Катера вов. Торпедные катера времён Великой Отечественной войны

Советские торпедные катера Великой Отечественной войны годов. Составил: Исин А. Е. КГКП «ЭСТК». Павлодарская область.


Дополнительный материал для проведения встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, информирования, бесед и классных часов, посвященных 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне гг. Исин А. Е. КГКП «ЭСТК». Павлодарская область.


Торпедный катер - это малый боевой корабль, предназначенный для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника. К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. В ходе войны кроме постройки отечественных торпедных катеров, 166 штук типа "Хиггинс" и "Воспер" получено от союзников.


Вице-адмирал А. Кузьмин, в годы войны командовавший бригадой торпедных катеров на Севере, писал: "Наши отечественные торпедные катера, в частности Д-3, нравились нам больше иностранных. После установки моторов новой марки они развивали такую же скорость, как "хиггинсы", а были чуть ли не вдвое меньше их по тоннажу и потому намного превосходили в маневренности. Низкий силуэт, мала осадка и надежная система глушителей делали наши Д-3 незаменимыми для действий у побережья противника".


Торпедные катера использовались в ВОВ не только для атак вражеских судов, но и для высадки десантов морпехов и подвозки боеприпасов на плацдармы, поставки минных заграждений, охоты за вражескими подводными лодками, охраны кораблей и конвоев, обстрела побережья, траления фарватеров (бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины). В одном экземпляре выпущен СМ-3 - вариант деревянного катера Д-3 со стальным корпусом. Прототип СМ-3 активно и успешно применялся на Черном море. Советский катер Д-3 (ТКД-3) и 533-мм торпеда.


Д-3 выпускался также в варианте морского охотника: на месте ТА установлен 37 мм зенитный автомат, количество глубинных бомб увеличено с 8 у ТКД-3 до 12. При меньшем водоизмещение чем у МО-4, МО-Д3 имел более мощное вооружение и скорость, но уступал по таким параметрам как мореходность и дальность плавания. Советский большой торпедный катер Д-3 Северного флота.



Немногим более года назад на одной из новых ленинградских площадей, расположенной на самом берегу залива и названной Площадью Морской славы, был открыт необычный памятник: на постаменте из серого гранита - восстановленный судостроителями торпедный катер времен войны. Под ним - бронзовая надпись, отлитая из старых винтов: «Героическим морякам торпедных катеров Балтики. 1941-1945».

Но не только в честь ратных подвигов поставлен новый памятник. Он увековечивает и славные дела тех, кто создавал эти стремительные корабли в годы первых пятилеток, в тяжелые годы войны.

В условиях разрухи и отсталости народного хозяйства, доставшегося в наследство от царской России, молодая Страна Советов приступала к выполнению резолюции X съезда РКП(б): «Принять меры к возрождению и укреплению Красного военного флота». И первой же программой военного кораблестроения, которую Совет Труда и Обороны утвердил в декабре 1926 г., предусматривалась постройка 36 торпедных катеров. В те годы, как вспоминает Адмирал Флота, Советского Союза С. Г. Горшков, мы были вынуждены " ограничиваться созданием только тех боевых средств, которые позволяли бы с наименьшими экономическими затратами решать задачу отражения возможных ударов с моря, а таким средством и были тогда быстроходные торпедные катера ближнего действия.

В Ленинграде в конце двадцатых годов группа инженеров во главе с выдающимся авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым спроектировала первый корабль этого класса - дюралевый реданный катер, который так и вошел в строй под названием «Первенец».

В 1928 г. в составе Балтийского и Черноморского флотов уже появились соединения торпедных катеров новой постройки, а всего за предвоенные годы отечественная промышленность дала советским морякам 269 торпедных катеров нескольких типов (и 208 боевых катеров других классов).

Грянула война. И с первого до последнего ее дня моряки-торпедники, проявляя непоколебимую верность Родине, самоотверженность и бесстрашие, преумножали славные традиции русского флота - атаковали корабли и транспорта врага, охотились за подводными лодками, несли конвойную и дозорную службу, высаживали десанты, штурмовали береговые укрепления...

Июль 1941 года. Группа торпедных катеров базировалась тогда на островах Моонзундского архипелага, оборона которых мешала гитлеровскому флоту перейти к активным действиям в Рижском и Финском заливах. Днем 12. VII на подходах к Ирбенскому проливу наши посты обнаружили несколько миноносцев противника, а затем и транспорта, идущие к Риге. Первый удар по этому конвою, насчитывавшему более S0 вымпелов, нанесли береговые батареи и авиация, а ночью вышел в море отряд катеров под командованием лейтенанта В. П. Гуманенко (командиры: М. Г. Чебыкин, В. И. Белугин, И. С. Иванов и A. И. Афанасьев).


Уже рассветало, когда головной катер обнаружил конвой на расстоянии 35 кабельтовых. Весь отряд устремился в атаку. Противник, очевидно, совершенно не ожидал напета катеров в светлое время и огонь - очень сильный, но беспорядочный - открыл с опозданием, уже с 20 кабельтовых. Катер Чебыкина вырвался вперед, атаковал обеими торпедами головное судно и уже после этого был накрыт вражеским снарядом - правый мотор вышел из строя. В это время катер Афанасьева закончил постановку дымовой завесы, закрывшей катера, и сам выпустил торпеды - по концевому транспорту; затем он повернул к поврежденному катеру, который подвергался особенно сильному обстрелу, и отдельной дымовой завесой прикрыл его отход. Даже теряя друг друга из виду, командиры действовали в бою очень слаженно и дружно...

Белугин атаковал самоходную баржу с танками, но из-за малой осадки баржи торпеда прошла под ее килем. Вторую торпеду он выпустил по тому же судну, по которому стрелял Иванов (транспорт пошел ко дну), а затем вернулся к самоходке и открыл огонь из крупнокалиберного пулемета, стараясь поразить ее ниже ватерлинии. Иванов, второй торпедой потопив миноносец, пришел на помощь: совместными усилиями они отправили на дно и баржу с танками. Десантная операция врага была сорвана, катерники одержали победу. Поврежденный катер Чебыкина удалось привести в базу.

