Концепция электронного правительства: сущность понятия, основные этапы формирования. Основы концепции электронного правительства

Лекция 3

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов

Устный фронтальный опрос:

1. Как информационные технологии изменили характер труда? В чем состоит автоматизация труда на современном производстве, в образовательных учреждениях, торговле, банках, медицине, а также в различных областях науки и искусства?

2.В каких областях применяют промышленных роботов, автоматизированные системы управления, компьютерную диагностику?

3. Почему информационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения и как они помогают реализовать потребности в самообразовании людей?

4. Как меняется уклад всей жизни человека современного общества? В чем заключается концепция электронного, или «умного», дома? Какова роль информационных технологий в росте коммуникативной активности людей?

Информационныересурсыобщества

Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека.

Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические перево­ды, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудиоматериалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) – юридическая формула, принятая в Федеральном законе «об информации, информационных технологиях и о защите информации»

В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов - их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов.

Возьмем самый обыденный пример. Допустим, врач выписал больному лекарство. Как мы знаем, нужное лекарство не всегда можно найти в ближайшей аптеке, да и «разброс» цен на одно и то же лекарство весьма существенен. Войдем на поисковый сервер в Интернете www.yandex.ru и сформируем запрос: «Наличие лекарств в аптеках Таганрога».

В результате выполнения запроса появится перечень сайтов с интересующей нас информацией.

Войдя на выбранный сайт, в специальном окне поиска наберем название лекарства и при желании укажем ближайшую к вам улицу. В результате исполнения увидим перечень аптек, где есть это лекарство, его цену в каждой аптеке, а также узнаем, есть ли служба доставки на дом (рис. 1. 1).

К современным информационным ресурсам относят и те, которые хранятся в электронном виде. Человечество стремится сохранить свои информационные ресурсы в цифровом виде, так как тогда их можно использовать с помощью компьютеров. Все виды информационных ресурсов как в материальном, так и в электронном виде можно назвать «долговременной памятью человечества».

В множестве информационных ресурсов значительное место занимают информационные образовательные ресурсы. К ним относятся учебные книги, словари, энциклопедии, атласы, карты, различные пособия и т.д. Однако в связи с прогрессом в области компьютерной техники появились новые формы представления учебной информации. В книжных магазинах помимо традиционной учебной продукции широко представлены компьютерные программные средства, используемые в образовательном процессе, разнообразные учебные материалы на компакт-дисках, содержащих обучающие, контролирующие и демонстрационные программы практически по всем образовательным разделам; электронные книги, словари-переводчики, электронные энциклопедии, объем которых в сотни раз превышает бумажную энциклопедию, различные юридические спра­вочники (БД) на дисках и в Интернете. Эти же ресурсы в Интернете позволяют воспользоваться информацией из них в онлайн-режиме, т. е. режиме прямого доступа.

В странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных цифровых образовательных ресурсов. Для удобства доступа к ним в России организован портал (вход) на все образовательные сайты через единое окно http://window.edu.r u на государственном образовательном портале www.edu.ru (рис. 1.2).

Познакомиться с составом Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для школ нашей страны можно на сайте http:// school-col lection.edu.ru/ (рис. 1.3)

Особое место в информационных ресурсах в последние годы стали занимать электронные книги, отличительной чертой которых является использование технологии гиперссылок, позволяющих переходить I установленных местах электронного текста (ссылках) на различные фрагменты книги напрямую.

Например, вы готовите курсовую или дипломную работу по литературе и текстовом редакторе. Ряд материалов у вас находится непосредственно на диске вашего компьютера. Для удобства в тексте курсовой работы можно сделать ссылку на цитируемую вами литературу или другой материал. Для итого можно выполнить команду текстового редактора Вставка, Гиперссылка. Воткрывшемся окне указать имя нужного файла, содержащего текст цитируемой вами книги или статьи, или имя файла с рисунком, схемой, аудиозаписью, видеороликом (рис. 1.4). Это имя файла в виде ссылки останется и тексте курсовой работы. Каждый раз, когда вам нужно будет обратиться к материалу из этого файла, следует при нажатой клавише CTRL щелкнуть левой клавишей мыши по ссылке и в вашем окне откроется нужный документ - текст, таблица, презентация, рисунок и т. д.


