Художественная обработка древесины. "художественная обработка древесины" Художественная обработка древесины резьба дереву

Художественная обработка металла – древнее мастерство, которое продолжает оставаться на плаву, невзирая на прогресс, полную автоматизацию производства, уменьшение доли ручного труда, и значительное снижения стоимости готовой продукции.

Виды и особенности металлов

Залог удачно проделанной работы - знание особенностей и качеств материала, его технологических и рабочих свойств. Так, при работе с металлами используется как чистое, без дополнительных примесей сырье, так и различные сплавы. Попадающие в производство материалы делятся на две основные группы:

  • черные;
  • цветные.

Основные виды используемых материалов:

  • Углеродистая сталь - упругий металл со способностью к закаливанию. Сталь хорошо куется и режется, и производится как сортовой продукт. При изготовлении изделий из стали методом художественной обработки, используются сорта У8 и У10.
  • - мягкий, поддающийся ковке, красноватый материал, легко обрабатывается, но несколько вязок. Медь хорошо паяется, проводит электричество и тепло, и часто используется для производства художественных изделий.
  • Бронза - соединение меди и олова. Применение бронзы практикуется в и инкрустации.
  • Латунь - сплав цинка и меди, более твердый и менее ковкий материал, чем медь. Латунь легко обрабатывается, и пригодна для инкрустации и чеканки.
  • Цинк - белый с синеватым оттенком металл. Материал плохо куется, но удобен для паяния и несложен в обработке. Цинк часто используется при гравировке и в литье.
  • Олово - мягкий, белый материал. Олово используется для лужения и инкрустации, и входит в множество сплавов.
  • Алюминий - легкий, хорошо поддающийся обработке материал.
  • Свинец - мягкий, плохо окисляющийся металл, часто используется для литья. Оксид свинца чрезвычайно ядовит.
  • Серебро. Вне сплавов, используется редко из-за излишней мягкости, поэтому в готовых изделиях, чаще всего, присутствует сплав серебра и меди. Также серебро применяется при проведении инкрустационных работ.

Художественная обработка металла

Характерные особенности металлов

Качества, которые присущи металлам:

  • Хрупкость материала - качество противоположное пластичности, что на практике означает способность к быстрому саморазрушению, при внешнем механическом воздействии. Так, перекаленная сталь, чугун и бронза легко раскалывается на куски.
  • Упругость - особенность, означающая восстановление формы и объема, при прекращении внешнего воздействия. В наибольшей мере данные свойства присущи отдельным сортам стали.
  • Плавкость - способность металла переходить в жидкое состояние при нагревании. Плавкость широко используется как в промышленном, так и кустарном производстве изделий из металла.

Операции по обработке металла

Обработка металла - механическое воздействие, позволяющее изменить физическое состояние материала. Главная цель обработки - производство необходимых в повседневной жизни изделий, а также предметов роскоши или произведений искусства.

Художественная обработка, в отличие от промышленного производства металлических изделий - мастерство изготовления вещей, удовлетворяющих эстетическое, творческое начало в человеке. В процессе производства изготавливается продукция, обладающая изысканностью, выразительностью и художественной ценностью.

Исскуство из металла

Видами художественной обработки металлов принято считать:

  • литье;
  • ковку;
  • чеканку;
  • металлопластику;
  • гравировку;
  • травление;
  • филигрань;
  • эмалирование.

Литье - древний метод обработки

Метод литья связан с плавкостью металла, качеством, возникающим при на материал. Полученный, в результате плавления, жидкий материал, разливается в нужные, заранее заготовленные формы. После охлаждения, отливки используют, как готовую продукцию, или как составную часть основного изделия.

Форму для отлива готовят до начала основных работ. Если выливаемый продукт обладает сложной конструкцией, готовят несколько форм, а полученные в результате отлива детали соединяют между собой.

Литье подразделяют:

  • по металлу отлива - чугун, медь, серебро или золото.
  • по устройству и материалу форм. Временные формы - песок, земля; оболочковые. Стационарные формы из воска, гипса или металла.
  • по методу литья: центробежное, стандартное.

Плавится металл в особых печах. Поскольку температура плавления у разных материалов отличается, при отсутствии механизма фиксации температуры, необходим визуальный контроль над процессом. После плавления металл разливают по формам, дают заготовкам остыть, затем чистят и шлифуют.

