Этика: конспект лекций (). Этика: предмет и значение

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх -- природный аффект, память -- свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость -- свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores -- мн. число) -- латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это -- в русском языке «нравственность», в немецком языке «Sittlichlkeit». Они, насколько можно судить, повторяют историю возникновения терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» (Sitte) образуется прилагательное «нравственный» (sittlich) и от него уже -- новое существительное «нравственность» (Sittlichkeit).

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» -- разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) -- изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью -- сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль -- то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность -- то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью -- приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя -- моральными.

В целом попытки закрепить за словами «этика», «мораль», «нравственность» различный содержательный смысл и соответственно придать им различный понятийно-терминологический статуе не вышли за рамки академических опытов, В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые. Например, в живом русском языке то, что именуется этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными нормами или нравственными нормами. В языке, претендующем на научную строгость, существенный смысл придается главным образом разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и оно не до конца выдерживается. Так, иногда этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а для обозначения определенных моральных (нравственных) феноменов используют термин этика (профессиональная этика, этика бизнеса).

В рамках учебной дисциплины «этикой» называют науку, область знания, интеллектуальную традицию, а «моралью» или «нравственностью», употребляя эти слова как синонимы, -- то, что изучается этикой, ее предмет.

Что такое мораль (нравственность)? Данный вопрос является не только исходным, первым в этике; на протяжении всей истории этой науки, охватывающей около двух с половиной тысяч лет, он оставался основным фокусом ее исследовательских интересов. Различные школы и мыслители дают на него различные ответы. Не существует единого, бесспорного определения морали, что имеет прямое отношение к своеобразию данного феномена. Размышления о морали оказываются различными образами самой морали вовсе не случайно. Мораль -- больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению. Она выступает одновременно как: задача, которая требует для своего решения, помимо всего прочего, также и теоретического размышления. Мораль -- не просто то, что есть. Она скорее есть то, что должно быть. Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением и объяснением. Этика также обязана предложить свою собственную модель нравственности: философов-моралистов в данном отношении можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания.

Мы рассмотрим некоторые наиболее общие определения (характеристики) морали, широко представленные в этике и прочно закрепившиеся в культуре. Эти определения в значительной степени соответствуют общераспространенным взглядам на мораль. Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличьях: а) как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, например, правдивость, честность, доброта; 6) как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий». Соответственно этому мы сведем общий анализ морали в две рубрики: моральное измерение личности и моральное измерение общества.

Этика - область философских знаний, наука о морали, что осмысливает, обобщает, систематизирует историю становления и развития этических теорий, концепций, которые обосновывали природу, суть, специфику, функции морали, закономерности ее развития и функционирования, взаимосвязь с другими формами духовного и материальной жизни людей. Этика как нравственная философия - отрефлексированных теоретическое моральное знание о сущности и предназначении человека, отражающий нравственное сознание во всей ее сложности и противоречивости, конкретно-историческую практику в ее разнообразии и коллизиях.

Понятие этика этимологически происходит от древнего фецького слова "ethos", которое сначала (в частности, еще в «Илиаде» Гомера) означало местонахождение, совместное жилье. Впоследствии оно приобрело новое значение: обычай, темперамент, характер. История слова ethos зафиксировала то важное наблюдение, что обычно и характеры людей рождаются в совместной жизни. Выдающийся мыслитель античности Аристотель, основываясь значение слова ethos как характера (темперамента), формулирует прилагательное ethicos - этический, определив особенность человеческой добродетели, а именно благотворительности характера (мужество, мудрость, умеренность, справедливость и т.д.), которые отличаются от добродетелей разума. Для определения науки, изучающей этические добродетели, Аристотель сформировал новый существительное ethics - этика , которая встречается в названиях произведений ("Большая этика", "Никомахова этика", "Евдемова этика»). Так, в IV в. До н. Э. этическая наука получает название, которое имеет до сих пор.

История становления понятия этика повторяется еще раз в римской почве. Приблизительным латинским аналогом слова "ethos" является слово "mos" (moris), что также означает удачу и характер человека, покрой одежды и моду, обычай и порядок Древний римский философ Цицерон, ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристотеля, сформировал прилагательное moralis (что относится к характера, обычаев), а от него позже появляется понятие " moralitas" - мораль . Итак, по этимологическим содержанием греческое ethice и латинское moralitas совпадают. Эти понятия родились не в стихии народного сознания, а созданные философами для определения определенного явления.

В процессе исторического развития человечества понятие "этика" и "мораль" наполняются разным содержанием. Этику начали рассматривать как философскую науку (лучше - практическую философию), которая отвечает на вопрос «как нужно правильно жить?» (Или, в формулировке И. Канта, - "что нужно делать?») и имеет основным предметом изучения морали. В общественном сознании мораль стали понимать как реальные явления (обычаи общества, нормы поведения, представления о Добре и Зле и т.д.). Однако характеристика этики как науки о морали не является достаточным. ответить на вопрос, что такое этика, это значит и дать толкование самой морали.

Под моралью в научной литературе понимают систему высших ценностей, характеризуется противоположностью добра и зла и обусловливает нормы достижений человеческого поведения. Согласно этому определению мораль представлена двумя составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали: мораль - это система высших ценностей. Вторая отмечает императивный характер нравственных ценностей, и этим еще больше усиливает их положительное значение.

Действительно, если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, нравственного идеала в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль становится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактическим положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и морально ценным.

