Конспект занятия по рисованию снегири. Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Красногрудые снегири

Конспект занятия по ИЗО в средней группе. Тема: Снегирь

Осина Ольга Анатольевна, воспитатель. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Абакана "Центр развития ребенка - детский сад "Чайка".
Описание материала: предлагаю вам конспект занятия по художественно - эстетическому развитию детей средней группы (4 - 5 лет) по теме: "Снегирь". Данный материал будет полезен воспитателям, методистам, студентам педагогических факультетов.

"Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: "Снегирь".

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности "Снегирь".
Задачи:
1. Создать условия для развития творчества, воображения;
2. Обеспечить эмоциональное благополучие детей;
3. Способствовать развитию у детей умений рисовать снегиря на заснеженной ветки: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы - строение тела, окраску.
4. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке полученные представления.
Виды детской деятельности: изобразительная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Оборудование: листы бумаги голубого цвета, гуашь (красная, белая, черная), кисточки, салфетки, баночки с водой.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель. Дети сегодня к нам в гости пришла Волшебная кисточка. (Воспитатель показывает куклу). Давайте с ней познакомимся. (Дети знакомятся с Волшебной кисточкой). Дальше воспитатель ведет разговор с детьми от имени персонажа.
Волшебная кисточка: Я решила нарисовать снегиря. И хочу вас взять к себе в помощники. Вы согласны? (Ответы детей).
Основная часть.
Волшебная кисточка. Давайте с вами рассмотрим картинку снегиря. Из каких частей состоит птичка? (Ответы детей). Волшебная кисточка. Снегирь - маленькая птичка, с яркой красной грудкой и черной шапочкой. Она называется так потому, что появляется с первым снегом.
Дидактическая игра "Собери птичку".
Волшебная кисточка. Ребята, соберите птичку из геометрических фигур. (Дети собирают птичку.)
Волшебная кисточка. Ребята, посмотрите, как мы будем рисовать снегиря. (Воспитатель показывает и называет этапы рисования птицы.)
Рисуем заснеженную ветку белой краской.


Рисуем круг и делим его на две части - это туловище снегиря.
Грудку раскрашиваем красной краской.
Спинку раскрашиваем черной краской.


Рисуем головку, хвостик, носик и глаз.

(Дети слушают пояснения воспитателя).
Волшебная кисточка. Давайте с вами перед рисованием немного поиграем.
Динамическая пауза.
Птицы крыльями махали - все летали и летали,
птицы в воздухе кружились,
на дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали. (Дети имитируют движения по тексту).
Волшебная кисточка. А сейчас наши птички превратились обратно в детей, и садятся за свои рабочие места. Самостоятельная изобразительная деятельность. По окончанию рисования дети выставляют свои работы на выставку.

Итог занятия.
Волшебная кисточка. Молодцы, ребята, потрудились.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
З. Александрова.
Дети рассматривают снегирей. Какие вам птички больше понравились и почему? (Ответы детей). После Волшебная кисточка прощается с детьми.

Цели

Учить детей передавать в рисунке образ птицы

Развивать навыки тонирования бумаги акварелью по сырому

Учить подбирать соответствующую цветовую гамму; развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка

Учить гармонично располагать изображение на листе бумаги

Материалы для занятия

Листы бумаги формата 29 х 42 см

♦ Гуашь

♦ Акварель

♦ Кисти № 8

♦ Палитры

Фотоиллюстрации или картинки с изображением сне­гирей

Ход занятия

Беседа с детьми

Воспитатель: Дорогие ребята! На этой неделе мы гово­рим о зиме. Наше сегодняшнее занятие посвящено самым зим­ним птицам - снегирям. Название снегирю дано очень удач­ное. Почти повсюду он становится заметен именно с выпаде­нием снега. Тогда в лесах, по обочинам дорог появляются стайки небольших птиц, особенно заметных благодаря своим красным грудкам. Держатся снегири на рябинах, кленах, кус­тах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом.

Сегодня мы с вами попробуем изобразить этих птиц на ветке рябины.

Тонирование бумаги

Воспитатель: Сначала подготовим фон для рисунка. Как вы думаете, на каком фоне лучше изобразить красногрудых птиц? (В процессе обсуждения воспитатель подводит детей к мысли, что лучше всего для композиции подойдет зеленовато-сиренево-фиолетовый цвет ранних сумерек.)

Затем воспитатель напоминает способ получения про­зрачного, расплывающегося как морозная дымка фона - то­нирование по сырому:

1. Сначала лист бумаги слегка смачивается водой с помо­щью поролоновой губки или широкой кисти.

2. Затем на влажную поверхность листа наносятся аква­рельные краски: верхняя треть листа покрывается свет­ло-зеленой краской, затем идет сиреневый цвет, потом фиолетовый.

