Как изготавливают пряжу в домашних условиях. Старинные русские женские ремесла

Как сделать пряжу?


Если дома имеется животное с густой пушистой шерстью, материал для вязания можно сделать самостоятельно. Это могут быть не только овцы или кролики, являющиеся основным поставщиком шерсти для своих хозяев. Отличную пряжу можно делать также из пуха собаки и даже кошки.

Вещи, связанные из собачьей или кошачьей шерсти, обладают не просто отличными теплоизоляционными, но и целебными свойствами. Приемы же ручного прядения за тысячелетия своего существования практически не претерпели изменения. Постичь их азы и сделать пряжу для тех же носков можно недели за две.

Приспособления

Как и раньше для этого дела используются лишь веретено и пряслица (груз для прялки). При этом пряслицу можно и упростить. Чтобы сделать процесс более удобным, стоит изготовить специальную подвеску для кудели (чесаного пуха). Это может быть простая доска, привязанная к стулу таким образом, чтобы закрепленная на ней кудель находилась на уровне лица.

На ранних этапах обучения вряд ли получится сразу контролировать и равномерное вытягивание пуха из кудели, и раскручивание пряжи. Лучше подготовить неглубокую эмалированную чашку, в которую можно будет ставить прялку для вращения.

Процесс прядения

Прежде всего, следует подготовить шерсть. Для этого:

  1. перебираем ее руками, выкидываем узелки и мусор;
  2. чешем ее специальной щеткой или жесткой расческой «массажкой» до пушистого состояния.

Затем можно приступать к самому прядению. Пряжу делают так:

  1. подвязывают пучок пуха (кудель) на подставку;
  2. аккуратно вытягивают из нее прядь (около 4-5 сантиметров шириной и 8-10 сантиметров длиной);
  3. скручивают прядь в нить до тех пор, пока она не станет собираться в кольцо;
  4. закрепляют этот конец на прялке (в верхней части);
  5. вытягивают еще прядь;
  6. вращают прялку, пока новый отрезок нити не начнет собираться в кольцо;
  7. повторяют пункты 5-6 до тех пор, пока не образуется отрезок 50-60 сантиметров длиной;
  8. ставят прялку в чашку (так она не будет укатываться при падении);
  9. вытягивают очередную прядь;
  10. вращают прялку, держа нить в натяжении и равномерно подавая шерсть из кудели;
  11. постепенно наматывают излишки нити на прялку.

После того, как на прялку намотается довольно много нити, ее перематывают в клубок и продолжают прядение новой. При разрыве нити следует смочить ее концы, добавить на них щепотку пуха и скрутить.

Она – повседневная часть нашей жизни. К ней мы привыкли и не обращаем на её присутствие ни малейшего внимания. Она всегда и всюду с нами. Одежда… Не задумывались ли вы, а как и из чего изготовляли одежду наши предки?

Одежда всегда играла важнейшую роль в культуре всех народов всего мира. Ведь она не только скрывала наготу, защищала от холода и солнечного жара, но и демонстрировала статус и богатство своего владельца: вспомните церемониальные костюмы царей, императоров, королей и знати всех времён вплоть до ХХ века. Так было в древности, так остаётся и поныне.

На Руси одежда тоже играла «демонстративную» роль. Признаком достатка или боярского происхождения были ценные меха: соболь, куница, чёрная лиса, горностай. Но мы сегодня поговорим об одеяниях простого люда, а точнее, о старинном способе изготовления тканей.

Изготовление волокон

Сейчас одежда удобна, но не практична. Раньше она была, может, и не столь комфортной, но зато из натуральных тканей. Самая распространённая ткань на Руси – льняная. Лён был известен нашим предкам ещё до зарождения государственности. Это травянистое растение с симпатичными голубыми цветками весьма неприхотливо к природным и погодным условиям. Но превратить его в пряжу было трудоёмким занятием.

Первым делом лён собирали (вернее, брали) – вырывали из земли вместе с корнями. Затем сушили, разложив небольшими снопиками. После просушки ему обрывали головки, размочаливали и раскладывали на траве, чтобы стебли день ото дня впитывали в себя утреннюю росу. Цель такой обработки – позволить волокнам легко отделиться от жёсткой сердцевины стебля. Промокание росой могло занять достаточное количество времени: до нескольких недель.

В итоге, промоченные стебли (тресту) снова просушивали и снимали с них волокно. Оставшаяся пакля шла на изготовление верёвок, а мягкое волокно (кудель) трепали, расчёсывали и разделяли на ленты, которые назывались ровницами.

