Развитие программы ПАК ФА - bmpd. Министр обороны россии генерал армии сергей шойгу провел единый день приемки военной продукции

Последние месяцы были отмечены существенным прогрессом в продвижении программы российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). 27 октября 2013 года в Комсомольске-на-Амуре совершил пятый летный опытный образец ПАК ФА - самолет Т-50-5. 20 ноября эта машина для прохождения испытаний на аэродром ОАО "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" в подмосковный Жуковский. В начале 2014 года предполагается предъявление ПАК ФА на Государственные испытания, первый этап которых планируется завершить в 2015 году. К моменту первого полета Т-50-5 состоялось более 450 полетов четырех первых летных опытных образцов Т-50 - напомним, что летные испытания первого летного опытного образца Т-50-1 были начаты 29 января 2010 года.

На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (филиал ОАО "Компания "Сухой") ведется изготовление еще четырех опытных образцов ПАК ФА - самолетов Т-50-6-1, Т-50-6-2, Т-50-7 и Т-50-8, которые должны быть сданы до конца 2014 года.

Пятый летный опытный образец истребителя пятого поколения ПАК ФА - самолет Т-50-5 ("бортовой номер 055"). Комсомольск-на-Амуре, ноябрь 2013 года (с) Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (филиал ОАО "Компания "Сухой") .

Одновременно переходит в производственную стадию создание основных систем для ПАК ФА.

В рамках программы ПАК ФА создаются два перспективных турбореактивных двухконтурных двигателя для данного самолета, оба проекта осуществляются созданной под эгидой ОАО "ОПК «Оборонпром» двигателестроительной интегрированной группой - ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК). В настоящее время на ПАК ФА устанавливаются двигатели первого этапа («изделие 117», АЛ-41Ф1) разработки ОАО "НПО "Сатурн", производство которых осуществляется ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО). Двигатель «изделие 117» максимальной тягой до 14500 кг представляет собой дальнейшее развитие известного семейства двигателей АЛ-31Ф с сохранением их "горячей части" и использованием модифицированного компрессора двигателя АЛ-41Ф («изделие 20»), ранее разрабатывавшегося в рамках еще советской программы истребителя пятого поколения МФИ. К настоящему моменту выпущено 18 двигателей первого этапа («изделие 117»), четыре из которых проходят стендовые испытания, и 14 - летные испытания в составе объектов Т-50. На нынешнем этапе разработки по основным элементам двигателя «изделие 117» достигнут ресурс 750 часов до капитального ремонта. Ведется подготовка к серийному производству двигателя на УМПО.

Для дальнейшего развития ПАК ФА и полного достижения всех его заданных характеристик разрабатывается новый двигатель второго этапа («изделие 30») максимальной тягой до 16000 кг и более, который должен быть доведен до серийного производства ориентировочно к 2020 году. Разработка двигателя второго этапа ведется в кооперации между предприятиями дивизиона «Двигатели для боевой авиации» ОДК, при этом КБ-интегратором по разработке двигателя определен филиал УМПО - «ОКБ им. А.Люльки». В кооперации также задействованы ФГУП «НТЦ газотурбостроения «Салют» (Москва) и ОАО «НПП «Мотор» (Уфа). Кроме того, в работе участвуют и конструкторы ОАО «НПО «Сатурн» (Рыбинск), входящего в другой дивизион ОДК - «Двигатели для гражданской авиации». Головным изготовителем серийных двигателей второго этапа будет УМПО.

Работы по двигателю второго этапа («изделие 30») ПАК ФА включают научно-исследовательскую работу по разработке нового газогенератора, включающего пятиступенчатый компрессор высокого давления, камеру сгорания и одноступенчатые турбины высокого и низкого давления, а также НИР по разработке трехступенчатого компрессора низкого давления.

До конца 2013 года должно быть завершено техническое проектирование двигателя второго этапа и выпущена документация для изготовления демонстраторов газогенератора и двигателя. В 2014 году запланировано изготовление на УМПО и начало стендовых испытаний опытных газогенераторов и двигателя-демонстратора «изделие 30».

Радиолокационный комплекс системы управления вооружением Ш-121 самолета ПАК ФА с бортовой РЛС Н036 с пятиантенной системой с активными фазированными антенными решетками (АФАР) создан при головной роли ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова» (НИИП, Жуковский). В состав БРЛС Н036 входят пять АФАР - активная фазированная антенная решётка Х-диапазона Н036-01-1, размещенная в передней части фюзеляжа, две АФАР бокового обзора Н036Б и Н036Б-01, и две АФАР Н036Л и Н36Л-01 L-диапазона в носках крыла, предназначенные для обнаружения и государственного опознавания целей. Также в состав РЛК входит универсальная вычислительная система Н036УВС. Летно-конструкторские испытания опытных образцов РЛК Ш-121 ведутся с июля 2012 года на прототипах Т-50-3 и Т-50-4, а теперь в наиболее полной конфигурации они будут осуществляться и на Т-50-5. Серийное производство РЛК Ш-121 налаживается на ОАО "Государственный Рязанский приборный завод" (ГРПЗ).


Штатное расположение антенн РЛК Ш-121 на самолете ПАК ФА (с) Петр Бутовский / Air Cosmos

Наибольший прогресс в развитии РЛК Ш-121 связан с доведением до состояния массового производства основного элемента РЛС с АФАР - приемо-передающих модулей. Производство таких модулей - широкополосных усилителей СВЧ для ППР, представляющих собой монолитную интегральную схему типа GaN - налажено на ФГУП "Научно-промышленное предприятие "Исток" (Фрязино, Московская область), входящем в состава холдинга "Росэлектроника".

Разработка СВЧ-модулей для РЛС Н036 осуществлялась на НПП "Исток" с 2003 года. На основе мощных транзисторов и монолитных инте гральных схем СВЧ-диапазона пред приятием были разработаны СВЧ-модули для активной фазированной решетки, о бъединяющие в себе все приемо-пе редающие каналы антенны, цепи пита ния, системы охлаждения и цифрово го управления.

В настоящее время на НПП "Исток" запущена первая в России линия для промышленного производства транзисторов и монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. Для нашей страны это стало настоящим прорывом, поскольку еще четыре года назад монолитные интегральные схемы СВЧ выпускались лишь единичными экземплярами. Запуск этой линии позволил наладить серийное производство СВЧ-субмодулей для РЛС с АФАР.

Созданная в НПП "Исток" пилотная линия по сборке, настройке, испытаниям и серийному выпуску СВЧ-субмодулей АФАР имеет производительность 100 тысяч модулей в год, что обеспечивается освоением с 2010 года серийного производства многослойной низкотемпературной керамики (LTСС). Исходная керамическая лента для этого изготавливается на предприятии. Введен в эксплуатацию специализированный участок по механообработке корпусных деталей для СВЧ-субмодулей АФАР с производительностью до 200 тысяч комплектов деталей в год.

Носовая а ктивная фазированная антенная решётка Х-диапазона Н 036-01-1 (1522 приёмо-передающих модуля) РЛС Н036 РЛК Ш-121 самолета ПАК ФА в экспозиции авиасалона МАКС-2009 (с) paralay.iboards.ru




Многоканальный приемо-передающий модуль Х-диапазона РЛС Н036 РЛК Ш-121 самолета ПАК ФА в экспозиции авиасалона МАКС-2011 (с) paralay.iboards.ru



Активная фазированная антенная решётка L-диапазона Н036Л РЛС Н036 РЛК Ш-121 для размещения в носках крыла самолета ПАК ФА. Экспозиция авиасалона МАКС-2011 (с) paralay.iboards.ru

Разработка управляемого вооружения для ПАК ФА осуществляется ОАО "Корпорация тактическое ракетное вооружение" (КТРВ). Комплексы ракетного оружия класса "воздух-воздух" создаются входящим в состав КТРВ московским ОАО "Гос МКБ "Вымпел" имени И.И. Торопова". Для ПАК ФА "Вымпел" ведет разработку перспективных изделий класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности внутреннего размещения и с поэтапным наращиванием их боевых характеристик.

В сфере вооружения малой дальности ведутся работы по модернизации семейства ракет Р-73. Основным направлением ее модернизации стало создание "изделия 760" (РВВ-МД) так называемого «второго этапа модернизации». Характеристики ракеты наращены за счет оснащения её комбинированной системой управления в составе тепловой головки самонаведения, инерциальной системы управления (ИСУ) и приёмника линии радиокоррекции. Захват цели может осуществляться уже после пуска по целеуказанию от ИСУ. Поперечный размер ракеты 320 х 320 мм. Она способна захватить цель на траектории и при запуске совершить разворот на 160 градусов. Заявлялось, что "изделие 760" прошло государственные испытания и готово к серийному производству.

Также создается практически новая ракета малой дальности, ближнего высокоманевренного воздушного боя и противоракетной обороны, получившая обозначение К-МД ("изделие 300"). Ракета оснащена матричной тепловой ГСН с возможностью распознавания образа и повышенной вдвое дальностью захвата. Двигатель двухрежимный с временем работы до 100 секунд и трехканальным устройством газодинамического управления. Испытания ракеты ожидались в 2014-2015 годах.

В сфере вооружения средней дальности идут работы по модернизации ракеты Р-77. Первой усовершенствованной версией ракеты стало "изделие 170-1". Следующим этапом модернизации стало "изделие 180" (РВВ-СД). Решетчатые рули заменены на плоские нескладывающиеся рули. Ракета оснащена новой многорежимной активно-пассивной радиолокационной ГСН. По известным данным, серийное производство РВВ-СД должно быть начато в 2013 году.

