Александр первый и крестьянский вопрос презентация. Презентация: Крестьянский вопрос в России и его решение правительством в XIX веке

Александр I:Правление и Реформы Выполнил ученик 10 «Б» класса ГБОУ гимназия 201 Г. Москвы. Камышников Александр Учитель Татарникова Е. В. Восшествие на престол.

  • В половине второго ночи 12 марта 1801 года граф П. А. Пален сообщил Александру об убийстве отца . По легенде, Александр I, требовавший, чтобы Павлу сохранили жизнь, впал в расстройство, на что граф Пален ему сказал: «Хватит ребячиться, ступайте царствовать!».
  • Уже в манифесте от 12 марта 1801 года новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой ». В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок.

Восшествие на престол

  • Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок. Этот недостаток он называл «произволом нашего правления ». Для его устранения необходимо было разработать фундаментальные законы, которых ещё почти не было в России. Именно в таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_

Внутренняя политика

  • Негласный комитет
  • С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов , граф В. П. Кочубей , князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев . Эти люди составили так называемый «Негласный комитет », собиравшийся в течение 1801-1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей ».

Реформа высших органов управления

http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_

www.abc-people.com

Государственный совет
  • Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов - законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й - по делам царства Польского).

http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_

Сенат

  • 8 февраля 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власти. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам. В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_

www.koipkro.kostroma.ru

Святейший Синод

  • Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи - митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.
  • С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_

www.meteorites.ru

Министерская реформа.

  • 8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа - было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I:
  • иностранных дел,
  • военных сухопутных сил,
  • морских сил,
  • внутренних дел,
  • финансов,
  • юстиции,
  • коммерции,
  • народного просвещения.

www.moya-rossia.ru

Министерская реформа

  • Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений; отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.
  • 12 июля 1810 года вышел подготовленный М. М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления», 25 июня 1811 года - «Общее учреждение министерств».

www.liveinternet.ru

Проекты освобождения крестьян

  • В 1818 году Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графам Аракчееву и Гурьеву разработать проекты отмены крепостного права.
  • Проект Мордвинова:
  • крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остаётся за помещиками.
  • размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет - 100 руб.; 30-40 лет - 2 тыс.; 40-50 лет - …
  • Проект Аракчеева:
  • освобождение крестьян провести под руководством правительства - выкупать постепенно крестьян с землёй (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.
  • Проект Гурьева:
  • медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 года.
Внешняя политика.
  • В 1805 году путём заключения ряда трактатов была фактически оформлена новая антифранцузская коалиция, и 9 сентября того же года Александр отбыл в действующую армию Император несёт главную ответственность за разгром русско-австрийской армии при Аустерлице.22 ноября (4 декабря) 1805 было заключено перемирие, по которому русские войска должны были покинуть австрийскую территорию. 8(20) июня 1806 в Париже был подписан русско-французский мирный трактат. В сентябре 1806 Пруссия начала войну против Франции, а 16(28) ноября 1806 Александр объявил о выступлении Российской империи против Франции

Война третьей коалиции

Франко-русский союз

  • 25 июня (7 июля) 1807 Александр I заключил с Францией Тильзитский мир, по условиям которого признал территориальные изменения в Европе, обязался заключить перемирие с Турцией и вывести войска из Молдавии и Валахии, присоединиться к континентальной блокаде (разрыва торговых отношений с Англией), предоставить Наполеону войска для войны в Европе, а также выступить посредником между Францией и Великобританией. Англичане в ответ на Тильзитский мир бомбардировали Копенгаген и увели датский флот.

Отечественная война 1812 года

  • 12(24) июня 1812, когда Великая армия начала вторжение в Россию, Александр находился на балу у генерала Беннигсена в имении Закрет под Вильной. Здесь он получил сообщение о начале войны. 13(25) июня отдал приказ по армии.
  • Затем Александр направил к Наполеону А. Д. Балашова с предложением начать переговоры при условии, что французские войска покинут пределы империи. 13(25) июня отбыл в Свенцяны. Прибыв к действующей армии, он не объявил М. Б. Барклая-де-Толли главнокомандующим и тем самым принял на себя командование. Александр одобрил план оборонительных военных действий и запретил вести мирные переговоры до того времени, пока хотя бы один вражеский солдат оставался на русской земле.

