Для американской модели рынка труда характерно. Модель государственного регулирования рынка труда

Новая экономика была бы немыслима без гибкого рынка труда в США. Каждый американец меняет работу раз в пять лет, а то и чаще. Рабочая сила в США мобильна, и может в одночасье переместится с Западного на Восточное побережье страны и наоборот, если там появятся новые рабочие места с высоким уровнем оплаты. В свое время быт американцев изменила автомобилизация страны и наличие прекрасных дорог, в настоящее время высокоразвитая информационная, транспортная и жилищная инфраструктура страны открывают новые возможности всем ищущим работу. В США трудится немало иностранцев, привлеченных более высокой оплатой труда, чем у себя на родине. Иностранцы представляют собой как лучший интеллектуальный потенциал европейских и азиатских стран, так и многочисленную неквалифицированную рабочую силу.

Модель рынка труда США характеризуется децентрализацией законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. Рынок труда США имеет ярко выраженную ориентацию на внешний рынок: уровень безработицы 5-6% (пособие по безработице получают 30%; длительность выплаты пособия: 26 недель), гибкие процедуры найма и увольнения, высокая территориальная и межфирменная мобильность рабочей силы.

Так же американская модель характеризуется высокой активностью субъектов рынка труда, поощряемая государственной политикой поддержки конкурентного состояния экономики и всей жизненной установкой на индивидуальный успех, на зарабатывание денег, культивируемой в обществе его основными институтами (государством, средствами массовой информации, наукой, литературой, образованием и т.д.). Рядовой американец заражен желанием приобретать деньги, класть их в банк, покупать акции и т.д., чтобы снова получить деньги, но уже с прибылью, словом, поощряется активная роль предпринимателя и работника.

Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях, на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата выступает как результат индивидуальных и коллективных переговоров, заключения контракта или коллективного договора. Важную роль в коллективных переговорах играют профсоюзы. Большинство из них строится по отраслевому принципу. В итоге заработная плата зависит от спроса и предложения рабочей силы, сложности работ, производительности труда, возможностей предприятия.

Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность.

Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания IBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения.

Однако преобладающим все-таки остается внешний рынок, о чем говорит более высокая безработица. На предприятиях действует жестокое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема применяемого труда или сокращения производства. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне самого увольнения. Коллективными договорами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирмы работников. Продвижение по службе идет не по линии повышения квалификации, а при переводе на другую работу.

Так же американская модель характеризуется минимальным вмешательством государства в экономику, незначительной долей государственного сектора, ориентацией на свободное предпринимательство и свободный рынок и минимальную (относительно) социальную защиту населения.

Американская модель вызывает у европейцев восхищение. Многим правым и, конечно же, тем, кто занимает высокие посты в официальных экономических учреждениях, американский вариант свободного рынка, кажется идеальным типом. Он - высшая форма капитализма. Ему следует возносить хвалы за его эффективность и технологический динамизм, а также за его способность обеспечить полную занятость - и все это без гнета правительственного регулирования и контроля.

Данная модель характеризуется высокой активностью субъектов рынка труда, поощряемая государственной политикой поддержки конкурентного состояния экономики и всей жизненной установкой на индивидуальный успех, на зарабатывание денег, культивируемой в обществе его основными институтами (государством, средствами массовой информации, наукой, литературой, образованием и т.д.). Рядовой американец заражен желанием приобретать деньги, класть их в банк, покупать акции и т.д., чтобы снова получить деньги, но уже с прибылью, словом, поощряется активная роль предпринимателя и работника.
Политика занятости на предприятиях ориентируется на высокую географическую (территориальную) мобильность работников между предприятиями, на прием уже подготовленных в учебных заведениях страны кадров, на минимум издержек предприятия на производственное обучение. Заработная плата выступает как результат индивидуальных и коллективных переговоров, заключения контракта или коллективного договора. Важную роль в коллективных переговорах играют профсоюзы. Большинство из них строится по отраслевому принципу. В итоге заработная плата зависит от спроса и предложения рабочей силы, сложности работ, производительности труда, возможностей предприятия.
Страхование по безработице регулируется федеральными законами и законами штатов. Федеральный закон устанавливает общие принципы страхования по безработице, которые затем детализируются в законах каждого из штатов. Страховые взносы по безработице платят предприниматели и наемные работники, большая доля их падает на предпринимателей. Собранные деньги направляются отдельно в федеральный фонд и фонды штатов.
В США имеется не только внешний, но и внутренний рынок труда. Например, принципа пожизненной гарантии занятости придерживается крупнейшая компания ИБМ. Реализуя этот принцип, компания осуществляет политику непрерывного роста фондов социального развития, предоставляет работникам многочисленные льготы и поощрения. Однако преобладающим все-таки остается внешний рынок, о чем говорит более высокая безработица, по сравнению с Японией и Швецией.
Внутренний рынок более всего характерен для Японии. Поэтому эта модель рынка нередко называется японской. Отличительной чертой японской мод&ш рынка труда является «система пожизненного найма», гарантирующая занятость на весь срок трудовой деятельности работников и формирование самостоятельных профсоюзных организаций внутри компаний.
Такая политика занятости позволяет компании осуществлять профессиональную подготовку и повышение квалификации, не опасаясь того, что квалифицированные специалисты могут покинуть фирму и затраты, понесенные фирмой на их подготовку, окажутся напрасными. При этом подготовка ведется в соответствии с научно-техническим прогрессом, структурой рабочих мест, модификацией выпускаемой продукции, заранее предусматривается профессиональная мобильность внутри фирмы (руководству фирмы позволено по своему усмотрению перемещать работников с одних мест на другие), воспитание у работников творческого отношения к труду.
При формировании заработной платы большое значение придается стажу работы, что удерживает работников от перехода на другие предприятия. Учитывается и возраст работника. Но в последние годы все большее значение приобретает учет квалификации и эффективности труда.
Система пожизненного найма облегчает решение проблемы минимизации безработицы. Она позволяет относительно безболезненно сокращать производство и сокращать рабочее время, переводить работников на дочерние предприятия или на предприятия других фирм по взаимному соглашению. Подобные меры сдерживают рост безработицы.

Национальные модели рынка труда

Национальный рынок труда – рынок труда отдельно взятой страны – одна из важнейших составляющих рыночной экономики, поставляющих в нее один из главных факторов производства – рабочую силу. Состояние национального рынка труда зависит от ситуации в экономике страны в целом.

Американская модель (США)

Каждый американец меняет работу раз в пять лет, а то и чаще. Рабочая сила в США мобильна, и может в одночасье переместится с Западного на Восточное побережье страны и наоборот, если там появятся новые рабочие места с высоким уровнем оплаты. В США трудится немало иностранцев, привлеченных более высокой оплатой труда, чем у себя на родине.

Модель рынка труда США характеризуется децентрализацией (процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа) законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. Рынок труда США имеет ярко выраженную ориентацию на внешний рынок: уровень безработицы 5-6% (пособие по безработице получают 30%; длительность выплаты пособия: 26 недель), гибкие процедуры найма и увольнения, высокая территориальная и межфирменная мобильность рабочей силы.

Так же американская модель характеризуется высокой активностью субъектов рынка труда, поощряемая государственной политикой. Рядовой американец заражен желанием приобретать деньги, класть их в банк, покупать акции и т.д., чтобы снова получить деньги, но уже с прибылью, словом, поощряется активная роль предпринимателя и работника.

Для американской политики занятости характерна ориентация на 1)высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, 2)на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях, 3)на признание профессионально- квалификационного уровня работников при перемене фирмы,4) на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата выступает как результат индивидуальных и коллективных переговоров, заключения контракта или коллективного договора. Важную роль в коллективных переговорах играют профсоюзы. Большинство из них строится по отраслевому принципу. В итоге заработная плата зависит от спроса и предложения рабочей силы, сложности работ, производительности труда, возможностей предприятия.

Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность.

Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания IBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения.

Однако преобладающим все-таки остается внешний рынок, о чем говорит более высокая безработица. На предприятиях действует жестокое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема применяемого труда или сокращения производства. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне самого увольнения. Коллективными договорами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирмы работников. Продвижение по службе идет не по линии повышения квалификации, а при переводе на другую работу.

Так же американская модель характеризуется минимальным вмешательством государства в экономику, незначительной долей государственного сектора, ориентацией на свободное предпринимательство и свободный рынок и минимальную (относительно) социальную защиту населения.

Японская модель

Главными особенностями рынка труда Японии следует отметить пожизненный найм (при котором гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения ими возраста 55-60 лет) в крупных корпорациях, а также оплату труда в зависимости от стажа работы. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Предприниматели при необходимости сокращения производства, как правило, решают эти проблемы не путем увольнения персонала, а сокращением продолжительности рабочего времени или переводом части работников на другие предприятия по соглашению с ними.

Основные особенности данной модели: тщательный отбор кадров, слабая мобильность рабочей силы, низкая текучесть кадров. Гарантии работодателя по отношению к наемным работникам поддерживаются профсоюзами. Затраты на обучение лежат в основном на работодателе, низкая текучесть кадров позволяет использовать внутрифирменное обучение, воспитывать у работников творческое отношение к труду, к высокому качеству работы

Также нужно отметить, что, несмотря на возрастающую социальную роль женщины, положение работающей японки остается по некоторым пунктам более шатким, чем у японца. Обусловлено это теми же традициями, согласно которому, женщина занимает подчиненное положение по отношению к мужчине. Но это нигде жестко не прописано, но, тем не менее, крепко засело в головах современных японцев. Современные японки предпочитают даже не брать отпуск по беременности и родам, т.к. потом чрезвычайно сложно восстановиться на работе в той же должности.

В настоящее время наблюдается размывание традиционной системы занятости - в условиях международной конкуренции, компьютеризации и роста рисков в бизнесе компании вынуждены объявлять о принудительных увольнениях. Как правило, в число увольняемых в первую очередь входят управленцы, а также работники среднего и пожилого возраста.

Такая модель как японская возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

После кризиса 1974-1975 гг. в Японии произошли некоторые изменения в системе пожизненного найма, ослабла защита наемных работников, умень­шилась доля постоянно занятых, появился внешний рынок на базе мелких предприятий третичного сектора (сферы услуг).

Шведская модель

Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов.

Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости. Главное направление политики на рынке труда – предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Политика занятости включает:

1) Ограниченную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;

2) Политику «солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижений равной оплате за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;

3) Стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;

4) Выборочную поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.

Государственные органы уделяют большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы через профессиональную подготовку и переподготовку работников, создание рабочих мест, как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в том числе и через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы.

На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные ассигнования на поддержку занятости не больше, чем в других индустриально-развитых странах.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Российская модель

Цивилизованный рынок труда в России находится в стадии становления. В советский период его развитие сдержива­лось, с одной стороны, высокой монополизацией экономики, жестким госу­дарственным регулированием заработной платы, с небольшой ее дифферен­циацией в зависимости от результатов труда, отсутствием рынка жилья, административными ограничениями на переезд в другие города.

С другой стороны, работников привязывало к предприятиям высокая доля услуг, льгот, получаемых за счет социальных фондов предприятий, которые в первую очередь предоставлялись лицам, имевшим большой стаж работы на данном предприятии. В частности, работники крупных предприятий получали жилье, могли устроить своих детей в детский сад, лагерь, получить бесплат­ные или льготные путевки в дома отдыха, профилактории, санатории и т.д.

Вместе с тем политика, государства на планомерное распределение и перемещение работников, не исключала стихийной миграции, скажем переез­де людей из районов Дальнего Востока и Севера в более обустроенную Евро­пейскую часть бывшего Советского Союза.

В результате радикальных реформ 90-х годов в России была разрушена плановая система движения кадров, государство устранилось от регулирования заработной платы, установив на национальном уровне размер минимальной заработной платы, которая никакого отношения к прожиточному минимуму не имеет. Появилась чрезмерная дифференциация оплаты труда, длительные задержки с выплатой уже заработанной платы, которые ограничивают мо­бильность рабочей силы, не создан и рынок жилья, за исключением отдель­ных городов, в первую очередь Москвы.

Сохраняются и другие дестабилизирующие факторы, сдерживающие за­вершение формирования общероссийского рынка труда. К ним относятся: 1)затяжной спад и депрессия производства, вызванные общим кризисом (кризисом экономической и политической систем, структурными деформа­циями, разрывом хозяйственных и технологических связей и др.) выход из которого наметился только в начале ХХГ в.;

· несовершенство законодательной базы;

· рост скрытой безработицы;

· малоэффективная конверсия оборонного производства:

· произвольное сокращение воинского контингента в условиях затягивания военной реформы;

· неконтролируемая миграция населения и рабочей силы между страна­ми СНГ;

· недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методов ре­гулирования занятости;

· отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА: ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Контрольная работа

по дисциплине: «Управление рынком труда в регионе»

на тему: «Сравнение моделей рынка труда США и Швеции»

Работу выполнил:

студент гр. 15УС - 402

Сулейманова Д.А.

Работу проверила:

Жигарь Оксана Владимировна

ст. преподаватель

Челябинск 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

РЕЦЕНЗИЯ

На контрольную работу студента _Сулеймановой Д.А.______________________________

Группы_15УС-302по дисциплине _Управление рынком труда в регионе_______________

Дата регистрации _________________ Подпись ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата проверки _______________ Подпись преподавателя ____________________________

1. Модели рынка труда

2. Американская модель рынка труда

3. Шведская модель рынка труда

4. Сравнительный анализ моделей

Заключение

Список литературы

Введение

Трудовые ресурсы являются определяющим и наиболее активным элементом процесса труда. Человек выделяет основные компоненты труда: цель, предмет, орудия, непрерывно совершенствует их. Его поведение в процессе трудовой деятельности, отношение к труду, степень удовлетворенности работой и другие характеристики влияют на экономические и социальные результаты. Все виды производственных ресурсов (материальные, энергетические, топливные, информационные, финансовые и т. д.) есть продукты труда, количеством и качеством которого предопределяется степень их совершенства. По мере технологического и организационного усложнения производства усиливается сложность управления трудовыми ресурсами. Современный труд – это все более и более затраты не физических, а интеллектуальных усилий, проконтролировать которые невозможно. В таких производствах интенсивность и напряженность труда регулируются самим работником и могут быть достаточно высоки лишь вследствие его увлеченности трудом.

1.Модели рынка труда.

Модели рынка – в зависимости от конкуренции:

    Чисто конкурентный рынок труда, относится к чистому капитализму;

    Модель одного покупателя;

    Модель с учетом действий и профсоюзов;

    Модель двусторонней монополии.

    Национальная модель рынка труда

Черты чисто конкурентного рынка труда – большое число фирм, конкурирующих между собой при найме работников одной квалификации. Работники с одинаковой квалификацией не зависимые друг от друга предлагают свои виды услуг. Ни фирмы, ни работники не осуществляют контроль за ставкой заработной платы.

Черты модели одного покупателя - количество занятых составляет основную часть всех занятых конкретных видов труда на одной фирме. Данный вид труда относиться к немобильному, обычно в силу географических или исторических аспектов. Заработную плату диктует фирма, з/п впрямую зависит от числа занятых (=>выгоднее сокращать).

Черты модели с учетом действий профсоюзов (местный профсоюз) – увеличение з/п за счет действия профсоюзов. Профсоюзы ограничивают предложение рабочей силы за счет обязательного выхода на пенсию, сокращение рабочей недели, предложение более гибких форм труда. Предприниматели противодействуют профсоюзу на увеличение спроса на рабочую силу путем привлечения их к финансово-экономической деятельности фирмы, в частности выпуска товара с профсоюзной этикеткой. При этом работодатели и профсоюзы могут выступать вместе с требованиями прав-ва о финансир. и субсидир. данного производства.

Черты модели двусторонней монополии (отраслевой профсоюз) – с одной стороны работодатель монополист, с другой отраслевой профсоюз.

При этом у фирмы пропадает стремление к ограничению занятости. Ставка з/п и уровень занятости приближен к условиям конкурентного рынка

Национальная модель рынка труда – складывается из сочетаний государственной подготовки и переподготовки кадров, системой заполнения вакантных мест, государственного регулирования трудовых отношений с участием профсоюза, исторически и географически, -этно, -проф, -трад населения.

Выделяются Американская, Японская, Шведская и Немецкая модели. Рассмотрим и сравним Американскую и Шведскую модели ринка.

2. Американская модель рынка труда.

Американская модель рынка труда характеризуется следующими показателями: децентрализацией законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые при изменении конъюнктуры рынка могут быть уволены, причем работники не информируются об увольнении заблаговременно. Коллективными договорами охвачена только четверть работников. Недостаточно внимания уделяется внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки по специфическим для фирмы работам. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профессиональной мобильности работников.

В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, недопущения ее высокой централизации, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы. Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов. Они, как правило, строятся по профессиональному признаку. Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Федеральным Законом определены общие принципы страхования по безработице, детализированные законодательством каждого их штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией), что характеризует преобладание внешнего рынка. Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания IBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения.

3. Шведская модель рынка труда.

Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости, делающей упор на меры по предупреждению безработицы, а не на содействие уже потерявшим работу, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Политика занятости включает в себя четыре основные элемента:

1) ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;

2) политику «солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;

3) стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;

4) селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.

Государственные органы уделяют большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы через профессиональную подготовку и переподготовку работников, создание рабочих мест как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в т.ч. и через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы.

На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные ассигнования на поддержку занятости не больше, чем в других индустриально-развитых странах.

Государство активно поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная комплексная политика государства поддерживает высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране.Сегментация рынка труда позволяет проанализировать причины и факторы, влияющие на мобильность рабочей силы на рынке труда, определить его перспективы. Сегментирование производится по разным критериям и в зависимости от различных признаков. Их набор может включать следующие разновидности:

*демографические характеристики, которые включают пол, возраст, состав семьи;

*географическое положение (определенный регион, город, район и т.д.);

социально-экономические характеристики рабочей силы на рынке труда (образование, профессиональные навыки, уровень квалификации, стаж работы и т.д.);

*экономические показатели, характеризующие работодателей с точки зрения их финансового состояния, формы собственности, а также показатели, характеризующие наемных работников по их обеспеченности;

*психофизиологические качества работника (личные качества, физическая сила, темперамент, их принадлежность к определенным слоям общества и т.д.);

*поведенческие характеристики с точки зрения мотивации занятости и др. Во второй половине 20-го века, в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ, успешной и безмятежной Швеции, особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

В шведской политике того времени явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Основными целями, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

Шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной ""технологической ренты"", получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант ""общества всеобщего процветания"", хотя и ""продвинутый"".

В течение многих лет Швеция имела одну из самых высоких в мире долей рабочей силы в общей численности трудоспособного населения. В то время, когда в других странах безработица продолжала расти после нефтяных кризисов 1970-х годов, Швеция оставалась редким исключением. Доля населения в возрасте от 16 до 64 лет, имеющего оплачиваемую работу, резко увеличилась примерно с 70% в начале 1950-х годов до 82,6% в 1990 г. Непрерывное расширение государственного сектора является одной из важнейших причин этой тенденции. После 1950 г. весь прирост занятости происходил за счет государственного сектора.

Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В этой стране установился высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума. Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в среднем 25%. Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда.1

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Когда шведская модель социально ориентированной экономики достигла зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько сокращены расходы на социальны нужды, что привело к незначительному снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не более, чем на 10%), были уменьшены корпоративные налоги – сначала с 50 до 30%, а затем до 25%, - что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную занятость.

С 1990-х годов ситуация на рынке труда резко изменилась. Швеция утеряла свое лидерство. С 1990 по 1994 г. численность рабочей силы сократилась более чем на полмиллиона человек. В итоге доля рабочей силы в общей численности трудоспособного населения снизилась до 77,6%. Удельный вес трудоспособного населения, имеющего оплачиваемую работу, упал до 71,5%.

Сокращение занятости, приносящей доход, привело к резкому повышению доли безработных. В 1994 г. официальная безработица составила 8,0% по сравнению с 1,7% в 1990 г. Однако увеличение официальной безработицы было намного меньшим по сравнению с сокращением занятости, поскольку многие люди, потерявшие свою работу, стали участвовать в программах на рынке труда, стали студентами или начали получать пенсии по инвалидности.

Положение на рынке труда Швеции не претерпело значительных изменений в 1995 и 1996 гг. Несмотря на экономический рост, составивший в среднем 2,5% в год, занятость не возросла. Поэтому занятость и доля рабочей силы в общей численности трудоспособного населения находятся на тех же самых низких уровнях. В 1996 г. официальная безработица составила 8,1% рабочей силы.

4. Сравнительный анализ моделей.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при

общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке

труда Швеции и США. При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее - 70% против 35%. Активная политика не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). А также, активная политика увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.

Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве

внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран.

Несмотря на то, что эффективность государственной службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35 процентов ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. А в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5 процентов лиц получают работу через службу содействия найму. Дело в том, что целый ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие выгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами, предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся (56 процентов) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это - "Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест" в Швеции.

Сейчас всемерно стимулируется участие работодателей в профессиональной подготовке трудящихся. Так, законодательством Швеции предусмотрено, что предприятия, имеющие 10 и более наемных работников, должны выделять на эти цели 1,2 процента от фонда заработной платы. "Закон о совместной профессиональной подготовке", принятый в США в 1982г., ставит обучение в тесную связь с частными компаниями. Представители бизнеса организуются через Частные отраслевые советы для управления программой и выделения специфических профессий, необходимых для каждого региона в отдельности, чтобы безработные могли получить навыки, в наибольшей степени соответствующие нуждам предпринимателей. Самым эффективным подходом является профессиональная подготовка на рабочем месте, которая включает соглашение с работодателем о проведении обучения людей на фирме с гарантией последующего найма тех, кто успешно закончит курс; государство же оплачивает половину заработной платы работника за время учебы. Главное преимущество этого метода, конечно, возможность трудоустройства. В то же время при обучении на рабочем месте компания обычно отбирает наиболее способных учеников, а саму профессиональную подготовку фирмы осуществляют, в основном, в периоды благоприятной экономической конъюнктуры. В Швеции местные учебные центры тоже иногда договариваются с частными предприятиями об обязательном трудоустройстве в них учащихся. Но, как правило, преобладает свободный выбор выпускниками места будущей работы, что обосновывается тем, что слишком узкая специализация учеников в интересах сиюминутных потребностей той или иной фирмы опасна, если образовательная программа будет ограничена рамками конкретного рабочего места.

Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в

большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина

учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в

дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.

Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом

определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.

Это, правда, что США является мировым лидером, технологии и инноваций. В то же время, социальное неравенство среди граждан США вызывает тревогу. США отстает от Швеции и других скандинавских стран не только в конкурентоспособности, но и в показателях качества жизни.

Некоторые статистические данные: официальный рост ВВП, по оценкам за 2006 год США отстает от ВВП Швеции на четыре процента. По данным Всемирного экономического форума, Швеция на 3-м месте среди наиболее конкурентоспособных стран мира, а США на 6-м. Индекс развития человеческого потенциала 2006 года, опубликованный ООН, ставит Швецию, 5-й страной с самым высоким качеством жизни, а США 8-й. Индекс учитывает такие факторы, как продолжительность жизни, уровень грамотности, ВВП на душу населения и т.д.

Проведем примеры данных показателей:

    Общее число жителей в США составляет – 308 млн. человек, а в Швеции – 8,873 млн. человек.

    Продолжительность жизни США составляет – 77,10, а в Швеции этот показатель равен –80,86 лет (мужчины: 78,59 лет, женщины: 83,26 лет).

    Средний доход на душу населения в Швеции - 39 600 долларов, а в США он равен - 35 400 долл.

    Уровень грамотности в Швеции равен - 99 % , а в США – 97%.

    Уровень безработицы в США равен 9,1%, а в Швеции он равен 8,1%.

Заключение

Во всем вышеизложенном видна четкая разница между положением на рынке труда этих двух стран. Швеция одна из немногих стран, в которой огромное внимание уделяется человеку. Там заботятся о том, чтобы человек мог зарабатывать, а не стремился заработать статус безработного и жить на пособие по безработице. В США, и некоторых других странах проще выплатить человеку это пособие, чем подумать, как устроить его на работу. Поэтому в США такой бешеный уровень безработицы. Очень много работников в США являются эмигрантами, и хотелось бы подчеркнуть, что много и Россиян (студенты уезжают туда на заработки и обратно уже не возвращаются, потому, что им там так нравится, есть возможность работать, т.к. сами американцы будут лучше сидеть дома и жить на ежемесячное пособие.). Но, конечно нельзя так прям категорично говорить о том, что в США не ведется никакая работа по помощи людям, она безусловно же есть. Например, в 2003 году в Швеции получатели пенсии по старости в среднем отдавали 28,6% этой пенсии в виде налогов. В США аналогичные социальные пособия облагаются налогом 5,2%. Налог на пособия по безработице в Швеции составляет 28,7%, в США - 12%. Эти различия в уровне налогообложения, однако, почти никогда не учитываются при сравнении Швеции и США. В США распространена такая форма социальной помощи, когда наименее обеспеченные получают право полностью или частично вычитать из облагаемой налогом суммы своих доходов расходы на здравоохранение, отчисления в пенсионные фонды и т. д. В результате располагаемые доходы растут, но поскольку государство ничего не дает им на руки, международная статистика такие программы также не учитывает. Наконец, получив пособия, малообеспеченные граждане отправляются за покупками. Но шведы при этом платят разнообразные налоги на уровне 22-28%, а американцы - всего 4,7-7%. В целом оказывается, что с учетом налогов доля реальных социальных выплат в ВВП скандинавских стран снижается более чем на четверть. Исходя из этих или похожих соображений можно по-новому оценить уровень социальных расходов в США и скандинавских странах и сделать вывод: американцы ничем не уступают шведам по размеру социальных расходов на душу населения. США уступает Швеции по уровню безработицы, а это может быть причиной того, что в данных странах разный состав и численность населения.

Список литературы

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юрист, 2001. – 304 с.2.Ванкевич, Е.В. Экономические проблемы становления рынка труда / Е.В. Ванкевич. – М., 19993.Воловская, Н.М. Экономика и социология труда / Н.М. Воловская. – М.; Новосибирск, 2008.4.Генкин, Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкина. – М., 2001.

5.Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики, 2008.

Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.

6.Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2005.

7.Мухин А. В. Государственное регулирование в отраслях ТЭК / А. В. Мухин// ТЭК - 2001. -С. 170

8.Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндиров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. М., 2005.

Модель рынка труда Для рынка труда США характерна «пассивная» политика...

  • Рынок труда , причины и динамика российской безработицы

    Курсовая работа >> Экономика

    Работодателей и наемных работников. Модель рынка труда США характеризуется децентрализацией за­конодательства о занятости... безработных невысок. В Швеции политика регулирования занятости совершенно... Отсюда следует, что по сравнению с безработицей во всей...

  • Модели рынков труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и проблеммы их регулирования

    Курсовая работа >> Экономика

    Основные институциональные модели рынка труда . 1. Японская модель характеризуется: ... чем в Японии и США . Профессиональный союз (профсоюз... безработицу. 4. Скандинавская модель (Норвегия, Швеция и Финляндия) отличается: ... направлением по сравнению с сохранением...

  • Рынок труда и проблемы его безработицы

    Реферат >> Экономическая теория

    ... рынке труда огромную роль по сравнению с товарными рынками играют внеконкурентные факторы: - государство регулирует работу рынка труда ... рынка труда в США . Поэтому он получил название модель рынка труда США . Аналогичный вид рынка ... эти цели Швеция расходует...

  • Эксперты ООН выделяют четыре основные формы организации занятости населения, сложившиеся в рамках экономически развитых государств. Данные формы получили название моделей рынков труда: японская, американская, западноевропейская и скандинавская. В современных условиях целесообразно расширить данный перечень пятой моделью - рынок труда стран с переходной экономикой.

    Рассмотрим указанные модели более подробно.

    1. Японская модель рынка труда отличается гарантированной занятостью для основной части населения, относительно невысокой мобильностью, более низким уровнем оплаты труда по сравнению с Западными странами. Основные специфические черты японской модели состоят в следующем:

    Преобладание внутреннего закрытого рынка труда

    Это закрытая модель рынка труда, внутренний рынок. Отличительная черта внутреннего рынка труда в Японии - создание и функционирование самостоятельных профсоюзных организаций внутри компаний.

    После кризиса 1974-1975 гг. в Японии стал развиваться и внешний рынок на базе мелких предприятий третичного сектора (сферы услуг).

    Как для внутреннего, так и для внешнего рынка Японии важнейшей чертой является стабильная занятость, характерная не только для периода высоких темпов роста экономики, но и после вступления в полосу неустойчивого развития.

    Высокоцентрализованная система установления заработной платы

    При формировании заработной платы большое значение придается стажу работы, что удерживает работников от перехода на другие предприятия. Ставки заработной платы впервые нанимаемых в 3,5-4 раза ниже ставок тех, кто уже заканчивает трудовую деятельность в данной фирме. Предусмотрено автоматическое повышение зарплаты в соответствии с возрастом работника. Но в последнее время эта система стала дополняться поощрением за достижения. В составе самой заработной платы имеются также«надбавки на жизнь», которые включают виды надбавок для обеспечения различных жизненных потребностей.

    Начиная с 1980-х гг. в системах оплаты труда расширяется роль поощрений за достижения, учитывается квалификация работников и эффективность их труда.

    Пожизненная занятость на одном предприятии

    Отличительная черта японской модели рынка труда- «система пожизненного найма», предусматривающая гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Эти гарантии результат сложившейся практики отношений между наемными работниками и предпринимателями, собственниками капитала. Они законодательно не оформлены, но поддерживаются профсоюзами; обеспечивается лояльность последних по отношению к фирме.

    Система пожизненного найма облегчает решение проблемы минимизации безработицы. Она позволяет относительно безболезненно сокращать производство и рабочее время, переводить работников на дочерние предприятия или на предприятия других фирм по взаимному соглашению. Подобные меры сдерживают рост безработицы. Кроме того, на японском рынке труда минимизировано влияние институциональных причин возникновения безработицы, так как отсутствует национальная система помощи безработным, а возможности социального страхования по безработице позволяют получать пособие не более 30 недель.

    Высокий уровень квалификации работников

    Для японской модели характерно патерналистское отношение руководителей компании к персоналу, внимание к непроизводственной стороне жизни работников и заинтересованность последних ко всем аспектам деятельности предприятия. Некоторые исследователи усматривают корни таких отношений в феодальной системе. Другие утверждают, что в основе такой системы заинтересованность работодателей в защите своих инвестиций в человеческий капитал. Последняя позиция подтверждается тем, что японские компании осуществляют профессиональную подготовку и повышение квалификации в соответствии с научно-техническим прогрессом, структурой рабочих мест, модификацией выпускаемой продукции, заранее предусматривается профессиональная мобильность внутри фирмы, воспитание у работников творческого отношения к труду.

    2. Американская модель (рынок труда США) характеризуется высокой мобильностью населения, высокими ставками оплаты труда при относительно низких гарантиях занятости населения.

    Для американской модели характерны следующие основные черты:

    Преобладание внешнего рынка труда, ориентированного на высокую мобильность

    Политика занятости на предприятиях ориентируется на высокую географическую (территориальную) мобильность работников между предприятиями, то есть на внешний рынок труда. На крупных корпорациях существуют элементы внешнего рынка труда. Так, например крупнейшая компания IBM создает для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения.

    Характерна ориентация на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях, на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму.

    Либеральная политика регулирования рынка труда

    В США существуют ограничения регулирования трудовых отношений на уровне органов власти, так как исторически главной задачей субъектов экономических отношений считается реализация равных возможностей.

    Экономическая политика в целом и на рынке труда в частности ориентирована на поддержание конкурентного состояния экономики, недопущения ее высокой централизации, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

    Высокая оплата труда на основе оценки заслуг

    В США минимальная заработная плата определяется на федеральном уровне. Она относительно низка по сравнению со средней заработной платой, так как заработная плата зависит от спроса и предложения на рынке труда, сложности работ, производительности труда, возможностей предприятия. Учитываются производственные и личностные характеристики работников (выполнение норм, уровень брака, использование рабочего времени; инициативность, трудовая и творческая активность, принятие на себя ответственности за решения на производстве, умение работать в коллективе и т.п.). Методы оценки заслуг работников различны - балльная оценка, анкетирование, экспертная оценка, группировка работников по результатам оценки их работы. Дополнительная заработная плата как правило включает в себя участие в прибылях предприятия через премирование или дивиденды по акциям.

    Жесткая система предоставления пособий по безработице

    Система социальных гарантий безработным основана исключительно на страховых принципах и предполагает высокую долю добровольных начал. Государственное страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Страховые взносы по безработице платят предприниматели и наемные работники. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате.

    В США отмечается наиболее короткий период страховых выплат по безработице. В среднем пособие по безработице выплачивается 14 недель и замещает до 40% заработка. В то же время средняя продолжительность безработицы - 19 недель. Таким образом, социальные гарантии существенно ниже, чем потребности наемных работников.

    Результатом такой политики США является более высокий уровень безработицы по сравнению с другими развитыми странами.

    3. Западноевропейская модель (характерна для Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Испании, Франции и др.) - представляет собой наднациональный рынок труда, который имеет такие особенности, как высокая степень защиты занятости, сложные механизмы заключения коллективных договоров, значительная сегментация рынка труда и устойчивая долговременная безработица.

    Западноевропейской модели свойственны сведущие отличительные черты:

    Жесткое государственное регулирование рынка труда

    Трудовое законодательство выходит далеко за пределы обеспечения статуса равных возможностей. На законодательном уровне определяется продолжительность трудовой деятельности, рабочей недели и рабочего дня. Все большее значение приобретают активные направления деятельности государства в этой области, подготовка и переподготовка кадров, организация необходимых общественных работ, но в настоящее время преобладают пассивные меры регулирования рынка труда.

    Наиболее жестко законодательством регулируется порядок увольнения работников, особенно в Португалии, Испании, Италии и Греции. Так, увольняемому работнику фирма вынуждена выплачивать полуторамесячную заработную плату. Увольнение работников по инициативе администрации фирмы почти невозможны за исключением случаев серьезного нарушения трудовой дисциплины. Факт увольнения должен утверждаться на уровне Министерства труда.

    Выраженная дуальность рынка труда

    На рынке труда стран Западной Европы присутсвуют два контрастных сегмента наемных работников и рабочих мест. Первичный сектор составляют коренные жители государств, имеющие высокий уровень образования, квалификации и притязаний на рынке труда. Вторичный сектор – это мигранты из менее благополучных государств Восточной Европы, Африки, Азии, которые имеют значительно более низкую оплату труда и трудятся на непрестижных работах, не требующих высокой квалификации.

    Гибкие системы оплаты труда

    Минимальная заработная плата устанавливается на уровне Европейского союза, но в каждом отдельном государстве системы оплаты труда имеют свою специфику. Так, в Германии отличительной чертой являтеся стимулирование роста производительности, во Франции и Великобритании в основе лежит принцип индивидуализации зарплаты в соответствии с заключенными контрактами, в Италии определяющим фактором является стоимости жизни.

    В целом для западноевропейской модели характерна частая корректировка оплаты труда с учетом ответственности за организационную деятельность, качества работы, психологической напряженности, а также регулярно проводится индексация заработной платы для повышения уровня жизни.

    Высокий уровень гарантий при защите от безработицы

    Западноевропейская модель гарантирует высокие пособия по безработице и направлена на плавную адаптацию населения к переменам, происходящим на рынке труда. Материальная поддержка безработных осуществляется на основе тесного взаимодействия системы страхования от безработицы и системы социальной помощи. Уровень пособий по безработице позволяет замещать 60-65% предыдущего дохода. При отсутствии или исчерпании права на страховые выплаты безработный становится объектом системы социального вспомоществования.

    Жесткое регулирование занятости, высокий уровень гарантий и заработной платы способствуют низким показателям текучести кадров, позволяют приблизить значение регистрируемой безработицы к фактическому уровню.

    Эта модель имеет тенденцию к высокой безработице среди молодежи и женщин, а также долгосрочной безработицы, носящей институциональные причины. В последние три десятилетия перед правительствами западноевропейских стран стоит дилемма: либо смириться с ростом безработицы, любо осуществить значительное сокращение рабочего времени.

    4. Скандинавская модель (Норвегия, Швеция и Финляндия) отличается преобладанием активных методов государственного регулирования рынка труда в сочетании с высоким уровнем защищенности работников.

    Активное воздействие государства на функционирование рынка труда

    Государственные элементы регулирования наиболее тесно переплетены с рыночными элементами саморегулирования при доминировании государства. Политика в области занятости тесно увязана с общими экономическими мерами, в частности, с ограничительной налоговой политикой, поддержкой слабых отраслей и регионов, определенных государственной программой приоритетного развития, что позволяет поддерживать высокий спрос на труд и высокую занятость.

    Активность государства проявляется в выделении значительных финансовых ресурсов на программы поддержки занятости; переподготовку рабочей силы, повышение ее конкурентоспособности. Причем на эти активные цели расходуется вдвое больше средств, чем на пассивную поддержку безработных.

    Интенсивная работа по защите от безработицы

    Учет, проводимый службами занятости позволяет получить максимально точное представление об уровне безработицы, границах открытого рынка труда и соотношении на нем официальной и неофициальной частей.

    При том, что страховые взносы в фонд занятости в Скандинавских странах находятся примерно на уровне других Европейских стран, скандинавскую модель отличает наиболее высокий коэффициент замещения заработка (около 80% - в Швеции) и продолжительность выплаты (до 104 недель - в Норвегии).

    Мощное профсоюзное движение

    В скандинавской модели членами профсоюзов являются более 50% работающего населения. Деятельность профсоюзов позволяет эффективно решать проблемы в социально-трудовой сфере в результате коллективных переговоров и развития социального диалога. Их функции в значительной мере расширены по сравнению с профсоюзами в других странах. Так, в Швеции правительство предоставило профсоюзам право назначать директоров правлений всех корпораций, насчитывающих свыше 100 занятых.

    Политика солидарности в заработной плате

    Политика солидарности в заработной плате основана на принципе равной оплаты за равный труд на территории всего государства, что заставляет высокоприбыльные фирмы платить заработную плату ниже их возможностей, а малоприбыльные - сокращать число занятых или прекращать свою деятельность.

    Вторым принципом является сокращение разрыва между минимальной и максимальной заработной платой. Так, система налогообложения в Швеции построена таким образом, что после уплаты налогов разрыв в заработной плате между различными категориями рабтников оказывается минимальным. Однако шведские специалисты по проблемам занятости и безработицы отмечают негативное влияние высоких прогрессивных ставок налогов. Так, по мнению А. Линдбека, высокие налоги на заработную плату наносят ущерб народному хозяйству, перераспределение ресурсов оказывается малоэффективным.

    5. Транзитивная модель рынка труда – характеризует специфику рынков труда стран с переходной экономикой (Страны Центральной и Восточной Европы, СНГ). Отличительной особенностью экономического механизма функционирования транзитивного рынка труда является ассиметричность и деформированность составляющих его сторон.

    В зарубежных исследованиях присутствует тезис о существовании двух альтернативных моделей «переходного» рынка труда: первая модель распространена в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), вторая - в России и других республиках бывшего СССР. При этом страны Балтии обычно рассматриваются в качестве особого промежуточного случая.

    Трансформация экономических отношений на рынке труда в странах ЦВЕ в период начала рыночных реформ в целом соответствовал исходным ожиданиям специалистов, предполагавших постепенный переход к западноевропейской модели. В то же время транзитивные рынки труда столкнулись с новыми проблемами, которые не характерны для развитых капиталистических отношений.

    Ориентация на открытый внешний рынок труда

    Все транзитивные рынки труда характеризуются повышением роли внешнего рынка труда в связи с возможностью самостоятельного перехода работников с одного предприятия на другое. Открытость означает проявление безработицы в противовес административной системе «скрытой безработицы». Открытыми становятся границы для территориальной мобильности работников. Усиливаются миграционные процессы, в первую очередь, из стран с переходной экономикой в более благополучные государства.

    Создание новых институтов, регулирующих рынок труда

    Страны с переходной экономикой предпринимали попытки копирования рыночных институтов западноевропейских стран: законодательный минимум заработной платы и его индексация, система страхования по безработице, легализация забастовочной деятельности, система коллективных переговоров, установление налогов на фонд оплаты труда. При ограниченных финансовых ресурсах и системных проблемах при трансформации экономики, процессы создания новых институтов сопровождались негативными социально-экономическими явлениями.

    Самый яркий пример последствий прямого копирования – Восточная Германия, где ориентация на экономику Западной Германии привела к возникновению крайне высокой и продолжительной безработицы, обострению неонацистских настроений и др.

    Перемещение наемных работников из государственного сектора в частный

    В целях создания эффективных рыночных механизмов, при трансформации экономики предполагался переход от тотальной государственной собственности и занятости в государственном секторе к преимущественной роли частного предпринимательства через приватизацию действовавших и создание новых предприятий.

    Две наиболее динамичные категории работающих в частном секторе - занятые на малых предприятиях и самозанятые. Во всех переходных экономиках к концу 1990-х гг. в частном секторе были заняты уже более 50% работников, в том числе 15-20% - самозанятые.

    Резкое возрастание уровня безработицы

    Во всех странах старт рыночных реформ характеризовался резким возрастанием безработицы до уровня не менее 10%. В ряде случаев (Болгария, Польша, Словакия) этот показатель превысил 15-20%.

    Существенно, что в странах ЦВЕ и Балтии наблюдались высокие показатели официально регистрируемой безработицы, а в странах СНГ данные официальной статистики были на порядок ниже, чем уровень безработицы, оцениваемый по методологии МОТ (См.: Приложение …). При этом в странах ЦВЕ значительное сокращение занятости произошло в первые годы рыночных реформ, а в странах бывшего СССР сокращение происходило в течение более длительного периода.

    Ситуация стабилизировалась к концу 90-х гг., когда большинству стран удалось преодолеть переходный кризис. Между тем, перепады экономической конъюнктуры продолжают вызывать повышение безработицы.

    Изменение профессионально-квалификационной сегментации рынка труда

    В транзитивной модели рынка труда наблюдаются структурные сдвиги в профессионально-квалификационной структуре. При ориентации многих работников на промышленные профессии, увеличился спроса на труд информационного типа и на работников сферы обслуживания. Возросла потребность в работниках по актуальным рыночным профессиям.