Особенности развития промышленности в годы войны. Промышленность города куйбышева в годы великой отечественной войны - конкурс молодых историков "наследие предков - молодым"

Народное хозяйство СССР за 70 лет

Юбилейный статистический ежегодник

ЭКОНОМИКА СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

«Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне со всей полнотой раскрыла преимущества социализма, его огромные экономические, социально-политические и духовные возможности. Это была Победа созданного великим Лениным Советского государства, самого передового общественного строя, социалистической экономической системы » (Постановление ЦК КПСС «О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов»).

Победа в Великой Отечественной войне была ярким подтверждением правильности политики партии, которая в предвоенные годы неуклонно проводила курс на значительный рост экономического и оборонного потенциала страны. На решение этой задачи были нацелены планы всех довоенных пятилеток.

Используя все ресурсы, промышленность и другие отрасли непрерывно развертывали производство продукции для нужд армии.

Основные показатели экономического развития СССР в военные годы

1940=100

1942=100

Произведенный национальный доход

Производственные основные фонды всех отраслей народного хозяйства (без скота)

Продукция промышленности

Продукция машиностроения

Валовая продукция сельского хозяйства

Капитальные вложения

Грузооборот всех видов транспорта

Среднегодовая численность рабочих и служащих

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли

Война резко изменила задачи, стоявшие перед советской экономикой. Особое значение в первые месяцы войны приобрели массовое перебазирование из фронтовых и прифронтовых районов огромного количества ценностей, оборудования и миллионов людей на тысячи километров в восточные районы страны, обеспечение в кратчайшие сроки на новом месте выпуска продукции, остро необходимой фронту. Всего было эвакуировано с июля по декабрь 1941 г. из угрожаемых районов 2593 предприятия. В их числе было 1523 крупных предприятия, из которых 1360 предприятий, главным образом военных, были эвакуированы уже в первые три месяца войны.

Из общего числа эвакуированных крупных предприятий 226 было направлено в Поволжье, 667-на Урал, 244-в Западную Сибирь, 78-в Восточную Сибирь, 308-в Казахстан и Среднюю Азию. В тыловые районы было вывезено железнодорожным транспортом более 10 млн. человек, водным-более 2 млн. человек.

За время войны из районов, которым угрожал захват противником, по железным дорогам проследовало около 1,5 млн. вагонов, или 30 тыс. поездов с эвакуированными грузами.

Из западных районов было перемещено 2,4 млн. голов крупного рогатого скота, 5,1 млн. голов овец и коз, 0,2 млн. свиней, 0,8 млн. лошадей, много сельскохозяйственной техники, зерна и другого продовольствия.

Временная потеря очень важных в экономическом отношении районов и индустриальных центров в первые месяцы войны тяжело отразилась на работе всех отраслей народного хозяйства. Конец 1941-начало 1942 гг. был самым сложным и критическим периодом для советской экономики. Народное хозяйство испытывало острую нехватку рабочей силы, топлива, электроэнергии, сырья, различных материалов. Объем валовой продукции промышленности с июня но декабрь 1941 г. уменьшился в 1,9 раза. Но уже в декабре 1941 г. снижение промышленного производства было приостановлено.

К середине 1942 г. утраченные мощности военной промышленности удалось не только восстановить, но и превзойти. Советский Союз создал слаженное военное хозяйство, способное обеспечить в возрастающих размерах производство военной продукции.

Коренной перелом в работе промышленности, начавшийся во второй половине 1942 г., был закреплен в 1943 г.; по сравнению с 1940 г. продукция оборонных отраслей увеличилась более чем в 2 раза.

СССР превзошел фашистскую Германию в целом за 1942 г. по производству танков и САУ в 3,9 раза, боевых самолетов-в 1,9, орудий всех видов и калибров-в 3,1, винтовок и карабинов-в 3 раза. Больше было выпущено и боеприпасов.

Кульминационным периодом роста военной экономики СССР был 1944 г. В 1944 г. в СССР производилось больше, чем в 1942 г., танков и САУ на одну пятую, боевых самолетов-в 1,5 раза.

Решающее значение для слаженной работы всех звеньев экономики имело создание прочной базы военно-промышленного производства на Востоке страны.

В 1942 г. в восточных районах стали давать металл 20 новых электропечей, 9 прокатных станов. Общая мощность турбин, введенных в действие в 1942 г. в этих районах, составила 672 тыс. кВт. Были введены в эксплуатацию Челябинская ТЭЦ, Карагандинская ГРЭС, Кирово-Чепецкая ТЭЦ.

Всего же за годы войны выпуск продукции на Урале возрос в 3,6 раза, в Сибири-в 2,8 раза, в Поволжье-в 2,4 раза.

Особенно высокими темпами в восточных районах страны увеличивался выпуск военной продукции. Так, в 1942 г. по сравнению с 1940 г. на Урале он возрос более чем в 5 раз, в Поволжье-в 9 раз, в районах Западной Сибири-в 27 раз.

В годы войны обеспечивалась высокая эффективность военной экономики, и в первую очередь-оборонных отраслей. За три года-с мая 1942 г. по май 1945 г.-производительность труда в промышленности возросла на 43%, а в оборонных отраслях-в 2,2 раза.

Наряду с ростом производительности труда существенно снижены затраты на производство важнейших видов вооружения, В 1944 г. себестоимость всех видов военной продукции по сравнению с 1940 г, сократилась в среднем в 2 раза. В целом экономический эффект от снижения себестоимости военной продукции за 1941-1944 гг. составил сумму, равную почти половине всех расходов Государственного бюджета СССР на военные нужды в 1942 г.

Советское. государство, опираясь на собственные ресурсы, решило труднейшую проблему перевооружения и материального обеспечения многомиллионной армии. Поставки по ленд-лизу в СССР составляли около 4% производства промышленной продукции нашей страны.

Испытание войной показало, что именно преимущества социалистической экономики позволили выстоять и победить в тяжелейших условиях.

Выплавляя примерно в 3 раза меньше стали и добывая почти в 5 раз меньше угля, чем фашистская Германия (с учетом ввоза из оккупированных стран, присоединенных территорий и импорта), «Советский Союз в годы войны создал почти в 2 раза больше вооружения и боевой техники.

К началу второй мировой войны Советский Союз располагал мощной промышленностью, развитым социалистическим сельским хозяйством и крупными трудовыми ресурсами. В народном хозяйстве в 1940 г. трудилось почти 34 млн. рабочих и служащих. Десятки миллионов человек занимались производительным трудом в колхозах. Всего в материальном производстве было занято 88,3 процента, в непроизводственных отраслях - 11,7 процента самодеятельного населения. На 1 января 1941 г. численность специалистов в народном хозяйстве составляла 2401 тыс. человек, из них 909 тыс. имели высшее и 1 492 тыс. - среднее специальное образование. В последний предвоенный год численность дипломированных инженеров в СССР составляла 295 тыс., в то время как в США - 170 тыс. В 1940 г. в системе трудовых резервов и в сети профессионально-технического образования было подготовлено и переподготовлено 3078 тыс. рабочих.

Вовлечение в производство миллионов женщин и молодежи позволяло маневрировать квалифицированной рабочей силой, восполнять ее потери в связи с призывом в армию мужчин, а также удовлетворять нужды растущей военной промышленности и оборонного строительства.

