Влияние сети интернет на молодежь. Позитивное и негативное влияние интернета на подростка

Современные дети и подростки, которых называют «цифровыми гражданами» легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернете отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства.

Основные опасности в Интернете для детей и подростков следующие:

1. Кибербуллинг (интернет-травля).

2. Использование Интернета для манипуляции сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры).

4. Кибермошенничество.

5. Безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами.

6. Незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе.

7. Просмотр сайтов для взрослых.

Каждое поколение более или менее отличается от предыдущего. Но именно дети, которые родились в начале третьего тысячелетия и которых мы называем поколением Z, в этом смысле абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность.

Интернет - это новая среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности детей, на их взаимоотношения с окружающим миром, на их культурные практики.


Президент творческого объединения «Юнпресс», доктор педагогических наук Сергей Цымбаленко, в одном из интервью сказал: "Дети в интернете, это факт, от него никуда не денешься. Общество перешло к постоянному диалогу, непрерывному общению. Это решительный переход к коллективному разуму, или ноосфере. Дети первыми шагнули в такое новое состояние общества."

По данным кафедры психологии личности МГУ, количество детей, ежедневно пользующихся интернетом, выросло до 95%. При этом 32% детей сидят в сети каждый день по 8 часов, хотя ещё три года назад их было всего 14%. На наших глазах формируется новое «цифровое» поколение, которое неизбежно сталкивается с рисками при пользовании Всемирной паутиной.


Один из «Больших проектов» в доменной зоне.ДЕТИ - это проект Спутник.Дети, в котором отобрано более 5000 сайтов: с мультфильмами, играми, книжками, песнями и многим другим. Каждый ресурс проходит проверку асессорами поисковика и системой безопасности.

Google предлагает родителям 10 правил безопасности детей в интернете. Первое правило - поговорите с ребенком о безопасности в Интернете.Самое главное: убедите ребенка, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к родителям, чтобы найти безопасное решение.

Использование Интернета подростками

Интересная статья опубликована 09.03.2017 на сайте The Village, с рассказами пяти российских подростков 11 - 16 лет, о том как они используют и какое значение имеет для них Интернет, какие у них любимые сайты и социальные сети, их мнение о безопасности в Сети и о родительском контроле.

Во многом отношение этих подростков к интернету отражает результаты приведенного ниже исследования. За исключением их общего мнения: в интернете есть «минусы» и опасности.


В 2013 году было проведено первое (и пока единственное) общероссийское научное исследование цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста. Исследование проводилось Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google.

В России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков 12–17 лет. В будние дни проводят в интернете от 3 до 8 часов 37% их них, в выходные - 47%. Мобильный интернет у детей в два раза более популярен, чем у их родителей.

Большинство подростков используют интернет для поиска интересной информации. На втором месте по популярности - поиск информации для учебы.

Как оказалось, почти треть опрошенных детей считают, что интернет лишен каких-либо недостатков, а у каждого десятого вызвал затруднения сам вопрос о «минусах» интернета.

Главный вывод исследования - уровень цифровой компетентности как родителей, так и самих подростков составляет в России примерно треть от максимально возможного (31% у родителей и 34% у подростков).

В январе 2019 ВЦИОМ провел опрос взрослых и подростков (14–17 лет) по вопросам, касающимся влияния социальных сетей на их поведение.

Показательно, что опрошенные всех возрастов отмечают, что интерес подростков к «плохим» группам в соцсетях сформирован не самими сетями, а реальными проблемами школьников : 49% подростков считают, что такой интерес вызван реальными психологическими проблемами, 31% – конфликтами со сверстниками и 29% – отсутствием родительского контроля.


По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в декабре 2015 года, только 10% детей старше 6 лет не пользуются социальными сетями. Вопрос задавался респондентам, у которых есть проживающие с ними дети старше 6 лет.

Влияние Интернета на подростков

Психологи Центра социально-психологической адаптации и развития подростков "Перекресток" считают, что одна из основных проблем - это развитие компьютерной зависимости.

Британские психологи считают зависимость подростков от Facebook, Twitter и компьютерных игр положительным явлением. По их мнению, снижение употребление подростками в странах Европы и США алкоголя и наркотиков связано с ростом популярности у молодежи социальных сетей, компьютерных игр и распространением социальных медиа.

Российские подростки, как и их западные ровесники, проводят в интернете значительную часть своего свободного времени. Однако на уровне употребления наркотиков это не сказывается.

Подростковая интернет-зависимость и жестокость

Интернет-зависимость - это чума XXI века. К сожалению, дети не способны справиться с этим сами. Родителям нужно не конфликтовать с детьми, не отказываться от них, а принимать их такими, какие они есть. Потому что доля участия родителей в том, что их ребенок стал таким, точно имеется. Здесь важно признать свои ошибки, но это сложнее всего - родители же всегда считают себя правыми.

В интернете у подростков появляется возможность быть неким бесполым существом, которое всех и вся убивает, чувствуя себя сильным и крутым. Если это впитается ребенком полностью, то из него просто-напросто вырастет преступник. В какой-то момент он подумает, что в реальной жизни тоже все дозволено. Один из таких ребят-игроманов на вопрос: «О чем ты тогда думал?» - ответил: «У меня было два желания - либо кого-то убить, либо чтобы меня убили».

Парадокс технологической грамотности детей

Сегодняшние дети, вероятно, являются великолепными потребителями технологии, но они редко бывают технически грамотными, считает глава BT Group (British Telecommunications plc), Гевин Паттерсон.

Может быть они выглядят как опытные цифровые аборигены, но их знания ограничиваются глубиной экрана. Они являются пассивными пользователями, а не активными создателями. И большинство из них, в действительности, мало интересует, как технология, от которой они зависят, на самом деле функционирует. Я это считаю парадоксом технологической грамотности.

Российские школьники: приватность и безопасность в Сети

С таким докладом выступила Галина Владимировна Солдатова, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, на прошедшей 10.11.2015 в Москве, 6-й Международной конференции «Защита персональных данных».

76% российских школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки. Каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в Сети почти треть жизни (8 часов в сутки). Современные школьники воспринимают Интернет не как набор технологий, а как среду обитания.

Практически каждый второй подросток не соблюдает принцип конфиденциальности в отношении своих паролей в социальных сетях. При этом всё ещё остаются дети, готовые сообщить свой пароль незнакомым людям.

Больше трети подростков по-прежнему готовы сообщить незнакомому человеку в сети информацию личного характера: имя и фамилию, точный возраст, а также отправить фотографию. Шестая часть детей поделится номером мобильного телефона, почти столько же сообщит номер школы.

Влияние компьютера и интернета на школьную успеваемость

Авторы исследования, проводившегося в школах Северной Ирландии, не установили прямой связи между временем, которое тратится детьми на социальные сети, и их оценками. Видеоигры же, напротив, могут ухудшить результаты выпускных экзаменов в средней школе.

Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), масштабные инвестиции в школьные информтехнологии "не привели к заметным улучшениям" результатов теста Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся по чтению, математике и естественным наукам.

Как заявил по этому поводу директор образовательных программ ОЭСР Андреас Шляйхер, компьютеризация и внедрение интернета в школах "породили слишком много несбыточных надежд".