Отдельным направлением развития ракет семейства Р-77 является создание "изделия 180-ПД" повышенной дальности, и ракеты с индексом "изделие 181С". Кроме того, "Вымпел" ведет создание ракеты средней дальности новой конструкции.

В сфере вооружения большой дальности для ПАК ФА "Вымпел" выполняет работы по модернизации ракеты Р-37. На базе "изделия 610М" разрабатывается новое "изделие 810". Эта ракета должна размещаться во внутренних отсеках ПАК ФА. Испытания намечены на 2014-2015 годы.

В качестве вооружения класса "воздух-поверхность" на ПАК ФА "первых этапов" предполагается использовать ряд новых образцов вооружения предприятий КТРВ - разработанную ОАО "ГНПП "Регион" корректируемую авиационную бомбу КАБ-250 калибра 250 кг (предположительно имеет комбинированную спутниковую и лазерную полуактивную систему наведения), противорадиолокационную ракету Х-58УШК (разработчик ОАО «ГосМКБ „Радуга“ им. А. Я. Березняка») и модульные управляемые ракеты малой дальности семейства Х-38 (разработчик головное предприятие КТРВ).

Тема: ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты?

На базе НК-32 предполагается создание двигателя для ПАК ДА и нового двигателя для Ан-124 взамен производившегося на Украине Д-18Т. Кругом в Самаре волшебники, уложились в такие сроки, несмотря на выкручивание рук(денег) типа "Самара-металлист" и другая безденежная Самара...

leutenant: ...именно сей вот "демонстратор" и демонстрировался более 3 лет назад...

И что же он продемонстрировал?

Но сие не значит, шо в НК-32-02 не внедрены большая часть евонных "нововведений", кои и демонтрировали Борисову на "эталоне", что совершенно верно...
**********************************
То есть, это значит, что внедрены? :)

Так что напрасно уважаемому APZ"у в прошлую пятницу не спалось АЖ до третьих петухов:
**********************************
Ну, не всем же такое счастье - сидеть в служебном кабинете и за хорошее жалование гнать по форумам херню. :)

Таки "перекрючило"...
**********************************
"Чем кумушек считать трудиться..." (И.А.Крылов) :)

Ежели надо - будет и"на" одиннадцать.. ;)
**********************************
Ага - Борисов команду отдаст, и законы физики встанут во фрунт.

Кстати, ежели вы почитаете выложенную вами же табличку повнимательнее, то без труда обнаружите, что славные мотористы обещали снижение уд. расхода на "8,2-10,2%" только при М>0,95.
То есть на крейсерской скорости это будут (если будут) сущие крохи.

Гм...
...как там, перефразируя киноклассику диалога Штирлица с мужем радистки Кэт... дружище: "...становитесь брюзгой..."
...
...шо до приведенной мною стр.52, где записано "...суммарное улучшение топливной эффективности - ...8,2-10,2%..." ...то привязать сие к "цыфре" М>0,95 никак не могу... ибо:
- время нонче - лишь послеобеденное, а не предрассветною..
- совершенно трезв - на работе все же... в своем служебном кабинете, коий Вас так зацепил... ну, 30 лет беспорочной службы - не шутка-с...
...да и в "оригинале", знаете ли, приведенное "...>0,95..." касалось лишь перестройки регулятора средней температуры... да-с...
...
...чтоб уж закончить "за" уже ноне несекретные "экзерциции" 8-летней давности приведу страничку, кою по ошибке не выложил ранее:


...ну, будет "Ан-124-300" - вопрос "риториццкий"...
...а вот лицезреть, каков НК-32 серии 02 - ждать уж недолго...
...
...кстати, "там" запечатлен облик "трёхконтурной" версии НК-65 - двухконтурного газогенератора "от НК-32" с винтовентилятором СВ-92:
Винтовентиляторы класс тяги > 10000 кгс | Aerosila
...таки внушает... ага...
...две "железяки" из приведенных в ссылке трёх - как-то поминал:

...сия "связка" из СВ-92+НК-32 была неспроста - как-то поминал... давно уж:

...
...естественно, реально смотрелся другой НК-65 - явленный позже общественности аки ПД-30... но таки на базе газогенератора НК-32:




...ага...
...

гм...
...чевой-то "подцепился" огрызок таблицы контракта "за Ан-132" промеж "саудами" и "Антоновым" - исправляюсь:



...

Хм, ни на одной из картинок "двухконтурного газогенератора" не нашел... В описаниях тоже.
И это правильно!
Ни одна из известных мне попыток создать двигатель с подобным гг успеха не принесла.
Быть может Вы хотели сказать "двухвальный"?

Замминистра обороны РФ проверил работу ПАО "Кузнецов" по контрактам с военным ведомством
28.07.2017 13:24 САМАРА. 28 ИЮЛЯ. ВОЛГА НЬЮС. Авторы: Павел ФИРСОВ Читали: 408

Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов 27 июля провел в Самаре на ПАО "Кузнецов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) совещание по вопросам, связанным с контрактными обязательствами завода перед военным ведомством. Об этом сообщила пресс-служба ПАО "Кузнецов".


В совещании приняли участие замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров и генеральный директор АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК) Александр Артюхов. Ключевыми вопросами для обсуждения стали ремонтная программа по силовым установкам для самолетов дальней авиации ВКС России и постановка на серийное производство двигателя НК-32 серии 02. Основным докладчиком выступил заместитель генерального директора АО "ОДК" - управляющий директор ПАО "Кузнецов" Сергей Павлинич.

Также в ходе рабочей поездки представители минобороны обсудили с руководством ОДК участие предприятий холдинга в программе вооружений и планы их технического перевооружения для того, чтобы без сбоев обеспечить все оборонные заказы до 2025 года.

Делегация посетила цех, где идет сборка установочной серии вновь изготовленных двигателей НК-32 серии 02, и заслушала доклады о ходе сборки и состоянии комплектации изделий. Делегация минобороны и минпромторга осмотрела испытательный стенд №1, где в конце 2016 года завершились строительно-монтажные работы. Здесь весь комплекс испытаний будут проходить как ремонтные изделия, так и новые серийные двигатели НК-32 серии 02. Представители минобороны оценили готовность стенда к проведению квалификационных испытаний новых изделий.

"В 2016 году основной упор в части модернизации и техперевооружения предприятия был сделан на реконструкцию стендовой базы. В настоящее время подписан акт ввода в эксплуатацию испытательного стенда №1", - пояснил Сергей Павлинич.

Работы на испытательном стенде №1 велись за счет средств, выделяемых по федеральной целевой программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 гг.". Реконструкцию авиационного испытательного стенда №9 ПАО "Кузнецов" провело за счет собственных средств.

"Выполнение контрактных обязательств "Кузнецовым" обеспечит своевременную поставку силовой установки для стратегического бомбардировщика Ту-160, который должен подняться в небо уже в первом квартале 2018 года. Мы сознаем, что восстановление производства такого двигателя, как НК-32 серии 02, - дело непростое. У предприятия были проблемы и с квалифицированными специалистами, и с оборудованием. Но сейчас практически все препятствия устранены и работы вошли в запланированный график", - отметил замминистра обороны РФ, подводя итоги рабочей поездки. По словам Юрия Борисова, сейчас завершается подготовка контракта на поставку двигателей НК-32 серии 02 на 2018, 2019 и 2020-й годы.

02.08.2017 leutenant пишет: «…реально смотрелся другой НК-65 - явленный позже общественности аки ПД-30... но таки на базе газогенератора НК-32…»
.
- Говорят, что в результате остановились на двигателе ПД-35…:
.
«………….Мы пригласили китайцев к партнерству в создании двигателя. Поскольку время не ждёт, российская сторона приступила к работам над двигателем ПД-35. Есть решение российского руководства и "Объединенная двигателестроительная корпорация… уже приступила к работам по этому перспективному двигателю. Я думаю, что когда этот проект будет обретать очертания, китайские коллеги с радостью к нему присоединятся….
…………Этот двигатель, он нам самим нужен, поэтому в данном случае неважно, будет он совместным или мы сами его разработаем. Мы пригласили в рамках этого большого проекта китайцев…. Если это будет российско-китайский самолёт, и он будет летать на американском или британском двигателе, говорить о технологической независимости таких самолётов было бы большим преувеличением…………»
https://www.aex.ru/news/2017/8/31/174447/
.