Электронные библиотеки в системе информационных образовательных ресурсов стали неотъемлемой частью жизни - это не только файлы на диске компьютера или материалы на компакт-дисках, но и материалы на библиотечных сайтах в Интернете.

Но каждый раз поиск таких материалов занимает достаточно много времени, поэтому очень удобно создать файл каталога электронной библиотеки по какой-то теме у себя на компьютере и работать далее через него, осуществляя вызов по гиперссылке какого-либо сайта в Интернете.

Чтобы это реализовать в вашей курсовой работе, сделаем в ней список ссылок используемых сайтов. Выполним в текстовом редакторе команду Вставка, Гиперссылка и в поле Адрес введем интернет-адрес нужного сайта или его конкретного раздела, напримеробратимся к сайту Российской государственной библиотеки. В результате, если, конечно, ваш компьютер подключен к Интернету, на экране появится головная страница сайта или страница заданного вами раздела (рис. 1.5).

В Интернете есть множество различных электронных библиотек. Каталоги электронных библиотек построены иерархически, т. е. сначала разделы, потом подразделы, а затем конкретные ссылки на статьи или тезисы (например, на сайте «ИКТ в образовании» http://www .ict. edu.ru/lib/).

I. Домашнее задание: §1.2 (учебник Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. – учить, выполнить задание: Используя сайт «Единое окно» (http://window.edu.ru ), составьте список ссылок на ресурсы www.fcior.edu.ru (разделы НПО и СПО), имеющих непосредственное отношение к подготовке по вашей будущей профессии. Воспользуйтесь также подборкой сайтов по профориентации (табл. 1.1).

II. Закрепление нового материала.

Ответьте на вопросы:

1. Что относится к информационным ресурсам общества?

2 . Мозговой штурм: привести пример профессий, связанных с получением и обработкой информации, предположить, какие технические средства при этом используются.

Практическое задание

1. Составьте таблицу ссылок на сайты библиотек региона, в котором вы живете, используя Интернет.

2. Подберите коллекцию работ любимого художника, используя электронную экспозицию на сайте музея Третьяковской галереи (http://www. tretyakovgallery.ru/ ).

3. Осуществите перевод фраз в онлайн-режиме, используя сайт компьютерного переводчика Promt (http://www.promt.ru/).

4. Найдите закон об образовании, используя портал российского образования www.edu.r u.

Отчетом по работе будет служить созданный документ в формате Word. Документ сохранить в своей папке.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

С тех пор, как человек впервые поселился в пещере, он постоянно старается сделать свое жилище удобнее и безопаснее. Постепенно это желание трансформировалось в вечный слоган «Мой дом - моя крепость».

В 20-м веке научно-технический прогресс оказал огромное влияние на качество повседневной жизни: электроэнергия поступает в каждое жилье. Изобретены холодильники, кондиционеры, телевидение и микроволновые печи. Обеспечено автономное водоснабжение, отопление и канализация. Концентрация устройств вокруг нас стала так велика, что ими стало сложно управлять. Дом стал слишком сложным, чтобы быть комфортным.

В 21-й веке на первый план выходит интерактивность. Информационная революция отразилась и на традиционном жилом пространстве: перед разработчиками инженерных систем встала задача упростить взаимодействие человека и техники, свести все изобилие техники в единый комплекс.

Так родилась на свет концепция домашней автоматизации, названная впоследствии «умным домом».

Ее задача - облегчить и свести к минимуму «общение» человека с окружающей его техникой. Вы нажимаете кнопку «комфортная температура» и дом сам понимает, включить кондиционеры или радиаторы, вам не приходится об этом задумываться.

Система «Умный дом» объединяет все устройства, позволяет управлять ими с панелей, планшетов и смартфонов, использовать различные предустановленные режимы и сценарии, а также настроить автоматические программы управления.

Инженерные подсистемы коттеджа

Рассмотрим, какие подсистемы обычно интегрируются в общую логику в загородном коттедже.
Устройства, обеспечивающие жилье комфортом и безопасностью, удобно классифицировать по их функциональному назначению.

