Описание логистических процессов в цепи поставок. Логистика и управление цепями поставок

Логистика в России развивается довольно интенсивно: на предприятиях появляются службы по оптимизации процессов доставки груза, создается рынок 3PL-провайдеров, в сфере предпринимательства завоевывает позиции концепция управления SCM (Supply Chain Management) – управление цепями поставок, предполагающее интеграцию логистики в бизнес. Ведущие предприятия уже создали в своем штате первые SCM-подразделения и наняли квалифицированных сотрудников в этой сфере.

Вы узнаете:

  • Как развивалась концепция управления цепями поставок.
  • Какие организации регулируют управление цепями поставок в России.
  • Что такое SCM.
  • Из каких этапов состоит процесс управления цепями поставок.
  • В чем функции управления цепями поставок.
  • Какими методами происходит управление интегрированными цепям поставок.
  • Какое ПО разработано для управления цепями поставок.
  • Какие проблемы возникают на пути управления цепями поставок.

Концепция управления цепями поставок и ее развитие во времени

В связи с тем, что на рынке особое значение приобрели интеграционные процессы, наиболее ярко проявившиеся в направлении сотрудничества с партнерами по вопросам снабжения и реализации произведенных товаров, в экономической сфере оформился новый термин – интегрированная логистика, или логистика цепей поставок. Это положило основу для появления новой концепции, ключевое место в которой занимает понятие «управление цепями поставок».

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте ? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

Впервые термин «управление цепями поставок» был использован в начале 80-х гг. ХХ в. компанией i2 Technologies и консалтинговой фирмой «Артур Андерсен». А в 1982 г. в Великобритании публикуется статья К. Оливера и М. Вебера Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy, что стало основой для разработки концепции SCM.

На первых порах, когда в новой сфере не существовало оформленного понятийного аппарата, термин «управление цепями поставок» не обособлялся от интегрированной логистики.

Сейчас выделяют 4 этапа развития концепции управления цепями поставок:

Этап

Период

Характеристика

I. Возникновение теории SCM

Появляется потребность в новой концепции руководства бизнесом для того, чтобы организовывать потоки материалов и товаров как внутри одной компании, так и в совокупности предприятий-партнеров. На этом этапе термин «управление цепями поставок» по своему значению почти полностью совпадает с представлением об интегрированной логистике в широком смысле.

II. Обособление теории SCM от логистики

Первая половина 90-х гг. ХХ в.

Концепция управления цепями поставок оформляется как самостоятельный термин, начинают проводиться исследования в этой сфере (цепи поставок выступают в качестве объекта администрирования, изучаются сферы применения концепций управления на практике). Осуществляются первые попытки разделить и оформить терминологию, поскольку потребность в упорядочении имеющихся понятий в сфере логистики и управления цепями поставок стала очевидной.

III. Оформление классической концепции SCM

Вторая половина 1990-х – начало 2000-х гг.

В этот период происходит разделение интегрированной логистики и управления цепями поставок. К последней области причисляют функции контроля и координации при осуществлении руководства объемом готовой продукции. Преимущественно исследования касаются процессов взаимопроникновения и оформления стратегического партнерского взаимодействия, обеспечения руководства товарными и информационными потоками, координации работы всех задействованных в цепочке сторон. Все полученные в результате исследований материалы как теоретического, так и практического характера легли в основу образовательной программы по новому учебному предмету.

IV. Современный этап развития концепции SCM

Вторая половина 2000-х гг. – наши дни

Управление цепями поставок, возможность их приспособления к разным рынкам изучается на более глубоком уровне. Большое значение приобретает планирование внутри предприятий, выбор самого выгодного способа использования ресурсов при взаимодействии с партнерами.

В наши дни концепция управления цепями поставок, широко использующаяся в странах с развитой промышленностью, представляет собой весьма действенный способ увеличения прибыли и доли рынка. Зачастую подобный системный подход к менеджменту предприятия на всех уровнях воспринимается бизнесменами в качестве новой идеологии ведения дел. Существуют международные компетентные организации, которые специализируются на развитии стратегических преимуществ логистики, – Европейская логистическая ассоциация и Совет профессионалов в области управления цепями поставок.

Цели деятельности этих структур можно сформулировать следующим образом:

  • генерировать предложения для внесения коррективов в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в области логистики, поскольку на данный момент эта сфера в нашей стране законодательно не оформлена;
  • ликвидировать препятствия, существующие в законодательной системе РФ, для раскрытия всех возможностей логистики;
  • создавать интегрированные логистические системы, касающиеся разных областей бизнеса, в том числе транспортные межрегиональные и международные, торговые и информационные.

В РФ в этой сфере работают такие координаторы, как:

  1. Национальная логистическая ассоциация России (НЛА) – общественная организация, учредителями которой выступили: Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образования и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга.

Цель НЛА можно обозначить как способствование занятию логистикой в России прочных позиций в качестве инновационного направления в научно-практической сфере, что благоприятствует социально-экономическому развитию и росту уровня жизни населения.

  1. Национальный совет по цепям поставок – общественная организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, в том числе государственные транспортные и логистические фирмы, финансовые и кредитные организации, страховые и консалтинговые компании, некоммерческие ассоциации и центры, образовательные учреждения).

Наша страна сегодня продолжает осваивать международное логистическое пространство. Этому способствуют инвестиции разного происхождения. Отечественный рынок привлекает все больше иностранных партнеров, готовых вкладывать средства в российский бизнес. Среди таких инвесторов стоит назвать британские фонды Fleming Family & Partners и Raven и пр. Надо иметь в виду, что окупаемость проектов в РФ занимает в среднем до 8 лет.

Что собой представляет логистика и управление цепями поставок сегодня

SCM (Supply chain management) обозначает систему управления цепями поставок, т. е. менеджмент сети связанных друг с другом компаний, поставляющих готовую продукцию и услуги конечному потребителю. Управление цепями поставок включает администрирование процессов передвижения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции от момента начала производства до поступления к покупателю.

Перед SCM стоят следующие цели:

  • создание структуры сети распространителей: количество и местонахождение поставщиков, производственные мощности, распределительные центры, склады, пункты погрузки и потребители;
  • разработка способов распространения готовой продукции: вопросы производственного контроля (централизованного, децентрализованного или совместного), схемы поставок, варианты транспортировки и пополнения запасов, контроль за перевозками;
  • улучшение работы логистических служб, что повлечет за собой сокращение расходов на перемещение грузов по оптимальным схемам;
  • использование системного подхода в планировании;
  • создание общего информационного пространства: в данном контексте имеется в виду, что интеграционные процессы касаются всей цепочки поставок от начала до конца, что подразумевает единство информации по основным вопросам (спрос, планирование, запас, перевозки и пр.);
  • управление запасами: размер и местонахождение складских запасов (включая сырье, полуфабрикаты и произведенные товары);
  • менеджмент денежных средств: управление условиями и способами оплаты для всех сторон, задействованных в цепочке.

Вопрос управления цепями поставок не теряет своей актуальности для российских компаний. Желание остаться на плаву при любых обстоятельствах порождает стремление уменьшить количество источников сырья и каналов реализации. Для решения этих задач стараются привлекать независимых специалистов, чья работа более эффективна и/или повлечет за собой меньше расходов. Такой подход направлен на расширение перечня предприятий, чья деятельность нацелена на удовлетворение клиентских потребностей при одновременном снижении управленческого контроля за обычными логистическими действиями.

Сокращение объема контроля и увеличение числа партнеров способствовали возникновению концепции SCM, которая предназначена для установления более доверительных отношений и тесного взаимодействия со всеми участниками цепи поставок, что влечет за собой улучшение видимости рынка и повышение уровня оборотности складских запасов.

Под слиянием деловых процессов в цепи поставок понимают тесное взаимодействие между продавцами и потребителями, коллективное создание продукции, единые системы и информационный поток. Помимо этого, некоторые предприятия решили, что одним из залогов улучшения работы системы управления цепями поставок является процессный подход к осуществлению предпринимательской деятельности.

Процесс управления цепями поставок: основные этапы

Концепция управления цепями поставок способствует повышению конкурентоспособности компаний в современных условиях. Также с помощью SCM предприятия получают возможность улучшить технологию создания стоимости на всех стадиях цепи.

Управление цепями поставок состоит из нескольких этапов:

1. Planing (планирование).

На этом этапе устанавливаются источники снабжения, исследуются нюансы потребительских запросов, предъявляются требования к распределительной системе, осуществляется планирование операционных запасов и объемов, вычисляется размер поставок ресурсов и произведенных товаров. Помимо этого, определяется, что будет производиться своими силами, а что нужно приобрести у партнеров, и планируется управление товаром на протяжении всей цепочки.

Такой подход делает возможным согласованность спроса с поставками с целью определения вектора развития в соответствии с требованиями Source (закупки), Make (производство), Deliver (доставка).

2. Source (закупки).

Разрабатываются все нюансы управления поставками, анализируется их качество, определяются поставщики, с которыми подписываются договоры. Поступают ресурсы, с чем связан ряд последовательных действий:

  • приобретение;
  • получение;
  • транспортировка;
  • входной контроль;
  • постановка;
  • оприходование товара.

Важно иметь в виду, что руководство услугами и снабжением должно осуществляться на основании данных о перспективном и/или настоящем спросе.

