Восход земли на луне. Восход Земли на Луне… обычное дело

Переводится как «энергия». Всё, что происходит снаружи и внутри нас, имеет место только благодаря взаимодействию энергий разного свойства.

Поэтому значение числа 11 в нумерологии дат или в нумерологии жизни огромно. А само по себе число 11 — это как бы удвоенная сила .

Одиннадцать в духовной нумерологии, кроме энергии, символизирует ещё высшую степень хаоса. Хаоса на всех уровнях бытия и сознания — от самых высоких до самых низких.

Вслед за хаосом числа 11 следует . Двенадцать — число Божественного Порядка. Что такое «божественный порядок»? Представьте себе Вселенную в виде большой комнаты, где всякий человек, как любая обычная вещь в комнате, должен находиться на своём месте.

Почему обязательно на своём? Возможно, Творец очень дорожит собственными творениями и не хочет, чтоб мы потерялись… Вы, должно быть, немало встречали потерянных по жизни людей? Я — тоже.

Нумерология числа 11

Число 11 напоминает шаловливого малолетнего отпрыска, который пользуясь отсутствием родителей, сходит с ума, вытворяя немыслимые шалости. Ребёнок царапает мебель гвоздём, режет ножницами нарядную скатерть и поджигает спичками туалетную бумагу… В общем, безобразничает и разрушает установленный порядок всеми доступными ему средствами.

Всё это забавно, если речь идёт действительно лишь о непослушном ребёнке. Но если речь идёт о цифре 11, нумерология вашей жизни подчас приобретает воистину трагическую окраску. Ведь цифра 11 «царапает» не мебель, а ваше сердце. Режет не нарядную скатерть, а ваши «нарядные» планы на будущее.

И поджигает цифра 11 не туалетную бумагу, а ваши собственные эмоции, в результате чего возникает пожар, который невозможно потушить. Ведь даже если соединить все пожарные шланги на свете, всё равно не хватит длины, чтобы дотянуться до вашей обожжённой души…

Значение числа 11 в нумерологии

Значение числа 11 — хаос, беспорядок. Но не только. В нет ни одной цифры, у которой было бы лишь одно значение. Хотя изначальный СМЫСЛ у каждой цифры всегда один.

Поскольку число 11 состоит аж из двух единиц, а число 1 — число энергии и число «слепой» силы, то одиннадцать является также числом Силы. Только числом силы ещё более «слепым», чем единица! Влияние на нас цифры 11, в нумерологии дат например, зависит от того, сотрудничают ли энергии двух единиц, или яростно противостоят друг другу.

Энергии-то бывают разные — их миллионы, начиная от самых грубых (связанных с перевариванием пищи) и заканчивая тончайшими энергиями духовных наитий.
Особенным свойством числа 11 является нащупывание ваших слабостей. Ведь число 11 — число силы!

А любая сила действует прямолинейно: она ищет точки наименьшего сопротивления. Применительно к нумерологии дат, эта информация должна предостеречь вас обнаруживать перед людьми свои личные слабости. Особенно 11-го числа (касательно месяца — то отдельный разговор). Впрочем, не забывайте, что окружающие столь же уязвимы в этот день.

Обратите внимание!

В магазины уже поступила моя книга под названием «Духовная нумерология. Язык чисел». На сегодняшний день это самое полное и востребованное из всех существующих эзотерических пособий о смысле чисел. Подробнее об этом, а также для заказа книги пройдите по следующей ссылке: ««

———————————————————————————————

Знаменитая фотография «Восход Земли» (Earthrise, номер снимка в каталогах NASA - AS08-14-2383), и вошедшая в каталог 100 фотографий изменивших мир по версии журнала LIFE, была сделана астронавтом Уильямом Андерсом (William Alison Anders) 24 декабря 1968 года с борта космического корабля «Аполлон-8», когда он выполнял четвёртый виток по орбите искусственного спутника Луны. Эта фотография является одной из самых известных фотографий Земли из космоса.

В качестве небольшого отступления: статья была написана 24 декабря в день 45-летия Earthrise, и была своеобразной реакцией на предыдущие публикации, где астронавт Уильям Андерс назывался «вероятным» автором знаменитой фотографии. Были и ещё неточности, что привело меня к мысли написать данную статью. Процесс модерации занял несколько дней, но как только подоспел «инвайт», статья сразу же была переведена из «черновиков» в хаб «Космонавтика».

