Часть внешней среды, с которой организация имеет непосредственное взаимодействие, называется средой непосредственного окружения. Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. Организация сама может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, т.е. она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.
В центре внимания анализа находятся: потребители, конкуренты и поставщики.
По необходимости изучается организация торговли и деятельность посредников.
Объектом анализа среды является положение или место предприятия на рынке среди конкурентов.
Задача анализа – оценка состояния и развития ситуации на рынке и определение конкурентных позиций компании на нем.
Анализ проводится от общего к частному – сначала изучаются общеэкономические условия отрасли, затем они конкретизируются и с повышением степени информированности детализируются. При этом объектами изучения становятся все элементы отраслевого рынка и возникающие на нем ситуации.
КФУ – это характерные для данной отрасли и каждой конкретной организации факторы успеха. У различных организаций, относящихся к одной отрасли, выделяют, как правило, сходный набор КФУ. Однако для каждой организации набор КФУ индивидуален, что проявляется в отличиях конкурирующих организаций. КФУ, по сути, представляют собой сильные стороны организации и приносят ей преимущества.
Большая часть КФУ затрагивает сильные стороны внутренней среды организации, а так как среда изменчива, то КФУ изменяются со временем.
Чаще всего выделяют пять типов КФУ:
1. Зависящие от технологии.
2. Относящиеся к производству.
3. Относящиеся к реализации продукции.
4. Относящиеся к маркетингу.
5. Относящиеся к профессиональным навыкам.
Типов КФУ может быть больше. Руководство организации должно уметь их четко выделять, формулировать и представлять, какие из выделенных КФУ оно способно реализовывать лучше, чем конкурент.
КФУ, зависящие от технологии:
Качество проводимых НИОКР (особенно важно в фармацевтике, медицине, химии, физике, космической индустрии и других высокотехнологичных отраслях);
Возможность инноваций в производственном процессе;
Возможность разработки новых товаров;
Степень овладения существующими технологиями.
КФУ, относящиеся к производству:
Низкая себестоимость продукции (достижение экономии на масштабах производства и т.д.);
Качество продукции (снижение количества дефектов, уменьшение потребности в ремонте);
Высокая степень использования производственных мощностей (важно в капиталоемких отраслях);
Выгодное местонахождение предприятия, приводящее к экономии на затратах по транспортировке;
Доступ к квалифицированной рабочей силе;
Высокая производительность труда (важно для трудоемких отраслей);
Возможность изготовления большого количества моделей продукции с разными свойствами;
Возможность выполнения уникальных заказов потребителей.
КФУ, относящиеся к реализации продукции:
Широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров;
Широкое присутствие в точках розничной торговли;
Наличие точек розничной торговли, принадлежащих организации;
Низкие расходы по реализации;
Скорая доставка.
КФУ, относящиеся к маркетингу:
Высокая квалификация сотрудников отдела реализации;
Доступная для клиентов система послепродажного обслуживания;
Аккуратное исполнение заказов покупателей (небольшое количество рекламаций);
Разнообразие моделей/видов продукции;
Искусство продаж;
Привлекательный дизайн/упаковка;
Гарантии для покупателей (важны при заказах по почте, реализации новинок и т.д.).
КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам:
Особый талант, уровень профессионализма;
Ноу-хау в области контроля качества;
Степень овладения определенной технологией;
Компетентность в области дизайна (особенно важно в текстильной промышленности);
Способность быстро переводить новые товары из стадии разработки в серийное промышленное производство.
КФУ, связанные с организационными возможностями:
Уровень информационных систем (особенно важен при осуществлении авиаперевозок, в индустрии кредитных карт, гостиничном бизнесе и т.д.);
Способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию (хорошо отлаженный процесс принятия решений, требуется мало времени для вывода товара на рынок);
Эффективный менеджмент.
Прочие КФУ:
Благоприятный имидж у покупателей;
Общие низкие затраты;
Выгодное расположение (особенно важно для розничной торговли);
Приятный в общении персонал;
Доступ на финансовые рынки (особенно важен для «молодых» компаний);
Наличие патентов.
Выделение КФУ помогает определить сильные стороны организации (внутренней среды) и в противовес КФУ – слабые стороны.
2. Концепция «приемлемого» риска. Сравнение её с концепцией «абсолютной» безопасности.
Риск - это сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события.
Концепция «приемлемого» риска использует принцип «предвидеть и предупредить». Это общепризнанная концепция предусматривает возможность аварии и соответственно меры по предотвращению ее возникновения и развития.
4 основных принципа:
Практическая деятельность не может быть оправдана, если выгода от этой деятельности в целом не превышает вызываемого ею ущерба.
Оптимальным считается вариант сбалансированных затрат на создание систем безопасности за счет снижения уровня риска и выгоды, получаемой от хозяйственной деятельности.
Должен учитываться весь спектр существующих опасностей, и вся информация о принимаемых решениях по управлению риском должна быть доступна широким слоям населения;
Принцип экологических ограничений - обеспечение безопасности человека, живущего сегодня, достигается путем реализации таких решений, которые бы не подвергали риску способность природы обеспечить безопасность и потребности человека будущего поколения.
В этой концепции используется понятие «фоновый риск» - это вероятность того, что человек погибнет в результате несчастного случая, преступления.
Сравнение её с концепцией «абсолютной» безопасности. Также называется концепция «нулевого риска». Концепция предусматривала такую организацию производственного объекта, при которой полностью исключалась возможность аварии.