3. Make (производство).

На этом этапе выполняются следующие операции:

  • производство;
  • управление структурными элементами (т. е. контроль технологических изменений);
  • менеджмент производственных циклов и мощностей (оборудования, зданий и т. п.), качества производства, графика рабочих смен и пр.

Также имеют место контроль качества, фасовка, непосредственные операционные действия, хранение товаров и полуфабрикатов. Важно, чтобы все эти мероприятия согласовались с планируемым или текущим спросом.

4. Deliver (доставка).

Этот шаг связан с осуществлением таких операций, как:

  • управление заказами (непосредственное создание и регистрация заказов, определение формы продукции, вычисление ее стоимости, оформление и ведение клиентской и товарной базы, взаимодействие с дебиторами и кредиторами);
  • управление складом (подбор, комплектация, фасовка и отправка товаров);
  • перевозка продукции (регламентируется правилами управления каналами доставки и заказами).

Все названные операции должны соответствовать планируемому и/или текущему спросу.

5. Return (возврат).

Этот этап подразумевает определение критериев, по которым нереализованная продукция принимается назад, составление графиков возврата и направления на утилизацию.

Помимо этого, имеют место процессы, которые можно классифицировать следующим образом:

  • supply Chain Planning (SCP) – планирование цепи поставок или бизнес-процессов в конкретно взятых ее звеньях;
  • supply Chain Execution (SCE) – воплощение в жизнь этих планов и своевременное управление звеньями цепи поставок (например, транспорт, складское хозяйство).

Улучшение управления цепочками поставок позволяет получить ряд преимуществ:

  1. сужение самого цикла планирования при одновременном расширении его горизонта посредством оперативного получения достоверных сведений;
  2. достижение баланса между затратами, продукцией и поставщиками; выбор партнеров и организация тесного сотрудничества с ними;
  3. сокращение производственных расходов при помощи налаживания обмена данными между партнерами и улучшение работы с потоками продукции, что способствует появлению возможности не допустить возникновение слабых мест в операционном процессе;
  4. сокращение складских расходов посредством нахождения наилучшего уровня объема производства, соответствующего спросу. Данный пункт вписывается в рамки концепции управления снабжением Just-in-Time (точно вовремя);
  5. гибкость и актуальность процессов снабжения делают возможным улучшение качества работы с клиентами.

Согласно информации аналитиков (AMR Research, Forrester Research), применение SCM дает предприятиям ряд серьезных преимуществ в конкурентной борьбе:

  • повышение размера прибыли с 5 до 15 %;
  • понижение стоимости и времени обработки заказа на 20–40 %;
  • сокращение складских запасов на 20–40 %;
  • уменьшение времени выхода на рынок на 15–30 %;
  • снижение закупочных затрат на 5–15 %;
  • уменьшение операционных расходов на 5–15 %.

Ключевые функции управления цепями поставок

Чтобы удержаться на плаву в условиях высокой конкуренции на рынке, нужно быть успешными постоянно. Планируя на перспективу, следует помнить, что значение своевременного получения информации, сокращение производственных затрат и качество изготовленных товаров будет только усиливаться.

Управление цепями поставок решает 2 ключевые задачи:

  1. Физическую – ресурсы преобразовываются в изделия, а те – в готовую продукцию, каждый из названных элементов передвигается в пространстве.
  2. Посредническую – удовлетворение потребительского спроса.

Решение этих задач сопровождается затратами. Обе функции, естественно, исполняются с некоторыми издержками: расходы на операционный процесс, перевозку и хранение продукции для физической функции и упущенная прибыль и разочарованные клиенты – для посреднической.

Если спрос на функциональные товары можно спланировать, то посреднические расходы не будут значительными, что позволит предприятиям сконцентрироваться на уменьшении физических затрат. Для фирм, работающих по такому принципу, характерно обращение к информационным системам, с помощью которых можно планировать операционные ресурсы (Manufacturing Resource Planning или MRP). Применяемое ПО дает возможность руководить заказами, производством, снабжением. В результате такой работы можно значительно сократить запасы продукции по всей длине цепочки и повысить результативность операционного процесса. Ключевым фактором здесь являются сведения о том, что происходит внутри цепи, позволяющие всем участвующим сторонам согласовывать свои действия и удовлетворять потребительский спрос при минимальных затратах.

Но если речь идет о товарных новинках, вышеописанным способом пользоваться бессмысленно, потому как на первый план выдвигаются посреднические расходы. В этих условиях самой значимой становится информация о событиях за пределами цепи, а именно на рынке. Также изменяется и приоритет задач, возникающих перед руководством компаний: на первый план выдвигаются вопросы о месте размещения запасов для максимального удовлетворения плохо предсказуемого и быстро прекращающегося потребительского спроса.

Существует 2 взаимоисключающие точки зрения на управление цепями поставок:

Физически эффективный процесс

Процесс, способный гибко реагировать на условия рынка

Основная цель

удовлетворить предсказуемый спрос с минимальными затратами

оперативно реагировать на непредсказуемый спрос во избежание устаревания товарных запасов

Цель управления производством

поддержание высокого уровня загрузки мощностей

создание избыточных буферных мощностей

Стратегия управления товарными запасами

высокая оборачиваемость товарных запасов и их сокращение по всей цепочке поставок

создание значительных буферных запасов материалов, деталей или готовой продукции

Цель управления подготовкой производства

сокращать время подготовки, если это не приводит к увеличению расходов

уменьшать время подготовки, даже при необходимости серьезных финансовых вливаний

Подход к подбору поставщиков

ключевые критерии: цена и качество

ключевые критерии: скорость, гибкость и качество

Стратегия разработки продуктов

максимальное качество при минимальных издержках

использование модульной конструкции, позволяющей максимально отсрочить распределение продукции

Таким образом, делаем вывод, что физически результативная цепь поставок актуальна для функциональной продукции, а посредническая – для работы с инновационными товарами. Однако в реальности предприятия испытывают затруднения с правильным выбором в этом вопросе. Это во многом связано с тем, что большинство товаров можно реализовывать и в качестве функциональных, и в качестве инновационных с незначительными коррективами.

Существует способ определить, насколько правильно подобрана система управления цепочками поставок, исходя из свойств продукции:

Функциональные продукты

Инновативные продукты

Эффективная цепочка поставок

подходит

не подходит

Гибкая цепочка поставок

не подходит

подходит

Гибкие цепочки не подходят для передвижения функциональной продукции, потому как налаживание эффективной цепочки имеет гораздо больше преимуществ.

Чаще бывают обратные ситуации, когда инновационные продукты поставляются по эффективной цепочке. В этом случае у компании есть 2 варианта выхода:

  • из категории инновационных передвинуть свою продукцию в категорию функциональных (сократить количество вариантов и частоту их возникновения). Оптимальным такой выход будет, например, для производителей зубной пасты, выпускающих несколько десятков видов наименований, однако при этом не имеющих достаточной прибыли, чтобы превратить свой товар в инновационный продукт;
  • перевести в категорию функциональных некоторые товары, а для других создать гибкую цепочку поставок. Этот подход актуален для автопрома, где можно пустить по гибкой цепочке элитные, или инновационные, машины, что позволило бы хранить такие автомобили на заводах в виде комплектов деталей, значительно сокращая затраты. Для обычных, функциональных, автомашин осталась бы эффективная цепочка управления поставками, что также является экономически выгодным.

Тем предприятиям, которые работают с функциональной продукцией по эффективным цепочкам, не стоит увлекаться различными акциями, подразумевающими реализацию товаров по сниженным ценам. Это провоцирует усиленную волну спроса, из-за чего, в свою очередь, могут возникнуть заторы в цепях поставок.

Для фирм, занимающихся снабжением инновационными товарами по гибким цепям и потому зачастую не обладающих возможностями спрогнозировать спрос, имеются 3 основных пути развития, которые допустимо реализовывать как по отдельности, так и комбинируя друг с другом:

  • понизить уровень неопределенности посредством поиска новых источников информации, которые смогут прояснить ситуацию со спросом;
  • ликвидировать проблему неопределенности, максимально сократив период операционной подготовки, что позволит своевременно реагировать на изменение спроса на рынке;
  • застраховаться от неопределенности путем создания с помощью имеющихся излишков буферных товарных запасов и/или производственных мощностей.

Правильно выбрать цепь поставок, исходя из категории производимой продукции, не всегда просто, однако все усилия себя оправдывают полученным в результате конкурентным преимуществом.

Инструменты и методы управления цепями поставок

Использование в работе современных передовых логистических методов и технологий дает компаниям значительные преимущества в конкурентной борьбе за место на рынке. Этот факт актуализирует необходимость создания систем логистического аудита и диагностики цепей поставок и продавцов, нацеленных на новейшие методы и соответствие международным стандартам.

Логистический аудит необходим для того, чтобы выявить источники чрезмерных издержек на хранение и транспортировку товара и создать программу роста результативности посредством оптимизации функциональной эффективности и управления интегрированной цепью поставок.

Формирование логистической системы базируется на следующих принципах:

  • деятельность осуществляется в одном общем или нескольких взаимосвязанных информационных пространствах;
  • содействие созданию единых методов обработки данных;
  • централизованное/децентрализованное управление информацией;
  • контролируемый доступ к информационным ресурсам;
  • возможность настроить систему согласно требованиям объективной действительности.

