Методические основы планирования учебно-тренировочного процесса футболистов высокой квалификации. Планирование тренировочного процесса на этапах многолетнего совершенствования в спортивных играх Планирование учебно тренировочного процесса заключается

Обычно я советую планировать тренировочный процесс на 3, 4 или 5 циклов — все зависит от уровня атлета: начинающим спортсменам, непривычным к циклированию нагрузки (да и к нагрузке вообще), можно планировать на довольно длительный промежуток времени, опытным спортсменам больше подходит краткосрочное планирование.

Циклирование нагрузок заключается в чередовании двух этапов: аккумуляции и интенсификации. Существуют три схемы: 3 цикла аккумуляции/2 цикла интенсификации, 2 цикла аккумуляции/2 цикла интенсификации и, наконец, 2 цикла аккумуляции/1 цикл интенсификации. Выбор схемы зависит от уровня спортсмена и используемой программы.

3 цикла аккумуляции/2 цикла интенсификации — рассчитана в первую очередь на начинающих спортсменов, во вторую — на желающих пройти некоторые испытания (например, "Чрез скуку к массе" и "Чрез скуку к силе"). Не рекомендуется большинству спортсменов.

2 цикла аккумуляции/2 цикла интенсификации — рассчитана на спортсменов начального и среднего уровней подготовки.

2 цикла аккумуляции/1 цикл интенсификации — рассчитана как на начинающих, так и на опытных спортсменов. Именно эту схему я и рекомендую в большинстве случаев. Основное ее достоинство заключается в том, что она дает достаточное количество времени и на совершенствование навыков, и на последующее тестирование полученных результатов. Например, 2 цикла можно заниматься по программе "Чрез скуку к силе", потом — в течение третьего цикла — пытаться ставить новые личные рекорды. В приседании и жиме стоя результаты увеличились? Хорошо — теперь вы знаете, что "Чрез скуку к силе" для них подходит. В жиме лежа прогресса никакого? Тоже неплохо — теперь можно попробовать что-нибудь новое. Это — своего рода мини подводка, только нет необходимости тратить по 6 месяцев на проверку каждой программы. У данной схемы есть и другие достоинства: например, с ее помощью будет проще подобрать правильный тренировочный максимум (зачастую приходится видеть, как некоторые спортсмены сталкиваются с большими трудностями, пытаясь выполнить рабочие подходы с требуемой скоростью или техникой — такого быть не должно). Кроме того, некоторые программы довольно суровы и не стоит заниматься по ним более двух циклов — иначе можно "перегореть", свести на нет все потраченные усилия.

Перед тем как приступить к тренировкам по одной из описанных в этой книге программ лучше набросать примерный план действий, руководствуясь своим опытом (или желанием попробовать что-нибудь новое/интересное).

Самая распространенная проблема, с которой сталкиваются спортсмены при планировании тренировочного процесса, заключается в том, что они хотят уделить одинаковое внимание всем компонентам физического развития: такое рвение не приведет ни к чему кроме травм и перетренированности. Для того чтобы добиться успеха нужно правильно расставить приоритеты. В принципе, тренировки похожи на строительство замка: день за днем, камень за камнем. Только вместо камней здесь силовые упражнения, прыжки, броски, тренировки выносливости или восстановление. Камень за камнем вы медленно (но верно) возводите замок. Разумеется, каждый камень важен, но еще важнее получить в результате крепкий надежный замок. Оставьте бредовую идею создать красивое тело за одну тренировку. Тренировки должны быть тяжелыми, но не граничащими с идиотизмом.

Этап аккумуляции

  • Увеличение объема нагрузки в упражнениях со штангой (как правило, подсобных).
  • Уменьшение объема нагрузки во вспомогательных (общеподготовительных) упражнениях.
  • Уменьшение количества прыжков и бросков.
  • Снижение интенсивности кардиотренировок.
  • Приоритет легким кардиотренировкам

Этап интенсификации

  • Уменьшение объема нагрузки в упражнения со штангой.
  • Увеличение интенсивности нагрузки в упражнениях со штангой.
  • Увеличение объема нагрузки во вспомогательных упражнениях.
  • Увеличение количества прыжков и бросков.
  • Повышение интенсивности кардиотренировок.
  • Можно продолжать выполнять легкие кардиотренировки.
Примечание: работа над растяжкой и гибкостью одинакова для каждого этапа (за исключением тех случаев, когда есть необходимость уделить им больше времени).

Этап аккумуляции характиризуется высоким объемом подсобной нагрузки. Этап интенсификации — меньшим объемом, но большей интенсивностью нагрузки.

Так как объем нагрузки в упражнениях со штангой на этапе аккумуляции довольно высок, нужно понизить интенсивность кардиотренировок и вспомогательных упражнений, а также уменьшить количество прыжков и бросков. Легкие кардиотренировки помогут поддержать (или даже улучшить) уровень аэробной выносливости и ускорить восстановление.

Этап интенсификации отличается, как нетрудно догадаться, большей интенсивностью в упражнениях со штангой. Можно увеличить объем нагрузки во вспомогательных упражнениях, больше прыгать/бросать, повысить интенсивность кардиотренировок. Однако, объем нагрузки в упражнениях со штангой нужно уменьшить (а также не следует пренебрегать легкими кардиотренировками).

У большинства описанных в этой книге программ есть варианты как для этапа аккумуляции, так и для этапа интенсификации. Представленные там рекомендации, в принципе, необязательны к исполнению, но, по возможности, их стоит придерживаться — они сослужат добрую службу. Пожалуйста, помните, что при выборе программы нужно реально оценивать свои возможности. Слишком часто люди выбирают программу, кажущуюся им идеальной, но в реальности они не способны справиться с предполагаемым объемом или интенсивностью нагрузки. Каждый спортсмен — кузнец своего счастья. Нужно, конечно, следовать порывам души, но посоветоваться сначала с головой не помешает.

В книге представлено немало различных программ — каждый сможет найти себе что-нибудь подходящее. Не важно какую программу вы выберете, я прошу только об одном: никаких полумер — отдайте ей все силы.

Статья: Планирование тренировочного процесса спорстменов-пловцов

Тренер-преподаватель

МБУДО «ДЮСШ

по плаванию» г.Абакан

С.В.Бережной

Тренер должен планировать тренировочный процесс еще до того, как он встретится со своими учениками. При планировании необходимо учитывать многие факторы:

Индивидуальные особенности и потребности различных пловцов

Сезон, в течение которого предполагается тренироваться

Характер предстоящих соревнований и т.д.

Составление точного и продуманного плана является важнейшей частью работы тренера. При разработке тренировочных планов необходимо учитывать определенные требования, которые включают следующие положения:

1. В тренировочном процессе нужно предусмотреть не только физическую, но и психологическую разминку для подготовки к более тяжелой работе. Пловец может разминаться самостоятельно, общаясь с товарищами в группе и привыкать к социальным и физическим условиям, в которых ему предстоит работать.