В некоторых европейских языках наряду с термином "мораль" возникли и другие, но означающие то же явление. Российским аналогом слова "мораль" есть понятие "нравственность", первоисточником которого стало слово "нрав" (характер или совокупность душевных качеств). В староукраинском языке существовало слово "обичайнисть", а в современной - "нравственность".

В современной литературе, следуя немецкого философа Гегеля, мораль понимается как форма общественного сознания, совокупности осознаваемых людьми правил, принципов и норм поведения, а нравственность - как воплощение данных правил, принципов и норм в реальном поведении людей и отношениях между ними.

Итак, история сроков подводит к обобщенному определение: этика - это философская наука о морали (нравственности).

ПОНЯТИЕ «ЭТИКА»

Этика - область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности. Предметом этики является мораль как совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках.

Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически и содержательно схожи, тождественны. Древнегреческое слово «ethika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать отнтсительно самостоятельные смысловые оттенки. Со времен Аристотеля понятием «этика» стали обозначать ту область философских знаний, которая изучает человеческие добродетели. Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявление ее общего, сущностного значения, выраженного в системе норм, законов, ценностей, принципов, категорий. В этом смысле, этика в теоретической форме выступает как выражение высших моральных ценностей. Мораль и нравственность, соответственно, определяют значения этического знания в единичном и особенном. Это сфера психологического, чувственно-эмоционального восприятия этических норм, область свободы нравственного выбора, практических поступков людей.

С древнейших времен ни одно человеческое сообщество неспособно было существовать и развиваться вне соблюдения определенных взаимных обязанностей, правил, норм поведения. Эта необходимость согласования интересов людей служила условием выживания, сохранения общественных структур, их относительной гармонии и устойчивой динамики развития. Эти взаимные обязанности постепенно становились достоянием нравственного сознания. Приобретая устойчивый характер, они теряли непосредственную связь с исторически определенными условиями жизни людей, превращались в устойчивые нормы нравственного поведения, привычки, традиции, нравы и обычаи людей.

Как неотъемлемое условие человеческой жизни, общественной самоорганизации мораль предшествует познанию. В то же время моральное начало, осознаваемое длительное время как безотчетно-должное, требует, рано или поздно, своего рационального обоснования, теоретического осмысления. Первые исторически известные образцы этических учений возникают сравнительно поздно, в рамках древневосточных философских традиций и в эпоху Античности. Они лишь условно соответствуют современному пониманию теоретических проблем морали и носят, преимущественно, характер практических нравоучений, философских дискуссий о благе и добродетели, о сравнительной ценности слов и дел, намерений и поступков, природе добра и зла. Зрелые этические учения, в систематизированной форме обосновывающие цели познания, всеобщие принципы, нормы и правила морали, формируются только в рамках философии Нового времени.

Теоретическое, рациональное обоснование морали менее всего служит задаче приращения научного знания. Этику лишь условно можно называть наукой о морали. Да это и не нужно. Она формирует идеальные представления о нравственно должном. Мораль говорит не о том, что было, есть и будет. Основываясь на обобщении практики поведения людей, она говорит о том, что должно быть. Мораль замкнута на человека. Она -- атрибут его существования, показатель его социальности. Мораль по природе своей субъективна. Целью этики, по словам Аристотеля, являются не знания вообще, а содержание и оценка поступков. Не случайно он называл этику практической философией.

Отношения людей в обществе бесконечно многообразны и в то же время конкретны. Они всегда строятся по поводу чего-то. Мораль, в отличие от конкретных, предметно обусловленных действий, всеобща. Она -- универсальная общественная форма отношений людей, которая существует изначально и является условием возможности этих отношений. Иначе, мораль проявляет себя как общественное начало в человеке. Она связывает людей воедино до всех их прочих связей. Это единственно возможное условие взаимного сосуществования людей, то пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое.

Как общественная форма отношений мораль не принижает и не нивелирует многообразие конкретных, предметно обусловленных отношений между людьми, между человеком и природой. Всякое единичное отношение, действие, поступок изначально моральны. Это далеко не всегда очевидно. Чаще всего нравственное начало скрыто, завуалировано иными пластами действий, характеров людей, объективно заданными условиями личной и общественной жизни. Кроме того, моральный выбор человека непосредственно зависит от его природной заданности и личностных параметров. Эгоистические, утилитарные стремления нередко толкают человека на поступки, несовместимые с нормами морали, порождают явления корыстолюбия, жадности, ненависти, зависти, делают его поведение аморальным. Эти тенденции могут усугубляться личностной нравственной невоспитанностью, реальными условиями бытия. Но даже безнравственность есть также проявление морали, только со знаком минус. Это необходимое условие сравнимости поступков, моральной оценки.

Бесчисленные зигзаги и хитросплетения человеческой истории и сопутствующей им моральной заданности всей социальной деятельности не затмевают добродетельных начал сосуществования людей, их поступков. Свобода человеческой воли и морального выбора позволяют преобразовывать морально общее, универсальное в личностно данное, в область конкретных дел и поступков, в практическую плоскость жизни. Любовь, справедливость, сострадание и иные нравственные добродетели определяют поведение человека, соединяют его с другими людьми, являются конечными причинами целостности и преемственности исторического процесса. В этом скрыт высший смысл практического значения морали и выражающих ее сущностных начал этических учений.

