Совокупность денежных средств предприятия. Понятие оборотные средства и классификация

Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции.

Формировании уставного фонда (капитала) предприятие самостоятельно устанавливает плановый размер оборотных средств, необходимый для его производственной деятельности, в виде норматива в денежном выражении.

Основные средства классифицируются по различным признакам. По отраслевому признаку основные средства делятся на группы, относящиеся к различным отраслям экономики:

Строительству;

Торговле и общественному питанию;

Материально-техническому обеспечению;

Сельскому и лесному хозяйству;

Транспорту, связи, снабжению;

ЖКХ, здравоохранению и т. п.

Такое деление позволяет получить сведения о стоимости основных средств в каждой отрасли. По назначению основные средства в зависимости от участия в хозяйственном обороте подразделяются на две категории:

1) производственные (производственные здания, сооружения, рабочие машины, транспорт и др.);

2) непроизводственные, не принимающие прямого участия в производстве, но активно влияющие на процесс производства продукции (здания, дома культуры, общежития, бани, столовые и др.).

По степени использования основные средства подразделяются на четыре категории:

1) действующие;

2) запасные;

3) бездействующие;

4) находящиеся в стадии достройки.

По наличию прав на объекты основные средства подразделяются на три группы:

Принадлежащие организации;

Находящиеся у организации в оперативном управлении или в хозяйственном ведении;

Полученные организацией в аренду.

Бухгалтерский учет основных средств ведется в целях:

Формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;

Правильного оформления документов, своевременного отражения поступления основных средств, внутреннего перемещения и выбытия;

Достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;

Определения фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии др.);

Обеспечения контроля за сохранность основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

Проведения анализа использования основных средств;

Получения информации об основных средствах, необходимой для бухгалтерской отчетности. Операции по движению (выбытие, внутреннее перемещение, поступление) основных средств оформляются первичными учетными документами.

По источникам формирования оборотные средства предприятия подразделяются на собственные и заемные (привлеченные). Оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на вновь изготовленный продукт, поэтому их ещё называют переменным капиталом.

При планировании потребности в оборотных средствах применяются три метода:

1) Аналитический;

2) Коэффициентный;

3) Метод прямого счета.

Аналитический метод предполагает определение потребности в оборотных средствах в размере их средне - фактических остатков с учетом роста объема производства. Применяется на предприятиях, где средства, вложенные в материальные ценности и затраты, имеют большой удельный вес в общей сумме оборотных средств.

При коэффициентном методе запасы и затраты подразделяются на зависящие от изменения объемов производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство, готовая продукция на складе) и не зависящие от него (запчасти, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих периодов). По первой группе потребность в оборотных средствах определяется исходя из их размера в базисном году и темпов роста производства продукции в предстоящем году. По второй группе оборотных средств потребность планируется на уровне их средне - фактических остатков за ряд лет.

Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировке товарно-материальных ценностей, практике расчетов между предприятиями. Метод прямого счёта используется при организации нового предприятия и периодическом уточнении потребности в оборотных средствах действующих предприятий. В общем виде его содержание предусматривает следующие этапы работ:

1) разработка норм запаса по отдельным важнейшим видам товарно-материальных ценностей всех элементов нормируемых оборотных средств, выраженных в днях запаса, рублях на расчетную единицу, процентах и т.д. Норма запаса рассчитывается по каждому элементу оборотных средств и характеризует минимальный объем запаса товарно-материальных ценностей на определенный период времени, который необходим для обеспечения непрерывности производственного процесса;

2) расчет среднедневного расхода данного вида материальных ценностей на основе их расхода по смете затрат на производство. Среднедневной расход рассчитывается как частное от деления соответствующих затрат на производство на 90, 180 или 360 дней;



3) определение норматива собственных оборотных средств и совокупной потребности предприятия в оборотных средствах.

Норматив оборотных средств - это минимальная сумма денежных средств, постоянно необходимая предприятию для его производственной деятельности.

Общий норматив оборотных средств, или совокупная потребность в оборотных средствах предприятия, определяется как сумма частных нормативов, рассчитанных по отдельным элементам оборотных средств.

Таким образом, оборотные средства - это совокупность денежных средств, используемые в оборотных производственных фондах и обеспечивают непрерывный процесс производства и реализацию продукции. Основные средства классифицируются по различным признакам. По отраслевому признаку основные средства делятся на группы. Такое деление позволяет получить сведения о стоимости основных средств в каждой отрасли. Оборотные средства в отличии от основных средств функционируют только в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на вновь изготовленный продукт.

