Виды юридических лиц и их классификации. Муниципальные образования как субъекты гражданского права

1. По целям деятельности:

Коммерческие (организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности); * Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие (организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками). * Юридические лица, являющие некоммерческими организациями могут создаваться в организационно-правовых формах 1.) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 2.) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; 3.) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты; 4.) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья; 5.) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; 6.) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации; 7.) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды; 8.) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; 9.) автономных некоммерческих организаций; 10.) религиозных организаций; 11.) публично-правовых компаний.

* Новая классификация

Корпоративные (Корпоративные юридические лица (корпорации) – это юридические

лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с законом.);

Унитарные (Унитарные юридические лица – это юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства).

3. По характеру прав участников в отношении юридического лица:

Юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют вещные права - учреждения и унитарные предприятия. Такие юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними учредителем имущество, а имеют лишь право хозяйственного ведения или право оперативного управления;

Юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют обязательственные права, - хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы. Обязательственные права подразумевают право на получение прибыли от деятельности и на получение части имущества в случае ликвидации юридического лица;

Юридические лица, в отношении которых учредители не имеют имущественных прав.

4. В зависимости от правового режима имущества юридические лица подразделяются на:

Субъекты права собственности (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений);

Субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия);

Субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения).

5. По форме собственности:

Частные;

Государственные (государственные юридические лица (в том числе и муниципальные) преследуют общегосударственные цели).

6. По способу образования юридического лица:

Распорядительный порядок (юридические лица создаются по распоряжению (указу, постановлению, приказу) собственника либо уполномоченного им органа);

Разрешительный порядок (юридическое лицо создается по инициативе учредителей с согласия соответствующего государственного либо иного органа. В частности, такой порядок создания предусмотрен для предприятий с иностранными инвестициями);

Явочно-нормативный порядок (для создания данного юридического лица специального разрешения на создание юридического лица не требуется, так как его создание разрешено законодательством. Учредители образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка).

Образование и прекращение юридических лиц.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ (СОЗДАНИЕ) ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).

Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.

В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних. Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями).

В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). С этой же даты возникает и правоспособность юридического лица. Государственной регистрации подлежат также все изменения его статуса (состав учредителей или участников, а также органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.). Данная регистрация осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном Законом о регистрации юридических лиц, в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления (п. 1 ст. 51 ГК, ст. 2 названного закона).

Возможность получения выписок из указанного реестра, а также копий документов регистрационного дела позволяет любому участнику оборота получить необходимую и достоверную информацию о своем потенциальном партнере.

Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим образом перечисленные в Законе о государственной регистрации юридических лиц. Требовать предоставления иных документов закон запрещает. Регистрация должна проводиться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган.

Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например, из-за «отсутствия целесообразности». При этом решение об отказе в государственной регист-

рации может быть обжаловано в судебном порядке.

К сожалению, законодательно оформленное стремление к упрощению и ускорению государственной регистрации юридических лиц, особенно коммерческих организаций, содействовало появлению многочисленных злоупотреблений, в том числе созданию по подложным документам и фиктивным адресам значительного количества «фирм- однодневок», в действительности являющихся подставными лицами – «пустышками» с символическим или вовсе отсутствующим уставным капиталом, не имеющим ни прав требования и долгов, ни реальных участников и органов, – которые используются для совершения различных неправомерных действий. Для борьбы с такими злоупотреблениями предлагается ввести обязательную проверку достоверности и законности представляемых для регистрации документов, использовать типовые формы уставов наиболее распространенных видов юридических лиц и т.п. В перспективе данные государственного реестра юридических лиц должны стать публично достоверными, а на их действительность, гарантированную государственными органами, будут вправе полагаться все участники имущественного оборота.

