Как делают духи. История российской парфюмерной компании "А

Продукция парфюмерной индустрии уже давно вошла в жизнь каждого человека в наше время. Помимо духов, это разнообразные косметические средства, и так необходимое в ежедневном обиходе мыло или всяческие крема, способствующие бережному уходу за кожей.

Но большинство из нас знает только одну, потребительскую сторону парфюмерной индустрии - известные бренды духов, одеколонов и других косметических средств. Но что представляет собой технологический процесс? В этой статье попробуем охватить столь обширную тему как можно полнее и сделать технологический процесс производства немного понятнее.

Технологический процесс производства парфюмерной продукции делится на несколько этапов. Оговоримся, что прежде чем приступить к процессу непосредственного создания парфюмерной композиции, происходит подбор компонентов, в которые входят эфирные растительные масла и жиры животного происхождения, по заранее разработанной формуле.

На первом этапе находится приготовление парфюмерной композиции (подготовка настоя или парфюмерной жидкости). Парфюмерная жидкость состоит из определённой в процессе изготовления парфюмерной композиции, воды и ректификованного спирта. Прежде чем продолжать процесс производства, парфюмерную жидкость помещают в специальную ёмкость из нержавеющей стали, где она находится длительное время (в среднем этот период может длиться от трёх недель до нескольких месяцев - всё зависит от композиции), за которое продукты растительного происхождения расщепляются и смешиваются с другими компонентами.

В процессе отстаивания, происходит настаивание парфюмерной жидкости определённое количество времени. Это довольно сложный процесс, в ходе которого взаимодействуют разные части парфюмерной компоненты композиции, становясь единым целым и приобретая устойчивый гармоничный аромат. После того как процесс настаивания завершён наступает очередь фильтрации. На этапе фильтрации, удаляется тот осадок, который появился во время отстаивания. После того, как первичный осадок отфильтрован, жидкость помещают в особую установку, где она охлаждается, в процессе чего снова выпадает осадок. Далее жидкость проходит заключительный процесс фильтрации, подогревается до комнатной температуры и становиться продуктом, готовым к фасовке. Её разливают по стерильно-чистым флаконам, которые потом завальцовываются специальной помпой. Этот процесс называется «укупоркой», который, проще говоря, по действию сходен с процессом пастеризации. Потом на флакон надевают крышку, соответственно упаковывают целофанируют.

Добросовестный производитель поддерживает к своему товару и производству в целом, высокие технические требования. Чтобы сохранять своё имидж любая парфюмерная компания обязана контролировать качество выпускаемой продукции по международным стандартам и отсеивать брак на каждом производственном этапе.

В первую очередь парфюмерная композиция и сырье, из которого оно изготовлено должно быть качественным - экологически чистым и безопасным в применении. Таким образом, на конечном этапе, отфильтрованная жидкость должна получиться чистой и прозрачной, без лишних примесей и осадка. Если вы вдруг заметили, что на дне флакона есть какой-либо осадок или частицы неизвестного происхождения, то, скорее всего, вам попался бракованный товар от недобросовестного производителя или вовсе подделка, выданная за оригинал.

Также должна находиться в идеальном состоянии и - от флакона до самой упаковки. Всё должно быть герметично запечатано и не повреждено.

Производитель, который заботится как о потребителе, так и собственном имидже не допустит оплошностей и поэтому старается поддерживать международные стандарты от технологии производства, до выпуска готовой продукции. Как правило, в цехах по производству парфюмерной продукции работают высококлассные специалисты и люди, чётко соблюдающие требования технической безопасности. Внутри помещений также должен царить не просто порядок, а стерильная чистота, без присутствия посторонних запахов и чужеродных элементов.

Этим, предприятие, выпускающее парфюмерную продукцию очень похоже на то, что изготавливает столь важный для каждого человека товар, как медицинские препараты. Рабочие хорошей парфюмерной фабрики, как и на предприятиях, которые , обычно одеты в специальную стерильную форму белого цвета. Поэтому отдавая предпочтение той или иной парфюмерной продукции, важно заранее поинтересоваться, насколько хорошо она зарекомендовала себя на рынке. От качества выбранного вами парфюма может зависеть не только стиль, но и здоровье.

История создания духов берет свое начало еще в Стародавнем Египте. Египтянам понадобилось несколько столетий для того, чтобы понять, как извлечь запах из плодов и цветов.

Сейчас производство духов – достаточно простое дело. От парфюмера требуется только создать рецептуру смеси, которая будет иметь красивый аромат. Работа парфюмера – это не наука, а скорей искусство. Для этого требуется не знание законов физики и химии, а правильная последовательность попыток. Большое значение имеет эстетический вкус и интуиция парфюмера.


Согласно парфюмерной рецептуре, для того чтобы изготовить духи вначале необходимо создать смесь, которая потом растворяется в спирте самого высокого качества. Для производства духов необходимо 30 частей спирта. Для смеси также требуется небольшое количество воды. Приготовленной смеси для созревания требуется несколько недель. Поле чего она охлаждается и фильтруется. Это позволяет жидкости сохранять прозрачность на протяжении всего оставшегося времени. На цвет духов влияет цвет использованных ароматических веществ. Однако в последнее время в парфюм стали добавлять красители. Чтобы аромат духов был стойким даже когда они открыты, в них добавляют не немного антиокислителя.

Таким образом, самый главный процесс при производстве духов – это создание так называемой парфюмерной композиции, которая заключается в смешивании в определенных пропорциях разнообразных ароматических веществ и химических соединений. Чтобы приготовить одну сложную парфюмерную композицию необходимо использовать несколько десятков различных компонентов. К примеру, для создания композиции духов «Красная Москва» потребовалось 34 душистых веществ.

Для изготовления духов используются определенные эфирные масла, которые содержатся во многих растениях. Эфирные масла получают из листьев, стеблей, цветков, корней, семян, плодов. Все они могут быть растворены в спирте, растительных и животных жирах, а частично даже в горячей воде. Эфирные масла растений, находясь при обычной температуре, это прозрачные легкоподвижные или вязкие, бесцветные или желтые, зеленые и бурые жидкости.

Различают шесть основных технологий производства духов. Первая из них – это вытягивание испаряющимися экстрагентами. Для этого требуется специальный аппарат, который изготавливается из стали и дисков, которые не ржавеют. Они устанавливаются непосредственно один над другим. Это позволяет растворителю свободно циркулировать и не мять цветы. Полученный концентрат отгоняется, и в результате получается тягучий продукт. В нем содержатся воски, пигменты и ароматные вещества. Эта смесь называется резиноидом.

Самый распространенный способ получения эфирных масел – это отгонка паром. Этот метод является также самым простым. Он не требует дорогостоящего оборудования. Полученная смесь пары эфирного масла и воды конденсируется, и отделяется масло, а дистиллированная вода обрабатывается активированным углем. Она может также повторно перегоняться. Однако иногда применив отгонку паром, не удается извлечь все ценные компоненты. В таком случае используется метод экстракции летучими растворителями, среди которых и спирт. После чего использованный растворитель отгоняется сначала при атмосферном давлении, затем под вакуумом.

Для извлечения масла из корок плодов цитрусовых применяют метод прессования. После прессования полученное эфирное масло высушивается.

Одна из самых старинных технологий заключается в получении эфирного масла при нагревании. Масло, которое испаряется из цветков растений, поглощается чистим жиром, не имеющим запаха – это так называемый метод анфлеража. Свиной или говяжий жир наносится тонким слоем на листы стекла. В результате получается чистая помада. Из нее эфирное масло извлекается при помощи растворителя, зачастую используется спирт. Растворитель после этого отгоняется под вакуумом.


Для извлечения запаха из хрупких цветов, таких как жасмин и тубероза, применяется метод, при котором жир не нагревается, а лепестки разглаживаются на толстом слое жира и опускаются в специальный теплый раствор. Цветки при таком методе живы еще на протяжении нескольких суток. Цветки сменяют несколько раз, до тех пор, пока жир максимально не пропитается эфирным маслом.

Жир используется также для метода мацерации. Однако в этом случае берут не животный, а растительный жир. Его нагревают до 50-70 градусов, а потом им заливают цветы. В таком жире после процеживания содержатся не только эфирные масла, но и пигменты, воск и жирное масло. Все это значительно снижает качество полученной помады.

Подробное видео:

Для изготовления натуральных духов в качестве консервантов используется исключительно растительное масло. К примеру, во Франции выращиваются целые плантации цветочных растений, которые используются исключительно для производства духов.

Говоря о высоких образцах парфюмерного искусства, мы чаще всего мысленно переносимся во Францию, родину изысканных ароматов . А вот российские духи, увы, у современников едва ли вызовут восторженные эмоции. Сложно в это поверить, но когда-то Россия являлась производителем парфюмерной продукции, которая конкурировала с европейской и была не просто равной среди равных, а лучшей среди лучших. Отечественные парфюмеры удостаивались высочайших наград на престижных мировых торгово-промышленных выставках. Правда, речь идет о России дореволюционной .

Следует признать, что парфюмерная отрасль в России начала развиваться гораздо позже, чем в западной Европе.

Прообразы современной парфюмерии появились еще в древней Месопотамии и Египте, и получили развитие в Древнем Риме и Персии. В Европе духи появились примерно в XIII веке. Во Франции на рубеже XVII
- XVIII веков началось промышленное производство парфюмерии и косметики. А самый популярный парфюмерный товар – одеколон (в переводе с французского «Eau de Cologne» – «Кёльнская вода») появился в 1709 году .

К началу 20 века парфюм ерно-косметический рынок России был наполнен продукцией, иностранных компаний, большинство из которых были французскими. С ними небезуспешно конкурировали компании российские, если не считать совсем мелких производителей, их насчитывалось немногим более 30-ти.

В области моды и парфюмерии главным пристрастием русских было, конечно же, всё французское. Но, несмотря на огромную популярность иностранных товаров, русские парфюмеры постепенно доказывали, что они не хуже и им удалось заявить о себе не только на внутрироссийском, но и на мировом рынке.

Изучая опыт западных коллег, российские парфюмеры, в конце XIX века сделали невероятный скачок. О высочайшем качестве парфюмерной продукции, производимой в России, говорит огромное количество международных наград, полученных на Всемирных торгово-промышленных выставках. Звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» говорило о высочайшем качестве товара. Получить такое звание и разрешение на употребление изображения государственного герба на своей продукции в Росси просто так было невозможно. Дозволение на использование государственного герба могло дать только Министерство Императорского двора. А прежде, чем стать поставщиком императорской семьи, производитель был обязан не менее восьми лет производить исключительно качественный товар.
Среди русских парфюмерных компаний поставщиками императорского двора являлись товарищества Генриха Брокара, Альфонса Ралле, Александра Остроумова.


Многие парфюмеры были выходцами из европейских стран, прочно обосновавшиеся в России. Среди крупных парфюмерных компаний России конца 19-го начала 20-го веков были - парфюмерная лаборатория Г. Голлендера, «Завод царского мыла», начавшие свою деятельность с производства фармацевтических товаров товарищества «Р.Кёллер и Ко» и «К. Эрманс и Ко», очень высоко ценилась в России и за рубежом парфюмерная продукция фабрики Самуила Чепелевецкого «С.И. Чепелевецкий с сыновьями». К крупным производителям относилась парфюмерная фабрика товарищества «Э. Бодло и Ко» , (второе название «Виктория Регина»). Выходец из Франции Эмиль Степанович Бодло был создателем любимейшего у почитателей парфюма одеколона «Лила Флёри». Этому аромату популярный в дореволюционной России композитор Оскар Кнауб, посвятил один из своих вальсов, который так и назывался «Лила Флёри». Большинство знаменитых парфюмерных производств находились в Москве. В Санкт-Петербурге «тон задавали» два крупных предприятия. В 1860 году, провизор и купец первой гильдии Федор Иванович Каль основал «Петербургскую химическую лабораторию», на которой производили всевозможные косметические новинки, а также замечательные духи и одеколоны . С 1890 года предприятие именовалось Акционерное общество «Санкт-Петербургская химическая лаборатория». В это время на фабрике работал, возглавляя отдел продаж, отец поэта Саши Черного. В товарищество c почти сходным названием «Санкт-Петербургская техно-химическая лаборатория» входило подразделение «Василий Аурих», названное так по имени талантливого изготовителя парфюмерии, главного лаборанта, или, как его называли в то время, главного «носа» фабрики Василия Ауриха. Единственное в России русско-французское акционерное товарищество «Модерн», славилось не только утонченными ароматами , но и изящными флаконами, которые изготавливались на знаменитых стекольных заводах братьев Грибковых и заводах Ивана Ритинга.

У большинства людей фамилия Феррейн ассоциируется со знаменитой старейшей московской аптекой №1 на Никольской улице. Сын Карла Феррейна, почетного гражданина Москвы, создателя, как тогда её именовали, Старо-Никольской аптеки, выдающийся фармацевт Владимир Карлович Феррейн не просто продавал лекарства, он их создавал. И, по свидетельству многих авторитетов фармакологии, технология приготовления лекарств у Феррейна была недосягаема для всех остальных аптек.

Но Владимир Карлович Феррейн, был знаменит и как замечательный производитель парфюмерии . В самой крупной европейской аптеке того времени, коей являлась аптека на Никольской 23, можно было купить множество разнообразных духов, одеколонов и прочей парфюмерной продукции. Одним из знаменитых создателей «высшей парфюмерии » в России был Альфонс Сиу, француз, обосновавшийся в Москве в 1853 году , изначально прославившийся на кондитерском поприще. Товарищество «Сиу и Ко», помимо прочей парфюмерии, выпускало большое количество высококлассных духов, этот вид продукции превышал выпуск более дешевых одеколонов. Фирма имела свои базы и роскошные магазины по всей территории России, в Прибалтике и Польше. Еще одна парфюмерная фабрика принадлежала талантливейшему провизору, родоначальнику мировой лечебной косметики и косметологии в России Александру Остроумову («Товарищество Остроумова»). Особенностью российской парфюмерии была ее тесная связь с аптекарским делом. Из среды аптекарей появились многие звезды российской парфюмерии. Выдающийся парфюмер и косметолог Александр Остроумов, начал свой путь простым провизором и таковым именовал себя, достигнув огромных результатов. Его духи и одеколоны были очень почитаемы в артистических кругах. Среди поклонниц парфюмерной продукции Остроумова были балерина Тамара Карсавина, певица Надежда Плевицкая, балерина Мария Петипа, актриса Малого театра Вера Пашенная, примы Большого театра, певицы Антонина Нежданова, Елена Степанова и многие другие.

Одной из старейших и крупнейших в России, была фабрика Альфонса Ралле, француза по происхождению. «Товарищество высшей парфюмерии А.Ралле и Ко», было создано в 1843 году. За отличное качество продукция этой фабрики получила огромное количество всевозможных наград, плюс почетное звание «Поставщик Императорского Двора». На Всемирной выставке в Париже в 1878 году парфюмерные новинки компании Ралле были признаны «выше всякой награды», а в 1900 году продукция торгового дома получила премию «Гран-при». По своему масштабу и количеству выпускаемой продукции «А.Ралле и Ко» превосходила многие западные фабрики. Рекламируя свой товар, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий», в которой подробно рассказывал о качестве и преимуществах своей парфюмерии . Реклама гласила, что в магазинах товарищества Ралле можно приобрести «….более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю.» Любителям ароматов предлагались знаменитые «Нильская лилия», «Букет Наполеона», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви» и еще несколько десятков романтических названий. В последних новостях можно было прочитать, что в продаже появился новый «божественный аромат ».

В 1857 Альфонс Ралле уехал во Францию, а в России фабрикой управлял директорат во главе с другим выходцем из Франции Эдуардом Бо. Его сын Эрнест, родившийся в Москве, продолжил династию. Свою карьеру он начал парфюмером-лаборантом. В 1917 году семья Бо вернулась на историческую родину. Эрнест продолжил свою работу на парфюмерном заводе в Грассе, где Альфонс Ралле выпускал свою продукцию (с 1898 года под маркой компании Chiris). Именно там Эрнест Бо создал один из самых знаменитых мировых ароматов - легендарные «Шанель N 5».

Под маркой Chiris парфюмерное предприятие в Грассе просуществовало до 1922 , в это время очень популярными были духи Rallet Lе № 1., Lе Gardenia и др. С 1922 года фабрика стала принадлежать компании Coty, где до 40-х годов продолжали выпускать духи, рекламирую их как роскошный бренд. В 1963 году новые владельцы переименовали духи в Rallet Pfizer, но через некоторое время бренд прекратил своё существование.

Конец XIX века, который по праву можно назвать «Золотым веком русской парфюмерии», связан с именем выдающегося создателя парфюмерной продукции, талантливого и предприимчивого фабриканта французского происхождения, Генриха Брокара . В 1880-1890-е годы в России не было человека, который не пользовался бы той или иной парфюмерно-косметической продукцией, выпускаемой Брокаром. Генрих Брокар был потомственным парфюмером. В 1862 году он приехал в Россию и, женившись на Шарлоте Равэ, дочери обрусевшего бельгийца, навсегда остался в Москве. Во время своей службы в качестве главного парфюмера на фабрике Константина Гика он изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Продав свое изобретение французской фирме, на вырученные деньги Генрих открыл собственное предприятие. С самого начала своей деятельности Генрих Брокар показал себя не только парфюмером с «большой буквы», но и выдающимся коммерсантом. Его фирма приобрела невиданную популярность благодаря отличному качеству продукции и умелым рекламным ходам. Сначала Брокар занялся изготовлением мыла. Несмотря на то, что его продукция была высококачественной, в России вся «денежная публика», поклонялась западу и предпочитала заграничные товары. Ну а бедным было не до мыла. Тогда жена Брокара Шарлота предложила использовать рекламный трюк, предложив создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, а для детей постарше - с буквами алфавита! Про взрослых тоже не забыли. Для них было выпущено разноцветное мыло в виде овощей. Такой кусочек мыла от Брокара стоил всего копеечку. «С копейки ты и получишь миллион!» - приговаривала Шарлотта, и оказалась права.

Оригинальное «копеечное» мыло стало пользоваться неслыханной популярностью. Появился интерес и к другой брокаровской продукции - кокосовому мылу, уже за пять копеек. А за ними обрело популярность круглое мыло «Шар». В1865 году на Выставке русских производств в Москве «народное мыло» получило серебряную медаль. Предприятие Брокара постепенно превратилось в мощную, хорошо оснащенную фабрику, на которой, помимо мыла изготавливали косметическую продукцию. Первые ласточки – это помада «Румяная» и пудра «Лебяжий пух». В 1872 году на Никольской улице открывается первый фирменный магазин Брокара, а затем еще один в Китай-городе на Биржевой площади. К открытию второго магазина был придуман сюрприз-новинка - набор косметики, состоящий из мыла, помады, духов, одеколона, саше, крема и пр. Всего же насчитывалось десять изделий и всё в одной коробке. Но главное – это фантастическая цена - один рубль. Благодаря широкой рекламе покупатели буквально ломились в открывшийся магазин. Дело дошло до полиции. В первые же часы торговли было продано две тысячи наборов!

Но всенародная слава обрушилась на Брокара после того, как он изобрел легендарный одеколон «Цветочный» . Для его рекламы на Всероссийской промышленно- художественной выставке 1882 года построили фонтан, из которого вместо воды били струи нового одеколона. Такая рекламная компания имела ошеломляющий успех, пресса шумела о «брокаровском чуде». В 1883 году на Всероссийской выставке в Москве одеколон получил золотую медаль. Знаменитый «Цветочный» на долгие годы стал первым массовым одеколоном в России. В 1913 году соратник Брокара парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы» . Несмотря на то, что дамы из царской семьи предпочитали французские ароматы , особенно с оттенком розы, духам суждена была долгая жизнь, и до нас они дошли уже под названием «Красная Москва ».

Духи знаменитых российских парфюмеров славились не только своимиароматами . Флаконы, в которые их разливали, отличались красотой и изяществом. Отечественные стеклоделы не уступали европейским мастерам. Внешний вид флаконов и упаковочных коробочек, разрабатывался с учетом того, чтобы привлекать внимание мужчин, ведь именно они был самыми частыми покупателями духов и одеколонов, считавшихся отличным подарком для прекрасных дам. В те времена женщины не часто самостоятельно покупали себе меха, драгоценности и духи. Поэтому красивый броский флакон или яркая коробочка должны были привлекать к себе мужской взор. Запах духов не имел для мужчины большого значения, главным для него было увидеть восторженную реакцию избранницы, заметивший в руках дарителя, дорого выглядящий предмет. К созданию некоторых флаконов были причастны знаменитые ювелирные фирмы, например Фаберже, а к работе над этикетками могли привлекаться видные художники. На флаконах из драгоценных металлов часто можно было увидеть фамилию или инициалы мастера. Уже в начале XIX века в России были в моде подарочные коробки для парфюмерии . Обычно их изготавливали из картона или дерева и обтягивали шелком или бархатом. В подарочные коробочки вкладывались изящные поздравительные карточки, выполненные по желанию заказчика, либо вкладыши от изготовителя продукции. Некоторые флаконы выполнялись по специальным заказам российской аристократии. В оформление парфюмерной упаковки конца 19 века нередко прослеживался «неорусский» стиль, или, так называемый, «ропетовский стиль», происходящий от имени его основоположника архитектора И. Петрова (псевдоним Ропет). На парфюмерных этикетках и упаковках, на вкладышах и рекламных плакатах изображались русские красавицы, герои русской истории, сказочные персонажи, сцены из жизни русского народа, памятники русской архитектуры.
Начало 20 века – это господство стиля Модерн. На флаконах, этикетках и упаковке стали появляться характерные для модерна стилизованные растительные орнаменты, птицы и животные, насекомые, а также прелестные женские головки. После революции фабрики и товарищества, выпускавшие парфюмерную продукцию, были национализированы, многие из них вскоре прекратили свое существование. Запасы флаконов, хранившихся на складах, безжалостно уничтожались, поскольку несли на себе имена и товарные знаки старых хозяев, а так же царскую символику. Ушли в прошлое названия прославленных парфюмерных фирм, было решено, что большинство из них будет выпускать мыло и прочие гигиенические товары. Душиться советским людям необязательно. Пусть моются и будут довольны.

Судьба выдающихся фармацевтических и парфюмерных производств в послереволюционный период складывается трагически. Фабрика Эмиля Бодло была переделана в государственный кооператив при обществе инвалидов «ВИКО», но просуществовала в таком виде совсем недолго. Она ещё не раз меняла свое название («Мак», «Московская парфюмерная фабрика № 3»), пока не превратилась в Московскую государственную косметичесую фабрику «Рассвет», продукция которой выпускается и по сей день.

Товарищество «Р.Кёллер и Ко» переименовывается в «Фармзавод № 12». В ноябре 1922 года по решению Центральной комиссии по переименованию фабрик и заводов ему присваивается имя первого наркома здравоохранения РСФСР Николая Семашко. В 1928 - 1932 годы завод перепрофилировали и модернизировали, был прекращен выпуск парфюмерных и косметических изделий, сейчас это фармацевтическое объединение «Мосхимфармпрепараты».

Парфюмерная фабрика Самуила Чепелевецкого после национализации превратилась в парфюмерно-мыловаренный завод «Профработник».
Любимец российской артистической элиты, обладатель множество наград, Александр Остроумов не принял советскую власть и покинул Россию, от его наследия практически ничего не осталось.
Название «Петербургская химическая лаборатория» менялось несколько раз, пока в 1953 году не превратилось в окончательное – парфюмерная фабрика «Северное сияние».

Товарищество «А. Сиу и К» было переименовано в фабрику «Большевик», которая некоторое время еще выпускала парфюмерную продукцию, но затем стала исключительно кондитерским предприятием, которое существует до сих пор.


Старо-Никольскую аптеку Владимира Карловича Феррейна современные москвичи знают как аптеку №1 на Никольской улице. С 1925 года первое фармацевтическое предприятие в России, завод «Феррейна, расположенный в деревне Нижние Котлы, (а сейчас в районе метро «Нагатинская»), стал носить имя Л.Я. Карпова, затем он еще несколько раз менял названия, пока на его базе не был создан химико-фармацевтический завод, который существует в настоящее время под маркой «Ферейн» , на всякий случай с одним «р», где выпускается продукция фармпредприятия «ЗАО «Брынцалов-А».
Семья Феррейнов покинула подмосковную усадьбу и приехала в Крым. В Судаке находилось их имение и плантация лекарственных растений, все это вскоре было уничтожено. Там в Крыму во время Гражданской войны легендарный фармацевт закончил свои дни, а его сыну Александру Феррейну с семьёй удалось перебраться в Берлин.

В подмосковном же имении легендарного фармацевта (в районе Бутово), где кроме жилого помещения располагались ботанический сад и бактериологическая сельскохозяйственная станция с музеем флористики в одном из залов, в первые годы советской власти были организованы четырехгодичные курсы инструкторов по разведению лекарственных растений и интернат для учащихся, а бактериологическую станцию попросту разорили. В1931 году на территории имения был организован Всероссийский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР), существующий и сейчас. К настоящему времени от усадьбы Феррейнов остался лишь один дом.

После 1918 года национализированная фабрика «А. Ралле и Ко» еще некоторое время просуществовала в России. В этот период ею руководил бельгиец Адольф Лемерсье, до революции служивший заместителем Эдуарда Бо, и создававший собственные духи, пользовавшиеся большим спросом у любителей парфюма . Затем и её переименовали в мыльно-парфюмерный завод N 4, иногда упоминающийся как бывший Лемерсье, а через некоторое время завод стал Государственной мыльно-косметической фабрикой «Свобода». (Сейчас косметическое предприятие ОАО «Свобода»).

В 1922 году фабрика Генриха Брокара была национализирована и переименована в Государственный мыловаренный завод № 5. К счастью, столь безликое название не прижилось. В 1922 году постановлением Совета Народных Комиссаров и ВСНХ фабричное помещение было передано фабрике «Госзнак». По совету М. И. Калинина рабочие отстроили развалины бывшей обойной фабрики Сладкова, и 1 ноября 1922 года открылся Государственный парфюмерно-мыловаренный завод «Новая Заря». (Сейчас парфюмерная фабрика «Новая Заря»).

Национализировнные предприятия новой России сначала попросту пронумеровывались. В результате в Москве, Ленинграде и других городах открывались парфюмерные заводы № 1, 2, 3 и т. д. Лишь позже им стали присваивать «революционные» названия, типа «Свобода», «Новая заря» и т.д. В период НЭПа на флаконах и этикетках появлялись наименования различных кустарных и кооперативных предприятий и артелей.

Каждый человек знает о существовании такой тонкой материи, как парфюмерия. Практически все на уровне своего обоняния представляют о чём именно идёт речь - о приятном аромате, заключённом в элегантную бутылочку, упрятанную в нарядную упаковку, которая продаётся за очень немалую сумму... Не все, но очень многие хотя бы раз попробовали «примерить» на себя какой-либо из множества парфюмерных ароматов... Но почти никто не знает о том, как делают духи и с чего именно начинается их производство...

Путь «мечты во флаконе», такой ускользающей и невидимой, история любой из многих тысяч существующих ныне парфюмерных композиций берёт начало в мастерской парфюмера. Прежде чем приступить к своей работе, создатель ароматов обстоятельно беседует с заказчиком или его представителем и скурпулёзно расспрашивая обо всех многочисленных пожеланиях своего клиента, составляет «бриф» на аромат.

Практически все без исключения парфюмерные и косметические бренды одержимые идеей сделать духи, для разработки формулы нового аромата обращаются в такие специализированные лаборатории, как, например, лаборатория «Creassence», расположенная в муниципалитете Лувесьен (Louveciennes) недалеко от Парижа.



«Creassence» основана в 2000 году парфюмером Сильвией Джурдет (Sylvie Jourdet). Лаборатория позиционирует себя как «Дом французской парфюмерии», миссия которого - создание и производство уникальных ароматов под заказ. Причём заказать разработку духов в «Creassence» может любой клиент и для любых целей: для себя, для близкого человека, в подарок или на продажу, для какого-либо праздника или мероприятия. Кроме того, специалистами «Creassence» проводится множество семинаров и конференций на парфюмерную и околопарфюмерную тематику, в частности: «Душистые растения», «Искусство составления ароматов», «Классификация парфюмерии », «Современные тенденции в производстве парфюмерии» и другие.

Сегодня в арсенале парфюмеров находится достаточно широкий спектр ароматики - более 6000 наименований исходного сырья. В состав одного только парфюма может входить от 30 до 80 различных компонентов. Естественно, что и цена на каждый из них, в зависимости от сложности и трудоёмкости получения, колеблется в очень широком диапазоне.




Например, чтобы добыть один килограмм розового масла , нужно собрать тонны лепестков, а чтобы получить масло ириса , необходимо предварительно дубить его корни в течение двух лет.

Растительное сырьё представляет собой спиртовые настои, растворы и масла, полученные из душистых частей растений: листьев, семян, плодов, корней, а также некоторых мхов и лишайников. Также используются растительные смолы и бальзамы. Под сырьём животного происхождения чаще всего понимается амбра , бобровая струя , мускус и цибетин. Сами по себе они источают запахи, которые невозможно назвать приятными, но благодаря им парфюмеры придают своим произведениям больше чувственности, притягательности и сладострастности...

Но вернёмся к тому как делают духи. Чтобы разработать аромат, в зависимости от пожеланий заказчика, опытному парфюмеру-профессионалу требуется от двух недель до трёх месяцев упорного труда. По сути, не столь уж важно какой аромат по классификации и для кого именно разрабатывается. Будь то женские духи «Nina » или «L"air du Temps» от «Nina Ricci », мужские парфюмы «Paco Rabanne Pour Homme » или «Paco Rabanne Ultraviolet Man » от «Paco Rabanne » - технологический производственный процесс всегда один и тот же: парфюмер, руководствуясь информацией из «брифа» на аромат, собственным чутьём и интуицией, составляет из различных эфирных масел новую парфюмерную композицию... Капля за каплей...



И вот, позади примерно три месяца работы над ароматом. Приходит время отобрать самые удачные варианты. Имеется и определённая система тестирования: из примерно 30 образцов должно остаться примерно три-четыре парфюма, максимум - пять, которым и суждено быть представленными клиенту. На следующем фото запечатлён обычный рабочий момент в работе парфюмеров лаборатории «Creassence» - тестирование, оценка и обсуждение образцов духов, созданных в стенах лаборатории по заказу одного из клиентов.

Слева - Сильвия Джурдет (Sylvie Jourdet) - парфюмер, профессор и почётный председатель «Французского общества парфюмеров» («French Society of Perfumers», «SFP»), основатель «Creassence». Своё парфюмерное образование Сильвия получила в знаменитом французском институте парфюмеров «ISIPCA» («Institut Superieur International du Parfum, de la Cosmetique et de l"Aromatique alimentaire» - «Международный институт парфюмерии, косметики и пищевых ароматизаторов»). Справа - Катель Плиссон (Katell Plisson) - парфюмер, преподаватель французского института парфюмеров «ISIPCA», получила образование в области химии и тонкого анализа в университете «Le Havre».



Если клиент остаётся доволен работой парфюмера, он заказывает в лаборатории изготовление концентрата придуманного парфюма. На парфюмерном сленге такой концентрат называется «сок» («jus»). Те ароматы, которые не подходят клиенту останутся в архиве лаборатории, «под сукном стола парфюмера». Бывает, что в дальнейшем такие ароматы всё же начинают выпускаться. Справедливости ради следует отметить, что заказчики (в том числе и крупные бренды) очень редко выкупают у лаборатории рецепты созданных ароматов. Поэтому именно парфюмерные лаборатории являются владельцами таких рецептов.

На следующем фото Катель Плиссон, парфюмер «Creassence», как раз и занимается изготовлением концентрата. Только представьте себе насколько ароматная атмосфера царит в стенах лаборатории в этот момент! Однако профессионалы умеют абстрагироваться от какофонии ароматов и даже сосредоточиться на каком-то одном из них таким образом, что другие просто «не слышны» во время работы.

Какова же стоимость концентрата будущих духов и во сколько обойдётся потенциальному заказчику изготовление «сока»? Естественно, что львиная доля расходов обусловлена стоимостью входящих в состав духов ингредиентов. И, кстати, очень многие из них закупаются во французском Грассе - исторической столице духов, Мекке мировой парфюмерии.

Сколько стоит сделать духи

Вот только несколько фактов для примера:

● 1 килограмм мускуса кабарги стоит около 60000 евро.
● 1 килограмм эфирного масла ириса стоит около 40000 евро.
● 1 килограмм самого чистого розового эфирного масла стоит более 8000 евро.

Такие компоненты используются только в производстве только самой эксклюзивной парфюмерии. Но, конечно же, не всё такое дорогое:

Парфюмерная фабрика

Парфюмерная фабрика Пако Рабанна была построена в 1976 году. Несмотря на то, что со времени постройки прошло почти 40 лет, это производство площадью более 14000 квадратных метров оснащено самым современным оборудованием, на котором трудятся около двухсот сотрудников различных специальностей.

Фабрика «Paco Rabanne» не является единственной в регионе. Ассоциация производителей парфюмерии и косметики «Косметической долины» насчитывает более 130 больших и малых фабрик по производству духов и косметики.

Только на одной фабрике «Paco Rabanne» изготавливается парфюмерия для таких престижных брендов, как «Calvin Klein », «Christian Dior », «Guerlain », «Hermes », «Lolita Lempicka», «Nina Ricci», конечно же «Paco Rabanne» и многих других. Всего же на парфюмерных фабриках «Косметической долины» трудится 16000 человек, выпуская ежегодно разнообразной ароматной продукции более чем на 2,5 миллиарда евро.

Достижения аромата Nina Ricci Nina

На тот момент, когда фотограф делал эти снимки, фабрика полным ходом выпускала партию парфюмерии «Нина» дома «Нина Ричи» и «Paco Rabanne pour homme» бренда «Пако Рабан». Чтобы оценить производственные мощности этой фабрики, только попробуйте представить себе:

● Аромат «Нина» от «Нина Ричи» выпускается с 2005 года.
● 2006 год - начало продажи и полномасштабного продвижения аромата - 3000000 проданных флаконов.
● В 2006 году это «красное яблоко Нины» захватило 3 процента мирового рынка парфюмерии.
● До сих пор аромат «Нина» от «Нина Ричи» - в списке мировых парфюмерных бестселлеров.

Предлагаем взглянуть на то, как делают духи «Nina» на фабрике «Paco Rabanne». В процессе цикла производства, концентрат будущих «Nina» от «Nina Ricci» пройдёт через многочисленные высокотехнологичные этапы растворения концентрата духов в спирте-ректификате, выстаивания получившегося раствора, вымораживания, фильтрации, тонкой очистки, фасовки и в завершении - упаковки. И всё это будет происходить под постоянным контролем высококвалифицированного персонала фабрики.

Заводская лаборатория

На предприятии имеется своя химическая лаборатория. Нельзя не сказать о том, что существует очень важный документ - «Положение о парфюмерной и косметической продукции», который строго регламентирует всё что касается производства, качества и безопасности соответствующей продукции. Если судить объективно, то у шести штатных лаборантов работы немало и скучать им не приходится. Всё, что отгружается из цехов готовой продукции многочисленных парфюмерных и косметических предприятий, вся продукция попадающая в магазины и бутики, должна соответствовать названному выше положению.



В этой связи, духи делают под постоянным контролем заводской лаборатории. Испытания проводятся специалистами «Paco Rabanne» на всех этапах производства. Первые тесты начинаются сразу же по прибытию на завод исходного сырья. На фото внизу - образец смеси концентрата духов и ректификованного спирта прибыл в лабораторию для контрольного испытания. И далее, весь технологически сложный процесс изготовления парфюмерии вплоть до завершения упаковки конечного продукта также происходит под постоянным контролем.

Вероятнее всего, вы не знаете или не задумывались о том, что несмотря на немалую стоимость духов, на самом деле только 20-25 процентов, максимум 30 процентов их цены - стоимость самой парфюмерной композиции. (Имеется ввиду конечный продукт производства - те самые замысловатые бутылочки в красивых картонных коробочках, которые продаются в парфюмерных бутиках).

Именно в химлаборатории предприятия и происходит окончательная «доводка» концентрата будущих духов. Понятие «коммерческой тайны» хорошо известно парфюмерам и блюдётся ими не хуже, чем банкирами Швейцарии. По этой причине рецепт изготавливаемых духов не разглашается даже среди сотрудников фабрики «Paco Rabanne». Ни один из многочисленных инженеров, лаборантов и технологов не знает его полностью, не говоря о простых работниках предприятия. Для многих из них существуют только номера в различных таблицах и бланках. Досканально знают весь процесс от начала и до конца и, соответственно, секретную формулу духов, не более трёх человек из промышленной группы «Puig».



Ещё одна не менее важная и ответственная задача стоит перед сотрудниками лаборатории. Они постоянно следят за стабильностью готового парфюмерного продукта, в том числе - занимаются вопросами сохранения цвета, других физических свойств и ароматических качеств парфюма с течением времени. Проще говоря, выпущенные заводом парфюмерные продукты хранятся и периодически тестируются на протяжении 3 лет после выпуска на предмет их физического состояния и обонятельных свойств.

Организация производства

Темп труда на фабрике «Пако Рабан» довольно интенсивен и эти требования продиктованы современными бизнес-процессами. Каждый день служба доставки поставляет на склад предприятия десятки концентрированных парфюмерных ароматов и колоссальное количество ректификованного спирта, смесь которых в скором времени превратится в невероятной красоты духи или парфюмированные воды. Организация работы всего этого грандиозного механизма планируется в соответствии с многочисленными заявками, поступающими из крупно-оптовых и мелких торговых компаний.



Один из самых важных этапов производства духов - это процесс смешивания парфюмерного концентрата с ректификованным спиртом. Для этих целей используют огромные ёмкости различной вместимости из высококачественной инертной нержавеющей стали (на фото внизу - справа).

На фото внизу слева виден флипчарт - специальная доска на которой инженеры завода делают пометки о ходе производственных процессов: на какой из многочисленных производственных линий и что именно в данное время происходит. Технологи парфюмерной фабрики «Paco Rabanne» скурпулёзно делают пометки о ходе всех производственных процессов. Такая организация работы позволяет фабрике «Пако Рабан» не выбиваться из графика и вовремя выполнять план поставок готовой продукции, не подводя своих деловых партнёров из Франции и других стран.

Изготовление высококачественной парфюмерии сегодня - это настоящая командная работа, требующая безукоризненно точного и своевременного выполнения всех необходимых процедур и технологических процессов всеми членами команды. Одна только малейшая ошибка или неточность на каком-либо из этапов производства способна повлечь за собой колоссальные убытки для всего предприятия.

Приготовление композиции духов

В 2005 году были завершены работы по автоматизации технологических процессов предприятия. В результате технического переоснащения фабричного оборудования, новые производственные линии теперь управляются с помощью компьютеров, которые полностью контролируют все процессы изготовления парфюмерии. Но всё же полностью заменить человека на производстве роботы, суперкомпьютеры и всевозможные манипуляторы не смогут никогда. На этом фото технолог контролирует процесс добавления в будущую парфюмерную композицию ректификованного спирта и красителя.

Впереди - «мацерация» («maceration»). В течении 15 - 20 дней будущие духи будут «созревать» в громадном баке из инертной нержавеющей стали, называемом на языке парфюмеров «кюве» («cuves»). Смесь в баке будет перемешиваться ежедневно в течение одного часа каждый день. Этот технологический процесс полностью автоматизирован: компьютер сделает всю работу с присущей ему точностью, контроль за работой компьютера осуществляет человек.



В этих «кюве» - пока ещё не духи, а только смесь парфюмерного концентрата, красителя и ректификованного спирта. В баке из нержавеющей стали, который располагается на фото самым первым, в данный момент «созревает» знаменитая женская парфюмерная вода «Ultraviolet » от «Paco Rabanne»...

В гигантских промышленных баках помещается около тысячи литров смеси концентрата с ректификованным спиртом. Пропорция, в которой они будут смешаны в каждом конкретном случае точно определена, всегда очень точно соблюдается и инженерами-парфюмерами обычно не разглашается. Тем не менее, если говорить о духах, то из такого тысячелитрового сосуда в конце производственного процесса получится около 6000 литров элитных духов.

В этом огромном зале с помощью мощных промышленных кондиционеров постоянно поддерживается температура 15 градусов по Цельсию. Здесь «созревают» перед тем, как попасть во флаконы не только духи многочисленных марок, принадлежащих концерну «Puig», а и парфюмерия домов «Christian Dior» и «Guerlain».



В огромных баках из нержавеющей стали в течение длительного периода времени - от 15 до 20 дней - происходит «мацерация» («maceration») смеси концентрата духов и ректификованного спирта. Производственная мощь фабрики «Paco Rabanne» на этом технологическом этапе не может не впечатлять:

● Цена одного бака нержавеющей стали составляет от 20000 евро за каждый.
● Всего на фабрике 90 баков, которые размещены на двух уровнях.
● Емкость баков из нержавеющей стали различна и колеблется от 500 до 6000 литров.
● При полной загрузке фабрики в этих баках одновременно делают 280000 литров духов.
● Ежедневно, в определённое время, смесь в каждом из баков будет перемешиваться в течение часа.
● Фабрика «Paco Rabanne» в Шартре потребляет 24000 литров ректификованного спирта в неделю.

После процесса «созревания» будущие духи поступают на фабричные производственные линии для последующей обработки. Работа на фабрике не останавливается даже ночью и, поскольку работает сразу несколько производственных линий, на которых подготавливается выпуск различных парфюмов, очень важно вести строгий и тщательный учёт. Это ещё одно слагаемое для получения превосходных духов отменного качества...

Три высококлассных специалиста отвечающие за запуск ароматов в производство, словно цирковые жонглёры, умело манипулируют одновременно тридцатью производственными линиями. Следует отметить, что это - только линии по изготовлению фирменного парфюма. Кроме того на фабрике регулярно выполняется множество небольших заказов по производству сезонных ароматов и парфюмов лимитированного выпуска, выпускаемых ограниченным тиражом...

Фильтрация духов

Без процедуры фильтрации парфюмерной композиции при производстве «мечты во флаконе» никак не обойтись. После того, как будущие духи покидают «кюве», они подвергаются тщательной фильтрации, задача которой - удаление мельчайших примесей, которые впоследствии могли бы как-то проявить себя в уже готовом продукте и испортить его безукоризненный вид.

На фото внизу процедуру фильтрации проходит популярный мужской аромат «Pour Homme» дома «Paco Rabanne». Система фильтрации довольно сложная, а сам процесс производится незадолго до того, как парфюмерная композиция будет подана на линию розлива. Будущим духам предстоит под давлением пройти через 25 тончайших фильтров, предварительной механической и тонкой очистки, которые не пропустят ничего лишнего в высококачественный продукт. И это ещё только начало очистки...

Вымораживание духов

Следующий процесс применяют после этапа предварительной фильтрации жидкости для ещё более эффективной её очистки, он называется «вымораживание» (парфюмеры говорят «glacage») и используется для удаления из парфюмерной композиции масел воскоподобных веществ, что в конечном счёте делается для повышения стабильности конечного продукта.

Смесь ректификованного спирта и парфюмерного концентрата теперь охлаждают до 0 градусов по Цельсию. При такой температуре плохо растворимые в спирте растительные воски кристаллизуются, осаждаются и впоследствии удаляются из готового продукта. Вымораживание делает будущие духи максимально прозрачными и позволяет избежать появления какого-либо помутнения парфюмерной композиции при её длительном хранении.

Процесс вымораживания происходит в специальных аппаратах - экспозиторах или кристаллизаторах. Цикл может быть как непрерывным, так и периодическим, причём имеется возможность отправки парфюмерной композиции на повторную фильтрацию. На фото вверху, с покрытыми инеем патрубками, как раз один из таких мощных и производительных агрегатов для вымораживания.

Флаконы и упаковка

Мало изготовить качественный продукт - его нужно облечь в красивую форму: разлить по флаконам и упаковать. Для этого на фабрике делается складской запас очень разнообразных комплектующих - флаконов, пульверизаторов, коробок, элементов декора и полиэтиленовой плёнки, которые, кстати, индивидуальны по дизайну для каждого парфюмерного продукта.

Производство не может позволить себе простоев по причине нехватки расходных материалов и тем самым подвести заказчиков. Особенно, если учесть тот факт, что для выпуска многих лимитированных изданий упаковочные материалы заказываются отдельными партиями или вообще разово. Поэтому складские запасы создаются с учётом возможного появления повышенного спроса на ту или иную марку парфюма и работу без частых допоставок комплектующих в период от трёх месяцев до полугода.

Именно здесь заканчивают делать духи - на этих производственных линиях, где происходит трудоёмкий процесс упаковки. Фабрика «Paco Rabanne» имеет шесть автоматических производственных линий и четыре полуавтоматические. Упаковкой готовой парфюмерной продукции, работая в 3 смены по 8 часов, здесь постоянно занято шестьдесят человек.

Флаконы для линий розлива готовой парфюмерной продукции фабрики «Paco Rabanne» поступают с Нормандских стекольных заводов, расположенных близ города Ле Трепор (Treport). Основные поставщики стеклянных флаконов для духов - самые именитые в этой отрасли промышленности. В первую очередь - это предприятия «Pochet», «Bormioli» и «Saint Gobain Desjonqueres».

Линии розлива и упаковки

Производственная мощность только одного конвейера на котором разливается и упаковывается готовая парфюмерная продукция составляет от 1000 до 1600 флаконов в час, причём этот показатель зависит от сложности дизайна самого флакона. Соответственно, в сутки автоматическую линию покидает от 24000 до 38400 флаконов.

Следует отметить ещё один нюанс. На конвейерах предприятия кипит интенсивная работа и чтобы хрупкие флаконы не разбивались, их перемещают по конвейеру в специальных подставках, которые в свою очередь также делаются специально под дизайн флакона. На этом фото - флаконы «Нина» от «Нина Ричи» начинают своё движение по заводскому конвейеру.

Линии, которые разливают готовую парфюмерию работают без остановки 24 часа в сутки. Всего на фабрике «Paco Rabanne» четыре полуавтоматические и шесть автоматических линий по разливу и упаковке парфюмерной продукции. На этом фото (слева) видно, как через специальные сопла одновременно наполняется шесть флаконов «Nina».

В седьмое сопло линии розлива готовой продукции вмонтирован специальный датчик, который проверяет уровень наполнения флакона, ведь аромат «Nina» от «Nina Ricci» разливается в различные флаконы объёмом 30, 50 и 80 миллилитров.

Современный флакон духов практически немыслим без пульверизатора. Его применение делает использование парфюма более комфортным для потребителя и позволяет расходовать аромат дозированно и более экономно. Ежедневно производственные линии предприятия устанавливают тысячи таких, как на представленном фото, распылителей.



Самым крупным поставщиком пульверизаторов для производственных линий фабрики «Paco Rabanne» является компания «Valois» («Валуа»), которая на сегодня является признанным лидером в разработке и производстве высококачественных пульверизаторов и других систем распыления для парфюмерной, косметической и медицинской промышленности.

Процесс окончательной установки спреев полностью автоматизирован и происходит на специальном приспособлении для запрессовки. Операция производится манипуляторами без участия человека. Предварительно, тонкие пластмассовые трубочки через которые спреи впоследствии будут подавать ароматную жидкость, подрезаются до нужной длины. Необходимость подрезки возникает в связи с тем, что изначально все спреи изготавливаются с трубочками стандартной длины, а парфюм может разливаться в различные по объёму и высоте флаконы.

