Профессиональные объективы подходящие для разных камер. Фокусное расстояние, апертура и тип крепления

Выбор объектива для зеркальной или гибридной фотокамеры – дело непростое, особенно для новичков. Сразу столько информации, столько разных нюансов, которые нужно учесть! С чего же начать? Как научиться «читать» технические характеристики объективов и с их помощью понимать, подходит ли он для вашего фотоаппарата или ваших задач? Обо всем этом – в цикле статей, посвященных объективам для фотокамер. А начнем мы его с обсуждения самых основ – важнейших характеристик фотографической оптики и их влияния на получаемые снимки.

Зачем мне еще один объектив? У меня уже есть китовый!

Интересно, что по данным статистики, среди пользователей зеркальных фотоаппаратов лишь единицы приобретают и активно используют более одного объектива. Большинство фотолюбителей, перейдя на зеркальные либо гибридные камеры, пользуются комплектным («китовым», от англ. kit, комплект) объективом – часто довольно посредственным по конструкции, «мыльным» в плане резкости и «темным» в смысле светосилы, а также с медленным автофокусом. И даже не догадываются, насколько лучше могут стать их работы при удачном выборе качественной оптики! Тем самым, по сути, зеркальная камера из инструмента с большим творческим потенциалом превращается в дорогую и очень громоздкую «мыльницу» – а ведь покупается она, как правило, именно с целью улучшить качество и поднять уровень своих снимков.

Когда богатство выбора не радует

Но начинающих пользователей зеркальных камер тоже можно понять. Они ведь только-только решили сложнейшую задачу выбора первой камеры, все еще путают диафрагму с выдержкой, вздрагивают при словах «светочувствительность» и «баланс белого», а уж непостижимые оптические термины «трансфокация», «хроматизм», «виньетирование» – а то и, чего доброго, «MTF», «полевые характеристики», «низкодисперсное стекло» и «тилт-шифт» – способны отпугнуть от задачи выбора следующего объектива даже самых любознательных. Вот и снимают годами с помощью единственного «китового стекла», периодически удивляясь, почему их работы довольно далеки от снимков опытных фотографов и мастеров.

Конечно, приобретение нового объектива вряд ли сразу же сделает вас профи. В конце-концов, прославленные фото-минималисты, такие как Анри Картье-Брессон, известны тем, что все свои лучшие кадры сняли с помощью единственного «штатного» объектива Leica 50 мм. Но это позволит вам не только по-другому взглянуть на мир сквозь видоискатель камеры, но и снимать сюжеты, ранее попросту недоступные для вашего фотоаппарата.

Однако дело это, как уже было сказано, непростое. Таблица технических характеристик для современных объективов может содержать десятки строк со сложными техническими терминами. Но среди них есть два важнейших, без понимания которых выбор и использование объектива попросту невозможны. Этофокусное расстояние и светосила.

«Ширики» и «телеки»

Фокусное расстояние объектива определяет его поле зрения – по сути, угловые размеры пространства, которое можно передать на снимке с его помощью. Различают широкоугольные (wide-angle, «ширики» и т.д.), нормальные (стандартные, «штатные») и длиннофокусные (телефото, «телевики», telephoto) объективы. Уже из самих названий легко понять, что есть что – широкоугольные объективы позволяют запечатлеть на снимке большой участок пространства, телефото – по аналогии с телескопами – рассчитаны на съемку отдаленных объектов и хорошо приближают. Ну, а нормальные объективы передают пространство и перспективу примерно так же, как их воспринимают глаза человека.

Таким образом, если иногда бывает, что вы хотите сфотографировать архитектурную достопримечательность либо впечатляющий пейзаж, и с сожалением видите в видоискателе, что он не помещается в кадре целиком даже при максимальном отдалении зума – значит, вам нужен более широкоугольный объектив. Если же объект вашей съемки на фото получается слишком мелким, а при попытке подойти поближе улетает либо убегает прочь – самое время задуматься над приобретением «телевика».

Фокусное расстояние объектива обозначается в миллиметрах и чаще всего указывается для так называемого «35-миллиметрового эквивалента». Звучит сложно, однако запомнить намного легче: широкоугольные объективы обладают эквивалентным фокусным расстоянием до 36 мм, нормальные – 36-70 мм, телефото – от 70 мм и более. Современные линейки объективов в арсеналах их производителей очень обширны, и среди них можно встретить как сверхширокоугольные объективы 8-14 мм типа «рыбий глаз» (снимая которыми, приходится бдительно следить за тем, чтобы в кадр не попали ваши собственные ноги), так и супертелефото 300-1000 мм, весьма напоминающие телескопы не только своим названием, но и внешним видом:

Откуда берется «кроп-фактор» ?

Когда фотографы снимали на 35-миллиметровую пленку, цифры фокусного расстояния на объективах были понятными и недвусмысленными, и потому запомнить, чему соответствует то или иное поле зрения в видоискателе, было просто. Но жизнь наша значительно усложнилась с появлением цифрового фото – в отличие от стандартной фотопленки, здесь существует множество вариаций на тему размера матрицы фотоаппарата.

Полнокадровые матрицы размером 35×24 мм (т.е. с пленочный кадр) дают очень качественную картинку и сохраняют задуманный производителем угол зрения для всех устанавливаемых на них 35-миллиметровых объективов. Однако и стоят при этом баснословных денег. Потому среди фотографов при разговоре о камерах слово «фулл-фрейм» произносится с неким придыханием и особой интонацией, подразумевая как иной уровень качества, так и иной уровень цен.

В большинстве зеркальных и гибридных камер для фотолюбителей установлены матрицы формата APS-C, или же полукадровые. Очевидно, что меньший размер сенсора при прочих равных сужает поле зрения через один и тот же объектив, что приводит к появлению понятия кроп-фактора, называемого такжекоэффициентом умножения фокусного расстояния. Для APS-C зеркалок Canon он составляет 1,62х, а для аналогичных Nikon – 1,52x. У камер системы Four Thirds (Olympus, Panasonic) матрицы еще меньше, соответственно, кроп-фактор еще больше – 2,0х. В результате один и тот же объектив в сочетании с матрицами разного размера будет давать различные углы зрения:

Говоря о фокусном расстоянии объектива в терминах «широкоугольный» и «телевик», стоит всегда уточнять, на какой камере он установлен. К примеру, старый советский объектив «Гелиос-44» с ФР 50 мм благодаря резьбовому креплению М42 можно использовать и на пленочном «Зените», и на полнокадровой цифровой камере (скажем, Canon EOS 5D Mark II через переходник). При этом он сохранит один и тот же угол зрения. Но можно его поставить и на APS-C зеркалки Canon EOS 600D либо Pentax K-5 – в этом случае полученный угол зрения будет эквивалентен уже порядка 75 мм, и объектив из разряда нормальных перейдет в «легкое телефото». Если же «прикрутить» его к Olympus E-PL2 либо Panasonic Lumix DMC-G3, то указанное на объективе фокусное уже надо умножать на 2, и из 50-миллиметрового «штатника» он превратится в самый что ни на есть «телевик-портетник» с углом зрения, эквивалентным ФР 100 мм на полном кадре.

Поэтому каждому владельцу зеркалки при выборе объектива стоит держать в уме кроп-фактор своей камеры, и ориентироваться на исторически принятый 35-миллиметровый эквивалент, умножая на него ФР рассматриваемого объектива.