По природе своей этика призвана решать практические нравственные проблемы. Ее задачей является не только теоретическое описание и объяснение морали, но прежде всего обоснование нравственных идеалов, образцовых моделей человеческих отношений и способов их реализации. Формализованные значения этих идеалов в виде системы нравственных норм, заповедей, традиций, сословных и профессиональных моральных кодексов служат условием и инструментом нравственного воспитания, нормативной моральной регуляции отношений людей в обществе, оценки их поступков.

Этическое знание, выраженное в системе моральных норм и ценностей, существует не само по себе, а только в связи с человеком, его сознанием и деятельностью. Этика наделяет человека статусом творца и носителя нравственности, определяет его как изначальную ценность и конечную цель функционирования моральной системы. Уже самые ранние этические учения рассматривают человека в качестве единственного и высшего критерия определения практически заданной общественной природы морали. Именно мораль служит универсальным способом и средством самопознания и самосовершенствования личности. Она обеспечивает высшую общественную и личную целесообразность, поддержание гармонии человека и общества, устойчивости всех звеньев общественного бытия.

Задача курса этики -- сформировать сознательное отношение к жизни, передать моральные ценности, выработанные человечеством, новым поколениям. Выработка нового типа морали, соответствующего постиндустриальному обществу, предполагает критический анализ имеющихся этических систем, диалог с различными этическими школами и направлениями, обоснование современной морали как идеала и норм нравственного поведения людей.

1. Основные понятия этики

Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер.

Понимая слово «этос» как характер человека, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами.

Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной науки Аристотель и ввел термин «этика».

Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores – множественное число), которое использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая.

Слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мораль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit» . Эти термины повторяют историю появления понятий «этика» и «мораль» от слова «нрав».

Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – три разных слова, хотя они и являлись одним термином.

Со временем ситуация изменилась. В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.

Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) – изучаемый ею предмет. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью – сами поступки, их объективную сущность.

Моралью он называл, таким образом, то, какими видит поступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью – то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, народа. В соответствии с культурно-языковой традицией часто понимаются под нравственностью высокие основополагающие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исторически очень изменчивые нормы поведения. В частности, заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила школьного учителя – моральными.

В целом в общекультурной лексике все три слова продолжают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Например, в разговорном русском языке то, что называют этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами.

2. Этика и мораль как предмет этики

Что такое мораль (нравственность)?

Различные философские школы и мыслители давали на этот вопрос самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена. Рассуждения о морали или нравственности оказываются разными образами самой морали совсем не случайно.

Мораль, нравственность – гораздо больше, чем сумма фактов, которая подлежит исследованию. Она выступает и как задача, требующая своего решения, а также и теоретического размышления. Мораль – это не просто то, что есть. Она, скорее всего, то, что должно быть.

Поэтому соотношение этики и морали нельзя ограничить ее отражением и объяснением. Этика, таким образом, должна предложить свою модель нравственности.

Существуют некоторые самые общие характеристики морали, которые на сегодняшний день широко представлены в этике и очень прочно закрепились в культуре.

Эти определения в большей мере соответствуют общепризнанным взглядам на мораль.

Таким образом, общий анализ морали обычно сводят к двум категориям: моральное (нравственное) измерение личности и моральное измерение общества.

Моральное (нравственное) измерение личности

Нравственность уже с греческой античности понимали как меру возвышения человека над самим собой, показателем того, в какой степени человек отвечает за свои поступки, за то, что он делает. Этические размышления зачастую возникают в связи с потребностью человека разобраться в проблемах виновности и ответственности.

Таким образом, вопрос о господстве человека над самим собой является в большей степени вопросом о господстве разума над страстями. Мораль, как показывает этимология слова, связана с характером человека, его темпераментом. Она является качественной характеристикой его души. Если человека называют душевным, то имеют ввиду, что он отзывчивый к людям, добрый. Когда же, наоборот, о ком-то говорят, что он бездушный, то подразумевают, что он злой и жестокий. Значение морали как качественной определенности человеческой души обосновал Аристотель.

Мораль можно рассматривать как способность человека ограничивать себя в желаниях. Она должна противостоять чувственной распущенности. У всех народов и во все времена мораль понимали как сдержанность в отношении, эгоистических страстей. В ряду моральных качеств одно из первых мест занимали умеренность и мужество, которые свидетельствовали о том, что человек умеет сопротивляться чревоугодию и страху, самым сильным инстинктивным желаниям, а также умеет управлять ими.

Царствовать над своими страстями и управлять ими – не значит подавлять. Так как сами страсти также могут являться «просветленными», быть связанными с верными суждениями разума. Таким образом, необходимо различать два положения, наилучшее соотношение разума и чувств (страстей), и то, как достигается такое соотношение.

3. Теория гедонизма как части этики

Рассмотрим некоторые основные этические ценности.

Удовольствие. Среди положительных ценностей удовольствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям человека в его жизни. Человек, который по природе стремится к удовольствию или пользе, кажется, проявляет себя совершенно по-земному.

Удовольствие (или наслаждение) – это чувство и переживание, которое сопровождает удовлетворение потребностей или интереса человека.

Роль удовольствий и страданий определяют с биологической точки зрения, тем, что они выполняют функцию адаптации: от удовольствия зависит активность человека, которая отвечает потребностям организма; отсутствие удовольствия, страдания тормозят действия человека, опасны для него.

В этом смысле удовольствие, конечно, играет положительную роль, оно очень ценно. Состояние удовлетворенности же является идеальным для организма, и человеку необходимо делать все для достижения такого состояния.