3. Краски наносятся так, чтобы между участками, затони-рованными разными цветами, не оставалось пробелов, чтобы один цвет заходил на другой. Так границы полу­чаются размытыми, один тон плавно переходит в дру­гой.

Воспитатель: Подождем немного, пока лист подсохнет. А после этого изобразим ветку, на которой сидят птицы, и часть ствола дерева.

Изображение снегирей

Воспитатель: А теперь рассмотрим, из чего состоит тело птицы. С помощью какой фигуры можно изобразить тулови­ще птицы? (Овал.) А головку? (Круг.)

Начнем с карандашного наброска: итак, сначала рисуем туловище-овал, затем пририсовываем голову-круг. Не забы­вайте, как работать простым карандашом. Не надо слишком сильно нажимать на грифель. Набросок должен быть еле за­метен.

Теперь подумайте, как вы хотите изобразить крылья. Мо­жет быть, они будут прижаты, а может, расправлены, как буд­то птица собирается взлететь.

Набросок закончен. Можно приступать к работе краска­ми. Посмотрите внимательно, какого цвета у снегирей груд­ка? (Красная или темно-бордовая.) Какого цвета перышки на спинке? (Сине-зеленого.) А какого цвета крылья и хвост? (Темно-синего, почти черного.)

Воспитатель также напоминает, что кисть нужно тща­тельно промывать перед тем, как набрать краску другого цве­та, отжимать ее, чтобы краска не получилась слишком жид­кой. При необходимости, для получения нужного тона, дети используют палитру для смешивания красок.

Следующий этап - оживка, которая выполняется тон­ким концом кисти белой гуашью, для того чтобы выделить отдельные перья на хвосте и на крыльях. Оживка выполня­ется после того, как краски на изображениях снегирей под­сохнут.

Чтобы не терять время, дети могут изобразить гроздья рябины, падающие хлопья снега.

Составление рассказа по рисункам

После того как рисунки закончены, воспитатель просит детей рассказать о своих рисунках, немного пофантазировав о том, откуда прилетели снегири к рябине, об их повадках, как они провели день, где устроятся на ночь.

Кожунова Надежда Викторовна,

воспитатель, ГБОУ СОШ №932 ДО №3, г. Москва

Цели и задачи: формировать интерес к птицам, расширять знания о них, воспитывать желание заботиться о них зимой. Закреплять умение рисовать дерево. Учить передавать форму и цвет оперения снегирей, передавать пропорции птиц относительно дерева. Упражнять навыки рисования гуашью.

Материалы: иллюстрации картин со снегирями; тонированная бумага в серых, жёлтых, голубых тонах, лист бумаги размером А3 с нарисованным деревом и снегирем; гуашь, кисточки размером №6 и №4, банки с водой, салфетки на каждого ребёнка.

Ход занятия

Воспитатель. Наступила зима, и в садах и парках появились птички в ярко-красных нарядах. Кто знает как они называются? Правильно - это снегири. Люди назвали их так потому, что прилетают они с первым снегом.

Рассматривание картин и иллюстраций "Снегирь", "снегири на дереве"

Рссмотрите внимательно снегиря. Сочетание четырёх цветов: красного - на грудке, серого - на спинке и подхвостье, черного - на голове, как-будто он в шапочке,а также на крыльях и хвосте, и белого - в виде полосок на крылышках делают его наряд очень красивым. И наряднее всего снегири выглядят именно зимой на фоне покрытых белым снегом деревьев и кустов.

На снегу сидит блистая,

Красногрудых птичек стая,

Полюбуйтесь поскорей

на красавцев снегирей.

В.Сибирцев

Ребята, кто из вас знает, где снегири живут весной и летом? Живут сненири в хвойных лесах. Гнёзда свои устраивают на ёлке. С наступлением холодов снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей, чтобы легче было найти себе пищу. Питаются снегири зимой в основном ягодами рябины, почками деревьев, семенами ясеня, клёна, липы, ольхи.

Даже в самый лютый мороз снегири сидят на заснеженных деревьях почти неподвижно. Сорвут ягоду и замирают, и так целыми днями. А когда вечером темнеет, стайка снегирей перелетает подальше в кусты или деревья и там ночует, спрятавшись в ветвях.

Люди очень полюбили снегиря. Они украшают зимнюю природу.

Мы с вами сегодня попробуем нарисовать прилетевших к нам снегирей. Но сначала ответьте на вопросы:

Почему эту удивительную птицу люди назвали снегирём?

Как отличить снегиря от других птиц?

Где он живёт и чем питается?

Воспитатель показывает как можно нарисовать снегиря, дорисовывает снегиря на дереве методом мазков: кисточкой №6 - туловище (красный мазок), хвост и крылья - чёрные мазки, тычёк - голова.

Физкультминутка: "Птички прилетели". Дети под музыку бегают, машут руками как крыльями, останавливаются, "клюют" зернышки, идут вокруг столов и садятся на свои места.

Итог:

Работы вывешиваются на доску. Анализ работ положительный.

Воспитатель. Как много снегирей прилетело к нам в гости. Сейчас пойдём гулять и покормим наших птичек в кормушках.

НОД. Рисование гуашью. Тема «Снегирь».

Средняя группа.

ЦЕЛИ:

Познакомить детей с птицей снегирь, с ее строением. Некоторыми особенностями (когда прилетает, чем питается), учить детей передавать в рисунке образ птицы, учить подбирать соответствующую цветовую гамму, учить композиционно располагать изображение на листе бумаги , развивать чувство формы и цвета, воспитывать аккуратность, любовь к природе.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:
Листы бумаги формата А4, тонированные и с нарисованными ветками рябины, гуашь, кисть № 3 (синтетика), салфетки, фотоиллюстрации или картинки с изображением снегирей

В. Ребята. Вы знаете, какое сейчас время года? Правильно, зима. Помните, осенью мы с вами говорили о перелетных птицах, о тех птицах, которые улетают на зиму в теплые страны. Но есть такие птицы, которые прилетают к нам зимой. Послушайте о них загадку:

Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку –

Дети: Снегиря.

В. Правильно эта птичка снегирь. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму.

Снегири садятся на ветки рябины, клена, на кусты калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый, черный.

Посмотрите на ваши листочки. В прошлый раз мы с вами рисовали гроздья рябины? Теперь на наши веточки рябины прилетят снегири. Для того что бы нарисовать снегиря нам понадобиться красная краска. Мы осторожно кончиком кисточки набираем краску, так что бы не испачкать железку и рисуем красный круг.

Потом моем кисточку и вытираем о тряпочку. Затем на кончик кисточки берем черную краску и раскрашиваем спинку нашему снегирю.

Затем, решаем в какую сторону смотрит наш снегирь, и рисуем маленький клювик, с другой стороны хвостик.

Осталось нарисовать крылышки.

Теперь мы моем как следует нашу кисточку. Потому что нужно будет взять другой цвет краски. Вытираем о тряпочку. Белой краской рисуем глазик и узор на крыле. Вот и получился у нас снегирь.

А теперь отгадайте загадку:

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.

Дети: Снег .

В. Правильно, снег. На веточках, на гроздьях рябины, в воздухе мы нарисуем снег.

Теперь вы можете начать рисовать снегиря.

Подвижная игра «Снегири» проводится после того как дети нарисовали грудку и спинку.

Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам

В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны

Распушили перышки - частое потряхивание руками

Греются на солнышке - хлопки по бокам

Головой вертят, улететь хотят - повороты головы

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.

Подведение итогов: Молодцы, ребята! Какие красивые снегири прилетели на ваши веточки рябины !

Морозова Татьяна Владимировна
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Красногрудые снегири»

НОД по рисованию в старшей группе на тему : «Красногрудые снеги

Программное содержание :

Углублять знания об окружающем мире; продолжать совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей ; учить пе-редавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать ху-дожественно-творческие способности.

Поощрять творческую инициативу.

Воспитывать наблюдательность, заботливое отношение к птицам, доброжелательность, милосердие.

Оборудование и материалы : иллюстрации с изображением снегиря , воробья, вороны и др., простой карандаш, акварельные краски , баночка с водой, кисти, салфетки, тонированная бумага голубого цвета, рисунок, выполненный педагогом.

Предварительная работа : наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, выяснение строения птиц, чтение рассказов В. Сухомлинского «Красногрудые снегири » , «Снегирь – резчик » ; коллективная лепка «Птицы у кормушки» ; дидактическая игра : «Узнай по описанию»

Словарная работа : Добиваться от воспитанников полных развернутых ответов, введение в активный словарь детей красногрудый , стая.

Ход занятия

Организационный момент "Подари улыбку"

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Влево - вправо повернемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. – Ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу

Кто-то к нам сюда спешит

Влетает синичка с конвертом (ребёнок с наголовником синички)

Синичка. Я весёлая синица

И морозов не боюсь.

Даже в минус двадцать пять

Люблю песни распевать!

Здравствуйте, ребятки. Зима для вас письмо передала.

Воспитатель. Вот письмо, необычное оно. Посмотрим, что же нам Зима сегодня прислала (достаю из конверта иллюстрацию с изображением зимней природы) .