Для комплексного развития промышленности СССР располагал богатыми запасами полезных ископаемых. Он занимал либо первое, либо одно из первых мест в мире по разведанным запасам нефти, угля, газа, железных и марганцевых руд, алюминиевого сырья, хромитов, титана, меди, свинца, никеля, кобальта, вольфрама, молибдена, олова, редких металлов, алмазов, асбеста, калийных солей, апатитов, фосфоритов. Советское государство за годы довоенных пятилеток достигло значительных успехов в развитии промышленности.

К началу 1941 г. в Советском Союзе в общем объеме промышленно-производственных фондов электростанции и электросеть составляли 8,9 процента, топливная промышленность - 10,6, черная металлургия - 8,5, цветная металлургия - 3,9, машиностроение и металлообработка - 28,1, химическая промышленность - 6,9, легкая промышленность - 7,3, пищевая промышленность - 11,1, промышленность строительных материалов - 3,7 процента. На остальные отрасли промышленности приходилось примерно 11 процентов {1131} .

Эта структура промышленности отражала научно обоснованные межотраслевые пропорции. Удельный вес отраслей тяжелой индустрии превышал 70 процентов. Данные о промышленном производстве приведены в таблице 25.

Таблица 25. Производство продукции ведущими отраслями промышленности СССР в 1939 - 1941 гг. {1132}

Наименование продукции

Единицы измерения

1941 г, 1-е полугодие

Электроэнергия

млрд. квт-ч

Железная руда

Марганцевая руда

Станки металлорежущие

Учитывая особую роль электроэнергетики в развитии экономики страны и военно-экономической базы, партия обеспечивала более высокие темпы ее роста по сравнению с другими отраслями промышленности. В 1940 г. выработка электроэнергии по сравнению с 1913 г. увеличилась в 25 раз.

По темпам роста производства электроэнергии СССР в 2 - 3 раза опережал главные капиталистические страны. Бурный рост производства электроэнергии открывал возможности для ускоренных темпов развития других отраслей промышленности.

Большое внимание Коммунистическая партия уделяла топливной промышленности. В результате реализации ряда решений ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР добыча нефти намного возросла. В Советском Союзе за первое полугодие 1941 г. был взят рубеж 17,3 млн. тонн. Фашистская Германия вместе с оккупированными и союзными странами добывала нефти значительно меньше.

Угольная промышленность принадлежала к числу ведущих отраслей тяжелой индустрии СССР. По уровню механизации работ на угольных шахтах и разрезах Советский Союз шел впереди Англии, Германии и других европейских государств. Внедрение новой техники и новейшей технологии обеспечивало быстрый рост производительности труда и высокие темпы добычи угля. Перед Великой Отечественной войной эта отрасль промышленности развивалась особенно бурно. Кузнецкий бассейн был превращен в мощную угольную базу, где добыча угля выросла в 1940г. по сравнению с 1913 г. более чем в 24 раза, в то время как в стране она увеличилась в 6 раз. Но по объему добычи угля Германия даже без учета использования угольных запасов оккупированных и зависимых стран значительно превосходила Советский Союз.

Металлургическая промышленность СССР, преодолевая отставание 1938 - 1939 гг., набирала темпы. Однако по выплавке черных металлов Германия почти вдвое превосходила Советский Союз.

К началу Великой Отечественной войны в СССР работало несколько сот предприятий по производству цветных металлов, в том числе такие крупные, как Балхашский медеплавильный завод, Чимкентский свинцовый завод, Уральский алюминиевый завод, комбинат «Южуралникель», Челябинский электролизный цинковый завод, Тырны-Аузский вольфрамо-молибденовый комбинат, Московский комбинат твердых сплавов и др.

Темпы развития цветной металлургии были примерно в 2 - 3 раза выше, чем черной. Только в первой половине 1941 г. было произведено значительно больше алюминия, никеля, олова, черновой меди, вольфрамовых и молибденовых концентратов, чем за весь 1937 г. Германия выпускала меди и никеля намного меньше, чем Советский Союз, но значительно больше алюминия, свинца, цинка, магния.

Производство валовой продукции химической промышленности, включая горно-химическую, в 1940 г. по сравнению с 1913 г. в СССР увеличилось в 25 раз. Производство кальцинированной соды (95-процентной) составило в 1940 г. 536 тыс. тонн, соды каустической (92-процентной) - 190 тыс. тонн, серной кислоты в моногидрате - 1 587 тыс. тонн, синтетических смол и пластических масс - 11 тыс. тонн, аммиака синтетического - 338 тыс. тонн, химических волокон - 11 тыс. тонн, каучука синтетического - 97 тыс. тонн, синтетических красителей - 34 тыс. тонн.

Машиностроение играло решающую роль в техническом перевооружении всей экономики, особенно военной. Эта отрасль промышленности развивалась в СССР более высокими темпами по сравнению с другими отраслями. В то время как валовая продукция промышленности в 1940 г. превосходила уровень 1913 г. в 7,7 раза, в том числе группы «А» - в 13,4 раза, группы «Б» - в 4,6 раза, то машиностроения и металлообработки - в 30 раз {1133} . Многие отрасли машиностроения были созданы лишь при Советской власти: тракторная промышленность, автомобильная, авиационная и др. Суммарная мощность произведенных в 1940 г. паровых и газовых турбин составила 972 тыс. квт, электродвигателей переменного тока - 527 тыс. квт. Страна получила 24 тыс. тонн металлургического оборудования, 119 тыс. единиц кузнечно-прессового оборудования, 16 тыс. тонн нефтеаппаратуры, 914 магистральных паровозов, 32 тыс. магистральных пассажирских и грузовых вагонов, 145 тыс. различных автомобилей, 32 тыс. тракторов и много другой техники {1134} .

Станкостроение в СССР создавалось в значительной мере заново. Темпы его развития были весьма высокими. Объем станкостроительной продукции в 1940 г. превысил уровень 1913 г. в 39 раз. Однако германская станкостроительная промышленность являлась в то время самой развитой в мире, давала продукции больше. Если в СССР парк металлорежущих станков в 1940 г. составил 710 тыс. {1135} , то в Германии в 1941 г. - почти 1,7 млн. {1136} . Кроме того, в результате оккупации Франции и других стран Западной и Центральной Европы Германия получила возможность расширить свой станочный парк.

Темпы развития и уровень производства в СССР легкой и пищевой промышленности удовлетворяли нужды трудящихся и обороны страны. В 1940 г. в Советском Союзе было выпущено всех видов тканей 4522 млн. погонных метров, 211 млн. пар кожаной обуви, 29 млн. тонн муки, 1 501 тыс. тонн мяса, 226 тыс. тонн животного масла, 2 165 тыс. тонн сахара {1137} .

Важную роль в укреплении экономической базы обороны страны играло индустриальное строительство. В 1939 г. подчиненные различным ведомствам строительные организации были объединены под руководством Наркомата по строительству (Наркомстроя). Это позволило постепенно переходить к прогрессивному подрядному способу строительства промышленных объектов и добиваться более производительного использования строительной техники. Созданные в системе Наркомстроя специализированные строительные организации выполняли задачи большого государственного и оборонного значения: сооружали крупные промышленные предприятия, дороги, каналы, мосты, аэродромы, порты и т. п. Перевод строительства на промышленную основу создавал условия для быстрого развертывания военного производства.