В этике такая концепция получила название гедонизма (от греч. hedone – «наслаждение»). В основе этого учения лежит представление о том, что устремление к удовольствию и отрицание страдания является главным смыслом человеческих поступков, основой для человеческого счастья.

На языке нормативной этики главную идею этого умонастроения выражают так: «Наслаждение является целью человеческой жизни, добром является все,

что доставляет наслаждение и ведет к нему». Большой вклад в исследование роли удовольствия в человеческой жизни внес Фрейд. Ученый сделал вывод о том, что «принцип удовольствия» является основным естественным регулятором психических процессов, душевной деятельности. Психика, согласно Фрейду, такова, что независимо от установок человека чувства удовольствия и неудовольствия являются определяющими. Наиболее яркими, а также и относительно доступными можно считать телесные удовольствия, сексуальные, и удовольствия, связанные с удовлетворением потребности в тепле, пище, отдыхе. Принцип удовольствия находится в противостоянии с общественными нормами приличия и выступает как основа личной независимости.

Именно в удовольствии человек способен почувствовать себя самим собой, освободиться от внешних обстоятельств, обязательств, привычных привязанностей. Таким образом, наслаждения являются для человека проявлением индивидуальной воли. За наслаждением всегда находится желание, которое должно быть подавлено общественными установлениями. Стремление к удовольствиям оказывается реализуемым в отходе от ответственных отношений с другими людьми.

Обыденное поведение, основанное на благоразумии и стяжании пользы, противоположно ориентации на удовольствие. Гедонисты различали психологический и нравственный аспекты, психологическую основу и этическое содержание. С морально-философской точки зрения, гедонизм является этикой наслаждения.

4. Этические ценности

Наслаждение как позиция и ценность в ней и признается, и принимается. Стремление человека к наслаждению определяет мотивы гедоника и иерархию его ценностей, образ жизни. Назвав добро наслаждением, гедоник осознанно строит свои цели, сообразуясь не с добром, а с наслаждением.

Польза. Это положительная ценность, в основе которой находятся интересы, отношение человека к различным объектам, постижение которых дает возможность сохранять и повышать ему свой социальный, политический, экономический, профессиональный, культурный статус.

Полезность характеризует средства, необходимые для достижения какой-то цели. Наряду с пользой утилитарное мышление включает и другие ценностные понятия, например, «успех», «эффективность». Таким образом, нечто признается полезным, если:

1) отвечает чьим-то интересам;

2) обеспечивает достижение поставленных целей;

3) способствует успешности действий;

4) способствует эффективности действий.

Как и другие практические ценности (успех, целесообразность, эффективность, преимущество и т. п.), польза является относительной ценностью в отличие от абсолютных ценностей (добро, истина, прекрасное, совершенство).

Как ценность, полезность отвечает интересам людей. Однако принятие полезности в качестве единственного критерия поступков приводит к конфликту интересов. Наиболее характерным выражением поль-зо-ориентированной деятельности человека считают предпринимательство как деятельность, которая направлена на достижение прибыли через производство товаров и предоставление различных услуг.

Справедливость – это один из принципов, который регулирует взаимоотношения между людьми по поводу распределения или перераспределения, также взаимного (в обмене, дарении), социальных ценностей.

Социальные ценности при этом понимают в самом широком смысле. Это, например, свобода, возможности, доходы, знаки уважения или престижа. Справедливыми называют тех людей, которые исполняют законы и отвечают добром на добро, а несправедливыми тех, кто творит произвол, нарушает права людей, не помнит сделанного им добра. Справедливым признается воздание каждому по его заслугам, а несправедливым – незаслуженные наказания и почести.

К Аристотелю восходит традиция деления справедливости на два вида: распределительную (или воздающую) и уравнивающую (или направительную). Первая связана с распределением имущества, почестей и других благ между членами общества. В этом случае справедливость в том, чтобы определенное количество благ было распределено пропорционально заслугам. Вторую связывают с обменом, и справедливость призвана уравнять стороны.

Милосердие является высшим моральным принципом. Но нет оснований всегда ожидать его от других. Милосердие необходимо считать долгом, а не обязанностью человека. В отношениях между людьми милосердие является только рекомендуемым требованием.

5. Этика софистов

Этика античности была обращена к человеку. «Человек есть мера всех вещей» – эти слова Протагора исследователи по праву считают девизом для всех этических произведений данного периода. Для этических произведений античных авторов характерно преобладание натуралистической ориентации.

Кроме того, основной особенностью их этической позиции являлось понимание нравственности, добродетельности поведения человека как разумности. Именно разум управляет жизнью человека и общества в понимании античной этики, он играет главную роль в выборе правильного жизненного пути. Кроме разумности человеческого поведения, одной из основных характеристик античного мировоззрения являлось стремление к гармонии человека с его внутренним и с внешним миром. Этические воззрения софистов, Сократа, Платона, Аристотеля связаны в античной философии с переходом от идеи доминирования власти всеобщего над человеком к идее единства отдельного человека и государства, которая предполагала обоснование самоценности человека. В более поздний период этика эпикуреизма, стоицизма была связана с идеями противопоставления человека миру социального бытия, ухода человека в свой собственный, внутренний мир.

В соответствии с такой позицией человеку предлагался не длительный путь умственного и нравственного совершенствования, а наслаждение каждым мигом своего бытия.

