Законодательство для бюджетных учреждений. Право хозяйственного ведения

Бюджетная смета

Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) бюджетного учреждений (статья 6 БК РФ).

Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами в соответствии с бюджетной сметой (статья 161 БК

РФ) Статья 221 БК РФ:

Показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения ЛБО.

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НОВЕЛЛА Федерального закона №63-ФЗ –Исключение из бюджетной сметы доходов.

Бюджетная смета составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном ГРБС в соответствии с общими требованиями,

установленными МФ РФ.

ПРИКАЗ Министерства финансов РФ от 20 ноября 2007 г. N 112н «ОБ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СМЕТ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

"Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Рособразования"

Правовой режим лицевого счета

Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствующих финансовых органах (статья 160 БК РФ).

Учет операций по исполнению бюджета производится на лицевых счетах, открытых в соответствующих финансовых органах (статья 220.1 БК РФ)

ПРИКАЗ Министерства финансов РФ от 1 сентября 2008 г. N 88н «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОПЕРАЦИЙ СО СРЕДСТВАМИ, ПОЛУЧЕННЫМИ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Лимит бюджетных обязательств

ЛБО – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году (статья 6 БК РФ)

Предельные объемы финансирования - объем оплаты денежных обязательств (статья 226.1 БК РФ)

Правовой режим арендной платы

Арендная плата – доход соответствующего бюджета.

Статьи 41, 42 БК РФ, Статья 5 ФЗ № 63-ФЗ

Доходы от оказания платных услуг бюджетных учреждений

Доходы от оказания платных услуг бюджетных учреждений – доходы соответствующего бюджета (пункт 3 статьи 41 БК РФ)

Первый переходный период

Статья 5 ФЗ № 63-ФЗ

Федеральные бюджетные учреждения:

11. До дня вступления в силу федерального закона:

1) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета;

2) порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации и в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление

бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, устанавливается соответственно законом субъекта РФ и муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования;

3) бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ(муниципальные правовые акты), положения устава бюджетного учреждения, а также гражданскоправовые договоры, предусматривающие возмещение арендаторами расходов по содержанию арендованного имущества;

Первый переходный период

4) бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения;

5) заключение и оплата бюджетным учреждением договоров производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности;

8) для отражения операций с доходами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, применяются следующие группа и входящие в нее подгруппы доходов бюджетов, являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

Дох оды от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности:

доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

рыночные продажи товаров и услуг;

безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Особенности использования доходов федеральных бюджетных учреждений от приносящей доходы деятельности в 2010 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 2 декабря 2009 года N 308-ФЗ «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ»

Статья 6. Особенности использования средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями

1. Средства в валюте РФ, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Министерством финансов РФ порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Принятие бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

Статья 4. Государственные заказчики и муниципальные заказчики

1. Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать

соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения ,

иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Представляет собой некоммерческую организацию. Она может оказывать разного рода услуги по гос. заданию. Финансирование деятельности учреждения осуществляется из средств соответствующего бюджета на основании сметы.

Некоммерческие организации

Согласно ст. 116-123 ГК виды таких объединений различаются по:

  1. Составу участников.
  2. Цели создания.
  3. Способу формирования их имущества.
  4. Ответственности участников по имеющимся обязательствам.
  5. Возможности вести предпринимательскую деятельность.
  6. Составу учредительной документации.
  7. Обязанности публиковать отчеты по использованию имущества.

В качестве одной из форм некоммерческой организации может выступать учреждение, сформированное собственником для выполнения общественно полезных задач. Оно может создаваться юрлицом или гражданином, РФ, регионом, МО. На территории страны в последние годы стали активно возникать частные (негосударственные) образовательные дошкольные учреждения. Они создаются физическими и юрлицами и частично компенсируют отсутствие нужного числа муниципальных ДОУ. Рассмотрим далее, что собой представляют бюджетные учреждения.

Общая характеристика

Территориальное или федеральное государственное бюджетное учреждение не имеющие в качестве основной цели своей работы извлечение прибыли и не распределяющие полученные средства между участниками. Такая организация может осуществлять коммерческую деятельность, соответствующую цели, ради которой она создана. Бюджетное учреждение формируется без ограничений продолжительности своей работы, если другое не предусматривается в учредительной документации (уставе).