Как осуществляется ковка металлических изделий

Ковка - древний метод обработки металла. Суть процесса - придание заготовке нужной формы при помощи ударов молота. Под ударами молота деталь деформируется и постепенно принимает желаемую форму.

Свойство металла, обеспечивающее «правильную» деформацию, без трещин и разрывов, называется ковкостью. Ковкость, в большинстве случаев, присуща драгоценным металлам, обладающим пластичностью и вязкостью.

Особенности холодной ковки

История сообщает о методе «холодной ковки», повсеместно использовавшемся в Киевской Руси. Посредством « », мастера по золоту, выковывали из слитков драгметалла чаши, ковши и т. д.

Задача кузнеца, на первом этапе работ, состояла в уплотнении изделия под ударами молота. На втором - обработанный металл подвергался отжигу, шлифовки и т. д. В наше время данный способ используется только в ювелирном деле.

Разновидностью холодной ковки считается дифовка, что означает художественную обработку листового металла толщиной до 2 мм. Данный метод применялся, в Древней Греции, величайшим скульпторам античной эпохи Фидием, создававшим золотые одежды для статуй богов.

Чеканка - создание рельефного изображения, на тонком листовом металле, при помощи молотка и специального стержня. Ударяя «разгонным» молотком по стержню, чеканщик оставляет следы на листе и постепенно придает ему объемный вид. Используя короткие и частые удары, мастер выстукивает металл до получения нужной формы. После чего, предварительный этап считается законченным и начинается, непосредственно, процесс чеканки или выбивка декора.

Схема чеканки металла

Для выбивки декора используют стержни - чеканы определенного профиля. Наиболее ценными считаются изделия, изготовленные из цельного куска заготовки.

Чеканка по твердой модели - метод, применявшийся в древности для выделки фигур. Тонкий лист, из драгоценного металла, «разгоняли» по железной модели, а затем снимали получившийся рисунок.

Виды работ по чеканке

Художественная чеканка по металлу делится на два вида работ, качественно отличающихся друг от друга:

  • чеканка по листу;
  • чеканка по литью (оброну).

Чеканка по листу - это создание нового произведения, при помощи специальных инструментов.

Второй случай - доведение до нужного уровня заранее отлитой, или вырезанной методом оброна, формы. Чеканка литья применяется для придания форме четкости и ясности. Подвергаются подобной чеканке отливки, полученные в земляных формах.

Чеканка на высшем уровне

Особенности металлопластики

Металлопластика - метод художественной обработки металла, отдаленно напоминающий чеканку, однако, имеющий ряд существенных отличий.

Для данного способа характерно:

  • тонкие, не более 0,5 мм листы металла, по сути, являющиеся фольгой.
  • использование скульптурных стеков как рабочих инструментов.
  • особенности процесса обработки более похожи на лепку, с ее плавностью линий и движений.

Технология производства:

  • Первый этап работы - отжиг изделия и охлаждение.
  • Затем предварительно созданный рисунок, на прозрачной бумаге, прикладывают к фольге и обводят специальным приспособлением, до тех пор, пока рельеф не отобразится на поверхности.
  • Процедура продолжается до получения нужного результата.

Как осуществляется гравировка

Гравировка - популярный и распространенный метод обработки изделий, предполагающий нанесение рисунка или рельефа на заготовку. Рисунок наносится специальным инструментом - резцом.

Гравировка делится на два вида:

  • плоскостную;
  • обронную.

Плоскостная гравировка означает финальную стадию . Это нанесение контурного рисунка, узоров, тонов, надписей.

Обронная гравировка подразумевает нанесение рельефного рисунка, то есть речь идет о работе в трехмерном пространстве.

Травление кислотой или щелочью

Травление считается разновидностью гравировки. Техника данного метода состоит в покрытии металлического изделия воском, и нанесении рисунка на покрытую воском поверхность. Далее, следует помещение заготовки в кислоту или щелочь, где происходит протравливание изображения и, соответственно, потускнение остальной поверхности.

Для каких изделий применяется филигрань

Филигрань - оригинальный способ обработки металла, применяющийся в ювелирном деле. Изготовление филигранных изделий - исключительно ручная работа, выполняемая специальными инструментами.

Существует множество разновидностей филигранной техники, таких как:

  • напайная;
  • рельефная;
  • напайная с эмалью;
  • ажурная;
  • рельефная;
  • объемная.