Первый этап в развитии зрелого этического сознания Древней Греции представлен учением софистов (V в. до н. э.), своеобразным периодом сомнения в предмете этики, т. е. отрицания морали как чего-то безусловного и общезначимого.

Просветительская деятельность софистов имела ярко выраженный гуманистический характер. В центре их этических размышлений всегда находился человек, который являлся самодостаточной ценностью. Именно человек и имел право творить, формулировать моральные законы, по которым живет общество. Верно подчеркивая неустойчивость моральных взглядов в обществе, их относительность, софисты разработали позицию нравственного релятивизма, доказывая, что у любого человека существует свое представление о счастье, смысле жизни и добродетели.

Скептическое отношение к жизни софистов позволяло им сомневаться, в частности, в том, что считалось, казалось бы, несомненным, – в общезначимости нравственности, морали. Эта причина, а возможно, и то обстоятельство, что софисты слишком преувеличивали роль индивидуального творчества моральных ценностей и не выдвинули, таким образом, приемлемой обществом позитивной этической программы, сориентировали развитие философской мысли в Древней Греции по направлению к усилению интереса к нравственным проблемам.

Таким образом, софисты, Сократ и его ученики развивали свои идеи в рамках индивидуалистически ориентированной этики.

6. Этическое учение Сократа

Сократ (469–399 гг. до н. э.), которого по праву считают отцом античной этики, отводил морали первостепенную роль в обществе, считая ее фундаментом достойной жизни каждого человека. Трудности в воссоздании этической позиции Сократа связаны с отсутствием письменного наследия его философских размышлений, хотя и сохранились записи высказываний мыслителя, которые сделали его ученики (Ксенофонт и Платон), а также свидетельства современников об особенностях его жизни и смерти. Все это позволяет судить об основных положениях его этического учения.

Сократ не принимал учение софистов из-за отсутствия у них позитивной программы. В отличие от них философ стремился сформулировать систему устойчивых и общих понятий. Такая первоначальная идея Сократа не случайна и функциональна. Для решения этой проблемы Сократ использовал специальный метод, который получил название индуктивного и который исследователи условно разделили на пять частей:

1) сомнение (или «я знаю, что я ничего не знаю»);

2) ирония (или выявление противоречий);

4) индукция (или обращение к фактам);

5) дефиниция (или окончательное установление искомого понятия).

Необходимо отметить, что метод, который применил Сократ, и сегодня не утратил своего значения и используется, например, как один из способов ведения научных дискуссий.

Этика призвана способствовать постижению и осуществлению данной установки. Счастье означает благоразумное, добродетельное бытие. Таким образом, только нравственный человек может быть счастливым (а также разумным, что практически то же самое).

Эвдемонистическая позиция Сократа дополняется также его точкой зрения о самоценности морали: не сама мораль подчинена естественному стремлению человека к счастью, а, наоборот, счастье напрямую зависит от нравственного облика (добродетельности) человека. В связи с этим уточняется задача самой этики: помогать каждому человеку стать моральным, а вместе с тем счастливым.

Сократ при этом различал понятия «счастье» и «наслаждение». Он выдвигал проблему свободы воли. Главными добродетелями человека он считал: мудрость, умеренность, мужество, справедливость, подчеркивая значимость нравственного самосовершенствования человека.

В поиске путей решения всех этических проблем он занимал всегда рационалистическую позицию. Именно разум, знание являются основой добродетельности (по-другому, каждая добродетель – определенный вид знания).

Неведение, незнание являются источниками безнравственности. Таким образом, по Сократу, понятия истины и добра совпадают. Возможно, за утверждением Сократа о том, что ученый, мудрец не способен на зло, находится глубокая мысль: моральные ценности лишь тогда имеют важное функциональное значение, когда признаны человеком как истинные.

7. Этическое учение Платона

Учение Платона (427–347 гг. до н. э.) считают первой попыткой систематизации этических идей, которая была осуществлена философом на объективно-идеалистической основе. Разделяя рационалистические принципы своего учителя, Платон также поставил перед собой задачу формулирования общих понятий. Так же, как и Сократ, он избирал для этого дедуктивный метод исследования.

Сократ обнаружил несоответствие между существующим и должным в мире. Он выявил противоречие между общими моральными взглядами и их единичными воплощениями. Сократ так и не смог найти в реальном мире аналогов добра и красоты самих по себе. Платон продолжил исследование данной проблемы.

Этическую концепцию Платона можно разделить на две связанные между собой части: индивидуальную этику и социальную этику. Первая является учением об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, которое Платон связывает с гармонизацией его души.

Душу философ противопоставляет телу как раз потому, что телом человек относится к низшему чувственному миру, а душой способен соприкасаться с настоящим миром – миром вечных идей. Основные стороны человеческой души тем самым являются основой его добродетелей: разумная – мудрости, аффективная – умеренности, волевая – мужества. Человеческие добродетели тем самым имеют врожденный характер, они особые ступеньки гармонизации его души и восхождения к миру вечных идей. В восхождении человека к идеальному миру находится смысл его бытия.

А средством к его возвышению является презрение телесного, власть разума над низкими страстями. Обусловливаемая этими принципами, социальная этика философа полагает наличие определенных добродетелей у каждого сословия. Согласно учению Платона, правители должны обладать мудростью, сословие воинов – мужеством, а низшие сословия – умеренностью.