Интегрированное планирование в условиях стратегического партнерства подразумевает скоординированные действия всех участвующих сторон по вопросам формирования, производства, реализации, сервисного обслуживания, потребления конечного продукта и пр.

Выделяют несколько стратегий интегрированного планирования цепей поставок.

  1. JIT (Just-In-Time) – точно вовремя.

В основе этого принципа лежит согласованное соответствие объемов и качества поставок производственным потребностям предприятия. Для Just-in-Time характерна интегрированная обработка данных, дифференциация производства и снабжения, скоординированные с операционными процессами. Данная концепция позволяет уменьшить на 40 % время операционного цикла, увеличить производительность до 30 %, сократить объем запасов на 60 %, снизить контроль качества на ¾, а складские площади на 85 %.

  1. VMI (Vendor-Managed Inventory) – запасы, управляемые клиентом.

Данный подход возлагает ответственность за пополнение запасов следующего звена цепи поставок на предшествующее. Также в рамках этой концепции данные о спросе и запасах синхронизируются поставщиками и потребителями. Получив такие сведения от клиента, снабженец принимает решение о сроках и объемах поставок, то есть применяется так называемый метод выталкивания (Push-принцип). Чтобы данный подход себя оправдал, важно внедрять современные информационные технологии и перепроектирование деловых операций и привычных методов. Особое внимание нужно уделять надежности контрагентов.

  1. ECR (Efficient Consumer Response ) – эффективный и быстрый ответ на потребности клиентов.

ECR нацелена в первую очередь на улучшение каналов распределения и уменьшение расходов, не касающихся стоимостных вопросов. В рамках этой концепции планируется применение новейших информационных технологий, перепроектирование деловых процессов и способов планирования. ECR- подход способствует сокращению запасов в распределительных центрах на 60 %, оптимизации применения транспортных мощностей до 20 %, уменьшению периода выполнения заказов и процессных издержек на 50 %. Таким образом, с помощью ECR можно добиться «кооперативного улучшения цепей поставок – от предприятия-производителя и предприятия-продавца к компании, приобретающей определенную продукцию».

В рамках Efficient Consumer Response объединяются продавец и потребитель, что способствует существенному снижению числа конфликтов и повышению эффективности каналов реализации. Концепция отводит приоритетное место взаимоотношениям производителя, продавца, покупателя и конечного потребителя. Управление цепями поставок с помощью нужд конечного потребителя в рамках данного подхода выступает и как цель, и как воплощение в жизнь главной ее идеи. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что интеграция информационных процессов неминуема и базируется на синхронизации операционного цикла и продаж. Важное место в таком подходе отводится интеграции и обработке данных в первую очередь в сфере рекламы и логистики.

  1. CPRF (Collaborative Planning, Replenishment and Forecasting) – совместное планирование, приобретение и прогнозирование.

Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment подразумевает совместное планирование, прогнозирование и размещение, что указывает на тесную связь с ECR и даже выступает как продолжение ее развития. Однако есть и различия. Так, при подходе CPFR во внимание принимаются как маркетинг и логистика, так и коллективное планирование, прогнозирование, совместное администрирование, а приоритет отдается деятельности, направленной на повышение качества и актуализацию информации.

Также есть серьезное отличие в способе прогнозирования спроса и поставок, которые все время обновляются. Это дает возможность быстро сравнить характеристики выполнения операций и приспособить свои планы к объективным реалиям.

Координация цепи поставок базируется на внедрении интегрального планирования для всей ЦП и реализуется через ставящее стратегические задачи планирование, рамки, зависящие от существующих мощностей, логистические нужды и прогнозы на будущее. Планирование состоит из проработки на перспективу денежных потоков внутри предприятия и между отдельными звеньями цепи поставок.

На определение стратегических задач предприятия оказывают влияние рынки сбыта, состав изготавливаемых товаров, качество логистического обслуживания. В роли объектов планирования выступают база данных о клиентах, перечень товаров и/или услуг, действия, направленные на повышение продаж, и показатели желаемого уровня эффективности задействованных в цепи поставок сторон. Под финансовыми стратегическими задачами понимают такие характеристики, как валовый доход, объем производства, уровень доступных ресурсов. Если говорить о точных логистических планах, то имеется в виду размер отгрузок в стоимостном или натуральном эквиваленте. Если по упомянутым направлениям нет скоординированных действий, то результатом такой ситуации может стать снижение уровня обслуживания, чрезмерное скопление запасов, невозможность достижения желаемых финансовых целей.

С помощью обозначенных стратегических задач определяют существующие рамки, логистические, операционные и снабженческие потребности. Владение информацией о таких ограничениях позволяет делать прогнозы относительно слабых мест и повысить действенность управления имеющимися в распоряжении ресурсами. Помимо этого, формируется четкое представление о том, где разместить производство, в каком размере осуществлять выпуск продукции, как хранить и перевозить каждый вид товара.

Мнение эксперта

Принципы внедрения SCM

Григорий Коломейцев,

В производственной сфере применяются принципы Just in Time, JIT (в переводе с англ. – точно вовремя) – в планирование вносят коррективы по мере возникновения новых заявок; Just in Sequence, JIS (в переводе с англ. – точно в последовательности) – сырье поставляют в соответствии с очередностью процессов выпуска продукции; Vendor Managed Inventory, VMI (в переводе с англ. – передача управления запасами продавцу) – поставщик принимает решение о сроках и размерах поставок в зависимости от полученных от клиента данных. Так, в основе работы автомобильного конвейера предприятий Toyota и Volkswagen лежат концепции JIT и JIS. Важным фактором в выборе этих принципов стало то, что поставщики этих производителей находятся в пределах 90 км. Однако в РФ воплотить в жизнь эти принципы весьма непросто, поэтому в нашей стране оптимально строить работу, основываясь на концепции VMI.

Если говорить о торговле, то здесь работают концепции Efficient Consumer Response, ECR (в переводе с англ. – эффективный отклик на запросы потребителей), способствующая уменьшению издержек, не касающихся стоимостных вопросов; Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment, CPFR (в переводе с англ. – кооперативное планирование, прогнозирование и размещение), предполагающая объединенные действия производителя и продавца на всех участках цепи поставок. В качестве примера применения концепции ECR можно привести деятельность компании L’Oreal, которая повышает процент своей продукции в магазинах. Корпорации Metro и Procter & Gamble в своей работе используют CPFR, что помогает им предсказывать поставки с точностью до 98,5 %.

Основные системы управления цепями поставок

Система управления цепями поставок (SCM-система) рассматривается как прикладное ПО, созданное для автоматизации и руководства всеми участками цепи поставок компании, а также для осуществления контроля за транспортировкой продукции на всех уровнях. На данный момент созданы как самостоятельные широко распространенные SCM-системы, программы, входящие в состав ERP-комплексов, так и эксклюзивные продукты, разработанные для каждого предприятия в отдельности.

В рамках SCM-систем принято выделять 2 большие группы:

  1. планирование цепей поставок (англ. supply chain planning, SCP), включающее планирование и разработку календарных графиков, варианты кооперативного создания прогнозов, планирование сети снабжения, моделирование разных обстоятельств, изучение и прогнозирование уровня произведенных операций;
  2. исполнение цепей поставок (англ. supply chain execution, SCE), заключающееся в мониторинге и контроле за осуществлением логистических мероприятий.

Для SCM-систем характерны следующие элементы:

  • прогноз продаж, ежедневных и недельных;
  • управление запасами, подразумевающее улучшенное планирование их различных видов, – гарантийного, текущего, тех, для которых учитывается используемая модель поддержания оптимального уровня по каждому номенклатурному пункту;
  • разработка кратковременного (до 4 недель) и долговременного (до 6 месяцев) прогноза;
  • создание отчета о потребностях в сфере закупок в ручном и автоматическом режимах, принимающего во внимание внешние ограничивающие критерии (кратность поставки, наименьший остаток) и расписание поставок;
  • осуществление ABC-XYZ-анализа по свободно выбранным показателям (количество, прибыль, стоимость закупки);
  • осуществление кросс-ABC анализа по произвольным показателям;
  • визуализация сведений о показателях продаж, остатках, ценах, прибыли и прогнозах спроса по товарам и товарным группам;
  • оценка факторов, автоматически воздействующих на продажи;
  • возможность классифицировать продукцию, определять и разрабатывать новые характеристики интерактивно, а также с помощью загрузки из автоматизированной системы;
  • вычисление наиболее благоприятного запаса по каждому пункту, принимая во внимание прогноз спроса и страховой запас.

По данным Gartner за 2014 год, размер глобального рынка ПО в сфере управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) и автоматизации закупок (Procurement Software, PS) равен $ 9,9 млрд. Также сделана ссылка на то, что данная отрасль относится к самым быстрорастущим.

Сейчас самыми популярными стратегиями развития являются бизнес-программы. Наиболее востребованными решениями на рынке оказываются приложения, базирующиеся на методах математического программирования. Ниже приведены итоги исследования разработчиков бизнес-приложений для планирования цепей поставок одной международной компании в 2013 г., основанные на методах математического программирования.