Для изготовления шерстяной пряжи годился остевой волос овцы, козы, кролика, лисы, иногда енота, бобра и даже куньих. Шерстяной покров состригали с животных в момент максимального роста шерсти – сразу после окончания осенней линьки, когда животные наращивали в зиму густую «шубу». Затем снятую шерсть (с овец и баранов она называется руном) перебирали от случайного мусора, промывали от грязи и от естественной жирной плёнки, трепали и прочёсывали. Так получалась кудель, и, если того требовалось, её красили.

Изготовление пряжи и нитей

Смысл прядения заключается в спиральном скручивании двух или нескольких ровниц до получения ровной и прочной нити – пряжи. Скручивать волокна можно было руками – сучить между ладонями или тереть о поверхность. А также на прялке с помощью веретена.

На Руси были известны прялки-донце. Это две доски (чаще из берёзы или ели), соединённые между собой под прямым углом. На вертикальную часть (лопаску) привязывали кудель, а на нижнюю садилась пряха с веретеном в руках.

Прялки являлись главным атрибутом женщины, её символом и олицетворением. Поэтому этот предмет быта всегда нарядно украшен резьбой и росписью. Также с ним связано множество обычаев и суеверий. Например, прялку клали в колыбель новорожденной девочки, она же была оберегом для незамужних девушек. Прялку с инициалами нельзя было отдавать, воспрещалось оставлять на ней на ночь неоконченную работу.

Веретено представляет собой сильно вытянутую каплю иногда с крючком на остром конце, но обязательно с укреплённым на утолщённом конце пряслицем. Последнее служило грузиком на веретене, а выглядило как диск с отверстием посередине. В безмонетный период (XII – XIV веках) пряслица использовались вместо денег, но и позднее они, очевидно, не потеряли своей важности, так как их часто обнаруживали в женских захоронениях.

Процесс прядения выглядел так: левой рукой пряха оттягивала часть кудели с лопаски, а правой скручивала волокна и наматывала получившуюся пряжу (или нитку) на веретено. Работа трудоёмкая, но у сноровистых прях она шла быстро, а пряжа получалась ровной.

Изготовление тканей

Оно осуществлялось на ткацком вертикальном станке (ткацком стане). Кроме него требовались различные приспособления: дощечки и бёрдышки – гребни с частыми зубьями. На Руси использовалось несколько способов переплетения нитей, которые можно объединить в три группы: сложное переплетение, саржевое и полотняное. По качеству ткани делились на тонкие, средние и жёсткие.

После того, как ткань была готова, из неё шили различную одежду, а это не менее сложный и трудоёмкий процесс. Поэтому раньше её и меняли реже, и ценили больше, чем сейчас. Ткань изо льна, о котором мы говорили, шла на изготовление рубашек, нательного белья и полотенец. Верхнюю одежду шили из шерстяных тканей – различных видов сукна. Его обычно красили в чёрный, синий, зелёный, жёлтый, красный и белый цвета.

«Как изготовляли пряжу в домашних условиях» Скручивая отдельные текстильные волокна между собой в одном направлении, можно получить пряжу. Процесс создания пряжи из волокнистой массы называют прядением. На протяжении многих столетий люди пряли руками без каких-либо инструментов. Потом начали использовать ручные веретена. Прядение было чрезвычайно труда и кропотливой работой.
«Как изготовлячи ткань в домашних условиях» Сначала делали нитки из волокон затем либо вручную либо на ткацком станке изготавливают ткань.
Что такое узорное ткачество» У русского населения сохранились великолепные по художественной выразительности образцы старинного ткачества. Это народный костюм, преимущественно женский, и изделия из узорных тканей для убранства жилища. Ручное узорное ткачество не требует сложного оборудования. Наиболее распространенным был деревянный ткацкий станок. На этом примитивном оборудовании искусные мастерицы и теперь ткут разнообразные изделия, применяя простые и сложные приемы ткачества.Художественное решение узорных тканей в большей степени зависит от техники ткачества, так как фактура и орнаментальное решение самой ткани определяются особыми видами заправки станка, цветными просновками. дополнительными утками и способами ткачества.По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента выделяются изделия Архангельской. Вологодской. Псковской и Новгородской областей. Для него характерны мелкая узорчатость, графическая проработка элементов орнамента. Суровая и сдержанная по краскам северная природа во многом определила характер произведений народного искусства, в том числе и узорных тканей. В них чувствуется некоторая скупость художественного оформления. Цветной узор заполняет обычно только небольшую часть изделия, чаще всего край, основное же поле остается гладким - белым или суровым. Рисунок почти всегда выполняют красным утком по светлому фону, а иногда просто белым по белому, причем красный цвет в узоре из-за малой плотности воспринимается приглушенным, чуть розовым.В узорах северного ткачества можно найти разнообразные мотивы: сильно измененные геометризованные фигуры людей, птиц, лошадей и деревьев, рядом с которыми почти всегда помещают геометрический орнамент, состоящий из ромбов, квадратов. Б-образных мотивов.
«Что служило сырьем для производства приданного твоей прабабушки» - Ткани натурального происхождения
«Какими натуральными краситечями можно окрасить ткань» розовый и красный цвета дают свекла и черника. Желтый цвет можно получить с помощью лицонцых и ацельсицовых шкурок, цедра которых окашивает ткани в пастельный желтый цвет. Фиолетовый и голубой оттенки получаются из ежевики и краснокачанной капусты. Коричневый и медный цвет получают с помощью луковой шелухи. Для получения зеленого цвета используют шпинат.