Используя жесткую политическую, а также моральную иерархию в государстве, можно достичь высшей добродетели. Эта добродетель – справедливость, которая свидетельствует, по мнению Платона, о социальной гармонии. Чтобы достичь ее, утверждает философ, необходимо принести в жертву интересы отдельной личности.

Таким образом, в идеальном обществе Платона нет места для индивидуальности. Необходимо отметить, что совершенное государство, которое изобразил мыслитель, оказалось очень непривлекательным не столько из-за духа интеллектуального аристократизма, сколько из-за ущербности нахождения в нем представителей каждого сословия, так как предложенный Платоном «порядок» в обществе не принес бы никому счастья.

Таким образом, ключом к пониманию существа морали Платона является то положение, что содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым. Эту идею Платона, как и другие его идеи, осмыслил и развил его ученик, Аристотель.

ЦЕЛИ:

  • формирование представления о предмете и ключевых понятиях этики;
  • умение выявлять моральные дилеммы и этические проблемы;
  • умение находить взаимосвязь этики, морали, нравственности и актуальных нравов.
ПЛАН:
  1. Ключевые понятия этики: общая характеристика.
  2. Объект и предмет этики как практической философии.
  3. Структура и актуальные этические проблемы.
  • 1. Ключевые понятия этики: общая характеристика. Словарь рабочих терминов

    В системе философии, практического мировоззрения этика занимает особое место. Именно этика конкретизирует и одушевляет известную формулу античного философа Протагора: «Человек - мера всех вещей» , обосновывая представление о человеке как высшей ценности и самоценности, о смысле жизни и путях достижения счастья. Этика, формулой Кантовского категорического императива, призывает относиться к человеку в своем лице и в лице всего человечества как к цели и никогда не относиться только как к средству.

    Этика - это философия Морали, Нравственности, Этоса. Представления о морали нередко ограничены уровнем элементарной культуры общения, поэтому Смысл и тайна морального бытия не открыты человеком, остаются неразгаданными. Следствием такой непознанности, неузнанности морали оказывается её непризнанность. Обыденный уровень восприятия фиксирует только табуированную (запретную) сторону морали, порождая скептическое и нигилистическое отношение к ней, а в результате - деятельностную и поведенческую нереализованность. Трагедия морали в том, что, будучи по сути самым совершенным способом человеческого со-бытия, она на практике чаще всего терпит поражение, вытесняется псевдоценностями. И реализуется утверждение Шарля Фурье: «Мораль - это бессилие в действии».

  • Этика. Слово «этика» исторически происходит от древнегреческого слова «ěthos», которое означало совместное жилище, привычное место обитания. Первоначально слово «этос» имело пространственное значение. Им обозначали стойбище, логово, жилище. Постепенно акцент сместился с пространственного значения слова на поведенческое. Позже появились новые смыслы: обычай, темперамент, характер. При помощи указанного слова стали называть действия людей в соответствующих местах, способ поведения, а потом и образ мыслей и чувств, вызывающих соответствующее поведение.

    «Этос» всегда характеризует совместную жизнедеятельность людей, регулируемую обычаями, традициями, нормами. От этого существительного образуется прилагательное «этикос».

    Слово «этикос» дало начало понятию «этика». Само слово «этика» было введено Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Именно Аристотель считается отцом-основателем этики как самостоятельной области знания. Термин «этика» содержится в названии трех работ философа: «Этика к Никомаху», «Евдемова этика», «Большая этика». Термин «этика» и наука этика были созданы в 4 в. до н.э. Аристотелем. Он поместил эту теорию между политикой (наука об искусстве управления государством и обществом) и психологией (наука о душе).

    В современном русском языке термин этика имеет много значений, но мы выделим три значения, необходимых для изучения учебной дисциплины «Этика».

    Этика (от греч.) - 1) это учение о добродетелях, ведущих к благу, к счастью (Аристотель). 2) это специфическое свойство социальных явлений, выражающее их гуманистический потенциал: «отношение к человеку как к ценности, уважение его достоинства и прав» (этика экономики, этика политики, этика права и т.д.). 3) Третье значение термина этика конкретизирует его второе значение: это - этика профессий или профессиональная этика. Например: есть этика права. На основе этики права разрабатывается профессиональная этика юриста. А внутри этой профессии осуществляются конкретизации: этика судьи, этика адвоката, этика прокурора и т. д.

    Мораль . Начало формированию термина «мораль» положил в I в. н.э. древнеримский мыслитель Цицерон; его целью было найти латинский эквивалент греческому слову «этика».

    «Mos» («мос») примерно то же, что и греческое «этос», именно от этого латинского слова образовывается прилагательное «moralis» («моралис»). Этика предстает в качестве «философиа моралис» или моральная философия. Само существительное moralitas («моралитас») или «мораль» появляется только в трудах римского священника Амвросия Медиоланского в IV веке н.э.

    Мораль является объектом изучения этики, поэтому поставить знак равенства между ними (между этикой и моралью) невозможно.

    Мораль (от лат.) - 1) это поучение, наставление, назидание - это форма прямого или непосредственного морализирования. 2) это поучительный вывод - опосредованное, косвенное морализирование. 3) это специфический вид социальной регуляции, хранительница общностей.

    Морализирование - объективный способ бытия морали. Важна проблема морального авторитета и морального права на морализирование: если человек сам не соблюдает моральные требования, то он не имеет морального права требовать их соблюдения от других.