«Портретные» объективы: фокусное расстояние и перспектива

Небольшое лирическое отступление. Важное правило, которое должен усвоить каждый фотограф, звучит так: фокусное расстояние объектива определяет только его поле зрения. Которое, в свою очередь, никак не влияет на передачу на фотографии перспективы. Характер перспективы, то есть соотношения размеров между объектами на снимке, определяется только расстоянием от фотоаппарата до них, но никак не величиной ФР объектива.


Чтобы снять один и тот же объект в равном масштабе на широкоугольный объектив, фотограф вынужден подойти к нему ближе. Но при этом изменится и характер передачи перспективы.
(Фото: http://berniesumption.com)

Поэтому не верьте, когда вам говорят, что «широкоугольным объективом нельзя снимать портреты из-за искажений». Искажения, о которых идет речь, возникают не из-за широкого угла зрения, а из-за того, что фотограф, стараясь взять крупный план, подошел к своей модели слишком близко. На деле же «снимать портреты шириком» очень даже можно – нужно только отойти подальше и включить в композицию туловище, а иногда и ноги модели.

А вот фотографировать лица людей с расстояния ближе 2 метров (а лучше 3-5), действительно, обычно не стоит. Пропорции лица при этом искажаются, нос и щеки становятся больше, уши – меньше, и выглядит это обычно гротескно и малопривлекательно.


На снимке слева ошибка не в том, что выбран широкоугольный объектив, а в том, что взят слишком крупный план с близкого расстояния. На снимке справа ошибка исправлена – фотограф отошел от модели, но из-за того вынужден использовать более длиннофокусный объектив. (Фото: http://www.flickr.com/photos/crazytallblond/1196701508/)

И еще одна ремарка. Фокусное расстояние (focal distance) новички иногда путают с минимальной дистанцией фокусировки (МДФ, MDF, minimum focusing distance ). Несмотря на некоторую схожесть в русскоязычных терминах, эти две величины никак не связаны между собой. ФР определяет угол зрения, а МДФ – насколько предельно близко может находиться объект к фотоаппарату, чтобы получиться резко на снимке.


Многие фотографы используют широкоугольные объективы и их особенности для портретов – но не классических, а креативных, нестандартных.
(Фото: http://leggnet.com)

«Зумы» и «фиксы»

Фокусное расстояние объектива определяется его конструкцией, и потому в древности у всех объективов ФР было фиксированным (отсюда жаргонизм «фикс»). Тогда считалось, что для получения максимального качества картинки оптическая формула объектива (т.е. количество, форма и взаимное размещение линз, из которых он состоит) для широкоугольных, нормальных, телефото и прочих типов объективов должна быть различной. По мере накопления опыта и совершенствования оптических технологий стало понятно, что иногда можно слегка пожертвовать качеством в угоду удобству – которое обеспечивается переменнымфокусным расстоянием. По-русски официально это называется трансфокация, «в народе» же укоренилась калька с английского – «зум» (zoom).


На зум-объективе два кольца: трансфокации и фокусировки.
Маркировка указывает пределы изменения фокусного расстояния
и светосилу объектива в широкогоугольной позиции и в положении телефото

Диапазон зумирования (трансфокации) указывают как пару из минимального и максимального ФР (например, 18-55 мм), либо как кратность (скажем, 24х). В последнем случае понять, какие конкретно минимальное и максимальное фокусные расстояния присущи этому объективу, из одной только цифры «24х» невозможно, так как это может быть и 10-240 мм, и 20-480 мм и т.д.

Для множества фотозадач возможность оперативно изменить фокусное расстояние без смены объектива оказалась настолько ценной, что за последние 30 лет зум-объективы сильно потеснили «фиксы». И большинство фотографов скорее откажется от возможности ручной фокусировки, чем от рычажка зума на камере либо кольца на объективе. Надо полагать, не последнюю роль здесь сыграла и банальная человеческая лень, ведь «приблизить» либо «отдалить» картинку, не сходя с места, чаще всего намного легче, чем подойти либо отойти от объекта съемки. О том же, что изменение фокусного расстояния сказывается не только на размерах картинки в видоискателе, но и на передаче перспективы (из-за разного расстояния от камеры до объекта), задумываются лишь очень немногие. Дошло до того, что в искажениях пропорций лица и частей тела людей на фото при съемке с близкого расстояния на «широкий угол» неопытные фотографы обвиняют… «искажения китового зума», пребывая в полной уверенности, что в дорогих зум-объективах этого эффекта нет. Хотя для того, чтобы понять причины этого явления, любому человеку достаточно воспользоваться свои врожденным «объективом», внимательно присмотревшись и собственными глазами убедившись в зависимости передачи перспективы и пропорций от расстояния до объекта, на который смотришь.


На «фиксах» только одно кольцо – фокусировочное.
Маркировка такого объектива прямо указывает на
постоянное фокусное расстояние и светосилу

У объективов с фиксированным ФР, в просторечье «фиксов» (англ. prime lens), все же остались перед зумами весомые преимущества. Во-первых, их конструкция проще, поэтому сами объективы обычно меньше, легче и стоят дешевле, чем зумы в том же диапазоне. Во-вторых, оптическая формула «фикса» специально оптимизирована для получения наилучшего качества передачи картинки на данном ФР, а не является компромиссом, как у зумов. Поэтому если вы хотите получать снимки с наилучшим разрешением и практически без искажений, имеет смысл предпочесть «фикс». Наконец, в объективах с фиксированным ФР намного проще получить столь желанную характеристику, как высокая светосила объектива, о чем подробнее ниже.

Cветосила и диафрагма

Фотографию не зря называют светописью – без света она невозможна. В фотографии также крайне редко случается так, чтобы света было слишком много – обычно его всегда недостаточно, что заставляет нас пользоваться вспышками, штативами и системами стабилизации изображения, поднимать светочувствительность матрицы либо удлинять выдержки, и надеяться, что фото не утонет в шумах и не смажется от движения камеры либо объекта в кадре.

Максимальное количество света, которое объектив способен передать на матрицу, собственно и называется светосилой. Обозначается она так называемым диафрагменным числом, записываемым после букв «f/» либо «F», например, «F2.0» или «f/16». Чем меньше это число, тем выше светосила – кажется нелогичным, но так уж заведено, и объектив с f/2.0 пропускает больше света, чем объектив с f/8. При этом «f/8» и «F8» – просто разные формы записи одной и той же величины. Еще один синоним светосилы и диафрагменного числа – относительное отверстие. Все три термина обозначают одно и то же – насколько «светлым» либо «темным» является рассматриваемый объектив, как много света он может пропустить на матрицу.


С помощью диафрагмы можно уменьшать количество света, поступающего на матрицу.
Но увеличить его сверх максимального, определяемого светосилой объектива, не получится.

Очевидно, что высокая светосила объектива является очень желанной для всех фотографов. Ведь уменьшить количество света, попадающего на матрицу, всегда можно с помощью диафрагмы – т.е., по сути, временно снижая светосилу объектива, искусственно преградив путь свету. А вот увеличить ее сверх максимальной, заданной конструкцией, увы, уже не получится.

Размываем фон: от чего зависит глубина резкости

Кроме возможности снимать в полутьме без риска смаза, на более коротких выдержках (либо без шумов, на сниженной чувствительности ISO), светосила (максимальная диафрагма) объектива влияет еще на один важный параметр – глубину резкости. Чем выше светосила объектива, тем у?же может быть на фото зона резко изображаемого пространства. Это позволяет визуально отделить объект съемки от заднего плана –«размыть фон».А когда глубину резкости на фото нужно, наоборот, увеличить – всегда можно прикрыть диафрагму.