Особенности формирования

Бюджетное учреждение может создаваться Российской Федерацией, ее субъектом или МО. В качестве учредителей выступают органы госвласти, исполнительные структуры регионов или местного самоуправления. Государственное бюджетное учреждение не может отчуждать либо другим способом распоряжаться имуществом, которое закрепляется за ним собственником или приобретается за счет выделенных ему средств. Финансирование организации осуществляется полностью или частично ее владельцем.

Признаки

Территориальное (государственное) бюджетное учреждение имеет единственного собственника. В качестве него может выступать:


В первом случае создается федеральное бюджетное учреждение. В качестве цели формирования организации выступает осуществление социально-культурных, управленческих либо иных общественно-полезных некоммерческих функций. Бюджетное учреждение отвечает по собственным обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. В случае недостаточности объема источников, субсидиарная ответственность налагается на собственника имущества. В качестве учредительного документа организации выступает устав. Предприятие обязано каждый год публиковать отчеты по использованию вверенного ему имущества. Основным финансовым планом является смета расходов и доходов.

Выводы

Основываясь на приведенных выше признаках, можно отметить, что бюджетное учреждение:

  1. Не может создаваться кооперативами, акционерными обществами и прочими хозяйствующими субъектами.
  2. Формируется для реализации некоммерческих целей. Однако тот факт, что основная деятельность осуществляется не для извлечения прибыли и распределения полученных средств между учредителями, не выступает как запрет на оказание платных услуг. Организация может заниматься предпринимательством, если оно соответствует поставленным целям.
  3. Поучающее доход от оказания платных услуг, должно направлять средства по согласованию с главным распорядителем исключительно на развитие и расширение деятельности, для которой оно создано.
  4. Обладает имуществом, сформированным из материальных ценностей, вверенных ему собственником, а также приобретенных самой организацией. Бюджетное учреждение, осуществляющее оперативное управление, пользуется и владеет объектами в рамках, определенных в законодательстве, и в соответствии с целями, ради которых оно создано. Если прочее не установлено в нормативных актах, организация распоряжается имуществом с согласия собственника.
  5. До начала отчетного года обязано составить смету расходов/доходов, а в конце периода - отчет о ее исполнении.

Особенности финансирования

Как выше было сказано, средства на обеспечение деятельности поступают из соответствующего бюджета. Это зависит от того уровня, на котором создается организация. Так, например муниципальное бюджетное учреждение финансируется средствами местного фонда. Однако при рассмотрении этого вопроса следует учитывать один нюанс. Само по себе поступление таких средств еще не указывает на то, что учреждение является бюджетным. Финансирование из таких фондов предусмотрено и для других организаций, в том числе и коммерческих. Оно осуществляется в различных формах. Например, это может быть закупка продукции для удовлетворения государственных (территориальных) нужд, предоставление субсидий, дотаций, субвенций и прочего.

Требования и контроль

Рассматриваемые некоммерческие организации оказывают широкий спектр различных общественно-полезных услуг и исполняют функции, которые оплачиваются не потребителями, а финансируются из соответствующих фондов на безвозвратной основе. По такой схеме, например, работает государственное бюджетное учреждение здравоохранения, культуры, спорта и пр. Такая модель деятельности, с одной стороны, ослабляет контроль над качеством функций, реализуемых организацией, с другой - над эффективностью использования полученных средств. Формирование цены на услуги осуществляется преимущественно директивным методом. При этом учитывается не только реальный размер затрат, но и возможности бюджетного фонда. Таким образом, финансовое состояние рассматриваемых организаций, расчетов с кредиторами и дебиторами в существенной мере зависят не столько от качества и количества услуг, сколько от полноты и своевременности выделения средств. Доходы, которые муниципальное бюджетное учреждение получает от продажи своих услуг, необходимо тратить и распределять согласно требованиям законодательства. Этот факт негативно отражается на гибкости хозяйственного управления, возможностях осуществлять оперативное маневрирование в стремительно изменяющихся экономических условиях. Необходимо учесть, что только при сочетании всех вышеназванных признаков можно говорить о том, что организация является бюджетным учреждением.

Классификация

Среди основных видов бюджетных организаций следует выделить:


Классификация организаций может проводиться по различным признакам. В зависимости от исполняемых функций (то есть, по роду своей деятельности), выделяют государственные учреждения, финансируемые в соответствии с разделами бюджетной классификации. В их числе:

  • Местное самоуправление и госуправление. В эту систему, в частности, входят Минобороны, Счетная палата, Минфин и пр.
  • Судебные органы (Конституционный Суд, ВАС, ВС, инстанции общей юрисдикции).
  • Представительства и посольства, осуществляющие деятельность за рубежом.