    Нравственность . Время происхождения и создатель термина «нравственность» неизвестны. Термин возник в живом русском языке

    Нрав - характер, следовательно, нравственность в отличие от морали, которая связана с социальным бытием, тяготеет к индивидуальному, внутреннему. «Нравственный» - прилагательное, от которого и образуется существительное «нравственность.

    Нравственность (русс.): 1) это «повиновение в свободе» (Г.В.Ф. Гегель «Философия права»). 2) это надиндивидуальный и надсоциальный родовой дух. 3) это духовно-практический способ освоения человеком мира.

    Первым в истории этики различил понятия « мораль» и «нравственность» Г.В.Ф. Гегель .

    Подводя итог, можно выстроить следующие отношения между понятиями:

    Этос → Этикос→ Этика (греч.)

    Мос → Моралис →Мораль (лат.)

    Нрав → Нравственный→ Нравственность (русс.)

    Из вышеизложенного следует, что понятия «этика», «мораль», «нравственность» возникли в разных языках, в разное время и уже в истоках своих не были тождественны, не совпадали по своему значению. Тем более, в настоящее время, уровень развития этической теории позволяет довольно четко провести различия и между этими понятиями, и между реальными явлениями, которые эти понятия обозначают.

  • Гегель Г.В.Ф.

  • Происхождение и содержание терминов

  • 2. Объект и предмет этики как практической философии

    Этика - это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития.

    Объект изучения - мораль и нравственность. Предмет изучения: сущность и специфика морали и нравственности.

    Этика является методологией для других наук, которые изучают конкретные проблемы морали и нравственности.

    Определение предмета этики исторически менялось. Аристотель считал этику практической, прикладной философией, частью политики. Цель этики, говорил Аристотель, «не познание, а поступки», она учит тому, как стать добродетельным. Этические знания не имеют ценность сами по себе: они должны всегда реализовываться в поступках. Предмет этики, с точки зрения античного философа, - достижение блага как наивысшей цели человека. Аристотель давал следующее определение: «Этика - наука о добродетелях, ведущих к счастью».

  • Вплоть до Нового времени этика оставалась верной своему античному образцу и являлась учением о добродетелях. В Средние века появляется классификация религиозных добродетелей. Этическая проблематика связывается с познанием Бога как абсолютного Блага (Августин Блаженный, Ф. Аквинский). Этические («относящиеся к душе») и дианоэтические («относящиеся к разуму») добродетели античности (мудрость, благоразумие, справедливость, щедрость и др.) дополняются теологическими - верой, надеждой, любовью. Фома Аквинский, например, выделял умственные, нравственные и богословские добродетели, последние из которых считал наивысшими. Особо волнует средневековых теологов проблема греха, добра и зла, что выразилось в формулировке проблемы теодицеи (оправдание Бога как непричастного злу, существующему в мире).

    В эпоху Возрождения также продолжает развиваться вариант этики как учения о добродетелях, но меняются акценты: на первый план выдвигается проблема человека и главным моральным принципом становится принцип гуманизма (Дж. Бруно, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли и др.). В Новое время происходит переворот в понимании предмета этики. Этот переворот связывается с именем И. Канта (1724-1804). Основные этические произведения: «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов», «Об изначально злом в человеческой природе». Главным понятием этики становится понятие долга, предметом - сфера «должного». Этика выступает в качестве деонтологии - учения о долге. Известный категорический императив И. Канта звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства» . Максима в этом случае - субъективный принцип поведения. Это значит, что человек должен всегда стремиться вести себя так, чтобы его поведение могло быть принято и воспроизведено всеми другими людьми.

    Другая формулировка: «Относись к человеку в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда - только как к средству ». И. Кант утверждал, что человека нельзя использовать как средство, ибо человек разумен и как разумное существо обладает достоинством. Выполнение долга должно основываться на следовании категорическому императиву, но без всякой эмоциональной заинтересованности. В этом и состоит ригоризм этики Канта: «Ты должен, следовательно, ты можешь». Всякие склонности, симпатия, личная выгода должны быть исключены. В противном случае, поступок перестает быть собственно моральным. Шиллер даже написал эпиграмму, где говорил, что, согласно Канту, добро надо делать с отвращением. И. Кант был обвинен в излишней строгости своих этических построений (подчинил целиком и полностью уникальное начало в человеке обобщенным требованиям долга).

    В ХХ веке представление об этике изменилось. Более того, последние десятилетия ХХ века сама этика существенно трансформировалась. Это объясняется, прежде всего, спецификой социально-исторического развития: на рубеже веков человечеству приходится жить и выживать в условиях экологического кризиса, ядерной опасности, обострения других глобальных проблем. Соответственно, этическое знание приобрело новую историческую форму: оно специализировалось. С появлением прикладной этики начинается, по мысли многих авторов, новый этап развития этического знания.

    Общее определение этики, которое мы можем сформулировать, будет звучать таким образом: Этика - это наука о морали и нравственности как специфических способах гармонизации отношений социальных субъектов в целях сохранения общественного целого; это наука о происхождении, структуре и функционировании морали и нравственности. Цель изучения этики - эвристическое удивление и прозрение, ведущие к апологии морали и нравственности, вызывающие потребность освоения теоретического и ценностно-культурного богатства и многообразия этики, ее гуманистического потенциала, жизнесохраняющих и жизнесовершенствующих возможностей; потребность приятия этики как надежной основы личного и общественного жизнеустройства.