  • Контроль микроклимата

В эту подсистему входят кондиционеры, вентиляционные каналы, очистители и увлажнители воздуха, все источники тепла, включая радиаторы центрального отопления и теплый пол. Перед автоматизированной системой стоит задача обеспечить индивидуальную температуру и влажность в каждой комнате, централизованно управляя всеми элементами отопления, вентиляции и кондиционирования.

  • Контроль искусственного освещения

Умный дом обеспечивает управление освещением, предоставляя возможность гибкой регулировки работы светильников любых типов. Светильники могут управляться вместе и по-отдельности, по нажатию клавиш и по датчикам, по времени суток и по сценариям. В том числе это касается светодиодных ламп, которые не только плавно включаются и выключаются, но и меняют яркость и цвет свечения в широком диапазоне. Такая светотехника - просто находка для реализации самых революционных идей оформления интерьера.

  • Контроль естественного освещения

Шторы, жалюзи и роллеты ограничивают поток света и тепла, поступающий в помещение снаружи. Достаточно их механизировать, чтобы их можно было открывать и закрывать автоматически без участия жильца. В Умном доме шторами можно управлять одновременно со светильниками: помещение затеняется по одной команде при просмотре кинофильма или просто для создания спокойной обстановки. Дополнительный бонус - это заметно облегчает работу климат-контроля. В летнюю жару не нужно компенсировать лишнее тепло, зимой меньше энергии уйдет на отопление - шторы регулируют поступление света по датчикам температуры и освещенности.

  • Медиакомплекс

Домашний кинотеатр, медиасервер с библиотекой фильмов, спутниковые антенны, ресиверы, телевизоры, источники аудиосигналов. Мультирум обеспечивает их одновременное использование разными обитателями жилища в разных помещениях. Работает в связке с управлением естественным и искусственным освещением.

  • Обеспечение безопасности

Охранная и противопожарная сигнализация дополняются электронными кодовыми замками, видеонаблюдением, датчиками открытия окон и дверей, движения и присутствия. Бытовая безопасность достигается за счет системы контроля протечек воды, антиобледенения крыши, защиты от коротких замыканий и перепадов напряжения в электросети. Все системы подключены к общему интерфейсу, и вы в любое время получаете информацию от них.

  • Визуализация управления

Внедрение умного дома полностью ликвидирует разнотипные пульты управления, необходимые для большинства современных устройств. Их заменой становятся настенные панели, подобранные с учетом дизайна помещения, которые позволяют контролировать и устанавливать основные параметры микроклимата и освещения, а также сенсорные панели с экраном, визуализирующие все функции системы. Еще один канал управления - планшет или смартфон с интерфейсом удаленного управления.

  • Учет потребления ресурсов

Единая система управления зданием постоянно контролирует расход электроэнергии и других ресурсов. На основании полученной статистики принимаются решения о режиме экономии или совершенствовании имеющихся технических средств. Опыт эксплуатации в Европе показывает, что понесенные затраты достаточно быстро окупаются.

Как установить систему Умный дом

Домашняя автоматизация - надстройка над остальными подсистемами. Она включает в себя следующий ряд элементов:

  • логические контроллеры и модули, которые устанавливаются в электрический щит;
  • управляющие панели и выключатели - устанавливаются вместо обычных выключателей;
  • информационный и силовой кабель, проложенные в соответствии со спецификой проекта.

Проект автоматизации необходимо создавать до начала основного ремонта - сразу после утверждения дизайн-проекта, так как электропроводка в этом случае будет отличаться от обычной. Реализацию систем домашней автоматизации выполняют компании - интеграторы «Умного дома», так как разработка проекта требует специальных знаний и опыта.
Профессионально выполненный проект принесет обитателям радость наслаждение уютом и безопасностью.