.
.
- По теме ПАК ДА опубликована очередная статья, поднимающая вопросы…:
.
«…В то время как на «Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова» полным ходом идёт сборка первого опытного образца глубоко модернизированного стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160М2, руководство ПАО «Туполев» окончательно определилось со сроками выкатки первого лётного прототипа перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК ДА. В соответствии с заявлением, сделанным для информационного агентства «Интерфакс» генеральным директором компании Александром Конюховым, первый концепт малозаметного «стратега» будет собран уже к 2021 - 2022 году. Хорошо известно, что основным предназначением данных машин будет доставка перспективного малозаметного ракетного ВТО к рубежам пуска, расположенным в нескольких сотнях-тысячах километров от хорошо защищённых целей противника. При этом, максимальное внимание уделено повышению уровня скрытности новой машины, для обнаружения которой инфракрасными и радиолокационными средствами противника потребуется сближение на дистанцию не более 80 - 120 км.
С этой целью в конструкцию планера перспективного бомбардировщика будет внедрена широкая номенклатура композиционных материалов и радиопоглощающих покрытий для снижения ЭПР, в то время как снижение инфракрасной сигнатуры будет достигнуто за счёт применения бесфорсажных турбореактивных двухконтурных двигателей с плоскими прямоугольными соплами, ориентированными в верхнюю полусферу (со стороны нижней полусферы ракетоносца сопла перекрыты хвостовыми несущими элементами, что заметно ограничивает дальность обнаружения «тёплого» реактивного потока двигателей посредством инфракрасных обзорно-прицельных комплексов, размещённых на вражеских истребителях и ЗРК). Выглядит всё это очень даже достойно, но схема планера «летающее крыло» и скорость в 850 - 980 км/ч навивает на крайне серьёзные размышления. В частности, дозвуковой маломаневренный стратегический бомбардировщик гораздо более уязвим для зенитных управляемых ракет большой дальности и дальнобойных УРВВ при их подлёте абсолютно с любой полусферы К примеру, уходящий (на скорости 1,4 - 1,7М) от ракеты-перхватчика Ту-160М2 имеет гораздо больше шансов уцелеть, нежели дозвуковой B-2A или ПАК ДА.
Отечественный перспективный ракетоносец, ровно как и «Spirit» или LRS-B, несмотря на ЭПР в 0,02 - 0,05 м2, совершенно нельзя назвать полностью невидимым в дециметровом и сантиметровом диапазонах волн: практически все современные бортовые и наземные РЛС работают по целям с такой РЛ-сигнатурой, но с 4-5-кратным ограничением по дальности, а поэтому от обстрела истребителями и ЗРК противника ПАК ДА не застрахован. Для полноценной компенсации низких скоростных возможностей ракетоносца было найдено очень оригинальное решение. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации будет вооружён ракетами класса «воздух-воздух» для самообороны от тактической авиации противника, о чём недавно заявил гендиректор АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов. О каких именно типах ракет воздушного боя идёт речь, компания пока не сообщает, и здесь может рассматриваться сразу 2 версии.
В соответствии с первой версией, малозаметный российский ракетоносец следующего поколения будет оснащаться несколькими управляемыми ракетами ближнего воздушного боя типа РВВ-МД (К-74М2) или Р-73РМД-2 с дальностью действия в переднюю полусферу - 40 км. Это даст возможность перехватывать истребительную авиацию противника, приблизившуюся к ПАК ДА на недопустимо близкое расстояние. Если же смотреть глубже, то во время выполнения дальних точечных ударов «Арчеры» (Р-73) не сделают для ПАК ДА абсолютно никакой погоды. Почему?
Если в районе рубежей пуска стратегических крылатых ракет Х-101/102 с борта ПАК ДА будет дежурить вражеский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2D или E-3G (в сопровождении эскадрильи F/A-18E/F или F-22A), то обнаружение произойдёт на дистанции 80 - 150 км (в зависимости от ЭПР, точный коэффициент которой ещё неизвестен). Даже в том случае, елси «Супер Хорнеты» не смогут обнаружить ПАК ДА посредством менее мощных БРЛС AN/APG-79, они получат целеуказание от более мощного радара «Хокая» и выполнят пуски УРВВ AIM-120D AMRAAM с максимально возможной дистанции в 150 км, не заходя в зону поражения Р-73, размещённых на нашем ракетоносце. Исход может быть печальным: медлительный дозвуковой ПАК ДА не сможет легко уйти от AIM-120D. Останется надеяться лишь на бортовой комплекс обороны машины, представленный продвинутой многодиапазонной станцией РЭБ, контейнером с дипольными отражателями и т.д. Но и в этом случае расчитывать на уход нельзя, поскольку современные модификации AMRAAMов оснащаются модернизированной активной радиолокационной головкой самонаведения, способной чётко «захватывать» источник излучения помех.
В соответствии же со второй версией, в комплекс управления вооружением ПАК ДА могут быть интегрированы ракеты класса «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности. Это могут быть как РВВ-БД (Р-37) с дальностью 300 км и скоростью полёта 6400 км/ч, так и РВВ-СД («Изделие 170-1») с дальностью 110 км и скоростью около 4500 км/ч. Важным качеством этих ракет является возможность перехвата как тактических истребителей противника, так и запущенных с их подвесок ракет класса «воздух-воздух» семейства AMRAAM. Возможностью борьбы с УРВВ противника обладают и Р-72РМД-2, но только в тот момент, пока выгорает твердотопливный заряд двигателя на разгонном участке траектории, ведь наведение выполняется посредством биспектральной инфракрасной ГСН МК-80 «Маяк». В ракетах РВВ-БД («Изделие 610М») и РВВ-СД («Изделие-170-1») навдение осуществляется посредством активных радиолокационных ГСН 9Б-1103М-350 «Шайба» и 9Б-1103М-200ПА, которые «захватывают» радиолокационную сигнатуру ракет противника (не нуждаясь в тепловом излучении от факела двигателя), благодаря чему их уничтожение может выполняться на любом участке траектории полёта. Более того, максимальная скорость перехватываемых ракет противника для РВВ-БД доходит до 6М, для РВВ-СД - до 4М. Следующий вопрос: какие средства выдают целеуказание для РВВ-СД/БД по таки малоразмерным целям, как УРВВ противника.? В первую очередь, это современная система предупреждения об облучении, представленная аппаратным блоком и распределённой по планеру самолёта апертурой из нескольких пассивных антенн, фиксирующих облучение активными радиолокационными головками самонаведения ракет противника. Во-вторых, это и сам бортовой радар с активной ФАР, способный работать по таким сложным воздушным объектам на дальностях до нескольких десятков километров.
Что же касается возможностей ПАК ДА по дальнему воздушному противостоянию с атакующими современными тактическими истребителями противника, вооружёнными ракетами AIM-120D или MBDA «Meteor», - то здесь наблюдаем так называемый «переменный успех». СПО ракетоносца ПАК ДА может обнаружить и определить координаты излучения бортовых радаров «Рапторов» и «Лайтнингов» за 250 - 400 км, после чего по направлению может быть запущена РВВ-БД. Ничего более маневренного, чем «обвешанный» бомбами F-15E, данные ракеты уничтожить не смогут из-за ограничения по перегрузке перехватываемой цели в 7 - 8 ед.(при должной «энергетике» на середине траектории).
Что касается ракеты РВВ-СД, то здесь нет претензий к низким маневренным качествам, ведь за управление отвечают высокоэффективные решётчатые аэродинамические, способные функционировать при углах атаки до 40 градусов. Это позволяет ракете маневрировать с перегрузками до 45 ед., поражая цели, уходящие с 12-15-кратными перегрузками. Тем не менее, 110-километровая дальность «Изделия 170-1» не позволяет атаковать раньше, чем это могут сделать истребители противника, вооружённые AIM-120D и «Meteor». На этом фоне стоило бы вернуться к возрождению забытого проекта дальнобойной УРВВ с интегральным ракетно-прямоточным двигателем РВВ-АЕ-ПД («Изделие 180-ПД») с радиусом действия 160 - 180 км. Следующим важным моментом является размещение ракет класса «воздух-воздух». Наиболее вероятно, что это будут отдельные внутренние отсеки вооружения с более компактными и лёгкими створками, позволяющими своевременно запускать УРВВ по приближающимся средствам воздушного нападения. Подробности об этой конструктивной особенности будут обнародованы не ранее начала 20-х годов….»
ПАК ДА и ракеты воздушного боя. Неназванные детали самообороны перспективного ракетоносца » Военное обозрение

"Это могут быть как РВВ-БД (Р-37) с дальностью 300 км и скоростью полёта 6400 км/ч..."
***
6 Махов???? На высотах "работы" ПАК ДА это будетЪ уже обтекание плазмой (хотя по понятия физики плазмы и "холодной"). И как в ЕНтих условиях будут работать АРЛ ГСН да радиокоррекция??

Андрей че
- Лично мне «строительство» 30-тонника на базе уже существующего газогенератора НК-32 кажется технически более надёжным, быстрым (самое главное..) и финансово менее «напряжным» путём…

Кое-как спаслись от миниатюрного "иновационного" редуктора на Д-27 (из-за него могли на весь мир оконфузиться с Ан-70), опять нас тянет на "рискуем и пьем шампанское" ПД-30 с редуктором. ЦИАМовский разработанный редуктор более-менее надежен будет только для ПД-18Р(преднамеренно перетяжеленный), а так он нафиг не нужен, страшно.

Вчера Д.Мантуров в Китае отметил, проект ПД-35 идёт в соответствии с запланированным графиком: начало испытаний двигателя намечено на 2022 год, а сертификация - на 2027 год.
До 2030г. все Ан-124 будут летать с НК-23Д и ждать им НЕ ЧЕ ГО. Бывший Главком ВВС В.Бондарев молодец, что четыре
года назад принял решение по нему в Самаре.
ПАКДА научится со НК-23Д и потом и "посмотрим".

Вона как...
...
...порадовался в конце зимы за Шайковку:

...
...да вот начало осени именно там и огорчило - "разложили" на прерванном взлете Ту-22М3:
Авария бомбардировщика Ту-22М3 в Шайковке: dambiev
...одна радость - не убился никто:


...и, конечно, ни одна камера не засняла любимую операцию всех технарей - опорожнение спиртового бачка "Криптона" - коя осуществляется 10-метровой "кишкой" через компенсационный бачок в законцовке киля...
...жаль лайнер - пошел на списание... а ведь - каков красавец-то был:

...

Текст книги Небо начинается со взлёта - Игорь Захаров - Ridero
...нельзя, понимаешь, НЕ процитировать сочные впечатления молодого (тогда) летчика:
...
"...ИЛ - ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ - САМЫЙ ЛУЧШИЙ САМОЛЕТ!