Денежная масса - это совокупность всех денежных средств, на­ходящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления.

ТЕМА 14. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

Антиинфляционная политика

Негативные социально-экономические последствия инфля­ции вынуждают правительства разных стран проводить антиин­фляционное регулирование, для чего используются два типа антиинфляционной политики.

1. Политика регулирования цен и доходов , имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Важно заметить, что для сдерживания нежела­тельных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, а также контроль над це­нами. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всœегда дости­гает объявленной цели.

2. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита͵ ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии, стан­дартным рецептом которой является сокращение темпа прироста де­нежной массы.

14.1. ДЕНЕЖНЫЕ МАССЫ. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ.

Механизм перераспределœения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредника или трансформация свободных денежных средств в ссудный капитал представляет собой финансовый рынок.

Денежный рынок важнейшей составной частью финансового рынка и представлен определœенной массой денежных средств.

Важнейшими элементами денежной системы являются:

- денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всœех товаров;

- масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей; официальный масштаб цен утратил свой смысл в связи с особенностями экономического развития отдельных стран и прекращением размена кредитных денег на золото;

- система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;

- формы денег - овеществленная в определœенном типе всœеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и является законным платежным средством в наличном обороте (это в основном кредитные банковские билеты, бумажные деньги и разменная монета);

- валютный паритет - соотношение национальной валюты с другими валютами;

- институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились и исторически закреплены законодательно каждым государством.

Учитывая зависимость отвида обращаемых денег выделяются два типа систем денежного обращения:

- система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (слитки или монеты);

- система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения и в связи с этим кредитные и бумажные деньги бывают обменены на золото.

Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств, внешне выступающих в двух формах:

наличной (принято понимать монеты (разменные деньги), банковские билеты (банкноты) с принудительным курсом и казначейские билеты (бумажные деньги));

безналичной (это форма осуществления денежных платежей и расчетов, при которой физической передачи денежных знаков не происходит, а просто выполняются записи на расчетах, текущих счетах в ЦБ и его отделœениях) .

По объёму наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах: банкноты и разменная монета в современных условиях составляют лишь около 10% всœех денежных средств.

История свидетельствует о существовании таких разновидностей денежных систем, как биметаллизм , базирующийся на использовании в качестве денег двух металлов - золота и серебра (XVI-XIX в.), и монометаллизм , использующий в обращении лишь один металл - золото, а бумажные деньги свободно обмениваются на данный металл.

Монометаллизм исторически существовал в виде трех стандартов: золотомонетного (свободное обращение золотых монет); золотослиткового (предусматривалась возможность обмена знаков стоимости на золото лишь по предъявлении суммы, соответствующей цене стандартного слитка); золото - девизного (когда банкноты разрешалось обменивать на иностранную валюту - девизы, разменную на золото).

Мировой экономический кризис 1929-1933 гᴦ. положил конец эпохе монометаллизма. На его место приходит система неразменных кредитных денег, которую характеризуют:

Демонетизация золота;

Отмена золотого содержания банкнот;

Значительное расширение безналичного оборота;

Господствующее положение кредитных денег;

Усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства;

Государственное регулирование денежного обращения.

На денежном рынке, как на всяком другом, существует спрос на деньги и их предложение.

Под предложением принято понимать денежная масса в обращении, ᴛ.ᴇ. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в дан­ный момент.

Для характеристики денежного предложения применяются денежные агрегаты, которые представляют из себяразличные группы ликвидных активов: M1, М2, МЗ, L и др.

Агрегат Ml (деньги для сделок) включает в себя: монеты, бумаж­ные деньги, деньги на текущих счетах.

Агрегат М2 включает в себя: монеты, бумажные деньги, текущие счета͵ т. е. агрегат Ml, плюс деньги на сберегательных и срочных вкла­дах.

Агрегат МЗ включает в себя агрегат М2 плюс вклады в специализи­рованных учреждениях и особые виды накоплений.

Существуют еще агрегаты L - группа ценных бумаг, X - иностран­ная валюта и др.

Предложение денег исчисляется с помощью денежного мульти­пликатора.