2. В ежедневных тренировках должно присутствовать новшество. Плавание является монотонным видом спорта, поэтому каждую тренировку спорстмена желательно разнообразить.

3. До начала тренировки тренер должен информировать своих учеников об ее интенсивности и длительности. Когда спортсменов дезинформируют или вообще ничего не говорят о предстоящей работе, то в самом начале тренировки их усилия и старания будут скорее всего минимальными.

4. Время, отводимое на целостные действия и отдельные упражнения на тренировках должно быть сбалансировано.

Основные принципы проведения тренировок.

Основными параметрами тренировки являются:

Интенсивность, с которой работают пловцы,

Качество их деятельности

Общая продолжительность тренировки.

Перед напряженной работой целесообразно проведение разминки. Специальная разминка может вызвать положительные психологические эффекты и настроить спортсмена на рабочий лад.

Тренировка должна быть хорошо организована и проходить в деловой и рабочей обстановке. Каждый пловец в группе должен чувствовать, что тренер знает, о чем говорит, и может сосредоточиться на самом важном в данный момент, а не искать и придумывать, что делать дальше или как это делать.

Тренер должен обращать внимание на общий темп и ритм тренировки. Период разминки обеспечивает психологическую акклиматизацию к тренировке. После этого в большинстве тренировок происходит нарастание интенсивности, а затем период «остывания», за которым могут следовать упражнения для развития определенных качеств.

Во время тренировки тренер должен быть очень внимателен, исправлять ошибки своих учеников по мере их проявления и не допускать их закрепления. Спортсмены не нуждаются в постоянных указаниях или похвале непосредственно во время работы, и им это не помогает. Им нужен прежде всего профессиональный, умный и конструктивный совет в критический момент тренировки, особенно в начале сезона, когда еще только формируются и начинают совершенствоваться важные умения и навыки.

Спортсменов на всех уровнях их квалификации следует обучать как думающих, сознательных людей, а не как роботов. Если есть возможность, желательно практиковать совместные выводы и разбор отдельных ошибок.

Планирование последующих тренировок должно начинаться сразу после завершения предыдущей тренировки. Оценка достигнутого и того, что еще предстоит сделать, а также выявление индивидуальных различий в результате проделанной на конкретной тренировке работы поможет сделать последующие тренировки еще более эффективными.

Основы построения тренировок

В теории построения тренировочного процесса разделяют выделяют следующие элементы: микроциклы, мезоциклы, макроциклы.

Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса.

Длительность микроцикла составляет в среднем одну неделю. Различают:

- тренировочные микроциклы (основная подготовка),

- п одводящие (подведение к соревнованиям),

- соревновательные (работа по режиму, установленному официальными правилами состязаний);

- восстановительные (в конце серии собственно тренировочных микроциклов).

Варианты распределения нагрузки и отдыха, средств и методов тренировки, форм занятий во многом определяются возрастом, полом, уровнем квалификации спортсменов.

Микроциклы служат строительными блоками, из которых складываются мезоциклы.

Тренировочный мезоцикл состоит из 3-5 микроциклов общей продолжительности от 3 до 6 недель. Различают:

- Втягивающий мезоцикл : основной задачей является постепенное подведение к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Применяются упражнения, направленных на увеличение возможностей систем кровообращения и дыхания.

- Базовый мезоцикл: проводится основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, развитие физических качеств, становлению технической и психологической подготовленности. В тренировке широко используются занятия с большими и интенсивными нагрузками.

- Контрольно-подготовительный мезоцикл : включает в себя интегральную подготовку. В этот период широко применяются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

- Предсоревновательный мезоцикл : включает в себя устранение мелких недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствование технико-тактических возможностей. Особое внимание уделяется психологической подготовке спортсмена.

Количество и структура соревновательных мезоциклов определяется особенностями спортивного календаря и спецификой годичного планирования. В течение тренировочного макроцикла проводится один или два соревновательных мезоциклов.

Выделяют зимние и летние полугодичные макроциклы с зимним и летним местным чемпионатом и чемпионатом Европы, мира и Олимпийскими играми, планируемыми на конец летнего макроцикла.

1-ый макроцикл - продолжается с сентября по февраль, 2-ой - с марта по август.

Тренировка пловца строится по схеме большого цикла, который систематически повторяется. В каждом цикле сохраняется одна схема, а именно три периода: подготовительный, соревновательный, переходный.

- Подготовительный период: направлен на повышение уровня разносторонней физической подготовленности, функциональных возможностей, моральных и волевых качеств, обеспечение достижение пловцом спортивной формы к периоду соревнований.

- Соревновательный период: направлен на стабилизацию спортивной формы. Используются старты в условиях соревнований, средства нагрузочные и средства активного отдыха, специальные разминки на суше, ходьба, бег, упражнения на силу, гибкость, упражнения на расслабление, дыхание, проплывание отрезков и дистанции основным способом.

Серия официальных соревнований заканчивается главным состязанием периода.

В перерывах между стартами проводится “поддерживающая тренировка”, которая обеспечивает сохранение достигнутого результата.

- Переходный период: Характеризуется частичной утратой спортивной формы. Тренировка направлена на поддержание высокого уровня общей работоспособности и создание необходимых условий для повышения тренированности в следующем большом цикле.

Вариант эффективного построения тренировки в течение года

Опыт ведущих специалистов в плавании со сборными командами показал, что достижению высоких спортивных результатов в основных соревнованиях сезона способствует двухцикловое планирование тренировочного процесса в течение года. На весь год (сезон) планируется два тренировочных макроцикла, в каждом из которых имеется подготовительный и соревновательный периоды.

Специфика построения двух (назовем их сдвоенными) макроциклов полностью оправдала себя при подготовке к Чемпионатам Европы, мира и Олимпийским играм.

В данном случае мы рассматриваем 4-х недельное построение мезоциклов, со строгим соответствием между периодами напряженной работы и относительного восстановления. В этом случае в каждом месяце остаются “не учтенными” 2-3 дня, которыми тренер распоряжается ими индивидуально, в зависимости от психофизического состояния ученика.

Тренировочная работа начинается в начале сентября и составляет 47-48 недель. В свою очередь весь объем распределяется на два макроцикла.

Втягивающий мезоцикл, как правило начинается микроциклом с малой нагрузкой, где применяемые средства далеки от соревновательных. Здесь повышается уровень общей физической подготовленности (ОФП) спортсменов, что создает основу для успешного совершенствования специальной подготовленности занимающихся. Во втягивающем мезоцикле суммарная нагрузка каждого очередного микроцикла возрастает и постепенно изменяется в сторону развития качеств и способностей. Аэробные нагрузки и общий объем тренировок постепенно переходит в нагрузки смешанной и анаэробной направленности.