Необходимо также установление контроля за регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц и иные данные государственного реестра, а также обязанности информировать о них всех заинтересованных лиц. Действующий уведомительный порядок таких изменений также ведет к многочисленным нарушениям

прав и интересов участников юридических лиц, особенно хозяйственных обществ, нередко узнающих об изменениях своего статуса и(или) имущественного положения уже при отсутствии у общества реальных активов (имущества) или после наступления иных фактически необратимых последствий.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Реорганизация;

Ликвидация;

Банкротство.

Статья 57. Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

5. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются.

Статья 59. Передаточный акт

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 настоящего Кодекса.

Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Предъявление кредиторами требований на основании настоящего пункта не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

3. Если кредитору, потребовавшему в соответствии с правилами настоящей статьи досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (пункт 3 статьи 53.1), члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (пункт 3 статьи 53), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.

4. Предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков считается достаточным, если:

1) кредитор согласился принять такое обеспечение;

2) кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

5. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

Статья 60.1. Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица

1. Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом.

Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

2. Признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом.

3. В случае признания решения о реорганизации юридического лица недействительным до окончания реорганизации, если осуществлена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении таких зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами.

4. Лица, недобросовестно способствовавшие принятию признанного судом недействительным решения о реорганизации, обязаны солидарно возместить убытки участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против принятия решения о реорганизации или не принимавшему участия в голосовании, а также кредиторам реорганизованного юридического лица. Солидарно с данными лицами, недобросовестно способствовавшими принятию решения о реорганизации, отвечают юридические лица, созданные в результате реорганизации на основании указанного решения.

Если решение о реорганизации юридического лица принималось коллегиальным органом, солидарная ответственность возлагается на членов этого органа, голосовавших за принятие соответствующего решения.

Статья 60.2. Признание реорганизации корпорации несостоявшейся

1. Суд по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу, может признать реорганизацию несостоявшейся в случае, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации, а также в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

2. Решение суда о признании реорганизации несостоявшейся влечет следующие правовые последствия:

1) восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации, о чем делаются соответствующие записи в едином государственном реестре юридических лиц;

2) сделки юридических лиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;

3) переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, при этом предоставление (платежи, услуги и т.п.), осуществленное в пользу юридического лица, созданного в результате реорганизации, должниками, добросовестно полагавшимися на правопреемство на стороне кредитора, признается совершенным в пользу управомоченного лица. Если за счет имущества (активов) одного из юридических лиц, участвовавших в реорганизации, исполнены обязанности другого из них, перешедшие к юридическому лицу, созданному в результате реорганизации, к отношениям указанных лиц применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60). Произведенные выплаты могут быть оспорены по заявлению лица, за счет средств которого они были произведены, если получатель исполнения знал или должен был знать о незаконности реорганизации;

4) участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 65.2 настоящего Кодекса.

Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В любой стране люди взаимодействуют между собой, вступают в разного рода отношения. При этом они могут быть непосредственными или с приглашением другой стороны. Отношения могут быть личными или обусловленными законом. В данной статье вы рассмотрите вопрос о том, что такое юридическое лицо, его виды и признаки.

Основные понятия

Начнем с самого термина. Юридическое лицо - это коммерческая или некоммерческая организация, которая обладает каким-то обособленным имуществом, управляет ним, и несет ответственность за него. Кроме того, данное объединение людей может осуществлять и приобретать собственнические права. Организовать такое предприятия может как один человек, так и группа людей.

Существует масса классификаций юридического лица. Некоторые из них мы рассмотрим далее. Однако для начала следует понять, какими признаками обладает объединение. Не лишним также будет узнать, как его можно создать.

Признаки юридического лица

Классификация юридических лиц - это непростой вопрос, так как критериев для определения достаточно много. Сначала рассмотрим признаки объединения:

  • Юридическое лицо обязательно должно владеть каким-либо обособленным имуществом, которое будет учитываться в бухгалтерском балансе. Те люди, которые будут создавать предприятие, обязуются соединить свои капиталы ради общего дела.
  • Наличие ответственности имеющимися владениями. Причем она должна быть обособлена от имущества учредителей.
  • Наличие специального свидетельства, которое подтверждает регистрацию организации как юридического лица. Действительным предприятие становится с того момента, как получает данный документ.
  • Кроме того, у него есть возможность законными путями отстаивать свои права. Вы можете выступать в суде и как истец, и как ответчик.
  • Участие в гражданско-правовых отношениях от собственного имени.