Тиражирование изделий из филиграни происходит методом литья и гальванопластики. Использование штампов допускается только для воспроизведения фоновой филиграни.

Художественное эмалирование

Эмалирование - это взаимопроникновение двух различных структур - металла и стекла. В результате процесса изделие остается таким же прочным, но приобретает блеск и стойкость к химическим веществам.

Художественное эмалирование - недорогой и быстрый способ цветового обогащения изделия из металла. Материалом для эмалирования, чаще всего, служит медь и драгоценные металлы. Так производят вазы, бижутерию, картины.

Сама по себе эмаль - это нанесенный на металл тонкий, расплавленный слой массы, обладающей физическими свойствами стекла. Производят эмаль, подвергая термической обработке легкоплавкое стекло.

Художественные эмали делятся на:

  • прозрачные;
  • фондон;
  • непрозрачные;
  • опаловые.

Эмаль производится в промышленных масштабах в виде плиток или порошка, и имеет соответствующую, цветовую маркировку. Однако, окончательный цвет изделия, определяется характером обжига и качественными показателями металла, его реакцией на эмаль при обработке.

Декоративная отделка

Декоративная отделка изделий включает определенный набор характеристик элементов художественной обработки, таких как:

  • Матирование. Матированной считается отличная от полированной декорированная поверхность изделия.
  • . Сплав из серебра, меди, свинца и - чернь, накладывают на заготовку, с предварительно выгравированным рисунком. Поверхность заготовки, не подвергающаяся чернению, должна быть отполированной и не иметь дефектов.
  • Оксидирование. Серебряные или посеребренные изделия подвергают оксидированию химическим или электрохимическим методом. Бесцветное оксидирование происходит при контакте с растворами или электролитами, в состав которых входит двухромовокислый калий. При цветном оксидировании изделиям придаются различные оттенки. Прошедшую процедуру продукцию, для придания блеска, полируют мягкими щетками.

В каких случаях применяется гальваническое покрытие

Гальваническое покрытие - тончайшая металлическая пленка, наносимая на поверхность предметов, для увеличения их износостойкости, прочности, долговечности.

Гальваническое покрытие широко используется и в ювелирной промышленности, где материалами для него служат редкие и драгоценные металлы: золото, серебро, родий.

Видео: Ковка и штамповка

Негосударственное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 2 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

В 6 КЛАССЕ

Тема: «Художественная обработка изделий из древесины».

Подготовил:

учитель технологии

Рудчик В.И.

р.п.Новохоперский

2014г

Тип урока - комбинированный

Цель: ознакомить учащихся с видами художественной обработки древесины, способами конструирования изделий и переноса изображений на поверхность заготовки. Ознакомить с приемами выполнения простейших видов художественной обработки изделий.

Задачи: привить навыки:

    конструирования

    поэтапной разработки изделия от идеи до конечного результата

    эстетики, сочетания форм изделия с различными видами художественной обработки.

Оборудование: образцы изделий художественной отделки древесины, заготовки из древесины, разметочный инструмент, резцы по дереву.

Ход урока

Организационный момент:

1. Проверка явки учащихся.

2. Подготовленность к уроку.

3. Назначение дежурных.

Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам.

1. Дать определение станка.

2. Для какой цели предназначен токарный станок по дереву?

3. Устройство СТД 120 м

4. ТБ при работе на СТД.

А теперь, ребята, давайте вспомним вместе с вами и повторим ранее изученный материал по обработке древесины и попробуем ответить на вопросы для того, чтобы разгадать кроссворд.

Кроссворд

1

3

4

2

5

7

6

8

10

9

11

по горизонтали:

2 Материал, получаемый в результате лущения чурака на лущильном станке. 5 Узкая боковая часть доски. 6 Срез, получаемый в результате поперечного распила доски. 8 Материал, получаемый путем наклеивания друг на друга листов шпона. 9 Пиломатериал шириной и толщиной до 100 мм. 11 Пиломатериал толщиной до 60мм и шириной более чем две толщины.

по вертикали:

1Природный рисунок древесины.3 Широкая часть доски.4 Материал, получаемый путем продольной распиловки бревна. 7 Линия, разделяющая пласть и кромку. 10 Пиломатериал шириной и толщиной более 100 мм.

Основная часть

Изучение программного материала

С древних времен человек украшал жилище и его интерьер деревянными изделиями с художественной резьбой, изготавливал резную посуду, игрушки и другие предметы быта.