Google-эффект или как Интернет меняет наш мозг

Сегодня почти любую информацию можно найти с помощью поисковых систем. Вполне возможно, считают психологи Гарвардского университета Дэниел Вегнер и Адриан Уорд, что Интернет заменяет не только других людей, хранящих информацию, но и наши собственные познавательные процессы. Интернет может не только избавить нас от необходимости обмениваться информацией "вживую", но еще и ослабить наше желание запоминать важную информацию. Психологи называют это Google-эффектом.

«До 15 лет ученикам свойственно наивное восприятие источников информации. Зачастую они не испытывают побуждения проверить полученные сведения и обычно воспринимают их такими, какие они есть, сосредотачиваясь на том, что говорится», - отмечает французский ученый Жан-Франсуа Руэ, который занимается оценкой воздействия цифровой среды на чтение и поиск информации.

Проблема безопасности детей в Интернете в других странах

Европейцев больше всего тревожит кибербуллинг (травля) в социальных сетях и ее последствия, когда из-за глумления со стороны сверстников подросток может впасть в депрессию или задуматься о суициде.

"Фейсбук" на своей

Хвыля-Олинтер Н. А. Интернет - фактор в ценностном развитии молодежи России // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2016. - № 5. - С. 104–109

Интернет в современном мире становится важным фактором влияния на систему ценностей молодежи и формирования экстремистских установок. В статье анализируется влияние распространяемой в Интернете негативной информации на молодое поколение России. Показаны динамика роста интернет-аудитории и перспективы воздействия Интернета на ценностное состояние населения страны. Описаны риски распространения экстремистских установок среди молодежи с помощью социальных сетей. В данном контексте показателен пример запрещенной в России террористической организации ДАИШ, активно вербующей европейскую и российскую молодежь, в первую очередь в Интернете. Динамика позитивного отклика молодых людей на идеологию этой группировки в европейских странах довольно высока. В статье рассматриваются возможные направления государственной деятельности по контролю над Интернетом и цензурирования распространяемой в глобальном сетевом пространстве информации.

ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТА

Практически любой вид человеческой деятельности имеет под собой аксиологическую основу, поскольку ценности выполняют в жизни индивида регулирующую и целеполагающую функцию. Именно сложившаяся у молодого человека система позитивных и созидательных ценностей способна эффективно выполнять превентивную роль в процессе вероятного формирования экстремистских установок и их последующей реализации в повседневном поведении.

На сегодняшний день проблема заключается в том, что социализация молодежи проходит под влиянием новых акторов, которые практически невозможно цензурировать - это Интернет, социальные сети. Вектор их влияния зачастую становится самым непредсказуемым и может приводить к нежелательным последствиям, нивелируя усилия семьи, системы образования и государства.
Для отечественной науки проблема роли Интернета в процессе социализации молодежи относительно нова. Системные исследования механизмов влияния Интернета на сознание и поведение людей встречаются довольно редко, что в свете быстрого увеличения численности интернет - аудитории и практической трудности цензурирования контента явно недостаточно с точки зрения сохранения безопасности страны. Очевидно, что оставаться в стороне от изучения этих процессов нашей науке нельзя.

Но мало кто может ответить, опираясь на репрезентативные данные и эмпирические результаты, на следующие вопросы. Чем развитие Интернета может быть опасно для развития общества и поддержания государственной безопасности? Какие угрозы несут новые интернет - технологии молодому поколению?

Изучение данных проблем сегодня крайне необходимо и актуально. Отсутствие такого рода разработок в современной российской науке при очевидной их актуальности объясняется объективной сложностью проведения междисциплинарных исследований высокого уровня.

Недостаточный объем эмпирического материала часто вынуждает большинство исследователей ограничиваться описательной областью, тогда как анализ данного феномена требует новых подходов.

Зарубежные авторы в относительно большей степени ориентированы на накопление и интерпретацию эмпирических данных, позволяющих проследить характер и динамику влияния Интернета на сознание пользователей. В этой связи можно отметить ученых, работы которых нацелены на анализ новых технологий воздействия на поведение и установки масс. Есть и работы, посвященные изучению динамики гражданской политической культуры, а также анализу трансформации в обществе под влиянием новых информационных технологий.

Актуальность анализа влияния сетевого пространства на молодое поколение определяется современными угрозами и вызовами в отношении национальной безопасности нашей страны. Известно, что Интернет-технологии широко и успешно используются в целях десуверенизации государств. Однако до сих пор в РФ нет общей системной методологии, раскрывающей механизмы целенаправленного использования Интернета в антигосударственных целях. Отчасти по этой причине и стратегия противодействия соответствующим угрозам выработана не была, хотя, если ориентироваться на новую принятую 31 декабря 2015 года Стратегию национальной безопасности России, такие разработки были бы ей абсолютно релевантны.

Не вполне верно анализировать влияние Интернета только с позиций критического подхода, так как сетевые ресурсы способствуют процессу обучения, расширяют кругозор пользователей и предоставляют новые возможности коммуникации. Но сегодня уже есть основания утверждать, что Интернет становится настоящим оружием массового поражения, которому вполне под силу «расчеловечить» целое поколение, трансформировав его ценности и идеалы, причем сделать это довольно быстро и практически незаметно. Более того, именно на интернет делают ставку зарубежные идеологи «цветных» революций.

На виртуальное пространство практически не распространяется цензура (в нашей стране она и вовсе Конституцией запрещена - см. п.3 ст.29), а работоспособных механизмов, которые на практике способны противостоять распространению в сетях негативной информации (аморальной, манипулятивной, лживой и т. д.) на сегодняшний день реально нет. Тем более что такую информацию умело маскируют под нечто совершенно обратное. Например, сайты, содержащие призывы к экстремизму, могут легко позиционироваться даже как патриотические ресурсы.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Аналитический центр «Лаборатория Касперского» провел глобальное исследование поведения несовершеннолетних россиян в Интернете. Оказалось, что наша страна второй год подряд лидирует по числу обращений юных пользователей к нежелательному контенту, под которым подразумеваются сайты, содержащие информацию об оружии, ресурсы порнографического содержания, онлайн-казино. Ученые показали, что из всех детей мира, обратившихся к источникам негативного содержания, 16% проживают в России. На втором месте по этому показателю следует Индия, на третьем - Китай (рис. 1).

Рис. 1. Доля обращений несовершеннолетних детей к нежелательному контенту по странам

Для понимания всей сложности ситуации нужно обратить внимание на следующие факты. Во-первых, структура и численность населения Российской Федерации, Индии и Китая (стран-лидеров по обращению несовершеннолетних к нежелательному контенту) значительно различается. В России численность населения относительно ниже, как меньше и доля детей в структуре населения, а вот в Индии, напротив, доля детей одна из самых больших в мире (рис. 2).

Рис. 2. Доля детей в возрасте до 14 лет в структуре населения стран (данные по РФ за 2010 год, по Китаю - за 2006 год, по Индии - за 2012 год)

Во-вторых , по степени охвата Интернетом населения в общемировом сравнении Россия занимает аутсайдерские позиции. Только 62% россиян на конец 2013 года имели возможность выхода в сеть. Относительно других государств это невысокий показатель, так как в большинстве стран Запада интернетом охвачено до 80% населения и более: в Испании - 75%, а Великобритании - 90% (рис. 3).

Рис. 3. Проникновение Интернета в странах, % от населения (показатели по странам приведены по данным Internet World Stats)

Сегодня государство предпринимает усилия по законодательному обеспечению защиты детей и подростков от агрессивного воздействия Интернета. Например, с сентября 2012 года вступил в действие Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон стал одним из первых шагов в процессе формирования системы защиты системы ценностей несовершеннолетних. Однако эксперты указывают, что в нем есть ряд важных упущений, в частности, неконкретность определения контролирующего субъекта, недостаточно широкий подлежащий ограничению информационный спектр и др.