Сельское хозяйство Советского государства, претерпевшее коренные преобразования на социалистических началах, развивалось успешно. К 1940 г. СССР располагал развитым сельскохозяйственным производством. В стране насчитывалось 236,9 тыс. колхозов и 4,2 тыс. совхозов, 7,1 тыс. МТС. Сельское хозяйство имело 531 тыс. тракторов, 182 тыс. зерноуборочных комбайнов, 228 тыс. грузовых автомобилей и много другой техники.

Перевод сельского хозяйства на социалистические рельсы и техническое его перевооружение позволили расширить посевные площади до 151 млн. гектаров и содержать к началу 1941 г.: крупного рогатого скота - 54,8 млн. голов, свиней - 27,6 млн., овец и коз - 91,7 млн. голов.

Производство сельскохозяйственной продукции в СССР в 1940 г. {1138}

Зерно (валовой сбор), млн. т

Хлопок-сырец, млн. т

Сахарная свекла (фабричная), млн. т

Подсолнечник, млн. т

Льноволокно, тыс. т

Картофель, млн. т

Овощи, млн. г.

Мясо (в убойном весе), млн. т

Молоко, млн. т

Яйца, млрд. шт.

Шерсть, тыс. т

Советский Союз занимал первое место в мире по сельскохозяйственному машиностроению, валовому сбору пшеницы, ржи, овса, ячменя, льна-долгунца, сахарной свеклы и подсолнечника; второе - по производству тракторов и поголовью скота; третье - по производству хлопка-сырца и суперфосфата. Хотя зерновая проблема еще была решена не полностью, крупное социалистическое сельское хозяйство было в состоянии обеспечить страну и ее армию сельскохозяйственной продукцией в случае нападения врага.

Ускоренное развитие получил транспорт, ведущая роль в котором принадлежала железнодорожному. На его долю к началу Великой Отечественной войны из всего грузооборота приходилось 85 процентов, а пассажирооборота - 92,2 процента. В 1940 - 1941 гг. по указанию Политбюро ЦК ВКП(б) объем капиталовложений в железнодорожное строительство был увеличен. Эксплуатационная длина железнодорожных путей НКПС достигла в 1940 г. 106,1 тыс. км, в том числе 1900 км электрифицированных. Советский железнодорожный транспорт отличался высокой эффективностью использования подвижного состава. Его грузооборот возрос по сравнению с 1913 г. в 6 раз, тогда как длина железных дорог за это же время увеличилась лишь на 81 процент.

Быстро развивался морской транспорт. Коммунистическая партия и Советское правительство твердо держали курс на повышение его роли в обеспечении нужд народного хозяйства. Развитие флота проходило ускоренными темпами, возводились новые и реконструировались старые порты, создавалась мощная судоремонтная база. Для морских перевозок осваивались северный и дальневосточный бассейны, более интенсивно использовался Северный морской путь. Грузооборот морского транспорта за годы первых пятилеток увеличился в 2,5 раза и достиг в 1940 г. 12,8 млрд. тонно-миль, а объем морских перевозок - 31,2 млн. тонн {1139} . Намного возрос грузооборот речного транспорта.

В предвоенные годы быстро повышалась значимость магистральных трубопроводов. Протяженность магистральных нефтепродуктопроводов к началу 1941 г. составила 4100 км, почти в 4 раза больше, чем в 1913 г. Количество нефти, перекачанной по трубопроводам в 1940 г., достигло 7,9 млн. тонн.

Воздушный транспорт СССР в те годы был относительно молод. Однако и он достиг значительных успехов. Уже в 1940 г. протяженность воздушных линий равнялась 143,9 тыс. км, а грузооборот - 23,2 млн. тонно-километров. В том же году воздушным транспортом было перевезено 58,4 тыс. тонн грузов и 400 тыс. пассажиров.

На базе отечественного автомобилестроения успешно развивался автомобильный транспорт. Были построены многие тысячи километров новых шоссейных дорог и автомагистралей. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием к концу 1940 г. достигла 143,4 тыс. км, стала почтив 4 раза больше, чем в 1913 г. В 1940 г. автомобильным транспортом было перевезено 858,6 млн. тонн грузов и 590 млн. пассажиров.

Советский многоотраслевой транспорт был готов к тяжелым испытаниям надвигавшейся войны {1140} .

Коммунистическая партия и Советское правительство принимали меры, чтобы ускорить развитие и внедрение современных средств связи. В 1940 г. в СССР насчитывалась 51 тыс. предприятий почты, телеграфа и телефона, из них в сельской местности было 44 тыс. Количество телефонных аппаратов составило 1,7 млн. единиц. Была установлена телефонная связь почти со всеми государствами мира.

Большое значение придавалось рациональному размещению военной промышленности. Главные ее отрасли располагались на линии Ленинград, Москва, Тула, Брянск, Харьков, Днепропетровск {1141} . Наряду с этим военная промышленность развивалась в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Удельный вес этих районов в производстве военной продукции составлял к лету 1941 г. 18,5 процента {1142} . В годы Великой Отечественной войны экономика восточных районов превратилась в главную базу, опираясь на которую Советский Союз одержал победу в войне. Ускоренное развитие экономики на востоке страны не носило характера военно-экономической автаркии, а было подчинено общим задачам развития народного хозяйства СССР. В восточных районах страны были достигнуты крупные успехи в производстве промышленной продукции стратегического значения.

Таблица 26. Производство важнейших видов промышленной продукции в восточных районах СССР в 1940 г. {1143}

Виды продукции

В абсолютных данных

В процентах ко всему производству

Электроэнергия, млрд кВт-ч

Нефть, млн. т

Уголь, млн. т

Чугун, млн. т

Сталь, млн. т

Прокат, млн. т

Железная руда, млн. т

Медная руда, тыс. т

Никелевая руда, тыс. т

Бокситы, тыс. т

Цинк, тыс. т

Свинец, тыс. т

Минеральные удобрения, млн. т

Металлорежущие станки, тыс. шт.

Металлургическое оборудование, тыс. т

Тракторы, тыс. шт.

Тракторные плуги, тыс. шт.

На гигантских просторах востока успешно развивалось крупное социалистическое сельское хозяйство. В 1940 г. здесь имелось 59,9 тыс. колхозов, 2208 МТС. Товарность сельского хозяйства по восточным районам была выше, чем по СССР в целом. В восточных районах находилось 25 процентов колхозов и 27 процентов совхозов страны. Однако проданная ими продукция в 1940 г. составила от общегосударственных закупок: более 28 процентов зерна, 32 процента молока и молочных продуктов, более одной трети скота и птицы, более одной трети различных кож и 45 процентов шерсти. Что касается хлопка-сырца, то на восточные районы приходилось около 90 процентов всех его закупок в стране.

Капитальные вложения в народное хозяйство в предвоенные годы были самыми крупными за всю историю развития Советского государства. Если в первой пятилетке они составляли 7,3 млрд. рублей, во второй - 16,6 млрд. рублей, то лишь за три с половиной года третьей пятилетки (1938 г. - июнь 1941 г.) они составили 17,3 млрд. рублей {1144} .