Июл 15, 2016 Сергей

Информационная открытость органов власти в субъектах России

1.2 Концепция «электронное государство»

Термин «электронное государство» является переводом с английского «electronic government». История происхождения термина является одной из причин проблемы его использования в русскоязычной научной литературе. Это связано с тем, что некоторые исследователи переводят многозначное английское слово government как «правительство», что не совсем корректно, так как в русском языке под «правительством» чаще всего понимают исполнительный орган власти. Следует отметить, что government при переводе может трактоваться не только как «правительство», но и как «государство» в широком смысле этого слова, что, в свою очередь, включает в себя все три ветви государственной власти - исполнительную, законодательную и судебную. Именно поэтому в данной работе мы употребляет термин «электронное государство», а не «электронное правительство». Следующая проблема состоит в том, что несмотря на то, что «электронное государство» и Интернет являются относительно новыми предметами для исследования в современной научной литературе, им посвящено множество работ, которые относятся к различным сферам: социальной науке, экономической, технической. Так, согласно библиографической и реферативной базе данных «SCOPUS», более 370 тыс. работ посвящено теме «Internet» и практически 16,5 тыс. работ посвящено «electronic government» (см. Рис. 1.3, Рис. 1.4)

Рис. 1.3. Количество публикаций по теме «Internet» 1950- 2016 гг. Источник: SCOPUS

Рис. 1.4. Количество публикаций по теме «electronic government» 1950- 2016 гг. Источник: SCOPUS

Следовательно, феномен носит междисциплинарный характер, что порождает различные интерпретации термина, в зависимости от того, в какой научной сфере он применяется (см. Таблица 1.2).

Табл. 1.2. Определения термина «электронное государство» в различных сферах науки.

Определение

Сфера использования

World Bank (2003)

Использование ИКТ для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности органов государственного управления.

Менеджмент

European Information Society (2004:20)

Использование ИКТ в сфере государственного управления в сочетании с организационными изменениями и новыми навыками с целью улучшения предоставления государственных услуг, демократических процессов и усилении поддержки проводимой государственной политике.

Менеджмент

Использование сети Интернет и World Wide Web для предоставления государственной информации и услуг населению.

Информационные технологии

Использование ИКТ, а именно сети Интернет, как средства преобразования в органах государственной власти.

Информационные технологии

Реорганизация органов государственной власти посредством внедрения ИКТ с целью сближения с населением и другими акторами.

Политические науки

Источник: Palvia S. C. J., Sharma S. S. E-government and e-governance: definitions/domain framework and status around the world //International Conference on E-governance. - 2007. P.2

Рассмотрев ряд определений, можно выделить, что в основе понятия «электронное государство» лежит два элемента: 1 - ИКТ как техническая субсистема, 2 - государство, как социальная субсистема. Техническая субсистема включает в себя: оборудование, программное обеспечение, различные программы, сами сети и другое. В свою очередь, социальная субсистема состоит из различных переменных, касающихся структуры организации и процесса работы, людей и другие физические ресурсы. Bellamy C., Taylor J. A. Governing in the information age. Open Univ Pr, 1998., P. 27

Кроме того, «электронное» означает, что технологии позволяют акторам взаимодействовать с кем угодно, в любом месте, в любое время, посредством использования компьютеров или других устройств, используя Интернет или другие ИКТ. «Государство» включает в себя структуру, процесс, методы и практики принятия политических решений, а так же предоставление услуг публичному сектору.

Многие исследователи, такие как Р. Силкок, К. Лейн и Дж. Ли, М. Мун и др. рассматривали феномен «электронного государства», как эволюционирующий процесс, происходящий в несколько этапов. Следует отметить, что вне зависимости от того, рассматривает ли «электронное государство» как технологический процесс или организационный процесс, исследователи выделяют три основных этапа: публикация информации, транзакции и интеграция. Однако, кроме основных этапов исследователи выделяют и другие (см. Таблица 1.3).

Табл. 1.3. Этапы развития «электронного государства».