Важный нюанс: разрушение традиционной системы ценностей - это не проблема отдельной социальной группы, например, возрастной, это проблема всего общества, страны в целом, вплоть до общемирового масштаба.

Есть социологические исследования, показывающие, что 1990-е гг. стали переломными с точки зрения морального климата в российском обществе. Население начало «звереть», его негативные характеристики стали преобладать над позитивными. Если отразить результаты замеров на графике, то получается крест, как будто в нас перечеркнули позитивное, доброе, нравственное (рис. 4). Обычно выражение «русский крест» принято употреблять для характеристики демографического кризиса - теперь же оно вполне правомерно и для описания ценностного состояния российского социума.

Рис. 4. Суммарная динамика позитивных и негативных психологических характеристик российского общества (в баллах)

Поэтому, пытаясь найти средства противодействия росту экстремизма в молодежной среде, надо понимать, что невозможно вылечить тяжелую болезнь, «смазывая зеленкой отдельную часть тела». Страдает весь организм, его состояние требует диагностики, поиска причин, которые в принципе известны.

МОЛОДЕЖЬ И РЕАЛИИ РОССИИ

России уже четверть века активно навязывают модель жизнеустройства, которая не совпадает с традициями, ментальностью населения. Нашу страну лишили суверенности, осмеяли ее прошлое, подсадили на «нефтяную иглу», конституционно запретили иметь национальную идеологию (то есть собственные уникальные ценности, обеспечивающие и сохраняющие идентичность народа). Такие вещи лишают нацию жизнеспособности, то, что не удалось совершить оружием, осуществляется на ценностном уровне, и довольно успешно.

Неудивительно, что социальный организм выдает реакцию в виде «симптомов» депопуляции, роста числа социально значимых заболеваний (наркомании, алкоголизма и т. д.), кризиса морали, распространению экстремистских установок. Молодежь - лишь наиболее яркий пример тех проблем, которые испытывают сегодня общество и государство.

Кросскультурные исследования однозначно показывают, насколько аксиологический профиль России уникален, как он отличается от системы ценностей других стран. И снова возникает вопрос, почему до сих пор у нас нет государственной идеологии? Как раз потому, чтобы мы не могли защищать позитивные традиционные ценности на государственном уровне. Чтобы молодежь впитывала все, что попадется ей из всего спектра «идеологического многообразия» (формулировка Конституции РФ), и не становилась полноправным преемником традиций и национально-культурной идентичности своих предков.

Даже сегодня, когда реальность формирует правила, продиктованные идеологическими оппонентами, в сознании большинства россиян, в т. ч. молодежи, согласно социологическим опросам, ценность семьи и дружбы преобладает над ценностью успеха и признания, а ценности коллектива значат больше, чем ценности отдельного человека. Закладываемое веками непросто модифицировать и истребить. Иное дело, в жизни многие действуют иначе.

Реальность такова, что социальные лифты в современной России почти не работают, возможности продвижения на статусные позиции большинства молодых людей минимальны. Причем государству такая ситуация крайне невыгодна. Во-первых, оно исключает приток в свои ряды лучших представителей молодежи на основе честной конкуренции, затрудняя процесс обновления кадров. Во-вторых, молодое поколение, не видя перспектив, не понимая для чего им нужно прилагать усилия в учебе, читать хорошие книги, совершать нравственные поступки, если все это не приводит их в конечном итоге к успеху, предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления. У молодежи формируется неблагоприятное представление об окружающем мире и она начинает себя вести соответствующим образом - впадает в зависимости, деградирует, ищет себя в девиантных группах, экстремистских группировках.

К сожалению, власть имущих эта ситуация отчасти устраивает. Молодежь без правильных ценностных ориентиров не будет задавать неудобных вопросов, отстаивать свои права (на труд, на качественное образование, на достойную жизнь и т. д.), претендовать на статусные места. Но принцип «после нас хоть трава не расти» крайне опасен - система, не получающая качественного обновления, становится нежизнеспособной и самоуничтожается.

Тем не менее, клеймить молодое поколение как тотально бесперспективное и потерянное, нельзя. Среди его представителей немало талантливых, активных, сильных духом, патриотичных, нравственно здоровых. Поэтому кризисный подход к анализу молодежи не всегда правомерен, но, безусловно, важен для оценки перспектив развития страны.

Российское государство много лет молодежью практически не занималось. Воспитательный компонент долгое время был удален из функционального арсенала учебных заведений, недавно его вернули, вспомнив о важности патриотизма. Президент и вовсе объявил патриотизм национальной идеей.

Молодые люди очень отзывчивы на патриотическую риторику. Социологические исследования показывают, что, несмотря на свою традиционную аполитичность, юное поколение с большим энтузиазмом реагирует на крымскую кампанию, на демонстрацию субъектности России на внешнеполитической арене, демонстрируя свою лояльность власти. Молодежь действительно хочет гордиться своей страной. Но важно, чтобы параллельно государство заботилось о собственном оздоровлении, преодолении негативных тенденций в экономике, социальной и гуманитарной сферах, в политике и т.д. Этого, однако, не происходит, что, мягко говоря, нечестно по отношению к молодежи. Молодое поколение всегда очень чутко и остро реагирует на подобные ситуации, выдавая протесты, девиации, в т.ч. экстремизм.

ИНТЕРНЕТ КАК УГРОЗА НРАВСТВЕННОСТИ

В отсутствии системного контроля со стороны государства с помощью Интернета и социальных сетей негативная информация, в т. ч. экстремистская, становится доступной широким массам и быстро распространяется.

Это хорошо заметно при анализе роста влияния террористической и экстремистской организации ДАИШ (ранее называвшейся ИГИЛ или ИГ), запрещенной в РФ национальным законодательством. ДАИШ набирает все больше последователей со всего мира, в т. ч. и таких, мировоззрение которых, на первый взгляд, совершенно не совпадает с идеологией данной группировки.

Среди примкнувших к ДАИШ (реально или виртуально) людей немало представителей европейской и российской молодежи. По данным опроса, проведенного в июле 2014 года британским социологическим агентством ICM Research, во Франции процент поддержки населением радикалов достигает 15%, а в молодежной среде (в группе от 18 до 24 лет) поддержка доходит до 27%. В Германии, где всего 2% населения сочувствует ДАИШ, с их идеями согласны 10% молодежи.

Созданный во Франции «Центр по противодействию сектантским идеям, связанным с исламом» (CPDSI) разработал социально-психологический портрет европейца-джихаждиста. Потенциальным последователями террористических и экстремистских группировок чаще всего становятся относящиеся к среднему классу европейские юноши и девушки в возрасте от 14 лет до 21 года, переживающие психологические проблемы. Доступ к экстремистским материалам они получают в Интернете, чья роль в процессе вербовки в радикальный ислам сегодня огромна.

Несмотря на то, что ДАИШ в России признана террористической организацией, а, следовательно, любая ее пропаганда должна немедленно блокироваться, постоянно создаются аккаунты в социальных сетях ее боевиков и им сочувствующих. Блокировка таких «страниц», разумеется, осуществляется, но интенсивность их появления очень велика.

