1971 год советская орбитальная космическая станция. Школьная энциклопедия

19 апреля 1971 года на орбиту была выведена первая в истории космическая станция. Она доказала приоритет советской космонавтики, опередив аналогичную американскую разработку на два года. Но за это была заплачена большая цена.

1. Спор Королева с Челомеем

Идею орбитальной станции, на которой длительное время могут работать космонавты, высказывал еще Циолковский . Реальная возможность осуществить ее появилась сразу после того, как в октябре 1957 года Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. Поскольку американцы несколько отставали по части создания ракеты-носителя необходимой мощности, то первой на орбиту вышла наша станция «Салют».

Дискуссии по концепции станции развернулись в конце 50-х годов. Главными «противоборствующими лагерями» были ОКБ-1 Королева и ОКБ-52 Челомея . Королев предлагал сделать станцию сборной: несколько ракет доставят в космос ее узлы, и на орбите они будут смонтированы. Но победило предложение Челомея — станция цельная, доставляется одной ракетой. И ее габариты определяются возможностями ракеты-носителя.

Работы над проектом начались осенью 1964 года. А в 1967 году он был принят межведомственной комиссией, главную скрипку в которой играло Министерство обороны.

2. Хочешь «Мира» — готовься к войне

И проект, и станция назывались «Алмаз». Главным ее предназначением был сбор разведывательной информации. То есть находящийся на станции экипаж должен был фотографировать интересующие военных наземные объекты и периодически отправлять на Землю в специальной баллистической капсуле отснятые пленки. Столь «варварская» передача информации на Землю объясняется тем, что тогда не существовало ни сканеров, ни цифровых камер. Да и радиоканал связи с Землей имел низкую пропускную способность. С его помощью можно было передавать лишь самые важные снимки.

Спускаемая капсула имела пороховой заряд, парашютную систему, сбрасываемый теплозащитный экран и спускаемый отсек с радиомаяком.

Следует сказать, что во время работы над проектом Советский Союз уже имел спутники-шпионы, которые решали именно эту проблему. Однако они фотографировали поверхность земли не выборочно, и процент ценных кадров при этом был невелик.

Станция должна была выводиться на орбиту тяжелой ракетой «Протон» УР-500 разработки Челомея. Предполагалось, что тот же носитель будут использовать и для отправки на станцию сменяемых экипажей из трёх космонавтов каждый. Однако затем сочли, что это слишком дорогое удовольствие, поскольку «Протон» стоит дороже ракет Королева.

3. Для работы и для отдыха

Масса станции составляла 18,6 тонны, длина — 13,6 м, максимальный диаметр — 4,15 м. Общий герметичный объем составлял 82 куб.м. Станция имела три отсека. В первом, условно названным носовым, располагались спальные места, столик для приема пищи, кресло для отдыха и обзорные иллюминаторы.

За ним — рабочий отсек с пультом управления, рабочим местом, оптическим визиром, позволяющим останавливать «бег» земной поверхности и наблюдать отдельные детали, панорамно-обзорное устройство для широкого обзора Земли, перископическое устройство для осмотра окружающего космического пространства. Далее находился отсек, в котором был расположен большой оптический телескоп для наблюдения и фотографирования Земли.

Предполагалась установка авиационной скорострельной пушки для защиты от американских спутников-перехватчиков. При запуске станции она была закрыта обтекаемым кожухом. В космосе он отстыковывался. После чего разворачивались антенны и солнечные батареи.

4. Дорого «яичко» к съезду КПСС

В начале 1970 года были готовы два летных блока станции и начались их стендовые испытания. И в это время из Политбюро поступили пожелания сделать «космический подарок» к XXIV съезду КПСС, намеченному на март 1971 года. Запуск военной орбитальной станции не мог стать достоянием гласности. И в Министерстве общего машиностроения потребовали, чтобы станция стала гражданской. В результате конструкторы стали экстренно переделывать документацию и модернизировать уже имеющиеся корпуса «Алмаза». Гражданская станция получила название «Салют».

Главное отличие «Салюта» от «Алмаза» состояло в использовании другого стыковочного узла, в более мощных солнечных батареях. Новым стыковочным узлом предстояло также оснастить корабль «Союз», которому предстояло доставить экипаж на станцию. Что касается исследовательской и фотографической аппаратуры, то на «Салюте» ее стало меньше. Разумеется, не было и пушки.

5. Жесткая стыковка

«Салют» благополучно вышел на орбиту 19 апреля 1971 года. Правда, съезд к тому времени уже неделю как закрылся.

23 апреля на корабле «Союз-10» на станцию отправился первый экипаж (Шаталов, Елисеев и Рукавишников ), которому предстояло работать на орбите месяц. В процессе стыковки произошло неверное срабатывание системы управления. После касания и захвата стыковочного штыря система коррекции не была отключена. Касание было воспринято системой управления как возникшее возмущение, которое она попыталась скомпенсировать включением корректирующих двигателей. В результате произошла деформация стыковочного узла. Пять часов ушло на то, чтобы все же отсоединить корабль от станции. И «Союз-10» через двое суток благополучно вернулся на землю.

6. Во всем виноват клапан

Следующий экипаж (Добровольский, Волков и Пацаев ) отправился на станцию 7 июня 1971 года. Стыковка прошла нормально, и космонавты приступили к расконсервированию «Салюта». Однако их встретило сильное задымление. После ремонта вентиляционной системы космонавты сутки провели в корабле, дожидаясь окончания регенерации воздуха.

24 дня космонавты работали на станции без каких-либо проблем, выполняя намеченную программу исследований. Но 29 июня произошло возгорание, после чего было решено экстренно возвращаться на землю.

Неприятности продолжились. После закрытия люка корабля индикатор продолжал показывать, что люк открыт. После консультации с ЦУП было решено заблокировать датчик и стартовать.

Во время посадки в результате разгерметизации корабля экипаж погиб. Это произошло из-за того, что в момент расстыковки со станцией открылся один из клапанов, которые впускают воздух при вхождении спускаемого аппарата в атмосферу.

«Салют» был затоплен в Тихом океане 11 октября 1971 года. Драматический полет первой в мире пилотируемой орбитальной станции продолжался 175 суток.

Фото на открытии: РИА Новости/Стыковка на орбите космического корабля «Союз-10» с орбитальной научной станцией «Салют».

Она создавались на базе орбитальной пилотируемой станции военного назначения "Алмаз", которая была разработана в ЦКБМ под руководством главного конструктора Владимира Челомея.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке и создании долговременных орбитальных станций вышло 16 февраля 1970 года , а уже в феврале 1971 года станция была отправлена на космодром.