Модель Р. Силкок

Модель К. Лейн и Дж. Ли

Модель М. Мун

Публикация информации

Публикация информации

Публикация информации

Двустороннее взаимодействие

Транзакции

Двустороннее взаимодействие

Официальные порталы с функциями разной направленности

Вертикальная интеграция

Сервисы и финансовые транзакции

Персонализация порталов

Горизонтальная интеграция

Интеграция

Кластеризация основных сервисов

Политическое участие

Полная интеграция и предоставление всей информации о деятельности

Источники: Silcock, R. `What is e-Government? Parliamentary Affairs, Vol 54 (2001) P. 88-101; Layne K., Lee J. Developing fully functional E-government: A four stage model //Government information quarterly. - 2001. - Т. 18. - №. 2. - P. 122-136.; Moon M. J. The evolution of e?government among municipalities: rhetoric or reality? //Public administration review. - 2002. - Т. 62. - №. 4. - P. 424-433.

Модель К. Лейн и Дж. Ли является одной из самых известных моделей «электронного государства», которая подчеркивает его эволюционирующую направленность. Так:

· На первом этапе происходит размещение органами государственной власти информации для пользователей, в основном речь идет о организации редко обновляющегося веб-сайта или Интернет-портала без какого-либо двухстороннего взаимодействия или предоставления интерактивных функций.

· Второй этап включает в себя внедрение в веб-сайты и Интернет-порталы механизмов для интерактивного взаимодействия органов государственной власти с другими акторами. Появляется возможность скачивания размещенных на сайтах данных.

· Третий этап - вертикальная интеграция и проведение транзакций (например, оплата налога) посредством использования электронной цифровой подписи.

· Последний этап - горизонтальная интеграция или же интерактивная демократия, в рамках которой происходит полное внедрение ИКТ в сферу государственного управления. Layne K., Lee J. Developing fully functional E-government: A four stage model //Government information quarterly. - 2001. - Т. 18. - №. 2. - P. 122-136.

Исследователи полагают, что сайты государственных органов власти эволюционируют таким же образом. Развитие веб-сайта является прогрессивным и каждая следующая ступень развития лучше предыдущей. Уровень развития может варьироваться от сайта к сайту - некоторые представляют собой одностраничные структуры с информацией, другие могут включать дополнительную информацию, такую как контакты и календарь встреч с гражданами.

В широком смысле, «электронное государство» - это непрерывная оптимизация предоставления услуг, государственного управления и участия в нем граждан путем изменения внутренних и внешних отношений посредством внедрения новых ИКТ. Под оптимизацией предоставления услуг подразумевается создание веб-сайтов, специализированных порталов или центров для повышения эффективности коммуникации между государством (government, G), бизнесом (business, B) и гражданами (citizen, C).

В современных исследованиях принято несколько вариантов взаимодействия между ними (см. Таблица 1.4). Например, вариант «G2G» в основном включает в себя обмен информацией и услугами внутри государственной структуры. В вариантах «G2B» и «B2G» происходит разработка средств для обмена информацией между государственными структурами и бизнесом, а также платформы для государственных закупок.

Таблица 1.4. Типы «электронного государства»

Государство (G)

Бизнес (B)

Граждане (C)

Государство (G)

Бизнес (B)

Граждане (C)

Источник: Song H. J. et al. Building E-Governance through Reform. - Ewha Womans University Press, 2004. - Т. 2. P.53

Под оптимизацией государственного управления подразумевается внедрение ИКТ в деятельность государственных органов, а именно компьютеризацию и электронный документооборот. Привлечение граждан в процесс государственного управления предполагает создания новых механизмов электронного участия в обсуждении и принятии политических решений.

То есть, общество перестает быть просто потребителем государственных услуг, а становится их сопроизводителем. На принципе участия граждан, прозрачности и сотрудничестве так же основывается концепт «открытого государства», который предполагает участие граждан в процессе принятия политических решений, а так же свободный доступ граждан к информации и данным о деятельности органов государственной власти. Некоторые исследователи утверждают, что «открытое государство» является следующей ступенью развития «электронного государства». Однако, следует отметить, что оно не заменяет собой «электронное государство», а основывается на нем. Исходя из рассмотренных исследований, мы считаем, что существуют концептуальные пересечения в сфере использования ИКТ для доступа к информации. В настоящее время одним из проявлений этого является публикация открытых данных (open data), касающихся государственной деятельности и информационная открытость.

Рис 1.5. Соотношение концепций «электронное государство» и «открытое государство». Источник: рисунок автора.