Особенности создания юридического лица

Перед тем как будет рассмотрена классификация юридических лиц, следует понять, как именно можно учредить их. Эта процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Разработка документов, которая делает возможным существование организации. Они составляются кем-то одним или группой лиц. Эти документы обязательно должны существовать в письменном виде. При этом все учредители обязаны подписать их.
  2. Создание документа, которым будет регулироваться деятельность юридического лица. Чаще всего это устав или договор. В нем прописываются все особенности деятельности компании, нюансы в решении споров или других вопросов, определяется, кто будет руководить предприятием.
  3. Регистрация организации в государственных органах. Это действие является обязательным. Без сертификата такое объединение не имеет никаких официальных прав проводить какие-либо имущественные операции.

Следует отметить, что гражданское право, классификация юридических лиц относится именно к этому разделу, предусматривает наличие наименования организации. В нем прописывается ее форма и характер деятельности.

Классификация по организационно-правовой форме

Теперь, собственно, приступим к рассмотрению видов самых распространенных организаций. В зависимости от организационно-правовой формы существует следующая классификация юридических лиц:

  • Учреждение. Его особенностью считается то, что создаваться оно может как одним лицом, так и несколькими. При этом учредители не могут принимать участия в управлении организацией. Для создания представленного юридического лица необходимо объединение имущества участников.
  • Общество. Оно является добровольным объединением учредителей и создается на началах их членства. Общество бывает предпринимательским и непредпринимательским. То есть они могут действовать с целью получения материальной выгод или без нее.

Классификация по цели деятельности

Здесь можно выделить всего два типа юридических лиц:

  • Коммерческие. Они в своей деятельности ориентируются на материальную прибыль, которая распределяется между учредителями. Зачастую доход делится поровну. Однако в учредительных документах может быть прописан определенный процент. При этом сообщество является участником рынка. К таким организациям можно отнести хозяйственные общества (полные, коммандитные, с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственный кооператив.
  • Некоммерческие. Их целью не является зарабатывание денег. Если же какие-то средства и поступают, то их распределения не происходит. Все они уходят на уставные нужды организации. К этому типу относятся потребительские кооперативы, общественные организации, движения, фонды, религиозные объединения.

Виды юридических лиц в зависимости от порядка и пути создания

Эта классификация юридических лиц более сложная. Здесь можно выделить следующие виды организаций:

  • Созданные на основе частного права. То есть они появляются по инициативе одного человека, который не является государственным служащим. Порядок создания и деятельность их регулируется при помощи Гражданского кодекса. К ним можно отнести общественные организации, хозяйственные общества, благотворительные фонды.
  • Созданные на основе публичного права. Здесь в игру вступает глава государства. Порядок создания контролируется Конституцией и законодательством. К ним относятся государственные и коммунальные учреждения.

Что касается путей создания юридического лица, то их всего три:

  1. Объединение лиц. В этом случае очень важным является участие учредителей в управлении организацией.
  2. Союз капиталов. При этом личное участие учредителей не обязательно. Важен только их вклад.
  3. Объединение капиталов и лиц.

Классификация по правовому режиму имущества

Юридические лица, понятие и классификация по большинству критериев вам уже известны, также можно поделить на следующие субъекты:

  • Права собственности (все некоммерческие, кроме упреждений, а также хозяйственные кооперативы и товарищества).
  • Права хозяйственного ведения. К ним относятся дочерние предприятия, муниципальные и государственные предприятия унитарного типа.
  • Права оперативного управления. Здесь можно выделить предприятия и учреждения федерального уровня.

Классификация и виды юридических лиц по характеру отношений

По этому критерию выделят следующие типы организаций.