Вверху: снимок сделан при открытой диафрагме f/1.4.
Внизу: тот же снимок при закрытой диафрагме f/16.

Сегодня процесс фотографирования здорово отличается от прежних времён. Многообразный арсенал цифровой фототехники даёт возможность удовлетворить любые желания.

Свойства

Современные зеркальные камеры со сменной оптикой предоставляют широкое поле деятельности для творчества. Трудным остаётся выбор объектива. Этот процесс сложен и для новичка в деле фотографирования, и для профессионала.

Сначала требуется определить, для каких целей он необходим. Чтобы правильно выбрать объектив, нужно понять какие они бывают, для чего и как их можно использовать. Фототехника и фотообъективы фирмы Canon – одни из самых покупаемых. Рассмотрим виды объективов для Canon.

Объектив – это его глаз, который проецирует изображение на плоскость.
В новом фотоаппарате стоит штатный объектив, который ещё называют «китовый». Любительские модели Canon снабжены фотообъективом с переменным фокусным расстоянием в диапазоне 18-55 мм, имеющим диафрагму 1/3,5 – 1/5,6.

Эти характеристики вполне универсальны для того, чтобы получать пользовательские снимки в любых жанрах. А недостатки такого «стекла» как раз и подскажут, что конкретно вам недостаёт: красочных портретов или шикарных пейзажей.

Даже новичку-фотолюбителю иногда не хватает нужного обзора, иногда он недоволен качеством фото в условиях слабого освещения. Все тонкости съёмки зависят от главных характеристик объектива, к которым относятся:

  • фокусное расстояние;
  • светосила.

Эти параметры привычно отображают на ободе фотообъектива. Именно они определяют назначение объектива, то, каким образом его можно использовать.

Фокусное расстояние


Фокусное расстояние измеряется от центра линзы до её фокуса. Зависит оно от места съёмки, снимаемого жанра и видения фотографа. Существует ряд субъективных рекомендаций по использованию фокусных расстояний, знание которых важно для правильного выбора объектива.

  • 14 мм. Угол зрения широк, даёт снимать внутри помещения, в машине, передний план. Интерьерные и портретные кадры могут искажаться даже за счёт маленького наклона камеры.
  • 24 мм. Угол тоже широк, требуется выбрать, что должно попасть в кадр. Применяется для съёмок в путешествии, в помещениях, портреты получаются проблематично.
  • 28 мм. Комфортно для съёмок общих сцен, обзора, но не портретов.
  • 35 мм. Это все ещё широкоугольник, но появляется баланс между человеком и окружением, поэтому получаются поясные портреты, групповые фото, фото в интерьерной студии.
  • 50 мм. Это жанровое фокусное расстояние. Применяется для съёмок сценок, действий, пейзажей, поясных портретов.
  • 70 мм. Применяется для портретных и предметных фотосессий.
  • 85 мм. Идеальное расстояние для портретной съёмки, потому что даёт работать с моделью на расстоянии 2-3 метра. Рекомендуется снимать на улице и в помещении и делать акцент на детали.
  • 135 мм. Угол требует много простора, поэтому снимать в помещении трудно, требуется отойти от объекта на 5-6 метров. На улице портретная съёмка удаётся, потому что лучше размывается задний фон. С дальнего расстояния можно невидимо для незнакомого делать интересные снимки.
  • 200 мм. Выполняют портреты на этом расстоянии, но чаще снимают спорт и дикую природу.

Светосила


Чем выше этот параметр, тем лучше фотообъектив. Светосила показывает силу открытия диафрагмы объектива и вычисляется как отношение фокусного расстояния к диаметру диафрагмы. Это диафрагменное число обладает обратной зависимостью: чем оно меньше, тем «светлее» объектив.

Светлые модели характеризуются диафрагменным числом меньше чем 2,8. К тёмным относят показатель свыше 3,5. Светлые модели превосходят по габаритам и весу тёмные, соответственно и цена у них выше, иногда намного.

Стандартные объективы для canon


Фокусное расстояние у такой модели равно 50 мм. Его ещё называют «полтинник». Угол обзора у этого устройства такой же, как при осмотре вокруг одним глазом, то есть – ровно половина.

Научно это звучит так: фокусное расстояние прибора равно диагонали кадра.

Такое соотношение делает возможным передавать реалистичную картинку без искажений, поэтому эти объективы популярны и востребованы. Они просты в использовании и создают обыкновенные бытовые фотографии требуемого качества.

Широкоугольные объективы для canon

Уже в названии модели указано, что угол обзора здесь значительно шире, чем у стандартного устройства. Так называемые «ширики» имеют угол от 50 до 90 градусов. А фокусное расстояние у них от 20 до 50 мм, поэтому их определяют ещё как короткофокусные устройства.

Охват такого угла обзора даёт возможность уместить в кадре много пространства, поэтому с их помощью производят пейзажные съёмки, делают снимки архитектурных ансамблей, квартирных интерьеров. Они менее чем другие модели чувствительны к шевелению кадра и характеризуются высокой глубиной резкости.

Но для работы с этой моделью нужно умение, так как на получаемом фото могут возникать искажения. Это линейные или перспективные изменения изображения или виньетирование (затемнение углов кадра). Проявляться эти неприятные моменты могут как скривлёнными линиями по краю кадра, так и тёмными краями фотографии.

Убирается эффект виньетирования с помощью программ редактирования фотографий. При съёмке широкоугольным фотообъективом приходится мириться с неоднородностью снимка по всему полю кадра.

Если угол обзора перевалил 90 градусов, то такой объектив называют сверхширокоугольным. Такая модель позволяет снимать близко крупные объекты и делать выразительные пейзажные зарисовки. Поэтому об использовании такого девайса, например, в портретном жанре можно только мечтать. Цена этих устройств кусается, для новичка в фотоделе особенно.

Фотообъективы Canon данного класса стоят свыше 20 тыс. руб.
Сверхширокоугольные модели делят на две группы:

  • прямые объективы;
  • рыбий глаз.

Первые дают изображение с приемлемым допуском искажений, а вторые дают бочкообразные искажения.

Объективы для canon рыбий глаз


Сверхширокоугольные модели с углом обзора 180 градусов и фокусным расстоянием до 15 мм носят название «рыбий глаз» или «фишай». Различают два типа таких устройств: с углом 180 градусов по диагонали кадра и 180 градусов по вертикали кадра.

Обзор получается велик, но при этом возникают оптические искажения. Изображение получается такое, как будто на мир смотрели сквозь стеклянный шар. Отсюда и название. Картинки получаются выпуклые или вогнутые, искривлённые пейзажи, страшные рожицы и другие интересные эффекты.

Невероятные искажения, получаемые в разных ракурсах, ценятся знатоками мира фотоискусства. Модель имеет маркировку Fishey.

Фикс-объективы для canon


По используемой конструкции объективы различают:

  • с постоянным фокусным расстоянием, называемые «фиксами»;
  • с переменным фокусным расстоянием, получившим название .

Понятно, что постоянное фокусное расстояние не меняется, поэтому такое устройство не может приблизить или отдалить изображение. Это приходится делать ногами.

Зумы в этом плане намного удобнее. Стоя на месте у фотографа есть возможность управлять съёмкой простым движением кольца объектива. И все же фиксы, несмотря на такое неудобство, не сдают своих позиций по востребованности. Профессионалы-фотографы предпочитают иметь аппараты обоих видов.