В некоторых случаях происходит путаница между понятиями «открытые данные» и «информационная открытость». Несмотря на то, что оба термина тем или иным образом касаются публикации информации органами государственной власти онлайн, существует различия. «Информационная открытость» в отличии от «открытых данных» подразумевает не только публикацию информационных данных, но и свободный для общественности доступ. Кроме того, значение имеет "понятность" информации для получателя, то есть легкость ее восприятия.

Говоря о информационной открытости органов государственной власти в основном выделяют несколько компонентов:

· Обеспечение доступа к информации по своей собственной инициативе;

· Обеспечение доступа к информации по запросу;

· Вовлечение в процесс принятия политических решений общества путем открытых слушаний, встреч и др.;

· Вовлечение в процесс принятия политических решений общества путем участия в соответствующих комитетах, советах. Boserup L. K., Christensen J. P. An Introduction to Openness and Access to Information. - Danish Institute for Human Rights, 2005.

В данной работе мы исследуем информационную открытость органов региональной власти в современной России и под «информационной открытостью» понимаем возможность получения прозрачной и доступной информации о деятельности органов государственной власти посредством доступа к официальным веб-сайтам в глобальной сети Интернет.

Административная реформа, направленная на повышение доступности государственных и муниципальных услуг

К 2010 году был утвержден ряд нормативно-правовых документов, касающихся развития системы электронных услуг органами государственной власти РФ: · Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации...

Государство и основные этапы его становления и развития

Государство - важнейший орган политической власти в любом обществе, если в отношении господствующих классов государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов...

Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

Развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain («Цифровая Британия») 2009 года. Документ, разработанный департаментами культуры, СМИ и спорта, бизнеса и инноваций, описывает основные цели...

Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

Во Франции создание электронного правительства было провозглашено одним из приоритетных направлений в программе правительственных действий по организации общества информации (PAGSI), принятой 18 января 1998 года...

Политическая и правовая мысль о происхождении государства и права

Платон (427-347 гг. до н,э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но во всей истории философии, политических и правовых учений. В мировоззрении Платона очень важное место принадлежит его взглядам на государство и общество...

Современные информационные и коммуникационные технологии в государственном управлении

В современном понимании стран, внедривших систему или отдельные элементы еGovernment...

Электронное правительство

Граждане Правительство Бизнес Третий сектор Наука Граждане (С) C2C C2G C2B C2N C2S Правительство (G) G2C G2G G2B G2N G2S Бизнес (В) B2C B2G B2B B2N B2S Третий сектор (N) N2C N2G N2B N2N N2S Наука (S) S2C S2G S2B S2N S2S...

Электронное правительство

1.1 Понятие электронного правительства В индустриальную эпоху такие нововведения, как железные дороги и авиация, совершенно изменили лицо общества и бизнеса в результате появления новых рынков сбыта, о которых раньше нельзя было и подумать...

Электронное правительство

16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция «электронное правительство»...

Электронное правительство

Электронное правительство. Универсальная электронная карта в системе электронного правительства

Электронное правосудие

Двадцать первый век - век информационных технологий. Все сферы человеческой деятельности компьютеризируются. Изменения коснулись и судебной системы. Наша страна активно следует курсу на «электронное правосудие»...

Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ

Специалисты отмечают следующие проблемы современного российского информационного общества: - отсутствие ориентации создаваемых органами власти информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам...

Жилище, которое «понимает» и предугадывает желания своих хозяев, обеспечивает их безопасность и контролирует потребление энергоресурсов - такова основная концепция умного дома - реальность, граничащая с фантастикой, но уже ставшая обыденной для многих людей из разных стран мира. Умный свет, автоматизация парковки , SMS, отправленное управляющим блоком системы и т.д., всё это постепенно входит в жизнь простого обывателя, позволяя ощутить практическую пользу от использования высоких технологий.

Истоки идеи Умного дома

Наверное, нельзя ошибиться, предположив, что концепция умного дома вынашивалась и зрела в умах ученых не одно столетие. Человечество испокон веков стремилось сделать свой дом более комфортным, уютным, упростить бытовую рутину и сократить затраты времени на выполнение повседневных дел.