  • Первый тип предполагает сохранение собственнических прав на сделанные участниками вклады. При этом юридическое лицо такими возможностями не
  • Второй тип предполагает, что участники не имеют имущественных прав на свои вклады. Они полностью передаются юридическому лицу. При этом учредитель вместо вклада может получать другую выгоду, а может и не получать.

Теперь вы обладаете подробной информацией на тему: "Понятие, признаки, классификация юридических лиц". Естественно, если вы не уверены в своих знаниях, то лучше всего обратиться к опытному юристу. Он сможет объяснить все нюансы создания юридического лица, поможет составить все необходимые документы и зарегистрировать его в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Какие функции преследует законодательное регулирование статуса юридического лица?

Ответ ясен, из функций , которые выполняет институт юридического лица:

оформление коллективных интересов;

объединение капиталов;

ограничение предпринимательского риска;

управление капиталом.

Признаки юридического лица:

Признаки юридического лица - это такие внутренне, присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе достаточно для того, чтобы организация могла признаваться юридическими лицами:

Организационное единство (соподчиненность органов управления (единоличных или коллегиальных). Организационное единство закреплено в его учредительных документах (уставом/учредительным договором) и иными нормативными актами;

Имущественная обособленность. Все имущество организации учитывается на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете расходов, в чем и находит внешнее проявление имущественного обособления юридического лица.

Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности (ст. 56 ГК). Участники или собственники имущества юридических лиц не отвечают по его обязательствам, а юридические лица не отвечают по обязательствам первых.

Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязательства, выступать истцом и ответчиком в суде. Это цель, ради чего оно создается.

Таким образом, юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

16.Виды юридических лиц и их классификация.

Виды юридических лиц

По целям деятельности юридические лица делятся на:

коммерческие;

некоммерческие (ст. 50 ГК).

Различия между ними:

Основная цель коммерческих организаций - извлечение прибыли, тогда как некоммерческие могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют им;

прибыль коммерческих организаций делится между им участниками, а прибыль некоммерческих организаций идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы;

коммерческие организации обладают общей правоспособностью, некоммерческие - специальной;

коммерческие организации могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; а некоммерческие - в формах, предусмотренных ГК РФ и другими законами.

Классификация юридических лиц

Конструкция юридического лица весьма эффективный правовой способ организации хозяйственной деятельности. Юридические лица одна из основных групп участников развитого товарного оборота. Их появление, функционирование и развитие определенных господствующих в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. принятой системой результатов (управления) экономической деятельностью - рыночной, планово-централизованной, смешанной (переходной). В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают те или иные разновидности.

Существующая в российском правоведении система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организационному) характером современной отечественной экономики.

В ее составе сохраняются поэтому преобладание в плановом хозяйстве унитарные (государственные и муниципальные) производственные предприятия, а также многие другие (некоммерческие) организации - несобственники (учреждения), признание которых юридическими лицами не свойственно традиционному рыночному обороту. Наряду с ними, развиваются, занимая господствующее место, обычная для рыночной экономики субъекты, акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества.

Названные обстоятельства обуславливают и некоторые особые критерии классификации юридических лиц в российском гражданском праве, например, их деление на собственников и несобственников (обладателей особых ограниченных вещных прав) закрепленного за ними имущества.

Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение.

Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Тем самым препятствуя появлению непонятных, сомнительных субъектов типа разного рода "центров", "фирм" и т.п.

Во-вторых, классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Так, "малые предприятия", подобно средним и большим, в действительности могут существовать не только в форме унитарных предприятий, но и в виде хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов, а "совместные предприятия" (с иностранным участием) - лишь в форме хозяйственных обществ или товариществ. Сами же "малые" и "совместные" предприятия обоснованно не признаются законом самостоятельными разновидностями юридических лиц.

В действующем гражданском законодательстве все юридические лица, в зависимости от характера деятельности, разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученная прибыль распределяется между участниками (учредителями). Эти хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50. ГК). Это, так называемые профессиональные участники оборота.