В неравном бою - ведь суда противника охранялись очень мощным эскортом из миноносцев, сторожевых кораблей и катеров, происходившем в светлое время суток (это была едва пи не первая дневная атака торпедных катеров в истории нашего флота), экипажи проявили высокое мужество и отвагу. Противник имел случай убедиться, что ему не придется безнаказанно бороздить наши воды, однако явно продолжал недооценивать боевые качества балтийских катерников.

Ровно через две недели свой праздник - День Военно-Морского Флота СССР моряки торпедных катеров отметили еще одной яркой победой. Утром летчики сообщили, что видят к западу от Виндавы конвой, идущий курсом на Ирбены. В 13.20 три катера, ведомых А. И. Афанасьевым, Н. Ф. Балашовым и B. М. Жильцовым, вышли в море. На этот раз их повел в бой капитан-лейтенант С. А. Осипов - катерник, как говорят, до мозга костей, новатор, постоянно искавший новые приемы боя, человек, которого бесконечно уважали и любили матросы и офицеры соединения.

День выдался отменный - такие редко бывают на хмурой Балтике - с легким ветерком и небольшой волной, чудесной видимостью. Шли на большой скорости под охраной истребителей, которые не только отражали попытки «мессеров» атаковать катера, но и наводили моряков на цель.

Б 14.30 увидели на горизонте большое черное облако - горел танкер, подожженный нашими самолетами, а затем и отдельные дымы идущих к Риге кораблей и транспортов врага. Осипов сразу же отметил, что юго-западный ветер относит дым от горящего судна на наши катера и решил воспользоваться им как прикрытием, чтобы максимально сблизиться с противником. Подойдя ближе, моряки насчитали в составе конвоя более 20 единиц, в том числе два больших транспорта под охраной двух миноносцев, трех сторожевых кораблей, двух тральщиков и нескольких крупных торпедных катеров.

По сигналу катера перестроились и строем уступа на полном ходу ринулись вперед. Когда до кораблей эскорта оставалось еще около 90 кабельтовых, фашисты открыли ураганный огонь. Торпедные катера врага устремились в контратаку, но были встречены такими меткими очередями (стреляли боцмана И. Я. Устимов, В. А. Кузнецов и М. В. Алексеев), что нервы у немцев, очевидно, не выдержали, они повернули назад и укрылись за бортами своих кораблей. Первый этап боя был выигран.


Катера стремительно сближались с врагом. Вода вокруг буквально кипела: фашисты использовали все огневые средства - стреляли орудия всех калибров, автоматы, пулеметы. И снова катер Афанасьева повернул вдоль колонны вражеских кораблей, ставя дымовую завесу. Весь огонь немцы сосредоточили на нем, дно Афанасьев твердо вел катер вперед, Только выполнив свою основную задачу - создав благоприятные для атаки условия своим боевым друзьям, он присоединился к ним и выпустил торпеду по оказавшемуся ближе всех сторожевому кораблю.

В разгар боя Афанасьев заметил, что катера стали видны немецким артиллеристам. Не раздумывая, он опять повернул вдоль строя, прошел еще ближе. К кораблям противника и поставил еще одну дымовую завесу. Это и решило исход атаки. Сам Афанасьев второй торпедой выстрелил в транспорт. Тем временем Жильцов, сблизившись до 4 кабельтовых, одной торпедой повредил миноносец, а затем, отвергнув на 10°, другой - потопил транспорт. Почти одновременно Балашов двумя торпедами отправил на дно эскадренный миноносец.

Балтийские катерники продемонстрировали не только железную стойкость и волю к победе, но и подлинное мастерство, умение в условиях молниеносного морского сражения мыслить, находить нешаблонные и потому неожиданные для врага решения. Конечно же, за годы войны, богатые ратными подвигами, были у катерников победы и более весомые, если говорить о числе потопленных кораблей, но истинную цену этих самых первых побед над врагом, наступавшим в те дни по всему фронту от Заполярья до Черного моря, сейчас даже трудно представить.

Именно здесь, на Балтике, в первые же месяцы войны катерникам удавалось широко и удачно использовать свое основное оружие - торпеды. После каждого боевого похода рос их боевой счет - вклад во всенародную борьбу с захватчиками. Только у Ирбенского пролива катерники, взаимодействуя с авиацией, потопили и повредили более 20 кораблей и судов, перевозящих войска.

Имена балтийских катерников становились известными всему флоту, а об С. А. Осипове уже слагались легенды. Вот как он сам, спустя много лет, вспоминал о лихих ударах торпедных катеров: «Торпедная атака! Сгусток мужества, геройской дерзости, железной воли, хладнокровия и точного расчета! Ее мало видеть со стороны. Чтобы по-настоящему пережить этот необычайный подъем всех моральных сил, испытать крепость своих нервов, нужно самому быть на этом вздымающем пену, дрожащем от напряжения маленьком, но грозном корабле...»

И враг не преминул своеобразно оценить мужество и дерзость балтийцев. С тех пор как только, где бы то ни было, замечались катера на ходу, «вне всякой очереди» по немецкому флоту давалось радиосообщение: «Внимание! Русские торпедные катера в море!» И так - в течение всей войны! Недаром после первой же военной кампании на Балтике трем катерникам - С. А. Осипову, В. П. Гуманенко и А. И. Афанасьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Черноморские торпедные катера с самого начала войны также вели исключительно интенсивную боевую деятельность на коммуникациях врага, на защите своих морских сообщений, проводили минные постановки, выполняли боевые задачи, совершенно не свойственные этому классу кораблей. Это была изнурительная и - неизменно - опаснейшая работа, требовавшая полной отдачи, напряжения всех физических и моральных сип от каждого из членов малочисленного (восемь-девять человек) экипажа.