Художественная резьба непосредственно связана с понятием "орнамент".

Орнамент-узор, построенный на чередовании в определенном порядке изображений. Он может состоять из геометрических фигур, листьев, плодов, птиц и зверей.

Слово "орнамент" произошло от латинского " ornamentum "- что означает украшение. С давних пор люди начали украшать посуду предметы домашнего обихода, одежду, книги. Часто ритмические узоры наносились на стены, полы и потолки зданий.

Орнаменты могут быть выполнены любыми красками, карандашом, а также средствами скульптуры. Очень много орнаментов в вышивке. Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Здесь в узоры иногда вплетали надписи. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои узоры, непохожие на другие. Они бережно передавались из поколения в поколение. В них отразилась национальная культура народов.

Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба, разновидностями которой является:

Плосковыемчатая;

Геометрическая;

Контурная;

Прорезная.

Плосковыемчатая резьба - характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различной формы ее разновидностью является геометрическая резьба.

Контурная резьба - применяется в основном для изображения фигур (птиц, животных, листьев, цветов).

Прорезная резьба- является наиболее простой и выполняется лобзиком (электролобзиком), применяется при изготовлении дверей, буфетов, ширм и др., для украшения мебели.

Прорезная резьба с рельефным рисунком называется ажурной и используется для украшения мебели в стиле барокко и роккоко.

Прорезная резьба, приклеенная к деревянной основе, называется - накладной .

Для ручной художественной резьбы применяют стамески (резцы):

    Плоские прямые;

    желобчатые

    клюкарзы

    уголки;

    церазики;

    плоские косяки.

Грубые работы по дереву выполняют долотом.

Ребята, а сейчас давайте рассмотрим различные виды художественной обработки изделий из древесины.

Итак, ребята, мы с Вами получили общее представление о художественной обработке изделия, а сейчас давайте попробуем это применить на практике (демонстрирую учащимся задание и на примере показываю, в чем будет заключаться их деятельность на протяжении практической работы)

Практическая работа

Сегодня мы с вами попробуем выполнить изделие с художественной обработкой.

Каждому учащемуся предоставляется возможность для индивидуального выполнения художественной обработки (выделяется заготовка и резец).

Учащимся необходимо подготовить рисунок (изображение) для художественного оформления на лицевую поверхность заготовки. Выполнить художественную обработку материала. В ходе работы необходимо соблюдать элементарные правила ТБ:

    с разметочным инструментом;

    режущим инструментом;

    колющими предметами;

    соблюдать правила организации труда на рабочем месте.

Подведение итогов урока

  • Выполнение изображения (рисунка) на поверхность заготовки.

    Оценка работ.

    Выявление работ более удачно выполненных.

    Уборка мастерской.

Литература

    П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко /Технология/Трудовое обучение /Учебник для учащихся 6 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы /Москва/Издательский центр «Вентана - Граф» 1997г.

    А.Ю. Семенцов/ Альбом орнаментов 3/прорезная резьба/Минск/»Современное слово» 2007г.

    А.Ю. Семенцов/ альбом шаблонов 2/орнаменты розетки панно/Минск/»Современное слово» 2007г.

    Мольнар А.А./Художественная резьба по дереву/Москва/Сезам-маркетинг 1997г.

    И.П. Арефьев/5 класс/пособие для учителей и учащихся/Занимательные уроки технологии для мальчиков/Москва/»школьная пресса» 2004г.

    И.П. Арефьев/6 класс/пособие для учителей и учащихся/Занимательные уроки технологии для мальчиков/Москва/»школьная пресса» 2004г.

Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву и мозаика.

Мозаика по дереву - один из видов декоративно-прикладного искусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно.

Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда - прялки, швейки, вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинной красотой отличаются народные деревянные игрушки.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Искусство художественной обработки дерева, имеющее в нашей стране глубокие традиции, широко развивается в краях и областях. Изучение курса художественной обработки древесины позволяет молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания, а также обеспечит ей интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие. Данные цели могут быть достигнуты если необходимое внимание будет уделено качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Программа непосредственно связана с интегративной образовательной областью «Технология» общеобразовательной школы.

В программе изучаются три различные направления художественной обработки древесины: пропильная резьба, маркетри, геометрическая резьба. Итогом обучения является выполнение проекта. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая способностям и возможностям учащегося.