Она состояла из двух герметичных (переходного и рабочего) и одного негерметичного (агрегатного) отсеков. Переходный отсек — один из жилых отсеков станции (диаметр два метра, длина три метра), был предназначен для проведения научных наблюдений и экспериментов. Стыковочный узел отсека обеспечивал многократную стыковку станции с транспортным космическим кораблем на орбите и переход космонавтов через люк-лаз. Внутри отсека были установлены оборудование систем терморегулирования, жизнеобеспечения, научная аппаратура. Снаружи находились панели солнечных батарей, антенны, датчики, агрегаты системы терморегулирования, блоки звездного телескопа и др. В рабочем отсеке, расположенном в средней части станции и состоявшем из двух зон диаметром 2,9 и 4,15 метра, общей длиной 9,1 метра, были установлены основные приборы и агрегаты систем управления станцией, жизнеобеспечения, энергопитания, аппаратура радиосвязи, а также аппаратура для проведения научных исследований и наблюдений. Он был предназначен для проведения основных операций по управлению полетом, научных исследований и наблюдений, для выполнения космонавтами комплекса физических упражнений, приема пищи, отдыха.

За рабочим отсеком находился негерметичный агрегатный отсек, в котором были размещены корректирующая двигательная установка с запасами топлива, исполнительные органы системы ориентации, основные и дублирующие двигатели малой тяги, а также ряд других агрегатов и приборы. Всего на борту станции было размещено свыше 1300 приборов и агрегатов.

Первоначально долговременную орбитальную станцию планировалось именовать "Зарей", но, узнав, что такое же название уже носит летающий спутник Китая, перед стартом станцию было решено именовать "Салют". Это название и закрепилось за всеми последующими станциями данного типа.

Орбитальная станция "Салют" была выведена на орбиту с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон-К" 19 апреля 1971 года. Первая экспедиция на станцию (космонавты Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников) на космическом корабле "Союз-10" стартовала 23 апреля 1971 года. Полностью состыковаться с "Салютом" не удалось — не произошла "стяжка" корабля и станции до образования внутреннего герметичного перехода. Экипаж облетел станцию, сфотографировал стыковочный узел и возвратился на Землю.

В течение последующих 1,5 месяцев станция совершала полет в автоматическом режиме; проводились работы по контролю состояния и функционирования бортовых систем, поднятию орбиты, приему и обработке научной информации, а на Земле были проведены дополнительные наземные испытания стыковочных узлов и серия интенсивных тренировок космонавтов.

Второй экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева, стартовавший 6 июня 1971 года на корабле "Союз-11", 7 июня успешно состыковался с "Салютом". На орбите начала работать первая в мире пилотируемая орбитальная станция с первым экипажем на борту.

В течение 23 суток полета космонавты провели астрофизические наблюдения, испытания в различных режимах работы бортовых систем, агрегатов и научной аппаратуры. В полете были отработаны методы и автономные средства ориентации и навигации, системы управления космическим комплексом при маневрировании на орбите. Космонавты вели визуальные наблюдения и фотографирование геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, метеорологической обстановки. Они также провели разносторонние медико-биологические исследования.

По завершении программы испытаний 29 июня космонавты перенесли научные материалы из станции в транспортный корабль, расконсервировали его системы, закрыли люки и произвели расстыковку. 30 июня 1971 года космический корабль "Союз-11" совершил посадку в заданном районе. Но на участке спуска корабля за 30 минут до приземления произошло быстрое падение давления в спускаемом аппарате вследствие нарушения герметичности, что привело к гибели космонавтов. Из-за этого дальнейший полет станции "Салют" проходил в беспилотном режиме. В это время на ней систематически проводились научно-технические исследования и контроль работы систем, агрегатов и научной аппаратуры в условиях длительного пребывания в космическом пространстве.

11 октября 1971 года были проведены заключительные операции с целью спуска "Салюта" с орбиты. В результате торможения станция перешла на траекторию спуска, вошла в плотные слои атмосферы над заданным районом акватории Тихого океана и прекратила существование. Первая долговременная орбитальная станция находилась на орбите 176 суток.

Общая масса станции "Салют" после стыковки с транспортным кораблем была равна 25,6 тонны, в том числе масса орбитального блока — 18,9 тонны, масса транспортного корабля — 6,7 тонн. Общая масса научных приборов и инструментов весила свыше 1,2 тонн. Длина в состыкованном состоянии составляла 23 метра, длина орбитального блока — 16 метров, максимальный диаметр — 4,15 метра, максимальный поперечный размер станции по раскрытым солнечным батареям — 11 метров, объем герметичных отсеков — около 100 кубических метров.

Эксплуатация первой ДОС "Салют" выявила ряд ее конструктивных и технических недостатков, которые накладывали существенные ограничения на эффективность использования станции и значительно ограничивали время ее функционирования. Поэтому конструкция следующих станций была доработана и усовершенствована.

С 1973 года по 1986 год были запущены еще шесть орбитальных станций под названием "Салют" — "Салют-2" (1973; из-за разгерметизации не эксплуатировалась в пилотируемом режиме), "Салют-3" (1974-1975), "Салют-4" (1974-1977), "Салют-5" (1976-1977), "Салют-6" (1977-1982) и "Салют-7" (1982-1991), на которых работали советские и зарубежные космонавты. В космосе было проведено множество различных научных экспериментов, отработана система жизнедеятельности космонавтов.

Конструкция "Салютов" стала основой создания не только долговременных орбитальных станций, но и орбитального комплекса "Мир" и российского сегмента Международной космической станции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Она создавались на базе орбитальной пилотируемой станции военного назначения "Алмаз", которая была разработана в ЦКБМ под руководством главного конструктора Владимира Челомея.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке и создании долговременных орбитальных станций вышло 16 февраля 1970 года , а уже в феврале 1971 года станция была отправлена на космодром.

Она состояла из двух герметичных (переходного и рабочего) и одного негерметичного (агрегатного) отсеков. Переходный отсек — один из жилых отсеков станции (диаметр два метра, длина три метра), был предназначен для проведения научных наблюдений и экспериментов. Стыковочный узел отсека обеспечивал многократную стыковку станции с транспортным космическим кораблем на орбите и переход космонавтов через люк-лаз. Внутри отсека были установлены оборудование систем терморегулирования, жизнеобеспечения, научная аппаратура. Снаружи находились панели солнечных батарей, антенны, датчики, агрегаты системы терморегулирования, блоки звездного телескопа и др. В рабочем отсеке, расположенном в средней части станции и состоявшем из двух зон диаметром 2,9 и 4,15 метра, общей длиной 9,1 метра, были установлены основные приборы и агрегаты систем управления станцией, жизнеобеспечения, энергопитания, аппаратура радиосвязи, а также аппаратура для проведения научных исследований и наблюдений. Он был предназначен для проведения основных операций по управлению полетом, научных исследований и наблюдений, для выполнения космонавтами комплекса физических упражнений, приема пищи, отдыха.