Недостатки концепции:
Ее принципиальная недостижимость
Чрезвычайно большие материальные затраты на ее реализацию
Неподготовленность к эффективным действия в чрезвычайной ситуации.
Билет 6
1. Сильные и слабые стороны организации. Методы анализа среды. Угрозы и возможности внешней среды. SWOT– анализ. Анализ полей матрицы.
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:
- получение ресурсов из внешней среды (вход);
- превращение ресурсов в продукт (преобразование);
- передача продукта во внешнюю среду (выход).
Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
- макроокружения;
- непосредственного окружения;
- внутренней среды организации.
Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
- кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
- организация управления;
- производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;
- финансы фирмы;
- маркетинг;
- организационная культура.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Сущность и роль стратегического управления. Технико-экономические характеристики предприятия. Анализ внешней и внутренней среды организации, непосредственного окружения и профиля среды, оценка ее конкурентных преимуществ и возможностей их развития.
курсовая работа , добавлен 12.01.2016
Анализ и интегральные оценки выбора оптимального варианта месторасположения предприятия. Методика выбора оптимальной стратегии предприятия на рынке детской одежды по критерию максимальной величины среднего дохода. Особенности построения платежной матрицы.
реферат , добавлен 10.05.2010
Понятие конкурентной стратегии организации и факторы, влияющие на ее формирование, направления анализа, принципы реализации. Характеристика экономической и управленческой деятельности на предприятии, анализ среды, разработка стратегии конкуренции.
дипломная работа , добавлен 13.10.2014
Анализ хозяйственной и маркетинговой деятельности предприятия, его финансового состояния, внешней и внутренней среды, конкурентоспособности. Выбор и обоснование конкурентной стратегии. Разработка мероприятий по ее реализации и их экономическая оценка.
дипломная работа , добавлен 18.12.2013
Современные концепции управления конкурентоспособностью. Сущность и особенности формирования конкурентной стратегии организации, ее основные виды. Анализ практической реализации конкурентной стратегии ЗАО "Алексеевский молочно-консервный комбинат".
курсовая работа , добавлен 16.02.2016
Понятие и сущность стратегии предприятия, виды и классификация. Анализ стратегических целей развития и конкурентной позиции ООО "Стройлаин". Выбор оптимальной стратегии на основе метода анализа иерархии. Маркетинг в системе стратегического планирования.
дипломная работа , добавлен 11.08.2009
Основные задачи стратегического менеджмента. Характеристика организации, технико-экономические показатели ее деятельности. Анализ факторов макроокружения и среды непосредственного окружения. Разработка миссии, ценностей, стратегии и целей организации.
курсовая работа , добавлен 19.06.2012
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном окружении. Важно отметить, что в процессе взаимодействия непосредственного окружения и организации очень часто наблюдается их взаимное влияние. При анализе непосредственного окружения должны быть учтены следующие факторы:
2.1. Покупатели . Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж можно рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и т.д. Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
· Географическое местоположение.
· Демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.д.).
· Социально – психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.д.).
· Уровень платежеспособного спроса покупателя.
· Отношение покупателя к продукту (кто платит, кто покупает и кто потребляет, т.к. не обязательно все три функции выполняет одно и тоже лицо).
2.2. Конкуренты. К числу конкурентов должны быть отнесены не только производители аналогичной продукции, но и производители замещающей продукции и, в общем случае, при ограниченной покупательной способности данного сегмента рынка производители любой продукции, ориентированной на данный сегмент рынка. Анализ конкурентов заключается в выяснении их стратегических планов, оценке нашим покупателем их продукции и выявлении слабых и сильных сторон конкурентов. Анализ слабых и сильных сторон конкурентов производится аналогично тому, как это делается при анализе слабых и сильных сторон своего предприятия (смотри раздел 3).
2.3. Поставщики. Поставщик должен стать союзником. Доход поставщика находится в прямой зависимости от объема продаж. Надежность поставщика, в первую очередь, определяется его заинтересованностью в сотрудничестве с потребителем его продукции (доля дохода от этого сотрудничества в общем объеме доходов поставщика). Надежность работы организации будет выше, если она позаботится о страховке своих поставщиков. Ориентация на единственного поставщика чревата серьезными последствиями. Лидирующие фирмы довольно часто имеют до трех поставщиков одного изделия. Главный поставщик обеспечивает поставку 60-70% изделий. Два других поставщика (горячий резерв) обеспечивают поставку 15-20% изделий каждый. При этом цены на изделия поставщиков горячего резерва обычно превышают цены главного поставщика. В договорах на поставку с поставщиками горячего резерва, как правило, оговариваются следующие обязательные условия:
· обязательство поставщика, в случае необходимости, в оговоренный срок увеличить объем поставок в 1,5-2 раза:
· обязательство поставщика в оговоренный срок улучшить тот или иной показатель качества поставляемого изделия.
Такая стратегия работы с поставщиками исключает монополизм одного поставщика и создает нормальную конкурентную среду. При выборе поставщика следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
· Уровень и гарантии качества поставляемого товара.
· Пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки.
· Готовность к совершенствованию своего товара в связи с требованиями рынка.
· Финансовые аспекты, связанные с приобретением товара.
2.4. Рынок рабочей силы. Изучение рынка рабочей силы заключается в выявлении на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого пола, возраста и стоимости рабочей силы. Важным является анализ политики профсоюзов, оказывающей влияние на этот рынок. В ряде случаев это может ограничить доступ к необходимой организации рабочей силе.