О подвигах черноморских катерников можно рассказывать много. И думается, хватило бы одного только участия в Новороссийской десантной операции, чтобы неувядаемой славой были покрыты их имена. Кораблям, выделенным для проведения этой операции, предстояло пробиться сквозь заградительный огонь береговой артиллерии в бухту и высадить десант непосредственно на причалы Новороссийского порта. А здесь, в порту, немцы оборудовали мощную систему дотов и дзотов, большинство зданий превратили в опорные пункты обороны, выставили проволочные заграждения.

В состав десантных средств было выделено около 150 малых кораблей и судов, в это число входили и 30 торпедных катеров под командованием капитана 2 ранга В. Т. Проценко. Торпедные катера были разделены на четыре группы: перед первой из них ставилась задача подавить ряд огневых точек на подходах к порту; вторая должна была уничтожить боно-сетевое заграждение в воротах порта и огневые точки непосредственно на молах. Действия этих двух групп открывали путь группе прорыва, перед которой стояла самая ответственная задача - захватить причалы и удерживать их, обеспечивая возможность высадки первого эшелона основных сип десанта. И, наконец, катера четвертой группы обеспечивали прикрытие десанта от удара с моря.

Ночью 10 сентября в 2 часа 44 минуты сотни орудий и реактивных установок произвели мощный огневой напет на укрепления врага. Через 15 минут огонь был перенесен в глубь его обороны и сразу же в атаку пошли торпедные катера первой группы. Использование торпедного оружия быстроходных катеров для уничтожения оборонительных сооружений, расположенных у уреза воды, было совершенно новым приемом и дало отличные результаты. Важнейшие боевые точки удалось подавить в кратчайший срок. Затем с катеров были высажены группы автоматчиков для захвата молов, также молниеносно подорвано подводное заграждение и, по сигналу, в освобожденный проход устремились торпедные катера группы капитан-лейтенанта А. Ф. Африканова е десантом.

Дерзкие, стремительные действия торпедных катеров немедленно по окончании артподготовки значительно ослабили оборону противника, что и позволило сторожевым катерам и мотоботам ворваться в бухту и успешно высадить десантные отряды в назначенные точки. Верховное командование высоко оценило действия моряков. Все катерники были награждены орденами и медалями, а А. Ф. Африканов - Золотой Звездой Героя.

Морякам североморских торпедных катеров, которым приходилось действовать в суровых условиях Заполярья, также удалось добиться успеха уже на первом этапе войны. Тогда торпедных катеров здесь были считанные единицы, так как полагали, что этот морской театр не подходит для столь малых кораблей (на 22 июня 1941 г. в составе Северного флота было всего 2 корабля рассматриваемого класса). Катерники опрокинули это неправильное мнение, командование флота стало направлять на Север новые, более мореходные катера, а с 1943-1944 гг. организованная здесь бригада торпедных катеров широко развернула свою боевую деятельность.

Западногерманский военно-морской историк Мейстер, анализируя состояние немецких военных сообщений на Севере, писал: «Русские торпедные катера стали постоянной и все растущей угрозой, из-за их постоянных атак на коммуникации создалось критическое положение. Днем они нападали так же, как и ночью, часто поджидали немецкие караваны, укрываясь за скалами в маленьких бухтах...»

Десятки вражеских транспортов и кораблей нашли свою могилу в холодных водах Баренцева моря. Вот один «рядовой» бой. 11 октября 1944 г. авиация обнаружила и атаковала конвой противника в составе трех крупных транспортов и 10-12 боевых кораблей. В 19.10 из Пумманки вышла на перехват конвоя группа торпедных катеров под командованием капитана 2 ранга В. Н. Алексеева (ныне - адмирал, первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ). На одном из четырех катеров этой группы был установлен радиолокатор, что и помогло ночью (в 0.12) на дистанции 35 кабельтовых обнаружить конвой и навести на него всю группу. (Это, очевидно, первый случай боевого использования радиолокатора в нашем флоте.) Через 14 минут катера, зайдя со стороны берега, атаковали конвой. Головной катер двухторпедным залпом уничтожил самый большой транспорт. Капитан-лейтенант Г. Д. Шерстюк атаковал и потопил второй транспорт, П. И. Косовнин - третий. В это время к месту боя подошли еще два катера под командованием капитана 3 ранга В. П. Федорова: они с хода обрушили свой удар на сторожевые корабли врага и потопили два из них.

Таков итог одного из обычных для тех дней боев североморских торпедников. Говоря об их боевой деятельности, нельзя не упомянуть, хотя бы двумя словами, десант в порту Лиинахамари вечером 12 октября 1944 г.

Прежде чем попасть в акваторию порта, предстояло форсировать запив - 15-мипьную зону, вдоль и поперек простреливавшуюся противником, а затем пройти 3 мили узкого (шириной 6-8 кабельтовых) входа в фьорд, названного «коридором смерти». Прорыв в Лиинахамари требовал беспримерной храбрости, железной воли и согласованности действий.

Головную группу из двух катеров командование поручило возглавить Герою Советского Союза капитан-лейтенанту А. О. Шабалину, хорошо знавшему район плавания. В 20.40 эти катера с 52 десантниками на борту отошли от пирса. Следом двинулись в путь две группы торпедных катеров и охотников с основным отрядом морской пехоты (всего 660 человек).

Спустя два часа группа прорыва подошла ко входу в залив Петсамо-Вуоно, периодически освещавшемуся осветительными снарядами береговых батарей противника. Прижимаясь к высокому западному берегу, маскируясь в тени скал и искусно маневрируя, два катера на малом ходу прошли «коридор» и, обогнув мыс Девкин, дали самый полный вперед и ворвались в порт. Вот здесь-то они попали под сильнейший кинжальный огонь. Били пушки, пулеметы, минометы, автоматчики. Но уже ничто не могло остановить катерников. В 23 часа они подвалили к причалам, а через 4 минуты все десантники уже сражались на берегу.