В зависимости от источников финансирования, выделяют учреждения, получающие средства из федерального, регионального или местного бюджетов. Как выше было сказано, организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Например, высшее государственное бюджетное образовательное учреждение вправе оказывать платные услуги по обучению студентов на заочной форме. В зависимости от источников формирования доходов, выделяют, таким образом, организации:

  • Оказывающие услуги юрлицам и гражданам за плату.
  • Осуществляющие деятельность бесплатно. Например, бюджетные общеобразовательные учреждения в большинстве своем являются бесплатными.

Дополнительные услуги

Бюджетные учреждения образования, культуры, спорта и так далее, оказывают общественно-полезные услуги, выступающие как основная их деятельность. Она, в свою очередь, в обязательном порядке указывается в учредительной документации. Их деятельность осуществляется согласно заданию, от которого они не могут отказаться. Финансирование работы производится путем предоставления субсидий. Эти доходы относятся к целевым средствам финансирования, не включенным в базу по исчислению налога на прибыль. Сверх определенного задания, в случаях, предусмотренных в ФЗ, в рамках задания организация может оказывать услуги, выполнять работу, соответствующие ее основной деятельности, за плату на одинаковых условиях для всех. Так, бюджетное учреждение здравоохранения может осуществлять определенные медицинские процедуры, взимая за них деньги с пациентов. Организация также может осуществлять иные, кроме основной, виды деятельности только постольку, поскольку это будет выступать методом достижения целей, для которых она сформирована. В этом случае ключевым условием является указание на дополнительные услуги в учредительной документации. Иные, кроме основной, виды деятельности, например, может осуществлять бюджетное профессиональное образовательное учреждение посредством введения в программу вспомогательных платных курсов.

Налогообложение

Прибыль, полученная от дополнительной платной деятельности, а также имущество, приобретенное за счет нее, поступает в самостоятельное распоряжение организации. Данное положение установлено в ст. 298, п. 3 ГК. Бюджетное образовательное учреждение, получающее доход от оплачиваемых услуг, должны осуществлять отчисления с прибыли в установленном законодательством порядке. Им надлежит производить только авансовые квартальные платежи по указанному налогу. В установленном порядке уплачивается НДС от оказанных платных услуг, в том числе от аренды. Бюджетное образовательное учреждение, как и прочее, отчисляет пошлину за использование в наименовании "РФ" при регистрации учредительной документации, земельный сбор и налог на имущество.

Ограничения

Государственное бюджетное образовательное учреждение, равно как и прочее, оказывающее общественно-полезные дополнительные платные услуги, не может использовать упрощенный спецрежим обложения. Данный запрет устанавливается ст. 346.12, п. 3, пп. 17 НК. Также организации не уплачивают ЕСН. Это положение предусмотрено в ст. 346.2, п. 6, пп. 4 НК.

Автономные организации

Они также относятся к категории некоммерческих. Автономными называют такие учреждения, которые создаются регионом, РФ или МО для оказания услуг/выполнения работ в целях реализации предусмотренных в законодательстве полномочий органов госвласти и местного самоуправления в областях:


Особенности распоряжения имуществом

Автономное учреждение не вправе осуществлять никаких действий с недвижимыми объектами и особо ценными движимыми предметами без согласия собственника. Остальным имуществом, которое находится у организации на праве оперативного управления, она может распоряжаться по собственному усмотрению, если другое не предусматривается в законодательстве. При этом, автономное учреждение может при согласии собственника внести недвижимые объекты, особо ценные движимые предметы в складочный (уставной) капитал иных юрлиц. Исключением являются объекты культурно-исторического наследия РФ, материалов, включенных в состав Музейного, Архивного и Национального библиотечного фондов России. Порядок, в соответствии с которым имущество учреждения относится к особо ценному, утверждается Правительством.

Изменение типа организации

Эта процедура осуществляется по решению исполнительного госоргана соответствующего уровня:

  1. Для федеральных учреждений таким институтом является Правительство.
  2. Для региональных организаций - высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ.
  3. Для муниципальных учреждений - местная администрация или управление МО.