Ребятки, как вы думаете, какое время года здесь изображено? (зима)

А почему вы так решили? (всё кругом белым бело от снега , на деревьях нет листочков)

Достаю следующую иллюстрацию, где изображены дети, насыпающие корм в кормушки.

Кто зимой прилетает к нашей кормушке? (птицы)

Как называются одним словом эти птицы? (зимующие)

Почему их так называют? (потому, что они не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами)

Каких зимующих птиц вы знаете (показываю третью иллюстрацию) Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены (ворона, воробей, сорока, голубь)

Молодцы ребятки, вспомнили зимующих птиц.

А теперь, представьте, что мы с вами превратились в большую птицу, орла (дети идут по кругу, размахивая руками, как крыльями) .

А сейчас мы превратимся в маленькую птичку, синичку (дети идут по кругу, раставив руки в стороны и шевеля пальчиками)

И вот, наши птички, взмахнув крылышками, полетели на свои места.

Воспитатель : Есть такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать. А чтобы узнать эту птицу отгадайте загадку :

Черный, красногрудый ,

Он у нас найдет приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут . (Снегирь .)

А сейчас мы с вами рассмотрим эту удивительную птичку (показ слайдов) .

1. Снегири - это зимующие птицы, не улетающие осенью в теплые края. Весну и лето они проводят в густых зарослях северных лесов, а осенью собираются в стайки и прилетают в наши парки и сады.

2. Они любят клевать различные семена, ягоды шиповника и рябины

3. Посмотрите какие они красивые , яркие, похожи на яблочки с ветки.

4. У самочки снегиря , оперение более светлое, сероватое, а самец яркий, с красной грудкой .

5. Давайте ещё раз полюбуемся на снегиря , очень уж он красивый с красной грудкой .

6-7. А здесь мы видим, как можно нарисовать снегиря . Один расправил крылья и хочет взлететь, а другие сидят на веточке, прижавшись друг к другу.

8. А здесь показано из каких частей состоит тело снегиря и как его можно нарисовать .

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем рисовать снегиря .

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением этой птицы и проводит беседу для уточнения и обогащения представления детей о внешнем виде снегирей . Обсуждают особенности строения тела снегиря :

овальное туловище красного цвета , черная, маленькая слегка приплюснутая черная голова с острым треугольным клювом, заостренное разноцветное крылышко (сверху синее, снизу черное с небольшими белыми вкраплениями, прямоугольный черный хвостик с небольшой выемкой на конце.

Объясняет способ выполнения работы, проговаривая с детьми характеристику снегиря .

Воспитатель.

Беру простой карандаш и делаю набросок. Далее начинаю рисовать птицу краской , широкими линиями. Сначала рисую красной краской овальное туловище . С одной стороны, где грудка, - шире, а где будет хвост, - уже (похоже на яйцо) .

Над грудью черной краской рисую овальную головку так, чтобы она немного перекрывала туловище, так как шея у снегиря короткая .

Теперь нарисую хвост средней величины двумя широкими линиями и крылышки. Они подняты вверх, если птичка вспорхнула, и прижаты к спине, если сидит.

А какой клюв у снегиря ? Правильно он короткий и толстый. Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв? (что бы доставать семена из шишек) . Глаза - выше клюва, лапы короткие, расположены ближе к хвосту. Клюв нарисую короткими мазками, если он открыт – двумя мазками. Снегирь уже нарисован .

Воспитатель с помощью вопросов закрепляет последовательность способа изображения снегиря .

Перед самостоятельной работой проводится

Физминутка

«Снегири »

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири (Показывают грудки)

Распустили перышки (Руки слегка в стороны)

Греются на солнышке (Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Полетели!

А потом на ветку сели!

А теперь можно и преступить к работе.

Дети самостоятельно рисуют.

Педагог наблюдает за последовательностью выполнения работы, с помощью вопросов уточняет название формы, пропорциональное соотношение.

Хвалит тех, кто внес в свои работы дополнительные элементы, например, нарисовал снегиря в другой позе , изменил положение головы.

В конце продуктивной деятельности воспитанники выкладывают свои рисунки для просушки. Воспитатель читает отрывок из стихотворения

З. Александровой :

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!-

Как розовые яблочки,

На ветках снегири .

Воспитатель

Какую птицу мы рисовали сегодня ? (Снегиря ) .

Что делает снегирь на рисунке ? (Снегирь сидит на ветке , летит, клюет семена) .

Молодцы! Теперь в нашей группе появилась целая стая снегирей . Какие они красивые и совсем разные !

Воспитанники рассматривают кто, как нарисовал птиц : крылья расправленные – хочет взлететь; сидит на веточке, что – то клюет.

Дети выбирают наиболее интересные работы.