  • 3. Структура и актуальные этические проблемы

    Рассматривая вопрос о структуре этического знания, необходимо отметить, что единой типологии не существует. Тем не менее в ее структуре в обязательном порядке выделяются следующие блоки:

    История этики . Описывает процесс становления и развития этики как самостоятельной науки.

    Генеалогия морали . Генеалогия - происхождение, историческое развитие. Описывает исторические типы морали.

    Теоретико-методологический раздел . Изучаются наиболее абстрактные проблемы этики. Например, сущность, специфика, функции морали. Анализ функций морали позволяет перейти к анализу нравственности. Некоторые авторы трактуют мораль и нравственность как универсалии социального и индивидуального бытия. Значит, мораль и нравственность обладают структурой. В этом разделе рассматриваются категории этики: традиционные (аксиологические) и нетрадиционные (онтологический и гносеологический аспекты морали и нравственности).

    Социология морали . Исследуется реальная, практическая роль морали и нравственности в жизни человека и общества. Применение этической теории к анализу соотношений: мораль и экономика, мораль и политика, мораль и искусство, мораль и религия и др.

    Психология морали и нравственности . Раздел, изучающий сложный внутренний морально-нравственный мир человека как микрокосма, как малой Вселенной. Установление связи этики с психологией позволяет не только уточнить исходные понятия, но и более отчетливо показать укорененность нравственной регуляции в человеческой природе. Нередко нарушения морали выступают в качестве симптомов психических заболеваний.

    Теория морально-нравственного воспитания . Иногда этот раздел называют педагогической этикой. Но это не совсем верно, так как существует ещё и андрогогика. «Андрогогика» - воспитание взрослого человека.

  • Этическая праксеология (прикладная этика). В рамках этической праксеологии выделяются три основных направления:

    Этическая экспертиза, этическое консультирование во всех сферах индивидуальной и общественной жизни.

    Теория и практика профессиональной этики.

    Этика успеха.

    Отдельная теоретическая проблема - это обоснование самостоятельного статуса этики в системе философского знания. Философский статус этики нередко ставился под сомнение. Этику интерпретировали или как частную гуманитарную науку (С. Ангелов), либо подчеркивали ее исключительно прикладной характер. Этика - это философская теория (история становления и методология этических исследований нас в этом убеждают). Со второй половины ХХ века в центре внимания философских исследований находится проблема человека. Философия - это не просто всеобщая теория мира и человека. Природа философского знания содержит в себе ценностный потенциал. Что есть человек, и каким он должен быть. Философия - форма самосознания теоретической и практической деятельности человека. Этика представляет собой внутреннюю цель философского мышления, так как философия дает жизненную ориентацию, указывает на смысл жизни и способы его достижения. Этика, как и эстетика, помогает ответить на вопросы: каковы высшие ценности человеческого бытия? Как они достижимы? Таким образом, специфика этики - в ее аксиологическом характере. Это философская теория, так как изучение этики выводит на проблемы ценностей и универсалий в бытии человека.

    Почему сегодня нельзя не изучать этику? Потому что, этика не умозрительная, а практическая философия. Этико-прикладные исследования предполагают применение особых методов, во многом отличающихся от практикуемых в мета-этике. Среди них - гуманитарная экспертиза, консультирование, игровое моделирование (результат взаимодействия научного знания и здравого смысла). Хотя все мы в той или иной степени способны выносить моральную оценку, вопросы профессиональной и общественной морали предполагают профессиональную деятельность специалиста, способного разобраться в ситуации. Специалисты по этике особенно востребованы в следующих сферах:

    Профессиональная этика.

    Этика деловых отношений.

    Этика арт-бизнеса.

    Этика и культура управления.

    Что является квинтэссенцией этического знания? Понимание этики не просто как философии морали и нравственности. Цель изучения этики - эвристическое прозрение, вызывающее потребность в освоении теоретического, ценностного и культурного многообразия, гуманистического потенциала этики. Таким образом, цель изучения этики - необходимость принятия ее как сердцевины личностно-индивидуального и общественного жизнеустройства.

    Таким образом, этика - это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития. Объект изучения - мораль и нравственность. Предмет изучения: сущность и специфика морали и нравственности. Структура этики включает в себя: историю этики, генеалогию морали, теоретико-методологический раздел, социологию морали, психологию морали и нравственности, теорию морально-нравственного воспитания, этическую праксеологию.

  • Контрольные вопросы

    1. Когда возникает этика как практическая философия?
    2. Кто является основателем этики как учения о добродетелях, ведущих к счастью?
    3. Почему этика считается практической философией?
    4. В чем состоят «трудности» и «опасности» изучения этики?
    5. Дайте определения понятий: «этика», «мораль», «нравственность».
    6. Что является объектом и предметом изучения этики?
    7. Как изменялось понимание предмета этики в истории ее развития?
    8. Какие разделы входят в структуру этического знания?
    9. Какие актуальные проблемы этики Вы бы добавили к уже перечисленным?
  • Литература

    1. Гусейнов, А.А. Этика: Учеб. для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2002. - 472 с.
    2. Дробницкий, О.Г. Моральная философия: Избранные труды / О.Г. Дробницкий; Сост. Р.Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2002. - 523 с.
    3. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 413 с.
    4. Этика: энцикл. слов. / [С.С. Аверинцев, И.Ю. Алексеева, Р.Г. Апресян и др.] ; под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова; Ин-т философии Рос. акад. наук. - М. : Гардарики, 2001. - 669 с.