Россия в сравнении с другими сопоставимыми странами явно отстает в области мониторирования содержания интернет-контента и установления ответственности провайдеров за предоставляемую аудитории информацию. К примеру, в Германии, Великобритании, Нидерландах и Канаде провайдерам законодательно вменена обязанность сообщать о сайтах с запрещенным и даже подозрительным контентом. В Швеции, Норвегии, Финляндии и Новой Зеландии работают специальные системы, позволяющие отфильтровывать негативное содержание текстов и предотвращать обращение к ним детей. Россия в деле защиты молодого поколения от негативного влияния Интернета на сегодняшний день сильно уступает западным странам.

Надо отметить, что социальный запрос на усилия государства в этой сфере явно существует. Большинство россиян уверены в том, что многие интернет-сайты могут принести вред их посетителям.

По данным всероссийского социологического опроса каждый второй респондент отметил, что цензура информации в Интернете необходима. Объясняли свою позицию опрошенные большим количеством множества опасных материалов и сайтов. При этом каждый третий заявил о том, что опасности Интернета преувеличены, а его цензурирование недопустимо (рис. 5).

Рис. 5. Россияне об Интернет-цензуре

Государственная система нравственной цензуры в России отсутствует. В таких условиях обеспечить защиту молодежи от негативного влияния Интернета невозможно и система нравственности российского общества подвергается серьезной угрозе. Соответствующая функция фактически ложится только на родителей, которым данная обязанность вменяется Семейным кодексом РФ, гласящим, что они «обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» (ст. 63 СК РФ).

Конечно, никто таковые обязанность и право оспаривать не собирается. Но без активного участия государства в данном вопросе реализация этих обязанностей напоминает сражение с ветряными мельницами. Технические средства защиты детей от негативного интернет-контента, которые могут применять родители (например, «Родительский контроль»), как оказалось, мало помогают. По данным исследовательской компании McAfee 70% несовершеннолетних пользователей достаточно свободно умеют обходить установленные ограничения.

Необходимость разработки концепции закона, обеспечивающего права и свободы россиян, в т. ч. молодых людей, на информацию, которая позитивно отражается на их моральном облике и психическом здоровье, привлекает внимание не только законодателей, но и ученых. Предлагается методология защиты личности и общества от воздействия негативной информации, которая подчеркивает необходимость активной роли государства, введения государственного регулирования оборота массовой информации и контроля над Интернетом и СМИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема сохранения нравственности в наши дни стоит крайне остро, особенно в связи с быстрым развитием информационных технологий, повсеместным распространением средств массовой информации и коммуникации. Без активной работы со стороны государства противостоять распространению экстремистских установок очень сложно.

Даже старшее поколение, чья система ценностей уже сформирована, не всегда способно ориентироваться в потоках информации и избегать негативного влияния. Тем более открыта агрессивному воздействию безнравственных и криминальных интернет - источников молодежь, которая в силу неопытности, юного возраста, неустойчивости психики намного быстрее становится объектом манипуляции и пропаганды антиценностей. В этом контексте отнюдь не забавным кажется распространенный анекдот «В чем смысл жизни? - Сейчас не могу сказать. Интернет отключен».

ПРИМЕЧАНИЯ

Близкие по теме исследования проводятся в основном применительно к СМИ, но есть отдельные авторы, акцентирующие в своих работах внимание на Интернете как инструменте формирования определенных, например, политических, установок россиян (например, Загурский И.И., Песков Д.Н., Чугунов А.В., Шевченко И.А. и др.). Среди современных отечественных ученых достаточно детально анализировавших информационную проблему в современном социуме, можно отметить Вершинина М.С., Дьякову Е.Г., Карасеву Е.В., Кравченко В.И., Мелюхина И.В., Титоренко О.В., Шевченко А.В., изучавших коммуникационное пространство.

DeFleur M. L. & Ball-Rokeach S. J. Theories of mass communication. N. Y., 1989

A.Торнтон, Дж. Кин, М. ДеФлёр, Дж. Клэппер и др.

Almond G.A., Verba S. 1989. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. - Newbury Park

Динамике гражданской политической культуры посвящены труды С. Верба, А. Алмонда. Анализ трансформаций в обществе под влиянием новых информационных технологий представлен в работах Дж. Гэлбрейта, В. Беньямина, У. Ростоу, Д. Рисмана.

Сулакшин С., Новиков Д., Хвыля-Олинтер Н., Гаганов А. Проблемная повестка современной России. Наука и политика. Москва, 2015. С. 111–114

Сулакшин С.С., Сазонова Е.С., Хвыля-Олинтер А. И. Государственная политика защиты нравственности и СМИ. Рабочая книга законодателя. М.: Наука и политика, 2014. - 360 с. С. 131–158

А. В. Юревич, М. А. Юревич. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. С. 21–41

Россия - страна уникальная, с тысячелетней историей, сильнейшими нравственными, религиозными и ценностными традициями. Она всегда была и остается раздражителем для западного мира, т. к. ее ценности категорически и принципиально несовместимы с той системой координат, в которой существует западный мир и которую предложили нам в качестве образца неолибералы после развала СССР: коллективизм искусственно заменялся на индивидуализм, ценность семьи и деторождения - на страсти и разврат, сопереживание - на безразличие и презрение и др.

Наша специфичность проявляется, в том числе, и на уровне языка, уникального источника памяти поколений. Например, частота использования россиянами слов «давать, дать, дарить», содержащих в себе противоположный приобретательству смысл, очень высока. Причем, употребляются они не только в прямом своем значении, но и в различных речевых оборотах - «давай сделаем», «давай кушай», «во даешь» и т. д. Вот другой пример. В русском языке имеется только две тысячи слов для выражения индивидуальных черт личности, в немецком - четыре, а в английском - семнадцать тысяч. На языковом уровне звучит призыв к общинности, самоотдаче, который задает с детства соответствующую установку, правда, в современном мире она жестко подавляется.

Именно Интернет становится основным проводником идей радикалов-террористов в молодежную среду. В онлайн пространстве ведется активная пропагандистская работа: боевики транслируют военные эпизоды, анонсируют фотографии жертв, распространяют новости о строительстве халифата, призывают делать взносы на поддержку организации и приглашают в новобранцы. Для этого используются такие популярные у молодежи ресурсы, как Instagram, Twitter, Facebook и другие. В них специально обученные люди «сетью» отлавливают молодых людей, по разным критериям им подошедших.

Опрос проведен в сентябре 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке среди 1630 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. См.:

Пономарева Дарья

В работе представлены основные критерии интернет - зависимости, пути предотвращения интернет - зависимости. Анализ зависимости у студентов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Пономарева Дарья Леонидовна

ГБОУ СПО СО «Алапаевский
профессионально-педагогический колледж»
Руководитель: Фришина Наталья Александровна

Современная молодежь и Интернет

Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Сейчас многим из нас сложно представить нормальную жизнь без него. Но всего каких-то пару десятков лет мы и близко не были с ним знакомы. И в этом было много плюсов. В частности я конечно имею ввиду плюсы для молодежи, так как они являются большой частью пользователей всемирной паутины. Достаточно сравнить нынешнее поколение молодых людей и прошлое.

Зачем напрягаться жить в реальном мире, если можно быть «успешным» в виртуальном. Регулярно переписываться с друзьями, общаться с десятками или сотнями девушек и парней, к которым в реальной жизни даже подойти бы побоялась. Природа? Да что я там не видела! Ну а спортсменами не всем суждено быть. А сколько еще возможностей! Заработки , всеобщее «уважение», много виртуальных «друзей» и так далее. Конечно, многих это устраивает, ведь в реальной жизни все сложней. Молодежь атаковала своим вниманием всевозможные социальные сети и буквально живет на своих страничках, созданных ими виртуальных мирах.