Позднее, когда появилась прялка с ножным приводом, работу выполняли значительно быстрее, пряжа получалась ровной и крепкой. Прялку приводили в движение с помощью ножной педали.

На современных прядильных предприятиях пряжу изготовляют с помощью сложных машин в несколько последовательных этапов. Волокна сначала разрыхляют, очищают от мусора, перемешивают и расчёсывают. Потом волокна вытягивают в тоненькую ровную ленту, едва перекручивают её и на прядильных машинах прядут пряжу. Готовая пряжа (нити) идёт на изготовление тканей. Из пряжи вырабатывают также нитки для шитья, вязания, вышивания.

На прядильном производстве наиболее массовой профессией является прядильщик. Прядильщики ликвидируют обрывы пряжи, меняют бобины с пряжей (большие по размерам катушки), следят за оборудованием. Современные предприятия постепенно оснащают автоматизированными прядильными машинами, поэтому работа прядильщика всё больше сводится к наблюдению за работой машин.

Сообщение как изготовляли пряжу в домашних условиях

Ответ оставил Гость

Скручивая отдельные текстильные волокна между собой в одномнаправлении, можно получить пряжу. Процесс создания пряжи из волокнистоймассы называют прядением. На протяжении многих столетий люди прялируками без каких-либо инструментов. Потом начали использовать ручныеверетена. Прядение было чрезвычайно труда и кропотливой работой.

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Другие предметы.

Подготовь сообщение на одну из следующих тем: -Как изготовляли пряжу в домашних условиях -Как изготовляли ткань в домашних

«Как изготовляли пряжу в домашних условиях» Скручивая отдельные текстильные волокна между собой в одном направлении, можно получить пряжу. Процесс создания пряжи из волокнистой массы называют прядением. На протяжении многих столетий люди пряли руками без каких-либо инструментов. Потом начали использовать ручные веретена. Прядение было чрезвычайно труда и кропотливой работой.

«Как изготовлячи ткань в домашних условиях» Сначала делали нитки из волокон затем либо вручную либо на ткацком станке изготавливают ткань.

Что такое узорное ткачество» У русского населения сохранились великолепные по художественной выразительности образцы старинного ткачества. Это народный костюм, преимущественно женский, и изделия из узорных тканей для убранства жилища. Ручное узорное ткачество не требует сложного оборудования. Наиболее распространенным был деревянный ткацкий станок. На этом примитивном оборудовании искусные мастерицы и теперь ткут разнообразные изделия, применяя простые и сложные приемы ткачества.Художественное решение узорных тканей в большей степени зависит от техники ткачества, так как фактура и орнаментальное решение самой ткани определяются особыми видами заправки станка, цветными просновками. дополнительными утками и способами ткачества.По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента выделяются изделия Архангельской. Вологодской. Псковской и Новгородской областей. Для него характерны мелкая узорчатость, графическая проработка элементов орнамента. Суровая и сдержанная по краскам северная природа во многом определила характер произведений народного искусства, в том числе и узорных тканей. В них чувствуется некоторая скупость художественного оформления. Цветной узор заполняет обычно только небольшую часть изделия, чаще всего край, основное же поле остается гладким - белым или суровым. Рисунок почти всегда выполняют красным утком по светлому фону, а иногда просто белым по белому, причем красный цвет в узоре из-за малой плотности воспринимается приглушенным, чуть розовым.В узорах северного ткачества можно найти разнообразные мотивы: сильно измененные геометризованные фигуры людей, птиц, лошадей и деревьев, рядом с которыми почти всегда помещают геометрический орнамент, состоящий из ромбов, квадратов. Б-образных мотивов.

«Что служило сырьем для производства приданного твоей прабабушки» — Ткани натурального происхождения

«Какими натуральными краситечями можно окрасить ткань» розовый и красный цвета дают свекла и черника. Желтый цвет можно получить с помощью лицонцых и ацельсицовых шкурок, цедра которых окашивает ткани в пастельный желтый цвет. Фиолетовый и голубой оттенки получаются из ежевики и краснокачанной капусты. Коричневый и медный цвет получают с помощью луковой шелухи. Для получения зеленого цвета используют шпинат.