Денежный мультипликатор {monetary multiplier) - это часть избы­точного резерва, которую система коммерческих банков может ис­пользовать для увеличения массы денег в обращении и суммы бес­срочных вкладов путем предоставления новых займов (или скупки ценных бумаг). Он равен единице, делœенной на обязательную норму резерва. Денежный мультипликатор показывает, во сколько раз изме­нится объём денежной массы в случае изменения денежной базы (де­нег Центрального банка).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, денежная масса - это взаимодействие денежной базы и мультипликатора.

Денежный мультипликатор используется для прогнозирования предложения денег и регулирования денежной массы. Главную роль в данном процессе играет Центральный банк.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денеᴦ.

Покупательная способность денег - это количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При повыше­нии уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.

Существуют различные теоретические подходы при анализе спроса на деньги.

1. Монетаристский подход.

Монетаризм {англ. money - деньги) - экономическая концепция, рассматривающая деньги, находящиеся в обращении, в качестве главного инструмента макроэкономического анализа.

Монетаризм возник в серединœе 50-х гᴦ. XX в., а сам термин впервые появился в работе К. Бруннера ʼʼРоль денег в монетарной политикеʼʼ.

Родоначальником этого направления является Гервинг Фишер.
Размещено на реф.рф
Широкое распространение монетаризм получил с начала 70-х гᴦ. На Западе лидером современного монетаризма является М. Фридман (США - чикагская школа), в России - Егор Гайдар и др.

Упрощенно говоря, суть монетаризма сводится к двум тезисам:

1) Деньги играют основную роль в экономике.

2) Центральный банк может воздействовать на денежное предложе­ние, т. е. на количество обращающихся денеᴦ.

В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяли в соответствии с уравнением (моделью) И. Фишера:

MV = PQ,

где М - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Q - количество проданных товаров; Р - средняя иена товаров и услуᴦ.

Преобразуя уравнение, получали:

где MD - величина спроса на деньги.

В случае если предположить, что всœе сделки учитываются в ВНП, то РQ равно номинальному ВНП. Отсюда: MV = ВНП и далее:

Современное толкование количественной теории денег М. Фридманом учитывает спрос на деньги не только общества в целом, но и от­дельного лица, который ограничен суммой имеющегося у этого лица ʼʼпортфеля ресурсовʼʼ, т. е. денег и других активов:

MD = Pf(Rb, Re, p, h, y, u),

где MD - величина спроса на деньги; Р - абсолютный уровень цен; Rb - номинальная норма процента по облигациям; Re - рыночная сто­имость дохода по акциям; р - темп изменения уровня в процентах; h - отношение между человеческим богатством (труд) и всœеми другими формами богатства; у- общий объём богатства; и - величина, отражающая возможное изменение вкусов и предпочтений.

2. Кейнсианский подход.

Кейнсианская теория пытается определить спрос на деньги исходя из мотивов экономического субъекта͵ побуждающих его хранить часть своего богатства в форме ликвидных денежных активов. С убъект не всœегда может определить, какими именно мотивами он руководствуется в своем спросœе на деньги.

Кейнс вы­деляет такие мотивы:

Трансакционный - это мотив хранения денег, основанный на удоб­стве их использования в качестве средства платежа.

Спекулятивный - это мотив хранения денег, который возникает из неизвестности будущей рыночной стоимости финансовых активов и желания избежать потерь.

Мотив пред­осторожности - это мотив хранения денег с целью иметь в бу­дущем возможность осуществлять незапланированные расходы.

Кейнс считал, что спрос на деньги зависит от номинального дохода и нормы ссудного процента: номинальный доход прямо пропорцио­нально влияет на денежный спрос, а норма ссудного процента - об­ратно пропорционально.

Денежная масса - это совокупность всех денежных средств, на­ходящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Денежная масса - это совокупность всех денежных средств, на­ходящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления." 2017, 2018.

Совокупность денежных средств государства, предприятия

Первая буква "ф"

Вторая буква "и"

Третья буква "н"

Последняя бука буква "ы"

Ответ на вопрос "Совокупность денежных средств государства, предприятия ", 7 букв:
финансы

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова финансы

"Мои... поют романсы"

Совокупность денежных средств государства, предприятия, система формирования и распределения этих средств

"Поющая" рифма к романсу

Певцы, которые у И. Крутого и А. Буйнова "поют романсы"

м. мн. государственная казна и счеты ее; все, что относится до прихода и расхода государства. Министр финансов. Финансовые дела наши расстроены

Поющие деньги

Все денежные средства страны

"Мои... поют романсы" (денежное)

Определение слова финансы в словарях

Экономический словарь терминов Значение слова в словаре Экономический словарь терминов
обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными...