За рабочим отсеком находился негерметичный агрегатный отсек, в котором были размещены корректирующая двигательная установка с запасами топлива, исполнительные органы системы ориентации, основные и дублирующие двигатели малой тяги, а также ряд других агрегатов и приборы. Всего на борту станции было размещено свыше 1300 приборов и агрегатов.

Первоначально долговременную орбитальную станцию планировалось именовать "Зарей", но, узнав, что такое же название уже носит летающий спутник Китая, перед стартом станцию было решено именовать "Салют". Это название и закрепилось за всеми последующими станциями данного типа.

Орбитальная станция "Салют" была выведена на орбиту с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон-К" 19 апреля 1971 года. Первая экспедиция на станцию (космонавты Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников) на космическом корабле "Союз-10" стартовала 23 апреля 1971 года. Полностью состыковаться с "Салютом" не удалось — не произошла "стяжка" корабля и станции до образования внутреннего герметичного перехода. Экипаж облетел станцию, сфотографировал стыковочный узел и возвратился на Землю.

В течение последующих 1,5 месяцев станция совершала полет в автоматическом режиме; проводились работы по контролю состояния и функционирования бортовых систем, поднятию орбиты, приему и обработке научной информации, а на Земле были проведены дополнительные наземные испытания стыковочных узлов и серия интенсивных тренировок космонавтов.

Второй экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева, стартовавший 6 июня 1971 года на корабле "Союз-11", 7 июня успешно состыковался с "Салютом". На орбите начала работать первая в мире пилотируемая орбитальная станция с первым экипажем на борту.

В течение 23 суток полета космонавты провели астрофизические наблюдения, испытания в различных режимах работы бортовых систем, агрегатов и научной аппаратуры. В полете были отработаны методы и автономные средства ориентации и навигации, системы управления космическим комплексом при маневрировании на орбите. Космонавты вели визуальные наблюдения и фотографирование геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, метеорологической обстановки. Они также провели разносторонние медико-биологические исследования.

По завершении программы испытаний 29 июня космонавты перенесли научные материалы из станции в транспортный корабль, расконсервировали его системы, закрыли люки и произвели расстыковку. 30 июня 1971 года космический корабль "Союз-11" совершил посадку в заданном районе. Но на участке спуска корабля за 30 минут до приземления произошло быстрое падение давления в спускаемом аппарате вследствие нарушения герметичности, что привело к гибели космонавтов. Из-за этого дальнейший полет станции "Салют" проходил в беспилотном режиме. В это время на ней систематически проводились научно-технические исследования и контроль работы систем, агрегатов и научной аппаратуры в условиях длительного пребывания в космическом пространстве.

11 октября 1971 года были проведены заключительные операции с целью спуска "Салюта" с орбиты. В результате торможения станция перешла на траекторию спуска, вошла в плотные слои атмосферы над заданным районом акватории Тихого океана и прекратила существование. Первая долговременная орбитальная станция находилась на орбите 176 суток.

Общая масса станции "Салют" после стыковки с транспортным кораблем была равна 25,6 тонны, в том числе масса орбитального блока — 18,9 тонны, масса транспортного корабля — 6,7 тонн. Общая масса научных приборов и инструментов весила свыше 1,2 тонн. Длина в состыкованном состоянии составляла 23 метра, длина орбитального блока — 16 метров, максимальный диаметр — 4,15 метра, максимальный поперечный размер станции по раскрытым солнечным батареям — 11 метров, объем герметичных отсеков — около 100 кубических метров.

Эксплуатация первой ДОС "Салют" выявила ряд ее конструктивных и технических недостатков, которые накладывали существенные ограничения на эффективность использования станции и значительно ограничивали время ее функционирования. Поэтому конструкция следующих станций была доработана и усовершенствована.

С 1973 года по 1986 год были запущены еще шесть орбитальных станций под названием "Салют" — "Салют-2" (1973; из-за разгерметизации не эксплуатировалась в пилотируемом режиме), "Салют-3" (1974-1975), "Салют-4" (1974-1977), "Салют-5" (1976-1977), "Салют-6" (1977-1982) и "Салют-7" (1982-1991), на которых работали советские и зарубежные космонавты. В космосе было проведено множество различных научных экспериментов, отработана система жизнедеятельности космонавтов.

Конструкция "Салютов" стала основой создания не только долговременных орбитальных станций, но и орбитального комплекса "Мир" и российского сегмента Международной космической станции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

19 апреля 1971 г. в 4 часа 40 минут 0 секунд с космодрома Байконур стартовала РН «Протон», которая вывела первую в мире орбитальную станцию «Салют-1» (также проходит в документах как «Изделие 17К» или №121) на орбиту с параметрами: минимальная высота над поверхностью Земли - 200 км, максимальная высота над поверхностью Земли- 222 км, период обращения - 88.5 мин, наклонение орбиты - 51.6°.
Первую орбитальную станцию планировали назвать «Заря» и именно это слово было написано на борту станции. Однако уже на Байконуре выяснилось, что такое же название имеет запущенный в 1970 г. первый китайский спутник и станцию решили переименовать. По другой версии, название «Заря» можно было перепутать с радиопозывным Земли. Так или иначе, «Заря» стала «Салютом», а потом это название унаследовали и другие орбитальные станции, причем из соображений секретности их называли и ДОСы, и «Алмазы».
"Салют" - серия советских пилотируемых орбитальных станций (ОС) СССР для полетов по орбите вокруг Земли. Под общим названием "Салют" на орбиту выводились орбитальные станции по гражданской программе "Долговременная орбитальная станция" разработки Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, ныне Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева) и по военной программе "Алмаз" (ОПС) разработки Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ, ныне Военно-промышленная корпорация "НПО машиностроения"). Предназначены для решения широкого круга задач: медико-биологических исследований с изучением воздействия длительной невесомости на организм человека, астрофизических исследований, исследования поверхности и атмосферы Земли, проведение научно-технических экспериментов, проверки принципов создания ОС и перспективных космических аппаратов. Всего было выведено в космос 7 станций типа "Салют". Полеты осуществлялись с космонавтами на борту и в автоматическом режиме.
На первые модификации ОС: "Салют-1", "Салют-3", "Салют-4", "Салют-5" экипаж и грузы доставлялись на космических кораблях "Союз". Поскольку срок активного функционирования станции на орбите ограничивался запасами топлива для коррекции орбиты, борьбы с торможением и ориентации при сближении с кораблями, а осуществление пилотируемых полетов - запасами средств обеспечения жизнедеятельности, на модификациях "Салют-6" и "Салют-7" со стороны агрегатного отсека был установлен второй стыковочный узел, наличие которого позволило пополнять расходуемые ресурсы ОС (топливо, оборудование, приборы, кислород, вода, пища и др.), доставляя их на ГТК "Прогресс".
Вместо корректирующей двигательной установки была размещена объединенная двигательная установка, способная многократно дозаправляться в полете топливом с "грузовика". Для доставки космонавтов на станции "Салют-6" и "Салют-7" кроме космических кораблей "Союз" использовались корабли "Союз Т".На орбиту станции "Салют" выводились с помощью ракет-носителей "Протон". Масса полностью заправленной и укомплектованной ОС "Салют" после выведения на орбиту 18,9 т. Длина - 13,6 м-16 м. Максимальный диаметр корпуса обитаемых отсеков - 4,15 м, максимальный поперечный размер (по раскрытым солнечным батареям) - 16,5 м. Объем обитаемых отсеков - 82,5 куб. м. Снаружи корпус покрыт экранно-вакуумной теплоизоляцией.