С октября и по 15-20 декабря проводится две тренировки в воде и одна на суше. Предусматривается развитие тех качеств, которые определяют уровень спортивных достижений, как говорится, тренировка ведется от общего к специальному. Работа над дополнительными способами плавания составляет 60-65% от общего объема плавания, а продолжительность всего макроцикла составляет до 6 месяцев.

Общеподготовительный этап подготовительного периода имеет свою специальную часть, заключающуюся в избирательном воздействии на скоростно-силовую подготовку, увеличение длины, мощности и эффективности гребковых и подготовительных движений, дыхания аэробной и анаэробной производительности, экономичности работы и т.д.

Со второй половины этапа в тренировочный процесс включаются и специально-подготовительные упражнения, вплоть до соревновательных. Например, для развития скоростно-силовых качеств разгибателей нижних конечностей пловцов брассистов применяются выпрыгивания из “седа брассиста” вверх на паролоновых матах толщиной 30-40 см.

Тренировка на суше 1-1,5 ч. Основное направление - развитие силовых качеств, гибкости и подвижности в суставах, техники всех способов плавания, координационных способностей и общей выносливости (Иванченко Е.И., 1993).

Содержание тренировок специально-подготовительного этапа предусматривает широкое применение специально-подготовительных, собственно-соревновательных упражнений, скоростных качеств, специальной выносливости, т.е. развитие всех комплексных качеств на базе общеподготовительного этапа подготовительного периода (особенно его первой части). Значительное внимание в общем объеме тренировки отводится работе со специализированными средствами. Объем тренировочной работы на суше не менее 1 часа в день.

Необходимо отметить, что две трети первого макроцикла носят в основном базовый характер и предполагают комплексную подготовку к выступлениям на различных дистанциях. Лишь декабрь и январь имеют по 4-5 тренировок в день: до 3-х в воде и 1-2 на суше. В данном случае содержание тренировок более специальное. Объем тренировочной работы ежедневно достигает 7 часов и более.

Максимальный период непосредственно тяжелых тренировок от 2 до 2,5 ударных микроциклов. Такая работа планируется только на период учебно-тренировочных сборов, притом с планированием самых эффективных средств восстановления.

Таким образом основные задачи общеподготовительного периода - повышение уровня общей физической подготовленности пловцов, увеличение возможностей основных функциональных систем организма, развитие необходимых спортивно-технических и психологических качеств. Специально-подготовительный этап подготовительного периода предусматривает становление спортивной формы. Развитие спортивной формы протекает в виде последовательной смены трех фаз: подготовительный период совпадает с фазой приобретения спортивной формы, соревновательный - с фазой ее сохранения и стабилизации, а переходный период - с временной утратой спортивной формы (Иванченко Е.И., 1993 г.).

Количество этапов и периодов в годичном цикле пловца зависит от календаря соревнований. Выделение в каждом периоде отдельных этапов обусловлено задачами развития спортивной формы (тренированности) спортсменов. Этапы тренировки различаются применяемыми методами, средствами, характером, направленностью тренировочных нагрузок, обеспечивающими необходимое воздействие на развитие пловца. Указанные этапы жестко фиксированы: могут варьироваться по времени, но предельно растягивать или укорачивать их нельзя.

Интенсификация тренировочного процесса предусматривает на отдельных этапах годичного цикла применение в микроцикле 4-5 тренировочных занятий с большими нагрузками, особенно в условиях тренировочных сборов при соответствующих возможностях отдыха и восстановительных мероприятий. К началу следующего особенно ударного микроцикла должны создаваться все условия для максимального восстановления организма пловца. При этом достигается “максимальный адаптационный стресс” (Д. Кансильмен, 1972).

В этом случае ежедневно предусматривается контроль за эффективностью тренировочных нагрузок в виде экспресс-информации биохимиков. На основании полученных данных спортсмену предлагается нагрузка, соответствующая его физическому состоянию на данный момент.

Чем напряженнее тренировка в ударных микроциклах, тем менее она по интенсивности и разнообразнее в восстановительных (компенсаторных) микроциклах. С целью более эффективного протекания восстановительных процессов в восстановительном микроцикле включаются упражнения из арсенала общей физической подготовки, предусматривающие резкое (контрастное) изменение направленности тренировочного процесса. На основании проб биохимиков, данных пульса, скорости плавания, контрольных и тестовых тренировок пловцов, тренер проводит соответствующие корректировки в рабочих программах спортсменов на следующую неделю.

Тренировочный процесс во втором макроцикле более специфический и предусматривает направленную подготовку к выступлениям на основных дистанциях в самых ответственных стартах сезона. Первая часть второго макроцикла носит специализированный характер и по подбору средств и методов, решаемых задач несколько соответствует содержанию тренировок во втором этапе подготовительного периода. Объем работы 6 часов в день и более с постоянно возрастающей эффективностью. Во втором макроцикле 4-5 разовые тренировки в день (3 в воде и 1-2 на суше) приходится на конец апреля, май и начало июня. Объем плавательных нагрузок достигает 16-17 км в день, при этом специфических - максимальных величин.

Таким образом, необходимо обдуманно и грамотно подходить к построению тренировки.

Перед составлением плана на год, необходимо ознакомиться с календарем соревнований на предстоящий спортивный сезон, определить главные соревнования сезона, а также те, которые будут использоваться в качестве подготовительных (отборочных).

Каждая отдельная тренировка требует своей подготовки и детальной проработки. Во время занятий необходимо постоянно поддерживать интерес спортсменов, используя различные психологические и тактические приемы.

В этой статье собраны основные сведения, связанные с , которая была сформулирована в течение последних пяти десятилетий и предлагает общие широко распространённые положения, и основные направления для планирования тренировочного процесса и его осуществления.

Сама по себе наука о спортивной тренировке считается относительно молодой отраслью знаний. Действительно, по сравнению с медициной или философией, которые имеют тысячелетнюю историю, теория спортивной тренировки может показаться «ребёнком». На самом, деле теория спортивной тренировки также имеет долгую историю, потому что её корни уходят глубоко в древнюю философию и древнюю медицину. Интеллектуальные гиганты, в значительной степени способствовавшие развитию классической философии и медицины, были также предтечами современной спортивной науки и теории спортивной тренировки. Возвращение к идеалам олимпийского движения и распространение идей спортивного братства дали толчок для серьёзного анализа тренировочного процесса, что привело к появлению публикаций, посвящённых методам тренировки и более обоснованному составлению программ подготовки спортсменов. В конечном счете это привело к формированию современной теории спортивной тренировки, которая предлагает основные принципы её планирования и анализа. Несмотря на то что эти фундаментальные основы казались незыблемыми, видные тренеры и аналитики нашли серьёзные противоречия между теоретическими положениями и успешным опытом ведущих мировых атлетов. В результате с течением времени подверглись критике многие положения этой теории. В статье о описаны и рассмотрены важные вехи формирования традиционной теории спортивной тренировки (предпосылки из древних времён, основы подготовки спортсменов и ограничения широко распространённого традиционного подхода).

Традиционная теория спортивной тренировки как междисциплинарная отрасль знаний суммирует большой объём концептуальных и практических положений. Они формируют основу для научно обоснованной подготовки спортсменов, дальнейших исследований и анализа явлений современного спорта. Его история имеет древние корни и охватывает достопамятные исследования выдающихся учёных прошлого и современности. Однако классическая база теории спортивной тренировки была создана в течение последнего столетия, а её центральными звеньями являются иерархическая схема единиц тренировочного процесса и принципиальная концепция периодизации спортивной подготовки, то есть деление всей сезонной программы на более мелкие периоды и тренировочные циклы. С 1960-х годов традиционная теория и схема периодизации распространились на Восточную Европу и страны Запада и составили обязательную часть тренировочного процесса в спорте высших достижений. В целом периодизация использует периодические изменения в биологической и социальной активности человека. В течение долгого времени эта теория была принята в качестве универсальной основы тренировочного процесса в любом виде спорта и для спортсменов любой квалификации. Многие положения и теоретические постулаты остаются в силе до сих пор. Это относится к иерархической схеме тренировочных периодов и циклов; терминологии больших, средних и малых циклов подготовки; делению подготовки спортсменов на общую и специальную; акцентированию социальных, культурных и рекреационных функций тренировки и т.д. Однако реалии современного спорта и результаты углублённых исследований ряда учёных в области спорта вызвали появление серьёзных критических заявлений, которые призывают к пересмотру некоторых теоретических положений. Эта критика была связана в первую очередь с наиболее практически важной частью теории - периодизацией спортивной тренировки.

В течение последнего десятилетия традиционные и альтернативные версии периодизации тренировочного процесса стали предметом широкого обсуждения; сторонники традиционной теории утверждали, что последние публикации представили более гибкие, разумные и научно доказанные подходы к планированию тренировки. На самом деле, посмертное издание книги профессора Матвеева в 2010-м году содержит пересмотренное описание философских вопросов, социальных и схоластических аспектов, однако сам тренировочный процесс охарактеризован исключительно с традиционной точки зрения без каких-либо попыток обновить материал и обогатить его содержание.

Роль и значение традиционной теории спортивной тренировки не могут быть недооценены. Более того, традиционный подход к планированию по-прежнему годится для спортсменов на начальных и средних этапах их многолетней подготовки. Однако подготовка спортсменов высокой квалификации требует постоянного поиска новых, более эффективных и научно обоснованных подходов к планированию тренировочного процесса. Надеемся, что дальнейший прогресс спортивной науки приведёт к новым углублённым исследованиям, уточнению существующих моделей периодизации и появлению новых, которые, возможно, расширят горизонты наших знаний.

Блоковое построение тренировки как альтернатива традиционной теории

В 1980-х годах опыт тренировочной работы некоторых выдающихся тренеров помог оформиться идее того, что стало называться тренировочными блоками. Эта идея не была научно осмыслена и оставалась открытой для различных интерпретаций. Тем не менее, в наиболее обобщённом смысле тренировочным блоком можно назвать тренировочный цикл высококонцентрированных специализированных нагрузок. Это определение соответствует общему пониманию термина блок как независимого компактного модуля устройства из нескольких элементов, объединённых для выполнения конкретных функций. Многие тренеры интуитивно или осознанно модифицировали свои программы, включая циклы высококонцентрированных нагрузок для улучшения подготовки своих спортсменов. В то время учёные в области спорта, основываясь на результатах своих исследований и накопленных знаниях, предложили называть такой подход к . Эта глава представляет тренировочные концепции и тренерские подходы, которые рассматривают БП тренировочные модели как альтернативу традиционной теории. То есть содержание этой главы сосредоточено на двух принципиальных положениях, в которых идеи БП подхода были предложены и осмыслены. Это концентрированная однонаправленная тренировка, известная как БП подход профессора Ю.В. Верхошанского и многоцелевой БП подход, уже представленный и рассмотренный в предыдущих публикациях автора (Issurin, 2008, 2010).

Существуют два известных варианта БП подхода: концентрированный однонаправленный и многоцелевой подготовки. Обе версии постулируют приоритет высококонцентрированных нагрузок в тренировочных программах спортсменов высокой квалификации. Тем не менее, дальнейшая интерпретация БП тренировочных планов показывает очень большие их различия: однонаправленный вариант предполагает концентрацию тренировочных средств в одном надлежащем направлении, в то время как многоцелевой подход предлагает использование последовательных специализированных мезоцикловых блоков, в которых высококонцентрированные тренировочные нагрузки направлены на развитие ряда совместимых двигательных и технических способностей. Таким образом, БП программа обеспечивает последовательное развитие многих спортивных способностей, избегая конфликтных физиологических реакций и ограничений традиционной и концентрированной однонаправленной моделей тренировки.

Важно отметить, что обе рассмотренные БП модели также различаются своими методологическими основами. Согласно научному обоснованию, концентрированная однонаправленная модель использует концепцию долгосрочных отставленных тренировочных эффектов; многоцелевой вариант БП базируется на концепциях кумулятивных и остаточных тренировочных эффектов. Основные данные по использованию концентрированной однонаправленной модели указывают, что продолжительность блока в 6-12 недель или 2-3 месяца предполагает двух-, трёхпиковое годичное построение; многоцелевой БП вариант предлагает 2-4-недельнвй блок, обеспечивающий 5-7 пиковых выступлений. Содержание описанных блоков также различается: концентрированная однонаправленная модель запрещает выполнение технической работы во время длительного блока развития скоростной силы; многоцелевая БП модель указывает на необходимость использования соответствующих технических упражнений в каждом мезоцикловом блоке в течение всего сезона. Тем не менее, можно предположить, что на основе всего вышесказанного тренеры смогут составить разумный тренировочный план в соответствии с концентрированной однонаправленной или многоцелевой БП моделью.

Кроме того, автор убеждён, что обе БП модели тренировки не опровергают традиционную теорию периодизации тренировки как базового варианта для подготовки спортсменов низкого и среднего уровня. Эти спортсмены обладают достаточной восприимчивостью к разносторонним смешанным программам и не нуждаются в высококонцентрированных нагрузках.

В заключение нужно отметить, что после первой публикации, в которой были введены базовые положения многоцелевой БП тренировочной модели (Иссурин, Каверин, 1985) прошло около трёх десятилетий. В течение этого периода опубликован ряд моих собственных работ, и большое количество исследований было проведено разными исследователями, оценивавшими БП тренировочные эффекты в различных видах спорта. Более того, электронные базы данных содержат результаты многочисленных практических попыток реализовать БП программы для различных потребностей. Это означает, что программы с блоковой структурой стали частью реалий спортивной подготовки. Эти реалии дают широкое пространство для новых идей, оригинальных вариантов использования и инновационных подходов. Ожидаемые результаты этого процесса могут значительно обогатить современную теорию тренировки и её практическое распространение.

Реализация многоцелевой блоковой модели тренировки в разных видах спорта

История реализации насчитывает уже более трёх десятилетий. Тем не менее, только сейчас БП как тренерская концепция и исследовательский подход становится весьма популярной среди аналитиков и практиков спорта после ряда публикаций, широких дискуссий на различных тренерских форумах и появления результатов в электронных базах данных. Выросло количество научно-исследовательских проектов, направленных на изучение БП в разных видах спорта. Исследования, посвящённые оценке БП , проводились с использованием различных модифицированных программ, в которых высококонцентрированные нагрузки были направлены на развитие отдельных целевых способностей (таких как аэробные или скоростно-силовые возможности), по сравнению с традиционными смешанными программами.

В качестве ссылок были выбраны публикации, по большей части взятые из международных реферируемых журналов и/или официальных документов, таких как научные отчёты или авторефераты диссертаций. Во всех случаях исследователи изучали тренировочные эффекты и сравнивали данные, полученные при использовании традиционных и БП программ. Сравнивались данные экспериментальных и контрольных групп или данные перекрёстных исследований, где традиционные и БП программы выполнялись последовательно. В каждом случае эффекты тренировки оценивались объективными и информативными методами. Итоговая оценка тренировочных эффектов делалась с помощью соответствующих статистических процедур.

Стоит отметить увеличение количества публикаций, посвящённых оценке и обсуждению БП . В результате спектр применения БП программ резко увеличился. Вначале применение этих БП принципов было сосредоточено в основном на видах спорта на . Теперь реализация БП системы подготовки распространилась также и на , а также на . Следует отметить, что разделение целей подготовки в различных специализированных мезоцикловых блоках имеет серьёзные научные предпосылки, связанные с соответствующими путями физиологической адаптации. Действительно, раздельное целенаправленное развитие аэробных и анаэробных гликолитических способностей имеет серьёзное биологическое основание, связанное с соответствующими вариантами адаптации организма человека, т.е. гомеостатическим регулированием и реакциями на стресс при выполнении тренировочных упражнений высокой интенсивности. Точно так же деление силовых тренировочных программ на специализированные блоки обусловлено соответствующими механизмами нервно-мышечной адаптации. То есть тренировочные блоки, направленные на развитие мышечной гипертрофии, требуют чёткого катаболического сигнала (т.е. сигнала к распаду мышечного белка), за которым следует (превышение исходного уровня) мышечного белка, т.е. гипертрофия мышечных волокон (Zatsiorsky, 1995). Схема тренировки для достижения этой цели предполагает выполнение упражнений с большим сопротивлением (8-10 МП), большим общим объёмом и соответствующим восстановлением для обеспечения синтеза белка энергией (Vim и Viru, 2001).

Блоки, направленные на развитие мощности и взрывной силы, используют, по большей части, нервно-мышечные предпосылки совершенствования физических качеств, т.е. быстрое включение больших фракций мотонейронов, увеличенную частоту импульсации мотонейронов, синхронизацию их активности и усовершенствованную координацию мышц-антагонистов (Zatsiorsky, 1995). Соответственно, планирование подготовки в этом блоке требует скоростных упражнений и упражнений, выполняемых с ускорением, растяжением-сокращением (), с относительно более длинными интервалами между сериями, достаточным метаболическим и нервно-мышечным восстановлением между тренировками. Такое разделение выглядит разумным и перспективным в случаях, когда превалирует силовой компонент. Можно предположить, что дальнейшие исследования и применение блоковой системы дадут нам новые данные о физиологической природе более специализированной подготовки и практические подсказки для её благоприятной реализации.

Современные оригинальные подходы к планированию и построению подготовки спортсменов

Эта статья представляет новые или относительно новые, но всё ещё не широко известные подходы к . Источники информации, которые были использованы для характеристики этих подходов, охватывают публикации, доступные в специальной литературе, а также обобщают опыт выдающихся тренеров и спортсменов. Эта глава суммирует данные, касающиеся двух различных направлений:

  • как концепции и тренерского подхода, которые привлекли много внимания в последнее десятилетие; и
  • , которая имеет долгую историю, но получила новое «дыхание» после обновления её научных основ и интерпретации данных.

Возможно, описание приведённых выше направлений не даст полную детальную информацию об их содержании и перспективах, однако ссылки к этой главе позволят найти соответствующие источники, откуда такое знание может быть почерпнуто.

Оба рассмотренных выше подхода к спортивной подготовке вызывают интерес и с научной, и с практической точек зрения. Общая концепция поляризованной тренировки поддерживается опытными данными большого количества успешных спортсменов. Результаты хорошо организованных исследований достаточно убедительно подтверждают эту концепцию и имеют определённое значение. Заметным результатом такого анализа является легитимация высокого объёма нагрузок низкой интенсивности как действенного фактора подготовки спортсменов высокого уровня. Действительно, концепция поляризованной тренировки предлагает согласованность между объёмными экстенсивными и тщательно дозированными высокоинтенсивными тренировочными нагрузками. Однако пропорции между этими значимыми компонентами могут иметь решающее значение и нуждаются в специальной конкретизации в отношении различных специфических по виду спорта ситуаций. Кроме того, полезность применения нагрузок выше уровня анаэробного порога также поддерживается многими аргументами и не может быть исключена. Возможное разрешение этих противоречий может быть связано с применением схемы блоковой периодизации с разделением наиболее объёмных и наиболее интенсифицированных программ на соответствующие мезоциклы.

Учитывая потенциал и преимущества ВИТ программ, следует подчеркнуть два важных аспекта:

  • в контексте подготовки спортсменов высокой квалификации ВИТ может изменить и усовершенствовать стратегию тренировки;
  • что касается подготовки спортсменов, занимающихся оздоровительными программами, ВИТ подход предлагает дополнительные перспективы, которые могут в значительной степени повлиять на выбор тренировочных режимов и содержания тренировочных занятий.

Большое количество результатов исследований позволяет наметить два дополнительных варианта применения ВИТ в подготовке спортсменов высокой квалификации. Первый предполагает компилирование краткосрочных тренировочных циклов с относительно высоким вкладом ВИТ нагрузок. Такое сочетание краткосрочных тренировочных циклов высококонцентрированных тренировочных нагрузок очень схоже (даже почти идентично) с ранее рассмотренной концепцией блоковой периодизации, а именно, составлению трансформирующего мезоцикла.

Второй предполагает включение ряда ВИТ занятий (как правило, от одного до трёх) в относительно долгие тренировочные циклы, длящиеся 7-12 недель, в которых остальная программа формируется большим объёмом умеренно или низко интенсивных специфических по виду спорта упражнений. Представленные выше результаты исследований свидетельствуют о том, что такая модификация программы приводит к значительному улучшению обмена веществ, нервно-мышечных и специфических по виду спорта показателей.

Другое применение ВИТ-концепции связано с перспективами оздоровительной тренировки. Аргументы, поддерживающие ВИТ-подход для спортсменов, следующих рекреационным программам, подчеркивают эффективность временных затрат при использовании высокоинтенсивных нагрузок небольшого объёма и его потенциал для повышения общей физической подготовленности аналогично программам большого объёма и низкой интенсивности. Эта аргументация не выглядит убедительной в отношении подготовки возрастных занимающихся и больных в процессе реабилитации после некоторых заболеваний. Очевидно, что такой контингент занимающихся нуждается в специальных мерах предосторожности и медицинском контроле. Тем не менее, потенциал ВИТ для рекреационных программ взрослых здоровых спортсменов привлекает особый интерес и достоин дальнейшего рассмотрения и аккуратного внедрения.

Микро-, мезоциклы и этапы годичного цикла подготовки

Это самый короткий тренировочный цикл. Он включает определённое количество тренировочных занятий и длится несколько дней, часто одну неделю. - средний тренировочный цикл, в который входят несколько микроциклов. Несколько связанных общей целью мезоциклов, применяемых в определённой последовательности, формируют тренировочный этап, который обычно предваряет выступление на соревновании.

Микроциклы как самые короткие тренировочные циклы дифференцированы в трёх основных направлениях: нагрузка, соревнование и восстановление. Микроциклы первого направления отличаются по уровню нагрузки. Втягивающий служит для адаптации спортсменов к увеличивающимся нагрузкам, нагрузочный направлен на развитие спортивных способностей, а ударный использует предельное тренировочное воздействие. Второе направление включает предсоревнователъный микроцикл, который готовит спортсмена к предстоящим соревнованиям, и соревновательный, в котором спортсмен принимает в нём участие. Третье направление связано со специальным восстановительным микроциклом. Микроциклы можно наполнять различными вариантами нагрузки. Точнее, можно выполнять планы с одним, двумя и тремя пиками.

В основной статье рассмотрены микроциклы, нацеленные на а) развитие аэробных (силовых и аэробных) способностей, б) применение высокоинтенсивных анаэробных нагрузок, в) использование взрывной силы в сложнокоординационных упражнениях и г) . Эти микроциклы могут быть структурированы в соответствии с некоторыми общими правилами: 1) приоритетом наиболее существенных ключевых тренировок; 2) взаимодействием последовательных тренировочных занятий; 3) распределением средств восстановления; (4) включением и доведением до максимума тренировочных нагрузок и 5) контролем тренировочного процесса.

Три типа мезоциклов рассматриваются с точки зрения их продолжительности, содержания и контроля. Конкретно - накопительный, трансформирующий (преобразующий) и реализационный мезоциклы описаны в плане последовательности включения различных микроциклов. Обсуждаются также накопление утомления, которое особенно выражено в преобразующем мезоцикле, выбор соответствующих заданий и упражнений, а также определение наиболее адекватных средств контроля для нескольких мезоциклов. Важно помнить, что самооценка реакции спортсменов на тренировочную нагрузку, отражённая в их дневниках, может предоставить ценную информацию для предотвращения чрезмерного утомления и даже . Субъективные оценки уровня напряжения, утомления, качества сна и болезненности мышц по шкале от 1 (очень-очень низкая или хорошая) до 7 (очень-очень высокая или плохая) рекомендуется использовать систематически.

В соответствии с блоковой периодизацией этапы тренировки состоят из трёх последовательных мезоциклов и воспроизводят в миниатюре полный годичный цикл подготовки, в котором тренировочные нагрузки сосредоточены сначала на базовых способностях, затем на более специфических, а далее - на интегральной готовности к выполнению специфического по виду спорта соревновательного упражнения. Важно помнить, что соревновательные выступления и эмоциональное напряжение могут сократить действие остаточных тренировочных эффектов предыдущего мезоцикла. Это явление рассмотрено на примере подготовки многократного олимпийского чемпиона Александра Попова, чья скорость анаэробного порога существенно уменьшилась после соревнования. Включение специальных компактных мини-блоков (коротких микроциклов) может продлить действие остаточных эффектов предыдущего мезоцикла. Таким образом, аэробные мини-блоки могут включаться в преобразующий мезоцикл, а очень интенсивный анаэробный мини-блок -в реализационный.

Заключительный этап подготовки (ЗЭП) перед главным соревнованием рассматривается по отношению к основным факторам, влияющим на его эффективность и соответствующее содержание. Среди возможных причин, ухудшающих спортивный результат на ЗЭП, есть такие факторы, как: а) тревожность и эмоциональное напряжение во время ЗЭП и соревнований, б) гормональные и метаболические изменения, связанные с эмоциональным и физическим напряжением, и в) недостаточность тренировочной нагрузки. Предложен общий подход к составлению программы ЗЭП как последовательности микроциклов для выполнения нагрузки, восстановления и соревновательных выступлений.

Долговременная спортивная подготовка

Долговременная подготовка касается тренировочных периодов, длящихся один год и более. С этой точки зрения требуют рассмотрения три главные аспекта такой подготовки. Это , многолетняя подготовка квалифицированных спортсменов (включая четырёхлетний цикл) и . В этой главе будут представлены и объяснены основные положения и руководящие принципы планирования, имеющие отношение к этим трём аспектам.

Долгосрочная спортивная подготовка рассмотрена в аспекте планирования относительно длительных тренировочных циклов (годичного и ), многолетней подготовки взрослых и молодых спортсменов. Основные действия при планировании годичного цикла следующие: постановка цели и задач, определение последовательности основных шагов в годичной подготовке и общих тенденций в изменении тренировочной нагрузки. Все эти пункты рассматриваются в свете концепций традиционной и блоковой периодизации.

Специальное внимание уделено сезонным изменениям тренировочных нагрузок в рамках годичного цикла подготовки. Особенности четырёхлетнего планирования даны в связи с подготовкой высококвалифицированных спортсменов. Особое внимание уделено изменениям рабочей нагрузки в подготовке возрастных опытных спортсменов и их более молодых коллег.

Типичные тенденции изменения годичных тренировочных нагрузок представлены на Примере подготовки многократного чемпиона мира и Олимпийских игр по гребле на каноэ Ивана Клементьева (Латвия), а физиологические изменения за время долгосрочной подготовки рассмотрены на примере чемпиона мира и семикратного чемпиона Тур-де-Франс Лэнса Армстронга (США). Показано, что многие возрастные спортсмены приближаются к своим биологическим пределам, но продолжают достигать выдающихся результатов и даже улучшать их. Предполагалось, что источником такого индивидуального прогресса может быть лучшее использование их двигательных и физиологических возможностей, где индивидуальный творческий потенциал, уверенность в себе и спортивная эрудиция играют огромную роль.

Распространённый подход к долгосрочной спортивной подготовке предполагает выделение четырёх отдельных этапов. Это этапы предварительной подготовки, начальной специализации, углублённой специализации и спортивного совершенствования. Каждый из них характеризуется соответствующим сочетанием длительности этапа, частоты и продолжительности тренировок, годичного тренировочного объёма и других специфических по виду спорта переменных.

С точки зрения биологического созревания индивидуума концепция сенситивных периодов имеет особое значение. Согласно этой концепции существуют периоды в жизни людей, когда они более тренируемы при развитии определённых двигательных способностей, чем в другие периоды времени. С точки зрения интенсификации тренировочного процесса эти благоприятные фазы также называются «окнами возможностей». Следовательно, периоды наиболее благоприятных реакций на тренировочное воздействие могут быть использованы для более осознанного и успешного развития спортивных качеств.

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Фитнес-спорт требует разносторонней физической, акробатической и хореографической подготовки спортсменов. Чаще всего спортсмены, занимавшиеся высококоординированными видами спорта, продолжают свою карьеру в фитнес-спорте и достигают высоких результатов, строго придерживаясь всех принципов уже знакомого тренировочного процесса.

Процесс спортивной тренировки условно подразделяют на техническую, тактическую, физическую, психологическую и теоретическую подготовку.

Техническая подготовка предусматривает обучение технике движений, совершенствование их при выполнении специальных упражнений. В результате этого формируется индивидуальный и наиболее эффективный стиль выполнения упражнений, который позволяет спортсмену достичь высоких спортивных результатов. Техническая подготовка осуществляется главным образом в подготовительном и основном периодах тренировки.

Спортивная техника – наиболее целесообразный способ выполнения двигательных действий, направленный на достижение высокого результата.

Тактическая подготовка тесно связана с технической подготовкой и направлена на формирование таких умений, которые обеспечивают наиболее целесообразное и самостоятельное ведение спортивной борьбы в условиях соревнований. Тактическая подготовка взаимосвязана с основным и подготовительным периодами спортивной тренировки.

Физическая подготовка спортсмена направлена на развитие такого комплекса двигательных качеств, который обеспечивает достижение высоких спортивных результатов, то есть повышение технического мастерства, расширение функциональных возможностей организма. Для овладения программными силовыми и акробатическими упражнениями, связками и соединениями в произвольной композиции спортсменам необходим определенный уровень развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости.

С целью развития этих качеств и применяются средства общей физической и специальной физической подготовки.

Общая физическая подготовка проводится преимущественно в подготовительном и переходном периодах и направлена на всестороннее развитие двигательного аппарата спортсмена, широкое воздействие на все системы организма, обеспечивающее высокий уровень двигательной активности и работоспособности. К числу средств ОФП относятся бег, прыжки, подвижные и спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол), плавание, аэробика.

Специальная физическая подготовка проводится в основном периоде тренировок с целью развития и поддержания на определенном уровне тех физических качеств, которые в первую очередь обеспечивают выполнение соответствующих элементов, выбранных для произвольной программы. Как правило, произвольная программа в фитнес-спорте состоит из элементов, выполнение которых требует проявления высокой степени развития:

Силы (сложные статические положения: упоры, углы, силовые перемещения, стойки на руках),

Элементов гибкости (шпагаты, мосты),

Скоростно-силовых качеств (акробатические элементы: перевороты, фляки, пируэты, сальто);

Выносливости (выполнение произвольной композиции в целом).

Овладение навыками расслабления мышц (стретчинг) входит в содержание технической и физической подготовки.

Психологическая подготовка спортсмена – это направленный процесс комплексного развития и совершенствования определенных психических функций, способностей и качеств личности спортсмена, необходимых ему для достижения успеха в спортивной деятельности. В ходе психологической подготовки у спортсмена развиваются такие волевые качества, как целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, выдержка и уважение к сопернику по спортивной борьбе. Психологическая подготовка проводится на протяжении всего периода подготовки спортсмена. Психологическая подготовка разделяется на общую и специальную.

Общая психологическая подготовка ставит целью воспитание нравственно-волевых качеств, развитие способностей к осознанию двигательных действий, формирование навыков саморегуляции психических состояний. Приемы общей психологической подготовки реализуются в ходе систематических занятий в форме конкретных заданий с указанием на осознание спортсменом отдельных компонентов движения (амплитуда, направления, степень мышечного напряжения), на мысленное (идеомоторное) восприятие двигательного действия.

Специальная психологическая подготовка предполагает применение приемов, направленных на формирование готовности спортсмена к конкретным соревнованиям, где решаются важные задачи по формированию установки на определенный результат, соответствующий силам и возможностям спортсмена, по созданию необходимого уровня мобилизации и психической устойчивости. Рекомендуется перед соревнованиями организовать просмотр произвольной программы в костюме на сцене, в присутствии зрителей. Такого рода репетиция дает уверенность спортсмену во время самих соревнований.

Теоретическая подготовка заключается в изучении теоретических основ фитнес-спорта и правил соревнований на всех этапах спортивной тренировки.

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

6. Направленность учебно-тренировочного процесса Учебно-тренировочный процесс является единственной реальной основой обучения действиям в рукопашном бою, необходимым для решения вероятных боевых задач и выработки постоянной готовности и оперативности в решении

Из книги Фитнес-спорт: учебник для студентов автора Шипилина Инесса Александровна

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Фитнес-спорт требует разносторонней физической, акробатической и хореографической подготовки спортсменов. Чаще всего спортсмены, занимавшиеся высококоординированными видами спорта, продолжают свою карьеру в фитнес-спорте и

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

14.3. Планирование учебно-педагогического процесса Учебно-педагогический процесс секции коллектива физической культуры довольно многогранен и продолжителен, так как современные технические требования настолько велики, что спортсмену для достижения высоких

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

15.3. Планирование учебно-педагогического процесса Учебно-педагогический процесс секции коллектива физической культуры довольно многогранен и продолжителен, так как современные технические требования настолько велики, что спортсмену для достижения высоких

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Тихонов Владимир Федорович

Из книги Основы ныряния с задержкой дыхания:Учебно-методическое пособие по фридайвингу автора Молчанова Наталья Вадимовна

Из книги Учебник подводной охоты на задержке дыхания автора Барди Марко

Из книги Триатлон. Олимпийская дистанция автора Сысоев Игорь

Принцип непрерывности тренировочного процесса Тренироваться непрерывно означает избегать слишком долгих периодов бездействия в течение тренировочного сезона. Особенно важно не допускать таких пауз в зимний период, когда неблагоприятные погодные условия и короткий

Из книги Программа по пауэрлифтингу автора Головихин Евгений Васильевич

3. Планирование тренировочного процесса в триатлоне Общая схема планирования Каждый человек, занимающийся триатлоном, как и спортом вообще, преследует определенные цели. Иногда целью становится сам тренировочный процесс. Такие люди обладают «процессным» складом

Из книги Теория и методика подтягиваний (части 1-3) автора Кожуркин А. Н.

Биохимический мониторинг тренировочного процесса Биохимический мониторинг позволяет вовремя оценить уровень восстановления триатлета и принять решение об изменении или сохранении структуры, направления и длительности тренировочной нагрузки. Мониторинг включает в

Из книги Библия триатлета автора Фрил Джо

Приложение № 1. Планирование и учёт учебно-тренировочного процесса 1. Учебно-тренировочный процесс в спортивных школах планируется на основе учебных материалов, изложенных в данной программе.2. Планирование учебных занятий и распределение учебного материала в группах

Из книги Психология спорта автора Ильин Евгений Павлович

6.6 Краткое описание тренировочного процесса. Итак, перечислим то, что нужно учитывать при построении тренировочного процесса, направленного на развитие статической выносливости мышц, осуществляющих фиксацию хвата.1. Цель тренировки. Увеличение предельного времени

Из книги Тайский бокс: программа для высших учебных заведений по тайскому боксу автора Цинис А. В.

Из книги Как стать кикбоксером, или 10 шагов к безопасности автора Казакеев Евгений

Раздел II Психология тренировочного процесса

Из книги автора

4 Организация учебно-тренировочного процесса Основные формы учебно-тренировочной работы в высших учебных заведениях – тренировочные и теоретические занятия, участие и соревнованиях и контрольных спаррингах, учебно-тренировочные сборы, занятия в

Из книги автора

Основы тренировочного процесса У вас есть личный распорядок дня. Может у многих он беспорядочный, но есть привычная последовательность определенных действий в отдельные дни и в определенное время. Чтобы тренировка приносила нужные результаты, вам необходимо

В. Козловский

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ФУТБОЛИСТА.

Перспективный план - основа подготовки футболиста.

Планирование — это один из элементов управления тренировочным процессом. Под управлением в спорте принято понимать перевод системы из одного состояния в другое согласно тем задачам, которые ставят перед собой тренер и спортсмен.

Чтобы успешно управлять тренировочным процессом, надо решить как минимум следующие задачи:

1) определить цель для каждого этапа тренировки;

2) разработать методику контроля за состоянием тренирующегося;

3) определить средства и методы для оптимального проведения процесса тренировки.

Существует перспективное планирование (на несколько лет), текущее (на один год), оперативное (на месяц, неделю) и конспект занятия.

Перспективное планирование

Практика показывает, что футболисты достигают высокого уровня мастерства в среднем после 7—8 лет систематических занятий.

В зависимости от того, правильно ли намечена перспектива совершенствования спортсмена, рационально ли спланированы тренировочные средства, нагрузки, контрольные нормативы, во многом будут зависеть темпы роста его достижений, результативность тренировки в годичных циклах.

Перспективный план — основа всей подготовки спортсмена. Чтобы правильно построить перспективный план, нужно знать, какой возрастной период наиболее благоприятен для достижения наивысших результатов. Научные наблюдения показывают, что функциональные возможности организма футболиста, его приспособляемость к нагрузкам и восстановление затраченной энергии становятся оптимальными в большинстве случаев только после 21 года. Большинство случаев ухудшения функционального состояния, с временными или стойкими отклонениями в состоянии здоровья и падением работоспособности, появившимися в связи с изменениями в режиме тренировки в командах мастеров, относилось к футболистам в возрасте 18—20 лет. Поэтому для молодых футболистов, выступающих за команды взрослых, нужна особенно строгая дозировка тренировочных и соревновательных нагрузок. Все это следует учитывать, составляя перспективный план тренировки команды и отдельного футболиста.

Командный и индивидуальный перспективные планы должны быть взаимосвязаны. Сроки перспективного планирования устанавливаются в зависимости от возраста футболистов, степени их подготовленности, сроков проведения соревнований.

Обычно во взрослых командах перспективный план составляется на 4 года (интервал от одних олимпийских игр до других), в юношеских и детских командах — на весь период обучения и тренировки.

Подготовка перспективных планов не должна сводиться к механическому воспроизведению нескольких годичных планов. Надо предусмотреть рациональное изменение задач тренировки, величины тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в различные годы подготовки спортсмена.

Основное требование плана — неуклонное повышение физической, технической, тактической, волевой и функциональной подготовки футболистов.

В перспективном плане должны найти отражение следующие разделы:

1) цели и задачи многолетней тренировки;

2) спортивно-технические показатели по годам подготовки;

3) характер и объем упражнений;

4) комплектование команды;

5) места занятий, состязаний, оборудование и инвентарь;

6) врачебный и педагогический контроль.

В первом разделе раскрываются основные цели и задачи тренировки отдельно по каждому году или по отдельным этапам обучения и тренировки. Во втором разделе планируются места, которые предполагается занять в том или ином соревновании, средние контрольные нормативы для команды по годам. В третьем разделе плана отражаются все виды подготовки и примерное их процентное соотношение по годам обучения и тренировки. Объем упражнений обычно планируется во времени, отводимом на те или иные виды упражнений.

В четвертом разделе предусматривается решение вопросов, связанных с комплектованием команды. В пятом разделе планируется приобретение спортивного инвентаря и оборудования (стойки, переносные ворота, стенки и др.). Здесь же планируются места тренировок и соревнований. В шестом разделе в основных чертах раскрывается педагогический и врачебный контроль (прием контрольных нормативов, определение времени занятий, диспансерное обслуживание и т. п.).

Для определения сдвигов в физическом развитии и росте спортивного мастерства, которые происходят под влиянием тренировки, следует проводить:

1) контрольную проверку по тестам, предусмотренным планом;

2) просмотры выступлений футболистов в матчах и оценка их игры;

3)анкетный опрос футболистов с целью определения изменений в режиме их тренировки и быта.

Полученные данные обрабатывают в конце каждого года и сравнивают между собой. Это позволяет сделать определенные выводы и внести необходимые коррективы в тренировку и планы.

Процесс тренировки принято делить на несколько этапов.

Первый этап — отбор и обучение. Он обычно продолжается 1—2 года и завершается, когда занимающиеся уже владеют основами техники.

Второй этап — тренировка, он длится обычно 5—6 лет. Условное его окончание — переход в команду мастеров.

Третий этап — спортивное совершенствование. Этот этап длится до окончания регулярных выступлений.