Основные цели программы

Преподавание резьбы по дереву в системе дополнительного образования детей предполагает следующие цели:

  • формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социальных условиях, начиная от определения потребностей в изготовлении художественной продукции до ее реализации;
  • подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и достижению жизненных целей через самореализацию;
  • формирование эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
  • формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о различных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Основные задачи программы

Обучающие:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры;
  • развитие познавательного интереса к труду и художественным ремеслам;
  • приобретение серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием;
  • освоение технологических приемов;
  • решение задач направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям,
  • умение выстроить межпредметные связи.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся, средствами программного материала, бережного отношения к природным ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность;
  • формирование эстетического отношения к труду;
  • формирование у учащихся социальной активности, социальной роли (работник, производитель, потребитель);
  • получение навыков здорового образа жизни (знакомство с дизайнерскими разработками, атмосфера гармонии, работа с экологически чистыми материалами);
  • воспитание патриотизма посредством изучения истории традиционных народных ремесел.

Развивающие:

  • развитие таких деловых качеств, как самостоятельность, предприимчивость, аккуратность, трудолюбие;
  • формирование потребности в саморазвитии;
  • развитие интереса, воображения, фантазии и творческих возможностей школьников,
  • развитие эстетического вкуса.

Особенности программы

Украшения на мебели и других изделиях из древесины имеют многовековую историю. Наиболее распространенные виды декорирования в прошлом - резьба, токарная обработка, мозаикапо дереву и роспись.

Мозаика по дереву - один из видов декоративно-прикладногоискусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно. Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву, которое было самой распространенной и любимой в народе художественной работой. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании декоративных бытовых изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Художественная обработка древесины предоставляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.

Анализируя «ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений по «технологии», рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации сталкиваюсь с тем, что в модуле «Художественная обработка материалов» (Б.И.Орлов, К.А.Скворцов, О.А.Кожина) отводится 3-я четверть в VII классе для мальчиков и 3-я четверть в VIII классе для девочек на изучение программы. Это составляет всего 20 часов за весь курс «технологии» в базовой части учебного плана. Причем художественная обработка древесины и художественная обработка металла предоставляется на выбор. То есть материал представлен в обзорном, ознакомительном виде. В вариативной части учебного плана художественная обработка материалов может изучаться в IX-XI классах. Но, по-настоящему заинтересовать и увлечь ребенка каким-либо занятием можно именно в раннем подростковом периоде, т. е. в 12-13 лет.

На мой взгляд, в существующей программе уделяется непростительно малое внимание художественной обработке древесины, имеющей в нашей стране глубокие традиции.

В существующем банке образовательных программ ЦРТДиЮ Московской области на 2007 год представлены десять программ по данному направлению. Перечислим их:

  • Винокурова Н.И. Программа «Резьба по дереву»,1997 год.
  • Глозман Е.С., Глозман А.Е. Примерная программа «Художественная резьба по дереву», 2001 год.
  • Карпов Ю.В. Программа «Учу резьбе по дереву, 2001 год.
  • Программа «Резьба по дереву» (для средних общеобразовательных учебных заведений),1997 год.
  • Слипак В.П. Программа кружка «Резьба по дереву», 1994 год.
  • Программа «Резьба по дереву», 1997 год.
  • Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Программа «Резьба по дереву», 1997 год.
  • Программа «Художественно-прикладная обработка древесины» (программа для общеобразовательных учебных заведений, 5-7 классы), 1993 год.
  • Программа «Изготовление художественных изделий из дерева» (программы для средних общеобразовательных учебных заведений), 1992 год.
  • Рязанов Л.В., Косогорова Л.В. Программа «Художественная обработка дерева», 2005 год.

Из вышеперечисленных программ, семь – ориентированы на дополнительное образование.

Перечисленные недостатки программ для общеобразовательных учреждений и анализ дополнительных образовательных программ, подтолкнули меня к созданию дополнительной образовательной программы творческого объединения «Художественная обработка древесины», в которой предоставляются большие возможности для изучения предмета.

Основными отличиями от перечисленных программ является:

  • Изложенная программа имеет срок реализации – один год и представляет собой курс введения в деятельность. Воспитанникам творческих объединений, для ознакомления, предоставляется три направления художественной обработки древесины. Итогом годового обучения является выбор ребенком понравившегося направления.
  • Параллельно с практическим обучением, воспитанники получают теоретические сведения о профессиях связанных с деревообработкой, которые могут помочь сделать первый шаг в выборе будущей профессии.
  • Новизной отличается и введение в программу дополнительного образования проектной деятельности, причем проект выполняется по выбранному учеником направлению.