Возможности

Претенденты

Лидеры

Demand Solutions

Triple Point Technology

Manhattan Associates

Barloworld Supply Chain Software

Нишевые игроки

Провидцы

Но не стоит полностью доверять данным таких исследований, поскольку они дают характеристику всем потенциальным возможностям снабженцев относительно всех сторон информационного обеспечения управления цепями поставок без учета предприятий, производящих ПО и имеющих узкий профиль.

Рассказывает практик

Как внедрить на предприятии SCM

Григорий Коломейцев,

руководитель департамента складского обслуживания ООО «Керхер», г. Москва

Собираясь реализовать в компании систему управления на базе SCM, стоит хорошо подготовиться, придерживаясь следующего порядка действий:

  1. Организация межфирменных кооперационных отношений. В первую очередь нужно установить тесные партнерские контакты со всеми входящими в цепь сторонами, проанализировав возможные достоинства и риски взаимодействия. Проявлять инициативу на первой ступени будет сегмент, специализирующийся на закупках, транспорте и хранении товара, но его работа должна быть согласована с генеральным директором либо другим представителем высшего руководства.
  2. Моделирование и реинжиниринг ключевых бизнес-процессов. Сгенерируйте описательную модель системы SCM для вашей цепи. Это можно сделать с опорой на хорошо известные и популярные модели, например ARIS и UML.
  3. Структурирование систем планирования и управления. Создайте системные модели планирования и администрирования посредством пересмотра используемых бизнес-процессов. Скоординировав базовые операции, приняв рабочую стратегию и модель планирования и администрирования, можно переходить ко введению в работу SCM.
  4. Подбор необходимых информационных технологий. Оформите общее информационное пространство со всеми сторонами, задействованными в цепи поставок, где ключевыми элементами будут системы планирования и оперативного администрирования (Supply Chain Planning и Supply Chain Execution соответственно). Сейчас существует большое количество программ, призванных дополнить SCM в той или иной области (GPS, RFID, CRM).

Из-за каких проблем сокращается эффективность управления цепями поставок

Управление цепями поставок – это процесс, объединяющий ряд предприятий и испытывающий воздействие со стороны множества факторов. Недавние исследования говорят о том, что среди стратегических задач многих предприятий все чаще встречаются планы по реализации систем управления цепями поставок.

Изучение проблем в компании способствует выбору подходящей системы управления. Чаще всего трудности возникают в связи с:

  • материальным потоком, включающим груз, запасы и готовую продукцию;
  • информационным потоком, содержащим электронный обмен информацией, передачу данных между людьми;
  • взаимоотношениями.

Одним из самых значимых обстоятельств на любом предприятии является человеческий фактор, из чего следует, что взаимоотношения в компании могут способствовать успешному развитию даже в большей мере, чем иные ресурсы, которые нельзя продублировать, из-за чего они являются неподконтрольными.

Если задачи взаимодействующих членов цепи противоречат друг другу либо неточно сформулированы, стоит говорить о конфликтной ситуации. В случаях, когда возникает противоречие между нуждами одного звена и интересами всей цепи поставок, речь идет о наличии внутренних разногласий. Выход из этой проблемы заключается в развитии и упрочении взаимоотношений между партнерами, что благоприятно сказывается на увеличении объемов информационных потоков, дает возможность оперативно реагировать на изменения и положительно влиять на управление цепями поставок.

Если имеют место утрата продукции или ее хищение, то результатом будет перерыв в работе операционных мощностей, поставки некомплектов, возникновение чрезмерных расходов в случае дозаказа единиц продукции. При задержке поставок и неправильного определения транспортного маршрута также возникают серьезные негативные последствия, в том числе в сфере удовлетворения потребностей клиентов (при нарушении сроков доставки). Также существенной проблемой является несвоевременное поступление важной информации.

В случаях, когда показатели спроса внезапно начинают прыгать, на производстве возникают избытки либо дефицит запаса, что может быть вызвано «эффектом хлыста», затрагивающим сферу маркетинга и закупок. Сезонные скачки спроса не имеют таких последствий, поскольку являются плановыми.

Значимость получаемых данных серьезно снижается, если они недостоверны. Этот факт влияет также и правильность принятых на основе этих сведений решений. Подобные информационные огрехи возникают в результате процесса прогнозирования, ручного ввода сведений и пр.

Важно, чтобы данные логистики были точны, достоверны и актуальны, что позволит снизить неопределенность и необходимость принятия дополнительных мер. В некоторых случаях возникшие проблемы можно разрешить посредством синхронизации полученных сведений.

В случаях, когда спрос превышает предложение, возникает нехватка продукции. Когда для улучшения процесса вынесения решений по разным вопросам не хватает информации, речь идет о дефиците данных. Такая картина может сложиться из-за осуществления расчетов на основе недостаточного количества параметров или из-за плохо налаженного процесса обмена сведениями между компанией и ее департаментами. Серьезную роль здесь играют возвратные информационные потоки.

Причиной возникновения проблем с избытком трудовых издержек и низкой производительности является отсутствие квалифицированного персонала и нехватка знаний в нужной сфере.

Большой объем запасов объясняется значительными уровнями неопределенности, размера партии, скачками потребительского спроса, сезонными изменениями, высоким уровнем сервиса. Когда имеет место достаточная неопределенность, большой размер запасов способствует нивелированию разницы в их потреблении. Также это страхует от нескольких видов неопределенности, касающихся случаев, когда спрос выше, чем предусматривается планированием, и когда случаются сбои в поставках.

Но высокий уровень запасов может играть и отрицательную роль для работы компании, так как он подразумевает издержки, связанные с хранением, и понижение ликвидности, способствует возникновению риска деформации и морального износа. В таких обстоятельствах можно не допустить появления неопределенности посредством тесного сотрудничества между всеми звеньями в цепи поставок.

Существенными проблемами также являются недостаточное заполнение грузовых транспортных средств и повторение одних и тех же операций, что оказывается преградой для действенного обмена данными.

Изучение описанных выше проблем может оказать существенную помощь при выявлении слабых мест и при необходимости принятия решений.

В моем реферате стоит вопрос об управлении цепочками поставок на основе концепции Supply Chain Managment (SCM), т.к. этой концепции не уделяют должного внимания. С помощью этой концепции можно уменьшить издержки производства и увеличить прибыль производства.SCM является логистической технологией, что позволяет ей оптимально распределить ресурсы, связанные с управлением материальными (товарными) или информационными потоками. Ей соответствуют базовые логистические подсистемы и информационно-программные модули, как правило, поддерживаемые корпоративной информационной системой (КИС), реализующей, например, идеологию MRP II/ERP или SCRP систем.Современная практика менеджмента характеризуется интенсивным переходом от управления отдельными логистическими функциями или операциями к управлению бизнес-процессами как наиболее адекватными объектами внедрения концепции интегрированной логистики.

До недавнего времени концепция SCM рассматривалась как синоним «интегрированной логистики», осуществляемой за пределами центральной компании и включающей потребителей и поставщиков. Логистика всегда ориентировалась на цепи поставок, начинающиеся от места изготовления продукта и заканчивающиеся местом его потребления.

Концепция SCM позволяет решать задачи интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического процесса фирмы в логистике в зависимости от бизнес-платформы. Системы ERP с модулем SCM позволяют увеличить скорость прохождения заказа в 6 раз и в 2 раза повысить удовлетворенность клиентов параметрами логистического сервиса. С помощью SCM решаются такие задачи, как планирования, координирования,производства, доставка товаров и услуг.

Понятие SCM

Системы управления цепями поставок предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

  • SCP - планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.
  • SCE- исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

Управление цепями поставок (SCM)

  • Управление цепями поставок (Supply Chain Management — SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия «управления цепочками поставок» является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.
  • Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

Можно выделить 7 основных принципов SCM:

Цели, принципы и элементы SCM

Термин SCM (Supply Chain Management) широко используется на Западе уже более 15 лет, однако до сегоднешнего дня никто не может дать более или менее внятного определения. Многие рассматривают SCM с операционной точки зрения, понимая под SCM материальные потоки. Некотрые считают SCM концепцией управления, а третьи понимают под SCM внедрение этой концепции на предприятии. Ниже приведены наиболее популярные понятия SCM:

SCM — это комплекс подходов, помогающий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. SCM, учитывая сервисные требования клиентов, позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными издержками.

SCM представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара. С помощью SCM решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг.

Цепочка поставок (supply chain) представляет множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Одни звенья могут целиком принадлежать одной организации, другие – компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам). Таким образом, в цепочку поставок обычно входят несколько организаций.

Системы управления цепями поставок предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет повысить спрос на продукцию компании, и снизить затраты на ее производство. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи обычно выделяют шесть основных областей, на которых держится СSM:

  • производство — компания решает, что именно и как производить;
  • поставки — при принятии принципиального решения о построении либо входе в цепь поставок компания должна определить, что она будет производить самостоятельно, а какие компоненты (комплектующие, товары или услуги) – покупать у сторонних фирм;
  • месторасположение — решения о местоположении производственных мощностей, центров складирования и источников поставок;
  • запасы — основная цель управления запасами – страхование от непредвиденных случаев, таких как всплеск спроса или задержка поставок;
  • транспортировка — решения, связанные с транспортировкой. Они зависят от местоположения участников цепочки поставок, политики в отношении запасов и требуемого уровня обслуживания клиентов. Важно определить правильные способы и эффективные методы оперативного управления транспортировкой, так как эти операции составляют около 30% общих расходов на снабжение, и именно с опозданиями в доставке связано в среднем более 70% ошибок в распределении товаров;
  • информация — эффективное функционирование цепочки поставок невозможно без оперативного обмена данными между всеми ее участниками.