И все было бы ничего, если бы не зашло так далеко. Подростки не приспособлены к нормальной жизни, они не умеют общаться с людьми в реальном мире, чувствуют себя обделенными не получив очередной порции своего виртуального наркотика. Отберите компьютер, телефон, телевизор у ребенка. Что он будет делать? У него начнутся «ломки», как у наркомана. Он ведь не знает, чем можно заниматься за границей виртуальных миров. В этом я наблюдаю огромный минус интернета и его опасность. У меня никогда особой зависимости от него не было, но и меня успела задеть виртуальная паутина. Проводила огромное количество времени в социальных сетях и аське.

Так что же, можно заболеть Интернетом? Ведь Интернет – это не вирус, попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия по информационному простору вовсе не вытекает возникновения «патологической» зависимости.

Вопрос о том, что работа в Интернете может стать источником болезни, и является наркоманией в буквальном смысле слова.

Другие говорят, что «не очень ясно, правомерно ли вообще говорить об Интернет-зависимости». Web-серфинг, очевидно, является не столь разрушительным занятием, как употребление наркотиков. Непонятно также, где пролегает граница между невинным увлечением и болезненным пристрастием: куда, например, отнести любовь к музыке?

Третьи утверждают, что сеть предоставляет возможность приятно провести время и не вызывает физиологической зависимости. Это «экологически чистый» помощник от стрессов.

Я же отношусь к мнению тех, кто советует все-таки заботиться о своем здоровье и задумываться о том, как и зачем вы используете Интернет.

У современного человека множество возможности приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, а только лишь психологическую. Это может послужить аргументом в ее защиту: сеть – «экологически чистый» помощник от стрессов.

Пользователям с синдромом Интернет – зависимости необходима психологическая и психотерапевтическая помощь.

Основные пять типов интернет-зависимости

  1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятиям киберсексом.
  2. Пристрастие к виртуальным знакомствам – преобладающее виртуальное общение в чатах, форумах и т.п.
  3. Навязчивая потребность в Сети – совершение покупок в интернет-магазинах и участие в виртуальных аукционах, конкурсах лотереях.
  4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, беспорядочный поиск информации.
  5. «Гейм-зависимость» – пристрастие к компьютерным играм (стрелялки – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии Warcraft и StarCraft, квесты).

Пребывание в сети дает возможность человеку ощутить себя в роли творца, пересоздать собственную жизнь и окружающий мир. Специалисты утверждают, что люди, «подсевшие» на Интернет, в действительности очень часто одиноки или испытывают проблемы в общении.

В ходе работы над темой было проведено небольшое диагностическое исследование в форме опроса, целью которого было изучение отношения студентов ГБОУ СПО СО «Алапаевский профессионально – педагогический колледж» к компьютеру и Интернету. Для этого была разработана анкета, состоящая из десяти вопросов закрытого характера.

Анкета .

1. Сколько вам лет?

а) 0 – 10;

б) 11 – 15;

в) 16 и старше.

2. Где вы пользуетесь компьютером?

а) дома;

б) у друзей;

в) в клубе.

3. Сколько времени вы проводите в Интернете?

а) менее двух часов в месяц;

б) более двух часов в месяц;

в) более двух часов в день;

г) более пяти часов в день.

4. Какие сайты в Интернете вы посещаете чаще всего?

а) сайты знакомств;

б) игровые, развлекательные сайты;

в) поисковые сайты;

г) сайты, где есть чат-комнаты.

5. Какова ваша потребность в Интернете?

а) отношусь равнодушно;

б) периодически возникает потребность выйти в Интернет;

в) испытываю ежедневную потребность в Интернете;

г) не представляю свою жизнь без Интернета.

6. Как влияет Интернет на ваше общение с окружающими?

а) никак не влияет;

б) с появлением Интернета стал (а) меньше общаться с друзьями;

в) Интернет заменяет мне реальное общение;

7. Влияет ли Интернет на вашу учебу?

а) не влияет;

б) Интернет помогает мне учиться;

в) мешает учебе;

8. Как вы считаете, Интернет влияет на ваше здоровье?

а) не влияет;

б) влияет незначительно;

в) здоровье значительно ухудшилось.

9. Ваше отношение к Интернету.

а) считаете полезным открытием;

б) вам все равно;

в) считаете, бесполезной тратой времени;

10. Сколько времени вы пользуетесь Интернетом?

а) меньше года;

б) больше года;

в) больше трех лет.

Анкета была предложена студентам ГБОУ СПО СО «Алапаевский профессионально – педагогический колледж».

В анкетировании приняли участие 31 студент колледжа (1 курс).

Результаты анкетирования:

100%

3,5%

3,5%

По полученным результатам можно сделать следующие выводы: На данную анкету, ответили студенты старше 16 лет. Студенты чаще всего пользуются интернетом дома. 42% студентов проводят много времени за компьютером более пяти часов в день и 42% студентов проводят более двух часов в день за компьютером. Студенты чаще всего посещают поисковые сайты. На общение с окружающими Интернет никак не влияет. У студентов наблюдается потребность в Интернете, которая, прежде всего, помогает в учебе. 100% студентов считают Интернет полезным открытием. Большинство студентов не считают, что Интернет и компьютер влияет на их здоровье.

На мой взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя.

В Интернете как и во всем необходима мера и предосторожность. Достаточно длительное пребывание в Интернете ограждает человека от реальной жизни, заменяя её на виртуальную, что пагубно влияет на психику и здоровье. Во всем нужно знать меру.

Подростки, особенно в нашей стране, проводят многие часы за компьютером, нанося вред своему здоровью: долгое сидение за монитором отрицательно сказывается на нервах, сердце, зрении, а насилие, на котором построено большинство игр, калечит психику.

Не ограниченная ничем тяга и интерес к Интернету перерастают в зависимость от него, которая признана учеными подобной зависимости от наркотиков и протекает она с теми же последствиями.

Республиканская научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»

Направление: Информационные технологии,

программирование

Название работы: Влияние Интернета на подростка

Место выполнения работы: Яшкульский район

п.Чилгир

МОУ «Чилгирская СОШ»

Руководитель: Богаева А.С., учитель информатики

2011 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3

Глава 1. Что же такое Интернет: добро и зло?.............................................5

    1. Положительные черты влияния Интернета……………………....5

      Отрицательные черты влияния Интернета……………………….7

Глава 2. Использование и роль Интернета в школе……………………….9

    1. Интернет глазами подростка………………………………………9

      Сравнительный анализ использования Интернета учителями и учениками школы………………………………………………….10

      Каталог информационных ресурсов, используемых в образовательном пространстве школы……………………………12

Заключение……………………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………………...16

Приложение 1…………………………………………………………………17

Приложение 2…………………………………………………………………20

Введение

Я выбрала эту тему, потому что меня волнует проблема «зомбирования» современной молодёжи как компьютерными играми, так и Интернетом в целом. В данной работе провела исследование среди старшеклассников нашей школы и открыла много нового для себя, узнав мнение своих сверстников по данной проблеме.

Цель работы:

Проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на мировоззрение подростков. Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния Интернета на подрастающее поколение. Отразить влияние отдельных составляющих Интернета на психику подростков.

Задача работы:

Выяснить: позитивно или негативно влияет Интернет как на подростков, так и на общество в целом.

Объект исследования: Интернет как средство получения информации.

Предмет исследования : востребованность информации сети Интернет учащимися и учителями школы.

Гипотеза: учащиеся и учителя школы систематически используют Интернет в образовательном процессе.

Методы исследования:

    Беседа.

    Сравнение.

    Обобщение.

    Тестирование.

    Наблюдение.

    Статистическая обработка данных.

Базы исследования: учащиеся 6х-11х классов, учителя школы

Этапы исследования :

I этап – проведение социологического опроса, обработка результатов;

II этап – изучение и анализ литературы;

III этап – сбор и обработка материала.

Работа состоит из введения, двух глав, библиографии (8 наименований), приложения (2 наименования) и заключения.

Первый раз я узнала, что такое Интернет совсем недавно, три года назад, но ближе с ним познакомиться удалось только год назад, когда я училась в десятом классе. Первое моё впечатление об Интернете было положительным: мы работали в поисковой системе, посещали познавательные и образовательные сайты и web -страницы, но познакомившись с Интернетом поближе, я поняла, что не все, то, что кажется добром им и является! Ведь я думаю, многие со мной согласятся, что в Интернете много информации, которую не то что читать, а даже видеть нельзя, в особенности подрастающему поколению. Но не всё так банально и ужасно, во всём можно найти положительные стороны. Безусловно, Интернет - это величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи которого человечество совершило огромный скачёк в будущее. Дало стимул к прогрессу. Интернет упрощает нашу жизнь, открывает перед нами всё большие возможности! Так же это большая помощь в учёбе и работе. Сейчас в один момент можно получить любую интересующую нас информацию на заданную тему. Связаться с любой точкой мира за считанные секунды. Но всё - таки проанализировав информацию, полученную мной из различных источников (в том числе из Интернета) можно сказать, что отрицательного влияния много.

Глава 1. Что же такое Интернет: добро или зло?

Что такое Интернет? "Интернет это глобальная компьютерная сеть, сеть, предоставляющая огромные свободы пользователям" - одна из официальных формулировок. Хорошо звучит - НО - так ли это? Компьютерной сетью Интернет был в то время, когда им пользовались едва ли 100000 человек. Сейчас это уже нечто большее, чем Сеть. Такие ли свободы она дает? Да изначально давала, отголосок свободы есть и сейчас, но во времена зарождения Интернета ее было много больше. Интернет стал источников различной информации. Свобода. Все ринулись туда, но есть люди, у власти, которые поняли - если пустить на самотек - Интернет уничтожит человечество - и появились органы контроля - которые предупреждают, наблюдают, запрещают и создают правила.

1.1. Положительные черты влияния Интернета

Рассмотрим плюсы Интернета. Появились такие возможности, как заработок в сети, способ показать, проявить себя, поместить свою собственную страничку, написанные программы и прочее. Также через Интернет можно найти работу, старых друзей, которых давно потерял. А как приятно пообщаться с людьми из твоего города, если ты, например, уехал оттуда, а возможности вернуться нет!

В Internet каждый прокладывает свой собственный путь. Ты сам решаешь, какими услугами сети воспользоваться. Хочешь - отправишь электронное письмо хоть на край света. Хочешь - оставишь сообщение для группы новостей: так называется тематический электронный бюллетень, служащий своеобразной доской объявлений. Возможности сети поистине безграничны. Потребности и запросы путешествующих по Internet самые разные. Одни хотят раздобыть новое программное обеспечение. Другие ищут те или иные документы, необходимые им для профессиональной деятельности. Третьи подключаются к сети, чтобы получать электронную почту. Internet помогает всем. Всемирная компьютерная сеть предоставляет множество разнообразных услуг. Здесь работают программы, каждая из которых решает определенный круг задач. С помощью Internet можно даже звонить по телефону. Конечно, тут есть свои неудобства: о времени такой беседы в сети нужно договариваться заранее, да и качество связи часто оставляет желать лучшего. Однако звонить через Internet гораздо дешевле! Обычный телефонный звонок в другую страну приходится оплачивать по международному тарифу. Для того чтобы звонить по Internet, нужен доступ в сеть, а также мультимедийный компьютер с микрофоном и динамиками и соответствующая программа, позволяющая вести телефонный разговор. Та же самая программа должна быть у вашего собеседника. Беседа в Internet возможна при условии, что вызываемый вами абонент находится в сети. В настоящее время через Интернет можно делать практически всё – делать покупки, заказывать авиабилеты и номера в отелях, рекламировать свои товары и фирмы, общаться самыми различными способами, найти там можно абсолютно всё, а если чего-то там нет, значит, этого нет вообще, можно дружить и даже влюбляться, и это далеко не всё. Возможности Интернет практически безграничны, единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет заменить – это прелести живого общения, прелести писем, написанных рукой друга или любимого человека, сидя перед мерцающим экранов никогда нельзя будет сходить погулять с друзьями в «реале».

Также миллионы инвалидов получили возможность реальной удаленной работы, возможность общаться с друзьями. В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, в первую очередь ценна научная литература - т.к. обычные книги стоят больших денег, многие ученые, как это ни прискорбно, не в состоянии обеспечить себя необходимой литературой, Интернет дает им такую возможность. Так же Интернет является воистину самым огромным сборником информации, Интернет дает возможность многому научиться, получить профессию либо поднять свои навыки на иной уровень. Так же в Интернете можно всегда получить самые свежие новости узкой либо широкой тематики.

Форумы - лучшая разработка человечества, и, один из наиболее важных аспектов Интернета - форумы позволяют общаться тысячам, миллионам людей. Они позволяют разделить общение на темы и категории, таким образом, каждый общается там, где ему интересно. Чаты и ICQ дают возможность общаться в реальном времени, таким образом, два, и больше, человека находящиеся в разных точках мира разговаривают так, как будто бы они стоят рядом. Интернет это благо!

1.2. Отрицательные черты влияния Интернета

Интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее, что в нас есть, а что? Ведь все можно! В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики.

В Интернете полно порнографии. Большинство молодых людей покупают модем лишь для того, что бы зайти на порносайт. В Интернете легко найти сайты, где свободно продаются видеоматериалы с детской порнографией. К сожалению, вычислить авторов этих сайтов практически невозможно, даже для спецслужб, так как эти нелюди регистрируют сайты на подставных лиц. В реальности этого существенно меньше. Ведь на подобный сайт может зайти любой человек, и дети, в том числе 13-16 лет - и что они увидят? От себя скажу – что нужно бороться с этим! Если нельзя оградить детей и подростков от доступа к этой информации, то необходимо искать другие пути решения этой проблемы. Устранять не последствия, а причину!

Дети смотрят на взрослых, дети впитывают информацию как губка - и что они получают из Интернета? Достаточно зайти на некоторые сайты, и вы сами всё поймете.

В Интернете появились хакеры, гробящие все на своем пути ради удовлетворения своего ущемленного самолюбия, они не могут создать, могут только разрушить.

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.

Если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

    хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

    невозможность остановиться;

    увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

    ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за

компьютером;

    проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также:

    навязчивое стремление постоянно проверять электр.почту;

    предвкушение следующего сеанса он-лайн;

    увеличение времени, проводимого он-лайн;

    увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Глава 2. Использование и роль Интернета в школе

2.1. Интернет глазами подростка

Так, что же такое Интернет с точки зрения подростка?

Прежде всего - это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учёбе. Да и, честно говоря, не все второе вообще применяют.

Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом деле это совершенно не так!!! Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость. Но к сожалению доказать это самому подростку невозможно! Он должен сам это понять и осознать – только тогда возможно всё изменить!

Для большинства подростков Всемирная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не с точки зрения взрослых.

Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, это и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни, но разве это хорошо, тут, же возразят многие читатели. Естественно это не очень хорошо, но многим просто очень тяжело общаться в реальности. Просто бывает так, что тебя не понимают, считаешь себя изгоем в этом обществе, а в Интернете находишь людей, у которых с тобой одинаковые взгляды, и жить становится легче!

Но не всё потеряно. Не всё так ужасно как кажется на первый взгляд. Есть и те, для кого Интернет – это не заменимый помощник для получения знаний. А кто-то, вообще до сих пор просиживает в библиотеках и получает информацию «по старинке». Мажет это и не так уж плохо? Да, несомненно, Интернет намного упрощает нам жизнь. Одним нажатием клавиши, мы получаем информацию, в поисках которой мы могли бы потратить «кучу» времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую возможно вы никогда и не купили бы.

Из всего выше сказанного следует то, что, остается, надеется только на сознание самих детей, на их честность. Честность перед самим собой. Было бы здорово, если бы каждый задумался, задумался о себе, о своих поступках, и, что вообще он сделал для того, что бы мир стал лучше. О том, сколько драгоценного времени он теряет, просиживая в Интернете за бессмысленным занятием. Подростковый период и наша молодость – это самое замечательное время, которое нужно заполнить яркими моментами и провести его с пользой - по максимуму! Что бы потом не было мучительно больно за бесцельно и бесполезно прожитые годы!

Испокон века, каждое поколение взрослых видит в новых технологиях их тенденцию разрушения. Платон предупреждал (и совершенно справедливо): «Письменность и чтение уничтожат ораторское искусство». Автомобиль отнял у нас способность к созерцательности. Телефон привел в упадок эпистолярный жанр. Место ораторского искусства заняла литература. На смену созерцательности пришла драма. А эпистолярный жанр был возрожден в электронной почте.

2.2 Сравнительный анализ использования

Интернета учителями и учениками школы

Чтобы более детально разобраться в роли Интернет в жизни школы и, в частности, учеников 6 – 11 классов, нами были проведены некоторые исследования, в качестве площадки для которых была взята наша школа. Курс информатики преподается в строгом соответствии с программой общеобразовательных. Несмотря на большую и серьезную работу, которая ведется по избранным школой направлениям, в области использования информационных технологий мы можем рассматривать ее как типичную для школ России. В настоящее время в школе имеется оборудованный персональными компьютерами на базе процессоров Пентиум 4 - 1 кабинет информатики, а так же канал выхода в Интернет с адресом электронной почты.

Целью наших исследований было выяснить следующие вопросы:

    какой процент учащихся и учителей школы пользуется Интернет;

    как часто используете сеть;

    где вы используете Интернет;

    для чего вы применяете сеть;

    вызывает ли Интернет зависимость у вас;

    как вы считаете, как влияет на вас Интернет;

    какие из сайтов вы считаете полезными для подростка.

В опросе принимали участие учащиеся 6-11 классов и преподавательский состав школы.

На вопрос “Пользуетесь ли Вы услугами Интернета?” абсолютное большинство учащихся, 98%, ответили «да». 62% видят в Интернет средство общения и быстрой связи и 38% считают Интернет средством отдыха. Регулярно услугами Интернет пользуются 72% опрошенных учащихся, 26% - редко, а 2% не пользуются Интернет вообще. Из учащихся, регулярно пользующих Интернет дома – 79%, у друзей – 9%, в клубе, кафе – 2%, в школе 10%. Среди учителей мы наблюдаем следующую тенденцию: абсолютное большинство 100% в силу разных причин пользуется Интернетом систематически.

Соответственно и при ответе на вопрос: “Насколько помогает Вам Интернет в учебе?” мы получили аналогичный результат: 98% опрошенных учащихся отвечают, что информация, полученная, в Интернет помогают им в написании рефератов, подготовке ряда творческих домашних заданий, расширяет кругозор.

Все 100% учителей очень осторожно высказываются по вопросу о помощи Интернет в написании различного рода работ, но также отмечают его положительную роль для общего интеллектуального развития.

Абсолютно совпали мнения учащихся и учителей при оценке положительного и отрицательного влияния Интернет на нашу жизнь. Среди положительных факторов отмечается доступность и большое количество разнообразной постоянно обновляемой информации, быстрота и удобство ее получения, возможность виртуального общения, быстрота связи. Среди отрицательных факторов - малодоступность и дороговизна, возможность заражения компьютера вирусами, большое количество навязываемой негативной информации, отрицательное влияние на здоровье, особенно на зрение, психологическая зависимость, возможность ухода из мира реального в мир виртуальный, занятость телефонных линий.

2.3 Каталог информационных ресурсов, используемых в образовательном пространстве школы.

В последнее время проведена огромная работа по сбору и систематизации образовательных ресурсов на федеральных образовательных порталах, основным из которых является портал «Российское образование» (http :// www . edu . ru ). Для многих учащихся и педагогов он служит основной «точкой входа» в образовательный сегмент Интернета. Однако до сих пор многие учителя, ученики, родители и представители общественности остаются в неведении относительно многих полезных и эффективных в обучении Интернет - ресурсов.

Указанные обстоятельства обусловливают актуальность задачи формирования и широкого распространения каталога образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет и ориентированных на использование в системе общего образования. Каталог призван помочь педагогам в поиске информационных ресурсов, позволяющих повысить эффективность и качество учебного процесса.

В настоящем каталоге (Приложение 1) мы собрали Интернет ресурсы для общего образования, которые используют учителя и ученики нашей школы, а так же образовательные ресурсы, опубликованные в средствах массовой информации.

Каталог адресован в первую очередь педагогам, и ученикам школы. Вместе с тем образовательные ресурсы Интернета ссылки, на которые приведены в каталоге будут полезны родителям и всем тем, кто проявляет интерес к развитию современной школы.

Таким образом, выводы, которые я считаю возможным сделать из этих вопросов следующие:

    учащиеся очень разумно и ответственно относятся к возможности использования Интернет для обучения;

    большинство учащихся рассматривает Интернет не как игру, а как источник дополнительной информации;

    как учащиеся школы, так и преподавательский состав, достаточно часто используют Интернет, так как имеют возможности домашнего подключения.

Заключение.

В настоящее время Интернет представляет собой «мир» параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного. Человек, «входящий» в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление об Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но, к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить то, что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.

В процессе написания этой работы, я использовала специальную литературу, провела много времени в сети Интернет. Что и помогло, как мне кажется, раскрыть тему, осветить все проблемы и вопросы. Всё это оказалось довольно увлекательным и познавательным процессом. Я открыла для себя много нового не только в области Интернета, но и о своих сверстниках.

Так же мною были проведены два социологических опроса, среди старшеклассников и учителей нашей школы. В опросах приняло участие 20 учителей и 47 учеников. Результаты своих опросов я выразила в таблицах и диаграммах. Результаты этих опросов наглядно показывают, то чем в большей степени интересуются наши ученики, и что они хотят видеть в сети Интернет. Так же здесь можно увидеть, что мнение учителей и учеников, относительно полезности и вредности информации в Интернете, разнится.

В своей исследовательской работе я познакомилась с самим понятием Интернет. Что же он представляет собой на самом деле. Я поняла, что в сети много негатива, борьба с которым просто необходима. На сегодняшний день существуют методы борьбы с негативом в сети, но, к сожалению, они малоэффективны. Необходимо, что бы уже в ближайшем будущем были предприняты более радикальные и действенные методы борьбы. Пути решения этой проблемы зависят как от действий государства, так и от сознательности нашего общества.

Я надеюсь, что прочитав мою работу многие задумаются… Причём не только подростки, но и их родители. Достучаться до людей – вот самая главная для меня задача, что бы они поняли, что о своих поступках и действиях нужно задумываться. Необходимо понимать, что все наши действия чреваты последствиями, а проявятся они не сегодня, не завтра, а через поколения. И то, какими вырастут наши дети, зависит только от нас самих! У человека всегда есть выбор, даже если, кажется, что его нет.

Список использованной литературы:

1. Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2005. - 167c.

2. Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. -Киев: Диалектика, 2007. - 495 c.

3. Игер Б. Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова; Пер. c англ. - М.: БИНОМ, 1996. - 313 c.

4. КентП. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2001. - 267 c.

5. Колесников О.Э. Интернет для делового человека. - M.: МЦФ. Издат. фирма “Яуза”, 2006. - 281 c.

6. Крол Эд. Все об Internet: Руководство и каталог / Пер. c англ. С.М. Тимачева. - Киев: BNV, 2005. 591 c.

7. Левин В.К. Защита информации в информационно-вычислительных cистемах и сетях // Программирование. - 2004. - N5. - C. 5-16.

8. Нольден М. Ваш первый выход в Internet: Для начинающих пльзователей Internet и широкого круга пользователей PC / Гл. ред. Е.В. Кондукова; Пер с нем. К.А. Шиндер. - Спб.: ИКС, 2006. - 238 с.

Приложение 1

Каталог образовательных ресурсов, используемых в школе

    Федеральный портал «Российское образование»

    Издательство «Дрофа»

    Издательство «Просвещение»

    Портал «5баллов» (новости образования, вузы России, тесты, рефераты)

    Профильное обучение в старшей школе

    Все вузы России: справочник для поступающих

    BioDat : информационно – аналитический сайт о природе России и экологии

    GeoPort .ru : страноведческий портал

    Английский язык в школе

    Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО

    • Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа №550)

      Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, на становление её в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, какие сформируются у личности политические убеждения. В этом процессе участвуют многочисленные социальные институты, но наиболее значимые из них -- государство, семья, образовательные учреждения, армия, партии, церковь, средства массовой информации, новые информационно-коммуникационные технологии.

Сегодня новые информационно-коммуникационные технологии многократно усилили возможности информационного воздействия на граждан, в том числе, и на молодежь. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства, наряду с его другими основными ресурсами (природными, экономическими, трудовыми, материальными и т.д.). Положительная сторона этих изменений очевидна -- повсеместное внедрение информационных технологий и основанных на них телекоммуникационных сетей привело к формированию глобального межгосударственного информационного виртуального пространства. Но есть и негативная сторона - снизилась уверенность общества в неотъемлемом праве граждан на защиту конституционных прав и свобод, включая защиту частной жизни. На первый план выдвинулись проблемы информационной безопасности не только граждан, но и государства.

Актуальность исследования ресурсов сети Интернет как факторов, оказывающих влияние на политическую активность молодежи, обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, за последние годы многие государства, в том числе и современная Россия, в качестве приоритетной задачи выделили разработку и реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. Эта деятельность принимает разнообразную форму, но преследует одну цель: войти в число лидеров мирового сообщества. При этом значимым социально-политическим фактором на фоне технического прогресса становится сеть Интернет.

Количество пользователей сети Интернет регулярно возрастает. В отчете аналитической корпорации ГОС "Прогноз и модель цифрового рынка", данные из которого приводит PC World, говорится, что по предварительным оценкам, к концу 2014-го число пользователей Интернета в мире достигнет почти 3 млрд. Более 90 % населения, которое ещё не имеет выхода в Сеть, проживает в развивающихся странах. К примеру, в Африке проникновение веб-доступа к концу года составит только 20 % против 75 % в Европе.

Во-вторых, информационные технологии оказывают двоякое влияние на современный политический процесс. С одной стороны, наблюдается положительная динамика их воздействия на человека и общество, а с другой, проявляются отрицательные тенденции, отражающие как сложный характер взаимодействия человека с новыми компьютерными системами, так и попытки использовать их потенциал для пропаганды насилия, терроризма, человеконенавистнической морали. Так, в эпоху всеобщей компьютеризации дети с раннего возраста предпочитают проводить время за компьютером и легко могут получить доступ к сайтам экстремистского содержания. Если не обращать внимания на этот аспект проблемы информационной безопасности, то в будущем это непременно скажется не только на уровне политической активности, но и на моральном облике подрастающего поколения.

В-третьих, постепенная активизация роли молодёжи в жизни общества приводит к конкурентной борьбе оппозиционных сил за влияние на молодое поколение граждан как потенциальных последователей программных действий определенной политической партии, движения. Одним из мощнейших средств такой борьбы выступают возможности сети Интернет. Угроза использования молодежного ресурса организациями крайнего радикального толка побуждает исследовать феномен влияния ресурсов сети Интернет на политическую активность молодежи.

Сеть Интернет постепенно становится одним из основных информационных источников, из которых молодёжь черпает сведения о политических лидерах России, общественно-политических партиях и блоках, их предвыборных программах, приёмах политической рекламы. В то же время, отмечается возрастание негативного влияния некоторых ресурсов сети Интернет на мировоззрение молодёжи. Основным стимулом, обеспечивающим эффективность виртуального манипулирования сознанием молодёжи, является её психологическая и социальная незрелость, податливость разного рода информационным воздействиям.

В наши дни, интернет заполонил все. Люди обращаются к нему каждый день, каждый час. У многих меняются ценности, в том числе и морально-этические ценности, такие как семья.

В былые времена бумажные СМИ, газеты, журналы были на пике популярности. Чтобы узнать свежие новости, нужно было читать газету. С появлением ради и телевиденья острая необходимость в бумажных СМИ была разбавлена.

Но самый сильный удар по бумажным СМИ был во время появления общедоступного интернета. Зачем тратить деньги на газеты и журналы, если всю необходимую информацию можно узнать, кликнув пару раз мышкой? Тем более все современные города окутаны сетями wi-fi. К тому же планшетные компьютеры и смартфоны, с которых можно зайти на сайт из любой точки города и почитать интересующий вас интернет-журнал, по цене сейчас доступны даже студентам.

Какое положение дел у бумажных СМИ в текущий момент? Многие бумажные издания имеют онлайн версию своей газеты или журнала. К тому же еще остались люди, которым приятней полистать газетку, чем глазеть на дисплей гаджета. Ведь не все любят и умеют пользоваться компьютером. Например, пенсионеров обучить этому делу очень сложно.

Владельцы популярных журналов, конечно же, имеют свой сайт, где они выкладывают онлайн версию своих материалов. Но чтобы продажи печатных версий не падали, они публикуют содержимое конкретного выпуска своего журнала только спустя несколько месяца после его рождения. Тем самым они стимулируют своих постоянных читателей покупать журнал в бумажном виде.

Что же нас ждёт в будущем. Скорее всего, большинство газет и журналов заменит электронная бумага. Современные технологии уже сегодня позволяют реализовать подобный подход. Благодаря современным гнущимся дисплеям на органических светодиодах реализация этой идеи стало возможным. Остаётся только ждать, когда данное изобретение поступит в массовое производство.