Это позволяло увеличивать ввод в строй основных фондов. Если за первое пятилетие всего было введено в действие основных фондов на сумму 7,8 млрд. рублей, во второе - на сумму 14,5 млрд. рублей, то за три с половиной года третьего пятилетия - на 15,6 млрд. рублей больше, чем за всю вторую пятилетку Германия

Из таблицы видно, что темпы роста национального дохода в Советском Союзе были выше, чем в крупнейших капиталистических странах.

В 1940 г. национальный доход в СССР составил 128,3 млрд. рублей (в ценах 1926 - 1927 гг.) {1148} и распределялся следующим образом: фонд накопления - 19 процентов, фонд народного потребления - 70, фонд военных расходов - 11 (из них фонд средств ведения войны - 7 и фонд личного потребления военнослужащих - 4) {1149} .

Государственный бюджет, через который в СССР происходит распределение значительной части национального дохода страны, ярко отражал главные направления экономической политики Коммунистической партии и Советского правительства.

Таблица 28. Главные статьи государственного бюджета СССР (млрд. рублей в ценах соответствующих лет) {1150}

Статьи бюджета

1938 - 1940 гг. (три года 3-й пятилетки)

В том числе в 1940 г.

общая сумма

в среднем в год

Всего доходов

В том числе: налог с оборота и отчисление от прибылей

средства государственного социального страхования

налоги, сборы, займы

Всего расходов

В том числе:

на народное хозяйство

на социально-культурные мероприятия

на оборону

В таблице 28 показано, что наряду с ростом ассигнований на народное хозяйство возросли, особенно в 1940 г., расходы на оборону страны. Если среднегодовые расходы на оборону за три года третьей пятилетки составили 26,4 процента, то в 1940 г. они достигли небывало высокого уровня за всю историю Советского государства - 32,6 процента.

Усилия Коммунистической партии в области военной экономики находили отражение в динамике годовых расходов на оборону по государственному бюджету. Если среднегодовые расходы на оборону страны в 1933 - 1937 гг. принять за 100 процентов, то в 1938 - 1939 гг. они возросли в четыре раза, а в 1940 г. более чем в шесть раз. Среднегодовые бюджетные расходы государства за эти же годы выросли на 235 процентов. Следовательно, в предвоенные годы темпы роста расходов на подготовку к обороне более чем в два раза превышали темпы роста суммарных бюджетных расходов.

На расширение материальной базы обороны страны огромное влияние оказывал рост производительности труда. В 1940 г. по сравнению с 1928 г. он составил: в промышленности - 313, в строительстве - 247, в сельском хозяйстве - 171 и на железнодорожном транспорте - 269 процентов.

За три года третьей пятилетки производительность труда в промышленности увеличилась на 33 процента. Таких высоких темпов не знало в то время ни одно капиталистическое государство. Тем не менее возможности роста были использованы далеко не полностью. Ряд отраслей промышленности (лесная, строительных материалов и др.), а также сельского хозяйства в 1940 г. недовыполнили план роста производительности труда и объема производства. На эти недостатки указывала XVIII партийная конференция.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны СССР являлся могучей индустриальной державой с развитым народным хозяйством и крепкой экономической базой для обороны страны. Однако военно-промышленная база главного противника СССР - фашистской Германии и оккупированных ею стран была значительно мощнее, чем Советского Союза.

Крупнейшим пунктом промышленной эвакуации являлся уральский регион, разместивший к осени 1942 г. на своей территории оборудование и рабочую силу более 830 предприятий, 212 из которых приняла Свердловская область. Прибывшие на Урал заводы и фабрики использовали три основных варианта своего обустройства: одни занимали помещения родственных по профилю предприятий; другие вынуждены были осваивать мало приспособленные к промышленному производству площади; третьи располагались на пустотах и сами возводили цеха и административно-управленческие корпуса.

В Свердловской области, прибывшие в эвакуацию заводы, или полностью сливались с однопрофильными, значительно усиливая их производственную мощность, или начинали самостоятельную деятельность, становясь основоположниками новых отраслей уральской промышленности. Уралмаш, разместив на своих площадях Ижорский завод и ещё несколько оборонных предприятий, превратился в колоссальную мастерскую по производству бронетехники. Так же на предприятие был организован выпуск самоходных артиллерийских установок и комплектующих к танку Т-34. На территории Уралвагонзавода разместились Харьковский завод им. Коминтерна и Мариупольский завод, образовав Уральский танковый завод. Был налажен серийный выпуск знаменитого танка Т-34.

Конструкторы М.И.Кошкин, А.А.Морозов, Н.А.Кучеренко создали средний танк - знаменитую «Тридцатьчетверку». Этот танк стал основным типом танкового вооружения в годы войны. Фронтовики дали ему высокую оценку. Это пришлось признать и немецким офицерам.

В результате опыта массового производства уральцев и первоклассных машин ленинградцев, начали создаваться необходимые предпосылки для быстрого выпуска танков. Всего за годы войны учеными и конструкторами было разработано около сотни новых боевых машин. Большая их часть выпускалась конвейерным производством. Уральцы первыми в мире поставили на поток изготовление танков.

В Челябинске, на заводе им. Колющенко, выпускали легендарную «Катюшу», а на бывшей табачной фабрике - снаряды для них и торпеды для подводных лодок.

Серовский металлургический завод принял основное оборудование Краматорского и Сталинского металлургических заводов, Кировградский медеплавильный - оборудование Невского химического завода. Заметно увеличился выпуск реактивных миномётов в результате соединения производственно-технических потенциалов Уралэлектроаппарата и Воронежского завода «Коминтерн». Уральский турбомоторный завод, объединившись с 5-ю эвакуированными заводами, стал крупнейшим в стране производителем дизель-моторов.

Не было таких видов военной продукции, которые не изготавливались на Урале. До войны броневая сталь на Урале не производилась. Чтобы удовлетворить потребности фронта в специальных сортах черных металлов, металлургам Магнитогорского металлургического комбината пришлось в короткий срок освоить технологию выплавки броневой стали в больших мартеновских печах. Впервые в истории был применён блюминг для получения танковой брони, совершыв технический переворот в металлургическом деле.

Киевский завод «Большевик», прибывший в Свердловск в августе 1941 г. и первоначально размещённый в помещениях гаража и производственной артели, стал началом будущего гиганта химического машиностроения-Уралхиммаша. На базе оборудования Охтинского химического комбината был создан Свердловский завод пластмасс, являвшийся в годы войны единственным поставщиком смол, шедших на изготовление дельта-древесины, авиафанеры и бакелитированной фанеры для понтонов. Киевский «Красный резинщик» и московский «Каучук» составили основу Свердловского шинного завода и завода резинотехнических изделий, начавших производить все виды резиновых деталей для боевой техники. В частности, оба предприятия за годы войны изготовили 223 тыс. обрезиненных катков для 11 тыс. танков.

Крепким фундаментом в строительстве мотоциклетного завода в Ирбите стали эвакуированные производства Московского мотоциклетного завода, механосборочного цеха моторов ЗИЛа и цеха коробок передач Московского автосборочного завода им. КИМа. Созданный при слиянии этих производств Ирбитский мотозавод стал основным поставщиком на фронт тяжёлых военных мотоциклов М-72, использование которых в боевой обстановке полностью лишило моторизованную немецкую пехоту, имевших преимущество в начале войны.

Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмашзавод или УЗТМ) был введен в эксплуатацию в 1933 г. в соответствии с планами правительства СССР по индустриализации страны. В довоенное время Уралмашзавод обеспечивал своей продукцией (доменным оборудованием, агломерационными машинами, прокатными станами, прессами, кранами и т.д.) создаваемые на Урале и в Сибири горные и металлургические предприятия, в том числе крупнейшие в стране Новокузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты. Кроме того, уралмашевские прессы использовались в авиационной промышленности. Большая часть продукции выпускалась по индивидуальным проектам. Одновременно на заводе осваивался выпуск оборонной продукции - в конце 30-х годов организован выпуск гаубиц М-30 конструкции Ф.Ф.Петрова (калибр 122 мм).

В начале Великой Отечественной войны всего за несколько месяцев были реконструированы цеха, предназначенные для выпуска металлургического оборудования по индивидуальным проектам, - в них было организовано крупносерийное производство бронетанковой техники. Благодаря внедрению ряда новинок (скоростной автоматической сварки, литья и штамповки танковых башен, поточных методов сборки и т.д.) уже в начале войны был освоен выпуск бронекорпусов тяжелых и средних танков, которые отправлялись на уральские танковые заводы. В 1942 г. начался полный цикл производства танков Т-34, а затем самоходных артиллерийских установок СУ-122, СУ-85 и СУ-100 на базе танка Т-34 (по собственным проектам).

Уралмашевские боевые машины показали себя весьма эффективными на полях сражений, так как удачно сочетали маневренность танков Т-34 с огромной огневой мощью артиллерийских орудий, специально предназначенных для уничтожения бронетанковой техники фашистской Германии и прорыва укреплений противника. СУ-100 считается военными специалистами лучшей самоходкой такого класса периода Второй мировой войны.

Параллельно с выпуском танковой техники не прекращалось производство бронекорпусов, в том числе для тяжелых танков ИС-2, ИС-3 и самоходок ИСУ-152. Всего за годы войны было изготовлено свыше 19000 бронекорпусов средних и тяжелых танков, а также самоходных артиллерийских установок; выпущено около 6000 единиц бронетанковой техники. Кроме того, на оборонные заводы поступали с Уралмашзавода литые заготовки для танковых двигателей, винты для боевых самолетов, корпуса реактивных снарядов для «Катюш» и т.д. Уже в 1941 г. резко увеличился выпуск гаубиц М-30, а с 1943 г. фронт начал получать гаубицы Д-2 (калибр - 152 мм).

Еще до окончания войны специалисты Уралмашзавода приступили к конверсии производства: восстанавливался выпуск оборудования для металлургических предприятий. В послевоенное время государство вложило значительные средства в реконструкцию и расширение Уралмашзвода, в результате чего производственные мощности предприятия возросли в несколько раз. Это позволило не только увеличить объем выпускаемой продукции, но и начать изготовление новых машин и оборудования Началось серийное изготовление по собственным проектам карьерных экскаваторов, буровых установок, дробильно-размольного оборудования. При освоении производства этой продукции широко использовался опыт, приобретенный в военное время по производству бронетанковой техники.

На основании правительственного Постановления №667/СГКО от 12 сентября 1941 года директор завода Ю.Е. Максарев отдал приказ о свертывании завода и немедленной эвакуации его в глубокий тыл. Первый эшелон покинул территорию завода 19 сентября 1941 года и направился на Уралвагонзавод в г. Нижний Тагил Свердловской области. Он увозил конструкторов танкового КБ, чертежно-техническую документацию танка и наиболее ценное оборудование.

Эвакуированный в Нижний Тагил Харьковский завод и местный Уралвагонзавод были объединены в одно предприятие, которое стало называться Уральский танковый завод №183. На этом заводе была сохранена нумерация цехов и отделов, принятая еще до войны в Харькове. Танковое конструкторское бюро по-прежнему именовалось «отдел 520». Главным конструктором, как и в Харькове, был А.А. Морозов.

8 декабря 1941 года Уральским танковым заводом был выпущен первый танк Т-34, а в апреле 1942 года завод превзошел довоенный уровень выпуска этих боевых машин.

Военная обстановка и потеря по разным причинам многих заводов-поставщиков комплектующих узлов и материалов создавали огромные трудности в условиях непрерывного наращивания выпуска танков. Не хватало резины, цветных металлов, электрооборудования и др.

Чтобы ни в коем случае не остановить выпуск танков, в конструкторском бюро была объявлена мобилизация всех сил на борьбу за экономию цветных металлов, резины, броневой стали, проводов, за дальнейшее отехнологичивание машины. Были пересмотрены абсолютно все детали танка, конструкторы применяли вместо бронзы чугун, заменяли клепку сваркой, переводили штампованные детали на литье, отменяли промежуточные детали. В результате этой работы конструкторам удалось совсем отменить 765 наименований деталей, что значительно упростило процесс изготовления машины и явилось весомым вкладом в организацию массового производства танков. Простота конструкции, массовость и высокие боевые характеристики танка Т-34 создали ему отличную репутацию. Впоследствии его стали считать лучшим танком второй мировой войны.

НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Большой вклад в Победу внесли наши нефтяники. Без преувеличения можно сказать, что эта война не могла быть выиграна без победы на «нефтяном поле». Великая Отечественная война была войной индустриального времени, «войной моторов», когда боевые возможности армии тесно и неразлучно связаны с возможностями конструкторской мысли, промышленных технологий, массового производства техники и ее обеспечения горючим.

Нефтяники боролись за Победу также как и все остальные. Одни, те, которые в мирное время работали на промыслах, ушли на фронт. Другие остались в тылу для обеспечения армии всем необходимым, а главное – обеспечение армии горючим, нефтепродуктами. Заслуга последних отнюдь не меньше, чем первых.

Нефтяная промышленность СССР в предвоенные годы

Утверждение нового социалистического способа производства в условиях мобилизации экономики страны (и практически полная ее изоляция), ограниченность материальных ресурсов, устранение опытных инженерно-технических специалистов от управления создали серьезные проблемы для отрасли в начале 20-х годов XX века. В этих условиях высшее партийно-политическое руководство страны остро осознало насущную необходимость скорейшего и значительного обновления технической базы и использования новых технологий для повышения объемов добычи нефти и ее переработки с целью обеспечения растущего экспорта советских нефтепродуктов.

В 1927 году был превзойден десятимиллионный рубеж по добыче нефти, и в последующие годы продолжался неуклонный рост объемных показателей нефтедобычи и нефтепереработки.

В 1929 г. На Западном Урале произошло открытие притоков промышленной нефти в Верхнечусовских Городках. в 1932 г. было открыто Ишимбаевского месторождения. Истинная значимость этих отложений была оценена в военные годы.

Рисунок 1 XVII Международный геологический конгресс. Москва, июль 1937

В 1937 году в Москве состоялся XVII Международный геологический конгресс, в работе которого приняли участие около 400 делегатов из 50 стран. Основная тематика выступлений включала проблему нефти и подсчет ее мировых запасов. Ответственным куратором данной секции был.