Цепочка поставки выполняет две основные функции:

  1. Физическая функция цепочки поставки видна любому: материалы превращаются в детали, а те – в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве.
  2. Посредническая функция цепочки поставки менее очевидна, но не менее важна – на рынок должно приходить то, что нужно потребителям.

Обе функции, естественно, исполняются с некоторыми издержками. В ходе исполнения физической функции возникают издержки производства, транспортировки и хранения. Посредническая же функция подразумевает издержки иного рода. Когда предложение превышает спрос, необходимо снижать цены и продавать с убытком, а когда спрос превышает предложение, появляются упущенные доходы и недовольные клиенты.

Задачи SCM

  • повышение уровня обслуживания
  • оптимизация производственного цикла
  • уменьшение складских запасов
  • повышение производительности предприятия
  • повышение рентабельности
  • контроль производственного процесса

SCM-решения создают оптимальные планы использования существующих технологических линий, подробно расписывающие, что, когда и в какой последовательности надо изготавливать с учетом ограничений мощностей, сырья и материалов, размеров партий и необходимости переналадки оборудования на выпуск нового продукта. Это помогает добиться высокого удовлетворения спроса при минимальных затратах.

Достоинства SCM

Процесс управления снабженческой деятельностью обладающее следующими преимуществами:

  1. усовершенствованный процесс коммуникации между участниками цепи поставок в онлайн режиме посредством использования интернета и других инструментов снабженческой деятельности основанных на применении информационных технологий
  2. сокращение транзакционных издержек

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы

1) SCP - (англ. Supply Chain Planning) - планирование цепочек поставок.

Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

2) SCE - (англ. Supply Chain Execution) - исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

Управление цепочками поставок представляет собой стратегию бизнеса, которая обеспечивает эффективное управление финансовыми, экономическими материальными потоками для обеспечения и распределения организационных структур.

Рис. 1.

Иерархия решений, принимаемых при выборе места размещения адвокатские и нотариальные конторы, банки и т.п.

SCM в России

Система планирования деятельности, широко известная у нас под аббревиатурой MRP II, за свои 15 лет стала общественно принята, сильно изменив центр своего приложения и расширив сферу своего влияния, благодаря всевозможным изменениям. Эти изменения так же известны под названием ERP-системы. Их история на западе насчитывает около 15 лет. Но со временем произошла одна сильная трансформация. А именно, информационные технологии стали доступными, и популярными для предприятий и получили широкое применение на практике.

Логистика в России на сегодня активно развивается. Особенно сильно это ощущается в развитии транспортно — логистической инфраструктуры, строительстве большого количества логистических центров, развитии рынка логистических провайдеров, роста интереса топ-менеджмента компаний к внедрению концепции и технологий управления цепями поставок (SCM), внедрении продвинутых информационных систем и программных приложений, поддерживающих логистику и SCM.

Авторы рассматривают и анализируют основные тенденции формирования рынка логистического сервиса в России, темпы роста складских и транспортных услуг, приводят прогнозы развития логистической инфраструктуры в разрезе Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года. Значительное внимание уделено развитию сети и размещению транспортно — логистических центров на территории федеральных округов России.

Большинство предприятий, работающих на российском рынке, сегодня озабочено сокращением затрат, поиском дешевых кредитов для пополнения оборотного капитала, поиском дополнительных ресурсов для поддержания бизнеса. При этом многие хозяева и топ-менеджеры компаний недооценивают возможности логистики и управления цепями поставок, как инструментов уменьшения общих затрат, оптимизации баланса «затраты/уровень обслуживания», сосредотачиваясь, зачастую, только на сокращении любой ценой операционных логистических издержек.

Инструменты интегрированной логистики и SCM специально предназначены для оптимизации ресурсов компаний и цепей поставок в целом, за счет правильного использования концепции общих затрат, синхронизации планов контрагентов в цепях поставок, применения новейших технологий управления логистическими операциями в условиях риска и неопределенности внешней среды.

В условиях кризиса передовые компании оптимизируют ресурсы за счет рационального выбора соотношения «инсорсинг-аутсорсинг» логистической деятельности, интегрируют логистические бизнес-процессы в цепи поставок на базе общей информационно-компьютерной платформы, образуя стратегическую инновационную систему.

Внедрение методов SCM оптимизации и современных интегрированных логистических технологий в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить использование дефицитных ресурсов: уменьшить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость продукции и операционные издержки, обеспечить наиболее выгодное соотношение «затраты/уровень логистического обслуживания» для компании в нестабильной экономической среде.

Сложившаяся экономическая ситуация показывает те условия, в которых интегрированная логистика и SCM для российских компаний должны превратиться в стратегический ресурс, требующий высокого уровня разнообразных и глубоких знаний персонала. Поэтому, программы подготовки и переподготовки персонала компаний, в частности в области логистики, не только не должны свертываться, что происходит практически повсеместно, а наоборот наращиваться.

Кроме традиционных услуг по логистике растет важность подготовки топ менеджеров по логистике в рамках социальной программы, что подтверждают результаты анализа спроса на высококлассных специалистов.

Вывод

В завершении нужно сказать, что при оптимизации что при оптимизации цепочек в любом случае можно повысить свое мастерство. Чтобы оставаться конкурентоспособной, организация должна показывать высокие результаты ежедневно. Прогнозы на будущее показывают что оперативность, и качество продукции будет возрастать с каждым годом все больше и больше.

Организация SCM является очень важной для организации. Обеспечение ее эффективного и стабильного функционирования определяет управление всеми звеньями этого процесса, без ошибок выявляет и использует новые возможности для деятельности предприятия.

Эффективное управление цепями поставок

Валерий Шабага, руководитель проектов
консалтинговой компании «А Дан Дзо»

Современный рынок диктует нам свои правила, и сегодня для получения прибыли недостаточно произвести качественный товар и обеспечить его маркетинговой поддержкой, необходимо еще выработать эффективную схему товародвижения. В разработке сбытовой политики предприятия логистика исполняет роль стратегического ресурса, а эффективное управление цепями поставок становится «волшебной палочкой».

Образование глобальных цепей, нарастание конкурентной борьбы послужили толчком для быстрого развития интегрированной логистики. Ведь неэффективная организация цепочки товародвижения зачастую становится причиной многих проблем торговых предприятий, например таких, как:

  • потери в ассортименте;
  • упущенная прибыль от нереализованных товаров;
  • дополнительные расходы на оплату штрафов;
  • дополнительные расходы на хранение товаров, не успевших к текущему сезону;
  • замораживание денежных средств в виде товаров, находящихся на длительном хранении, и уменьшение оборотного капитала;
  • потеря товарного вида для части товаров и распродажа товаров по сниженным ценам в следующем сезоне из-за изменения моды.

«Провалы» в ассортименте, уровень которых достигает огромных размеров, не выгодны ни розничной сети, ни производителю.

Эффективное управление цепями поставок очень сильно влияет на конкурентоспособность компании и позволяет сократить издержки в цепочке поставок, тем самым снизить себестоимость товара. Усовершенствовав стратегические процессы управления цепями поставок и превратив их в мощные активы, компании получают сильное конкурентное преимущество.

Ветер перемен, или как выжить в кризис

Политика сбыта и управления цепочками поставок попадает под сильное влияние экономической ситуации в стране и в мире. Как известно, экономике свойственно циклическое развитие, чередующееся с периодами кризисов и подъемов. К сожалению, периоды экономических кризисов доминируют в нашей стране и поэтому именно на этой стадии макроэкономического цикла следует особенно четко расставлять акценты в управлении цепями поставок. Цепи поставок достаточно сильно подвержены воздействию кризиса и рецессий. Значительное падение объемов продаж и прибыли, как правило, является следствием нестабильности в экономике страны.

Основной удар выражается в серьезнейшем падении объемов продаж и прибыли, увеличении колебаний спроса и поставок, возросших рисках банкротства партнеров и всеобщей нехватке наличности. Одними традиционными методами борьбы с этими явлениями здесь не обойтись, поэтому эффективные ответные меры сейчас активно применяются многими компаниями в мире. К таким мерам относятся:

  • пересмотр и рационализация конфигурации цепей поставок с целью увеличения гибкости и оптимизации расходов;
  • оценка надежности поставщиков с целью уменьшения рисков неплатежей и срывов поставок;
  • оптимизация оборотных средств (уменьшение уровня товарных запасов);
  • ускорение перехода от собственно производства продукции к предоставлению инновационных услуг для защиты прибыли и сохранения рыночных позиций.