Эта фраза поется протяжно, на мелодию похоронного марша.
___На самом деле, Илуха был самолет уникальный и обойти его ни с какой стороны я не могу. Во-первых, он был трехместным. Раньше ты сидел в кабине один, всё смекал и делал сам, а теперь ты - командир экипажа! Впереди, в носу самолета - штурман, сзади - воздушный стрелок-радист, ВСР, «глаз на жопе командира».
___Сделан самолет был крепко, всё было большое и толстое. Колеса громадные, как на грузовике. Ручка открытия фонаря кабины пилота изнутри была полной копией ручки от мясорубки. Ручка аварийного выпуска шасси - это маленький ломик красного цвета, лежащий на полу кабины слева от пилотского кресла. В кабине летчика, как в автобусе, стоял маленький вентилятор. Из-под приборной доски высовывалась гофрированная трубка от противогаза, на конце которой укреплен раструб, как у пиратского пистолета - обдув наружным воздухом. Так вот, берешь этот раструб, и в штаны, за пояс суешь. До 2,5 км, пока клапан не закроет подачу воздуха снаружи, яйца обдувает. Потом только вентилятор обдувает лицо горячим воздухом кабины.
___Ил был высок ростом, в кабину лазили по узенькой стремянке. Та плохо стояла, особенно на заснеженном, ледяном бетоне. Частенько техник, забравшись наверх открыть кабину, съезжал вместе со стремянкой на бетон. Причем, если он успевал схватиться за обрез кабины рукой, то падающий тяжеленный иловский фонарь так ударял по пальцам, что техник Бокарев ходил с уже отрубленным мизинцем. Правило было такое - один лезет вверх - второй внизу держит стремянку двумя руками, и ногой наступает на нижнюю ступеньку.
___Люки бомбоотсеков нельзя было сразу открыть. Они управлялись давлением воз-духа в 50 атм. И, во избежание удара перед закрытием - открытием люков, на земле надо было подать из кабины команду - «от люков!» И получив снизу ответ - «есть от люков!» сначала дать противодавление, а потом открыть или закрыть люки Кромки люков были острые, в толщину листа дюраля, и могли полено перекусить. И мы, желая напугать какого-нибудь вредного техника, улучали момент и после его команды «От люков!» выскакивали из-за соседнего самолета и быстро совали в закрывающиеся люки пару коричневых технических пимов. Их там зажимало в разном положении. Техник потом спускался вниз, ничего не подозревая, и вдруг видел чьи-то ноги, зажатые створками! Сначала шок, а по-том лихорадочное метание по стоянке в поисках шутников. В Бердянске особо лихие пилоты снижались над плавнями с открытым люком, по-том закрывали его и привозили на стоянку камыши. Сам не видел, только слышал такую байку.
___Был в нашей АЭ штурман Алмазов. Низенький, кряжистый, сильный физически. Пришел перед полетом на самолет, стоит в люке, осматривает бомбовое вооружение пе-ред полетом. Тут раздается шипение воздуха (техник в кабине без команды подал противодавление перед закрытием люков). Алмазов мгновенно прыгает вверх, пытается ухватиться за что-нибудь в люке, у него это не получается, срывается вниз, падает на бетонку, а люки схлопываются над самой головой. Пронесло его или нет?
___Был у нас один особо любимый борт - бывший разведчик, или ПэПэшка, уже не помню. У него вместо бомболюков был довольно вместительный отсек, в котором уже не было никакой аппаратуры. И мы набивались на парковом дне в этот отсек, менее везучие товарищи закрывали люк снаружи, и мы спали там, пока нас не спохватывались и не начинали искать для очередных каких-нибудь работ - мытья стоек керосином, зачехления - расчехления.
___Иногда, чтобы не вызывать АПА для буксировки, которое вечно было занято, мы Илуху просто толкали по бетону вручную, несмотря на его внушительный вес. Рекорд - два человека забирались в ниши шасси, раскачивали, а потом и страгивали самолет весом в 16 тонн!
___Летом в кабине Ила температура, пока он стоял на открытой стоянке, поднималась до 70-ти градусов! Лично видел такую на «Термометре температуры воздуха внутри кабины», который стоял на правой панели, почти под локтем летчика. А в Славгороде вообще можно было яйцо зажарить на обшивке!
___Зимой колотун стоял в кабине такой, что от дыхания на фонаре изнутри намерзал иней, и ничего не было видно за бортом. Первым делом, перед началом полетов мы извели все свои пластмассовые навигационные треугольники, из которых, по указанию инструкторов, сделали скребки и в воздухе соскребали ими иней со стекол. Руки мерзли даже в зимних перчатках, и приходилось просить инструктора подержать управление, пока ты отогревал по очереди руки, сняв перчатки и засунув руки в унты.
___При полете на одном двигателе усилия на педали были такие, что, минут через пять держания педали в упоре, нога начинала трястись и ослабевать. Шеф орет по СПУ - «Держи, сука!» «Не могу больше!»
___РУДы были тяжелые, а на спарках, за счет двойной проводки через все узлы герметизации передней и задней кабин, вообще тяжеленные. Достаточно сказать, что на ладонях перчатки до дыр протирались, а на посадке на некоторых спарках РУДы надо было убирать на МГ поочередно, двумя руками, бросив штурвал на короткое время!
___Закрылки выпускались не в фиксированные положения, а, сколько держишь тумблер их выпуска, столько они и выходят. Надо было внимательно следить за стрелкой выпуска, особенно, при выпуске на 20 градусов, потому, что частенько промахивали больше. Шеф орет, убираешь опять, промахиваешь, опять назад! При этом надо было не упускать из виду вариометр и держать ГП, одновременно откручивать штурвальчик руля высоты на себя, а там тоже не было фиксированного положения, и также перекручивали, либо недокручивали его. Самолет же при этом совершал сложное двойное движение: от выпуска закрылков он опускал нос вниз и тебе надо было не перевести его на снижение при этом, а от возрастающей от выпуска закрылков подъемной силы он вспухал вверх, и тебе надо было не дать перейти ему в набор высоты!
___При этом ты слушал всё, что думает про тебя инструктор в передней кабине, докладывал РП, отвечал и на его команды. А кнопки СПУ отдельной не было. За штурвалом, в нижней части приборной доски стоял блочок СПУ-5, где надо было «пакетным галетником» постоянно переключать из положения «СПУ» в «Радио», в «АРК» и назад. Над дальним приводом доложишь РП о готовности к посадке по «Радио», шеф тебе что-то орет, переключаешь на «СПУ», в это время РП правит тебя на глиссаде, ты ему отвечаешь, а переключатель стоит в «СПУ», РП не дозовется, переходишь опять на «Радио», потом опять на шефа. А самолет летит, колеса катятся!
___(На Иле была самый тошнотворно пахнущий герметик!)
___Летом движок запускаешь, стоп-кран откроешь и начинаешь ловить им обороты, чтобы движок и не запомпажировал, и, одновременно, не прервал запуск. Движок фурчит - приберешь стоп-кран, потом опять вперед, подкинешь керосину в топку, разгонишь ро-тор чуть-чуть, опять приберешь. И так вытаскиваешь его на МГ потихоньку.
___Кран шасси после уборки или выпуска колес задвигался мощной, толстой пластиной металла, похожей на амбарную задвижку. Были случаи, в том числе и у нас на курсе, что, забыв убрать эту задвижку, просто отламывали кран, стремясь убрать-выпустить шасси.
___Между кабиной летчика и штурмана было сообщение в виде маленького, аккуратного круглого пенальчика. Это была пневмопочта. Пневматикой там и не пахло, вытаскиваешь на себя пенальчик, кладешь туда конфетку, задвигаешь в сторону штурманской кабины и так «почту» и посылаешь. Придумали его на случай, если СПУ откажет или самолет обеспечится, для связи со штурманом методом написания записочек!
___Вместо привычного уже для нас АГД стоял АГБ, который при крене вертелся со-всем в другую, чем АГД, сторону. Компас ДГМК и АРК были разнесены по двум разным указателям и их стрелки тоже вертелись не так, как на ГИКе.
___Баки Ила были разделены на две группы, вырабатывались с разной скоростью и мы специально заучивали наизусть и сдавали зачет по порядку перекачки топлива из бака в бак. Например, - «В передней группе 1800 литров топлива. В задней в это время должно быть столько. Перекачиваю из передней группы в заднюю столько.» И так по всем остаткам топлива. Качала все это дело бензопомпа перекачки БПК, она включалась тумблером под левой рукой лётчика, рядом лампочка желтая, мигающая во время перекачки. Докладываешь штурману - перекачку включил, а он тебе в ответ - секундомер включен! Контроль еще и по времени шел. И все равно, часто забывали вовремя ее выключить. Летишь, чувствуешь, что самолет начинает в воздухе на хвост валиться, всё - перекачку не выключил, это точно. А Валерка Щеглов однажды так и сел с включенной перекачкой. Мы увидели это, бросились к рулежке наперехват. А топливо хлещет из-под крышки заднего бака! Пока домаячились ему, всю рулежку улил керосином!. Читаю сейчас все эти мороки с Илом - КАК мы летали на них?
___При всем при этом, нам, молоденьким пацанам, надо было в первую очередь не летать научиться на этой скракле, а РУЛИТЬ! Так и получалось, что, уже летая самостоятельно, рулили мы на Иле по рулежке - как бык поссал. Тормоза были камерные воздушные, а управлялись гидравликой, причем она подводилась прямо к педалькам тормозов в кабину летчика с давлением аж 15 атмосфер! Координация при торможении требовалась фантастическая! Даёшь ногу на разворот, а вместе с педалью вперёд уходит и педалька тормоза, стоящая на педали поворота. И надо было согласовать и величину дачи ноги, и силу нажатия на тормозную педальку, чтобы вписаться в нужную траекторию, или выдержать прямолинейность руления. Причём, срабатывали тормоза с замедлением, что тоже не способствовало прямизне руления. Ил научил нас думать и ногами в том числе.
___Ил-28 - самолёт немаленький. Поэтому продолжаю.
___Педали руля направления, на которых стояли педальки тормозов, были узенькие, а по зиме нам на унты выдавали надевать еще и огромные резиновые калоши. Калоши и так спадывали частенько, например, когда в «Урал» забираешься при отъезде на полёты. А тут - дал педаль вперед, потом назад потянул ногу - калоша снялась с унта и застряла в педали! Шеф орет по СПУ, а педали не дает калоша повернуть! Остановишься и, согнувшись в три погибели, выцарапываешь ее из-под педалей, и смех и грех!
___Шеф мой, Крайников Владимир Дмитриевич, стал сразу возить Мамочку и Саню Кирсанова. А я стал «вечным дежурным по старту», как слетал первого апреля в ознакомительный полет, так на полмесяца как от ворожила бабка от полетов!
___Вот как-то раз тащусь по рулежке на СКП. В одной руке - чайник с остывшим чаем. В другой - ящик с едой для стартовой смены. Настроение - швах. Тут навстречу мне по рулежке летит, звенит Илуха. Куда деваться, надо уступать дорогу. Сошел в апрель-скую снеговую лужу на грунт, шлепаю сапожищами по слякоти, спотыкаюсь. Илуха пролетает мимо, гляжу - а это наш борт, в кабине - Саня Кирсанов, а шеф, как меня увидел, скривился, отвернулся. Наверное, жалкая была картинка с моим участием. Запланировал на следующую смену.
___На других типах самолетов тормоза управляются гашеткой на ручке управления, а на Иле - ногами. Из-за этого у старых летчиков - иловцев выработался устойчивый навык разбивать только что купленные автомобили. Например, надо влево повернуть, а, вместо поворота руля, нога нажимает левую педаль. Это еще хорошо, там сцепление. А тот же замкомэска Бахарев загонял в гараж только что купленную машину, надо было вправо повернуть, он и нажал правую педаль. А там оказался газ! В результате встречи с косяком двери фара приказала долго жить.
___Ила я освоил хорошо. С полетов приехал с характеристикой, в которой было написано - летную практику освоил на отлично. Рекомендован к полетам на сверхзвуковом самолете..." - конец цитаты...
...