Закончив высадку, Шабалин на одном из катеров отошел к Девкину мысу для встречи основного отряда, который, несмотря на сильнейшее противодействие противника, уже подходил ко входу во фьорд. Десантники быстро захватили основные объекты порта, предотвратив их разрушение противником...

В победном 1945 году наши торпедные катера действовали только на Балтике (на Севере и Черном море боевые действия! были уже закончены). Вместе с Советской Армией балтийцы с боями продвигались на запад и базирование катеров приходилось переносить все ближе к портам Германии. Катера вместе с подводными лодками и авиацией блокировали с моря Курляндскую группировку (более 30 дивизий), наносили удары по вражеским кораблям у Либавы, в Данцигской бухте. Несмотря на специально организованную немецким командованием противокатерную оборону, балтийские мастера торпедных ударов потопили за последние два месяца войны 16 боевых кораблей и транспортов.

И символично, что заключительная боевая операция КБФ была проведена именно торпедными катерами: 8 и 9 мая катера под командованием капитана 3 ранга Е. В. Осецкого высаживали десант на о-в Борнхольм. От стен Ленинграда до этого далекого острова пронесли маленькие корабли свои победные флаги, С тяжелыми боями, по штормовой Балтике.

Всего за годы войны балтийские торпедные катера потопили и повредили более 120 кораблей и транспортов врага, североморские - более 70, черноморские - свыше 60. И эти цифры говорят не только об огромном ущербе, нанесенном флоту врага: ведь на каждом транспорте находились солдаты, техника, стратегическое сырье, боеприпасы. Многие тысячи гитлеровских захватчиков нашли свой конец от метких ударов катерников.

Только в битве на коммуникациях врага советские торпедные катера совершили 2 656 боевых выходов, произвели 380 атак. (А ведь на Черном море, например, около 85% общего числа боевых выходов совершалось с другими цепями, на Балтике - 70%.)

36 катерников стали Героями Советского Союза, А. О. Шабалин - дважды Героем.

Командующий КБФ - адмирал В. Ф. Трибуц, оценивая действия торпедных катеров, писал: «Никто из нас, военных моряков старшего поколения, пожалуй, не предвидел, что в роды войны тяжесть выполнения многих сложных боевых задач на закрытых морских театрах ляжет именно на торпедные катера. Катерники научились успешно выполнять их».

Стоит в Ленинграде на площади Морской славы торпедный катер. Он хорошо виден с моря пассажирам судов, прибывающим сюда из многих стран мира. На сером граните постамента - живые цветы, дань ленинградцев и гостей великого города мужеству тех, кто, не жалея жизни, выстоял и победил.

М. М. Фарафонов, главный хранитель фонда ЦВММ, секретарь бюро секции моряков - ветеранов торпедных катеров

Торпедный катер - это малый боевой корабль, предназначенный для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника. Широко применялся во время Второй мировой войны. К началу войны торпедные катера в основных флотах западных морских держав были представлены слабо, но с началом войны строительство катеров резко возросло. К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. В ходе войны было построено более 30 торпедных катеров, и 166 получено от союзников.

Проект первого глиссирующего советского торпедного катера разработал в 1927 г. коллектив Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) под руководством А.Н. Туполева, впоследствии выдающегося авиаконструктора. Первый опытный катер "АНТ-3" ("Первенец"), построенный в Москве, испытывался в Севастополе. Катер имел водоизмещение 8,91 т, мощность двух бензиновых моторов 1200 л. с., скорость хода 54 узла. Длина наибольшая: 17,33 м, ширина 3,33 м, осадка 0,9 м, Вооружение: 450-мм торпеда, 2 пулемета, 2 мины.

Сравнивая "Первенец" с одним из трофейных СМВ, выяснили, что английский катер уступал нашему и в скорости и в маневренности. 16 июля 1927 года опытный катер зачислили в состав военно-морских сил на Черном море. "Принимая во внимание, что данный глиссер является опытной конструкцией, - указывалось в приемном акте, - комиссия считает, что ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью и глиссер независимо от некоторых недочетов военно-морского характера подлежит приему в состав Морских Сил РККА... " Работы над усовершенствованием торпедных катеров в ЦАГИ продолжались, и в сентябре 1928 года был спущен на воду серийный катер "АНТ-4" ("Туполев"). До 1932 года наш флот получил десятки таких катеров, названных "Ш-4". На Балтике, Черном море и Дальнем Востоке вскоре появились первые соединения торпедных катеров.

Но "Ш-4" был еще далек от идеала. И в 1928 году флот заказал ЦАГИ еще один торпедный катер, названный в институте "Г-5". Это был новый по тем временам корабль - в его кормовой части находились желобные аппараты для мощных 533-миллиметровых торпед, а на ходовых испытаниях он развил невиданную скорость - 58 узлов с полным боезапасом и 65,3 узла без нагрузки. Военные моряки сочли его лучшим из существующих торпедных катеров как по вооружению, так и по техническим свойствам.


Торпедный катер типа "Г-5"

Головной катер нового типа "ГАНТ-5" или "Г5" (глиссирующий № 5) прошел испытания в декабре 1933 года. Этот катер с металлическим корпусом был лучшим в мире, как по вооружению, так и по техническим свойствам. Он был рекомендован к серийному производству и к началу Великой Отечественной войны стал основным типом торпедных катеров Советского ВМФ. Серийный "Г-5", 1935 г. выпуска, имел водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м. Вооружение: две 533-мм торпеды, 2 пулемета, 4 мины. Выпускался на протяжении 10 лет до 1944 года в различных модификациях. Всего построено более 200 единиц.

"Г-5" прошёл огневое крещение в Испании и в Великой Отечественной войне. На всех морях они не только выходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными лодками, высаживали десанты, осуществляли охрану кораблей и конвоев, тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины. Особенно трудные, а порой - необычные задания выполняли в годы Великой Отечественной войны черноморские катерники. Им приходилось конвоировать... поезда, идущие вдоль Кавказского побережья. Они стреляли торпедами по... береговым укреплениям Новороссийска. И, наконец, обстреливали ракетами фашистские корабли и... аэродромы.