Время, которое проводит каждый флакон на приспособлении для запрессовки пульверизатора - менее, чем полторы секунды. Всего несколько точных движений - и изящный сосуд перемещается на следующий участок упаковочного процесса.

Знаменитый бренд «Paco Rabanne» не может допустить каких-либо претензий к качеству своей роскошной продукции. В этой связи, предъявляемые требования к контролю качества готовой продукции очень жёсткие. Поскольку тысячи спреев устанавливаются на производственных линиях автоматами, один из многочисленных проверочных тестов - контроль качества функционирования механизма пульверизатора...



На участке контроля готовой продукции манипуляторы пока не могут заменить труд человека. На фото выше можно видеть, что на фабрике «Paco Rabanne» вручную проверяется каждый флакон духов.

После очередной проверки подходит время упаковки флаконов. Флаконы помещаются в картонные коробки на упаковочных линиях нового поколения, которые отличаются высокой скоростью и производительностью. Роботизированное устройство захватывает флакон и точным движением помещает его в коробку. Другой манипулятор мягкой фетровой накладкой досылает флакон до самого дна картонной коробки.

Флаконы «Нины» имеют достаточно простое исполнение. Некоторые другие ароматы могут иметь более сложную форму и потребовать больше манипуляций для своей упаковки, что скажется на темпе упаковки. Автоматизированная линия упаковывающая парфюм в картонные коробки, обычно запрограммирована на беспрерывную работу в течение 12 часов. Естественно, что автоматизированный процесс упаковки происходит под постоянным контролем человека.

Роботизированная упаковочная линия умеет не только укладывать флаконы в коробки. Красивый внешний вид упакованного парфюма обеспечивает пленочная упаковка. Поэтому, в завершении процесса упаковки, производственная линия закрывает картонную коробку, обтягивает пленкой и закрепляет её термическим способом.

Следует сказать, что к пленочной упаковке также предъявляются особые требования. Плёнка ещё на стадии начала упаковки должна обеспечивать отличные физические свойства, быть устойчивой к растяжению и стойкой к проколам, должна плотно облегать коробку с парфюмом для того, чтобы его внешний вид был привлекательным и эстетичным.



Проходит всего одна минута - и с автоматической линии сходит 40 упакованных флаконов. Коробки в пленочной упаковке устремляются по специальным роликам к концу конвейера. Примерно ещё одна минута уйдёт на то, чтобы вручную переместить 40 флаконов в большую транспортную коробку.

Коробки с парфюмом собраны на транспортные палеты. Практически всё готово для отправки партии парфюмерии заказчику. Сотрудник фабрики «Paco Rabanne» делает последние отметки на коробках перед тем как палеты будут обвязаны пластиковым кордом и обтянуты полиэтиленовой плёнкой.

Предстоит ещё один этап, в результате которого очередная партия парфюмерии будет подготовлена к погрузке в грузовые автомобили и будет отправлена авторизованным продавцам бренда не только во Франции, а и по всему миру. Непосредственно на фабрике «Paco Rabanne» готовая продукция не хранится.

Большие картонные ящики, внутри которых находятся маленькие коробочки с парфюмерией, собранные по 24 штуки на специальные грузовые палеты, поступают на автоматизированную систему транспортировки продукции. Палеты скользят по роликам конвейера далее, где два роботизированных агрегата занимаются распределением продукции.



Система транспортировки предприятия, работая на полную мощность, может одновременно обслуживать до десяти производственных линий. Современная технология управления бережно запускает в движение грузы и останавливает их, благодаря чему даже такой неустойчивый и хрупкий груз, как парфюм, надежно и безопасно перемещается и направляется на склад. Начальная цена на системы транспортировки такого класса составляет от 200000 евро и выше.

Для того чтобы избежать кражи готовой продукции, фабрика «Paco Rabanne» следует очень простой политике безопасности: никогда не хранить на своих площадях готовую продукцию. Сразу же «со стапелей» фабричной системы транспортировки продукция направляется в грузовой терминал, расположенный в пригороде Парижа.

* В расчетах используются средние данные по России

От 580 000 ₽

Стартовые вложения

300 000 ₽

60 000 - 100 000 ₽

Чистая прибыль

10 мес.

Срок окупаемости

Косметика – востребованный товар, на котором всегда можно заработать. Это отличный вариант женского бизнеса, с которым может справиться и начинающий. Что нужно для открытия магазина косметики?

Деятельность по продаже косметики и парфюмерии может стать прибыльным делом. С каждым годом индустрия красоты развивается и популяризируется, появляются новые косметические продукты – все это способствует тому, что спрос на косметику и парфюмерию растет. Согласно социологическим опросам, женщины готовы ежемесячно тратить на косметику 15% своего дохода.

Российский рынок косметики в последние годы существенно расширился: сегодня число торговых и производственных организаций сегмента растет не только в крупных городах, но в небольших населенных пунктах. Это влечет за собой усиление конкуренции, а потому нужно учесть множество факторов, прежде чем открывать свой бизнес.

Для открытия магазина косметики с нуля, вам предстоит, во-первых, выбрать специализацию, а во-вторых, решить все основные этапы, с которыми сталкиваются все предприниматели, занимающиеся розничной торговлей. А именно: зарегистрировать бизнес, найти подходящее помещение, оформить торговую площадь и закупить оборудование, сформировать и закупить ассортимент, нанять сотрудников. Далее подробно рассмотрим все задачи.

Как выбрать специализацию магазина косметики

На предварительном этапе нужно определиться с направлением магазина и его ассортиментом. Этот выбор напрямую зависит от суммы вложений, месторасположения и возможности поставлять тот или иной товар. Некоторые магазины предлагают широкий ассортимент, а другие, наоборот, выбирают узкий сегмент и специфические товары. В крупных городах представлены не только одиночные магазины косметики, но и целые торговые сети. Поэтому там лучше открывать магазин узкой направленности, сформировав ассортимент из уникальных предложений. Это позволит конкурировать с крупными сетевиками. Если же вы планируете открыть магазин косметики в небольшом городе, то лучше отдать предпочтение классической модели магазина, чтобы охватить широкий круг целевой аудитории.

На что еще нужно обращать внимание при выборе направления магазина косметики:

    Расположение. Например, если розничная точка размещена в спальном районе, целесообразнее сделать упор на богатый выбор продукции и доступные цены. В центре города можно открыть магазин элитной косметики и парфюмерии.

    Конкуренция. Торговля уникальными товарами будет успешной только при отсутствии прямых конкурентов.



Основные форматы магазинов косметики и парфюмерии:

  • Магазин элитной косметики и парфюмерии. Целевая аудитория – клиенты с достатком выше среднего. Предлагаемые товары должны быть высокого качества, принадлежать знаменитым и люксовым брендам. Поэтому для такого магазина потребуются серьезные вложения. Магазин элитной косметики лучше всего открывать в центре города или в престижных районах.
  • Магазин профессиональной косметики для ногтей. Целевая аудитория – студии ногтевого дизайна и частные мастера маникюра. Для открытия потребуется небольшая площадь, подойдет даже островок в ТЦ, и минимальные затраты. Такая торговая точка может быть частью салона, где оказывают услуги маникюра и педикюра или располагаться рядом с ними.

    Магазин натуральной косметики. Натуральная косметика пользуется очень высоким спросом в связи с популярностью темы экологичности и здорового образа жизни. Но чтобы завоевать своего покупателя, потребуется уделить особое внимание рекламе. популярна тема экологичности.

    Брендовый магазин декоративной косметики. Вы можете стать официальным представителем известного бренда. На сегодняшний день множество косметических марок предлагают сотрудничество. Плюс этой идеи заключается в том, что с самого старта ваш бизнес получает узнаваемое имя и хорошую репутацию. Однако минусом является зависимость от партнера и конкуренция – захотев сотрудничать с каким-либо брендом, вы можете столкнуться с тем, что в вашем городе уже есть представитель. Для открытия такого магазина нужно заключить официальное соглашение, подтверждающее дилерство.

    Магазин лечебной косметики. Такие магазины специализируются на аптечной и лечебной косметике. Для торговой точки потребуется небольшое помещение или отдел в крупном аптечном супермаркете. Магазин лечебной косметики рекомендуется располагать вблизи аптек, центров здоровья, кабинетов косметолога, дерматологических клиник.

    Магазин арабской или восточной косметики и парфюмерии. В последнее время набирает популярность косметика из определенной страны. Например, магазины корейской или японской косметики, бутик арабской парфюмерии и т.д. Торговля специфическими товарами предполагает наличие соответствующих поставщиков. В этом заключается основная сложность. Преимущество – возможность выделиться на рынке среди конкурентов и привлечь свою целевую аудиторию.

    Готовые идеи для вашего бизнеса

    Магазин профессиональной косметики для макияжа и визажистов. Торговая точка ориентируется на узконаправленных специалистов, оказывающих услуги визажа и макияжа. Располагать магазин профессиональной косметики целесообразно рядом с салонами красоты. Расширить ассортимент можно профессиональным оборудованием и инструментами.

    Магазин домашней косметики ручной работы. Товары ручной работы всегда вызывают интерес покупателей. Но из-за специфики производства выбор средств часто бывает ограниченным. Также следует тщательно проверять сертификацию продукции. Поэтому в данном направлении могут возникнуть некоторые сложности. Самая популярная продукция в этом сегменте – мыловарение.

    Магазин природной экологической или органической косметики. Сегодня экологическая и органическая косметика очень популярна. Часто натуральные товары стоят неоправданно дорого, но все равно пользуются высоким спросом. Поэтому реализация такой косметики считается прибыльным делом.

Как видите, существует множество направлений, чтобы открыть магазин косметики. Выбирайте то, в чем разбираетесь и то, где конкуренция минимальна. Сегодня самый верный способ завоевать своего потребителя - продавать косметические марки, которые не представлены или почти недоступны в России. Потребителю нужно предложить эксклюзив, и тогда он заинтересуется вашим магазином. Грамотно определенная целевая аудитория и ассортимент – основа вашего успеха.

Юридический вопрос в открытии магазина косметики

Прежде чем предпринимать какие-либо действия по открытию магазина, следует разобраться в юридических нюансах. Первым этапом открытия магазина косметики является регистрация бизнеса. Вы можете зарегистрироваться как ООО или ИП. Для небольшого магазина будет достаточно ИП, а для крупных лучше выбрать ООО. При регистрации потребуется указать код деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2: 47.75.1 “Торговля розничная косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла в специализированных магазинах”.

Что касается системы налогообложения, подойдет УСН или ЕНВД. Последний вариант удобен в том случае, если площадь помещения будет не более 150 кв.м. Но для магазина косметики помещение больше и не понадобится.

Для ведения розничной торговли не требуется каких-либо специальных разрешений. Чтобы открыть магазин, нужно собрать пакет документов, который включает санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора, разрешение пожарной инспекции, нормативные документы на магазин. Предприниматель должен подготовить договор аренды или документы на собственность, санитарный паспорт помещения, акт из БТИ, подтверждающий сдачу помещения в эксплуатацию. Также потребуются договоры на вывоз ТБО, дезинсекцию и дератизацию помещения. Кроме того, нужно открыть расчетный счет в банке и приобрести кассовый аппарат, который подлежит обязательной регистрации в Налоговой инспекции.


Готовые идеи для вашего бизнеса

В целом, регистрация магазина косметики довольна проста, и на этом этапе никаких сложностей возникнуть не должно. Также необходимо помнить, что вся косметическая продукция должна быть сертифицирована, а при заключении договоров с поставщиками необходимо проверять документы и обращать внимание на соответствие продукции актуальным требованиям.

С июля 2012 года действует Технический регламент Таможенного союза, в котором подробно изложена процедура обязательной сертификации косметической и парфюмерной продукции, а также требования к оформлению документов на товар, и нанесение маркировки на продукцию. Также там описаны требования к упаковке, на которой должна быть исчерпывающая информация о продукте.

Сертификацию продукции проводят специальные государственные лаборатории при Роспотребнадзоре. Обобщенный ассортимент товара, подлежащего обязательной сертификации, следующий:

    косметические товары – продукция, помогающая ухаживать за кожей лица, тела и рук, гигиенические средства для ротовой полости и зубов, средства для ухода за волосами и кожей головы;

    декоративные средства - все, что используется для макияжа, косметика для ногтей

    парфюмерия - духи, туалетная вода, дезодорант, одеколон;

    туалетное мыло - жидкое, твердое, мыльная паста или порошок;

Любой магазин косметики обязан обладать полным пакетом документов на каждую партию продукции.

Как выбрать помещение для магазина косметики

Как для любого заведения, занимающегося розничной торговлей, фактор расположения магазина косметики играет важную роль. Выгодное расположение определяет 70% успешности торговой точки. При оценке места нужно учитывать характеристики площади, простоту парковки, интенсивность пешеходного потока, заметность и примечательность, соседство с аналогичными предприятиями.

Главный критерий выбора - расположение торгового помещения. Это обязательно должно быть в месте с большим пешеходным трафиком. Что это за места? Центр города, спальный густонаселенный район, торговые центры и т.д. Как правило, для магазинов арендуют помещения на цокольном или первом этаже многоквартирного дома или же площадь в торговом центре. Отличным вариантом будет открыться неподалеку от салонов красоты, потому что там сконцентрирована ваша целевая аудитория. Преимущества размещения магазина в торговом центре: высокая проходимость, сосредоточение целевой аудитории. Преимущества размещения магазина в спальном районе: экономия на аренде торговой площади, шаговая доступность для жителей домов.


Прежде чем делать выбор в пользу того или иного помещения, обязательно проведите мониторинг конкурентов: лучше избегать соседства с косметическими гипермаркетами, магазинами брендовой косметики и вашими прямыми конкурентами. Также изучите эксплуатационные характеристики помещения. Каких-то особых требований к помещения для магазина косметики нет.

Минимальная площадь арендуемого помещения – 40 кв.м., если вы планируете открыть магазин с хорошим ассортиментом. Для небольшого торгового зала будет достаточно и 25 кв.м. Важно помнить, что помимо торгового зала арендуемой площади должно хватить на склад и помещения для хоз. нужд. Аренда торгового помещения общей площадью 40 кв.м. в среднем по России стоит около 30-40 тыс. рублей в месяц.

Средняя величина аренды коммерческих помещений разной площади в России, руб.*

*по данным анализа объявлений сайта Avito на 20.09.2018

Следует обратить внимание на планировку - торговый зал должен быть квадратной или прямоугольной формы, без лишних изгибов – это позволит удобнее разместить витрину и максимально эффективно использовать имеющееся пространство. Огромным плюсом будет, если в помещении будут большое витринные окна. Это позволит оформить витрину магазина, которая будет привлекать покупателей с улицы. Также рекомендуется искать помещения с ремонтом, чтобы ускорить процесс запуска проекта и сэкономить на отделочных работах. Особых требований к ремонту нет – нужно, чтобы в помещении было чисто и аккуратно. Но обязательно должно быть качественное освещение.

Как оформить торговую площадь магазина косметики

Торговое пространство должно быть хорошо освещенным и иметь приятный интерьер, который бы выгодно подчеркивал товар. Также, если помещение допускает создание застекленной витрины, следует оформить и ее.

Основные принципы оформления магазина косметики:

    островное зонирование торговой площади - для каждого бренда выделяются собственные стенды, оформленные в соответствующем стиле;

    цветовая градация цен на товары (например, супер-предложения выделять зелеными ценниками, эконом-позиции – желтым, и т.д.);

    контрастные цвета в оформлении (белый и черный, красный и белый и т.д.). Но при этом нежелательно применять слишком яркие и кричащие оттенки, которые будут отвлекать и раздражать покупателей.

Какое оборудование требуется для магазина косметики

Основным элементом в оформлении магазина косметики является торговое оборудование – стеллажи, витрины, полки, кассовый прилавок, кассовый аппарат. При определении количества необходимого торгового оборудования, необходимо опираться на объем товара. Его не рекомендуется располагать слишком близко друг к другу, чтобы потенциальный покупатель мог беспрепятственно разглядеть каждый образец. Наиболее популярные модели следует располагать на самых видных местах витрины.

Вся продукция располагается согласно типу средства (стойки с декоративной косметикой, полки с парфюмерией и т. д.) или сортируется по брендам. Если магазин работает в формате самообслуживания, торговые зоны должны оснащаться открытыми витринами, стеллажами островного и пристенного типа. Если же планируется классический формат магазина, то потребуется установить специальные стеклянные витрины.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для того, чтобы оборудовать торговый зал площадью 30 кв.м., потребуется затратить около 150 тыс. рублей. Имейте в виду, что по статистике, потери от воровства могут составлять от 5 до 10% от оборота торговой точки, поэтому при возможности стоит потратиться на противокражное оборудование.

Основы выкладки товара в магазине косметики:

    расположите товар так, чтобы его было хорошо видно;

    составляйте упорядоченные товарные композиции;

    учитывайте совместимость продукции, позаботьтесь об удачном товарном соседстве;

    грамотно и рационально используйте торговые площади, витрины и оборудование;

    следите за наличием всего перечня товаров, а также за его качеством (содержание в надлежащих условиях, соблюдение сроков годности и т.д.).

При раскладке продукции помните, что товары, которые расположены на уровне глаз или руки, покупаются неосознанно. Поэтому там стоит размещать товары подороже, а самые дешевые спускать на нижние полки. Также выгодно создавать витрины и стеллажи, предлагающие посетителям сезонные товары. Например, летом это будут дезодоранты, средства для загара, а зимой – крема для рук, гигиенические помады и т.д.

Как сформировать ассортимент магазина косметики

Ассортимент магазина косметики определяется, исходя из формата торговли и размеров помещения. Главное условие – полное заполнение витрин, но отсутствие нагромождения товаров. Полупустые стенды могут отпугнуть покупателей, а в захламленных витринах очень трудно ориентироваться. Первая партия товара должна быть не слишком большой. Пока вы не знаете, каким спросом будет пользоваться та или иная продукция, лучше закупить небольшую партию и проанализировать продажи. Исходя из специфики спроса и условий поставщиков, необходимо будет производить дозакупку товара. Главное в этом вопросе – правильно рассчитать требуемый объем товаров, чтобы разнообразить ассортимент, но исключить перенасыщение товарных полок.

Прежде чем сформировать ассортимент, следует провести тщательный анализ рынка, поставщиков и ассортимента магазинов-конкурентов. Это позволит определить потребительский спрос и подобрать товары таким образом, чтобы создать уникальное предложение на рынке. Грамотный подход к выбору ассортимента позволит избежать лишних товарных запасов, снизить вероятность неликвида, повысить товарооборот, сформировать конкурентные преимущества и привлечь потенциального покупателя. Тщательно изучите отзывы о поставщиках и качестве их продукции. Согласно статистическим данным, около 30% всей косметической продукции является контрабандой или подделкой.


Формирование ассортимента может показаться сложным, однако не стоит переживать. Со временем вы найдете наиболее удачное соотношение товара на прилавках магазина, а сначала стоит сделать упор на проверенную и востребованную продукцию массового спроса и разрекламированные новинки.

На первоначальную закупку товара потребуется около 300 тысяч рублей. В ассортименте должны быть товары различных ценовых категорий, вот их примерное соотношение:

Процентное соотношение зависит от множества факторов, например, от местоположения магазина, численности населения, экономической ситуации в стране и т.д.

    декоративная косметика (помада, тушь, пудра, тени и т.д.);

    уход за кожей;

    уход за телом;

    уход за волосами;

    парфюмерия.

Что же касается торговых наценок, то на косметическую продукцию они, как правило, составляют 20-50%, на парфюмерию – 50-100%. Помимо самой косметики и парфюмерии вы можете продавать различные аксессуары – это позволит увеличить прибыль. Разнообразить ассортимент можно бижутерией, очками, косметичками, аксессуарами для волос и прочим.

Еще один важный момент при закупке товара – поиск поставщиков. Идеальным вариантом будет сотрудничество с крупными оптовыми поставщиками, которые уже зарекомендовали себя на рынке. В интернете можно найти всю необходимую информацию: условия сотрудничества, каталоги, отзывы. Работайте лишь с теми поставщиками, которые могут предоставить вам гарантию качества. Помимо известных брендов, широко представленных на рынке, постарайтесь найти марку, не заявленную в других магазинах. Уникальное предложение может стать вашим конкурентным преимуществом.

Как выбрать персонал магазина косметики

Грамотный персонал – залог успеха магазина косметики. Поэтому к подбору персонала следует подойти с особой ответственностью. Основным персоналом в магазине являются продавцы-консультанты. Количество продавцов-консультантов зависит от площади магазина и графика его работы. Например, для небольшого магазина площадью 40 кв. м., будет достаточно четыре продавца-консультанта, работающих два через два. Кроме того, для обеспечения бизнес-процессов, потребуется бухгалтер, кадровик, товаровед. Эти функции при необходимости может выполнять сам предприниматель.

Портрет продавца-консультанта: молодая девушка, улыбчивая и вежливая, знающая толк косметических средствах и умеющая в понятной форме донести информацию до покупателя. Практика показывает, что именно такой тип продавцов вызывает наибольшее доверие у среднестатистического покупателя. Ключевые критерии при подборе персонала – коммуникабельность, ответственность, вежливость, умение работать с людьми. Перед тем, как приступить к работе, продавцы должны пройти обучение, ознакомившись с ассортиментом продукции, ее характеристикой и технологией продаж.

Чтобы помочь покупателю, консультанты должны знать товар, его характеристики, уметь правильно отвечать на различные вопросы. Поэтому может потребоваться обучение персонала. Если существует финансовая возможность, можно направить своих сотрудников на различные тренинги. На обучение персонал не только знакомится с технологией ведения продаж, но и получает узкоспециализированные знания по видам парфюмерно-косметической продукции. Известные бренды косметики регулярно проводят тренинги и семинары для сотрудников индустрии красоты. Некоторые из этих мероприятий можно посещать бесплатно.

Подготовительный этап длится около двух месяцев, в течение которых предусмотрено прохождение процедур регистрации, налаживание партнерских связей с поставщиками, поиск подходящего помещения, подбор персонала, закупка оборудования и товара, а также оформление торгового помещения.

Как раскрутить магазин косметики с нуля

Инструменты для продвижения магазина выбираются в зависимости от бюджета на рекламу. Какие способы можно использовать для раскрутки магазина косметики с нуля:

    Воспользоваться специальным сервисом смс-рассылки, который будет оповещать потенциальных клиентов об открытии нового магазина.

    Разместить информацию о магазине в городских электронных справочниках.

    Привлекать посетителей при помощи дисконтных и скидочных программ.

    В качестве рекламного инструмента также выступает оформленная витрина магазина, которая будет привлекать внимание потенциальных клиентов. Согласно маркетинговым исследованиям, 70% клиентов заходят в магазин, потому что их привлекает красиво оформленная витрина. Стоимость оформления витрины составляет в среднем 25 000 рублей.

Некоторые дистрибьюторы оказывают поддержку своим партнерам и даже частично покрывают расходы на рекламу. Рекламный бюджет магазина косметики в первые месяцы работы должны составлять не менее 30 тыс. рублей. После можно сократить расходы на рекламу до 10 тыс. рублей в месяц.

На продвижение магазина и выход на желаемые объемы продаж потребуется в среднем от 2 до 5 месяцев – за это время покупатели успевают узнать и привыкнуть к новой торговой точке.

Сколько стоит открыть магазин косметики с нуля

Для открытия магазина косметики необходимо рассчитать объем первоначальных вложений. Для этого нужно определиться с затратами на приобретение оборудования, первоначальную закупку товара и рекламное продвижение. Основные статьи первоначальных затрат отражены в таблице.

Первоначальные вложения


Также в рамках бизнес-плана магазина косметики необходимо рассчитать примерную сумму ежемесячных расходов. Они делятся на переменные и постоянные. Переменные расходы состоят из затрат на приобретение товаров и их транспортировку. Постоянные расходы состоят из арендной платы, коммунальных платежей, фонда заработной платы, расходов на рекламу, налогов и амортизационных отчислений.

Постоянные затраты магазина косметики


Таким образом, постоянные ежемесячные расходы составят 177 000 рублей.

Сколько зарабатывает магазин косметики

Расчет будущих доходов исходит из того факта, что торговая наценка на косметическую продукцию и парфюмерию составляет 30-100%. Будьте готовы к тому, что первые несколько месяцев вы будете работать в убыток или с мизерной прибылью, поскольку потребуется определенное время, чтобы привлечь покупателей.

Ежедневный доход магазина составляет 10 тыс. рублей в месяц. При среднем чеке 700 руб., для такого объема выручки, необходимо 14-15 клиентов. Тогда ваш доход в месяц составит 300 тыс. рублей. Отсюда вычитаем ежемесячные расходы и себестоимость (закупочную стоимость) товаров. Получаем чистую прибыль 60-100 тыс. рублей.

    Доход за месяц – 300 000 ₽

    Чистая прибыль – 80 000 ₽

    Окупаемость – примерно 10 месяцев

Средний уровень рентабельности данного бизнеса составляет 10%, то есть окупить первоначальные вложения в объеме 600 тыс. рублей вы сможете примерно за 10 месяцев.

Следует также обратить внимание, что перед праздничными датами (8 марта, 14 февраля, Новый год) выручка будет значительно выше. Популярные магазины могут за двухнедельный предпраздничный период заработать квартальную выручку. Учитывайте это и при составлении бизнес-плана магазина косметики, чтобы открыться незадолго до праздников, когда ожидается увеличение продаж.

После того, как вы продумаете все этапы запуска проекта и составите бизнес-план, где рассчитаете, сколько денег понадобится на реализацию, вам необходимо составить календарный план. Это делается для того, чтобы понять, когда именно вы сможете открыть магазин косметики. Обычно на запуск такого проекта уходит 4-5 месяцев.

С какими рисками можно столкнуться собственник магазина косметики

При планировании бизнеса обязательно нужно учитывать риски. Главная угроза для данного бизнеса – высокая конкуренция. Поскольку рынок косметики достаточно насыщен и конкуренция на нем высока (в частности, за счет крупных ритейлеров), поведение конкурентов может оказывать сильное влияние. Чтобы его минимизировать, необходимо создание своей клиентской базы, постоянный мониторинг рынка, грамотная и гибкая ценовая политика, наличие программы лояльности клиентов, образцовое обслуживание, формирование конкурентных преимуществ и создание уникальных торговых предложений.

Еще один риск связан с повышением закупочных цен на товары, недобросовестные поставщики. В первом случае возникает риск увеличения расходов и, как следствие, отпускной цены, что может негативно сказаться на спросе. Во втором случае, риск связан с перебоями торгового процесса вследствие недостатка товара. Снизить вероятность этих угроз возможно при грамотном выборе поставщиков и включении в договор всех необходимых условий, которые предусматривают материальную ответственность поставщика при их нарушении.


Следующий риск - недостаточный уровень спроса - является одним из наиболее вероятных и может возникнуть как по причине низкой платежеспособности спроса, так и по причине высоких издержек обращения. Снизить риск возможно при тщательном планировании деятельности магазина и финансовых результатов, грамотном формировании ассортимента и выборе торгового помещения, проведении различных акций и скидок, стимулирование повторных покупок, гибкое ценообразование.

Если вы арендуете торговое помещение, то должны учитывать риск отказа в предоставлении аренды торгового помещения или повышения стоимости аренды. Потеря места грозит убытками: во-первых, это затраты на перемещение оборудования; во-вторых, переезд займет определенное время, в течение которого магазин не будет функционировать и, следовательно, не будет приносить прибыль; в-третьих, потеря привычного для клиентов места и дополнительные затраты на рекламу для раскрутки нового места. Все эти последствия могут повлечь за собой существенные убытки. Чтобы снизить этот риск, необходимо заключать договор долгосрочной аренды и тщательно выбирать арендодателя. В перспективе стоит рассмотреть возможность приобретения собственной торговой площади.

Поскольку хороший персонал – залог успеха торговли, вам следует уделять особое внимание формированию и управлению персоналом. Существует риск проблем с сотрудниками, который может возникнуть из-за низкой квалификации, текучести кадров, отсутствия мотивации. Снизить этот риск проще всего на этапе подбора персонала, принимая на работу сотрудников, отвечающих всем требованиям. Также стоит предусмотреть повышение квалификаций сотрудников и их премиальную мотивацию.

Еще один риск - снижение репутации магазина в кругу целевой аудитории при ошибках в управлении или снижении качества услуг. Нивелировать риск возможно при постоянном контроле качества товара и обслуживания, получении обратной связи от клиентов магазина и проведении корректирующих мероприятий. Зная о возможных рисках и проводя меры по их профилактике, можно избежать серьезных финансовых потерь и построить стабильный, прибыльный бизнес.

1813 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 242020 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Иван чай России. Целебные сборы. Ноу-хау здоровья. Эликсир жизни.