенностях организации деятельности, изложенных в бизнес-плане.

Некоторые фермерские хозяйства могут претендовать на материальную поддержку бизнеса со стороны государства, однако такой помощью могут воспользоваться только хозяйства, деятельность которых внесена в программу развития АПК.

Разведение кур

Куриное мясо является одним из самых популярных во всем мире не только благодаря высоким вкусовым характеристикам, но и более низкой стоимости по сравнению со свининой, говядиной и прочими разновидностями мяса. А о популярности куриных яиц можно даже не упоминать, так как они входят в состав практически всех современных блюд. Именно поэтому разведение кур – дело, способное приносить стабильный ощутимый доход.

Наиболее удачное размещение такого бизнеса – территория загородного дома, желательно находящегося в собственности предпринимателя. Открывая ферму по разведению кур, необходимо опираться на следующие ключевые моменты организации данного бизнеса:

  1. Выбор породы птицы . Согласно современной классификации, породы кур подразделяются на яичных (разводимых именно для несения яиц), мясных (выращиваемых с целью получения мяса) и мясояичных (разводимых для комплексного получения продуктов).
    Выбирая конкретную породу, предприниматель должен ориентироваться на наличие собственного опыта и поставленные цели. При выборе конкретной породы необходимо выяснить все особенности содержания птиц, включая такие показатели как температура воздуха в курятнике и уровень освещенности.
  2. Количество содержащихся на ферме кур . Данный показатель влияет на прочие условия организации бизнеса – объемы закупок корма, число работников фермы, размеры курятника, площадь для выгула и прочее.
  3. Оборудование курятника . Наивно полагать, что ферма по разведению кур предполагает постройку только курятника. Дополнительно он должен быть оборудован различной техникой и установками – лотками с кормом, поилками, измерителями влажности воздуха, температуры и прочее.
  4. Тщательное слежение за состоянием птиц . Для предотвращения риска, связанного с падением кур, после приобретения требуется тщательное отслеживание их внешнего вида, состояния оперения, уровня линьки и бледности клюва.
  5. Выгул птицы . Место и время выгула кур должно быть тщательно продумано, при этом выгул должен преимущественно осуществляться в теплый период года и светлое время суток. Так как куры во время выгула ищут для себя пищу, ее нужно обеспечить в виде червяков, комбикорма и кукурузы.

Ориентировочный период окупаемости такого бизнеса составляет около 8 месяцев, что характеризует направление как высокорентабельное.

Свиноводство

Разведение свиней является одним из наиболее рентабельных видов коммерческой деятельности в сфере животноводства. В ведении бизнеса в данном направлении особое внимание следует уделить сбыту племенного молодняка. Для того чтобы стартовые инвестиции окупались, необходимо сбывать по 2-3 поколения животных. Выбор способа питания свиней (сухой или жидкий) зависит от предпочтений самого разводчика.

Условия помещения, в котором будут содержаться животные, также влияют на их здоровое развитие. Строительство помещения с нуля является достаточно затратным и невыгодным для начала нового бизнеса. Поэтому рекомендуется подыскать пустующую ферму с ее последующей арендой или покупкой. После этого в помещении должен быть сделан ремонт, подведены все требуемые сети – вентиляции, электроэнергии и водоснабжения.

Следует помнить, что чем лучше помещение оборудовано, и весь процесс выращивания животных автоматизирован, тем меньше потребуется нанимать работников, следящих за содержанием свиней. Однако, без таких вакансий как зоотехник, ветеринар, управляющий-администратор и бухгалтер просто не обойтись.

По данному направлению рентабельность оценивается на уровне 25% , соответственно стартовые вложения способны окупиться примерно через 4-5 лет.

Овцеводство

Развитие бизнеса, связанного с овцеводством, обладает определенными достоинствами. Они заключаются не только в стабильном доходе, но и постоянном спросе на продукцию фермы. При этом продукцией является не только мясо, но и шерсть, а также овечий сыр.

Направление обладает преимуществом в том, что бизнес может быть начат буквально с приобретения нескольких голов, а в дальнейшем, по мере развития и налаживания работы фермы поголовье может быть увеличено.

В черте города заниматься овцеводством будет достаточно проблематично, поэтому подавляющее большинство таких ферм расположено в сельской местности. Плюсом также является то, что для содержания животных подойдет любое помещение, даже неотапливаемое. Приобретать площадь для выгула овец необходимо с учетом дальнейшего увеличения поголовья.

Несмотря на то, что рентабельность бизнеса, связанного с овцеводством, составляет всего 10-15% , при грамотном подходе к делу и составлении четко структурированного бизнес-плана ферма способна окупиться через 1-1,5 года.

Выращивание сельскохозяйственных культур

Среди многообразия видов деятельности стремительно набирают популярность зерновые культуры. Причем активно выращиваются не только традиционные сорта (рожь и пшеница), но и современные культуры, выведенные с помощью селекционного отбора.

По последним данным статистки, объемы собранного зерна ежегодно возрастают, что характеризует данное направление сельскохозяйственного бизнеса как достаточно перспективное. Немаловажным достоинством является существенная поддержка со стороны государства, что во многом позволяет решить проблему поиска стартового капитала.