Мало кто знает, что AS08-14-2383 была не первой фотографией Земли, снятой в подобном ракурсе, т. е. восходящей над горизонтом Луны. Командир корабля Фрэнк Борман (Frank Frederick Borman), который находился в левом командирском кресле, управлял креном космического корабля согласно лётному плану (разворот на 180° вправо) для фиксированной съёмки лунной поверхности через левый стыковочный иллюминатор с помощью жёстко закреплённой 70-мм фотокамеры Hasselblad 500EL с 80-мм объетивом Zeiss Planar (f/2,8), делавшей автоматические снимки лунной поверхности с 20-секундным интервалом на чёрно-белую плёнку кассеты D ().

Андерс, который находился возле правого кресла, фотографировал лунную поверхность через правый боковой иллюминатор командного модуля на 70-мм чёрно-белую плёнку с помощью фотокамеры Hasselblad 500EL с 250-мм объективом Zeiss Sonnar (f/5,6), комментируя при этом свои наблюдения для записи на бортовой диктофон. Правый иллюминатор, благодаря развороту по крену, оказался повёрнутыми как раз в сторону Земли, когда космический корабль «Аполлон-8» начал выходить из-за обратной стороны Луны. Андерс первым из астронавтов увидел восходящую Землю. Первые три витка на окололунной орбите её никто не видел. Увидев Землю, Андерс произнес: «Боже мой, посмотри на здешнюю картину! Это подъём Земли. Ничего себе, это симпатично!» Борман увидев, что Андерс собирается сфотографировать Землю, иронично пошутил: «Эй, не делай этого, это не по плану.» Съёмка Земли не входила в планы учёных, разрабатывающих научную программу для астронавтов космического корабля «Аполлон-8». После ироничной реплики Бормана, Андерс посмеявшись над шуткой командира сделал единственный снимок восходящей Земли (AS08-13-2329) на чёрно-белую плёнку кассеты E ():

Сразу после того, как был сделан этот снимок, Андерс попросил пилота командного модуля Джеймса Ловелла (James Arthur Lovell, Jr.), который находился со стороны секстанта на своём рабочем месте (Lower Equipment Bay) и занимался навигацией корабля, дать ему кассету с цветной плёнкой: «Цветная плёнка у тебя, Джим? Дай мне плёнку с цветом, быстро, пожалуйста?» Ловелл поддержав идею, спросил: «Где она?» Андерс его торопил, подсказывая, что кассета помечена цветной маркировкой. Найдя одну кассету, Ловелл отметил, что это плёнка «C 368» (имелась ввиду цветная плёнка SO-368, «эктахром» от компании Eastman Kodak Company). Андерс спокойно продолжал: «Что угодно. Быстро.» Сразу после передачи Ловеллом плёнки Андерсу, последний понял, что Земля вышла из обзора бокового иллюминатора. При этом Андерс произнёс: «Так, я думаю мы потеряли это.» В это время, из-за вращения космического корабля, Землю уже можно было наблюдать через правый стыковочный иллюминатор и иллюминатор входного люка. Ловелл подсказал Андерсу откуда можно сделать снимок. Андерс, попросив Ловелла отодвинуться, сделал свой знаменитый снимок AS08-14-2383 через иллюминатор входного люка:

Уточнив настройки фокусировки в небольшой дискуссии с Ловеллом, Андерс сделал уже через правый стыковочный иллюминатор второй цветной, менее известный, снимок AS08-14-2384, на котором Земля находится над горизонтом Луны чуть выше, чем на первом цветном снимке:

В последующем были сделаны ещё 4 фотографии восхода Земли (AS08-14-2385 - AS08-14-2388), и на следующем пятом витке ещё 8 фотографий (AS08-14-2389 - AS08-14-2396), но они не были столь впечатляющими (пример - фотография AS08-14-2392):

Эти 12 снимков сделаны через правый стыковочный иллюминатор.
Кассета с цветной плёнкой доступна здесь: .

Земля на снимках выглядела следующим образом:

Антарктида находилась в левой части снимка (на 10 часов);
- центральную часть вида на Землю занимал Атлантический океан с циклонами и антициклонами;
- на освещённой Солнцем западной части Африки, вдоль терминатора, слева-направо видно пустыню Намиб, Намибию, южную часть Анголы и западную часть Сахары. Эти территории не покрыты облачностью. Значительная часть территории Центральной Африки и исторического региона Гвинеи (в т. ч. и Гвинейский залив) покрыта слоями облаков.

На анимации, комментируемой известным историком программы «Аполлон» Эндрю Чайкиным (Andrew L. Chaikin) и сделанной в Scientific Visualization Studio (NASA Goddard Space Flight Center), представлена реконструкция этих событий. Луна смоделирована согласно снимкам с высоким разрешением, сделанных с помощью автоматической межпланетной станции LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter):

Переговоры астронавтов во время фотографирования восхода Земли (на английском, указанное время - полётное, отсчитываемое с момента старта):
075:47:30 Андерс: «Oh my God, look at that picture over there! There"s the Earth comin" up. Wow, is that pretty!»
075:47:37 Борман: (иронично) «Hey, don"t take that, it"s not scheduled.»
Смеясь, Андерс делает снимок AS08-13-2329 через боковой иллюминатор
075:47:39 Андерс: «You got a color film, Jim?»
075:47:46 Андерс: «Hand me a roll of color, quick, would you?»
075:47:48 Ловелл: «Oh man, that"s great! Where is it?»
075:47:50 Андерс: «Hurry. Quick.»
075:47:54 Борман: «Gee.»
075:47:55 Ловелл: «Down here?»
075:47:56 Андерс: «Just grab me a color. A color exterior.»
075:48:00 Ловелл: (неразборчиво)
075:48:01 Андерс: «Hurry up.»
075:48:06 Андерс: «Got one?»
075:48:08 Ловелл: «Yeah, I"m lookin" for one. C 368.»
075:48:11 Андерс: «Anything. Quick.»
075:48:13 Ловелл: «Here.»
075:48:17 Андерс: «Well, I think we missed it.»
075:48:31 Ловелл: «Hey, I got it right here.» (Ловелл увидел Землю в иллюминатор входного люка)
075:48:33 Андерс: «Let me get it out this one, it"s a lot clearer.» (Андерс попросил Ловелла освободить место у иллюминатора входного люка, после чего делает свой знаменитый снимок AS08-14-2383)
075:48:37 Ловелл: «Bill, I got it framed, it"s very clear right here! (имея ввиду правый стыковочный иллюминатор) Got it?»
075:48:41 Андерс: «Yep.»
075:48:42 Борман: «Well, take several of them.»
075:48:43 Ловелл: «Take several, take several of "em! Here, give it to me.»
075:48:44 Андерс: «Wait a minute, just let me get the right setting here now, just calm down.»
075:48:47 Борман: «Calm down, Lovell!»
075:48:49 Ловелл: «Well I got it right-aw, that"s a beautiful shot.»
075:48:54 Ловелл: «Two-fifty at f/11.»
Андерс делает снимок AS08-14-2384 через правый стыковочный иллюминатор
075:49:07 Андерс: «Okay.»
075:49:08 Ловелл: «Now vary-vary the exposure a little bit.»
075:49:09 Андерс: «I did. I took twoo of "em here.»
075:49:11 Ловелл: «You sure you got it now?»
075:49:12 Андерс: «Yeah, we"ll get - well, it"ll come up again I think.»
075:49:17 Ловелл: «Just take another one, Bill.»

НАСА опубликовало новую фотографию, сделанную Лунным орбитальным зондом (LRO) - автоматической межпланетной станцией, искусственным спутником Луны. На фотографии видна поверхность Луны, над которой восходит Земля . Ракурс совпал со знаменитой фотографией «Blue Marble», сделанной 43 года назад астронавтом Харрисоном Шмиттом во время миссии «Аполлон 17».


На фотографии мы видим Землю, появляющуюся над горизонтом Луны. Большая освещенная зона - это Пустыня Сахара. На Луне мы видим кратер Комптона - большой ударный кратер в северном полушарии обратной стороны Луны. Полная версия изображения доступна на сайте Лунного орбитального зонда, TIF-файл весит 302 мегабайта.

Лунный орбитальный зонд запущен 18 июня 2009 года, он собирает данные с помощью семи инструментов. Каждый день он переживает двенадцать восходов Земли, но камеры его обычно направлены на поверхность спутника. Иногда он смотрит в сторону космоса, чтобы произвести калибровку инструментов, и в эти моменты в его поле зрения может попасть Земля или другие планеты.

Сделать такое фото - сложная задача. Его собрали из нескольких кадров, сделанных 12 октября 2015 года, когда зонд находится на высоте 134 километров над кратером Комптона. Зонд путешествует со скоростью свыше 1,6 километра в секунду. Узкоугольная камера снимает в высоком разрешении чёрно-белые снимки, в то время как широкоугольная - делает цветные снимки. Финальные изображения содержат одновременно фото с двух этих камер.

Впервые восход Земли над Луной был снят 24 декабря 1968 года во время облёта Луны космическим кораблём «Аполлон-8». В 1972 году астронавт Харрисон Шмитт во время миссии «Аполлон-17» сделал фотографию, ставшую известной под названием «Blue Marble».

Увидеть восход Земли, находясь на поверхности Луны сложно - Луна всегда повёрнута одной стороной в сторону нашей планеты. Но существует либрация, благодаря которой Земля на лунном небосводе описывает подобие фигур Лиссажу. Соответственно, есть участки Луны - края относительно наблюдателя, это около 20 % поверхности - на которых происходят восходы и закаты Земли с периодичностью около 30,5 земных суток.


Первая фотография восхода Земли над Луной, 1968 год


«Blue Marble» Харрисона Шмитта, 1972 год, миссия «Аполлон-17»

Практически все мы знаем, что Луна всегда повернута к Земле одной и той же своей стороной. Из школьных курсов физики мы так же знаем что причина этому – Земные приливы, навсегда скрывшие от нас обратную, «темную» сторону Луны. Принцип приливного захвата постулирует что планета – хозяйка практически всегда находится на одной точке небосвода своего спутника. Впрочем, я сказал это уж слишком однозначно, ибо на самом деле такое возможно только при идеальных условиях. Мир же к нашему счастью далеко не идеален, что вполне позволяет нам наблюдать на Луне полноценные восходы и закаты Земли…

Астрономы давно заметили что Луна своеобразно «покачивается» в течении лунного месяца, подставляя нам до 10% площади «темной» стороны. Вследствие чего еще до полета станции «Луна 3», астрономы располагали картами 60% лунной поверхности.
Явление это было названо либрацией. На данный момент выделяют 4 типа либраций, мы же остановимся на двух главных – либрации по широте и долготе.

1.Либрации по широте вызваны наклоном оси суточного вращения Луны к плоскости ее орбиты (амплитуда в 6° 50мин), вследствии чего Луна «подставляет» нам то северный, то южный полюс.
2.Либрации по долготе вызваны не нулевым эксцентриситетом лунной орбиты.
Эксцентриситет орбиты в упрощенном варианте отображает степень отклонения орбиты спутника или планеты от идеального круга. 0 означает идеально круглую орбиту. Больше 0, но меньше 1, в той или оной степени вытянутую орбиту (эллиптическую), при e=1 параболическую, а при e >1 – гиперболическую. Как вы заметили, орбита постепенно вытягивается при увеличении эксцентриситета от 0 до 1, разрываясь на е=1 (достижение второй космической на данной орбите).

Либрации Луны, вид с Земли.

Эксцентриситет Луны в среднем равен 0,05, чего вполне достаточно для появления небольших отклонений между скоростью вращения Луны вокруг Земли, и собственным вращением Луны вокруг своей оси. Это и провоцирует либрацию по долготе с амплитудой в 7° и 54 мин.

Очевидно что оба типа либрации вызывают движение Земли и на небосводе Луны – где голубая планета в течении месяца описывает огромный эллипс с наибольшим диаметром в 18°. Учитывая что угловые размеры Земли с Луны составляют «лишь» около 2° (вчетверо больше чем размеры Луны видимые с Земли), то это позволит будущим лунным колонистам наблюдать хоть и медленные, но зрелищные восходы и закаты родной планеты в определенных районах Луны.

Восход Земли в «зонах либрации», лунного полюса, средних широт и экватора (программа Stellarium).

Впрочем наименее терпеливые колонисты вполне могут наблюдать это «в быстрой перемотке» с орбиты Луны (зонд Kaguya/JAXA).

И небольшой бонус. Хотя на Япете, спутнике Сатурна, скорее всего и нет звездных врат куда умудрился угодить герой книги Артура Кларка «Космическая одиссея 2001», но все же благодаря неровностям орбиты этого спутника, там можно наблюдать вполне эпичные восходы «Властелина колец».

На небе наблюдателя, находящегося в центре обращенной к Земле стороне Луны, Земля не стоит неподвижно в зените, а в течение месяца описывает небольшой эллипс (большая ось15 градусов, малая - 13).