Дело в том, что качество изображения фиксов значительно выше, чем аналогичных по цене фотоаппаратов с переменным фокусным расстоянием. У фиксов большая светосила и меньше искажений, они просты в устройстве и поэтому дёшевы. Фикс незаменим для фотографирования статичных предметов, например, картин, музейных экспонатов.

Неплохо он работает и при ночной съёмке, за счёт хорошей светосилы снимки получаются достойного качества. А его простота и дешевизна делает его популярным в среде фотолюбителей.

Зумы дороже, но переменное фокусное расстояние позволяет использовать его там, где может потребоваться несколько фиксов. Он легко выстраивает нужную композицию и просто незаменим при динамичной съёмке, например, при репортажах, оперативных мероприятиях: свадьбах, спортивных соревнованиях, туристических вояжах.

Фотографирование крупного плана также выполняется им без проблем. Такой фотообъектив универсален и экономичен, один выполняет функции нескольких фотоаппаратов с фиксированным фокусным расстоянием.

При сравнении зумов и фиксов, к недостаткам зумов относят:

  • худшее качество изображения;
  • меньшую надёжность;
  • меньшую светосилу;
  • наличие искажений;
  • уменьшение угла обзора при приближении.

Для зумов предел светосильности – диафрагма 2.8, в основной массе устройств используется предел светосилы 3.5, тогда как фиксы производят с диафрагмой 1.8 и меньше. И все же любительские зеркалки комплектуются . При использовании фотокамеры необходимо учитывать кроп-фактор.

Кроп-фактор


Кроп-фактор возник при переходе с плёночной техники на цифровую. Полнокадровым считался фотоаппарат со стандартной фотоплёнкой 35 мм, при переходе на цифровые технологии фотоплёнку заменила электронная матрица.

Матрица таких же размеров, как плёнка стоила дорого, и производители урезали её размер. Так появилось понятие коэффициента кропа, равного отношению диагонали полного кадра к урезанной диагонали матрицы. А урезанная матрица стала называться кроп-матрицей.

Сегодня много камер с полнокадровой матрицей, где коэффициент кропа =1, но если в камере используется кроп-матрица, то это ведёт к своеобразной обрезке кадра.

В область фотографирования попадает меньшая часть. Это означает, что чем выше кроп-фактор, тем меньше угол обзора. Чтобы правильно определить фокусное расстояние в аппаратах с кропнутой матрицей нужно фактическое расстояние умножить на коэффициент кропа.

Поэтому, если объектив с фокусным расстоянием =50 мм поставить на камеру с коэффициентом 1,6, то объектив становится аналогичен 80 мм. Хотя ошибочно считать, что приближение лучше на с кропнутой матрицей. Здесь происходит уменьшение фотографируемой площади.

Фотоаппарат с кропнутой матрицей в разы дешевле полнокадрового. Фотообъективы делят на два вида: для кропа и для полнокадровой камеры. Первые используются только на любительской технике, вторые совместимы с профессиональной и любительской моделью.

Полнокадровые устройства универсальны, но дороже, поэтому, если в фотоаппарате стоит кроп-матрица, то нет смысла приобретать полнокадровый объектив.

Портретные объективы для canon


Настоящие умельцы делают отменные портреты и портретные композиции стандартными «полтинниками». При этом качество достигает высочайших планок. Но для профессиональной работы над портретом лучше воспользоваться специальным портретным объективом. Характерные признаки таких объективов:

  • высокая светосила (диафрагменное число <2,8);
  • фиксированное фокусное расстояние.

Википедия даёт определение портретного объектива как устройства, относящегося к классу длиннофокусных моделей, но включающих специальный конструктив, который выдаёт мягкое изображение, чтобы на фото нивелировались дефекты кожи. Чаще это фиксы, но допускается использование зумов с таким фокусным расстоянием, которое бы обеспечивало самое малое оптическое искажение.

Классикой портретной съёмки считается расстояние 70 –150 мм, а классический портрет – это стандартно фото человека на размытом заднем фоне. Для этого диафрагма объектива должна иметь большое отверстие. Чем меньше диафрагменное число, тем размытее задний фон.

Для правильных пропорций тела фокусное расстояние не может быть коротким, для нормальных камер оно составляет от 70 до 135 мм, для фотоаппаратов с кропом – 50-85 мм. Длиннофокусные устройства не искажают пропорций, размытый фон даёт сосредоточить внимание на снимаемом объекте.


Длиннофокусный экземпляр хорош для удалённой съёмки. Расстояние 150 мм заставляет для выполнения портрета отходить от объекта довольно далеко. А модели с ещё большим расстоянием называются телевиками. Они выполняются с фокусным расстоянием 200, 300 мм и даже 1000 мм. Применяют их для фотографирования предметов и явлений, к которым трудно подойти близко.

Это, как правило, мир природы с его живыми обитателями или спортивные состязания и то, что фиксируется в динамике. Ввиду специфики конструкции эти модели обладают внушительными габаритами и размером, соответственно и цена у них высока.

Линейка портретных фотообъективов настолько сегодня обширна, что всегда можно выбрать подходящую конкретно вам модель, которая бы соответствовала желанию и по функциям, и по цене.

Объективы canon для макросъемки


Здесь сначала надо определить, для какой цели нужен объектив. Макросъёмка даёт возможность снимать очень маленькие предметы с короткого расстояния. Если снимать нужно музейные или ювелирные изделия, то лучше воспользоваться короткофокусной моделью, а для снятия маленьких частиц живой природы, насекомых и растений подойдёт длиннофокусный объектив.

Съёмка осуществляется в масштабе 1:1 с использованием системы внутренней фокусировки, что даёт тщательно воспроизводить мельчайшие контуры. Маркируются объективы Macro, это говорит о том, что используется минимальная дистанция фокусировки.

Для макросъёмки ещё используют тилт-шифт объективы, которые умеют выполнять наклон и сдвиг изображения путём изменения перспективы кадра.

Они неавтофокусные.
Иногда можно обойтись без специального объектива. Режим макросъёмки поддерживают многие стандартные объективы, в которых обозначена функция «макро». В этом случае нужно выставить максимальное фокусное расстояние и фотографировать предмет, подойдя к нему ближе.

Объективы для canon со стабилизатором


При работе с большим фокусным расстоянием возникает опасность смазывания кадров. Причиной этого может стать дрожание рук фотографа или тряска . Устранить эту проблему можно тремя способами:

  • использовать при фотографировании специальный держатель – штатив;
  • выставлять минимальную выдержку при съёмке;
  • использовать фотообъектив со стабилизатором.

Последнее действие крайне полезно, но не всегда спасает кадр. И, тем не менее, большое число объективов производится с функцией стабилизации. Маркировка на такой модели должна включать символы IS. Римская два возле IS означает применение системы стабилизации второго поколения.

Включение стабилизатора в конструктив объектива увеличивает его стоимость . Ещё одним минусом можно считать скорую разрядку аккумулятора, так как стабилизатор тоже потребляет энергию.

Функция стабилизации крайне необходима при съёмке длиннофокусными устройствами, полезна она в условиях слабой освещённости, так как помогает получать резкие фото на длинных расстояниях.


Фотограф, работая объективом со стабилизатором, не должен бояться вибраций и шевеления, кадр станет устойчив. Функцию стабилизации можно отключить.

Объективы лейка для canon


Объектив лейка относится к классу объективов прошлых лет, которые выпускались к легендарному фронтовому фотоаппарату «Лейка». Но до сих пор у него много приверженцев. В настоящее время большинство современных фотокамер снабжено автоматической фокусировкой. В моделях Canon она реализована с помощью ультразвукового мотора USM, который выполняет фокусировку скоростно и бесшумно.