Однако вновь созданной ферме по выращиванию с/х культур может быть сложно в условиях развитой конкурентной среды. Именно поэтому требуется составление грамотного бизнес-плана, учитывающего все особенности данной деятельности.

При планировании бизнеса в первую очередь необходимо определиться с конкретной зерновой культурой, которую предполагается выращивать. Далее на этом выборе будет базироваться дальнейшее планирование всего технологического процесса, включая такие аспекты, как:

  • особенности обработки почвы;
  • способы посева семян;
  • сроки и технология сбора урожая;
  • разновидности используемых удобрений;
  • способы защиты растений от вредоносных насекомых и болезней и прочее.

При условии грамотно составленного бизнес-плана, рационального использования средств, полученных от государства и полного следования в коммерческой деятельности намеченному плану, бизнес по выращиванию зерновых культур способен окупиться менее чем за 18 месяцев .

Выращивание овощей/ фруктов

Открытие сельскохозяйственной фермы по выращиванию овощей или фруктов также относится к перспективным направлениям развития бизнеса в силу повсеместного увлечения употребления в пищу только натуральных продуктов. И, так как потенциальные потребители не до конца доверяют качеству с/х продукции, выращенной государственными коллективными хозяйствами, то открытие частных ферм вполне может стать перспективным бизнесом, приносящим стабильный доход. Тем более, по мнению экспертов, цены на данную продукцию в дальнейшем будут только подниматься, а спрос при этом не только не будет снижаться, но, возможно, и возрастать.

Как и любое другое направление развития бизнеса, данная деятельность требует составления грамотного бизнес-плана, учитывающего все особенности и возможности самого предпринимателя. Первым делом в бизнес-плане должно быть определено, какую именно культуру предполагается выращивать с учетом региональных особенностей территории, на которой будет открыта ферма. То есть нужно определиться, какие культуры пригодны для выращивания в климате конкретного региона, а какие — нет.

Также в обязательном порядке должен быть выбран один из двух способов выращивания овощей/ фруктов, а именно выращивание в теплицах либо в открытом грунте . Должны быть выбраны способы защиты урожая от нежелательного воздействия насекомых, заболеваний культур.

Следует помнить, что автоматизация процесса выращивания положительным образом влияет на урожайность фермы, повышая тем самым рентабельность бизнеса.

При открытии фермы по выращиванию овощей или фруктов следует помнить о получении сертификатов качества на продукцию, что положительным образом влияет на успех в поиске каналов сбыта и формировании постоянных клиентов на продукцию. При умелом ведении бизнеса инвестиции в открытие фермы способны окупиться менее чем за год.

Рынки сбыта продукции

Установление стабильных каналов сбыта выращенной продукции крайне важно для успешного ведения фермерского хозяйства. Для поиска каналов предварительно должен быть произведен анализ ситуации на местном рынке с/х продукции. В ходе данного анализа оценивается разработанность бизнеса в данном регионе, определяется уровень конкурентной борьбы и рассчитывается уровень спроса на продукцию.

При этом важно определить направления поиска каналов сбыта, ими могут быть:

  • Организации, работающие в сфере общепита – кафе, рестораны, столовые при заводах и промышленных предприятиях, места общественного питания при учебных, офисных и прочих организациях.
  • Организации, занимающиеся непосредственно пищевой промышленностью – мясо- и хлебокомбинаты, предприятия по производству макаронных изделий и круп, организации по изготовлению кондитерской продукции и прочее.
  • Торговые предприятия оптового и розничного типа.

Следует помнить, что одним из важнейших условий успешного поиска каналов сбыта является конкурентоспособность продукции фермы, а также соответствующий уровень качества при умеренных ценах на нее.

Если продукция фермерского хозяйства отвечает предъявляемым требованиям, то ее сбыт можно осуществлять и путем самостоятельной продажи на продовольственных рынках (как розничных, так и оптовых).

Затраты и сроки окупаемости

Размер затрат, связанных с организацией крестьянско-фермерского хозяйства, во многом зависит от изначальных условий бизнеса. К примеру, если КФХ создается на базе уже действующего домашнего хозяйства, то размер стартовых инвестиций будет значительно меньше, так как в распоряжении уже будет земельные угодья и хозяйственные постройки.

Другая ситуация складывается, если ферма создается «с нуля». При этом размер стартового капитала также может отличаться в зависимости от выбранного направления развития бизнеса, стоимости аренды участка, цены приобретения животных или растений и прочего.

Если брать средние цифры, то в общей сложности для открытия КФХ потребуется примерно 5-6 млн. рублей.

Окупаемость бизнеса также зависит от того, какое направление деятельности фермы было избрано. К примеру, если ферму планируется развивать в сфере свиноводства, то стартовые инвестиции окупятся приблизительно через 4-5 лет. Если же КФХ будет работать в направлении разведения кур, то бизнес начнет приносить прибыль уже спустя 8 месяцев в силу высокой востребованности продукции.

Таким образом, при планировании открытия фермерского хозяйства в первую очередь необходимо определить направление для его развития, выяснить особенности ведения хозяйства в данной сфере и составить структурированный бизнес план, определяющий всю дальнейшую организацию бизнеса с учетом максимального снижения вероятности возникновения рисков.

Видеоматериал об организации фермерских хозяйств

На видео рассматривается вопрос о том, с чего начать бизнес в данном направлении: