Презентация на тему гидросфера. Презентация методической разработки по географии "гидросфера"


Что такое гидросфера?

ГИДРОСФЕРА (от гидро... и сфера), совокупность вод земного шара, водная оболочка Земли , располагающаяся между атмосферой и «твердой» земной корой. Включает в себя всю химически не связанную воду.


  • Объём воды на Земле – 1,4 млрд. км ³
  • 71% поверхности Земли

Состояния воды на Земле

Газообразное

менее 1%

Жидкое

98%

Твёрдое, менее 2%

При каких условиях вода меняет своё состояние?


ВОДА! НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ,

ЧТО ТЫ НЕОБХОДИМА ДЛЯ

ЖИЗНИ: ТЫ САМА ЖИЗНЬ.

А. де Сент-Экзюпери









Состав

гидросферы

Мировой

океан

Воды суши

Вода в

атмосфере

Подземные

воды

Поверхност-

ные воды

Ледники

Болота


О каком природном

процессе идёт речь?

Как он происходит?

Хоть в это поверить не очень легко,

Но Волги вода есть в реке Лимпопо.

И, путешествуя облаком пара,

Воды из Волги текут в Ниагару.

Волги вода и в Байкале, и в Ниле.

И в Танганьике. И в нашей квартире.

Значит, должны понимать это все мы:

Реки – часть водной единой системы.

Но, чтоб не быть с географией в споре,

Волга впадает в Каспийское море.

И.Якимов


Мировой круговорот воды

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать па пески и камни,

На поля и на сады.

С. Щипачев


Осадки –

снег

Ветер

Конденсация пара

Ледники

Осадки –

дождь

Грунтовые воды

Родник

Испарение

Суша

Океан

Подземные воды

Круговорот воды в природе


Использова-ние воды человеком

Жидкая вода

В мире нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная, чистая вода.

В пищу

Водный

транспорт

Артезианская

скважина

В быту

Орошение полей

На промышленных

предприятиях

Геотермальные

станции


Выводы

  • ГИДРОСФЕРА - водная оболочка Земли
  • Основные части гидросферы: Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере. Большая часть ( 96% ) воды находится в Мировом океане
  • Вода на Земле находится в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном
  • Под действием солнечной энергии происходит Мировой

круговорот воды в природе

  • Что такое гидросфера?
  • Из каких частей она состоит? В какой части гидросферы находится большая часть воды?
  • Почему воду называют «оборотнем»?
  • Что является двигателем Мирового круговорота воды в природе?

Мухина Дарья Валерьевна

Проектная работа по географии на тему:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Починокинельская средняя общеобразовательная школа»

Проектная работа по географии на тему:

«Загрязнение гидросферы моющими средствами»

Работу выполнила ученица 11 класса

МБОУ «Починокинельская СОШ»

Комсомольского района ЧР

Мухина Дарья Валерьевна

Руководитель: учитель географии

Краснова Светлана Владимировна

Д. Починок Инели

2015 г.

Введение стр. 2

I. Синтетические моющие средства стр. 3-5

  1. Вред моющих средств органическому миру стр. 3
  2. Влияние детергентов на жизнь человека стр. 4
  3. Очистка бытовых сточных вод стр. 4-5

II. Практическая часть - эксперимент стр. 5-8

Заключение стр. 9

Список использованной литературы стр. 10

Приложения: стр. 11

1. Диаграмма 1 стр. 11

2. Диаграмма 2 стр. 11

Введение

Просмотрев материалы в Интернете, на уроках географии я узнала, что существует проблема загрязнения гидросферы. Тема актуальна потому, что каждый человек причастен к загрязнению гидросферы. Мне хотелось остановиться на моющих средствах, так как они приносят не меньший вред воде. Каждый человек моет руки, посуду, одежду, убирает квартиру моющими средствами, поэтому я решила доказать на примере своей семьи, и своего региона, что даже малая доля людей, не задумываясь насколько это вредно, тратит огромное количество моющих средств в сутки.

Тема моей исследовательской работы называется «Загрязнение гидросферы моющими средствами».

Цель: доказать насколько огромны масштабы загрязнения гидросферы моющими средствами, влияющими на органический мир и состав воды.

Задачи:

  1. Изучить литературу, материалы СМИ, собрать и проанализировать статистические данные по теме.
  2. Провести ряд экспериментов, доказывающих объемы загрязнения рек моющими средствами.
  3. Провести ряд опросов по выявлению отношения окружающих к использованию моющих средств.

В своей работе я использую методы: опроса, анализа статистических данных и СМИ, эксперимента с подсчетом результатов использования объема моющих средств в моей семье и примерным подсчетом использования жителями Татарстана, а так же объемы слива в воды рек данной территории.

  1. Синтетические моющие средства

Я изучила литературу, материалы СМИ, собрала и проанализировала статистические данные по теме и нашла ответы на некоторые вопросы:

Когда и кто изобрел моющие средства?

Первое мыло, самое простое моющее средство, было получено на Ближнем Востоке более 5 000 лет назад. Вначале его использовали для стирки и обработки ран. И только с I века н.э. человек стал использовать мыло в целях личной гигиены. А вот первое синтетическое моющее средство появилось только в 1916 году, изобретателем которого является немецкий химик Фриц Понтер, оно предназначалось для промышленного использования. Бытовые синтетические моющие средства стали выпускать в 1935 году. С тех пор был разработан целый ряд синтетических моющих средств узкого назначения, а их производство стало важной отраслью химической промышленности.

Что такое синтетические моющие средства и как они работают?

Согласно Большой советской энциклопедии синтетические моющие средства – это «вещества или смеси веществ, применяемые в водных растворах для очистки (отмывки) поверхности твердых тел от загрязнений». Другое название синтетических моющих средств - детергенты. Детергенты состоят из двух частей . Одна часть растворяется в масле , а вторая часть – растворяется в воде . Грязь, которую нужно отмывать с помощью детергентов, не растворяется в воде. Например, жир или масло. Следовательно, синтетические моющие средства – это вещества, которые с помощью своего двойного строения позволяют растворять в воде то, что вода растворить не может.

1. Вред моющих средств органическому миру.

Вот вы купили средство для мытья посуды. Воспользовались этим средством при мытье посуды. Вся вода после мыться ушла в канализацию. А дальше? А дальше она попадает в реки, озера, подземные воды. Основными жертвами прогрессирующей химической индустрии, становятся рыба, планктон, и прочая водная живность. Для обитателей водного мира СМС очень вредны, особенно для животных, которые дышат жабрами. Почему страдают именно они? Потому что СМС прилипают к жабрам, вода начинает прилипать к СМС, в жабры льётся вода, и рыбы захлёбываются. И умирают. Или (если детергентов не очень много), просто растут больными и хилыми. Другими словами: в обычном состоянии, хоть вода и попадает в жабры, но она не касается их, поскольку они покрыты отталкивающим воду веществом – специальным жиром. А поскольку моющие средства растворяют жир, то рыба не может пользоваться жабрами

  1. Влияние детергентов на жизнь человека.

Попадание синтетических моющих средств в организм человека с водой всё же возможно. В первую очередь это происходит, когда человек ест или пьёт из плохо отмытой от детергентов посуды. Другой путь попадания синтетических моющих средств – во время купания. Он наиболее част для детей. К чему все это может привести? Как известно, в человеческом желудке, постоянно присутствует соляная кислота, которая расщепляет пищевой белок. Желудок изнутри покрыт слизистой оболочкой, которая выполняет защитную роль от вредного воздействия соляной кислоты. Слизистая оболочка имеет жировую основу. Если в организм человека, то есть в желудок, попадает СМС с недомытой тарелки, то защитная оболочка вокруг стенок желудка становится тоньше. Особенно, если организм человека ослаблен, например, стрессом, отсутствием витаминов , то СМС даже в мизерных количествах, могут привести к язве желудка, к передозировке желчи, нарушению работы желчного пузыря и прочим серьезным болезням.

Итак, моющие средства наносят колоссальный вред составу воды и органическому миру. Вода из кухонь, туалетных комнат, душевых, бань, прачечных, столовых, больниц, бытовых помещений, промышленных предприятий – все это бытовые сточные воды. Производство и широкое применение синтетических поверхностно-активных веществ, особенно в составе моющих средств, обусловило поступление их со сточными водами во многие водоемы, в том числе источники хозяйственно-питьевого водоснабжения. В тяжелом экологическом положении находится Волга – крупнейшая река Европы. В её бассейне живет более 60 млн. человек, производится более 30% промышленной и сельскохозяйственной продукции нашей страны. Сокращение водообмена и одновременное увеличение объема сточных вод создали тяжелую гидрохимическую обстановку. Возникла угроза гибели экосистем в дельте Волги. У 100% выловленных рыб выявлены серьезные генетические аномалии.

3. Очистка бытовых сточных вод.

Канализация – комплекс инженерных сооружений и санитарных мероприятий, обеспечивающих сбор и удаление за пределы населенных мест и промышленных предприятий загрязненных сточных вод, их очистку, обезвреживание и обеззараживание. Городами и другими населенными пунктами сбрасывается через системы канализации 22 млрд. м 3 сточных вод в год. Из них 70% проходит через очистные сооружения, в том числе 94% - сооружения полной биологической очистки.

Через коммунальные системы канализации в поверхностные водные объекты ежегодно сбрасывается 13,3 млрд. м 3 сточных вод, из которых 8% проходит через очистные сооружения, а остальные 92% сбрасываются загрязненными. Большинство очистных сооружений перегружено, а почти половина требует реконструкции.

Для обеззараживания сточных вод дозу хлора подбирают так, чтобы содержание кишечных палочек в воде, сбрасываемой в водоем, не превышало 1000 в 1 литре, а уровень осадочного хлора составлял не менее 1,5 мг/л при 30-минутном контакте или 1мг/
л при 60-минутном контакте. Обеззараживание проводят жидким хлором, хлорной известью или гипохлоритом натрия, получаемых на месте в электролизерах. Хлорное хозяйство очистных канализационных сооружений должно позволять увеличивать расчетную дозу хлора в 1,5 раза. Однако, население очень часто пользуется хлорсодержащими средствами для очищения помещений, что неизбежно может нанести колоссальный вред при стоке вод.

II. Практическая часть - эксперимент

Я живу в Республике Татарстан. А учусь я в соседней Чувашии. И Чувашская, и Татарская Республики расположены в бассейне Волги.

Для того, чтобы доказать насколько в действительности проблему загрязнения Волги создают сами жители данного региона, я решила провести несколько исследований, одним из которых был эксперимент: «Потребление моющих средств моей семьей».

Для того, чтобы доказать какое огромное количество моющих средств тратит человечество, для начала я выяснила, сколько моющих средств потребляет моя семья и подсчитала результаты (таблица 1).

В моей семье шесть человек. Я начала свое исследование с подсчета потребления каждого моющего средства сначала за неделю, потом за месяц, год и 10 лет.

В быту используются незаменимые вещи в личной гигиене – это мыло, шампуни, бальзамы, зубная паста и всякие другие средства. Так как в семье нас шестеро, то потребление средств личной гигиены высокое: за неделю мы тратим примерно 180 мл всех средств гигиены, за месяц 2,2 литра, за год примерно 26,4 литра, а за 10 лет целых 264 литра.

Мы используем стиральный порошок «Persil» и стираем примерно 3 раза в неделю. После подсчета я определила, что за неделю мы тратим около 250 г, за месяц 1 кг, за год – 12 кг и за 10 лет – 120 кг.

Средство для мытья посуды мы используем в основном «AOS». Посуду мы моем в ручную, обычно в деревнях не пользуются посудомоечной машиной. За месяц употребляем примерно 500 г, 6 литров – за год и, соответственно, 60 литров за 10 лет.

Чистящие средства и хлорсодержащие средства мы используем не так часто как остальные моющие средства: за неделю – 130 г, за месяц – 520 г, за год – примерно 6,5 кг, за 10 лет – 65 кг; даже из этого подсчета видно какое огромное количество чистящих и хлорсодержащих средств мы тратим.

Из результатов, полученных в ходе исследования, я смогла сделать вывод, что моя семья в сумме использует примерно 2 кг и 720 мл всех моющих средств за месяц; 24 кг и 8 литров 700 мл – за один год; 240 кг и 87 л – за 10 лет (таблица 1).

Таблица 1. Потребление моющих средств моей семьей

Моющие средства

Потребление

Неделя

Месяц

Год

10 лет

Стиральный порошок «Persil»

250 г

1 кг

12 кг

120 кг

Мыло (жидкое) «Бархатные ручки»

30 мл

120 мл

1,5 л

15 л

Средство для мытья посуды «АОS»

125 г

500 г

6 кг

60 кг

Шампунь + бальзам «Timotei»

62,5 мл

250 мл

3 л

30 л

Гель для личной гигиены

62,5 мл

250 мл

3 л

30 л

Зубная паста «Colgate»

25 мл

100 мл

1,2 л

12 л

Чистящие средства

80 г

320 г

4 кг

40 кг

50 г

200 г

2,5 кг

25 кг

Всего

500 г; 180 мл

2 кг; 720 мл

24 кг; 8 л 700 мл

240 кг; 87 л

Увидев, в каком количестве моя семья загрязняет, в первую очередь, реку Кубня, затем Свиягу и Волгу, мне захотелось выяснить, какое количество отходов моющих средств выбрасывается жителями моей улицы и деревни.

По первому вопросу: «Пользуетесь ли вы моющими средствами?» все единогласно сказали: «Да» (приложение 1).

По второму вопросу: «Как часто вы используете моющие средства?» все единогласно ответили: «Каждый день» (приложение 2).

По третьему вопросу: «Как часто вы стираете?» я получила следующий результат (диаграмма 3):

12 оппонентов из 27 ответили, что стирают около 3 раз в неделю;

3 оппонента стирают чаще 3 раз в неделю (4 раза);

9 оппонентов ответили, что стирают два раза в неделю:

3 оппонента ответили, что стирают раз в неделю.

Диаграмма 3 (опрос)

В среднем получается: стирают 3 раза в неделю. Исходя из того, что в нашей семье в среднем на одного человека в год расходуется 4 кг и 1 л 450 мл чистящих средств, я вычислила, сколько моющих средств примерно используют жители моей улицы:

В месяц 26 кг и 10 литров моющих средств;

В год 312 кг и 113л моющих средств. 7

Мне стало интересно, сколько средств используют жители моей деревни – Большое Тябердино. Так как численность населения деревни составляет 571 человек, то она за год потребляет почти 2300 кг и 830 литров моющих средств. Мне захотелось узнать, во сколько раз увеличатся эти цифры, если подсчитать, какое количество моющих средств использует население Кайбицкого района, в состав которого входит мой населенный пункт и население Татарстана в целом. Результат, конечно, ужасающий: район расходует почти 70 тонн и 22 тыс. литров, а республика, в целом, 15 млн. кг или 15 тыс. тонн и 5,5 млн. литров чистящих средств (таблица 2).

Таблица 2. Потребление моющих средств за год

А если учесть и то, что горожане пользуются и посудомоечными машинами и, вообще, на мой взгляд, городское население использует больше средств гигиены и, конечно же, различных моющих и чистящих средств.

В итоге из опроса я выяснила, что люди даже не задумываются о проблемах загрязнения гидросферы моющими средствами. Поэтому возникает вопрос и не решенная проблема работы очистных сооружений. Я не уверена, что очистные сооружения могут в полной мере справиться с таким количеством химических выбросов, тем более большая их часть относится к категории устаревших. А в деревнях и не приходится говорить об очистных сооружениях по той простой причине отсутствия канализаций. Здесь все, что стекает с домов, беспрепятственно поступает в подземные воды и в конечном счете в реки. Можем ли мы быть уверены, что не употребляем эту воду затем в пищу.

Заключение

Итак, в результате проведенного мной эксперимента была доказана одна из причин загрязнения рек, в частности Волги. Душа разрывается от масштабов загрязнения, зная, что в бассейне Волги проживает более 60 млн. человек. Расход моющих и чистящих средств одного лишь Татарстана составляет в год 15 тыс. тонн и 5,5 млн. литров, при том, что численность населения республики - 3786488 человек. В связи с тем, что миллионы килограмм остатков моющих средств выбрасывается вместе с водой в реки и сточные воды, можно сделать вывод: какой колоссальный вред наносим мы внутренним водам, которыми в последствии пользуемся. Я понимаю, что одна не могу решить эту проблемы, но могу призвать людей к рациональному использованию моющих средств. Думаю, если я представлю результаты исследований, например, в школе, где учусь, то, возможно, люди задумаются и будут разумно использовать моющие средства.

Список использованной литературы

1. Материалы СМИ:

Http://www.tatstat.ru/

2. Большая советская энциклопедия

Приложения

Приложение 1.

Диаграмма 1 (опрос).

Приложение 2.

Диаграмма 2 (опрос).

1 слайд

2 слайд

Основная литература: Богословский Б.Б., Общая гидрология. – М., 1984. Гидросфера: Учеб.пособие для пед.вузов (гриф) - М.: Просвещение, 1976. Давыдов Л.К., Дмитриева А.А., Конкина Н.Г., Общая гидрология – Гидрометеоиздат, Ленинград, 1973. Залогин Б.С., Кузьминская К.С. Мировой океан: Учебное пособие. – М., 2001. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., Общая гидрология. – М., 1991.

3 слайд

Гидрология (наука о воде) занимается изучением природных вод, явлений и процессов, в них протекающих, а также определяющих распространение вод по земной поверхности и в толще почво-грунтов, и закономерностей, по которым эти явления и процессы развиваются ПРЕДМЕТ изучения гидрологии – ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ: океаны, моря, реки, озера и водохранилища, болота и скопления влаги в виде снежного покрова, ледников, почвенных и подземных вод. выяснение физических закономерностей взаимодействия воды с окружающей средой (законы перемещения водных масс, испарения воды, таяния снега и ледяного покрова, воздействия воды на речное ложе и пр.) определение географических характеристик водных объектов (их распределения по территории, размеров, общих описаний) Основные направления гидрологических исследований:

4 слайд

5 слайд

Объект и предмет изучения вод суши Гидрометрия рассматривает методы измерений и наблюдений, ведущихся с целью изучения гидрологического режима вод. Гидрографии занимается описанием водных объектов определенных территорий и выяснение закономерностей их географического распределения. В задачу общей гидрологии суши входит освещение общих закономерностей, управляющих процессами формирования и деятельности вод суши (например, выяснение закономерностей формирования гидрографической сети, процессов влагооборота, связи гидрологических явлений с метеорологическими факторами и условиями подстилающей поверхности). В инженерной гидрологии рассматриваются методы расчета и прогноза характеристик гидрологического режима, вопросы водохозяйственного строительства. Содержание физики вод суши (гидрофизики) составляют исследования физических и механических свойств природных вод в любом агрегатном состоянии, закономерностей испарения в природе, в частности с поверхности воды и суши, образования, таяния снега и льда, термического режима водоемов и других процессов, связанных с фазовыми превращениями воды. Гидрохимия занимается исследованием химических свойств вод суши, проблемой качества вод. Изучение закономерностей перемещения водных масс, волнений, сгонно-нагонных явлений, течений объединяется понятием «динамика вод суши». В задачу науки о русловых процессах входит изучение явлений и процессов, происходящих под воздействием комплекса различных природных и антропогенных факторов, и выражающихся в изменениях формы и параметров речных русел.

6 слайд

Понятие о «гидросфере»: Гидросфера – водная оболочка Земли (Зюсс,1888 г.). Гидросфера – земная оболочка, представленная в виде скоплений поверхностных вод (Вернадский), часто отождествлял гидросферу с Мировым океаном. Гидросфера – прерывистая водная оболочка Земли, включающая только свободные воды (без химически и физически связанной воды в земной коре) (Львович). Гидросфера – единая оболочка, включающая все виды природных вод (Алпатьев). Гидросфера – это свободные поверхностные и подземные воды, а также химически и физически связанная вода земной коры (Ермолаев).

7 слайд

Гидросфера находится в тесной взаимосвязи с другими геосферами С атмосферой связывает атмосферная влага С земной корой связывает подземная вода, а с мантией Земли – ювенильная подземная вода, т.е. впервые вступающие из глубин Земли в подземную гидросферу. С биосферой взаимосвязи сложнее. участие воды в биологических процессах, начиная от возникновения жизни. образование при ее участии в процессе фотосинтеза органического вещества - основы животного мира и почвообразования. связана процессом транспирации.

8 слайд

Происхождение гидросферы Наиболее распространенные гипотезы Эндогенное дегазация расплавленной магмы, выбросы воды в виде пара вулканами через источники типа современных «черных» или «белых» курильщиков Космическое в составе про-Земли и метеоритов, астероидов Эндогенное и космическое Образование первичных гидросферы и атмосферы можно представить в два этапа

9 слайд

Этапы развития гидросферы Развитие шло вместе с литосферой, атмосферой и биосферой Эра Основной характер развития Кайнозой закладывается основа современной гидросеры Мезозой закладываются очертания современных океанов Палеозой земная кора дифференцируется на материковую и океаническую. поэтому гидросфера подразделяется на мировой океан и воды суши. Протерозой появляются зеленые растения, поэтому часть воды расходуется на фотосинтез; в гидросфере появились два противоположно направленных процесса: поступление воды из мантии и изъятие ее фотосинтезом. атмосфера насыщается О2. одновременно шло развитие материков, горообразование, формирование мощной коры выветривания. эти процессы также связывали значительную массу воды и О2. Архей происходило поступление ювенильной воды из мантии, растений еще не было, поэтому вода не разлагалась фотосинтезом; объем гидросферы увеличивался.

10 слайд

Свойства природных вод № Свойства воды Значение в природе 1 Вода Н2О – простейшее и устойчивое соединение Н с О2. Благодаря этому – вода сильный растворитель Вода может растворять одновременно несколько веществ. Позволяет поставлять питание растениям, животным, вода участвует в биологических и технологических процессах. 2 Вода – вещество у поверхности Земли присутствующее в трех агрегатных состояниях Вездесущность воды, что важно для биологических процессов 3 Вода является мощным геологическим фактором. Она растворяет и разрушает минералы и горные породы Способствует рельефооразованию 4 Необычное поведение воды при обычных температурах Лед не тонет, а плавает на поверхности и пресноводные водоемы не промерзают до дна. Морская вода замерзает иначе, чем пресная. 5 Вода имеет самые высокие значения теплоемкости по сравнению с другими веществами Обеспечивает поглощение большого количества тепла водоемами. Водоемы летом не пересыхают, растения и животные не погибают. 6 Вода имеет больше поверхностное натяжение По капиллярам в почве вода может подниматься на большую высоту и не замерзает в капиллярах даже при -30˚С.

11 слайд

* Существуют споры относительно целесообразности выделения этих вод в отдельный океан. Многие не поддерживают его существования и делят южные воды между тремя соседними океанами. Этот океан очень редко отображается на географической карте мира.

12 слайд

Запасы воды на земном шаре, (по В.Н. Михайлову и А.Д. Добровольскому, 1991) Виды природных вод Площадь Объем, тыс. км3 Доля в мировых запасах, % Средний период условного возобновления запасов воды (активность водообмена) млн. км2 площадь суши, % от общих запасов воды от запасов пресной воды Вода на поверхности литосферы Мировой океан 361 - 1338000 96,4 - 2650 лет Ледники и постоянный снежный покров 16,3 11 25800 1,86 70,3 9700 лет Озера, в. т.ч. пресные 2,1 1,2 1,4 0,8 176 91 0,013 0,007 - 0,25 17 лет - Водохранилища 0,4 0,3 6 0,0004 0,016 52 дня Вода в реках - - 2 0,0002 0,005 19 дней Вода в болотах 2,7 1,8 11 0,0008 0,03 5 лет Вода в верхней части литосферы Подземные воды в т.ч. пресные - - - - 23400 10530 1,68 0,76 - 28,7 1400 лет - Подземные льды зоны многолетнемерзлотных пород 2,1 14 300 0,022 0,82 10000 лет Вода в атмосфере и в организмах Вода в атмосфере - - 13 0,001 0,04 8 дней Вода в организмах - - 1 0,0001 0,003 Несколько часов Общие запасы воды Общие запасы воды в т.ч. пресной - - - - 1388000 36700 100 2,64 - 100 - -

13 слайд

14 слайд

Основные факторы влагооборота: Влагооборот на Земле, непрерывный процесс перемещения воды в географической оболочке Земли, сопровождающийся её фазовыми преобразованиями. Слагается главным образом из: испарения воды переноса водяного пара на расстояние конденсации водяного пара выпадения осадков из облаков просачивания выпавшей воды - инфильтрации стока Солнечная радиация Сила тяжести (приводит к падению капель дождя, движению рек и т.д.).

15 слайд

Значение влагооборота в природе: Осуществляется перенос тепла и влаги; Связывает земные оболочки, с круговоротом началось формирование географической оболочки; Благодаря круговороту все воды гидросферы связаны между собой; В процессе круговорота формируется пресная вода.

16 слайд

Атмосферное звено Характеризуется переносом влаги в процессе циркуляции воздуха и образованием атмосферных осадков. Общая циркуляция атмосферы обладает замечательным свойством - сравнительной устойчивостью из года в год, но при существенной сезонной изменчивости. Средний слой осадков составляет на суше 765 мм, в океане - 1140 мм, для всего земного шара - 1030 мм, т. е. немногим более 1 м. В объеме соответствующие величины равны: для суши - 113,5 тыс. км3 (22%), для океана - 411,6 тыс. км3 (78%), для всего земного шара - 525,1 тыс. км3. Непосредственная роль циркуляции воздуха в круговороте воды заключается в перераспределении атмосферной влаги по земному шару. На материках осадков выпадает больше, чем атмосфера получает влаги за счет испарения с суши. Разница восполняется за счет переноса влаги атмосферы с океана на сушу.

17 слайд

Океаническое звено Процесс испарение воды, что пополняет содержание водяного пара в атмосфере (более 86% испарения с поверхности океана и менее 14% - испарения с суши). По акватории океана расход воды на испарение неравномерен: В экваториальной зоне расход воды на испарение меньше годовой суммы осадков из-за большой облачности. В умеренных широтах испаряется воды меньше, чем выпадает осадков, из-за недостатка тепла. В тропической и субтропической зонах с поверхности океана испаряется влаги больше, чем выпадает, из-за высокой прозрачности атмосферы и большого количества тепла. Происходит внутренний океанический водообмен под влиянием течений. (таблица). Объем водных масс, переносимых течениями в океанах, и интенсивность их водообмена по В. Г. Корту (1962) Океаны Площадь, млн. км2 Объем, млн. км3 Годовой расход переносимых водных масс, млн. км3 Интенсивность водообмена (число лет) Тихий Атлантический Индийский Северный Ледовитый 180 93 75 13 725 338 290 17 6,56 7,30 7,40 0,44 110 46 39 38 Мировой океан 363 1370 21,70 63

18 слайд

Литогенное звено Участие подземных вод в круговороте воды, весьма разнообразно. Глубинные подземные воды, главным образом рассолы, крайне слабо связаны с верхними слоями подземных вод и с другими звеньями круговорота воды. Весьма медленно просачиваясь вглубь и пополняясь за счет дегазации мантии, на глубинах (чаще всего более 1-2 км) образовались огромные скопления воды. Они обычно сильно минерализованы, вплоть до крепких рассолов, что служит главным признаком слабого обмена. Пресные подземные воды залегают преимущественно в зоне активного водообмена, в верхней части земной коры, дренируемой речными долинами, озерами и морями. Без этого источника водный режим рек был бы еще более изменчив - вода в реках появлялась бы лишь во время дождей или при снеготаянии, а в остальное время реки пересыхали бы. Лишь в аридных зонах подземные воды получают очень слабое питание, быстро иссякают и их участие в питании рек весьма незначительно. Распределение подземных вод по территории и интенсивность их возобновления связаны с геологическим строением и географической зональностью. Важен характер горных пород их сочетание, форма рельефа, экспозиция склонов и т.д.

19 слайд

Почвенное звено Почвенная влага отличается от подземных вод некоторыми особенностями. Во-первых, она связана с биологическими процессами в гораздо большей мере, чем подземные воды. Во-вторых, почвенная влага в большей мере, чем подземные воды, связана с характером погоды. Испарение происходит не только с поверхности почвы; почвенная влага расходуется также на транспирацию, корни растений поглощают влагу с той глубины, на которую они распространяются. Почвенной влагой, питаются подземные воды. Почвенное звено круговорота оказывает большое влияние на водоносность и водный режим рек. Хотя единовременный объем почвенной влаги относительно невелик, но она быстро сменяется и, играет большую роль в круговороте воды, в биогенных процессах и в хозяйственной жизни.

20 слайд

Речное звено Роль рек в процессе круговорота заключается в возвращении океану той части воды, которая переносится в виде пара атмосферой с океана на сушу. Все источники питания рек делятся на две группы: поверхностные и подземные. Их соотношение зависит ряда физико-географических факторов (климат, геология, рельеф, почвенно-растительный покров и др.). Поверхностный сток, или вода, стекающая в русла рек по поверхности почвы, может быть разного происхождения (снегового, дождевого, ледникового и подземного). Значительна роль человека на перераспределение речного звена.

21 слайд

Озерное звено С поверхности озера испарение больше, чем с суши, их окружающей. Озерное звено круговорота воды неразрывно связано с речным. Озер, не связанных с реками, очень мало. Главная роль проточных озер в круговороте воды - регулирование речного стока, его выравнивание во времени. Примерами могут служить р. Нева, сток которой хорошо зарегули рован целой системой озер, в том числе Ладожским и Онежским. Река Ангара почти идеально зарегулирована глубочайшим в мире и наибольшим в Азии оз. Байкал; сток р. Святого Лаврентия, зарегулирован системой Великих озер. Еще в большей степени водорегулирующее значение имеют искусственные озера - водохранилища. На земном шаре создано около 1400 водохранилищ. Важная особенность озер и водохранилищ в том, что они представляют собой более или менее замкнутые экосистемы, в которых протекает сложный комплекс взаимосвязанных процессов: механического характера (течение, волнение, движение наносов), физического (термические, ледовые явления), химического и биологического. В водоемах высокой степени проточности эти процессы приближаются к условиям рек. Но большие озера с относительно слабой проточностью (например, такие, как Байкал, Ньяса, Танганьика, Виктория, Верхнее, Мичиган), имеющие больший объем водной массы по сравнению с ее притоком, отличаются своеобразием экосистем.

22 слайд

Биологическое звено Это звено круговорота воды очень сложно и многообразно. Больше воды потребляется растениями, животными, человком для подержания жизненных функций организма. К биологическому звену круговорота воды относятся и водные животные и растения, для которых моря, озера, реки - среда существования. Фотосинтез происходит при участии воды. Транспирация - физический процесс, но от обычного испарения с неживого вещества она отличается некоторыми возможностями регулирования самим растением. Поэтому процесс транспирации вместе с тем является и физиологическим процессом. Расход воды на транспирацию зависит от большого числа факторов: от характера самого растения (степени его ксерофитности), от условий погоды, от наличия влаги в почве. В сухую жаркую погоду растение нуждается в расходовании большого количества воды на транспирацию. Испарение с почвы нельзя рассматривать изолированно от транспирации. Под пологом леса с поверхности почвы испаряется мало воды, независимо от ее наличия на поверхности. В этих условиях основная часть испаряющейся влаги происходит за счет транспирации.

23 слайд

Хозяйственное звено Использование водных ресурсов, их преобразования, направленные на улучшение их как одного из компонентов среды, окружающей людей, происходят в процессе круговорота воды. Высказывается мнение о том, что вода, используемая для хозяйственных нужд, снова попадает в круговорот воды, поскольку система этого процесса замкнута лишь в масштабе земного шара в целом. Однако такое понимание возврата воды в процессе круговорота слишком упрощенно. Вода, испарившаяся в процессе использования для хозяйственных нужд и поступившая в атмосферу в парообразном состоянии, не обязательно снова выпадет в виде осадков в том же районе. Чаще всего атмосферная влага переносится на большие расстояния и может сконденсироваться и выпасть в виде осадков далеко от района, где она поступила в атмосферу.

27 слайд

Активность водообмена Для океана - около 3000 лет. Для подземных вод - 5 000 лет, Основная часть подземных вод представляет собой ископаемые рассолы. Такое их состояние объясняется крайне медленным водообменом. Продолжительность обмена таких вод оценивается в миллионы лет. Интенсивность обмена подземных вод зоны активного обмена приближенно оценивается в 300-350 лет, но если из этой зоны исключить малоподвижную часть подземных вод и выделить лишь ту их часть, которая питает реки, то активность ее водообмена может быть оценена в десятки лет. Активности обмена почвенной влаги происходит в течение года, поскольку она наиболее тесно связана с атмосферными процессами и в основном подвергается сезонным колебаниям. Общая активность обмена поверхностных вод суши 7 лет (реки, озера, болота). Обмен русловых речных вод происходит каждые 0,031 года, т. е. каждые 11 суток, или 32 раза в течение года. Смена всего объема атмосферной влаги в среднем происходит каждые 10 суток, или 36 раз в течение года. Продолжительность смены всего объема покровных ледников достигает примерно 8 тыс. лет. В целом вся гидросфера сменяется в среднем каждые 2800 лет.