Простой фотолюбитель предпочтёт автофокусировку, но настоящий мастер знает, что фотошедевр можно получить только ручной настройкой.

Модель лейка представляет собой мануальный образец, то есть здесь используется ручная фокусировка. Кроме того, в новых моделях используются асферические линзы, тогда как объектив лейка до сих пор считается «доасферическим», и его отличает низкий микроконтраст изображения.

Старые мастера ценили лейку за её «тёплый леечный свет», который давало светорассеивание объектива. Рисунок изображения получался резким, и в то же время нежным. Модель обладает прекрасной механикой, которая не даёт никаких посторонних шумов и люфтов при вращении кольца фокусировки.

Оно легко и плавно, без усилий, переходит на выбранное значение. Несмотря на свою компактность (размер объектива мал) устройство уверенно работает на всём диапазоне диафрагмы и фокусном расстоянии.

Как выбрать объектив

Рассмотрев виды объективов и их назначение, можно задуматься о приобретении полезного устройства для своих целей. Итак, подводим итоги.

  • Определяемся с необходимым разрешением камеры. Выбираем по фокусному расстоянию (широкоугольную, стандартную, длиннофокусную).
  • Величина передней линзы должна быть большой, качество стекла определяется визуально.
  • Выбираем фотообъектив по нужной светосиле. Светосильные устройства недешевы, но они гарантировано дадут необходимую резкость и малые искажения.
  • Нужное качество изображения получается, если приобрести модель со стабилизатором.
  • Не менее важна резкость . Характеристика MTF указывает на контрастность и резкость. Если MTF < 30 %, то такую модель можно покупать только в том случае, когда нужны пользовательские фото, размером 10х15 мм. Ниже 30 % объектив считается нерезким или «мыльным».
  • Наконец, следует обязательно обратить внимание на байонет – крепление фотообъектива. Крепление идёт в фирменном исполнении, поэтому искать объектив надо в том модельном ряду, чьей фирмы ваш фотоаппарат.
  • Ещё один необходимый показатель – пыле и влагозащищенность устройства. Модели штатных серий не рекомендуется использовать под дождём и в пыльном пространстве, так как они уязвимы к экстремальному окружению. Намокание может молниеносно привести его в негодность. Но Canon предлагает элитную серию объективов, которые выдерживают непогоду. Обозначается она буквой L и предназначена для профессиональной съёмки. Отличает такие фотообъективы красная полоса на ободе модели. Цена такой техники на порядок дороже любительской зеркалки, но она заслуженно пользуется популярностью у профессиональных фотографов.
  • В последнее время появились объективы с зелёной полосой и маркировкой DO. Это новая фишка от Canon:«DO» – эта аббревиатура означает применение многослойных дифракционно-оптических элементов, что ведёт к снижению веса и размеров фотообъектива, при этом не ухудшая качества снимка и аберрацию.

Проведите тестирование выбранного устройства, проверьте работу стабилизатора, если он есть, проверьте точность кадрирования и фокусировки, а также механику. К механике объектива относятся все выдвижные части и все кнопочки, переключатели, регулировочные кольца.

Она должна работать плавно, без заеданий и шумовых эффектов.

Следует обратить внимание на то, из скольких секций выполнена телескопическая конструкция зум-объектива. Модель с тремя двигающимися секциями уязвимее фотообъектива с двумя выдвижными элементами. Проверьте отсутствие люфтов.

Когда можно сэкономить на приобретаемом оборудовании?

  • прибор нужен для высококачественной любительской съёмки;
  • он приобретается дополнительно к имеющимся приборам;
  • модель будет использоваться для учебных целей.

Но в целом низкая стоимость объектива говорит о слабых технических способностях модели и не гарантирует его долгое использование. Поэтому при покупке фототехники лучше не ограничивать себя в средствах, тогда и результат может быть достойный.


Ответ на вопрос, как выбрать объектив для зеркального фотоаппарата, не имеет однозначного ответа. Невозможно сказать — пойдите и купите, чем больше этот и вот этот параметр, тем лучше. Объектив выбирается индивидуально каждым пользователем в зависимости от характерных стилей съемки, требуемых свойств, которые должна иметь связка камера — оптика, также берутся во внимание другие персональные факторы.

Сегодня в магазинах можно найти практически любые виды объективов. Их настолько много, что пользователь зачастую теряется, особенно когда речь идет о непрофессионале, который не может сориентироваться во множестве мудреных терминов, которые на него вываливает опытный и информированный консультант. В конечном итоге чаще всего принимается решение пользоваться прилагаемым к фотоаппарату объективом. При этом иногда возникает удивление, почему качество снимков даже близко не дотягивает до уровня профессиональных фотографов.

Типы объективов могут быть различными. Каждый выбирается с четким пониманием того, чего можно достичь с помощью данной оптики. Будет ли это макросъемка или портретная, требуется широкий угол обзора или приближение отдаленных объектов, охват картинки, формирование специальных эффектов. Рассмотрим основные характеристики предлагаемых на рынке изделий простыми словами, чтобы понять, за что отвечает тот или иной параметр.

Фокусное расстояние

Оптика для зеркальных камер может быть условно разделена на три типа:

  • широкоугольная;
  • с естественным охватом обзорной зоны;
  • телеобъективы, задача которых — увеличивать объекты, находящиеся на большом расстоянии.

Широкоугольные объективы еще называют «рыбий глаз». Их фокусное расстояние, указываемое в документации, находится в пределах 36 мм (ниже этого значения). Чем цифра меньше, тем удобнее проводить съемку с малого расстояния. Однако всегда есть опасность исказить картинку, получить неестественный кадр, когда входящие в него объекты будут ясно показывать, что так человек не может видеть окружающий мир.


Оптика с естественным захватом зоны обзора без искажений имеет фокусное расстояние от 36 до 70 мм. Это самый распространенный тип объективов для зеркальных фотоаппаратов, который позволяет получить широкие возможности съемки: от фиксации достаточно мелких объектов до портретной и ландшафтной съемки.

Телеобъективы характеризуются фокусным расстоянием от 70 мм и выше. Такая оптика отличается сужением зоны обзора, которая тем меньше, чем выше значение фокуса и, следовательно, — способность приближать снимаемые объекты. Самые продвинутые на сегодня объективы имеют фокусное расстояние до 1000 мм и могут четко различать предметы, находящиеся на очень большом расстоянии.

Изменение характеристик изображения с помощью связки камера-оптика

Многие полупрофессиональные камеры имеют геометрический размер сенсора меньше 35 мм. Ценители жанра, так сказать, неровно дышат при звучании фразы «фулл-ленч», которая говорит, что у фотоаппарата установлена полная, 35 мм сенсорная матрица. Однако с помощью подбора соответствующего объектива можно значительно поднять характеристики получаемых снимков. Делается это следующим образом:

  • обладатели фотоаппарата Canon, к примеру, знают, что характеристика «кроп» у их модели составляет 1.5 (в аппарате установлена матрица APS-C);
  • доступен к покупке объектив с фокусным расстоянием в 35 мм, который считается широкоугольным;
  • устанавливая оптику на фотоаппарат с кроп в 1.5, можно получить характеристики, которые будет иметь полнокадровая камера с объективом в 52.5 мм.

С помощью такого нехитрого способа можно оценить потенциальную полезность того или иного объектива, который позволит без значительного изменения техники съемок значительно повысить качество получаемых изображений.


Стоит особо отметить, что в документации к оптике указывается ее реальная характеристика фокусного расстояния, а не приведенная в соответствии к показателю кроп камеры.

Отсюда следует еще один вывод: при оценке необходимости покупки нового объектива на основании рекламных материалов или отзывов покупателей, стоит обязательно интересоваться, на какой именно камере он применялся и какой был коэффициент ее обрезки.

Объективы для портретной съемки

Сразу стоит отметить: специальной оптики для портретирования не существует. Если планируется работа именно с таким классом съемки, следует осознавать два фактора:

  • фокусное расстояние оптики отвечает только за доступный угол обзора;
  • перспектива, которая особенно важна при портретной съемке, зависит только от расстояния до целевого объекта.

Однако для приверженцев портретирования будет полезен один показатель, который приводится в документации к объективу. Это минимальное расстояние фокусировки (МДФ, MDF). Он показывает, на каком расстоянии должен находиться выбранный объект от камеры, чтобы получиться резким и отчетливым.

Возможность изменения фокусного расстояния

Предлагаемые на рынке объективы можно рассматривать исходя из возможности изменения фокусного расстояния. Для людей, которые работают в студии, может быть приемлема оптика с фиксированным параметром. Фотоаппарат, установленный на штативе, на выверенном расстоянии от объекта съемки, будет показывать отличные результаты. Кроме того, оптика с фиксированным фокусным расстоянием стоит дешевле при тех же характеристиках, чем вариант с изменяемым параметром.


Зум, или изменение фокусного расстояния, позволяет манипулировать зоной обзора объектива. Определить действительно проработанную в техническом плане оптику достаточно просто. У такого объектива будут указаны минимальное и максимальное фокусное расстояние. Это лучший вариант для фотографа, который обращает внимание на все детали и хочет четко планировать условия создания снимка. Более дешевая оптика маркируется как «Zoom 24x», например, что ничего не говорит ни о максимальном, ни о минимальном фокусном расстоянии.

Используя объективы с изменяемым фокусным расстоянием, следует обращать внимание на искажение перспективы. Эта проблема известна как фотографам, так и производителям. Поэтому качественные объективы не характеризуются резким переходом в режим «рыбий глаз», чего иногда нельзя сказать об изделиях среднеценового или бюджетного диапазонов.

Параметр светосилы

В объективе всегда применяется ряд линз, которые снижают силу светового потока, который проходит к сенсору фотоаппарата. Как следствие телевик с большим фокусным расстоянием потребует большой выдержки для получения хорошего кадра. Производители предлагают различные объективы с отличными друг от друга параметрами базовой светосилы. Чем она выше, тем изделие дороже. Обозначается этот параметр как отношение к базовому потоку пропускания. К примеру, обозначение F2 будет означать малое снижение светосилы, а F8 — значительное.

Чтобы лучше понять параметр светосилы, лучше рассмотреть механику на примере диафрагмы. Есть базовое отверстие, в котором она установлена. Также формируется открытое пространство, где проходит свет и нет деталей диафрагмы. Схематически обозначение F2 означает, что свободное отверстие по площади меньше в 2 раза, чем полное. Соответственно F8 означает разницу в 8 раз.

Объективы маркируются по максимальной светосиле. Но внутри каждого есть физическая диафрагма, задача которой — позволить фотографу самостоятельно управлять освещенностью кадра и получать снимки требуемого качества.

Влияние светосилы на резкость объектов в кадре

Манипулируя светосилой объектива с помощью диафрагмы и настраивая светочувствительность, которой обладает фотокамера, можно получать различные художественные эффекты. Например, при высоком значении потока света, малой выдержке и хорошей чувствительности камеры легко изменять глубину резкости, снижая ее. Данный параметр, если выражаться простыми словами, характеризует, на каком расстоянии объекты будут отображены во всех деталях. Остальное окружение будет размыто. Все, наверное, видели такие снимки. Делаются они следующим образом:

  • применяется объектив с большой светосилой;
  • подстраивается диафрагма, ее открывают как можно больше;
  • расстояние, с которого снимается объект, определяется в зависимости от установленной светочувствительности матрицы фотоаппарата.

Данный «рецепт» приведен для неизменного времени выдержки. Таким образом, при одних установках параметров связки камера — оптика можно снять объект и фон одинаково резкими, при других — выделить один из предметов.

Аппаратная стабилизация

Для уверенной съемки «с рук» фотографы могут приобрести объективы с аппаратной стабилизацией изображения. Она помогает компенсировать дрожание при съемке с большой выдержкой.

Производители дорогих фотоаппаратов предлагают собственный механизм стабилизации, когда компенсация производится с помощью изменения положения сенсорной матрицы. Однако по отзывам многих фотографов, объективы со специальными компенсирующими линзами работают гораздо эффективнее.

С помощью объектива с аппаратной стабилизацией можно значительно повысить качество снимков полупрофессиональных фотоаппаратов. Естественно, такая оптика стоит ощутимо дороже некомпенсированной, поэтому подобные изделия выбирают те фотографы, которые очень заинтересованы именно в таком свойстве оборудования.


Заключение

Как видно из изложенного, дать четкие рекомендации по выбору объектива просто невозможно. Это очень индивидуально, зависит от условий съемки, дополнительного оборудования, стилистики, возможностей обеспечить студийные условия. Одно можно сказать точно: выбирать объектив нужно такой, который можно установить на конкретную модель аппарата. Все остальные черты хорошей покупки определяются только индивидуально.

Как выбрать объектив для зеркального фотоаппарата, купить объектив Canon, Nikon, Sony

Как выбрать объектив на зеркальный фотоаппарат. Этим вопросом рано или поздно задается любой начинающий фотограф. На сегодняшний день купить объектив Canon , Nikon , Sony , Sigma , или какие-либо другие совсем несложно. Но прежде чем купить объектив - выбрать его становится порой достаточно сложной задачей. У зеркального фотоаппарата объектив - это его основная составляющая. Как отмечают эксперты в области фотографии, даже сам корпус далеко не всегда имеет столь важное значение, которое отводится трубке с набором зеркал.

Сменные зеркальные объективы действительно значительно расширяют возможности фотографа, позволяют ему делать куда более четкие, насыщенные, сконцентрированные снимки, в сравнении с тем, что получается на обычных цифровых мыльницах.

Для начала поговорим о фокусном расстоянии объектива. Как правило, фотограф, желающий купить объектив, немалое значение уделяет именно этому показателю. Фокусное расстояние объектива формируется из расстояния между центром главной линзы до самой матрицы фотоаппарата. Чем расстояние больше, тем, соответственно, на большее расстояние способен бить фотоаппарат. Например, 50мм означает, что объектив имеет фиксированное фокусное расстояние (фикс-объектив), 24-105мм переменное (зум-объектив). Чем этот параметр так важен?



Если вы собираетесь выбрать объектив и купить его, то задумайтесь о том для каких целей он вами покупается. Так, большие телеобъективы прекрасно подходят для создания портретных фотографий на пресс-конфенциях, съемки птиц, спорта, когда к спортсменам не всегда удается приблизиться на достаточное расстояние. Общие планы телеобъективом сделать невозможно, а вот сосредоточить внимание на мельчайших деталях - без проблем. Если вы намерены купить телеобъектив, то вероятнее всего, вам понадобится второй объектив, хотя бы китовый, для того, чтобы у вас была возможность делать не только урезанные фотографии, но и полноценные пейзажи, общие планировки и другие снимки, где концертировать внимание на одной детали попросту невозможно.

Есть и еще один интересный нюанс, который можно использовать при выборе объектива. Так, если вы хотите вести портретную съемку с того расстояние, которое удобно исключительно вам, то обойтись можно и стандартным объективом. Как правило, он действительно проявляет себя, как наиболее универсальный. Все в одном - это про него. Для съемки архитектуры или пейзажей подойдет короткофокусный объектив для придания большей глубины и рельефности, он же подойдет для съемки интерьеров. А вот для далеких объектов, например съемки животных, лучше длиннофокусные объективы, они позволят лучше передать детали в тех случаях, когда нельзя подойти ближе.

Помимо фокусного расстояния есть и еще один не менее важный момент - светосила объектива. Светосила объектива зависит от того, насколько широко у него способна раскрываться диафрагма. В маркировке, например Canon EF 50mm f/1.4 USM, максимальное значение диафрагмы указано как f/1.4. За редким исключением, у Canon есть объектив с диафрагмой 1.2 и вроде бы готовился со значением 1, все остальные объективы имеют более "узкую" диафрагму например 3,5 или 4 или даже 5,6.


Здесь все просто. Если значение у диафрагмы малое, то у объектив попадет больше света, а это уже позволит вам сделать более светлый и быстрый снимок. Если перефразировать, то можно сказать так: объектив со светосилой 2.0 лучше будет приспособлен для работы ночью, нежели фотоаппарат со светосилой 4.

Ну а последнее на что следует смотреть, прежде чем купить объектив - это стабилизатор изображения. Как правило, объективы Canon и Nikon довольно-таки часто оснащаются стабилизаторами изображения. А вот объективам Sony стабилизатор изображения не требуется по той причине, что он встроен в сам корпус фотоаппарата.

Вы можете взять менее светосильный объектив, но со стабилизатором, при этом значения выдержек, при которых будут получаться несмазанные фотографии, остануться примерно одинаковыми. Кроме этого объективы с меньшей диафрагмой обычно проще конструктивно, что позволяет заметно снизить их вес, а это иногда бывает большим преимуществом.

Как мы видим из вышеследующей статьи, выбрать объектив - не всегда простое занятие. И если с фокусным расстоянием определиться еще не так сложно, то разобраться с такими значениями, как стабилизатор и светосила становится уже несколько сложнее, но здесь, опять же, все зависит от ваших финансов и собственного чутья. Главное - помните, что в фотографиях главное не то, на что вы снимаете, а то, как вы снимаете.

Какой объектив мне выбрать? Это, пожалуй, второй по популярности вопрос, после вопроса о выборе самого фотоаппарата. Конечно, если объектив в Вашем фотоаппарате - встроен, то этот вопрос для Вас - мало актуален, но если Вы - владелец цифрозеркалки (DSLR)...

Вопрос о выборе объектива - не прост. Многие производителей камер предлагают большой выбор "стекол" для цифровых зеркальных фотоаппаратов. Объективы различаются и своей ценой, и качеством, и типом/видом, и, соответственно - назначением. А если учесть, что каждый фотограф имеет свой "стиль" съемки, то вопрос о выборе объектива - становится совсем не прост!

Ниже, я постараюсь разделить современные объективы по их видам и описать их возможные сферы применения. Так что когда Вы будете присматривать себе объектив - сможете гораздо проще сориентироваться в ассортименте, и сделать правильный выбор!

При чтении, имейте в виду, что далеко не все фотоаппараты имеют "полноразмерную" матрицу, так что иногда я буду упоминать "эквивалентное" фокусное расстояние. Дело в том, что если матрица недорогой цифрозеркалки - имеет диагональ матрицы на 60%меньше, чем полноценный размер 24х36 мм (а так чаще всего и бывает), то изображение на ней будет смотреться как бы чуть увеличенным - на те же 60%. Для пересчета фокусных расстояний - используется так называемый "кроп фактор", например, у большинства зеркалок Canon - он равен примерно 1,6 (например - у моделей Canon 400D, 500D, 550D, 30D, 40D, и многих других!), у Nikon - 1,5. Что это значит? Это значит, что у Canon 550D, если Вы будете снимать на объектив с фокусным расстоянием в 50 мм., получите в результате примерно такой же кадр, как на Canon 5D (с полноразмерной матрицей) - если бы он снимался на объектив с F = 80мм. Так как 50мм*1,6=80мм. Так что можно сказать, что в данном случае - что "объектив с фокусным расстоянием 50 мм., имеет эквивалентное фокусное расстояние в 80мм".

Ощутить воочию разницу между изображением на кроп матрице и полноразмерной матрице (так называемом "фулфрейме"), Вам поможет представленное ниже видео:

Объективы с постоянным и переменным фокусным расстоянием.

Во первых, следует знать - что не все объективы позволяют изменять свое фокусное расстояние, некоторые из объективов - имеют постоянное фокусное расстояние, и не имеют никакого "зума" (т.е. не позволяют "приближать" и "удалять" изображение в кадре). Если Вы покупаете объектив, например, с постоянным (фиксированным) фокусным расстоянием (такие объективы еще чаще называют фикс-фокалами) в 50мм., то будьте готовы к тому, что для того чтобы снять портрет - нужно будет приблизиться к человеку, а чтобы снять групповой портрет, или еще что-то помасштабнее - нужно будет хорошенько отдалиться от объекта съемки.

Объективы с постоянным фокусным расстоянием

Преимущества: обычно, более высокое качество получаемой картинки, более высокая светосила.

Недостатки: невозможность простого "зума", отсутствие "гибкости" при использовании.

Использование: художественная фотография, и прочие виды фотосъемки - в которых важна безупречность "рисунка" объектива.

Объективы с переменным фокусным расстоянием

Преимущества: удобство использования, повышенная универсальность, экономия места (один такой объектив - может, по сути, заменить несколько фикс-фокалов).

Недостатки: чаще всего - чуть худший "рисунок", чуть меньшая надежность, чуть больше искажений, обычно - несколько менее светосильны - чем объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

Использование: там, где необходима универсальность. Очень полезны в путешествиях, при съемке репортажа.

Стандартные объективы

Этим термином (особенно - в англоязычной литературе) - в эпоху пленочной фотографии - назывались объективы с неизменным фокусным расстоянием в 50 мм. Такой объектив вносит минимум искажений в перспективу изображаемого пространства. Объектив с таким фокусным расстоянием - передает картинку максимально реалистично и достоверно, примерно "так, как видят глаза". Такие объективы - наиболее универсальны, и имеют большую популярность. У современных цифровых зеркальных фотоаппаратов - размер матрицы несколько меньше, чем кадр пленки, поэтому для получения наиболее реалистичного изображения - рекомендуется использовать объектив с фокусным расстоянием примерно в 30 - 35 мм.

Китовые объективы - с чего мы начинаем

Китовым объективом - называется объектив, поставляемый в комплекте с новым фотоаппаратом. Обычно, именно с такого "стекла" - начинается знакомство с миром объективов - у большинства фотолюбителей.

Самый обычный - "китовый" объектив. Canon 18-55mm, F 3.5-5,6

Чаще всего - в качестве стандартного - китового объектива - производители (например - Canon, Nikon) - используют объектив с переменным фокусным расстоянием - в диапазоне 18-55мм. И с диафрагмой - 1/3.5 - 1/5.6. Это не самые шикарные объективы - но они весьма и весьма универсальны, разве что слишком малые значения диафрагмы - затрудняют использование таких объективов - в условиях недостаточной освещенности.

Этим объективом - Вы сможете снять и портрет (правда, опять же из-за малой диафрагмы - сложнее получить красивое боке), и пейзаж, и бытовые/жанровые сцены. Этот объектив невероятно дешев, и им не страшно рискнуть - снимая пьянки-гулянки:)

В первую очередь - рекомендую воспользоваться именно этим объективом, чтобы понять - чего именно Вам не хватает - "телевика" - для съемки птичек и прочих сильно удаленных объектов, или наоборот - захочется приобрести сверхширокоугольный объектив - для съемки, например - пейзажей и архитектуры - "чтобы в кадр - все влезало!". В общем - не рекомендую покупать сразу какие либо узко специализированные объективы, пользуйтесь китовым, и прислушивайтесь к своим желаниям, чтобы сделать наиболее верный выбор!

Макро объективы

Этот тип объективов предназначен специально для съемки мелких объектов с близкого расстояния, для так называемой макросъемки (хорошая статья ). Многие объективы имеют функцию "макро", даже большинство компактных фотоаппаратов - со встроенным объективом - имеют "макро" режим. Но это "макро" - не такое мощное, как у специализированных объективов, хотя и их возможностей макросъемки - часто хватает.

Однако узкоспециализированные макро-объективы - позволяют добиваться наилучших результатов в макро-съемке.

Специализированные макро-объективы - чаще всего являются фикс-фокалами, их можно использовать и в качестве обычного объектива, например - снимать портреты, но сфера применения все же будет довольно ограниченной - по сравнению даже с обычным "китовым" объективом.

Телевик / длиннофокусный телефото объектив

Такие объективы - чаще всего используются при фотосъемке живой природы - зверей, птиц, и при фотографировании прочих объектов - к которым проблематично подойти достаточно близко - чтобы воспользоваться своим обычным объективом. "телевиком", с изрядной долей условности - можно назвать объектив с фокусным расстоянием - более 100мм. В продаже имеются доступные варианты таких объективов - с фокусным расстоянием до 300 мм, более длиннофокусные (и соответственно - лучше "увеличивающие" изображение) объективы - может себе позволить - не каждый любитель фотографии...


Имейте в виду, что при большом фокусном расстоянии - большую роль на качество фотографии - оказывает дрожание рук фотографа, и соответственно - фотоаппарата. Поэтому фотографии, сделанные таким объективом - часто оказываются смазанными, и при съемке в данном случае - рекомендуется использовать минимально возможную выдержку, а также использование штатива . Также, для устранения эффекта тряски - объективы часто оснащаются стабилизаторами изображения (обычно - в маркировке обозначается как "IS"), что часто оказывается весьма полезно, хотя и не всегда "спасает" кадр.

Широкоугольный (короткофокусный) объектив - широкоугольник

Как и следует из названия - объективы этого типа имеют очень широкий угол обзора. Применяются чаще всего - в пейзажной и архитектурной съемке , некоторые свадебные фотографы - предпочитают такие объективы, и используют их в качестве основных - в связи с тем что с помощью широкоугольника - можно получить довольно симпатичные и необычные кадры. Такими объективами - можно (с изрядной долей условности) назвать объективы с фокусным расстоянием меньше 30 мм (в эквиваленте).


Объектив "рыбий глаз", фокусное расстояние - 8мм.

Фотосъемка широкоугольным объективом - требует большого мастерства, так как верные спутники объективов такого вида - характерные искажения - линейные и перспективные. Линейные искажения могут проявляться, например, в том - что прямые линии (особенно по краям кадра) - могут выглядеть в кадре изогнутыми, а перспективные... лучше посмотреть на фотографиях.

Самым "широкоугольным" - можно назвать такой вид объективов, который носит название "рыбий глаз ". Объективы "рыбий глаз" - имеют угол обзора в 180 о и всегда создают невероятные искажения пространства - в кадре - часто очень высоко ценимые - многими любителями (да и профессионалами) мира фотоискусства.

Так снимает "рыбий глаз", угол охвата - 180 градусов. Spinna II from *JRFoto* ©

На что еще обратить внимание при выборе объектива?

Виньетирование . Рассматривая тестовые фотографии (которые можно поискать в Интернете) - Вы можете заметить, что у многих фотографий (особенно - у фотографий, снятых широкоугольным объективом) - края несколько затемнены. Это обусловлено тем, что в связи с законами оптики и в зависимости от конструкции объектива, грубо говоря - по краям изображения - при съемке - света попадает меньше, чем по центру. И этот эффект называется виньетированием. Хотя иногда - виньетирование используется - как художественный прием, считается, что чем меньше выражено виньетирование у какого либо объектива - тем лучше. Особенно заметен бывает эффект виньетирования - если на объектив одета, например, защитная линза - с высокими бортиками - бортик насадочной линзы многократно увеличивает виньетирование, поэтому следует выбирать насадочные линзы с самым невысоким бортиком. Бороться с этим эффектом, или наоборот - добавить его в кадр - можно с помощью Photoshop.


Виньетирование заметно на краях кадра. Фотограф: Карпин Антон. ©

Аберрации . Часто приходится видеть - что края особо контрастных участков кадра - бывают словно сияют всеми цветами радуги, или "отливают" каким либо одним цветом. Например - синим, или красным. Это случается из-за того, что свет различных цветов - преломляется в объективе не одинаково, и как бы "расслаивается", синий цвет вполне может сфокусироваться не совсем там - где красный, особенно - на краях кадра. Производители объективов различными способами пытаются справиться с этим эффектом(называемым - аберрацией), в объективах премиум класса - это явление подавляется вполне успешно. К бюджетным же моделям - стоит присматриваться получше, виньетирование в них может быть очень заметным. Также возможно подавление данного явления - в Photoshоp.


Скорость фокусировки . Чаще всего, недорогие объективы фокусируются несколько медленнее, чем дорогие. Делая свой выбор, обратите внимание на скорость фокусировки - до покупки объектива, если она имеет для Вас важное значение.

Пыли/влагозащищенность . Китовые объективы, и другие недорогие модели - чаще всего довольно уязвимы при съемке под дождем или в пыли. Зато, например, объективы Canon серии L - могут без проблем фотографировать хоть под дождем, хоть в песчаную бурю в Сахаре... Но и стоят - соответственно своему качеству!

Стабилизация изображения . Стабилизация бывает полезна при съемке без штатива - в условиях недостаточной освещенности без штатива, а также при съемке длиннофокусными объективами - в которых "тряска" - часто приводит к смазыванию кадра. Включение к конструкцию объектива - стабилизатора - повышает его стоимость. А также, в большинстве случаев - приводит к уменьшению времени работы фотоаппарата от аккумулятора - поскольку многие типы стабилизаторов - при работе потребляют его энергию. Впрочем, стабилизатор - практически всегда легко отключается.

Максимальное отверстие диафрагмы . Чем больше - тем лучше (удобнее снимать в темноте и получать красивое боке). Но - тем дороже.

Байонет . Практически каждый производитель фотоаппаратов - использует байонет собственной конструкции. Байонет - это устройство для крепления объектива к фотоаппарату, поэтому получается так, что объектив для Nikon, не подойдет для Canon, и оба они не подойдут для Sony... Правда, многие производители объективов (например - Sigma, Tamron) производят свои объективы с разными байонетами, предназначенными для использования на разных фотоаппаратах, так что выбор остается - за Вами!