Изготовление своими руками красивых и функциональных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Для дальнейшего развития художественных способностей учащихся, рекомендуется дальнейшие занятия в творческом объединении в последующие годы обучения. Программы для этих занятий разрабатываются мной в настоящее время.

Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные и утилитарно-декоративные предметы. В области художественной обработки дерева работают народные мастера, и художники-профессионалы, организованно ведется подготовка кадров. И пусть не каждый, обучающийся в творческих объединениях дополнительного образования художественной обработке древесины ребенок, станет профессионалом, но он получит не только навыки работы, но и готовность к обоснованному выбору профессии.

Возраст обучающихся и особенности группы:

  • программа рассчитана на учащихся в возрасте 12 -13 лет что соответствует VI – VII классу общеобразовательных учреждений (не рекомендуется начинать занятия в более раннем возрасте из-за повышенной опасности режущего инструмента и еще не вполне сформировавшейся координации движений ребенка);
  • состав группы рекомендуется постоянный;
  • набор учащихся – свободный.

Возрастные психологические особенности

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. В подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этот период происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики.

Именно в этом возрасте может сформироваться серьезное увлечение декоративно-прикладным искусством и задача педагога дополнительного образования предоставить на выбор ребенка различные виды народных промыслов и ремесел во всей их красоте.

Режим организации занятий:

  • время, отведенное на обучение составляет 144 часа в учебном году;
  • в неделю проводится 2 занятия по 2 часа;
  • форма обучения по программе – очная;
  • практические занятия составляют большую часть программы.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • общие сведения о народных ремеслах;
  • принципы формообразования и композиции;
  • основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к отделке;
  • особенности отделки древесины лакокрасочными материалами (морение, воскование, лакирование, полировка).
  • виды мозаики (интарсия, инкрустация, маркетри)
  • виды резьбы по дереву (прорезная, плоско-выемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная, домовая).
  • инструменты и материалы для художественной обработки древесины;
  • стадии и процедуры проектирования;
  • критерии оценки проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной обработки изделия;
  • подготавливать поверхность изделия под художественную обработку;
  • осуществлять художественную отделку поверхности изделия (прорезной, геометрической резьбой, маркетри, окраской);
  • планировать, организовать и выполнить проект с учетом всех критериев оценки;
  • защитить выполненный проект.

Учащиеся должны обладать компетенциями:

  • по общим основам художественного конструирования;
  • по профессии мастера-краснодеревщика;
  • по профессии резчика по дереву;
  • по выполнению проекта.

В результате обучения ожидается: сформированность у детей самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, потребности в саморазвитии; развитое воображение, фантазия, осознание своих творческих возможностей.

Итогом года обучения является самостоятельная творческая работа (проект) от замысла и разработки дизайна, орнамента, до полного изготовления и отделки целостного изделия, как функционального, так и отвечающего эстетическим требованиям, а также экономическим и маркетинговым критериям.

Декорирование одежды , обуви , кож-галантерейных изделий

История

Кожевник. Немецкая гравюра.

История художественной обработки кожи восходит к каменному веку . Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы — ремни, обматывающие древко копья , пояса , сумки . Пифагор упоминает о выполненных при помощи интарсии таблицах, применявшихся в обрядах египетских пирамид . Другой пример — созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII —XII века), которые так понравились крестоносцам , что мода на кожаные обои , охватив всю Европу , продержалась более трёхсот лет.

Приемы художественной обработки кожи

Существует множество приёмов и технологий обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приемы используются как по отдельности, так и в сочетаниях. Елена Решетникова, художник по обработке кожи, 2004:

То, что сегодня называется художественной обработкой кожи, появилось вместе с цивилизацией. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из нее по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке ее научились покрывать золотом. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории.

Тиснение

Плетение

Плетение — один из способов обработки, заключающийся в соединении при помощи специальной техники нескольких полосок кожи. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макрамэ , выполненные из «цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией плетение применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок).

Пирография

Пирография (выжигание) — приём новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (известно в России с XII , а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

Гравировка

Инструменты, применяемые при гравировке

Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора , чепрак , реже — юфть). Делается это так — на лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою чёткость, а линии — толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

Аппликация

Аппликация в кожевенном деле — наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлёст».