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (п. 3 ст. 50 ГК), (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства ). Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна соответствовать двум условиям:

Служить достижению поставленных перед организацией целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять издательскую деятельность, но не вправе осуществлять торгово-посредническую деятельность).

Кроме того, полученную прибыль не может распределять между своим участниками (учредителями), а должна направить на достижение установленных для нее учредителями целями.

В зависимости от прав учредителей (участников) юридические лица на имущество, закон разделяет все юридические лица на 3 группы:

В первую группу входят юридические лица - собственники. На имущество которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования. К ним относятся большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий - не собственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица - не собственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) (п.2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и является следствием переходного характера отечественной экономики.

К третьей группе относятся юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) - общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.

Различия в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающийся на его долю (при ликвидации - части соответствующего остатка). Во втором случае собственник получает весь остаток имущества юридического лица, при его ликвидации, либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации.

Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать всё их множество по различным критериям.

В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками [согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса].

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные (негосударственные) юридические лица (рис.1). К числу государственных (которые в связи с этим должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.

Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).

Рис. 1

В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

Хозяйственные товарищества и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).

По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица - хозяйственные товарищества, договорно-уставные общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором - личные.

Все юридические лица можно разделить на четыре большие категории:

а) хозяйственные товарищества и общества,

б) производственные кооперативы,

в) государственные и муниципальные предприятия,

г) некоммерческие организации.

Также можно упомянуть и филиалы, и представительства юридических лиц.

Хозяйственные товарищества - договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Хозяйственные общества отличаются от товариществ тем, что несколько лиц объединяют свое имущество для ведения предпринимательской деятельности. Отдельные виды хозяйственных товариществ и обществ имеют следующие особенности:

1) Полное товарищество. Участники такой организации несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по ее обязательствам всем своим имуществом.

2) Товарищество на вере. Данное товарищество состоит из двух категорий участников: полных товарищей (или иначе - комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.

3) Общество с ограниченной ответственностью. Данное общество являет собой коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованную одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам.

4) Общество с дополнительной ответственностью. Данная коммерческая организация имеет уставной капитал, разделенный на доли заранее определенных размеров. Образовавшие ее одно или несколько лиц несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

5) Акционерное общество - коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями.

Производственные кооперативы - еще один вид юридических лиц. Производственные кооперативы представляют собой объединения лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового или иного участия, первоначальное имущество которых складывается из паев членов объединения.

Особой разновидностью коммерческих организаций являются государственные и муниципальные предприятия. Специфика данных субъектов гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Также вкратце рассмотрим отдельные виды таких юридических лиц, как некоммерческие организации - организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Такие организации могут подразделяться на:

1) Потребительские кооперативы. Потребительский кооператив представляет собой объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

2) Общественные объединения - некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. Существуют такие разновидности общественных объединений, как общественные организации, общественные движения, общественные фонды и некоторые другие.

3) Религиозные организации - объединение граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками.

4) Фонд - некоммерческая организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

5) Учреждения. Это организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера, и финансируемая им полностью или частично.

6) Объединения юридических лиц. Представляет собой некоммерческую организацию, образованную несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

Из приведенного выше списка видно, что организационно-правовых форм предприятий существует великое множество (рис. 2). Достаточно сложно без квалифицированной юридической консультации выбрать более приемлемую форму для будущего предприятия.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Классификация юридических лиц


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое

  • - даёт исчерпывающее представление о всех разновидностях юридических лиц, тем самым исключается появление организаций, которые по своим признакам не могут быть включены в какую-либо классификационную группировку, поэтому в интересах всех участников оборота гражданское законодательство закрепляет исчерпывающие перечни классификационных групп юридических лиц; а это значит, что создание юридических лиц, не соответствующих классификационным группам, исключено законом;
  • - такая классификация позволяет чётко определить правовой статус конкретной организации и применить соответствующие нормы при рассмотрении и разрешении корпоративных споров.