Чем дальше наблюдатель находится от центра видимого с Земли лунного диска, тем ниже по отношению к его горизонту располагается эллипс, по которому происходит видимое движение Земли. Расстояние от центра диска до пункта наблюдения, на котором этот эллипс касается горизонта лунного наблюдателя, является пограничным: на меньшем расстоянии Земля всегда видна на небе, а на большем, в определенной полосе на поверхности Луны, можо наблюдать восходы и заходы Земли. Эта полоса окоймляет весь лунный диск, ширина ее изменяется от экватора к полюсам. Еще дальше от центра видимого диска, за этой полосой, Земля с Луны вообще никогда не бывает видна.

Проследим, как происходит восход и заход Земли над горизонтом наблюдателей, находящихся на экваторе Луны в пунктах, в которых эллипс касается горизонта. С точкой касания совпадают еще две точки: восхода и захода Земли. На экваторе таких пунктов наблюдения два: вблизи левого (Л) и правого (Пр) краев видимой стороны Луны. Они интересны тем, что в них Земля при восходе поднимается на наибольшую высоту по сравнению с высотой подъема над любыми пунктами наблюдений на Луне. В пунктах Л и Пр восход Земли длится две земных недели и заход две недели.

На экваторе Луны основную роль играет многократно описанная либрация по долготе. Либрация по долготе (см. рис. 1) происходит потому, что орбита Луны - не окружность, а эллипс. Поэтому, когда Луна находится в точке орбиты А, с Земли можно увидеть, как за левым краем Луны закрыт участок в 15 градусов по долготе (Л), а на другой части орбиты, в точке В, открыт. За правым краем видимой стороны Луны (Пр) происходит то же самое, но в противофазе. Поэтому с Земли создается впечатление, что Луна покачивается. Заметить это с Земли можно только при регулярных наблюдениях Луны, так как явление протекает очень медленно, и сам поворот Луны - небольшой.

Рисунок 1

Наблюдатель, находящийся в открывающейся и закрывающейся полосе Луны, тоже видит Землю, ему тоже представляется, что Земля покачивается - восходит и заходит.

Если бы либрация по долготе была единственной либрацией, то видимое движение Земли на набе Луны происходило бы по прямой, для наблюдателя на экваторе Луны вверх - вниз. Но одновременно действует либрация по широте. Поэтому эта прямая разделяется на дугу восхода и дугу захода. Размер большой оси эллипса определяется либрацией по долготе, а малая ось этого эллипса - результат либрации Луны по широте.

Сопоставление восходов и заходов Земли с наступлением дня и ночи на Луне и с фазами Земли позволяет более наглядно представить, что мог бы увидеть лунный наблюдатель. Еще нужно напомнить, что диск Земли на лунном небе в 14 раз больше, чем на нашем небе диск Луны, и что за то время, что Земля описывает эллипс на небе Луны, она 27 раз оборачивается вокруг собственной оси.

В точке А лунной орбиты наблюдатель, расположенный на Луне в пункте Л, видит, что восход Земли начинается во второй половине ночи (сутки на Луне примерно равны земному месяцу). Земля поднимается очень медленно, при этом вид ее изменяется. Из-за горизонта она появляется в виде немного убавившейся половинки выпуклостью вверх. Наступает утро. Постепенно «худея», Земля превращается в стареющий голубой серпик с длинными оранжевами ножками, напоминающий арку. Серпик становится все тоньше, а рожки все длиннее. В полдень на лунном черном небе Земля выглядит темным диском в красно-оранжевом ореоле. Это фаза - новоземлие. После полудня Земля все еще продолжает восходить и превращается в молодой серпик в виде лодочки, а рожки над ним почти смыкаются. При приближении к точке В лунной орбиты серп вырастает и становится почти половиной диска Земли, Земля достигает наивысшего положения, кульминации, поднявшись над горизонтом на высоту … не выше 16 градусов.

На Луне - вечер. Над пунктом Л начинается такой же медленный заход Земли. Ее освещенная часть увеличивается до полного диска (полноземлие). На Луне наступает ночь. Горы, долины и равнины освещаются призрачным голубовато-зеленоватым светом полной Земли. Она светит более, чем в 60 раз ярче, чем у нас Луна. Земля все еще продолжает заходить, ее освещенная часть все уменьшается. Когда Луна прийдет в точку А своей орбиты и станет чуть меньше убывающей половинки, Земля достигнет горизонта в пункте наблюдения Л. Заход окончен, следующие лунные сутки - новый восход и заход.

На правом краю лунного диска в пункте наблюдения Пр восход Земли начинается вечером в точке В лунной орбиты, в то же самое время, когда в пункте Л начинается заход. В лунную полночь во время полноземлия в пункте Пр Земля продолжает подниматься. На Луне наступает утро. Освещенная часть Земли уменьшается. Когда она станет немного меньше убывающуей половинки, наступит ее кульминация над пунктом Пр также на высоте примерно 16- и градусов над горизонтом. Это произойдет в точке А лунной орбиты. И сразу же начнется двухнедельный заход Земли, именно в то же время, когда над пунктом Л Земля начинает свой восход. Лунное утро, день и часть вечера Земля спускается над пунктом Пр, достигает касания с горизонтом в точке В лунной орбиты и начинает новый восход.

На рис. 2 показан эллипс видимого движения Земли в пунктах наблюдений, расположенных на экваторе Луны в полосе восходов и заходов Земли. Видно, что с удалением от центра диска все большая часть эллипса опускается под горизонт, а меньшая его часть остается над горизонтом наблюдателя (Л, Л1, Л2, Л3, Л4, Пр, Пр1, Пр2, Пр3,Пр4). В точках пересечения эллипса с горизонтом один раз в лунные сутки происходят восходы и заходы Земли. В пунктах Л4 и Пр4 эллипс полностью уходит под горизонт.

Рисунок 2

От пункта наблюдения Л до пункта Л4 и от пункта Пр до Пр 4 кульминации Земли над горизонтом все ниже, восходы происходят все позже, а заходы все раньше, значит, уменьшается время видимости Земли над горизонтом лунного наблюдателя. При этом расстояние между точками восхода и захода с удалением наблюдателя от центра диска сначала увеличивается от нуля в пункте Л до 13 градусов в пункте Л2, а затем снова уменьшается до нуля в пункте Л4, аналогично в правой стороне Луны. Восход и заход происходят в одной и той же стороне горизонта - в направлении на центр видимого диска Луны.

На рис. 3 видно,что на всех широтах Луны оси эллипса, по которому происходит видимое на небе Луны движение Земли, наклонены к горизонту тем больше, чем больше широта места наблюдения. На полюсах эллипс «лежит». На средних широтах касается горизонта или пересекается с ним в наклонном положении, поэтому дуги восхода и захода несимметричны. В любом направлении с удалением от центра диска все меньшая дуга эллипса остается над горизонтом, и время видимости Земли уменьшается. На всех лунных широтах картина восхода и захода Земли разворачивается в стороне горизонта, направленной к центру видимой стороны Луны.

Рисунок 3

С удалением от экватора положение земных серпиков (и других фаз) по отношению к горизонту наблюдателя изменяется от горизонтального до вертикального. Ведь выпуклая сторона освещенной части Земли всегда обращена к Солнцу, а Солнце над экватором суточым движением поднимается почти вертикально, а вблизи полюсов Луны - катится по горизонту. (Приведенная выше фотография Земли сделана не с поверхности Луны, а с орбиты космического аппарата).

Описание всех рассмотренных явлений намного усложнится, если учесть, что либрации Луны - суммарный результат действия многих явлений, происходящих с разными периодами.

Двигаясь по орбите, Луна, действительно, покачивается, так как под влиянием приливов и отливов со стороны Земли, приобрела яйцевидную форму. Это физическая либрация.

Причина либрации по широте в том, что ось суточного вращения Луны наклонена к плоскости эклиптики. Благодаря либрации по широте для земного наблюдателя то открывается, то закрывается 13 градусов поверхности Луны над верхним и нижним краями ее диска.

С Земли видно, что Луна одновременно испытывает либрацию по долготе и по широте. В результате этих двух покачиваний центр видимого с Земли диска Луны описывает небольшой эллипс. Поэтому лунному наблюдателю, который находится в центре видимого диска и вместе с ним перемещается по эллипсу, кажется, что на его небе Земля описывает подобный эллипс.

Менее значительные либрации происходят потому, что движение Луны по орбите - очень сложное, например, изменяется наклон плоскости лунной орбиты к плоскости эклиптики, сама орбита Луны вокруг Земли непрерывно поворачивается в своей плоскости. С Земли наблюдаются и многие другие особенности движения Луны. Вследствие этого параметры эллипсов, по которым происходит видимое движение Земли на небе Луны, из месяца в месяц непрерывно изменяются, эллипсы не замыкаются, а переходят один в другой, образуя сложную спираль.