Данный порядок закреплен в ФЗ о№83, ст. 6, п. 6 и 10. Изменение типа территориального либо государственного бюджетного учреждения не рассматривается как его реорганизация. При принятии соответствующего решения, корректировки вносятся в учредительную документацию. По замыслу законотворцев, процедура перевода бюджетного учреждения в другой тип должна включать в себя минимальный объем мероприятий организационного характера, касающихся изменения статуса (переоформления права на земельный участок, повторное выделение имущества в управление и пр.). Правительство РФ приняло Распоряжение, утверждающее методические рекомендации. Они должны использоваться при определении критериев для осуществления перевода бюджетного учреждения в иной тип в соответствии со спецификой его деятельности. Кроме этого, утверждены рекомендации относительно внесения изменений в трудовые контракты с руководителями организаций. Для приведения правоустанавливающей документации бюджетных учреждений в соответствие с принятыми требованиями закона был определен переходный период. Он устанавливался на полтора года - с1-го января 2011-го по 1-е июля 2012-го г.

Заключение

В качестве основного объединяющего признака для всех бюджетных учреждений выступает тот факт, что учредителем их могут выступать только РФ, ее субъект или МО. Это положение установлено в ФЗ 83 и ФЗ №174. Вторым существенным общим признаком выступает перечень тех видов деятельности, которые бюджетное учреждение имеет право осуществлять согласно целям, ради которых оно создавалось. Этот список должен в обязательном порядке приводиться в уставе организации. Кроме этого, объединяющим признаком учреждений рассматриваемого типа выступают ограничения по распоряжению имуществом. В связи с тем, что финансирование в большей степени осуществляется за счет субсидий, создание организаций должно иметь экономическое обоснование и практическую целесообразность. Любое бюджетное учреждение обязано отчитываться об управлении имуществом, вверенном ему, ежегодно.

"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 7

Федеральный закон N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) принят 08.05.2010, в соответствии с ним кардинально меняются принципы функционирования бюджетных учреждений. Иными словами, предлагается изменить правовое положение бюджетных образовательных учреждений, действующих на сегодняшний день, путем создания на их основе казенных, бюджетных и автономных учреждений. Бюджетным учреждениям, созданным после 2011 г. (далее - новые бюджетные учреждения), согласно данному Закону предоставят больше самостоятельности. В этой статье мы приведем особенности правового статуса новых бюджетных учреждений и казенных учреждений, как нового типа госучреждений. Также определим, из каких этапов будет состоять процесс реализации Федерального закона N 83-ФЗ, как будут функционировать бюджетные учреждения в переходный период.

Федеральный закон N 83-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 г., за исключением отдельных его положений, которые начнут действовать в иные сроки. Как уже было сказано, с этой даты все бюджетные учреждения образования должны приобрести статус казенных, бюджетных или автономных.

Поскольку перевод образовательных учреждений в автономные осуществлялся уже давно на основании Закона об автономных учреждениях <1>, в данной статье на них мы останавливаться не будем, а более подробно рассмотрим особенности новых типов государственных учреждений: казенных и новых бюджетных.

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Правовой статус казенных и новых бюджетных учреждений

Приведем в таблице сравнение правового статуса казенных и новых бюджетных учреждений.

Показатели для

сравнения

Казенные учреждения

Новые бюджетные учреждения

Определение

Казенное учреждение -

государственное

(муниципальное)

учреждение,

осуществляющее оказание

государственных

(муниципальных) услуг,

выполнение работ и (или)

исполнение

государственных

(муниципальных) функций

в целях обеспечения

реализации

предусмотренных

законодательством РФ

полномочий органов

государственной власти

(государственных

органов) или органов

местного самоуправления

(ст. 6 БК РФ в редакции

Бюджетным учреждением

признается некоммерческая

организация, созданная

Российской Федерацией,

субъектом РФ или муниципальным

образованием для выполнения

работ, оказания услуг в целях

обеспечения реализации

предусмотренных

законодательством РФ

полномочий соответственно

органов государственной

власти (государственных

органов) или органов местного

самоуправления в сферах

науки, образования,

здравоохранения, культуры,

социальной защиты, занятости

населения, физической культуры

и спорта, а также в иных

сферах (ст. 9.2 Федерального

закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ

"О некоммерческих

организациях" в редакции

о некоммерческих организациях)

Финансовое

обеспечение

Финансовое обеспечение

деятельности казенного

учреждения

осуществляется за счет

средств соответствующего

бюджета бюджетной

системы РФ и на

основании бюджетной

сметы (п. 2 ст. 161,

ст. 6 БК РФ). Порядок

составления и ведения

бюджетных смет

устанавливает Минфин

(ст. 165 БК РФ)

Финансовое обеспечение

выполнения государственного

задания новым бюджетным

учреждением осуществляется

в виде субсидий из

соответствующего бюджета

бюджетной системы РФ

(п. 6 ст. 9.2 Закона о

некоммерческих организациях).