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. мн. государственная казна и счеты ее; все, что относится до прихода и расхода государства. Министр финансов. Финансовые дела наши расстроены.

Примеры употребления слова финансы в литературе.

Раньше она никогда не играла на бирже, но Абеляр Гомес, любезный молодой цикада, снабдил ее для времяпрепровождения финансами .

Центр абсорбции, муниципалитет, отдел реабилитации министерства финансов - повсюду сидели служащие, мужчины и женщины, не желавшие даже поднять голову от дымящейся чашки с традиционным чиновничьим кофе, чтобы хотя бы просто выслушать старика.

Иным казалось, что ликвидация февральского мятежа в Токио была победой антимилитаристских сил, но через месяц премьер Хирота запретил первомайскую демонстрацию в Японии, а новый министр финансов - президент национального промышленного банка Баба-сэнсей - подготовил и утвердил государственный бюджет неслыханного напряжения.

Промышленность и сельское хозяйство пришли в упадок, финансы были в полном расстройстве, а двор и аристократия, не считаясь ни с чем, швыряли деньги на развлечения и удовольствия.

Франции, связавшая в результате деятельности Вышнеградского и его преемников финансы России с Парижской биржей, легла в фундамент франко-рус.

Оборотные средства - это совокупность денежных средств предприятия, необходимых для формирования и обеспечения кругооборота производственных оборотных фондов и фондов обращения.

Рис 4.1 Схема кругооборота ОС

Рис. 4.2. Состав и размещение оборотных средств

Оборотные средства включают следующие основные элементы (рис. 4.2).

В состав оборотных фондов включают:

а) производственные запасы – сырье, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, а также хозяйственный инвентарь;

б) незавершенное производство – предметы труда, которые находятся в производстве на разных стадиях обработки в подразделениях предприятия;

в) полуфабрикаты собственного изготовления – предметы труда, обработка которых полностью завершена в одном из подразделений предприятия, но подлежащие дальнейшей обработке в других подразделениях предприятия;

г) расходы будущих периодов, к которым относятся затраты на подготовку и освоение новой продукции, рационализаторство и изобретательство.

Соотношение между отдельными группами, элементами оборотных фондов и общими их объемами, выраженное в долях или процентах, называется структурой оборотных фондов . Она формируется под влиянием ряда факторов: характера и формы организации производства, типа производства, длительности технологического цикла, условий поставок топливно-сырьевых ресурсов и др.

Фонды обращения это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах.

Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров, они не участвуют в образовании стоимости, а являются ее носителями. После изготовления продукции и ее реализации стоимость оборотных средств возмещается в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг). Это способствует постоянному возобновлению процесса производства, который осуществляется путем непрерывного кругооборота средств предприятия. В своем движении оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.

При выработке оптимальной политики управления запасами принимается во внимание следующие:

  • уровень запасов, при котором делается заказ;
  • минимально допустимый уровень запасов (страховой запас);
  • оптимальная партия заказа.

Для оптимального управления запасами необходимо:

    • оценить общую потребность в сырье на планируемый период;
    • периодически уточнять оптимальную партию заказа и момент заказа сырья;
    • периодически уточнять и сопоставлять затраты по заказу сырья и затраты по хранению.
    • регулярно контролировать условия хранения запасов;
    • иметь хорошую систему учета.

Для анализа запасов используются показатели оборачиваемости и жестко детерминированные факторные модели.

Оптимальное управление незавершенным производством

а) размер незавершенного производства зависит от специфики и объемов производства;

б) в условиях стабильного повторяющегося производственного процесса для оценки незавершенного производства можно использовать стандартные показатели оборачиваемости;

в) себестоимость незавершенного производства состоит из трех компонентов: прямые затраты сырья и материалов, затраты живого труда и часть накладных расходов.

Оптимальное управление готовой продукцией подразумевает учет следующих факторов:

n готовая продукция возрастает по мере завершения производственного цикла;

n возможность ажиотажного спроса;

n сезонные колебания;

n залежалые и неходовые товары.

Вложение средств в инвентарь всегда связано с риском двух видов:

а) изменение цен;

б) моральное и физическое устаревание.