Инициативы по совершенствованию логистических процессов становятся ключом к решению острых экономических проблем. Наиболее рациональными мерами являются:

  • достижение ювелирно точной сегментации поставщиков и клиентов, большей точности прогнозирования и выстраивания логистики, производства, закупок под прогнозы спроса путем пристраивания всей сети поставок;
  • стратегическая оптимизация логистики, включая постоянную оптимизацию комплексной цепи поставок от поставщиков до конечных пользователей;
  • переход к бережливому производству;
  • оптимальное управление запасами, направленное на повышение оборачиваемости товара, включая технологии совместного с поставщиками планирования пополнения запасов;
  • реализация БСМ-проектов с быстрой окупаемостью в противовес многомиллионным инвестициям в высокотехнологичные программные продукты, которые имели место в прошлые годы;
  • сильнейшими в управлении цепочки поставок остаются компании рынка высоких технологий, а также рынка товаров с быстрой оборачиваемостью, вынужденные работать напрямую по всей длине цепи поставок от поставщика до потребителя.

Цепи поставок vs маркетинг

Гибкость цепей поставок, а именно способность продолжать экономически эффективное функционирование даже в период непредсказуемых и значительных колебаний спроса, является главным фактором успеха. Глобальная рецессия резко лишает возможности прогнозировать далее, чем на три месяца. Поэтому в периоды кризиса гибкость становится более критичным фактором. В данной ситуации чрезвычайно важны эффективное интегрированное планирование в рамках всей цепи в совокупности с быстрым реагированием на коротких интервалах времени.

В условиях растущей конкуренции становится невозможным достижение успеха одними расходами на традиционный маркетинг. Сложность оценки степени обратной связи от традиционного маркетинга приводит к необъективной оценке результатов и бесперспективности процесса планирования. В результате становится невозможно определить, какими средствами достигнута конечная цель – привлечение покупателя, так как непонятно, какие инвестиции в рекламу считать оправданными и эффективными, какие методы использовать для оценки этой эффективности. Даже привлекая покупателя и не имея адекватных операций, компании сделают напрасные маркетинговые траты, так как они будут стимулировать спрос, который не в состоянии удовлетворить. Не случайно сервисная составляющая в стоимости продуктов имеет значительную долю.

Управление цепями поставок приобретает в деятельности компаний такую же важность, как когда-то маркетинг. Цепь поставок существует лишь потому, что существует спрос на товар со стороны потребителя. Компании признают неоднородность потребителей и предлагают на рынке не один товар, а целый ассортимент, нацеленный на разные сегменты рынка. Товары эти могут отличаться по целому ряду параметров – новизна, имидж, цена, качество, срок хранения и т. д. Так же, как и конфигурация, параметры цепи поставок определяются разными характеристиками товаров – эти параметры при необходимости изменяются на протяжении жизненного цикла товара, т. е. его развития от «рождения» (выведения на рынок) до «смерти» (исчезновения с рынка). Скорость реагирования на изменения в спросе более важна на стадии вывода товара на рынок, когда высока связанная с новым товаром неопределенность. В то же время на стадии «зрелого» товара стабильный спрос и большие объемы продаж диктуют приоритет надежности и сокращения издержек над скоростью поставки и гибкостью.

Параметры цепи поставок

С одной стороны, эффективное управление цепью поставок при необходимости предполагает наличие общих для всех участников цепи показателей деятельности, которые позволяют отслеживать развитие цепи в правильном направлении. С другой – показатели деятельности должны учитывать как специфику товара, так и стадии его жизненного цикла.

Выделяют следующие параметры цепи поставок:

Скорость цепи – протяженность цикла от закупки сырья и материалов поставщиком товара до получения собственно готового товара потребителем. Скорость цепи иногда называется длиной цепи поставок и измеряется в днях.

Надежность цепи – степень соблюдения установленных сроков поставки.

Гибкость цепи – умение своевременно адаптировать цепь поставок в соответствии с изменяющимися запросами потребителя, например, изменяя долю продаж того или иного товара в портфеле в зависимости от спроса или выводя на рынок новые модификации товара. Хорошими индикаторами гибкости являются уровень и положение в цепи товарных запасов и частота случаев отсутствия товара в розничной части цепи.

Издержки цепи – общая стоимость функционирования цепи поставок, которая складывается из издержек производства, закупки, транспортировки, складирования, страховки, списания устаревших и испортившихся запасов, финансирования цепи и множества других.

Нет сомнения, что идеальная цепь поставки должна стремиться к достижению совершенства по всем указанным параметрам: по первой прихоти потребителя (гибкость) быстро (скорость) и точно в обещанный срок (надежность) доставлять ему товар, при этом почти бесплатно для всех партнеров по цепи (издержки). К сожалению, не вызывает сомнения, что этот сценарий несколько утопичен.


Увеличение надежности цепи требует более тщательного планирования и контроля, что автоматически увеличивает соответствующие инвестиции в технологию, обучение и координацию. Обеспечение скорости реакции заставляет компании содержать запасы, что увеличивает расходы на складирование и повышает риск списания устаревших запасов. Повышение гибкости требует внедрения технологий гибкого производства, что вызывает рост издержек на перенастройку производственных линий и увеличивает процент производственных потерь.

Таким образом, улучшение одного из этих параметров, как правило, ведет к ухудшению другого. Между тем выше уже было сказано о некоторых закономерностях в требованиях, которые потребитель и нацеленный на него товар предъявляют к конфигурации цепи поставок, а параметры цепи поставок определенным образом изменяются на протяжении жизненного цикла товара. Учет этих закономерностей позволит менеджеру по товару выделить критически важные на той или иной стадии жизненного цикла товара характеристики цепи. Если достижение совершенства по всем параметрам невозможно, то успех цепи поставок определяется правильным фокусом на правильных параметрах.

Таким образом, исходя из особенностей ситуации на российском логистическом рынке, принимая во внимание мировой опыт, а также учитывая цикличность развития экономики и жизненный цикл товаров, можно выделить следующие важнейшие аспекты, учет которых необходим для успешного управления цепями поставок:

  • описание и анализ комплексных динамичных цепей поставок;
  • своевременное опознание критических ситуаций в логистических бизнес-процессах и ликвидация узких мест;
  • развитие логистической стратегии для активного решения проблем;
  • воплощение развитых стратегий на оперативном уровне с помощью эффективного управления проектами;
  • управление логистическими рисками рынка и предприятий;
  • управление цепями поставок с учетом культуры разных регионов;
  • управление цепями поставок с учетом жизненного цикла товара и макроэкономической ситуации в регионе.

Истина рождается в опыте

Ни для кого не секрет, что высокие показатели работы предприятия являются результатом длительного труда и успех приходит путем проб и ошибок. Столь ответственную работу, как планирование управления цепями поставок, необходимо выполнить на высшем уровне, а это под силу только профессионалу. Хорошо известно, что для улучшения финансовых показателей предприятия необходим комплексный подход к его логистике. А багаж знаний, опыт консультантов и лучшая практика многих десятков предприятий – лидеров различных отраслей позволяет в ограниченные сроки раскрыть потенциал компании, сократить сроки получения и увеличить размер эффектов, получить синергетический эффект, а также снизить риски, сопутствующие любому нововведению.

Рассмотрим особенности поставок товаров от производителя до распределительного центра, расположенного в Московской области, и далее в розничную сеть. Проект по управлению цепочками поставок был разработан и реализован консалтинговой компании «А Дан Дзо» для торговой сетевой компании (одежда и аксессуары), имеющей более 150 магазинов в различных регионах России, число которых увеличивается ежегодно на 20–40 магазинов.

Примерно 50% товаров поступает из Китая и Индии, 43% товаров – от российских производителей и около 7% – из Европы (см. рис.1).

Для анализа возникающих ситуаций в организации и выполнении поставок будут использоваться и иные данные, полученные при выполнении других проектов.


Импортные поставки. Проблемы и решения

Продажи торговой компании, осуществляющей торговлю одеждой и различными аксессуарами, характеризуются ярко выраженной сезонностью, что вызывает неравномерность отгрузки товаров от иностранных и российских поставщиков (см. рис.2).

На рис. 2 отражены следующие периоды организации поставки товаров в торговую сеть «как должно быть»:

Разработка новой коллекции (осуществляется за 1 год до проведения продаж: зимой – для продаж в следующую зиму и летом – для продаж на следующее лето).

Производство новой коллекции (осуществляется производителями в течение 2–3 месяцев до начала поставки товаров на РЦ).


Поставка товаров для весенне-летнего сезона (осуществляется поставщиками преимущественно в январе–феврале текущего года).

Поставка товаров для осенне-зимнего сезона (осуществляется поставщиками преимущественно в июле–августе текущего года).

Доставка товаров в розничную сеть для весенне-летнего сезона (осуществляется с РЦ в марте–июле текущего года).

Доставка товаров в розничную сеть для осенне-зимнего сезона (осуществляется с РЦ в сентябре–января текущего года).

Готовая одежда, обувь, аксессуары
Индия 35% Котка Лето
0% Зима
Китай 65% Котка Лето
100% Зима

Поставки из Юго-Восточной Азии распределяются по объему закупок следующим образом: из Индии поступают товары только для летней распродажи, а из Китая – для летней и зимней продажи (см. табл.).

Однако действительность чаще всего вносит свои и весьма существенные коррективы в планируемые компанией сроки поставки товаров. В зависимости от места отгрузки часть товаров (примерно 26%) прибывает в порт Котка в срок от 15 до 35 дней (грузы из Индии), более 55% грузов прибывают в срок от 35 до 40 дней и оставшиеся примерно 19% грузов – в срок до 50 дней (рис. 4).

На рис. 4 видно, что периоды доставки товаров от поставщиков из Китая и Индии до порта Котка (Финляндия) достаточно определенные по срокам и зависят главным образом от ряда причин. Так, задержка может произойти из-за погодных условий, по причине недостаточности судовой партии, дополнительной проверки контейнеров таможенными службами, в результате чего груз не успевают отправить с отходящим судном, и приходится ждать другого, и прочих обстоятельств. Любой океанский маршрут из Китая предполагает перегрузку с океанского судна на фидерные суда в крупном порту. В Котку фидерные суда доставляют грузы также из крупных портов (Роттердам, Гамбург и т. д.).


Следующий отрезок маршрута в доставке импортных товаров – это транспортировка контейнеров из порта Котка до распределительного центра торговой компании в Московской области с осуществлением таможенного оформления при пересечении финско-российской границы. Сама перевозка контейнеров из Котки в Московский регион занимает обычно 2–3 дня. Увеличение срока перевозки может быть вызвано только задержкой на границе из-за очередей, которые там время от времени возникают. Реальные же сроки доставки, включая время на таможенное оформление груза, приведены на рис. 5.


На рис. 5 видно, что только 6% грузов доставляется из порта Котка в РЦ в срок от 5 до 10 дней. Более 46% грузов доставляются за период от 10 до 40 дней. Более 47% грузов доставляются в период свыше 40 дней. Для доставки около 30% грузов требуется более двух месяцев.

Обычно некоторое время контейнеры перед отправкой до места назначения находятся в пункте их перевалки и с морского на сухопутный транспорт – в порту Котка. У торговой компании есть несколько дней на организацию перевозки контейнеров, и она заранее информирована о прибытии их в порт. Тем не менее сроки нахождения контейнеров в порту Котка разные (см. рис. 6).


На рис. 6 видно, что только около 49% всех контейнеров следуют через порт Котка без оплаты штрафов за сверхнормативное хранение и демередж. Более 22% контейнеров находятся в порту Котка от 30 до 109 дней. В зависимости от срока нахождения в порту величина штрафов увеличивается (см. рис.7).


На рис. 7 показано, что стоимость штрафов – непроизводительных расходов для торговой компании увеличивается в зависимости от времени нахождения контейнеров. От всего объема перевалки контейнеров через порт Котка за 12 месяцев только 48,6% контейнеров были без штрафных санкций. Для остальных контейнеров стоимость штрафов составляла от 2 до 5521 евро за контейнер. Суммарно на выплату штрафов за изучаемый период ушло более 150 тысяч евро.

Общие сроки доставки товаров по всему маршруту из Китая и Индии до РЦ торговой компании, расположенного в Московской области, указаны на рис. 8.


Из рис. 6 следует, что только 30,74% товаров доставляются в срок до двух месяцев. Примерно 35% товаров доставляются в течение двух-трех месяцев. Срок доставки для 34,26% товаров составляет от трех до восьми месяцев.

Таким образом, можно видеть значительные отклонения от плановых сроков поставки, указанных на рис. 2. При этом около 21% товаров практически не попадают в розничную сеть в текущий сезон из-за значительного времени их поставки.

Для торговой компании это оборачивается:

  • упущенной прибылью от нереализованных товаров;
  • дополнительными расходами на оплату штрафов;
  • дополнительными расходами на хранение товаров, не успевших к текущему сезону;
  • замораживанием денежных средств в виде товаров, находящихся на длительном хранении, и уменьшением оборотного капитала;
  • потерей товарного вида части продукции и ее распродажей по сниженным ценам в следующем сезоне из-за изменения моды.

Какие меры можно предпринять, чтобы этого избежать:

1. Найти производителя, находящегося вблизи от России, для минимизации сроков поставки.

2. Самой компании организовать производство товаров в России или в приграничных к России государствах.

3. Использовать другие виды транспортировки, исходя из анализа упущенных продаж.

Указанные выше предложения по переносу производств в близлежащие регионы, конечно, требуют экономического обоснования. И в рамках проекта, некоторыми статистическими данными которого мы поделились, эти экономические обоснования нами были получены как итог подробных расчетов.


Таким образом, если у вашей компании похожая география поставок, стоит попробовать и подсчитать все прямые и сопутствующие расходы, возникающие при производстве и поставках импортных товаров, и те преимущества, которые дает производство товаров не только в России, но и в Белоруссии и в Казахстане (единое таможенное пространство). Результаты могут не только убедить, но и превзойти все ваши ожидания.

Если же вы понимаете, что отказаться от существующих поставщиков не представляется возможным, стоит рассмотреть альтернативные варианты транспортировки – например, авиаперевозки. Не стоит отбрасывать этот вариант только потому, что он дороже тех, которые вы используете, – ликвидация упущенных продаж не только компенсирует все переплаты, но и принесет компании дополнительный доход.

Supply Chain Management (SCM) -- управление цепями поставок

На рубеже XX и XXI вв. интегральная парадигма логистики породила новую идеологию управления логистическими процессами и бизнесом в целом --. Supply Chain Management (SCM) -- управление цепями поставок.

Жесткая конкуренция на мировых рынках, вывод на рынок продуктов с короткими жизненными циклами и повышенные требования к качеству продукта и логистического сервиса вынудили предприятия многих стран сосредоточить свое внимание на интегрированной логистике и управлении цепями поставок и инвестировать в них все большие средства. Это в совокупности с развивающимися коммуникационными и транспортными технологиями (интернет-, телекоммуникациями, «on-line» мониторингом товарно-транспортных потоков, оперативной доставкой) способствовало стремительному продвижению SCM идеологии в бизнес.

«Collaborate to compete» -- «взаимодействовать, чтобы конкурировать» -- именно этот принцип является одним из основополагающих для успешного ведения бизнеса на современных динамичных рынках. По меткому заявлению Gartner Group, «эпоха конкуренции отдельных компаний сменилась эпохой конкуренции их цепей поставок». Идеология управления цепями поставок обусловливает значительные изменения в подходах к организации и управлению бизнесом. Эти изменения прежде всего связаны с появлением новых форм конкурентной борьбы, основанных на стратегическом взаимодействии контрагентов цепей поставок. Вместе с тем анализируемый этап экономического развития характеризовался все большим проникновением интегрированных информационных технологий в бизнес. Бурное развитие корпоративных информационных систем, Интернета и мобильных технологий открыло принципиально новые возможности и источники повышения эффективности для производственных, торговых, сервисных и логистических компаний. Концепция SCM базировалась на принципах взаимодействия синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и клиентами по всей цепи поставок.

«Управление цепями поставок -- это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц»

До недавнего времени SCM-концепция большинством специалистов рассматривалась как интегрированная логистика, только осуществляемая за пределами фокусной компании цепи поставок и включающая потребителей и поставщиков. Эта концепция в разрезе логистических бизнес-процессов направлена на решение задач интегрированного управления снабжением, производством, распределением и координации логистики фирмы с поставщиками ресурсов, потребителями и логистическими посредниками. Идеология управления цепями поставок (как интеграция всех ключевых бизнес-процессов) используется сегодня подавляющим большинством передовых зарубежных промышленных и торговых компаний,

По данным крупнейших аналитических компаний (AMR Re¬search, Forrester Research) при внедрении интегрированной логистики и SCM компании получают следующие конкурентные преимущества:

* уменьшение стоимости и времени обработки заказа от 20 до 40%;

* сокращение времени выхода на рынок от 15 до 30%;

* сокращение затрат на закупки от 5 до 15%;

* уменьшение складских запасов от 20 до 40%;

* сокращение производственных затрат от 5 до 15%;

* увеличение прибыли от 5 до 15%.

Программные SCM-приложения присутствуют в составе надстроек наиболее продвинутых корпоративных информационных систем, в частности ERP II / CSRP / APS-классов, поддерживая доставку необходимого товара и сервиса в нужное место точно в срок и с оптимальными логистическими издержками.

Большое значение для координации и коммуникации контрагентов цепей поставок явилось создание единого информационного пространства, т.е. среды интегрированного планирования и управления взаимодействия в цепи. К основным составляющим единого информационного пространства относятся: система планирования (Supply Chain Planning) и оперативного управления (Supply Chain Execution). Система планирования базируется, как правило, на системах классов ERP, а система управления -- на системах классов APS, SCM и Workflow-системах (Supply Chain Event Management). Тенденциями развития информационных SCM-технологий явилась разработка систем класса E-SCM на основе Интернета, а также обеспечение взаимодействия между различными классами систем, используемых различными участниками цепи поставок (Interoperability Tools). К основным элементам E-SCM сегодня относятся: E-Procure-ment, Е-Fulfillment, E-Commerce, E-Collaboration.

В настоящее время именно состояние развития информационных технологий во многом определяет решения, принимаемые на этапах организации кооперационных отношений, реинжиниринга бизнес-процессов и разработки моделей интегрированного планирования и управления цепями поставок.

Анализируемый исторический этап характерен тем, что в организационных ¦ структурах управления западными компаниями (в основном США и стран ЕС) появились SCM-департаменты, отделы и другие структурные подразделения, и, соответственно, такие должности, как вице-президент компании по SCM, интегральные менеджеры, координаторы и аналитики по управлению цепями поставок, топ-менеджеры по планированию и контролю цепей поставок и т.п.