Интарсия

Интарсия — по сути, то же, что инкрустация или. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.

Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения).

Обработка древесины - древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше (рис. 47), резными наличниками и дверьми (рис. 48, а). Изготавливал деревянную посуду (рис. 48, б), игрушки, сувениры.

В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчества является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью (1714 г.).

Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и золотом . Вам хорошо знакома знаменитая хохломская роспись.
Художественная обработка древесины выполнялась в различных стилях. Хорошо известен также стиль барокко. Он отличается динамичностью (подвижностью) форм, пышностью, праздничным декором с изображениями венков, головок купидонов, стилизованных зверей, птиц.
Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в художественной обработке мебели занимают различные виды резьбы.
Спрос на высокохудожественную мебель высок всегда. В современном изготовлении мебели выделяют три направления: в народном стиле из массивной древесины с резными и точеными элементами; в стиле ретро в форме роскошных стилей барокко и классицизма; нетрадиционное дизайнерское решение в новых формах и конструкциях для молодежи.

Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба по дереву.Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная.
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Ее разновидностью является геометрическая
Геометрическая резьба представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей (рис. 49, а). На рис. 49, б изображена разделочная доска с повторяющимися элементами геометрической резьбы.
Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов (рис. 50).

Прорезная резьба является наиболее простой. Выполняют ее с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках(рис. 51). У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда применяют яркую ткань.

Для выполнения прорезной резьбы на простроганную или отшлифованную поверхность заготовки из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку. В вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают контур рисунка на выпиловочном столике.
Плоской, прорезной и контурной резьбой украшали русскую мебель .
Прорезную резьбу с рельефным рисунком называют ажурной (рис. 52). Этой резьбой украшали мебель мастера стилей барокко и рококо.

Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее называют накладной. Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих цеяей Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.

Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты , в основном стамески (рис. 53).

Плоские прямые (рис. 53, а) стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе.Желобчатые стамески (рис. 53, б, в, г) применяют почти для всех видов резьбы.
Стамески-клюкарзы (рис. 53, д) имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах.
Стамески-уголки (рис. 53, е) применяют при вырезании канавок.Стамески-церазики (рис. 53, ж) используют для прорезания узких жилок (канавок).
Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) (рис. 53, з) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30...400. Применяют их в основном для геометрической резьбы.Для грубых работ применяют долота.
Стамески и долота должны иметь качественные ручки. Их лезвия затачивают довольно остро и доводят на оселке. Следует иметь в виду, что хорошо заточенной стамеской получают высокое качество работы. Она легко режет древесину.

Художественную резьбу по дереву начинают с разметки рисунка. Разметку ведут с помощью линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой ручкой.

При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (рис. 54). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон (рис. 54, а), а затем вдоль волокон (рис. 54, б). Косячок берут правой рукой, как показано на рис. 55. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.
Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой (рис. 56, г), чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками, как показано на рис. 56, г.
При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию (рис. 54, а). У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника.

Освоив эти простейшие приемы вам легче будет аналогичным образом вырезать другие, более сложные фигуры (рис. 54, в; рис. 57).

Правила безопасности
1. Стамески - опасный режущий инструмент. Обращаться с ними осторожно.
2. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
3. Не применять больших усилий при резании стамеской.
4. При необходимости удара по ручке стамески брать ее в левую руку, киянку - в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.
5. Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.
6. Каждому инструменту отводить свое место.

Практическая работа
Художественная резьба по дереву

1. Получите задание учителя на выполнение одного из видов резьбы: геометрической, контурной,прорезной.
2. Нанесите рисунок на изделие.
3. Закрепите заготовку на верстаке, подберите инструменты и выполните резьбу.

♦ Резьба (геометрическая, плосковыемчатая, контурная, прорезная, накладная), стамеска (плоская прямая, желобчатая, клюкарза, плоская косая (косяк), уголок, церазик), выемка, разметка рисунка.

1. С какими видами резьбы вы ознакомились?

2. Чем характерен каждый вид резьбы? Где он применяется?

3. Как и чем размечают заготовки для резьбы?

4. В какой последовательности вырезают треугольные выемки?

5. Как следует держать инструменты при выполнении резьбы?

Симоненко В.Д.,Самородский П.С.,Тищенко А.Т.,Технология 6 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки