Гарем насер ад дин шах каджар. Тайна иранской принцессы

Насер ад-Дин Шах Каджар со своими любимыми жёнами.

Современные европейцы представляют восточный гарем как райское место, в котором живут молодые красавицы из знаменитых арабских сказок "1000 и одной ночи». Но фотографии из гарема Насер аль-Дин Шах Каджара, который правил в Иране в конце XIX века, ломают этот стереотип и демонстрируют неожиданные стандарты красоты того времени. В нашем обзоре фотографии из личного архива шаха, на котором запечатлены его жёны, семья и наложницы.

Насер ад-Дин Шах Каджаров стал шахом Ирана в 1848 году и правил в течение 47 лет. Это правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана. Историки утверждают, что он был хорошо образован и имел репутацию сибарита. Одной из многих страстей Насер ад-Дина была фотография.

Фотографировать Шах Каджара полюбил ещё в детстве, а когда пришёл к власти создал в своём дворце первую официальную фотостудию. У него был придворный фотограф - Антон Севрюгин из России.

Правда, русскому фотографу было позволено снимать только родственников шаха мужского пола, его слуг и придворных. А фотографирование своего гарема, в котором было более 100 наложниц, шах оставил за собой. И это при том, что по шиитским законам в то время снимать лица людей было недопустимо. Но что может остановить самого могущественного человека в стране!

У Насер ад-Дин Шаха Каджара было не только много жён, но и огромное число детей. Его дочь Эсмат была одной из первых женщин, которая научилась играть на пианино, когда инструмент привезли из Европы в Иран.

Непослушный внук шаха в компании родственников.

17 июня 1741 - 1797

шах (шаханшах) Персии в 1779-1797 годах, шах с 1796 года. Основатель династии Каджаров.

Биография

Ага Мухаммед был сыном предводителя тюркского племени каджаров. Его отец Мухаммед Хасан-хан некоторое время был придворным Адил-шаха, племянника Надир-шаха , но вскоре попал в опалу и был вынужден бежать, тогда как шестилетний Ага-Мухаммед был по приказу шаха оскоплён. Физическое увечье, служившее к тому же предметом насмешек окружающих (его за глаза прозвали «Ахта-хан», то есть Скопец-хан), нанесло жестокую психологическую травму и, видимо объясняет многие черты его характера, злобного и безжалостного.

После убийства Надир-шаха в 1747 году в государстве воцарился хаос. Афганцы провозгласили независимость в Кандагаре , саму Персию раздирали распри из-за престолонаследия, страна оказалась на грани распада. Потомки Надир-шаха удерживали Хорасан. Беспорядки прекратились лишь с восхождением на престол Карим-хана, принадлежавшего к иранскому кочевому племени Зенд. После оскопления Ага-Мухаммед жил в Туркменской степи у своего отца, ставшего правителем Мазендерана и Гиляна, и принимал участие в его походах против Зендов. Однако в 1760 г. Мухаммед-Хасан-хан потерпел поражение и был обезглавлен Карим-ханом Зендом, а в 1762 году молодой Ага-Мухаммед с братьями был отправлен заложником к Карим-хану в Шираз . Карим-хан обращался с ним хорошо и даже женился на одной из его родственниц.

После смерти Карим-хана в 1779 г. Ага-Мухаммед бежит из Шираза, становится главой каджаров, подчиняет себе Мазендеран и Гилян и выступает против Зендов. В 1785 г. он берет столицу Зендов Исфахан , причём, по словам современника, подвергает его такому разгрому, что «никогда прежде, даже при нашествии афганцев, город не испытывал таких ужасов. Войска в варварстве и жестокостях доходили до крайности». В том же году он занимает Кум и Тегеран , который делает своей столицей. Весной 1791 г. он взял и разрушил другую столицу Зендов, Шираз ; при этом прах Керим-хана был выкопан из могилы и помещён под порогом тегеранского дворца Ага-Мухаммеда, чтобы правитель, ступая на это место, вспоминал поверженного противника. В 1794 г. после пятимесячной осады штурмом берет последний оплот Зендов - Керман ; город на три месяца был отдан воинам, большинство горожан перебито, 20 тыс. мужчин ослеплено, 8 тыс. женщин отдано на потеху воинам, оставшиеся обращены в рабство. Из 600 отрубленных голов пленных была сложена пирамида. Последний зендский правитель Лутф-Али-хан был ослеплён и затем четвертован.

В 1795 г. Ага-Мухаммед выступает на Хорасан, где правил слепой и престарелый сын Надир-шаха, Шахрух. Шахрух сдался без боя, что, однако, не спасло его: чтобы выведать, где тот спрятал сокровища отца, Ага-Мухаммед велел пытать его расплавленным свинцом. Шахрух умер от пыток. В том же году Ага-Мухаммед выступает на Грузию, выставив предлогом её союз с Россией, разбивает армию царя Ираклия II в Крцанисской битве, затем без боя вступает в грузинскую столицу и подвергает её полному разгрому: большинство населения было перебито, ок. 22 тыс. человек, главным образом женщин и детей, угнано в рабство, лучшие здания города разрушены. Весной 1796 г. на торжественной церемонии в Муганской степи он провозглашается шахом Ирана. На следующий год (1797) он выступает против русских и наносит поражение отряду

Давно по инету гуляют фотки из гарема шаха Насер ад-Дин Шах Каджар с мужеподобными женами. Я тоже повелся на фото принцессы, и мне стали писать что это фейк. Решил разобраться. Оказалось непросто. Фотки намешали, напутали. Людей не разобрать. Но давайте попробуем?

Дело в том что жены у шаха весьма... специфические.Иногда считают что это вовсе даже актеры первого иранского театра.

На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати.

Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

Покопавшись в фото я все решил что фото не фейк. Во всяком случае некотрые люди прослеживаются через десятки лет.

Давайте попробуем отследить людей. Например первое фото - это точно фото гарема шаха. Во всяком случае его так атрибутируют. Обратите внимание на мальчонку-негра. Видимо это евнух, и он встретится еще на других фото. Хотя лиц жен не узнаю.

Например вот тут он уже подрос, но на фото есть сам шах.

Или вот он с кальяном. Жена (наложница?) несколько раз встречается еще в соблазнительных позах.

А вот тут не очень ясно это он или нет? Как то постарел? Или просто евнухов набирали из негров? В центре скорее всего Ансиодола (Ansi (Anis) ol Doleh), любимая жена шаха на склоне лет. Справа та же жена, что стоит на фото в центре второй фотки.

Вот Ансиодола в в более молодом возрасте

А тут она в молодости и вовсе красавица.

Вот она же в европейском платье.

Теперь про дочь шаха Эсмат ал-Дола. Извесно что она была чуть ли не первой. кто научился играть на фортепьяно в Иране. Фоток ее больше.
Юбочка сделана из платка. На манер пачки, котрую шах видел в Санкт-Петербурге в балете и очень этим возбудился.

Она же с дочерью и женой шаха. Мать ли ее это? Если так то она не дочь Ансидолы.

Ниже она с младшей сестрой

С ней же на лавочке.

Это она уже на склоне лет с обширным семейством.

Похоже на дочь шаха со внуком. И чуть ли не на той же скамейке.

Сам шах тоже любит фотографироваться.

Вот его туалетный лук с женами через зеркало.

Кроме фото шаха ходят фото иранских женщин фотографа русского (отец армянин, мать грузинка) происхождения Антона Севрюгин а. Он родился в Тегеране в семье посла. Отец рано умер, семья вернулась в Тбилиси, где Антон учился живописи и фото. В конце 1870-х годов он вернулся в Тегеран и открыл в Тегеране фотоателье на паях со своими братьями.

Севрюгин стал придворным фотографом Насер эд-Дин Шаха, создал настоящую фотолетопись Ирана с 1870 по 1930 год и за свои заслуги даже получил звание хана. Но вряд ли он попал бы в гарем. Однако других женщин он снимал. похоже поздние фото дочери шаха это его работа.

К сожалению осталась лишь малая часть его снимков. Несколько раз его архив разоряли и конфиксковывали. От более чем 4 тысяч уникальных снимков осталось меньше тысячи . Хорошая

Вот тут он в кадре.И это явно не гарем шаха.

Ну и на закуску как выглядели прицессы Персии уже в 20 веке.

Иранский шах, который правил страной 47 лет, был образованнейшим человеком Ирана, знавшим несколько языков, любившим географию, рисование, поэзию, автор книг о своих путешествиях. В семнадцать лет он унаследовал престол, но вступить во власть смог только при помощи оружия. Это был неординарный человек, который сумел провести небольшие, с точки зрения нашего времени, но значительные для своего времени реформы в стране.

Как грамотный человек, он понимал, что только образованный и развитый Иран сможет на равных с другими странами существовать в этом мире. Он был поклонником европейской культуры, но осознавал, что религиозный фанатизм, свирепствовавший в стране, не позволит претворить его мечты в реальность.

Тем не менее при его жизни было сделано немало. В Иране появился телеграф, стали открываться школы, была проведена реформа армии, открыта французская школа, прообраз будущего университета, где изучали медицину, химию, географию.


Театр Насера Каджара

Насер Каджар в совершенстве знал французский язык, был знаком с французской культурой, в частности с театром, но он был прежде всего шахом Ирана, мусульманином. Поэтому его мечта о полноценном театре не могла осуществиться. Но он вместе с Мирзой Али Акбар Хан Наггашбаши создает государственный театр, труппа которого состояла из мужчин. На фотографиях актеров можно увидеть знаменитую «иранскую принцессу Анис аль Долях». Да, это принцесса, но не настоящая, а в исполнении актера-мужчины.

Иранский театр не играл постановок из жизни народа. Его сатирический репертуар полностью состоял из пьес, описывающих придворную и светскую жизнь. Все роли здесь играли мужчины. Это не единичный случай. Вспомните японский театр кабуки, где играют только мужчины. Правда, японские актеры играли в масках, и увидеть у них сросшиеся брови и усы вряд ли было возможно. К слову сказать, густые сросшиеся брови у жителей арабских и среднеазиатских стран всегда считались признаком красоты, как у женщин, так и у мужчин.


Основатель иранского театра

Руководителем первого государственного театра был известный в Иране человек Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается основоположником иранского театра. Все роли играли мужчины, только после 1917 года было разрешено женщинам быть актрисами и участвовать в спектаклях.

Старые фотографии

Насер ад-Дин с юношества увлекался фотографией. У него была своя лаборатория, где он собственноручно печатал снимки. Он фотографировал сам, у него был фотограф-француз, который снимал его. В конце шестидесятых годов XIX века в Тегеране открывают свою студию братья Севрюгины, один из них - Антон - становится придворным фотографом.

Снимал шах все, в этом ему помогал Севрюгин. Фотографии жен, приближенных, артистов театра, своих поездок, торжественных встреч, военных действий он хранил в сейфе дворца. После иранской революции все его архивы были рассекречены, и снимки попали в руки журналистов. Кто на этих фотографиях изображен, сейчас сказать трудно. Полагаться на интернет не стоит. Подписи к одним и тем же фотографиям на разных сайтах отличаются кардинально. Достоверность их весьма сомнительна.

На одном немецком сайте к статье о Насере ад-Дине встретился интересный комментарий, который прислал житель Ирана. Он пишет, что хан не любил женщин, поэтому, чтобы быть похожими на мужчин и тем самым угодить шаху, они подрисовывали себе усики. Насколько это верно, сказать трудно, но это частично объясняет явно мужские лица в женской одежде и то, что посторонний мужчина (фотограф) снимает хана в кругу мужеподобных женщин.


Кто такая иранская принцесса Анис

Анис аль Долях – это, скорее всего, имя героини какой-либо пьесы, которая разыгрывалась с одними действующими персонажами по различным ситуациям (случаям из жизни). Что-то наподобие современных сериалов. Каждый актер играл одну роль в течение многих лет.

У шаха Насер Каджар была официальная жена Мунира Аль-Хан, которая родила ему детей, в том числе и его наследника Мозафереддин-шаха. Она была из знатной и влиятельной семьи, имеющей немалую власть. То, что у шаха был гарем, сомневаться не приходится. Но кто жил в его гареме, сказать точно сейчас невозможно.

Фотографии шахских наложниц

Фото иранской принцессы аль Долях и наложниц шаха, выложенные в интернете, это, скорее всего, снимки артистов театра или отрывки из пьес. Приходя в любой театр, мы видим в его фойе состав труппы в фотографиях, где нередко можно увидеть загримированных актеров, то есть отрывки из их ролей.

Не будем забывать, что шах был приверженцем всего европейского, но оставался мусульманским диктатором, который не терпел никакого инакомыслия. Отступление от норм Корана (в данном случае фотографирование женщин с открытыми лицами) оттолкнуло бы от него тысячи его преданных подданных. Этим бы не преминули воспользоваться его враги, которых у него было предостаточно. На него не раз совершались покушения.

Шах посетил многие страны Европы, в том числе и Россию. Он был восхищен русским балетом. Поставить у себя в стране нечто подобное он не мог, поэтому создает об этом пьесу, нарядив в балетные пачки иранскую принцессу Анис (фото ниже) и других якобы женщин. Кстати, шах писал книги о своих путешествиях, которые печатались в Европе и России. Возможно, он писал и пьесы для своего театра.


Что значит имя Анис

Почему у иранской принцессы такое странное имя Анис? Это не случайно, именно при шахе Насер ад-Дине были расстреляны два религиозных мятежника, посмевших признать Коран изжившим себя. Это основоположник новой религии, получившей название бабизм, Баба Сейид Али Мухаммад Ширази, а также его ярый последователь и помощник Мирза Мухаммад Али Зунузи (Анис). Существует легенда, что во время расстрела, проведенного отрядом из 750 христиан, Баба странным образом оказался в своей камере, а Аниса пули не тронули.

Именно имя Анис носит сатирическая иранская принцесса. Каждый раз оно вызывало смех и издевательства. Облачив своего противника в женскую одежду, что уже само по себе позор для мусульманина, шах отомстил тем, кто пошел против Корана. Мы не знаем имен других «обитательниц» шахского гарема, может быть они также могут о многом рассказать. Конечно, это только предположения, что было на самом деле, мы уже никогда не узнаем.

Насер ад-Дин Шах Каджар - четвертый шах Ирана, получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет. Его правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана.

1. Насер ад-Дин Шах Каджар - счастливый владелец гарема.

Историки рассказывают, что для своего времени Насер ад-Дин Шах Каджар был неплохо образован и прослыл сибаритом, да настолько, что впоследствии вызвал недовольство своих приближенных.

2. Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъемкой.

Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось еще в детстве, а когда он пришел к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл свое ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награжден почетным титулом.

3. Главный вход во дворец Гулистан.

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.

4. Полнота - как главный критерий красоты.

Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своем дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.

5. Несравненная Анис аль-Долех - любимая жена шаха (справа).

Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.

6. Анис аль-Долех, или Задушевный Друг Державы.

7. Несравненная Анис аль-Долех (сидит).

Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме - шахские жены выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.

8. Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема.

Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения - на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.

9. Гарем на пикнике.

10. Худобой обитательницы гарема не страдали.

По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха - все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надежно спрятаны.

11. Молодая наложница с кальяном.

12. На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетных пачек (шалитех). И это неслучайно.

13. Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел шалитех. Правда, от мусульманских платков наложницы могли отказаться только перед фотокамерой. Впрочем, не исключено, что это только легенда.

14. Дамы из гарема в балетных пачках.