Много веков шерсть ценится за её тёплые, водонепроницаемые и лечебные качества.

Сейчас можно легко приобрести готовое шерстяное изделие, но сделанное своими руками и с душой, ценится больше.

Шерсть можно прясть с помощью веретена и прялки. Веретено прекрасно подходит для начинающих рукодельниц, а прялка помогает сделать процесс прядения шерсти более лёгким и быстрым, но он требует сноровки и специальных навыков.

Веретено

Веретено можно изготовить в виде капли с крючком в верхней части, или купить готовое. Для изготовления веретена нужны: деревянный дюймовый дюбель с резиновыми втулками, крючок, два диска для изготовления мутовки.

Работа на веретене подразумевает: растягивание волокон, скручивание их в пряжу, ликвидация и хранение готовых мотков.

У веретена нет катушки и заостренная пика накапливает на себе нить. В конце у него находится отверстие, где проходит нить, которая подсоединяется к крючку.

Кусок пряжи привязывается на вал перед дисками. Оборачивается пряжа вокруг него и закрепляется на крючке.

Вращая веретено в сторону часовой стрелки, можно начинать прясть, вытягивая нить, главное- чтобы количество пряжи позволяло делать равномерную нить. Нельзя перетягивать её или наматывать слишком слабо.

Прялка

Прялка считается более сложной из-за управления ею педалью скорости и содержания в ней нескольких дополнительных деталей. Но она помогает прясть быстрее и равномернее.

Она работает, благодаря вращению катушки на ней.

Прялка вращает катушку, с помощью вращения колеса. Волокно нужно скрутить в руках. Затем оно наматывается на катушку. Скорость наматывания должна быть разной, чтобы пряжа правильно ложилась на катушку. Разные виды колёс для прялки облегчают работу и быстрее наматывают разную пряжу.

При правильном прядении, должна получаться ровница, то есть равномерная длинная верёвка из причесанных волокон и нитей, которые можно накрутить на веретено.

Существует несколько видов прялки:

Первый вид, это старинный вид с колесом, педалью треугольной формы, катушкой на противоположном конце от колеса и собственно рамой.

Второй вид, это прялка с катушкой, находящейся сверху от колеса. Педаль бывает с 3 или 4 углами. Эта прялка самая компактная.

Некоторые современные прялки имеют смешанный вид, складываются и убираются после работы.

Электрические прялки не оснащены педалью и колесом. Они лёгкие и помещаются на небольшом пространстве.

Для работы нужно брать цельное, равномерное руно, без видимых погрешностей. Иначе работа с ним будет усложняться. Его сначала замачивают горячей водой на 50 минут с моющим средством, затем промывают водой такой же температуры. Если руно не промыть, оно будет плохо прочёсываться и краситься. Мягко удалив грязь и лишний жир, руно можно просушить на сушилке.

Мохер, ангора, меринос, хлопок и Рамбуйе имеют короткие волокна, и для этого колесо вращается быстро. Для грубых видов шерсти скорость у него должна быть ниже.

Сам процесс начинается с расчесывания вымытой и высушенной шерсти с помощью кардер-машинки или вручную. Кардер бывает ручным, коленчатым, электрическим и механическим.

При работе на прялке, нужно постоянно наблюдать за работой всех деталей. Шерсть привязывается на прялку или к спинке стула, если работать просто с веретеном. К нижней части прялки привязывается полуметровая обычная нитка, обвивается несколько раз и закрепляется узлом. Затем, из кудели вытягивается немного шерсти, соединяется с простой нитью и скручивается. Веретено проворачивается несколько раз в сторону часовой стрелки. Так, прядётся шерсть.

Колесо делает обороты вокруг маховика. Привод движется с помощью шкива, прикреплённого к вращаемой части прялки. У маховика имеются специальные крючки. Они нужны для хранения пряжи на катушке. Колесо вращается, а нить наматывается на катушку. Ручка при движении регулирует натяжение привода. Катушка, находящаяся, на оси наматывает и хранит нить. Она может использоваться и без колеса. Держа веретено в одной руке, его нужно вращать, а другой рукой- вытягивать шерсть. Длинная нить затем закручивается на веретено, а когда оно заполнится, пряжу можно смотать в клубок.

Этот способ подходит для работы с пряжею, когда есть опыт работы на веретене. Преимущество прялки, это то, что можно на ней сделать большой объём работы за меньший срок.

Прялка и веретено используются для изготовления любых видов пряжи. Эта пряжа будет всегда хорошего качества и вещи из неё получатся тёплыми и носкими.