Однако, низкая мореходность катеров, особенно типа "Ш-4", ни для кого не была секретом. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Выпуск торпед гарантировался при волнении не свыше 1 балла, а просто находиться в море катера могли при волнении не свыше 3 баллов. Из-за низкой мореходности "Ш-4" и "Г-5" лишь в очень редких случаях обеспечивали проектную дальность хода, зависевшую не столько от запаса топлива, сколько от погоды.

Этот и ряд других недостатков во многом были обязаны "авиационному" происхождению катеров. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у "Ш-4" и "Г-5" была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же врем создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

Это оказалось очень большим минусом во время боевых действий: десантников приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов - размещать их больше было негде. Из-за отсутствия плоской палубы "Ш-4" и "Г-5", несмотря на сравнительно большие запасы плавучести, практически не могли перевозить серьезный груз. Накануне Великой Отечественной войны были разработаны торпедные катера "Д-3" и "СМ-3" - торпедные катера дальнего действия. "Д-3" имел деревянный корпус, по его проекту был выпущен торпедный катер "СМ-3" со стальным корпусом.


Торпедный катер "Д-3"

Катера типа "Д-3" производились в СССР на двух заводах: в Ленинграде и Сосновке Кировской области. К началу войны Северный флот располагал всего двумя катерами этого типа. В августе 1941 с завода в Ленинграде было получено еще пять катеров. Все они были сведены в отдельный отряд, который и действовал до 1943 года, пока не стали поступать на флот другие "Д-3", а также по ленд-лизу катера союзников. Катера "Д-3" выгодно отличались от своих предшественников торпедных катеров "Г-5", хотя по боевым возможностям они удачно дополняли друг друга.

"Д-3" обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта "Г-5". Торпедные катера этого типа имели полное водоизмещение 32,1 т, наибольшую длину 21,6 м (длина между перпендикулярами - 21,0 м), наибольшую ширину по палубе 3,9 и по скуле - 3,7 м. Конструктивная осадка составляла 0,8 м. Корпус "Д-3" изготовлялся из дерева. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли развивать катерам ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. - до 37 узлов, "паккарды" мощностью по 1200 л. с. - 48 узлов. Дальность плавания полным ходом достигала 320-350 миль, восьмиузловым ходом - 550 миль.

На опытных катерах и серийных "Д-3" впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со "стопа", в то время как катера типа "Г-5" при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов - в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Выстрел торпедами производился с мостика катера воспламенением гальванического запального патрона. Залп дублировался торпедистом с помощью двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате. "Д-3" вооружались двумя 533-мм торпедами образца 1939 г.; масса каждой составляла 1800 кг (заряд тротила - 320 кг), дальность хода при скорости 51 узел - 21 кабельтов (около 4 тыс. м). Стрелковое вооружение "Д-3" состояло из двух пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Правда, в годы войны на катера устанавливали и 20-мм автоматическую пушку «эрликон», и спаренный пулемет «Кольт-браунинг» калибра 12,7 мм, и некоторые другие типы пулеметов. Корпус катера имел толщину 40 мм. При этом днище было трехслойным, а борт и палуба - двухслойными. На наружный слой шла лиственница, а на внутренний - сосна. Обшивка крепилась медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр.

Корпус "Д-3" разделялся на пять водонепроницаемых отсеков четырьмя переборками. В первом отсеке 10-3 шп. располагался форпик, во втором (3-7 шп.) - четырехместный кубрик. Камбуз и выгородка для котла - между 7-м и 9-м шпангоутами, радиокаюта - между 9-м и 11-м. На катерах типа "Д-3" устанавливалось, улучшенное навигационное оборудование по сравнению с тем, что было на "Г-5". Палуба "Д-3" позволяла брать на борт десантную группу, к тому же по ней можно было передвигаться во время похода, что было невозможно на "Г-5". Условия обитаемости экипажа, состоявшего из 8-10 человек, давали возможность катеру подолгу оперировать вдали от основного места базирования. Был предусмотрен и обогрев жизненно важных отсеков "Д-3".


Торпедный катер типа "Комсомолец"

"Д-3" и "СМ-3" были не единственными торпедными катерами, разрабатывавшимися в нашей стране накануне войны. В те же годы группа конструкторов проектировала малый торпедный катер типа "Комсомолец", который, почти не отличаясь от "Г-5" по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение. Строились эти катера на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили наименования: "Тюменский рабочий", "Тюменский комсомолец", "Тюменский пионер".

Торпедный катер типа "Комсомолец", 1944 г. выпуска имел дюралюминиевый корпус. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков (шпация 20-25 см). По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля. Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили. Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого - 10 м. Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов, трубные, а не желобные. Максимальная мореходность торпедоносца составляла 4 балла. Водоизмещение полное 23 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 2400 л. с., скорость хода 48 узлов. Длина наибольшая 18,7 м., ширина 3,4 м., среднее углубление 1 м. Бронирование: 7-мм противопульная броня на рубке. Вооружение: два трубных торпедных аппарата, четыре 12,7-мм пулемета, шесть больших глубинных бомб, дымовая аппаратура. В отличие от остальных катеров отечественной постройки на "Комсомольцах" была бронированная (из листа толщиной 7 мм) рубка. Экипаж насчитывал 7 человек.

Свои высокие боевые качества эти торпедоносцы в наибольшей степени проявили весной 1945 года, когда части Красной Армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров. Пытаясь хоть как-то оттянуть свой неизбежный конец и как можно дольше сохранить порты для эвакуации отступающих войск, фашисты предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти срочные меры в какой-то степени обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ была переброшена четверка "Комсомольцев", вошедшая в состав 3-го дивизиона торпедных катеров.