Классификация на коммерческие и некоммерческие юридические лица

Классификационными критериями являются:

  • - критерий основной уставной деятельности;
  • - критерий распределения доходов от такой деятельности.

Основная уставная цель деятельности коммерческих юр. лиц (далее – организаций) заключается в осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на постоянное и систематическое извлечение прибыли. Прибыль от такой деятельности полностью присваивается участниками и распределяется между ними.

Хозяйственные товарищества : полные товарищества и товарищества на вере (коммандитное товарищества). Хозяйственные общества – хозяйственные общества и общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы (артели) и унитарные предприятия.

Некоммерческие организации . Основная цель деятельности таких организаций заключается в удовлетворении бытовых, духовных, социальных и иных некоммерческих потребностей:

  • - только членов этих организаций (напр., потребительский кооператив, садоводческое товарищество, российское авторское общество и т.п.);
  • - определённых социальных групп населения (фонд, община народов Крайнего Севера);
  • - всего общества (образовательное учреждение, медицинское учреждение).

В целях их имущественной и финансовой устойчивости закон позволяет некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, но при соблюдении следующих требований:

  • - такая деятельность не должна быть основной (только в качестве дополнительной);
  • - не должна противоречить основной уставной деятельности, соответствовать ей;
  • - доходы от такой деятельности должны направляться на достижение уставных целей и задач.

И только потребительские кооперативы могут распределять прибыль между своими членами.

Гражданское законодательство также закрепляет исчерпывающий перечень некоммерческих организаций:

  • - учреждения,
  • - фонды,
  • - общественные и религиозные организации,
  • - общины народов крайнего Севера,
  • - потребительские кооперативы,
  • - ассоциации и союзы юридических лиц,
  • - торгово-промышленные палаты и биржи;
  • - автономные учреждения,
  • - некоммерческие партнёрства,
  • - специализированные организации арбитражных управляющих.

Классификация в зависимости от прав учредителей в отношении имущества юридического лица

Здесь используется комплексный критерий наличия как вещных, так и обязательственных прав, как в отношении имущества юридического лица, так и в отношении самого юридического лица.

В данной классификационной группировке выделяют три категории юридических лиц:

  • 1. Юридические лица, которые являются собственниками своего имущества (обладают правом собственности), а участники обладают только обязательственными правами в отношении самого юридического лица. Основное содержание таких обязательственных прав – это право требовать выплаты дивидендов. Кроме того, право корпоративными правами по участию в управлении. К этой группе относятся все коммерческие организации за исключением унитарных предприятий.
  • 2. Юридические лица, в отношении имущества которых учредитель сохраняет право собственности, а сами юридические лица наделяются ограниченными вещными правами. К ним относятся унитарные предприятия и учреждения, финансируемые собственником.
  • 3. Юридические лица, которые обладают правом собственности на своё имущество, но участники, учредители, члены при этом не обладают ни вещными, ни обязательственными правами в отношении этого имущества. К ним относится большинство некоммерческих организаций за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнёрств.

Значение данной классификационной группировки проявляется при ликвидации того или иного юридического лица, а также при выходе участника из состава организации. Если ликвидируется юридическое лицо, относящееся к первой группе (напр., ОАО), то ликвидационный остаток распределяется между бывшими участниками; если ликвидируется юридическое лицо, относящееся ко второй группе (унитарное предприятие, учреждение), то остаток возвращается собственнику-учредителю; если ликвидируется юридическое лицо, относящееся к третьей группе, то ликвидационный остаток передаётся аналогичной организации для окончательного решения уставных целей и задач ликвидированного юридического лица.

Классификация в зависимости от численного состава участников

Согласно данной классификации выделяют юридические лица унитарного типа и юр. лица корпоративного типа.

В первом случае юр. лицо действует в обороте с одним единственным участником (учредителем). К ним относятся: унитарные предприятия, учреждения, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, созданные одним лицом.

Ко второму типу относятся юридические лица, в составе которых в силу закона должно быть не менее двух участников.