Итоги правления Александра 1

  • Начало правления Александра 1 ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников.
  • Александр вводит в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручает разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа.
  • В 1817-18 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект «Государственной уставной грамоты Российской империи»
  • Коган Л.П.

  • Учитель истории и обществознания

  • МОУ СОШ №12 г. Сергиева Посада

  • Московской области

  • Учитель высшей категории

  • Обобщение и систематизация знаний и умений

  • Цели:

  • Образовательная - формирование системы знаний по пройденному материалу через самостоятельную работу;

  • Развивающая - продолжить обучение приемам работы с различными источниками знаний;

  • Воспитательная - воспитание чувств патриотизма, уважения к истории своей Родины .




12 декабря 1801 г

  • 12 декабря 1801 г

  • Указ, разрешающий купцам, мещанам и казенным крестьянам покупать незаселенные государственные земли.

  • Значение: начало процесса ликвидации монополии дворянства и казны на земельные владения.

  • 20 февраля 1803 года

  • Указ о вольных хлебопашцах. Помещики могли освободить крестьян с землей поодиночке или целым селением за выкуп.

  • Значение : 40 тысяч человек были отпущены помещиками за все время действия указа (1858г). Это составило всего 1, 5% крепостных крестьян.

  • 1808-1809гг

  • Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках и ссылки крепостных в Сибирь.




  • Проекты отмены крепостного права в масштабах всей страны


- В.О. Ключевский

  • «Некоторые государственные люди даже пугались самой мысли об освобождении крестьян, которая представлялась им страшным переворотом», - В.О. Ключевский


  • Почему либеральные указы Александра I не могли дать серьезных практических результатов?

  • Что помешало радикальному решению крестьянского вопроса?

  • Дайте оценку деятельности Александра I по крестьянскому вопросу

  • Отход от реформ Александр I объяснял словами «Не кем взять!» Как вы понимаете эти слова?



1. Деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу

  • Разделы: История и обществознание

    “…Крепостное право на крестьян отменяется навсегда” (Александр II)

    (Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс)

    Цели и задачи урока:

    • Познакомить учащихся с личностью Александра II.
    • Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.
    • Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты.
    • Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.
    • Содействовать воспитанию уважения к истории России.

    Оборудование урока:

    • Компьютер и проектор.
    • CD – “Энциклопедия истории России 1862–1917 гг. ”

    Литература

    1. Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История государства и народов России XIX век”, М., 2002.
    2. Поурочные разработки к учебнику “История государства и народов России XIX век”, М., 2001.
    3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
    4. Ключевский В.О. Собрание сочинений. Том V. М, 1989.
    5. Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 1991.
    6. Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint.

    В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

    Вся презентация состоит из 18 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

    Первый слайд презентации является опорным планом урока.

    Ход урока

    1. В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.

    2. Основная часть урока.

    Знакомство учащихся с личностью Александра II.

    Александр II

    Учитель: 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, Николай I.

    Николай I

    Рассматривается слайд с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I.

    Ученики отвечают на вопрос: Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

    Учитель: Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество.

    В.А. Жуковский

    М.М. Сперанский преподавал ему право.

    М.М. Сперанский

    Е.Ф. Канкрин – экономику.

    Е.Ф. Канкрин

    Рассматривается слайды с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина.

    Во время путешествия заграницу Александр II познакомился со своей женой, а, побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам.

    Жена Александра II

    Рассматривается слайд с изображением Александра II.

    Ученики отвечают на вопросы: Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий?

    Учитель: Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?

    В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.

    Рассматривается слайд “Предпосылки отмены крепостного права” по ходу составления хронологии.

    Учитель: Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону.

    Ученики отвечают на вопросы: Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?

    Рассматривается слайд “Отношение к крепостному праву в российской печати”.

    Ученики обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: К.Д.Кавелин “Записки об освобождении крестьян”, А.И.Герцен журнал “Полярная звезда”, А.И.Герцен, Н.П.Огарев “Колокол”.

    Учитель совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

    Ученики заполняют таблицу “Причины отмены крепостного права”.