Ну а по прошествии уж более 40 лет опосля писанных выше событий - жизнь таки идет:
ПАО «Туполев» успешно выполнило очередную модернизацию авиационных комплексов Дальней авиации - Туполев
...
...за 1-й Ту-160М2 пока промолчу... весной-весной - не раньше...
...

17:58 leutenant пишет:
...тут попался интересный материал - ТОЖЕ за "бомбёр"... в некоторм роде "предшествующий" - Ил-28:
Текст книги Небо начинается со взлёта - Игорь Захаров - Ridero
***************
Огромное спасибо! История создания Ил-28 описана многожды разными авторами, а вот по истории эксплуатации информацию приходится собирать по крохам.

Петру...
...всегда-пожалуйста...
...
...а разбившийся лайнер - таки ишшо раз помяну... красота-то какая:


..бьыла...
...
...но - ишшо живет... и "расширяется":
http://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=463457
...таки НЕ ЗРЯ на прошлой неделе "напрягался"... да-с...
... ...пока и планы есть


РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ РВВ-СД (ИЗДЕЛИЕ 170-1)

MEDIUM-RANGE MISSILE RVV-SD (IZDELIE 170-1)

02.09.2009
ТРВ ПОВЫШАЕТ БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АВИАЦИОННЫХ РАКЕТ

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (ТРВ), создавая новые управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух», увеличивает возможности ведения воздушного боя на ближних и средних дистанциях, заявил «АвиаПорту» генеральный директор корпорации Борис Обносов.
Во время проведения МАКС-2009 ТРВ заявила о разработке УР класса воздух-воздух РВВ-АЭ в различных вариантах дальности применения. Так УР РВВ-МД представляет собой ракету класса «воздух-воздух» малой дальности типа Р-73, но дальность ее по сравнению с Р-73 существенно увеличена. «Кроме того, усилена помехозащищенность, обеспечены всеракурсность и круглосуточность применения», — пояснил Б.Обносов.
Другая разработка представляет собой УР класса «воздух-воздух» средней дальности — РВВ-СД. «Эта УР также имеет по сравнению с экспортным вариантом УР средней дальности РВВ-АЭ, увеличенную с 80 км до 110 км дальность полета», — отметил собеседник. «В ближайшее время планируется завершить государственные испытания УР РВВ-СД», — дополнил он.
АвиаПорт.ru

04.12.2013
Ракета К-77М класса «воздух-воздух» для истребителя Т-50 получит передовую систему наведения на цель. ГСН ракеты с антенной на основе цифровой активной фазированной решетки позволит гарантировано поразить самолет или ракету противника с первого запуска, пишут «Известия».
Как отмечает газета, «новый радар обеспечит мгновенное реагирование на внезапный маневр цели ракеты, а также повысит совместимость с цифровыми системами истребителей пятого поколения».
По данным «Известий», систему самонаведения ракеты разработает УПКБ «Деталь» корпорации «Тактическое ракетное вооружение», проведя техническое перевооружение. Создать опытное производство предприятие планирует в 2015 году.
Как отмечает газета, «главное преимущество ракеты К-77М будет заключаться в удержании цели и подстраивания под ее маневры. За счет большого количества излучающих элементов решетки локатор получает более точную информацию о положении цели, обрабатывая сигнал с каждой ячейки».

11.09.2015
Российские Военно-воздушные силы получат партию новых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности. Для вооруженных сил РФ это событие является чрезвычайно важным.
О приобретении новых ракет рассказал сайт госзакупок. Речь идет о тендере на поставку изделия 170-1, также известного как РВВ-СД. Эта ракета представляет собой дальнейшую модернизацию ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ. Вариант РВВ-СД был представлен в 2009 году, ракета имеет дальность до 110 км. Предполагается, что она сможет эффективно поражать многие воздушные цели, включая истребители.
В документе не называется конкретный объем закупаемых ракет. Исходя из общей стоимости эксперты полагают, что речь может идти примерно о 400 единицах РВВ-СД. Ранее фигурировали слухи о поставках в ВВС новых вооружений, однако строевые летчики, как можно судить, не получили их.
Naked science

Итак, мы уже знаем, что в СССР истребители пятого поколения разрабатывались одновременно с аналогичными разработками в США, но развал страны помешал осуществить задуманное.

Пропала ли эта работа даром? Нет. Конечно, разработанные в те годы самолёты не пошли в серию, но ведь в результате этой работы получены многие плюсы.

Во-первых, проведено огромное количество исследовательских и конструкторских работ, накоплен огромный опыт, который никуда не делся.

Во-вторых, ведь этой работой были заняты не только КБ Микояна и Сухого. Над новыми самолётами работали и исследовательские институты ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, ЦИАТИМ, и моторостроители, и разработчики радаров, и ещё огромное количество институтов, КБ, заводов. Ведь в производстве самолёта участвуют тысячи смежников, и каждый из них получил своё задание.

В-третьих, несмотря на секретность, российские специалисты с интересом следили за ходом разработки и испытаний «Рэптора» американцами. Ведь и чужой опыт, успешный он или нет, чему-то учит грамотных специалистов, и к тому же становится ясно, чему именно должен противостоять твой будущий самолёт, к чему нужно стремиться, чтобы он превосходил противника.

А потому, когда в 1998 году конструкторы опять получили техническое задание на разработку истребителя пятого поколения (по своим требованиям оно не слишком отличалось от прежнего), у них уже были готовые варианты эскизных проектов в каждом КБ. Не вдаваясь в подробности, скажу, что в задании опять были два самолёта – лёгкий и тяжёлый, также рассматривали варианты «среднего» истребителя и вариант вертикалки. И опять решили, что на роль ЛФИ может подойти МиГ-35, вариант вертикалки отложили на будущее, в результате остановились на КБ Сухого с ПАК ФА (он же Т-50, он же Су-50).

Что же он из себя представляет? Некоторые журналисты из жёлтой прессы заявляют, что это тупая копия американского Рэптора. Сразу скажу, что это совсем не так. Специалисту-аэродинамику это видно сразу, но и любому интересующемуся это очевидно, особенно если сравнить два самолёта при виде сбоку: коротенький, с огромными килями Рэптор, и плоский, длинный ПАК ФА. Далее рассмотрим отличия подробнее.


Да и если просто хоть немного подумать: самолёт разрабатывался как раз с целью превосходить Рэптор, иначе зачем он вообще нужен? И контролировали это не только отечественное министерство обороны, но и индийское, поскольку проект совместный, а они зря такие огромные деньги тратить не будут. И поскольку возможности Рэптора давно известны, то даже и гадать не пришлось. Добавлю, что индийские представители выдвинули очень жёсткие требования к самолёту, и очень упорно их отстаивали. Согласились они на сотрудничество только тогда, когда подробнейшим образом ознакомились с проектом и убедились в его перспективности.

Чем же он отличается? Любопытных особенностей много.

Скажу для начала, что в комментариях к предыдущим статьям, а также в перепостах на других сайтах и в ЖЖ, звучат настойчивые требования сравнить возможности ПАК ФА и Рэптора, а заодно их количество, налёт лётчиков и прочие подробности. Как будто США с Россией уже воюют. Ребята, скажу вам по секрету страшные вещи: во-первых, ни Рэптор не сможет долететь до России, ни ПАК ФА до США. И если уж дело дойдет до прямого столкновения, то надо сравнивать не истребители, а стратегические ракеты и средства противоракетной обороны. Хотя и такое сравнение опять не понравится сторонникам США, поскольку даже от древней «Сатаны», ресурс которой недавно продлили, у США до сих пор нет защиты. “Звёздные войны” СОИ оказались фейком, а на евроПРО нет ни денег, ни уже и мозгов. Имеющееся же стратегическое вооружение в США стремительно разваливается: Катастрофическая деградация. Обратите внимание на комментарии, там общаются грамотные специалисты, и они явно “в теме”.

Правда, некоторые американские журналисты изрядно повеселили, заявив, будто великий и ужасный Ф-35 будет барражировать над Польшей и сбивать российские баллистические ракеты, стартующие где-то на Урале, но тут можно только позавидовать забористой траве, которую они курят. Сколько там километров от Польши до Урала? Какая ракета способна на такую дальность? А Ф-35 её поднимет? А сколько она до Урала лететь будет? Или гнаться за «Сатаной» до самого Вашингтона и вместе с ней упасть в цель?

Ну а сравнить возможности самолётов? Да почему бы и нет! Мешает этому только секретность, а потому не слишком цепляйтесь к данным: что по Рэптору, что по ПАК ФА они взяты, разумеется, из открытых источников.

Итак, первое отличие – это сверхманёвренность. Её сохранили, несмотря на жёсткие требования к малозаметности, которые идут в разрез с аэродинамикой. При этом применили новые решения, которых нет ни в Рэпторе, ни в других самолётах. Это, например, поворотная часть наплыва крыла, то есть, наплыв играет роль не только генератора вихря, но и переднего горизонтального оперения. Такое решение уменьшает заметность.

Двигатели разнесены (у Рэптора они стоят рядом). Это позволяет повысить манёвренность, а заодно высвобождает больше места для внутренних отсеков с оружием. Подфюзеляжный тоннель между ними повышает подъёмную силу, и манёвренность сохраняется даже на больших высотах. Заодно, разнесённые двигатели повышают живучесть в случае боевых повреждений или пожара двигателя.

Еще одно оригинальное решение – двигатели стоят не параллельно, а под небольшим углом друг к другу (блин, когда-то долго таращился на фотки, пока убедился, что это не обман зрения. В обычном режиме направление реактивной струи компенсируется всеракурсным поворотным соплом, а в случае отказа или боевого повреждения одного двигателя, такое расположение позволяет более уверенно держаться в воздухе. На этом фото хорошо видно, что это не обман зрения, заодно видны и отсеки для оружия, и поворотная часть наплыва крыла:


У самолёта – два наклонных киля, как и у Рэптора. Но тут тоже новинки: во-первых, они гораздо меньше по площади, что уменьшает заметность, а во-вторых, они цельноповоротные, отдельных рулей поворота там нет. Это тоже для малозаметности. Кроме того, они же играют роль воздушного тормоза, то есть, могут отклоняться рассогласованно, в разные стороны. Отдельный тормоз уже не нужен, что уменьшает вес.

Чтобы меня не уличили в восхвалении всего нашего, скажу, что с килями вышел прокол. Слишком много нового: и цельноповоротные, и могут служить воздушным тормозом, и малой площади, недостаток которой компенсируется автоматикой, и изготовлены из углепластика (это легче по весу и лучше для малозаметности), и способ их установки довольно хитрый… В результате прочность килей оказалась недостаточной, и тогдашний главком ВВС Михайлов заявил, что принято решение не усиливать их, а ограничить максимальную скорость ПАК ФА до 2М (примерно 2125-2400 км/час – неизвестно, на какой высоте эта цифра подразумевалась) вместо 2,15М по техзаданию и ещё больше – реально. Я тогда ещё удивился: ну ладно, допустим, что военные против своего главкома не попрут, хотя и это не факт, конструкторам тоже вроде упираться не очень надо, но как же индийцы? Похоже, что они всё-таки воспротивились: 13 февраля 2012 года главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин заявил, что сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20 показывает, что Т-50 превосходит зарубежные аналоги по максимальной скорости полёта (как форсажной, так и бесфорсажной), максимальной дальности полёта, тяговооружённости, величине максимально реализуемой перегрузки, меньшей величине разбега и пробега, а также выглядит лучше зарубежных аналогов по характеристикам бортового оборудования.

Добавлю, что проскочившее в американской прессе сообщение, будто Рэптор достиг скорости в 2,6М не соответствует истине. С нерегулируемыми в классическом смысле рэпторовскими воздухозаборниками это невозможно в принципе, кроме того, на таких скоростях уже начинает ощутимо действовать тепловой барьер (нагрев самолёта от трения воздуха на такой скорости свыше 300 градусов), и ни алюминий, ни углепластик его не выдержат.

О ремонтопригодности и тем более – о цене самолётов и говорить не стоит.

ДВИГАТЕЛИ.

От плоского сопла отказались в пользу сверхманёвренности. При этом заметность в задней полусфере теоретически становится хуже, но посмотрите на съёмку Рэптора в тепловизоре: не слишком-то оно и спасает, мягко говоря.

Воздухозаборники, как и у Рэптора, изогнуты в двух плоскостях, то есть, лопатки двигателей локаторам не видны. По другим данным, они не слишком изогнуты, а перед лопатками будет располагаться специальное устройство – радар-блокер. Сейчас ПАК ФА летает на одной из модификаций двигателей АЛ-41Ф. Тяга у них меньше, чем у тех, которые сейчас испытываются и будут устанавливаться штатно, но все требования к пятому поколению выполняются даже с ними. Новый двигатель будет обладать не только более высокой тягой, но и лучшей экономичностью. Хотя экономичность российских двигателей превзошла американские, уже начиная с пары Су-27 и Ф-15. Удельные характеристики расхода топлива искать затруднительно, но вот косвенные данные:
Первое значение ПАК ФА, второе – Ф-22
нормальная взлётная масса: со 100 % топлива: 30610 кг/30206 кг
Масса топлива: 11100 кг/9367 кг
Практическая дальность: 4300 км/2500 км

Конечно, расход топлива уменьшает ещё и лучшая по сравнению с Рэптором аэродинамика, но ни она, ни на 1,7 тонны больший запас топлива сами по себе не обеспечат такую впечатляющую разницу в дальности.

Кстати сказать, прорабатывается множество модификаций как этого, так и нового двигателя, с улучшенными параметрами, уменьшенной массой и т.п. Все они обозначаются по-разному (АЛ-41, Тип-30, изделие-117, изделие-129, изделие-133, проект «Демон» и т.д.), и разобраться в этом не слишком просто. Опять вспоминается тяжёлый вздох в одном из американских авиационных журналов: «Система обозначений КБ Сухого приводит в ужас буржуазных аналитиков».

Новинка – плазменная система зажигания, что позволяет избавиться от кислородной подпитки при запуске двигателя даже на большой высоте.

ОРУЖИЕ.

Сам по себе истребитель может быть сколь угодно хорошим, но без оружия он ничего не стоит. Посмотрим, что подготовили конструкторы? Набор довольно обширный.

Для ближнего боя – пушка калибра 30 мм. Внутренних отсеков для бомб и ракет – два, их длина свыше 5 метров каждый. Туда можно «спрятать» от 6 до 12 бомб или ракет. Кроме этого, можно установить до шести внешних узлов подвески. Рассмотрим, что может взять с собой ПАК ФА.

Но для начала немного о разновидностях ракет. Первые ракеты были неуправляемыми, прицеливаться для их пуска нужно было с помощью того же прицела, что и для пушек/пулемётов. Они появились у нас ещё во время Великой Отечественной, наводя ужас на немцев не хуже знаменитой «Катюши», но их потомки НУРС (неуправляемый реактивный снаряд) или НАР, применяются до сих пор, чаще на вертолётах. Все видели, наверное, пусковые устройства в виде цилиндров с несколькими отверстиями под ракеты, это как раз они.

Потом появились бортовые локаторы, или, точнее, радиолокационные станции перехвата и прицеливания, а с ними – и радиоуправляемые ракеты. Летчик на экране локатора захватывает цель, сближается с ней до дальности пуска ракеты, загорается сигнал «ПР» – пуск разрешён, нажимаем гашетку, ракета сходит с пилона, но мы продолжаем удерживать врага на экране локатора. При этом узкий луч РЛС направлен на него, а ракета идёт по этому лучу. И только когда она сблизится настолько, что уже не промажешь, загорается сигнал «Отворот» – можно сваливать. Иногда это бывает опасно, если цель – под завязку нагруженный бомбёр или топливозаправщик. Рвануть может так, что и тебя достанет осколками.

Защищаться от таких ракет пытаются отстрелом пассивных помех, простых пачек ленты из фольги. В надежде, что луч локатора потеряет самолёт и будет следить за ленточками. В ответ локаторы стали сортировать цели по скорости, чтобы не замечать малоскоростные, и принимать другие меры борьбы с помехами.

Следом разработали самонаводящиеся ракеты. Их тепловая головка самонаведения (ТГСН) чувствует тепло от двигателя противника. Сближаешься, загорается лампочка «ЗГ» – захват головок, что означает, что ракеты увидели цель, пуск – и сваливать можно сразу. Это называется принцип «пустил – забыл». Любопытно курить возле такой ракеты и видеть, как ГСН следит за твоей сигаретой. Поначалу как-то не очень приятно это видеть

От них защищаются, отстреливая тепловые ловушки, каждый видел кадры по ТВ, когда из самолёта вылетает подобный «фейерверк».