1-антенны радиотехнической системы сближения и стыковки «Игла»; 2-баллоны системы наддува; 3-звездный телескоп «Орион»; 4-иллюминаторы; 5-панель солнечных батарей; 6-антенны радиотелеметрических систем;
Орбитальная станция «Салют-1» состояла из трех отсеков : два герметичных отсека (переходной и рабочий) и одного негерметического отсека (агрегатный).
Переходный отсек (ПхО) был выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 2.1 м, переходящей в коническую проставку, соединяющуюся с рабочим отсеком (РО). Общая длина ПхО со стыковочным узлом - 3 м, герметичный объем ПхО - 8.1 м3. Внутри ПхО было установлено аппаратуру и оборудование систем жизнеобеспечения и терморегулирования, пост с пультом управления ультрафиолетовым телескопом «Орион», а также шлюзовая камера для транспортировки фотокассет телескопа.
На боковой поверхности ПхО размещался люк диаметром 80 см для выхода космонавтов в открытый космос. Снаружи отсека располагались две жестко закрепленные панели солнечных батарей, антенны системы сближения и стыковки «Игла», солнечные и ионные датчики системы ориентации, агрегаты системы терморегулирования, баллоны со сжатым воздухом системы наддува ПхО. В специальной сферической нише был установлен ультрафиолетовый телескоп «Орион» (разработчик - Бюраканская астрофизическая обсерватория). На внешнем торце ПхО размещался пассивный агрегат стыковки (типа «конус») с внутренним люком-лазом для перехода экипажа из транспортного корабля 7К-Т в орбитальную станцию. Другим торцом ПхО жестко соединялся с РО. Проход из ПхО в РО осуществлялся через гермолюк диаметром 80 см с автоматическим и ручным приводами.
Рабочий отсек - основное помещение станции, где должны были работать и жить космонавты, конструктивно был выполнен в виде двух цилиндров, соединенных коническим переходником длиной 1.2 м. Малый цилиндр имел диаметр 2.9 м и длину 3.8 м. Диаметр большого цилиндра-4.15 м, длина - 2.7 м (до стыка с АО). Торцевые поверхности РО образованы сферическими оболочками. Общая длина РО-7.7м, герметичный объем - 74 м3.

1-отсек научной аппаратуры; 2-датчик регистрации микрометеоритов; 3-центральный пост управления; 4-установка для регенерации воздуха; 5-рабочий стол; 6-иллюминаторы; 7-антенны радиотелеметрических систем; 8-бегущая дорожка; 9-спальное место; 10-баки системы водоснабжения; 11-фотоаппарат; 12-аппаратура для биологических исследований; 13-холодильник для продуктов питания.
В зоне малого диаметра РО у люка для перехода в ПхО размещался центральный пост управления станцией (для двух космонавтов) с пультами и бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ). В этой же части отсека располагались два поста для проведения астроориентации, приборы системы ориентации, иллюминаторы, а также стол для работы и приема пищи, бак с питьевой водой, подогреватель пищи, бортовая документация, магнитофон и другие бытовые предметы.
В зону большого диаметра РО сбоку «вклинивался» негерметический отсек научной аппаратуры (ОНА) в виде конуса до потолка станции. В нем размещался орбитальный солнечный телескоп ОСТ-1 (разработки Крымской астрофизической обсерватории) и другие научные приборы. Здесь же располагались три поста для работы с научно-исследовательской аппаратурой в состав которой, помимо ОСТ-1, входили рентгеновский телескоп РТ-2 (ФИАН), инфракрасный телескоп-спектрометр ИТС-К, визир с 60-кратным увеличением ОД-4, фотоэмульсионная камера ФЭК-7А и другая аппаратура. Для фотографирования поверхности Земли использовались фотоаппараты АФА-41/20 и АФА-М-31. Для медицинских исследований применялась аппаратура и устройства: «Полином-2М», «Левкой-2М», «Тонометр», «Резеда-2М», «Пальма-2М», «Импульс», «Вертикаль-М», «Плотность», «Радуга», «Кресло». Общая масса научного оборудования составляла 1.5 т.
В зоне большого диаметра РО также находились спальные места космонавтов, тренажеры для физических тренировок («бегущая дорожка» и велоэргометр), холодильники с запасами продуктов питания, емкости с водой. В торце отсека находился туалет, или «ассенизационно-санитарное устройство» (АСУ). В боковых панелях и панелях пола и потолка РО размещались приборы и агрегаты систем управления станцией, жизнеобеспечения, терморегулирования, электропитания, радиосвязи, траекторных измерений и командной радиолинии. На внешней поверхности РО были установлены радиаторы системы терморегулирования, а также антенны систем: радиосвязи «Заря», телеметрии РТС-9, радиоконтроля орбиты «Рубин» и командной радиолинии ДРС (все эти системы были заимствованы с корабля 7К-ОК).

1-антенны радиотехнической системы сближения и стыковки «Игла»; 2-антенны радиотелеметрических систем; 3-топливные баки; 4-двигатели системы ориентации; 5-солнечные батареи.

К торцевой части РО большого диаметра примыкал агрегатный отсек (АО). АО был выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 4.15 м и длиной 1.4 м, соединенной через конический переходник с цилиндрической оболочкой диаметром 2.1 м и длиной 1.8 м. Эта часть АО представляла собой корпус АО корабля 7К-ОК, в котором была установлена корректирующая тормозная двигательная установка КТДУ-66. В состав КТДУ-66 входили основной однокамерный двигатель тягой 417 кгс и резервный двухкамерный двигатель тягой 411 кгс с рулевыми соплами, а также баки с удвоенным (по сравнению с КТДУ-35) запасом топлива.
В АО на большом и малом цилиндре размещались 32 двигателя ориентации (ДО) тягой по 10 кгс. ДО образовывали два независимых комплекта: основной и резервный. В каждом комплекте имелось по 16 ЖРД: 6 - по тангажу, 6 - по рысканью и 4 - по крену. Топливные баки для этих двигателей и баллоны с газом наддува баков размещались в большом диаметре АО. На внешней поверхности цилиндрической части АО малого диаметра крепились две панели солнечных батарей - таких же, как на ПхО.
Система электропитания (СЭП) станции мощностью 2 кВт состояла из двух систем - СЭП-1 и СЭП-2. СЭП-1 работала непрерывно и обеспечивала электроэнергией бортовые системы станции. В нее входили обе пары солнечных батарей, которые подзаряжали две буферные аккумуляторные батареи (АБ). СЭП-2 работала периодически и включалась вручную экипажем. От этой системы электроэнергия поступала только на научное оборудование. В нее входила одна буферная АБ, для заряда которой космонавты периодически подключали к ней часть солнечных батарей. В СЭП использовались стабилизаторы напряжения на 28 В.
СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-1":
19.04.1971 года выведена на орбиту ракетой-носителем "Протон" с космодрома "Байконур". Параметры орбиты: высота в перигее 200 км, высота в апогее 222 км, наклонение 51,6 град.
23.04.1971 года запущен космический корабль "Союз-10" с экипажем: командир В.А. Шаталов, бортинженер А.С. Елисеев, космонавт-исследователь Н.Н. Рукавишников. 24.04.1971 года корабль состыковался с ОС, но из-за неисправности в стыковочно-агрегатном отсеке космического корабля переход экипажа в станцию не состоялся. (25.04.1971 года корабль совершил спуск и посадку).

ЭО-1 (7.06-29.06.1971 г.). Цели: Выполнение первой экспедиции на первой в мире долговременной орбитальной станции. Проведение комплексных научно-технических исследований и экспериментов. Отработка конструкции ОС и бортового обрудования. Экипаж: командир Г.Т. Добровольский, бортинженер В.Н. Волков, космонавт-исследователь В.И. Пацаев. Позывной - "Янтарь". Продолжительность экспедиции 22 суток. Транспортный космический корабль - "Союз-11" (старт - 6.06.1971 г., отделение от станции - 29.06.1971 г., спуск и посадка - 30.06.1971 г.).

Во время спуска произошла аварийная разгерметизация спускаемого аппарата, в результате чего все члены экипажа погибли.
11.11.1971 года ОС прекратила существование.

СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-2":
3.04.1973 года выведена на орбиту ракетой-носителем "Протон" с космодрома "Байконур". Параметры орбиты: высота в перигее 215 км, высота в апогее 260 км, наклонение 51,6 град.
Вследствие отклонений в работе системы ориентации полет проводился только в автоматическом режиме.
29.04.1973 года ОС "Салют-2" прекратила существование.

СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-3":
25.06.1974 года выведена на орбиту ракетой-носителем "Протон" с космодрома "Байконур". Параметры орбиты: высота в перигее 219 км, высота в апогее 270 км, наклонение 51,6 град. Осуществлена 1 пилотируемая экспедиция.

ЭО-1 (5-19.07.1974 г.). Экипаж: командир П.Р. Попович, бортинженер Ю.П. Артюхин. Позывной - "Беркут". Продолжительность экспедиции 14 суток. Транспортный корабль - "Союз-14" (старт 3.07.1974 г.).
23.09.1974 года от станции отделен автоматический возвращаемый аппарат, доставивший на Землю материалы экспедиции ЭО-1.
24.01.1975 года ОС "Салют-3" прекратила существование.

СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-4":
26.12.1974 года выведена на орбиту ракетой носителем "Протон" с космодрома "Байконур". Параметры орбиты: высота в перигее 219 км, высота в апогее 270 км, наклонение 51,6 град. Осуществлено 2 пилотируемых экспедиции.

ЭО-1 (12.01-9.02.1975 г.). Экипаж: командир А.А. Губарев, бортинженер Г.М. Гречко. Позывной - "Зенит". Продолжительность экспедиции 28 суток. Транспортный корабль - "Союз-17" (старт 11.01.1974 г., стыковка с ОС - 12.01.1974 г., отделение, спуск и посадка - 9.02.1974 г.).

ЭО-2 (26.05-26.07.1975 г.). Экипаж: командир П.И. Климук, бортинженер В.И. Севастьянов. Позывной - "Кавказ". Продолжительность экспедиции - 63 суток. Транспортный корабль - "Союз-18" (старт 24.05.1975 г., стыковка с ОС - 26.05.1975 г., отделение, спуск и посадка - 26.07.1975 г.).
19.11.1975 года к станции пристыковался космический корабль "Союз-20", беспилотный (старт 17.11.1975 г. с целью ресурсных испытаний корабля. Отделение, спуск и посадка - 16.02.1976 года.
3.02.1977 года ОС "Салют-4" прекратила существование.
СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-5":
22.06.1976 года выведена на орбиту ракетой носителем "Протон" с космодрома "Байконур". Параметры орбиты: высота в перигее 219 км, высота в апогее 260 км, наклонение 51,6 град. В пилотируемом режиме ОС функционировала 65 суток. Осуществлено 2 ЭО.

ЭО-1 (7.07-24.08.1976 г.). Экипаж: командир Б.В. Волынов, бортинженер В.М. Жолобов. Позывной - "Байкал". Продолжительность экспедиции 48 суток. Транспортный корабль "Союз-21" (старт 6.07.1976 г., стыковка с ОС - 7.07.1976 г., отделение, спуск и посадка - 24.08.1976 г.).

ЭО-2 (8-25.02.1977 г.). Экипаж: командир В.В. Горбатко, бортинженер Ю.Н. Глазков. Позывной - "Терек". Продолжительность 17 суток. Транспортный корабль "Союз-24" (старт 7.02.1977 г., стыковка с ОС 8.02.1977 г., отделение, спуск и посадка 25.02.1977 г.)
8.08.1977г. ОС "Салют-5" прекратила существование.

СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-6":
29.09.1977 года выведена на орбиту ракетой-носителем "Протон" с космодрома "Байконур". Параметры орбиты: высота в перигее 219 км, высота в апогее 275 км, наклонение 51,5 град.
Полет "Салют-6" продолжался 4 года 10 месяцев (29.07.1982 г. станция прекратила существование). Общее время функционирования в пилотируемом режиме 676 суток. Осуществлено 5 основных экспедиций (ЭО) и 11 экспедиций посещения (ЭП). 11 ГТК "Прогресс" доставили на ОС различные грузы.

ЭО-1 (11.12.1977 г.- 16.03.1978 г.). Экипаж: командир Ю.В. Романенко, бортинженер Г.М. Гречко. Позывной - "Таймыр". Транспортный корабль доставки экипажа - "Союз-26" (старт 10.12.1977 г.). Возвращение на корабле "Союз-27". Продолжительность экспедиции 96 суток. В рамках ЭО-1 осуществлено 3 ЭП, пристыкован 1 ГТК "Прогресс".

ЭП-1 (11-16.01.1978 г.). Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер О.Г.Макаров. Позывной - "Памир". Транспортный корабль доставки экипажа - "Союз-27" (старт 10.01.1978 г.). Возвращение на корабле "Союз-26".

ЭП-2 (3-10.03.1978 г.). Первый полет иностранного гражданина (программа "Интеркосмос"). Экипаж: командир А.А. Губарев, бортинженер В. Ремек (Чехословакия). Позывной - "Зенит". Транспортный корабль - "Союз-28" (старт 2.03.1978 г.).
ГТК "Прогресс-1" (20.01-8.02.1978 г.).

ЭО-2 (17.06 - 2.11.1978 г). Экипаж: командир В.В. Коваленок, А.С. Иванченков. Позывной - "Фотон". Транспортный корабль доставки экипажа - "Союз-29" (старт 15.07.1978 г.). Возвращение на корабле "Союз-31". Продолжительность экспедиции 139 суток. Во время ЭО-2 осуществлены 2 ЭО, пристыкованы 3 ГТК "Прогресс".

ЭП-3 (28.06-5.07.1978 г.). Экипаж: командир П.И. Климук, бортинженер М. Гермашевский (Польша). Программа "Интеркосмос". Позывной - "Кавказ". Транспортный корабль доставки и возвращения экипажа - "Союз-30" (старт 27.06.1978 г.).

ЭП-4 (27.08-3.09.1978 г.). Экипаж: командир В.Ф. Быковский, бортинженер З. Йен (ГДР). Программа "Интеркосмос". Позывной - "Ястреб". Транспортный корабль доставки экипажа - "Союз-31" (старт 26.08.1978 г.). Возвращение на корабле "Союз-29".
ГТК "Прогресс-2" (17.07-4.08.1978 г.)
ГТК "Прогресс-3" (8-24.08.1978 г.).
ГТК "Прогресс-4" (4-26.10.1978 г.).

ЭО-3 (26.02-19.08.1979 г.). Экипаж: командир В.А. Ляхов, бортинженер В.В. Рюмин. Позывной - "Протон". Транспортный корабль доставки экипажа "Союз-32" (старт 25.02.1979 г.). Возвращение на корабле "Союз-34". Продолжительность экспедиции 174 суток. В рамках ЭО-3 пристыковано 2 беспилотных космических корабля ("Союз-34" и "Союз Т") и 4 ГТК "Прогресс".
ГТК "Прогресс-5" (12.03-5.04.1979 г.).
ГТК "Прогресс-6" (13.05-10.06.1979 г.).
ГТК "Прогресс-7" (28.06-20.07.1979 г.).
ГТК "Прогресс-8" (27.03-26.04.1980 г.).

ЭО-4 (10.04-11.10.1980 г.). Экипаж: командир Л.И. Попов, бортинженер В.В. Рюмин. Позывной - "Днепр". Транспортный корабль доставки экипажа - "Союз-35" (старт 9.04.1980 г.). Возвращение на корабле "Союз-37"). Продолжительность экспедиции 185 суток. В рамках ЭО-4 осуществлены 4 ЭП, пристыкованы 3 ГТК "Прогресс".

ЭП-5 (27.05-3.06.1980 г.). Экипаж: командир В.Н. Кубасов, бортинженер Б. Фаркаш (Венгрия). Программа "Интеркосмос". Позывной - "Орион". Транспортный корабль доставки экипажа "Союз-36" (старт 26.05.1980 г.). Возвращение на корабле "Союз-35".

ЭП-6 (6-9.06.1980 г.). Экипаж: командир Ю.В. Малышев, бортинженер В.В. Аксенов. Позывной - "Юпитер". Транспортный корабль доставки и возвращения экипажа "Союз Т-2" (старт 5.06.1980 г.).

ЭП-7 (24.07-3.08.1980 г.). Экипаж: командир В.В. Горбатко, бортинженер Фам Туан (Вьетнам). Программа "Интеркосмос". Позывной "Терек". Транспортный корабль доставки экипажа "Союз-37" (старт 23.07.1980 г.). Возвращение на корабле "Союз-36".

ЭП-8 (19-26.09.1980 г.). Экипаж: командир Ю.В. Романенко, бортинженер А.Т. Мендес (Куба). Программа "Интеркосмос". Позывной - "Таймыр". Транспортный корабль доставки и возвращения экипажа "Союз-38" (старт 18.09.1980 г.).
ГТК "Прогресс-9" (23.04-22.05.1980 г.).
ГТК "Прогресс-10" (29.06-20.07.1980 г.).
ГТК "Прогресс-11" (28.09-11.12.1980 г.).

ЭП-9 (28.11-10.12.1980 г.) (целевая ремонтная). Экипаж: командир Л.Д. Кизим, бортинженер О.Г. Макаров, космонавт-исследователь Г.М. Стрекалов. Позывной - "Маяк". Транспортный корабль доставки экипажа на ОС и возвращения - "Союз Т-3" (старт 27.11.1980 г.).

ЭО-5 (13.03-26.05.1981 г.). Экипаж: командир В.В. Коваленок, бортинженер В.П. Савиных. Позывной - "Фотон". Транспортный корабль доставки экипажа на ОС и возвращения "Союз Т-4" (старт 12.03.1981 г.). Продолжительность экспедиции 74 суток. За время работы осуществлены 2 ЭП, пристыкован 1 беспилотный модульный космический корабль.

ЭП-10 (23-30.03.1981 г.). Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер Ж. Гуррагча (Монголия). Программа "Интеркосмос". Позывной - "Памир". Транспортный корабль доставки экипажа на ОС и возвращение "Союз-39" (старт 22.03.1981г.).

Модульный космический корабль "Космос-1267".
Запуск 25.04.1981 года. Стыковка с ОС 19.06.1981 года. Прекратил существование 29.07.1982 года вместе с ОС "Салют-6".

СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-7":
19.04.1982 года выведена на орбиту с параметрами: высота в перигее 219 км, высота в апогее 278 км, наклонение 51,6 град. ракетой-носителем "Протон". Полет станции продолжался 7 лет 9 месяцев 10 дней. Функционирование в пилотируемом режиме - 796 суток. Выполнено 4 ЭО, 5 ЭП, были пристыкованы 12 ГТК "Прогресс" и 3 беспилотных космических аппарата (ИСЗ "Космос").

ЭО-1 (14.05-10.12.1982 г.). Экипаж: командир А.Н. Березовой, бортинженер В.В. Лебедев. Позывной - "Эльбрус". Транспортный корабль доставки экипажа на ОС - "Союз Т-5" (старт 13.06.1982 г.). Возвращение на корабле "Союз Т-7". Продолжительность полета - 211 суток. 1 выход в открытый космос (2 часа 33 минуты). В рамках ЭО-1 было осуществлено 2 ЭП, пристыкованы 4 ГТК "Прогресс".

ЭП-1 (25.06-2.07.1982 г.). Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер А.С. Иванченков, космонавт-исследователь Ж.-Л. Кретьен (Франция). Позывной - "Памир". Транспортный корабль "Союз Т-6" (старт 24.06.1982 г.).

ЭП-2 (20-27.08.1982 г.). Экипаж: командир Л.И. Попов, бортинженер А.А. Серебров, космонавт-исследователь С.Е. Савицкая. Позывной - "Днепр". Транспортный корабль доставки на ОС - "Союз Т-7" (старт 19.08.1982 г.). Возвращение на корабле "Союз Т-5".
ГТК "Прогресс-13" (23.05-6.06.1982 г.).
ГТК "Прогресс-14" (10.07-13.08.1982 г.).
ГТК "Прогресс-15" (18.09-16.10.1982 г.).
ГТК "Прогресс-16" (31.10-14.12.1982 г.).

ИСЗ "Космос-1443" . Старт 2.03.1983 года. Стыковка с ОС 10.03.1983 года. Отделение от станции 14.08.1983 года. Отделение, спуск и посадка спускаемого аппарата 23.08.1983 года. Спуск с орбиты 19.09.1983 года (прекратил существование).

ЭО-2 (28.06-23.11.1983 г.). Экипаж: командир В.А. Ляхов, бортинженер А.П. Александров. Позывной - "Протон". Транспортный корабль "Союз Т-9"(старт 27.06.1983 г.). Продолжительность полета 150 суток. 2 выхода в открытый космос (2 часа 50 минут и 2 часа 55 минут). ЭП не было. Были пристыкованы 2 ГТК "Прогресс".
ГТК "Прогресс-17" (17.08-18.09.1983 г.).
ГТК "Прогресс-18" (20.10-16.11.1983 г.).

ЭО-3 (9.02-2.10.1984 г.). Экипаж: командир Л.Д. Кизим, бортинженер В.А. Соловьев, космонавт-исследователь врач О.Ю. Атьков. Позывной - "Маяк". Транспортный корабль доставки экипажа на станцию - "Союз Т-10" (старт 8.02.1984 г.). Продолжительность экспедиции 237 суток. В рамках ЭО-3 выполнено 2 ЭП, пристыкованы 5 ГТК "Прогресс". Выполнено 6 выходов в открытый космос (4 часа 15 минут, 5 часов 00 минут, 3 часа 45 минут, 2 часа 45 минут, 3 часа 5 минут, 5 часов 00 минут), во время которых выполнен уникальный ремонт магистралей объединенной двигательной установки, а также смонтированы две дополнительные солнечные батареи с новыми фотоэлементами.

ЭП-3 (4 -11.04.1984 г.). Экипаж: командир Ю.В. Малышев, бортинженер Г.М. Стрекалов, космонавт-исследователь Ракеш Шарма (Индия). Позывной - "Юпитер". Транспортный корабль доставки экипажа на ОС - "Салют Т-11" (старт 3.04.1984 г.). Возвращение на корабле "Союз Т-10".

ЭП-4 (18-29.07.1984 г.). Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер С.Е. Савицкая, космонавт-исследователь И.П. Волк. Позывной - "Памир". Транспортный корабль "Союз Т-12" (старт 17.07.1984 г.). Впервые в мире в открытый космос вышла женщина-космонавт (время работы - 3 часа 35 минут). На внешней поверхности станции был выполнен эксперимент с использованием универсального ручного инструмента (сварка, пайка, резка, напыление).
ГТК "Прогресс-19" (21.02-1.04.1984 г.).
ГТК "Прогресс-20" (15.04-7.05.1984 г.).
ГТК "Прогресс-21" (18-26.05.1984 г.).
ГТК "Прогресс-22" (28.05-16.07.1984 г.).
ГТК "Прогресс-23" (14-28.08.1984 г.).

ЭО-4 (8.06-21.11.1985 г.). Экспедиция состояла из двух этапов. Во время экспедиции к ОС были пристыкованы два беспилотных космических аппарата: 1 ГТК "Прогресс" и 2 ИСЗ "Космос".

ЭО-4 (1-й этап) 8.06-26.09.1985 года. Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер В.П. Савиных. Позывной - "Памир". Транспортный корабль "Союз Т-13" (старт 6.06.1985 г.). Выполнен ремонт ОС, потерявшей управляемость во время полета в автоматическом режиме. Космонавты 1 раз выходили в открытый космос с целью завершения работ по монтажу дополнительных солнечных батарей, начатых ЭО-3 (время пребывания в открытом космосе 5 часов 00 минут).

ЭО-4 (2-й этап) 26.09-21.11.1985 года. Экипаж: командир В.В. Васютин, бортинженер Г.М. Гречко, космонавт-исследователь А.А. Волков. Позывной "Чегет". Транспортный корабль "Союз Т-14" (старт 17.09.1985 г., стыковка с ОС 18.09.1985 г.). Во время совместного полета станции и двух кораблей произошла частичная замена в составе ЭО-4: В.А. Джанибеков и Г.М. Гречко 26.09.1985 г. возвратились на корабле "Союз Т-13", а на станции остался экипаж в составе: В.В. Васютин, В.П. Савиных, А.А. Волков.
ГТК "Прогресс-24" (21.06-16.07.1985 г.).
ИСЗ "Космос-1669" (аналог ГТК "Прогресс") (19.07-30.08.1985 г.).
ИСЗ Космос-1686" (модульный космический корабль). Старт 27.09.1985 г. Стыковка с ОС 21.10.1985 г. прекратил существование в составе комплекса "Салют-7" 7.02.1991 года.