Другими словами, с 2011 г.

изменится механизм

финансирования бюджетных

учреждений, то есть будет

осуществлен переход

со сметного финансирования

к выделению субсидий

на выполнение госзадания <*>

Лицевые счета

Для учета операций

по исполнению бюджета

казенными учреждениями

открываются лицевые

счета в Федеральном

казначействе

или финансовом органе

субъекта РФ

(муниципальном

образовании) (ст. 220.1,

п. 4 ст. 161 БК РФ)

Лицевые счета новым бюджетным

учреждениям для учета операций

со средствами, поступающими

им в соответствии

с законодательством РФ,

открываются и ведутся

в территориальных органах

Федерального казначейства,

финансовых органах субъектов

РФ (муниципальных образований)

(п. 1 ст. 30 Федерального

закона N 83-ФЗ).

Здесь также важно отметить,

что с 2011 г. лицевые счета

новых бюджетных учреждений

обнуляться не будут. Согласно

п. 17 ст. 30 Федерального

закона N 83-ФЗ не

использованные в текущем

финансовом году остатки

средств, предоставленных

бюджетным учреждениям

из соответствующего бюджета,

используются в очередном

финансовом году на те же цели

Собственник

имущества

Собственником имущества

казенного учреждения

являются Российская

Федерация, субъект РФ,

муниципальное

образование

(п. 1 ст. 161 БК РФ)

Собственником имущества нового

бюджетного учреждения

по-прежнему остаются

Российская Федерация, субъект

РФ, муниципальное образование

(п. 9 ст. 9.2 Закона о

некоммерческих организациях)

распоряжения

имуществом

Казенное учреждение

не вправе отчуждать либо

иным способом

распоряжаться имуществом

без согласия

собственника имущества

(п. 4 ст. 298 ГК РФ

в редакции Федерального

Новое бюджетное учреждение

может самостоятельно

распоряжаться имуществом,

находящимся у него на праве

оперативного управления,

за исключением особо ценного

движимого и недвижимого

имущества (п. 10 ст. 9.2

Закона о некоммерческих

организациях, п. 3 ст. 298

При этом право

самостоятельного распоряжения

движимым имуществом возникает

с момента утверждения перечней

особо ценного движимого

имущества. До этого момента

во всех случаях требуется

согласие учредителя

(п. 5 ст. 31 Федерального

закона N 83-ФЗ)

Осуществление

деятельности,

приносящей доход

Казенное учреждение

может осуществлять

приносящую доход

деятельность, если

такое право

предусмотрено в его

учредительных

документах. При этом

доходы, полученные

казенным учреждением

от приносящей доход

деятельности, поступают

в соответствующий бюджет

бюджетной системы РФ

(п. 3 ст. 161 БК РФ,

п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Новое бюджетное учреждение

вправе осуществлять приносящую

доход деятельность лишь

постольку, поскольку это

служит достижению целей, ради

которых оно создано, и

соответствующую этим целям

при условии, что такая

деятельность указана в его

учредительных документах.

Доходы, полученные от

приносящей доход деятельности,

поступают в самостоятельное

распоряжение нового бюджетного

учреждения (п. 3 ст. 298 ГК

РФ). Иными словами,

полученные учреждением доходы

не являются доходами бюджета,

остаются в его распоряжении

и направляются на достижение

целей, ради которых это

учреждение создано

Ответственность

по обязательствам

Главный распорядитель

бюджетных средств

отвечает от имени

Российской Федерации,

субъекта РФ,

муниципального

образования по денежным

обязательствам

подведомственных ему

получателей бюджетных

средств (казенных

учреждений)

(п. 12.1 ст. 158 БК РФ)

Новое бюджетное учреждение

отвечает по своим

обязательствам всем

находящимся у него на праве

оперативного управления

имуществом, за исключением

особо ценного движимого

и недвижимого имущества.

Собственник имущества

бюджетного учреждения не несет

ответственности по

обязательствам бюджетного

учреждения (п. 2 ст. 120 ГК

РФ). Субсидиарная

ответственность государства

по обязательствам бюджетного

учреждения с 2011 г.

отменяется.

При этом если правоотношение

с участием бюджетного

учреждения возникло

государство продолжает нести

субсидиарную ответственность

по всем обязательствам,

вытекающим из такого

правоотношения (п. 9 ст. 31

Федерального закона N 83-ФЗ)

казенные учреждения при

ведении бухгалтерского

учета будут

руководствоваться

Инструкцией по

бюджетному учету,

утвержденной Приказом

Минфина России

от 30.12.2008 N 148н

и действующей в 2011 г.

Согласно ст. 165 БК РФ порядок

ведения бухгалтерского учета

в бюджетных учреждениях

устанавливает Минфин.

Планируется, что новые

бюджетные учреждения будут

вести бухгалтерский учет по

упрощенному бюджетному плану

счетов. Необходимые изменения

готовятся специалистами

<*> Стоит отметить, что государственные задания в сфере образования формируются на основе федеральных стандартов и базисного учебного плана общего образования, в которых устанавливается как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. Например , согласно базисному плану 7 классу для географии, истории, литературы и физики отведено по 2 урока в неделю, для русского и иностранного языка - по 3, для математики - по 5 и т.д. Соответственно, на проведение указанного объема учебных часов и будут предоставляться субсидии из бюджета.

Что касается уроков сверх госзадания (базисного учебного плана), то они будут платными. К примеру, если родители захотят, чтоб их дети изучали физику в объеме более 2 уроков в неделю (3 или 4), то эти уроки будут предоставлены на платной основе во внеурочное время и не в ущерб выполнению госзадания.

Таким образом, государство гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта в полном объеме.

Анализируя приведенную сравнительную таблицу, можно сделать следующий вывод. По своей сути казенные образовательные учреждения будут функционировать в том же правовом статусе, в каком существуют ныне действующие бюджетные учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доходы деятельности в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Стоит отметить: если права казенных учреждений по сравнению с действующими бюджетными учреждениями минимизированы, то права новых бюджетных учреждений, наоборот, расширены. Целью создания последних является повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг и их качества. Для этого новым бюджетным учреждениям дается больше свободы и самостоятельности в плане распоряжения имуществом, закрепленным за ними, и использования доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Причем собственники (учредители) новых бюджетных учреждений не несут ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Оно самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.

Основные этапы реализации Федерального закона N 83-ФЗ. Переходный период

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ решения о том, какие учреждения будут казенными, а какие останутся в статусе бюджетных, принимают федеральные органы исполнительной власти (в отношении федеральных учреждений), субъекты РФ (в отношении учреждений субъектов РФ), муниципальные образования (в отношении учреждений муниципальных образований).

Стоит отметить, что образовательные учреждения не входят в перечень федеральных, определенный пп. 1 п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ, для которых предусмотрен автоматический перевод в статус казенных.

Согласно п. 13 ст. 33 данного Закона процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно: устанавливается переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012. При этом ряд подготовительных мероприятий по реализации ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ планируется провести уже в 2010 г. Приведем в таблице основные этапы реализации указанного Закона, установленные его п. п. 1, 2 ст. 31.

Основные этапы реализации Федерального закона N 83-ФЗ

Название мероприятия

Сроки исполнения

На федеральном уровне

Утверждение Правительством РФ перечней казенных

учреждений, которые создаются путем изменения

типа бюджетных учреждений

Утверждение перечней недвижимого имущества,

закрепленного за подведомственными учреждениями

учредителем или приобретенного за счет средств,

выделенных учредителем на эти цели

Принятие федеральными органами исполнительной

власти решений об отнесении движимого имущества

федеральных бюджетных учреждений к особо

ценному движимому имуществу

Представление федеральными органами

государственной власти в Федеральное

казначейство утвержденных перечней бюджетных

и казенных учреждений

Внесение изменений в уставы федеральных

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований

Принятие законов субъектов РФ, нормативных

правовых актов местного самоуправления,

устанавливающих особенности переходного

периода в субъекте РФ (муниципалитете), в том

Дату, начиная с которой осуществляется

зачисление в бюджет субъекта РФ (местный

бюджет) доходов, полученных казенными

учреждениями субъекта РФ (муниципальными

казенными учреждениями) от платных услуг;

Форму финансового обеспечения бюджетных

учреждений (бюджетная смета или субсидия

на выполнение государственного задания);

Порядок и направления использования

учреждениями доходов от платных услуг и иной

приносящей доход деятельности

Принятие нормативных правовых актов, в силу

которых создаются казенные учреждения путем

изменения типа бюджетных учреждений,

действовавших на дату принятия этих актов,

с указанием в них перечня казенных учреждений

Утверждение перечней недвижимого имущества

подведомственных учреждений, закрепленного

за ними учредителем или приобретенного за счет

средств, выделенных учредителем на эти цели,

в целях расчета субсидий

Принятие решений об отнесении движимого

имущества бюджетного учреждения к особо ценному

движимому имуществу

Внесение изменений в уставы подведомственных

бюджетных и казенных учреждений

Дополнительно органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо разработать следующие нормативно-правовые акты об:

  • установлении порядка определения платы за оказание бюджетным учреждением государственных услуг (выполнение работ) (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • утверждении условий и порядка формирования государственного задания и порядка финансового обеспечения выполнения этого задания бюджетными учреждениями (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка определения видов особо ценного движимого имущества в отношении бюджетных учреждений (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • определении перечня особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • определении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений (п. 19 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • определении порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества (п. 19 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений (п. 19 ст. 6 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка предоставления бюджетных инвестиций бюджетным учреждениям (п. 5 ст. 79 БК РФ);
  • установлении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений (п. 1 ст. 221 БК РФ);
  • установлении порядка открытия и ведения лицевых счетов бюджетным учреждениям в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) и порядка проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) (п. п. 3, 6 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка учета и хранения исполнительных документов, предусматривающих взыскание на средства бюджетных учреждений, и иных документов, связанных с их исполнением (пп. 10 п. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • установлении порядка санкционирования расходов бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии (п. 16 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • определении порядка взыскания в бюджет неиспользованных в текущем финансовом году остатков субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям (п. п. 18, 19 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ).

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, а данный процесс сводится лишь к изменению его учредительных документов (п. 1 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому следует отметить, что при изменении типа государственного (муниципального) учреждения не придется:

  • производить переназначение руководителя и иных работников учреждения (п. 7 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • перезакреплять имущество при создании казенного учреждения. Имущество признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения (п. 10 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • переоформлять лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению при переводе его в статус казенного. Действие таких документов не прекращается (п. 12 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ).

Также Федеральным законом N 83-ФЗ предусматривается, что в переходный период созданные новые бюджетные и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений:

  • бюджетные учреждения остаются получателями бюджетных средств (пп. 1 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • бюджетные и казенные учреждения вправе использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от приносящей доход деятельности (пп. 4 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ). Доходы казенных учреждений, поступающие от приносящей доход деятельности, зачисляются в бюджет начиная с даты, установленной законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, но не позднее 01.01.2012 (пп. 2 п. 16 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • финансовый орган субъекта РФ, муниципального образования вправе принимать решение об осуществлении операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, находящимися на счетах, открытых ему или Федеральному казначейству в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства РФ и обслуживаемых без взимания платы (пп. 7 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ);
  • заключение и оплата федеральным бюджетным учреждением или федеральным казенным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доходы деятельности (пп. 5 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ).

К сведению. На переходный период законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами уполномоченного органа местного самоуправления могут устанавливаться особенности исполнения бюджета субъекта РФ, местного бюджета в части доведения лимитов бюджетных обязательств соответственно бюджетным учреждениям субъекта РФ или муниципальным бюджетным учреждениям, являющимся получателями бюджетных средств (п. 17 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ).

С 2011 года изменится налогообложение бюджетных и казенных учреждений

Налог на добавленную стоимость. Федеральным законом N 83-ФЗ внесены изменения в ст. 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" НК РФ. Как и прежде, при предоставлении в аренду на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом если раньше данная норма касалась операций по сдаче имущества в аренду только органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, то с 2011 г. такая норма распространится еще и в отношении операций по сдаче в аренду имущества казенными учреждениями. Налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В таком случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ в редакции Федерального закона N 83-ФЗ).

Налог на прибыль. Статья 321.1 НК РФ, определяющая в настоящее время особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями в целях исчисления налога на прибыль, с 2011 г. отменяется (п. 5 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ). Это означает, что в отношении бюджетных учреждений нормы гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ распространятся в общеустановленном порядке, как и для остальных организаций, исчисляющих и уплачивающих налог на прибыль.

При этом с 2011 г. налогом на прибыль не будут облагаться доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в определенном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям, признаваемых средствами целевого финансирования; в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. "а" п. 2 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).

Обратите внимание! Применять единый сельскохозяйственный налог, а также упрощенную систему налогообложения казенные и новые бюджетные учреждения не вправе (п. п. 7, 8 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).

Также не будут учитываться при исчислении налога на прибыль расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе в связи с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 3 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).

Ю.Васильев

генеральный директор

Право оперативного управления - это особая разновидность вещных прав наряду с правом собственности, с правом хозяйственного ведения и в сравнении с ними право оперативного управления уступает по объему правомочий.

В соответствии с гражданским законодательством РФ право оперативного управления - это право учреждений и казенных предприятий владеть, пользоваться закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями их деятельности, назначением такого имущества и, если иное не установлено законодательством, распоряжаться таким имуществом с согласия его собственника.

Собственник имущества при этом вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, которые были выделены ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым у учреждения или казенного предприятия имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.

Рассмотрим подробнее права, а также ограничения прав учреждений и казенных предприятий в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления в следующих разделах.

Имущество казенного предприятия

Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или другим способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации либо уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казенное предприятие субъекта РФ — только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие — только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Казенное предприятие вправе отчуждать или другим способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом лишь с согласия его собственника и только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

В уставе казенного предприятия могут быть предусмотрены виды сделок и (или) их размер, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества казенного предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено действующим законодательством.

Казенное предприятие осуществляет деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов, которая утверждается собственником имущества такого предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено российским законодательством.

Казенное предприятие, взяв в аренду земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

  • сдавать его в субаренду;
  • передавать свои права и обязанности по договору аренды третьим лицам;
  • отдавать арендные права в залог;
  • вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ либо в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Имущество общественного учреждения

Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления таким имуществом.

Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими другими законными способами имущества.

При переходе права собственности на имущество, которое закреплено за общественным учреждением, к другому лицу данное общественное учреждение сохраняет право оперативного управления таким имуществом.

Без письменного разрешения собственника общественные учреждения не вправе отчуждать либо другим способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом, а также приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете.

Если учредительными документами общественному учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественного учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Общественные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам общественного учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Имущество автономного учреждения

1. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

2. В отсутствие согласия учредителя автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, которые закреплены за ним учредителем либо приобретены автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на их приобретение.

Остальным имуществом (в том числе недвижимым) автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение при этом составляет имущество, указанное в пункте 5 настоящего раздела.

Особо ценное движимое имущество

Для более полного и правильного восприятия законодателем дано определение понятия «особо ценное движимое имущество» - это движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу устанавливается Правительством РФ.

3. Решение об отнесении имущества к особо ценному движимому имуществу принимается учредителем одновременно с принятием решения о закреплении такого имущества за автономным учреждением либо о выделении средств на его приобретение.

4. Недвижимое имущество, которое закреплено за автономным учреждением (приобретено за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества), а также особо ценное движимое имущество, которое находится у автономного учреждения, подлежит обособленному учету в установленном порядке.

5. С согласия своего учредителя автономное учреждение вправе вносить имущество, которое указано в пункте 4 настоящего раздела в уставный (складочный) капитал других юридических лиц либо иным образом передавать такое имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.

Исключение при этом составляют:

— объекты культурного наследия народов Российской Федерации;

— предметы и документы, которые входят в состав Музейного фонда и Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда.

6. Земельный участок, который необходим автономному учреждению для выполнения своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

7. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям (при условии: такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Имущество частного учреждения

Частное учреждение не вправе отчуждать, а также другим способом распоряжаться имуществом, которое закреплено за ним собственником или приобретено этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено его учредительным документом. При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Имущество бюджетного учреждения

Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за ним собственником или приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на такое приобретение, а также недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством:

1. Крупную сделку бюджетное учреждение может совершить только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

При этом законодателем дается определение понятия «крупная сделка» — это сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением другого имущества (которым в соответствии с законодательством бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование либо в залог при определенном условии.

Условие заключается в том, что цена такой сделки или стоимость отчуждаемого (передаваемого) имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если в уставе бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением вышеуказанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения либо его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала (должна была знать) об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, которые были причинены бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением вышеуказанных требований, независимо от того, была ли такая сделка признана недействительной.

2. Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

3. В случае, когда заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является либо намеревается быть бюджетное учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и бюджетного учреждения в отношении существующей (предполагаемой) сделки:

— оно обязано сообщить о своей заинтересованности соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения до момента принятия решения о заключении сделки;

— и такая сделка должна быть одобрена соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.