Это были последние дни Великой Отечественной войны, последние победные атаки торпедных катеров. Окончится война, и символом отваги - потомкам в пример, врагам в назидание - навечно застынут на постаментах овеянные боевой славой "Комсомольцы".


Торпедный катер - это малый боевой корабль, предназначенный для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника. Широко применялся во время Второй мировой войны. К началу войны торпедные катера в основных флотах западных морских держав были представлены слабо, но с началом войны строительство катеров резко возросло. К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. В ходе войны было построено более 30 торпедных катеров, и 166 получено от союзников.

Проект первого глиссирующего советского торпедного катера разработал в 1927 г. коллектив Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) под руководством А.Н. Туполева, впоследствии выдающегося авиаконструктора. Первый опытный катер "АНТ-3" ("Первенец"), построенный в Москве, испытывался в Севастополе. Катер имел водоизмещение 8,91 т, мощность двух бензиновых моторов 1200 л. с., скорость хода 54 узла. Длина наибольшая: 17,33 м, ширина 3,33 м, осадка 0,9 м, Вооружение: 450-мм торпеда, 2 пулемета, 2 мины.

Сравнивая "Первенец" с одним из трофейных СМВ, выяснили, что английский катер уступал нашему и в скорости и в маневренности. 16 июля 1927 года опытный катер зачислили в состав военно-морских сил на Черном море. "Принимая во внимание, что данный глиссер является опытной конструкцией, - указывалось в приемном акте, - комиссия считает, что ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью и глиссер независимо от некоторых недочетов военно-морского характера подлежит приему в состав Морских Сил РККА... " Работы над усовершенствованием торпедных катеров в ЦАГИ продолжались, и в сентябре 1928 года был спущен на воду серийный катер "АНТ-4" ("Туполев"). До 1932 года наш флот получил десятки таких катеров, названных "Ш-4". На Балтике, Черном море и Дальнем Востоке вскоре появились первые соединения торпедных катеров.

Но "Ш-4" был еще далек от идеала. И в 1928 году флот заказал ЦАГИ еще один торпедный катер, названный в институте "Г-5". Это был новый по тем временам корабль - в его кормовой части находились желобные аппараты для мощных 533-миллиметровых торпед, а на ходовых испытаниях он развил невиданную скорость - 58 узлов с полным боезапасом и 65,3 узла без нагрузки. Военные моряки сочли его лучшим из существующих торпедных катеров как по вооружению, так и по техническим свойствам.

Торпедный катер типа "Г-5"

Головной катер нового типа "ГАНТ-5" или "Г5" (глиссирующий № 5) прошел испытания в декабре 1933 года. Этот катер с металлическим корпусом был лучшим в мире, как по вооружению, так и по техническим свойствам. Он был рекомендован к серийному производству и к началу Великой Отечественной войны стал основным типом торпедных катеров Советского ВМФ. Серийный "Г-5", 1935 г. выпуска, имел водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м. Вооружение: две 533-мм торпеды, 2 пулемета, 4 мины. Выпускался на протяжении 10 лет до 1944 года в различных модификациях. Всего построено более 200 единиц.

"Г-5" прошёл огневое крещение в Испании и в Великой Отечественной войне. На всех морях они не только выходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными лодками, высаживали десанты, осуществляли охрану кораблей и конвоев, тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины. Особенно трудные, а порой - необычные задания выполняли в годы Великой Отечественной войны черноморские катерники. Им приходилось конвоировать... поезда, идущие вдоль Кавказского побережья. Они стреляли торпедами по... береговым укреплениям Новороссийска. И, наконец, обстреливали ракетами фашистские корабли и... аэродромы.

Однако, низкая мореходность катеров, особенно типа "Ш-4", ни для кого не была секретом. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Выпуск торпед гарантировался при волнении не свыше 1 балла, а просто находиться в море катера могли при волнении не свыше 3 баллов. Из-за низкой мореходности "Ш-4" и "Г-5" лишь в очень редких случаях обеспечивали проектную дальность хода, зависевшую не столько от запаса топлива, сколько от погоды.

Этот и ряд других недостатков во многом были обязаны "авиационному" происхождению катеров. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у "Ш-4" и "Г-5" была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же врем создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

Это оказалось очень большим минусом во время боевых действий: десантников приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов - размещать их больше было негде. Из-за отсутствия плоской палубы "Ш-4" и "Г-5", несмотря на сравнительно большие запасы плавучести, практически не могли перевозить серьезный груз. Накануне Великой Отечественной войны были разработаны торпедные катера "Д-3" и "СМ-3" - торпедные катера дальнего действия. "Д-3" имел деревянный корпус, по его проекту был выпущен торпедный катер "СМ-3" со стальным корпусом.

Торпедный катер "Д-3"

Катера типа "Д-3" производились в СССР на двух заводах: в Ленинграде и Сосновке Кировской области. К началу войны Северный флот располагал всего двумя катерами этого типа. В августе 1941 с завода в Ленинграде было получено еще пять катеров. Все они были сведены в отдельный отряд, который и действовал до 1943 года, пока не стали поступать на флот другие "Д-3", а также по ленд-лизу катера союзников. Катера "Д-3" выгодно отличались от своих предшественников торпедных катеров "Г-5", хотя по боевым возможностям они удачно дополняли друг друга.

"Д-3" обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта "Г-5". Торпедные катера этого типа имели полное водоизмещение 32,1 т, наибольшую длину 21,6 м (длина между перпендикулярами - 21,0 м), наибольшую ширину по палубе 3,9 и по скуле - 3,7 м. Конструктивная осадка составляла 0,8 м. Корпус "Д-3" изготовлялся из дерева. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли развивать катерам ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. - до 37 узлов, "паккарды" мощностью по 1200 л. с. - 48 узлов. Дальность плавания полным ходом достигала 320-350 миль, восьмиузловым ходом - 550 миль.