Идеология интеграции и взаимодействия партнеров в цепях поставок вызвала появление новых концепций, в частности таких, как «Efficient Customer Response -- ECR» -- «Эффективная реакция на запросы потребителей». «Vendor-managed Invetory -- VMI» --«Управление запасами поставщиком у потребителя», «E-Logistics» (Электронная/Виртуальная логистика) и других.

Рассматриваемый период характеризуется ускоренным ростом числа логистических компаний, оказывающих клиентам (промышленным, сервисным и торговым фирмам) комплексные логистические услуги по складированию, грузопереработке, транспортировке, таможенному оформлению, управлению запасами и т.п. Эти компании (в основном образовавшиеся из транспортно-экспедиторских фирм, складов общего пользования, грузовых терминалов) стали называться логистическими операторами, или ЗРL-провайдерами. В конце XX -- начале XXI в. появился новый тип компаний-посредников -- 4РL-провайдеры (системные интеграторы цепей поставок), основными функциями которых стали разработка логистических проектов по заказам компаний, формирование и управление интегрированными цепями поставок. Все большее число компаний в мире стало передавать свои логистические операции и функции 3PL- и 4РL-провайдерам, т.е. использовать стратегию логистического аутсорсинга.

Следует обратить внимание на одну чрезвычайно важную вариантность. В зарубежной (а в последнее время и в отечественной литературе и логистической практике) наряду с понятием "логистическая система" стали широко применяться термины "логистическая цепь" и "цепь поставок". И если ранее, вплоть до времен интегрированной логистики, они зачастую использовались как синонимы, то в настоящее время, когда реализуется самостоятельная парадигма управления цепями поставок (Supply Chain Management), разграничение этих терминов весьма важно и своевременно.

Напомним, что под логистической системой мы понимаем упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции. Логистическая система, будучи базовой дефиницией, отражает функциональное содержание основной управляющей структуры логистики, ее содержательное наполнение и границы компетенции.

Логистическая цепь представляет собой линейно-упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц (поставщиков, логистических посредников), непосредственно участвующих в доведении до конкретного получателя (потребителя) необходимых материалов и (или) готовой продукции. Логистическая цепь уточняет ролевую установку для каждого логистического звена с учетом его статуса и организационной специфики.

Цепь поставок определяется как объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис - от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю. В этом определении подчеркивается свойственная цепи поставок интегративность основных функциональных логистических функций фирмы (корпорации) и ее партнеров от начала зарождения логистического потока или его составляющих до полного удовлетворения конечного потребителя. Именно в структуре цепи поставок могут быть выделены полные логистические цепи, включающие все основные звенья и этапы воспроизводственного процесса от источников сырья до конечных потребителей. Потоки на входе и выходе в совокупности составляют максимальную цепь поставок.

Дж. Р. Сток и Д. М. Ламберт не только однозначно определяют понятие "управление цепями поставок", но и устанавливают его содержание. По их определению "управление цепями поставок (Supply Chain Management) - это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц". Как видим, такое определение носит содержательный характер и определяет сферу компетентности этого управления.

Функциональный характер носит определение Европейской логистической ассоциации: управление цепями поставок (SCM) - это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур. Такой подход позволяет сделать вывод о том, что SCM, значительно превышая уровень компетентности "неинтегрированной" логистики, действительно ставит новые задачи перед логистическим менеджментом фирмы. Их решение потребует нового уровня взаимодействия логистического менеджмента и других видов функционального менеджмента фирмы.

Разумеется, подобные новации не могли не затронуть и основополагающие понятия и категории. Укажем на трансформацию категории "логистика".

В соответствии с классической трактовкой логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Рассмотрение 5СМ-концепции только как интегрированной логистики, осуществляемой за пределами фокусной компании и включающей потребителей, поставщиков и контрагентов, в значительной мере дезавуирует идею логистики как таковой и представляет "неинтегрированную" логистику всего лишь как совокупность транспортно-складских операций. Следует заметить, что такой логистика в течение достаточно длительного времени и оставалась. Потребовалась ситуация конца XX в., когда задача тотального управления ресурсо- и товародвижением в рамках прямых цепей поставок оказалась практически неразрешимой.

Положительное восприятие - концепции привело к пересмотру определения логистики как таковой. Согласно определению Совета логистического менеджмента (США), данному в 1998 г., логистика определяется как часть процесса в цепях поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения требований потребителей.

Таким образом, если на ранних этапах становления и развития управления цепями поставок его можно было трактовать как этап развития логистики, связанный с интеграцией в логистических цепях, и в категориальном аспекте определять как интегральную концепцию логистической парадигмы, то в предыдущем определении констатируется зависимость логистики от управления цепями поставок как категории более высокого порядка.

Следует отметить, что интегральная логистика предусматривает объединение логистических активностей, в то время как БСМ требует интеграции не только логистических, но и прочих функциональных активностей. Эти различия ведут и к масштабным системным изменениям. Если управление прямой цепью поставок возможно в рамках микрологистической системы, то переход к расширенной цепи поставок потребует интеграции в масштабе мезологистических систем. Эффективное же управление максимальной цепью поставок потребует обязательной интеграции в масштабе макрологистической системы, при этом многие проблемы перерастут собственно логистический аспект и примут макроэкономический характер. Отметим еще одно отличие, на которое не часто обращают внимание, - характер управления потоками.

Если в классической логистике все логистические системы подразделяются на толкающие и вытягивающие, то управление цепями поставок, начинающееся (в причинно-следственном аспекте) от конечного пользователя и охватывающее всех поставщиков товаров, услуг и информации, предполагает исключительно вытягивающий характер функционирования логистических систем.

Управление цепями поставок включает следующие ключевые функции:

  • 1) управление взаимоотношениями с потребителями;
  • 2) управление обслуживанием потребителей;
  • 3) управление спросом;
  • 4) управление выполнением заказов;
  • 5) управление производственным потоком;
  • 6) управление снабжением;
  • 7) управление продуктом;
  • 8) управление возвратными потоками.

Реализация этих функций предусматривает широкий спектр конкретных исполнителей (с точки зрения координированной деятельности различных видов функционального менеджмента): только логистика (п. 4); логистика и маркетинг (п. 1 и 2), логистический и производственный менеджмент (п. 5), логистический маркетинговый и производственный менеджмент (п. 6), только маркетинг (п. 3). Некоторые функции (п. 7 и 8) в рамках взаимодействия указанных видов функционального менеджмента выполнены быть не могут - потребуется взаимодействие с бизнес-планированием па уровне компании, с управлением проектами, экологическим менеджментом и пр.

Таким образом, "управление цепями поставок" выходит за рамки компетентности не только классической, но и интегрированной логистики и предполагает появление нового вида функционального менеджмента.

Следует заметить, что логистическому менеджменту имманентно присуща идея замкнутости процесса обращения ресурсов, на что мы обращали внимание более десяти лет тому назад. Это выражалось как в определении сферы компетенции логистики от введения в оборот природных ресурсов до завершения процесса потребления конечной продукции, так и в значимости экологической составляющей конкурентного потенциала фирмы. Supply Chain Management позволяет нам довести эту идею до логического завершения. Для этого подчеркнем два положения.

  • 1. Цепи поставки могут изменять свою протяженность от прямой цепи поставок, охватывающей наряду с фокусной компанией его поставщика и потребителя первого уровня, до максимальной цепи поставок, простирающейся от конечного потребителя (включая фокусную компанию) до начального поставщика;
  • 2. В цепи поставок большую роль играют возвратные потоки, включающие как возврат тары, транспортных средств, товаров, не выдержавших гарантийный срок службы, так и содержащие отходы бизнес-процессов, обладающие вторичной ценностью.

Предлагаем рассматривать обобщенный вид цепи поставок в расширенном масштабе (рис. 1.5). Как видно, классическая логистика функционировала в прямой цепи поставок, интегральная логистика стала охватывать расширенную цепь поставок и подготовила переход к управлению цепями поставок, которое реализуется в рамках максимальной цепи поставок. Наши дополнения изображены на схеме в виде затененных контуров и, как видно, состоят в следующем. Возникновение подлежащих управлению логистических потоков следует относить не к начальному поставщику (субъекту рынка), а к самому процессу добычи полезных ископаемых, процессу отчуждения ресурсов от окружающей среды (природы).

Характер формирования этих потоков во многом предопределяет характер их существования в интегрированной цени поставок. У конечного потребителя не заканчивается процесс управления совокупностью этих логистических потоков. Очевидно, возвратные потоки не смогут обеспечить замкнутый характер циклического функционирования этих ресурсов на всех стадиях воспроизводства, а потому ту субстанцию, которая на данном уровне технологического развития ни для кого не представляет вторичную ценность, следует так подготовить к возврату в окружающую среду, чтобы в наименьшей степени нарушить состояние равновесия окружающей среды.

Таким образом, речь идет о формировании полной цепи поставок, в значительной мере снимающей противоречие социально-

Рис. 1.5.

экономического и экологического аспектов хозяйственного развития.

Отметим и возможность организации возвратных потоков не только между соседними по цепи поставок субъектами, но и любыми другими участниками полной цепи поставок, исходя из организационной целесообразности. При этом перед Supply Chain Management как не только функциональным менеджментом, но и хозяйственным целеполаганием встают множественные проблемы, среди которых как наиболее важные следует отметить следующие.