Первым существенным шагом на пути к автоматизации жилого пространства было изобретение микропроцессора, ознаменовавшее собой 1971 год. Примерно в этот же период стала возможной и передача нескольких видов информации через канал одного кабеля. Такие системы относительно быстро устаревали, но всё же, заставили человечество задуматься над возможностями и перспективами.

Именно 70-е года прошлого столетия, связанные с ускорением темпа жизни и активным развитием технологий, послужили неким стартом к продвижению и становлению концепции интеллектуального жилища; в этот период был введен термин «Smart Home» (буквально с английского «умный, сообразительный дом»). Проект сформировался в Америке как отдельное направление научных изысканий. Концепция умного дома выглядела весьма прибыльной и получила хорошее финансирование.

«Официальной» датой рождения современной интеллектуальной системы автоматизации «Умный дом» считается 1978 год, когда впервые удалось реализовать идею управления различными приборами и датчиками через электропроводку дома. Инженерам и конструкторам того времени удалось «научить» дома зажигать свет по хлопку, самостоятельно открывать двери перед хозяевами и гостями и т.д. Это удивляло и, нередко, шокировало людей, но, вместе с тем, заинтересовывало, призывая не останавливаться на достигнутом.

Современность интеллектуальных систем

Сегодня концепция умного дома - это совокупность технологий, позволяющая создавать различные системы автоматизации жилого пространства, обеспечивающие возможность взаимодействия различных устройств, удаленного управления ими, а также, дружественный графический интерфейс для максимально простого «общения» с хозяином.

Различные устройства и датчики таких брендов, как CAREL , LOYTEC, PRODUAL, xLOGIC и многих других ориентированы на максимальное облегчение жизни, повышение повседневного комфорта, энергосбережение и обеспечение безопасности. Современные интеллектуальные системы подходят не только для обустройства частных квартир; с их помощью осуществляется автоматизация ЖКХ , автомобильных парковок, организация уличной подсветки, полив приусадебных участков и многое другое.

Крупнейшие компании Европы, Скандинавии, азиатских стран (бренды SIEMENS SBT, GIRA , LONIX и многие других) трудятся над разработкой и производством различного оборудования для создания интеллектуальных интегрированных систем автоматизации, позволяя создавать удобные жилые и рабочие пространства, экономящие энергоресурсы и время людей.

Система умный дом в настоящий момент считается концепцией современного жилища, постепенно все плотнее входя в жизни простых обывателей. Различные масштабы проектов и классы оборудования позволяют создавать системы в рамках определенных требований и бюджетов, постепенно совершенствовать и улучшать дом.

Существует узкое и широкое понимание электронного правительства. В широком смысле электронное правительство включает использование информационных и коммуникационных технологий для усовершенствования ежедневной деятельности правительства.

Журнал «The Economist» выделяет следующие аспекты электронного правительства:

  • ? установление безопасной интрасети правительства и центральной базы данных для более эффективного и кооперативного взаимодействия между правительственными агентствами;
  • ? предоставление услуг на сетевой основе;
  • ? применение электронной торговли (e-commerce) для более эффективной правительственной трансакционной деятельности, такой как поставка и контракт;
  • ? цифровая демократия (digital democracy) для более прозрачной ответственности правительства.

В рамках реализации проектов электронного правительства выделяют следующие типы взаимодействий:

  • ? между государством и гражданами (Government-to-Citizen) - G2C;
  • ? между государством и бизнесом (Government-to-Business) - G2B;
  • ? между различными ветвями государственной власти (Government - to-Government) - G2G.

Помимо новых форм взаимодействия, электронное правительство рассматривается и как новая модель государственного управления, появившаяся в результате преобразования традиционных отношений граждан и власти. При таком понимании electronic government включает в себя как технологические, так и социальные, экономические и политические аспекты и представляет собой инфраструктуру, которую создают государственные органы власти, чтобы изменить способы выполнения стоящих перед ними задач и реализации установленных функций.

Применение электронных и информационных технологий в государственном управлении проходит ряд этапов. Выделяют пять основных этапов в этом процессе (согласно данным Отделения государственной экономики и управления ООН и Американского общества государственного управления).

Первый этап - возникающее веб-присутствие - связан с выходом правительственных агентств в электронные сетевые структуры. На этом этапе правительства имеют один или несколько сайтов, которые выполняют информационную роль. Эти сайты информируют граждан о составе правительства, его министрах, агентствах, чиновниках. Размещается также информация о телефонах, адресах, часах приема и т. д. На сайтах можно обнаружить и «обратную связь» в виде ответов на наиболее часто задаваемые вопросы.

Второй этап - продвинутое веб-присутствие - позволяет пользователям получать специализированную и постоянно обновляемую информацию через множество правительственных сайтов. Здесь есть возможность получать правительственные публикации, юридические документы, новостную информацию. Число правительственных агентств в сети увеличивается, и возможна связь с каждым из них. Появляется информация об электронных адресах, поисковые системы, возможность послать комментарий или совет.

Третий этап - интерактивное веб-присутствие - характеризуется интенсификацией возможности взаимодействия между гражданами и правительственными структурами, поставляющими услуги населению. Национальный правительственный веб-сайт часто действует в виде портала, прямо связывающего пользователя с министрами, департаментами и агентствами. Взаимодействие между гражданами и поставщиками Интернет-услуг позволяет пользователям сети напрямую иметь доступ к информации, соответствующей их конкретным потребностям и интересам. Пользователь может получать специализированные данные, загружать различные формы и бланки или подписывать их через сеть, назначать встречи с чиновниками, участвовать в электронных собраниях. Здесь появляются сайты безопасности и пароли для пользователей.

Четвертый этап - транзакционное веб-присутствие - включает возможности для пользователя получать через сеть документы и осуществлять сделки. Граждане могут получать визы, паспорта, свидетельства о рождении и смерти, лицензии, разрешения и другие транзакционные услуги. Правительственный веб-сайт является порталом, содержащим прямой доступ граждан к правительственным подразделениям и услугам. Подобные порталы скорее ориентированы на нужды и приоритеты граждан, чем на правительственные функции и структуры. Граждане могут также платить налоги и осуществлять другие платежи через сеть (за парковку, регистрацию автомобилей и т. д.). На этом этапе начинает признаваться электронная подпись.

Пятый этап - полностью интегрированное веб-присутствие - выделяется тем, что позволяет правительству предоставлять гражданам все услуги через специализированный правительственный портал. Здесь границы между правительственными подразделениями очень подвижны, что позволяет говорить о новом качестве правительства, организации его деятельности и работе сотрудников государственного аппарата, подобно «виртуальному государству» и соответствующей «виртуальной бюрократии», «бюрократии системного уровня».

Некоторые исследователи говорят о наиболее высоком этапе развития электронного правительства, когда оно включается в систему электронной демократии, позволяющей осуществлять электронное голосование, сетевые публичные форумы, сетевые социологические обследования и т. д. Если предыдущие стадии относятся к сетевым публичным услугам в административной сфере, то последняя стадия подчеркивает сетевую политическую активность граждан.

Сегодня технология электронного правительства хорошо отработана в развитых странах мира, и не стоит пытаться создать принципиально новые вещи, когда можно воспользоваться передовым опытом. Конечно, существуют национальные отличия, связанные с различиями в политических системах, уровнях социально-экономического развития и развитости информационной инфраструктуры, но все они влияют только на скорость внедрения электронного правительства в конкретных регионах.

На сегодняшний день государственные проекты и программы в области электронного правительства стали общим местом - они существуют и реализуются на тех или иных этапах практически везде, по крайней мере в развитых странах. На первом этапе это были государственные сайты-витрины, являвшиеся просто средством донесения информации от государства, от ведомств - к гражданам.

На втором этапе произошел переход к порталам, позволяющим организовывать более активное взаимодействие и централизацию информационных ресурсов. Сегодня в развитых странах происходит переход к третьему поколению средств взаимодействия, к Government Gateways - «шлюзам одного окна». Каждое поколение технологий приводит к повышению эффективности взаимодействия. Ценность проектов электронного правительства заключается именно в пользе для граждан и частных компаний.