На опытных катерах и серийных "Д-3" впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со "стопа", в то время как катера типа "Г-5" при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов - в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Выстрел торпедами производился с мостика катера воспламенением гальванического запального патрона. Залп дублировался торпедистом с помощью двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате. "Д-3" вооружались двумя 533-мм торпедами образца 1939 г.; масса каждой составляла 1800 кг (заряд тротила - 320 кг), дальность хода при скорости 51 узел - 21 кабельтов (около 4 тыс. м). Стрелковое вооружение "Д-3" состояло из двух пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Правда, в годы войны на катера устанавливали и 20-мм автоматическую пушку «эрликон», и спаренный пулемет «Кольт-браунинг» калибра 12,7 мм, и некоторые другие типы пулеметов. Корпус катера имел толщину 40 мм. При этом днище было трехслойным, а борт и палуба - двухслойными. На наружный слой шла лиственница, а на внутренний - сосна. Обшивка крепилась медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр.

Корпус "Д-3" разделялся на пять водонепроницаемых отсеков четырьмя переборками. В первом отсеке 10-3 шп. располагался форпик, во втором (3-7 шп.) - четырехместный кубрик. Камбуз и выгородка для котла - между 7-м и 9-м шпангоутами, радиокаюта - между 9-м и 11-м. На катерах типа "Д-3" устанавливалось, улучшенное навигационное оборудование по сравнению с тем, что было на "Г-5". Палуба "Д-3" позволяла брать на борт десантную группу, к тому же по ней можно было передвигаться во время похода, что было невозможно на "Г-5". Условия обитаемости экипажа, состоявшего из 8-10 человек, давали возможность катеру подолгу оперировать вдали от основного места базирования. Был предусмотрен и обогрев жизненно важных отсеков "Д-3".

Торпедный катер типа "Комсомолец"

"Д-3" и "СМ-3" были не единственными торпедными катерами, разрабатывавшимися в нашей стране накануне войны. В те же годы группа конструкторов проектировала малый торпедный катер типа "Комсомолец", который, почти не отличаясь от "Г-5" по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение. Строились эти катера на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили наименования: "Тюменский рабочий", "Тюменский комсомолец", "Тюменский пионер".

Торпедный катер типа "Комсомолец", 1944 г. выпуска имел дюралюминиевый корпус. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков (шпация 20-25 см). По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля. Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили. Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого - 10 м. Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов, трубные, а не желобные. Максимальная мореходность торпедоносца составляла 4 балла. Водоизмещение полное 23 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 2400 л. с., скорость хода 48 узлов. Длина наибольшая 18,7 м., ширина 3,4 м., среднее углубление 1 м. Бронирование: 7-мм противопульная броня на рубке. Вооружение: два трубных торпедных аппарата, четыре 12,7-мм пулемета, шесть больших глубинных бомб, дымовая аппаратура. В отличие от остальных катеров отечественной постройки на "Комсомольцах" была бронированная (из листа толщиной 7 мм) рубка. Экипаж насчитывал 7 человек.

Свои высокие боевые качества эти торпедоносцы в наибольшей степени проявили весной 1945 года, когда части Красной Армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров. Пытаясь хоть как-то оттянуть свой неизбежный конец и как можно дольше сохранить порты для эвакуации отступающих войск, фашисты предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти срочные меры в какой-то степени обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ была переброшена четверка "Комсомольцев", вошедшая в состав 3-го дивизиона торпедных катеров.

Это были последние дни Великой Отечественной войны, последние победные атаки торпедных катеров. Окончится война, и символом отваги - потомкам в пример, врагам в назидание - навечно застынут на постаментах овеянные боевой славой "Комсомольцы".


СОВЕТСКИЕ ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА В ВОВ. Торпедный катер – это малый боевой корабль, предназначенный для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника. К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. В ходе войны строились новые отечественные ТК, и еще 166 ("Хиггинс" и "Воспер") получено от союзников. На фото: 1.Советский торпедный катер ТКА-15 в порту Полярный; 2.Торпедный катер типа Г-5.

В книге «Война на море в восточно-европейских водах в 1941-1945 гг.» (Мюнхен, 1958) немецкий историк Ю. Мейстер пишет: «Русские катера нападали днем так же, как и ночью. Часто они поджидали немецкие караваны, укрываясь за скалами в маленьких бухтах. Русские торпедные катера были постоянно растущей угрозой для немецких конвоев».

На фото: Торпедный катер Северного флота типа Д-3 в походе. Торпедные катера использовались в ВОВ не только для атак вражеских судов, но и для высадки десантов морпехов и подвозки боеприпасов на плацдармы, поставки минных заграждений, охоты за вражескими подводными лодками, охраны кораблей и конвоев, обстрела побережья, траления фарватеров (бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины).

Вице-адмирал А. Кузьмин, в годы войны командовавший бригадой торпедных катеров на Севере, писал: "Наши отечественные торпедные катера, в частности Д-3, нравились нам больше иностранных. После установки моторов новой марки они развивали такую же скорость, как "хиггинсы", а были чуть ли не вдвое меньше их по тоннажу и потому намного превосходили в маневренности. Низкий силуэт, мала осадка и надежная система глушителей делали наши Д-3 незаменимыми для действий у побережья противника".

На фото: Торпедный катер типа Г-5 Черноморского флота идёт на швартовку. Из торпедных катеров наиболее массовыми сериями строились катера ближнего действия типа Г-5. Они поступали в состав флота с 1933 по 1944 год. При водоизмещении порядка 18 тонн катер имел две 53-см торпеды в аппаратах желобного типа и мог развивать скорость хода свыше 50 узлов. Первые катера типа Г-5 создавались авиационными специалистами (главный конструктор А. Н. Туполев), и это наложило отпечаток на их конструкцию. Они снабжались авиационными моторами, имели дюралевые профили, сложную форму корпуса, в том числе в надводной части, и другие особенности.