Система поставки «точно в срок» (just-in time) может быть эффективной, если:

  • имеется хорошая система информационного обеспечения;
  • поставщики располагают хорошими системами контроля качества и поставки;
  • имеется отлаженная система управления запасами в компании.

Эффективная система взаимоотношения с покупателями подразумевает:

а) качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;

б) определение оптимальных кредитных условий;

в) четкую процедуру предъявления претензий;

г) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.

Эффективная система администрирования подразумевает:

1) регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.;

2) минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;

4) аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты;

5) четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

Золотое правило управления кредиторской задолженностью состоит в максимально возможном увеличении срока погашения задолженности без ущерба для сложившихся деловых отношений.

Значительность денежных средств и их эквивалентов определяется тремя причинами:

а) рутинность (необходимость денежного обеспечения текущих операций);

б) предосторожность (необходимость погашения непредвиденных платежей);

в) спекулятивность (возможность участия в непредвиденном выгодном проекте).

Эффективное управление денежными средствами тесно взаимосвязано с системой взаимоотношений с банками. Финансовый цикл, характеризующий время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, является важной характеристикой финансового менеджмента. Анализ движения денежных средств позволяет определить сальдо денежного потока в результате текущей, инвестиционной, финансовой деятельности и прочих операций. Прогнозирование денежного потока связано с оценкой основных факторов: объема реализации, доли выручки за наличный расчет, величины дебиторской и кредиторской задолженности, величины денежных расходов и др.

Основные принципы организации местных финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления закрепляют федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления, “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, “О бюджетной классификации Российской Федерации”, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы и законы субъектов Федерации.

Согласно Закону о финансовых основах местного самоуправления местные финансы включают: а) средства местного бюджета;

б) государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; в) другие финансовые средства (ст. 2).

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной системы Российской Федерации, составляя ее третий уровень (после федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации).

Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов Федерации.

Закон о финансовых основах местного самоуправления устанавливает, что межбюджетные отношения строятся на основе следующих принципов:

Взаимной ответственности;

Применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;

Выравнивания доходов муниципальных образований;



Максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;

Компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;

Повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;

Гласности межбюджетных отношений.

Одним из источников финансирования программ и проектов развития муниципального образования, дефицита местного бюджета могут быть муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования.

Заем - это доход временного характера, ибо он должен быть возвращен. Выпуск муниципальных и государственных ценных бумаг, которые могут принадлежать муниципальным образованиям, осуществляется в соответствии с федеральными законами “О рынке ценных бумаг” (1996 г.) и “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг” (1998г.).

Помимо средств местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления, местные финансы могут включать и другие финансовые ресурсы. К ним, например, относятся средства самообложения - разовые добровольные целевые сборы, устанавливаемые непосредственно населением муниципального образования для финансирования решения вопросов местного значения. Решение об этом принимается путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительным органом местного самоуправления с учетом мнения населения.

Собранные средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, призванные, согласно ст. 4 и 5 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, обеспечить гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления, осуществляют государственную финансовую поддержку муниципальных образований. В этих целях используются следующие средства бюджетного регулирования местных бюджетов: а) нормативные отчисления от регулирующих доходов; б) дотации и субвенции местным бюджетам; в) средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; г) средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, и др. При этом формирование и использование местных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципальных образований, осуществляется ими самостоятельно.

Органы государственной власти гарантируют:

Право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

Право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств местного бюджета и других местных финансов;

Право органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов.

Местные финансы - это прежде всего средства местного бюджета. Какова же структура местного бюджета? Каковы его источники?

Местный бюджет имеет доходную и расходную части.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов включают: а) налоговые доходы;

б) неналоговые доходы; в) безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы, а также штрафы, пени, поступающие в местный бюджет.

Налоговые доходы местных бюджетов составляют собственные налоговые доходы. Согласно Закону о финансовых основах местного самоуправления к собственным налоговым доходам местных бюджетов относятся:

Местные налоги и сборы;

Доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе;

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации, и другие налоговые поступления. Местные налоги и сборы, которые относятся к собственным доходам муниципальных образований, устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

До вступления в силу ст. 15 Налогового кодекса РФ, которая определяет перечень местных налогов. Закон об основах налоговой системы относил к местным налогам и сборам:

а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;

в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;

г) сбор за право торговли;

е) сбор с владельцев собак;

ж) сбор за уборку территорий населенных пунктов, а также прочие налоги и сборы. Всего устанавливается более 20 местных налогов и сборов.