Переработка нефти

Для армии в годы Великой Отечественной войны было необходимо обеспечение моторными топливами и смазочными материалами, соответствующие уровню требований военной техники. Но в тоже время тыл также нуждался в горюче-смазочных материалах, мазуте и др.

Переработка нефти развивалась в годы войны с теми же темпами, что и добыча.

Исходя из оценки известного военного специалиста Службы горючего, генерал-полковника, нефтеперерабатывающая промышленность СССР в 1941 г: «…могла обеспечить потребность наркомата Обороны на год войны по авиационным бензинам только на 26,6 %, дизельному топливу на 67,5%, по авиационным маслам на 11,1%»

В те годы в Грозном действовало несколько заводов: 1-ый нефтеперегонный, 2-ой нефтеперегонный - позже были объединены в один завод № 000, 1-ый крекинг-завод и 2-ой крекинг-завод - позже были объединены в одинзавод № 000, 3-й нефтемаслозавод, газолиновый завод. В течение 1942 г., несмотря на тяжелое военное положение, грозненские НПЗ бесперебойно поставляли нефетепродукты фронту и тылу. Более того, именно в 1942 г. в Грозном впервые в СССР разработан процесс получения высококачественного алкилбензина. В августе 1944 г. на установке серно-кислотного алкилирования выработали промышленную партию высококачественного бензина.

В ГрозНИИ в то время дорабатывались технологические и конструктивные особенности каталитического крекинга. За создание и освоение отечественного процесса каталитического крекинга ученым, конструкторам и производственникам, и была присуждена Сталинская премия СССР. С началом войны, расположенные на Украине в Одессе, Херсоне, Бердянске , а также на Северном Кавказе в Краснодаре и Туапсе были демонтированы, а оборудование и часть кадров нефтепереработчиков были эвакуированы в восточные районы страны.

Нефтеперерабатывающие заводы обеспечили переработку практически всей добываемой нефти в стране %). При этом объем переработки составил в 1940 году 29,4 млн. тонн, а в 1945 году - 17,7 млн. тонн.

Переработка нефти осуществлялась в годы войны на трех заводах: им. Сталина, им. Андреева, Новобакинском заводе. Производство крекинг-бензина из мазута осуществлялось на крекинг-заводе им. Вано Стуруа; производство масел на заводе им. Джапаридзе, а также НПЗ им. Сталина, пиролиз керосина для получения толуола на заводе им. Буденного.

Всего за годы войны в США по ленд-лизу и в рамках советских заказов было поставлено 666 тыс. т авиационного бензина, из которых после отправки было переадресовано в другие места 37,65 тыс. т, так что чистая поставка составила 628,4 тыс. т. Кроме того, чистая поставка бензиновых светлых фракций из США в СССР достигла 732,3 тыс. т.

Помимо этого с Абаданского нефтеперерабатывающего завода Великобритания поставила в СССР 14,7 тыс. т авиационного бензина и 902,1 тыс. т бензиновых светлых фракций (эти поставки были компенсированы Великобритании США). К этому необходимо также добавить 573 тыс. т авиационного бензина, поставленного в СССР с нефтеперерабатывающих заводов Великобритании и Канады. В сумме все это дает 2850,5 тыс. коротких тонн авиабензина и светлых бензиновых фракций, полученных СССР из США, Великобритании и Канады, что равно 2586 тыс. метрических тонн. В Советском Союзе импортный авиабензин и светлые бензиновые фракции использовались почти исключительно для смешивания с советскими авиабензинами с целью повышения их октанового числа, так как советские самолеты были приспособлены к использованию бензинов с гораздо более низким октановым числом, чем на Западе. Поэтому фактически поставленный по ленд-лизу авиабензин был включен в советское производство авиабензина и составил, следовательно (вместе со светлыми бензиновыми фракциями), 51,5% от советского производства 1941-1945 гг.

Если же вычесть из итога советское производство авиабензина за первую половину 1941 г., оценив его примерно в половину от годового производства, то доля поставок по ленд-лизу поднимется до 57,8%. Получается, что поставки по ленд-лизу авиабензина, происходившие с августа 1941 г. по сентябрь 1945 г., в 1,4 раза превышали собственно советское производство. Из других источников снабжения авиабензином СССР смог захватить в 1944-1945 гг. 82,8 тыс. т. трофейного бензина в Румынии, Польше, Венгрии и Чехословакию что было каплей в море. Очевидно, что без западных поставок горючего советская авиация просто не смогла бы поддерживать свои войска в необходимом объеме.

Надо учесть также, что из-за гораздо более высоких октановых чисел западного авиабензина его роль в обеспечении советской авиации была на самом деле еще более значительной, чем это можно было бы заключить из одних только весовых показателей.

Заключение

Для советского нефтяного хозяйства в годы войны было характерно сочетание, как и новых технологий, так и давно забытых способов. Так, на ряде промыслов возродилось тартание, сильно вырос удельный вес примитивной фонтанной добычи. Было ускорено внедрение новых способов добычи – опыты по закачке в пласты воды и воздуха, метод нагнетания воздуха в нефтяной пласт, наклонно-направленного турбинного бурения для прохождения крепких пород, в частности, характерных для месторождений Второго Баку.

В годы войны приступили к эксплуатации чисто газовых месторождений в районе Бугуруслана и Саратова (ранее газ разрабатывался лишь попутно с нефтью). Газ, прежде всего, использовался как топливо для промышленных предприятий и электростанций. Был построен ряд местных газопроводов для обеспечения НПЗ газовым топливом.

Были сооружены: магистральный нефтепровод Оха-Софийская, магистральный керосинпровод Астрахань-Урбах-Саратов. Значительная масса добытого нефтяного сырья шла теперь на крекирование, нашли применение пирогенная трубчатка, алкилирование бензола. Коксовые кубы, методы комбинированной очистки и вторичной перегонки нефти. Удельный вес бензина в объемах конечной продукции за годы войны поднялся с 20 до 30-35%. В результате применения риформинга низкооктановых лигроинов увеличился выход компонентов авиабензина и танковых топлив.

Несмотря на то, что были снижены добыча нефти по сравнению с довоенным периодом, объем геологоразведочных работ, нефтяная промышленность сумела добиться высоких результатов.
Список использованной литературы

1. От Сталина до Ельцина. - М.: ГазОил пресс, 1998.

2. , Будков промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны/ Под ред. . - М,:Недра, 1985.

3. История и традиции отечественного нефтяного и газового дела (посвящается 850-летию Москвы):Сборник статей/Под ред. проф. . - М: Нефть и газ, 1997

4. , Вадецкий промышленность России в послевоенные годы. – М.:ВНИИОЭНГ, 1996.

5. Нефтегазовый комплекс в годы Великой Отечественной войны. Выпуск 1/ , и др. - М: Научно-техническое общество нефтяников и газовиков ГАНГ им. , 1995.

6. Нефтегазовый комплекс в годы Великой Отечественной войны. Выпуск 2/ Черныш ME., Едренкин B. C. идр. - М.: Научно-техническое общество нефтяников и газовиков ГАНГ им. , 1995.

7. Нефтегазовый комплекс в годы Великой Отечественной войны. Выпуск 3/ , и др. - М.: Научно-техническое общество нефтяников и газовиков ГАНГ им. , 1995.