На фото: Советский торпедный катер типа Г-5 идет полным ходом. Всего было построено 329 катеров типа Г-5, из них 76 - в годы войны. На замену этому катеру, но в его габаритах, следовала серия катеров типа «Комсомолец» с улучшенной мореходностью и повышенной дальностью плавания. Новые катера имели оружие - два трубных 45-см торпедных аппарата, четыре крупнокалиберных пулемета и были более технологичны для судостроительных заводов.

На фото: Герой Советского Союза Гуманенко Владимир Поликарпович ставит боевую задачу экипажу торпедного катера ТК-51. Июль 1941 года. Группа торпедных катеров базировалась тогда на островах Моонзундского архипелага, оборона которых мешала гитлеровскому флоту перейти к активным действиям в Рижском и Финском заливах. Днем 12. VII на подходах к Ирбенскому проливу наши посты обнаружили несколько миноносцев противника, а затем и транспорта, идущие к Риге. Первый удар по этому конвою, насчитывавшему более S0 вымпелов, нанесли береговые батареи и авиация, а ночью вышел в море отряд катеров под командованием лейтенанта В. П. Гуманенко (командиры: М. Г. Чебыкин, В. И. Белугин, И. С. Иванов и A. И. Афанасьев).

На фото: Советские торпедные катера Северного флота типа Д-3 в походе. Уже рассветало, когда головной катер обнаружил конвой на расстоянии 35 кабельтовых. Весь отряд устремился в атаку. Противник, очевидно, совершенно не ожидал напета катеров в светлое время и огонь - очень сильный, но беспорядочный - открыл с опозданием, уже с 20 кабельтовых. Катер Чебыкина вырвался вперед, атаковал обеими торпедами головное судно и уже после этого был накрыт вражеским снарядом - правый мотор вышел из строя. В это время катер Афанасьева закончил постановку дымовой завесы, закрывшей катера, и сам выпустил торпеды - по концевому транспорту; затем он повернул к поврежденному катеру, который подвергался особенно сильному обстрелу, и отдельной дымовой завесой прикрыл его отход. Даже теряя друг друга из виду, командиры действовали в бою очень слаженно и дружно...

На фото: Моряки торпедного катера Северного флота ставят дымовую завесу. Белугин атаковал самоходную баржу с танками, но из-за малой осадки баржи торпеда прошла под ее килем. Вторую торпеду он выпустил по тому же судну, по которому стрелял Иванов (транспорт пошел ко дну), а затем вернулся к самоходке и открыл огонь из крупнокалиберного пулемета, стараясь поразить ее ниже ватерлинии. Иванов, второй торпедой потопив миноносец, пришел на помощь: совместными усилиями они отправили на дно и баржу с танками. Десантная операция врага была сорвана, катерники одержали победу. Поврежденный катер Чебыкина удалось привести в базу. В неравном бою - ведь суда противника охранялись очень мощным эскортом из миноносцев, сторожевых кораблей и катеров, происходившем в светлое время суток (это была едва пи не первая дневная атака торпедных катеров в истории нашего флота), экипажи проявили высокое мужество и отвагу. Противник имел случай убедиться, что ему не придется безнаказанно бороздить наши воды, однако явно продолжал недооценивать боевые качества балтийских катерников.

На фото: Пулеметчик торпедного катера Сев флота типа Д-3 ТКА-11 М.А. Тревогов у кормового 12,7-мм пулемета ДШК. Август 1941 г. моряки торпедных катеров отметили еще одной яркой победой. Утром летчики сообщили, что видят к западу от Виндавы конвой, идущий курсом на Ирбены. В 13.20 три катера, ведомых А. И. Афанасьевым, Н. Ф. Балашовым и B. М. Жильцовым, вышли в море. На этот раз их повел в бой капитан-лейтенант С. А. Осипов. б 14.30 увидели на горизонте большое черное облако - горел танкер, подожженный нашими самолетами, а затем и отдельные дымы идущих к Риге кораблей и транспортов врага. Осипов сразу же отметил, что юго-западный ветер относит дым от горящего судна на наши катера и решил воспользоваться им как прикрытием, чтобы максимально сблизиться с противником. Подойдя ближе, моряки насчитали в составе конвоя более 20 единиц, в том числе два больших транспорта под охраной двух миноносцев, трех сторожевых кораблей, двух тральщиков и нескольких крупных торпедных катеров. По сигналу катера перестроились и строем уступа на полном ходу ринулись вперед. Когда до кораблей эскорта оставалось еще около 90 кабельтовых, фашисты открыли ураганный огонь. Торпедные катера врага устремились в контратаку, но были встречены такими меткими очередями (стреляли боцмана И. Я. Устимов, В. А. Кузнецов и М. В. Алексеев), что нервы у немцев, очевидно, не выдержали, они повернули назад и укрылись за бортами своих кораблей. Первый этап боя был выигран.

На фото: Д-3. На переднем плане видна передняя часть советской 533-мм торпеды. Катера стремительно сближались с врагом. Вода вокруг буквально кипела: фашисты использовали все огневые средства - стреляли орудия всех калибров, автоматы, пулеметы. И снова катер Афанасьева повернул вдоль колонны вражеских кораблей, ставя дымовую завесу. Весь огонь немцы сосредоточили на нем, дно Афанасьев твердо вел катер вперед, Только выполнив свою основную задачу - создав благоприятные для атаки условия своим боевым друзьям, он присоединился к ним и выпустил торпеду по оказавшемуся ближе всех сторожевому кораблю. В разгар боя Афанасьев заметил, что катера стали видны немецким артиллеристам. Не раздумывая, он опять повернул вдоль строя, прошел еще ближе. К кораблям противника и поставил еще одну дымовую завесу. Это и решило исход атаки. Сам Афанасьев второй торпедой выстрелил в транспорт. Тем временем Жильцов, сблизившись до 4 кабельтовых, одной торпедой повредил миноносец, а затем, отвергнув на 10°, другой - потопил транспорт. Почти одновременно Балашов двумя торпедами отправил на дно эскадренный миноносец.