    После заполнения таблицы работа проверяется по заранее составленному слайду.

    Подготовка к отмене крепостного права.

    Александр II

    Учитель: 30.03.1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: “…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу”.

    Рассматриваются слайды “Подготовка к отмене крепостного права”.

    3.01.1857 г. – образование Секретного комитета “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”.

    Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей

    20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

    Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.

    Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян

    Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе?

    Учитель ставит перед учениками проблемное задание: сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?

    Рассматривается слайд “Варианты освобождения крестьян, представленные Редакционной комиссией”.

    Ученики отвечают на вопрос: Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр II?

    Рассматривается слайд “Завершение работы над проектом крестьянской реформы”.

    Основные положения крестьянской реформы.

    Учитель: 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”. В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”.

    Ученики начинают работу с основными положениями манифеста:

    Рассматриваются слайды “Основные положения манифеста”.

    Пункт 2 – Порядок личного освобождения.

    Крестьяне:

    • лично свободны;
    • наделены общегражданскими и имущественными правами.

    НО! сохранилось:

    • сословное деление;
    • подать от крестьян;
    • рекрутские наборы;
    • зависимость от общины.
    Пункт 6 – Порядок наделения землей.
    • Сохранялось помещичье землевладение.
    • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.
    • Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.
    • За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа
    Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет) назывались временнообязанными .

    Размер надела, оброка>(барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года.

    Выкупная операция:

    • 25% стоимости земли крестьянин платит помещику;
    • 75% стоимости земли помещику возмещает государство.
    • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.

    После этого оказаться от выкупной операции нельзя!

    Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной.
    • Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.
    • Контроль над этим лежал на мировых посредниках.

    Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?

    Учитель: В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших “полной воли” и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ.

    Ученики отвечают на вопросы:

    “Распалась цепь великая,
    Распалась и ударила
    Одним концом – по барину,
    Другим – по мужику”.

    1. Как вы понимаете эти строки Н.А.Некрасова?
    2. Как автор оценивает события отмены крепостного права?
    3. Как вы оцениваете эти события? (учитель должен попытаться привести учащихся не только к историческим, но и затронуть нравственные оценки)
    4. Значение отмены крепостного права.

    Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.

    3. Заключительная часть урока.

    Ученики получают задание: ответьте на вопросы и заполните таблицу.

    1. Каковы прогрессивные черты реформы?
    2. Какие “крепостные черты” она сохранила?
    Прогрессивные черты реформы Сохранение крепостных пережитков

    4. Домашнее задание.

    Учебник параграф 17, задание № 2 (устно), выучить новые понятия.

    Творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.

    План урока: 1. Личность Александра I 2. Приход к власти Александра I 3. «Негласный комитет» 4. Начало преобразований Александра I

    Годы правления Екатерины? а) 1762 -1796 (у) б) 1772 -1796 (в) Годы правления Павла I? а) 1796 – 1800 (л) б) 1796 -1801 (к) Почему Павел I ненавидел мать? а) хотела на престол внука (а) б) предала его (а) Какова была власть императора в 1801 году? А) Ограниченная (с) б) неограниченная (з)

    Указ о престолонаследии (5 апреля 1797 г.) В день своей коронации Павел. I утвердил новый закон о престолонаследии, который установил жесткий порядок в наследовании престола по старшинству по мужской линии. Он отменял порядок передачи престола по произвольному желанию самодержца, введенный в 1722 г. Петром. I. Женщины могли получить право на престол лишь в случае пресечения мужского потомства.

    Александр I Павлович (1801 -1825) Сразу после рождения Александра забрала уродителей бабушка – императрица Екатерина II, которая намеревалась воспитать внука идеальным государем. Щукин С. С. Портрет Александра I.

    Екатерина II (1762 -1796) Прививала внуку идеи Просвещения и либерализма. Хотела сделать императором внука, а не сына Павла. Ф. С. Рокотов. Портрет Екатерины II,

    Павел I (1796 -1801) Павел I передал Александру I своё пристрастие к военному делу. Научил сына совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. В. Л. Боровиковский Портрет Павла I.

    Александр очень любил отца и бабку Екатерину II, но он постоянно разрывался между ними, пытаясь угодить им. В результате у юного наследника сформировались отрицательные черты характера: скрытность и лицемерие. В воспитатели порекомендации философа Дени Дидробыл приглашен швейцарец Фредерик Лагарп. О воспитании юного наследника И. Крылов написал басню «Воспитание льва» .

    «И говорит ему он так: «Любезный сын, По мне наследник ты один; Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь; Так я тебе охотно царство сдам. Скажи теперь при всех лишь нам, Чему учен ты, что ты знаешь И как ты свой народ счастливым сделать чаешь? » «Папа, - ответствовал сынок, - я знаю то, Чего не знает здесь никто: И, от Орла до Перепелки, Какой где птице боле вод, Какая чем из них живет, Какие яйца несет, И птичьи нужды все сочту вам до иголки.

    Вот от учителей тебе мой аттестат: У птиц недаром говорят, Что я хватаю с неба звезды; Когда ж намерен ты правленье мне вручить, То я тотчас начну зверей учить вить гнезда» . Тут ахнул царь и весь звериный свет; Повесил головы Совет, А Лев-старик поздненько спохватился, Что Львенок пустякам учился И не добро он говорит; Что пользы нет большой тому знать птичий быт, Кого зверьми владеть поставила природа; И что важнейшая наука для царей: Знать свойства своего народа И выгоды земли своей» .

    Чему научил Ф. Лагарп Александра I ? Лагарп дал наследнику европейское образование и привил либеральные идеи. Либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства.

    Чему научил Ф. Лагарп Александра I ? Идеи либерализма, привитые Александру: отрицательное отношение к крепостничеству; введение конституции; управление на основе справедливых законов; предоставление населению гражданских свобод и прав.

    Дворцовый переворот 11 марта 1801 года Современники объясняли цареубийство 11 марта 1801 года внутренней политикой Павла I: репрессиями против офицерского корпуса, политический нестабильностью в стране, ослаблением гарантий дворянских свобод и привилегий, разрывом дипломатических отношений с Англией, наконец, неспособностью монарха управлять империей.

    Воспоминания современников полны свидетельств об отставках, арестах, экзекуциях, лишении дворянского достоинства, наконец, ссылках, в том числе и в Сибирь. Около 700 дворян были посажены в тюрьму, отправлены на каторгу и в ссылку около 300 дворян. Первые «конспирации» против Павла относятся к 1797- 1799 годам, и тогда уже в них был замешан наследник - великий князь Александр.

    В 1800 году стал сплетаться заговор, в конце концов стоивший императору жизни. Главную роль в нем играли граф Никита Петрович Панин, адмирал Осип Михайлович де Рибас и граф Петр Алексеевич фон дер Пален. Идейным вдохновителем заговора считается граф Никита Панин.

    Александр потребовал у Палена предварительного клятвенного обещания, что не будет покушения на жизнь отца. «Я дал ему слово: надо было успокоить щепетильность моего будущего государя, и я обнадежил его намерения, хотя был убежден, что это слово не исполнится. Я прекрасно знал, что надо завершить революцию или уже совсем не затевать ее, и что если жизнь Павла не будет прекращена, то двери его темницы скоро откроются, произойдет страшнейшая реакция» .

    Самый интригующий фрагмент в оформлении фасада замка – надпись над главным входом: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней» . Это библейское изречение, цитата из 92 -го псалма, возвеличивающего деяния Господа. Первоначально надпись предназначалась для Исаакиевского собора, но по распоряжению Павла I была перенесена на замок. С этим изречением связана легенда о некой юродивой, которая накануне 1801 года напророчила Павлу Петровичу столько лет жизни, сколько букв в этом тексте. Вышло 47…

    «Судьбам Всевышнего угодно было прекратить жизнь любезного родителя нашего, Государя императора Павла Петровича, скончавшегося скоропостижно апоплексическим ударом в ночь с 11 -го на 12 -е число сего месяца. Мы, восприемля наследственно Императорский Всероссийский престол, восприемлем купно и обязанность управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу почившей августейшей бабки нашей, Государыни императрицы Екатерины Великия, коея память нам и всему отечеству вечно пребудет любезна» . (Манифест 12 марта 1801 г.)

    Задание для работы в тетради Заметка – самый маленький информационный жанр в журналистике. Заметка предназначена для оперативного сообщения новостей. Новизна и краткость, достоверность и высокий уровень оперативности – характерные черты этого информационного жанра.

    ЧТО произошло? ГДЕ произошло? КОГДА произошло? КТО участвовал в событии?

    Задание для работы в тетради Напишите в тетради заметку об убийстве императора Павла I и дворцовом перевороте 11 марта 1801 года. Придумайте название издания, для которого предназначена эта заметка.

    Негласный комитет Александр считал, что стране необходимы реформы. Он собрал вокруг себя сподвижников, с которыми когда-то вместе учился. Этот неофициальный совещательный орган получил название Негласный комитет. Он сложился в 1797 году, но временем его работы считается период с 1801 по май 1802 г.

    Павел Александрович Строганов (1772 -1817) Российский военный и государственны й деятель, граф. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Автор неизвестен. Портрет из Военной галереи Зимнего дворца

    Виктор Павлович Кочубей (1768 -1834) Дипломат и государственный деятель, министр внутренних дел, князь. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Ф. Жерар Портрет В. Кочубея.

    Адам Ежи Чарторыйский (1770 -1861) Польский и российский государственны й деятель, писатель, меценат, князь. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Автор неизвестен. Портрет А. Чарторыйского

    Николай Николаевич Новосильцев (1761 -1838) Российский государственн ый деятель, граф. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. С. С. Щукин. Портрет графа Н. Новосильцева

    Негласный комитет Задача: помогать императору « в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей » . Первые шаги: -амнистия 12 тысячам человек, пострадавших при Павле I , — вновь разрешены для ввоза западноевропейские товары и книги.

    Негласный комитет План деятельности: изучить положение империи, провести предварительные реформы завершить эти реформы « уложением, установленным на основании истинного народного духа » .

    Начало преобразований. Пять указов Александра I от 2 апреля 1801 г. 1. восстановлена в полном объёме «Жалованная грамота дворянству» ; 2. восстановлена в полном объёме «Жалованная грамота городам» ; 3. установлена свобода пропуска российских произведений за границу;

    Начало преобразований. Пять указов Александра I от 2 апреля 1801 г. 4. Улучшено содержание заключённых; 5. Все судебные дела были переданы на рассмотрение в Сенат.

    Реформа высших органов государственной власти Началась в сентябре 1802 г. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: В. Кочубей стал министром внутренних дел, П. Строганов – его заместителем, Н. Новосильцев – заместитель министра юстиции, А. Чарторыйский – министром иностранных дел.

    Реформа высших органов государственной власти — упразднены коллегии, вместо них появились 8 министерств; — Сенат превращён в высший судебный орган империи; — создан Комитет министров – орган, для обсуждения вопросов управления страной.

    Реформа народного просвещения 1803 г. Создана стройная система образовательных учреждений разного уровня. Увеличилось число учебных заведений. Университеты получили широкую автономию (независимость от властей).

    Крестьянский вопрос 20 февраля 1803 г. – Указ о «вольных хлебопашцах» – первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Помещики могли отпускать своих крестьян с земельными заделами за выкуп.

    Из Указа о «вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 г. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу; то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин» .

    Вопрос к уроку: Чем вы можете объяснить тот факт, что помещик, желавший отпустить своих крестьян, должен был испрашивать на это разрешение министра внутренних дел?

    Крестьянский вопрос Практическое значение Указа о «вольных хлебопашцах» было незначительным. За 25 лет царствования Александра I было освобождено лишь 47 тысяч крестьян (0, 5% от общего числа крепостных крестьян). Большинство помещиков просто не выполняло этот указ.

    Крестьянский вопрос В 1804 г. в Прибалтике был сделан первый шаг к отмене крепостного права – крестьяне признавались собственниками своей земли, а их повинности были чётко определены. Реформы в Прибалтике должны были «показать пример всей России» .