8. Нефть страны Советов. Проблемы истории нефтяной промышленности СССР (). Под редакцией М: Древлехранилище, 2005

9. Разумов нефтеснабжения в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. - М.: ГАО «Вторнефтепродукт», 1995

10. Соколов А. В годину тяжких испытаний // Нефть России, 2005.- № 5.

11. и др. История нефтегазового дела России. - М.: Химия, 2001

В результате восстановления эвакуированных промышленных предприятий и строительства новых производственных мощностей, особенно в восточных районах страны, на основе героического труда народов СССР происходил быстрый рост военного производства и всех отраслей военного хозяйства, обеспечивающих нужды Отечественной войны. Непрерывный рост производства и капитальных вложений в военные годы свидетельствует о высоких темпах расширенного воспроизводства периода военной экономики СССР.

Расширенное социалистическое воспроизводство означает прежде всего рост совокупного общественного продукта; затем, оно означает увеличение действующих средств производства (орудий труда и предметов труда); далее, расширенное воспроизводство означает рост рабочего класса и фонда его заработной платы; наконец, оно означает отчисление известной доли общественного продукта (прибыли) на нужды социалистического накопления и капитального строительства.

В период военной экономики СССР законы расширенного воспроизводства продолжали действовать в полной мере, хотя и на ограниченной территории. После того как в конце 1941 года была пройдена критическая точка падения производства, на протяжении всего 1942 года рост промышленного производства в СССР продолжался из месяца в месяц. Валовая продукция всех отраслей промышленности СССР с января по декабрь 1942 года увеличилась более чем в 1,5 раза. В 1943 году вновь поднялось производство во всех решающих отраслях промышленности, транспорта и всего военного хозяйства. Валовая продукция промышленности увеличилась в 1943 году против 1942 года на 17%. Для того чтобы представить значение этих темпов производства промышленной продукции, напомним, что среднегодовые темпы роста производства за три мирных года третьей пятилетки составили 13%.

Объём капитальных работ в СССР за три года Отечественной войны (1942, 1943 и 1944 годы) составил около 79 млрд. руб., не считая стоимости эвакуированного оборудования. Введено в действие новых и восстановленных производственных мощностей на территории СССР за те же три года войны на 77 млрд. руб. Заново построено и введено в действие в восточных районах 2 250 крупных промышленных предприятий и восстановлено в освобождённых районах свыше б 000 предприятий. Введено в действие 100 тыс. металлорежущих станков, 24 доменные печи, 128 мартеновских печей, 4 бессемеровских конвертора, 70 электропечей, 56 прокатных станов, 67 коксовых батарей, угольных шахт на 73 млн. т угля в год, электростанций мощностью 3,4 млн. кет, новых железнодорожных линий протяжением 5 860 км.

Быстрыми темпами развивались производительные силы в восточных районах СССР. Создание на востоке страны мощной индустриальной базы военной промышленности было подготовлено всей политикой Советского государства в области размещения производительных сил. Мощность электростанций одного лишь Урала превышала к началу 1941 года в 1,2 раза мощность электростанций всей дореволюционной России к началу войны 1914 года. Добыча угля только в восточных районах СССР в 1940 году превышала в 1,7 раза добычу угля во всей дореволюционной России 1913 года. Выплавка стали в 1940 году в восточных районах СССР превышала выплавку стали всей России 1913 года в 1,4 раза. По продукции металлообрабатывающей и химической промышленности восточные районы СССР превышали производство всей дореволюционной России в десятки раз.

Высокий уровень промышленного развития восточных районов СССР, достигнутый к началу Отечественной войны, послужил прочной базой, на которой быстрыми темпами развивалась промышленность во время войны. Наряду с восстановлением эвакуированных предприятий в восточных районах СССР широким фронтом было развёрнуто новое строительство, особенно заводов металлургии, электростанций, угольных шахт и заводов военной промышленности. На восстановление эвакуированных предприятий и новое строительство в восточных районах СССР - на Урале, на Волге, в Сибири, Казахстане и Средней Азии - было вложено только централизованных капитальных затрат за четыре года военной экономики 36,6 млрд. руб. (в сметных ценах), или в среднем за год на 23% больше того, что вкладывалось в народное хозяйство этих районов в предвоенные годы.

В восточных районах СССР за четыре года Отечественной войны были введены в действие новые угольные шахты мощностью 29 800 тыс. т угля, турбины мощностью 1 860 тыс. кет, доменные печи мощностью 2 405 тыс. т чугуна, мартеновские печи мощностью 2 474 тыс. т стали, прокатные станы мощностью 1 226 тыс. т проката. С ростом промышленности в восточных районах СССР увеличилась численность рабочего класса и городского населения. Численность городского населения на начало 1943 года по восточным районам СССР составила 20,3 млн. человек против 15,6 млн. человек на начало 1939 года.

Отечественная война внесла изменения в размещение производительных сил СССР. Основной базой снабжения фронта и военного хозяйства стали восточные экономические районы страны. В 1943 году производство всей промышленной продукции в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии по сравнению с 1940 годом увеличилось в 2,9 раза, а их доля во всём промышленном производстве СССР выросла более чем втрое.

За время войны на Урале и в Сибири создана качественная металлургия, обеспечившая потребности военной промышленности. Производство чугуна на Урале и в Сибири в 1943 году по сравнению с 1940 годом выросло в переводе на передельный чугун на 35%, производство стали в переводе на рядовую увеличилось на 37% и производство проката в переводе на рядовой сорт увеличилось за то же время на 36%.

Рассмотрим итоги расширенного социалистического воспроизводства в период военной экономики по отдельным экономическим районам СССР.

ПОВОЛЖЬЕ. В 1942 году в районах Поволжья объём производства промышленной продукции составил 12 млрд. руб. и в 1943 году - 13,5 млрд. руб. против 3,9 млрд. руб. в 1940 году. Удельный вес районов Поволжья в промышленности СССР вырос за это время в 4 раза.

Во втором полугодии 1941 года и в начале 1942 года в Поволжье было эвакуировано около 200 промышленных предприятий, из которых восстановлено в 1941 году - 60 и в 1942 году - 123 предприятия. За четыре года Отечественной войны объём капитальных вложений в народное хозяйство Поволжья составил 6,0 млрд. руб., не считая затрат на оборонительное строительство и стоимость эвакуированного оборудования.

Коренным образом изменилась за годы войны структура промышленности районов Поволжья. Особенно значительным был рост металлообрабатывающей промышленности. В 1942 году валовая продукция металлообрабатывающей промышленности в Поволжье составила 8,9 млрд. руб. и в 1943 году - 10,5 млрд. руб. против 1,2 млрд. руб. в 1940 году. Удельный вес металлообрабатывающей промышленности во всей промышленности Поволжья в 1942 году составил 74% против 31% в 1940 году. За время войны в Поволжье возникли новые отрасли промышленности: производство авиамоторов, самолётов, шарикоподшипников, автомобильная и кабельная промышленность, производство локомобилей, заново создана газовая промышленность, способная радикально решить топливную проблему Поволжья.