При этом Закон выделял группу местных налогов и сборов, введение которых не требует подтверждения со стороны органов местного самоуправления; они подлежали введению на всей территории Российской Федерации (земельный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.).

Налоговый кодекс РФ (ст. 15) к местным налогам и сборам относит:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

г) налог на наследование или дарение;

д) местные лицензионные сборы. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Устанавливая местный налог, представительный орган местного самоуправления определяет следующие элементы налогообложения: налоговые льготы; налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом; порядок и сроки уплаты налога, а также определяет форму отчетности по данному местному налогу. При этом не могут устанавливаться местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом,

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге согласно ст. 12 Налогового кодекса устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Федерации.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” предусматривает, что местные налоги могут не взиматься (за исключением регистрационных сборов, земельного налога), если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ введет единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. В этом случае часть данного налога поступает в местные бюджеты.

Введение субъектом Федерации регионального налога с продаж также означает, что большая часть местных налогов (16 местных налогов и сборов из 23) не взимается. Но при этом 60% налога с продаж поступает в местные бюджеты. Эти средства должны направляться на обеспечение социальных нужд малообеспеченных групп населения.

Размеры долей федеральных налогов и долей налогов субъектов Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта.

Порядок закрепления за муниципальными образованиями размеров долей (в процентах) федеральных налогов устанавливает Закон о финансовых основах местного самоуправления. В нем определены минимальные доли федеральных налогов, которые закрепляются за муниципальными образованиями на постоянной основе. К этим доходам относятся:

а) часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Федерации;

б) часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5 % в среднем по субъекту Федерации;

в) часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Федерации;

г) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Федерации;

д) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Федерации.

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами поступают в местные бюджеты в порядке, установленном законодательством РФ. Так, Федеральный закон “О плате за пользование водными объектами” предусматривает, что законодательные (представительные) органы субъектов Федерации вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы или ее части, поступающей в их бюджеты.

К собственным доходам местных бюджетов относится государственная пошлина. Она взимается в соответствии с Федеральным законом “О государственной пошлине” (в редакции от 31 декабря 1995 г.) за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (за государственную регистрацию актов гражданского состояния и в других случаях, предусмотренных законом). Государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка (его филиала), принявшего платеж.

В доходы местных бюджетов зачисляются в соответствии с действующим законодательством штрафы. Так, согласно Закону РФ “Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства” за правонарушения, допущенные на предприятиях стройиндустрии и промышленности строительных материалов муниципальной и негосударственных форм собственности, а также при строительстве объектов, финансирование которых осуществляется из любых источников, 80% суммы штрафа перечисляется в районные и городские бюджеты.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся также отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерации и ее субъектов в порядке, установленном налоговым и бюджетным законодательством. Нормативы отчислений (в процентах) от регулирующих налогов в местные бюджеты устанавливаются согласно Закону о финансовых основах местного самоуправления на предстоящий финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

К неналоговым, доходам местных бюджетов относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности;

Доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий;

Доходы в виде финансовой помощи (в форме дотаций, субвенций и субсидий) и бюджетных ссуд, полученных от вышестоящих бюджетов, и иные доходы.

Очень многие муниципальные образования имеют “дотационные” бюджеты, т.е. получают дотации.

Дотации - это средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения. Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

На осуществление определенных целевых расходов местным бюджетам могут предоставляться бюджетом другого уровня нашей бюджетной системы субвенции. Они предоставляются также на безвозмездной и безвозвратной основах, однако в отличие от дотаций субвенции согласно Закону о финансовых основах местного самоуправления выделяются только на конкретные цели и на определенный срок. В случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок субвенции (выделенные муниципальному образованию бюджетные средства) подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Местным бюджетам могут предоставляться из бюджета другого уровня бюджетной системы субсидии. Эти бюджетные средства предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В целях выравнивания финансового положения муниципальных образований органы государственной власти субъектов Федерации оказывают финансовую помощь муниципальным образованиям из средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Этот фонд формируется в бюджете субъекта Федерации путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъектов Федерации.

В соответствии с Законом о финансовых основах местного самоуправления распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется в соответствии с фиксированной формулой, учитывающей численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возраста в общей численности населения муниципального образования, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения муниципального образования, площадь территории муниципального образования, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности данного субъекта Федерации.

Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации. При этом перечисление средств в местные бюджеты из фонда финансовой поддержки муниципальных образований производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь.

Сведения о фактическом объеме средств фондов финансовой поддержки муниципальных образований публикуются в средствах массовой информации ежемесячно.

Кроме того, в доходы местных бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетом законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения решения о бюджете и не учтенными этим решением (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ).

Формирование расходов местных бюджетов базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.

Расходная часть местных бюджетов включает:

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

В соответствии с Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г., устанавливается перечень расходов, финансируемых исключительно из бюджетов муниципальных образований. Перечень этих расходов содержится в ст. 87 Бюджетного кодекса РФ.

К связанным с решением вопросов местного значения относятся следующие виды расходов:

Формирование муниципальной собственности и управление ею;

Организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

Организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

Благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

Организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

Организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

Обеспечение противопожарной безопасности;

Охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований.

Из местного бюджета финансируются также расходы на содержание органов местного самоуправления и другие расходы на местные нужды.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, должны ежегодно предусматриваться соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации.

В расходной части местных бюджетов (как и в их доходной части) финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектовРФ предусматривается раздельно.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области землепользования (ведение земельного кадастра и др.), в области регистрации актов гражданского состояния, в области государственного архитектурно-строительного контроля, в ведении воинского учета и др.

Расходная часть местных бюджетов предусматривает расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга.

Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Они возникают, во-первых, из муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования (облигаций и др.).

Договор муниципального займа заключается путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления ценных бумаг (облигаций и др.). Муниципальные ценные бумаги выпускаются в соответствии с федеральными законами “О рынке ценных бумаг” и “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг” в целях реализации программ и проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск муниципальных ценных бумаг обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов.

Во-вторых, долговые обязательства муниципального образования могут возникать из договоров о предоставлении муниципальных гарантий. Последние представляют собой способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается такая гарантия, обязательства перед третьими лицами.

Например, Закон об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг рассматривает муниципальную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств третьих лиц, возникших в результате осуществления ими займа путем эмиссии ценных бумаг, в силу которого муниципальное образование (гарант) дает обязательства отвечать за исполнение обязательств третьих лиц (принципалов) полностью или в части перед владельцами этих ценных бумаг (бенефициарами). При этом требуется, чтобы в муниципальной гарантии должны быть указаны: а) гарант (муниципальное образование), а также орган, выдавший гарантию от имени гаранта; б) сумма, на которую выдана гарантия.

Муниципальные гарантии даются на срок исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц (ст.15).

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать и в других формах.

Закон о финансовых основах местного самоуправления определил предельно допустимую сумму долговых обязательств органов местного самоуправления: она не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета (ст. 16).

Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование, в свою очередь, не отвечает по обязательствам государства.

Исполнение обязательств муниципального образования осуществляется за счет средств муниципальной казны. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальную казну соответствующего муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Расходы местных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы, местных бюджетов призваны обеспечить инновационную и инвестиционную деятельность, включая расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством и т.д. В составе капитальных расходов местного бюджета может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы местных бюджетов объединяют те статьи расходов бюджетов, которые обеспечивают текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В расходной части местных бюджетов предусматривается создание резервных фондов органов местного самоуправления.

Согласно ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части - сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями (например, сметы расходов городских, сельских поселений, расположенных в границах единого районного муниципального образования).

Законы об общих принципах организации местного самоуправления, о финансовых основах местного самоуправления закрепляют гарантии обеспечения минимальных местных бюджетов.

Обеспечение минимальных местных бюджетов гарантируется государством путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, под которыми понимаются расходы, определяемые на основе социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Поэтому органы государственной власти субъектов Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами и нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Социальные нормы - показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении.

Норматив минимальной бюджетной обеспеченности - расчетный показатель минимально необходимой потребности в бюджетных средствах одного жителя муниципального образования по текущим расходам.

Государственный минимальный социальный стандарт - установленный законодательством Российской Федерации минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека. Речь идет о государственных услугах, предоставление которых гражданам гарантируется государством на всей территории Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах. Это гарантируется за счет финансирования из бюджетов всех уровней, включая и местные бюджеты.