ЭП-5 (6.05-27.06.1986 г.). Последняя экспедиция на станцию, выполнена членами ЭО-1 на ОК "Мир". Экипаж: командир Л.Д. Кизим, бортинженер В.А.Соловьев. Позывной "Маяк". Экипаж на корабле "Союз Т-15" после отделения от ОК "Мир" пристыковался к ОС "Салют-7". Во время работы на станции выполнен большой объем научной работы. Осуществлены 2 выхода в открытый космос (3 часа 50 минут и 5 часов 00 минут), во время которых был выполнен уникальный эксперимент по развертыванию на внешней поверхности станции шарнирно-решетчатой ферменной конструкции, а также проведены ее испытания. 27.06.1986 года космический корабль "Союз Т-15" с космонавтами на борту отстыковался и возвратился на комплекс "Мир".
Первая экспедиция была запущена станцию 24 апреля 1971 года . Командир экипажа – Владимир Шаталов, бортинженер – Алексей Елисеев, инженер-испытатель Николай Рукавишников. Во время стыковки не удалось обеспечить герметичность соединения корабля «Союз-10» со станцией, поэтому космонавты на «Салют-1» не заходили.

На корабле «Союз-11» на станцию был отправлен экипаж в составе: командир – Георгий Добровольский, бортинженер – Владислав Волков, инженер-испытатель – Виктор Пацаев. 30 июня 1971 года экипаж погиб в результате разгерметизации спускаемого аппарата на этапе спуска и посадки.

11 октября 1971 года станция по командам ЦУПа была сведена с орбиты и вошла в плотные слои атмосферы. Не сгоревшие обломки упали в Тихий океан. На орбите станция провела 175 суток.

Мы были первыми:: Первая в мире долговременная орбитальная станция.

7 июня 1971 года стыковка космического корабля "Союз-11", пилотируемого космонавтами Г. Д. Добровольским, В. Н. Волковым и В. И. Панаевым, с орбитальной станцией "Салют", запущенной 19 апреля 1971; впервые в мире стала функционировать долговременная орбитальная станция.
***
Первая орбитальная станция «Салют», предназначенная для длительных полетов по орбите вокруг Земли, была запущена 19 апреля 1971 года. Мощная ракета «Протон» вывела на орбиту высотой от 200 до 222 километров над Землёй.

После отделения последней ступени ракеты были сброшены защитные крышки, освободились прижатые к корпусу антенны, раскинулись вправо и влево солнечные батареи. Орбитальный блок стал похож на гордо парящую гигантскую птицу. Крылья его начали ловить солнечные лучи, превращать их в электрический ток. Он побежал по бесчисленным проводам и оживил станцию. Зашумели моторы, проснулись приборы, заработала радиосвязь с Землёй.

Орбитальный блок – солидное сооружение! Он больше троллейбуса! Длина – около 16 метров, поперечник – 4 метра, вес – около 19 тонн. Он летит в автоматическом режиме. 23 апреля в космос запускается транспортный космический корабль «Союз–10», на борту которого командир В. А. Шаталов, борт-инженер А. С. Елисеев и инженер-испытатель Н. Н. Рукавишников. Через день они успешно стыкуются с орбитальным блоком, проверяют надёжность стыковки, пробуют управлять орбитальным блоком с корабля - всё в порядке. Они отделяются и 25 апреля благополучно возвращаются на Землю.

Орбитальный блок готов к приёму своего основного экипажа. 5 июня 1971 г. стартует транспортный космический корабль «Союз–11»: командир Г. Т. Добровольский, бортинженер В. Н. Волков и инженер-испытатель В. И. Пацаев. 7 июня корабль стыкуется с орбитальным блоком - теперь орбитальная станция «Салют» собрана окончательно, т.к. орбитальный блок был лишь ее частью. Вторая часть – транспортный корабль «Союз». Всё сооружение в целом длиной двадцать три метра и весит уже больше двадцати пяти тонн.

Космонавты переходят в орбитальный блок, но люк за собой не закрывают – это уже их новый большой дом.

Устройство станции

Вначале самая узкая её часть – переходной отсек, поперечником всего два метра. Через люк космонавты проплывают в рабочий отсек – он более просторный, хотя вокруг много различного оборудования. Все продумано для жизни космонавтов: столик для еды, «бегущая дорожка» для занятий, эспандеры…

Сложнейшая техника: система ориентации и управления движением (позволяет разворачивать станцию и удерживать её в нужном положении; разгоняя или притормаживая – менять орбиту); комплекс средств жизнеобеспечения – это разные приспособления, которые создают космонавтам нормальные условия жизни; радиокомплекс для радиосвязи с Землёй. Связь самая разная: телефонная, телевизионная. Есть возможность автоматически передавать на Землю записи результатов научных работ. В случае необходимости можно с Земли по радио управлять станцией; система электропитания - вся техника станции работает с помощью электроэнергии, которую дают в основном солнечные батареи. Попутно они заряжают аккумуляторы, за счёт которых станция работает ночью, когда солнца нет.

Работа на станции

Работа на станции началась 7 июня 1971 г. Космонавты разгоняют «Салют» чуть быстрее и поднимают его на более высокую орбиту - от 239 до 265 километров и приступают к научной работе.

С помощью особого телескопа «Орион» фотографируют звёзды. Наблюдают и фотографируют Землю – облака, океаны, материки. Внимательно следят за своим здоровьем. Старательно ухаживают за опытным огородом. Там были посажены и проросли семена хибинской капусты, льна. Они ведут дневники, записывая в них и подробности своего быта, и научные наблюдения.

Экипаж работал на «Салюте» 23 дня. 29 июня они переносят все научные материалы в корабль «Союз–11», 30 июня сами переходят туда, закрывают за собой люк, отделяются от орбитального блока и идут на посадку. Все трое в прекрасном настроении. Но случается непредвиденное: ещё до входа в атмосферу, за тридцать минут до приземления, происходит авария. Нарушается герметичность кабины, в которой находятся космонавты. Через образовавшуюся щель воздух начинает стремительно вытекать наружу... Произведена мягкая автоматическая посадка корабля «Союз–11», но космонавты погибли...

Опустевший орбитальный блок «Салюта» после трагедии летает в космосе ещё три с половиной месяца, постепенно теряя высоту. 11 ноября 1971 г. он входит в плотные слои земной атмосферы и сгорает над Тихим океаном.

Научные материалы экспедиции имели важное значение для науки, а опыт космонавтов (24 дня) доказал, что человек может долго жить и работать в условиях невесомости.

Станция «Салют» была первой в мире долговременной орбитальной научной станцией.

25 июня 1974 г. в СССР запускают станцию «Салют–3». Затем будут «Салют-4», «Салют-5»… Это была серия пилотируемых одномодульных орбитальных станций СССР, они функционировали до 1999 г. Под общим названием «Салют» на орбиту выводились орбитальные станции по гражданской программе «Долговременная орбитальная станция» (ДОС), а по военной программе - «Алмаз».