УРАЛ. За время войны Урал превратился в основной наиболее мощный промышленный район страны. Валовая продукция промышленности на Урале в 1942 году выросла до 26 млрд. руб. и в 1943 году - до 31 млрд. руб. против 9,2 млрд. руб. в 1940 году, что означает, увеличение промышленного производства более чем втрое. Удельный вес Урала в производстве промышленной продукции СССР в 1943 году по сравнению с |1940 годом вырос в 3,8 раза.

На Урал было эвакуировано 455 предприятий, из которых уже к концу 1942 года было восстановлено свыше 400. За четыре года Отечественной войны объём капитальных вложений в народное хозяйство Урала составил 16,3 млрд. руб., или в среднем за год на 55% больше того, что вкладывалось в народное хозяйство Урала в предвоенные годы.

Если в 1940 году объём производства продукции машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности на Урале составил 3,8 млрд. руб., то в 1942 году на Урале было произведено продукции машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности на 17,4 млрд. руб., или в 4,5 раза больше, чем в 1940 году. Доля машиностроения в уральской промышленности составила в 1942 году 66% против 42% в 1940 году.

Основными и важнейшими отраслями машиностроения на Урале в период Отечественной войны были отрасли военного машиностроения. Урал давал в период военной экономики до 40% всей продукции военной промышленности. На Урале за время войны возникли новые отрасли машиностроения: танкостроение, автомобилестроение, производство мотоциклов, шарикоподшипников, производство электротехники, насосов, компрессоров и станкостроение.

За годы войны Урал наряду с Кузбассом превратился в основную базу производства металла в стране. Уральская металлургия во время Отечественной войны стала основной базой качественных и высококачественных сталей для всех отраслей машиностроения.

Уральская металлургия обеспечила танковую промышленность броней. Широкое развитие получило на Урале трубное производство, обеспечившее выпуск знаменитых реактивных снарядов.

Возросло значение Урала как базы цветной металлургии страны. В 1943 году на Урале и в Западной Сибири производилось алюминия и магния больше, чем на всей территории СССР в 1940 году. Совершенно заново создана на Урале промышленность по обработке и прокату цветных металлов и по производству твёрдых сплавов. Производство цветного проката на Урале в период Отечественной войны превзошло довоенный уровень производства на всей территории СССР.

За годы войны значительно выросла на Урале топливная промышленность. Если в 1940 году добыча угля -по всем месторождениям Урала составляла 12 млн. т, то в 1942 году здесь было добыто уже 16,4 млн. т, а в 1943 году - 21,3 млн. т.

Значительно укреплена за годы войны энергетическая база промышленности Урала. Выработка электроэнергии составила в 1942 году 9 млрд. квтч и в 1943 году - 10,5 млрд. квтч против 6,2 млрд. квтч в 1940 году. Развернулось строительство мелких и средних гидроэлектростанций, способных сократить дефицит энергетических углей на Урале.

ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ. За время войны роль районов Западной Сибири в народном хозяйстве СССР значительно возросла. Объём производства промышленной продукции в 1942 году составил 8,7 млрд. руб. и в 1943 году - 11 млрд. руб. против 3,7 млрд. руб. в 1940 году, т. е. увеличился в 3 раза. Удельный вес Западной Сибири в производстве всей промышленной продукции СССР увеличился в 1943 году по сравнению с 1940 годом в 3,4 раза.

В Западную Сибирь было эвакуировано около 210 предприятий. За четыре года Отечественной войны объём капитальных вложений в народное хозяйство Западной Сибири составил 5,9 млрд. руб., что превышает уровень капиталовложений в предвоенные годы на 74%.

Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность Западной Сибири в 1942 году увеличила выпуск промышленной продукции по сравнению с 1940 годом в 7,9 раза и в 1943 году - в 11 раз. За время войны в Западной Сибири организован заново ряд новых отраслей машиностроения: производство самолётов, танков, станков, тракторов, мотоциклов, шарикоподшипников, инструмента, электротехники.

В Западной Сибири в период Отечественной войны было организовано производство качественного металла и ферросплавов. Значительно выросла цветная металлургия. Увеличились мощности по производству цинка, заново организовано производство алюминия и олова.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН. За время войны значительно возросла роль районов Средней Азии и Казахстана в производстве промышленной продукции СССР. В 1942 году в союзных республиках этих районов валовая продукция промышленности составила

5,7 млрд. руб. и в 1943 году - 6,6 млрд. руб. против

4,8 млрд. руб. в 1940 году.

В 1941 году и в начале 1942 года в районы Средней Азии и Казахстана эвакуировано свыше 250 предприятий, которые были восстановлены в кратчайший срок. Объём капитальных работ за четыре года Отечественной войны составил 6,7 млрд. руб.

Коренным образом за время Отечественной войны изменилась структура промышленности Средней Азии и Казахстана. Наибольший рост был достигнут в металлообрабатывающей промышленности, которая в 1942 году дала продукции на 1,7 млрд. руб. и в 1943 году - на 2,3 млрд. руб. против 0,6 млрд. руб. в 1940 году.

Дальнейшее развитие получила в Средней Азии и Казахстане топливная и металлургическая промышленность. Добыча угля в 1942 году составила 9,4 млн. т и в 1943 году - 12,0 млн. т против 8,7 млн. т в 1940 году. Построены небольшие передельные металлургические заводы, создаётся чёрная металлургия - основа индустриального развития.

Восстановление эвакуированных предприятий в промышленных центрах Казахстана и Средней Азии потребовало значительного развития энергетической базы. Выработка электроэнергии только по Ташкентской энергосистеме в 1942 году составила 1728 млн. квтч и в 1943 году - 882 млн. квтч, против 210 млн. квтч в 1940 году. Развернулось массовое строительство новых мелких и средних гидроэлектростанций.

Значительно выросла и обогатилась новыми отраслями цветная металлургия районов Средней Азии и Казахстана. За время войны введены в действие новые мощности по добыче и обогащению свинцовой и вольфрамовой руды, введены дополнительные мощности по производству ртути, получила дальнейшее развитие молибденовая промышленность.

ЗАКАВКАЗЬЕ. Расширенное воспроизводство в период военной экономики протекало не только в восточных районах СССР. Этот процесс имел место и в союзных республиках Закавказья: Грузии, Азербайджане и Армении. Об этом свидетельствует рост продукции машиностроения и металлообработки в Грузии с 181 млн., руб. в 1940 году до 477 млн. руб. в 1943 году и в Азербайджане с 428 млн. руб. в 1940 году до 555 млн. руб. в 1943 году.

Об этом также свидетельствуют капиталовложения в народное хозяйство Грузии, Азербайджана и Армении, составившие за четыре года Отечественной войны 2,7 млрд. руб., в результате которых в союзных республиках Закавказья построены новые машиностроительные предприятия, строятся крупные предприятия чёрной металлургии, растут вложения в нефтяную промышленность. Советский Баку непрерывно снабжал фронт и народное хозяйство СССР нефтепродуктами и приводил в движение сотни тысяч моторов в воздухе и на земле.

Таким образом, период военной экономики СССР характеризуется быстрыми темпами расширенного социалистического воспроизводства в восточных районах СССР. Расширенное социалистическое воспроизводство нашло своё выражение в росте численности рабочего класса, увеличении промышленного производства и новых капиталовложениях, обеспечивающих развитие производительных сил СССР.