Ну а потом появились ракеты с самыми разнообразными способами наведения, в том числе и многоканальные, которые обмануть не так просто. Подробно объяснять не буду: слишком много места займёт. Итак:

1. Основное оружие – РВВ-БД, ракета «воздух-воздух» большой дальности.


Максимальная дальность пуска – 300 км (экспортный вариант – 200 км), а по некоторым данным, цели высокой контрастности она достаёт и с 400 км. Обратите внимание: ниже все данные приведены для экспортных вариантов ракет и бомб (часто попадающаяся буква «Э» в обозначении означает экспортный), просто их легче найти. Как видим, для себя делается гораздо лучше. Масса боевой части 60 кг, осколочно-фугасная. Система наведения – инерциальная, с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории полета.

Напомню, что у ракеты AIM-120C, которой вооружён Рэптор, дальность пуска 120 км, в дальнейшем его доработают под ракету AIM-120D с дальностью пуска 180 км. Правда, с ракетами у американцев серьёзные проблемы, двигатели их вдруг оказались ненадёжными, хотя до этого работали нормально: “Опять невезуха! Проблемы с двигателем ракеты AMRAAM”. Они отказывают при низких температурах, и их приёмка приостановлена. Напомню читателям, что на высоте 10 км температура и летом, и зимой составляет примерно минус 56,5 градусов. А поскольку эта ракета – основная для всех самолётов блока НАТО, считай, что врага бить нечем… Вернее, есть чем, но только на малой высоте, не зимой и не в полярных широтах.

2. РВВ-СД


Дальность пуска варианта “Э” – до 110 км. Масса боевой части – 22,5 кг, стержневая, мультикумулятивная. Система наведения – инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории.

3. РВВ-МД.


Ракета для ближнего высокоманевренного воздушного боя с всеракурсным пассивным инфракрасным наведением (двухдиапазонная ИГС). Дальность пуска – до 40 км. Масса боевой части 8 кг.

Очень интересная ракета. Двигатель – с управляемым вектором тяги, и если лётчик захватил цель с помощью нашлемной системы где-то сбоку, поворотом головы, то эта ракета способна развернуться на цель. Средства подавления ракет с ИК-наведением либо ослепляют головки наведения лазером, либо отстреливают тепловые ловушки. Но эта ракета всё равно отличит ловушку от самолета за счет разницы в диапазонах, а луч лазера «выключит» у нее только какой-нибудь один «цвет».

4. Х-38МЛЭ.


Относится к модульным управляемым ракетам малой дальности. За счет использования различных типов систем наведения и различных боевых снаряжений обеспечиваются расширенные боевые возможности при действиях по широкому спектру наземных целей, а также надводных целей в прибрежной полосе.

Х-38МЛЭ – инерциальная + полуактивная лазерная
Х-38МАЭ – инерциальная + активная радиолокационная
Х-38МТЭ – инерциальная + тепловизионная
Х-38МКЭ – инерциальная + спутниковая навигация

Первые три типа могут снаряжаться боевым оснащением с осколочно-фугасной или проникающей боевой частью. Х-38МКЭ – кассетная боевая часть
Дальность пуска от 3 до 40 км

5. Х-58УШКЭ.


Противорадиолокационная ракета. Что это такое? Выпускаем её в любой наземный локатор, и она идёт на цель по лучу того же локатора. Причём если локатор даже выключат, она его уже не потеряет.

Обеспечивается применение ракеты как по запрограммированным РЛС-целям, так и по целям, оперативно обнаруженным системой целеуказания ПАК ФА. Максимальная дальность пуска (в диапазоне высот носителя от 200 м до 20 км) составляет 76 – 245 км. Вероятность попадания ракеты в круг радиусом 20 м, в центре которого находится работающая РЛС – не менее 0,8. Боевая часть – фугасная, масса 149 кг. Стартовая масса ракеты – 650 кг.

Против локаторов и любой другой электроники разрабатывают и другое оружие – так называемые электромагнитные боеприпасы, которые могут быть выполнены в виде ракеты, авиабомбы, гранаты для гранатомёта, артиллерийского снаряда и т.д. Идея состоит в том, что выпускаем такой боеприпас во вражеский локатор, командный пункт и т.п., но он не взрываается, а кратковременно излучает мощный электромагнитный импульс (который хоть и слабее, чем в момент взрыва атомной бомбы, но его достаточно), и в радиусе нескольких десятков (а то и многих сотен) метров «дохнет» любая электроника – локаторы, компьютеры, радиостанции, системы управления, не говоря уж о мобильных телефонах, к примеру.
Более того, поскольку в современном оружии полно электроники, то бывает гораздо проще вывести её из строя, сделав это оружие бесполезной грудой железа, чем уничтожать вражескую технику грубой силой взрыва. Так можно обезвредить и самолёты, и танки, и локаторы, и связь. Можно провоцировать неконтактный подрыв мин, ракет, бомб… можно и в мирное время, например, подъехать к какому-нибудь небоскрёбу, в котором сосредоточены множество финансовых организаций, как это было в ВТЦ, на безобидном с виду фургоне, и не надо втыкаться в него самолётами и жертвовать людьми – достаточно уничтожить все компы с базами данных, и хаос во всём мире обеспечен…
И хотя такое оружие давно исследуют и производят во многих странах, но афишировать конкретные серийные образцы не любят, предпочитая рассказывать о теории его применения. Но всё это было лирическое отступление, будет ли подобное на ПАК ФА – не знаю.

6. КАБ-500С-Э, Корректируемая авиационная бомба


Масса – 560 кг (в т.ч. 195 кг – масса ВВ). Высота сброса от 500 м до 5 км. Точность наведения на цель (Екво) 7 – 12 м. Боевая часть – фугасная.

Вероятно, это не полный список оружия, пишут о различных 14 типах вооружения, но пока решили снять секретность только с этого. Впрочем, кое-где упоминается и противокорабельная ракета Х-35.

БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Оружие – это хорошо, но чтобы им куда-то попасть, нужны разнообразные и сложные прицельные устройства, времена обычного перекрестия давно прошли. На ПАК ФА применена так называемая «умная обшивка», когда все антенны со всех сторон самолёта сводятся в единый комплекс. Что же там есть?

Главная часть, конечно, носовая АФАР, в которой 1522 приёмо-передающих модуля (У Рэптора – 1200). Две АФАР бокового обзора. Две АФАР в носках крыла. Две АФАР L-диапазона в предкрылках. Это дециметровый диапазон (где-то от 15 до 30 см), стелсы в нём видны хорошо, хотя точность и похуже, чем в сантиметровом. Но главное – лётчик предупреждён, цель видит, а дальше – проблемы ракеты РВВ-БД, у которой достаточно своих систем наведения, и при сближении её с целью видеть она будет всё точнее и увереннее. У Рэптора подобной дециметровой РЛС нет, и в обозримом будущем не предвидится. Конечно, лучше сблизиться до 120 км – дальности пуска ракеты Рэптора, там всё будет гораздо вернее: там Рэптор увидит уже и обычная РЛС, и, скорее всего, даже оптическая система.

Об остальных антеннах предпочитают молчать, хотя наверняка есть антенна сзади, ведь она появилась ещё на некоторых версиях Су-27. На нём же часть ракет могла подвешиваться «задом наперёд». Сюрприз для догоняющего тебя противника.

Кроме РЛС типа Н-036, есть оптическая многоканальная система кругового обзора ОЛС-50, способная видеть днём и ночью, и даже в ультрафиолетовом диапазоне. Её данные тоже не раскрываются.

Разумеется, есть и нашлемная система целеуказания, и многое другое, но так как секретность в нашей стране традиционно выше, чем в США, что хорошо, то многие данные до сих пор неизвестны. Остальные подробности – на видео:

Ну а вот так летать – не способен никакой Рэптор!


АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» РВВ-АЕ-ПД
AIR MISSILE LONG RANGE CLASS «AIR-AIR» RVV-AE-PD

Еще в конце 1980-х годов в Советском Союзе проводились НИОКР по определению облика перспективного авиационного вооружения, включая авиационные средства поражения самолетов и вертолетов, других типов летательных аппаратов. Эти работы велись по трем направлениям: ракеты ближнего маневренного боя, ракеты средней дальности и ракеты большой дальности.
Одним из перспективных направлений средств поражения класса «воздух-воздух» стали ракеты большой дальности. Советскому ВПК не давала покоя американская система дальнего перехвата истребитель F-14 «Томкэт» с управляемой ракетой большой дальности AIM-54 «Феникс». Эту задачу удалось решить принятием на вооружение комплекса перехвата МиГ-31-33, в который входил дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 и ракета класса «воздух-воздух» большой дальности Р-33. Эти обе системы ПВО могли одновременно обстреливать несколько воздушных целей на дальности до 100 – 120 км.
Но военным этого было мало. Одной самых «важных» целей для авиационных ракет класса «воздух-воздух» большой дальности были самолеты РЛДН типа АВАКС, вывод из строя которого делал «свободным» воздушное пространство для своей авиации. Для его поражения требовалась ракета с большой дальностью поражения, м.б. даже сверхбольшой дальности. Один из вариантов ракет такого класса специализирующихся на поражении самолетов АВАКС разрабатывался на много раньше, еще в 1970-е годы, это была УР К-22. Однако она получилась настолько большой по массо-габаритным характеристикам, что ее носителями не могли быть штатные истребители Советской Армии, в качестве самолета – носителя предполагалось использовать дальние бомбардировщики типа Ту-22 и Ту-22М. Разработка ракеты К-22 так и не получила дальнейшего развития. Кроме этого в 1970-1980-х годах, МКБ «Факел» создавал ракеты большой дальности В-148 и В-155, а в МКБ «Новатор» – УР К-100. Были и другие аналогичные разработки. Но все они не дошли до серийных заводов.
Однако, от идей дальнего перехвата не отказались. Во второй половине 1980-х годов в качестве «длинной руки» рассматривались ракеты К-37 и К-28, которые создавались МКБ «Вымпел». Первая из них после длительных работ и некоторых метаморфоз дошла до настоящего времени, и в экспортном варианте была представлена на МАКС под обозначение РВВ-БД.

Другая ракета открыто появилась в 1993 году, впервые она показана на авиасалоне в Фарнборо в 1993 г. и первом Международном авиационно-космическом салоне МАКС-93. Затем образец долго не демонстрировался и был представлен в 1999 году на другом международном салоне МАКС-99 по обозначением «РВВ-АЕ-ПД». Исходя из этого названия, она преподносилась как развитие ракеты Р-77 («РВВ-АЕ» – экспортное наименование ракеты) средней дальности. Внешне, представленная УР РВВ-АЕ-ПД, имела много общего с Р-77, например, решетчатые рули, оптический взрыватель, головку самонаведения и наконец, диаметр корпуса. Основное отличие от Р-77 было в наличие на РВВ-АЕ-ПД другого типа основного двигателя ракеты, дающего значительно большую дальность стрельбы. Внешне это выражалось в наличие на основном корпусе ракеты четырех воздухозаборников. Представленный на МАКС образец очень сильно напоминает упомянутую выше ракету К-28, которая в своих первых вариантах очень напоминает Р-77, она не имела только решетчатых рулей, на ракете того времени были обычные аэродинамические рули, возможно, был другой взрыватель боевой части. Так же первые варианты К-28 внешне очень походили на южно-африканскую ракету LRAAM (Long Range Anti-Air Missile).


Первоначальный вариант ракеты К-28

Так же необходимо отметить то, что первоначально К-28 это была явно новая самостоятельная разработка. В дальнейшем, можно предположить, конструкторы пошли по пути замены двигателя на ракете средней дальности Р-77. Повышение дальности поражения цели до 160 км и максимальной скорости полета до 5М в сравнении с известной Р-77 (РВВ-АЕ) достигалась за счет установки комбинированного ракетно-прямоточного двигателя. Большой внимание создатели уделяют технологичности изготовления и унификации ракеты для применения в других комплексах.
В прессе отмечается, что создание изделия 180-ПД повышенной дальности – это инициативный проект МКБ «Вымпел».
Предположительно на ракете РВВ-АЕ-ПД может быть установлена более современная чем на Р-77 универсальная активная головка самонаведения, созданная МНИИ «Агат» на базе АРГСН 9Б-1103М. Она была продемонстрирована в 1998 году на международном авиасалоне в Farnborough. Как отмечает разработчик, этой ГСН предполагается оснащать перспективные отечественные авиационные ракеты. Усовершенствованный вариант моноимпульсной доплеровской активной радиолокационной головки самонаведения предназначен для установки на ракеты «воздух-воздух» и «поверхность-воздух». Обеспечивает: поиск, захват и сопровождение движущихся целей по предварительному целеуказанию РЛС воздушных носителей или зенитных комплексов; измерение угловых координат, угловых скоростей целей и скорости сближения ракета-цель; формирование и передачу по цифровой линии связи сигналов для систем управления ракеты.
Состав:
- Координатор
- Передатчик
- Моноимпульсный пеленгационный приемный канал
- Цифровая вычислительная система в составе управляющей машины и сигнального процессора.
МНИИ «Агат» предлагает сотрудничество возможно в плане проведения на основе усовершенствованной РГС 9Б-1103М как прототипа совместной или заказной НИР, переходящей в ОКР.
«Московский научно-исследовательский институт «Агат» на Международном форуме «Технологии в машиностроении 2014″ представил линейку современных радиолокационных головок самонаведения семейства 9Б-1103М калибром от 150 мм до 350 мм, среди них активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М-200ПС с дополнительным пассивным каналом и АРГСН 9Б-1103М-200ПА с дополнительным полуактивным каналом, ранее уже демонстрировались, но обладают новыми тактическими свойствами. Совмещение в одном устройстве сразу двух типов ГСН с различными боевыми возможностями должно резко повысить эффективность.
В качестве потенциальных носителей ГСН 9Б-1103М-200ПА и 9Б-1103М-200ПС сейчас могут рассматриваться авиационные ракеты средней дальности типа РВВ-СД (развитие УР Р-77) и повышенной дальности типа РВВ-АЕ-ПД (изделие 180-ПД).

Отмечается, что один из этапов разработки ракеты РВВ-АЕ-ПД была завершена еще в 1999 году. Есть информация, что аванпроект ракеты РВВ-АЕ-ПД был защищен в 2002 г. В 2006 году готовился технический проект двигателя 371 для ракеты 180-ПД.
Основные работы по НИОКР были завершены к 2012 году. Предполагается, что ракета хорошо впишется в концепцию истребителя 5-го поколения – ПАК ФА. Для размещения ракеты в отсеках истребителей пятого поколения ее оснастили складывающимися по полету рулями.
«Данная ракета разрабатывается с целью увеличения максимальных дальностей пуска на малых высотах, что позволит обеспечить превосходство отечественного истребителя в воздушном бою над истребителями противника с ракетами «Метеор» и FMRAAM», – сообщил об этой модификации бывший генеральный конструктор Гос МКБ «Вымпел» Г.А.Соколовский.
Кроме официального названия РВВ-АЕ-ПД в СМИ так же приводятся другие названия ракеты: «К-77ПД», «Р-77М» и «Р-77M-ПД».
До настоящего времени по ракете РВВ-АЕ-ПД мало данных, поэтому рельное состояние данной разработки остается тайной. По опубликованной информации перспективы принятия на вооружение модификации РВВ-АЕ-ПД пока не ясны.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик Гос МКБ «Вымпел»
Тип ракеты авиационная ракета класса «воздух-воздух» большой дальности
Состояние находится в разработке
Самолет-носитель Су-35, типа Су-27, истребителя 5-го поколения
Боевая часть:
- тип стрежневая с микрокумулятивными ПЭ
- вес, кг 22
- тип взрывателя оптический
Система управления комбинированная, инерциальная с активной (активно-пассивной) РЛГСН
Головка самонаведения:
- тип универсальная активная РЛГСН модернизированный вариант 9Б-1103М
- разработчик МНИИ «Агат»
- дальность захвата цели с ЭПР=5м2, км 25
- время готовности после предварительного включения накала на передатчик, с 1
- тип БЦВМ «Алиса»
- быстродействие БЦВМ, млн. опер./с 50
- объем памяти ППЗУ цифровой вычислительной системы, К не менее 64
- вес без обтекателя, кг не более 10
- длина, мм 400
- диаметр, мм 200
Органы управления аэродинамические решетчатые рули
Тип старта воздушный, сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы, км:
- типовой цели 0,3-100 (120)
- по целям типа AWACS до 150-160 (до 180)
Скорость ракеты, м/с около 5М
Высота пуска, м 20-30000
Перегрузка цели до 12
Число ступеней 1
Длина ракеты, м 3,7
Макс. диаметр корпуса, м 0,2
Размах крыльев, м 0,39
Размах рулей, м 0,82
Стартовый вес, т 225
Маршевый двигатель:
- тип комбинированный ракетно-прямоточный КРПД-ТТ «371″
- удельный импульс тяги, с 500…700
- диапазон регулировки тяги 7:1
Пусковая установка:
- тип АПУ
- число ракет на ПУ 1
- разработчик Гос МКБ «Вымпел»

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 04.09.2014



Активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения

Источники:
Рекламный проспект ГМКБ «Вымпел». Ракета «воздух-воздух» РВВ-АЕ-ПД
Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух» // Техника и вооружение. №9 / 2005 г. Р-77ПД, РВВ-АЕ-ПД.
Зенитный вариант РВВ-АЕ в составе сухопутных ЗРК (http://bastion-karpenko.ru/rvv-zrk/»)
Евгений ЕРОХИН «Новое оружие для истребителя нового поколения», Взлёт 2006 05 (www.telenir.net)
Материалы доклада Генерального конструктора ОАО «Гос МКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» Г.А. Соколовского на Юбилейной научно-технической конференции «Авиационные системы в XXI веке»
Г.Соколовский «Ракеты класса «воздух-воздух» – «Военный парад» сентябрь-октябрь 1998
P.Butowski «Rosjanie w Farnborough» – nTW №11-1998
«Агатовые» глаза ракет»" – «Вестник авиации и космонавтики», весна 1999
И.Акопян»Агат» демострирует РГС XXl века» – «Военный парад» илюь-август 1999
.Akopyan «Radar homing seekers of Agat research institute» – Air Fleet №6-1999
» Усовершенствованный макет активной радиолокационной головки самонаведения 9Б-1103М», рекламный проспект МНИИ «Агат», МАКС-99
AGAT Moscow Research Institute, рекламный проспект МНИИ «Агат», МАКС-99
«Усовершенствованный макет активной радиолокационной головки самонаведения 9Б-1103М», рекламный проспект №2 МНИИ «Агат», МАКС-99
Рекламная информация МНИИ «Агат» на ТМ-2014
www.airwar.ru, russbalt.livejournal.com