    Слайд 2

    1. Попытки решения крестьянского вопроса;
    2. Политика в области просвещения и печати;
    3. Начало рабочего законодательства;
    4. Укрепление положения дворянства;
    5. Национальная и религиозная политика.
  • Слайд 3

    Персоналии

    Победоносцев Константин Петрович (1827 - 1907), государственный деятель, юрист. Сын приходского священника.
    В 1865 Победоносцев был назначен воспитателем, а затем преподавателем истории права к наследнику престола Александру Александровичу (будущему Александру III), a позже - к Николаю Александровичу (Николаю II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований.
    После убийства Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М. Т. Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860-70-х. Победоносцев - автор манифеста 29 апреля 1881 “О незыблемости самодержавия".

    Слайд 5

    Попытки решения крестьянского вопроса (1881 год)

    • Принят закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов;
    • Прекращено временнообязанное состояние крестьян;
    • Снижение выкупных платежей на 1 рубль.
  • Слайд 6

    1882 год

    • Приняты меры для смягчения малоземелья крестьян;
    • Учрежден Крестьянский банк;
    • Была облегчена аренда государственных земель;

    рис. Бунге Н.Х. министр финансов.

    Слайд 7

    1889 год

    • Принят закон о переселенческой политике;
    • Разрешение на переселение давало только МВД;
    • Переселенцы освобождались на 3 года от податей и воинской повинности;
    • Переселенцам предоставлялись небольшие денежные пособия.
  • Слайд 8

    1893 год

    • Принят закон ограничивающий выход крестьян из общины;
    • Проводилась политика, направленная на сохранение и укрепление общины;
    • Принят закон ограничивающий права общины на переделы земли и закрепляющий наделы за крестьянами;
    • Принят закон, запрещавший продавать общинные земли.
  • Слайд 9

    Политика в области просвещения и печати

    • "Временные правила о печати"
    • Было закрыто 9 изданий.
    • «Голос» А.А. Краевского
    • «Отечественные записки М.Е. Салтыкова-Щедрина

    рис. А.А. Краевский, гравированный портрет В. Ф. Тимма из «Русского художественного листка»

  • Слайд 10

    1884 г., 1887 г.

    • «Новый университетский устав";
    • Ликвидирована автономия университетов;
    • Циркуляр «О кухаркиных детях" о запрещении принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей".
  • Слайд 12

    Начало рабочего законодательства

    • 1882 г. Издан закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста, ограничивавший рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами
    • 1885 г. Издан закон, за прещавший ночной труд несовершеннолетних и женщин.
  • Слайд 13

    1886 г.

    Изданы законы:

    • О взаимоотношениях предпринимателей с рабочими;
    • Об ограничении штрафов;
    • О запрете на оплату труда бартером;
    • О введении расчетных книжек;
    • Об ответственности рабочих за участие в стачках.
  • Слайд 14

    Укрепление положения дворянства

    • Открытие дворянского банка;
    • Предоставление льготных кредитов для поддержания помещичьих хозяйств;
    • Закон о земских участковых начальниках;
    • Он отменял должности и местные учреждения, основанные на бессословных и выборных началах: мировых посредников, мировые суды;
    • Было создано 2200 земских участков во главе с земскими начальниками.
  • Слайд 15

    1890 г., 1892 г.

    • Издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»;
    • Земское самоуправление стало низовой ячейкой государственной власти;
    • Новое городовое положение;
    • Повышался избирательный ценз, закреплялась практика вмешательства властей в дела самоуправления.
  • Слайд 16

    Национальная и религиозная политика

    Главная задача национальной и религиозной политики:

    • Сохранение единства государства;
    • Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к сектантам;
    • Преследованиям подвергались буддисты.
  • Слайд 17

    1882 г., 1891 г., 1887 г.

    • Суровым было отношение к приверженцам иудаизма.
    • Евреям было запрещено селиться вне городов.
    • Им было запрещено приобретать имущество в сельской местности.
    • Был издан указ о выселении евреев, незаконно проживавших в Москве и Московской губернии.
    • Установлена процентная норма студентов – евреев.
  • Слайд 18

    • Полякам-католикам ыл закрыт доступ к государственным должностям в Царстве Польском и Западном крае.
    • В неприкосновенности остались мусульманская религия и мусульманские суды.
  • Посмотреть все слайды